автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические аспекты подготовки будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьной аудиторией
- Автор научной работы
- Маковец, Людмила Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Маковец, Людмила Анатольевна, 1997 год
Введение.
Глава I. Педагогические основы формирования навыков самонастроя на творческую деятельность (на материале работы музыкальных отделений педагогических учебных заведений).
§ 1. Научно-теоретические подходы к проблеме оптимизации творческого состояния музыканта в отечественной и зарубежной литературе.
§2. Подготовка учащегося-музыканта к открытому выступлению. Вопросы теории и методики.
§3. Выступление учителя-музыканта перед школьниками: специфика, внешние и внутренние условия, благоприятствующие, либо препятствующие успешности этой деятельности.
Глава II. Пути формирования навыков музыкально-исполнительской деятельности в процессе подготовки будущего учителя-музыканта
§1. Принципы и методы формирования навыков самонастроя (саморегуляции).
§2. Программа экспериментального исследования, анализ и интерпретация полученных результатов.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические аспекты подготовки будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьной аудиторией"
Актуальность исследования.
В последние годы в мировой и отечественной науке все более отчетливо проявляется одна существенная тенденция. В самом общем виде она состоит в стремлении исследовать человека (ребенка, подростка, взрослого) в его истинных субъектных качествах, изучить возможности, процессы и условия саморазвития и самораскрытия человека на разных уровнях его бытия, показать активную творческую роль человека в реализации отношений с разными сферами действительности, в построении своей жизнедеятельности.
В общей форме проблема человека как субъекта деятельности, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять творческое саморазвитие, отчетливо заявлена в научной литературе теоретико-методического уровня.
Подготовка учителя-музыканта для общеобразовательной школы должна находиться в прямой зависимости от задач музыкально-эстетического воспитания, которые он призван решать. Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятие "учитель" и понятие "музыкант", причем каждое из них, в свою очередь, многогранно. Говоря о профессиональной деятельности учителя-музыканта общеобразовательной школы, следует отметить, что в своей повседневной работе ему приходится часто выступать в классе, на концерте, школьных вечерах и пр. Он должен проявлять себя и хормейстером, и лектором, и исполнителем. Эта специфика деятельности учителя-музыканта осуществляется в различных аудиториях - дети, коллеги, родители, и требует наличия у него соответствующих умений и навыков, которые должны отрабатываться еще в педагогических учебных заведениях.
Подготовка будущего учителя музыки к профессиональной деятельности нашла достаточное освещение в научно-методической литературе в разных аспектах. Так, с позиций деятельностного подхода рассматривает эту проблему Г.М.Цыпин; подготовка "широкообразованного педагога, способного. обеспечить творческий характер и целостность всего учебно-воспитательного процесса, реализовать в процессе обучения важнейшие эстетико-воспитательные задачи"(28,26) освещается в работах Е.А.Бодиной; специфику профессиональных качеств учителя-музыканта исследует Н.Л. Белая, Е.Ф.Карпова, Л.Л.Радомская, Э.А.Скрипкина и др.; формирование профессионально-педагогических умений и становление педагогоческого мастерства рассматривают Н.К.Белова, З.В.Румянцева, Э.С.Ткач, Л.И. Уколова. и др. Среди работ, раскрывающих проблему формирования готовности к творческому педагогическому труду в условиях практики в школе, следует выделить исследования Т.С.Кононенко, Т.Ф.Рязановой и др.
Однако, надо отметить, что при всем многообразии аспектов рассмотрения этой проблемы, собственно вопросы подготовки учителя музыки к выступлению перед школьной аудиторией в научно-методической литературе разработаны не достаточно. Попытки найти их решение в сфере профессионального исполнительства не дают результатов в виду самой специфики профессии учителя-музыканта общеобразовательной школы и вытекающих из нее особенностей его исполнительской деятельности. Учителю музыки, в отличие от "чистого" исполнителя-инструменталиста, приходится во время своих выступлений решать еще и педагогические, дидактические задачи, учитывать восприятие конкретной аудитории и пр.
Ориентация на музыкально-художественное развитие учащихся не должна исключать изучения причин, мешающих этому, стоящих на пути оптимизации творческого самочувствия, сознательному овладению "рычагами вдохновения". В частности, подготовка к выступлению диктует необходимость выявления определенных научно обоснованных методов и приемов управления, а также профилактики эмоционального состояния в конкретных педагогических ситуациях, без которых совершенствование музыкально-педагогического процесса и развитие личности не может быть полноценным.
Анализ литературы, а также собственный опыт автора диссертации дают основание считать, что проблема подготовки учителя музыки к профессиональной деятельности имеет много неразработанных вопросов; в то же время исследования в области педагогики и психологии создают объективные условия для их решения. Сказанное выше определило актуальность настоящего исследования.
Цель исследования - разработать научно-педагогические основы формирования у будущих учителей музыки готовности к музыкально-исполнительской деятельности.
Объект исследования - подготовка в музыкально-исполнительских классах (фортепиано) педагогических учебных заведений.
Предмет исследования - процесс формирования готовности будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьной аудиторией.
Гипотеза исследования. Формирование готовности к выступлению перед школьной аудиторией (в классной и внеклассной работе) будет протекать наиболее эффективно, если:
- будет учитываться комплекс внешних и внутренних условий предстоящей деятельности будущего учителя-музыканта;
- специальные педагогические усилия со стороны преподавателя направить на оптимизацию творческого состояния учащегося-музыканта, использовать дидактические средства ранней профилактики и предотвращения возможности возникновения отрицательных форм волнения;
- процесс подготовки будущего учителя-музыканта будет орентиро-ван, наряду с развитием исполнительских умений и навыков, на формирование специальных приемов, способствующих возникновению творческого состояния, необходимого для успешного выступления;-формирование навыков самонастроя и саморегуляции органически включить в учебно-педагогический процесс.
С учетом состояния проблемы в теории и практике, цели, объекта, предмета и гипотезы определены задачи исследования:
1. В процессе изучения психолого-педагогической литературы провести научно-теоретический анализ проблемы подготовки будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьной аудиторией.
2. Выявить природу творческого состояния будущего учителя-музыканта и изучить совокупность внешних и внутренних условий в процессе подготовки к выступлению и во время него.
3. Разработать и экспериментально проверить систему педагогических воздействий, направленных на овладение учащимися необходимыми приемами и методами, оптимизирующими процесс выступления перед аудиторией.
В соответствии со спецификой и характерными особенностями исследования, его методологической основой послужили общетеоретические концепции дидактов ( Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский и др.); положения о природе оптимального самочувствия в творческой деятельности (Б.М.Теп-лов, К.С.Станиславский); в контексте проблемы художественно-творческой деятельности будущих учителей использовались методические постулаты психологов ( А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский) концепция регуляции деятельности (О.А.Конопкин) и саморегуляции (И.Г. Шульц, В.Л.Леви); творческо-педагогическое наследие выдающихся музыкантов ( Л.А.Баренбойм, Г.М.Коган, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг и др.); концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского.
В исследовании использовались следующие методы : теоретический анализ литературы по проблеме исследования (дидактика, общая и педагогическая психология, музыкознание, философия); изучение передового музыкально-педагогического опыта; целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование и интервьюирование, метод экспертных оценок и самооценок, тестирование и видеозаписи; организация обучающего (формирующего) эксперимента.
Научная новизна исследования в следующем:
Подвергается специальному изучению весь комплекс проблем внешних и внутренних условий, связанных с подготовкой будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьниками в классной и внеклассной работе.
Разработан педагогический инструментарий, использование которого призвано помочь учащемуся-музыканту в учебной музыкально-исполнительской деятельности ( система упражнений, комплекс способов и приемов, направленных на оптимизацию творческого состояния).
Теоретически обоснованы принципы педагогического воздействия в целях профилактики и регуляции эмоциональных состояний, а также методические основания для формирования у учащихся навыков самонастроя в конкретных педагогических ситуациях.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы содействуют оптимизации процесса подготовки будущих учителей к музыкально-педагогической деятельности в школе. На основе материалов исследования разработан курс "Педагогическое мастерство учителя-музыканта", где описаны конкретные методы и приемы самонастроя и саморегуляции в процессе подготовки к выступлению перед школьной аудиторией и во время него. Методические рекомендации по исследуемой проблеме могут найти применение в классах специальных дисциплин музыкально-педагогических училищ, в системе повышения квалификации учителей-музыкантов общеобразовательных школ, а также могут быть использованы в курсе "Методика музыкального воспитания".
На защиту выносятся следующие положения:
- выявлен определенный комплекс педагогических воздействий, способный существенно улучшить подготовку учащегося-музыканта к той стороне его профессиональной деятельности, которая связана с открытым выступлением перед школьной аудиторией;
- процесс регуляции эмоциональных состояний учащегося-музыканта в преддверии выступления должен быть объектом постоянного внимания педагога, подготовка же к выступлению, как важной части профессиональной деятельности музыканта, должна проводиться систематически и планомерно;
- оптимальное творческое состояние выступающего не является спонтанным психолого-физиологическим актом, а становится результатом самонастройки и саморегуляции;
- разработанная система эффективных методических приемов и способов направлена на оптимизацию эмоционального состояния как в процессе подготовки к выступлению, так и во время него;
Исследование проводилось с 1993 по 1997 годы и включало в себя несколько этапов .
1 - подготовительный (1993-1994 гг.). В процессе анализа научно-педагогической литературы разрабатывались теоретико-методологические основы концепции исследования, формулировалась его цель, определялись задачи, обрисовывались контуры его экспериментальной части.
2 - основной этап (1994-1996 гг.). Проведение контрольных срезов, определяющих подготовку учащихся-музыкантов к выступлению; первичная обработка полученных результатов. Целенаправленный педагогический эксперимент.
3 - заключительный (1996-1997 гг.). Проверка теоретических и методических положений. Анализ и обобщение результатов исследования, их литературная обработка.
Базой научного исследования явилось Музыкально-педагогическое училище (колледж) г. Красноярска.
Апробация результатов исследования проводилась: в процессе самой опытно-экспериментальной работы; в выступлениях на научно-практических конференциях (Самара-1994, Красноярск-1995, Москва-1996 ); результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории музыкального искусства ИЦЭВ РАО, а также посредством публикаций .
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на широкий круг теоретических источников по теме исследования (психология, педагогика, музыкознание), а также организацией опытно-экспериментальной работы, многократной проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций, возможностью сопоставления полученных результатов, комплексным применением методов исследования.
Внедрение результатов настоящего исследования осуществлялось в процессе практической работы; при чтении лекций в Красноярском институте усовершенствования учителей; теоретические и методические материалы исследования легли в основу программы спецкурса "Педагогическое мастерство учителя-музыканта", разработанного автором диссертации.
10
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Результаты исследования свидетельствуют о том, что разработанные теоретические основы формирования специальных исполнительских навыков, оптимизирующих процесс выступления учащихся-музыкантов могут служить одним из условий повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей музыки общеобразовательной школы.
Данное исследование раскрывает лишь часть вопросов, связанных с подготовкой будущего учителя-музыканта к выступлению перед школьной аудиторией и не претендует на раскрытие всей многогранности данной проблемы, а предложенные методы и приемы - на полноту и исключительность. Однако, исследование может служить основой для дальнейших поисков с целью совершенствования навыков оптимизации творческого состояния в процессе музыкально-исполнительской деятельности.
Заключение.
Экспериментальная система методов содержит в себе значительные возможности совершенствования процесса подготовки учителей музыки, содействует оптимальной профессиональной направленности на специфику общеобразовательной школы, ускорению формирования и развития музыкально-исполнительских способностей, навыков и умений, необходимых учителю музыки.
Полученные в результате проведенного исследования данные подтвердили гипотезу, положенную в основу экспериментального обучения. В ходе исследования удалось осуществить замысел, что привело к предполагаемым результатам экспериментального обучения и тем самым подтвердило его научную обоснованность.
В итоге изучения поставленной проблемы можно сделать следующие выводы:
1. Проблема оптимизации творческого состояния в преддверии открытого выступления является актуальной, многоаспектной, концентрирует в себе многие стороны профессиональной деятельности учителя-музыканта, что ставит ее в ряд основополагающих для воспитания будущего учителя музыки.
2. Оптимальное творческое состояние, ввиду своей двойственной эстетической и психо-физиологической природы, является не только важным фактором осуществления учителем-музыкантом профессиональной деятельности, но становится важным условием развития личности будущего учителя музыки.
3. Методы и приемы педагогического воздействия в процессе обучения должны носить не ситуативный, а преимущественно профилактический характер, осуществляться не ограниченно во времени, а планомерно и систематически в процессе как индивидуальных, так и групповых занятий.
4. Диагностика и учет особенностей эмоционального состояния учащегося-музыканта способствует эффективности управления и регуляции процессом достижения оптимального творческого состояния перед выступлением и во время него.
5. Экспериментально обоснованная комплексная программа подготовки учащегося-музыканта к выступлению, основанная на методах и приемах самонастроя и саморегуляции, доказывает возможность оптимизации творческого состояния. Полученные в ходе проведенного эксперимента данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе уровень составляющих художественность исполнения стал значительно выше, чем в контрольной. Учащиеся-музыканты экспериментальной группы ярче,, увереннее проявляют себя в процессе выступления перед аудиторией и решении музыкально-исполнительских задач. Возрос уровень эмоциональной устойчивости
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Маковец, Людмила Анатольевна, Москва
1. Аболин JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.- Казань, 1987. 261 с. с илл.
2. Абдуллин Э.Б. Методическая подготовка учителя музыки. -М.: Мирос, 1992. 70 с.
3. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: Очерки Д.Кабалевского, Л.Горюновой и др. М.: Промитей-МГПУ им. Ленина, 1991.
4. Алексеев А. Себя преодолеть. М., 1985.
5. Алексеев А.Д. Русские пианисты. М-Л., 1948.
6. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка., 1978. -287с.
7. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. 4.1 и 2.- М.,1988.
8. Алиев Х.М. Ключ к себе. М.: Молодая гвардия, 1990.
9. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
10. Алякринский Б.С. О талантах и способностях: Очерки о самовоспитании.-М., 1971.
11. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2119 "Музыка и пение" М. : Проев., 1983. - 224 с. нот. илл.
12. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - Москва.: Просвещение., 1984. - 111 с.
13. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф.дис.докт.пед.наук.- М., 1986. -37 с.
14. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн.1 и 2. М.: Музыка, 1971.-376 с.
15. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Издание 2-е. JL: Музыка, 1971. - 376 с.
16. Ауэр JI. Моя школа игры на скрипке: интерпретация скрипичной классики. М.: Музыка, 1965. - 272 с.
17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1977. - 225 с.
18. Баланчивадзе J1.B. Мотивация музыкально-исполнительской деятельности // Вопр. психологии. 1983. - № 6. - С.50-56.
19. Батурин H.A. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека // Вопр.психологии. 1984. - № 5. - С. 131-136.
20. Бардас В. Псхология техники игры на фортепиано / ред. Г. Прокофьева.- М., 1928.
21. Баренбойм J1.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.
22. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л.: Музыка, 1969.
23. Белая Н.Л. Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов в процессе индивидуальных занятий: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1992.- 16 с.
24. Белова Н.К. Профессионально-педагогическая подготовка студентов к формированию восприятия музыки школьниками: Автореф. дисс.канд. пед.наук. М., 1982. - 16 с.
25. Белухин Д.А. Психотерапия педагогической деятельности. -М., 1992.-46 с.
26. Берлянчик М.М. Системность личностно-профессиональных качеств исполнителя// Психологические и педагогические проблемымузыкального образования. Новосибирск, 1986. - Вып.4. - С.35-55.
27. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности.- Л.:Музыка, 1974. 144 с.
28. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.
29. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: Эволюция и современная тенденция реализации: Автореф. Дисс.докт.пед.наук.-М., 1992.
30. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии.-Л., 1926.
31. Бочкарев Л.Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии // Психологический журнал. 1986. - № 4 - Т7. - С.138-148
32. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к публичному выступлению: Дис. канд. Психол.наук. М., 1974.
33. Бочкарев Л.Л. Эмоции в музыкальной деятельности// Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь,- 1983. С.37-39.
34. Бояринцев В.В. Структурно-функциональный анализ динамических проявлений саморегуляции поведения человека// Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. Свердловск, 1989. - 60 с.
35. Вартанян A.B. Возрастные особенности эмоционального состояния учащихся-исполнителей в процессе обучения музыке: Автореф. дисс.канд. психол. наук. Ереван, 1982.
36. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. - 415 с.
37. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция в речемыслительных процессах // Психол. Журнал. -1986. № 3. - С.52-61.
38. Вицинский A.B. Психологический анализ работы пианистаисполнителя над музыкальным произведением // Известия АПН РСФСР. -1950. -№25. С. 187-215.
39. В мире мудрых мыслей. М., 1962.
40. Волков A.M., Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. М., 1987.
41. Вороханов Б.М. О преодолении нервно-психологического напряжения перед ответственным выступлением музыканта. М., 1978.
42. Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки . Межвузовский сб.науч.трудов, МГПУ им. Ленина, 1982.-154 с.
43. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. М., 1986.
44. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып.5. -М., 196945Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.9. Д., Москва, 1969- 232 с.
45. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.З. -М., 1973.
46. Выготский JI.C. Психология искусства. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
47. Ганелин JI.M. О значении самонастройки и возможностях использования активного самовнушения (АС) при подготовке музыкантов-исполнителей//Психорегуляция. Алма-Ата, 1973.
48. Гайденко П.П. // БСЭ. Т25. М.: Изд.Сов.Энц., 1976. - С.300301.
49. Геллерштейн С.Г. Действия основанные на предвосхищении и возможности их моделирования в эксперименте // Проблемы инженерной психологии. Вып.4. JL, 1966.
50. Герсамия И.Е. К проблеме психологии творчества певца. -Тбилиси: Мецниереба, 1985. 162 с.
51. Гинзбург Г.Р. Беседы с A.B. Вицинским (стенограмма) // Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1976. - Вып. 4. - С.69-91.
52. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. Методические очерки. М.:Музыка. 1968. - 148 с.
53. Гольденвейзер А.Б.Статьи, материалы, воспоминания.М.: Сов.композитор. 1969,/статья А. Николаева -А.Б.Гольденвейзер-педагог.
54. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Магистр , 1993.-190 с.
55. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1961. - 220 с.
56. Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний. Ч.З, М., 1992.
57. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. Новосибирск. 1982.
58. Гурьянов Г.В. Навык и действие// Уч.зап.МГУ ,М., Вып.90,1945.
59. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Дис. д-ра псих. наук. -М., 1985.
60. Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М., 1980.
61. Додонов Б.И. Эмоциональные характеристики личности и художественная одаренность// Художественное творчество.- Л., 1983. -С.205-210.
62. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.272 с.
63. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. Учебное пособие, Проев. М., 1990. -142с.
64. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. -М., 1988.
65. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.,1991.
66. Загвязинский В. Педагогическое творчество учителя. М.,1987.
67. Игумнов И.Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста// Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1973. Вып.З.-СЛ 1-72.
68. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. -192 с.
69. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя/ Сост. В.И.Викторов. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
70. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Советский композитор, 1977. - 256 с. С илл.
71. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.// Программа средней общеобразовательной школы: Музыка. 1-3 кл. -М.,1990.
72. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности . М.: МГУ, 1983. - 168 с.
73. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974
74. Ковалев А.Г. Психология личности.- 3-е изд., переаб. и доп.-М.: Просвещение, 1975.
75. Квасница З.С. Специфика фортепианной подготовки учителя-музыканта для общеобразовательной школы в педагогическом институте: Автореф.дисс.канд.пед.наук/ АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения. М., 1970. - 20 с.
76. Клещов С. Волнение на эстраде и методы его устранения// Сов. Музыка. 1936. - № 11. - С.61-65.
77. Коган Г.М. У врат мастерства.- 4-е изд.- М., 1977.- 174 с.
78. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Музыка, 1963. - 200 с.
79. Кононенко Т.С. Проблемы педагогического общения в процессе занятий музыкой (На материале работы музыкальноисполнительских классов на музыкально-педагогическом факультете): Автореф.дисс.канд.пед. наук. М., 1989. - 17 с.
80. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. -256 с.
81. Кораблева Н. П.Устойчивость самоконтроля в экстремальных условиях в связи с эмоционально-волевыми особенностями : Дис. канд.пс.н., М., 1993. 16 с.
82. Клецина И.С. Структура личностной саморегуляции как фактор успешности учебной деятельности студентов: Автореф. дисс.канд. психол. наук. С-Пб., 1992.
83. Корчагина Т.Д. Психологическое состояние уверенности в себе в экстремальной ситуации (на примере экзамена) :Автореф. дисс. канд .пс.наук . М., 1988.
84. Крупнов А.И. Активность, направленность и саморегуляция в психологической структуре индивидуальности человека// Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1987. - С-3-15.
85. Кочнев В.И. Понятие сценического самочувствия в системе К.С. Станиславского// Вопр. Психологии. -1990. № 6. - С.95-102.
86. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения / Методологический анализ/. М.: Педагогика, 1977. - 264 с. с илл.
87. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL: Изд. ЛГУ, 1967.- 183 с.
88. Кукубаева А.Х. Исследования индивидуальных особенностей моторики и эмоциональности в условиях естественной активности : Дис.канд. психол.наук. -Л., 1979.
89. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. М.,1964.
90. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.:1. Педагогика, 1972. 279 с.
91. Леви В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1977.
92. Леви В.Л. Искусство быть собой. Санкт-Петербург, 1993.
93. Лейтес Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей// Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т.7. -М, 1972. -С.223-231.
94. Леонова А.Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека: Автореф. дисс.докт.пс.наук. -М., 1988.
95. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. - Т.2. -С.232-390.
96. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М. : МГУ, 1972.-572 с.
97. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
98. Лесовик Д. Л. Творческая одаренность учителя.-М., Просвещение, 1994.-184 с.
99. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988.- 80 с.
100. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1992. - 223 с.
101. Майкопар С. Годы учения. М-Л., - гл.5.- 1938.
102. Макуренкова Е. О педагогике В.В Листовой. М.,1991.
103. Матюшкин A.M. Проблемы ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 240 с.
104. Маркова А.К. Психология общения подростка. М., 1975.1. СЗ-16
105. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника.1. М.,1966.
106. Медушевский B.B. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.
107. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-268 с.
108. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. -М.: Музгиз, 1963.
109. Мильштейн Я. Мастера советской пианистической школы. Исполнительские принципы К.Н. Игумнова. М.,1961.
110. Мир философии: Кн. Для чтения. В 2-х ч. 4.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы.- М.:Политиздат,1991. -672 с.
111. Миславский Ю.А. Переживание отношений в процессе личностной саморегуляции активности учащихсяЮмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1987. - С.48-52.
112. Моросанова В. О регуляторных факторах успешности трудовой деятельности учащихся средней школы// Новые исследования в психологии. 1988. - № 1. - С.20-24.
113. Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. 1-11 классы. М.:Музыка, 1971. - 283 с.
114. Мышкина В.Т. Психологическая готовность к художествено-творческой деятельности (на примере музыкально-исполнительского искусства). Часть 1. -М., 1986.
115. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат/ Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1990.- 104 с.
116. Музыкальное воспитание в современном мире. -М., 1970.
117. Мудрик A.B. Учитель : мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, - 1986. - 160 с.
118. Назайкинский E.B. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.
119. Натадзе Р.В. О некоторых факторах выработки установки на основе воображаемой ситуации// Вопросы психологии. 1958.- № 3. -с.43-49.
120. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 2 изд. - М.: Музгиз, 1961. - 317 с.
121. Немов P.M. Психология. Учебник для студентов высших учебных заведений в 3-х книгах. М.: Просвещение.
122. Обучение и воспитание учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете педагогических институтов/ Под редакцией Л.А.Чернышева. Куйбышев, КПИ, 1980. - 120 с.
123. Общая психология. Под редакцией А.В.Петровского. -М., 1986.-С.93-130.
124. Овчинникова О. В., Пунг О.Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряженности в ситуации экзамена// Психологические исследования. Вып.4 -. М., -1973. С.49-54.
125. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1990.
126. Основы педагогического мастерства. /Под ред. И.А.Зязюна/. Киев, 1987.
127. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М., 1977.
128. Оценка и лечение исполнительской тревожности у музыкантов. Р.Ф. Психология. -1992.- № 8.- 8П1428.
129. Оя С.М. Психологические вопросы предстартовых состояний// Психология и современный спорт. М., 1973.
130. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга.//Собр. соч. -М.,1951 Т.4
131. Паяцявичус И.В. Соотношение индивидуально-типичных характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляциидеятельности: Автореф.дисс.канд.психол. наук.- М., 1981.
132. Пейсахов Н.М. Система понятий теории психического самоуправления// Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань, 1982. С.5-8.
133. Пейсахов Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 1974. 253 с.
134. Пейсахов Н.М. Изучение личности студента // Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 1977. С.57-79.
135. Петрушин В. Музыкальная психология Пособие. "Пассим",1994.-304с.
136. Перельман Н. В классе рояля. Короткие рассуждения. Изд. 3-е, доп-е. - М.: Музыка, 1981. - 95 с.
137. Пианисты рассказывают. Вып.1/ Составитель, редакция и вступительная статья М.Соколова. - М.: Музыка, 1990. - 178 с. с илл.
138. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. //Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.
139. Прыгин Г.С. Проявление автономности и зависимости в осознанной регуляции деятельности: Автореф. дисс. канд.психол.наук. -М., 1983.
140. Психологический словарь/Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. М., 1990.
141. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя-пианиста. -М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. 478 с.
142. Подготовка будущих учителей музыки в классе основного инструмента к исполнительской практике в школе/ Методические рекомендации по организации работы над музыкальной беседой/ Сост. С.А.Феруз и др. Метрополь, 1992.
143. Пунг Э.Ю. Опыт экспериментального исследования эмоциональной напряженности в ситуации экзамена. Автореф. дис. канд. психол. наук,- М., 1969.
144. Пушкин В.Т. Проблема надежности. -М.: Наука, 1971. -191 с.
145. Радомская J1.J1. Развитие исполнительских способностей студентов музыкально-педагогического факультета: Дисс.канд.пед.н. -М.,1983.
146. Ражников В.Г. Психология творческого процесса дирижера :Дисс.канд.психол.наук. М., 1973. 202 стр.
147. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении// Вопр. Психологии. 1988. - N 1. - С.33-41.
148. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы в первом и втором кл./ Под редакцией Л.В.Занкова. М.: Просвещение, 1979. - 160 с. с илл.
149. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Л.-М.: Педгиз, 1989.-756 с.
150. Румянцева З.А. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности: Дисс.канд.пед.наук., -М., 1987.
151. Савшинский С.И.Режим и гигиена работы пианиста. Л.: Сов. Композитор. 1961. -117 с.
152. Савшинский С.И. Леонид Николаев. Пианист. Композитор. Педагог. Л.М., 1950.
153. Скрипкина Э.А. Развитие сознательности и эмоциональности учителей музыки в процессе подготовки в класседирижирования музыкально-педагогического факультета пединститута: Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1979.-18 с.
154. Соболева Е.А. Формирование у будущих учителей способностей к нравственно-волевой саморегуляции поведения в воспитательной деятельности. М., 1993.
155. Собчик JI.H. Методы психологической диагностики. М.,1990.
156. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства// Вопросы социологии и эстетики музыки. JL: Советский композитор, 1981. -Вып.2.-С.111-230.
157. Спиркин А.Г. // БСЭ. Т25 - М. Сов.энц. - 1976. - С.331.
158. Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума (Послесловие) Гиргинов Г. Наука и творчество: пер. с болг. М.: Прогресс, 1979. -С.337.
159. Спутник учителя музыки. Сост.Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. -238 с.
160. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Соч.: в 8 т. -М., 1954.-Т.2.
161. Станиславский К.С.Моя жизнь в искусстве.Соб.соч.: В 8т.М.,1954 т.1.
162. Стоянов А. Искусство пианиста. -М.: Музгиз, 1958. 147 с.
163. Тарасов Г.С. Учебно-творческая деятельность студента исполнителя//Вопр.психологии. -1983. -№3.
164. Тарасов Г.С. Психология музыкальной потребности человека. //Психол.журнал. -1988. -Т.9.- № 5. С.63-70
165. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
166. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 335 с.
167. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961.-536 с.
168. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста/ Методическое пособие. Изд- во Советский композитор, 1989. 144 с.
169. Тихомиров O.K., Клочко В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности// Вопр. психологии.- 1980. -№ 5. С.23-31.
170. Токина H.H. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Саратов: Изд-во Саратов. Университета, 1972. - 33 с.
171. Уколова Л.И. Самоконтроль в процессе подготовки учителя музыканта : Дис.канд.пед.наук. М., 1992. - 18 с.
172. Ухтомский A.A. Избранные труды. Л.: Наука, 1978. - 358 с.
173. Учителю о педагогической технике/ Под редакцией Л.И.Рувинского. М.: Педагогика, 1987. - 157 с.
174. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. -М.: Советский композитор, 1973. 158 с.
175. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. 2-е изд. М.: Музыка, 1965. - 300 с.
176. Философский энциклопедический словарь / Под ред. .Ф.Ильичев.- М.: Сов.энцикл., 1983.- 839 с.
177. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: МИП "NB Магистр", 1992. - 160 с.
178. Христозов X. Попытка физиологического изучения эстрадного волнения// Вопр.психологии. 1962. - № 2.- С. 19-38.
179. Цагарелли Ю.А. Особенности личности и профессиональная направленность обучения// Прикладная психология в высшей школе. Казань, 1979. - С. 118-137.
180. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Дисс.док.пс.наук. Казань, 1989.
181. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки : Дисс.докт.пед.наук. -М., 1977.
182. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности// Проблемы, суждения, мнения. -М.: Интерпракс,1994. 374 с.
183. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Кн. 1. М.: Сов. композитор, 1988.- 384с.
184. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М. .Просвещение, 1984.
185. Шацкая В.Н. Музыка в школе.-М., 1963.
186. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.
187. Шварц И.Е. Определение степени внушаемости с помощью теста самооценки. Психологическая саморегуляция в педагогическом процессе. Пермь, 1977,- 176.
188. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе: Учеб. Пособие.-Пермь, 1971.
189. Шишигина Т.Р. Психологическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе: Автореферат дисс.канд.пс.наук. Тверь, 1992.-18 с.
190. Шмидт-Шиловская А. О воспитании пианистических навыков. -Л.: Изд-во "Музыка", 1985.-72 с.
191. Шорохов Е.В. Социальная детерминация поведения// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
192. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. - 143 с.
193. Чебышева В.В. Совмещение действий при обучении сложному двигательному навыку //Известие АПН РСФСР. -М.,1958.-Вып.98.
194. Щапов А.П. Этюды о фортепианной педагогике. М.: Музгиз, 1934. - 82 с.
195. Щукин М.Р. Саморегуляция в формировании и структуре индивидуального стиля трудовой деятельности/Щроблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1986. - С.3-14.
196. Школяр В.А. Формирование и развитие у учащихся основ содержательного анализа инструментальной музыки на занятиях фортепиано: Дисс.канд.пед.наук. М., 1994.
197. Щульц И.Г. Аутогенная тренировка. М.: Медицина, 1965.
198. Энгельс И.Л. Формирование субъективных эталонов результата в процессе регуляции деятельности: Автореф. дисс.канд.психол.наук.- М., 1983.
199. Юсов Ю.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990.- 175 с.
200. Якобсон Н.М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН СССР, 1961.-216 с.
201. Якобсон Н.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. 86 с.
202. De Charms R. Motivation enchancement in education settings// Ames C., Ames R., /Ed./ Research on motivation in education. V.l. N.Y., 1984
203. Csikszentmihalyi M. Emergent motivation and the evolution of the self// Advances in motivation and achievement. V.4. JAI Press. Inc., 1983, P.93-119.
204. The dinamics of intrinsic motivation: a stuudy of adolescents// Research on motivation in education. V.3 N.Y., Academic Press, 1989. P.45-71.