Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Шевченко, Татьяна Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические основы формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шевченко, Татьяна Ивановна, 1984 год

Введение. 3 -

Глава I, Содержание понятия "творческая активность" 15

1.1. Теоретические основы проблемы активности личности 16

1.2. Творческая активность как компонент комплекса: деятельность - личность 22

Глава П. Основные факторы формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта 46

2.1. Социальные факторы формирования творческой активности 46

2.2. Музыкально-художественные факторы ч формирования творческой активности 60

2.3. Психофизиологические факторы формирования творческой активности 77

Глава Ш. Методика формирования творческой активности и ее экспериментальная проверка

3.1. Основное содержание методики формирования творческой активности

3.2. Экспериментальная работа по формированию творческой активности

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические основы формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта"

Формирование личности строителя коммунистического общества, соответствующей его нравственным, эстетическим идеалам, идейно убежденной, владещей по законам добра и социальной справедливости всем богатством знаний, накопленных человечеством - общая цель всей системы социального и культурного строительства нашей страны. Этой цели подчинены задачи высшего музыкального образования; важность их решения обусловлена тем, что музыкальные вузы готовят воспитателей эстетических чувств и идеалов, пропагандистов советской культуры. От качества подготовки выпускников во многом зависит уровень музыкально-художественной культуры советских людей. К преподавателям музыкальных вузов в полной мере относятся слова, прозвучавшие на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС: "Все мы видим, как по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы лкщей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь. А значит, в огромной мере увеличивается ответственность деятелей искусства за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма" /7, с.20 /.

Решения ХХУ1 съезда КПСС, постановления июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС определили необходимость повышения идеологической направленности подготовки специалистов, развития их творческого потенциала. Формирование коммунистического мировоззрения, творческого отношения к труду, улучшение качества учебного процесса - задачи современного образования, которые включены в "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" (Правда, 14 апреля 1984 г.). Реформа общеобразовательной и профессиональной школы лредполагает реализацию наиболее важных направлений совершенствования педагогического процесса в среднем и высшем звене образования. Особенное внимание уделено воспитанию творчески активной личности, способной к созидательному труду.

Современная педагогика ищет пути повышения эффективности обучения в творческой ориентации познавательной деятельности учащихся. Важные задачи педагогики, рассматриваемые в исследованиях / 24,25,69,99,110,111,112,132,162 и др./, в той или иной степени направлены на формирование творческой личности. В музыкальной педагогике фундаментальные вопросы обучения, на решение которых опирается общественная музыкальная практика при формировании творческого отношения учащихся к музыке, проанализированы в работах / 15, 17, 18, 47 , 48, 188, 189 и др./. Изучены некоторые методы, предполагающие активизацию творческих проявлений личности /78, 98, 124 и др. /.

Среди проблем творчества, касающихся музыкально-педагогического образования, представляется необходимым ввделить формирование творческой активности будущих педагогов в процессе овладения различными музыкальными дисциплинами. В этой области проведено обстоятельное исследование Э.К.Сэт, в котором автор рассматривает развитие творческой активности в классе хорового дирижирования. Подобных работ нет в области обучения игре на музыкальных инструментах.

Многие стороны подготовки педагога-музыканта в классе фортепиано описаны в монографиях выдающихся мастеров исполнительского искусства, крупнейших советских и зарубежных педагогов / 13, 27 , 81, 123, 185 и др. /. В каждой из них авторы так или иначе обращаются к вопросам творческой активности, специально на них не останавливаясь. По-видимому, считается, что творческая активность формируется в процессе обучения как его естественный продукт. Вместе с тем, есть основания считать, что целенаправленное формирование творческой активности более эффективно. Создание в процессе обучения условий, обеспечивающих проявления творческой активности в основных видах учебной музыкальной деятельности, способствует формированию личностных качеств, определяющих отношение к деятельности.

Анализ различных аспектов творческой активности неизбежно приводит к необходимости определения ее отношения к творчеству как высшему уровню деятельности. Распространено определение творчества как деятельности, в результате которой происходит создание чего-либо нового, имевдего социальное значение. С этой точки зрения учебная деятельность большинства учащихся, видимо,не )

I( может считаться творческой: академическое исполнение учебного / репертуара, зачастую, выступает как репродуктивное. Известно, что те либо иные стороны личности формируются в соответствующей деятельности. Если принять высказанное положение, то оказывается, что творческие стороны личности в учебной деятельности не формируются. По-видимому, это не соответствует цроисходящему в реальном учебном процессе, однако, если имеются основания для подобного утверждения, это свидетельствует о неблагополучии в подходе к анализу учебной деятельности. Обмеченное противоречие вызвало необходимость более пристального изучения вопросов творчества в учебной деятельности учащихся и выступило одним из исходных при выборе темы исследования. Возникло предположение о том, что совершенствование ряда элементов учебного процесса требует уточнения понятия "творчество" для условий обучения и, что необходим анализ процесса творчества с целью выявления его наиболее существенных, специфических компонентов.

Следувдей отправной посылкой, позволившей наметить ряд вопросов исследования, было положение современной психологии о том, что вне зависимости от конфетного состава условий, придающих своеобразный облик каждому из видов деятельности, в них может присутствовать творчество как особого рода вид духовной деятельности человека. При этом важнейшей предпосылкой творчества как процесса является творческая активность.

В соответствии с дидактическим принципом активности и в связи с современным подходом к творчеству, в настоящей работе в качестве исходного было принято оцределение творческой активности как состояния мобилизации всех возможностей и сил учащегося для достижения качественно нового результата деятельности. Подобное определение творческой активности используется при решении психолого-педагогических вопросов познавательной активности в обучении / III, с.16 /.

Формирование творческой активности студентов музыкальных вузов направлено на интенсификацию развития учащихся и в этом аспекте составляет часть проблемы активизации учебно-познавательной деятельности, которая отнесена к актуальным в плане Академии педагогических наук СССР по координации научно-педагогических исследований на XI пятилетку / 202, с.46 /.

Таким образом, актуальность темы исследования определяют: требования к совершенствованию учебного процесса, предъявляемые современным обществом развитого социализма, важная роль творческой активности как одного из условий наиболее продуктивной деятельности, неразработанность педагогического аспекта формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта.

В современной научной литературе сравнительно подробно осве- j щена проблема деятельности. В настоящем исследовании эту проблему приходится затрагивать в связи с тем, что творческая активность является атрибутом наиболее продуктивного уровня деятельности - творчества. Деятельность рассмотрена в социальном аспекте / 43, 74, 101 /, в философско-методологическом / 65, 71, 93, 94 / и в конкретно-научном / 43, 44, 68, 174 и др. /. Для настоящей работы представляет интерес подход к творчеству не как к частному виду деятельности, а как к наивысшему ее уровню, для которого творческая активность приобретает особое значение. Это осуществлено в различных работах / 141, 144, 157 /, которые позволяют определить творчество как концентрат проявлений ряда черт деятельности, имеющих большое (если не ведущее) значение в формировании личности. В определении педагогических путей решения задач настоящего исследования существенную помощь оказали работы по психологии деятельности / 93, 94, 101, 120 / и психологии творчества / 102, 129, 137 /, позволившие наметить индивидуально-личностный подход к формированию творческой активности учащихся.

Сопоставление социального и индивидуально-личностного аспектов творчества как компонентов формирования и воспитания художника-творца позволило выделить творческую активность в качестве условия осуществления процесса творчества. Основные результаты этой части работы обсуждались на конференциях в гг.Ташкенте и Горьком / 196, 197 / и послужили основой гипотезы данного исследования: формирование творческой активности при подготовке педагога-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано протекает наиболее эффективно при объединении в единый комплекс социальных, музыкально-художественных и психофизиологических воздействий.

На формирование творческой активности оказывают влияние мно

I I жество факторов, среди которых к важнейшим следует отнести со- ,>| циальные. Роль социальной среды во многом основополагающа для - ( становления и формирования личности. Это положение, разработанное классиками марксизма-ленинизма, стало в настоящее время еще более актуальным вследствие обострения классовой борьбы в мире, успехов в строительстве общества развитого социализма в нашей стране, роста объема информации, потребляемой и производимой человечеством, и многих других обстоятельств.

Создание социальной среды, необходимой для проявления творческой активности, должно опираться на общие принципы анализа социальных процессов; к ним в первую очередь в настоящее время следует отнести комплексный подход к анализу и организации множества современных социальных явлений. Комплексный подход как методологический принцип решения социальных задач в настоящее время разработан во многих направлениях, в том числе и для условий высшей школы /53, 83, 84, 85, 176 /. Очевидно, что принцип комплексного решения вопросов формирования творческой активности в наибольшей мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к методике учебного процесса. Анализ занятий в специальном классе музыкального вуза показал, что комплексный подход в этих условиях означает организацию и единство музыкально-художественных, психофизиологических и социально-системных методов, j объединенных в общую методику воспитания творческой активности. ,

Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы, изучив теоретические основы проблемы творческой активности, выявить необходимые условия и педагогические средства ее формирования в процессе обучения игре на фортепиано.

Методологической основой исследования явились: марксистско-ленинская теория познания, положение марксистско-ленинской теории о роли труда в формировании личности; материалы съездов КПСС, решения и постановления ЦК КПСС. и Совета Министров СССР по вопросам воспитания и образования; учение о коммунистическом воепитании и всесторонне, гармонично развитой личности; современная теория обучения (Ю.К.Бабанский, И.ЯЛернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин и др.), основные положения теории музыкального обучения (О.А.Апраксина, Н.А.Ветлутина, Г.М.Цыпин и др.).

Решение задач исследования опиралось па анализ опубликованных работ по методологии исследования, по теории творчества, по общей и музыкальной педагогике, по теории и методике подготовки педагога-музыканта.

В соответствии с темой, гипотезой и целью были сформулированы главные задачи исследования:

- выяснить возможность использования современных данных педагогики и психологии для достижения цели настоящей работы; уточнить, какие из них могут быть положены в основу методики формирования творческой активности педагога-музыканта;

- определить роль социальных факторов и методы их воздействия на цроцесс формирования творческой активности;

- установить пути влияния психофизиологических факторов на формирование творческой активности; обосновать и методически разработать приемы психофизиологического воздействия на учащегося при обучении игре на музыкальном инструменте;

- разработать методику формирования творческой активности, основой которой являлся бы диалектически связанный комплекс трех групп факторов воспитывающего и формирующего воздействий -социальных, музыкально-художественных и психофизиологических;

- экспериментально проверить теоретически обоснованную методику формирования творческой активности, в связи с чем выработать 1фитерии оценок проявлений творческой активности учащегося в работе над музыкальным произведением и по отношению к занятиям педагогической практикой.

Объектом диссертационного исследования явилась подготовка педагога-музыканта в условиях индивидуальных занятий в музыкальном вузе. В качестве предмета исследования избран процесс формирования творческой активности при обучении игре на музыкальном инструменте.

В исследовании были использованы методы, установившиеся в советской педагогике для изучения процесса обучения: наблюдение, анкетирование, интервью, педагогический эксперимент, опытная проверка. Применялись также тестовая методика самооценки состояния учащихся и статистическая обработка результатов экспериментальной работы.

Исследование по теме диссертации прошло несколько этапов. В 1977-79 гг. в результате изучения работ по музыкальной педагогике высшей школы были сформулированы основные теоретические положения, которые были обсуждены на конференциях в г.Одессе (1979 г.) и в г.Ташкенте (1980 г.). В 1978-84 гг. проводилась экспериментальная работа со студентами. В 1978-80 гг. были определены основные элементы методики формирования творческой активности и получены положительные результаты ее внедрения в практику занятий со студентами. С 1980 г. в экспериментальную проверку была включена методика комплексного воздействия на формирование творческой активности. В 1984 г. полученные результаты теоретической и экспериглентально-практической работы были обобщены и отражены в диссертации.

Базой исследования избран фортепианный фащгльтет Одесской консерватории, где исследовательская работа выполнялась в процессе обучения студентов игре на фортепиано.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что:

I. Условия проявления творческой активности при подготовке педагога-музыканта рассмотрены так результат взаимодействия социальных, музыкально-художественных и психофизиологических факторов;

2. Выявлены критерии проявления творческой активности на различных этапах подготовки педагога-музыканта;

3. Разработана методика формирования творческой активности, опирающаяся на комплекс социальных, музыкально-художественных и психофизиологических воспитательных и формирующих воздействий в работе над музыкальным произведением, в процессе педагогической практики.

Практическое значение исследования состоит в том, что:

1) разработанная методика формирования творческой активности повышает эффективность деятельности педагога-музыканта в целом;

2) методика формирования творческой активности на каждом из этапов работы над музыкальным произведением может быть использована в других звеньях музыкального образования с учетом их специфики (в школьных кружках по обучению игре на музыкальном инструменте, в детских музыкальных школах, в педагогических и музыкальных училищах, в вузах с музыкально-педагогической направленностью образования);

3) включение методических рекомендаций по формированию творческой активности в курсы лекций по методике обучения игре на музыкальном инструменте на музыкально-педагогических факультетах педвузов, в консерваториях улучшает методическую оснащенность будущих педагогов.

Целесообразность избранной темы подтверждена предварительными результатами работы, апробированными на конференциях и симпозиумах: "Проблемы методологии и методики музыкальной педагогики" (Одесса, 1979 г.); "Развитие коммунистических начал при социализме в свете решений ХХУТ съезда КПСС" (Горький, 1981 г.); "Проблемы совершенствования коммунистического воспитания и профессионального обучения студентов музыкального вуза в свете решений ХХУ1 съезда КПСС" (Одесса, 1981 г.). Опубликованы материалы докладов на конференциях: в г.Ташкенте (1980 г.), в г.Горьком (1982 г.), в г.Львове (1983 г.), депонирована статья "Некоторые вопросы нравственного воспитания студентов музыкального вуза в процессе исполнительского творчества" (1983 г.), выпущены методические рекомендации: "Коммунистическое воспитание студентов музыкального вуза в классе по специальности" и "Методические рекомендации по формированию творческой активности учащихся-пианистов".

Практическое внедрение результатов исследования было осуществлено в опытно-экспериментальной работе в классе индивидуальных занятий на кафедре фортепиано Одесской консерватории и путем использования в практике индивидуальных занятий фортепиано и в курсах лекций "Методика обучения игре на фортепиано" и "Методика музыкального воспитания" для студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов (Воронеж, Николаев, Одесса); в лекциях для слушателей ФПК преподавателей детских музыкальных школ.

В соответствии с задачами исследования, диссертация построена из трех глав.

Первая глава посвящена выяснению содержания понятия "творческая активность" в музыкальной деятельности, разбираются вопросы: об отношении активности и музыкально-педагогической деятельности; о приложении элементов общей теории творчества (частично разработанной в философском и социальном аспектах) к музыкально-исполнительскому творчеству. Для объяснения природы творческой активности привлечены данные из работ по психофизиологии, полученные в последнее время, об активности как одной из фундаментальных движущих сил деятельности.

Во второй главе рассмотрены принципы построения методики формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта в учебном процессе. Па основании материалов первой главы выделены важнейшие условия проявления творческой активности: это, кроме музыкально-художественных сторон деятельности,- максимальная мобилизация всех сторон личности, участвующих в деятельности, а также организация социальных условий, в которых находится учащийся. Обосновывается необходимость специального развития ряда компонентов творческой активности.

В третьей главе, на основании теоретических положений, разработанных в первой и второй главах, описывается методика формирования творческой активности будущего педагога. Излагаются методы проведения эксперимента и фиксации результатов. В основу методики положены: анализ форм работы студента над музыкальным произведением; проявление творческой активности на каждом из этапов работы; подключение студента к наблщцению за собственной деятельностью с целью выработки навыков управления ее продуктивной стороной; организация учащихся класса как неформальной социальной группы, объединенной общими профессиональными интересами, обсуждаемыми и развиваемыми в разных формах внутри- и внеклассной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Важнейшим из условий формирования творческой активности при подготовке музыканта-педагога является единство трех групп воспитыващих и формирующих воздействий: социальных, музыкально-художественных и психофизиологических.

2. Творческая активность успешно формируется, если ее проявления имеют место во всех видах учебной профессиональной деятельности и на всех этапах освоения музыкального произведения.

3. Методика формирования творческой активности будущих педагогов должна опираться на три группы формирующих факторов, объединенных в необходимый комплекс:

1) социальные, определяющий целевые установки личности учащегося и, во многом, его мировоззрение;

2) музыкально-художественные, опирающиеся на опыт советского музыкального искусства и музыкальной педагогики высшей школы;

3) психофизиологические, направленные на активизацию мыслительных процессов, мышечную релаксацию и активность.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование творческой активности при подготовке педагогов-музыкантов, как показало проведенное исследование, направлено на решение важнейшей задачи современного высшего музыкального образования - всесторонне гармоничное развитие личности, строителя коммунистической культуры. Это обусловлено тем, что в процессе целенаправленного формирования творческой активности существует объективная необходимость влиять на все основные подструктуры личности учащегося, добиваясь их согласованного развития. Социальный, музыкально-художественный и психофизиологический аспекты педагогического воздействия образуют комплекс, оказывающий значительно более сильное формирующее и воспитывающее влияние, чем действие каждого из этих компонентов в отдельности.

Исследование показало, что творческая активность относится к наиболее важным сторонам, определяющим эффективность учебной деятельности при обучении игре на музыкальном инструменте.

Данные современной психофизиологии позволили определить в настоящем исследовании принципы педагогического использования психофизиологических факторов формирования творческой активности.

У всех студентов, занимающихся по экспериментальной методике, наблюдалось улучшение оценок различных проявлений творческой активности. Успехи в формировании творческой активности привели к объективному улучшению подготовки студентов, что объясняется положительным воздействием активизации социально значимых элементов деятельности, направленным формированием сферы музыкально-слуховых представлений, применением психорегулирующих воздействий.

В экспериментальной группе у всех студентов заметна тенденция изменения самооценки функционального состояния за время эксперимента в сторону более высокой. Это обусловлено, очевидно, организующей ролью занятий с преподавателем, улучшением управляемости своим состоянием, проявлением сформировавшейся внутренней психофизиологической самодисциплины.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шевченко, Татьяна Ивановна, Москва

1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.1-4.

2. Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология, т.1.- Соч. 2-е изд., т.З, с.15-78.

3. Ленин В.И. О воспитании и образовании. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1970. 680 с.

4. Ленин В.И. Философские тетради.- Полн.собр.соч., т.22. -782 с.

5. Материалы ХХУ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1977. 256 с.

6. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.- 223 с.

7. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.- М.: Политиздат, 1983. 222 с.

8. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспита-телъной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -М.: Политиздат, 1981, с.3-23.

9. О работе с творческой молодежью: Постановление ЦК КПСС от 12 октября 1976 г. В кн.: Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях. М., 1978, т.12, с.366-370.

10. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС.- М.: Политиздат, 1978. 144 с.

11. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980. 336 с.

12. Айзенк Г. Проверьте свои способности.- М.: Мир, 1972.- 176 с.

13. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. 2-е изд.- М.: Музыка, 1971. 278 с.

14. Алексеев А.Д. Работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища,- М.: Музгиз, 1957. 191 с.

15. Алиев Ю.Б. Формирование и развитие гармонического слуха школьников-подростков в процессе восприятия музыки. В кн.: Музыкальное восприятие школьников.- М.: Педагогика, 1975,с.124-159.

16. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977. 380 с.

17. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: Просвещение, 1983. 222 с.

18. Апраксина О.А, 0 современных требованиях к подготовке учителя музыканта для общеобразовательной школы. В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя,- М.: МПШ им,В.И.Ленина, 1973, с.3-32.

19. Арзаманов Ф.Г. 0 некоторых особенностях новаторства в музыкальном творчестве. В кн.: С.С.Скребков. Статьи и воспоминания,- М.: Сов.композ., 1979, с.92-115.

20. Арзаманов Ф.Г. 0 постановке педагогических исследований в музыкальном вузе. В кн.: Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования,- М.: ВШИ им.Гнесиных, вып.43, 1979, с.3-20.

21. Арзаманов Ф.Г, С.И.Тенеев преподаватель курса музыкальных форм. 2-е изд. - М.: Музыка, 1984, - 97 с.

22. Арзаманов Ф.Г. Теория музыки и работа исполнителя. В кн.: Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Вып.32. М.: 1МПИ им.Гнесиных, 1977, с.63-89.

23. Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. - 184 с.

24. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса.- Киев: Радянсыса школа, 1982. 200 с.

25. Бабанскш! Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект.- М.: Педагогика, 1977. 254 с.

26. Баланчивадзе Л.В. Мотивация музыкально-исполнительской деятельности: Вопросы психологии, № 6, 1983, с.50-56.

27. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.: Музыка, 1974. 336 с.

28. Баренбойм Л.А. Николай Григорьевич Рубинштейн: История жизни и деятельности.- М.: Музыка, 1982. 278 с.

29. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию: Исследование. 2-е изд., доп.- Л.: Сов.композитор, 1979. 352 с.

30. Баренбойм Л.А. Фортепианно-педагогические принципы Ф.М. Блуменфельда. В кн.: Музыкальная педагогика и исполнительство.-Л.: Музыка, 1974, с.61-133.

31. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников.- М.: Педагогика, 1975. 160 с.

32. Березин Ф.Е. Соотношение эффективности поисковой активности и механизмов ее организации у человека. В кн.: Поисковая активность, мотивация и сон. Материалы международного симпозиума. Баку: Изд-во "ЭЛМ", 1981, с.29-31.

33. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке.- М.: Просвещение, 1964. 220 с.

34. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. В 4-х т., т.2.- Тбилиси: Мецниереба, 1978. 686 с.

35. Бирзкопс Я.Я. Творческая деятельность как средство формирования фортепианно-исполнительских качеств: Автореф. дисс. . канд.пед.наук.- М., 1979. 15 с.

36. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста,- М.: Музыка, 1973. 141 с.

37. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. В кн.: Исследование проблем психологии творчества.- М.: Наука, 1983, с.182-195.

38. Богоявленская Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества: Вопросы психологии, 1976, № 4, с.69-80.

39. Бочкарев Л.Л. Проблемы психологии музыкальных способностей.- В кн.: Актуальные проблемы музыкальной педагогики.- М.: Изд-во 1МПИ им.Гнесиных, 1982, с.32-49.

40. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей к концерту. В кн.: Проблемы высшего музыкального образования. Сб.трудов вып.Х1Х.-М.: 1МПИ, 1975, с.43-58.

41. Бочкарев Л. Л. Публичное выступление музыканта-исполнителя в свете психологии личности. В кн.: Проблемы высшего музыкального образования. Сб.трудов. вып.Х1Х.-М.: 1МПИ, 1975,с.50-83.

42. Бронфин Е.Ф. Н.И.Голубовская исполнитель и педагог.-Л.: Музыка, 1978. - 136 с.

43. Брушлинский А.В., Воловикова М.И., Есенгазиева Б.О. и др. Мышление: процесс, деятельность, общение.- М.: Наука, 1982. 288 с.

44. Брушлинский А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности.- Вопросы психологии, 1982, № 2, с.28-40.

45. Бурно М.Е. Внушение и самовнушение. В кн.: Руководство по психотерапии.- М.: Медицина, 1974, с.39-57.

46. Буцаев П. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников. Автореф.дисс. .канд.пед.наук.- Л., 1976. 19 с,

47. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М.: Просвещение, 1968. 415 с,

48. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду,- М.: Просвещение, 1983. 255 с.

49. Вицинский А.В. Психологический анализ работы пианиста над музыкальным произведением: Известия АПН СССР. Вып.25.- М.: 1950, с.171-215»

50. Вишнякова Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников: Автореф.дисс. . канд.пед.наук,- М., 1980. 17 с.

51. Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Вып. 31(124).- Курск, изд-во КШИ, 1976. 121 с.

52. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.2. Сост. и ред. М.Соколов.- М.: Музыка, 1968. 282 с.

53. Воспитательная работа в вузе. Ред. В.А.Житнев.- М.: Молодая гвардия, 1976. 176 с.

54. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве: Сб.статей. Сост. и ред. С.М.Хентова.- М.-Л.: Музыка, 1966. -315 с.

55. Гат И. Техника фортепианной игры.- Будапешт: Корвина, 1972. 232 с.

56. Гизекинг В. Мысли художника. Интуиция и точность как основа интерпретации: Сов.музыка, 1970, $ 10, с.108-112.

57. Гизекинг В. Как артисты занимаются. В кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.7. Ред.Л.Баренбойма. Пер. с нем.- М.: Музыка, 1975, с.189-253.

58. Гизекинг В. Статьи о пианистическом искусстве.- В кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.7. Ред.Л.Барен-бойма. Пер.с нем.- М.: Музыка, 1975, с.221-249.

59. Гинзбург Л.С. О некоторых эстетических проблемах музыкального исполнительства. В кн.: Эстетические очерки. Вып.2.-М.: Музыка, 1967, с.149-191.

60. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве. В кн.: Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки, статьи, воспоминания. Вып.1.- М.: Музыка, 1965, с.35-71.

61. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания.-М.: Сов.композитор, 1969. 448 с.

62. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.- М.: Музгиз, 1961. 224 с.

63. Доскин А.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния: Вопросы психологии, 1973, Jfc 6, с.141-145.

64. Евдокимова А. О механизме отражения эмоциональных состояний в музыке. В кн.: К методике проблемного анализа музыки.-Горький: Горьк.конс. 1983, с.5-22.

65. Журавлев Г.Е. Обучение творчеству. В кн.: Число и мысль М.: Знание, 1983, с.173-189.

66. Занков Л.В. I, П, III, 1У главы из кн.: Обучение и развитие. Ред.Л.В.Занкова.- М.: Педагогика, 1975, с.б-101.

67. Здобнов Р. Исполнительство род художественного творчества. В кн.: Эстетические очерки. Вып.2. - М.: Музыка, 1967, с.98-148.

68. Зеленов Л.А. Основные проблемы теории деятельности. В кн. Методология и теории деятельности. Тезисы докладов к X Межзональному симпозиуму.- Горький: Горьк.ОС НТО, 1982, с.4-9.

69. Игумнов К.Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста: Из бесед с психологами. Сост.М.Смирнов. В кн.: Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.З.- М.: Музыка, 1973, с.11-72.

70. Ингарден Р. Исследования по эстетике.- М.: Иностр.лит., 1962. 572 с.

71. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа.- М.: Политиздат, 1974. 328 с.

72. Калиничева Л. Талант как категория эстетики. В кн.: Эстетические очерки. Вып.2.-М.: Музыка, 1967, с.284-311.

73. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М.: Педагогика, 1981. 200 с.

74. Катида Д.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования: Вопросы философии, 1971, J& 7, с.16-24.

75. Карпова Е.Ф. Исследование путей и методов активизации музыкально-слухового самоконтроля в процессе обучения игре на фортепиано: Автореф.дисс. . канд.пед.наук.- М., 1975. 19 с.

76. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику.- М.: Просвещение, 1975. 176 с.

77. Коган Г.М. Работа пианиста. 3-е изд.- М.: Музыка, 1979. 182 с.

78. Коган Г.М. У врат мастерства. 4-е изд.- М.: Сов.компо-зитор, 1977. 174 с.

79. Колышева Т.А. Формирование у первокурсников интереса к профессии учителя-музыканта: Автореф.дисс. . канд.пед.наук.-М., 1981. 16 с.

80. Коммунистическое воспитание студентов: Вопросы теории и практики.- Киев: Вища школа, 1981. 192 с.

81. Коммунистическое воспитание: Формирование научного мировоззрения студентов. Тематич.сб. Отв.ред.А.Г.Борисов Саратов: Изд.Сарат.у-та, 1979. - 101 с.

82. Комплексный подход к коммунистическому воспитанию студенческой молодежи. Отв.ред.Старченко Т.Е. Львов: Вища школа, изд.при Львовск.ун-те, 1980. - 216 с.

83. Кондаш 0. Волнение: страх перед испытанием (на укр.языке)- Киев: Радянська школа, 1981. 170 с.

84. Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф.дисс. . докт.пед.наук. Л., 1970. 28 с.

85. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки.- Л.: Музыка, 1979. 208 с.

86. Корыхалова Н.П. Проблема объективного и субъективного в музыкально-исполнительском искусстве и ее разработка в зарубежной литературе: Музыкальное исполнительство. Вып.7.- М.: Музыка, 1972, с.47-92.

87. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано.- М.: Музыка, 1966. 120 с.

88. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика, 1971, 279 с.

89. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев: Вища школа, 1981. 392 с.

90. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977. 304 с.

91. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии. В кн.: Избранные психологические произведения. В 2-х т., т.П.-М.: Педагогика, 1983, с.243-246.

92. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. 0 диагностических методах психологического исследования школьников: Советская педагогика, 1968, № 7, с.65-77.

93. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд.- М.:. Изд-во М1У, 1981. 584 с.

94. Лерман М.И. Начальное обучение музыке (к проблеме дошкольного музыкального обучения в детской музыкальной школе): Автореф. дисс. . канд.пед.наук.- М., 1969. 18 с.

95. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981. 185 с.

96. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания: Опыт методологического исследования.- М.: Педагогика, 1974. 496 с.

97. Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм.- М.: Прогресс, 1982. 254 с.

98. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии: Вопросы философии, 1979, )£ 8, с.26-42.

99. Лук А.Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978. 127 с.

100. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано М.: Музыка, 1982. 143 с.

101. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. 12-е изд.-М.: Музыка, 1979. 536 с.

102. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч.в 7-ми т., т.5.- М.: Изд-во АПН СССР, 1958, с.103-108.

103. Макуренкова Е.П. Влияние профессиональных общепедагогических теорий на решение проблем музыкального образования. В кн.: Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Вып.32.-М.: 1МПИ им.Гнесиных, 1977, с.18-25.

104. Малинковская А.В. Подготовка специалиста в музыкальном вузе и "модель выпускника". В кн.: Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. Вып.43.- М.: ШЛИ им.Гнесиных, 1979, с.21-53.

105. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания на фортепиано.- М.: Музыка, 1977. 128 с.

106. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника (на основе звукотворческой воли).- М.: Музыка, 1966. 220 с.

107. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972. 208 с.

108. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности: Вопросы психологии, 1982, JS 4, с.5-17.

109. Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении. Вопросы психологии, J& 5, 1984, с.30-36.

110. Милушева Г. Влияние обобщенных художественных умений на формирование эстетического интереса старших подростков: Автореф.дисс. . канд.пед.наук.- Л., 1977. 20 с.

111. Милыптейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов.- М.: Музыка, 1975. 441 с.

112. Милыптейн Я.И. 0 некоторых тенденциях исполнительского искусства, исполнительской критике и воспитании исполнителя.

113. В кн.: Мастерство музыканта-исполнителя. Вып.1.- М.: Сов.композитор, 1972, с.3-56.

114. Милынтейн Я.И. Советы Шопена пианистам.- М.: Музыка, 1967. 38 с.

115. Михелис В. Первые уроки юного пианиста.- Л.: Музгиз, 1962. 64 с.

116. Морозова З.П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников: Автореф.дисс. . канд.пед.наук.-М., 1979. 16 с.

117. Муха А.И. Процесс композиторского творчества: Проблемы и пути исследования.- Киев: Музична Укра1на, 1979. 271 с.

118. Мышление: процесс, деятельность, общение. Отв.ред. Брушлинский А.В.- М.: Наука, 1982. 287 с.

119. Назайкинский Е.В. 0 психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972. 383 с.

120. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии.- Вопр. психологии, 1971, б, с.18-26.

121. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.- 4-е изд.-М.: Музыка, 1982. 300 с.

122. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. 2-е изд.- М.: Сов.композитор, 1983. 526 с.

123. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики. Ред.А.К.Уледов.- М.: Мысль, 1979. 303 с.

124. Немыкина И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведениях: Автореф.дисс. .канд.пед.наук.- М., 1982. 16 с.

125. Оборин Л. О некоторых принципах фортепианной техники. В кн.: Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.2.- М.: Музыка, 1968, с.71-80.

126. Общая психология. Под ре д. В. В. Богословского, А.Г.Ковалева и др., 3-е изд.- М.: Просвещение, 1981. 383 с.

127. Овчарова Т.Н. Творчество как деятельность: Тезисы докладов к X Межзональному симпозиуму.- Горький: Горьк.ОС НТО, 1982, с.70-71.

128. О педологических извращениях в системе Наркомпросов, Постановление ЦК ВКП(б), 1936. В кн.: Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях . М., 1971, т.5, с.270-289.

129. Осипова Л.В. Эскизная форма работы над репертуаром в фортепианном классе музыкального факультета педагогического института: Автореф.дисс. . канд.пед.наук.- М., 1975. 19 с.

130. Огородников И.Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе.-М.: Педагогика, 1969. 352с.

131. Петровский В.А. К психологии активности личности: Вопросы психологии, 1975, № 3, с.26-37.

132. Платонов К.К. Проблемы способностей.- М.: Наука, 1972. 312 с.

133. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения.-М.: Наука, 1982. 309 с.

134. Поисковая активность, мотивация и сон: М-лы междун. симпозиума.- Баку: Изд-во "ЭЛМ", 1981. 105 с.

135. Пономарев Я.А. Психология творчества.- М.: Наука, 1976.- 303 с.

136. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.-М.: Педагогика, 1976. 280 с.

137. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. В кн.: Исследование проблем психологии творчества.- М.: Наука, 1983, с.3-26.

138. Прокофьев С.С. Материалы, документы, воспоминания.-М.: 1МИ, 1961. 707 с.

139. Прончатова М.П. Деятельность и активность. Б кн.: Методология и теория детяельности. Тезисы докладов к X Межзональному симпозиуму.- Горький: Горьк.ОС НТО, 1982, с.63-65.

140. Психология мышления. Сб.перев. с нем. и англ. Ред.А.М. Матюшкин.- М.: Прогресс, 1965. 532 с.

141. Пуанкаре А. Математическое творчество. Б кн.: Ж.Адамар. Исследование психологии изобретения в области математики.- М.: Сов.радио, 1970, с.135-145.

142. Пьянова Л.А. К анализу творческой деятельности человека. В кн.: Методология и теория деятельности. Тезисы докладовк X Межзональному симпозиуму.- Горький: Горьк.О С НТО, 1982, с. 65-66.

143. Pare Ю.Н. Модель специалиста как задача развития системы музыкального образования. Вып.19.- М.: 1МПИ им.Гнесиных, 1975, с.7-16.

144. Ражников В. Исполнительство как творчество: Сов.музыка, 1972, В 2, с.70-74.

145. Раппопорт С.Х. 0 вариантной множественности исполнительства: Музыкальное исполнительство. Вып.7.-М.: Музыка, 1972, с.3-46.

146. Раппопорт С.Х. 0 природе художественного мышления. В кн.: Эстетические очерки. Вып.2.-М.: Музыка, 1967, с.312-356.

147. Растопчина Н. Павел Серебряков. Творческий портрет.-М.: Музыка, 1978. 24 с.

148. Рахманинов С. Литературное наследие в 3-х т., т.2. Письма.- М.: Сов.композитор, 1980.- 372 с.

149. Ротенберг B.C. Поисковая активность, патология и функция быстрого сна: Материалы международного симпозиума.- Баку: Изд-во "ЭЛМ", 1981» с.7-9.

150. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии.-М.: Изд-во АН СССР, 1959. 354 с.

151. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. В кн.: Проблемы общей психологии. 2-е изд.-М.: Педагогика, 1976, с.219-234.

152. Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания. В кн.: Проблемы общей психологии. 2-е изд.- М.: Педагогика, 1976, с.182-192.

153. Рунин Б.М. Вечный поиск.- М.: Искусство, 1964. 176 с.

154. Рутман Э.М., Кочубей Б.И. Поисковая активность: попытка теоретического анализа. В кн.; Поисковая активность, мотивация и сон. Материалы междун.симпозиума.- Баку: Изд-во "ЭЛЛ", 1981, с.38-40.

155. Савицкий В.Б. Соотношение деятельности и активности. В кн.: Методология и теория деятельности. Тезисы докладов к X Межзональному симпозиуму.- Горький: Горьк.ОС НТО, 1982, с.45-46.

156. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением.- М.-Л.: Музыка, 1964. 187 с.

157. Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста.- Л.: Сов.композитор, 1963. 119 с.

158. Саймон Г.А., Ныоэлл А., Шоу Дж.С. Процессы творческого мышления. В кн.: Психология мышления. М.: Прогресс, 1965,с.500-530.

159. Селье Г. Стресс без дистресса. Пер.с англ., Ред.М.Крепс,-М.: Прогресс, 1982. 124 с.- 197

160. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.- М.: Педагогика, 1971. 205 с.

161. Скребков С.С. Композитор и исполнитель. Избр.статьи.-М.: Музыка, 1980, с.9-16.

162. Слободяник А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. 4-е изд., Киев: Здоровье, 1983. 376 с.

163. Смирнов М.И. Еще раз о психологии личности: Вопросы психологии, 1969, гё 6, с.127-130.

164. Соколов В.М. Нравственный мир советского человека: Опыт социологического анализа нравственных проблем современника.- М.: Политиздат, 1981. 279 с.

165. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика.- Горький: Изд-во ГПИ им.Горького, 1975. 118 с.

166. Социальная психология. Ред.Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 288 с.

167. Страхов И.В. Проблемы и методы психологии творчества.-В кн.: Вопросы психологии творчества.- Саратов: Изд.ГСПИ, 1968, с.3-60.

168. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.- М.: Просвещение, 1981. 192 с.

169. Сэт Э.К. Некоторые вопросы развития творческой активности студента в процессе работы над музыкальным произведением: Вопросы педагогики и психологии. Вып.69.- Куйбышев: ГПИ игл.В.В. Куйбышева, 1970, с.42-63.

170. Сэт Э.К. Творческая активность как непременное условие формирования педагога-музыканта: Вопросы педагогики и психологии. Вып.69.- Куйбышев: ГПИ им.В.В.Куйбышева, 1970, с.26-41.

171. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия).- М.: Наука, 1979. 191 с.

172. Тарасов Г.С. Психология учебно-творческой деятельности студента-исполнителя музыкального вуза. В кн.: Вопросы психологии, № 3, 1983, с.73-76.

173. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М.: Изд-во АПН, 1961. 536 с.

174. Теория и практика коммунистического воспитания. Ред. Ж.Т.Тощенко.- М.: Мысль, 1980. 367 с.

175. Тихомиров O.K. Психология мышления.- М.: Изд-во МГУ, 1984. 270 с.

176. Токина Н.Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества.- Саратов: Изд-во Сарат.унив., 1972. 33 с.

177. Торичная С.И. Понимание преподавателем музыкальных способностей студента в процессе индивидуального обучения: Дисс.канд.психол.наук.- Киев, 1980. 16 с.

178. Туренская Е.С. Эстетическая активность как фактор формирования личности школьника: Автореф.дисс.канд.пед.наук.1. Л., 1970. 16 с.

179. Уледов А.К. Об определении социалистических коллективов и исследовании их жизни: Философские науки, 1968, 5, с.44-52.

180. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии). Собр.соч., т.8.- М.: АПН РСуЮР, 1950, с.8-679.

181. Феыгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога.- М.: Музыка, 1975. ПО с.

182. Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста.- М.: Музыка, 1978. -207 с.

183. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. 2-е изд.- М.: Музыка, 1969. 598 с.

184. Федоров Е.Е. К вопросу об эстрадном волнении.- В кн.: Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. Вып.43,- М.: ВШИ им.Гнесиных, 1979, с.107-118.

185. Цыпин Г.М. О проблемах пианизма: Советская музыка, IS70, й 2, с.99-101.

186. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано.- М.: Просвещение, 1984. 176 с.

187. Цыпин Г.М. 0 проблемах пианизма: Советская музыка, 1970, Je 2, с.99-101.

188. Цыпин Г.М. Портреты советских пианистов: Муз.-критич. статьи.- М.: Сов.композитор, 1982. 239 с.

189. Чарныи Б.М. Аутогенная тренировка как средство повышения эффективности воспитательной работы со школьниками: Автореф. дисс. .,.канд.пед.наук.- Вильнюс, 1983, 17 с.

190. Чебуков Ю. Музыкально-эстетическое воспитание при обучении фортепианной игре в общеобразовательной школе: Дисс. . канд.пед.наук.- Донецк, 1971. 214 с.

191. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе.- Пермь, ПГПИ, 1971. 304 с.

192. Шевченко Т.И. Коммунистическое воспитание студентов музыкального вуза в классе по специальности: Метод.реком,-Одесса: ОГК им.А.В.Неждановой, 1983. 30 с.

193. Шэвченко-Иванова Т.И. Некоторые вопросы нравственного воспитания студентов музыкального вуза в процессе исполнительского творчества.- Одесса, 1983. 18 с. Рукопись деп.в НИИ Информкультура Гос.б-ки СССР им.В.И.Ленина 25.08.83; В 560.

194. Шевченко Т.И. 0 творческом уровне музыкальной деятельности. В кн.: Методология и теория деятельности. Тезисы докладов к X Межзональному симпозиуму.- Горький: Горьк. ОС НТО, 1982,с.162-163.

195. Шевченко Т.И. Методические рекомендации по формированию творческой активности студентов-пианистов.- Одесса: Мин. культуры УССР, Одесская консерватория, 1984. 18 с.

196. Щульпяков 0. 0 психофизическом единстве исполнительского искусства. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.12.-Л.: Музыка, с.187-222.

197. Е^пов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники.-М.: Музыка, 1968. 248 с.

198. Щукина Г.И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности: Советская педагогика, 1983, № 3, с.46-51.

199. Экспериментальное изучение педагогического внушения. Том.116.- Пермь: ПГПИ, 1973. 154 с.

200. Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи и письма. 2-е изд.-М.: Сов.композитор, 1972. 711 с.

201. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969. 318 с.

202. Яковлев В.А. Аудиовизуальные средства обучения в формировании познавательной активности студентов в музыкально-исполнительской деятельности: Автореф. дисс. .канд.пед.наук.1. М., 1982. 16 с.

203. Якошок В.Л. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогического факультета педвуза и пути их.развития (в процессе индивидуального фортепианного обучения): Автореф. дисс. . канд.лед-.наук.- М., 1977. 16 с.

204. Wolpe J. Reciprocal inhibition as the main basis of psychotherapentic effechs. A.M.A.Arch. Neurol Psihiat, 1954, e. 205 224.

205. Magnusson D. Wprowadzenie do teorii testow. Panstwo-we Vfrdawnictwo Nankowe : Warszawa, 1981. - 436 s.

206. Maturzeweka M. Peychologie warunki oeiguice pianisty.-Warszawa, 1960.

207. Strelay Jan. Temperament i typ ukladu nerwowego. Wyda-nie II. Warszawa, 1974. / Problemy i metody badau typow ukladu nerwowego czlowieka. Ak. Nauk, 1965. 174 s.