Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Цатурян, Константин Амаякович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1983
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Цатурян, Константин Амаякович, 1983 год

ВВВДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НАД НОВЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ (АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ)

1.1. О стадийности восприятия-исполнения учащимися музыкального произведения. Сущность и способы первоначального*ознакомления с новой музыкой

1.2. Формирование художественного образа музыкального произведения в сжатые сроки как необходимое качество модели специалиста "учитель музыки общеобразовательной школы"

1.3. Соотношение репродуктивного (технологического) и продуктивного (художественно-содержательного) способов освоения учащимися нового музыкального материала. Критический анализ специальной литературы

1.3.1. Взгляды ввдащюсся музыкантов-педагогов ХУШ

XIX веков на методы и практику чтения нот

1.3.2. Работы педагогов и методистов XIX века.

1.3.3. Методические труды и нотные пособия XX века

1.3.4. Научно-педагогические исследования.

1.3.6, Необходимость дидактического обоснования художественно-образного прочтения музыки с листа

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МУЗЫКАЯЬНО-ИСПОЛШТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ.

2.1. Художественно-содержательные эмоции как основа музыкального переживания.

2.2. Художественный способ действия как целостно-личностный феномен. Особенности первоначального художественного образа.

2.3. Музыкально-исполнительский образ и структура прочтения музыки как целостной деятельности

ГЛАВА 3. ОПЫТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

3.1. Выявление исходных уровней прочитывания учащимися музыки с листа.

3.2. Особенности эмоционально-смыслового содержания первоначального прочтения музыки у учащихся с различным уровнем профессиональной подготовки (формирующий эксперимент)

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала"

В материалах ХХУ1 съезда партии, в решениях ноябрьского (1982) и июньского (1983) Пленумов ЦК КПСС, в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о совершенствовании обучения в высшей и средней школе (1977, 1979), в проекте основных направлений реформы школы (1983) указывается на необходимость использования новых прогрессивных методов преподавания, направленных на развитие творческого потенциала современного специалиста» В этой связи возрастают требования к уровню профессионального мастерства будущего специалиста-музыканта, подготовляемого к педагогической деятельности.

Из всего многообразия вопросов профессиональной подготовки музыканта в данной работе выдвигается, как существенное, умение учащегося уже при кратковременном контакте о новым произведением проникать в музыкально-художественное содержание. Из практики преподавания музыки - как в СССР, так и за рубежом - известно, что подавляющая часть учащихся не умеет создавать первоначального целостного представления о художественно-образном содержании произведения.

Однако не только сказанным определяется актуальность избранной темы исследования.

Дидактические и психологические аспекты формирования первоначального художественного образа у учащегося-музыканта связаны с малоисследованной проблемой начального освоения музыкаль

См. материалы длительной дискуссии по вопросам музыкального образования в журнале "Советская музыка" за 1965-1980 гг. (выступления Л.Баренбойма, С.Бернштейна, А.Готлиба, И.Еукова, С.Ляховицкой, А.А.Николаева, М.Фейгина и др.), а также статистические данные, полученные автором настоящего исследования (гл.З). ного материала. Основным средством освоения учащимся нового материала является практическое умение читать нотную запись "с листа", т.е. без предварительной длительной подготовки. Небольшое число работ, в которых отражено современное состояние проблемы чтения музыки с листа (Т.Л.Беркман, Ф.Д.Брянская, Р.А.ВеР-холаз, Л.В.Осипова, Л.И.Горелашвили - в СССР; L.Deutach, ъ.На-vill, K.Herrmann, S.Lawrence - за рубежом)посвщено исключительно технологическим вопросам и не затрагивает художественно-образного восприятия музыки в процессе чтения с листа. Б результате эта важнейшая особенность первоначального подхода к произведению, влияющая на формирование исполнительского замысла, не стала предметом исследования.

В то же время, постижение образного содержания музыкального произведения, как показывает настоящее исследование, является основной целью при кратковременном общении учащегося-музыканта с новым материалом. Вопросу "как учить читать с листа" неизбежно должен предшествовать вопрос "как читают с листа". Поэтому более высокий уровень анализа этой деятельности учащегося-музыканта, имеющей художественно-образную природу и связанной не только с техникой чтения нотной записи, определяется самой логикой ее исследования. Создание гармоничной и целостной системы обучения чтению музыки с листа еще далеко от окончательного завершения. "Комплекс этих вопросов охватывает так много, - справедливо замечает швейцарский музыкант и методист К.Герман, - что не могут быть лишними дальнейшие опыты исследования" (259, с,7). ^

Подробно эти и другие работы рассматриваются в критическом обзоре специальной литературы (гл.1, разд.З).

Все переводы специальной иностранной литературы принадлежат автору настоящей работы.

Чтобы с самого начала создать себе пусть далеко "несовершенный, но свой" художественный образ или замысел /228, с. 95; 187, с. 74/, учащийся-музыкант, по определению Г.М.Когана, должен уметь как минимум "удовлетворительно читать с листа" /189, с. 8/. Это означает не только умение бегло прочитывать ноты. Музыкант должен при этом особым образом относиться к нотной записи, воспринимать ее, по словам А.Н.Серова, "между строк, как незримые, но понятные поэтическому чувству письмена" /131, с.85/.

Отметим также, что подготовка учителя музыки на музыкально-педагогических факультетах (МИФ) пединститутов связана с проигрыванием - по существу, с листа - значительного по объему музыкального материала. Отсюда: чрезвычайно важно оснастить будущего учителя особым "инструментом" профессиональной деятельности -умением быстро ориентироваться в художественно-образном содержании произведения и давать словесно-образные характеристики этого содержания. Этим объясняется выбор студентов ШФ для проведения настоящей работы.

Современное состояние проблемы - освоение нового музыкального материала с помощью чтения его с листа - требует преодолевать одностороннее, "технологически" направленное обучение чтению. В этой связи возникает необходимость подвергнуть аргументированной критике буржуазные методические концепции в области музыкального обучения, имеющие отношение к теме настоящего исследования.

Изложенное выше определяет актуальность настоящей работы для музыкальных и педагогических училищ и вузов.

Объектом диссертационного исследования является начальная стадия изучения нового материала, связанная с прочитыванием его с листа. Предметом исследования избраны педагогические основы первоначального подхода учащегося к произведению.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы определить возможности чтения музыки с листа для формирования художественного образа и предложить адекватные способы включения (актуализации) жизненного и музыкального опыта подготовленных в профессиональном отношении учащихся.

Сказанное позволяет сформулировать гипотезу исследования: формирование первоначального художественного образа в воображении учащегося-музыканта, обладающего профессиональным опытом, может происходить на стадии ознакомления с произведением при специальной организации его эмоционально-смыслового восприятия (работа со словом-образом). Педагогическая направленность гипотезы в том, что чтение с листа, став методом развития художественно-образного восприятия, позволит отказаться от распространенного в учебной практике односторонне технологического восприятия нот.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

- выяснить степень разработанности проблемы ознакомительного прочтения музыки н .обучения чтению с листа;

- определить основные условия и технические приемы ускоренного чтения нотного текста; исследовать особенности художественно-содержательной стороны чтения музыки с листа и выявить определенные уровни (типы) чтения;

- раскрыть функцию чтения с листа в структуре профессиональ ной подготовки учителя музыки общеобразовательной школы;

- охарактеризовать качественные особенности чтения у студентов МШ с различным уровнем профессиональной подготовки.

Методологической основой исследования являлись ленинская теория отражения, материалы съездов КПСС, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам воспитания и образования.

Работа основывалась на принципах единства сознания и деятельности, объективного изучения явлений в их развитии, на положениях теории установки (Д.Н.Узнадзе, А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия и др.) и деятельноетного восприятия (А.Н.Леонтьев, В.П.Зинченко, А.Г.Асмолов и др.), а также современной эстетики и теоретического музыкознания о многослойноети художественного произведения, о ведущей роли эстетически ценностного восприятия (М.С.Коган, Л.Н.Столович, Л.А.Мазель, Е.В.Назайкинский и др.). Дидактическая направленность определялась поисковой (творческой) деятельностью учащихся (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов и др.). Были учтены также работы по совершенствованию процесса музыкального обучения и развития (Д.Б.Кабалевский, О.А.Апраксина, Н.А. Ветлугина, Г.М.Цыпин и др.).

Опора на научно-материалистическую методологию, а также реализация комплексной методики исследования обучения чтению с листа, подтвержденной опытным путем и математико-статистическим анализом, обеспечили достоверность и научную обоснованность полученных результатов.

В ходе исследования были использованы следующие методы.

1. Изучение литературы по теме исследования - философско-эстетических трудов, работ по проблемам дидактики и педагогической психологии, теоретического языкознания, теории и методики музыкального обучения и воспитания.

2. Анализ передового педагогического опыта, в котором чтение с листа рассматривается как художественная деятельность, а также многолетнего опыта собственной работы педагога-пианиста в этом направлении.

3. Целенаправленное педагогическое наблюдение и психолого-педагогический эксперимент. В последнем используется специальная методика формирования и исследования эмоционально-смысловой стороны музыкального исполнительского образа. Она включает в себя магнитофонную запись вариантов исполнения музыки с листа, самооценку собственного исполнения учащимися и экспертную оценку записей ("компетентные судьи"), которые осуществлялись по специально разработанным шкалам ("Словарь эстетических эмоций").

Для обобщения и систематизации исходных данных, помимо качественных, введены также количественные показатели основных свойств квалифицированного чтения с листа, критериев успешности этой деятельности, которые обрабатывались статистическими методами.

Исследование проводилось в МШИ им. В.И.Ленина, Московской консерватории, музыкальных школах В!? 18, 33, 44 г.Москвы и состояло из трех этапов: I) изучение литературы по проблеме, целенаправленное наблюдение за музыкально-педагогическим процессом, в ходе которого уточнялись концепция и гипотеза исследования, разрабатывались критерии оценки квалифицированного чтения музыки с листа (1966-1977); 2) экспериментальное (формирущее) исследование механизма становления первоначального исполнительского образа в процессе беглого прочтения цузыки (I978-I98I); 3) апробация и оформление материалов диссертации (I98I-I983).

Научная новизна и теоретическая ценность исследования определялись неразработанностью теоретических и практических основ первоначального прочтения музыки. Впервые экспериментально исследуется эмоционально-смысловое восприятие музыки в процессе чтения ее с листа. Новое направление исследования составляет комплексный подход к деятельности чтения, в котором технологическая и художественно-содержательная стороны рассматриваются в их единстве.

В результате проведенного исследования:

1) разработана теоретическая модель деятельности чтения, которая включает в себя механизмы репродуктивного, т.е. предметно-операционального воспроизведения данных нотного текста, и продуктивного, т.е. художественно-образного восприятия-переживания произведения в первом к нему приближении (гл.2);

2) предложена методика обучения содержательному прочтению музыки с листа, которая включает в себя средства актуализации личностного опыта, адекватные ситуации ознакомительного прочтения (гл.З, разд.2);

3) установлены четыре уровня (типа) прочтения нового музыкального материала с листа, позволяющие фиксировать исходный уровень первоначального чтения (гл.З, разд.1);

4) выявлены качественные критерии оценки чтения, которые позволяют замерять основные показатели данного вида деятельности и отражают существо ее дидактических проблем (гл.З, разд.1);

5) определены условия и приемы квалифицированного исполнения музыки с листа (гл.1, разд.З).

Практическая значимость исследования. Полученные данные служат основой для практической разработки комплексной методики обучения чтению музыки с листа, учитывающей единство технологического и художественного содержания этой деятельности. Кроме того, материал диссертации используется в рамках курса "Методика обучения игре на инструменте", входящего в учебный план музыкально-педагогических факультетов.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись: а) в ходе проведения опытно-экспериментальной работы и обсуждения материалов диссертации на кафедре музыкальных инструментов МГПИ им. В.И.Ленина; б) через публикацию статей общим объемом 4,9 п.л.; в) выступления с докладами на Л Всесоюзной научной конференции по вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей (Москва, 1982), на Ленинских чтениях в МГПИ им. В.Й.Ленина (1972, 1975, 1978),; на методических совещаниях музыкальных школ JEJS 18, 44 г. Москвы (1973, 1976, 1979). Методические рекомеддации исследования использованы в лекционном курсе "Методика преподавания специнструмента" для студентов и слушателей ФПК МГПИ им. В.И.Ленина.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Если чтение музыки с листа обладает статусом художественной деятельности, то восприятие нового музыкального материала учащимися должно происходить на основе художественно-образных процессов. Иными словами, первоначальное воспроизведение музыки должно осуществляться с позиции ее интерпретации - только тогда стремление возможно глубже и точнее проникнуть в художественное содержание станет ведущей установкой чтения.

2. Нахождение конкретных исполнительских средств управляется образным видением, а не наоборот. В то же время приемы технологического освоения произведения с листа и его художественно-образного постижения не одинаковы и требуют различного педагоги-ческого^ воздействия.

3. Чтение с листа есть основной способ работы учащегося-музыканта на этапе ознакомления с новым произведением. В силу эмоционально-образной природы, а также некоторых других особенностей чтение с листа является общей, "базовой" деятельностью для всех музыкально-исполнительских специальностей и, следовательно, одной из важнейших сторон для их сближения в учебном процессе на музыкально-педагогическом факультете.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

4. Результаты исследования позволяют говорить о том, что технологическое освоение произведения с листа и его художественно-образное постижение обладают достаточной самостоятельностью. Отсюда необходимость целенаправленных педагогических воздействий двух видов. Один из них связан с непосредственным формированием или коррекцией технических навыков втения с помощью упражнений зрительного, слухового и двигательно-технического характера. Второй опосредованно управляет процессом художественно-образного прочтения музыки - наводит учащегося на эмоцио- U-нально-смысловое содержание произведения. Воздействия обоих видов должны осуществляться систематически и в единстве.

5. Исследование подтверждает, что для переживания эмоционально-смыслового содержания музыки в собственном исполнении учащихся с листа необходим специально организованный учебно-воспитательный процесс. В его основе лежит "наведение" - средство опосредованного педагогического управления процэссом художественно-образного восприятия, педагогическое побуждение к поисковой художественной деятельности.

В условиях кратковременного общения с произведением учащемуся-музыканту, обладающему исполнительским опытом, необходимо лишь актуализировать опыт жизненных и музыкальных переживаний, что достигается с помощью образного слова.

Теоретический анализ этой проблемы позволил выделить три группы словесно-образных ассоциаций в педагогической работе с учащимися-исполнителями: технологические указания, относящиеся к формальному строению произведения и особенностям его реализации на инструменте; развернутые литературные ассоциации (образные словесные зарисовки и программы); отдельные эмоционально-содержательные слова-образы, которые отражают моделированные в музыке эмоции и их "личностные смыслы". Отдельное слово глубже отражает закономерные связи музыкально содержательных эмоций и средств воздействия музыки, оно позволяет достаточно подробно прочувствовать ("прощупывать") звучание музыки. Именно это свойство слова-образа делает его адекватным, наиболее пригоднш для целей чтения-ознакомления.

Опытное исследование показало, что предложенная для цели "наведения" методика обучения содержательному прочтению музыки с листа (работа со словарем эстетических эмоций, мысленное прочтение нотной записи, повторные обращения с самооценкой исполнения в магнитозаписи) формирует у учащихся с помощью слова-образа установку на художественно-образные процессы. Апробация и-' в различных музыкальных учебных заведениях также дала положительные результаты.

6. Предложенная экспериментальная методика обучения повышает у испытуемых учащихся субъективную значимость художественно-образного подхода при первой встрече с произведением. Это помогает преодолевать формальное отношение к оценке и выбору музыкально-исполнительских средств, позволяет устранять затруднения, связанные с вербализацией музыкально-художественного содержания. Последнее чрезвычайно важно для подготовки будущего учителя музыки, у которого вербализация внутреннего личностного смысла музыки тесно связана с осознанием не только самих исполнительских средств, но и мотивов их выбора.

7. Разработанные в настоящем исследовании теоретическая модель деятельности чтения, методика обучения содержательному прочтению музыки с листа, а также критерии оценки чтения (эмоциональная содержательность, упрощение фактуры, игра "вслепую", колебания темпа, повторы, остановки) и четыре уровня чтения ("по окладам", "механическое", "структурно-синтаксическое", "эмоционально-образное") - позволяют педагогу практику точнее диагностировать уровень чтения учащихся-музыкантов и успешнее обучать чтению музыки с листа.

Проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материал настояцего исследования позволяет вцделить ряд основных положений, существенных для понимания особенностей первоначального ознакомления с музыкальным произведением, а также для научного обоснования и разработки комплексной методики обучения чтению цузыки с листа.

1. Целью первоначального ознакомительного прочтения музыкального произведения является целостное постижение его художественно-образного содержания (в первом приближении).

2. Психологическая установка музыканта-исполнителя проявляется на разных уровнях организации художественной деятельности - как на элементарных, так и на высших. У учащегося, читающего музыку с листа, она возникает на различных уровнях восприятия произведения: нотного текста, клавиатуры инструмента, звучания музыки, художественной эмоции. Это позволяет рассматривать характер установки как показатель уровня (типа) чтения. У опытного музыканта-профессионала установка на художественно-образное содержание музыки является ведущим психологическим образованием, заключающим в себя личностно-мотивационные факторы.

3. Исследование показало, что художественный, эмоционально-смысловой образ иерархически выше и существеннее музыкально-слуховых и двигательно-технических представлений: он определяет качество последних и наряду с ними является регулятором исполнительских действий учащегося-музыканта. Б методической литературе механизм чтения музыки с листа по традиции связывается с триадой "вижу - слышу - играю". Деятельноетный (художественно-целостный) подход, осуществленный в настоящем исследовании, убеждает, что чтение с листа нельзя сводить к функционированию такого упрощенного механизма. Это ведет к излишней технологиза-ции художественной деятельности учащегося-музыканта. Исполнительский "продукт" зависит не только от слуховых и технических представлений, но также от эмоционально-смыслового образа, что условно можно представить как "вижу - слышу - переживаю - играю".

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Цатурян, Константин Амаякович, Москва

1. Маркс К. Из экономических рукописей 1857-1858 гг. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.12, с.726-734.

2. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, с.77-218.

3. О дальнейшем совершенствовании воспитания учащихся общеобразовательной школы и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Правда, 1977, 29 декабря.

4. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Правда, 1979, 12 июля.

5. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -с.3-81, 97-131.

6. Материалы Пленума ЦК КПСС, 22 .ноября 1982 года. М.: Политиздат, 1982. - 30 с.6а. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

7. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Проект ЦК КПСС. Правда, 1984, 4 января.

8. Философия. Общая психология и педагогика.

9. Психология чтения и психолингвистика

10. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 334 с.

11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. 380 с.

12. Анохин П;К. Избр.труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. - с.7-207, 311-399.

13. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979.150 с.

14. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. Вопросы литературы, 1961, JS 2, с.36-46.

15. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

16. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - с.3-123.

17. Бассин Ф.В. "Значащие" переживания и проблема собственно-психологической закономерности. Вопросы психологии, 1972,й 3, с.105-124.

18. Бассин Ф.В. У пределов распознанного: к проблеме пред-речевой формы мышления. В кн.: Бессознательное, т.III. Тбилиси,1978, с.735-750.

19. Бассин Ф.В., Прангишвили А.С., Шерозия А.Е. О проявлении бессознательного в художественном творчестве. Вопросы философии, 1978, JS 2, с.57-78.

20. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - с.188.

21. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - с.420-446.

22. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль,1979. 280 с.

23. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: МГУ, 1980. - 191 с.

24. Векк ер Л.М. Психические процессы. Т.З. Л.: ЛГУ, 1981.326 с.

25. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. - 142 с.

26. Возрастная и педагогическая психология / Ред. А.В.Петровский. 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

27. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1968. - 576 с.

28. Гальперин П.Я. Предисловие. В кн.: Управляемое формирование психических процессов. М., 1977, с.3-5.

29. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. - с.7-102.

30. Михеев В.И. Математические методы в педагогических исследованиях. М.: Высшая школа (в производстве).

31. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. - с.248-399.

32. Дидактика средней школы / Ред. М.Н.Скаткин. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1982. - 314 с.

33. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев: Штица, 1974. - 132 с.

34. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. - 157 с.

35. Журавлев В.И. Наблюдение метод педагогического исследования. - В кн.: Методы педагогических исследований. М., 1972, с.62-88.

36. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.173 с.

37. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие. Вопросы психологии, 197I, В 6, с.27-42.

38. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии. Вопросы философии, 1977, № 7, с.109-125.

39. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: МГУ, 1980.440 с.

40. Ильенков Э.В. Идеальное. В кн.: Филос. энц., т. 2, М., 1962, с.219-227.

41. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979. - 216 с.

42. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Быстрое чтение. М.: Наука, 1976. - 48 с.

43. Кузнецов О.А., Коренев А.Н., Хромов Л.Н. Быстрое чтение: разработка модели и практика обучения. Вопросы психологии, 1976, 4, с.90-102.

44. Левидов A.M. Автор образ - читатель. - Л.: ЛГУ, 1977.360 с.

45. Лейтес М.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. - с.221-251.

46. Леонтьев А.А. Восприятие текста как психологический процесс. В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев, 1978, с.18-30.

47. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения / У.5. Специфика методов обучения искусству в школе. М.: Просвещение, 1982. - с.162-170.

48. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

49. Леонтьев А.Н. О путях исследования восприятия. В кн.: Восприятие и деятельность. М., 1976, с.3-27.

50. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. -М.: МГУ, 1972. - 575 с.

51. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

52. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. Вопросы психологии, 1975, № 2, с.31-45.

53. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. Психологический журнал, 1981, т.2, JB 5, с.3-22.

54. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1977.- 127с.

55. Лурия. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. - 320 с.

56. Методы педагогических исследований / Под. ред. А.И.Пис-кунова и Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.

57. Мочалов Л. Художник, картина, зритель. Л.: Художник РСФСР, 1963. - 143 с.

58. Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки. В кн.: Понятия установки и отношения в медицинской психологии. Тбилиси, 1970, с.9-15.

59. Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси: изд-во Ун-та, 1978, - 84 с,

60. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. - 155 с.

61. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. - 152 с.

62. Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.

63. Петров Г. Шаг в науку. Лит. газета, 1976, №49, с.13.

64. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971. с.137-154.

65. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. -216 с.

66. Полозова Т.Д. Единство мысли, чувства и действия. М.: Знание, 1978. - 46 с.

67. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

68. Постоловский И.З., Семенов Е.Г. Проблема ускоренного чтения в США. Вопросы психологии, 1971, .№ 6, с. 169-180.

69. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М.А.Данилова, Н.И.Бондарева. М.: Педагогика, 1971. -352 с.

70. Проблемы социологии и психологии чтения / Ред. и сост. Э.Г.Храстецкий. М.: Книга, 1975. - 197 с.

71. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творчестве. - М.: Политиздат, 1967. - 271 с.

72. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. М.: Прогресс, 1979. - 392 с.

73. Рисс О.В. Что нужно знать о корректуре. 2-е изд. - М.: Книга, 1973. - 72 с.

74. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

75. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974. - 237 с.

76. Смысловое восприятие речевого сообщения / Ред. Т.М. Дридзе и А.А.Леонтьев. М.: Наука, 1976. - 263 с.

77. Сухомлинский В.А. О воспитании. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1975. - 272 с.

78. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. -215 с.

79. Скаткин М.П. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. - 96 с.

80. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

81. Соколов Е.Н. Нервная модель стимула и ориентировочный рефлекс. Вопросы психологии, 1980, J6 4, с.61-72.

82. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 208 с.

83. Трофимов Ю.Л. Восприятие некоторых форм иллюстративной i, информации. Вопросы психологии, 1976, $ 6, с.181.

84. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. - 315 с.

85. Шерозия А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное. Тбилиси; Мецниереба, 1979. - 170 с.

86. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971. - 223 с.

87. Щукина Г .И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

88. Ядов В.А. Гипотеза об иерархической структуре диспозиций личности и ее социальной обусловленности. В кн.: Саморегуляцияи прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979, с.19-82.

89. Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера. М.: Гослитиздат, 1936. - 212 с.

90. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. - 47 с.

91. Эстетика. Музыкознание. Психология музыки

92. Андреев АД. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981. - 192 с.

93. Апресян Г.З. Категория эстетического воспитания. В кн.: Вопросы теории эстетического воспитания. - М.: МГУ, 1970. - с.26-52.

94. Арановский М. Мышление, язык, семантика. В кн.: Проблемы музыкального мышления. М., 1974, с.90-128.

95. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1963. - 379 с.

96. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искус- ' ство, 1979. - с.7-162, 237-360.

97. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. -М.: Музыка, 1978. 332 с.

98. Вицинский А.В. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Известия АПП РСФСР, 1950, вып. 25, с.171-215.

99. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. - М.: МГУ, 1976. - 288 с.

100. Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980. - 256 с.

101. Горелашвили Л.И. Некоторые особенности визуального восприятия и оперативной памяти пианиста в процессе игры с листа. -Дис. канд.искусств. Тбилиси, 1978. - 135 с.

102. Гуренко Е. Проблема художественной интерпретации. Новосибирск: Наука, 1982. - 256 с.

103. Золтаи Д. Этос и аффект. М.: Прогресс, 1977. - 371 с.

104. Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965. - 354с.

105. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

106. Кечхуашвили Г.Н. Из опыта экспериментального исследования внемузыкальных представлений. В кн.: Художественное восприятие. М., 1971, с.348-361.

107. Кечхуашвили Г.Н. О рож установки в оценке музыкальных произведений. Вопросы психологии, 1975, № 5, с.63-69.

108. Кищенко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетические эмоции, переживания, чувства. В кн.: Эстетическое сознание ипроцесс его формирования. М., 1981, с.96-118.

109. Книга о музыке / общ.ред. Г.Л.Головинского и М.И.Рой-терштейна. М.: Советский композитор, 1975. - 333 с.

110. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. М.: Музыка, 1979, - 208 с.

111. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия. В кн.: Художественное восприятие. Л., 1971, с.334-347.

112. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: СК, 1978, с.3-252.

113. ПО. Мазель Л, В.А.Цуккерман и проблемы анализа музыки. -В кн.: 0 музыке. Проблемы анализа. М., 1974, с.5-29.

114. Майкапар С.М. Музыкальный слух. 2-е изд. - Пг., 1915.233 с.

115. Мальцев С.М. Семантика музыкального знака: Автореф. дис. кацд.искусств. М., 1981, - 17 с.

116. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

117. Музыкальная эстетика Западной Европы ХУП-ХУШ веков / Сост. В.П.Шестаков. М.: Музыка, 1971. - 686 с.

118. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. 383 с.

119. Назайкинский Е. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения. В кн.: Музыкальное искусство и наука. Вып.З, М., 1978, с.3-12.

120. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. - 319 с.

121. Оганов А,А. Произведение искусства и художественный образ. М.: Знание, 1978. - 64 с.

122. Очеретовская Н.Л. Об отражении действительности в музыке. Л.: Музыка, 1979. - 72 с.

123. Ражников В.Г. Исследование музыкального исполнительского образа. Вопросы психологии, 1978, J§ 2, с.70-80.

124. Ражников В.Г. Зависимость вариативности исполнительской трактовки музыкального произведения от внутренней мотивации.

125. В кн.: Новые исследования в психологии. М., 1976, с.21-25.

126. Ражников В.Г. Психология творческого процесса дирижера: Автореф. дис. кацд.психол.наук. М., 1973. - 18 с.122а. Ражников В.Т. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. - 96 с.

127. Ражников В.Г. Экспериментальное исследование процесса формирования музыкального исполнительского образа / Рукопись. -Б-ка Ин-та психологии АПН СССР. 1978, 60 с.

128. Ражников В.Г., Цеханский В.М. Общий обзор литературыпо психологии восприятия музыки. Вопросы психологии, 1975, № 4, с.148-154.

129. Разумный В.А. Художественный образ. М.: Знание, 1955.31 с.

130. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. - М.: Музыка, 1972. - 168 с.

131. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978. - 237 с.

132. Розеншильд К.К. Аффектов теория. В кн.: Музыкальная энциклопедия / В 6 томах. - М., 1973, тЛ, с.259.

133. Ройтерштейн М.И. Музыкальный язык!: Учеб.пособие для муз.-пед.фак. М., 1973. - 135 с.

134. Сайгушкина О.П. Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя: Автореф. дис.кацд.искусств. Л.,1979. - 23с.

135. Серов А.Н. Критические статьи: т.1. СПб., 1892, с.85.

136. Смольянинов И.Ф. Природа художественного образа. М.: Знание, 1982. - 64 с.

137. Соловьева А.И. Характеристика анализа и синтеза в процессе формирования художественного образа музыкального произведения. Вопросы психологии, 1973, В 5, с.105-106.

138. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. т.II -Л.: Советский композитор, 1981. - 295 с.

139. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. - 191 с.

140. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М-Л: изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

141. Тюлин Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. М.: Музыка, 1976. - 165 с.

142. Холопова Б. Фактура. М.: Музыка, 1979. - 87 с.

143. Художественная деятельность. Проблема субъекта и объективной детерминации / Ред. В.И.Мазепа. Киев: Наукова думка, 1980. - 295 с.

144. Целмс Е. Художественное переживание и его роль в процессе восприятия произведения искусства. В кн.: Эстетические очерки. Вып.5, М., 1979, с.175-194.

145. Цуккерман В.А. Теория музыки и воспитание исполнителя. -В кн.: Муз.-теор. очерки и этюды. М., 1970, с.350-412.

146. Музыкальное исполнительство. Эстетическое воспитание и методика обучения музыке

147. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. -Киев: Музыкальная Украина, 1974. 160 с.

148. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. -3-е изд.доп. М.: Музыка, 1978. - 288 с.

149. Алексеев А.Д. О воспитании музыканта-исполнителя. -Советская музыка, 1980, J£ 2, с.72-80.

150. Альбом для чтения нот с листа: Для ф-но / Сост. М.А. Шарикова. М.: Музыка, вып.1 (1962), вып.2 (1964, 1965).

151. Антонец Н.П. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения: Автореф. дис. кацц.пед.наук. М., 1979. - 13 с.

152. Апраксина О,А. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы. В кн.: Муз,-пед,подготовка учителя. М., 1973, с.3-32.

153. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе, М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

154. Арчасиикоза Л.Г. О профассиогшьио-подагогпческой направленности в г.<узикшгыю;л образовании студентов. В кн.: Музыкальное развитие в процессе обучения. Вып.1. Саратов, I97G, с. 20-24.

155. Асафьев Б.В, Избранные статьи о глузыкальпогл просвещении п образовании. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

156. Баренбош Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. JI.: Пузика, 1969. - 285 с.

157. Баренбош Л.А. Путь к музицированию. Л.: СК, 1973. -270 с.

158. Баренбош Л.А. Как исполнять Моцарта? В кн.: Е. п И. Бадура-Скода. Интерпретация Моцарта. М., 1972, с.257-368.-155. Баренбош Л.А. Фортепианная педагогика. I.".: lavзгиз, / 1937. - 237 с.

159. Белобородова В.К., Рппша Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. М.: Педагогика, 1975. - 160 с.

160. БоПяпна С. В классе проф. В.Х.Газугловско!:. Л.: Музыка, 1982. - с. 22-57.

161. Березовский II. Психология техники игры на фортоппапо (в пршлопопнп к преподаванию). П.: Музгиз, 1928.- с.13-41.

162. Беркглап TJI. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964. - 219 с.

163. Благо:! Д.Д. Значение образных ассоциации в работе педа-гога-пканиста. В кн.: Методические записки по вопросагл музыкального образования. П., 1966, с.201-219.

164. Бропфпн Е.у)., Голубовская П.П. В кн.: В фортепианных классах Ленинградской консерватории. JI., 1968, с.5-13.

165. Брянская Навык игры с листа, ого структура н принципы развития. В кн.: Вопроси фортепианной педагогики. Вып.4, М., 1976, с.46-62.

166. Брянская О.Д. ^орглпрозанпо п развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Дне. канд.искусств. -Л., 1372. - 163 с.

167. Брянская у., Ефголова Л., Ляховпцкая С. Пособие по что-шш с листа на фортепиано. Л.: Музыка, чЛ (1963, 1964), ч.П1.60).

168. Буховцев А.Н. Пособие для приобретения первоначального навыка чтения с листа. М.: б.г.

169. Буховцев А.Н. Элементарный учебник фортепианной метрики. М.: Гос.изд., 1928. - 75 с.

170. Величко С.Н. О развитии навыков аккомпанемента с листа и в транспозиции / Метод, работа. Рукопись. Б-ка Моск. консерватории, 1974, 30 с.

171. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа, -М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. 45 с.

172. Верхолаз Р.А. Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1961. - 20 с.

173. Вопросы инструментальной подготовки студентов МПФ: Учен.зап. 481 МГПИ им. В.И.Ленина. М., 1971. - с.65-98.•172. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. -М-Л.: Музыка, 1966. c.IOI-IIO, 236-281.

174. Гат И. Техника фортепианной игры. М.-Будапешт: Муз-гиз-Корвина, 1957. - с.77-90.

175. Герсамия И.Е. Некоторые вопросы вокального исполнительства в свете теории установки Д.Н.Узнадзе: Автореф. дис. канд.искусств. Тбилиси, 1976. - 22 с.-175. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. -М.: Музыка, 1968. 112 с.

176. Гитлиц В.М. Пособие по чтению нот с листа: Для ф-но. -М.: Музыка, 1967. 45 с.

177. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1961. - 222 с.

178. Гржибовская Р.Н. Работа над музыкальным произведением без инструмента. В кн.: Вопросы инструментальной подготовки студентов. М., 1971, с.49-64.

179. Елисеева B.C. Содержание и система обучения хоровому дирижированию на муз.пед. факультете пед.ин-та: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1970. - 23 с.

180. Жуков И. Творческий подход. Советская музыка, 1975, 2, с.88-90.

181. Загорный Н.Н. Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет. 1.: Академия, 1928. - с.34-38.

182. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Советский композитор, 1977. - 256 с.

183. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. В кн.: Программа по музыке для общщобр.школы. 1-3 кл. М., 1980, с.3-20.

184. Калмыков В. Об истории создания фантазии "Исламей". -Советская музыка, 1979, № 3, с.97-101.

185. Квасница З.С. Специфика фортепианной подготовки учителя-музыканта для общеобразовательной школы в пед.институте: Ав-тореф. дис. кавд.пед.наук. М., 1970. - 20 с.

186. Коган Г.М. Избранные статьи. Вып.2. М.: СК, 1972. -266 с.

187. Коган Г.М. О работе музыканта-педагога. Основные принципы. В кн.: Вопросы музыкальной педагогики. Вып.1. М., 1979, с.71-84.

188. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Музгиз, 1963. - 200с.

189. Коган Г.М. Работа пианиста. 3-е изд.,доп. - М.: Музыка, 1979. - 182 с.

190. Коган Г.М. Парадоксы об исполнительстве. В кн.: О музыке. Проблемы анализа. М., 1974, с.344-365.

191. Коган Г.М. У врат мастерства. 4-е изд.,доп. - М.: Советский композитор, 1977. - 176 с.

192. Коган Г.М. Ферруччо Бузони. Е-е изд.,доп. - М.: Советский композитор, 1971. - с.46-127.192а. Корто А. О фортепианном искусстве / Сост. К.Х.Адже-мов. М.: Музыка, 1965. - с.213-233.

193. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предает обучения. -Л.: Музгиз, 19Б1. с.14-27.

194. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. М.: Музыка, 1973. - 152 с.

195. Курбатов М.Н. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М.: тип. Вильде, 1899. - 83 с.

196. Легкие пьесы для чтения с листа: Для ф-но в 4 руки. Мл.кл. ДМШ / Сост. и автор перелож. Т.Яковлева. М.: СК, 1975. -36 с.

197. Любомудрова Н. Фортепианные классы Москов.консерватории в 60-70-х годах прошлого столетия. Б кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып.З. М., 1962, с.263-297.

198. Ляховицкая С. Чтение с листа в ДМШ. В кн.: Из опыта воспитательной работы в ДМШ. М., 1969, с.49-53.

199. Макуренкова Е.П. О педагогике В.В.Листовой. М.: Музыка, 1971. - 86 с.

200. Макуренкова Е.П. Работы русских музыкантов в области фортепианной педагогики второй половины XIX века: Автореф. дис. канд.искусств. М., 1972. - 25 с.

201. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника. -М.: Музыка, 1966. 220 с.

202. Мастера советской пианистической школы / Под ред. А.А. Николаева. М.: Музгиз, 1961. - 231 с.

203. Мейлих Е. У истоков музицирования (некоторые вопросы, методики организации занятий по чтению с листа). В кн.: Музыка - детям. Вып.З. М., 1976, с.97-125.

204. Милыптейн Я.И. К.Н.Игумнов. М.: Музыка, 1975. -с.301-424.

205. Милыптейн Я. Советы Шопена пианистам. М.: Музыка, 1967. - 119 с.

206. Менабени А.Г. Специфика подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. Автореф. дис. кацд.пед.наук. М.; 1972. - 19 с.

207. Музыкальная энциклопедия. В 6 т. - М., 1973, т.I, с. 106.

208. Назаров И.Т. Основы музыкальной исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л.: Музыка, 1969. - с.96-98.

209. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 2-е изд. - М.: Музгиз, 1961. - 319 с.

210. Николаев А. Г.Р.Гинзбург. В кн.: Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.2. М., 1968, с.173-186.

211. Л.В.Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма / Ред.-сост. Л.Баренбойм, Н.Фишман. Л.: Советский композитор, 1979. - с.12-60.

212. Новикова Н.А. Инструментальная подготовка студентовмуз.-пед.факультетов. В кн.: Вопросы проффес. подготовки учителя пения. Свердловск, 1972, с.77-82.

213. Осипова Л.В. Эскизная форма работы над репертуаром в фортепианном классе муз. факультета пединститута: Автореф. дис. кацц.пед.наук. М., 1975. - 22 с.

214. Островская В.Г. О чтении с листа / Метод.работа. Рукопись. Б-ка Моск.консерватории, 1969 , 24 с.

215. Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. -В кн.: Работа концертмейстера. М., 1974, с.88-110.

216. Пособие по чтению нот с листа: Для ф-но. Вып.1. Мл. и ср.классы ДМШ / Сост. и ред. А.Батаговой и Е.Орловой. М.: Советский композитор, 1976. - 34 с.

217. Прокофьев Г.П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем. Вопросы психологии, 1959, JS, с.59-70.

218. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 480 с.

219. Ройтерштейн М. Курс анализа в учебном плане подготовки учителя пения. В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Учен.зап. 399, М., 1970, с.186-194.

220. СеРебровский И.Б. К вопросу о развитии навыка чтения с листа. В кн.: Труды Л-го библ.ин-та, 1963, т.13, с.161-168.

221. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.: Музыка, 1964. - 108 с.

222. Смирнов М.А. Вновь о вечно юном. В кн.: Методич.записки по вопросам музыкального образования. Вып.2, М., 1979, с. I5I-I65.

223. Смирнов М. К вопросу о развитии самостоятельности фортепианных классов музыкальных училищ. В кн.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып.2, М., 1965, с.310-336.

224. Смирнов М.А. От составителя. В кн.: О работе концертмейстера. М., 1974, с.3-8.

225. Стоянов А.А. Методика на обучението по пиано. 2-о подобр.изд. - София: Наука и изкуство, 1968. - 179 с.

226. Сэт Э.К. Развитие творческой активности студентов в классе хорового дирижирования муз.-пед.факультета: Автореф.дис. кадд.пед.наук. М., 1973. - 21 с.

227. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. М.: Советский композитор, 1973. - 158 с.

228. Фейгин М. Зарождение и развитие исполнительского замысла учащегося-пианиста. В кн.: Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. ХХУП, М., 1976, с.39-73.

229. Фейгин М. Музыкальный опыт учащегося. В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. Вып.З. М., 1971, с.3-38.

230. Фейнберг С.Е. Маотерство пианиста. М.: Музыка, 1978. -207 с.

231. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. 2-е изд.,доп. -М.: Музыка, 1969. - 598 с.

232. Холопов Ю. Современная музыка в курсе анализа музыкальных произведений. В кн.: Метод, записки по вопросам музыкального образования. М., 1966, с.61-78.

233. Цыпин Г.М. О фортепианной подготовке учителей музыки для общеобразовательной школы. В кн.: В0просы инструментальной подготовки студентов муз.-пед. факультета. М., 1971, с.5-22.

234. Цыпин Г. О чтении/с листа в практической деятельностичучителя музыки общеобразовательной школы. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.8, М., 1972, c.III-123.

235. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф.дис. д-р пед.наук. М., 1978. - 28 с.

236. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-иузыканта в процессе обучения игре на фортепиано: Учеб.пос. / МГПИ им. В.И.Ленина. -М., 1975. 105 с.

237. Цыпин Г.М. Яков Зак. Советская музыка, 1975, 8, с.44-51.

238. Шацкая В. Воспоминания об учении в консерватории. В кн.: Воспоминания о Московской консерватории. М., 1968, с.153-158.

239. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

240. Шлезингер С. Этюды по фортепианной методологии. Вып.1. -Спб., 1899. - с.41-51.

241. ЩмидтГ.В. Материалы по методологии и методике чтения нот с листа / Рукопись. М.: Б-ка ДМШ,$ 18, 1948. - 118 с.

242. Шульпяков 0. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Л.: Музыка, 1973. - 104 с.

243. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М.: Советская Россия, I960. - 171 с.

244. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. -М.: Музыка, 1968. 248 с.

245. Эфрусси Е.С. Затруднения и ошибки при чтении с листа / Рукопись. М.: Б-ка ДМШ, J6 18, 1948. - 8 с.

246. Яковлева Г.Б. Музыкальное развитие учащихся в процессе коллективно-индивидуального обучения йгре на фортепиано: Автореф. дис. кавд.пед.наук. М., 1973. - 23 с.

247. Яконюк Б.Л. Профессиональные интересы у студентов муз.-пед. факультета пед.вуза и пути их развития: Автореф.дис. канд. пед.наук. М., 1977. - 16 с.

248. Книги, статьи, пособия на иностранных языках

249. Adler К. The Art of Accompanying and Coaching. Minneapolis: Da Capo Press, 1976, pp. 19, 183-187, 225-238.

250. Arnold P.T. The Art of Accompaniment from a Thoroughbass. Vol. 1 N.Y.: Dover Publications, 1965, pp. VII-XXV.

251. Bennet E., Сарр H. Complete Series of Sight Reading and Ear Test: For Piano. Books 1-6. Oakville: P. Harris Music Co., 1968-1969.

252. Bulow H. Projekt einer IConiglichen Musikschule in Munchen. Miinchen, 1867. - S. 9.

253. Czerny C. Vollstandige theorretisch-praktische Piano-forte-Schule von den ersten Anfange bis zur hoshsten Ausbildung fortscreitend.T, op. 500. Wien: Diabelli, 1842. - S. 70.

254. Deutsch L. Guided Sight Reading A New Approach to Piano Study. - New York: Cross, 1950. XIII, 108 p.

255. Dite u KLaviru: Sbornik stati pedadodu ze socialistickych zemi о ot&zkach klavirniho vyucovani. Usporadal Jan Dostal. -Praha: Editto Supraphon, 1977. S. 180-240.

256. Poldes A. ABC pianisty. Krakow: PWM, 1966. - 75 S.

257. Havill L. You Can Sight Read. Books 1,2.- Bryn Mawr: Theodor Presser Co., 1969. - p.

258. Havill L. Sight Reading Can Be Taught. Clavier, 1971? N 2, p. 32-36.

259. Herrmann K. Vom Blatt. Primavista-Lehrgang fiir Klavier-spieler. Textband. Zurich: Hug und Co., 1971. - 155 S.

260. Herrmann K. Vom Blatt. Spielheften 1-4. Zurich: Hug und Co., 1972. - 164 S.

261. Keilman W. Ich spiele vom Blatt. Franlcfurt a/M.: Peters, 1970. - 58 S.

262. Keilman W. Introduction to Sight Reading. N.Y. -: Peters Corp., 1972. - 58 p.

263. Hoffman J., Rieger A. Szkola czytania nut na forte-pian. Krakow: Czytelnik, 1953» - P« 3-50.v V , ' V

264. KLavirni Citanka: Pro 3-5 rok vyucovani/Vyber a revize Jan Dostal. Praha: Editto Supraphon, 1975. - 60 p.

265. Lannert V., Ullman M. Ractors in the Reading of Piano Music. Amer. Journ. Physiol., 1945, N 1, pp. 91-99.

266. Lawrence S. A Guide to Remidial Sight Reading for the Piano Student. N.Y.: Hewlett, 1964. - 112 p.

267. Lawrence S. The Once-A-Day Sight Reading Program for Piano. Books 1-3. - N.Y.: Hewlett, 1963. - 24 p.

268. Mackinnon L. Musical Secrets. London: Oxford, 1946, pp. 9-19.

269. Maier G. The Piano Teacher's Companion. N.Y., 1963.

270. Maury L. Magic Lines and Spaces. Solves Sight-Reading Problems. La Canada, Calif., 1973. - 85 p.

271. Musikdidaktik in der Lehrerausbildung / Herausgegeben von Wolfgang Schmidt. Munchen: Verlag E. Strumberger, 1974. -139 S.

272. Newman W. Pianist's Problems. N.Y.: Harper, 1956. -158 p.

273. Robin J. Differents Aspects du travail de dechiffrage. -Paris, 1968. 38 p.

274. Rothgarber H. A Mechanical Approach to Reading. -Clavier, 1970, N 5, pp. 40-41.

275. Schumann, J. Remidial Sight Reading. Clavier, 1969, N 2, p. 29-31.

276. Schumann J. Tactile Sensitivity Training. Clavier, 1970, N 9, pp. 38-40.277• Shrader D. An Aural Approach to Rhythmic Sight Reading Based Upon Principles of Programmed Learning. Oregon: University, 1970. - 161 p.

277. Slenczynska R. Musik at Your Fingertips. N.Z.: Da Capo Press, 1976. - 160 p.279• Tappolet W. Notenschrift und Musizieren. Berlin-Lichterfelde: Lienau, 1967. - 80 S.

278. Van Nuys K., Weaver H.E. Memory Span and Visual Pauses in Reading Rhythms and Melodies. Psychol. Monogr., 19^-3, N 1, pp. 33-50.

279. Vom Blattspielen war Voraussetzung. Das Klavierspiel, 1964, N S. 16-17.

280. Weaver N.E. A Survey of Visual Processes in Reading Differently Constructed Musical Selections. Psychol. Monogr., 19^3, N 1, pp. 1-30.

281. Wierszilowslti J. Psychologia muzyki. Warszawa: PV7N, 1970. - 338 S.I- 197

282. МАЛЫЙ СЛОВАРЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ В.Г.РАШЖОВА (Бланк с набором 25 слов-образов признаков характера звучания и 10-балльной шкалой выраженности кавдого признака)1. Радостно2. Спокойно -J-3. Изящно 4, Уверенно ■

283. Тревожно • 6. Благородно ■7. Торжественно •8. Застенчиво

284. Драматично 10, Взволнованно1.. Легко 12. Мечтательно 13. Завуалированно 14. Энергично 15. Нежно 16. Яростно 17. Печально 18. Таинственно 19. Масштабно 20. Светло 21. Страстно 22. Причудливо 23. Расслабленно 24. Массивно 25. Насмешливо2-1