автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы русской вокальной школы А.В. Неждановой
- Автор научной работы
- Кочарова, Джульетта Артуровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2015
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Педагогические основы русской вокальной школы А.В. Неждановой"
На правах рукописи
КОМАРОВА ДЖУЛЬЕТТА АРТУРОВНА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ А.В. НЕЖДАНОВОЙ
Специальность: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания
(музыка)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
2015
005559690
Москва 2015
005559690
Работа выполнена на кафедре культурологии и методологии музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»
Научный руководитель: Рапацкая Людмила Александровна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкознания и музыкального образования, декан факультета культуры и музыкального искусства ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», Заслуженный работник высшей школы РФ
Официальные оппоненты: Торопова Алла Владимировна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Агин Михаил Суренович,
кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой сольного академического пения ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», Заслуженный деятель искусств РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ
Ведущая организация: ФГБОУ ВО «Московский государственный институт
культуры»
Защита состоится « 25 » марта 2015 года в _ часов на заседании
диссертационного совета Д 212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 123298, г. Москва, ул. Берзарина, д. 4.
Электронная версия автореферата размещена на сайтах: Министерства образования и науки Российской Федерации (vak2.ed.gov.ru) и МГГУ имени М.А. Шолохова (www.mugii-sh.ru).
Автореферат разослан «о?/» 2015 года
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук,
профессор Т.В. Туманова
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. На рубеже XIX - XX веков русская вокальная классическая школа достигла вершин мирового искусства. Творческие работы в области отечественного оперного театра начала прошлого столетия на долгие годы стали эталоном воплощения духовно-нравственного смысла и богатства музыкальных образов русской культуры.
В плеяде выдающихся русских вокалистов - К.Г. Держинская, И.В. Ершов, Н.И. Забела-Врубель, Е.К. Катульская, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, Г.М. Нэлепп, H.A. Обухова, A.C. Пирогов JI.B. Собинов, H.H. Фигнер, Ф.И. Шаляпин - Антонина Васильевна Нежданова выделяется особо. Она была не только великой русской певицей, но и выдающимся педагогом, которой удалось создать собственную вокальную школу. Однако до сих пор значительный педагогический опыт A.B. Неждановой и ее методика остаются не до конца изученными.
Исследования творческого и педагогического наследия великой русской певицы различны по объему. Если творческий путь A.B. Неждановой, ее певческие установки в искусстве, ее личность часто становились центром изучения, то педагогическая деятельность неизменно оказывалась на периферии.
Первый труд, посвященный жизни и творческой деятельности A.B. Неждановой появился еще при ее жизни (в 1946 году). В своей книге M.JI. Львов последовательно изложил биографию певицы, подробно описал влияние русского драматического театра на творчество A.B. Неждановой в начале её работы в Большом театре, рассказал о её подвижнической деятельности во время Великой Отечественной войны, о выступлениях перед солдатами и раненными в госпиталях. Исследование оканчивается многоточием, так как в момент написания книги (в 1945-1946 годах) A.B. Нежданова еще работала в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (далее - МГК им. П.И. Чайковского) и выступала с концертами.
Монография Г.А. Поляновского (1970 г., второе издание - 1976 г.) описывает исполнительскую деятельность певицы. В этом труде последовательно и эмоционально изложена биография A.B. Неждановой: детские годы, период обучения в Московской консерватории в классе профессора Умберто Мазетти, работа в Большом театре. Отдельную главу автор посвящает интерпретации камерно-вокальной музыки в исполнительской деятельности A.B. Неждановой. В этой сфере репертуар певицы был исключительно широк: она исполняла и вокальные миниатюры зарубежных композиторов, и камерно-вокальную музыку отечественных авторов.
Наиболее полно педагогическая деятельность A.B. Неждановой описана в монографии В.В. Подольской «A.B. Нежданова и её ученики» (1960 г., второе издание - 1964 г.). В.В. Подольская работала концертмейстером в классе А.В.Неждановой в МГК им. П.И.Чайковского (1944-1945 и 1947-1950 гг.). В книге собраны ценные замечания и указания ученикам, характеризующие
A.B. Нежданову как незаурядного, талантливого и чуткого педагога. Издание представляет одну из первых попыток восполнить отсутствие информации о педагогическом наследии певицы. Текст, основанный на многочисленных примерах, погружает читателя в атмосферу урока, раскрывая процесс обучения изнутри (упражнения, дыхание и звук, интонация, дикция, legato, работа над образом, характеристики и планы). Книга «A.B. Нежданова и её ученики» на новом уровне поднимает вопрос взаимодействия певца и концертмейстера.
В статье «A.B. Нежданова - педагог» (1967 г.) Л.Б. Дмитриев описывает некоторые педагогические установки певицы, перечисляет учеников и знакомит с общим ходом занятий в классе A.B. Неждановой. В заключении автор замечает, что огромное влияние на формирование творческой индивидуальности певцов оказывала личность самой A.B. Неждановой, которая была для своих студентов идеалом и в жизни, и в искусстве.
Таким образом, в монографиях МЛ. Львова, Г.А. Поляновского педагогическая работа певицы отдельно не представлена, а в биографии приводятся лишь краткие воспоминания учеников, что не составляет полной картины школы. Книга В.В. Подольской «A.B. Нежданова и её ученики» имеет методическую направленность, но автор в вступительной статье указывает на то, что изначально импульсом к её созданию послужила многогранная личность Антонины Васильевны Неждановой, именно поэтому стиль ее изложения столь явно тяготеет к описательности и беллетристичности. Статья Л.Б. Дмитриева «A.B. Нежданова - педагог», безусловно, претендует на широкий охват деятельности педагога и певицы, но рамки выбранного жанра статьи оказываются слишком малы для того, чтобы представить полную картину педагогических принципов вокальной школы A.B. Неждановой.
Большой пласт литературы о A.B. Неждановой представляют воспоминания современников и учеников: И.Ф. Бэлзы, P.M. Глиэра, Р.П. Ермолаевой, В.А. Киселевой, И.С. Козловского, С.Я. Лемешева, С.И. Мигая, П.М. Норцова, В.В. Подольской, A.B. Свешникова, Г.И. Серебряковой, Н.Д. Шпиллер и многих других. В них она предстает целеустремленной и многогранной личностью. Авторы характеризуют ее как человека, сумевшего реализовать свой талант в различных сферах: в области исполнительства и на педагогическом поприще. Вместе с тем эти статьи, являясь существенным биографическим материалом, все же не могут дать целостной научной картины об истоках и сущности вокальной школы A.B. Неждановой.
Наследие A.B. Неждановой, многочисленные ученики, продолжившие дело своего учителя и наставника, свидетельствуют о вокальной школе A.B. Неждановой как о выдающемся феномене русской вокальной педагогики XX века. Школа явилась результатом тесного взаимодействия традиций русской музыкальной культуры с собственными методическими находками, с многолетней, творчески осмысленной оперной практикой.
Все сказанное позволило выявить в изучении педагогических основ русской вокальной школы A.B. Неждановой противоречия, а именно:
- между высокой оценкой исторического значения деятельности A.B. Неждановой и отсутствием работ, посвященных её педагогическому наследию в его полноте и многогранности;
- между накопленными эмпирическими материалами о педагогической работе A.B. Неждановой и отсутствием их научного анализа и обобщения;
- между универсальностью педагогических принципов и методов A.B. Неждановой и отсутствием методики их применения на различных стадиях вокального обучения, в том числе на начальном этапе;
Указанные противоречия определили проблему диссертационного исследования, которая заключается в том, чтобы выявить педагогические основы русской вокальной школы A.B. Неждановой и показать их эффективность на начальном этапе вокального обучения.
Проблема исследования обусловила выбор темы: «Педагогические основы русской вокальной школы А.В.Неждановой».
Цель исследования - анализ научных и научно-методических основ вокальной школы A.B. Неждановой в контексте русской музыкальной культуры.
Объект исследования - педагогическое, творческое и исполнительское наследие A.B. Неждановой.
Предмет исследования - педагогические основы русской вокальной школы A.B. Неждановой.
В основу диссертационного исследования положена гипотеза, согласно которой:
- исследование педагогических основ русской вокальной школы A.B. Неждановой будет эффективным при условии использования комплексного научного подхода, синтезирующего: опыт русской вокальной школы, европейские традиции bel canto, психологические предпосылки в обучении сольному пению и методические установки, возникшие на базе творческого опыта A.B. Неждановой;
- внедрение методики развития голоса согласно русской вокальной школы A.B. Неждановой возможно, если оно будет ориентировано на формирование не только профессиональных качеств певца, но и на воспитание всесторонне развитой личности обучаемого;
- педагогические принципы школы A.B. Неждановой на различных этапах обучения вокалиста, в том числе на начальном этапе, могут применяться в современной вокальной практике, если они будут осмыслены с позиций науки XXI века.
На основании цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать исторические этапы и предпосылки становления русской вокальной школы;
2) раскрыть культурологические, психологические и музыкально-педагогические истоки формирования личности A.B. Неждановой - педагога и исполнителя;
3) выявить педагогические принципы и методы обучения, характерные для русской вокальной школы A.B. Неждановой;
4) провести опытно-экспериментальную работу по распространению методики вокальной школы A.B. Неждановой на начальное вокальное обучение.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды по истории музыкального образования (Е.В. Николаева, К.Ф. Никольская-Береговская, Л.В. Шишкина, Н.Д. Успенский, Н.Ф. Финдейзен), по истории русской музыки (Т.Ф. Владышевская, А.И. Кандинский, Ю.В. Келдыш, O.E. Левашова, Л.А. Рапацкая); историческое наследие классиков отечественной вокальной школы (И.К. Архипова, В.А. Атлантов, H.A. Обухова, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин и др.); исследования в области истории и теории вокального искусства (М.С. Агин, Л.Б. Дмитриев, А.Г. Менабени, И.К. Назаренко, Г.П. Стулова, A.C. Яковлева и др.); научные теории отечественных педагогов и психологов (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, Е.П. Ильин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин); труды по проблемам педагогики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, В.Г. Ражников, B.C. Попов, П.В. Халабузарь, Г.М. Цыпин и др.).
Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс методов научного исследования:
- историко-теоретический анализ искусствоведческой, культурологической и педагогической литературы;
- исследование архивных материалов: мемуаров, писем, учебных планов, программ, пояснительных записок и др., связанных с музыкально-педагогической деятельностью A.B. Неждановой;
- изучение практического опыта работы в современных учебных заведениях, в том числе в учреждениях детского дополнительного образования;
- методы эмпирического уровня: целенаправленное педагогическое наблюдение, педагогическое собеседование, анкетирование, собеседование, интервьюирование и т. д.
Исследование проводилось с сентября 2008 года по февраль 2014 года в процессе обучения в аспирантуре ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» (далее - МГГУ имени М.А. Шолохова).
Первый этап исследования (2008 - 2009 гг.) включал изучение и анализ историко-теоретической литературы по проблеме исследования, определение степени ее разработанности; исследование специальной научно-методической литературы, учебно-методических планов, архивных источников.
Второй этап (2009 - 2010 гг.) был посвящен аналитическому осмыслению педагогических основ вокальной школы A.B. Неждановой, обоснованию содержания, форм, принципов, методов работы с позиций современной педагогической науки.
На третьем этапе (2010 - 2014 гг.) апробировались выявленные компоненты педагогической школы A.B. Неждановой в работе с учащимися
МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 Энгельсского муниципального района» г. Энгельс Саратовской области. Были проведены опросы, проинтервьюированы профессора высших учебных заведений гг. Москвы и Саратова (факультета культуры и музыкального искусства МГГУ имени М.А. Шолохова, МГК имени П.И. Чайковского, Саратовской государственной консерватории имени J1.B. Собинова (далее - СГК имени JI.B. Собинова)); обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы, оформлены положения диссертационной работы.
Научная новизна заключается в следующем:
1) проанализировано понятие «русская вокальная школа A.B. Неждановой», сформировавшееся в контексте русской музыкальной культуры, которую отличают высокая духовность, реализм, народность;
2) педагогические основы вокальной школы A.B. Неждановой впервые исследованы с точки зрения современных научных подходов: антропологического, синергетического, методического; антропологический подход, восходящий к теории воспитания К.Д. Ушинского, предполагает учет индивидуальных способностей, одарённости ученика при составлении учебного плана и формировании репертуара, также использование гуманистических принципов воспитания (приобщение к общечеловеческим культурным ценностям, развитие творческих способностей, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию); применение синергетического подхода позволяет расценивать ученика как открытую саморазвивающуюся систему, изменение (качественный рост) которой возможно посредством целостного комплексного педагогического воздействия на личность; обращение к методическому подходу связано со сравнительным анализом методики духовно-нравственного воспитания певца-вокалиста A.B. Неждановой и теории развивающего обучения JI.B. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, JI.C. Выготского;
3) исследованы педагогические принципы A.B. Неждановой, которые могут быть использованы на всех уровнях современного вокального обучения:
• принцип постепенности обучения;
• принцип индивидуального подхода;
• принцип единства художественного и технического а также принцип художественной выразительности слова;
• формирование у учеников общей исполнительской культуры, способствующей становлению целостной творческой личности певца;
• принцип самостоятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- внесен вклад в историю отечественной музыкальной педагогики: комплексно осмыслено понятие «русская вокальная школа A.B. Неждановой», опирающееся на синтез русской музыкальной культуры (которой присущи высокая духовность, приоритет слова (мысли), реализм, кантиленность, народность) и европейских традиций (например, традиции bel canto), обобщены материалы, касающиеся положений русской вокальной школы
A.B. Неждановой; их оценка позволила выделить традиционное и инновационное в педагогических принципах вокальной школы A.B. Неждановой;
— обоснованы и экспериментально апробированы педагогические принципы и методы вокальной школы A.B. Неждановой применительно учащихся разных возрастов, что доказывает их универсальность на всех ступенях вокального обучения.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- использование представленных в диссертации педагогических принципов и методов русской вокальной школы A.B. Неждановой и применение их в ходе обучения способствуют формированию качественного певческого голосообразования, позволяют решать задачи по развитию вокальных навыков на всех этапах обучения;
— сведения, приведенные в диссертационном исследовании, могут быть применены в педагогической работе в области дополнительного и профессионального вокального образования, а также в лекционных курсах по теории и истории вокального искусства для средних и высших учебных заведений;
- обращение в педагогической работе к принципам русской вокальной школы A.B. Неждановой способствует расширению кругозора учащихся.
Достоверность результатов исследования обеспечивается научно-методической обоснованностью исходных положений, разнообразием методов исследования, а также анализом данных, полученных в ходе практической работы.
Основные положения, выносимые на защиту:
• педагогические основы вокальной школы A.B. Неждановой представляют собой совокупность установок, принципов и методов обучения, в числе которых: опора на традиции русской вокальной педагогики, применение индивидуального подхода, постепенности обучения, развитие самостоятельности мышления, формирование у учеников общей исполнительской культуры, способствующей становлению творческой личности певца;
• истоками формирования личности A.B. Неждановой как педагога являются культурологические, психологические и музыкально-педагогические предпосылки; культурологические предпосылки складываются из совокупности влияния народной и храмовой певческих культур, семейных традиций, установок академического вокального исполнительства. В числе психологических предпосылок — способности, одарённость и высокий уровень профессиональной мотивации A.B. Неждановой, к музыкально-педагогическим предпосылкам относятся художественная культура рубежа XIX - XX веков, методика воспитания голоса У. Мазетти и система К.С. Станиславского, адаптированная для певцов-вокалистов;
• русская вокальная школа A.B. Неждановой опирается на синтез традиционного и инновационного; продолжение традиций русской
музыкальной культуры проявилось в вокальной школе A.B. Неждановой в обращении к принципам и приемам русской вокальной школы, шире -русской музыкальной культуры и школы У. Мазетти; в сфере инноваций A.B. Нежданова стремилась преодолеть сложившиеся стереотипы итальянского bel canto и позиционировала голос как уникальный музыкальный инструмент. Педагогические принципы вокальной школы A.B. Неждановой представляют собой целостную систему воспитания творческой личности певца-вокалиста;
• методы обучения по вокальной школе A.B. Неждановой включают в себя практические (активное использование упражнений), наглядно-иллюстративные (наблюдение, демонстрация), словесные (беседа, объяснение, дискуссия), работа с книгой (чтение, реферирование); для развития самостоятельности мышления A.B. Нежданова применяла частично-поисковый (эвристический) метод;
• применение принципов и методов вокальной школы A.B. Неждановой на начальном этапе вокальной подготовки позволило выделить ряд взаимосвязанных между собой компонентов содержания обучения: логико-содержательный (связанный со специальными знаниями о сущности, структуре предмета, терминологии, применяющейся в ходе обучения), эмоционально-оценочный (сосредоточенный на формировании у будущих вокалистов интереса к профессии, неуклонного личностного роста, развитие волевых качеств, творческого мышления), культурологический (основанный на приобщении ученика к сокровищнице русской и мировой художественной культуре); особенностью проведенного педагогического эксперимента является использование интеграционного подхода в организации процесса обучения; он предполагает синтез различных принципов, методов, форм проведения занятий; применение подобного подхода позволяет увеличить интеграцию вербального и образного элементов восприятия, а широкий культурологический контекст помогает формированию целостной картины мира, систематизации знания.
Апробация работы н практическое внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обсуждения на заседаниях кафедры музыкознания и музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, путём публикаций статей, отражающих основные положения данного диссертационного исследования, в выступлениях с докладами научно-практических конференциях: на XI Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания музыки-личности-культуры» (Саратов, 2012), на III Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве» (Москва, 2012). Внедрение основных положений диссертации осуществлялось на индивидуальных занятиях, в репетиционной и концертной практике с учащимися Детской школы искусств №1 г. Энгельса Саратовской области.
Струю-ура н объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 200 наименований.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, рассматривается степень изученности научной проблематики, формулируются цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, методологическая база, аргументируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. Также во введении констатируется состояние исследованности вопроса.
В Первой главе «Историко-культурные и музыкально-педагогические предпосылки формирования вокальной школы A.B. Неждановой», состоящей из трёх параграфов, рассматриваются различные истоки формирования вокальной школы A.B. Неждановой.
В параграфе 1.1. «Исторические этапы становления русской вокальной школы» определены исторические этапы русской вокальной школы. Сущностные черты русской вокальной школы были заложены в искусстве Древней Руси. Они проистекают из синтеза традиций двух ветвей искусства: высокой культуры храмового пения и русского народного исполнительства, русской песни. Основными признаками отечественной вокальной школы являются кантилена, выразительность слова и интонации, искренность в передаче эмоций, реализм, духовность.
Первым этапом в формировании русской вокальной школы можно назвать XVI-XVII века. XVI век - это время рождения русской кантилены. Именно в это время начинают появляться авторские варианты храмовых песнопений, обозначаемые в певческих книгах именами, создавших их мастеров-распевщиков (Савва и Василий Роговы, Федор Христианин, Иван Шайдур и другие). Наивысшим проявлением «сочинительства» является создание мастерами собственных композиций, не похожих на уже имеющиеся образцы. Христианская музыка, вступившая в полосу зрелости, оказала большое влияние на душевный строй русской народной песни. В XVI веке появляются певческие «азбуки-толкования» (термин М.В. Бражникова). В них производится систематизация списка знамен, который дополнен словесными указаниями по исполнению. Постепенно начинает формироваться специальная терминология, которая передавала духовный и музыкальный образ знамени. Она подчеркивала связь сложившейся музыкальной теории с вокальной практикой.
Процесс развития музыкальной практики в XVII веке шёл по пути секуляризации. Впервые в вокальной музыке личность автора начала раскрывать свой внутренний мир и выражать его в звуках, что способствовало усилению реализма, проявлению связи слова и музыки. Русская вокальная методика XVII века требовала от певцов широкой кантилены, а также раскрытия содержания текста посредством внимания к слову, дикции. Ценным
качеством певца считалось умение «ансамблировать», то есть вливаться своим тембром в хоровую партию.
В XVII веке процесс певческого обучения голоса совершенствуется. Существование вокальной методики только в изустной форме становится невозможной. Это происходит из-за увеличения количества распевов, появления системы киноварных помет, новых нотаций, что привело к усложнению и увеличению объёма певческих азбук. Всё это потребовало глубокого осмысления нового материала, методов и приемов обучения. Ещё одним достижением вокальных азбук XVII века стала их наглядность, крайне популярным был метод таблиц (или таблитур), который помогал быстро получить нужную информацию и запомнить материал.
Второй этап связан с явлением «русской европейскости» [термин JI.A. Рапацкой] в XVIII веке, появлением светского пения, знакомством с западноевропейскими вокальными школами, организацией театров и, главное, учебных заведений, профессионально обучающих вокальному искусству (например, музыкально-хоровая школа в г. Глухов, Придворная певческая капелла). Вокальная школа XVIII века в России прошла длительный путь в процессе становления светского пения, опирающегося на складывавшиеся веками традиции храмового пения и русского народного исполнительства. «Знакомство» с западноевропейскими вокальными школами, прежде всего итальянской вокальной школой, повлияло формирование особых черт русской вокальной школы. Русские певцы адаптировали приемы bel canto (принцип опёртого льющегося звучания голоса, владение колоратурой, тяготение к беглой вокальной технике), сохранив присущие русской вокальной школе кантилену, плавность мелодического движения, взаимосвязь слова и музыки, реалистичность в передаче образа.
Третий этап - XIX век - знаменует собой окончательное утверждение русской вокальной школы как национального самобытного явления, что происходит в творческой деятельности основоположника русской оперы М.И. Глинки. В концентрическом методе композитора и вокального педагога были впервые были обоснованы теоретические положения русской вокальной классической школы, для которой характерен синтез национальных и европейских традиций, подчинение вокально-технических навыков раскрытию внутреннего содержания. Особое значение в методе занимает принцип осознанности, который заключается в запоминании идеального звучания того или иного звука, интонации, фразы. Именно в творчестве М.И. Глинки проявились вокально-эстетические основы русской вокальной школы, обозначившие проблемы вокального искусства, актуальные не только для середины XIX века, а и получившие широкое продолжение, приведшие к расцвету русского вокального искусства на рубеже XIX-XX веков, в том числе в творчестве Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой. Перечислим основные черты, присущие русской вокальной школе, нашедшие претворение в творческой и педагогической деятельности Антонины Васильевны Неждановой:
- для русской вокальной школы свойственен глубокий психологизм. Продолжением свойственного русскому народу правдоискательства является реалистическое отношение к исполняемому сочинению (например, все события, о которых поется в песне, воспринимаются как реально происходившие);
- потребность в «истинной» передаче сюжета рождает внимательное отношение к поэтическому тексту, применение средств вокальной выразительности в соответствии с содержанием, а также приоритет содержания над формой;
- русской вокальной школе присуща кантилена, широкое дыхание и выразительность декламации; перед певцом, принадлежащем русской вокальной школе, стоит сложная задача - уметь подчинить развитый в вокально-техническом отношении голос образному содержанию, средствами музыки создать яркие образы, обогащенные глубоким смыслом.
В параграфе 1.2. «Культурологические, психологические и музыкально-педагогические предпосылки формирования личности A.B. Неждановой — педагога и исполнителя» рассмотрены культурологические, психологические и музыкально-педагогические предпосылки, повлиявшие на формирование A.B. Неждановой как педагога и музыканта.
Культурологические предпосылки складываются из совокупности влияния народной и храмовой певческих культур, семейных традиций, установок академического вокального исполнительства. Психологические предпосылки обусловлены способностями, одаренностью и высоким уровнем мотивации получения профессии A.B. Неждановой. Музыкально-педагогическими предпосылками явились художественная культура рубежа XIX — XX веков, методика воспитания голоса У. Мазетти и система К.С. Станиславского, адаптированная для певцов-вокалистов. Вместе указанные факторы образуют систему, элементы которой успешно взаимодействуют между собой и каждый из них обладает собственной трехэлементной структурой.
Рис.1. Комплекс предпосылок формирования личности A.B. Неждановой - педагога и музыканта.
Значительная степень внутренней организации элементов упрочивает связи между ними: так, например, велико значение культурологического начала для музыкально-педагогических предпосылок, опирающихся на традиции русской вокальной школы; стремление к выражению правдивых чувств, тяга к реализму, присущая русской вокальной школе, получила свое продолжение в адаптации системы К.С. Станиславского для певцов-вокалистов. Заметим, что A.B. Нежданова хорошо знала о системе К.С. Станиславского «изнутри»: она работала в Оперной студии К.С. Станиславского (начиная с 1936 года), участвовала в «Обществе друзей Оперной студии». Теория сценического образа К.С. Станиславского придала взглядам A.B. Неждановой законченный вид и
стала еще одним краеугольным камнем в системе педагогических и исполнительских принципов A.B. Неждановой.
Анализ исторических этапов становления русской вокальной школы и культурологических, психологических и музыкально-педагогических факторов, повлиявших на формирование личности A.B. Неждановой - педагога и исполнителя позволяет в параграфе 1.3. «Традиционное и инновационное в русской вокальной школе A.B. Неждановой» вывести определение вокальной школы A.B. Неждановой как системы вокально-исполнительских принципов и педагогических методов, формирующейся на основе синтеза европейских вокальных традиций и русской вокальной школы.
Перечислим педагогические основы вокальной школы A.B. Неждановой:
1. принцип постепенности: он реализуется на различных этапах обучения: освоение регистров, работа над голосом, дыханием, дикцией, подбор репертуара, режим жизнедеятельности певца;
2. принцип индивидуального подхода осуществляется посредством сохранения и развития творческой личности певца;
3. принцип единства художественного и технического исполнительской деятельности; он опирается на один из ведущих принципов русской вокальной классической школы о тесной взаимосвязи слова и тона; сюда же примыкает и принцип художественной выразительности слова, который активно проявляется при работе над вокальным репертуаром, когда важной составляющей является понимание исполнителем художественно-смысловой обусловленности каждого вокально-технического элемента;
4. следуя тезисам У. Мазетти, A.B. Нежданова главной задачей обучения считала формирование у учеников общей исполнительской культуры, способствующей становлению творческой личности певца; отсюда большое значение приобретает принцип целостности учебного процесса, который основан на неразрывном единстве обучения, воспитания и развития студента, с развитием эмоциональной сферы, образного мышления, обогащением духовной сферы, формированием мотивационных установок;
5. принцип самостоятельности относится к волевой сфере, является одним из залогов успешной профессиональной вокальной деятельности; данный принцип находит претворение во всех аспектах и на всех этапах учебной деятельности ученика.
Вокальная школа, сложившаяся в педагогической практике A.B. Неждановой, сочетает две основные тенденции: следование традициям и инновационный подход.
Традиции русской классической вокальной школы в вокальной школе A.B. Неждановой проявились в обращении к идеалам простоты и естественности звучания голоса, к кантилене, стремлении к передаче реалистических чувств и правдивого поведения на сцене, бережное отношение к слову, содружеству вокальной техники и осмысленного содержания. Следование традиции также нашло свое выражение в применении следующих педагогических принципов: движение от простого к сложному; принцип самоконтроля.
Инновационность вокальной школы A.B. Неждановой заключается в трактовке голоса как уникального инструмента, требующего регулярной тренировки, а также во включении воспитания голоса в целостную систему воспитания творческой личности на основе индивидуального подхода. A.B. Нежданова главной задачей обучения считала формирование у учеников общей исполнительской культуры, способствующей становлению творческой личности певца. Отсюда большое значение приобретает единство обучения, воспитания, развитие вокальных данных, эмоциональной сферы, образного мышления, обогащение духовной сферы, формирование профессиональной мотивации. Важным качеством вокальной школы A.B. Неждановой является ее открытость по отношению к современному музыкальному материалу, влияниям со стороны драматического театра (применение теории К.С. Станиславского), раскрывающих дополнительные возможности раскрытия личности ученика. Адаптация педагогических принципов вокальной школы A.B. Неждановой на новом этапе дает возможность оценивать их в категориях современной науки XX-XXI века.
Во Второй главе «Теоретическое и опытно-экспериментальное исследование методики преподавания А.В.Неждановой», состоящей из трех параграфов, вокальная школа A.B. Неждановой рассматривается с использованием современных научных подходов. В параграфе 2.1. «Вокальная школа A.B. Неждановой с позиции науки XX-XXI веков» педагогические принципы вокальной школы A.B. Неждановой проанализированы с точки зрения антропологического, синергетического и методического подходов.
Антропологический подход, восходящий к теории воспитания К.Д. Ушинского, предполагает учет индивидуальных способностей, одарённости ученика при составлении учебного плана, формировании репертуара, также использование гуманистических принципов воспитания (приобщение к общечеловеческим культурным ценностям, развитие творческих способностей, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию).
Вокальная школа A.B. Неждановой представляет собой антропологически ориентированную педагогическую модель, которую можно охарактеризовать по следующим направлениям:
• по стилю отношений между учителем и учеником;
• по стилю обучения;
• по модели образования.
Стиль отношений между учителем и учеником в классе A.B. Неждановой был близок авторитарному стилю, но никогда не достигал максимума проявлений. Подчинение учеников педагогу было основано на авторитете A.B. Неждановой и зачастую происходило по инициативе самого учащегося, который осознавал ту большую честь и ответственность, которая возлагалась на него при поступлении в класс певицы, покорившей слушателей всего мира. Черты авторитарности со стороны A.B. Неждановой-педагога проявлялись в четком определении целей и задач, планировании результата и строгом контроле за ходом выполнения задания. Однако в этом случае студент не был
пассивен, а наоборот, воспринимал поставленные задачи как импульс к самостоятельному действию. Возникала ситуация совместного творчества учителя и ученика, когда четко очерченный план есть выражение доверия и поддержки со стороны педагога ученику, а также исходная точка для исполнительской трактовки. Инициатива приветствовалась и всегда оценивалась педагогом положительно, но в рамках обозначенных целей и задач. При таком подходе мотивация деятельности нисколько не снижалась, ибо конечная цель была определена изначально - это успешное участие в концерте, высокая оценка публичного выступления.
Антропологически ориентированное воспитание, составившее основу педагогического подхода A.B. Неждановой, помогало становлению и совершенствованию учащихся в профессиональном плане, формированию четкого понимания глобальных целей (среди которых первое место занимала самоактуализация личности [термин А. Маслоу]), локальных задач и ожидаемых результатов. При этом процесс обучения, профессионального роста был организован A.B. Неждановой в творческой атмосфере, атмосфере доверия, что еще более стимулировало учеников к решению поставленных перед ними проблем.
Применение синергетического подхода позволяет расценивать процесс обучения как открытую саморазвивающуюся систему. Адаптация педагогических принципов вокальной школы A.B. Неждановой с позиций синергетики требует уточнения в определении: она представляет собой систему вокально-исполнительских принципов и педагогических методов, объединяющих традиции русской вокальной школы A.B. Неждановой, вокальную методику, по которой занимается современный педагог, собственный исполнительский опыт педагога, индивидуальность ученика (его способности, волевые качества). Особое воздействие на процесс воспитания певца-вокалиста оказывает репертуар и решение творческих задач, связанных с ним. Каждая из названных структур имеет большое значение для вокальной школы A.B. Неждановой в целом и в тоже время имеет самостоятельное значение. Они обладают набором признаков, складывавшихся на протяжении определенного времени, высокой степенью информативности и задача педагога раскрыть перед учеником многосоставность структуры, а также научить его видеть многоуровневость знания. Соединение структур не может быть трактовано как простая сумма всех элементов системы. Оно характеризуется качественным изменением системы, которое возникает на основе диалога традиций русской вокальной школы A.B. Неждановой, личностных качеств ученика и опыта педагога, а также формирование в процессе обучения исполнительской культуры у ученика, развитие его художественного вкуса, творческих способностей. В данном случае принцип диалога играет роль регулятора системы. Возможны различные варианты диалога педагога и ученика:
а) состоявшийся диалог, когда соблюдаются правила попеременной активности учителя и ученика, наличие так называемого «общего языка». Поставленные учителем цели, задачи решаются при энергичной работе
ученика, при этом большое место занимает самостоятельная подготовка учащегося, осознанный контроль за звучанием голоса при выполнении упражнений;
б) несостоявшийся диалог. Он может выражаться разнообразными способами: незаинтересованность или отсутствие желания у ученика (что может быть связано с его слабой мотивацией, локальными неудачами, некоторым слабоволием на пути достижения желаемого результата), замедленное формирование или отсутствие общего языка между педагогом и учеником (что можно объяснить, например, повышенными требованиями со стороны педагога и/или их систематическим невыполнением учащимся). Иногда может складываться ситуация, когда задания педагога оказываются слишком простыми для ученика. Движения вперед в обучении не происходит, напротив, учащийся замыкается. Идея профессионального роста, саморазвития может смениться самолюбованием, что может спровоцировать снижение интереса и Уход талантливого ученика.
Обучение ученика согласно модели вокальной школы A.B. Неждановой основано на чередовании двух этапов: 1) этап накопления информации и 2) этап активного использования.
Первый этап — это период накопления навыков, преодоление вокально-технических трудностей, выучивание наизусть, а также поиск информации о сочинении, композиторе, эпохе, что поможет ученику в дальнейшем создать собственное представление о сочинении. Сюда же можно включить изучение сведений об исполнителях, различных трактовках сочинения. Желательно, чтобы учащийся самостоятельно умел отыскивать нужную информацию в различных источниках. Важную роль в формировании этого навыка играет педагог, который должен на собственном примере инициировать интерес к исполняемому произведению. Нужно увлечь ученика интересным фактом, поставить перед ним проблемную ситуацию и указать возможные пути поиска ответа (книги, статьи, прослушивание аудиозаписей, обращение к картинам или репродукциям, интернет-ресурсы). На этапе накопления информации возможен закономерный спад интереса ученика. Создание локальных задач в данном случае способно интенсифицировать процесс изучения за счет включения принципа мотивированного осознанного обучения. "
Когда все необходимые базовые элементы получаются без затруднений, тогда наступает следующий этап — активное использование. Он более краткий, но насыщенный интенсивной работой во время урока, ориентированной на концертное выступление. В процессе изучения художественного сочинения данному этапу соответствует период так называемой «отшлифовки» исполнения, когда отдельные части нужно собрать в единое целое, выстроить драматургическую линию арии, романса или целой сцены. Кульминацией в данном случае можно назвать выступление ученика в отчетном концерте, на экзамене, в ходе конкурсных прослушиваний. Прохождение испытания и оценка результатов прибавляет ученику исполнительского опыта, уверенности в собственных силах, тренирует его умение концентрироваться и способность к
самоконтролю (как при подготовке к выступлению, так и во время него), инициирует его дальнейшее саморазвитие.
Отметим, что оба описанные этапа неразрывно связаны в рамках учебного процесса и являются неотъемлемыми частями системы воспитания голоса. Вместе с тем по временным отрезкам, они отнюдь не равны: этап накопления - это более длительный период, требующий от ученика последовательной самостоятельной подготовки к урокам, оттачиванию «трудных мест» внутри произведения. При этом главная задача педагога состоит, в том чтобы направить ученика. Завершение обоих этапов знаменует возвращение к периоду накопления, но уже на новом уровне и в связи с новым музыкальным материалом и полученным опытом.
Таким образом, рассмотрение вокальной школы Неждановой A.B. как открытой нелинейной системы, взятой в аспекте изучения художественных произведений, доказывает, что достижение наилучшего результата учеником возможно в том случае, если вокальное произведение и сам процесс выучивания и исполнения рассматривается как взаимодействие компонентов: а) вокально-технического (дыхание, звук, работа над голосом, дикция и т. д.); б) психофизиологического (настройка на исполнение, осознанный контроль над звуком, дыханием, громкостью, жестами и мимикой); в) исполнительского, музыкально-теоретического, эстетического, культурологического (первичный разбор музыкального языка, формы произведения, исполнительский анализ, раскрытие текста как мира ценностей).
Методический подход связан со сравнительным анализом педагогических принципов вокальной школы A.B. Неждановой и теории развивающего обучения JI.B. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, JT.C. Выготского. Его результатом стало доказательство совпадений многих позиций развивающего обучения и вокальной школы A.B. Неждановой (например, применение метода «зоны ближайшего развития», большое значение самообразования, принцип «пробуждающего обучения» [термин С.П. Курдюмова и E.H. Князевой]). Остановимся подробнее на применении метода «зоны ближайшего развития» и принципа «пробуждающего обучения».
В вокальной школы A.B. Неждановой активно применялся метод «зоны ближайшего развития»: на уровне вокальной техники это было связано с освоением приемов, динамических нюансов, артикуляции; на уровне исполнения художественных произведения - предварительный стилевой анализ. Педагог в обучении придерживалась высокого темпа изучения материала: например, желательно было приносить разбор вокализа, уже зная его наизусть, на первых уроках ученик получал 10-15 произведений для разучивания. Родство принципов развивающего обучения и вокальной школы A.B. Неждановой очевидно в подходе к роли самого ученика. Из пассивно воспринимающего материал он превращался в субъект учебной деятельности, определяющим цели собственной деятельности, способы решения поставленных задач, что активизирует уровень самостоятельности творческой личности.
Принцип «пробуждающего обучения», понимаемый как «способ связи обучающего и обучаемого, учителя и ученика - это их взаимная циклическая детерминация и их взаимное конструирование, становление и развитие. Обучение - это не передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, но создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самим обучающимся, его активное и продуктивное творчество», постоянно применялся в классе A.B. Неждановой. На начальном этапе педагог ставила перед студентом цели и задачи, заинтересовывала его, подталкивая ученика к дальнейшему развитию. Главной целью педагога являлась подготовка ученика к последующему самостоятельному освоению знаний, продуктивному применению умений на практике при расширении репертуара певца. Основу такого обучения закладывала активная позиция ученика при обучении, складывающаяся из мотивированного интереса к вокальному искусству, творческих амбиций, желания быть успешным.
Отметим, что при подобном подходе функция «учитель» трансформируется в функцию «наставник». Различия очевидны при обращении к значению слов: «учитель» призван научить, ретранслировать уже известные знания, а «наставник» организует процесс обучения и в профессиональном плане, и на личностном уровне, развивая у подопечного различные формы мышления, воображение, память. Если попытаться изобразить отличия с помощью графических фигур, то учитель ассоциировался бы с фигурой «круг» (так как он вводит ученика в определенный круг знаний, который может расти в высоту (ибо количество информации постоянно нарастает), но не преодолеет своей замкнутости), а наставник - с фигурой «спираль» (так как навыки к саморазвитию и самообучению постоянно расширяют возможности учащегося, выводя на новый уровень осмысления проблемы). Результат успешного обучения — наученный приемам вокальной техники и владеющий методами раскрытия музыкального содержания певец-вокалист, постоянно совершенствующийся в профессии.
В параграфе 2.2. «Современные методы обучения певцов - вокалистов в отзывах практикующих педагогов: Г.А. Писаренко, Б.Н. Кудрявцева и З.С. Даниловой» актуальность педагогических принципов вокальной школы A.B. Неждановой на всех этапах обучения находит подтверждение в отзывах практикующих педагогов: народной артистки России, профессора МГК имени П.И. Чайковского Г.А. Писаренко, народного артиста! России, профессора МГГУ имени М.А. Шолохова Б.Н. Кудрявцева и доцента СГК имени Л.В. Собинова З.С. Даниловой. В них высказаны мысли о важности преемственности в недрах вокальной педагогики, отмечается большой творческий вклад A.B. Неждановой отечественную музыкальную культуру первой половины XX века, а также производится сравнительный анализ педагогических принципов вокальной школы A.B. Неждановой и установок современной вокальной педагогики.
В параграфе 2.3. «Опытно-экспериментальное исследование методики вокальной школы A.B. Неждановой» описан педагогический эксперимент,
показывающий на практике результаты применения принципов вокальной школы A.B. Неждановой на уроках вокала в Детской школе искусств. Он проводился в течение двух лет (с сентября 2009 года по май 2011 года) на базе Детской школы искусств №1 города Энгельса Саратовской области с учащимися разных возрастных групп, прошедших мутационный период (11 лет - 5 человек, 12 лет - 6 человек, 14 лет - 4 человека, 15 лет - 3 человека, 17 лет — 2 человека, 18 лет - 1 человек: всего 21 человек).
Целью данного педагогического эксперимента являлась апробация педагогических принципов вокальной школы A.B. Неждановой (принцип постепенности обучения, принцип индивидуального подхода, принцип единства художественного и технического в исполнительской деятельности, формирование у учеников общей исполнительской культуры, большое значение самостоятельной работы ученика). Перенос приемов и способов развития голоса вокальной школы A.B. Неждановой на начальный этап обучения в ДМШ или ДШИ стал возможен в силу объективных причин (например, иногда абитуриенты, поступающие на вокальное отделение в ВУЗ, обладая хорошими данными, не имеют начального музыкального образования), а также универсальности установок вокальной школы A.B. Неждановой, опирающихся на принцип индивидуального подхода.
Исходя из этого, экспериментальная группа была разделена на три подгруппы, согласно особенностям возрастной психологии:
• 11 - 12 лет (11 человек);
• 14-15 лет (7 человек);
• 17-18 лет (3 человека).
Начальная оценка вокальных данных участников педагогического эксперимента проводилась по следующим параметрам:
• качество исполнения, уровень подготовки;
• эмоциональная отзывчивость, эмпатия;
• образное мышление, широта кругозора;
• волевые качества - целеустремленность, заинтересованность, трудоспособность.
Оценка проводилась по десятибалльной шкале, так как применение 5-тибальной системы оценок, которое принято в школе, не позволяет выявить, несомненно, имеющиеся градации внутри каждого из баллов. Возможность быть более точным в оценке результата педагогу дает десятичная система, особенно если используются не только целые числа, но и десятичные дроби.
Таблица 1. Начальная оценка вокальных данных участников педагогического эксперимента
Возрастные группы Качество исполнения Эмоциональная отзывчивость Образное мышление Волевые качества
11-12 лет 7,1 9,0 9,0 6,4
14-15 лет 6,3 5Д 7,5 5,2
17- 18 лет 6,7 7,1 7,5 5,5
В связи с полученными результатами были сформулированы следующие задачи формирующего эксперимента:
• апробация методики Неждановой A.B. в работе с учениками 11-18 лет;
• подбор упражнений, формирование репертуара для занятий по методике Неждановой A.B., влияющих на эффективность процесса постановки голоса у учащихся разных возрастиых групп;
• развитие у учащихся эмоциональной отзывчивости, образного мышления на основе общения с вокальным искусством, музыкальной культурой.
Реализация данных задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности: сольное и ансамблевое пение, прослушивание разных интерпретаций, включение элементов театрализации в исполнение. Ведущим методом работы был системный метод, основанный на целостном подходе к воспитанию голоса как мобильного пластичного инструмента, обращенный к единству вокальной техники, музыкального образа и его сценического воплощения, сквозь призму которых раскрываются личностные качества учащегося.
Процесс обучения был разделен на две фазы совершенствования вокальной подготовки: вокально-техническая, художественно-исполнительская. Вокально-техническая фаза связана с выработкой автоматизации певческих навыков, что постепенно освобождает начинающего певца от скованности и позволяет осуществлять задачи художественного, творческого порядка. Подход к работе над художественным произведением строился на основе следующих дидактических принципов методики A.B. Неждановой: принцип постепенного, последовательного обучения, принцип целостности, единства технического и художественного уровней при исполнении, принцип постоянного творческого роста и заинтересованности личности (принцип «пробуждающего обучения»), который реализовывапся в концертных выступлениях и оценке собственной работы в классе и на сцене и анализе исполнительской манеры выдающихся певцов-вокалистов.
Итак, применение принципов русской вокальной школы A.B. Неждановой в контексте современных педагогических научных исследований доказало свою актуальность. Результаты показали, что учебная работа в экспериментальной группе протекала активно. Качество исполнения улучшилось по сравнению с оценками на начало эксперимента.
Таблица 2. Конечные результаты оценки вокальных данных учеников, полученные в ходе педагогического эксперимента
Возрастные группы Качество исполнения Эмоциональная отзывчивость Образное мышление Волевые качества
11-12 лет 7,9 9,2 9,4 7,4
14-15 лет 7,1 6,5 8,2 6,5
17- 18 лет 8,2 7,6 8,0 6,7
Постепенное формирование и совершенствование навыков художественного исполнения повысили продуктивность обучения. Акцент на мотивацию, усиление контроля за выполнением заданий и увеличение самостоятельной работы учеников позволили повысить интенсивность работы и включить во внеучебную нагрузку участие в различных конкурсах, концертах, проведение классных концертов, тематических вечеров, интеллектуальных игр, диспутов, прослушивание и анализ последних оперных постановок, концертов выдающихся певцов-вокалистов. Выводы по экспериментальному применению педагогических основ вокального обучения по школе A.B. Неждановой неоднократно обсуждались на заседаниях предметно-цикловой комиссии, педагогических советах, результаты были признаны удовлетворительными, объективными и доказательными. Всё это позволяет говорить о вокальной школе A.B. Неждановой как об актуальной современной системе воспитания голоса, сформированной на основе традиций русской классической вокальной школы. Приемы, заимствованные из современных исследований по вокальной педагогике, общей педагогике, позволяют стимулировать развитие необходимых для воспитания голоса навыков самоконтроля, самостоятельной осознанной деятельности, которые направлены на формирование творческого подхода в обучении. Применение ее в условиях детской школы искусств или детской музыкальной школы создает хорошую базу для дальнейшего развития вокальных навыков, нравственно-эстетических чувств и общей культуры ребенка, развития воображения, мышления.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие обоснованность положений, выносимых на защиту, определены дальнейшие перспективы исследования.
Проведенный анализ педагогических основ вокальной школы A.B. Неждановой и результаты педагогического эксперимента позволили сформулировать общие выводы диссертационной работы.
1. Русская вокальная школа A.B. Неждановой представляет собой систему вокально-исполнительских принципов и педагогических методов, сформировавшихся на основе синтеза исторических традиций русской вокальной школы (для которой свойственны певучая кантилена, реализм в передаче образа, высокая духовность, народность) и европейских вокальных традиций, опирающихся на технику bel canto (которой присущи виртуозность, техническое совершенство голоса, безукоризненность колоратуры, мастерское владение филировкой, динамическими и тембровыми нюансами).
2. Истоки русской вокальной школы A.B. Неждановой заключаются в консолидации культурологических (традиции русской художественной культуры XIX века), психофизиологических (строение аппарата, извлечение звука, выработка правильного дыхания, дикции и т. д.), психологических (способности, одарённости, мотивация личности певицы) и музыкально-педагогических (синтез методики У. Мазетти и теории К.С. Станиславского, адаптированной для певцов-вокалистов) предпосылок формирования личности A.B. Неждановой - педагога и исполнителя.
3. Педагогические принципы вокальной школы A.B. Неждановой основаны на постепенности обучения, индивидуальном подходе к учащемуся, принципе самостоятельности, единстве художественного и технического начал исполнительской деятельности, принципе приоритета смысловой художественной выразительности слова, а также принципе целостности учебного процесса. Для вокальной школы A.B. Неждановой свойственно применение следующих методов обучения: практические (активное использование упражнений), наглядно-иллюстративные (наблюдение, демонстрация), словесные (беседа, объяснение, дискуссия), работа с книгой (чтение, реферирование). Для развития самостоятельности мышления A.B. Нежданова применяла частично-поисковый (эвристический) метод. Комплексное употребление в работе над развитием вокального голоса перечисленных методов активизирует работоспособность, внимание ученика;
4. Апробация педагогических основ вокальной школы A.B. Неждановой на начальном этапе вокального обучения была проведена на базе Детской школы искусств №1 г. Энгельса Саратовской области. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что певческие навыки у учащихся вырабатывались на основе взаимной связи всех элементов вокальной подготовки: механизм звукоизвлечения, звуковысотный слух, ладовый слух, ритмический слух, память, эмоциональность исполнения. Приемы, заимствованные из педагогического наследия A.B. Неждановой, позволили стимулировать развитие необходимых для воспитания голоса навыков самоконтроля, самостоятельной осознанной деятельности, которые были направлены на развитие творческого мышления. Были применены следующие формы контроля: индивидуальное прослушивание, собеседование, текущий контроль, самоконтроль, итоговый контроль.
Теоретические выводы и практические рекомендации диссертационного исследования вносят определенный вклад в теорию и методику преподавания академического вокала, поскольку педагогические принципы русской вокальной школы A.B. Неждановой на протяжении полувека не получали должного освещения в вокально-педагогической литературе. Таким образом, все задачи, поставленные в диссертационном исследовании, решены.
Перспективным направлением для дальнейших исследований является разработка индивидуальных упражнений для учеников, дальнейшее внедрение принципов развивающего обучения, проблема исполнения в различных стилях для учеников школьного возраста, разработка вопросов теории формирования общей исполнительской культуры певцов-вокалистов.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора: Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования науки РФ:
• Комарова Д.А., Рапацкая Л.А. Искусство создания художественного образа в педагогической деятельности A.B. Неждановой // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. "Педагогика и психология". 2013. № 4. - С. 5-11.
• Комарова Д.А. Влияние фактора национальной ментальности при исполнении народных песен в классе A.B. Неждановой // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова №2, М.,2013.-С. 5-9.
• Комарова Д.А. Проблема подбора репертуара в классе A.B. Неждановой // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова №4, М., 2012. - С. 5-8.
Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
• Комарова Д.А. Педагогические принципы А.В.Неждановой // Вопросы музыкальной культуры и образования №9, М., 2012. - С.100-103.
• Кочарова Д.А. Взаимодействие вокалиста и концертмейстера в классе A.B. Неждановой // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве (Материалы III Международной научно-практической конференции), М., 2012. - С. 238-241.
• Кочарова Д.А. Воспитание мобилыюсти голоса по методике A.B. Неждановой // Актуальные вопросы искусствознания музыки-личности-культуры (Сборник статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов в рамках всероссийского фестиваля науки 27-28 апреля 2012), Саратов, 2012. - С. 151-154.
• Кочарова Д.А. Методика работы A.B. Неждановой в развитии вокалиста // Педагогика искусства вопросы истории теории и методики 7, Саратов, 2012. - С.162-165.
• Кочарова Д.А. Педагогические принципы А.В.Неждановой: преемственность традиций// Вопросы музыкальной культуры и образования 9, М„ 2012. - С. 103-108.
• Кочарова Д.А. Педагогическое наследие A.B. Неждановой // Педагогика искусства вопросы истории теории и методики 7, Саратов, 2012. - С. 155157.
• Кочарова Д.А. Развитие креативного мышления на уроках вокала на примере методики A.B. Неждановой // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве (Материалы III Международной научно-практической конференции). М., 2012. - С. 235238.
• Кочарова Д.А. Творческие принципы А.В Неждановой в свете теории установки // Педагогика искусства вопросы истории теории и методики 6, Саратов, 2011. - С. 105-109*
Подписано в печать 05.12.2014 г. Формат А5 Тираж 101 экз. "Хорошая типография" Москва, ул. Валовая, 14, стр. 8 тел.: 8(495) 940-70-17