Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка будущего учителя музыки к самоанализу профессиональной деятельности (методологический аспект)

Автореферат по педагогике на тему «Подготовка будущего учителя музыки к самоанализу профессиональной деятельности (методологический аспект)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Феттер, Павел Зигфридович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Подготовка будущего учителя музыки к самоанализу профессиональной деятельности (методологический аспект)"

московский педагогический государственный университет имени в. и.ленина

специализированный совет к.053.0ы7

На правах рукописи фр.ТТЕР Павел Зиг^ридович

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К САМОАНАЛИЗУ

пгофессишалыюй деятрльности . . ,

(методологический аспект) Специальность 13.00.02 - Методика преподания музшги

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой стелет' кандидата педагогических наук .

Москва ~ 1992

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете имени ВЛЬЛенлна.

КауччиА руководитель: доктор педагогических наук,

професоор Э.Б.Абдуллин

Официальные оппоненты: * доктор педагогических наук,

профессор Б.И.Муимахер

кандидат педагогических наук, отарший преподаватель Н.Д.Царева

Ведущее учреждение: Владимирски!! гооударотвенный педагогический институт им. П.И.Лебедева-Шшшского

Заадета состоится " " 1992 г. в ча-

сов «о заседании специалиэированного^овета К.053.01.17 по при-суждешго ученой степени кандидата наук в Московском педагогическом государственном университете имени В.И.Ленмна по адресу: г.Москва, 109172, Новоспасский переулок, дом 3, корп.З. ауд.^^У муэшшлх-но-педагогический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ЫПГУ им.В.И.Ленина. Адрес университете: г.Москва, 119435, ул.Малая ЯирогоЕскал, д.1, ?ЛПГУ им.В.Н.Ленина.

Автореферат разослан," г.

Учены!! секретарь Л

специализированного совета хт Л. Якубовская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕШСШКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Легальность проблемы. Коренные качественные изменения в со--щальной и культурной сферах общества явились сегодня объективными причинами соответствующих преобразовании п в офере педагогпчг-;кой действительности. 3 связи о этш.1 современные у^ные-пздагогл [З.З.Краевскд.!, В-А.Сйьстешш и др.) отмечаат первостепенную заи-юсть развития рефлексивных способностей будущего учителя и, в гастности, способности к самоанализу, позволяющему заявлять и одевать качество собственной профессиональной деятельности, аахо-оигб а реалазозынагь ¡туги личяостно-профессионального самосовер-пенстзовапия.

Указанный подход актуален и для процесса профессиональной подготовка будущего учителя музыки. Это в первую очередь связано с г ем, что практическая деятельность лузыкачта-ледагога в современных условиях претерпевает динамичные изменения. Они обусловлены зеобходимостьэ новых подходов к содержанию шлолышх уроков, штокам и фор.т его реализации в учебно-музыкальном процессе.

Само стоят ельноцу, творческое осуществлению д ыних преобразо-ааяиа призвана содействовать методологическая подготовка будущего учителя музыки, предусматривающая в своем содержании воору^еняе зго методологическими знаниями, соответствуи-дои способами профес->иональной деятельности, позволяющими выявлять а осознавать разного рода противоречия з музыкаяьно-педагогической практике, находить а реализевызать пути их устранения, познавать ж преобразовывать различные явления к процессы музнкачьно-аедагогачоскоЗ дей-зтвительности. В свете сказанного особая важность принадлежи такому личностно-професоиональному качеству учителя муешш, как едет анализ профессиональной деятельности в его методологическом аспекте, осуществление которого, как показал наш опыт, дает возыоа-ьооть концептуально, методологически аргументированно подходить к вышеназванным противоречиям, способа/и их решена,!, осознавать качо-зтвенный уровень собственной профессиональной деятельности, находить дута ее самосовершенствования.

В трудах учьаых. исследующих проблем музыкальной педагогики высшей школы (Э.Б.Абдуллия, Ю.Б.Алиев, 0. А .Апраксина, Л.Г.Арчаани-кова, Л.Б.КабалевзкиЁ, В.Л.Ыущлгхэр, Л.А.Рглецкал, З.М.Дслковна-ков, Г.М.Дыпин л др.), в той или ино!': мере указ^ва^ооь на исойхо~ щшэсть совершенствования процесса самопозигния учителя музыки,

осмысления сущности преподавания искусства на основе анализа смеэ-кых с музыкальной педагогикой наук.

Однако исследование вузовских учебных программ показывает, что подготовка я' самоанализу в качестве специальной задачи рассмаг ризаетсл ь основном в общепедагогическом и опевдально-методачес-ком (музыкально-педагогическом) аспектах. Изучение литергтуры приводит к выводу о тол, что самоанализ профессиональной деятельности у жителя музыки в его методологическом аспекте еще не стал предметом специального исследования. Отсутствует Определение данного самоанализа* не выявлены его сущность, структура, содержание составляющих его умений, пути и способа подготовки будущих учителей к его практическому осуществлению. В профессиограмме учителя ¿¡узыки не утверздек статус самоанализа как личностно-профессио-кального его качества.

Музыкально-педагогическая практика показывает, что данный самоанализ сегодня еще на стал одним из существенных видов профессиональной деятельности учите.чя музыки. Проведенное наш анкетирование студентов пятого курса музыкально-педагогического факультета МПГУ им. В.И.Ленина выявило, что основными цричиками этого являются прежде всего отсутствие у учителя музыки специальных методологических знши'1; несйормкровадаость умений данного самоанализа, отсутствие творческого опыта его осуществления.

Вое это явилось основой определения проблемы^сследозалия, заключающейся в устранении противоречия мегяу практической значимостью самоанализа профессиональной деятельности учителя музыки . ь его методологическом аспекте и отсутствием разработанных научно-методических основ его развития у студентов. ■

1^ль(о_ипследовакия является' разработка теоретических и методических сснов формирования готовности будущего учителя музыки к данному самоанализу.

Объект исследования - процесс методологической подготовки будущего учителя музыки в вузе."

П2ед:легдоследования - научно-методические основы развития готовности, будущего учителя музы-Э. к самоанализу профессиональной деятельности з методологическом аспекте.

В качестзз гипотезы было выдвинуто ведущее предположение: э^экт явность развития готовности будущего учителя музыки к самоанализу в исследуемом аспекте мокет быть обеспечена при условии: I. Понимания самоанализа кгк вазного личностио-прооесспо-

ильного качества учителя музыки, обусловливайте го развитие его шения а творческой практической деятельности.

2. Развития рефлексии у будущего учителя музыки, способству-;ей осознании им качественного уровня собственной профессионачь-)•! деятельности.

3. Развитая умений данного самоанализа, в своем содержании зедусматриващнх: а) заявление противоречий кег-ду методологичя-свш знаниями и фактам музыкально педагогической действителъно-?и и определение на зтой основе путей совершекствоваякя собствен-lit профессиональной лабильности j б) их аргументация с прюлече-1ем методологических пианп;*.

4. Целенаправленного использования в процессе обучения, не-5ду с общепринятыми методаш (методом диалогической беседы, со-щия проблемной ситуации, дискуссий и др.) метода анализа соб-гвенной практической деятельности студентов в школе на основе ддеозалиси как средства активизации рефлексии и раавстия yueawH ало анализа.

В соответствии с целка и гипотезой определены следувдив адачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы наследуемого самоанализа ¡формулировать его определение, выявить сущностные стороны и сруктурные компоненты).

2. Определить особенности содержании и условий организация . чейно-педапгич'Лкого процесса, обеспечявавдшс готовность буду--■зх учителей музыки к самоанализу профессиональной деятельности

его методологическом аспекте.

_3. Осуществить опатяо-экспершентальную работу о дельо про-ерка эдаектявности путай и методов подготовки будувдх учителей даннолау оамочнализу.

Методологические ос врак исследования составили: целостна! одход к выявлению и обоснованию сущности и структура салоачали-а профессиояачьяой деятельности в его *®тодэлогичзском аспекте, арактернзувц'йй: единством философского, ->бщенаушого и «.тотпоручного уровней j учет опещСжси продесснон-гьжл: ¡¿узыкально-пе-агогнческой деятельности и музыкального искусства в расрябсгки труктуры и с чзряания готовности будущего учителя музикл и днп-оыу о аш анализу и ее педагогического обеспечения.

3 ходе ис следования прнг-ечллксь следующие цгтоды«

I. Теоретический анализ полосо^-сда.;, &узккэ9од-1еско,1, муз:.-

кально-педагогнческой и музыкально-психологической литературы с точки зрения проблемы самоанализа.

2. Обобщение педагогического опыта, в том числе и опыта работы автора в вузе, с позиция исследуемой проблемы.

3. Целенаправленное педагогическое наблюдение за студентами в процессе организации и проведения ошино-экспершенталтноц рабо-тл в рамках курса "Основы методологической культуры учителя музыки" и „»дагогической практика в общеобразовательной школе.

4. Индивидуальные и коллективные беседы, анкетирование.

5. Количественный и качественный анализ экспертных оценок и самооценок студентов.

6. Педагогический эксперимент.

7. Изучение видеоматериалов, получениях в ходе экспериментальной работы.

На заэдту_вк:осятся_ слезуюдае_полоаеншз:

1. Самоанализ методологического аспекта профессиональной деятельности является ванным личностно-професоиональнкм качеством учителя музыка, способстзуоцш развитию его профессионального мыш ления и творческой практической деятельности.

2. Зормирсвяние готовности будущих учителей музыки к исследуемому самоанализу предполагает целенаправленное развитие рефлексивного мышления, способствующего осознанию качества собственно;! профессиональной деятельности.

3. Ведущими умениями данного самоанализа являются: а) умение выявлять противоречия медцу методологическими знаниями и фактами музыкально-педагогдческой действительности и на этой основа определять лути совершенствования собственной профессиональной деятельности } б) умение аргукеягирозать собственные выводы о путях сзвераенствозанмя профессиональной деятельности с привлечением методологических знании.

4. Эффективным методом подготовки будущих учителей музыки

к осуществление данного самоанализа, наряду с общепринятыми методами (методом диалогической беседы, создания проблемной ситуацщ, дискуссий и др.)» является метод анализа собственной практической деятельности студентов в вколе о шмоцьо видеозаписи, способству-юци!; развихлю рефчексни и умений самоанализа.

Нау^;аэ_ноБизна_л_теоцетичб£кач_знач^ость исследсвадпэ за-клзчаетоя в то:л, что впервые рассматривается проблема самоанализа профессиональной деятельности учителя музыка в его мзтодологи-

г

[еском аспекте. Определено понятие данного самоанализа, выявлены ¡го существенные стороны а структурные компоненты, а также содер-шиа готовности будуших учителей к профессиональной деятельности I исследуемом аспекте. Дано обоснование путей и способов организации учебно-педагогического процесса по формирования рышеобозначеи-ГОЙ готовности.

_П£актичес кая значимее ть_ис о ледозания заключается в том, что юлученные теоретические знания о оуднссти и структуре самоаната->а методологического аспекта профессиональной деятельности учитч-и музыки, разработанные содержание и пути развития готовности 1удуцих учителей к осуществлению данного самоанализа-сгоосбствуит активизации их индивидуального профессионально-личностного потенциала. Способность будущих учителей музыки к осуществления ассле-цуемого самоанализа позволяет повысить качество их практической музыкально-педагогической деятельности, развивает умение энстра-юяировагь методологические знания в сферу собственной процессп->нальной деятельности.

Ап£Обация результатов исследования осуществлялась в ходе шыгпо-эксдериментальной работы на ьузыкальяо-педагогичзском оа-:ультете МШУ им. В.И.Ленина (1589-1992 гг.), е ходе выступлений ! докладами на Ленинских чтениях (1991 г.), на сессии по итогам саучно-ис следовательской работы в МИГУ ям. В.И.Ленина (1992 г.), [а межреспубликанской научно-практической конференции по проблемы методологии музыкальной педагогики в г.Москве (1991 г.), в :оде обсувдеши работы на кафедре методология и методики преподг-|ания музыки МШУ №. В.И.Лешша.

структура и основное содгршйе жссзрташ

Мооертоихя сЬстоит из введения, двух глав, основных выводов [ библиография.

'Зо введении обосновывается актуальность темы псоле-ювания, определяются его цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, слагаются методологические основы и методы, раскрывался научная ювизна, теорегич акая и практическая значимость работы, формула-)уатся полоаенил, Бнносамые на защиту.

В первой главе - "Научные основы сшышаяиза ютодологпчесдоз'о аспекта профессионально;! деятельности будущего чизеля музыгс.1" посредством многоуровневого (философского, обае-:аучного, частнэнаучного) ана^а:за раскрываются судность и ог^ук-

- о -

турные компоненты исследуемого самоанализа.

В аорвом параграфе - "Оалософский и общенаучный уровень исследования проблемы самоанализа методологического аспекта профессиональной деятельности учителя музыки" выявляется категорчальный г-лп&рах исследования, такие основные его понятия, как: реолексия, лчутрешзШ диалог, самоанашз и самооценка, диалектичеокая взаи-ноовязь методологической подготовки и практической деятельности уплел" музыки и др., что позволило на основе дальнейшего проведения оштно-экспериментальной работы актуализировать философские и общенаучные положения с позиции исс-.здуемой проблемы.

В центре внимания стада проблема рефлексии. Ученые-философы (З.С.Бкблер, Э.В.ИльенкоБ, И.С.Кон, В.АЛекторский, Л.Г.Сшркин_ и др.) считаю, что основу самоанализа .как ведущего способа самопознания личности составляет присущее сознанию человека свойство обращать свое внимание ка себя, концентрировать его на оебе и исследовать, таким образом, стороны, качества, свойства самого познающего субъекта. Этот феномен известен в науке под названием '•рефлексия" и понимается он как принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм ж предпосылок, а также деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека (В.А.Лектор-бкий). Это определение имеет особуо важность о позиции исследуемой проблемы, поскольку музыка особым образом раскрывает "внутреннее строение и специфику духовного мира человека". Вследствие этого мц рассматриваем рефлс^-оив в качестве основания данного самоанализа.

В трактовке Гегеля рефлексия есть прежде всего двияение мысли, а ее ведущая функция защшчается в способности познавать саму сущность, отличая ее от непосредственного бытия. Такое понимание ре&ааксид з определенней мере проясняет нашу проблему: "двигзние мыслц" - едга ли не самая существенная сторона процесса самоанализ. методологического аспекта профессиональной деятельности учителя музыки, а выявление сытности явлений и процессов музыкально-педагогической действительности, своего личностного и профессионального "я" мо.'-ио сч^сгать ваанипшей его результативной стороной.

Заг.з:ыЙ аспект рефлексии - ее пенныалле как о- >Зого субъективно-личностного образована (И.Полани и д^.) всецело относится ц к процессу самсана-иза профессиоаа1ьной деятельности учителя .•-■узкки, ибо сама эта деятельность (а значит, л процесс самоана-

лиза, ее отражающий) сугубо индивидуальна и глубоко личкостяа ш своей природе.

Существенная сторона исс'ледуеыого самоанализа связана о творческой сущность!» профессиональной деятельности учителя музы:::*. • Основой этого утверждения может олунить, с одной стороны, мнение философов (В.М.Новиков, А.П.0гурцоз и др.) о том, что рефлексивность связана с возникновением отклонений от образца, с осознан,ь ем его "неудовлетворительности", с другой отороны, и преподавание дузыки как предмета искусства такяе несовместимо о деятельностью • "по образцу", и тем более - со штампом.

Представление о рефлексии как оснозе самоанализа профессиональной деятельности учителя музыки дополняется яолояеяиямн общенаучного порядка. Здесь важными, с позиции психологического аспекта проблемы, представляются,■среди прочих, такие суцеогзешше его отороны, как внутренний даалог, выстуиащнй в качестве ведущего механизма самоанализа, а также единств о самоанализа л салгооценки (как процесса и результата).

Данные полокения могут быть экстраполированы в сферу самоанализа методологического аспекта профессиональной деятельности учителя музыки под углем зрения методики преподавания - поиска его новых путей и способов, например, развития у школьника способностей к внутреннему диалогу з процессе общения с музыкой, рефлексивномУ погрузе низ в нее, выявлению личностного смысла произведения.

Современная психология (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Слгь-ская и др.) особое внимание уделяет проблеме выявления и решения противоречий дра определении средств самореализации личности. Использование технологических разработок этого вопроса позволяет налетать пути определения и реализации музыкалько-педагогическхс за-аач в зависимости от собственных профессиональных возможное го:1 .учи-селя. В этом плане существенную роль играет умение педагога разрешать Боезоз/.юяные противоречия, возникающие э его практической лузыкально-педэгогичаской деятельности.

Самоанализ, : ; мнению ученье педагогов (С.И.Злсэцкдя, Б.£. (раезеий!., И.Л.Лернзр, В.А.Слас?енин и др,)..является чепрамеышм сз/лтонеятом профессиональной деятельности учителя. Оа предполагает соотнесение любых явленай тлагог.пеокей да^етьтаельноотв з ¡з&стзият учгу:еш, что ариаодаг к совериеяствоэанип и препарат-1анию учебнэ-Еисгшатедькзго процесса. Это позволило зидели-'ь га-

кие ведущие умения самоанализа учителя музыки, как: умение выявлять противоречия мезду методологическими знаниями и фактами музыкально-педагогической действительности и на данной основе строить вкводы о путях совершенствования своей профессиональной деятельности ; умение аргументировать собственные выводы о привлечением методологических знаний.

Музыковедческий аспект, который, в свою очередь, о<.лрается на ведущие закономерности философской науки (Л.А.Ыазель, В.В.Меду-шезавьл, Е.З.Назайкинокий, Е.Ручьевская, .Ю.К.Холопов, В.Д.Цуккер-и&н и др.) способствует рассмотрению ¡узыкального искусства и музыкальней науки, как целого, в связях с другими явлениями действительности. Данный подход позволил выделить ряд принципиальных позиций, стаз лих исходны-и дяя всего дальнейшего исследования: установление единства философского, общенаучного, частнояаучного анализа в различных его соотношениях ^ достижение целостности рефлексивного процесса, включающего такие его аспекты, как рациональ ное познанпе и эмоционачьно-чувственкое перенявание. Шследнее полоаение приводит к покшаяиы самоанализа учителя музыки как отражения художественной во природе профессиональной деятельности.

Музыкально-психологический аспект исследования проблеш самоанализа способствовал углублении представления© сущности и сда-цедыз самоанализа учителя цузшш. "Самознание" (Г.Ы.Цыпин), позволяет "приспосабливаться" к себе, своей природе в различных видах творческой деятельности, каковой, в сущности, является профессиональная деятельность учителя музыки. .

Зо_вторм параграфе - "Суаность и структура самоанализа методологического аспекта профессиональной деятельности учителя музыки" на основе осмысления различных уровней исследования проблемь (философского, общенаучного, частяонауеного) выявляется сущность и структура данного самоанализа как рефлексивного мышления, оснс ■ Банного на:

- привлечении комплекса многоуровневых (философских, общенаучных, частнонаучыых) ззаний о самоанализе {

- выявлении и осознании сущностных связей обобщенного характера между методологической под- ловкой и практической деятельностью i

- преобразовании явлений (объектив! их, объективных) музыкал! ко-педагогической действительности.' ■

Объектом сашалаялза служит собственная худогйственкэ-пздаго-

гачеокая деятельность учителя (как прогнозируемая, так и реальная), в которой личностно-творчески воплощены различные методологические знания.

Собственно музцкально-педагогической проблемой данного исследования является выявление структурных компонентов самоанализа, направленных на установление связи меэлу методологической подготовкой и практической деятельностью будущего учителя.

Первый компонент направлен на установление будущим учителем целостности художественно-педагогического процесса на уроке в едийстзе его (учителя) худозественной музыкально-педагогической деятельности и учебной музыкальной деятельности школьников.

Существенной стороной данного компонента, в соответствии с отмеченной нами ранее спецификой'профессиональной деятельности учителя музыки; как деятельности художественной является наличие в нем эстетического художественного переливания как реакции на целостный: музшсатько-педагогический процесс: музыку, эмоциональную реакцию детей и др.

Следующий компонент - худояественно-педагогическая оценка выдвинутых гипотез, идей, предпологений как своеобразных "трансплантаций" (Д.С.Лахачеэ) методологичеоких знаний. Здесь будущий учитель выполняет операции, связанные с рациональным познанием (и самопознанием), выявляя недостатки, пробелы, другие негативные стороны собственной деятельности. Вместо с этим он утверждает для себя и положительные качества собственной профессиональной деятельности, личностно-профессионадьных сторон, способствующих результативности проведенных занятил, убеждается в целесообразности практического использования знаний в музыкально-педагогическом процессе.

Содеряание третьего компонента заключается в выявлении к осознании буяуда учителем актуальных линий собственного даль-нейшаго методологического самообразования. данный компонент самоанализа приводит, на основе осмысления собственных пробелов в профессиональной деятельности, к убеаденпа в необходимости их самостоятельного устранения с помощью изучения соответствующей методологической литературы. .

Во второй главе - "Экспериментальное исследование процесса подготовки будущих учителей музыка к самоанализу методологического аспекта профессиональной деятельности" - излагаются задачи, содержание и методы опытно-экспериментатьной работы,

анализируются полученные результаты.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в период о 1989 по 1992 гг. на базе музыхально-педагогического факультета ЫЕГУ им. В.И.Ленина и состояла из дзух этапов« констатирующего и то£мир^8ь щего. Бе основными задачами являлось:

- выявление в ыузыкальво-ледагогичеокой практике состояний! готовности студентов к самоанализу методологического аспекта профессиональной деятельности ?

- разработка путей и методов подготовки будущих учителей музыки к данному самоанализу *

- осуществление на основе разработанной концепции опытно-эксперяментзльней работы со студентами (в цроцесоа занятий специального курса "Основы методологической культуры учителя музыки" и проведения уроков музыки в общеобразовательной поколе в период педагогической практики) и анализ ее результатов.

В первом параграфе освещаются задачи и методика проведения констатирующего этапа эксперимента. На предварительном его подэта-пе в 1989-1990 учебном году было проведено анкетирование студентов пятого куроа музыкально-педагогического факультета МПГУ им. В.И.Ленина (всего 48 человек). Специально разработанная анкета по-. зволила выявить отепенъ интереса к исследуемому самоанализу, уровень самоанализа имеющихся у них методологических знаний и осознания ими качества собственной профессиональной деятельности.

Анализ результатов, полученных на основе обработки анкетных материалов, позволил сделать следующие выводы!

1) большинство студентов не имеют ясною представления л характере и содержании, самоанализа методологического аспекта профессиональной деятельности

2) необходима специальная подготовка будущих учителей к данному самоанализу.

При проведении основного подэтапа констатирующего эксперимента, осуществленного в 1990-1992 гг. с участием студентов старших курсов музыкально-педагогического факультета МШУ им.В .И.Ленина (I группа - ¿кспершезтальная - ооотояла из 13 человек j П группа -контрольная - из 12 человек), были разработаны оаешальные показатели по воем компонентам вышеуказанной структуры готовности к исследуемому самоанализу, позволяющие фиксировать яохэдные ее уровни.

Тек, самоанализ уровня знаний о сущности к структуре данной готовности моает быть: высоким - если студент способен самостоятельно оценить меру усвоенных ш методологически!: знаний j сред-

ним - если студент опособен оценить меру усвоенных знаний с помощью преподавателя » низким - еоли студент не опособен оценить меру усвоенных методологических знаний.

Самоанализ уровня умений выявлять противоречия меаду знаниями методологического характера и фактами музыкально-педагогической действительности и на этой основе строить выводы о путях совершенствования своей профессиональной деятельности представляется: высоким - в том случае, когда студент способен самостоятельно оценить уровень выявления вышеназванных противоречий и построения выводов о путях совершенствования своей профессионачьной деятельности * оредним - если студент способен к выявлении противоречий, построении выводов и самооценки данной деятельности с помзщьв преподавателя ; щзкш - э том случае, если студент не обладает вышеназванным умением.

Самоанализ уровня умения аргументировать собственные выводы, привлекая для_ этого методологические знания, представляется возможным характеризовать как: высокий - еоли студент опособен самостоятельно оценивать качество аргументации собственных выводов с привлечением знаний методологического характера ; средний - если студент опособен выполнить данную деятельность с помощью преподававши | низкий - если студент не способен к выполнению данной де-¿ямльдасхи.

Потребность к самоанализу мояет быть на: высоком уровне - в случае, если студент творчески, самостоятельно осуществляет данную деятельность« выходя за рамки предложенных преподавателем заданий # среднем .уровне - если студент проявляет интерес к данной деятельности лишь в рамках предложенных преподавателем заданий ( низком .уровне — если у студента полностью отсутствует ште-рес к -данноцу самоанализу.

На основании осуществленного студентами самоанализа по окон-•чгнии первого урока музыка в .школе в период педагогической практики на 1У курсе., .-оцененного компетентной комиссией из числа преподавателей, методиста^ утателей музыки;, индивидуальных бесед со студентами и их самооценки выполненной работы была .получены результаты., сведенные в .-следующую таблицу-

Полученные данные констатирующего обследования позволили .наметить стратепш и тактику фор:.тирувдег_о эксперимента, задачи я содераание которого излагаются зо втором параграфе данной главы.

Таблица I

Ткол№

Компоненты готовности

еотво студентов на кавдом из | уровней готовности_

т-

Самоанализ уровня знаний о сущности и структуре готовности

низкий

ЗГ I КГ ! ЭГ

Д-

среднж!

КГ I ЭГ

высокий

1 КГ

II 10 2 2

Самоанализ уровня умения выявлять противоречия мезду методологическими знаниями и тактами музы-кально-дедагогическои действительности и на этой основе строить выводы о путях совершенствования своей профессиональной деятельности'

12 10

Самоанализ уровня умения аргументировать епботвен-ныо выводы с привлечением методологических знаний 12 II I Т А. •

Потребность к самоанализу 9 Э 2 2 2 I

формирующий этап экспериментальной работы осуществлялся в естественных условиях учебно-педагогического процесса о тем ке костингентоа студентов. Здесь решалась задача внедрения в содер-аание спецкурса. "Основы методологической культуры учителя музыки» разработанных диссертантом специальных лекций и семинаров цо проблеме самоанализа и выявления их эффективности. В ходе данной работы уточнялись ведущие задачи исследуемой подготовки студентов, тематика лекционных и семинарских занятий, форда и методы учебной работы со студентами, совершенствовались используемые в работе учебные материалы.

В первую счередь внимание было сосредоточено на ооздаши таких ютшдлорая /стачовок, которые бы стимулировали активное, заинтересованное отношение студентов к занятиям. В опоре на узе накопленный низнеяный и профессиональный опыт последовательно расширялись личностные контакты с кандш студентом во всех организационных формах учебного процесса. Этому способствовали специальные вопросы, обращенные л: конкретным студентам, предоставление им возможности высказывать собственную позицию по раосматрц-

ваемой проблеме.

С целью мэбилизации творческого внимания студентов., развития самостоятельности их мышления применялись такие методы, как метод диалогической беседы, метод создания проблемней ситуации, метод дискуссий и другие. Широко применялся индивидуальный подход при рекомендациях студентам литературы для изучения и анализа, отборе и предъявлении им вопросов и творческих заданий, выборе и применении отдельных педагогических средств.

Одним из ведущих методов при проведении учебной работы стал метод привлечения видеозаписи, предварительная апробация которого показала повышение качественного уровня самоанализа студентов в аспекте выявления противоречий медгу методологическими знаниями и фактами музыкально-педагогической действительности и построения выводов о путях совершенствования своей профессиональной деятельности, в мотивации их к данному самоанализу. Это послужило основой регулярного использования видеозаписей фрагментов уроков а самоанализа студентов в процессе всего формирующего эксперимента.

Указанные выше методы такае применялись а з реализации содержательного и процессуального компонентов готовности.

Содержательный компонент готовности студентов к самоанализу методологического аспекта профессиональной деятельности предусматривал усвоение ши специальных ¿наний о данном самоанализе. Это в первую очередь:

1) представление о самоанализе з егс методологическом аспзкте>

2) знания об основных сущкостяих сторонах самоанализа методологического аспекта профессиональной деятельности учителя музыки{

3) знания о стр^.стурнш: компонентах данного самоанализа.

Реализация задачи усвоения студектата этих знаний осуществлялась з процессе специальных лекционных занятий по темам: "Актуальность оаыоанализа методологического аспекта профессиональной деятельности учителя музыка", "Философский уровень самоанализа методологического аспекта профессиональной деятельности учителя музы-ж", "Общенаучный уровень дачного самоанализа" .и "Частконаучный

уровень самоанализа.методологического аспекта:профессдои&льной деятельности учителя музыки".. 3 .исследовании дадробчо .излагается .водерааяие каадои лекшщ.

Основной формой реализации процессуального компонента готовности явились семинарские занятия со студентами. Оснознач их за-

дача состояла в том, чтобы: а) способствовать дальнейшему развитии мотивации к самоанализу методологического аспекта профессиональной деятельности * б) закрепить и углубшь полученные студента* ш знания, а такяе способствовать формированию самооценки усвоенных ими знаний ; в) сформировать первоначальные уценил, создавала предпосылки успешного использования данного самоанализа в дальнейшей педагогической практике.

Отличительной особенностью семинарских занятий являлооь постоянное побуждение студентов к рефлексии, "примериванию" приобретаемых методологических знаний к самому себе: .своим профессиональным возыоаностйм, личностно-профессиональнш качествам. Это давало студентам возыоииооть видеть и осознавать разного рода противоречия, например, менду собственным профессиональным уровнем и теш знаниями, которые необходимо привлечь, чтобы реализовать ту или иную концепцию, отдельное полоаениг методологической литературы в музыкально-педагогической практике. Б исследовании дается подробное описание содержания семинарских занятий, приводятся примеры высказываний студентов по обсуддаемш. вопросам.

При проведении педагогической практики студентов в школе ведущей задачей явилось накопление творческого опита полученных знаний, их трансформация в соответствующее умения, составляющие основу процессуального компонента готовности к самоанализу методологического аспекта профессиональной деятельности. Следует ооо-бо подчеркнуть, что процесс живого практического общения со школьниками на занятиях доя большинства студеетоз явился важным сти-мулируюа;ш фактородз углубления интереса и потребности к самоанализу, а осознание зависимости эффектиьцоста и качества урока от степени владения последним способствовало ещо большему пониманию ими профессионального смысла а значимости данной работы.

На данном этапе формирующего эксперимента применялись такие формы и методы; как: целенаправленное наблюдение студентов за раг-багой учителей и своих товарищей на уроках музыки, индивидуальные и групповые консультации, методические конференции. Осуще-отвленш'е в данный иериод видеозаписи становились объектом открытого обсуздения огудег/тов на групповых методических консультациях, цроводшух по преимуществу в дискуссионной ферме. Опыт показал, что проведение подобной работы способствует развитию умения студентов аргументировать собственную профессиональную позицию, формированию достоверной, объективной их самооценки профес-

сиональной деятельности. В работе приводятся примеры осуществленного студентами самоанализа в процесое практической работы в школе.

По окончании данного этапа экспериментального исследования был проведен итоговый "срез" по указанны выше компонентам структуры и содержания готовности студентов к исследуемому самоанализу, представленный в следующей таблице:

Таблица 2

Компоненты готовности (Количество студентов на каздом'из ! уровней готовности

! низкий средний ; высокий

! ЭГ ! КГ ЭГ КГ ! ЭГ ! кг

Самоанализ уровня знаний-о •

сущности и структуре готов- 8 б 3 6 1

ности I

Самоанализ уровня умения' выявлять противоречия меаду методологическими знаниями и фактами музыкально-педагогической действительности и на этой основе строить выводы о путях совершенствования своей про&ессиональной деятельности"

Самоанализ уровня умения аргументировать собственные выводы с привлечением методологических знаний

Потребность к самоанализу 1 7 7 4 5 1

Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп свидетельствует о значительном росте уровня сформирозаяности студентов к исследуемому аспекту профессиональной деятельности в экспериментальной группе.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование проблемы самоанализа профессиональной деятельности учителя музыки в его методологическом аспекте позволило придти к следующим основным выводам:

1. Самоанализ является ванным личностно-профессиональньм качеством учителя музыки, способствующим развитию профессионального, тзорческсго мышления и практической деятельности.

2. Основу самоанализа составляет рефлексия как способ профессионального цышения учителя музыки, направлении:: на осмисл<--

1 8 7 3 5 1

ние и осознание качественного уровня собственной профессиональной деятельности.

3. Ведущими умениями самоанализа учителл музыки являются: умение выявлять противоречия мезду методологическими знаниями и ¡¿актами музыкально-педагогической действительности и ни данной основе определять пути совершенствования своей профессиональной деятельности и умение аргументировать их с привлечением методологических знаний.

4. Метод анализа собственной практической деятельности оту-дентов на основе видеозаписи способствует (наряду с методом диалогической -беседы, создания проблемной ситуации, дискуссий и др.) активизации рефлексии и развитию вьпаэуказанншс ведущих умений самоанализа.

5. Проведенная экспериментальная работа выявила эффективность предлагаемых в исследовании содержания и методбв развития у студентов самоанализа профессиональной деятельности учителя музыки

в его методологическом аспекте.

6. Проведенная работа позволила наметить перспективы иссле-довшшя дачной проблемы в следующем направлении г

а) определение и разработка путей и способов исследования "опережающего этрааенш" как составной части самоанализа методо-логичзского аспекта профессиональной деятельности учителя музыки;

б) выявление и обоснование методологических принципов организации педагогической работы по формировании умений данного самоанализа £

в) обращение к проблема профессионального самосознания учителя музыки на основе данных, полученных в результате исследования самоанализа.

Основные положения дцосергацми ограяены а следующих публикациях:

1. Музыковедческий аспект методологического подхода к проблема педагогического самоанализа учителя музыки. - Б сб.» Ленинокие чтения: По итогам научно-исследовательской работы за 1990 год. Хазиоы докладов. - Ц»: Промегей, 1991. - С. 134.

2, Подготовка будущего учителя музыки к методологическому аспекту самоанализа профессиональной деятельности. - В об.» Методологические проблемы музыкальной педагогики: Материалы межреспубликанской научно-драгзической конференции. - Ы., 1991. - С.Ю1-ЮЗ.

3. Структура овиоаяалиэа профеооиональноЯ дсятвлькооти учителя ыузшся (ЫвтолологичоокиЯ аспокт). - В od.i Mnrоскалы nnywoa сеоога по жтогем научно-иоолвдоватвльокоЯ работы МИГУ им.В.И.Ленина за 1991 год. -4J.I npoimefl, 1992. - C.2I2-2I3.

Корпорация "МонтажспецстроЗ" зак.1741 тир."¿00 Подписано з печать