автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования
- Автор научной работы
- Колышева, Татьяна Александровна
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Колышева, Татьяна Александровна, 1997 год
Введение.
Часть первая. Научные представления о профессиональноличностной рефлексии учителя музыки.
Глава 1. Сущность и значение профессионально-личностной рефлексии учителя музыки.
Глава 2. Функции профессионально-личностной рефлексии в познании и преобразовании музыкально-педагогической действительности.
Глава 3. Рефлексивный анализ и саморегуляция в деятельности учителя музыки:.
Часть вторая. Педагогическое обеспечение процесса подготовки учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии.
Глава 1. Задачи и принципы организации процесса подготовки учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии.
Глава 2. Педагогическое обеспечение мотивационного компонента.
Глава 3. Педагогическое обеспечение содержательного компонента.
Глава 4. Педагогическое обеспечение операционного компонента.
Часть третья. Опытно-экспериментальное исследование процесса подготовки учителя музыки к профессиональноличностной рефлексии.
Глава 1. Задачи и содержание поисково-констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Глава 2. Задачи и содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования"
Актуальность проблемы. Во всех областях прогрессивной мировой научной и художественной мысли конца XX столетия окончательное признание получил вывод о том, что главной ценностью, "мерой всего сущего" является человеческая личность. Именно она, полная душевного здоровья, глубоко чувствующая свою сопричастность мирозданию и несущая за него ответственность, наделенная творческой устремленностью к познанию и преобразованию действительности, может и должна укрепить духовные силы общества, обогатить его нравственно-этические устои, отстоять "право" на созидание и самосовершенствование. Вот почему на проблеме личности, на обретении ею социально "оправданной" и в то же время "независимой" собственной "траектории" жизни сфокусировано внимание философов и социологов, психологов и эстетиков, деятелей культуры и искусства.
Специалисты едины в мнении о том, что каждый человек как Личность может реализовать возложенные на него функции лишь в том случае, когда самостоятельно обретет смысл в жизни, когда неуклонно будет совершенствовать свое сознание, свое отношение к миру и к самому себе. "Можно ли обновить общую жизнь, не зная, для себя самого, для чего ты вообще живешь и какой вечный, объективный смысл имеет жизнь в ее целом? - восклицает С.Л.Франк. Таким образом, в центре внимания при обсуждении проблемы личности прежде всего находится вопрос о том, готова ли личность к отражению мира в самой себе, к своеобразному диалогу с собой, с собственным сознанием и мироощущением. Не утратит ли она при этом стремления и способности понимать и оценивать окружающую действительность во всем многообразии ее процессов и явлений? Иными словами, речь идет о готовности личности к рефлексивной деятельности, обеспечивающей, по утверждению многих специалистов, тот уровень жизнедеятельности, на котором успешно реализуется диалектическое единство "общего" и "единичного", "объективного" и "субъективного" и на этой основе достигается "выход" личности за пределы конкретной деятельности с целью "выработки соответствующего отношения к ней, для занятия позиции над ней, чтобы с высоты этой позиции осознать свою деятельность, критически ее проанализировать и конструктивно совершенствовать" (156, 48). По утверждению многих исследователей рефлексия, как принцип человеческого сознания, важнейший и своеобразный его механизм носит в определенном смысле универсальный характер, а ее развитие выступает главным достижением человеческой культуры и цивилизации.
Сказанное выше со всей очевидностью позволяет понять, в силу чего задача подготовки специалиста к профессиональной рефлексии приобретает все большую остроту и значимость в теории и практике высшего педагогического образования. С развитием профессиональной рефлексии у будущего учителя в процессе его обучения в вузе специалисты связывают возможность решения многих кардинально важных вопросов. Среди них: подготовка будущего специалиста к духовно-творческой самореализации, проявляющейся прежде всего в уходе от шаблонов и стереотипов, в выработке программы требований к себе, к процессу и результатам деятельности; осознание учителем смысла своей профессии; обретение заинтересованного, критического отношения к различным ее аспектам; последовательное обогащение профессионального опыта и мастерства учителя, доведение их до уровня актуальных психолого-педагогических и социокультурных требований.
Обозначенная задача является актуальной и для системы профессиональной подготовки будущего учителя музыки. В ряде музыкально-педагогических исследований последних лет особо подчеркивается необходимость актуализации рефлексивного характера профессионально-творческой деятельности учителя музыки и процесса подготовки к ее осуществлении. Некоторые пути решения этой задачи рассматриваются музыкантами-педагогами (АбдуллинЭ.Б., Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, П.З.Феттер, Г.М.Цыпин и др.) в контексте конкретных аспектов целостной системы музыкально-педагогического образования в вузе, прежде всего - в методолого-методическом„ (1;2;6;14;192;204).
Несмотря на признание прерогативности данной задачи со стороны многих специалистов в практике вузовского музыкально-педагогического образования, как показало специально проведенное нами наблюдение, ее реализация осуществляется пока слабо. Осмысление причин, лежащих в основе такого положения, позволило выделить наиболее существенные из них: а) неразработанность научной концепции понимания сущности и функций профессиональной рефлексии учителя музыки как важнейшего качества его личности и деятельности; б) отсутствие знаний об оптимальных условиях и путях формирования готовности будущих учителей музыки к профессиональной рефлексии в системе их высшего музыкально-педагогического образования.
Изложенное выше позволило определить проблему исследования, заключающуюся в разрешении противоречия между актуальностью и социально-практической значимостью подготовки учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии и - отсутствием научно-педагогического обоснования условий и путей ее осуществления.
Цель исследования - разработка теоретических и методических основ формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в методолого-методическом аспекте его высшего музыкально-педагогического образования.
Объект исследования - целостный процесс профессиональной подготовки учителя музыки в вузе.
Предмет исследования ~ научно-педагогические основы обеспечения процесса формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в методолого-методическом аспекте его вузовского образования.
В данном исследовании мы исходим из концептуальных предположений о том, что:
- выполнение социального заказа и требования современной педагогики высшей школы о необходимости подготовки специалиста творческого типа в системе музыкально-педагогического образования всецело зависит от своевременного и качественного овладения таким важным личностным качеством как профессиональная рефлексия, на основе которой будущий учитель музыки осознает ценностный смысл своей профессии, интегрирует и обогащает духовно-личностные и профессиональные аспекты музыкально-педагогической деятельности, реализует индивидуально-творческие возможности познания и преобразования музыкально-педагогической действительности, включая в нее самого себя;
- процесс подготовки будущего учителя музыки к профессиональной рефлексии в обозначенном аспекте будет успешным в том случае, если обеспечит рефлексивно-творческую, личностно-смысловую организацию мышления и деятельности будущего специалиста, станет действенным фактором его духовно-личностного и профессионального самосовершенствования;
- логико-содержательная организация исследуемого процесса подготовки опирается на специальные, исходящие из специфики музыкально-педагогической деятельности, принципы и основывается на взаимосвязи мотивационно-ценностного, содержательного и операционального компонентов в структуре данной подготовки, соответственно предусматривающих: а) пробуждение и развитие у будущих учителей музыки потребности в профессиональной рефлексивной деятельности, стремления к качественному ее обогащению и творческому осуществлению; б) приобретение специальньх знаний и представлений о сущности профессиональной рефлексии, об особенностях ее функционирования в музыкально-педагогической практике; в) овладение рефлексивным анализом и саморегуляцией как важнейшими средствами творческого познания и преобразования будущими специалистами музыкально-педагогической действительности, включая в нее самих себя.
На этой основе были определены следующие задачи исследования:
- определить сущность, значение и ведущие функции профессионально-личностной рефлексии учителя музыки, учитывая специфику его музыкально-педагогической деятельности;
-выявить особенности содержания и условия организации учебно-педагогического процесса, обеспечивающего формирование у будущих учителей музыки готовности к профессионально-личностной рефлексии в методолого-методическом аспекте их вузовского образования;
- раскрыть сущность, значение рефлексивного анализа и саморегуляции, особенности их функционирования в учебно-педагогической и исследовательской практике педагога-музыканта;
- осуществить опытно-зкспериментальную проверку разработанных в исследовании педагогических условий и средств формирования у будущих учителей музыки готовности к профессиональной рефлексии в обозначенном аспекте их вузовского музыкально-педагогического образования.
Методологической основой реализации концептуальной идеи и ведущих задач исследования являются: системно-целостный подход, обеспечивающий разноуровневое рассмотрение структурно-логических и содержательных сторон изучаемых в диссертации категорий (Э.Абдуллин, В.Краевский, Г.Щедровицкий и др.), теоретические положения об объективной (социальной) и субъективной (личностной) природе и детерминации жизнедеятельности человека, рассматриваемые в философии, эстетике (Платон, Сократ, Г.Гегель, И.Кант, И.Фихте, Н.Бердяев, М.Каган, Н.Киященко, В.Лефевр, А.Спиркин, и др.), в музыкознании (Б.Асафьев, В.Бруно, Г.Коган, В.Медушевский,
A.Муха, Е.Назайкинский, Г.Нейгауз, А.Онеггер, Г.Орлов, С.Сав-шинский, М.Тараканов, М.Фейгин, Д.Шостакович и др.), в психологии (А.Леоньев, С.Рубинштейн, Ш.Амонашвили, В.Давыдов,
B.Вилюнас, В.Зинченко, Л.Выготский, Я.Пономарев и др.), представления о рефлексии как особом виде познания человеком окружающей действительности и самого себя (К.Абульханова-Славская, П.Анохин, Н.Бернштейн, А.Зак, А.Маркова, В. Петру шин, В.Ражников, Б.Сосновский, И.М.Семенов, Г.Тарасов, В.Филатов и др.), выводы общей и музыкальной педагогики высшей школы о приоритете личностно-рефлексивного подхода учителя к выполнению социальных и профессональных функций (Ю.Алиев, О.Апраксина, Л.Арчажникова, Р.Бернс, С.Гессен, В.Загвязинский, Д.Кабалевский, М.Кларин, В.Краевский, Ю.Кулюткин, Г.Сухобская, Г.Цыпин, Л.Яковлева и др.)
Для решения поставленных задач использованы следующие основные формы и методы исследования: методологический анализ основных категорий исследования; теоретическое моделирование структурно-логических и содержательных основ исследуемой подготовки; педагогическое наблюдение, анализ и обобщение передового и массового опыта профессионального обучения учителя музыки в вузе; анкетирование, рейтинг, индивидуальные и коллективные беседы со студентами, учителями музыки, методистами; анализ научно-исследовательских подходов в области музыкальной педагогики; опытно-экспериментальная работа.
Теоретическая и опытно-экспериментальная работа осуществлялась автором на базе Института художественного образования СамГПУ, а ее системная проверка - преподавателями музыкальных факультетов МПГУ, а также КГАК. Работа проводилась в следующей логической последовательности: 1 этап (1991-1995 гг.) протекал в СамГПУ и был посвящен осмыслению сущности ведущих категорий исследования, разработке на этой основе концептуального взгляда на организацию процесса подготовки будущих учителей музыки к профессиональной рефлексии, а также педагогическому обследованию исходного уровня их готовности к профессиональной рефлексии в обозначенном аспекте. II этап (1995-1996г.г.) осуществлялся в СамГПУ и МПГУ и был связан с внедрением спецкурса "Профессионально-личностная рефлексия учителя музыки" и направлен на опытно-экспериментальную проверку эффективности педагогических условий и средств, обеспечивающих выполнение цели и ведущих задач исследования. III этап (1996-1997 г.г.) позволил выявить возможность и эффективность применения обобщенных результатов данного исследования в различных условиях (вузах) и аспектах (научно-поисковая и методическая деятельность) подготовки учителя в системе высшего музыкально-педагогического образования. (На этом этапе опытная проверка осуществлялась также в КГАК).
На защиту выносятся следующие положения'.
1. Идея о том, что профессионально-личностная рефлексия учителя музыки (ПЛРУМ) представляет собой направленность сознания личности "на самое себя", отличающуюся теоретическим мышлением, духовно-творческой наполненностью, единством эмоционально-чувственного и логического компонентов, объективно-субъективным характером, динамичностью. Становление ПЛРУМ как качества личности создает основу для наполнения профессиональных действий ценностным смыслом, стремлением и способностью к творческому познанию и преобразованию музыкально-педагогической действительности. Одной из сущностных сторон ПЛРУМ является эмоционально-эстетическое начало, эстетически-творческая направленность. ПЛРУМ направлена на овладение педагогическим творчеством, выявление и создание собственной личностно-творческой концепции, системы оснований профессиональных действий и поступков, в которых отражаются ценностные потребности и ориентации, выполняется целый ряд функций. Среди них ведущими являются аксиологическая, эвристическая и ориентационно-познавательная. Любые рефлексивные процессы в деятельности учителя музыки имеют эмоционально-эстетическую направленность, обусловленную спецификой музыки и искусства педагогики.
2. Тезис о том, что основой формирования готовности будущего учителя музыки к рефлексивной деятельности является специально организованный целостный педагогический процесс, включающий в себя мотивационный, содержательный и операциональный компаненты, и направленный на: а) воспитание профессионального, личностно-творческого отношения к рефлексии у будущих учителей музыки; б) усвоение знаний о сущности и особенностях личностно-профессиональной рефлексии педагога-музыканта; в) развитие у будущего учителя музыки способностей и умений осуществлять профессиональную рефлексию; г) формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании и самореализации на рефлексивном уровне.
Основополагающими принципами организации рефлексивной подготовки будущего учителя музыки являются:
- принцип взаимосвязи мотивационного, содержательного и операционального компонентов подготовки;
- принцип рефлексивно-творческой направленности обучения;
- принцип учета специфики профессиональной деятельности педагога-музыканта и индивидуальных качеств его личности.
3. Положение о том, что важнейшим средством подготовки к ПЛРУМ является рефлексивный анализ - особый видпрофессиональ-но-личностного творчества учителя музыки, направленный на осмысление, оценку (самооценку) музыкально-педагогической действительности. В структуре рефлексивного анализа выделяются эмоционально-эстетический, художественно-логический и художественно-операциональный компоненты. Основными логическими звеньями исследуемого процесса становятся первичный самоанализ, саморегуляция и обобщающий самоанализ. Первичный самоанализ включает в себя переживание-осмысление выявленного противоречия между знаниями, способами действия, способностями и - результатами практической деятельности. Саморегуляция - это прежде всего осмысление намеченной благодаря первичному самоанализу программы действий, направленной на личностно-профессиональное совершенствование, формирование личностных качеств, умений, способностей, на преобразование-музыкально-педагогической действительности. Обобщающий самоанализ производится на основе более глубокого, прочувствованного и осознанного проникновения в сущность явления, синтеза результатов первичного самоанализа и саморегуляции. В сжатом виде структурно-логическая модель рефлексивного анализа предполагает движение от переживания-осмысления музыкально-педагогической действительности к качественному ее преобразованию.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые в области музыкально-педагогического образования научно разработан и обоснован концептуальный подход к формированию профессиональной рефлексии будущего учителя музыки, что обеспечит значительное повышение качества профессионала ной подготовки специалиста, создание новых перспективных условий для активизации гуманистической, личностно-творческой направленности обучения и воспитания в вузе. Выдвинутые в исследовании теоретические идеи и положения развивают актуальные направления концепции музыкально-педагогического образования, дополняют и обогащают новыми элементами теоретические и практические аспекты методолого-методической системы подготовки будущего учителя-музыканта, идеи современной педагогики высшей школы о приоритете личностно-рефлексивного, концептуально-творческого уровня профессионального мышления учителя и необходимости его формирования в вузе.
Осуществленное с позиций данного исследования научное осмысление сущности рефлексивного анализа и саморегуляции, особенностей их функционирования в профессионально-творческой деятельности учителя музыки расширяет возможности последнего в познании и преобразовании музыкально-педагогической деятельности, в обретении ценностно-творческого отношения к ней, к учащимся и к самому себе, что выступает главным условием развития учителя-музыканта как личности и индивидуальности.
Практическая, значимость исследования обусловливается важностью полученных в нем научных выводов и методических рекомендаций для качественного усовершенствования процесса формирования личности будущего учителя музыки, развития у него особого, профессионально-значимого, рефлексивно-творческого подхода к решению стратегических и тактических учебно-педагогических задач, к фундаментальной перестройке профессионального самосознания. Представленные в исследования новые концептуальные знания о сущности профессионально-личностной рефлексии учителя-музыканта, ее ведущих функциях, о педагогических условиях и средствах ее формирования могут явиться надежной предпосылкой совершенствования целостной (прежде всего - методолого-методической) подготовки специалиста в вузе, иметь основополагающее значение в повышении качества учебно-педагогической и научно-исследовательской деятельности в области музыкального образования.
Внедрение результатов исследования осуществлялось: путем включения спецкурса "Профессионально-личностная рефлексия учителя музыки" в учебные планы музыкально-педагогических факультетов вузов городов Самары, Москвы, Краснодара (программа спецкурса рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ); изданием пособия для преподавателей, читающих спецкурс (пособие рекомендовано УМО вузов РФ по педагогическому образованию); при чтении лекций в указанных выше учреждениях; в виде публикаций материалов и тезисов в сборниках научных и научно-практических конференций МПГУ, МГОПУ, СамГПУ, КГАК, МагГК, СарГПУ и др.; в форме руководства научно-исследовательской работой студентов СамПГУ и учителей музыки в СИПКРО.
Апробация исследования осуществлена в следующих формах: в ряде выступлений автора на академическх чтениях в СамГПУ, МПГУ, КГАК; в обсуждении спецкурса и пособия к нему на заседаниях УМО вузов РФ по педагогическому образованию; в форме докладов на П и Ш международных научно-практических конференциях по проблемам музыкальной педагогики в МПГУ; в ходе обсуждения диссертации на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованной литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепция исследования связана с решением одной из важнейших психолого-педагогических проблем музыкального образования - разработкой научных представлений о рефлексии как основополагающем качестве личности учителя музыки, детерминирующем процесс его профессионального становления и совершенствования.
Осуществленное исследование завершилось разработкой путей и средств формирования профессионально-личностной рефлексии педагога-музыканта в условиях высшего педагогического образования. Реализация этой ведущей задачи осуществлялась в опоре на системно-целостный, многоуровневый подход, а также с учетом специфики профессиональной (музыкально-педагогической) деятельности учителя музыки как преподавателя искусства. На этой основе реализовывались цель, задачи исследования и были сформулированы следующие основные выводы:
Профессиональная рефлексия является важной имманентной характеристикой личности и деятельности учителя музыки, необходимость формирования и совершенствования которой обусловливается актуальным уровнем социокультурных и педагогических требований по отношению к музыкально-педагогическому образованию: значительным усилением роли личностно-рефлексивного, творческого начала в обучении и преподавании; расширением функций (ролей) и позиции учителя-музыканта от формально-функционального до концептуально-методического уровня их проявления и реализации; ориентацией теории и практики музыкального образования на гуманизацию учебно-воспитательного процесса, при котором рефлексивное, личностное, творческое взаимодействие между учителем и учащимися осуществляется на паритетной основе, в координатах высших общечеловеческих ценностей.
Сущность и ведущие функции профессиональной рефлексии учителя музыки отличаются специфическим содержанием, логико-смысловой направленностью и прежде всего - диалектическим единством эмоционально-эстетического и художественно-логического аспектов. Рефлексивное отношение учителя музыки к ведущим составляющим музыкально-педагогического процесса (в первую очередь - к учащимся), к сущностным аспектам научно-поисковой и методической деятельности характеризуется различной глубиной и динамичностью, что обусловливает, с одной стороны, возможность и необходимость целенаправленного обогащения этого отношения у будущих учителей музыки, а с другой - признание его в качестве ведущего критерия (показателя) совершенствования профессиональных качеств будущего педагога-музыканта и прежде всего - роста его личностно-творческого самосознания.
Процесс подготовки будущего учителя музыки к исследуемой готовности связан главным образом с качественным преобразованием, обогащением его рефлексивного отношения к различным аспектам музыкально-педагогической теории и практики, к учащимся, к самому себе и, в конечном счете - с переведением данного отношения с репродуктивного на концептуальный, личностно-созидательный уровень.
Эффективность процесса подготовки будущего учителя музыки к профессиональной рефлексии (в методолого-методическом аспекте) обеспечивается прежде всего посредством создания оптимальных педагогических условий (личностно-рефлексивный характер, эмоционально-эстетическая направленность, целостный подход к его организации), а также взаимосвязью его структурных компонентов (мотивационно-ценностного, содержательного и операционального).
Важным средством самопознания и саморазвития учителя музыки выступают рефлексивный анализ и саморегуляция, реализующие творческий процесс осмысления и оценки (самооценки) факторов, особенностей и уровней осуществления профессионально-личностной рефлексии, показателем состоятельности и мобильности педагога-музыканта в решении профессионально-значимых задач, условием качественного преобразования его духовно-сущностных сил.
Опытно-экспериментальная проверка и внедрение теоретико-методических основ формирования профессионально-личностной рефлексии учителя музыки, нового учебного курса в систему подготовки учителя-музыканта в вузе подтвердили их эффективность и возможность вариантного творческого применения в практике.
Обобщение педагогического опыта путем специально организованных семинаров и исследовательских методов (беседы, анкетирование и др.) дает возможность прийти к выводу, что реализованный в диссертации подход в условиях высшего образования учителя музыки может разбиваться в плане определения стратегии и тактики качественного преобразования вузовской системы методолого-методической подготовки педагога-музыканта.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Колышева, Татьяна Александровна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990. -186 с.
2. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Дисс. докт. пед. наук. М.: 1991. - 375 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -300 с.
5. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры подростков: Ав-тореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1988. - 32 с.
6. Алиев Ю.Б. Дидактические аспекты художественного образования // Современная дидактика: теория практике. М., 1994.
7. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
8. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. - 494 с.
9. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
10. Ю.Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - 61 с.
11. Апраксина О.А. О праве учителя музыки на эксперимент. // Муз. воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. - С. 66-76.
12. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1976. - Т. I: Метафизика; О душе. - 550 с.
13. Арчажникова Л.Г. Профессиональные способности учителя музыки. // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: Взгляд в XXI век . М.: МПГУ, 1996. С. 47-52.
14. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
15. Асафьев Б.В. Избр. работы о П.И.Чайковском // Избр. труды. М.: АН СССР, 1954. - Т. 2. - 384 с.
16. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
17. Ахмешев Б.А. Становление личностной профессиональной позиции учителя музыки в процессе методологической подготовки / Автореферат дисс. канд. пед. наук. М.: 1995. - 16 с.
18. Баренбойм JT.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Сов. композитор, 1974. - 334 с.
19. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Изд. 2-е, доп. Л.: Сов. композитор, 1979. - 352 с.
20. Бездухов В.П. Формирование гуманистической направленности студента будущего учителя как социально-педагогическая проблема. Дисс. докт. пед. наук. СПб, 1995. 397 с.
21. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. -М.: Мысль, 1991.-318 с.
22. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.-420 с.
23. Бернстайн Л. Концерты для молодежи / Пер. с англ. (предисл. Е.Ф. Бронфин). Л.: Сов. композитор, 1990. - 232 с.
24. Бернштейн Н.А. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов // Вопр. психологии. 1957. № 6. С. 70-90.
25. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
26. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. - 114 с.
27. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. 188 с.
28. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М.: Наука, 1990.-413 с.
29. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение. М.: "ИПП"; Воронеж: НПО "Модэк", 1996. - 392 с.
30. Буренина А.И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования / Автореферат дисс.канд. пед. наук. СПб., 1995. - 16 с.
31. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. - 365 с.
32. Ветрова В.В. Развитие рефлексивных основ деятельности у студентов педвуза // Актуальные проблемы методики преподавания психологии в педвузе и в школе. М.: Прометей, 1990. - С. 13-23.
33. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: МГУ, 1990.-283 с.
34. Вуджек Т. Тренировка ума. СПб.: Питер пресс, 1996. - 288 с.
35. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность,управление // Magister. 1995. № 1. С. 71-79.
36. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.
37. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций: Из неопубликованных трудов. М.: АПН, 1960. - 500 с.
38. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. - М.: Мысль, 1975. -452 с.
39. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов. М.: Шк. - Пресс. 1995. - 447 с.
40. Гильманов С.А. Рефлексивные сочинения в преподавании музыкальной психологии // Музыкальное образование и подгоговка учителя музыки: Взгляд в XXI век: материалы III междунар. науч.-практ. конф. М.:МПГУ, 1996.-С. 125-126.
41. Головина М.Ф. Поток жизни поток музыки // Искусство в школе. 1995. №4.-С. 10-12.
42. Гродзенская Н.Л. Беседы о музыке на уроке // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. - С. 183-192
43. Гродзенская Н.Л. Музыка в школьном быту // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов институтов / Сост. О.А. Апраксина. М.: Педагогика, 1987. -С. 32-40.
44. Давыдов А.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. С. 43-48.
45. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.:ИНТОР, 1996. 544 с.
46. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. - 223 с.
47. Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1989. с.
48. Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов н/Д.: РГУ, 1983. - 240 с.
49. Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы: Текст лекций. Челябинск: ЧПИ, 1990. - 95 с.
50. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
51. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя // Сов. педагогика. 1988. № 1. С. 70-75.
52. Зак А.З. Проблемы психологического изучения рефлексии. Алма-Ата: КПИ, 1979.-С. 5-19.
53. Зарецкий В.К., Семенов В.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопр. психологии. 1980. № 5. С. 112-117.
54. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психо логии. 1991. №2.-С. 15-36.
55. Зинченко В.П. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности: Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. 1989. № 1. С. 8-12.
56. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под. ред. Петрусинского. - М.: ЭНРОФ, 1994.- 132 с.
57. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1984. - 320 с.
58. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить // Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. и вступ. очерки А. Красило и А. Новгородцевой. М.: МПА, 1995. -С. 284-312.
59. Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
60. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М. РОУ, 1992.- 140 с.
61. Исследование проблем психологии творчества / Под. ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983. - 336 с.
62. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. - 192 с.
63. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
64. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: "Ut", 1996. - 232 с.
65. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995. 108 с.
66. Кан-Калик В.А.,Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 140 с.
67. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1964. - 591 с.
68. Кир нос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Б. и., 1992.- 171 с.
69. Киященко Н.И. Культурологическая роль интонации и подготовка учителя музыки // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: Взгляд в XXI век: Материалы междунар. науч.-практ. конференции. М.: МГПУ, 1996. - С. 35-38.
70. Киященко Н.И. Человек и музыка (вопросы методологии музыкально-эстетического воспитания) // Методологические проблемы музыкальной педагогики: Материалы межресп. науч.-практ. конференции. М.: МП ГУ, 1991.-С. 18-21.
71. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. - 224 с.
72. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие к спецкурсу для ВУЗов. М.: Арена, 1994.-222 с.
73. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1984.- 527 с.
74. Кобляков В.П. Этическое сознание. Историко-теоретический очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений Л.: ЛГУ, 1979. 222 с.
75. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианист, работы. М.: Сов. композитор, 1961. - 115 с.
76. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
77. Кондрашин К.П. Мир дирижера (Технология вдохновения). Л.: Музыка, 1976- 192 с.
78. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Сам ГПИ, 1994. - 165 с.
79. Краткий психологический словарь-хрестоматия. М.: Высшая школа, 1974, 134 с.
80. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
81. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. -М.: МГУ, 1979.-С. 22-28.
82. Кун Т. Структура научных революций. 2-е изд. - М.: Прогресс, 1977.-300 с.
83. Кушаев Н.А. Очерки по основам эстетической деятельности // Искусство и образование. 1994. № 4.
84. Ладенко И.С. О роли рефлексии в самоорганизации интеллектуальных систем // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск: Наука, 1989.-С. 7-15.
85. Лапшин И.И. Художественное творчество. Петроград: Мысль, 1922.-332 с.
86. Леви В.Л. Искусство быть собой. 2-е изд., перераб. и допол. - М.: Знание, 1977. - 208 с.
87. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.-392 с.
88. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М. Л.: Соцэкгиз, 1936.-484 с.
89. Лекторский В.А. Самосознание и рефлексия в научном познании // Общественные науки. 1980. № 2. С. 123-137.
90. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. -359 с.
91. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
92. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Личность: Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. Спб.: Тускарора, 1996. -С. 94-102.
93. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 25-31.
94. Липкина А.И., Рыбак Л.Н. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. - 142 с.
95. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С .Сухобская. СПб.: "Тускарора", 1996.- 175 с.
96. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. Л.: Сов. писатель, 1989. - 605 с.
97. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч. в 3-х т. Т. I. - М.: Мысль, 1985.-621 с.
98. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития // В 2-х кн. Кн. 2. М.: Искусство, 1994. - 604 с.
99. Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: МГУ, 1975. - 120 с.
100. ЮО.Лютославский В. Статьи. Беседы. Воспоминания. М.: ТАНТРА,1995. С. 122-123.
101. Майковская Л.С. Подготовка будущих учителей музыки к художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий) / Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1992. - 16 с.
102. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.-416 с.
103. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Издательская группа "Прогресс", "Культура", 1993. - 352 с.
104. Малинковская А.В. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема: Дисс. доктора пед. наук. М., 1995. - 365 с.
105. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано ианализ их разраб. в метод.-теорет. лит. XVI-XX вв.: Очерки. М.: Музыка, 1990.- 186 с.
106. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
107. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. - 262 с.
108. Медушевский В.В. Музыковедение: проблема духовности // Сов. музыка, 1988. № 5. С. 6-15.
109. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. 426 с.
110. Методологические проблемы музыкальной педагогики: Материалы межресп. научно-практ. конф. М.: МПГУ, 1991. - 125 с.
111. Мильштейн Я.И. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитания исполнителя // Мастерство музыканта-исполнителя / Вып. I. М.: Сов. композитор, 1972.-С. 3-56.
112. Мильштейн Я.И. К.Н.Игумнов. М.: Музыка, 1975. 471 с.
113. Музыкальная психология: Хрестоматия / Сост. М.С. Старчеус. -М.: МГК, 1992. 210 с.
114. Муха А.И. Процесс композиторского творчества (проблемы и пути исследования). Киев: Муз. Украина, 1979. 271 с.
115. Мышление учителя: Личностный механизм и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. -104 с.
116. Надирова Л.Л. Проблема развития эмпатии при обучении подростков музыке // Материалы науч. конф. аспирантов и преподавателей ВПГУ. Тезисы докладов. Владимир: ВПГУ, 1994. - 182 с.
117. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.- 319 с.
118. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.
119. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1996. -260 с.
120. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд., испр. и допол. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.
121. Нестеренко Е.Е. Размышления о профессии. М.: Искусство, 1985. - 183 с.
122. Немыкина Н.М. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие. -Екатеринбург: УГПИ, 1993. 61 с.
123. Общая психология. Учебник для студентов пед. института / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., перераб. и допол. - М., 1976. -346 с.
124. Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы: в 2-х т. М.: Художественная литература, 1989. - Т. I. - 541 с.
125. Огурцов А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск: Наука, 1987. С. 13-19.
126. Онеггер А. Я композитор. - Л.: Музгиз, 1963. - 207 с.
127. Орлов Г.А. Древо музыки. Вашингтон-СПб.: Сов. композитор, 1992.-408 с.
128. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. - 187 с.
129. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высших заведений / Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.-302 с.
130. Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. Минск: Изд. "Университетское", 1984. - 176 с.
131. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М.: РОУ, 1992. -332 с.
132. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ТОО "Пассим", 1994.-304 с.
133. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. 1973. № 5.
134. Покровский Б.А. Размышления об опере. М.: Сов. композитор, 1979.- 187 с.
135. Покровский Б.А. Ступени профессии. М.: ВТО, 1984. 344 с.
136. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. - 344 с.
137. Померанц Г. П. В поисках общего и частного // Сов. музыка. 1968. №3.
138. Пономарев Я.А. Психология в системе комплексного исследования творчества // Психология процессов художественного творчества. -Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1980. С. 24-32.
139. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. - С. 3-17.
140. Посталкж Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань: КГУ, 1992.- 107 с.
141. Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970.-455 с.
142. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1987. 237 с.
143. Проблемы рефлексии в научном познании: Межвуз. сборник. -Куйбышев: КГУ, 1983. 160 с.
144. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1989.- 141 с.
145. Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. М.: ЦАПИ, 1993. 90 с.
146. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учебное пособие. М.: МГОПУ, 1996. - 146 с.
147. Рапацкая Л.А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников: Вопросы теории и методики. М.:РОУ, 1992.-92 с.
148. Рачина Б.С. Программа "Музыка сегодня": Из опыта работы учителя музыки в 5-6 кл. - СПб.: СПГУ пед. мастерства, 1992. - 73 с.
149. Римский-Корсаков А.Н. Личность Глинки как предмет изучения // Муз. психология: Хрестоматия / Сост. М.С. Старчеус. М.: МГК, 1992.-С. 172-177.
150. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. и вступ. очерки А.Красило и А.Новгородцевой. М.: МПА, 1995. - С. 276-283.
151. Роджерс К. К теории творчества // Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. СПб.: Тускарора, 1996. - С. 80-93.
152. Розин В.М. Рефлексия в структуре сознания личности // Проблемы рефлексии. Соврем, компл. исследования. Новосибирск: Наука,1987.-С. 222-228.
153. Розов М.А. К методологии анализа рефлектирующих систем // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск: Наука, 1987. С. 32-42.
154. Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск: Наука, 1989. -184 с.
155. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957. - 328 с.
156. Рубинштейн С.Л О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.- 147 с.
157. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.-354 с.
158. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
159. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: Музыка, 1961. -271 с.
160. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблемы человека в западной философии. М.: Наука,1988.-С. 210-226.
161. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач: Монография. М.: НИИОПП АПН СССР, 1990. -215 с.
162. Семенов И.Н. Развитие теоретико-экспериментальных исследований рефлексивной организации мышления // Рефлексия в науке и образовании. Новосибирск: Наука, 1989. - С. 64-78.
163. Семенов И.Н. Рефлексия и организация творческого мышления и саморазвития личности // Вопр. психологии. 1983. № 2. С. 102-107.
164. Семенов И.Н., Зарецкнй В.К. Продуктивность рефлексии при дискурсивном решении задач // Новые исследования по психологии. 1979. №2.-С. 7-12.
165. Сластенин В.А., Шутенко А.И. Профессиональное самосознание учителя // Magister. 1995. № 3. С. 52-58.
166. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. -4-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1988. 1600 с.
167. Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991.-414с.
168. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. композитор, 1986. - 144 с.
169. Соколов Е.Н. Вероятностная модель восприятия // Вопр. психологии. 1960. №2. -С. 61-73.
170. Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х томах. М.: Мысль, 1988. - Т. 2. - 822 с.
171. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М.: Прометей, 1994. 197с.
172. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
173. Станиславский К.С. Работа актера над собой: Дневник ученика. Ч. I, II.- М.: Искусство, 1951.-668 с.
174. Степанов Н.И. Формирование у учащихся навыка самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальном инструменте / Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989. -16 с.
175. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. От психологии рефлексии к рефлексивной культурадигме в психологии // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1979.1. С. 68-80.
176. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. 1982. № 1.-С. 99-104.
177. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. - 286 с.
178. Столин В.В., Пантелеев С.Р. Текст-опросник самоотношения // Детский психолог. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1994. С. 18-23.
179. Стоянова Г.И. Художественная эмпатия индикатор профессионального уровня педагога-музыканта // Методологические проблемы музыкальной педагогики. //Материалы межресп. научно-практ. конференции. - М.: МПГУ, 1991. - С. 86-87.
180. Сухобская Г.С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека / Автореф. дисс. доктора психолог. наук. JT., 1975. - 32 с.
181. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. 5-е изд. - Киев: Ра-дянська школа, 1974. - 288 с.
182. Тараканов М.Е. Замысел композитора и пути его воплощения // Психология процессов художественного творчества. JL: Наука, 1980.-С. 127-138.
183. Тарасов Г.С. Психология музыкальной потребности. Дисс. докт. искусствоведения. М., 1991. - 305 с.
184. Теплов Б.М. Избранные труды / В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. -T.I- 328 с.
185. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: В 2-х кн. JL: Искусство, 1980. -Кн. 1.- 303 с.
186. Туркина Э. К. Самодиагностика профессиональной деятельности учителя. Диагностические и обучающие методики / Вып. 11 для учителей музыки. - СПб.: РАО, 1996. - 91 с.
187. Учитель: Крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / Под общей ред. В.Г. Вершловского. 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: СПГУ пед. мастерства, 1994. - 134 с.
188. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга // Вопросы психологии. 1963. № 2. С. 59-67.
189. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. М.: Сов. композитор, 1973. - 158 с.
190. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Музыка, 1975. - 110 с.
191. Феттер П.З. Подготовка будущего учителя музыки к самоанализу профессиональной деятельности (методологический аспект) / Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. М., 1992. - 17 с.
192. Филатов В.П. Предпосылки понимания и проблемы рефлексивного анализа // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев: КГУ, 1983.-С. 30-39.
193. Философия образования для XXI века. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством специалистов, 1996. -207 с.
194. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 837 с.
195. Философское сознание: драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991.-412с.
196. Фихте И.Г. Факты сознания. Наукословие. Спб.: Труды С.-Петербургского философского общества. 1914. - 152 с.
197. Флоренский П.А. Соч.: В 2-х т. М.: Правда, 1990. - T.I. - 494 с.
198. Франк С.Л. Смысл жизни. Брюссель: Жизнь с Богом, 1976. -169 с.
199. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избр. ст. позд. периода творчества. М.: Высш. шк., 1991. - 190 с.
200. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: пособие для студентов. М.: НТЦ "Консерватория", 1994. - 260 с.
201. Хрестоматия по методике музыкального воспитания: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1987. - 272 с.
202. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988. - 382 с.
203. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся пед. вузов и консерваторий. М.: Интерпракс, 1994. - 374 с.
204. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 121-126.
205. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни; Маска и душа. М.: Кн. палата, 1990.-462 с.
206. Шафажинская Н.Е. Личностная профессиональная самооценка студента пед. вуза: Учебное пособие. М.: МГПИ, 1986. - 102 с.
207. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984.- 123 с.
208. Шеллинг Ф.В.И. Философские письма о догматизме и критицизме // Соч. в 2-х тт. М.: Мысль, 1987. - Т. I - 637 с.
209. Шостакович Д.Д. Д.Шосгакович о времени и о себе / Сост. М.М.Яковлев. М.: Сов. композитор, 1980. - 375 с.
210. Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 32-41.
211. Шубинский B.C. Предмет, задачи и сущность педагогического творчества // Новые исследования в педагогических науках. 1987. Вып 2 (50). С. 7-10.
212. Шутенко А.И. Строение и развитие профессионального самосознания учителя. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. - 16 с.
213. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование рече-мыслительной деятельности / Вып. 3. Алма-Ата.: КПИ, 1974. С. 12-28.
214. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.-С. 16-200.
215. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991.- 192 с.
216. Яворский Б.Л. Сборник: В 2-х т. М.: Сов композитор, 1972. - Т. I.-711 с.
217. Яковлева Л.В. Формирование готовности будущего учителя к педагогической рефлексии. Дисс. канд. пед. наук. М., 1991. - 245 с.
218. Ярошевский М.Г. Категориальная регуляция научной деятельности // Вопросы философии. 1973. № 11. С. 74-86.
219. Bulletin of the Council for Research in Music Education. No 119. Nagoja, Japan. 1992. 178 p.
220. Music in Schools and Teacher Education: A Global Perspective. Published by ISME. Australia. 1977. 313 p.
221. Reflections of lifelong education at the school. Ed. by R.H.Dave Hamburg: Unesco Inst, for Educ., 1975. 80 p.
222. Reflections on the future development of education. Paris: Unesco, 1985.-291 p.
223. Swanwick K. Music, Mind, and Education. London-New Jork, Routledge, 1988. 169 p.