автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия развития рефлексии будущего учителя музыки
- Автор научной работы
- Баженова, Наталья Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Барнаул
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Баженова, Наталья Владимировна, 2006 год
Введение
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки развития рефлексии будущего учителя музыки
1.1. Рефлексия учителя музыки как механизм его профессионального самосовершенствования
1.2. Интегративный подход как основа развития рефлексии будущего учителя музыки
1.3. Модель развития рефлексии будущего учителя музыки
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели и технологии развития рефлексии будущего учителя музыки
2.1. Технология развития рефлексии будущего учителя музыки
2.2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия развития рефлексии будущего учителя музыки"
Актуальность и постановка проблемы исследования. В современных условиях жизни общества профессиональная деятельность учителя музыки ® наполняется все более глубоким содержанием. Появилась реальная возможность проявить себя настоящим творцом учебно-воспитательного процесса, выразить свой личностный потенциал.
Высокого уровня преподавания может достичь лишь тот педагог, который владеет необходимыми знаниями, умениями и навыками, понимает природу и специфику своей деятельности, обладает развитым диалектическим мышлением, способен к всестороннему объективному осмыслению своей музыкально-педагогической деятельности, постоянно находится в процессе саморазвития и самосовершенствования.
Одним из механизмов, позволяющим педагогу-музыканту быть стратегом своей профессиональной деятельности, является рефлексия. Ее ценность обусловливается в первую очередь тем, что в ходе рефлексирования объективных факторов музыкально-педагогической действительности учителем музыки выявляется и создается собственная личностно-творческая концепция, система оснований профессионально-ценностных потребностей и ориентаций (определенная система нравственно-профессиональных целей, норм, требований, принципов, ценностей, критериев принимаемых решений). Такое представление о "должном" и "возможном" является определяющим в оценке педагогических явлений и процессов в профессиональном развитии учителя, а также результатов его профессионально-творческой деятельности.
Наличие у учителя музыки профессиональной рефлексии позволяет ему осуществить переход из одной "ипостаси" в другую: от позиции учителя-практика как организатора деятельности учащихся на основе определенного предметного содержания, форм и методов обучения - к позиции учителя-исследователя собственной профессиональной деятельности как особого пред-Ф мета анализа, осмысления и оценки. Иными словами, в ходе рефлексивных процессов отдельные художественно-педагогические приемы и действия, как и деятельность учителя музыки в целом, обретают характер непрерывного ис-следовательско-творческого практического акта.
По утверждению многих исследователей, рефлексия как принцип человеческого сознания, важнейший и своеобразный его механизм носит в определенном смысле универсальный характер, а ее развитие выступает главным достижением человеческой культуры и цивилизации.
Сказанное выше со всей очевидностью позволяет понять, в силу чего задача развития профессиональной рефлексии приобретает все большую остроту и значимость в теории и практике подготовки будущего учителя музыки.
Проблема рефлексии многозначна, разнопланова, имеет философские, психологические, педагогические, методические и другие аспекты. В рамках философского подхода рефлексия рассматривалась в исследованиях Г. Гегеля, Э. Гуссерля, И. Канта, Г. Лейбница, В.А. Лекторского, В.А. Лефевра, Дж. Локка, А.Г. Спиркина и др. и связывалась с понятиями «осмысление», «осознание».
Проблема рефлексии находит свое отражение в психологических работах, посвященных вопросам мышления, общения, сознания и самосознания (Н.Г. Алексеев, А.З. Зак, Е.И. Исаев, И.С. Кон, Ю.Н. Кулюткин, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов и др.). Анализ современных психологических исследований показывает, что рефлексия рассматривается и как важный компонент учебной деятельности, выполняющий функцию механизма усвоения знаний (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Цукерман, Г.П. Щедровицкий и др.).
В исследовании рефлексии в воспитании и обучении можно выделить несколько направлений. Научно-теоретические основы данной проблемы заложены в трудах общедидактического характера (С.И. Архангельский, A.M. Сохор, Т.С. Сочень и др.).
Особое внимание в педагогике уделяется изучению данной проблемы в системе профессиональной подготовки (O.A. Абдуллина, Л.Н. Борисова,
Г.Г. Ермакова, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, О.И. Рубанова, Е.Е. Рукавишникова, В.А. Сластенин, О.Ю. Шаврина, Г.Г. Эрнст и др.). Учёные считают рефлексию одним их условий овладения педагогическим мастерством (О.С. Анисимов, A.A. Бизяева, Б.З. Вульфов, О.В. Калашникова, В.А. Метаева И.А. Мушкина, E.JI. Ткач, В.В. Тягуненко, JI.B. Яковлев и др.).
Ведутся исследования, поднимающие проблему развития рефлексии в контексте других проблем. Рассматривается формирование готовности к саморазвитию, самореализации (К.А. Абульханова-Славская, A.A. Бизяева, А.И. Буренина, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Маралов, Г.С. Сухобская, Г.А. Цукер-ман, E.H. Шиянов и др), исследуются профессиональные педагогические затруднения (Е.И. Исаев, С.Г. Косорецкий, JI.H. Куликова, В.А. Метаева, П.В. Симонов, Г.Б. Скок и др.), изучаются процессы коммуникации и кооперации, связанные с необходимостью понимания и координации действий участников этих процессов (Г.Б. Варламова, И.Н. Семёнов, С.Ю. Степанов, A.B. Растянников и др.).
В ряде музыкально-педагогических исследований последних лет особо подчеркивается необходимость актуализации рефлексивного характера профессионально-творческой деятельности учителя музыки и процесса подготовки к ее осуществлению. Некоторые пути решения этой задачи рассматриваются педагогами-музыкантами (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, JI.A. Баренбойм, Т.А. Колышева, Г.Г. Нейгауз, В.М. Подуровский, П.З. Феттер, Г.М. Цыпин и др.) в контексте конкретных аспектов целостной системы музыкально-педагогического образования в вузе, прежде всего, в методологическом.
Несмотря на признание значимости данной задачи со стороны многих специалистов вне поля зрения исследователей остаются такие аспекты проблемы, как выявление специфики рефлексивной деятельности в творческом развитии и саморазвитии личности и поиск оптимальных условий и путей формирования готовности будущих учителей музыки к профессиональной рефлексии в системе их высшего музыкально-педагогического образования. Таким образом, музыкально-педагогическая теория не способна в полной мере обеспечить преподавателей вуза научно-методическими рекомендациями по развитию рефлексии будущих учителей музыки. В связи с этим существует противоречие между необходимостью развития рефлексии учителя музыки и не разработанностью условий ее формирования в системе высшего музыкально-педагогического образования.
Изложенное выше позволило определить проблему исследования, заключающуюся в выявлении педагогических условий развития рефлексии будущего учителя музыки.
Цель исследования - определить, обосновать и реализовать педагогические условия развития рефлексии будущего учителя музыки.
Объект исследования — система профессиональной подготовки учителя музыки в вузе.
Предмет исследования - процесс развития рефлексии будущего учителя музыки.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс развития рефлексии будущего учителя музыки будет протекать успешно, если:
- на каждом этапе развития рефлексии (развитие личностной рефлексии, развитие педагогической рефлексии, развитие метарефлексии) осуществляется через решение специально разработанных задач и достижение предполагаемого результата усвоение содержания мотивационного, содержательного, деятельностного компонентов рефлексивной деятельности;
- в ходе внедрения модели и технологии реализуются принципы: учета специфики профессиональной деятельности учителя музыки и индивидуальных качеств его личности; структурно-функциональной целостности; содержательно-логического соответствия этапов развития; рефлексивно-творческой направленности обучения;
- организовано педагогическое взаимодействие посредством специфической формы общности студентов и преподавателей — учебно-профессионального сообщества и учебно-профессионального сотрудничества.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи-.
1. Определить сущность рефлексии учителя музыки, показатели и уровни ее развития.
2. Сконструировать модель и разработать технологию развития рефлексии будущего учителя музыки, опытно-экспериментальным путём проверить их эффективность.
3. Разработать научно-методические рекомендации по развитию рефлексии будущего учителя музыки.
Методологическую основу исследования составляют: системно-целостный подход (Э.Б. Абдуллин, В.Г. Афанасьев, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий и др.), теоретические положения об объективной (социальной) и субъективной (личностной) природе человека, рассматриваемые в философии, (Г. Гегель, И. Кант, В.А. Лефевр, Платон, Сократ и др.), в психологии (JI.C. Выготский, В.П. Зинченко, C.JI. Рубинштейн и др.), представления о рефлексии как особом виде познания человеком окружающей действительности и самого себя (К.А. Абульханова-Славская, О.С. Анисимов, Б.З. Вульфов, А.З. Зак, Е.И. Исаев, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов, Г.А. Цукер-ман и др.), теория творческого развития и саморазвития личности (A.A. Бизяева, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Маралов, Г.С. Сухобская, Г.А. Цукерман и др.), в музыкознании (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Г.Г. Нейгауз и др.), в музыкальной психологии (JI.JI. Бочкарёв, В.И. Петрушин, В.М. Подуровский, Н.В. Суслова), выводы общей и музыкальной педагогики высшей школы о приоритете лично-стно-рефлексивного подхода учителя к выполнению социальных и профессиональных функций (O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Н.В. Ветлугина, В.И. Загвязинский, Д.Б. Кабалевский, М.В. Кларин, Т.А. Колышева, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, П.З. Феттер, Г.М. Цыпин и др.).
Методы исследования определены целью, предметом, задачами и логикой исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме, моделирование и анализ профессиональной подготовки будущих учителей музыки, методы опроса (беседа, анкетирование, интервью), педагогический эксперимент, метод экспертных оценок и самооценок, математическая обработка полученных данных. Научная новизна исследования:
- уточнено содержание развития профессиональной рефлексии учителя музыки;
- выделены этапы развития рефлексии будущих учителей музыки в системе вузовского образования: развитие личностной (анализ личностных качеств и способностей, необходимых педагогу-музыканту); профессиональной (осознание студентом себя в системе модулируемой профессиональной деятельности и общения) и метарефлексии (переосмысление новых способов и смыслов жизнедеятельности и профессиональной деятельности);
- выявлены компоненты рефлексивной деятельности учителя музыки: моти-вационный (убеждённость в значимости рефлексии для собственного развития и реализации музыкально-педагогической деятельности); содержательный (система знаний о рефлексии и её роли в познании и преобразовании музыкально-педагогической действительности) и деятелыюстный (система умений по осуществлению рефлексивной деятельности);
- сконструирована модель развития рефлексии будущего учителя музыки, представляющая собой систему, состоящую из целевого, организационного, содержательного и результативного блока, в которой отражен комплекс педагогических условий, влияющих на эффективность данного процесса;
- разработана технология развития рефлексии будущего учителя музыки, в основу которой положены системный, рефлексивно-деятельностный и индивидуально-творческий подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса развития профессиональной рефлексии будущего учителя музыки в учебной деятельности, эффективность реализации которых обусловливается этапами усвоения содержания музыкально-педагогических дисциплин и реализацией рефлексивных форм и методов в обучении;
- выявлены показатели развития рефлексии будущего учителя музыки (устойчивое мотивационно-ценностное отношение студентов к рефлексивной деятельности; системность и целостность усвоения студентами знаний, умений и навыков; непрерывный творческий рост студента) и её уровни (оптимальный: все рефлексивные действия выполняются с использованием знаний педагогической рефлексии; допустимый: все рефлексивные действия выполняются с дополнительным использованием знаний, проявляется недостаточная научная компетентность и системность; критический: рефлексивные действия строятся на жизненном опыте без использования научных знаний педагогической рефлексии; недопустимый: рефлексивные действия выполняются с затруднением, причины или недостатки состояния педагогического процесса не выявляются).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем раскрыто понятие «рефлексия учителя музыки»; уточнено понимание общепрофессиональной подготовки будущих учителей музыки за счет рассмотрения педагогических условий развития рефлексии; теоретически обоснованы этапы развития рефлексии, содержание которых определяется мотивацион-ным, содержательным, деятельностным компонентами рефлексивной деятельности учителя музыки; раскрыта динамика развития рефлексии будущего учителя музыки; выявлены специфика и условия эффективности развития рефлексии учителя музыки. Кроме этого, «фокус» теоретического анализа был направлен на выявление перспективных тенденций развития рефлексии будущего учителя музыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что создан спецкурс «Педагогическая рефлексия учителя музыки» как средство формирования профессиональной рефлексии. Программа спецкурса «Педагогическая рефлексия учителя музыки» направлена непосредственно на изучение содержания рефлексии и развитие рефлексивных умений будущего учителя музыки; с учетом выявленных условий подготовлены, апробированы и внедрены в процесс подготовки учителя музыки методические рекомендации по развитию рефлексии.
Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности музыкальных факультетов.
Опытно-экспериментальной базой стал факультет музыкального образования Алтайской государственной академии культуры и искусств (АлтГАКИ), на котором в течение 5 лет проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами 1 - 5 курсов по специальности 03.07.00 «Музыкальное образование» (всего 80 человек).
Решение задач исследования и проверка достоверности гипотезы осуществлялась в 3 этапа:
Первый этап (2000 - 2001 гг.) - поисково-теоретический - на основе литературных источников и опыта работы кафедр музыкального образования Алтайской государственной академии культуры и искусств и Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина; сформулированы цель, объект, гипотеза и задачи исследования, сформулированы методологические положения, определены методы исследования, разработана программа опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2001 - 2004 гг.) - опытно-экспериментальный, на котором разработаны и внедрены модель и технология развития рефлексии будущего учителя музыки.
Третий этап (2005 г.) - заключительно-обобщающий, посвящен анализу и систематизации результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, их интерпретации с использованием качественного и количественного анализа; формулированию основных выводов и методических рекомендаций, внедрение их в практику; закончено литературное оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Рефлексия учителя музыки представляет собой направленность сознания личности "на самое себя", отличающуюся теоретическим мышлением, духовно-творческой наполненностью, единством эмоционально-чувственного и логического компонентов, объективно-субъективным характером, динамичностью, и создает основу для наполнения профессиональных действий ценностным смыслом, стремлением и способностью к творческому познанию и преобразованию музыкально-педагогической действительности.
2. Успешное развитие педагогической рефлексии будущего учителя музыки обеспечивается реализацией модели, в которой отражён комплекс педагогических условий:
- разрешение противоречий между: целостностью рефлексивной деятельности и необходимостью поэтапного ее формирования; эмоционально-чувственным началом рефлексии учителя музыки и ее рациональной (логической) основой; имеющимися у студента знаниями о путях решения задач музыкального образования и реальными результатами решения этих задач;
- усвоение содержания мотивационного, содержательного, деятелыюстного компонентов рефлексивной деятельности через решение специально разработанных задач и достижение предполагаемого результата на каждом этапе ее развития (развитие личностной рефлексии, развитие педагогической рефлексии, развитие метарефлексии);
- реализация принципов: учета специфики профессиональной деятельности учителя музыки и индивидуальных качеств его личности; структурно-функциональной целостности; содержательно-логического соответствия этапов развития; рефлексивно-творческой направленности обучения;
- организация педагогического взаимодействия посредством специфической формы общности студентов и преподавателей - учебнопрофессионального сообщества и учебно-профессионального сотрудничества.
3. Эффективность процесса развития рефлексии будущего учителя музыки обусловливается введением в учебно-воспитательный процесс технологии развития рефлексии в соответствии с этапами усвоения содержания музыкально-педагогических дисциплин, реализацией рефлексивно-деятельностного подхода в обучении.
4. Повышению уровня подготовки будущего учителя музыки способствует направленность педагогического процесса на воспитание профессионального, личностно-творческого отношения к рефлексии, усвоение знаний о сущности и особенностях рефлексии, развитие способностей и умений осуществлять профессиональную рефлексию, формирование на рефлексивном уровне потребности в профессиональном самосовершенствовании и самореализации.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены исходными методологическими позициями, опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, логике и задачам исследования, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы обсуждены и получили одобрение на международных (Желез-ногорск, 2002; Горно-Алтайск, 2005), всероссийских (Барнаул, 2002- 2003; Новосибирск, 2005), межрегиональных и краевых научно-практических конференциях (Барнаул, 2002 - 2005; Воронеж, 2003), на заседаниях кафедры музыкального образования АлтГАКИ, кафедры педагогики и лаборатории «Проблемы и перспективы развития непрерывного профессионально-педагогического образования» Барнаульского государственного педагогического университета.
Содержание исследования отражено в 13 публикациях автора общим объемом 5 печатных листов.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списки литературы из 230 наименований, 7 приложений. Общий объём работы составляет 178 страниц.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Результаты исследования уровня сформированности мотивационного компонента рефлексии были соотнесены с представленной таблицей 6.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие рефлексии будущего учителя музыки является чрезвычайно актуальной проблемой, поскольку только рефлексирующий педагог способен к преобразующей деятельности и саморазвитию.
В представленном исследовании вскрыта сущность рефлексии учителя музыки и обоснованы условия достижения оптимальных результатов ее развития.
Рассмотрение философских, психологических и педагогических аспектов изучения рефлексии выполняло методологическую функцию и было необходимо для понимания и решения проблемы. Обобщая данные, полученные на этапе анализа теоретических источников, следует констатировать, что рефлексию рассматривают как принцип философского мышления, направленного на осмысление способа познания и опыта деятельности. В определении понятия «педагогическая рефлексия» наиболее значимым является психологическое обоснование рефлексии как механизма самосознания на уровне понятийного мышления.
Сущностное значение профессиональной рефлексии учителя музыки определяют содержание рефлексивной деятельности, логико-смысловая направленность, диалектическое единство эмоционально-эстетического и художественно-логического аспектов. Под рефлексией учителя музыки мы понимаем профессиональную рефлексию как психологический механизм саморазвития, проявляющийся в способности педагога занимать аналитическую позицию по отношению к себе и своей профессиональной деятельности и позволяющий реализовать свои индивидуально-творческие возможности познания и преобразования музыкально-педагогической действительности, включая в нее самого себя.
Развитие рефлексии будущих учителей музыки - качественное изменение свойств и психических процессов будущих специалистов, приводящее к совершенствованию процесса отражения ими музыкальнопедагогической действительности и к активизации их деятельности по самосовершенствованию.
Эффективность данного процесса обеспечивается путём реализации модели, в которой отражён комплекс педагогических условий:
- разрешение противоречий между: целостностью рефлексивной деятельности и необходимостью поэтапного ее формирования; эмоционально-чувственным началом рефлексии учителя музыки и ее рациональной (логической) основой; имеющимися у студента знаниями о путях решения задач музыкального образования и реальными результатами решения этих задач;
- усвоение содержания мотивационного, содержательного, деятельностного компонентов рефлексивной деятельности через решение специально разработанных задач и достижение предполагаемого результата на каждом этапе ее развития (развитие личностной рефлексии, развитие педагогической рефлексии, развитие метарефлексии);
- реализация принципов: учета специфики профессиональной деятельности учителя музыки и индивидуальных качеств его личности; структурно-функциональной целостности; содержательно-логического соответствия этапов развития; рефлексивно-творческой направленности обучения;
- организация педагогического взаимодействия посредством специфической формы общности студентов и преподавателей - учебно-профессионального сообщества и учебно-профессионального сотрудничества.
3. Эффективность процесса развития рефлексии будущего учителя музыки обусловливается введением в учебно-воспитательный процесс технологии развития рефлексии в соответствии с этапами усвоения содержания музыкально-педагогических дисциплин, реализацией рефлексивно-деятельностного подхода в обучении.
4. Повышению уровня подготовки будущего учителя музыки способствует направленность педагогического процесса на воспитание профессионального, личностно-творческого отношения к рефлексии, усвоение знаний о сущности и особенностях рефлексии, развитие способностей и умений осуществлять профессиональную рефлексию, формирование на рефлексивном уровне потребности в профессиональном самосовершенствовании и самореализации.
Уровни развития рефлексивной деятельности характеризуются отношением к рефлексивной деятельности, достаточностью знаний, технологичностью и целостностью рефлексивного поведения.
Системно-структурное представление о рефлексии учителя музыки является основой ее формирования. В связи с этим, конструируя модель развития рефлексии будущего учителя музыки, мы рассмотрели внутреннюю организацию данного процесса и представили его как систему, состоящую из целевого, организационного, содержательного и результативного блоков.
В целевом блоке заданы ориентиры деятельности преподавателей музыкально-педагогического вуза по формированию рефлексии будущего учителя музыки: 1) активизация и накопление рефлексивного опыта студента; 2) развитие понятийного аппарата; 3) формирование умений самоанализа деятельности; 4) формирование устойчивых профессиональных убеждений, принятие профессиональных норм поведения и взаимодействия; 5) формирование умений анализировать и корректировать рефлексивную деятельность.
Организационный блок отражает противоречия, требующие разрешения, и принципы педагогического процесса по развитию рефлексии.
Содержательный блок модели раскрывает сущность развития компонентов рефлексивной деятельности будущего учителя музыки (мотивационного, содержательного, деятельностного) через этапы развития личностной рефлексии, профессиональной рефлексии, метарефлексии и через субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента.
И, наконец, в результативном блоке показаны уровни развития рефлексии будущего учителя музыки и критерии их оценки.
Предложенная модель может функционировать только с помощью адекватной технологии (совокупности научно обоснованных приемов и методов педагогического воздействия на студента в процессе организации учебной деятельности с целыо обеспечения непрерывности развития рефлексивных умений), включающей следующие способы:
- создание учебных ситуаций (через решение учебных задач), с целью актуализации личностных качеств студентов, лежащих в основе педагогической рефлексии (готовность действовать с учетом позиции другого; способность добывать информацию с помощью вопросов; стремление осознать свои взгляды и интересы, умение прислушиваться к чужому мнению и т.д.);
- создание проблемных ситуаций в учебной деятельности;
- обеспечение учебной рефлексии, контроля и самоконтроля.
В ходе исследования были актуализированы и расширены содержательные и технологические возможности музыкально-педагогических дисциплин и педагогической практики студентов музыкально-педагогического вуза в развития рефлексии за счет согласования задач, содержания, технологии традиционных курсов и логики развития рефлексии будущего учителя музыки, а также введения спецкурса «Педагогическая рефлексия учителя музыки».
На основе указанных выше показателей развития рефлексии (отношение к рефлексивной деятельности, достаточность знаний, технологичность и целостность рефлексивного поведения) нами были определены уровни сформированное™ мотивационного, содержательного, деятельностного компонентов рефлексивной деятельности.
Результаты среза констатирующего эксперимента показали необходимость создания специальных условий для развития рефлексии будущих учителей музыки. Технология данного процесса потребовала применения рефлексивно богатых форм и методов обучения будущего специалиста, введения спецкурса «Педагогическая рефлексия учителя музыки», насыщения педагогической практики рефлексивным компонентом.
В формирующий эксперимент были включены все вышеперечисленные педагогические условия развития рефлексии педагога-музыканта. Об эффективности опытно-экспериментальной работы свидетельствуют сравнительные показатели контрольных и экспериментальных групп, представленные в динамике.
Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать основные выводы:
1. Поэтапное развитие рефлексии будущего учителя музыки соответствует логике изучения дисциплин общепрофессиональной, предметной подготовки и специализации, а также педагогической практики, что позволяет обеспечить мотивацию студентов.
2. Сконструированная модель развития рефлексии будущего учителя музыки выступает в качестве нормы - образца и предполагает усвоение содержания каждого этапа развития рефлексии (личностной, профессиональной, метарефлексии).
3. В ходе опытно-экспериментальной работы доказано, что модель развития рефлексии будущего учителя музыки является эффективной и может быть использована в практической деятельности музыкальных факультетов.
4. Разработанная научно-обоснованная и экспериментально проверенная технология развития рефлексии будущего учителя музыки представляет собой совокупность специфических форм и методов обучения, способствующих переходу студентов из состояния развития в саморазвитие.
5. Выстраивание процесса развития рефлексии будущих учителей музыки в разработанной нами технологии обеспечивает наличие установок на рефлексивную деятельность и потребности в развитии рефлексивных умений.
6. Этапы развития педагогической рефлексии будущего учителя музыки позволяют сделать технологию развития рефлексии управляемой, а сам процесс циклическим, направленным на совершенствование всех этапов и получения запланированного результата.
7. Соблюдение принципов учета специфики профессиональной деятельности учителя музыки и индивидуальных качеств его личности, структурно-функциональной целостности, содержательно-логического соответствия этапов развития, рефлексивно-творческой направленности обучения позволяет учитывать основные требования к развитию рефлексии будущего учителя музыки и решать возникающие противоречия.
8. Развитие способности анализа собственной педагогической, музыкально-исполнительской, коммуникативной, исследовательской деятельности, а также музыкального развития своих воспитанников ведет к формированию профессиональной рефлексии будущего учителя музыки.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают реализацию его целей, задач, выдвинутую гипотезу.
Теоретические материалы, сконструированные модель и технология развития рефлексии будущего учителя музыки могут быть использованы в практике непрерывного музыкально-педагогического образования.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Баженова, Наталья Владимировна, Барнаул
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990. - 186 с.
2. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990. 141 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
4. Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры специалиста. Новосибирск, 1994. - 56 с.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-240 с.
6. Андрющенко М.Н. Понятие эффективности и его философский смысл. / Ученые записки кафедр общественных наук. Философские и социологические исследования. Вып. 12. -Изд-во ЛГУ, 1971.- С. 24-26.
7. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. М., Просвещение, 1984. - 136 с.
8. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функционирования системы. М., Просвещение, 1978. - 240 с.
9. Апраксина O.A. О праве учителя музыки на эксперимент. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. -М.: Музыка, 1978. - С. 66-76.
10. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1976. - Т. I: Метафизика; О душе. - 550 с.
11. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., Высшая школа, 1975. - 368 с.
12. Арчажникова Л.Г. Профессиональные способности учителя музыки. //Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: Взгляд в XXI век. М.: МПГУ, 1996. - С. 47-52.
13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984.- 111 с.
14. Асафьев Б.В. Избранные работы о П.И. Чайковском // Избр. труды. М.: АН СССР, 1954. - Т. 2. - 384 с.
15. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
16. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. - 140 с.
17. Ахмешев Б.А. Становление личностной профессиональной позиции учителя музыки в процессе методологической подготовки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995. - 16 с.
18. Баренбойм J1.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Советский композитор, 1974. - 334 с.
19. Бердяев H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии. -М.: Мысль, 1991.-318 с.
20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 191 с.
21. Бессонова Е.А. Рефлексия и ее развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Иркутск, 2000. - 19 с.
22. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
23. Бизяева A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993. - 28 с.
24. Бизяева A.A. Интегральный локус контроля как психологический компонент педагогической рефлексии // Проблемы взаимосвязи эмоций, мышления и воли: Тез. I. Рос. научн. конф. 9-10 июня, 1994. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.- С. 58.
25. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Д.: Музыка, 1974. - 114 с.
26. Бодалев A.A. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. - 188 с.
27. Борисова JI.H. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Курск, 2000. - 16 с.
28. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 352 с.
29. Брушлинский A.B. Субъект: Мышление, учение, воображение. М.: "ИПП"; Воронеж: НПО "Модэк", 1996. - 392 с.
30. Буренина А.И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1995. - 16 с.
31. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. 1997. - № 5. - С. 28-43.
32. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. — М.: Институт психологии РАН, 2002. 256 с.
33. Войтлева H.A. Психолого-педагогические условия профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки: Дисс.канд. пед. наук. Майкоп, 2003. - 180 с.
34. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. ИЧП «Издательство Магистр», 1995. 111 с.
35. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1968.-576 с.
36. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций: Из неопубликованных трудов. М.: АПН, 1960. - 500 с.
37. Вязникова Л.Ф. Рефлексия и переживания как единый психологический механизм изменения профессионального сознания руководителей системы образования в процессе их профессиональной подготовки / Мир психологии, -2002.- №4.- С. 209-215.
38. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. - М.: Мысль, 1975.-452 с.
39. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов. М.: Школа - Пресс, 1995. - 447 с.
40. Гильманов С.А. Рефлексивные сочинения в преподавании музыкальной психологии // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. М.: МГТГУ, 2003. -С. 125-126.
41. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Изд-во «Прогресс», 1976. - 495 с.
42. Глинский Б.Г., Грязнов Б.С., Дыкин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический аспект. М.: МГУ, 1965.-427 с.
43. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. - 136 с.
44. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1983. 17 с.
45. Давыдов В.В. О двух основных путях развития мышления школьников. / В кн: Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. -Тбилиси, 1971.- С. 687.
46. Давыдов A.B., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск: Наука, 1987.- С. 43-48.
47. Декарт Р. Соч. в 2-х т. T.I. М.: Мысль, 1989. - 360 с.
48. Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов - на -Дону: РГУ, 1983.-240 с.
49. Ермакова Г.Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 2001. -17 с.
50. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. Воронеж, 1998. - 288 с.
51. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
52. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя // Сов. педагогика. 1988.- №1.- С. 70-75.
53. Зак А.З. Проблемы психологического изучения рефлексии. Алма-Ата: КПИ, 1979.-90 с.
54. Зарецкий В.К., Семенов В.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач //Вопросыпсихологии.- 1980.- №5.- С. 112-117.
55. Захарова A.B., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. -С. 152-162.
56. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.-384 с.
57. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991.-№ 2. - С. 15-36.
58. Иванов В.П. Человеческая деятельность. Познание. Искусство. Киев, 1987.- 160 с.
59. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: РОУ, 1992.- 140 с.
60. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. -240 с.
61. Исаев Е.И., Косорецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. -2000.-№3.- С. 57-66.
62. Кабалевский Д.Б. Педагогический размышления. Избранные статьи и доклады. М.: Просвещение, 1986, - 196 с.
63. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: "Ut", 1996. - 232 с.
64. Калашникова O.B. Психологические особенности развития педагогической рефлексии: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1999.-20 с.
65. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. -108 с.
66. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1964. - 591 с.
67. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. -171 с.
68. Кисляков A.B. Формирование готовности будущих учителей к творческой воспитательной деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 2000. 20 с.
69. Калашникова О.В. Психологические особенности развития педагогической рефлексии: Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2002.-20 с.
70. Ковалёв С.Э. Психологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Барнаул, 2001. - 18 с.
71. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1997. - 290 с.
72. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
73. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
74. Кондратьева C.B. Учитель ученик. - М.: Педагогика, 1984. - 80 с.
75. Кондратьева О.В., Кривошеев В.А. Совершенствование рефлексивных знаний студентов педагогического вуза в процессе подготовки их к профессиональной деятельности // Рефлексивные процессы и творчество. -Новосибирск, 1990.- С. 115-120.
76. Концепция подготовки специалиста учителя музыки на музыкальных факультетах высших учебных заведений. - М.: МПГУ, 1995. - 55 с.
77. Коржуев A.B., Попков В.А., Рязанова E.JI. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика, 2002. -№ 1.- С. 18-22.
78. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Сам ГПИ, 1994. - 165 с.
79. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1970. 128 с.
80. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: ХГПУ, 2003.-315 с.
81. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. -128 с.
82. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. -М.: МГУ, 1979.- С. 22-28.
83. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. - № 2. - С. 49-53.
84. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 48 с.
85. Кун Т. Структура научных революций. 2-е изд. - М.: Прогресс, 1977.-300 с.
86. Кустов Ю.А. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и технических вузах: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Казань, 1989. - 26 с.
87. Ладенко И.С. О роли рефлексии в самоорганизации интеллектуальных систем // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск: Наука, 1989. - С. 715.
88. Ладенко И.С., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Формирование творческого решения и культивирование рефлексии. Новосибирск, 1990. - 230 с.
89. Лапшин И.И. Художественное творчество. Ленинград: Мысль, 1962.-332 с.
90. Леви В.Л. Искусство быть собой. 2-е изд., перераб. и допол. - М.: Знание, 1977.-208 с.
91. Лекторский В.А. Самосознание и рефлексия в научном познании ф // Общественные науки. 1980. - № 2. - С. 123-137.
92. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. -359 с.
93. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
94. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Личность: Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. СПб.: «Тускарора», 1996.• С. 94-102.
95. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть. М.: Знание, 1978.-48 с.
96. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. 1990. - №7. - С. 25-31.
97. Лефевр В.А. Закон саморефлексии // Рефлексивные процессы и управление. -Международный научно-практический междисциплинарный журнал.-2003.- №1.-Т.З.- С.64-73.
98. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, ® взгляды / Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. СПб.: "Тускарора",1996.- 175 с.
99. Лозовская Р.И. Развитие духовной культуры учителя в процессе изучения музыкально-педагогических дисциплин: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2000. 18 с.
100. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч. в 3-х т. Т. I. - М.: Мысль, 1985.-621 с.
101. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкального произведения. -л М., Музыка, 1967. 750 с.
102. Майковская JT.C. Подготовка будущих учителей музыки к художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1992. - 16 с.
103. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.
104. Марченко И.П. Педагогическое наследие Г.Г.Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки: Дисс. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1999. 20 с.
105. Медведева И.А. Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки: Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. -М, 2002.-20 с.
106. Медушевский В.В. Музыковедение: проблема духовности // Советская музыка. 1988. - № 5. - С. 6-15.
107. Метаева В.А. Рефлексия и её роль в преодолении профессиональных затруднений педагога: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996.-20 с.
108. Методологические проблемы музыкальной педагогики: Материалы Межресп. научно-практ. конф. М.: МПГУ, 2002. - 125 с.
109. Методология музыкального педагогического образования: методические указания и программа для студентов специальности 03.07.00 «Музыкальное образование» / Сост. Н.П. Баскакова; АГИИК. Барнаул, 2001.-22 с.
110. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. И.В.Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с.
111. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинт, 2000.-201 с.
112. Муха А.И. Процесс композиторского творчества (проблемы и пути исследования). Киев: Муз. Украина, 1979. - 271 с.
113. Мушкина И. А. Педагогическая рефлексия как основа совершенствования профессионального мастерства учителя (организационно-педагогический аспект): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М, 1999.-22 с.
114. Мышление учителя: Личностный механизм и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. -104 с.
115. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. -383 с.
116. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1996.-260 с.
117. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб, 2000. - 183 с.
118. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд. М.: Мысль, Т. III. - 2001. - 692 с.
119. Огурцов А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987.- С. 13-19.
120. Огурцов А.П. Рефлексия // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1967. - Т. 4. - С. 499-502.
121. Онеггер А.Я композитор. - Л.: Музгиз, 1963. - 207 с.
122. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигма, проекции, практика: Учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
123. Орлов Г.А. Древо музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. -187 с.
124. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высших заведений / Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.-302 с.
125. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие / Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. М.: Издательский центр "Академия", 1998.-44 с.
126. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. J1.K. Гребёнкиной, J1.A. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С. 42-85.ф 127. Петровский A.B. Психология о каждом из нас. М.: РОУ, 1992. -332 с.
127. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ТОО "Пассим", 1994.-304 с.
128. Плигин A.A. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М.: «КСП+», 2003. - 432 с.
129. Познер Д. Практический опыт: руководство по развитию рефлексии у учителя. -М., 1994. 115 с.
130. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 320 с.
131. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. -М.: Прогресс, 1985. 344 с.
132. Померанц Г.П. В поисках общего и частного // Советская музыка. 1978.- №3.- С. 12-18.
133. Пономарев Я.А. Психология в системе комплексного исследования творчества // Психология процессов художественного творчества. Л.:
134. Наука, Ленингр. отд-ние, 1980. С. 24-32.
135. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. - С. 3-17.
136. Пономарёва В.В. Психодиагностика рефлексивности как метод социально-психологического исследования: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2000. - 188 с.
137. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань: КГУ, 1992. - 107 с.
138. Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль,1970.-455 с.
139. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1987. 237 с.
140. Проблемы рефлексии в научном познании: Межвуз. сборник. -Куйбышев: КГУ, 1983. 160 с.
141. Психологические основы педагогической практики студентов / Под ред. Чернышева. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 144 с.
142. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1989.- 141 с.
143. Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. М.: ЦАПИ, 1993. - 90 с.
144. Рапацкая JI.A. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников: Вопросы теории и методики. -М: РОУ, 1992.-92 с.
145. Растянников A.B., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕРСЭ, 2002. - 320 с.
146. Реан A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. 1990. - № 2. - С. 77-81.
147. Реан A.A. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента//Вопросы психологии. 1983. - № 3. - С. 58-60.
148. Решетников П.Е. Технология профессионально-личностного развития будущих учителей. М., 1998. - 335 с.
149. Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск: Наука, 1989. -184 с.
150. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. и вступ. очерки А. Красило и А. Новгородцевой. М.: МПА, 1995.- С. 276-283.
151. Роджерс К. Теории творчества // Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. СПб.: «Тускарора», 1996. - С. 80-93.
152. Родос В.Б. Рефлексия и обучение // Вестник высшей школы. М., 1989. - С. 94-95.
153. Розин В.М. Рефлексия в структуре сознания личности // Проблемы ф рефлексии. Соврем, компл. исследования. Новосибирск: Наука,1987.- С. 222-228.
154. Розов М.А. Философия гуманитарного образования. М., 1993. - 267 с.
155. Розов М.А. Идеал.и критическая рефлексия. Рефлектирующие системы, ценности и цели // Идеал, утопия и критическая рефлексия / Под ред. В.А. Лекторского.-М.:Россмэн, 1996.- С. 188-210.
156. Розов М.А. К методологии анализа рефлектирующих систем // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования.
157. Новосибирск: Наука, 1987. С. 32-42.
158. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М., 1999. - Т. 2. -670 с.
159. Рубанова О.И. Формирование рефлексивных умений будущих учителей при изучении педагогических дисциплин: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 2003. - 23 с.
160. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во все общей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957.-328 с.
161. Рубинштейн С.Л О мышлении и путях его исследования. М.: АН1. СССР, 1958.- 147 с.
162. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.-354 с.
163. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
164. Рукавишникова Е.Е. Формирование профессиональной рефлексии у студентов медицинского колледжа: Автореф. дисс. канд. пед. наук.1. Ставрополь, 2000. 18 с.
165. Рябцев B.K. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессионализации средствами организационно-деятельностной игры: Автореф. дисс. канд. псих. наук. -М., 1995. 18 с.
166. Семёнов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1990. - 215 с.
167. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. 1982. -№ 1.- С. 99-104.
168. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования //Вопросы психологии. 1985. - № 3. - С. 31-40.
169. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого становления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. -№ 2. - С.35 - 42.
170. Сергеев Н.К., Арнаутов В.В. Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса: Монография. Волгоград: Перемена, 1997. - 205 с.
171. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. М.: Моск. психол. социал. ин-т, 2000.- 180 с.
172. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 2000. - С. 24-25.
173. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа-пресс, 2000. - 511 с.
174. Сластёнин В.А., Кряхтунов М.И. Эмоциональная сфера личности как объект профессионального саморазвития учителя. М., 2000. - 110 с.
175. Сластёнин В.А., Шутенко А.И. Профессиональное самосознание учителя // Магистр. 1995. - № 3. - С. 52-59.
176. Слободчиков В.И. Цукерман Г.А. Геиезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. - № 3. -С. 25-36.
177. Слободчиков В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. - С. 60-67.
178. Смирнова Е.Э., Сопиков А.П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности) / Социальная психология личности. -Л.: Знание, 1974.- С. 140-149.
179. Сопровождение студентов в процессе педагогической практики. Методические и технологические аспекты. Барнаул: БГПУ, 2002. - 61 с.
180. Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. М., 1974. -320 с.
181. Сочень Т.С. Личная педагогическая система преподавателя. М.: Знание, 1978.-39 с.
182. Старобинский С.Л. Урок музыки урок искусства // Музыка в школе. -2003.-№2.-С. 18-27.
183. Степанов Н.И. Формирование у учащихся навыка самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальном инструменте: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.
184. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. - 311 с.
185. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии. Проблемы исследования // Вопросы психологии. 1985. - № 3. - С. 31-40.
186. Стеценко И.А. Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя в условиях усвоения опыта педагогической деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Таганрог, 1998.-22 с.
187. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. - 286 с.
188. Стоянова Г.И. Художественная эмпатия индикатор профессионального уровня педагога-музыканта // Методологические проблемы музыкальной педагогики // Материалы Межресп. научно-практ. конференции. -М.: МПГУ, 1991. - С. 86-87.
189. Субъект действия, взаимодействия, познания (Психологические, философские, социокультурные аспекты). М.: Моск. психолого-социал. ин-т., Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - 288 с.
190. Сухобская Г.С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. Д., 1975.-32 с.
191. Тараканов М.Е. Замысел композитора и пути его воплощения // Психология процессов художественного творчества. JL: Наука, 1980.- С. 127-138.
192. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева, B.C. Ильина. М.: Педагогика, 1979. -207 с.
193. Теплов Б.М. Избранные труды / В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. -T. I. -328 с.
194. Туркина Э.К. Самодиагностика профессиональной деятельности учителя. Диагностические и обучающие методики / Вып. 11. Для учителей музыки. - СПб.: РАО, 1996. - 91 с.
195. Ткач E.J1. Социальная рефлексия учителя как условие и средство профессионального саморазвития: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Иркутск, 2000.- 18 с.
196. Уёмов А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.-350 с.
197. Условия развития рефлексии у практических психологов // Проблемы теории и практики управления образованием: материалымежрегиональной конференции. Часть 1. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. -280 с.
198. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Музыка, 1975. - 110 с.
199. Феттер П.З. Подготовка будущего учителя музыки к самоанализу профессиональной деятельности (методологический аспект): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1992. - 17 с.
200. Филатов В.П. Предпосылки понимания и проблемы рефлексивного анализа // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев: КГУ, 1983.- С. 30-39.
201. Философия образования для XXI века. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством специалистов, 1996. -207 с.
202. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-837 с.
203. Фихте И.Г. Факты сознания. Наукословие. СПб.: Труды С. - Петербургского философского общества, 1914. - 152 с.
204. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: пособие для студентов. М.: НТЦ "Консерватория", 1994. - 260 с.
205. Хрестоматия по методике музыкального воспитания: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1987.-272 с.
206. Христаева A.B. Подготовка будущего учителя к анализу и самоанализу професионально-педагогической деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1996. - 20 с.
207. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интер-пракс, 1995.-288 с.
208. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся пед. вузов и консерваторий. М.: Интерпракс, 1994. - 374 с.
209. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. -М.: Советский композитор, 1988. 382 с.
210. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 176 с.
211. Чхартишвили А.Г., Новиков Д.А. Рефлексивные игры. М: Синтез, 2003, серия «Управление организационными системами». -238 с.
212. Шаврина О.Ю. Формирование педагогической рефлексии в подготовке будущих учителей: Дисс. канд. пед. наук. Уфа, 2000. - 190 с.
213. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984.- 123 с.
214. Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии. 1990. - № 7. - С. 32-41.
215. Штофф В.А. Современные проблемы идеологии научного познания. JL: Знание, - 1975.-40 с.
216. Шубинский B.C. Предмет, задачи и сущность педагогического творчества // Новые исследования в педагогических науках. 1987. Вып. 2. (50). - С.7-10.
217. Шутенко А.И. Строение и развитие профессионального самосознания учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. - 16 с.
218. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности / Вып. 3. Алма-Ата.: КПИ, 1974.- С. 12-28.
219. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М.: Касталь,1993.- С. 16-200.
220. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии.1994.-№4.- С. 76-121.
221. Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии современного исследования. М.: Знание, 1964. - 489 с.
222. Щербакова Т.Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1994. -16 с.
223. Эльконин Б.Д. Об одном из путей психологического изучения рефлексии / Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск: Наука, 1987. С. 49-55.
224. Энциклопедия философских наук. М., 1974. - Т. 1. - С. 206.
225. Эрнст Г.Г. Развитие рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики: Дисс. канд. пед. наук. -Барнаул, 2004. 220 с.
226. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-291 с.
227. Яковлева J1.B. Формирование готовности будущего учителя к педагогической рефлексии: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1991. — 21 с.
228. Ярошевский М.Г. Категориальная регуляция научной деятельности //Вопросы философии. 1973. - № 11. - С. 74-86.
229. Reflections of lifelong education at the school. Ed. by R.H. Dave Hamburg: Unesco Inst, for Educ., 1975. 80 p.
230. Reflections on the future development of education. Paris: Unesco, 1985. -291 p.