Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Приобретение знаний, умений и навыков по композиции школьниками 5-7 классов на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду

Автореферат по педагогике на тему «Приобретение знаний, умений и навыков по композиции школьниками 5-7 классов на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Никольская, Екатерина Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Приобретение знаний, умений и навыков по композиции школьниками 5-7 классов на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Приобретение знаний, умений и навыков по композиции школьниками 5-7 классов на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду"

На правах рукописи

НИКОЛЬСКАЯ Екатерина Александровна

ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО КОМПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКАМИ 5-7 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ ИСКУССТВУ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТРУДУ

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени канди дата педагогических наук

Москва - 2003

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения художественно-графического факультета

Руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

ШОРОХОВ Евгений Васильевич

4

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор ЛОМОВ Станислав Петрович

кандидат педагогических наук, профессор ПЕЛЕНКОВ Александр Игоревич

Ведущая организация: Институт общего образования Минобразования Российской Федерации

Защита состоится 2003 г. в 15 часов на

заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (117571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. № 528).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического' государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «_» _ 2003 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

«г

1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и ее актуальность

На современном этапе развития общества произошел кризис основных аспектов жизнедеятельности человека. Наиболее остро в данный период встает вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Многие ученые, общественные и политические деятели, психологи, педагоги заявляют о том, что необходимо повышать уровень эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.

Литература, музыка, изобразительное искусство формируют общечеловеческие понятия о морали, гармонии, возвышенном. То место, которое в настоящее время отводится в школе недостаточно. Необходимо так же углубить связь между данными эстетическими учебными предметами и другими. В данном случае необходимо рассмотреть взаимосвязь изобразительного искусства и трудовой деятельности подростка. Развивая фантазию, творческие способности на изобразительном искусстве, необходимо полноценное развитие этих качеств и на уроке труда. Занятия изобразительным искусством помогают ребенку выразить свои эмоции, переживания через возможность отображения своих неповторимых внутренних впечатлений. Формируя и совершенствуя изобразительную деятельность педагог осуществляет различные виды воспитания- сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное. Занятия трудовым обучением предполагают развитие трудовых навыков. Данные творческие занятия по художественному труду, проводимые в младших классах практически отсутствуют на занятиях по труду в средней школе. Задания носят чисто-технологический характер, то есть дают лишь основные знания в практической деятельности при работе с данными материалами. Ученик не может выразить свою фантазию, привнести свои собственные идеи в работу. Постепенно у ребят теряется интерес к трудовому обучению. Занятия носят механический характер практической деятельности.

Чтобы убрать разрыв между трудовой и изобразительной деятельностью необходимо выбрать иной ракурс рассмотрения занятий по

»»ОС НАЦИОНАЛЬНАЯ

киьлиотека

С. Петербург РК

ЗД066

труду. Художественный труд наиболее оптимальное сочетание творческой и практической деятельности.

При выполнении эскиза необходимо учитывать навыки изобразительной деятельности. Например, необходимо знание основ композиции при разработке формы и размера изображения, а так же знание колорита Более доступно и понятно основы композиции можно рассматривать на занятиях декоративным искусством, так как эти задания представляют собой очень интересный и красочный материал Композиция- важное звено в обучении детей изобразительному искусству. Все учебные и творческие занятия рисунком, живописью четко построены на основах и законах композиции. Без знания этих основ возникают большие трудности в натурном, колористическом, графическом, тематическом рисовании

Занятия декоративным искусством играют большую роль в обучении художественному труду ( раздел предмета «Технология» ) Повышение эффективности эстетического воспитания подрастающего поколения, развитие творческой активности и способностей- все это предлагает нам правильное, грамотное соединение предметов изобразительное искусство ( раздел декоративное рисование ) и технологии ( раздел художественный труд).

Проблема подачи композиционных знаний на основе декоративного искусства и взаимосвязь этих уроков с уроками технологии в средней школе не решена полностью до настоящего времени и требует дальнейших теоретических, экспериментальных исследований и практических разработок, направленных на дальнейшее совершенствование эстетического воспитания школьников.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество художественного образования и эстетического воспитания школьников. Цель исследования: подробное рассмотрение декоративных приемов художественного труда и тесная взаимосвязь этих приемов с изобразительной деятельностью. Необходимо в ходе проведения убрать разрыв между изобразительной деятельностью и художественным трудом, существующий в общеобразовательной школе.

Объект исследования: процесс обучения декоративному искусству и художественному труду учеников 5-7 классов.

Гипотеза: проблема приобретения знаний, умений и навыков по композиции на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду в 5-7 классах и более успешного эстетического развития личности школьников может быть реализована на высоком уровне при условии использования новой более эффективной методической системы, разработанной нами, которая включает в себя:

а) цели, задачи и содержание приобретения знаний, умений и навыков по композиции школьниками 5-7 классов на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду;

б) дидактические принципы, формы, методы и методические приемы;

в) средства обеспечения всех учебно- воспитательных и развивающих процессов на занятиях по композиции ( ТСО, наглядные пособия и т.д.)

и которая обладает такими качествами как:

1) взаимосвязь процесса научно-теоретических основ воспитания и художественного образования средствами композиции;

2) единство процесса обучения декоративному искусству на уроках декоративного рисования и художественного труда;

3) использование наиболее рациональных и эффективных методов обучения, способствующих повышению уровня знаний, умений и навыков в этом разделе изобразительного искусства у школьников 5-7 классов;

4) широкое применение средств наглядности.

В соответствии с поставленной целью и рабочей гипотезой были определены задачи исследования:

1. Раскрыть закономерности композиции в декоративном искусстве

2. Раскрыть значимость использования законов композиции на уроках художественного труда.

3. Показать связь уроков художественного труда с уроками изобразительного искусства.

4. Разработать эффективную методическую систему приобретения знаний, умений и навыков по композиции на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду.

5. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики в решении этой проблемы.

Решение этой, одной из главных задач сводилось к более частным задачам, а именно:

а) разработать методические рекомендации обучению композиции на уроках декоративного искусства в 5-7 классах.

б) разработать методические рекомендации обучению композиции на уроках художественного труда.

В процессе работы мы пользовались следующими методами исследования:

1. Изучение и анализ психологической, педагогической, искусствоведческой литературы..

2. Изучение школьной документации, педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, обучение и анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся (рисунков) и творческих работ.

Педагогический эксперимент

Исследование проводилось в течение трех лет. Основной базой экспериментального исследования являлась школа219 г.Москвы.

Этапы исследования

Этап (1997-1998гг). Подбор и изучение теоретических материалов по проблеме исследования. Проведение констатирующего эксперимента, позволившего определить проявление композиционных представлений школьников на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом. Определение основных положений проведения формирующего эксперимента. Задачей первого этапа являлось установление конкретного объема знаний, умений и навыков школьников в области изо и труда Содержание и характер проведения установочного материала констатирующего эксперимента одинаков для всех классов (одни и те же задания, методы, приемы обучения).

Этап (1998-2001г). Апробация результатов опытно-экспериментальной работы. Аналитическое и графическое сравнение данных экспериментальных групп школьников. Обобщение и оформление экспериментальных данных. Определение выводов, подтверждающих гипотезу исследования. В экспериментальных классах развивающий этап строился по специальной

экспериментальной методике, направленной на развитие эстетического видения действительности, развитие чувств формы и цвета, развитие творческой активности и художественного вкуса школьников.

Этап (2001-2003г). Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Аналитическое и графическое сравнение данных экспериментальных классов в начале и конце проведения эксперимента Обобщение и оформление экспериментальных данных. Определение выводов, подтверждающих гипотезу исследования. Данный этап вводился с целью фиксации результатов обучения и соотношение уровня художественно-творческого развития школьников экспериментальных классов. Задача этого этапа - подтверждение правильности применения методических приемов, наглядных пособий, содержание и организация уроков изобразительного искусства и художественного труда в 5-7 классах в условиях экспериментального обучения.

Научная новизна исследования.

1. Уточнены цели и задачи поставленные на занятиях по декоративному искусству и художественному труду в их взаимосвязи.

2. В содержание программ внесены изменения с учетов взаимосвязи тематики разделов декоративное рисование (изобразительное искусство) и художественный труд ( технология).

3. Раскрыты научно-теоретические основы эстетического воспитания и использования композиционных закономерностей учащимися 5-7 классов

4. Раскрыты возрастные и индивидуальные особенности эстетического воспитания и художественного образования учащихся 5-7 классов на уроках изо и технологии.

5. Внесен вклад в совершенствование методики преподавания декоративного искусства в школе.

Научно-теоретическое и практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы для разработки смежных проблем в других диссертациях. Практические результаты могут быть использованы при разработке новых учебников, пособий, учебных программ, использоваться учителем в преподавании изо и труда. Разработанные методические рекомендации по совершенствованию программ преподавания изо и технологии в средней, общеобразовательной школе.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В работу вошли таблицы, графики, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложения вошли фотокопии ученических работ, выполненных в ходе педагогического исследования

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема диссертационного исследования, его объекты и предмет, формируются гипотеза, цели и задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическое и практическое значение работы, указываются положения, вынесенные на защиту.

Первая глава "Научно-теоретические основы проблемы исследования" включает в себя три параграфа. В первом параграфе рассматривается исторический аспект развития преподавания декоративного искусства, философский аспект проблемы межпредметных связей.

Декоративное искусство берет свое начало в глубокой древности. Произведения этого искусства неразрывно связаны с творчеством и жизнью народа. Человек всегда стремился сделать свое повседневное существование наиболее красочным, ярким. Историческое и художественное значение декоративного искусства очень велико. Оно не просто слагается из творчества отдельных талантливых умельцев, а представляет собой коллективное искусство народа той или иной страны. Поэтому декоративное искусство -подлинная сокровищница мировой культуры. Веками искались наиболее выразительные композиционные схемы. Любое декоративное изображение строится по определенным правилам и законам: соблюдение ритма, симметрии, гармоничного сочетания цветов, пропорции. Законы композиционной грамоты наиболее ярко выражены в примерах декоративного искусства. Полученные в наиболее доступной форме знания по композиции на занятиях по декоративному искусству, широко используются в тематическом рисовании, в рисовании с натуры.

Философы и педагоги отмечают, что за последнее время вновь усилилось внимание к проблеме интеграции - наивысшей форме межпредметного обучения. Наметилась тенденция к интеграции различных отраслей научного

знания, к расширению и укреплению взаимодействия естественных, технических и общественных дисциплин. Интеграция научного знания -процесс взаимодействия и взаимопроникновения научных знаний, которые направлены к их систематизации в целостную систему, к объединению ранее разобщенных отраслей и элементов научного знания. Правильно выбранные принципы интеграции помогают наиболее глубокому развитию межпредметных связей в школе. Межпредметный подход подразумевает осуществление интеграционных идей в соответствии с целями и задачами обучения, воспитания и развития, что ведет к повышению уровня цельности педагогического процесса. Наиболее высокий уровень межпредметных связей будет наблюдаться, если предусмотрены следующие условия:

1. Рассматриваемые нами предметы "Художественный труд" (как раздел "Технологии") и "Декоративное рисование" (как раздел ИЗО), имеют общую идею - художественное творчество детей, развитие фантазии, овладение навыками работы с различными материалами;

2. Взаимосвязь учебных занятий возможна при опоре на тематическую общность изучаемых объектов из разных предметов;

3. Вовлечение детей в творческую деятельность;

4. Реализация перечисленных условий обеспечения соединения предметов в системе специально разработанных уроков.

Во втором параграфе рассматриваются психолого-педагогические основы межпредметны? связей в средней школе.

Педагогика современной школы большое внимание уделяет творческому соответствию обучающих и воспитывающих факторов в системе образования. Декоративному искусству, его основным аспектам принадлежит немаловажная роль в обучающем и воспитывающем процессах развития способностей к изобразительной деятельности. Обучение декоративному искусству должно основываться на выявлении главных черт и особенностей декоративного искусства в тесной связи с многими областями знания. Для учащихся среднего школьного возраста интересны работы по созданию материально-культурных ценностей. Дети подросткового возраста наиболее восприимчивы к воспитательным и обучающим средствам декоративного искусства. Поэтому в подростковом возрасте использование межпредметных связей выгодно влияет на формирование интересов к художественно-практической деятельности. В

силу обостренного чувства нового и познавательных стремлений, ученики в этом возрасте особенно охотно "откликаются" на межпредметную связь -стремление выражения своего нравственно-эстетического опыта в виде художественного творчества, привлекательность различных видов самостоятельности в процессе учебного труда.

Уроки по изобразительному искусству и технологии необходимо объединить общей тематикой. Взаимодействие предметов эстетического цикла направлено на то, чтобы у молодежи пробуждались художественный вкус и творческая активность.

В третьем параграфе рассматриваются методические основы интеграции в педагогике. Методика, как предмет изучения, рассматривает особенности работы педагога и ученика. На занятиях изобразительным искусством необходимо пробуждать творческий потенциал учащихся к самостоятельной художественной деятельности. Основы композиции, так необходимые и для других видов изобразительной деятельности, наиболее доступно раскрываются на занятиях декоративным искусством. Декоративное оформление объекта немыслимо без знания и соблюдения законов композиции. Учитель должен развивать художественный вкус, эстетические чувства. Через проявляемый живой интерес ученикам легче усвоить законы композиции, необходимые также в натурном и тематическом рисовании. Часть заданий по декоративному рисованию дается с расчетом на их практическое применение. Поэтому подобные занятия необходимо связать с занятиями по технологии. От организации и умелого проведения уроков полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Каждый урок должен иметь цельный и законченный характер. Учебное занятие необходимо рассматривать как динамичную систему. Учебное занятие является формой реализации конкретной цели процесса обучения, выступает его структурным компонентом. Осмысленное, тщательно продуманное целеполагание - исходная позиция повышения эффективности урока.

Вторая глава "Пробные, поисковые и констатирующие этапы педагогического эксперимента" содержит анализ программ, разработку модели методической системы и проведение констатирующего этапа эксперимента.

Первый параграф содержит анализ основных школьных программ по изобразительному искусству и технологии. Мы провели краткий анализ

программ: "Изобразительное искусство и художественный труд", разработанной авторским коллективом под руководством Б М.Неменского; "Основы народного и декоративно- прикладного искусства», научный руководитель Т.Я.Шпикалова; "Технология" - под редакцией В Д.Симоненко (для девочек).

Необходимо учесть все интересные и наиболее выразительные моменты, приемы обучения данных программ при разработке программы обучения декоративному искусству (изобразительное искусство) и художественному труду (технология). Необходимо разработать программу интеграции предметов, направленную на развитие продуктивного воображения, фантазии и творчества. Необходимо разработать общую тематику проведения занятий декоративным искусством и художественным трудом. Основными методическими требованиями программы в контексте приобретения первоначальных знаний, умений и навыков по композиции на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду являются:

1. Развитие художественно-образного мышления;

2. Развитие способности к пониманию единства и противоположности выразительности средств изобразительного и декоративного искусства;

3. Знание законов композиции и умение их применять к каждому конкретному заданию;

4. Соблюдение последовательности в решении художественных задач;

5. Соблюдение принципа связи искусства с жизнью;

6. Использование сравнения как универсального способа анализа произведений декоративного искусства;

7. Создание на уроке атмосферы соавторского диалога учителя и ученика;

8. Активизация внимания к творческой деятельности и художественному восприятию.

Таким образом, задачи художественного развития, поставленные программой, соответствуют решению поставленной нами проблемы.

Во втором параграфе описывается разработка модели методической системы.

Понятие целесообразности процесса обучения неразрывно связано с понятиями системности и комплексности. Методическая система - множество взаимосвязанных компонентов, образующих устойчивое единство и

целостность, обладающее интегрированными свойствами и закономерностями (В .П. Кузьмин "Принципы системности в теории и методологии К. Маркса" -М., 1936, с ил.). Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя, деятельность учащихся. Цель разработанной нами методической системы - приобретение учащимися 5-7 классов знаний, умений и навыков по композиции. Задача -приобретение знаний на основе межпредметной связи изобразительного искусства и технологии. Для разработки системы нами были изучены и отображены необходимые принципы, формы, методы, приемы обучения, средства обеспечения формирования и развития обучения, содержание экспериментальной программы. При создании программы мы использовали линейный способ построения. Он заключается в том, что отдельные части учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность ступеней учебной работы.

В третьем параграфе рассматривались этапы проведения констатирующего эксперимента:

А) Разработка критериев оценки работ учащихся. В процессе педагогической работы в роли учителя ИЗО и труда мы убедились, что овладение учащимися умениями выполнять трудовые операции во многом зависит от того, насколько они владеют графическими знаниями и умениями. В соответствии с разработанной экспериментальной программой обучения композиции на уроках ИЗО и технологии мы рассмотрели вопрос о выявлении первоначального уровня обученности учащихся 5-7 классов, Вначале мы разработали критерии оценки работы учащихся. Были отобраны следующие группы критериев:

1. Художественное решение ведущего композиционного элемента;

2. Художественно-образное решение изображения;

3. Процесс изобразительной деятельности;

4. Творческое владение техническими навыками работы с художественными материалами

5. Качество выполненных технико-технологических операций.

Были выбраны следующие параметры оценки по пятибальной системе:

"5" - вся работа выполнена правильно;

"4" - задание выполнено в основном правильно;

и

"3" - из трех заданий два - неправильно;

"2" - все решения неправильны;

"1" - при отсутствии работы и присутствии ученика на уроке.

Б) Определение уровня знаний, умений, навыков учащихся. Чтобы правильно подойти к вопросу о проведении пробных занятий на выявление уровня знаний учащихся, необходимо тщательно определить теоретический материал, который дает основу практической деятельности. Основная тематика первоначальных пробных, а затем и последующих экспериментальных занятий - основы декоративной композиции. Необходимо рассмотреть в тематике уроков основные закономерности и методы построения, опираясь на знание ритма, пропорций, симметрии, динамики, равновесия. Для всех видов композиций действует общий закон - закон единства. Для проведения пробных занятий по декоративному рисованию были отобраны и разработаны занятия, тематика которых и затем выполнение работ, было запланировано с учетом возрастных особенностей. Занятия по ИЗО были тематически связаны с пробными занятиями по художественному труду. Для проведения данных занятий мы выбрали работы, выполняемые в технике текстильного коллажа или аппликации. Данная техника очень связана с изобразительной деятельностью, так как подразумевает подбор цветовой гаммы, создание образа.

В) Определение экспериментальных классов. В нашу задачу при проведении пробных поисковых занятий у школьников 5-7 классов входило определение общего уровня подготовленности в области изобразительного искусства и технологии, в данном конкретном случае - в области декоративного искусства и художественного труда. Нами были проведены пробные занятия. Учащиеся отнеслись к новой работе с большим интересом и энтузиазмом. Несмотря на разный уровень подготовленности, интерес наблюдался как у сильных, так и у слабых по успеваемости учеников, так как занятия носили интересный творческий характер. Были рассмотрены работы, выполненные учащимися 5-7 классов. По результатам первоначального исследования мы видим, что большинство учащихся не очень хорошо умеют правильно расположить объект на предложенном формате, слабо владеют работой с живописным материалом. Немногие знакомы с приемами композиции. Незнание композиционной грамоты привели к отсутствию цельности изображения, примитивному выполнению заданий. Анализ работ по труду у

девочек показал, что многие девочки не знакомы с техникой коллажа и аппликации. Для них представляло сложность сочетать выполнение эскиза по ИЗО и выполнение изделия. Незнание основ композиции привело к слабым поискам идейного замысла на технологии Отсутствовала практическая самостоятельность при выполнении заданий. Для того, чтобы улучшить знания учеников в области композиционной грамоты, а затем сделать объем полученных знаний применимым на технологии, нами была разработана экспериментальная программа. По результатам поискового эксперимента были выбраны экспериментальные классы, имеющие изначально невысокий уровень знаний и умений.

Третья глава - «Экспериментальная проверка разработанной методической системы по приобретению знаний, умений, навыков по композиции».

В первом параграфе рассматривалось проведение формирующего естественного педагогического эксперимента.

Для выработки оптимального варианта проведения эксперимента мы руководствовались разработанной в педагогической науке концепцией оптимизации обучения: комплексным планирование задач обучения, выбором рациональной структуры знаний, использованием наилучших для данной ситуации методов, форм и средств обучения, выявлением соответствия результатов обучения возможностям школьников и нормативам времени. Нами были четко выбраны требования и намечены цели для достижения наилучших результатов в каждой ступени экспериментальных классов. Задания по декоративному искусству тематически связаны с занятиями по художественному труду. Эти требования учтены при разработке экспериментальной программы и составлении годового планирования. Были выбраны интересные и наиболее яркие темы, базирующиеся на принципах знакомства с основами композиции. В пятом классе были предложены задания небольшой трудоемкости, простейших композиционных преобразований на основе первоначальных знаний. В шестом классе были предложены более сложные работы по композиционному построению и техническому выполнению. Ученикам была предоставлена большая самостоятельность при разработке эскиза. В седьмом классе экспериментальные занятая носили характер более сложных проектов с использованием сочетания различных

изученных ранее приемов и техник. Седьмой класс - общий итог знаний и умений в области знаний по композиции.

Во втором параграфе рассматривается сравнительный этап естественного педагогического эксперимента. После проведения экспериментальных занятий формирующего этапа встала задача проведения сравнительного эксперимента Данный завершающий этап позволил сравнить уровень знаний по окончании эксперимента у экспериментальных классов в начале и конце проведения эксперимента. Мы проводили сравнительный эксперимент в экспериментальных классах с использованием итоговых занятий Для этих заданий были отобраны и разработаны специальные варианты работ. Общая тематика объединяла задания по изобразительному искусству и технологии. Анализируя итоги работы, мы выяснили, что ученики экспериментальных классов выполнили задания по декоративному искусству и художественному труду на более высоком уровне подготовленности, чем в начале проведения поискового эксперимента. Были продемонстрированы прочные знания и умения в области композиционного построения, самостоятельность при выполнении работы, интересные сюжетные и цветовые решения. Практически все учащиеся могли продумать соотношение фона й центра, выполнить стилизованное изображение. Большинство работ имели целостное композиционное изображение. Многие учащиеся в итоговых заданиях показали свободное владение живописными материалами, умело сочетают технологические приемы при работе с текстильными материалами

В заключении диссертации формируются выводы исследования. Декоративное искусство, основанное на многовековых традициях национального народного творчества и духовной культуре народа, занимает особое место в нравственном, эстетическом и трудовом воспитании школьников. Комплексность воздействия декоративного искусства на учащихся рассмотрена как средство эстетического развития, формирования нравственно-эстетических отношений, изобразительных и трудовых навыков и творческой активности. Межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной деятельности Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усилению его единства с эстетическим и художественным воспитанием школьников средствами декоративного искусства. Поэтому для более

успешного решения комплекса проблем потребуется осуществить комплексную разработку дальнейших направлений педагогической работы:

1. Совершенствование форм и . методов организации занятий декоративным искусством. Следует обратить внимание на комплексность и коллективность, сотрудничество занимающихся творческой деятельностью и учителей разных предметов, групповую работу; дальнейшее развитие межпредметных связей;

2. Дальнейшее изучение методики преподавания декоративного искусства в общеобразовательной школе. Выявление педагегачески целесообразных связей между уроками изобразительного искусства и технологии;

3. Работа по совершенствованию форм и методов преподавания основ композиции, более углубленное изучение ее законов.

Экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о доступности и необходимости развития у школьников 5-7 классов декоративной деятельности и изготовления различных изделий.

Работа по изучению формы предметов, основанная на всестороннем знакомстве школьников с определенными различными материалами на уроках изобразительного искусства и технологии дает полную возможность изготовления изделий в материалы по собственным, заранее разработанным эскизам.

Для решения этих задач необходимо осуществлять постановку художественно-конструкторских задач на примерах изготовления художественно-прикладных работ, направляя внимание на развитие интереса к декоративному искусству в системе уроков изобразительного искусства и технологии. Решение задач с элементами художественного конструирования должно охватывать словесные, предметно-вещевые, наглядные и графические методы, средства и приемы обучения и развития художественной деятельности учащихся. Для получения декоративных изделий необходимо включать школьников в анализ художественно-конструкторских форм, декора, композиций. Центральным этапом этой работы определены задания, посильные для выполнения учащимися декоративных работ и решений художественно-конструкторских задач в полном соответствии с их функциональным назначением и эстетическим требованием к выполнению работ по

декоративному искусству; вовлечение учащихся в процесс самостоятельной работы над целостным изделием способствует формированию у школьников творческого отношения к работе, развитию у них интереса к художественно-прикладной деятельности.

В результате широкой экспериментальной проверки методики формирования у учащихся 5-7 классов знаний и умений по композиции и взаимосвязь уроков изобразительного искусства и технологии определены элементы содержания обучения школьников первоначальным знаниям, умениям и навыкам по композиции и технологии изготовления декоративных изделий. Выявлена доступность для восприятия учащимися ведущих понятий, необходимых для выполнения декоративных работ - об основных эстетических требованиях, о вариантах художественных форм и элементов, о способах их получения.

В экспериментальных исследованиях выявлены дидактические обоснования совокупности заданий, взаимосвязанных с изготовлением простых изделий декоративного характера на уроках труда. Определены и обоснованы принципы отбора содержания обучения школьников, технологии выполнения декоративных и изобразительных работ Разработано содержание обучения школьников в процессе их художественной деятельности: элементов знаний о принципах выполнения художественных решений, понятие о законах композиции и выборе художественных форм, о применении сочетаний художественных форм "и элементов, о выборе размеров и вариантов художественных решений. Определены приемы выполнения декоративных работ. Выявлены знания и умения учащихся по технологии художественно-практической деятельности о планировании работ, о последовательности выполнения операций и контроля их качества. Выявлены эффективные методы и приемы формирования знаний и умений по технологии выполнения декоративных работ: демонстрация и анализ художественных изделий; инструктаж и упражнения по выполнению усложняющихся художественно-конструкторских элементов на основе использования различных приспособлений

Разработано содержание художественно-прикладных задач и определены способы их решения на уроках изобразительного искусства и технологии: задачи на преобразование заданных художественных форм и элементов, на

выбор рациональных решений, на художественное оформление и отделку изделий.

Разработаны дидактические материалы для постановки упражнений и заданий по формированию первоначальных навыков по композиции на уроках изобразительного искусства и технологии.

В целом, выполненное исследование подтвердило гипотезу и позволило решить поставленные задачи. ч

В дальнейших исследованиях необходимо осуществление поиска на определение путей организации художественно-прикладной деятельности учащихся старших классов. '

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Никольская Е.А. Критический анализ и самокритика как переходный момент в изобразительной деятельности у младших школьников/ В кн.: Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. -М.: Прометей, 1998. - С. 194-195. (0,13 п.л.).

2. Никольская Е.А. (Лоскутная мозаика как средство выражения внутренней индивидуальности на занятиях художественным трудом/ В кн.: Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. -М.: Прометей, 1999. - С. 330-332.(0,2 п.л. ).

3. Никольская Е.А.Триединая дидактическая цель учебного занятия как основа повышения эффективности урока рисования. - М.: Прометей, 1999. -

С. 332-335.(0,25 пл.).

*

Подл, к печ. 28.04.2003 Объем 1 п.л. Заказ № 199 Тир. 100 Типография МИГУ

РНБ Русский фонд

2006-4 26066

16 МАЙ 2003

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Никольская, Екатерина Александровна, 2003 год

Введение. Актуальность исследования.

I. Научно-теоретические основы проблемы исследования.

1.1. Из истории развития декоративного искусства.

1.2. Психолого-педагогические основы межпредметных связей в средней школе.

1.3. Методические основы интеграции в педагогике.

Выводы по I главе.

II. Пробные, поисковые и констатирующие этапы педагогического эксперимента.

2.1. Анализ программ обучения детей декоративному искусству и технологии.'. •'.

2.2. Разработка модели методической системы.

2.3. Констатирующий этап эксперимента. а) Разработка критериев оценки работ учащихся. б) Определение уровня знаний, умений, навыков учащихся

Выводы по II главе.

III. Экспериментальная проверка разработанной методической системы по приобретению знаний, умений, навыков по композиции

3.1. Формирующий естественный педагогический эксперимент

3.2. Сравнительный этап естественного педагогического эксперимента.

Выводы по III главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Приобретение знаний, умений и навыков по композиции школьниками 5-7 классов на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду"

На современном этапе развития общества произошел кризис основных аспектов жизнедеятельности человека. Наиболее остро в данный период встает вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Ему предстоит решать проблемы для успешного развития общества, своего народа. Такие нравственные понятия как достоинство, чесгь, гуманизм, духовность, нравственность должны выйти на передний план. Как раскроются сердца подрастающего поколения для восприятия прекрасного, так и повлияют их поступки на развитие цивилизации грядущего века. Во все времена проблема воспитания и обучения детей стояла на первом месте. В наше сложное и противоречивое время необходимо прочувствовать эту истину. Многие ученые, общественные и политические деятели, психологи, педагоги заявляют о том, что необходимо повышать уровень эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.

Изменение сторон общественного сознания подразумевает под собой гак же изменения в системе воспитания и образования. Это в частности должно привести к изменениям в общеобразовательной школе. Основная проблема современной школы- нравственная, эстетическая , обучающая целостность . Школа должна рассматривать воспитание ученика как воспитание самостоятельной личности . Учителю необходимо осуществлять постоянный диалог с учениками. Предметы эстетического цикла четко направлены на формирование нравственных представлений. Литература, музыка, изобразительное искусство формируют общечеловеческие понятия о морали, гармонии, возвышенном. То место, которое в настоящее время отводится в школе недостаточно. Необходимо так же углубить связь между данными эстетическими предметами и другими. В данном случае необходимо рассмотреть взаимосвязь изобразительного искусства и трудовой деятельности ребенка. Эти предметы, имеющие общую основу- самостоятельное творчество ребенка. Развивая фантазию, творческие способности на изобразительном искусстве, необходимо полноценное развитие этих качеств и на уроке труда. Занятия изобразительным искусством помогают ребенку выразить свои эмоции, переживания через возможность отображения своих неповторимых внутренних впечатлений. Формируя и совершенствуя изобразительную деятельность педагог осуществляет различные виды воспитания- сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное. Занятия трудовым обучением предполагают развитие трудовых навыков. Разрыв между этими двумя близкими по целям и задачам предметам приводит к тому, что необходимая творческая фантазия, присутствующая на рисовании, практически отсутствует на предмете технологии. Занятия по труду в начальной школе имели яркий творческий характер. Эта деятельность имела большую взаимосвязь с уроками ИЗО. Большое количество творческих заданий с использованием различных материалов (бумага, ткань, природные материалы) взаимодействовали с изобразительным искусством, имели четкую композиционную и колористическую основу всех изображений. Данные творческие занятия по художественному труду, проводимые в младших классах, практически отсутствуют на занятиях по технологии в средней школе. Задания носят чисто-технологический характер, то есть дают лишь основные знания в практической деятельности при работе с данными материалами. Ученик не может выразить свою фантазию, привнести свои собственные идеи в работу. Постепенно у ребят теряется интерес к трудовому обучению. Занятия носят механический характер практической деятельности.

Чтобы убрать разрыв между трудовой и изобразительной деятельностью необходимо выбрать иной ракурс рассмотрения занятий по труду. Художественный труд- наиболее оптимальное сочетание творческой и практической деятельности. На этих творческих занятиях ученик может придумать эскиз какого-либо изделия, а затем по своему проекту выполнить своими руками задуманное. Он становится творцом собственных фантазий.

При выполнении эскиза необходимо учитывать навыки изобразительной деятельности. Например, необходимо знание основ композиции при разработке формы и размера изображения, а так же знание колорита. Данные знания по композиции необходимо давать на уроках ИЗО. Наиболее доступно и выразительно предложить изучение вопросов композиции можно на уроках из раздела « Декоративное искусство». В начальной школе наблюдается очень высокий уровень декоративных изображений в упражнениях и заданиях по орнаменту, различных видах росписи. Ребенок не боится сочинять сам, ему это очень интересно. Но при переходе в среднюю школу (5 класс) возникает кризисный период в творчестве школьника. В изобразительной деятельности идет акцептирование на натурное изображение предметов. Очень мало времени уделено декоративному рисованию. Данные работы как бы утрачивают прежнее значение, так как вместо локализации цвета идет упор на цветовой смешанный колорит. Обучая натурному изображению предметов, мы упускаем из виду развитие детской фантазии. Второй главный аспект данного вопроса - композиционные знания. Более доступно и понятно основы композиции можно рассматривать на занятиях декоративным искусством, так как эти задания представляют собой очень интересный и красочный материал. Композиция - важное звено в обучении детей изобразительному искусству. Все практические и творческие занятия рисунком, живописью четко построены на основах и законах композиции. Вез знания этих основ возникают большие трудности в натурном, колористическом, графическом, тематическом рисовании.

Занятия декоративным искусством играют большую роль при проведении грамотного художественного обучения. Так же они играют большую роль в обучении художественному труду. Повышение эффективности эстетического воспитания подрастающего поколения, развитие творческой активности и способностей- все это предлагает нам правильное, грамотное соединение предметов изобразительное искусство (раздел декоративное рисование) и художественный труд (технология). Современное состояние теории и практики обуславливает необходимое изучение проблемы взаимопроникновение на основе композиционной грамоты этих двух предметов.

Анализ существующих школьных программ по изобразительному искусству и технологии показывает, что в данных программах недостаточное внимание уделяется систематическому и целенаправленному ознакомлению учащихся с декоративным искусством, его элементам композиции и закономерностям цветового решения. Проблема подачи композиционных знаний па основе декоративного искусства и взаимосвязь этих уроков с уроками технологии в средней школе не решена полностью до настоящего времени и требует дальнейших теоретических, экспериментальных исследований и практических разработок, направленных на дальнейшее совершенствование эстетического воспитания школьников. Изучение отечественной и зарубежной литературы по интересующим нас вопросам , личный художественный опыт, а так же наблюдение за работой учащихся 5-7 классов в процессе уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе свидетельствуют о необходимости исследования /данной проблемы.

Настоящее исследование посвящено раскрытию проблемы приобретения знаний по композиции на основе взаимосвязи уроков декоративного искусства и художественного труда.

Цель исследования: подробное рассмотрение декоративных приемов художественного труда и тесная взаимосвязь этих приемов с изобразительной деятельностью. Необходимо в ходе проведения убрать разрыв между изобразительной деятельностью и художественным трудом, существующий в общеобразовательной школе.

Объект исследования: Процесс обучения декоративному искусству и художественному труду учеников 5-7 классов.

Гипотеза: проблема приобретения знаний, умений и навыков по композиции на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду в 5-7 классах и более успешного эстетического развития личности школьников может быть реализована па высоком уровне при условии использования повой более эффективной методической системы, разработанной нами, которая включает в себя: а) цели, задачи и содержание приобретения знаний, умений и навыков по композиции школьниками 5-7 классов на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному [руду; б) дидактические принципы, формы, методы и методические приемы; в) средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях по композиции ( ТСО, наглядные пособия и т.д.) и которая обладает такими качествами как;

1) взаимосвязь процесса научно-теоретических основ воспитания и художественного образования средствами композиции;

2) единство процесса обучения декоративному искусству на уроках декоративного рисования и художественного труда;

3Использование наиболее рациональных и эффективных методов обучения, способствующих повышению уровня знаний, умений и навыков в этом разделе изобразительного искусства у школьников 5-7 классов;

4) широкое применение средств наглядности.

В соответствии с поставленной целью и рабочей гипотезой были определены задачи исследования:

1. Раскрыть закономерности композиции в декоративном искусстве.

2. Раскрыть значимость использования законов композиции на уроках художественного труда.

3. Показать связь уроков художественного труда с уроками изобразительного искусства.

4. Разработать эффективную методическую систему приобретения знаний, умений и навыков по композиции на основе взаимосвязи занятий по декоративному искусству и художественному труду.

5. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики в решении этой проблемы.

Решение этой, одной из главных задач сводилось к более частным задачам, а именно: а) Разработать методические рекомендации обучению композиции на уроках декоративного искусства в 5-7 классах. б) Разработать методические рекомендации обучению композиции на уроках художественного труда.

В процессе работы мы пользовались следующими методами исследования:

1. Изучение и анализ психологической, педагогической, искусствоведческой литературы.

2. Изучение школьной документации, педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, обучение и анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся (рисунков) и творческих работ.

Педагогический эксперимент. Исследование проводилось в течение трех лет. Основной базой экспериментального исследования являлась школа 219 г.Москвы.

Этапы исследования

Этап (1997-1998гг). Подбор и изучение теоретических материалов по проблеме исследования. Проведение констатирующего эксперимента, позволившего определить проявление композиционных представлений школьников на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом. Определение основных положений проведения формирующего эксперимента. Задачей первого этапа являлось установление конкретного объема знаний, умений и навыков школьников в области изо и труда. Содержание и характер проведения установочного материала в контрольных классах не чем не отличался от характера и содержания проведения данного эксперимента в экспериментальных классах (одни и те же задания, методы, приемы обучения)

Этап (1998-2001 г). Апробация результатов опытно-экспериментальной работы. Аналитическое и графическое сравнение данных экспериментальных и контрольных групп школьников. Обобщение и оформление экспериментальных данных. Определение выводов, подтверждающих гипотезу исследования. На этапе появились различия. В контрольных классах обучение элементам декоративной композиции строилось по обычной, применяющейся в практике школ методике (традиционные формы объяснения и вопросы, наглядный показ с помощью педагогического рисунка на доске а так же посредством таблиц и схем) а в экспериментальных классах развивающий этап строился по специальной экспериментальной методике, направленной на развитие эстетического видения действительности, развитие чувств формы и цвета, развитие творческой активности и художественного вкуса школьников.

Этап (2001-2003 г.г.). Анализ результатов опытпо-эксперименталыюй работы. Аналитическое и графическое сравнение данных экспериментальных и контрольных групп школьников. Обобщение и оформление экспериментальных данных. Определение выводов, подтверждающих гипотезу исследования. Данный этап вводился с целью фиксации результатов обучения и соотношение уровня художественно-творческого развития школьников контрольных и экспериментальных классов. Задача этого этапа - подтверждение правильности применения методических приемов, наглядных пособий, содержание и организация уроков изобразительного искусства и художественного труда в 5-7 классах в условиях экспериментального обучения.

Научная новизна исследования. Разработана методическая система приобретения знаний, умений и навыков по композиции у школьников 5-7 классов на занятиях декоративным искусством и художественным трудом, которая использует принцип тематических блоков с учетом компонента декоративности и включает в себя: цели, задачи, содержание учебного предмета; принципы, формы, методы, методические приобретения знаний, умений и навыков по композиции у школьников па занятиях по декоративному искусству и художественному труду.

- средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов по ИЗО и труду ( ТСО, наглядные пособия).

В результате исследования получены новые данные характеризующие:

- научно-теоретическую разработку основ эстетического восприятия и использование композиционных законов учащимися 5-7 классов;

- раскрытие возрастных и индивидуальных особенностей эстетического восприятия и использование композиционных основ учащимися 5-7 классов на уроках ИЗО и труда;

- разработку и экспериментальную проверку новой методики обучения изобразительному искусству и художественному труду в 5-7 классах.

Научно-теоретическое и практическое значение. Теоретические результаты исследования могут быть использованы для разработки смежных проблем в других диссертациях. I 'фактические результаты могут быть использованы при разработке новых учебников, пособий, учебных программ, использоваться учителем в преподавании изо и труда. Разработаны методические рекомендации по совершенствованию программ преподавания изо и труда в средней, общеобразовательной школе.

I. Научно-теоретические основы проблемы исследования

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по III главе

Для выработки оптимального варианта проведения эксперимента мы руководствовались разработанной в педагогической науке концепцией оптимизации обучения: комплексным планированием задач обучения, выбором рациональной структуры занятий, использованием наилучших для данной ситуации методов, форм и средств обучения, выявлением соответствия результатов обучения возможностям школьников и нормативом времени. Нами были четко выбраны требования и намечены цели для достижения наилучших результатов:

1. Развитие интереса к творческой деятельности в процессе обучения.

2. Развитие способности к сравнению формы объектов и их изображений.

3. Целенаправленное и систематическое закрепление навыков трудовой и изобразительной деятельности.

4. Высокий эффект формирования графических знаний по композиции достигается при условии широкого использования ярких, красивых наглядных пособий.

5. Всестороннее изучение объекта на уроках ИЗО и труда, переход от графического изображения к изготовлению предмета.

6. Научить широкому использованию художественных материалов.

7. Научить учеников эстетически оценивать окружающую действительность и свою работу.

Задания по декоративному искусству тематически связаны с занятиями по художественному труду. В пятых классах проводилось формирование основных начальных знаний по композиции и элементарных знаний и умений по технологии, при изготовлении этого ряда изделий учащиеся знакомились с новыми элементами и процессами по технологии, выполнением простейших художественных преобразований в компоновке, в подборе художественных элементов. В шестом классе учащимся предлагались подобные, но более сложные по композиции и технологии виды работ, например, те же коллаж-ные композиции, но с усложненной тематикой и техническим исполнением. Экспериментальные занятия в седьмом классе носили более повышенный уровень сложности по сравнению с пятым и шестым классом. Учащиеся выполняли более сложные творческие задания и изготавливали усложненные технологически проекты. В ходе проведения эксперимента в 5-7 классах было выявлено, что значительно возрос уровень композиционной грамотности учащихся, как следствие его художественной подготовки. Повысилась самостоятельность при изготовлении эскиза рисунка и выполнении готового изделий. Наблюдается стремление к поиску новых художественных форм и решений.

В ходе проведения сравнительного этапа эксперимента было выявлено, что уровень подготовленности учащихся экспериментальных классов значительно возрос, по сравнению с началом эксперимента. Ученики экспериментальных классов проявили большую самостоятельность при выполнении работ, чем ученики контрольных классов. Работы учеников экспериментальных классов отличались большей сложностью исполнения, художественно-эстетической значимостью, соблюдением основ композиционной грамоты.

151

Заключение

Декоративное искусство, основанное па многовековых традициях национального народного творчества и духовной культуре народа, занимает особое место в нравственном, эстетическом и трудовом воспитании школьников. Занятия декоративным словом должны быть тесно связаны с другими видами учебной работы, с занятиями по изобразительному искусству. Необходимо учитывать воздействие декоративного искусства на личность школьника в комплексе с другими видами изобразительного искусства.

Работа по изучению формы предметов, основанная на всестороннем знакомстве школьников с определенными различными материалами на занятиях ИЗО и Технологии дает полную возможность изготовления изделий в материалы по собственным, заранее разработанным эскизам.

Нами был реализован межпредметный подход к эстетическому воспитанию учащихся подросткового возраста средствами декоративного искусства и взаимодействия его с изобразительной деятельностью.

Комплексность воздействия декоративного искусства на учащихся рассмотрена как средство эстетического развития, формирования нравственно-эстетических отношений, изобразительных и трудовых навыков и творческой активности. Межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной деятельности. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усилению его единства с эстетическим и художественным воспитанием школьников средствами декоративного искусства. Поэтому для более успешного решения комплекса проблем потребуется осуществить комплексную разработку дальнейших направлений педагогической работы:

1. Совершенствование форм и методов организации занятий декоративным искусством. Следует обратить внимание на комплексность и коллективность, сотрудничество занимающихся творческой деятельностью и учителей разных предметов, групповую работу; дальнейшее развитие межпредметных связей.

2. Дальнейшее изучение методики преподавания декоративного искусства в общеобразовательной школе. Выявление педагогически целесообразных связей между ИЗО и Технологии.

3. Работа по совершенствованию форм и методов преподавания основ композиции, более углубленное изучение ее законов.

Экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о доступности и необходимости развития у школьников 5-7 классов декоративной деятельности и изготовления различных изделий.

Для решения эт их задач необходимо осуществлят ь постановку художественно-конструкторских задач на примерах изготовления художественно-прикладных работ, направляя внимание на развитие интереса к декоративному искусству в системе уроков ИЗО и Технологии. Решение задач с элементами художественного конструирования должно охватывать словесные, предметно-вещевые, наглядные и графические методы, средства и приемы обучения и развития художественной деятельности учащихся. Для получения декоративных изделий необходимо включать школьников в анализ художественно-конструкторских форм, декора, композиций. Центральным этапом этой работы определены задания, посильные для выполнения учащимися декоративных работ и решений художественно-конструкторских задач в полном соответствии с их функциональным назначением и эстетическим требованием к выполнению работ по декоративному искусству; вовлечение учащихся в процесс самостоятельной работы над целостным изделием способствует формированию у школьников творческого отношения к работе, развитию у них интереса к художественно-прикладной деятельности.

В результате широкой экспериментальной проверки методики формирования у учащихся 5-7 классов знаний и умений по композиции и взаимосвязь занятий ИЗО и Технологии определены элементы содержания обучения школьников первоначальным знаниям, умениям и навыкам по композиции и технологии изготовления декоративных изделий.

Выявлена доступность для восприятия учащимися ведущих понятий, необходимых для выполнения декоративных работ - об основных эстетических требованиях, о вариантах художественных форм и элементов, о способах их получения.

В экспериментальных исследованиях выявлены дидактические обоснования совокупности заданий, взаимосвязанных с изготовлением простых изделий декоративного характера на уроках Технологии.

Нами определены и обоснованы принципы отбора содержания обучения школьников, технологии выполнения декоративных и изобразительных работ.

Разработано содержание обучения школьников в процессе их художественной деятельности: элементов знаний о принципах выполнения художественных решений, понятие о законах композиции и выборе художественных форм, о применении сочетаний художест венных форм и элементов, о выборе размеров и вариантов художественных решений. Определены приемы выполнения декоративных работ. Выявлены знания и умения учащихся по технологии художественно-практической деятельности о планировании работ, о последовательности выполнения операций и контроля их качества.

Выявлены эффективные методы и приемы формирования знаний и умений по технологии выполнения декоративных работ: демонстрация и анализ художественных изделий; инструктаж и упражнения по выполнению усложняющихся художественно-конструкторских элементов на основе использования различных приспособлений.

Разработано содержание художественно-прикладных задач и определены способы их решения на уроках ИЗО и Технологии: задачи на преобразование заданных художественных форм и элементов, на выбор рациональных решений, на художественное оформление и отделку изделий.

Разработаны дидактические материалы для постановки упражнений и заданий по формированию первоначальных навыков по композиции на уроках ИЗО и Технологии.

В целом, выполненное исследование подтвердило гипотезу и позволило решить поставленные задачи.

В дальнейших исследованиях необходимо осуществление поиска на определение путей организации художественно-прикладной деятельности учащихся старших классов.

155

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Никольская, Екатерина Александровна, Москва

1. Аверьянов A.M. Системное познание мира. Методологические проблемы. М.: Политиздат. 1985,-250с

2. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Советский художник, 1968,-248с.

3. Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения /Советская педагогика. 1957. - №4.

4. Андреев М.Г. Современные тенденции интеграции наук //Вопросы философии: 1981 -№3,-78с.

5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение. 1985,-370с.

6. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982.к

7. Бакушинский А.В. Об изучении детской психики и творчества. Архив Г.Т.1 \ Фонд 33. - опись I, ед.хр. 16.

8. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: 11овая Москва. 1925,-400с.

9. Белый Ш., Вельдбрехт Д. Методическое обеспечение межпредметных связей. Народное образование. 1984. - № 10,- 146с.

10. Бейер В.И., Воскресенский А.К., Лепилов К.М. Статьи. Петроград, 1912,-120с.

11. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986.

12. Борисенко Н.Ф. Об основных межпредметных связях /Советская педагогика. 1971. - № 1 1.

13. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры: Методические основыI

14. Ь дискуссий в эстетике. М.: Искусство. 1975,-189с.

15. Ванелов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М.: Советский художник. 1966,-279с.

16. Ванелов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. Л.: Художник РСФСР. 1977,-450с.

17. Ветров В.Н. Внеклассные занятия декоративно-прикладным искусством /Эстетическое воспитание в школе-интернате: Сб. статей. Вып.П. -М.: АПН РСФСР. 1963.

18. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по изобразительному искусству. М.: Учпедгиз. 1948,-256с.

19. Возрастная и педагогическая психология /Учебное пособие для пед. вузов /Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение. 1978,-400с.

20. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству /Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982,-350с.

21. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством / Под ред. Б.П.Юсова. М., 1981.

22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Госиздат РСФСР. 1930,-420с.

23. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М.: АПН РСФСР. 1956,-502с.

24. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство. 1968,-520с.

25. Глинская И.П. Декоративное рисование /Методические разработки. -Л., 1974,-320с.

26. Глинская И.П. Занятия декоративным искусством в школе /Эстетическое воспитание школьников и учащихся ПТУ в связи с требованиями научно-технического прогресса /Сб. науч. статей. М.: Педагогическое общество и Центральный Совет РСФСР. 1971 ,-354с.

27. Гринович П. Изобразительное искусство и ручной труд в Единой Трудовой Школе. М., 1925,-370с.

28. Декоративно-прикладные работы в детском кружке изобразительного искусства /Художественное воспитание во внешкольной работе. М.: АПН РСФСР. 1956,-480с.

29. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение. 1982,-390с.

30. Единая Трудовая Школа: Положение. М.: ВЦИК. 1918.

31. Желтоухов Ю.П. Эстетическое воспитание школьников на внеклассных занятиях по труду (на примере художественной обработки материалов в 6-7 классах): Дис. канд. пед. наук. М., 1970.

32. Журина Г.И. О декоративно-орнаментальном рисовании в школе I-^ й ступени /Искусство в трудовой школе. М., 1920.

33. Зарецкий И.И. Формирование любви к природе в процессе эстетического восприятия /Воспитание у школьников любви к природе в процессе общественно полезного труда /Составители: И.Э.Морголис, Е.Я.Пастух. М.: НИИ общей педагогики. 1975.

34. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика. 1981,-276с.

35. Зверев И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема /Советская педагогика. 1974. - №12.

36. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: Учпедгиз. 1 961.

37. Изобразительное искусство в начальных классах /Под ред. Б.П. Юсова, Н.Д.Минц Минск.: Народная асвета. 1986.

38. Изобразительное искусство в школе /Под. ред. fc В.В.Колокольникова. М.: Педагогика, 1975,-150с.

39. Изобразительное искусство: Методические разработки уроков и типовой программы по изобразительному искусству. Вып. 1981г. - М., 1983.

40. Искусство в трудовой школе /Под. ред. А.В.Бакушинского. М.: Новая Москва, 1926,-450с.

41. Исследование художественных интересов школьников /Под ред. Е.В.Квятковского и Ю.У.Фохт-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974,-250с.

42. Кабан-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968,-502с.

43. Кабо В.Р. Синкретизм первобытного искусства /Ранние формы искусства. -М„ 1972,-358с.

44. ЬСаген М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. -Л.: Художник. РСФСР, 1961,-170с.

45. Камаков А.О. Эстетическое воспи тание учащихся 4-6 классов средствами декоративно-прикладного искусства: на материале народного декоративно-прикладного искусства Казахстана. Дис. канд. пед. наук. М., 1983.

46. Кедров Б. М. Классификация наук. М. Мысль. 1985x350

47. Кибрик Е.А. О композиции. М„ АХ СССР 1959,-420с.

48. Конорский А.С. Диалектика эстетического процесса /Генезис чувственной культуры. Киев, 1982.

49. Ковальская Е.Р. Детям о народном декоративном искусстве /Методика проведения бесед по искусству / Сборник. М. - Л.: Просвещение, 1965,-78с.

50. Коган А.Н. Труд и красота. М.: Соцэкгиз, 1963,-378с.

51. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий М., легкая и пищевая промышленность 1981,-400с.

52. Колокольников В.В. Нужен новый учебный предмет /Художник. -1963.-№8, -270с.

53. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз. 1955,-575с.

54. Кузьмин В.П. Принципы системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1986. - 398с.

55. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение. 1981,-408с.

56. Кушаев Н.А. Основные этапы художественного восприятия школьников /Взаимосвязь теории и практики эстетического воспитания школьников. М.; 1977,-420с.

57. Лаанвеэ Э.Л. Соединение трудового обучения с элементами декоративно-прикладного искусства /Вопросы методики трудового обучения: Сборник /Под ред. А.Г.Дубова. М., 1970,-380с.

58. Лабунская Г.В. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по изобразительному искусству/Программы, инструктивные указания. М.: Учпедгиз. Полиграфическая книга, 1948.

59. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение. 1965,-320с.

60. Лабунская Г.В. Изотехника: Заочные политехнические курсы. М.: Наркомпрос, 1926.

61. Лабунская Г., Пестель В. Детское творчество и художественное производство /Искусство в трудовой школе / Под ред. А.В.Бакушинского. -М.: Новая Москва, 1926,-380с.

62. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981,-430с.

63. Лихачев Г.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.

64. Локк Д. Педагогическое сочинение М.: Учпедгиз., 1939,-506с.

65. Лосев А.Ф. История античной эстетики /Высокая классика. М.: Искусство, 1974,-480с.

66. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978,-502с.

67. Люсоком П.В. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе овладения декоративно-прикладным искусством: Афтореф. Диссертации канд. псд. наук. М., 1974.

68. Лошкерова Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса. М.: МОПИ им. В.И.Ленина. 1981.

69. Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958,-300с.

70. Максимова В.М. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987,-170с.

71. Марьенко И.С. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1980,-120с.

72. Методы педагогических исследований / Под. ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979,-356с.

73. Моргунова Г.О. О композиции М„ АХСССР 1959,-298с.

74. Йеменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания /Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981.

75. Новикова Л.И. Научно-технический прогресс и искусство /Некоторые проблемы взаимодействия техники и искусства. М.: Знание, 1976,-280с.

76. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998,-35 1с.

77. Окладников А.П. Утро искусства. Л.: Искусство, 1967,-307с.

78. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984.

79. Основы дидактики /Под ред. проф. Б.П.Есипова. М.: Просвещение, 1967,-300с.

80. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школьных кружков / Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1979,-200с.

81. Основы эстетического воспитания /Учебное пособие / Под ред. Г.А.Абрамовича, А.К.Дремова, Д.Ф.Козлова, Б.Т.Лихачева. М.: Высшая школа, 1975,-308с.

82. Павлик К.В. Взаимосвязи в преподавании изобразительного искусства и труда в I-II классах общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972.

83. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., Вгпромбытиздат, 1985,569с.

84. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. т.2. Г.П.М.: АПН РСФСР, 1965,-415с.

85. Педагогика (3-е издание. Пед. Общество России, Москва, 1998)520с.

86. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. М.: Знание, 1962,-400с.

87. Пиаже Ж. Теория Пиаже / В кн.: История зарубежной психологии 30-60 годы XX века М., 1986,-450с.

88. Положение о Единой Трудовой Школе РСФСР. М., 1918.

89. Пономарьков С.И. Декларативное и оформительское искусство в школе. М.: Просвещение, 1976.-1 70с.

90. Пономарьков С.И. Школьные выставки декоративно-прикладного искусства /Проблемы преподавания художественных графических дисциплин в педагогическом институте и в средней школе: Сборник. М., 1974,-370с.

91. Программа восьмилетней школы на 1976/77 учебный год. Изобразительное искусство (IV-VI классы). М.: Просвещение, 1976,-280с.

92. Программа восьмилетней школы: Изобразительное искусство (IV-VI классы). М.: Просвещение, 1983,-293с.

93. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: художественные кружки /Под ред. В.И. Лейбсона, Б.П. Юсова, А.В. Щербакова. М.: Просвещение, 1981.

94. Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" (I-IX классы общеобразовательной школы) /Под ред. Б.М.Йеменского. М., 1985,-289с.

95. Программа "Изобразительное искусство" /НИИХВ АНП СССР совместно с Союзом художников СССР. М., 1981 ,-265с.

96. Программы "Изобразительное искусство" М.: "Дрофа", 2000,286с.

97. Программа семилетней Единой Трудовой Школы для 1-й и П-й ступеней. М.: Госиздат, 1921,-230с.

98. Программы средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (I-VII классы) и факультатив (8 класс). М., 1989.

99. Разумный В.А. Эстетическое воспитание: сущность, формы, методы. М.: Мысль, 1969,-369с.

100. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М.: Советский художник, 1968,-5 12с.

101. Революция. Искусство. Дети. М.: Просвещение, 1966,-200с.

102. Розенталь Р., Рацка X. История прикладного искусства нового времени. М.: Искусство, 1971,-297с.

103. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. М.: Просвещение, 1976,-180с.

104. Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. М: Министерство культуры СССР, Союз художников СССР. - 1973. - 4.1. - ч.П.

105. Рондели Jl.Д. Народное декоративно-прикладное искусст во: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984,-340с.

106. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1981,-192 с.

107. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е изд., перер. и допол. - М.: Просвещение. 1980.

108. Сборник "Художественное воспитание в школе I ступени" /Материалы к составлению программ. М.: Работник просвещения, 1927.1 16. Связь обучения в восьмилетней школе с жизнью / Под ред. Э.И. Моносзена, М.Н. Скаткина. М.: АПН РСФСР, 1962.

109. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: изд-во АН СССР. 1952,-450с.

110. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М., Машиностроение 1977,270с.

111. Сорокин Н.А. Дидактическое значение межпредметных связей / Советская педагогика. 1971. - №8.

112. Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роль в становлении сознания / Ранние формы искусства. М., 1973.-480с.

113. Тедд Л. Новый путь для художественного воспитания юношест ва и детей. М; 1914.

114. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.

115. Технология. Учебник для 5 классов общеобразовательной школы /Под ред. В.Д. Симоненко. М.: "Вентана-Граф", 1999,-239с.

116. Технология. Учебник для 6 классов общеобразовательной школы /Под ред. В.Д. Симоненко. М.: "Вентана-Граф", 1999,-238с.

117. Технология. Учебник для 7 классов общеобразовательной школы /Под ред. В.Д. Симоненко. -М.: "Вентана-Граф", 1999.

118. Урок в восьмилетней школе / Под ред. M.J1. Данилова. М.: Просвещение, 1966.

119. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. т.2. М., 1954,-400с.

120. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка / Избранные педагогические сочинения. М., 1985,-359с.

121. У (пинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. т.З. - М.,1948.

122. Ушинский К.Р. Собрание сочинений. т.6. - М.: АПН РСФСР, 1950,-400с.

123. Федосеев П.Н. Философия естествознания, современность. М.: Мысль, 1981,-420с.

124. Флерина Е.А. Педагогика народной игрушки /Тезисы доклада на Всероссийском совещании по игрушке /Эстетическое воспитание дошкольников. М.: АПН РСФСР. 1961.

125. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М.: АПН РСФСР, 1961.

126. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе М.: Просвещение 1988.с.250

127. Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: диссертации докт. пед. наук. Орел, 1982.

128. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика., 1972,-180с.

129. Чебышева В.В. Психология трудового обучения: трудовые умения и навыки и условия трудового обучения. М.: Просвещение, 1969,-250с.

130. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М.: Академия художеств СССР, 1962,-420с.

131. Чепелев В. Об искусстве казахского народа / Искусство. 1936.4.

132. Чепиков М.Г. Интеграция науки Философский очерк., 2-е издание, М.: Мысль, 1991.

133. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь: Из опыта работы детской трудовой колонии. М.: Госиздат, 1923.

134. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1958,-400с.

135. Шацкий С.Т. Искусство как элемент детской жизни /Революция

136. Искусство-Дети: Материалы и документы. —М.: Просвещение, 1986.

137. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека /Собр. сочинений. т.6. - М. 1957,-270с.

138. Шорохов Е.В., Козлов И.Г. Композиция. М.: Просвещение,1978,-159с.

139. Шпикалова Т.Я. Декоративное творчество школьников и художе-1 ственные народные промыслы. М.: МИ РСФСР, 1978.

140. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение,1979.

141. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусст ва: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1965.

142. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: обучение и творчество fc /Проблема руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969.

143. Щербаков А.В. Проблемы руководства изобразительным творчеством ребенка /Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством / Под ред. Б.П.Юсова. М.: АПН СССР, 1981.

144. Эстетическое воспитание в школе / Под ред. Б.Т.Лихачева. М.: педагогика, 1980.

145. Эстетическое воспитание школьников /Под ред. А.И. Бурова и Б.Т. Лихачева. М.: Просвещение, 1974,-230с.

146. Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности /Сборник научных трудов. М.: АПН СССР, 1983.

147. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии (о периодах возрастной актуализации занятий различными видами искусств) / Теория эстетического воспитания: Сборник. 1975. -Вып.З.

148. Юсов Б.П. Потенциальные возможности видов искусства и общее развитие личности (опыт анализа структуры) /Теория эстетического воспитания: Сборник. М., 1973,-367с.

149. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964,-400с.

150. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание М., Знание, 1976,-378с.

151. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1966,-370с.

152. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОДОВОГО ПЛАНИРОВА Я ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТРУДУ1. Пояснительная записка

153. Все задания были продуманы с учетом возрастных особенностей и, несмотря на различный уровень сложности, были очень интересно продуманы тематически.

154. Раздел "Рисование с натуры" выполнение набросков и более детального рисунка объектов живой природы, предметов быта, людей. Данные занятия связаны тематически с декоративным рисованием тематическим.

155. Раздел "Тематическое рисование" рисование на темы окружающей жизни, иллюстрирование, ис торические темы.

156. Занятия раздела "Декоративное искусство" знакомит учащихся с произведениями декоративного искусства, приемами композиции. Изученные на этих занятиях правила помогают в успешном выполнении натурного и тематического рисования.

157. Во время практических работ важно использование различных художественных материалов и техники: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, аппликация, роспись по ткани, текстильный коллаж.

158. Структура программ использует тематический принцип планирования, межпредметную связь, соответствие тематики заданий интересам и возрастным особенностям учащихся.

159. Программа по изобразительному искусству дает возможность проведения уроков по одному и по два часа в неделю. Занятия по художественному труду проводятся один раз в неделю в форме сдвоенных занятий.