Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Пути совершенствованиея работы по развитию речи в кыргызской начальной школе (на материале художественных произведений в 3 классе)

Автореферат по педагогике на тему «Пути совершенствованиея работы по развитию речи в кыргызской начальной школе (на материале художественных произведений в 3 классе)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Сакиева, Сайипжамал Салайдиновна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Алма-Ата
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Пути совершенствованиея работы по развитию речи в кыргызской начальной школе (на материале художественных произведений в 3 классе)"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ орда. ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.АЕАЛ

На правах рукописи

САКИЕВА САШГБКАЖЛ САЛАЙДИНСВНА

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В КЬРГЫЗСКОЙ

НАЧАЛЬНОЙ МОЛЕ (на материале художественных произведений в 3 классе)

13. С С. 02 - у.ёто'щ'ка преполавакия репного языка

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Алма-Ата-1992

Работа выполнена в Кыргызском научно-исследовательском институте педагогики МНО Республики Кыргызстан.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: - кандидат педагогических наук,

профессор ОСЖШКУЛОВ А.О.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: - доктор педагогических наук,

профессор ИЖНАЛИЕВ К.И.

-каццвдат филологических наук . доцент ХАСАНОВА С. X.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: - Кыргызский женский педагогический

институт

Зашита состоится " ~ " 1992 года в /4 '

чассз на заседании специализированного совета К II3.C3.G2 в Казахское Государственном педагогическом университете иг,.Абая по адресу: Со 1С С , Алуа-Ата, ул. Советская, 30.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан 19Э2 г.

Ученый секретарь специализированного совета

Б. Шал а бае в

В реферируемой,,Диссертации разрабатываются основные методические приеми развития родной речи учащихся в процессе чтения художественных произведений. Именно родному языку принадлежит особая роль в воспитании всесторонне развитой личности на пути демократизации и гуманизации общеобразовательной школы.

Актуальность проблемы. Огромные изменения, связанные с провозглашением Декларации о государственном суверинитете Республики Кыргызстан, приданием статуса государственного кыргызскому языку, потребовали качественного преподавания родного языка и повышения его социальной роли в республике. Законодательное закрепление статуса кыргызского языка как государственного создает основу чля сохранения и развития национальной культуры коренного наропя, обеспечивает всестороннее и полное применение кыргызского языка во всех сферах государственной и общественной жизни Кыргызстана.

Однако успешная реализация закона долкна сопровождаться процессами демократизации и гуманизации как школьного образования, так и общества в целом. В этом плане из всего комплекса мер важнейшими является проблемы сохранения и развития национальной культуры, изучения истории кыргызского народа, возвращения ему творческого наследия деятелей прошлого, глубокое изучение бесценных педагогических сокровищниц народа: фольклорных шедевров, начиная от всемирно известного эпоса "!аанас", других лиро-эпических произведений, кончая народными пословицами и поговорками, назиданиями и поучениями. Уже в начальных классах исключительно важно развитие интереса учащихся к выспим ценностям национальной поэтической педагогики, культурным ценностям своего народа, воспитание чувства нравственности, любви к родной земле, своему народу, языку, литературе, образной богатой речи. Богатым дидактическим материалом дЭДсно стать творчество первых просветителей народа: 1'.1олдо Кылыч Ыамырканова, Молдо Иияза, исмонаалы Сыдыкова, Алдап Молдо, Тоголока Молдо (Байымбета \бдырахмянова), Белена Солтонова, Исака ¡Пайбекова, первых фольклористов, первых ученых - создателей письменности, как К.К.Юдахин, Х.Карлсяев и др.

'Лдеи изучения художественной литературы, ее языка в каждом классе в соответствии с возрастными особенностями учащихся были обоснованы eme .Л.Буслаевым в труде "О преподавани отечественного языка" (IB44), Ч.Д.Угаинским, который претворял эти идеи в своих хрестоматийных учебниках "Родное слово", '"';етский мир". 1 ученики К.Д.Утинского Н.АЛорф, Н.О.Бунаков, Д.И.Тихомиров, Д.Д. Се-

меков, Б.А.Флеров продолжали разрабатывать методику своего учителя. Данная проблема изучалась методистами и в послереволюционный период.

Проблема изучения художественных произведений в начальных классах кыргызской школн впервые была поднята в трудах профессора Касыма Тыныстанова (1524). Составленные им учебники для начальных классов состоят из нескольких разделов. В первом разделе предложены художественные произведения, направленные на воспитание учащихся в семейном кругу, а также рассказывающие о жизни и быте, новыа явлениях в жизни обшества и народа, о ликвидации безграмотности, воспитании детей, сельскохозяйственном труде. Учебники составлены на основе отражения времен года, материалы в них тщательно подобраны как в образовательном, так и в воспитательном плане. В них освещена жизнь ладей и общества тогдашнего времени, устремленность в будущее. Поэтому учебники К.Тыныстанова явились первыми,оригинальннми, ярко освещавшими национальный иолорит, ласточками в методике кыргызских начальных классов.

После К.Тыныстанова изучению художественных произведений посвящены труды З.Арабаева, С.паматова, К.Жантошева, Ы.Жаныбаева, ^.Мякелева, З.Бердибаева, Б.Рысбековой, С.ТурусбекоЕа*. Х.Сартба-еЕа, л.^оталиева, А.цураталиевой и других. Однако изучение художественно-литературных произведений в начальных классах все е'ле не стало системой, сто объясняется следующими причинами: во-первых, за последние 20-30 лет эта проблема не представлена предметом серьезного научного исследования; во-вторых, не разработана методика преподавания кыргызского языка в начальных классах с учетом последних достижений няучной мысли; в-третьих, отсутствует учебные пособия для самостоятельного чтения художественных. и фольклорных произведений в начальных классах; в четвертых, не распространяется опыт работы творчески работавших учителей по развитии речи учащихся. Перечисленные и вышеназванные факторы определили выбор темы диссертации, ее актуальность.

Пельч исследования является разработка методических приемов развития устной и письменной речи учащихся начальных классов пр! чтении художественных произведений.

~,ля достижения указанной цели мы поставили следующие задачи:

- анализ учебных программ, учебников и методических пособий для начальной сколы;

-о- определить соответствие учебного материала и его обьема "Зне тил" требованиям дидактики и психолого-возрастным особенностям младших школьников;

- анализ-обобщение опыта учителей по развитие речи учащихся при изучении художественных произведений в младших клтссах;

- разработать элективные методические приемы по развитие устной и письменной речи младших школьников в процессе изучения художественных произведений и апробирование их экспериментально.

¿■■етодкческой основой исследования являются фундаментальные труды по педагогической, психологической, литературоведческой, языковедческой, методической наукам, материалы по обучение чтению, положения Декларации о государственном суверенитете Республики Кыргызстан и Закона о государственном языке республики.

Рабочая гипотеза. Цель, задачи и объект исследования подвели к следующей гипотезе: если при изучении художественной литературы на уроках чтения будут использованы различные приемы развития речи, то у учащихся сформируется следу-юте навыки и умения:

1) наблюдательность, восприимчивость художественного произведения, пересказа авторского замысла;

2) самостоятельной работы с художественным произведением, понимание роли художественного слова, составления вопросов к произведение, написания небольпого рассказа, выражения собственного мнения, глубокого понимания содержания произведений, паз-вития мышления.

Есе это достигается на основе эффективных методических приемов обучения учащихся родной речи.

-етод нсследовпння:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

- изучение и обобщение передового опыта учителей по организации анализа художественных произведений;

- анализ собственного педагогического .опыта в пколе им.Ба-етова Базар-Норгонского района далал-Абадской области С1977-ЪЬ4 г.г.), а также в качестве научного сотрудника сектора начальных классов и допкольного воспитания Кыргызского. гШ педагогики республики;

- проведение опытно-экспериментальной работы, включавшей констатирующий, обучающий, и контрольный этапы этой работы в школах республики.

Научная новизна исследования проявилась в выявлении особенностей обучения в начальных классах кыргызской школы художественным произведениям по жанрам; в разработке системы организации самостоятельной работы при изучении художественных рроизведений, уроков поаторения по разделам; в укреплении взаимосвязи классной и внекласснай учебной работы.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что выводы и рекомендации могут быть использованы как в процессе непосредственно на уроках чтения, так и во внеурочное время, ¿¡атериалы работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе на филологических факультетах педвузов (спецкурс, спецсеминар, лекционные и практические занятия) по методике; при составлении или доработке программ, учебников, учебно-методических пособий дяя начальных классов. 1

Па загг.'.ту выносятся следующие вопросы:

- ведущую роль по развитию речи учащихся начальных классов должны выполнять уроки по изучении художественных произведений;.

- учащийся при чтении художественных ироизреценн-ч толучает развитие как устной, так и письменной речи;

- исключительно высока роль уроков повторения в обогапенин словарного запаса учеников;

- повторение по разделам книги для чтения даст возможность изучать сборники кыргызских детских айторов, развивает критическую оценку художественного произведения, дает импупьс к самостоятельному творческому мышлению;

' - современные потребности в чтении, растуиие интересы учащихся не удовлетворяются учебниками "Ьке тил", "^елекче". Ь-тот пробел восполняется нами сборником " Читай, думай, действуй]" для учащихся 3 класса?

- необходимо включить в учебную программу кыргызский фольклор, сочинения акынов-импровизаторов, сказителей и др. из народного творчества. Для этого недостаточно уроков чтения, поэтому

я начальных классах предлагается ввести дисциплину " Культура речи и словесное мастерство".

Апробапия результатов исследования. Содержание диссертации излагалось по частям в виде публикаций в республиканской периочиче-ской печати ("5л агартуу", "Мугалимдер газетасы", "Бипкек шамы", "йазтык жарчысы"), в форме научных докладов на педагогических чтениях учителей республики ( 19о7-1991 г.г.), на научно-практической конференции по языку (апрель 1591 г.), на научно-теоретической конференции, посвященной памяти профессора К.Тыныстанова (октябрь 1591), на совещании творчески работающих учителей (1591), на методических совещаниях, конференциях в школах г* Биакек.

Структура:диссертация состоит из введения, трех глав, заключения,. библиографии, приложения.

Содержание работы. Бо введении обосновнваятся актуальность проблемы, выбор тега исследования, определяется его цели и задачи, методические основы и метод, рабочая гипотеза, раскрываются новизна, практическая ценность, формулируется вопросы, выносимые на запиту, сообщается о результатах апробации.

Б первой главе - "История и современное состояние обучения родной речи в начальных классах" - раскрываются идеи, заложенные в программе по родной речи, учебнике, пособиях по чтени'-"1 художественных произведений в начальной пколе. Ретроспективно проверен анализ работ, опубликованных с 1524 г. - программ, учебников, ме-тсютеских пособий. На основе анализа разработаны научнс-метотеческие рекомендации по улучшению имеющихся программ, учебников и учеб!шх пособий по чтению художественной литературы. Здесь поя улучшением предполагается коренное обновление и качественная переработка всех разделов учебников, учебных пособий и создание оригинальных программ.

¿сть основание считать, что содержание учебно-методического оснащения учителя начальных классов не отражает современную объективную действительность, не отличается оригинальностью. Так, в программе обучения родной речи в 3 классе рекомендовано изучение произведений о В.Л.Ленине, его соратниках, революционерах, рассказывающие о событиях политической, общественной жизни бывзего СССБ и т.п. В программе отсутствуют разделы, посвященные произведениям устного народного творчества,•художественным произведениям кыргызских писателей. Эти же недостатки наблюдаются и в

учебниках, учебных пособиях. Так, большинство текстов художественных произведений (более 50%) занимают переводные материалы или же совершенно не отвечающие требованиям изучения художественных произведений сокращения больших текстов кыргызских писателей. даются в сокращении такие текстн как "Красное яблоко", "¿¿а току", "Буран в горах", "Журавли", при этом они совершенно не адаптированы с учетом возрастных и других факторов учащихся. А. разработанные вопросно-ответные комплексы к художественным произведениям не способствуют глубокому усвоению этого произведения, не развивают стремления к самостоятельному изучению, не направлены не развитие речи учащихся, не будят в Них творческой начало. В процессе анализа 230 заданий выяснилось, что они нацеливают учащихся лишь на восприятие событий, изложенных в сокра щенном тексте, и в них преобладают задания типа "прочти, расскажи прочитанное, найди в тексте, выучи стихотворение наизусть и т.д.? Из текста з текст содержание заданий повторяется, совершенно отсутствуют задания, направленные на творческие, активные це*-ствия, нет их разнообразия.

Анализ методической .литературы дает основание говорить о неудовлетворительном состоянии разработки вопроса обучения чтению, развитию речи в начальных классах или не о полном отсутствии научно-методических работ по отдепьным аспектам этой проблемы в кыргызской школе. Так, в трудах со обучения родной речи С. Турус-беков уделил внимание только стихотворном:/ жанру, а другие жанры остались вне поля зрения. В методических рекомендациях к учебнику "Родная речь" С"сше тил'Одля 3 класаа разработанные приемы не отвечают современным требованиям для работы с учениками. При этом анализ охватывает переводные художественные произведения, акцент делается на пассивное изучение стихотворений и заучивание их наизусть.

По нашему мнению, необходимо определить причины указанных недостатков и пути их преодоления.

I. Содержание программы, учебников "Родная речь", "Флажок", учебных пособий по развитию речи десятки лет не перерабатывалось и не изменялось. Имеющиеся в них тексты на современном этапе развития нашего общества характеризуется как- неин^ормативные, бессодержательные, не отражающие современную объективную действительность. Естественно, эти тексты не могут удовлетворить потре-

N

бностей ребенка и даже становятся негативным фактором при изучении художественных произведений и развитии речи.в начальных классах. В этой связи необходимо в корне пересмотреть содержание программы, учебников "Родная речь", хрестоматии "Флажок" с учетом национальной специфики начальных кыргызских классов. При разработке учебно-методического оснащения учителя по развития родной речи надо не только учитывать национальную специфику школы, но и возрастные, психологические особенности детей, их язык, интересы, духовный мир и т.д. Учитывая все эти факторы, в программу, учебники необходимо включить стихи-назидания Токтогула Сатылганова, Молдо Кылыча, Калигула, Молдо Нияза, Барлы, короткие рассказы, стихи для детей К. Тыныстанова, Фантастические произведения К. Эсенкожоева, К.Рысбаева, поэзию Осмонова, Ка-нгаэиева Ы.. А.Кырырова, Т.Кожомбердиева, Т.Самудинова, драмы К.1г1амбетакунова, басни Т.1.1 олдо, Ж.Боконбяеич, Й.Рысбаева и др. Через призму произведений этих авторов ученики смогут отличать стихи от прозы, реальность от фантастики, прозу от басенного жанра и т.д.

Б процессе переработки программы, учебников по развитию речи необходимо предусмотреть их вариативность, комплексность, альтернативность. Все это будет предполагать создание сборников для самостоятельного чтения произведений классиков кыргызской литературы. При подборе текстов учебника и сборника для самостоятельного чтения определяющим фактором должен быть, конечно, учет возрастных особенностей кыргызских детей.

'¿. Пути достижения восприятия художественного произведения детьми нашли свое отражение в методических указаниях. Но способы их достижения на современном этапе не отвечают требованиям методики изучения художественного произведения. Задача состоит в том, чтобы с учетом психолого-педагогических основ изучения художественного произведения разработать его методику. Особенно сегодня учитель остро нуждается в поурочных разработках и анализе художественных произведений, направленных на развитие речи детей.

3. Изучение художественных произведений должно предполагать ретроспективность, т.е. основательное изучение тем, связанных с историей кыргызского народа. Эти темы должны быть связаны с

народными национальными героями, учеными и просветителями, борцами за народное счастье, с историей киргизов, с их бытом и т.д.

4. При изучении художественных произведений прививаются и развиваются также навыки и умения, такие как находчивость, быстрота чтения, устная и письменная речь, выразительное чтение и т.д. Однако привитие и развитие этих навыков программой не учитываются и соответственно не разрабатываются критерии оценки художественно-литературных знаний учащихся. Не ограничиваясь лишь подбором соответствующих тем, в программе необходимо предусмотреть развитие указанных навыков и умений, разработку критериев оценки учащихся, их художественно-литературных знаний.

5. При изучении художественных произведений иногда необходимо интегрировать элементы урока родного языка с родной речье. Здесь можно предусмотреть такие виды работ как написание небольшого рассказа о герое из прочитанного произведения, составление различных типов предложений на основе выученных наизусть стихотворений, анализ этих предложений и т.д.

с. Изучение художественных произведений по жанрам, знакомство с их авторами, проведение дискуссий-обсуждений по сборникам авторов начать в младших классах и систематически претворять их в гакольнуе практику, что будет способствовать укрепление связи между начальными и старшими классами. Главную роль в этой работе должны играть уроки повторения. На уроках повторения будут проведены анализ произведений авторов данного раздела, обсуждение произведений, чтение самостоятельно написанных небольших рассказов, стихов. При этом в процессе Формирования у учеников начальных классов навыков организации обсуждения и анализа предлагаемых сборников поэтов или написания аннотаций и рецензий по произведениям авторов совершенствуется художественно-эстетические чувства, развивается их речевая деятельность.

7. Известно, что кыргызский народ с древних времен славился своим устным народным творчеством: своими манасчи, когаокчу (мастера плача-причитания), жямакчы (сочинители), импровизаторами, сказителями и т.п. Но в последнее время такие *ультурно-чрчвст-венные богатства все больше теряется. Оживление работы в данном направлении целиком зависит от творческого подхода, поиску учителя. Данные способы обучения должны быть-вклечены в школьную nporpai.ii.iy.

сЗ. Развитие речи лишь на уроках родной речи становится недостаточном. Поэтому в начальных классах необходимо составить программу курса "Культура речи и словесное мастерство", разработать методическое пособие, проводить за счет уроков родной речи и кыргызского языка.

9. В программах начальных классов нужно разработать отдельный раздел по народным и художественным произведениям и в такой форме внедрят-ь в жизнь литературно-художестречное образование детей, иначе говоря, последовательно осуществлять гуманизацию учебного процесса. В этой связи мы предлагаем использовать опыт составления первого в республике "Окуу китеби" ("Учебник") Ты-нкстанова К., а также изданных впоследствии учебников Ч.Канто-шева, С.Наматова, Ы.Каныбаева, Н.Макегповз, С.Турусбекова, К.Сар-тбаева и других. При этом рассматривается и определенный пересмотр, переработка отдельных принципов составления подобных учебников.

Реформирование преподавания родной речи является задачей, требующей первостепенного и неотложного решения, обретение Республикой Кыргызстан государственного суверенитета вносит много изменений в содержание программ, учебников, учебных пособий. Сама Глнзнь остро ставит вопросы создания нового оригинального учебно-методического оснащения учителя начальных классов, отра-•••т-:::9гс на пиона льну"-о самобытность киргизов.

Ьо второй'главе - "основные задачи развития речи лги изучении художественных произведений в 5 классе" - анализируется труды кыргызских методистов по проблемам изучения стихов, прозаических произведений, разрабатываются наши рекомендации по улучшению качества и уровня их преподавания.

Какие же Факторы обуславливают »гель объяснения учакимся содержания стихов9 Это связано:

во-первых, с тем, что стихотворный жанр является высшей степенью xyz.or.ee?венной мысли, и подлинно творческое начало любого стихотворения лежит на высоком эстетическом, эмогиональном, творческом напряжении мысли поэта. Естественно, при изучении стиха это напряжение мысли оказывает ссответству-тгее влияние на худо-жестренно-зстетическое формирование и развитие личности;

во-вторых, язык стиха краток, лаконичен, образен и по этоЯ причине является исключительно мощным средством обучения учащих-

ся образной, художественной речи, точному выражению собственной мысли, помогает им изживать невыразительную, шаблонную, канцелярскую речь;

в-третьих, особая эстетическая, волшебная, чудотворная сила поэтического слова, развивая эстетический вкус ученика, оказывает на него своеобразное сильное эмоциональное воздействие;

в четвертых, стихотворные произвецния оказывают наибольший эффект в воспитании чувства умения определять и различать по",-линное искусство, настоящее творчество от суррогата и серости. Кыргызские дети с древнейших времен Формировались под воздействием поэтического творчества, с младенчества на них оказывали естественное влияние различные фольклорные жанры, исполняемые их родителями и сказителями, акынами-импровизаторами. Академик В.В.Радлов был чрезвычайно удивлен стихотворным мастерством кыргызов и в этой связи писал: "Поэтическое творчество кыргызов. отличается от стихотворного творчества других пле-

МбНе о е

Б настоящее время дети в садиках учат художественные произведения, "заучивают наизусть пески на стихи известных поэтов, учатся азбуке. Учатся различать художественные произведения по жанрам, персказывают кратко содержание произведений для своего возраста.

Е учебниках для начальных классов из тем художественных произведений значительное место отводится изучению стихотворений. Разбирая содержание стихов, отобранных в учебнике, изучив и обобщив опыт работы учителей республики по изучению стихотворного жанра, мы пришли к следующим вывочам:

I. Есть категория учителей, которые в процессе своей нечаго-гической деятельности прочитывают имевшиеся в учебное стихи и всю работу ведут лишь- в рамках вопросов и ответов, предлагают учащимся поразмышлять, провести беседу только вокруг заданной темы. Учителя этой группы в своей работе ограничивнются лишь учебником и программными требованиями, установками.

'¿. Есть учителя, анализирующие. сочераание стихов в учебнике и тесно связывающие эти стихи с художественными произведениями авторов. Такие учителя особое внимание обращают на чтение наизусть стихов учащимися, развитие выразительного художественного чтения, на домашнее чтение художественных произведений. К

категории таких учителей в республике относятся, например, педагоги С.Курбановя, Д.Касммозя, Ж.А"унопч, й.Чыйбьглэт, А.Лса-бекова из Еазар-Коргонского района, У.Тачнева из Кантс^ого района, С./Кумакадырова, З.Байзакова из г.Бишкек и другие.

3. Сеть учителя, обращающие основное внимание тврческому, проблемному обучению учеников. Деятельность таких учителей направлена, главным образом, на развитие в детях эстетического, творческого чувства к художественому слову, имлровизаторско-акы-нскую способность. К типу таких учителей относятся ¿¡.Нуйтояа из Узгенского района, Ы.Камчыбекова из г. Бишкека и другие, аля достижения поставленной цели такие учителя используют различные эффективные методические способы и рриемы. Так, содержание одного из приемов таково - даются первоначальные слова, а затем ученики в соответствии с ритмикой и рифмой должны завершить строки строф стихотворения. Например: Белые, белые... Высоко-высоко... Плывут, плывут... Далеко, далеко... (сблака, на небе, плывут, в сторону).

3 настоящее яремя преобладавшее больпнчето учителе** - первая и вторая категория, учителя третьей группы 1ч«нь малочисленны. Современные требования реорганизации -дкольчого образования предъявляют активизацию работы по "ачествеччому и- количественному увеличению числа учителей третьей группы, распространения их опкта работы. В этой связи уже сейчас программном требованием должно стать изучение стихов народного творчества, народно*» поэзии. Задача состоит в том, чтобы привести в определенную систему и сгруппировать по жанрам произведения устного народного творчества. К ним относятся стихи-назидания, колыбельные, трудовые, традиционно-ритуальные и т.д. и т,п. Именно они близки и понятны для детей.

Предлагаем следующие способы изучения стихотворений: I. Прежде чем приступить к изучению стихотворения, необходимо провести предварительную ознакомительную беседу с учениками. В ходе беседа ставятся задачи формирования знаний понятия "поэзия", характерных черт стихотворного жанра. Следующий этап работы - ознакомление с авторами произведений, с их творчеством

стихами, посвященными детям. Зятем переход к выразительному чтению стихотворения.

2. При анализе содержания стихотворения основное внимание должно быть обращено работе по отдельным сегментам, т.е.-строфам, куплетам. Дети, прочитав выразительно стихотворный куплет должны высказать свое мнение, мысли, отношение, уметь сформулировать тему и по этим темам сочинять небольшие рассказы и т.д.

3. После разбора стихотворения проводится работа по составлении вопросно-ответных комплексов. При этом ученики не должны ограничиваться рамками этой работы, заданиями из учебника, а должны составлять самостоятельные вопросы по этому произведе- . нига. В третьим классе необходимо привить учащимся навыки, умения самостоятельного формулирования вопросов.

4. Следующий этап - этап привития навыков и умений выразительного чтения стихотворения. В диссертации разработаны раз-летные приемы работы учителя.

5. стап творческой работы учащихся над произведением заключается в том, что после соответствующей работы над содержанием стихотворения и определением связи содержания этого стихотворения с содержанием других произведений, под руководством учителя проводится работа по сочинение небольшого стихотворения, стим самым прививается навыки стихотворного творчества детям.

С. На за^вершаепем этапе каждый высказывает свое мнение по общему содержание стихотворения или обсуждается всем классом.

На уроках родной речи ученики часто встречается с понятием "литературный герой", которое в процессе изучения каждого нового произведения все больше углубляется и расширяется, .члзд-шие школьники в этих произведениях находят созвучных себе литературных героев, хотят во всем походить на них, быть такими же смелыми, честными, добрыми, мужественными, благородными. Так постепенно у ребенка складывается свой идеал: он хочет, как и герой, бороться за добрые, благородные дела, защищать свое Отечество, народ, беззащитных. Уже в 3 классе ребята начинают сравнивать и сопоставлять свои жизнь с жизнью литературных героев, искать сходство между фактами литературной жизни и своей повседневной биографии.

Таким образом, наряду со знакомством с литературой ученик начинает постигать свой идеал через литературных героев. В этой

связи образ литертурного героя прозаического произведения играет особо важную роль в развитии родной речи ученика.

Б методической литературе изучение образа литературного героя достаточно хорошо разработано (см.: Н.Н.Пепетова, Ко-ноникина H.H., H.H.Щербакова, В.Г.Горецкий, Т.Г.Рямзаева, Н.Н.Светловская, М.Р.Львов, К.Тыныстанов, С.Турусбеков и другие). В связи с изучением образа литературного героя в . начальных классах мы предлагаем следующие виды и способы работ:

I. При разборе образа литературного героя учитель главным образом должен обращать внимание на речь героя. Поскольку в постижении образа учащимися они сперва-обращают внимание на его личное поведение, на его речь при различных стечениях обстоятельств, стараются подражать герою, заучивают понравившиеся ему выражения и обороты в речи героя. Для ребедаа важен, в первую очередь, словесный образ героя. Следовательно, для удовлетворения данных требований важен соответствующий подбор в учебнике героев художественных произведений и акцент на эти его черты.

При разборе образа литературного героя большое значение имеет его внешний ойли^. Ученик в .танком случае гпсрет-ствсм обрисовывания внешнего облика гегпя, высказывания собственного мнения о нем можно развить свс--> речь. Е связи с этим необходимо учесть данный вопрос при составлении вонгс-ссв и ответов в отношении прозаических произведений в учебниках.

с. Ставится задача не только устного описания внешнего облика и поведения героя произведения, но и составления пз нему небольшого рассказа. о'тому .должно быть отвелено большее место в методстеских и учебных пособиях для начальных классов.

4. Невозможно представить развитие речи в процессе изучения художественных произведений без самостоятельного чтения. Здесь нужно совершенствовать, укреплять связь классного и внеклассного чтения.

Ь. При изучении художественннх произведений главное место занимают уроки повторения по разделам. Здесь проводятся . такие работы как, соавнение схожести стихов, прозаических

произведений, их героев, беседы-сравнения героев произведений, написание небольших сочинений. ' •

6. В программе, учебнике 3 класса большое место отводится стихам, прозаическим произведениям и совершенно нот сведений о баснях, фантастике, драматических произведениях, т.е. о тех жанрах, которые наиболее богато, насыщенно изображают прошлое, настоящее и будущее нашей жизни, и в которых дети бодьие всего могут найти жизненных аналогов, которые богаты речевыми средствами. Учитывая все это, нужно начинать жанровое изучение художественных произведений с'начальных классов.

В 3 классе речь учащихся можно развивать посредством художественного сопоставления стихов, анализа литературных героев в прозе, фантастике, баснях, драматических произведениях, написания по ним собственных произведений, обсуждения сборников детской литературы.

В третьей главе "Экспериментальные работы по развитию речи при изучении художественных произведений" - даны итоги экспериментальных наблюдений. Эксперимент проводился в три этапа:

1-этап (И-Ьо-оо г.г.) - освещение художественных произведений в программах, учебниках, ознакомление с состоянием их преподавания, анализ ответов по ним учащихся, беседы с учителями начальных классов, итоги всей этой работы;

¿-этап (1^о7-Ю г. г.) - анализ устной и письменной речи учащихся 3 класса в проиессе изучения художественных произведен'/:'!, т.е. обобщение констатирующего, обучающего, контрольного эксперимента. Проверка проведенного эксперимента в 3 классе.

В констатирующем эксперименте обращено внимание на усвоение учащимися 3 класса материала учебника. Здесь проведено наблюдение за усвоением художественных образов произведений, их сравнительного анализа, умением давать огенку героям. На данном этапе выбраны предложенные для бесед художественные произведения, отражающие осень, зиму, весну и лето. При анализе ответов учащихся определены причины'недостатков и упущений при изучении художественных произведений. Так, например:

I. Учащиеся приучены работать лишь с включенными в учебник художественными произведениями. Хотя они и понимают содержание произведений, сравнений, зарисовок, но не умеют использовать их

л сппоЧ речи. Отседа и затруднения в оттенке героев произведений, в составлении по ним рассказа.

2. Недостаточное внимание учителя уделяют работе по вопросам и ответам, рассчитанным на самостоятельную работу. В основном, они привыкли работать с заранее составленными вопросами и ответами.

3. Основное внимание в развитии речи учащихся обращено на чтение и пересказ содержания произведения. Е практике начальных классов не уделено внимание на развитее письменной речи учащихся.

4. Нет связи между классннм и внеклассным чтением, не созданы условия для самостоятельной работы учащихся. Работа с представителями детской литературы не ведется.

После исследования и констатации недостатков в изучении художественных произведений учащимися перед обучающим экспериментом были поставлены следуклдие задачи:

I. После разбора содержания текста произведения обучение разбору по частям, жанрам и самостоятельному тематизированиг).

'<.. Самостоятельное составление рассказа о герое прозаического произведения, описание.

3. Высказывание своих мысле** относительно г<?гоен эпических стихов, их описание.

•4. По содержание стихов, прозаических нгоизведеннп "од руководством учителя составить самостоятельно вопрос".

Самостоятельнее чтение по разделам ¿•етс-'нх произведений, ча основе прочитанных произвезений подготовка к урсам тснте-рення, написание по ним стихотворения, рассказа, их разбор.

Умение различать художественные произведения по жанрам, Формирование самостоятельной работы с произведением.

В проведении обучающего эксперимента нами взяты разделы "Что такое хорошо, что такое плрхо", "Зима и явления зимней природы", "Лето и явления летней природы". Так, например, дано задание по описание образа литературного героя то разделу'Мто таксе хорошо, что такое плохо"по текстам "Настоящая дружба", "Смерть насильника".

Ответы по ним отдельных учащихся следуешие:

I. По-моему, Алтымыш ленивый, шаловливый мальчик. Он не леблг трудиться, поэтов на уроки не ходит или идет, когда хочет.

■ • -102. По Алтчышу, ему лишь бы не ходить на уроки, лишь бы много играть, на уроки не идет, ссылаясь на мнимую болезнь, любит поспать, отдыхать .вдоволь. Однако ему даже не стыдно за себя, за такое поведение, наоборот, приходит в класс, улыбаясь, как ни в чем не бывало,

3. Но несправедливо видеть в Алтымыше только его недостатки, обвинять его во- всем. Думаю, если друзья начнут над ним шефствовать, то он исправится и войдет в число успевающих.

4. По-моег^у, Алтымыш-прилежный мальчик. Раньше он по всем урока не успевал, потом стал учиться удовлетворительно, теперь он обещал учиться хорошо. Поэтому я верю в него и в то, что он станет прилежным, способным,

При анализе ответов учащихся заметно, что рассказы отличаются друг от друга по оценке поведения мальчика '\лтымыша, и в этом мальчик для одних герой положительный, для других - отрицательный. Поскольку текст рассказа близок летям, они легко усваивают его и быстро составляют рассказ. Тематизаттия текста та"-же повысила их интерес, сформулировав темы , "ак "Неуспеваюнич мальчик", "Ленивый", "Кто друг?", ^Дружба", "Настоящая дружба", "Преображение Алтыыыша", "Как Длтымыш стал хорошим", "Равен пятерке", "Каникулы Алтымыша", "Преображение", учащиеся называли следующие пословицы:

Друзья сойдутся, враги дерутся.

Безграмотный видит одно, грамотный - много.

Учение питает знания,

Знания - светоч счастья.

Зкусен хлеб трудовой,

лентяя жизнь сладка.

Умный поберет тысячи,

Глупый - лишь одного.

В качестве дополнительного материала прочитаны стихи Абзия Кыдырова "Обратный мальчик" и рекомендованы для заучивания. В данном разделе при изучении текста "Смерть насильника" прослеживается разборчивость детей в опенке поступков дрозда и ласточки. Например, они уже знают, что-дрозд - безденьник, живущий за счет других, и грубиян и насильник в отношении ласточки, «о торая'трудолюбива и добра., Дрозд, по их оинн^е, захватил чужое гнездо и задумал жить на всем готовом, сам не трудясь. Третьи говорили, что этой черной мысли дрозда не суждено было сбыться.

Такие, как дрозд, бездельники и хамы есть и среди людей. Четвертые утверждают, что прототипы ласточки, то есть честные, трудолюбиыые встречаются и среди нас. Пятые сравнивают дрозда с коварными бездельниками, насильниками, позарившимися-на чу?хой очаг и богатство. Такие люди думают лишь о собственном благе, благо народа для них - ничто. Дети написали, что по-добш>:е характеры встречаются и среди учащихся, сто очень интересно.

При тематиэаг.ии текста также прослеживается растушич уровень знаний, сто можно наблюдать по тому, "экие заглавия дали учащиеся по данному тексту: "Глупость дрозда", "Гнездо без хозяина", "Насилие", "Единство", "Смерть дроздп", "Ыысли Эсе-на" и т.д. Бесспорно, что при опенке героев данного раздела значительно пополнился речевой запас учашихся. сто можно проследить по следующей таблице.

классы

кол:!Ч.! самсст.работа-уч-ся ! вайе с произв. I писателей к ! данному разд. ! в %

скспер. с

Контр. •о о 12,2% ,'Г'Т*

сравнившие!сравн-е ! прнееннв-е героев дан!прстотил!устн.народ. ного разд.ьданногэ !творч-во "В % ?раздела 'относит, к ! в о !тексту » ' я

Как видно из таблиш, учащиеся уже научились больше употреблять в своей речи пословицы и другие элементы народной речи. Нами проведено небольшое исследогнние в организации .сс-стязания-а"тьша среди детей с целью развития их речи. Повторение проведено по сборнику \бзия Кыдырспа "Рожденное солн-ге" ("ыектеп",19ЬЬ). Учащиеся здесь заучивали пародии, скороговорки, логогрифы, писали по ним небольшой рассказ. Вот не-котррые из них:

I. Я одобряв стихи \бэия Кыцырова, обличакпие лентяев. Та"яе меня заинтересовали его скороговорки, отдельные из них я записал в свою тетрадь. Например, такие "ак: "'"то лентяй0", ".'..урат обрадовался".

2о Мне интересны его небылицы, например, такие ч-ак: "Сегодня все наоборот", "Разве это правильно9". Я выучил их и

записал в свою тетрадь.

3. Понравились его логогрифы, метограммы. Также интересны его загадки» которые учат нас находчивости.

При анализе ученических рассказов прослеживается их растущее умение излагать свои собственные мысли. Такие же работы проделаны и по другим разделам.

Нами обращено внимание на умение и способность учащихся написать рассказ и изложить свои мысли по разделам осени и зимы. Здесь проанализированы произведения КД.Упшнского "Сукна почтальона", Токтоболота Абдымомунова "Снегопад приостановился", проверены ответы учащихся по ним.

Поскольку раздел "Лето и явления летней природы"стал итоговым в учебнике 3 класса, то этим закончилась вся экспериментальная работа. В данном разделе особое внимание уделялось произведению Калила Садыкова "Кок-Ойрок", Турар Кожомберди-ева "Ночь на жайлоо", А.И.Куприна "Путешествие слона", Токто-суна Самудинова "Синяя крыша", по которым проведены анализ и самостоятельная работа учащихся по развитию речи.

В конце осуп^ствлена проверка самостоятельной работы учащихся по данным темам. В этих целях проведены ответы на вопросы результаты которых видны из таблицы.

Предложенные вопррсы! Ответившие на во- ! Затруднившиеся с и задания ! просы, в % ! ответом, в %

! эксперим.! контр. ! эксперим.! контр.

Какое из произведений для 3 класса тебе по нравилось? В0%

Хочется ли на уроках читать худ. произв.? 1С0%

Хочется ли самостоят, читать худ. произв.? 100%

Сколько стихов самост. выучил в 3 классе?

Сколько загадок выучил самост. в 3 кл.? ЬЬ% *

Напиши авторов самостоят. прочит, пр-й 93,3%

еоя

50-% 6э% 663

20Я '

656 о,256

40^

р гГ

и V ■ °>

35 е? 32^ 45% 47,3?о

Если подытожить все ответы по таблице, то можно наблюдать рост особого интереса учащихся к написание самостоятельно стихов. Проанализировав ответы учащихся, их молено классифицировать следующим образом:

I. Интерес • учащихся к изучение произведений Токтогула, То-голока ¡"олдо, Аалы Токомбаева, Барпы, Токтосуна Самудинова, зия Кндырова, Турар Кожомбердиева, йолона Мамытова, Шайлообе-ка ^уПшеева устойчив. Проследим некоторые ответы:

1. Почему поэт Шайлообек Дуйшеев написал стихотворение "Будь умным?" С другой стороны появляется какое-то недоумение. Но, прочитав, убеждаешься в том, что написано прпвильно, так как .поэт эмоционально обрисовывает, изобличает родителей, оставивших своих детей.

2. Я постоянно читаю в журнале "БайчечекеЯ" стихи Токтосуна Самудинова. Теперь, после прочтения его сборника "Зонтик", меня охватывает волнение, радость. Мне очень понравилась кзртин-ка на обложке книги, содержащиеся в ней стихи, логогрифы, загадки, скороговорки и другие материалы.

<!. Учащиеся, желающие прочесть первзодные прозаические произведения, могли употреблять слова, содержащиеся лишь в учебниках.

3. „ети, которым понравились рронэведения устного народного творчества, показали, что хотели бы прочесть в основном, сказки, небылицы, айтышы и др.

Проведенные нами исследования показали, что в начальных "лассах при проведении уроков родной речи чучо няладить не только устный рассказ прочитанного, но и письменное изложение своих впечатлений от прочитанного.

В экспериментальных классах учащиеся в "ако^-то степени усвоили изложение своих мыслей по поводу того или иного художественного произведения в письменном виде. Научились сравнивать героев произведений, их поступки и пересказывать все это как устно, так и письменно.

Лсследуя преподавание художественных произведений в кыргызской начальной школе пришли к следующим выводам:

I. На уроках чтения в начальных классах преподавание художественных произведений занимает главное место. При интенсивном чтении художественных произведений развиваются речевые

навыки, самостоятельное мышление учащихся. Они учатся правильно отвечать на вопрсы учителя, самостоятельно составлять вопрсн и ответы по данному прочитанному произведению, составлять рассаз. Вместе с тем ориентируются на самостоятельную работу с произведениями. Здесь следует обратить внимание на воспитательное воздействие литературных героев на становление личности. Следовательно, художественные произведения могут выполнять требования дидактического обучения, воспитания учащихся.

2. Изучение художественных произведений - дело сложное м многогранное. Наше исследование посвящено совершенствованию отдельных способов работы по развитию речи "учлщихся.

3. Большинство художественных произведений (стихи, проза), данные в учебнике для 3 класса, не могут помочь развитию речи учащихся. Прозаические произведения подобраны без учета возрастных особенностей детей, например, объемные произведения Т.Сы-дыкбекова, Ч.Айтматова, К.Баялинова и др. Поэтому в диссертации приведены рекомендации по совершенствованию их изучения.

В Работе по развитию речи при изучении художественных произведений много недостатков допускают учителя. В диссертации даны рекомендации по развитию речи учашихся посредством изучения фразеологических оборотов, оценки характера и личностей литературных героев, самостоятельной работы с вопросами и ответами, с авторами текстов, самостоятельного отбора художественных произведений, указаны пути и способы проведения та^их работ.

5, По итогам экспериментальных работ выяснилось, что учани-еся любят самостоятельную работу. В этой связи нами обращено особое внимание на уроки повторения, предложены пути проведения таких уроков, показана практическая помощь в работе по сборникам кыргызских ПОЭТОЕ.

6. Учет опыта работы передовых учителей показывает, что в 3 классе при изучении рроизведений литературы имеются разные пути развития речи учащихся, из которых можно выделить следующие:

1). Работа по разделам.

2). Работа с вопросами и заданиями в тексте.

3). Самостоятельное составление вопросов к тексту.

4). Работа по составлению плана.

о). Пересказ содержания текста.

ь). Написание небольшого рассказа о герое художественного произведения.

-217] Самостоятельная-работа с биографическим материалом. 6} Самостоятельное написание художественных произведений. СЛ Написание небольшого рассказа на основе прочитанный произведений.

1С). Формирование собственного мнения относительно произведений кыргызских детских писателей.

В развитие речи учащихся огромен вклад программы, учебникоз для 3 класса. Вместе с тем, по нашим наблюдениям, в указанных протг^гмзх и учебниках имеется ряд недостатков, которые учтены в диссертации, и нами дан ряд рекомендаций по их усовершенствованию. нужно пересмотреть учебник "Зне тил" ("Родная речь") для 3 класса. Высказанные нами замечания относятся и к другим учебникам для кыргызской начальной школы.

Приложение к диссертации состоит из сборника-хрестоматии под названием "Читай, думай, действуй!" и даны образцы опыта работы ряда учителей по преподаванию художественных произведений в кыргызских школах республики.

основное содержание диссертации отражено в слетупих публикациях автора:

1. Веление словарной работы, "сл агартуу",

2. Примерное планирование родной речи в 3 "лассе. "Мугалнм-зер газетасн", 11-ао, 21 сентября.

2. Советский Союз - наша година: пути развития связной речи, "^угалпмлер газетасы", 13 янвагя.

Нт'нем с начальных классов. "Лекинчил жа:з", 140, II мая. ^....ысли после двух уроков, "¡.'¡угалимдер газетасы", 1.61', 31 марта.

ссень и развитие речи при изучении явлений природы, "и.у-галимдцр газетасы", 19о9, 21 октября.

7. Развитие речи в изучении лета, "сл агартуу", 1990, "4

Ь. дефицит детской литературы - источник упущения в школьном воспитании. "Ленинчил жаш", 1990, Ю июля.

9. Дерево цветет на одном месте, ".'.¡угалимдер газетасы", 1990, 21 декабря.

1и. Вина детей или наша вина? "Жяштык жарчысы", 1991, 29 янв.

II. Начнем с первого класса. "Бишкек шамы", 1991, 17 апреля.

12„ Пути улучшения учебника "Зне тил" ("Родная речь") для начальных классов. (Тезисы докладов научно-практической конференции

по проблемам внедрения государственного языка в учебных заведениях республики. Бишкек, 1991, 201 стр.)

13. Некоторые вопросы преподавания кыргызского языка в русской школе, (там же, стр. 226)

14. Дети, спящие в ракушке. Бишкек шамы, 1991, 19 июня.

15. детские книги стали дефицитом. "Бишкек шамы", 1991, 14 августа.

1о. Методические указания учителям начальных классов, "иу-галимдер газетасы", 1991, 16 августа.

17. Учебники Касыма. (Тезисы научно-практической конференции, посвященной 90-летию профессора Касыма Тыныстанова, Бишкек, 1991, ЬЗ стр.)

18. Улучшить качество учебников на родном языке. "Зл агартуу" 199Г, 'Ми.