Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепианной подготовки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Егорова, Светлана Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепианной подготовки», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Егорова, Светлана Викторовна, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ.

1.1. Сущность активности личности в психологии и педагогике.

1. 2. Профессионально-педагогическая активность в исследованиях по теории и методике обучения музыке.

1. 3. Исполнительская активность в фортепианной педагогике, методике и практике подготовки учителей музыки в школе. Теоретическая модель развития исполнительской активности.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ.

2. 1. Формирование установки на исполнительскую деятельность в школе.

2. 2. Стимулирование потребности и развитие способностей исполнительской самореализации в процессе индивидуальной работы студента над художественным образом музыкального произведения и его интерпретацией.

2. 3. Формирование готовности к исполнительству в школе в условиях контекстного обучения и концертно - просветительской деятельности студентов.

ГЛАВА 3. ОПЬГГНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ.

3.1. Организация и методика исследования.

3.2. Основные этапы исследования.

3.3. Анализ результатов исследования.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепианной подготовки"

В условиях экономических, политических и культурных преобразований, происходящих сейчас в нашем обществе, перед школой выдвинуты важные требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Школе нужны учителя с более высоким уровнем профессиональных знаний и умений, самостоятельные, инициативные, обладающие творческими способностями, высокой педагогической культурой и духовным богатством. Это обуславливает не только необходимость существенного обновления всего содержания образовательно-профессиональных программ, но и ряда конкретных изменений в действующей системе подготовки учителя в высшей школе.

Особое внимание должно уделяться подготовке преподавателя художественного цикла, в том числе - педагога-музыканта, стоящего у истоков формирования личности ребенка.

На данном этапе педагогика высшей школы особое значение придает формированию профессиональной активности будущего специалиста, рассматривая последнюю как интегративное качество личности педагога, непременное условие успешного осуществления им своей профессиональной деятельности. Поэтому в трудах многих видных деятелей педагогической науки (В.А. Сластенин, В.И. Загвязинский, М.М. Левина и другие) подчеркивается, что учебный процесс в вузе должен быть направлен на развитие таких личностных и профессиональных качеств, как творческая самостоятельность, инициативность, готовность к самореализации, выступающих ведущими показателями профессиональной активности педагога, в том числе и педагога-музыканта.

В области музыкальной педагогики вопросы развития этих качеств рассматриваются в различных аспектах вузовской подготовки учителя: методологической (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев), культурологической (Л.А. Рапац-кая, А.Н. Малюков), художественно-исполнительской (Л.Г. Арчажникова,

В.И. Муцмахер, Г.М. Цыпин), музыкально-теоретической (М.И. Ройтер-штейн, Т.Б. Родина) и так далее.

Многие стороны подготовки учителя музыки в фортепианном классе освещаются в работах выдающихся мастеров исполнительского искусства и крупнейших отечественных педагогов (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг, Г.М. Цыпин и другие). В каждой из них авторы так или иначе затрагивают проблему активности личности, подробно на ней не останавливаясь. С этой проблемой вплотную соприкасаются работы З.Л. Румянцевой, О.В. Воробьевой, И.У. Аушевой и других. Специально этой теме посвящено диссертационное исследование С.Х. Костанян. Тем не менее практическое решение проблемы активности в каждой конкретной области музыкального образования удается не всегда - это заметно в различных аспектах подготовки учителя. Так, одной из наиболее острых проблем инструментального обучения студентов по-прежнему является сложность воспитания такого качества, как исполнительская активнос+ь будущего учителя музыки.

Собственное исполнительство является одной из необходимых основ музыкально-педагогической деятельности. Музыкальный инструмент играет важную роль в работе учителя, так как ничто не может заменить того влияния на музыкальное восприятие детей, которое оказывает на них живое исполнение педагога. Поэтому в структуре профессиональных умений учителя музыки исполнительской подготовке отводится важное место, и нужно отметить, что в этой области достигнуты значительные результаты. Однако практика показывает (и это подтверждают указанные выше исследования), что в своей дальнейшей педагогической деятельности студенты отказываются от этого пути воздействия на учеников. Проведенный автором диссертации анализ профессиональной подготовки студентов педвузов и изучение учебного процесса в значительном количестве школ (в первую очередь Республики Мордовия), позволяют сделать вывод о недостаточном использовании музыкального инструмента на уроках музыки в школе. Наиболее заметные причины этого явления - отсутствие опыта педагогического и исполнительского общения с учениками и боязнь сцены, ограниченность исполнительского репертуара и недостаточно свободное владение инструментом.

Но, это, скорее следствия, причина - глубже. Представляется, что она заключается в первую очередь в том, что в поле зрения педагогов и исследователей проблем вузовского образования оказывается главным образом задача формирования исполнительских умений студента, его пианистической "состоятельности". Задача эта, безусловно, важная, но она не исчерпывает всей проблемы - в стороне оказываются вопросы формирования установки на исполнительство в школе, воспитания потребности в постоянном общении с детьми именно через собственную игру.

Таким образом обнаруживается противоречие между исключительно важной ролью исполнительства в профессиональной деятельности педагога-музыканта, а значит, и в духовно-нравственном воспитании школьников, и нереализованностью в этой деятельности исполнительского потенциала студента. Это обозначило ПРОБЛЕМУ исследования, которая заключается в том, что несмотря на основательную разработку содержания инструментального обучения в этом процессе отсутствует важное звено - развитие исполнительской активности будущего педагога как эффективного "рычага" его профессиональной подготовки. Это позволило сформулировать ТЕМУ диссертации следующим образом: "РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ФОРТЕПИАННОЙ ПОДГОТОВКИ".

АКТУАЛЬНОСТЬ темы исследования заключается в том, что в научно-теоретической литературе недостаточно исследована проблема ориентации студентов на инструментально-исполнительскую деятельность в школе, не проанализированы причины неохотного использования инструмента в педагогических целях, не разработана система стимулирования исполнительской активности будущего учителя-музыканта.

Это обозначило ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ, которая состоит в обосновании педагогических условий и разработке путей развития исполнительской активности будущих учителей музыки.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является профессионально-педагогическая и специальная подготовка студентов-музыкантов в фортепианном классе.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступают пути и методы работы студентов-музыкантов, обеспечивающие в своей совокупности эффективное функционирование их исполнительской активности.

В качестве ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ было выдвинуто предположение о том, что развитие исполнительской активности будущего учителя музыки будет протекать успешно при:

- создании предварительной психологической установки на исполнительство как важное средство просветительской и педагогической деятельности;

- стимулировании потребности и развитии способностей исполнительской самореализации в процессе индивидуальной работы над художественным образом музыкального произведения и его интерпретацией;

- формировании готовности к исполнительству в школе в условиях контекстного обучения и концертно-просветительской деятельности студентов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его ведущие ЗАДАЧИ:

1. Обосновать необходимость активизации исполнительской деятельности студентов музыкально-педагогических вузов и создания установки на исполнительство в школе.

2. Раскрыть содержание понятия "исполнительская активность" применительно к профессионально-педагогической и учебной деятельности будущих учителей музыки.

3. Разработать примерную психолого-педагогическую модель развития исполнительской активности студента-музыканта.

4. Определить пути и методы, обеспечивающие успешность развития исполнительской активности будущего педагога-музыканта.

5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предлагаемых форм и методов работы.

В качестве МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ исследования выступают: философско-теоретическое положение о роли активности в жизнедеятельности личности (Е.А. Ануфриев, М.С. Каган, Л.Н. Коган, и другие), выводы психологической науки о внешней (социальной) и внутренней (личностной) детерминации активности личности в профессиональной деятельности (Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие); основные положения педагогики и психологии музыкального обучения (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Теплов и другие); положения общей и музыкальной педагогики высшей школы о значении и путях развития профессиональной активности будущих специалистов (В.И. Загвязин-ский, В.А. Сластенин, Г.Г. Нейгауз, Г.М. Цыпин и другие).

Для решения поставленных задач применялись следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- изучение теоретической литературы по проблеме исследования и анализ программно-методической документации;

- обобщение передового опыта и изучение проявлений исполнительской и профессионально-педагогической активности в педагогической практике студентов и деятельности работающих учителей;

- психолого-педагогические методы исследования (анкетирование, наблюдения и собеседования);

- моделирование процесса развития исполнительской активности студента;

- опытно-экспериментальное исследование.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что:

1. Впервые предметом специального научного исследования явилась проблема развития исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его вузовской подготовки.

2. Предложена психолого-педагогическая модель развития исследуемого качества личности.

3. На этой основе разработана соответствующая методика формирования исполнительской активности обучающихся, органично сочетающая традиционные формы и методы работы с претворенными в учебном процессе принципами "контекстного обучения"* и просветительской направленности учебной деятельности студентов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования подтверждается возможностью непосредственного использования теоретической модели и применения предлагаемой методики в работе преподавателей музыкально-педагогических факультетов и педагогических факультетов с дополнительной специальностью "Музыка", ее эффективным воздействием на качество профессиональной подготовки будущих специалистов.

НА ЗАЩИТУ выносятся следующие ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Исполнительство является одной из наиболее важркх сторон педагогической деятельности, так как позволяет полнее про^идься личнрстя учителя и более эффективно воздействовать на духовный мир учаирхря. "Поэтому необходимо особое внимание к развитщ^ исполнительской активности будущих педагогов-музыкантов в процессе их ij/зовсш^ ¿подготовки.

Контекстное обучение" (термин A.A. Вербицкого), рассматривается нами * адк принцип учебной работы, и как обучающая среда, в которой моделируются фрагмен-ш^буду-щей профессиокальной деятельности и воссоздается реальное своеобразие eei контекста. t

2. Широкие возможности для эффективного формирования исполнительской активности как необходимого качества личности будущего педагога-музыканта предоставляет целенаправленно организованный процесс фортепианного обучения студентов музыкально-педагогического факультета.

3. Развитие исполнительской активности студента в фортепианном классе наиболее результативно, если организовано как система, построенная в соответствии с теоретической моделью этого развития и состоящая из следующих звеньев:

- создании психологической установки на исполнительство и воспитания потребности в исполнительстве как необходимом компоненте педагогической деятельности;

- стимулирования потребности и развития способностей исполнительской самореализации в процессе индивидуальной работы над художественным образом музыкального произведения и его интерпретацией;

- формирования готовности к исполнительству в школе в условиях контекстного обучения и концертно-просветительской деятельности.

АПРОБАЦИЯ результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения диссертационной работы на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов МГПИ им. М.Е. Евсевьева и кафедре музыкальных инструментов МПГУ им. В.И Ленина, а также в выступлениях автора на ежегодных научных конференциях по проблемам вузовской и школьной педагогики в МГПИ им. М.Е. Евсевьева (1993 - 1997 гг.) и МПГУ им. В.И. Ленина (1996 г., 1997 г.); путем публикаций научных и методических статей (1993 -1998 гг.).

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. На современном этапе важнейшей задачей отечественной педагогики высшей школы является подготовка высококвалифицированных специалистов, самостоятельных и инициативных, обладающих творческими способностями и высоким уровнем профессиональных знаний и умений.

В сфере музыкально-педагогического образования данная задача приобретает особую значимость, так как от уровня музыкально-эстетической культуры студентов-музыкантов, их активной деятельностно-профессиональной позиции в решающей степени будет зависеть эстетическое и духовно-нравственное развитие личности их учеников.

2. Учитель музыки является центральной фигурой в школьной музыкально-образовательной и просветительской работе - он "призван" средствами музыкального искусства формировать духовную культуру школьников, поэтому его исполнительская деятельность может стать своеобразным "ключом" к решению многих проблем, возникающих на этом пути.

Исключительно важная роль исполнительства в профессиональной деятельности педагога-музыканта - с одной стороны, и недостающая ориентация на эту деятельность в практике инструментального обучения студентов - с другой, выдвигает в число первостепенных задач включение в учебный процесс "упущенного" звена - развития исполнительской активности фь дущего учителя музыки как эффективного "рычага" его профессиональной подготовки.

3. В данном исследовании с теоретических и методико-гтракгических позиций обоснована необходимость активизации исполнительской деятельности студентов музыкально-педагогического вуза, вскрыты незадейство-ванные резервы их фортепианной подготовки, выстроена психолого-педагогическая модель развития исполнительской активности обучающихся и на ее основе разработана конкретная методика данной работы.

4. Созданная в теоретической главе целостная психолого-педагогическая модель развития исполнительской активности студента не только способствует формированию четких представлений о содержании, структуре и динамике этого процесса, но и дает педагогу основные методологические ориентиры, открывает действенные пути развития активности как качества личности учителя-музыканта в практике его инструментальной подготовки.

5. Развитие исполнительской активности обучающихся - задача сложная. Ее практическому осуществлению в значительной мере способствуют:

- создание у студентов установки на исполнительскую деятельность в школе;

- стимулирование потребности и способностей их исполнительской самореализации в процессе индивидуальной работы над художественным образом музыкального произведения и его интерпретацией;

- формирование готовности к исполнительству в школе в условиях контекстного обучения и концертно-просветительской деятельности студентов.

Важно и то, что выдвижение принципов контекстного обучения и просветительской направленности как основополагающих в процессе исполнительской подготовки студентов дает возможность строить работу с постоянным учетом перспектив их будущей профессионально-педагогической деятельности.

6. Методика развития исполнительской активности студентов-музыкантов успешно реализуется в таких формах работы как:

- индивидуальное обучение в инструментальном классе, предполагающее, наряду с работой над выявлением и исполнительской реализацией художественного образа музыкального произведения: а) формирование исполнительского репертуара, б) выявление его методического и педагогического аспекта, в) включение его в "общекультурный контекст" через формирование представлений об эпохе, стиле, жанре произведений, г) подбор аналогий из других видов искусства, способствующих расширению художественного кругозора студента; коллективно-групповая работа, целенаправленно использующая методы моделирования и деловых игр для развития практики общения со слушателями через музыку и "слово" о ней и для отработки навыков исполнительской подачи необходимого музыкального материала;

- концертно-просветительская деятельность, предоставляющая возможности для: а) закрепления педагогической установки, б) выявления индивидуальности студента, и поднимающая всю учебную деятельность на качественно более высокий уровень.

7. Особое внимание в предлагаемой методике уделяется двухстороннему подходу к разработке проблем развития исполнительской активности как качества личности и как аспекта самой деятельности, что сказывается в выборе целесообразных путей обучения.

Так, формирование установки на исполнительскую деятельность в школе способствует эффективному развитию потребности в исполнительстве, рождает интерес к использованию музыкального инструмента на школьном уроке и предполагает соответствующую корректировку учебно-исполнительского процесса в условиях вуза. Индивидуальнаярд студентом над художественным образом музыкального произведения и его интерпретацией помогает стимулированию потребности и развитию способностей исполнительской самореализации обучающихся. А развернутая в контекстном обучении и просветительской деятельности практика исполнительского и словесного преподнесения музыкального материала закрепляет удовлетворение от этого аспекта педагогической работы, радость от достигнутых результатов и таким образом формирует психологическую готовность к исполнительству в школе.

8. Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтверждает, что теоретическая модель и предлагаемая методика развития исполнительской активности становятся исходным звеном и для более эффективного роста будущего учителя музыки, и для воспитания у него таких профессионально-необходимых качеств, как инициативность, самостоятельность, творческий подход к работе. На этом пути развивается потребность студента в исполнительстве, формируются важнейшие мотивы его музыкально-педагогической деятельности - пробуждается желание передать свои знания, увлечь своими интересами будущих учеников. В свою очередь, развитие потребности в исполнительстве, как пути общения со слушателями, способствует и личностному росту студента, и, формированию психологической готовности к исполнительской деятельности в школе, и совершенствованию его пианистического мастерства.

9. Обобщение всех материалов диссертационного исследования подтверждает целесообразность и перспективность предложенной системы развития исполнительской активности будущих учителей музыки. А результаты опытно-экспериментального исследования доказывают, что разработанные пути, формы и методы являются эффективными и доступными для внедрения в практику музыкально-педагогического образования.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Егорова, Светлана Викторовна, Москва

1. Абульханова-Славская К.А.Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.-335 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 19-44.

3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / ред. Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1984, - 83 с.

4. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. 2-е изд. М.: Музыка, 1971. -278 с.

5. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. М., 1987.

6. Алиев Ю.Б. Формирование и развитие гармонического слуха школьников-подростков в процессе восприятия музыки. // Музыкальное восприятие школьников. М.: Педагогика, 1975, с. 124-159.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.

8. Анисимов П.В. Формирование у школьников мотивации учебной деятельности как проблема подготовки учителя. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1987.- 16 с.

9. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности. М., 1969. - 46 с.

10. Ю.Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. М.: МГУ,1984.-247 с.

11. П.Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 222 с.

12. Апраксина O.A. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы. // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М., 1973. - с. 3 - 32.

13. Арефьева Г.С. Социальная активность. М.: Политиздат, 1974. - 230 с.

14. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М., 1976.-221 с.

15. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано в подготовке учителя музыки // Профессиональная направленность музыкального образования. Сб. науч. тр. Саратов, 1983. - с. 14-23.

16. Арчажникова Л.Г. Подготовка учителя к профессиональной деятельности. -М., 1966, №4.

17. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - с. 84.

18. Арчажникова Л.Г. Формирование профессиональных качеств учителя музыки в процессе инструментальной подготовки // Профессиональная направленность музыкального образования в педагогическом вузе. Сб. науч. трудов. Саратов, 1978. - Вып 1.-е. 1 - 13.

19. Аушева И.У. Формирование просветительской направленности учебного процесса в фортепианном классе музыкально-педагогического факультета. -М., 1990.-168 с.

20. Ахмешев Б.А. Становление личностной профессиональной позиции учителя музыки в процессе его методологической подготовки. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 16 с.

21. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. - 254 с.

22. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -М.: Музыка, 1969. 284 с.

23. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.

24. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л. - М.: Сов. композитор, 1973. -268 с.

25. Батурин Ф.А. Философские и социальные проблемы формирования социальной активности личности. Владимир, 1989. - 82 с.

26. Батюнина Г.И. Межличностные контакты педагога и учащегося в процессе обучения музыке (на материале работы музыкально-исполнительских классов на музыкально-педагогических факультетах). Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.; 1992. - 16 с.

27. Бернпггейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 349 с.

28. Бодалев A.A. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. - 188 с.

29. Боровик B.C., Ильин А .Я. Концепция биоэлектрической активности в свете диалектического материализма // Материалы межвузовской научной конференции по проблеме возрастания активности общественного сознания. Курск, 1968. - 74 с.

30. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991. - 144 с.

31. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин H.A. Введение в педагогику. М.: Просвещение, 1975. - 176 с.

32. Веселовская М.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических институтов. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1981. - 16 с.

33. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -415 с.

34. Взаимосвязь психолого-педагогических и специальных дисциплин в профессиональной подготовке учителя музыки. Учебно-методическое пособие. Минск, 1991. - 56 с.

35. Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. Межвуз. сб. науч. трудов. Владимир, 1992. - 103 с.

36. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. / Под ред. А.И. Пискунова. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1972. - 259 с.

37. Вопросы психологии. М.: Педагогика, № 6, 1971.- 192 с.

38. Воробьева О.В. Формирование готовности к музыкально-исполнительской деятельности у будущих учителей начальных классов (на материале первичного музыкального обучения студентов педагогических вузов). Авто-реф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 16 с.

39. Воробьев Ю.Л. Логико-семантический анализ понятия активности. // Материалы межвузовской научной конференции по проблеме возрастания активности общественного сознания в период строительства коммунизма. -Курск, 1968.-123 с.

40. Воронова Т.Н. Совершенствование процесса усвоения профессиональных знаний на занятиях музыкой. Дис. . канд. пед. наук. М., 1981. - 160 с.

41. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. -519 с.

42. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 с.

43. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.- 500с.

44. Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве. Сб. статей. Сост. и ред. С.М. Хентова. - М. - Л.: Музыка, 1966. - 315 с.

45. Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы // Тезисы международной научно-практической конференции. Ч. II,-М., 1997.-288 с.

46. Геллер Э.Р. Биологическая активность низших беспозвоночных. // Материалы межвузовский научной конференции по проблеме возрастания активности общественного сознания в период строительства коммунизма. -Курск, 1968.

47. Геффдинг Г. Очерки психологии, основанной на опыте. СПб., 1896. -372 с.

48. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. М.: Сов. композитор, 1969. -448 с.

49. Даль В.И. Толковый словарь. М., 1955. Т. 1.

50. Джердималиева P.P. Реализация принципа самостоятельности в процессе методической подготовки студентов на музыкально-педагогических факультетах. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.; 1981. - 16 с.

51. Дидро Д. Избранные философские произведения. М., 1971. - 144 с.

52. Добрынин Н.Ф. Проблема активности личности, активности сознания. Учен. зап. МГПИ им. Потемкина. Т. XXXVI. Вып. 2. М., 1954.

53. Добрынин Н.Ф. Проблема активности личности. М., 1954.

54. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности . Автореф. дис. . докт. пед. наук. -М., 1983.-32с.

55. Ефимов Е.Т., Косолапов С.М. Формирование активной жизненной позиции цель нравственного воспитания. - М., 1977. - 48 с.

56. Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск, 1982. -С. 112-121.

57. Игумнов К.Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста.: Из бесед с психологами. Сост. М. Смирнов. // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3. М.: Музыка, 1973. - с. 11 - 72.

58. Из истории советского музыкального образования. Сб. материалов и документов. Сост. Л.А. Баренбойм. Д., 1969.

59. Изучение профессионального мастерства учителей музыки. Методические рекомендации. Д., 1986. - 24 с.

60. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. - 319 с.

61. Информационные материалы Философского общества СССР. № 1 (52). -М., 1986. -С. 9.

62. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. - 335 с.

63. Ищенко В.А. Проблемы профессионального самовоспитания будущего учителя музыки. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991. - 16 с.

64. Кабалевский Д.Б. Эстетическая культура в школе. Сов. педагогика, 1970, №1,- С. 26.

65. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке. М., 1977.

66. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.

67. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического обучения. -М., 1990.

68. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.

69. Каузова А.Г. Полифонический слух и его развитие в процессе обучения музыке. Дис. . канд. пед. наук. М., 1982. - 213 с.

70. Квятковский Е.В. Профессиональная деятельность учителя музыки. Сов. педагогика. 1985, № 1.

71. Коган Г.М. Работа пианиста. 3-е изд. М.: Музыка, 1979. - 182 с.

72. Коган Г.М. У врат мастерства. 4-е изд. М.: Сов. композитор, 1977.-174 с.

73. Коломинский Я.П. Психология общения. М.: Знание, 1974. - 68 с.

74. Коменский Я.А. Избранные труды. М., 1955. Т. 2. - с. 287.

75. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. -М.: Просвещение, 1987.

76. Конен В.Д. Театр, симфония. М., 1975.

77. Константинов В.Н. Социальная активность и пассивность личности. Владимир, 1990. -108 с.

78. Конышева Н.М. Формирование профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию младших школьников в процессе его подготовки в педагогическом институте. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1979.- 16 с.

79. Корнилов К.Н. Учение о реакциях человека. М.- Л., 1927. - с. 72.

80. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979. - 208 с.

81. Костанян С.Х. Формирование профессиональной активности будущего учителя музыки в процессе его методической подготовки. Дис. . канд. пед. наук. М., 1992. - 111 с.

82. Красовская Е.П. Чувство музыкальной формы. "Архитектоническое чувство" и его развитие в процессе музыкальных занятий (на материале инструментальной подготовки студентов педагогического вуза). Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 16 с.

83. Кременпггейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Музыка, 1966. - 120 с.

84. Крупнов А.И. Исследование соотношения между фоновыми показателями ЭЭГ и динамическим признаками активности поведения. Вопросы психологии. 1970. № 6. С. 47 - 59.

85. Кулюткин Ю.Н., Сухобской Г.С. Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990.- 140 с.

86. Лавров П.Л. Философия и социология. М., 1965. Т. 2. - С. 273.

87. Лазурский А.Ф. Классификация личности. Л., 1924. - 290 с.

88. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. 3-е изд. М., 1964. -с. 478.

89. Лейтес Н.С. О психофизиологических основах активности. // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, СГУ. 1975.-С. 24-38.

90. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975. 304 с.

91. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии. // Избранные психологические исследования. В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика, 1983.

92. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

93. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. // Вопросы философии. 1972. №9.

94. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

95. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. - 159 с.

96. Макаренко A.C. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. в 7-ми т. Т. 5. М.: АПН СССР, 1958. - С. 103-108.

97. Малинковская A.B. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема. Автореф. дис. . докт. пед. наук. -М., 1995.-46 с.

98. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. М.: Прометей. 1993. - 144 с.

99. Малюков А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству. Дис. .докт. пед. наук. М., 1996.

100. Материалы всесоюзного семинара, посвященного вопросам воспитания и обучения педагогов пианистов. - Тбилиси, 1975. - 76 с.

101. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

102. Медушевский В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя. М. 1971.

103. Мейман Э. Интеллигентность и воля. М.: Задруга, 1917. - С. 290.

104. Метельницкая Т.Н. Музыка как средство повышения эффективности процесса обучения. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1983. - 16 с.

105. Мордкович В.Г. Активность как философская категория. // Материалы межвузовской научной конференции по проблеме возрастания активностиобщественного сознания в период строительства коммунизма. Курск, 1968.

106. Моделирование педагогических ситуаций.: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М.: Педагогика, 1981.

107. Морозова З.П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников. Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1979. 16 с.

108. Музыкальное восприятие школьников. М., 1975. - 160 с.

109. Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура. Вопросы формирования профессиональной культуры учителя музыки. Владимир, 1991. - 149 с.

110. Музыкальное искусство и формирование нового человека. Киев. 1982. -92 с.

111. Музыкальная культура и личность. // Вопросы подготовки учителя музыки.: Межвуз. сб. науч. тр. Владимир.: ВПГИ им. П.И. Лебедева-Полянского, 1987. -94 с.

112. Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век. // Материалы III международной научно-практической конференции. -М., 1996. 135 с.

113. Музыкально-художественное воспитание учащихся. Казань, 1971. -148 с.

114. Музыкально-эстетическая подготовка учителя. М., 1970. - 61 с.

115. Музыкальное воспитание школьников и профессиональная подготовка учителя музыки. Пермь, 1978. - 87 с.

116. Музыкальное образование личность, культура. Сб. науч. тр. - М., 1989. - 128 с.

117. Музыкальное образование: Проблема методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии. Межвузовский сборник научных трудов под ред. доц. И.С. Кобозевой. Вып. II. Мордовский гос. пед. институт. Саранск, 1998. - 136 с.

118. Музыковедческая подготовка школьного учителя. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1984. - 109 с.

119. Мурванидзе И.Д. Разработка методик умственной активности у школьников. // Материалы конференции молодых ученых. М.: Просвещение, 1969.-С. 30-31.

120. Муцмахер В.И. Осмысленное запоминание как условие успешного усвоения музыкального произведения (в процессе обучения игре на фортепиано). Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1974. - 19 с.

121. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. - 96 с.

122. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1982.-319 с.

123. Натадзе Р.Г. Установочное действие воображения. Тбилиси, 1968.

124. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. Вопросы психологии. 1971, № 6. - С. 18-26.

125. Небылицин В.Д. Темперамент. Педагогическая энциклопедия. Т. 4. -М.: Советская энциклопедия, 1968. с. 238.

126. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 4-е изд. М.: Музыка, 1982. - 300 с.

127. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. 2-е изд. М.: Советский композитор, 1983. - 526 с.

128. Неменский Б.М. Тревоги большого пути. М., 1967.

129. Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки. Учебное пособие. Свердловск, 1988. - 61 с.

130. Немыкина И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1982. - 15 с.

131. Никитюк С.Н. Воспитание музыкальных интересов у подростков в процессе инструментального музицирования. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Киев, 1989. 16 с.

132. Николаев A.A. Взгляды Г.Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства. Мастера советской пианистической школы. М., - Л., 1954. -С. 172-173.

133. Нугаев М.А. Трудовая активность рабочего класса развитого социалистического общества. Казань, 1975. - 91 с.

134. Обучение и воспитание учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете пединститута. Межвузовский сборник научных трудов. Куйбышев, 1980.-119 с.

135. Общая психология /ред. A.B. Петровский. М.: Просвещение, 1986.

136. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Т. 1, 1960.

137. Орлов В.В. Общие основания. Активность сознания. Материалы межвузовской научной конференции по проблеме возрастания активности общественного сознания в период строительства коммунизма. Курск, 1968.

138. Орлова Е., Крюков А. Академик Борис Владимирович Асафьев. Л.: Сов. композитор, 1984. - 270 с.

139. Осипова Л.В. Эскизная форма работы над репертуаром в фортепианном классе музыкального факультета пединститута. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 22с.

140. Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Саратов, 1997. - 156 с.

141. Педагогика / ред. Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1988.

142. Перельпггейн М.М. Проблема формирования познавательной самостоятельности в процессе начального музыкального воспитания. Автореф. дис. . канд пед. наук. М., 1981. - 16 с.

143. Петрова И.А. Исполнительский репертуар студента-музыканта и его роль в музыкальном просвещении в школе. // Методологические проблемы музыкальной педагогики. М., 1992. - 132 с.

144. Петрушин В.И. Музыкальная психология.: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М., 1997. - 384 с.

145. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М., 1969.

146. Платонов К.К. Система психологии и теории отражения. М.: Наука, 1982.-309 с.

147. Подготовка будущего учителя музыки к работе в школе. Минск, 1991. -92 с.

148. Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе. Вып. 73. Ярославль, 1985. - 139 с.

149. Поликарпова Е.П. Социальная активность как категория исторического материализма. М., 1986. -148 с.

150. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983.

151. Прангишвили A.C. Общепсихологическая теория установки. // Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960. - С. 344.

152. Программа по музыке для общеобразовательных школ. М., 1985.

153. Программа педагогических институтов. Сб. № 10. М., 1989. - С. 33.

154. Прончатова М.П. Деятельность и активность. // Методология и теория деятельности. Тезисы докладов к X Межзональному симпозиуму. Горький.: ОС НТО, 1982. - С. 63 - 65.

155. Профессиональная направленность инструментального обучения будущих учителей музыки. Самара, 1992. - 132 с.

156. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. Новосибирск, 1986.- 153 с.

157. Пути повышения эффективности учебно-воспитательной работы в вузах культуры. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1979. - 153 с.

158. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1984. - 142 с.

159. Рапацкая Л.А. Искусство "серебряного века". М.: Просвещение: "Владос", 1996. - 192 с.

160. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки.-М., 1996.-146 с.

161. Рапацкая Л.А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников. Учебное пособие. М.: МГОПИ, 1992.-94 с.

162. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М: Прометей, 1991. - 137 с.

163. Рахимбаева Л.А. Творческая самостоятельность как фактор формирования музыкально-педагогической деятельности студентов-заочников. Дис. . канд. пед. наук. М., 1979. - 192 с.

164. Рибито Т. Психология чувств. Житомир, 1912. - 263 с.

165. Ройтерштейн М.И. Выразительные средства музыки. М.: Сов. композитор, 1962. - 56 с.

166. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. - 328 с.

167. Рубинштейн А. О музыке в России. // Лисовский Н.М. А.Г. Рубинштейн. СПб., 1889. С. 22.

168. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. T. I и II. М.: Педагогика, 1989.-701 с.

169. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.-354 с.

170. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. - 240 с.

171. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. // Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. -С. 219-234.

172. Румянцева З.В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе. Дис. .канд. пед. наук. -М., 1987.- 199 с.

173. Рудик П.А. Психология. М.: Физкультура и спорт, 1958. - 293 с.

174. Савицкий Б.В. Соотношение деятельности и активности. // Методология и теория деятельности. Тезисы докладов к X межзональному симпозиуму. Горький.: ОС НТО, 1982. - С. 45-46.

175. Сарычева О.Н. Дидактические приемы стимулирования профессиональной активности студентов педвузов. Дис. .канд. пед. наук. М., 1992.-156 с.

176. Селиванов В.И. О побудительных силах поведения личности. Вопросы психологии. 1957, № 3. С. 111.

177. Смирнова Н.М. Активные формы подготовки педагога. Саратов, 1988. -33 с.

178. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985. - 83 с.

179. Совершенствование подготовки учителя начальных классов с дополнительной специальностью "музыка". Минск, 1986. - 116 с.

180. Сохор A.M. Эстетическое воспитание в советской школе. Учебно-методическое пособие для студентов института. Ульяновск, 1992. - 48 с.

181. Спирин Л.Ф., Степинский М.А., Фрумкин М.Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Ярославль, 1974.-68 с.

182. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития . Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 31 с.

183. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. T.I.-M., 1979. С. 74.

184. Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

185. Теория и практика подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М., 1974. - 114 с.

186. Терлецкий В.Н. Жизненная позиция личности. (Проблемы методологии и теории). Киев - Одесса: "Лыбидь", 1990. - 186 с.

187. Толковый словарь русского языка в 4-х т. Т. I. М., 1935.

188. Трифанов A.A. Теория и практика фортепианной педагогики. Самара, 1992.- 179 с.

189. Узнадзе Д.Н. К проблеме сущности внимания. Психология. Т. 4. 1947.

190. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

191. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961.-С. 178.

192. Условия формирования педагогических умений и творческих способностей учителя музыки. Ярославль, 1982. - 132 с.

193. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.: Музыка, 1975,- 110 с.

194. Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста. М.: Музыка, 1978. - 206 с.

195. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1965. - 507 с.

196. Фейнберг С.Е. Путь к мастерству. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1. М., 1965.

197. Фрейд 3. Психология обыденной жизни. М.,1910.-162 с.

198. Формирование социально-активной личности: сущность, проблемы. В 2-х ч. / ред. А.П. Петрова. Ч. 1. М.: МГПИ. 1985,154 с.

199. Фромм Э. Иметь или быть? (перевод с анг.). М., 1990. - С. 96.

200. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984, -168 с.

201. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепианоно. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. - 105 с.

202. Цыпин Г.М. О фортепианной подготовке учителей для общеобразовательной школы. // МГПИ, ученые записки. М., 1971.

203. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М. -Л.: Музгиз, 1947.

204. Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. -М., 1986.-87 с.

205. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. - 63 с.

206. Эльконин Д.Б. Психологические игры. М.: Педагогика, 1978.

207. Эльконин Д.Б. Проблема установки, ее теория и факты. // Вопросы психологии. 1957, № 3.

208. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.

209. Яковлев В.А. Аудиовизуальные средства обучения в формировании познавательной активности студентов в музыкально исполнительской деятельности. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1982. - 16 с.

210. Яконюк В.Л. О профессиональной мотивации педагога-музыканта. // "Музыка в школе", 1988.

211. Яконюк В.Л. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогического факультета педвуза и пути их развития (в процессе индивидуального фортепианного обучения). Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1977.- 16 с.

212. Яконюк В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. Минск, 1979.

213. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, изд. 2-е., 1974.-С. 395-400.

214. Excudier Z. Mes souvenirs, zes virtuoses. Paris, 1868.

215. Spearman Ch. Psychology down the ages, London, 1937, № 1. 454 p.

216. Hyeckhauzen H. Motivation und Handeln. Heidelberg, 1980. 286 p.