автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся в контексте информационной музыкально-аналитической деятельности
- Автор научной работы
- Алферов, Алексей Александрович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Алферов, Алексей Александрович, 2000 год
Введение
Глава I. Предпосылки исследуемой проблемы
1.1. Специфика исследуемой проблемы в аспекте современных процессов гуманизации образования и информатизации общества
1.2. Анализ понятий, характеризующих информационную и коммуникативную культуру личности
1.3. Практические предпосылки развития информационной и коммуникативной культуры музыкально-аналитической деятельности учащихся
1.4. Психолого-педагогические аспекты проблемы развития информационной и коммуникативной культуры учащихся
Выводы
Глава II. Экспериментальное исследование коммуникативного развития учащихся в контексте информационной музыкально-аналитической деятельности
2.1. Выбор критериев и показателей коммуникативного развития, ^ характеризующих готовность учащихся к информационной музыкально-аналитической деятельности
2.2. Подготовка эксперимента
2.3. Приемы и средства развития коммуникативных качеств учащихся в контексте информационной музыкально-аналитической деятельности
2.4. Результаты экспериментальной учебно-воспитательной работы 153 Выводы
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся в контексте информационной музыкально-аналитической деятельности"
Актуальность исследования. Современному обществу требуется личность, оптимально развивающая свои задатки, обладающая высоким интеллектом и нравственным потенциалом, ясным представлением о сфере своих жизненных интересов, жизнедеятельности, обладающая теми качествами, умениями, свойствами, которые обеспечат ей готовность к жизни в быстро меняющемся мире. Достижение этих целей в системе довузовского музыкального образования в значительной степени зависит от формирования информационной и коммуникативной культуры будущего специалиста. Поэтому одной из актуальных задач системы музыкального образования является поиск дополнительных возможностей содержания существующих учебных дисциплин, форм организации, методов и средств обучения для целенаправленного формирования и развития профессионально значимых информационных и коммуникативных умений учащихся. Активно развивающаяся теория личностно ориентированного образования открывает принципиально новые возможности для педагогического осмысления этого процесса.
В обучении музыке одним из основных видов деятельности является музыкально-аналитическая. От умений анализа музыкального произведения, построения его образной сферы зависит восприятие и адекватность понимания, лан исполнения, направленность музыки на слушателя, результативность просветительской и пропагандистской деятельности музыканта. В современных условиях реформирования образования, тесно связанной с реализацией одной из функций гуманизации образования - приобщения обучаемого к культуре прошлого и современности - внимание к проблеме музыкально-аналитической деятельности существенно усилилось.
В отечественном музыкознании, в исследованиях музыкантов-педагогов, психологов вопросам анализа музыкального произведения, составу операций, входящих в умения анализировать музыкальные произведения у людей разных возрастных групп и музыкальной подготовки, уделяется большое внимание
Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, М.Г.Арановский, Б.В.Асафьев, Н.К.Бакланова, Л.А.Баренбойм, НАВетлугина, Н.А.Голубева, Э.В.Добровецкая, Е.В.Звонова, Д.Б.Кабалевский, М.С.Красильникова, В. И. Краснощекое, Е.Д.Критская, В.М.Лензон, Л.А.Мазель, В.К.Медушевский, М.К.Михайлов, И.Е.Молостова, Е.В.Назайкинский, В.И.Петрушин, Ю.П.Питерин, Ю.Н.Рагс, О.П.Радынова, В.Г.Ражников, Л.А.Рапацкая, С.С.Скребков, С.Л.Старобинский, Ю.Н.Холопов, В.А.Цуккерман, Л.В.Школяр, О.Г.Щелкалина, Б.Л.Яворский и др.). Важность развития музыкально-аналитических умений для музыканта любой специализации убедительно обоснована авторитетными педагогами-музыкантами (Э.Б.Аб-дуллин, Л.Г.Арчажникова, А.Б.Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз, А.А.Николаев, Н.Г.Рубинштейн, С.Е.Фейнберг, Г.М.Цыпин, П.А.Черватюк и др.). Развитие умений музыкально-аналитической деятельности открывает учащимся-музыкантам путь для проникновения в язык музыки, «в мир ее выразительных средств, в текст произведения. Понять музыку со стороны ее непосредственной экспрессии как речь, а со стороны ее логики как мышление - задача нелегкая. Облегчить ее выполнение - дело педагога .» (В.А.Цуккерман).
Помимо знаний основных принципов и отдельных составляющих теории анализа музыкальных произведений успешность осуществления музыкально-аналитической деятельности определяется также умениями работы с информацией (поиск источников, их анализ, обобщение, структурирование, интерпретация, изложение полученных результатов). Важное значение музыкантами-педагогами придается также коммуникативно-речевым качествам обучаемых: умениям высказывать оценочные суждения, навыкам пропаганды музыкального искусства, образному и ассоциативному мышлению, умениям понимать музыку и выражать это в слове - в виде «словесного (вербального) моделирования результатов . анализа» или в форме «чуткой, тактичной словесной характеристики образного содержания», умениям использовать при этом «наиболее эффективные, оптимальные способы описания» (М.К.Михайлов).
Таким образом, можно утверждать, что цели музыкальной подготовки учащихся должны включать также формирование и развитие профессионально значимых качеств и умений личности, составляющих информационную и коммуникативную культуру музыкально-аналитической деятельности. Организация разнообразной музыкально-аналитической деятельности учащихся дает возможность наряду с освоением основных принципов и отдельных составляющих теории анализа музыкальных произведений формировать и развивать профессионально значимые информационные и коммуникативные умения, обладающие своей спецификой в предметной области «Музыка» и предполагающие наличие профессионально направленного алгоритма коммуникации.
Отдавая должное имеющейся обширной теоретико-методологической базе анализа музыкальных произведений, обоснованиям возможных путей реализации предложенных подходов на различных уровнях обучения, нельзя не признать, что информационной и коммуникативной компонентам развивающего потенциала музыкально-аналитической деятельности в специальной психолого-педагогической литературе не уделяется внимания, адекватного коренным образом изменившейся за последнее десятилетие ситуации в информационной сфере, социальному заказу к системе образования по развитию коммуникативной культуры человека.
Выполненное исследование в системе дополнительного музыкального образования, изучение опыта работы педагогов-музыкантов средних и высших учебных заведений показали, что в сложившейся практике обучения музыке школьников весовой вклад учебно-воспитательной работы по формированию аналитических умений учащихся остается незначительным (Н.А.Голубева, Э.В.Добровецкая, В.М.Лензон, Ю.Н.Холопов и др.). Обучение аналитической деятельности, ограничивающееся в основном лишь объяснительно-иллюстративным методом, т.е. путем ознакомления с содержащимися в учебных пособиях готовыми разборами музыкальных произведений, не способствует формированию самостоятельности, творческого характера мышления обучаемых. Выработке у учащегося целесообразных приемов и способов самостоятельной (внеклассной) работы, развитию информационных и коммуникативных умений не уделяется должного внимания (В.И.Горлинский, В.П.Длуговольский, Ю.Н.Рагс и др.). Многие учащиеся слабо владеют приемами интеллектуальной деятельности своего профиля, далеко не всегда успешно справляются с задачами по поиску и переработке информации, не умеют выделять в ней главное, самостоятельно анализировать информацию, пользоваться логическими языковыми средствами изложения результатов деятельности. Учащиеся не владеют приемами речевого общения в типичных профессионально значимых речевых ситуациях и жанрах. В немалой части учащихся недостатки эти остаются непреодоленными и при обучении в ВУЗе.
Указанный недостаток отрицательно сказывается на общем уровне подготовки выпускников средней школы; его следствием, учитывая факт ранней профориентации и специализации учащихся-музыкантов, становится зачастую неадекватность профессионального самоопределения, затрудненность адаптации выпускников школы в первые годы самостоятельной работы или обучения в ВУЗе.
Таким образом, имеется противоречие между, с одной стороны: традиционной информационной основой музыкально-аналитической деятельности; постоянно возрастающим объемом и качественной сложностью информации, знаний, которыми необходимо овладеть выпускнику школы; увеличением доли самостоятельной работы в структуре учебного процесса; объективными требованиями общества к воспитанию инициативной, творчески активной личности, способной к саморазвитию на основе усвоения и переработки информации, и, с другой стороны: недостаточной готовностью значительной части выпускников школы к самоуправлению собственной познавательной музыкально-аналитической деятельностью при освоении и распространении информации. Это обусловливают реальность существования и актуальность проблемы определения средств активизации учебно-познавательной музыкально-аналитической деятельности, способствующих развитию профессионально значимых информационных и коммуникативных умений учащегося, расширяющих его возможности личностной самореализации в культуре и жизни, взаимодействие с социокультурным окружением и информацией.
Разработанность проблемы. Концептуальные основы разработки проблемы формирования умений учебного труда, сущности и технологии интеллектуальной деятельности связаны с работами отечественных психологов и педагогов (М.М.Анцибор, А.В.Брушлинского, А.А.Вербицкого, А.Н.Леонтьева, П.И.Пидкасистого, С.Л.Рубинштейна, В.А.Сластенина и др.). В аспекте формирования у обучаемых информационной и коммуникативной компетентности, поставленная проблема отражена в исследованиях Ю.С.Брановского, Я.А.Ваграменко, Б.С.Гершунского, И.А.Заинчковского, Е.И.Машбица, В.М.Монахова, Ю.Н.Рагса и др.). Различные виды коммуникативных способностей анализировали Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, А.А.Леонтьев, Н.Д.Левитов и др. Большой вклад в понимание теории коммуникативных процессов, сущности общения внесли труды Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, М.М.Бахтина, А.А.Бо-далева, А.В.Беляевой, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, И.А.Зим-ней, В.А.Кан-Калика, А.А.Леонтьева, А.Н.Леонтьева, М.И.Лисиной. В.А.Малахова., В.С.Мерлина, П.И.Пидкасистого, Т.С.Путиловской, К.Р.Роджерса, С.Л.Рубинштейна, В.А.Сластенина, Д.Б.Эльконина и др. В последние годы появился ряд исследований, теоретически обосновывающих значение коммуникативных умений в организации учебно-воспитательного процесса (А.Г.Арсеньев, Э.В.Безчеревных, Б.Т.Лихачев, В.АСластенин, В.И.Слободчиков и др.).
Значительная часть исследований развертывается в русле двух основных направлений: поиск и обоснование новых подходов к активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и разработка технологий подготовки к отдельным видам деятельности, акцентирование внимания на формировании отдельных умений и навыков. Так, в диссертациях и публикациях С.А.Ален-тиковой, С.Б.Барило, Л.А.Безбородовой, А.В.Беляевой, Н.А.Виноградовой,
B.А.Возчикова, В.И.Волынкина, Е.Ю.Глазыриной, А.К.Громцева, Н.Г.Грудцы-ной, Т.П.Дикун, В.П.Длуговольского, Л.П.Дмитрюковой, О.М.Дорониной,
C.Л.Жуковой, С.АИригиной-Сидоренко, Т.А.Колышевой, Т.И.Кузнецовой, О.Б.Куликовской, С.Ю.Курганова, Г.В.Лазаревой. В.Ю.Лысковой, Л.М.Масол, И.Л.Мироновой, И.Е.Молостовой, О.М.Мутовкиной, Г.В.Никитиной, АИ.Ни-колаевой, О.В.Ощепковой, З.И.Павицкой, С.В.Поповой, Г.И.Прокопенко, Т.С.Путиловской. Н.С.Рагимхановой, И.Н.Разовской, С.С.Севастьяновой, К.И.Чепуровой, Л.В.Черепановой, Т.С.Черкасовой, Л.Э.Шевчук, О.Г.Щелка-линой и др. рассмотрены вопросы развития познавательной активности учащихся, организованности в учебно-познавательной деятельности, умений самостоятельной работы, самообучения, пути и средства развития у обучаемых лексических навыков аудирования, умений продуктивного чтения, роли диалога в мышлении и обучении, умений понимания учебно-научного дискурса, умений ведения диалога, умений информационно-библиографической культуры (в том числе и музыканта), умений пользования проблемно-ориентированными библиографическими базами данных, коммуникативно-речевых умений, умений контроля за правильностью высказывания, стилистикой научной речи, формирования понятийного мышления, подготовки доклада, реферата, формирования аналитико-исследовательских, музыкально-аналитических умений, вопросы возрастных особенностей решения коммуникативных задач, роли средств журналистики, профессиональной периодики для развития информационных и коммуникативных умений, вопросы организации обучения в информационной среде.
Несмотря на многоплановость исследований, проведенных по данной проблеме, она не нашла пока полного решения. Нами не выявлено достаточного количества работ, посвященных, во-первых, целенаправленной ориентации на подготовку учащихся-музыкантов к информационной музыкально-аналитической деятельности, во-вторых, разработке технологии формирования необходимого для ее осуществления комплекса коммуникативных умений информационного взаимодействия на уровне системной организации учебно-воспитательного процесса.
В то же время именно информационная музыкально-аналитическая деятельность, как разновидность научно-информационной работы, содержание которой составляет сбор, аналитико-синтетическая переработка теоретического и музыкального материала, представление и распространение вторичной информации в различных формах, может быть рассмотрена в качестве целенаправленной самоуправляемой отражательно-преобразующей деятельности, в процессе которой происходит овладение учащимися умениями и навыками работы с информацией как сложной системой психических и практических действий.
Выделив в содержании понятия «музыкально-аналитическая деятельность» основной признак - оценивание и корректирование результатов в процессе информационного взаимодействия в соответствии с некоторыми критериями, мы полагаем, что данный вид деятельности может являться методологическим основанием целенаправленной работы по развитию профессионально значимых коммуникативных качеств, необходимых для обеспечения поиска. переработки, представления информации, информационного взаимодействия в учебной и профессиональной деятельности.
Актуальность исследования, выявленные противоречия и практическая потребность в разработке процессуально-методических аспектов использования информационной музыкально-аналитической деятельности для формирования профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся-музыкантов определили выбор настоящей темы диссертационного исследования.
В соответствии с темой определены объект, предмет, цель исследования.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс дирижерско-хоровой подготовки учащихся на стадии довузовского музыкального образования в аспекте формирования музыкально-аналитических умений обучаемых.
Предмет исследования - педагогические условия, способствующие развитию профессионально значимых коммуникативных умений учащихся в контексте информационной музыкально-аналитической деятельности.
Цель исследования - разработка приемов и средств, обеспечивающих развитие профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся, необходимых для самоуправления музыкально-аналитической деятельностью в современной информационной среде.
В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие положения.
Обучение музыке может быть более эффективным за счет целенаправленного развития профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся, обеспечивающих информационное взаимодействие в процессе осуществления музыкально-аналитической деятельности.
При условии учета индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых, развитию таких коммуникативных качеств способствует организация внеклассной учебно-воспитательной работы в контексте музыкально-аналитической деятельности в современной информационной среде по профилю базовой и смежных профессий музыканта, обеспечивая:
- процесс получения личностно-значимых знаний, поддержку индивидуального развития учащихся;
- развитие информационной и коммуникативной культуры учащихся;
- повышение уровня готовности учащихся к самореализации и самосовершенствованию по специализации музыкального профиля, к профессиональному, жизненному и личностному самоопределению.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой, поставлены задачи исследования:
- выявить специфику использования личностно ориентированных технологий в учебно-воспитательном процессе учащегося-музыканта в свете современных требований к подходам, методам и средствам обучения в социально-гуманитарной сфере;
- определить значение и возможности использования музыкально-аналитической деятельности в информационной среде как специально организованной внеклассной деятельности и метода обучения;
- определить содержание, структуру информационных и коммуникативных умений учащихся, необходимых для работы с музыкальной информацией, ее перевода в знание;
- разработать приемы и средства развития коммуникативных качеств учащихся во внеклассной музыкально-аналитической деятельности в современной информационной среде;
- осуществить экспериментальную проверку комплекса предложенных приемов и средств.
Методологической основой исследования являются положения гуманистически ориентированной психологии, в основе которой лежит понимание необходимости гуманизации образования; идеи гуманизации образования; концепция личностно ориентированного образования; теории познания; системного подхода к исследованию процессов обучения и воспитания; личностно-деятельностного подхода к организации процесса обучения; основные положения теории поэтапного формирования умственных действий; контекстного обучения; положения современнной общей концепции информатизации образования; коммуникативной теории текста, речевой деятельности.
Теоретическую основу исследования составили:
- ведущие идеи гуманистической психологии, теории самоактуализации личности А.Маслоу, К.Роджерса, концепции Л.И.Анциферовой, Л.И.Божович, Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева,
A.В.Петровского, В.А.Петровского, С.Л.Рубинштейна и др.;
- принципы личностно ориентированной педагогики, положения о её специфике в аспекте современных процессов гуманизации образования и информатизации общества, рассмотренные в трудах Б.Г.Ананьева, И.М.Андреевой, Б.В.Асафьева, М.М.Бахтина, А.В.Беляевой, Б.Н.Богатыря, Л.И.Божович, Е.В.Бондаревской, Ю.С.Борцова, Я.И.Ваграменко, А.А.Вербицкого, М.Г.Вох-рышевой, В.И.Горлинского, В.В.Давыдова, А.Л.Денисовой, В.П.Длуговольс-кого, И.А.Зимней, Ю.С.Зубова, В.А.Извозчикова Н.Н.Киселева, Л.М.Масола,
B.Я.Новоблаговещенского, Г.Г.Нейгауза, А.В.Петрова, Ю.Н.Рагса, В.Г.Раж-никова, И.В.Роберта, К.Р.Роджерса, Н.С.Розова, В.В.Серикова, А.И.Субетто, В.А.Сухомлинского, Г.М.Цыпина, Д.Б.Эльконина, И.С.Якиманской и др.;
- положения концепций развития личности в профессии, происходящего в событийных общностях, в процессе существования которых возникает надси-туативная активность, позволяющая развиваться и субъекту, и его деятельности, выдвинутые Е.И.Исаевым, В.А.Петровским, В.И.Слободчиковым, А.Р.Фо-наревым, Г.А.Цуккерман и др.
- положения о природе и механизме мотивации учебной деятельности, сформулированные В.П.Беспалько, Л.С.Выготским, М.Ш.Магомед-Эминовым,
A.Маслоу и др.
- основные положения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной; идеи контекстного обучения: А.А.Вербицкого, В.А.Слободчикова, Г.А.Цуюсерман „ А.В.Беляевой, В.А.Возчикова и ДР-,
- философские, психолого-педагогические разработки, исследующие формирование и развитие коммуникативных качеств как обязательного фактора профессиональной подготовки учащихся: А.Г.Арсеньева, Э.В.Безчеревных, М.М.Бахтина, В.М.Бехтерева, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, Н.Г.Грудцыной,
B.В.Давыдова, И.А.Зимней, М. С. Кагана, В.А.Кан-Калика, Н.Н.Киселева, Е.А.Климова, Т.А.Кривченко, Н.В.Кузьминой, А.А.Леонтьева, А.Н.Леонтьева, М.И.Лисиной, Б.Т.Лихачева, А.К.Марковой, Ф.Т.Михайлова, В.И.Петрушина, Т.С.Путиловской и др.
При обосновании актуальности данного исследования мы опирались на труды авторов, в которых раскрываются вопросы анализа музыкального произведения, состава операций, входящих в умения анализировать музыкальные произведения у людей разных возрастных групп и музыкальной подготовки, обращается внимание на многофункциональность профессиональной деятельности музыканта и на важность развития музыкально-аналитических умений для музыканта любой специализации: Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, М.Г.Арановского, Л.Г.Арчажниковой, Б.В.Асафьева, Н.К.Баклановой, Л.А.Баренбойма, Л.А.Безбородовой, И.С.Букреева, Н.А.Ветлугиной, Н.А.Голу-бевой, В.П.Длуговольского, Э.В.Добровецкой, В.И.Закутского, Л.С.Зориловой, Д.Б.Кабалевского, Т.А.Колышевой, М.С.Красильниковой, Ю.Д.Красильникова,
B.И.Краснощекова, Е.Д.Критской, А.И.Лагутина, Э.Лайнсдорфа, В.М.Лензона, Л.А.Мазеля, Е.И.Максимова, В.К.Медушевского, М.К.Михайлова, И.Е.Молостовой, Е.В.Назайкинского, Г.Г.Нейгауза, А.А.Николаева, В. И. Петру шина, Ю.П.Питерина, Ю.Н.Рагса, О.П.Радыновой, В.Г.Ражникова, Л.А.Рапацкой,
C.С.Скребкова, Л.А.Соловьевой, С.Л.Старобинского, А.Тевосяна, В.Н.Холо-повой, Ю.Н.Холопова, В.А.Цукермана, Г.М.Цыпина, П.А.Черватюка, П.Г.Чеснокова, М.И.Шинкаревой, Л.В.Школяр, О.Г.Щелкалиной, Б.Л.Яворского, А.И.Ямпольского и др.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников; социологические методы (опросы, беседы, анкетирование); наблюдение (дискретное, включенное, контекстное, фрагментарное); изучение и обобщение опыта, анализ продуктов деятельности учащихся, протоколов наблюдений, аудиозаписей; констатирующий и формирующий эксперименты; математическая обработка результатов эксперимента.
Базой исследования послужили Вечерняя музыкальная школа сектора педагогической практики Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях процесса обучения в рамках занятий хорового класса, вокально-хорового практикума, а также класса индивидуальной дирижерской подготовки.
Исследование включало три этапа. На первом, поисково-теоретическом этапе (1996-1997 г.), осуществлялся анализ опыта работы педагогов в хоровом классе, изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по проблеме. Были выявлены противоречия, определены объект и предмет исследования, осуществлена диагностика, сформулирована рабочая гипотеза, в учебно-воспитательном процессе порционно апробировались различные приемы и средства развития коммуникативных умений, предложенные в педагогической литературе, конкретизированы цели и задачи исследования.
На втором, экспериментально-аналитическом этапе (1998 г.), проводился формирующий эксперимент на основе теоретически обобщенного и разработанного содержания и технологии развития профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся-музыкантов.
На третьем, обобщающем этапе (1999-2000 гг.), осуществлялась проверка достоверности данных формирующего эксперимента и их обработка методами статистики. Была осуществлена систематизация результатов эксперимента, их обобщение и осмысление, оформление работы.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных цели, объекту, задачам, логике исследования, репрезентативностью материала, разнообразием источников информации, значимостью экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом, личным участием автора в экспериментальной работе.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- впервые вопросы музыкально-аналитической деятельности учащихся в контексте информационной деятельности являются предметом специального изучения;
- данная работа рассматривает информационную музыкально-аналитическую деятельность учащихся в новой информационной ситуации;
- выявлена системообразующая роль музыкально-аналитической деятельности учащихся-музыкантов как базовой в организации учебно-воспитательного процесса во внеклассной работе для развития информационной и коммуникативной культуры учащихся; определена специфика информационной музыкально-аналитической деятельности как средства, позволяющего осуществлять профессиональную ориентацию учащихся;
- организация музыкально-аналитической деятельности осуществляется с упором на самостоятельную внеклассную работу в контексте профессиональной деятельности музыканта, владеющего информационными технологиями;
- предложен подход к использованию музыкально-аналитической деятельности для профильного развития коммуникативной и информационной компетентности обучаемого;
- разработаны приемы и средства реализации учебно-воспитательного процесса в контексте информационной музыкально-аналитической деятельности.
Практическая значимость исследования: связана с определением педагогических и методических условий, способствующих успешному развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся, формированию положительной мотивации к музыкально-аналитической деятельности в информационной среде.
Материалы исследования, комплекс предлагаемых дидактических условий могут быть использованы для различных уровней обучения при отборе и организации содержания учебно-воспитательного процесса, его структурирования.
Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялись в процессе проведения учебно-экспериментальной работы, путем внедрения в практику работы Детской школы искусств №9 им. М.А.Балакирева г.Москвы, при обучении студентов Московского государственного университета культуры и искусств специализации «обучение музыке», путем публикации научно-исследовательских материалов, при обсуждении полученных результатов на заседаниях кафедры музыкального образования МГУКИ. Основные положения диссертационной работы были представлены на международной научно-практической конференции «Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития (Москва, 1999), на межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Человек в мире духовной культуры» (Москва, 1999), II межвузовской научной конференции «Проблемы развития юридических и социально-экономических наук в России на рубеже нового тысячелетия» (Москва, 2000 г.), на научно-практической конференции молодых ученых «Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты» (Москва, 2000), на Пятой международной научной конференции «Библиотечное дело - 2000: проблемы формирования открытого информационного общества» (Москва, 2000). По теме диссертации опубликовано 5 работ.
На защиту выносятся:
- теоретическое обоснование сущности, структуры понятия «музыкально-аналитическая деятельность в информационной среде» как специально организованная внеклассная деятельность и средство для реализации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса для развития профессионально значимых коммуникативных качеств обучаемых;
- концепция развития профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся в контексте информационной музыкально-аналитической деятельности;
- критерии и показатели коммуникативного развития учащихся, характеризующие готовность к информационной музыкально-аналитической деятельности;
- апробированный комплекс приемов и средств развития коммуникативных качеств учащихся в контексте информационной музыкально-аналитической деятельности.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы
Подводя итоги эксперимента, можно сделать следующие выводы:
Проведение педагогического эксперимента позволило проверить на практике теоретически обоснованное предположение о необходимости специального развития профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся, обеспечивающих информационное взаимодействие в процессе осуществления музыкально-аналитической деятельности.
Констатирующий эксперимент показал, что без целенаправленного обучения учащихся профессионально значимым информационным и коммуникативным умениям музыкально-аналитической деятельности готовность их к самостоятельному активному осуществлению этой деятельности для получения нового знания остается неудовлетворительной.
Результаты экспериментального обучения показали эффективность разработанных приемов и средств развития коммуникативных качеств учащихся в контексте информационной музыкально-аналитической деятельности. Практическое применение экспериментальной методики дало положительные результаты, что позволяет считать данную методику эффективной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Выявленное в исследовании противоречие между, с одной стороны традиционной информационной и коммуникативной основой музыкально-аналитической деятельности, постоянно возрастающим объемом и качественной сложностью информации, знаний, которыми необходимо овладеть выпускнику школя; увеличением доли самостоятельной работы в структуре учебного процесса; объективными требованиями общества к воспитанию инициативной, творчески активной личности, способной к саморазвитию на основе усвоения и переработки информации, и с другой стороны: недостаточной готовностью значительной части учащихся-музыкантов к самоуправлению собственной познавательной деятельностью при освоении и распространении информации, обусловливает необходимость поиска дополнительных возможностей содержания существующих учебных дисциплин, форм организации, методов и средств обучения для целенаправленного формирования и развития профессионально значимых информационных и коммуникативных умений учащихся.
2. На основе теоретического анализа проблемы и изучения передового опыта в исследовании определен и обоснован комплекс педагогических уеловий, обеспечивающих повышение эффективности обучения музыке за счет целенаправленного развития профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся, способствующих оптимизации информационного взаимодействия в процессе осуществления музыкально-аналитической деятельности.
Развитию профессионально значимых коммуникативных и информационных умений способствует организация внеклассной учебно-воспитательной работы учащихся в контексте музыкально-аналитической деятельности в современной информационной среде по профилю базовой и смежных профессий музыканта.
При условии учета индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых этот подход обеспечивает:
- процесс получения личностно-значимых знаний, поддержку индивидуального развития учащихся;
- развитие информационной и коммуникативной культуры учащихся;
- рост степени информированности в области музыкального искусства;
- повышение уровня готовности учащихся к самореализации и самосовершенствованию по специализации музыкального профиля, к профессиональному, жизненному и личностному самоопределению.
3. При выборе приемов и средств развития коммуникативных качеств учащихся нами учитывалось, что в хоровом классе наиболее полно реализуется основополагающий принцип дидактики и необходимое условие профессиональной подготовки музыканта - межпредметные связи. Обучение в хоре позволяет практически использовать и закрепить знания и умения, приобретаемые учащимися не только при изучении предметов специального музыкального цикла: вокальные навыки, элементы дирижерской техники, знания по теории и истории музыки, хороведению, методике работы с хором и т.д., но и по другим предметам основного общего образования: литературе, русскому языку, изобразительному искусству, истории. Условия хорового класса наиболее благоприятны для организации коллективно-групповых форм учебно-воспитательной работы, «выращивания» со-бытийных общностей - «объединений людей на основе общих ценностей и смыслов» (В.И.Слободчиков. Ю.В.Громыко), оценки результатов индивидуальных и групповых самостоятельных заданий, осуществления музыкально-аналитической деятельности в полипозиционном взаимодействии, коллективном размышлении, для приобретения подростками способности к культурному самоопределению.
4. Разработаны приемы и средства развития коммуникативных качеств учащихся в контексте информационной музыкально-аналитической деятельности и в результате педагогического эксперимента показана их эффективность и правильность выдвинутой гипотезы.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся, необходимых для оптимизации музыкально-аналитической деятельности в современной информационной среде, а представляет один из вариантов ее решения. Предложена эффективная технология развития исследуемых умений, которая может быть успешно интегрирована в образовательную программу, а так же выступать в качестве основы и дополнения других технологий.
В частности, большой интерес представляет вероятное развитие в контексте реализации разработанного нами подхода таких личностных характеристик, как воображение, креативность и т.д., что обусловливает перспективу дальнейшего исследования.
Еще одна проблема, связанная с использованием личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, и требующая разрешения, обусловлена тем, что по сравнению с традиционным подходом организация учебно-воспитательного процесса по индивидуальным программам с учетом особенностей обучаемых усложняется, возрастают затраты времени педагога на подготовку к проведению соответствующих мероприятий. Господствующая в специальных учебных заведениях концепция определения годовой учебной нагрузки в часах по-прежнему не учитывает специфики индивидуализации обучения и не стимулирует труд преподавателя.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Алферов, Алексей Александрович, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 111с.
2. Александров Г.Н. Основы дидактики высшей школы: Курс лекций / Под ред. В.М.Гареева. В 2-х ч. Уфа, БГПИ, 1973. 4.1. - 277 с.
3. Алиев Ю.Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением: Дис. .канд. пед. наук. М.,1965. -291с.
4. Алферов А.А. Использование аудиовизуальных средств для реализации личностно ориентированного подхода в музыкальном образовании // Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития. М.: МГУК, 1999. -С.108-110.
5. Алферов А.А. Музыкальное образование библиотеки: новые грани взаимодействия на пороге информационного общества // Библиотечное дело -2000: проблемы формирования открытого информационного общества. -М.: МГУКИ, 2000. - 4.1. - С.118-120.
6. Алферов А.А. Проблема личностно ориентированного обучения музыке в системе хорового воспитания // Человек в мире духовной культуры. М.: МГУК, 1999. - С.204-206.
7. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избранныепсихологические труды: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1980. - С.9-127.
8. Анцибор М.М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического цикла. М.: Прометей, 1983. -240 с.
9. Анцыферова Л.И. К психологии личности как саморазвивающейся системы // Психология формирования и развития личности: Сб. статей / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Л.И.Анцыферова. М.: Наука, 1981. - С.3-19.
10. Апраксина Р.А. Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
11. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. / Сост. М.Арановский. М.: Музыка, 1974. - С. 90-128.
12. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
14. Асафьев Б.В. Глинка. М.: Музыка, 1950. - 311 с.
15. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании (2-е изд.) / Ред. Е.М.Орлова. Л.: Музыка, 1973. - 144 с.
16. Астафьева Н.И. Информатизация педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях (теоретико-методологический аспект) / Под общ. науч. ред. А.П.Беляевой. СПб. Тамбов: Изд-во ИПКРО, 1997. -127с.
17. Баренбойм Л.А. Как сделать педагогов педагогами? // Сов. музыка, 1973. -N4. С.106-125.
18. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб: Изд-во РХГТ, 1997. -464 с.
19. Бахтин М.М. «Быть значит общаться диалогически» // «Учительская газета». - 1994.-N 10. - С.8.
20. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1979. 470с.
21. Безбородова Л.А. Музыкально-познавательные задания как средство формирования слушательской культуры старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук.-М„ 1981.- 185 с.
22. Безбородова Л.А. Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительской деятельности: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1997. - 47 с.
23. Белкин АС. Ситуация успеха: Книга для учителя. Екатеринбург: УРГПУ, 1997.- 185с.
24. Белокур Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки: Пособие к спецкурсу. Челябинск. ЧГПИ, 1986. - 88 с.
25. Бельская И. Технические средства обучения на уроках сольфеджио. Музыкальное просвещение. 1999, № 1. С. 38-39.
26. Беляев А.В. Интегрированные характеристики понятия готовности к профессиональной деятельности // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научн. трудов. Свердловск, СИПИ, 1991. - Вып.2. -С.154-165.
27. Беляева А.В. Формирование умений авторского редактирования у студентов университета в информационной дидактической среде: Дис. .канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. - 187 с.
28. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. - N2.
29. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.-304 с.
30. Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования // Педагогика. -2000.-N 5.-С. 13-20.
31. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
32. Бехтерев В.М. Данные эксперимента в области коллективной рефлексологии // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М., JL, Гос. изд.,1925. - С.306-337.
33. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
34. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 347 с.
35. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. - N 4, с. 11-17.
36. Борцов Ю.С. Новые информационные технологии обучения как социокультурный феномен: Автореф. дне. .докт. социологических наук. Ростов-на-Дону, 1997. -48 с.
37. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов. Ставрополь: СГПУ, 1995. - 206 с.
38. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. пси-хол. труды. М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 392 с.
39. Букреев И.С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1999. - 58 с.
40. Бухарин Н.И. Избранные труды Л., Наука, 1988. - 504 с.
41. Вахрушев А.В. Основы хоровой педагогики: Учебное пособие. / Под общ. ред. проф. Баранова Б.В. М.: МГУК, 1997. - 166 с.
42. Вербицкий А.А. Активизация обучения в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.
43. Викторов В. Ростислав Бойко: Монографический очерк. М.: Сов. Композитор, 1985. - 160 с.
44. Виноградова Н.А. Формирование профессионализма студентов педколледжа средствами педагогической периодики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М„ 1999. 26 с.
45. Возчиков В.А. Развитие коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Барнаул. 1999.-22с.
46. Воробьев Г.Г. Документ. Информационный анализ. -М.:Наука, 1973. 255 с.
47. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 438-451.
48. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 341 с.
49. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. -Т.1.-488 с.
50. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.- 139 с.
51. Гальперин П.Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций // М.: Изд-во МГУ, 1978. 118 с.
52. Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 422 с.
53. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии.- 1966,- №4.-С.128-134.
54. Генрих Нейгауз. Воспоминания. Письма. Материалы /Сост. Е.Р.Рихтер. -М., ИМИДЖ, 1992.-416 с.
55. Гивенталь И.А. Методика обучения музыкальной литературе в училище / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1987. - 72 с.
56. Голубева Н.А. Проблема историко-стилевого анализа в учебном курсе истории музыки: Дис. .канд. пед. наук. М.,1998. - 174 с.
57. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального образования и воспитания в современной России: Актуальные проблемы переходного периода: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1999. - 59 с.
58. Горский Д.Н., Ивин А.А., Никифоров A.JI. Краткий словарь по логике / Под ред. Д.П.Горского. М.: Просвещение, 1991. - 208 с.
59. Громыко Ю.В. Выготскианство за рамками концепции Л.С.Выготского. -М.: Пайдея, 1996. 237 с.
60. Грудцына Н.Г. Научные основы обучения риторике в педагогических классах общеобразовательных учебных заведений: Автореф. дис. .доктора пед. наук.-М., 1999.-34 с.
61. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика. 1989. - 278 с.
62. Денисова A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Дис. .докт. пед. наук. М., 1994. -445 с.
63. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
64. Дикун Т.П. Учебный диалог как средство формирования личностно ориентированного знания: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Оренбург, 1999.- 19с.
65. Длуговольский В.П. Информационно-библиографическая культура музыканта-исполнителя и педагога как проблема музыкознания (на материале баянного искусства): Дис. .канд. искусствоведения. Магнитогорск, 1999. -193 с.
66. Днепров С.А. Педагогический словарь-самоучитель. Екатеринбург: УРГПУ, 1996. -270 с.
67. Добровецкая Э.В. Формирование музыкально-аналитических умений у учащихся средних специальных учебных заведений: Дис. .канд. пед. наук. -М„ 1989.-255 с.
68. Друскин М.С. Игорь Стравинский: Личность. Творчество. Взгляды. Л.: Советский композитор. - 208 с.
69. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. Л.: Наука, 1991. - 141 с.
70. Загвязинский В.И. Учебно-познавательные задания как средство разрешения противоречий обучения // Психолого-педагогические проблемы формирования активности личности учащихся: Сб. научн. тр. Тюмень, 1971. - С. 3-20.
71. Заинчковский И.А. Проблемы информатизации проблемы интеллектуального развития общества // Информатика и образование. - 1994.- № 2. - С.3-4.
72. Закутский В.И. Учебно-воспитательный процесс и его совершенствование в хоровых коллективах Подмосковья. М.: Науч.-мет. центр нар. тв-ва и культ.-просв. раб., 1998, - 122 с.
73. Занков Л.В. Дидактика и жизнь // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. - С. 22-82.
74. Зверева М.В. Проблема обучения и развития в исследованиях Л.В.Занкова // Л.В.Занков. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. - С. 9-21.
75. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Москва,«Логос», 1999. 326с.
76. Зимняя И.А., Малахова В.А., Путиловская Т.С. Педагогическое общение как решение коммуникативных задач / Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся под ред. А.А.Бодалева, В.Я.Ляудиса. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1988.
77. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: Институт психологии РАН, 1994. - 237 с.
78. Зорилова Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования: Автореф. дис. . д-ра культурологии. М.: МГУК, 1999.-50 с.
79. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуты / Сост.: Ю.С.Зубов, И.М.Андреева. М.: Международная академия информатизации, 1994. - С. 5-11.
80. Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижера. М.: Музыка, 1973. 78 с.
81. Ивановская О.С. Освоение ритмических особенностей современной музыки в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов (на основе являения ритмической нерегулярности): Дис. канд. пед. наук. М., 1987. -204 с.
82. Изложения: тексты с лингвистическим анализом: 5-9 кл.: Кн. для учителя / В.Т.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик, 2-е изд. М.: Линка-Пресс, 1994. -192 с.
83. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.:Изд-во МГУ, 1986,- 200с.
84. Ительсон Л.Б. Проблемы современной психологии учения. Вып.4. М.: Знание, 1970. - 72 с.
85. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
86. Киселев Н.Н. Информационная потребность как фактор социализации личности. Автореф. дис. .канд. социологических наук. Кемерово, 1998. - 19 с.
87. Коган В.З., Уханов В.А. Человек: информация, потребность, деятельность. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. 192 с.
88. Колышева Т.А. Формирование у первокурсников интереса к профессии учителя-музыканта: (На занятиях хорового класса музыкально-педагогического факультета педагогического института): Дис. .канд. пед. наук. -М. 1981.- 150 с.
89. Кондрашин К.П. Мир дирижера. (Технология вдохновения). Л., 1976,- 192с.
90. Концепция информатизации образования // ИНФО, 1990. № 1. - С. 3-9.
91. Конюшко А.Е. Реферативное издание: типология и редакторская подготовка: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1992. - 24 с.
92. Копнин П.В. Задачи и основные понятия логики научного исследования. -М.: Наука, 1965.-463 с.
93. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение погруженное в общение. М.: КСП, Институт психологии РАН, 1997. - 224 с.
94. Красильников И.М. С новыми музыкальными инструментами к новой музыкальной культуре общества XXI века // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании / Под ред. Е.Д.Критской, Л.В.Школяр. -М.: Флинта, 1999. - С. 191-194.
95. ЮО.Красильникова М.С. Симфония в первом классе необходимость и реальность // Искусство в школе, 1999, N 3, с.7-16.
96. Краснощекое В.И. Вопросы хороведения. Учебное пособие для дирижер-ско-хоровых факультетов консерваторий. М.: «Музыка», 1969. - 300 с.
97. Кривченко Т.А. Коммуникативное развитие личности в системе непрерывного образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 49 с.
98. Критская Е.Д. Интонационный анализ творчество учителя и ученика // Искусство в школе. - М., 1993, N 1.
99. Кругов В.И., Момот А.И., Кагерманьян B.C. Научное творчество студентов: современные требования // Вестник высшей школы. 1986. - № 5. - С. 17-21.
100. Кузнецова Т.Е. Методика работы над заглавием текста в средней школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1999. - 17 с.
101. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л., 1985.- 94с.
102. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. Воронеж: ВГПУ, 1997. - 236 с.
103. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы решения задач. Л.: ЛГУ, 1975. -298 с.
104. Курганов С.Ю. Диалог как содержание мышления и обучения // Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. - С. 175-181.
105. ПО.Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности. Мн.: Нар. асвета, 1972. - 130 с.111 .Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. -М.: Музыка, 1982. 224 с.
106. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи. М.: Педагогика, 1975. - 255 с.
107. Лайнсдорф Э. В защиту композитора. Альфа и омега искусства интерпретации. М.: Музыка, 1988. 303 с.
108. Лензон В.М. Музыкальный анализ в профессиональной подготовке режиссера: Автореф. дис. .д-ра искусствоведения. М., 1999. - 38 с.
109. Леонтьев А.А. Психология речевого общения: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1975.-37 с.
110. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. -245 с.
111. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1977. -304с.
112. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. Т1. -391 с. Т2.-318с.
113. Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 5-23.
114. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
115. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Изд. 2-е. -М.:Прометей, 1996.- 528с.
116. Лихачев Д.С. Поэзия труда библиографа// Сов. библиография. 1980. - №2. - С. 62-64.
117. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие / Под ред. Н.Н.Никитиной.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. 104с.
118. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высш. шк. 1979. - 157 с.
119. Лыскова В.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тамбов, 1997. - 24 с.
120. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1987. 23 с.
121. Мазель Л.А. В.А.Цуккерман и проблемы анализа музыки // О музыке. Проблемы анализа: Сб. науч. тр./ Сост. В.П.Бобровский и Г.А.Головинский. -М.: Советский композитор, 1974. С.5-29.
122. Максимов Е.И. Русские народные оркестры и ансамбли: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1993. - 57 с.
123. Малько Н.А. Воспоминания, статьи, письма. Л.:«Музыка», 1972. 383 с.
124. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международ, гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.
125. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
126. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 203 с.
127. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
128. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
129. Медушевский В.К. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник: Сб. ст. / Сост. С.С.Зив. -Вып.5. М.: Советский композитор, 1984. - С.3-17.
130. Медушевский В.К. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. 1979. - № 3. - С. 30-39.
131. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
132. Мешалкина К.Н. Эффективность обучения и развитие аналитических способностей учащихся // Педагогика. 1994. - № 3. - С. 19-25.
133. Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. 1995. - № 4. - С. 27-36.
134. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопросы психологии. 1997. №4. С. 28-38.
135. Митина Л.М., Кричевский Р.Л. Профессиональная социализация личности // Проблемы профессиональной социализации личности / Под ред. Л.М.Митиной. Кемерово: Изд-во Кемер. ОИУУ, 1996. - С. 7-22.
136. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты / Сост., ред. и прим. А.Вульфсона. Л.: Музыка, 1990. - 288 с.
137. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика опытно-экспериментального исследования.-М.:Педагогика, 1981. 144с.
138. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.
139. Мусин И.А. Техника дирижирования. Л.: Музыка, 1967. 352 с.
140. Мучник B.C. Основы стилистики и редактирования: Учебное пособие для средней и высшей школы. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
141. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383с.
142. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982. -300с.
143. Никитина Г.В. Формирование исследовательских умений студентов младших курсов: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. СПб., 1992. - 38 с.
144. Никифорова В.М. Музыкально-исторические дисциплины в подготовке музыковедов // Актуальные проблемы музыкального образования. Киев: Му-зична Украина, 1986. - С.73-81
145. Николаева А.И. Работа над музыкальным стилем как средство развития творческого мышления // Творческая педагогика накануне нового века: Мат-лы науч.-практ. конф. 4.2. - М.: МПГУ, 1997. - С. 92-94.
146. Новоблаговещенский В.Я. Интегративный принцип в преподавании музыки (на материале учебной работы музыкальных училищ и колледжей): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 22 с.
147. Образование в XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999. - 191 с.
148. Павлов Ю.В. Статистическая обработка дидактического эксперимента. Измерение и оценка знаний. Вып.2. М.: Знание, 1977. - 40 с.
149. Пасхин Е.Н. Педагогическая информатика// Высшее образование в России. 1994. - № 1. - С. 71-81.
150. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании (Информационный аспект): Учебное пособие / Под общ. ред. В.А.Извозчикова. СПб: Образование, 1997. С.11-37.
151. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. И доп. / Под ред. Т.А.Ладыженской и А.К.Михальской; сост. А.А.Князьков. - М.: Флинта; Наука, 1998. - 312 с.
152. Пейперт С. Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. - 220 с.
153. Перминова Л.М. Формирование функциональной грамотности учащихся: основы теории и технологии. СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 1998. -50 с.
154. Першиков В.И., Савинов В.М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1991. 536 с.
155. Петров А.В. Философско-мировоззренческие основания гуманизации образования в условиях информационного общества: Автореф. дис. . канд. философских наук. Казань, 1999. - 18 с.
156. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии// Вопр. психологии. 1984. №4. С. 15-29.
157. Петровский В.А. Феномен субъективности в развитии личности. Самара: Изд-во СГУ, 1997. - 102 с.
158. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
159. Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в условиях свободного времени: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1991. - 374 с.
160. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов / Под ред. В.Д.Шадрикова.- М.: Просвещение, 1990. 142с.
161. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании: Автореф. дис. . канд. искусствовед. -Новосибирск, 2000. 24с.
162. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика,1976.-280 с.
163. Попова С.В. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях: Дис. .канд. пед. наук. М., 1998. - 133с.
164. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию «Государство Россия. Путь к эффективному государству» (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). Москва, 2000.
165. Примерные программы основного общего образования / Сост. А.М.Водянс-кий, Н.Н.Гара. М.: Дрофа, 1998. - 448 с.
166. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения. М.: АПН СССР, 1988. - 121 с.
167. Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т.В.Кудрявцева и др. М.: Педагогика, 1988. - 144 с.
168. Психология личности. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999, Т.1. - 448 с. Т.2. - 544 с.
169. Путиловская Т.С. Возрастные особенности решения коммуникативных задач учащимися в педагогическом общении: Автореф. дис. .кавд. психол. наук. -М., 1983. 16 с.
170. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). М.: Педагогика, 1975. - 184 с.
171. Рагимханова Н.С. Музыкально-интонационные обобщения как средство развития музыкального мышления младших школьников: Автореф. дис. . канд пед наук. М., 1997. - 17 с.
172. Pare Ю.Н. Музыканты в мире информации // Проблемы информационной культуры: Информационный подход и искусствознание. М.; Краснодар: Международная академия информатизации, 1995. - Вып.2. - С. 97-106.
173. Pare Ю.Н. Перспективы и принципы информатизации музыкального образования // Искусство в контексте информационной культуры. М.; Краснодар: Международная академия информатизации, 1997. Вып.4. - С. 52-61.
174. Ражников В.Г. Диалоги в музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. -141с.
175. Ражников В.Г. Исследование музыкального психологического образа // Вопросы психологии. 1978. - №2. - С. 69-80.
176. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.- 96с.
177. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. В.С.Рахманина. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 160 с.
178. Разовская И.Н. Влияние профессиональной мотивации на развитие педагогических способностей у студентов-музыкантов: Автореф. дис. .канд. пси-хол. наук. М., 1998. - 24 с.
179. Ракитина Е.А. Формирование у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде на уроках информатики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тамбов, 1997.
180. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-287 с.
181. Рапацкая JI.A. Историко-теоретическая подготовка учителя музыки в условиях высшего заочного педагогического образования: Методические рекомендации. М.: МГЗПИ, 1985. - 27 с.
182. Рахлин Н.Г. Статьи. Интервью. Воспоминаня. М.: Сов. композитор, 1990. -188 с.
183. Раченко И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности учителя. Пятигорск, ПГПИИЯ, 1990. - 116 с.
184. Резник С.Д. Бизнес-образование: методические и педагогические основы формирования преподавателя современного типа: Учебное пособие. Пенза: ПГСА, 1998. - 100 с.
185. Риторика. Культура речи учителя (Педагогическая риторика): Сб. программ учебных курсов. М.: Флинта: Наука, 1998. - 158 с.
186. Роберт И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование.1991. N 4. С.18-25.
187. Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Дис. .докт. пед. наук. М., 1994. -339 с.
188. Розенберг Н.М., Дутко Э.Н., Носаченко И.М. Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. Киев: Вища шк., 1986. - 159 с.
189. Розов М.А. Проблема эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск, 1977. -222 с.
190. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии.- Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. 1998. - 292 с.
191. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М.: Изд-во АН СССР, 1957. 330с.
192. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.-Т.2.-328 с.
193. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354 с.
194. Рубцов В.В. Совместная деятельность или проблема генетической психологии // Психологический журнал. Т. 10. - 1989. - N 3.
195. Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие для студ. сред, муз.-пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 208 с.
196. Свешников А.В. Сборник статей. Сост. В.Подольская. Общ. ред. К.Птицы. -М.: «Сов. композитор», 1970. 152 с.
197. Севастьянова С.С. К проблеме использования видеоматериалов на занятиях в общеобразовательной школе // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании / Под ред. Е.Д.Критской, Л.В.Школяр. М.: Флинта, 1999.-С. 147-150.
198. Селевко Г.К. Опыт системного анализа педагогических систем // Школьные технологии. 1996. - N 6, с.3-42.
199. Семенов А.Л. Информатика в Российской средней школе. Доклад на пленарном заседании II Межд. конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» 11 Информатика и образование, 1996. N5. - С.29-32.
200. Семенов И.Н., Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании: практико-ориентированное исследование инновационных технологий // Гуманизация образования. 1995. - N4. - С.32-38.
201. Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. -Киев: «Наукова думка», 1988. 240 с.
202. Семенюк Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества // ТТИ. Сер.1. - 1997. -N1. -12 с.
203. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография / Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 1994. -150 с.
204. Системный анализ процесса мышления / Под ред. К.В.Судакова. М.: Медицина, 1989. - 336 с.
205. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.-448 с.
206. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
207. Слободчиков В.И. Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр. психологии. 1996. № 5. С.38-50.
208. Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов. Вопросы теории и практики. М.: Книга, 1975 - 104 с.
209. Соловьева Л.А. Совершенствование подготовки по хоровой аранжировке руководителей детских коллективов в вузах культуры: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., МГУК, 1996. -16 с.
210. Сорокин НА. Дипломные работы в педагогических вузах: Учеб. пос. для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1986. - 128 с.
211. Субетто А.И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Книга первая. Тольятти, 1999. - 208 с.
212. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. -Киев: Рад. школа. 1974. -288с.
213. Сэт Э.К. Развитие творческой активности студентов в классе хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета пединститута: Дис. .канд. пед. наук. М., 1973. - 201 с.
214. Талызина Н.Ф. Компьютеризация и программированное обучени // Вопросы психологии. 1986. - № 6. - С.54-59.
215. Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса // Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А.И.Красило и А.П.Новгородцева. М.: Меж-дунар. пед. академия, 1995. - С.31-43.
216. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
217. Тевосян А. «Поющее сердце». Начиная разговор о вопросах стиля // Искусство в школе, 1999, N 3. С.17-21.
218. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Изд-во МГУ, 1969.-304 с.
219. Токарская М.Н. Развитие активности музыкального сознания (на примере предмета «музыкальная литература» в ДМШ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М„ 1996.- 18 с.
220. Толстой А.Н. Собр. соч. в десяти томах. М., 1961. - Т. 10. - С. 257-265.234 .Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования //
221. Информатика и образование. 1994. - № 3. - С.3-14.
222. Ульянич B.C. Компьютерная музыка и освоение новой художественно-выразительной среды в музыкальном искусстве: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М.: 1997. - 24 с.
223. Федин КЛ. Собр. соч. в двенадцати томах,- М.,1985. Т.9. - С. 335-337.
224. Федотенко И.Л. Формирование диалектико-материалистического мышления студентов средствами проблемного обучения / Под ред. С.А.Петру-шевского. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 144 с.
225. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.: Сов. композитор, 1975. - 110 с.
226. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В.Давыдова; Российская Академия образования. М.: ИНТОР, 1994. -128с.
227. Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 347 с.
228. Хаббард Л.Рон Как чему-то научиться. New Era Publications International ApS, 1994.
229. Холопов Ю.Н. Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. Проблема анализа музыки // Советская музыка. 1988. №№ 8-10.
230. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М.: Научно-творческий центр «Композитор», 1994. - 260 с.
231. Цуккерман В.А. Теория исполнительства // Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Советский композитор, 1970. - 558 с.
232. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1979, с. 21-22.
233. Чванова М.С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М„ 1999. - 38 с.
234. Черватюк П.А. Научно-методические основы преподавания гармонии системой алгоритма. М.: Сов. композитор, 1990. - 4.1 120 е., 42 320 с.
235. Чесноков П.Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров. М.: Музгиз, 1961.-210 с.
236. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. 320 с.
237. Шамина Л.В. Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству: Автореф. дис. .д-ра пед. наук.-М.:МПГУ,1996.- 44с. 251.1Памова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -209 с.
238. Шинкарева М.И. Взаимодействие формообразующих принципов фуги и сонаты в камерно-инструментальной музыке Бетховена. (К проблеме полифонической сонатности): Автореф. дис. . канд. искусствовед. М., Российский ин-т искусствознан., 1992, - 17 с.
239. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // НТИ. Сер.2. - 1976. - С.3-6.
240. Шрейдер Ю.А. Проблемы развития инфосферы и интеллект специалиста // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск. Наука, 1988. -С.110-136.
241. Щелкалина О.Г. Формирование профессионально значимых качеств учителя музыки (на материале работы дирижерско-хоровых отделений музыкальных факультетов педагогических ВУЗов): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 24 с.
242. Щербицкий Г.И. Информация и познавательные потребности. Минск: Изд-во Бел. ун-та, 1983. - 160 с.
243. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение. 1986. - 144с.
244. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В.Давыдова,
245. B.П.Зинченко. М.: Педагогика, 1989. - 554 с.
246. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Знание, 1996. - 95 с.
247. Ямпольский А.И. О методе работы с учениками. // Труды Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных. М., вып.1, 1959.1. C. 5-23.