автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие пространственного мышления студентов на занятиях по художественной керамике
- Автор научной работы
- Сысоева, Елена Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Омск
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Развитие пространственного мышления студентов на занятиях по художественной керамике"
005537151
На правах рукописи
СЫСОЕВА Елена Анатольевна
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКЕ
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
7 НОЯ 2013
Омск-2013
005537151
Работа выполнена на кафедре монументального и декоративного искусства ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Амиргазин Кайртай Жакупович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Корешков Валерий Викторович;
кандидат педагогических наук, доцент Криса Владимир Борисович
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный
университет»
Защита состоится 27 ноября 2013 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.06 при ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4а, ауд. 413.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14).
Автореферат разослан 26 октября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук
А. И. Сухарев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена важнейшими задачами совершенствования профессиональной подготовки специалистов художественных направлений в высших учебных заведениях в контексте инновационных путей реформирования системы образования, предусматривающих широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования мыслительных навыков высшего порядка и развития профессиональных умений обучающихся.
В настоящее время одним из принципов государственной политики в области образования является его гуманизация, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, развитие способностей человека. Именно профессиональное образование в высших учебных заведениях направлено на формирование культуры мышления будущего специалиста, что предполагает овладение ремесленными умениями и навыками на высоком уровне. Следовательно, в организации учебно-творческой деятельности студентов необходимо применение специальных методов и технологий обучения, развивающих, в первую очередь, процессы мышления.
Современное профессиональное образование в области обучения художественной керамике, опираясь на опыт и традиции, должно учитывать психолого-педагогические особенности формирования навыков мышления студентов, стимулируя не репродуктивную, а творческую деятельность учащегося. Способность художника декоративно-прикладного искусства к инновационной деятельности определяется в том числе и высоким уровнем развития пространственного мышления, обеспечивающего создание новых образов и оперирование ими в решении практических и теоретических задач по формообразованию объектов художественной керамики.
Развитие пространственного мышления студентов художественного профиля в вузах имеет свои особенности, которые связаны с видом учебно-творческой деятельности. Специфика пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)» определена видом художественной деятельности (проектирование и изготовление изделий художественной керамики), основана на представлении образа объемных и глубинно-пространственных объектов.
Многоплановые проблемы развития мышления рассматривались философами, психологами, психолингвистами, педагогами. Так, в общем плане мышление человека исследовали Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина. Достаточно подробно различные виды мышления изучены на теоретическом уровне в трудах зарубежных ученых Р. Апсинсона, Б. Блума, М. Вертгеймера и др. Большой вклад в исследование вопроса о понятии, структуре, диагностике, условиях формирования и развития пространственного мышления внесли Т. В. Андрюшина, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. Я. Каплунович, В. А. Крутецкий, Ж. Пиаже, В. С. Столетнев, И. С. Якиманская и др.
Основополагающие концепции по методике обучения дисциплинам художественного цикла в вузе представлены в работах Н. Н. Волкова, Л. А. Ивах-новой, Е. И. Игнатьева, А. В. Иконникова, Н. Н. Ростовцева, Л. Г. Медведева, В. С. Кузина, С. П. Ломова, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова.
Многогранные аспекты влияния народного и декоративно-прикладного искусства на эстетическое и художественное воспитание школьников и студентов исследовали специалисты в области декоративно-прикладного искусства: К. Ж. Амиргазин, Т. С. Комарова, В. В. Корешков, М. В. Соколов, Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова, А. С. Хворостов и др.
К проблемам, касающимся непосредственно освоения художественной керамики, обращались отечественные и зарубежные авторы: А. И. Августиник, Л. Ф. Акунова, А. И. Захаров, В. А. Крапивин, X. Крус, Г. Е. Лукич, С. 3. Приблуда, И. И. Мороз, Д. Бубико, Р. Долорос, X. Чаварра и др. В системе вузовской подготовки учителей изобразительного искусства и художников декоративно-прикладного искусства проблема организации учебно-творческой деятельности на материале художественной керамики получила разработку в диссертационных исследованиях Н. В. Басаревой, А. А. Булкина, Р. М. Варцавы, О. Г. Даутовой, В. Б. Криса, А. Н. Насыровой, В. В. Седых. Вопросы, касающиеся обучения керамике школьников, отражены в исследованиях А. Ю. Бодрова, Д. А. Кемешева, А. М. Хашхожева и др.
Вместе с тем развитие пространственного мышления студентов (будущих художников декоративно-прикладного искусства) в процессе обучения требует повышенного внимания исследователей, поскольку на сегодняшний день художественная керамика входит в состав декоративно-прикладного, монументально-декоративного искусств, а также дизайна. Следовательно, необходимо интегрировать в образовательный процесс способы интенсивного обучения студентов, которые будут способствовать профессиональной адаптации выпускников.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на значимость поставленной проблемы, развитию пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)», уделено недостаточно внимания. Об этом свидетельствуют те трудности, которые испытывают обучаемые при создании объемных и глубинно-пространственных композиций из керамики.
Исследование проблемы развития пространственного мышления студентов на занятиях по художественной керамике в условиях высшей школы позволило выявить ряд противоречий:
— между необходимостью овладения студентами пространственным мышлением на высоком уровне и недостаточными организационно-педагогическими условиями для его интенсивного развития в рамках традиционного обучения художественной керамике;
— между необходимостью формирования культуры мышления будущего специалиста и недостаточной разработанностью критериев для определения уровня развития пространственного мышления старшекурсников в процессе обучения проектной деятельности;
— между потребностью в организации обучения, обеспечивающего положительную динамику развития пространственного мышления, и недостаточной разработанностью методического материала, обеспечивающего данный процесс.
Эти противоречия определили необходимость исследования комплекса организационно-педагогических условий, влияющих на развитие пространственного мышления студентов в процессе учебно-творческой деятельности.
Проблема исследования состоит в определении организационно-педагогических условий, необходимых для эффективного развития пространственного мышления студентов на занятиях по керамике.
Объектом исследования является учебно-творческая деятельность студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)».
Предмет исследования составляет процесс развития пространственного мышления студентов в процессе обучения художественной керамике.
Целью исследования выступает разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики развития пространственного мышления студентов в процессе их обучения художественной керамике в системе высшего художественного образования.
Задачи исследования:
- обосновать показатели, необходимые для определения уровня развития пространственного мышления студентов в процессе создания художественной керамики;
- определить организационно-педагогические условия, способствующие развитию пространственного мышления студентов при обучении художественной керамике;
- разработать и экспериментально проверить методику развития пространственного мышления студентов на занятиях по керамике в вузе.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность процесса освоения художественной керамики зависит от организационно-педагогических условий, создаваемых для развития пространственного мышления обучаемых. Полагаем, что разработка методики обусловливает формирование у студентов способов представления и преобразования свойств объемных или глубинно-пространственных объектов из керамики.
Методологическую основу исследования составили труды, посвященные изучению мышления (Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,
B. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной; Р. Аткинсона, Б. Блума, М. Вертгеймера, Ж. Пиаже и др.); научно-методические концепции, отражающие особенности структуры, диагностики, условий формирования и развития пространственного мышления (Т. В. Андрю-шиной, Е. Н. Кабановой-Меллер, И. Я. Каплунович, Ж. Пиаже, В. А. Крутецкого,
C. Л. Рубинштейна, В. С. Столетнева, И. С. Якиманской и др.); теоретические исследования по методике обучения изобразительному искусству (Н. Н. Волкова, Л. А. Ивахновой, Е. И. Игнатьева, А. В. Иконникова, С. П. Ломова, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Е. В. Шорохова); теоретические труды по изучению профессиональных качеств художника, в частности, художника декоративно-прикладного искусства (К. Ж. Амиргазина, В. С. Кузина, В. В. Корешкова, М. В. Соколова, Т. Я. Шпикаловой, А. С. Хворостова и др.), по теории художественно-образного моделирования предметного мира и в том числе практике проектирования, конструирования промышленных изделий (3. Н. Быкова, В. Л. Глазычева, М. С, Кагана, П. В. Капустина, Т. В. Козловой, Б. В. Нешумова, И. А. Розенсон, Г. П. Щедровицкого и др.), а также концепции,
в которых рассматривается метод проектов (М. Ю. Бухаркиной, В. В. Гузеева, Д. Дьюи, К. X. Килпарика, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, И. Д. Чечель).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;
- сопоставление различных документальных и исследовательских данных;
- длительное педагогическое наблюдение;
- беседы, анкетирование, тестирование, опрос;
- анализ диагностических заданий, эскизов, проектов, чертежей, а также анализ соответствия формы, пропорций, цветового решения керамического изделия проекту;
- проведение педагогических экспериментов, обработка и обобщение результатов экспериментального исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- обоснованы показатели, необходимые для определения уровня развития пространственного мышления студентов при обучении художественной керамике;
- определены дополнительные организационно-педагогические условия для интенсивного развития пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)»;
- разработана и экспериментально проверена научно обоснованная методика развития пространственного мышления студентов при обучении художественной керамике в вузе.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в анализе учебно-творческой деятельности и определении дополнительных организационно-педагогических условий для развития пространственного мышления студентов, а также в обосновании показателей, характеризующих уровни развития пространственного мышления обучающихся художественной керамике.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть включены в практику вузовского преподавания дисциплины «Проектирование (художественная керамика)», а также в содержание программ подготовки и переподготовки преподавателей вузов, колледжей, учителей художественных и общеобразовательных школ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Развитие пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)», происходит в проектной деятельности, основанной на преобразовании объемно-пространственных форм. Критерии оценки имеют значимость для установления динамики развития пространственного мышления студентов в процессе обучения.
2. Дополнительные педагогические условия, способствующие интенсивному развитию пространственного мышления студентов, влияют на формиро-
вание профессиональных компетенций будущего художника декоративно-прикладного искусства.
3. Развитие пространственного мышления студентов на занятиях по художественной керамике увеличивает индивидуальный потенциал личности для творческой преобразующей деятельности.
Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечена использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования; экспериментальным материалом, обеспечивающим качественную характеристику рассматриваемых процессов, анализом результатов эксперимента и его положительным итогом.
Апробация результатов исследования состоялась на международных, всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических конференциях: 8-й Всероссийской научно-практической конференции «Педагог как ключевая фигура развития личности в образовательном пространстве» (БГТГУ им. В. М. Шукшина, Бийск, 2010); региональной научно-практической конференции «Интеграция систем профессионального образования в сфере дизайна» и региональной научно-практической конференции «Дизайн в системе современного образования» (ГОУ ВПО «АГАО», Бийск, 2010); Международной научно-практической конференции «Формирование картины мира человека XXI века» (ГОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет», 2011); 10-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина», Бийск, 2012).
Материалы и выводы исследования нашли применение в учебном процессе кафедры дизайна в Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина (2008 - 2013) на художественно-графическом отделении Бийского педагогического колледжа (2011 — 2012), на отделении «Декоративно-прикладное искусство» Омского филиала «Высшей школы народных искусств (институт)» (2011 -2013).
Структура диссертации: исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирующих результат экспериментальной работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы и проблематики исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, характеризуется его новизна, теоретическая и практическая значимость, названа методологическая основа исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Психолого-педагогические аспекты развития пространственного мышления» анализируется понятие «пространственное мышление», его роль в практическом познании предметов и явлений действительности, раскрываются специфика и условия развития пространственного мышления обучаемых, выявляется особенность проектной деятельности в системе обучения художественной керамике, представлены критерии оценки развития пространственного мышления студентов.
Изучение природы пространственного мышления обусловлено необходимостью поиска дополнительных резервов развития у студентов навыков работы с объектами в объемных или глубинно-пространственных композициях. Умение преобразовывать пространственные объекты в проектной деятельности во многом определяет способность художника декоративно-прикладного искусства работать во всех направлениях художественной керамики.
Исследованием проблем формирования и развития пространственного мышления занимались известные ученые (Б. Г. Ананьев, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. Я. Каплунович, В. А. Крутецкий, С. Л. Рубинштейн, В. С. Столетнее, Ж. Пиаже, И. С. Якиманская и др.). В результате анализа теоретических трудов по психологии было определено содержание понятия «пространственное мышление». Это вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в решении практических и теоретических задач. Пространственное мышление - сложный процесс, куда включаются не только логические операции, но и множество перцептивных действий, а именно: опознание объектов, существующих реально или изображенных графическими средствами, создание на их основе адекватных образов и изменение их по представлению. Создание образов обеспечивает накопление представлений, которые по отношению к мышлению являются исходной базой, необходимым условием его осуществления (И. С. Якиманская, И. Я. Каплунович и т. д).
Выявлено, что в процессе онтогенеза пространственное мышление развивается в недрах тех форм мышления, которые отражают закономерные этапы общего интеллектуального развития. Затем в самостоятельных формах оно выступает в контексте образного мышления. По мере овладения предметной деятельностью, графической культурой, определенной системой знаний, умений и навыков формируются теоретические формы пространственного мышления. Таким образом, пространственное мышление развивается в деятельности. Именно специфика деятельности определяет возможность достижения наивысшего уровня интеллектуального развития личности. Будучи обобщенным и опосредованным отражением действительности, мышление может быть направлено на анализ качественно различных сторон этой действительности, что определяется избирательностью, познавательной активностью человека, его потребностями, мотивами, сложившимися у него средствами профессиональной деятельности. Именно сфера деятельности определяет содержание индивидуального мышления, специализируя его, направляя на анализ тех сторон действительности, которые наиболее важны для продуктивного осуществления этой деятельности.
Объектами профессиональной деятельности художника декоративно-прикладного искусства являются произведения искусства различного назначения. В соответствии с подготовкой студент, будущий художник декоративно-прикладного искусства, может выполнять аналитическую, экспериментально-исследовательскую, проектную, производственно-управленческую, педагогическую и другие виды профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что в результате обучения студент должен уметь осуществлять различные виды деятельности: творческую, как авторскую, так и исполнительскую, художественно-производственную, производственно-технологическую, общественную в творческих союзах и объединениях. Для выявления специфичных пространственных преобразований в процессе мышления, обусловленных деятельностью художни-
ка декоративно-прикладного искусства — специалиста по керамике, были проанализированы каждый из видов деятельности. Безусловно, они находятся в неразрывной связи друг с другом, образуя систему причинно-следственных отношений. Умение проектировать процесс и результат деятельности является основным в овладении данной профессией, а умение работать в керамической композиции над созданием и преобразованием плоскости, объема и объемов в пространстве определяет специфику мышления будущего специалиста.
Целенаправленное развитие пространственного мышления студентов в проектной деятельности начинается с выявления характеристик образа, т. е. его тектоники, конструкции, пространственной связи (внутренней и внешней). Далее в процессе представления формируются и анализируются новые качества объекта проектирования с последующим направлением умственных преобразований образа для реализации проекта в практической деятельности с учетом всех технологических особенностей художественной керамики. В этом и состоит направленность пространственного мышления специалиста по керамике.
Особенность проектирования заключается в том, что используемый художником материал не вещественный, как было в ремесленную пору, а имеющий знаковую форму (3. Н. Быков, В. Л. Глазычев, М. С. Каган, П. В. Капустин, Т. В. Козлова, Н. Н. Нечаев, Б. В. Нешумов, И. А. Розенсон, Г. П. Щедровицкий и др.). Проектирование с точки зрения особенностей знакового конструирования и моделирования - это процесс мыслительной деятельности. Следовательно, проектная деятельность относится к разделу инновационной, творческой деятельности, потому что она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Поскольку художественная керамика принадлежит к декоративно-прикладному искусству, дизайну и монументально-декоративному искусству, понятие «художественная керамика» приобрело значение собирательного термина, так как общность технологии изготовления и состав массы художественных изделий в фарфоре, фаянсе, майолике, терракоте и других керамических материалах объединяет эти изделия в одну группу под общим названием. Все они изготовлены из глины, проходят процесс обжига и в большинстве случаев процесс декорирования, имеют схожие приемы нанесения декора. Следует учесть, что каждая из разновидностей керамики обладает специфическими особенностями, присущими лишь данному материалу, отличающими его от других даже по внешнему виду. Для понимания специфики искусства художественной керамики и способов ее проектирования были проанализированы отечественные и зарубежные источники, в которых отмечается различие характера, метода проектирования, функций изделий и произведений, относящихся к разным видам искусства и являющихся принципиально разными объектами художественной керамики.
Указанные обстоятельства обозначили необходимость проведения комплексного анализа, позволяющего определить направленность пространственного мышления студентов в процессе проектирования. Проектная деятельность художника декоративно-прикладного искусства включает следующие компоненты: формулирование целей выполнения художественного проекта, эффективное использование традиционных и новых методов проектирования, выбор стратегий и методов исследования проектных ситуаций, поиск новых идей и
методов их оценки. Наряду с этим, проектная деятельность предусматривает выявление приоритетов решения задач с учетом эстетических и этических аспектов деятельности, разработку обобщенных вариантов стилевого решения художественных проектов, их анализ, прогнозирование последствий, нахождение решений в условиях многокритериальности, планирование реализации художественных проектов. Среди компонентов проектной деятельности необходимо также назвать разработку художественных проектов и изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических и других параметров, использование информационных технологий при разработке новых изделий, предметов, функций, нововведений.
Таким образом, результат проектирования изделий художественной керамики зависит от решения творческих задач, направленных на проектирование плоскостных, рельефных, объемных и глубинно-пространственных керамических изделий и композиций. С этой точки зрения процесс проектирования зависит от способности студентов к восприятию характеристик плоскости, объема и объемов в пространстве, а процесс представления образа зависит от функции плоскости, объема и объемов в пространстве. Следовательно, для исполнения проекта студенту необходимо знать не только законы построения и гармонизации плоскостных (фронтальных), объемных и глубинно-пространственных композиций, но и особенности технологии изготовления керамики в каждом из видов искусств.
С учетом специфики деятельности художника декоративно-прикладного искусства нами выделены два блока критериев: первый блок направлен на определение уровня развития пространственного мышления, второй блок составили критерии оценки студенческих работ, связанные с анализом перцептивных процессов при выполнении долговременных проектов.
Вторая глава «Динамика развития пространственного мышления студентов в процессе обучения художественной керамике» посвящена экспериментальному исследованию наиболее эффективных форм взаимосвязи содержания проектных задач с динамикой развития пространственного мышления студентов, обучающихся художественной керамике. Глава носит экспериментально-доказательный характер и посвящена разработке методики, эффективность которой проверяется в процессе проведения констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы, организованной на 3-м и 4-м курсах обучения в Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина (Бийск) с 2008 по 2013 гг.
Автором диссертационного исследования разработаны программы по дисциплинам «Материаловедение, технология и производственное обучение» и «Проектирование (художественная керамика)» с учетом требований стандарта и специфики региона. В учебном процессе эти дисциплины тесно связаны и развивают мастерство студентов - будущих специалистов по керамике. Программа по дисциплине «Материаловедение, технология и производственное обучение» построена с опорой на традиции школы керамики Красноярского государственного художественного института. Программа по дисциплине «Проектирование (художественная керамика)» основана на таких специфических
чертах проектной деятельности, которые ведут к развитию пространственного мышления в процессе освоения художественной керамики.
Содержание учебного материала по данной дисциплине разделено на три модуля: первый направлен на освоение орнаментальных композиций на плоскости (1, 2-й курсы); второй модуль охватывает объемные композиции, выполненные в технике керамики (3-й курс); третий связан с осмыслением и построением объема в глубинно-пространственных композициях в интерьерах и экс-терьерах (4, 5, 6-й курсы).
Эксперимент проводился в одной и той же группе испытуемых на 3-м и 4-м курсах. При таких условиях эксперимента можно сравнить не усредненные результаты всей группы, а каждого обучаемого в отдельности, что позволяет отследить изменения в развитии пространственного мышления, фиксируя позицию до проведения исследования, а затем анализируя конечные результаты экспериментального обучения.
В процессе проведения констатирующего экспериментального исследования решались следующие задачи:
1) диагностирования уровня развития пространственного мышления каждого студента;
2) определения готовности студентов к самооценке проектных действий в процессе работы над объемными или глубинно-пространственными композициями из керамики на 3 и 4 курсах;
3) описания закономерностей развития пространственного мышления этих студентов в процессе традиционного обучения в обозначенных организационно-педагогических условиях.
На первом этапе для каждого курса был предложен тест с вопросами, направленными на выявление уровня знаний и основных теоретических понятий проектной деятельности в связи со спецификой модуля. С целью выявления исходного на период проведения констатирующего эксперимента уровня пространственного мышления у студентов 3-го курса нами были разработаны три кратковременных диагностирующих задания (по 45 мин); студентам 4-го курса было предложено два задания на создание пространственных ассоциативных композиций (по 60 мин). В конце каждого задания (в процессе анкетирования) студентам предлагалось определить свои мыслительные операции, производившиеся по ходу работы. С одной стороны, в процессе решения кратковременных заданий легче проследить и всесторонне охарактеризовать процесс мыслительных операций и полученный практический результат, но, с другой стороны, невозможно определить весь спектр мыслительных и проектных действий, характеризующих специфику работы с художественной керамикой. Для более полной диагностики сформированности показателей в структуре пространственного мышления студентов были взяты задания по дисциплине «Проектирование (художественная керамика)», соответствующие программным заданиям пятого и седьмого семестров. Так, в модуль № 2 «Объемная композиция» (пятый семестр) входят два задания, которые соответствуют темам: «Композиция из декоративных керамических форм для сухих растений и настенный светильник» (60 ч), «Напольное кашпо для растения и напольный светильник»
(60 ч). Задания модуля № 3 «Глубинно-пространственная композиция» (седьмой семестр) соответствуют темам: «Проект малых форм в пространстве сада» (60 ч), «Проект пространственной композиции из керамики в саду» (60 ч).
Выполнение всех видов работ студентами проходило под прямым и косвенным наблюдением преподавателя, что позволило не только отметить индивидуальные достижения в законченных проектах, но и зафиксировать изменения в развитии пространственного мышления студентов на всех этапах обучения. Кратковременные диагностирующие упражнения, проекты, готовые изделия были также проанализированы на основе разработанных критериев, позволяющих определить у студентов способность формировать образ по представлению, а также воспроизводить его в реальных объектах.
В результате тестирования было выявлено, что все студенты знакомы с теоретическими понятиями проектной деятельности, но затрудняются дать каждому из них расширенную характеристику, особенно если это не связано с их повседневной практической деятельностью. Большинство обучающихся не дают четкого определения понятия «объем», что ведет к смешению характеристик объемной и глубинно-пространственной композиций. Также студентам не всегда удается охарактеризовать этапы выполнения этих композиций в технике керамики. Сложности с определением основных понятий в этом виде деятельности связаны, в первую очередь, с тем, что тест проводился в начале изучения второго и третьего модуля, а к этому времени еще не сформировались устойчивые навыки работы по проектированию и созданию данных видов композиций в керамике.
Изучение пространственного мышления студентов происходило на основе анализа показателей его развития, относящихся к трем уровням: «воспроизведение», «конструктивный», «интеллектуальный». Обнаружено следующее: на 3-м курсе 33 % диагностируемых показывают уровень «воспроизведение», 50 % демонстрируют конструктивный уровень развития пространственного мышления и 17 % - интеллектуальный. В процессе работы со студентами 4-го курса выявлено следующее: пространственное мышление 17 % студентов находится на уровне «воспроизведение», 58 % - на конструктивном уровне и 25 % обучающихся показывают интеллектуальный уровень развития пространственного мышления. Соотношение данных опросных анкет с результатами диагностирующих заданий позволило прийти к выводу, что большинство студентов недостаточно объективно оценивают качество мыслительных преобразований образа, чаще всего преувеличивая свои возможности.
Анализ выполнения студентами 3-го курса основных заданий семестра позволил выявить ряд трудностей в восприятии тектоники формы объектов, а также в представлении основных объемных масс, их пропорциональности и взаимообусловленности (следовательно, и в передаче выразительной, художественно осмысленной пространственной формы объекта при создании произведения из керамики). У студентов 4-го курса обнаружены сложности в восприятии целостности объема и пространства в композиционном построении объекта проектирования, а также в представлении нюансов построения пространственных интервалов и объемов проектируемого образа. На первом этапе проектирования студенты обоих курсов недостаточно внимания уделяют поиску об-
разно-выразительной интерпретации, определению в проектном образе или композиции характерного, ведущего качества. Более того, в студенческих работах наглядно проявляется неумение пользоваться законами глубинно-пространственных связей между объектами, а также подчеркивать эти связи через специфику керамических материалов. В связи с этим студенты затрудняются воспроизвести на бумаге цельный образ, часто останавливаясь на простом решении, не уделяя должного внимания поиску образно-выразительной конструкции и пластике объемных форм.
Можно сделать вывод о том, что в процессе традиционного обучения проектированию художественной керамики у студентов 3-го и 4-го курсов без целенаправленного развития пространственного мышления недостаточно активно осуществляется интеллектуальная деятельность, что проявляется в долгом поиске идеи, затруднениях в процессе обработки характеристик представляемого образа. Решить эти проблемы предлагается, во-первых, посредством реализации методов, направленных на стимулирование ассоциативных представлений при выполнении кратковременных заданий и упражнений, во-вторых, с помощью применения образовательных возможностей метода проектов в процессе выполнения основных заданий семестра.
В контексте введения новых государственных образовательных стандартов ведущее положение занимают проектные методики обучения, предусматривающие широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Такой подход продиктован изменением целей современной образовательной системы в связи с переходом к гуманистической личностно-центрированной ориентации, к развитию и самореализации сущностных сил, способностей, дарований человека.
Для достижения поставленной цели был применен метод проектов, который обеспечивает эффективную деятельность преподавателя и студентов, позволяет решить фундаментальную задачу по формированию творческого подхода в проектной деятельности и, с нашей точки зрения, помогает целенаправленно развивать пространственное мышление студентов при обучении искусству художественной керамики. Метод проектов ориентирован на интересы обучаемого, когда усвоение знаний и формирование навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных практических результатах.
В тексте диссертации подробно изложены условия успешной реализации методики развития пространственного мышления студентов 3-го и 4-го курсов в процессе проектной деятельности на занятиях по керамике.
На формирующем этапе эксперимента методика обучения строилась на основе гипотезы и задач экспериментального исследования, теоретического обоснования специфики развития пространственного мышления студентов, обучающихся керамике. Таким образом, основная задача экспериментатора, предлагающего выполнить разные виды кратковременных заданий и учебных проектов, заключалась в том, чтобы через механизмы направленного восприятия и представления стимулировать развитие пространственного мышления, способствую-
щего решению творческих задач. Импульсом к правильному формированию сначала ассоциативного, а затем проектного образа является четко сформулированная целевая установка, побуждающая студентов к решению ограниченных задач в кратковременных заданиях и выполнению задач с самостоятельным определением последовательности в творческих проектах. Далее ассоциативный образ оформляется в конкретную конструктивно-пластическую форму. Здесь существенную роль в выборе и характеристике образа играют уровень развития пространственного мышления и умение выполнять проектную идею графически. В результате четкого представления основных этапов проектной работы, ограничения временных рамок и создания условий, направляющих пространственное мышление на качественное преобразование объекта проектирования, значительно повышается эффективность учебно-творческой деятельности студентов.
В ходе формирующего эксперимента
- определись изменения в развитии пространственного мышления каждого студента;
- оценивалась целесообразность выполнения ассоциативных заданий, направленных на создание объемных и глубинно-пространственных композиций из геометрических тел;
- проверялась эффективность разработанных методических положений.
На протяжении всего эксперимента изменения в сформированности показателей пространственного мышления студентов сравнивались с критериями оценки уровней развития пространственного мышления. Именно кратковременные диагностирующие задания позволили не только зафиксировать изменения в развитии пространственного мышления студентов, но и подготовить обучающихся к работе над долговременным проектом по созданию объемной или глубинно-пространственной композиции в технике керамики. Совместный анализ результатов этой деятельности дал возможность студентам сократить время обработки пространственного образа на первоначальном этапе проектирования.
Задания для стимулирования работы пространственного мышления подобраны в тематике, близкой к заданию основного проекта. Этапы кратковременного задания направляют работу пространственного мышления на преобразование геометрических фигур в объемные геометрические тела, а также на представление ассоциативной композиции на заданную тему в пространственной среде и понимание связи выполненных чертежей с придуманной объемной композицией. Наблюдение по ходу работы позволяет определить количество времени, потраченного на каждый этап, а при анализе готовых упражнений - охарактеризовать успешность создания пространственного образа с учетом особенностей графической основы, на которой образ формируется наиболее продуктивно, его динамичность, возможность изменения свойств объекта в условиях вариативной экспозиции изображения. Наряду с этим, становится возможным определить качество преобразования фигур, оценить объединение объемных тел в соответствии с ассоциативным образом, выявить степень представления объекта в определенном ракурсе, оценить выбор студентами текстуры, фактуры, цвета для выражения параметров пространственной формы. Таким образом, нами были проанализированы изменения в развитии пространственного мышления каждого студента после проведения кратковременных комплексных заданий.
Далее в процессе проведения лабораторных занятий были созданы и поддерживались условия обучения, способствующие развитию пространственного мышления. Студенты выполняли долговременные практико-ориентированные проекты средней продолжительности: в работах третьекурсников идеи проектов воплощаются в материале, а объекты являются частью пространства; в работах четверокурсников идет глубокий анализ пространственных взаимодействий проектируемых объектов, тематически объединенных в единое гармоничное пространство, созданное при использовании программ ЗБ моделирования, и среды вокруг них.
Анализ эскизов, выполненных проектов, готовых изделий показал, что после проведения формирующего эксперимента уровень развития пространственного мышления студентов можно охарактеризовать следующим образом: на 3-м и 4-м курсе ни у одного из обучаемых рассматриваемый вид мышления не соответствует уровню «воспроизведение». Установлено, что на 3-м курсе 66 % студентов демонстрируют конструктивный уровень развития пространственного мышления и 34 % - интеллектуальный. В работе со студентами 4-го курса выявлено следующее: пространственное мышление 58 % студентов находится на конструктивном уровне, 42 % - на интеллектуальном уровне развития.
Приведенные результаты позволяют сделать вывод о том, что прослеживается четкая тенденция прогрессивного изменения в развитии пространственного мышления студентов. Данные по критериям, полученные в ходе констатирующего и формирующего экспериментов, были сопоставлены по каждому курсу обучения. Сравнительный результат по данным и 3-го, и 4-го курсов показал, что большинство студентов легче оперируют пространственными представлениями, могут производить дифференциацию пространственных признаков и отношений. Помимо этого, студенты демонстрируют умение мысленно перемещать пространственные объекты, создавать в воображении и воспроизводить в деятельности новые объекты, осознанно применять законы композиции, оценивать созданный проект и выполненное изделие на основе критериев, выявлять достоинства и недостатки творческих поисков.
В заключении изложены результаты работы по существу проведенного исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что основным средством развития пространственного мышления является деятельность человека. Деятельность определяет структуру пространственного мышления личности, которая формируется на разнотипном наглядном материале и зависит от функции пространственного образа. Специфика пространственного мышления художника декоративно-прикладного искусства определяется проектной деятельностью по созданию объектов художественной керамики. Художественная керамика входит в состав декоративно-прикладного, монументально-декоративного искусств, а также дизайна.
В системе подготовки художника декоративно-прикладного искусства дисциплина «Проектирование (художественная керамика)» интегрирует в себе знания, умения и навыки, формируемые дисциплинами общеобразовательного и общехудожественного циклов. Специфика проектной деятельности преду-
сматривает особые требования к мышлению обучаемого, поскольку результат проектирования изделий художественной керамики зависит от решения творческих задач, направленных на проектирование плоскостных, объемных и глубинно-пространственных керамических изделий и композиций.
Развитие пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)», происходит в проектной деятельности, основанной на преобразовании объемно-пространственных форм. С учетом специфики деятельности художника декоративно-прикладного искусства выделено три уровня развития пространственного мышления студентов:
1) «воспроизведение»: - восприятие пропорций объекта и группы объектов происходит за более длительный период времени;
- изменение пространственного положения созданного образа осуществляется на основе представления объекта с разных точек зрения, но при этом процесс создания нового образа замедлен в связи с недостаточной легкостью «перекодирования» наглядной информации;
- у студентов легко формируется полный образ при условии простого контура фигуры, тела, пространственного объекта или группы объектов;
2) «конструктивный уровень»: - восприятие пропорций объекта или группы объектов происходит с наименьшей затратой времени и предполагает создание образа в условиях вариативной экспозиции;
- изменение структуры созданного образа осуществляется на основе представления пространственных преобразований с объектом;
- студенты свободно преобразовывают объект на основе «перекодирования» наглядной информации, у них легко формируется полный образ при условии как простого, так и сложного контура фигуры, тела, пространственного объекта или группы объектов;
3) «интеллектуальный уровень»: - восприятие пропорций объекта или группы объектов происходит быстро;
- одновременно формируется представление и осуществляется изменение пространственного образа и его структуры;
- студенты свободно преобразовывают любой объект на основе «перекодирования» как наглядной информации, так и заданных параметров образа, то есть обучаемыми легко представляются и воспроизводятся в деятельности любые пространственные характеристики формы.
В качестве дополнительных условий, влияющих на интенсивное развитие пространственного мышления студентов, на наш взгляд, выступают - формирование целостного видения объемных и глубинно-пространственных композиций при выполнении упражнений и заданий, применение образовательных возможностей метода проектов, выполнение проектов на 4-м курсе с использованием программ компьютерного ЗБ моделирования, которые обеспечивают и повышают эффективность развития пространственного мышления студентов.
Экспериментальная проверка методики развития пространственного мышления студентой в процессе освоения художественной керамики подтвердила справедливость исходных методических идей и показала эффективность
разработанных дидактических средств. Реализация методики развития пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)» в вузе значительно повысила общий уровень мыслительной активности студентов и качество учебно-творческих работ. Организационно-педагогические условия успешной реализации методики развития пространственного мышления определялись взаимосвязанностью компонентов. Среди них - стимулирование мышления студентов к работе с пространственным образом через решение кратковременных ассоциативных упражнений и заданий, ориентация студентов на учебную деятельность через использование мыслительных навыков высшего порядка (анализа, синтеза и оценки информации). Кроме того, к условиям относится организация учебно-творческой деятельности в соответствии с образовательным стандартом, который определяет педагогическое управление студенческими проектами по формированию творческого подхода к проектированию художественной керамики. В обучении применялись информационные технологии, которые обеспечили и повысили эффективность развития пространственного мышления студентов. Таким образом, мышление студентов было направлено на работу с разными пространственными образами при прохождении всех этапов проектирования и выполнении готового изделия в материале.
Кратковременные творческие и в тоже время диагностирующие задания позволяют не только зафиксировать изменения в развитии пространственного мышления студентов, но и подготовить обучаемых к работе над долговременным проектом по созданию объемной или глубинно-пространственной композиции в технике керамики.
Проведенный эксперимент вносит определенный вклад в современную педагогическую науку по проблеме развития пространственного мышления обучающихся художественной керамике. Обобщение материалов по данной проблематике расширяет возможности эффективного взаимодействия преподавателя и студентов на первоначальном этапе проектирования, где в процессе сотрудничества появляется возможность формировать у студентов способы представления и преобразования свойств объемных или глубинно-пространственных объектов из керамики.
Данное исследование не является окончательно исчерпывающим по проблеме развития пространственного мышления студентов. Возможно его дальнейшее развитие в направлении совершенствования содержания, форм и методов организации учебного процесса как для художников декоративно-прикладного искусства, так и для бакалавров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
Публикации в научных изданиях, рекомендуемых ВАК РФ: 1. Сысоева, Е. А. Организационно-педагогические условия, способствующие развитию пространственного мышления студентов 3-4 курсов в процессе художественного проектирования на занятиях по керамике [Текст] / Е. А. Сы-
соева // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4 (29), август. - С. 158 — 161 (0,6 п. л.).
2. Сысоева, Е. А. Проектирование в системе обучения художественной керамике [Текст] / Е. А. Сысоева // Омский научный вестник. - 2012. - № 3 (109). -С. 218-221 (0,7 п. л.).
3. Сысоева, Е. А. Специфика пространственного мышления художников декоративно-прикладного искусства [Текст] / Е. А. Сысоева // Омский научный вестник. - 2012. - № 4 (110). - С. 279 - 282 (0,6 п. л.).
Научные статьи и материалы выступлений на конференциях:
4. Сысоева, Е. А. Формирование профессионального мышления художника декоративно-прикладного искусства (художественная керамика) в образовательном пространстве вуза [Текст] / Е. А. Сысоева // Педагог как ключевая фигура развития личности в образовательном пространстве : материалы 8-й Всерос. науч.-практ. конф., Бийск, 4.1,26 марта 2010 г. - Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2010.-С. 59-64.
5. Сысоева, Е. А. О процессе художественного проектирования на занятиях по керамике [Текст] / Е. А. Сысоева // Интеграция систем профессионального образования в сфере дизайна : материалы регион, науч.-практ. конф., Бийск, 23 апреля 2010 г. - Бийск : ГОУ ВПО «АГАО», 2010. - С. 49 - 52.
6. Сысоева, Е. А. Обучение студентов смешанным техникам декорирования в художественной керамике как средство развития творческих способностей [Текст] / Е. А. Сысоева // Дизайн в системе современного образования : материалы регион, науч.-практ. конф., Бийск, 19 ноября 2010 г. - Бийск : ГОУ ВПО «АГАО», 2011.-С. 82-85.
7. Сысоева, Е. А. Специфика художественного проектирования на занятиях по керамике [Текст] / Е. А. Сысоева // Профессионально-художественное образование: история, теория, практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф., по-свящ. 50-летию факультета искусств ОмГПУ / под ред. проф. Л. Г. Медведева. -Омск, 2010.-С. 200-203.
8. Сысоева, Е. А. Проблемы развития пространственного мышления студентов 3-4 курсов в процессе художественного проектирования на занятиях по керамике [Текст] / Е. А. Сысоева // Формирование картины мира человека XXI века : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Горно-Алтайск, 1 - 4 февраля 2011 г. / под ред. А. И. Гурьева. - Горно-Алтайск : Ладомир, 2011. - Ч. 1. : сб. - С. 84 - 88.
9. Сысоева, Е. А. Роль пространственного мышления в учебно-творческой деятельности студентов декоративно-прикладного искусства [Текст] / Е. А. Сысоева // Развитие личности в образовательном пространстве : тр. 10-й Всерос. науч.-практ. конф., Бийск, 30 марта 2012 г. - Бийск, ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012.-Ч. 2.-С. 31 —35.
Учебно-методические материалы:
10. Сысоева, Е. А. Проектирование (художественная керамика) [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины СД.Ф.4 / Е. А. Сысоева. - Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. - 145 с.
Подписано в печать 06.09. 2013. Формат 60x90/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать оперативная. Усл. печ. л. 1,13. Тираж 100 экз. Заказ 61.
Отпечатано в типографии ИП Платонова В.Ф., свид. 22 № 001508126 от 23.09.2004 -659303, г. Бийск, ул. Промышленная, 4 - 48, тел. (3854)40-31-83.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сысоева, Елена Анатольевна, Омск
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
04201365140
СЫСОЕВА Елена Анатольевна
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКЕ
Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания
(изобразительное искусство)
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор К. Ж. Амиргазин
Омск-2013
Введение
СОДЕРЖАНИЕ
3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты развития пространственного мышления................................................................12
1.1. Специфика развития пространственного мышления художников декоративно-прикладного искусства.............................................12
1.2. Проектирование в системе обучения художественной керамике.........26
1.3. Критерии, оценивающие развитие пространственного мышления студентов старших курсов.................................................................37
Глава II. Динамика развития пространственного мышления студентов в процессе обучения художественной керамике.....................46
2.1. Диагностика уровня сформированности пространственного мышления студентов (констатирующий эксперимент)......................................46
2.2. Фактические причины развития пространственного мышления студентов на занятиях по художественной керамике
(теоретическое обоснование).......................................................72
2.3. Развитие пространственного мышления студентов старших курсов на занятиях по художественной керамике
(формирующий эксперимент)........................................................82
Заключение.................................................................................110
Список литературы...........................................................................................114
Приложение...............................................................................130
Введение
Актуальность исследования обусловлена важнейшими задачами совершенствования профессиональной подготовки специалистов художественных направлений в высших учебных заведениях в контексте инновационных путей реформирования системы образования, предусматривающих широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования мыслительных навыков высшего порядка и развития профессиональных умений обучающихся.
В настоящее время одним из принципов государственной политики в области образования является его гуманизация, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, развитие способностей человека. Именно профессиональное образование в высших учебных заведениях направлено на формирование культуры мышления будущего специалиста, что предполагает овладение ремесленными умениями и навыками на высоком уровне. Следовательно, в организации учебно-творческой деятельности студентов необходимо применение специальных методов и технологий обучения, развивающих, в первую очередь, процессы мышления.
Современное профессиональное образование в области обучения художественной керамике, опираясь на опыт и традиции, должно учитывать психолого-педагогические особенности формирования навыков мышления студентов, стимулируя не репродуктивную, а творческую деятельность обучаемого. Способность художника декоративно-прикладного искусства к инновационной деятельности определяется в том числе и высоким уровнем развития пространственного мышления, обеспечивающего создание новых образов и оперирование ими в решении практических и теоретических задач по формообразованию объектов художественной керамики.
Развитие пространственного мышления студентов художественного профиля в высших учебных заведениях имеет свои особенности, которые связаны с видом учебно-творческой деятельности. Специфика пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности «Декоратив-
но-прикладное искусство (художественная керамика)», определена видом художественной деятельности (проектирование и изготовление изделий художественной керамики), основана на представлении образа объемных и глубинно-пространственных объектов.
Многоплановые проблемы развития мышления рассматривалась философами, филологами, психологами, психолингвистами, педагогами. Так, в общем плане мышление человека исследовали Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Н. Ф. Талызина, С. Л. Рубинштейн. Достаточно подробно различные виды мышления исследованы на теоретическом уровне в трудах зарубежных ученых Р. Аткинсона, Б. Блума, М. Вертгеймера и др.
Большой вклад в исследование вопроса о понятии, структуре, диагностике, условиях формирования и развития пространственного мышления внесли Т. В. Андрюшина, Е. Н. Кабанова-Меллер, Ж. Пиаже, И. Я. Каплуно-вич, В. А. Крутецкий, В. С. Столетнев, И. С. Якиманская.
Основополагающие концепции по методике обучения дисциплинам художественного цикла в вузе представлены в исследованиях Н. Н. Волкова, Л. А. Ивахновой, Е. И. Игнатьева, А. В. Иконникова, В. С. Кузина, С. П. Ломова, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова.
Многогранные аспекты влияния народного и декоративно-прикладного искусства на эстетическое и художественное воспитание школьников и студентов исследовали специалисты в области декоративно-прикладного искусства: К. Ж. Амиргазин, Т. С. Комарова, В. В. Корешков, Н. М. Сокольникова, М. В. Соколов, Т. Я. Шпикалова, А. С. Хворостов и др.
К проблемам, касающимся непосредственно освоения художественной керамики, обращались отечественные и зарубежные авторы: Л. Ф. Акунова, А. И. Августиник, А. И. Захаров, В. А. Крапивин, Г. Е. Лукич, С. 3. Приблу-да, И. И. Мороз, Д. Бубико, X. Крус, Р. Долорос, X. Чаварра и др.
В системе вузовской подготовки учителей изобразительного искусства и художников декоративно-прикладного искусства проблема организации
учебно-творческой деятельности на материале художественной керамики получила разработку в диссертационных исследованиях Н. В. Басаревой,
A. А. Булкина, В. Б. Криса, Р. М. Варцавы, О. Г. Даутовой, А. Н. Насыровой,
B. В. Седых. Вопросы, касающиеся обучения керамике школьников, отражены в исследованиях А. Ю. Бодрова, Д. А. Кемешева, А. М. Хашхожева.
Вместе с тем развитие пространственного мышления студентов (будущих художников декоративно-прикладного искусства) в процессе обучения требует повышенного внимания исследователей, поскольку на сегодняшний день художественная керамика входит в состав декоративно-прикладного, монументально-декоративного искусств, а также дизайна. Следовательно, необходимо интегрировать в образовательный процесс способы интенсивного обучения студентов, которые будут способствовать профессиональной адаптации выпускников.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на значимость поставленной проблемы, развитию пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)», уделяется недостаточно внимания. Об этом свидетельствуют те трудности, которые испытывают обучаемые при создании объемных и глубинно-пространственных композиций из керамики.
Исследование проблемы развития пространственного мышления студентов на занятиях по художественной керамике в условиях высшей школы позволило выявить ряд противоречий:
- между необходимостью овладения студентами пространственным мышлением на высоком уровне и недостаточными организационно-педагогическими условиями для его интенсивного развития в рамках традиционного обучения художественной керамике;
- между необходимостью формирования культуры мышления будущего специалиста и недостаточной разработанностью критериев для определения
уровня развития пространственного мышления старшекурсников в процессе обучения проектной деятельности;
- между потребностью в организации обучения, обеспечивающего положительную динамику развития пространственного мышления, и недостаточной разработанностью методического материала, обеспечивающего данный процесс.
Эти противоречия определили необходимость исследования комплекса организационно-педагогических условий, влияющих на развитие пространственного мышления студентов в процессе учебно-творческой деятельности.
Проблема исследования состоит в определении организационно-педагогических условий, необходимых для эффективного развития пространственного мышления студентов на занятиях по керамике.
Объектом исследования является учебно-творческая деятельность студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)».
Предмет исследования составляет процесс развития пространственного мышления студентов в процессе обучения художественной керамике.
Целью исследования выступает разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики развития пространственного мышления студентов в процессе их обучения художественной керамике в системе высшего художественного образования.
Задачи исследования:
- обосновать показатели, необходимые для определения уровня развития пространственного мышления студентов в процессе создания художественной керамики;
- определить организационно-педагогические условия, способствующие развитию пространственного мышления студентов при обучении художественной керамике;
- разработать и экспериментально проверить методику развития пространственного мышления студентов на занятиях по керамике в вузе.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность процесса освоения художественной керамики зависит от организационно-педагогических условий, создаваемых для развития пространственного мышления обучаемых. Полагаем, что разработка методики обусловливает формирование у студентов способов представления и преобразования свойств объемных или глубинно-пространственных объектов из керамики.
Методологическую основу исследования составили
- труды, посвященные изучению мышления (Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Р. Аткинсона, М. Вертгеймера и др.);
- научно-методические концепции, отражающие особенности структуры, диагностики, условий формирования и развития пространственного мышления (Т. В. Андрюшиной, Е. Н. Кабановой-Меллер, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, И. С. Якиманской и др.);
- теоретические исследования по методике обучения изобразительному искусству (Н. Н. Волкова, Л. А. Ивахновой, Е. И. Игнатьева, А. В. Иконникова, В. С. Кузина, С. П. Ломова, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шо-рохова);
- теоретические труды по изучению профессиональных качеств художника, в частности художника декоративно-прикладного искусства (К. Ж. Амиргазина, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, М. В. Соколова, Т. Я. Шпикаловой, А. С. Хворостова и др.);
- работы по теории художественно-образного моделирования предметного мира и в том числе, практике проектирования, конструирования промышленных изделий (3. Н. Быкова, В. Л. Глазычева, М. С. Кагана, П. В. Капустина, Т. В. Козловой, Н. Н. Нечаева, Б. В. Нешумова, Г. П. Щедровицкого, И. А. Розенсон, и др.);
- концепции, в которых рассматривается метод проектов (М. Ю. Бухар-киной, Д. Дьюи, К. X. Килпарика, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, И. Д. Чечель).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;
- сопоставление различных документальных и исследовательских данных;
- длительное педагогическое наблюдение;
- беседы, анкетирование, тестирование, опрос;
- анализ диагностических заданий, эскизов, проектов, чертежей, а также анализ соответствия формы, пропорций, цветового решения керамического изделия проекту;
- проведение педагогических экспериментов, обработка и обобщение результатов экспериментального исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- обоснованы показатели, необходимые для определения уровня развития пространственного мышления студентов при обучении художественной керамике;
- определены дополнительные организационно-педагогические условия для интенсивного развития пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)»;
- разработана и экспериментально проверена научно обоснованная методика развития пространственного мышления студентов при обучении художественной керамике в вузе.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в анализе учебно-творческой деятельности и определении дополнительных организационно-педагогических условий для развития пространственного мышления студентов, а также в обосновании показателей, характеризующих уровни развития пространственного мышления обучающихся художественной керамике.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть включены в практику вузовского преподавания дисциплины «Проектирование (художественная керамика)», а также в содержание программ подготовки и переподготовки преподавателей вузов, колледжей, учителей художественных и общеобразовательных школ.
Организация исследования:
На первом этапе (поисково-подготовительном, 2008 — 2010) определялись проблема исследования, его объект, предмет, задачи, гипотеза; проводился теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; разрабатывалась методология опытно-экспериментальной работы. Особое внимание было уделено анализу возможности развития пространственного мышления студентов в проектной деятельности.
На втором этапе (экспериментальном, 2010 - 2012) разрабатывалась методика развития пространственного мышления студентов на основе стимулирования ассоциативных представлений при выполнении кратковременных упражнений, анализировались образовательные возможности метода проектов при выполнении практико-ориентированных проектов. Экспериментально проверялась эффективность предложенной методики посредством проведения контрольного и формирующего экспериментов.
На третьем этапе (обобщающем, 2012 - 2013) были осуществлены анализ и обобщение результатов исследования, уточнены теоретические положения диссертационного исследования, проведена коррекция выводов, полученных на первом и втором этапах исследования, систематизированы и обработаны экспериментальные данные, оформлялась рукопись диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов проведенного исследования обеспечена использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования; экспериментальным материалом, обеспечивающим качественную характеристику рассматриваемых процессов, анализом результатов эксперимента и его положительным итогом.
Апробация результатов исследования состоялась на международных, всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических конференциях:
- региональной педагогической конференции по вопросам совершенствования системы художественного образования «Инновационные формы и методы в системе художественного образования» (Томский областной учебно-методический центр культуры и искусства, Томск, 2010);
- 8-й Всероссийской научно-практической конференции «Педагог как ключевая фигура развития личности в образовательном пространстве» (Бий-ский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина, Бийск, 2010);
- региональной научно-практической конференции «Интеграция систем профессионального образования в сфере дизайна» (ГОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», Бийск, 2010);
- региональной научно-практической конференции «Дизайн в системе современного образования» (ГОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», Бийск, 2010);
- Международной научно-практической конференции «Формирование картины мира человека XXI века» (ГОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет», Республика Алтай, 2011);
- 10-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», Бийск, 2012).
Материалы и выводы исследования нашли применение в учебном процессе кафедры дизайна в Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина (2008 - 2013), на художественно-графическом отделении Бийского педагогического колледжа (2011 - 2012), на отделении «Декоративно-прикладное искусство» Омского филиала «Высшей школы народных искусств (институт)» (2011 - 2013).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Развитие пространственного м