автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие самостоятельности суждений старшеклассников в процессе изучения литературно-критических статей (на материале 9 класса)
- Автор научной работы
- Зверев, Николай Николаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Развитие самостоятельности суждений старшеклассников в процессе изучения литературно-критических статей (на материале 9 класса)"
Ш 10 9'?
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА П ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный совет Д 053.01.04
Па правах рукописи
ЗВЕРЕВ Николаи Николаевич
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СУЖДЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ IX КЛАССА)
Специальность 13.00.02 — методика преподавания литературы
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации па соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1992
Работа выполнена в Московском ордена Лешша я ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.
Н а у ч н ы й руководитель:
кандидат педагогических наук, профессор II. А. ДЕМИДОВА
Официальные оппоненты:
доктор педагогических паук, профессор М. В. ЧЕРКИЗОВА
кандидат педагогических паук, старшин научный 'сотрудник И. С. ЗПАРСКИЙ
Ведущая организация — Калужский государственный педагогический институт имени 'К. Э. Циолковского.
Защита диссертации состоится «З.Ф..... 1902 года
в ...Ц.Ф....... часов на заседании специализированного совета
Д 053.01.04 по защите диссертаций ша соискание ученой степени доктора наук I! Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Зиамопи педагогическом государственном университете п.менщ В. II. Ленина (11!У|ЗГ), Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, ауд. 204).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МИГУ имени В. И. Лешша по адресу: Москпа, ул. М. Пнрошвская, Д. 1.
Автореферат разослан «............»........................1992 года.
Ученый секретарь специализированного совета С/сЛЛ^й^Г
О л А. П. ЕРЕМЕЕВА
РОГГЧИСК.АЯ ,Г0СУЯл2'С;'УЕИИАЯ
^ирлиотёка
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ.
Ь условиях радикальных изменений в жизни общества перед школой ставится задача воспитания эрудированной, высококультурной, г,г!вл-ной, самостоятельно-мыслящей и творчески-действующей личности, которая имеет обо всем свои суждения и умеет их формулировать и аргументированно доказывать. Г'ти требования в полной мере относятся к преподаванию литературы.
Однако результаты реальной школьной практики позволяют говорить о том, что личность, отвечающая данным требованиям, остается еще во многом идеалом. Очень многие старшеклассники, в том числе и выпускники, мыслят стереотипами, суждения их о «актах литератур» и окружающей жизни имеют несамостоятельный характер, в каждой оценке того или иного явления господствуют штампы, постоянные оглядки на авторитеты, в.том числе и ложные. Даже высказывая самостоятельные суждения, учащиеся показывают или полную беспомощность, или непоследовательность.
В развитии самостоятельности суждений учащихся на уроках литературы особое значение имеет изучение литературно-критических статей. Литературная критика, будучи специфической сферой духовной де-ятельноти, является той областью, где дакты литературы и жизни человека и общества, соприкасаясь друг с другом, корректируют одно другое в своем движении к идеалу. Во. многом благодаря критике русская литература XIX века стала национальной гордостью и золотым фондом духовности русского народа, частью мировой, культуры.,
Большие возможности в воспитании самостоятельности мышления школьников, развитии читательских способностей, эаключеннз;е в изучении литературной критики, отмечали русские методисты XIX века /З.П.0строгорский, В.П.Еереыетевский/. В начале XX века не только появляются различные типы учебных пособий по изучению критики /А.И. Новиков, В.А.Зелкнский, А.Алферов и А.Грузинский и др./, но и разрабатываются в трудах Ц.П.Балталона и В.Б.Голубкоьа целые системы литературного образования, й воспитания учащихся средствами критики.
Многие проблемы, подачтые в работах Ц.П.Балталона и В.Ь.Голуб-кова, нашли свое продолжение в трз'дах методистов ?С'-СО-х годов. Были определены общие задачи изучения и использования литературной критики на уроках в старсих /Н.А.Демкдсва, Л.А.Оголигин, Н.Б.Подви-цкий, О.Х.Костылев/ и в средних /¿.Я.Райхин, Л.К.Казимировя/, даны конкретные предложения ао организации и проведению отдельных Яорм
работн с критическими статьями: беседа по тексту /0,Л.Костылей, Л.Л. Оголихин, З.М.Поздняева/, диспут /Н.А.Демидока/, составление плат и конспекта /'/'.А. Клыкова, А.К.Костина, С.Л.Костнлев, Н.Г.Подницкий, Д.Я.Райхин и др./.
В 80-е годы вопросы изучения литературно-критических статеГ находят 'г льнейшую разработку: составляются системы уроков изучения статей с учетом их специфики, обеспечивающие эмоциональное возд<л!-ствие на учащихся /О.Г.Шильникова/; ставится вопрос о чтении полного текста статьи, а не от-ывков из нее /Е.К.Султанов/, что будет способствовать в сочетании с исследовательской работой учащихся преодолели» своеобразно го конфликта мс?.у\у литературной критикой и «да-тателем-школьником /М.Г.Кдчурин/; решается проблема использования литературно-критических статей в качестве средства установления межпредметных связей литературы с историей /А.В.Даыовский/} совершенствуется методика использования положений критической статьи в процессе а^лиза художественного произведения /Н.В.Володина/.
Несмотря на то, что в современной методике изучения литературно-критических статей накоплен значительный потенциал, многие учителя и методисты отмечают, что учащиеся не любят читать и не умеют глубоко вдумываться в критический текст. В практике школы методика работы с литературной критикой зачастую сводится к комментированному чтению отрывков из статей, заимствованию суждений критиков и оценок ими художественных произведений в качестве истины в последней инстанции, которой обязаны безусловно повиноваться и учителя, и учащиеся. Подобное использование критических статей превращается не в средство развития мышления школьников, а в фактор нивелирования мнений, подведение их "под общий знаменатель". Литературная критика может и долота способствовать развитию млиления учацкхся, выработке умения высказывать и аргументированно доказывать собственные суждения, что является признаком личности, активно и творчески относящейся к окружающему миру. К сожалению, данный аспект школьного изучения литературно-критических статей, особенно применительно к курсу IX класса, когда происходит первая встреча учащихся со статьями Гончарова и Белинского, разработан недостаточно. Этим обусловлена актуальность избранной нами теш диссертации.
Объекте« исследования является процесс изучения литературно-критических статей в староих классах.
Предает исследования - методика развития самостоятельности суждений учащихся IX класса при изучении литературно-критических статей.
Оеномая цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности методики развития самостоятельности суждений учащихся как во взаимосвязи изучения литер* турно-критич ее ких и художественных произведений,-' так и в процессе анализа ¡]орш; и содержания самой критической статьи.
ь ходе исследования била вдвинута следующая гипотеза: процесс ретпития самостоятельности суждений учащихся девятого класса достигнет высокой эффективности, если при изучении литературной критики
- учитываться ее Прл^чода, функции и адресоианность на с.отпор-честю читателя;
- использование положений статьи пронизывать все этапы изучения художественного произведения;
- анализироваться весь текст литературно-критической статьи, а не отрывки из нее;
- осуществляться поэтапность в работе по нормированию и совершенствованию самостоятельных суждений учащихся, последовательно и целенаправленно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей девятиклассников усложняться <!ормы самостоятельной работы.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования необходимо било решись следующие задачи:
1. проанализировать опыт изучения литературной критики в дореволюционной и советской школе, выделить те аспекты, которые не нашли еще достаточного освещения;
2. определить влияние изучения критики на развитие самостоятельности мышления учащегося девятого класса и выявить объективные и субъективные факторы, затрудняющие эффективность этого влияния;
3. обосновать роль уроков взаимосвязанного изучения художественных и литературно-критических произведений и отдельного анализа критических статей для развития самостоятельности суждений учащихся;
4. выявить наиболее элективные ¿ормн работы, помогающие учитывать специфику суждений критикоЕ-про^ессионплов в разлитии самостоятельности мысли учащихся;
5. определить основные этапы развития самостоятельности сужений учащихся в процессе изменил литературной критики;
6. разработать и экспериментально проверить эл'ектишость методики поэтапного развития самостоятельности суждений учащихся в процессе изучения литературно-критических произведений разных жанров.
"етоды исследования; анализ учебных программ, учебников и учебных пособий, раскрывающих вопросы преподавания и изучения литературной критики в дореволюционной и советской школе; изучение философской, психологической, педагогической, литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за учебным процессом в школах с 1978 по ISSГ годы и исследование влияния литературной критики на развитие самостоятельности суждений учащихся; анкетирование и беседа с учителями и учащимися; обработка результатов анкетирования учителей и учащихся школ г. Мичуринска и Тамбовской области / проанализировано 256 анкет/; анализ письменных работ и устных ответов учащихся IX-XI классов «кол г. Мичуринска, Тамбовской и Новосибирской областей; обобщение и анализ опыта работы ряда учителей, собственного семилетнего опыта работа в школе; экспериментальная проверка научно-практических выводов и методических рекомендаций диссертации, проведенная самим диссертантом и учителями в массовой игколе.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе изучалась литература по проблеме диссертации /I9L7-ISC9 г.г./. Второй атап /ISS5-I99C г.г./ - констатирующий эксперимент, который проводился в IX-XI классах школ № 18,21,23,61 г.Мичуринска, Панской и Ранинской средних школ Мичуринского района, Пзбердеевской средней школы Петровского района Тамбовской области, Комарьевской средней школы Доволен-ского района Новосибирской области. Цель эксперимента состояла в усг таноолении уровня самостоятельности суждений учащихся о литературной критике, определении основные черт, характерных для восприятия школьниками текста критических статей, зависимость их суэдений от материалов учебника и объяснений учителя, от общего уровня преподавания литературы. Полученные в результате эксперимента данные позволили разработать теоретическую концепцию диссертации и практические пути ее реализации в процессе изучения литературы в IX классе.
Третий этап /1990-1902 г.г./ - обучающий эксперимент, проводи-мкй couvm диссертантом и учителями в течение E?SC/3I учебного года в сродней школе Ю 18 г.У-ичуринска /Сиагина Г.А., Сигурова И.А./, Староюрьевской средней школе Тамбовской области и Терской неполной средней школе "лчуринского района /Леянев A.B., Черкецова P.A./. Цель об.учаг-цего эксперимента: проверка эффективности разработанной методики'поэтапного iадвития самостоятельности су>»ени8 учащихся при изучении .~;:тсратурноЙ критики. К втему времени относится обработка результатов обучающего зкелерю/ента и о-ормление текста дис-
свртации.
В диссертации приводятся результаты констатирующего и обучающего экспериментов, проведенных автором и учителями под его руководством.
Методологической основой диссертационного исследования являются работа по философии, психологии, педагогике, литературоведению и методике преподавания литературы, в которых разрабатываются проблемы мышления и его развития у старших школьников.
Научная новизна исследования состоит в следующем: разработана и научно обоснована методика поэтапного развития самостоятельности суждений учащихся IX класса в процессе изучения литературной критики; исследованы Функции и задачи взаимосвязанного изучения художественных и лгтературно-критических произведений в сочетании с анализом полного текста критической статьи на разных этапах развития самостоятельности суждений учащихся; разработана система самостоятельных заданий.
Практическая значимость исследования: материалы диссертации могут быть использованы в работе учителей-словесников в' старших классах и особенно в организации поисковой и исследовательской деятельности учащихся на уроках.изучения литературно-критических статей, преподавателями пединститутов на лекциях и семинарских занятиях по методике преподавания литературы и во время педагогической практики в школе, в лекциях для учителей на курсах повышения квалификации при ИУУ.
. Достоверность выводов и рекомендаций автора исследования подтверждается данными констатирующего и обучающего экспериментов, осуществлявшихся диссертантом и учителями литературы в школах г.Мичуринска и Тамбовской области. Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования, бесед с учителями и учащимися, устных и письменных ответов девятиклассников, их творческих работ /проанализированы работы 268-и учащихся/.
Апробация материалов исследования осуществлялась во время выступления автора перед учителями Тамбовской области в Мичуринском филиале Тамбовского областного ИУУ, на августовской /1^90 г./ конференции учителей-словесников г.Шгчуринска и '.'лчурккского района, на межвузовской научно-практической конференции' филологов Поволжья в Бапашовском пединституте /сентябрь 1951 г./, на научной сессии по итогам научно-исследовательской работы '¿ИГУ им. В.К.Ленина за 1991 год /апрель 1992 г./, в докладах на аспирантском объединении. Разработан-
ная диссертантом методика внедрена в практику работы учителей школ № 18,21 и 23 г.Мичуринска.
На защиту вынооятся следующие положения:
1. Статьи русских критиков XIX века, обладая большим потенциалом эмоционально-логического воздействия на читателя, приобщая? его к достижениям,эстетической и общестенной мысли и способны оказывать эффективное влияние на развитие самостоятельности суадений о явлениях литературы и окружающей жизни. " —
2. Литературно-критическая статья должна не только использоваться для углубления восприятия и анализа художественного произведения учащимися, но и изучаться как самостоятельное произведение, имеющее свою эстетическую и познавательную ценность.
3. Эффективность воздействия литературной критики на самостоятельность суждений учащихся зависит от учета возрастных особенностей, поэтапного усложнения самостоятельной мыслительной деятельное- ' ти школьника от репродуктивно-творческой до собственно-творческой /исследовательской/.
4. Использование литературно-критических статей в процессе анализа художественных произведений, изучение самого текста критического произведения способствуют овладению учащимися приемами мыслительной деятельности /сравнение, конкретизация, анализ, обобщение/,, без которых невозмолло сформировать самостоятельно-мыслящую личность,
■ способную" творчески применять знания и вырабатывать новые.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка 'использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность теш исследования, формулируется гипотеза, определяются цели и задачи, методы, научная новизна и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе /"Теоретическое обоснование изучения литературно-критических статей как средства развития самостоятельности суждений учащихся XX класса"/ рассматривается сувдение как одна из форы мысли; основные особенности сувдений критика-профессионала, которые определяются природой, задачами и функциями литературно-критического творчества; рассматриваются основные черты суждений о литературной критике учеников 1Х-Х1 классов, фактор?, влияющие на развитие самостоятельности сувдений школьника, предпосылки, которые делают
учащихся IX класса в силу их возрастных особенностей наиболее предрасположенными к развитию самостоятельности мышления.
. В работах по логике /В.Ф.Асмус, А.Д.Гетманова, Д.М.Кебурия, • В.И.Сйинцов, П.В.Таванец и др./ суждение рассматривается как мысль, отражающая наличие или отсутствие какого-либо признака у предмета мышления, а также взаимодействие признаков данного предмета.
С точки зрения психологии /А.Б.Ерушлинский, Л.С.Выготский, М.И. Ёоловникова, С.Л.]-уоинштейн и др./ сувдение понимается как действие мыслящего субъекта, которое, исходя из определенных целей и мотивом, побуждает его принять или отвергнуть какой-либо признак предмета мч-ления. Таким образом, в процессе мышления осуществляется отбор существенных признаков, то есть избирательность мысли, что позволяет говорить о нацеленности суждения на оценку.
Рассматривая суждение с точки зрения генезиса форм мышления, можно утверждать, что суждение занимает среди них центральное место, так как с одной стороны, оно включает в Себя в качестве составляющего элемента понятие, а с другой - само является составляющим умозаключения и его итогом.
Свое речевое врплощение суждение находит в предложении. В работах. А.Д.ГетиановоЯ, Д.ШГорского, В.И.Свинцова, П.В.Таванца суждение чаще всего соотносится с повествовательным предложением. Но, на наш взгляд, между суждением и каким-либо видом предложения не может быть жесткой зависимости, так как суждение может содержаться в вопросительном предложении, если оно представляет собой риторический вопрос /"Какой гее русски:', не любит быстрой езды?" - Н.Б.Г'оголь/.
Исходя из указанных черт суждения, мк предлагаем следующее его рабочее определение: "Суддение есть мысль, выраженная в речи, как правило, повествовательным предложением, содержащая некоторое утьер-здёние" или отрицание с предметах и явлениях объективного мира, в том числе и обителях других люлей, а петому имеющая социальную значимость?
Суаденйя'.критиксь-профессконалов о художественных произведениях имеют ряд черт, связанных с природой, особенностями и (функциями критики..
В отличие от литературоведения, которое исследуй устоявшиеся художественные явления, имеющие позитивную ценность, критика рассматривает гквой художественный процесс, синхронно соотносится с вновь возникающими явлениями искусства. Поэтому главная задача критика со» стоит в том, чтобы, проанализировав многочисленные и разнообразные
факты литератур», определить, какие эстетические ориентации и ценности несет в себе данное произведение, какие тенденции художест-венно'Л жизни оно выражает, с какими явлениями действительности связано его появление. Определив это, критика призвана популяризировать достижения литературы среди читателе!?. Отсюда проистекают такие черты литературной критики как публицистичность, органически связанная с научностью, ее воспитательная направленность, что в свою очередь требует от критика органического сочетания в своих суждениях о бьект явного и субьективного, логического и образно-эмоционального начал.
Говоря о критическом суждении, мы рассматриваем его на двух уровнях: суждения обычного читателя и суждения кригика-профессио» нала. Исходя из этого, искусствоведы /В.Блок, М.Бойко, м. С.-Каган, Т.С .Щукина/ выделяют два типа суждений о произведениях искусства.
Первый тия - непосредственно-эстетические суждения /суждения обычного читателя/, а второй - суждения профессионального критика или суждения "оСдумыватацего" типа /В.Крутоус/. В основе данного деления лежит различны!! уровень восприятия художественных произведении.
Если характерными чертами непосредственно-эстетического су-' ждения является его непосредственность, интуитивность, логическая немотивированность,'то профессионально-критическое суждение, будучи также непосредственным и интуитивным, приобретает, в силу своих особенностей, научно-доказательный характер и определенную мотивированность.
Указанные черты профессионально-критического суждения, тестя) переплетаясь, придают ему разное функциональное звучание. Существу щле классификации профессионально-критических суждений м.Я.1Й-лякова и Т.С.Щукиной не до конца учитывают те функции, которые тогут выполнять суждения критика в процессе рассмотрения и опенки определенного о акта искусства.
ш считаем, что профессионально-критические суждения можно разделить на констатирунцие, кок,актирующие, дефинитивные, аналитические, синтетические и оценочные.
Владел необходимыми знаниями и умея осмыслить и эмоционально выразить свои читательские впечатления, критик-профессионал аргументирует правомерность и объективную значимость каждого своего суждения. Это должно стать ари:..ероа для' учащихся в том, как надо О орлулировать и выражать в речи суждения о словесном произведении.
-У-
По утверждению психологов /Л.С.Шгогский, Л.И.Божович, И.В.Дубровина, И.С.Кон, Д.Е.Эльконин/, педагогов /Ш.И.Ганелин, Н.В.Кухарев, П.И.Иидкасистнй/ и методистов /О.Ь.Богданова, Н.А.Демидова, В.И.Золь-никова, М.Г.Качурин, Ю.Й.Мизина/ ученики девятого класса наиболее сен-эитивны в плане развития самостоятельности мышления, так как именно в этом возрасте в интеллектуальной с^-ера личности школьника происходит становление высших <}орм мышления и перестройка на этой основе всех других психических процессов.
Мышление учащихся этого возраста приобретает личностный эмоциональный характер, обостренную критичность, В связи с этим развивается интерев к художественной литературе и ко всему, что с ней связано. Но значительная пасть учащихся не умеет самостоятельно размышлять над произведением, ставить вопросы и аргументировать свои ответы.
В-психолого-педагогической литературе /Л.П.Аристова, Н.В.Кухарев, В.Н.Неровных, Н.Д.Носков, П.И.Пидкасистый и др./ нет единого подхода к пониманию сущности самостоятельности. Придерживаясь точки зрения Н.В.Кухарева, который считает, что мыслительная самостоятельность -
- "способность, которая состоит в том, что ученик в совершенстве владеет общими умениями, необходимыми для познания реальной действительности, для приобретения знаний, для творческого их применения в сло-жишейся новой ситуации",* мы Еццеляем следующие критерии развитости самостоятельности суждений учащихся: I/ ала^.ьние основными мыслительными операция;.® /сравнение,обобщение, конкретизация, анализ и т.д./, что проявляется в полноте, развернутости и аргументированности суждения; 2/ степень зависимости суждений учащихся от материалов учебника и объяснений учителя.
Для выяснения того, как учителя и учащиеся относятся к изучению критических статей, какова объективность этих уроков, что способствует и что препятствует эффективному влиянию критики на развитие самостоятельности суждений учащихся, было проведено анкетирование.
Результаты анкетирования учителей ряда школ г.".ичуринска и Тамбовской области показали, что отношение к изучению критики неоднозначное. Многие учителя считают эту работу нелегкой и нерезультативной, но необходимой, так как этого требует программа. Очень немногие находятся в стадии пояска наиболее э'Г^ективнйх приемов изучения критики. В целом не роль, и значение критики в курсе литературы недооценивается. не уделяется лоляного внимания раскрытию самостоятельной эстети-
I. Кухарев Н.З. ?ор:лирова*ше умственно" самостоятельности. -
- !&нск: Кар. асвета, 1=72. - С.25.
ческоЯ и познавательной ценности критических статей, активным формам работы, отмечается нежелательность и даже вредность для учащихся знакомство с точками зрения разных критиков на изучаемые художественные произведения, процветает формализм.
Опираясь на ввделенные нами критерии развитости самостоятельности суждения учащихся, мы оценивали их ответы на вопросы анкеты. Удалось выяснить, что несмотря на имеющийся определенный интерес учащихся к критике, их знания об втом виде творческой деятельности Весьма поверхностны, а уровень самостоятельности суждений низок. Это мы объясняем как объективными /недоступность для учеников массовой шкрды текстов критических статей из-за отсутствия нужных книг в библиотеках, насыщенность школьных програш и т.д./, так и субъективными факторами /неумение и нежелание думать над текстом статьи, низкий уровень общей культуры, а также культуры устной и письменной речи/. Анкети-. рование и беседа с учащимися показали, что жизнь требует выработки методики, которая, опираясь на уже имеющийся опыт, учитывала бы функции, природу и задачи критики в воспитании самостоятельно и творчес-„ки мыслящего читателя.
На.основе характеристики самостоятельной познавательной деятельности учащихся'в психолого-педагогической и методической литературы ./И,И.Пвдкасистый, Н.В.Кухарев, Б.Й.Коротяев, Е.И.Мизина/ по резуль-"тату /продукту/ и способу ее протекания /процессу/ и доли в самостоятельной деятельности школьника репродукции и творчества мы условно ввделяем '.три этапа в-развитии самостоятельности суждений учащихся девятого класса при изучении литературно-критических статей: репро-духтивно-творческий, частично-поисковый и собственно-творческий или исследовательский.,
Каадый .етап связан с нарастанием степени трудности самостоятель-гарс "заданий "в'процессе изучение, критики как по содержанию, так и по способам щцо&рщая. Это.обеспечивает постепенный рост самостоятельности суждений и усложнение их содержания от хонататацга и комментирования к ьнализу, синтезу и оценке "обдумывающего" типа. Кроме того, - каадкй этап предполагает и изменение характера дедагопгческого руководства, что связано с постепенным ослаблением прямого крктроля учителя и его помощи учащимся в выполнении самостоятельных заданий.
Задача первого этапа /репродуктивно-творческого/ состоит в Армировании у учащихся первоначальных знаний о критической статье, методах работы с ней. Статья критика придает импульс движения мысли учащегося, показывая им, что суждения об изучаемом художественном
-п-
произведенпи могут и должна быть более полными, развернутыми» аргументированными. Учитель с помощья системы вопросов и заданий должен вызывать у учащихся потребность и ¡юстояшюм сравнении со-бстенной читательской точка зрения на изучаемое произведение с точкой зрения йритика. Это находит свое воплощение в выдвижении а аргументированном доказательстве самостоятельных суждений ученика.
Второй этап /частично-поисковый/ ставит перед ученикаия ног вые, более слоадые задачи, направленные как на антуализацет уаэ имеющихся знаний о критике, так и на выработку новая. В* хода выполнения поисковых учебных заданий учащиеся знакомятся со своеобразием критической манрры автора изучаемой статьи, сравнивает1 ев о манерой того критика, стать» которого они изучала на первом этапе; с приемами критического анализа, построением систеш доказательств критиком своей точки зрения на произведение. Учитель, та-) страивая систему вопросов и заданий поискового характера, направляет развитие суждений учеников от; констатации и комментирования к определению и анализу отдельных сторон произведения.
Третий этап /творческий/ имеет своей задачей обобщение*накопившихся у учащихся за год знаний о литературной критике, о ганргз критических произведений. Здесь же происходят знакоиетао о но^ой разновидностью критической статьи - годовал литературным обозрением. Эта совокупность обобщенных и .рповь выработанных знаний о критике творчески применяется учащимися в самостоятельном обзора некоторых сторон современного литературного процесса, нааедазго отражение на страницах журнала "йюсть". дерьтиклаемшки используют все виды суждений, формулируют синтетические и доводят оценочные суждения до уровня "облушвадаего" типа.
последовательная смена этапов, связанная с усложнением учебных задач, ориентирована на высказывание: I этап - констатирупцзпс и комментирующих; 2 этап - совершенствование констатирующих ж коль-ментирувддх, более широкое употребление дйфинитивных, а таете аналитических суждений; 3 этап - кроме совершенствования суядешй, .'вырабатываемых на предыдущих этапах, сормулирование синтетических /обобцазддх/, полное доведение оценоч1шх суждений до уровня "обду-мдзаздего" типа.
Во второй главе /"Этапы развзетия са; гостоктельности суждений
—А«,—
учащихся средствами литературной критики"/ описывается методика поэ1,:...шого разлития самостоятельности суждений девятикласснмков в процьоие ВоР.адосшзан>юго изучения художественннх и литературно-критических произведении и в ходо анализа формы и содержания самой статьи. Каждый из этапов представляет собой не изолированное явление, а звено в общей цени ироцесса. Непрерывное усложнение форм работы с текстом литературно-критического произведения учитывает как достигнутый уровень самостоятельности суждений уче}гиков, так и те задачи, которые необходимо решить на следующем этапе.
Реародуктивно-творчески?! этш развития самостоятельности суждений девятиклассников осуществляется в рамках изучения комедии "Горе от ума" и критического эткща И.А.Гончарова "милкон терзаний". Суждения школьников развиваются в ходе эмпирических наблюдений над Функции» критической статьи, приемами, которыми пользуется критик, непосредственно в ходе раОотн с комед ией А.С.Грибоедова, а обобщающие наблюдвкш и иекоторме сведения о литературной критике даются на уроке но изучению самого текста критического этюда.
В целом раОота с критическим этюдом "Нильон терзаний" имеет свои три этана, аервш: - привлечение отдельных положений статьи дЛя коррекции и углубления восприятия текста комедии, для организацией наблвденш- над особенностям развития и характера конфликта комедии А.С.Грибоедова, построения ее анализа с учетом родовой и жанровой специфики.
Второй этап - использование тех положений, которые помогают читателю проникнуть в психологию героев, вскрыть причины и следствия конфликта Чацкого с окружением Самусова, сделать понятными для учащихся общественное значение и эстетическую ценность комедии я образа Чацкого. Критический этвд .Гончарова поможет увидеть • мастерство автора комедии в выборе языковых средств.
Задача третьего,этапа - непосредственное изучение самого " критического этвде как образцового литературно-критического произведения. сдесь цн обратим внимание девятиклйссников на композицию статьи, развитие кнели автора, средства, которые он для это;г> использует /Как Гончаров доказывает, что "Горе от ума" "не могла ои быть ничем другим, как комедией"? шчему, говоря о столкновении между Софьей и Чацким, Гончаров употребляет слово "поединок", а о. конфликте между Чацким и Фамусовым -"целая оитва"?/. пример статьи Гончарова поможет донять, как следует строить анализ худо-
жесткенного произведения, формулпронать суждения rio поводу поступков персонажей, аргументировании ^о.чс.зппать качдое суждение, опи-ралсь на текст комедии и используя цитати. 'Здесь у учащихся (Зорми-руютсл первоначальные знания о задача:-: и особенностях литературной критики, которые девятиклассники применяют в построении самостоятельного анализа комедии д. «.Фонвизина "Недоросль".
Анализ суждений, внеказашшх учащимися л процессе взаимосвязанного изучения комедии А.С.Грибоедога й статьи Гончарова, отдельного рассмотрения дормы и содержания критического этюда "Мильоп терзания" и при выполнении анализа комедии "Гедоросль", показал, что ученики оперцрг/ют в основном суждениями нонстотирущими и комментирующими, а суждения дефинитивные встречаются лишь изредка. Оценочные суждения, оставаясь в основном неиосредствснно-пмоциога-льными, оореташт тенденцию совершенствования в сторону оценок "оО-душлашщего" типа.
Частично-поисковый этан связан с изучением романа м. Я). Лермонтова "Герои нашего времени" и статьи Б.Г.Белинского об этом произведен™. /ipil работе над этой статьей в диссертации выделяется несколько ступеней, реализация каждой из которых описывается с различной степенью глубины.
iiepBatt ступень - уже знакомое учащимся по работе со статьей И.А»Гончарова использование отдельных положений для постановки вопросов и заданий к текст? романа Лермотова.
Вторая ступень работы состоит в чтении и анализе.отрывка статьи, в котором ВЛ'.ьелинский осуществляет разбор повести "Бэла". Эта работа позволит учащимся составить первоначальное представление о критической манере Ьелинского в сравнении с манерой Гончарова, выяснить роль пересказа и цитирования в анализе произведения, осооинностях этого.приема критика ло-вашому, вызвало такое,
широкое использование ьелинским пересказа сюжета повести "Нола"? Что дает критику этот прием? 3 чем отличие цитирования художественного текста ьелинскш от использования этого приема в статье Гончарова?/, йдесь же раскрывается функция слова а оформлении критиком своих суждении, в создании словесного оОраза душ зшцюкалт.-ного воздействия статьи на читателя /С какой цель« й.1'. ьелински!' использует в статье художественные сравнена!? Что лает читателю в -юнлманйи статьа художественная образность? Ло;.;огает ли ova более аолпо и точно цонять мысль критика?/. цодоОное изучение данного
-14: .вкл статьи сразу после анализа повести "Бэла" позволяет- нам лист. . боту по дальнейшему.совериенотвовалию сукдени;! учащихся, что ¡н .одит свое отражение как в устных ответах, так и в самостоятельном письменном анализе девятиклассниками рассказа "Тшань".
Анализ письменных работ учащихся яо рассказу "Тамань" покапал ле только количественный рост самостоятоаышх суждений учащих® iro сравнению с работами первого этапа / анализ комедии "Редо^гт,"/ > не» к качественные изменения, которые выразились в более частом уио треолении учениками дефинитивных, аналитических и, реке, синтетических суздыти. йсли на первом этапе многие учащиеся или не внекл ■.¡вали самостоятельных суждении, или эти суждения но лодллпадиоь выше констатации в комментирования, то на втором »тале эти девятиклассники стали проявлять оолше активности, высказывать более ало мше сукдония.
Jia уроках иаучения рассказов "идкекм «¡аксиныч", "Сатали'ст" и чп/честн "Кпллшп терц" продолжаем использование статьи лая организации ананиза художественного текста. Главным образом - лолокетш, которая помогут ученикам 'понять поступки героя и окрукащих его персонажей,' сложность отношения Печорина к себе и к лйп'Ь-лщям.
На уроке, посвященном анализу образа главного героя jobiana, мы используем те долояенин статьи В.Г.Белинского, которые помогают ученикам иокя^й причини трагедии йечорша, постичь философский смысл лермонтовского произведения, его эстетическую ценность.
Следуидая /четвертая/ ступень - изучение полного текста ста ТЫ1 В.1.Белинского Аферой нашего времени". Сочинение «.Лермонтова*. исковные задачи, которые мн здесь решаем, состоят в выяснении обусловленности композиции критической статьи строением анализируемого произведения и продиктованных этим особенностей критического разбора. фодолгсается рассмотрение созданной Ьелинским "критической цепочки": пересказ - цитата - вывод, сравниваются особенности цитирования художественного текста Б, Г.Белинским и и.А.Гончаровым, определяются г ункцни художественных образов, используемых критикой / Какую роль в доказательстве своих кнелей придает Белинский пересказу? Почему критик, не довольствуясь только пересказом, прибегает к большим выпискам им текста гюгакэ" Ра-сколько удачно, ко-вашему, он это делает? Зачем Белинский, говоря о душе Печорина, сравнивает ее с "засохшей от зтюя пламенной жизни землей"? Что дает это сравнение читателю статьи?/.
Итогом работы со статьей о романе к, (('.Лермонтова б ¡¿та письмен
пая работа но сопоставлению точек зрения на образ лечорпна В.Г.Бо-лиискош и С.н.Шсвнрепа. Анализ ученических работ покакал, что уко большинство девятиклассников спосс. ■ < и высказывать но только констатирумцие, комментируй не, делила-нише, но и аналитические и синтетические /не у всех/ суждения» Изменения в суждениях видны «е только и сравнении с результатами первого этапа, но и с итогами "иеьмсшюй работы по рассказу "Тамань".
Третий этап развитии самостоятельности суждений учащихся /тво г'чсскцй/ призван не только обобщить накопившиеся у учащихся знания о критике, но и, расширив представления девятиклассников о жанрах критических произведении /годовое обозрение В.Г.Белинского
■" взгляд на русскую литературу "1В47 года"/, творчески использовать и* ари составлении обзора одного из номеров журнала "Юность".
Р'Нюга /га изучению статьи "Взгляд на русскую литературу 1847 года" занимает центральное место в рамках трехчасового обзора "В.Г.Белиноки:». Жизненный и творческий путь". Годовое обозпоттие Велннского, являясь его творческим завещанном, концентрирует в себе концепции критика и показывает учащимся пример того, как можно единым взором окинуть разнообразные литературные явления, оценить лх в сравнении друг с другом, соггоставйть ^фоилое и настоящее, определить тенденции дальнейшего развития литературного процесса.
Изучении годового литературного обозрения осуществляется с помощь.') бесе;?!, которая проводится в класса после самостоятельного дотыюго чтении учеггикпми текста статьи, ид обращали внимание де-иятикл.';сс1гикоь на построение статьи, аспекты, которые затрагивает критик в даннол работе, на отбор Ьелштским материала пз текущею литературного процесса. Это позволило нам шяснать отлпчке годового обозрения от произведений других критических жанров, с которыми учащиеся знакомились в течение года /критически'! лтлд, шногра* и-ческая статья, посвященная разбору отдельного нроизведетад/. Что такое годовое обозрение? Чем отличается эта статья от тех, кото- -рые ¡ли изучала ранее? Чего достигает критик, охватывая в слоем аналое не .-олько наиболее значительные художественные произведе-»пы, но я критические статьи, путепые заг.<?ткй? - вот те вопросы, с аомоюьа которых была организована оеседа, нацеливающая учащихся на наатю^еняе за построением Белинским годового литературного обозрения , на творческое лрдлеиекие знаний о литературной критике в со-
стгшлстти обзора одного из номеров литературно-художественного журнала лт молодежи.
В диссертация приводятся примеры рассуждений учащихся как об отдельных журнальных публикациях, так и о некоторых сторонах совре менного литературного пройесса. Результаты анализа письменных работ учащихся иоэволяюг говорить о том, что к концу третьего этапа чоданкявдее большинство девятиклассников умеют / в разно!! степени раз вер г/то, полно и аргументированно/, формулировать и вирядагь в рачк /устной и письменной/ суждения всех видов - от констлтируюгсш оценочных "обдумывающего" типа.
данная методика поэташгого развития .самостоятельности суждений учащихся при изучении литературно-критических статей и приемы, используемые ;>пя этого, показали свою эффективность. Поскольку девя-тяй.класс ягшяетсн началом исторлко-литературного курса, то развитие самостоятельности суздении учащихся с помощью литературной критики и методика ее осуществления на уроках литературы в'Х и XI классах станет предметом дальнейших исследований автора дан но 11 диссертации. ■
В заключении сГсрмулированы выводы проведенного исследования и намочены перспективы работы над данной темой. .
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. "Критический этвд" «.А.Гончарова "мильон терзаний " в 9 классе //ыагериалы межвузовской научно-практической конференции филологов /Ред. коллегия В.С.Вахрушев, и.т.гроиов и др. - ьялашов; ЕГЛ»; 1991. - С.200-202.
2. раскрытие дункций слова в литературно-критическом тексте при изучении стазвей ВЛ'.ьелинского в 9-м классе //материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы оиДУ т.В.&Ле нина за 19^1 год, посвященной 120-летию основания университета. Сери«: гуманитарные науки. - М.: ^ометей, 1992. - С. 114.