Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств

Автореферат по педагогике на тему «Развитие умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Маргарян, Лариса Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Челябинск
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств"

На правах рукописи

005060702

Маргарин Лариса Ивановна

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (художественное образование и эстетическое воспитание; уровень дополнительного образования)

3 О МАЙ 2013

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Екатеринбург - 2013

005060702

Работа выполнена в ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Сизова Елена Равильевна

Официальные оппоненты:

Голошумова Галина Семеновна, доктор педагогических наук, профессор, филиал ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» в г. Нижнем Тагиле, заместитель директора по научной работе

Парфентьева Наталья Владимировна, доктор искусствоведения, профессор, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), профессор кафедры искусствоведения и культурологии

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»

Защита состоится 31 мая 2013 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, ауд. 316.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра - научная библиотека Уральского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан 27 апреля 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного

Матвеева Лада Викторовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современном обществе развивающаяся личность ребенка сталкивается с многочисленными психологическими проблемами, связанными с необходимостью интегрироваться в социально-культурную среду, находить пути и способы взаимодействия со сверстниками и социальным окружением. Эти проблемы многократно усиливаются в поликультурной среде, которая сегодня характеризует большую часть многонациональных регионов России и значительную часть российских школ. Необходимость преодоления обозначенных проблем требует организации специальной подготовки школьников, направленной на развитие умений межличностного взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды.

Поликультурная образовательная среда понимается учеными как совокупность культурных, духовных и материальных условий существования и деятельности субъектов педагогического процесса, в которых находят отражение культурное многообразие общества и характер отношений между учителями, учащимися, их родителями, представляющими различные этнические и другие социальные группы: языковые, конфессиональные, возрастные, тендерные и т.п. (В.В.Макаев, З.А.Малькова, ЛЛ.Супрунова).

Особенности поликультурной среды детской школы искусств обусловливаются не только присутствием в ней носителей разных культур, но, прежде всего, направленностью учебного процесса на освоение художественной культуры своего и других народов путем организации совместной творческой деятельности (музыкальной, хореографической, изобразительной) учащихся с культурными различиями, в которую также могут быть включены преподаватели, родители и другие члены семей учеников. При этом взаимодействие субъектов творчества осуществляется как в условиях учебных занятий, так и сценических репетиций, концертных выступлений, а также в сфере внеучебного общения и культурно-просветительской деятельности школы.

Ученые подчеркивают, что образовательная среда в школах искусств характеризуется тесным содружеством педапн-а, воспитанника и семьи, демократическим стилем общения субъектов образовательного процесса, сочетанием различных видов и форм деятельности, разновозрастным и полипрофессиональным характером занятий (Л.Н.Буйлова, Л.А.Буровкина, Б.В.Куприянов, Л.В.Степанова и др.). Это создает благоприятные условия для организации межличностного взаимодействия представителей разных культур и располагает к установлению толерантных отношений в ученическом коллективе. Однако практика показывает, что традиционные приоритеты в обучении детей в школах искусств связаны не с расширением межличностного взаимодействия носителей разных культур, а с совершенствованием исполнительского мастерства учащихся в избранном виде искусства и стремлением к личным творческим достижениям. В силу этого имеющиеся в поликультурной среде детской школы искусств условия не в полной мере используются для развития умений межличностного взаимодействия учащихся.

Проблемы взаимодействия учащихся в поликультурной среде активно разрабатываются в рамках концепции поликультурного образования (О.В.Аракелян, О.В.Гукаленко, Г.Ж.Даутова, А.Н.Джуринский, Л.В.Колобова, ИЛ.Мурзина,

ЛЛ.Супрунова, Е.А.Ходырева, А.Е.Шабадцас). Ученые подчеркивают, что целью поликультурного образования является подготовка нового поколения к жизни в открытом многонациональном обществе, готового к активной созидательной деятельности на основе взаимопонимания и взаимодействия с носителями других культур. Для этого необходимо приобщение учащихся к культуре своего и других народов, воспитание толерантности к представителям разных культур, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с ними.

Надо признать, что идеи поликультурного образования сегодня разрабатываются, главным образом, по отношению к общему и профессиональному образованию и практически не затрагивают обучение в детских школах искусств. В отдельных работах поднимаются локальные проблемы этнокультурного воспитания учащихся школ искусств (Л.Г.Зенкова) и кросс-культурной грамотности (П.А.Копылов), но они не связаны с развитием умений межличностного взаимодействия у учащихся.

Теоретические основы межличностного взаимодействия учащихся глубоко исследованы в психологии и педагогике. Учеными установлена взаимосвязь взаимодействия и общения (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.АЛеонтьев, СЛ.Рубин-штейн и др.), определена трехкомпонентная структура этих процессов, включающая коммуникацию, перцепцию и интеракцшо (Г.М.Андреева, Я.Л.Коло-минский, Б.ФЛомов, Б.Д.Парыгин и др.), раскрыто значение взаимодействия как важного фактора личностного развития учащихся (А.А.Бодалев, В.В.Давыдов, В.Н.Мясищев, Н.Н.Обозов, Д.Б.Эльконин и др.). В социальной психологии и педагогике изучены особенности взаимодействия детей в малых и больших социальных группах, представлены методы формирования социометрической структуры группы, выявлены позитивные и негативные стратегии группового взаимодействия, охарактеризованы особенности взаимодействия на социально-ролевом, деловом и личностном уровнях (В.Г.Бочарова, Е.М.Дубовская, Е.В.Корогаева, РЛ.Кричевский, А.В.Мудрик). Однако эти исследования не взаимосвязаны с идеями поликультурного образования и не учитывают специфику образовательного процесса в детских школах искусств.

Важным периодом в формировании умений межличностного взаимодействия является подростковый возраст, когда общение становится ведущей деятельностью, активизируются процессы социальной перцепции и рефлексии, в поведении явно проявляется стремление к групповым формам жизнедеятельности (А.С.Белкин, Л.И.Божович, А.В.Мудрик, А.А.Реан, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Ученые отмечают, что в этот период также происходит формирование рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам (Г.М.Гогиберидзе), осознание культурных различий, в связи с чем в ученической среде нередко возникает недопонимание. Известно, что к представителям недоминантной культуры подростки зачастую относятся с высокомерием, предубеждением, недоброжелательностью, что создает в коллективе некомфортную, напряженную атмосферу (О.В.Аракелян, З.А.Мавлютова, Л.С.Майковская и др.).

Отмеченные тенденции проявляются и в детских школах искусств, где многие подростки негативно, пренебрежительно, как бы «свысока» воспринимают культурные ценности других народов, считая их менее значимыми, чем

культура титульного русского этноса. Представители других народов, в свою очередь, обнаруживают незнание национальной культуры и традиций своего народа, нередко испытывают неловкость и даже стыд за принадлежность к нерусской культуре, ощущают комплекс неполноценности. Все это экстраполируется на сферу межличностных отношений, и в ученической среде порой возникают конфликты на почве недопонимания культурных различий. В сложившихся условиях необходимо целенаправленное развитие у подростков умений межличностного взаимодействия в поликультурной среде детской школы искусств.

Следует отметить, что при тщательной и глубокой разработанности проблем межличностного взаимодействия в общей, социальной и возрастной психологии и педагогике, в педагогике художественного образования данная проблематика исследована недостаточно. В научных трудах, посвященных обучению в детских школах искусств, основное внимание уделяется проблемам развития творческих способностей, умений, навыков, личностных качеств учащихся, необходимых для реализации различных видов художественной деятельности (Е.В.Абакумова, В.И.Антонова, В.Н.Банников, С.Б.Михайлова, Л.И.Разуткина, Т.Н.Цепляева и др.). Вопросы общения и межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса рассматриваются опосредовано, чаще всего в контексте узкоспециальной подготовки и направлены на поиск эффективных средств общения педагога и ученика для воплощения художественных замыслов в исполнительской деятельности или решения текущих учебно-творческих задач (А.ИЛагутин, Б.Милич, О.А.Шишова, А.П.Щапов). Как правило, эти работы не связаны с проблемами поликультурного образования.

В педагогике творчества проблемы взаимодействия обычно исследуются в связи с художественной коммуникацией, то есть процессом передачи содержания художественного произведения от его создателя к зрителям и слушателям через опосредованное «общение» с ними (Д.К.Кирнарская, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Н.Г.Тагильцева, А.Н.Якупов и др.). При этом основное внимание уделяется организации информационного обмена в системе «творец-исполнитель-слушатель (зритель)», а целью становится достоверность передачи авторского замысла. Значение взаимодействия как фактора развития творческой личности и условия межкультурной коммуникации несколько недооценивается.

Отдельные научные работы затрагивают вопросы межличностного взаимодействия учащихся, преподавателей и учащихся в процессе музыкальной (И.Ю.Иванкина, С.О.Мильтонян, А.В.Моздыков, Н.В.Петров, П.А.Хазанов), музыкально-театральной (З.А.Гаврилова, Е.Г.Савина), хореографической (М.Н.Юрьева), изобразительной деятельности (С.И.Земляная). Однако указанные исследования касаются либо детей младшего школьного возраста либо студентов вузов и колледжей и не связаны с поликультурным контекстом. Проблема развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств до настоящего времени не становилась предметом специального исследования, и методика развития этих умений на сегодняшний день не разработана.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что объективно существуют противоречия:

- социально-педагогического характера - между значимостью культуры межличностного взаимодействия в жизни человека и недостаточным уровнем ее развития у подростков в поликультурной среде детской школы искусств;

- научно-педагогического характера - между разработанностью теоретических основ межличностного взаимодействия в общей, социальной и возрастной психологии и педагогике, и недостатком подобных научных исследований в педагогике дополнительного художественного образования;

- научно-методического характера - между наличием в поликультурной среде детской школы искусств условий для развития умений межличностного взаимодействия у подростков, и недостаточной их реализацией ввиду отсутствия соответствующего научно-методического обеспечения.

Данные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая формулируется следующим образом: каковы теоретико-методические основы обучения, обеспечивающие развитие умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств?

Проблема исследования обусловила выбор темы: «Развитие умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств».

Цель исследования: научное обоснование, разработка и проверка опытно-поисковым путем методики развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств.

Объест исследования: образовательный процесс в условиях поликультурной среды детской школы искусств.

Предмет исследования: методика развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств.

Гипотеза исследования: развитие умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств будет более эффективным, если:

- рассматривать эти умения как средство установления толерантных отношений в многонациональном ученическом коллективе, достижения результативности совместной творческой деятельности подростков с культурными различиями, позитивного восприятия культурных ценностей разных народов;

- выявить особенности поликультурной среды детской школы искусств, позволяющие осваивать культуру разных народов в многообразных формах учебной и внеучебной деятельности с участием детей, преподавателей, родителей;

- определить модели межличностного взаимодействия, отражающие особенности поликультурной среды детской школы искусств и характер совместной деятельности учащихся на личностном, деловом и социально-ролевом уровнях;

- построить обучение как последовательный процесс формирования мотивации к взаимодействию с представителями разных культур, реализации совместных действий и осмысления результатов творческой деятельности учащихся.

Задачи исследования:

1. Сформулировать рабочее определение понятия «умения межличностного взаимодействия» применительно к условиям поликультурной среды детской школы искусств.

2. Раскрыть особенности поликультурной среды детской школы искусств, способствующие развитию умений межличностного взаимодействия у подростков.

3. Выявить комплекс умений, обеспечивающий эффективное межличностное взаимодействие подростков в поликультурной среде детской школы искусств.

4. Разработать критерии развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств.

5. Определить этапы, задачи и соответствующие им методы развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств.

6. Проверить успешность разработанной методики в процессе опытно-поисковой работы.

Методологической основой исследования явились: личностно-деятельностный (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, СЛ.Рубинштейн) и средовой подходы в образовании (Ю.С.Мануйлов, С.В.Тарасов, И.Г.Шендрик, ВАЛсвин); концепция поликультурного образования и диалоговый подход к его реализации (В.С.Библер, О.В.Гукаленко, Г.Ж.Даутова, Л.А.Ибрагимова, Л.В.Колобова, ИЛ.Мурзина, Г.В.Палаткина, Е:А.Ходырева, А.Е.Шабалдас); психолого-педагогическое осмысление вопросов общения и межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса (Г.МАндреева, А.А.Бодалев, ЯЛ.Коломинский, Е.В.Коротаева, Б.Ф.Ломов, А.В.Мудрик, Б.Д.Парыгин); основы учения о психолого-педагогических особенностях подросткового возраста (Г.С.Абрамова, В.С.Мухина, Р.С.Немов, А.А.Реан, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин); теоретические положения социальной психологии о взаимодействии субъектов в больших и малых группах (Е.В.Андриенко, Е.П.Белинская, Е.М.Дубовская, Р.Л.Кричевский, А.В.Мудрик); теория дополнительного образования детей и научные идеи о специфике образовательного процесса в детской школе искусств (В.В.Абраухова, Л.А.Буровкина, Е.Б.Евладова, С.Н .Жданова, А.В.Золотарева, Б.В.Куприянов, М.О.Чеков).

В исследовании использовались следующие методы: теоретические - изучение, обобщение и анализ научной литературы по проблеме и теме исследования, сравнение, сопоставление, систематизация, синтез теоретических позиций, взглядов, оценок, моделирование; эмпирические - наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки, опытно-поисковая работа.

База исследования: Муниципальные учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 1» и «Детская школа искусств» поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области.

Основные этапы исследования. Настоящее исследование проводилось на программной основе в 3 этапа с 2008 по 2013 год:

Первый этап (2008-2009) - аналитико-исследователъский: на основе анализа научной литературы выявлено состояние исследуемой проблемы, уточнен терминологический аппарат работы, определены цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования, обобщен и осмыслен личный опыт реализации программ поликультурного образования в детской школе искусств.

Второй этап (2009-2012) - опытно-поисковый: разработана методика развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной

среде детской школы искусств, проведена опытно-поисковая работа по выявлению эффективности методики и проверке гипотезы исследования, осуществлена количественная и качественная обработка результатов поисковой работы.

Третий этап (2012-2013) - заключительно-обобщающий: систематизированы и обобщены результаты исследования, уточнены теоретические положения, сформулированы основные выводы, выработаны рекомендации по практической реализации методики развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Установлено, что особенности поликультурной среды детской школы искусств (направленность обучения на освоение художественной культуры своего и других народов, использование разнообразных форм совместной деятельности учащихся с культурными различиями, включенность в творческий процесс преподавателей, родителей и других членов семей учеников) способствуют возникновению многообразных взаимосвязей и взаимоотношений менаду представителями разных культур в микро-, мезо-, макросредах на личностном, деловом и социально-ролевом уровнях, что создает благоприятные условия для развития умений межличностного взаимодействия у подростков.

2. Выявлен комплекс умений, обеспечивающий эффективное межличностное взаимодействие подростков в поликультурной среде детской школы искусств, который включает: умения положительно воспринимать художественные ценности разных культур и позитивно относиться к партнерам, представляющим эти культуры (перцептивные), осознавать собственные культурные различия и осмысливать восприятие себя партнерами (рефлексивные), осуществлять с представителями разных культур обмен художественной информацией (коммуникативные) и реализовывать совместные скоординированные действия (интерактивные).

3. Разработана и проверена опытно-поисковым путем методика развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств, включающая три этапа: мотивационный, развивающий, рефлексивный. Задача мотивационного этапа - формирование интереса к общению с учащимися разных национальностей в процессе изучения культуры своего и других народов и развитие коммуникативных умений - решается с помощью метода поликультурного диалога, реализованного в разнообразных урочных и внеурочных формах (беседа, семинар, конференция, «круглый стол», «дискуссионный клуб», творческая встреча и др.). Задача развивающего этапа -развитие интерактивных и перцептивных умений межличностного взаимодействия у подростков в процессе практического освоения художественных образцов различных культур - решается с помощью включения учащихся в мобильные разнонациональные, разновозрастные творческие коллективы для выполнения конкретных художественных заданий в условиях парных, групповых, коллективных учебных занятий, сценических репетиций и концертных выступлений. Задача рефлексивного этапа - развитие рефлексивных умений межличностного взаимодействия у подростков в процессе осмысления результатов совместной творческой деятельности по освоению культуры своего и других народов - решается с помощью методов самоанализа и взаимооценки, реализо-

ванных в формах тематических уроков-дискуссий «мнение участников», «мнение коллег», «мнение критиков», «мнение зрителей и слушателей».

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Дано рабочее определение умений межличностного взаимодействия применительно к условиям поликультурной среды детской школы искусств - это освоенные учащимися способы выполнения действий, владение которыми обеспечивает положительное восприятие художественной культуры разных народов, установление толерантных отношений в многонациональном ученическом коллективе и достижение результативности совместной художественно-творческой деятельности по освоению культуры своего и других народов.

2. Определены характерные для поликультурной среды детской школы искусств модели межличностного взаимодействия: «дети-дети» (учебные ансамбли, занятия в художественных мастерских), «дети-родители» (семейные ансамбли), «дети-преподаватели» (учебные ансамбли, оркестры, хоры, творческие мастерские), «дети-родители-преподаватели» (концертные творческие коллективы, семейные клубы), реализующие все возможные формы взаимодействия (парные, групповые, коллективные) субъектов совместной деятельности в условиях учебных занятий, сценических репетиций и концертных выступлений.

3. Выявлены возможности использования в детской школе искусств различных моделей освоения поликультурных знаний: модульной (включение поликультурных знаний в виде мобильных модулей в содержание основных теоретических курсов), монопредметной (разработка элективных учебных курсов поликультурной тематики), комплексной (введение интегрированных курсов, представляющих национальные культуры в синтезе искусств), межпредметной (практическое освоение художественных образцов разных культур на творческих предметах в музыкальных и танцевальных классах, художественных мастерских), дополняющей (изучение образцов разных культур во внеучебной поисково-исследовательской и художественно-творческой деятельности).

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны практические рекомендации по применению методики развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств. Созданы дидактические материалы, обеспечивающие реализацию методики на музыкальном, хореографическом, изобразительном отделениях школы искусств (музыкальные хрестоматии и репертуарные сборники, включающие произведения разных культур; видеозаписи национальных танцев, подборки образцов национальной живописи, керамики, ремесел и т.д.). Составлены и систематизированы материалы внеучебных мероприятий, которые могут использоваться в различных учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (сценарии национальных праздников и фестивалей, программы конференций и дискуссионных клубов, материалы ученического лектория и т.д.). Разработаны критерии оценки развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств.

Достоверность результатов и обоснованность выводов настоящей работы обеспечена многоаспектной теоретико-методологической проработкой проблемы исследования; применением комплекса теоретических и эмпирических методов,

соответствующих объекту, предмету, задачам и логике исследования; проведением масштабной опытно-поисковой работы в условиях реальной педагогической деятельности, количественным и качественным анализом ее результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности поликультурной среды детской школы искусств (направленность обучения на освоение художественной культуры своего и других народов, использование разнообразных форм совместной деятельности учащихся с культурными различиями, включенность в творческий процесс преподавателей, родителей и других членов семей учеников) способствуют возникновению многообразных взаимосвязей и взаимоотношений между представителями разных культур в микро-, мезо-, макросредах на личностном, деловом и социально-ролевом уровнях, что создает благоприятные условия для развития умений межличностного взаимодействия у подростков.

2. Комплекс умений, обеспечивающий эффективное межличностное взаимодействие подростков в поликультурной среде детской школы искусств, включает: умения положительно воспринимать художественные ценности разных культур и позитивно относиться к партнерам, представляющим эти культуры (перцептивные); осознавать собственные культурные различия и осмысливать восприятие себя партнерами (рефлексивные); осуществлять с представителями разных культур обмен художественной информацией (коммуникативные) и реа-лизовывать совместные скоординированные действия (интерактивные).

3. Методика развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде школы искусств включает три этапа: мотивацион-ный, задачей которого является формирование интереса к общению с учащимися разных национальностей в процессе изучения культуры своего и других народов и развитие коммуникативных умений; развивающий, задачей которого является развитие интерактивных и перцептивных умений межличностного взаимодействия в процессе практического освоения художественных образцов различных культур; рефлексивный, задачей которого является развитие рефлексивных умений межличностного взаимодействия в процессе осмысления результатов совместной творческой деятельности по освоению культуры своего и других народов.

4. Критериями эффективности развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств являются: мотивационный (интерес к другим культурам и их носителям); когнитивный (позитивное восприятие знаний и художественных ценностей разных культур, инициатива и самостоятельность в их освоении); коммуникативный (лояльность в общении с представителями других культур, корректность использования вербальных и невербальных средств); деятельностный (согласованность намерений и скоординированность совместных действий с представителями разных культур).

Апробация результатов исследования осуществлялась в естественных условиях учебного процесса муниципальных учреждений дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 1» и «Детская школа искусств» поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской обласги. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на научных и научно-практических конференциях в Челябинске (2011, 2012), Кургане (2011),

Шадринске (2011), Тамбове (2012, 2013), Чебоксарах (2012), опубликованы в научных сборниках и журналах (Екатеринбург 2012; Челябинск 2010,2011,2012), в том числе включенных в реестр ВАК РФ (Горно-Алтайск 2012, 2013; Челябинск 2013). Результаты исследования внедрены в практику учебной работы детской школы искусств № 1 и детской школы искусств поселка Октябрьский Копейско-го городского округа Челябинской области, используются в процессе повышения квалификации преподавателей детских школ искусств Челябинской области, а также при прохождении педагогической практики студентов ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского».

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются этапы исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств» анализируется содержание и структура межличностного взаимодействия, раскрываются особенности поликультурной среды детской школы искусств, дается рабочее определение умений межличностного взаимодействия применительно к поликультурной среде школы искусств и выявляется комплекс необходимых для подростков умений, характеризуются психолого-педагогические особенности подросткового возраста, обосновывается содержание и структура методики развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств.

В педагогических исследованиях межличностное взаимодействие трактуется как личный контакт субъектов учебно-воспитательного процесса (педагога и учащегося или учащихся между собой), имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок, и являющийся необходимым условием развития личности ребенка. Ученые часто рассматривают межличностное взаимодействие в связи с категорией «общение», либо отождествляя эти понятия (А.А.Бодалев, Н.С.Дежникова, А.В.Мудрик), либо представляя взаимодействие как интерактивную сторону общения (Г.М.Андреева). Ряд исследователей дифференцируют эти понятия, считая общение специфической формой взаимодействия и его важнейшим компонентом (ЯЛ.Коломинский, Е.В.Коротаева, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Н.Н.Обозов и др.).

В структуре межличностного взаимодействия и общения большинство ученых выделяет три компонента: коммуникативный, интерактивный и перцептивный (Г.М.Андреева, А.А.Бодштев, А.АЛеонтьев, Б.Ф.Ломов, Б.Д.Парыгин и др.). Коммуникативный компонент обеспечивает обмен информацией между общающимися индивидами; интерактивный - организацию их взаимодействия, то есть обмен не только знаниями, идеями, но и действиями; перцептивный реализует процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установление на

этой основе взаимопонимания. Обратную связь в процессах взаимодействия обеспечивает рефлексия, благодаря которой осуществляется взаимное отражение участников взаимодействия и формируется стратегия поведения субъектов.

Межличностное взаимодействие в поликультурной образовательной среде опосредовано культурными особенностями субъектов, которые оказывают влияние на стиль их общения и поведения, организацию совместных действий и восприятие друг друга. Ученые утверждают, что для эффективного взаимодействия партнеры должны позитивно относиться к культурным различиям друг друга, иметь представление о культуре своего и других народов, учитывать национальные особенности психологии, характера, темперамента, социальной перцепции (О.В. Гукаленко, Г.Ж.Даутова, Г.Д.Дмитриев, И.Я.Мурзина, Г.ВЛалаткина).

В структуре поликультурной образовательной среды ученые выделяют четыре компонента: когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоционально-коммуникативный, поведенческо-деятельностный (Е.М.Карпова). Когнитивный компонент реализует направленность образования на освоение образцов мировой и национальных культур; ценностно-мотивационный предполагает формирование ценностного отношения к различным культурам и мотивации к взаимодействию с их носителями; эмоционально-коммуникативный подразумевает развитие способности к идентификации, эмпатии, толерантности, рефлексии; поведенческо-деятельностный реализует взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной культурной идентичности.

В поликультурной среде детской школы искусств могут быть использованы все известные в практике модели освоения поликультурных знаний: модульная, монопредметная, комплексная, межпредметная, дополняющая (В.В.Колпачев). Модульная модель реализуется посредством введения в основные теоретические курсы, такие как «Музыкальная литература», «История хореографии», «История изобразительного искусства» мобильных модулей, содержащих поликультурные знания: «Музыка народов мира», «Танцы народов мира», «Национальные художественные школы» и т.д. Монопредметная модель предполагает разработку элективных курсов национально-региональной тематики: «Народные промыслы Урала», «Композиторские школы Урала», «Танцы народов Урала». Комплексная модель предусматривает введение интегрированных курсов, где культура разных народов изучается во взаимосвязи искусств. Примером могут служить курсы «Театр народного танца», «Фольклорные праздники народов Урала», где присутствуют живописные декорации, костюмы, музыка, танец. Межпредметная модель реализуется на практических предметах - в музыкальных и танцевальных классах, художественных мастерских, где учащиеся исполняют русские, украинские, немецкие, татарские, башкирские и многие другие танцы, изучают музыкальные произведения национальных композиторов, осваивают технику живописи на примере творчества художников, представляющих разные культуры. Дополняющая модель реализуется во внеучебной деятельности, когда учащиеся самостоятельно изучают образцы национальных культур, осуществляют сбор информации о предметах культуры разных народов, готовят доклады и выступления, сопровождают их творческими показами изделий живописи, ткачества, ремесел, исполнением музыкальных произведений, танцев и пр.

Формы освоения образцов художественной культуры разных народов в детской школе искусств весьма разнообразны и включают: коллективное творчество (репетиции оркестра, хора, танцевальных коллективов), групповые занятия (репетиции музыкальных и танцевальных ансамблей, занятия в классе изобразительного искусства), парные (камерно-вокальное и камерно-инструментальное исполнительство, парные танцы), индивидуальные (занятия в классе музыкального инструмента, вокала, отработка танцевальных партий). Во многих формах совместной деятельности принимают участие не только учащиеся, но и преподаватели, а также родители учеников и другие члены их семей, что особенно распространено во внеучебной концертно-просветительской деятельности школы.

Наиболее характерными для поликультурной среды детской школы искусств являются следующие модели межличностного взаимодействия: «дети-дети», «дети-родители», «дети-преподаватели», «дети-родители-преподаватели». Модель «дети-дети» связана с совместным творчеством учащихся и реализуется в процессе занятий в музыкальных и танцевальных ансамблях, художественных мастерских. Модель «дети-родители» возникает при организации семейных творческих коллективов, где, например, дети играют на музыкальных инструментах, а родители поют или читают стихи, либо те и другие вместе изготавливают национальные костюмы, аксессуары и пр. Модель «дети-преподаватели» образуется при совместном участии учеников и преподавателей в музыкальных и танцевальных ансамблях, оркестрах, хорах, художественных мастерских, что весьма распространено в школах искусств. Модель «дети-родители-преподаватели» может быть представлена концертными коллективами, в которых участвуют дети, их родители и преподаватели (например, шумовой оркестр), а также заседаниями семейных клубов, где выступают учащиеся разных отделений школы (музыканты, танцоры, художники) вместе со своими преподавателями и членами семей.

Все модели с участием детей и преподавателей реализуются как в учебной, так и во внеучебной деятельности, модели с участием родителей - преимущественно в условиях внеучебной работы. Наибольшей вариативностью состава, мобильностью организации и разнообразием межличностных отношений отличается модель «дети-дети». Три другие модели менее подвижны как по составу, так и по внутренней структуре, в них преобладают несимметричные отношения, но включение учащихся в такие коллективы, безусловно, полезно, так как позволяет варьировать их статусное положение, способы общения с партнерами, средства согласования совместных действий.

Важной особенностью поликультурной среды детской школы искусств является публичное представление результатов учебной деятельности на творческих конкурсах, смотрах, выставках, национальных фестивалях искусств, которые имеют разный масштаб и предполагают разные формы взаимодействия участников (внутригрупповые, межотделенческие, внутришкольные, межучре-ждснческие и т.д.). В данных мероприятиях, как правило, участвуют не только дети, но и преподаватели, родители и другие члены семей учеников, а также социально-культурное окружение, являющееся «потребителем» творческих услуг. Благодаря этому образуется несколько взаимосвязанных социальных сред, где

происходит взаимодействие субъектов творческой деятельности на разных уровнях: личностном, деловом, социально-ролевом. Личностный уровень взаимодействия, как правило, возникает в микросреде, где участвует ближайшее окружение ребенка: одноклассники, партнеры по совместной деятельности в парах или малых группах, преподаватели-наставники, родители. Деловой уровень чаще всего характеризует общение в мезосреде, где присутствуют преподаватели и учащиеся других классов, являющиеся партнерами по коллективной творческой деятельности общешкольного масштаба. Социально-ролевой уровень взаимодействия возникает, как правило, в макросреде, где ребенок ситуативно взаимодействует с социальным окружением: зрителями, слушателями, социальными партнерами и т.д. Общение учащихся на разных уровнях позволяет варьировать стили взаимоотношений, способы и средства коммуникации, что создает условия для развития умений межличностного взаимодействия у партнеров.

В структуре поликультурной среды детской школы искусств когнитивный, мотивационный, эмоционально-коммуникативный компоненты интегрируются на основе творческо-деятельностного компонента: в процессе освоения продуктов художественной культуры разных народов у учащихся формируется система знаний об этих культурах (когнитивный компонент), развивается мотивация к дальнейшему изучению этих культур и взаимодействию с их носителями (мотивационный компонент), проявляются разнообразные эмоции и чувства, формируется положительное отношение к разным художественным культурам (эмоциональный компонент), устанавливаются межличностные связи и отношения в многонациональном ученическом коллективе (коммуникативный компонент).

Для реализации эффективного межличностного взаимодействия в поликультурной среде школы искусств учащимся необходимо обладать определенными умениями, что наиболее актуально для подростков, так как они отличаются эмоциональной неуравновешенностью, категоричностью суждений, зачастую недоброжелательно относятся к представителям других культур и неадекватно воспринимают ценности художественной культуры других народов. Анализ научной литературы и обобщение собственного педагогического опыта позволили нам выделить комплекс умений, обеспечивающий эффективное межличностное взаимодействие подростков в поликультурной среде детской школы искусств. Он включает: умения положительно воспринимать художественные ценности разных культур и позитивно относиться к партнерам, представляющим эти культуры (перцептивные); осознавать собственные культурные различия и осмысливать восприятие себя партнерами (рефлексивные); осуществлять с представителями разных культур обмен художественной информацией (коммуникативные) и реализовывать совместные скоординированные действия (интерактивные).

В обосновании методики развития данных умений мы опираемся на диалоговый и средовой методологические подходы. Первый реализует идею диалога культур в содержании поликультурного образования и идею диалогового взаимодействия носителей культур в процессе его освоения (В.С.Библер, М.С.Каган, Д.СЛихачев, Э.С.Маркарян). Второй предполагает обучение посредством особой образовательной среды, которая направлена на самоорганизацию и саморазвитие учащихся и позволяет стимулировать механизмы внутренней активности

обучаемых в их взаимодействиях со средой и с субъектами совместной деятельности (Ю.С.Мануйлов, С.В.Тарасов, И.Г'.Шендрик, В.А.Ясвин).

Методика развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде школы искусств включает три этапа: мотивационный, развивающий, рефлексивный. На первом этапе решается задача формирования интереса к общению с учащимися разных национальностей в процессе изучения культуры своего и других народов и развития коммуникативных умений, для чего используется метод поликультурного диалога. Он предполагает организацию «общения с культурами» посредством посещения подростками театров, концертов, фестивалей, национальных праздников, музеев, выставок, встреч с интересными людьми, самостоятельного изучения образцов различных культур и т.д. с целью «присвоения» учениками духовных ценностей, и организацию последующего коллективного обсуждения полученной информации (беседы, дискуссии, конференции и др.) с целью выражения личного отношения ребенка к «присвоенным» духовным ценностям. При этом главным принципом «общения с культурой» является аутентичность, заключающаяся в достоверности передачи культурной информации и подлинности образцов культуры. На данном этапе в межличностном взаимодействии преобладает обмен информацией.

На втором этапе решается задача развития перцептивных и интерактивных умений межличностного взаимодействия у подростков в процессе практического освоения художественных образцов различных культур, преобладает обмен действиями. Для этого используется метод включения учащихся в мобильные разнонациональные, разновозрастные творческие коллективы для выполнения конкретных художественных заданий. Так, для освоения музыкальных произведений национальных культур создаются вокальные или инструментальные ансамбли разных составов (дуэты, трио, квартеты и т.д.); для исполнения национальных танцев - танцевальные ансамбли юношей, девушек, а также ансамбли смешанных составов, в которых участвуют дети разных возрастов; для сценического оформления концертов, фестивалей, национальных праздников формируются мобильные группы учащихся отделения изобразительного искусства. В процессе работы в этих творческих коллективах у учащихся возникают определенные межличностные отношения, распределяются функции и роли, формируется статусное положение, складывается внутренняя социометрическая структура группы. Вариативность состава таких групп, мобильность их организации, обусловленная решением разнообразных художественных задач, порождает мобильность и разнообразие коммуникативных связей, устанавливающихся между участниками группы, дает возможность изменения социометрического статуса членов группы, регулирует характер и стиль межличностных отношений.

На третьем этапе решается задача развития рефлексивных умений межличностного взаимодействия у подростков в процессе осмысления результатов совместной творческой деятельности по освоению культуры своего и других народов, преобладает обмен мнениями, мыслями, идеями. Используются методы самоанализа и взаимооценки, реализованные в формах тематических уроков-дискуссий «мнение участников», «мнение коллег», «мнение критиков», «мнение зрителей и слушателей». Обозначенные ролевые позиции отражают

все возможные варианты объективных и субъективных, внешних и внутренних, доброжелательных и нейтральных, профессиональных и любительских оценок учебных и сценических ситуаций межличностного взаимодействия подростков и результативности их совместных действий. При вынесении оценки требуется ее аргументация и проведение предварительного анализа, в каждой роли могут выступать как ученики, так и преподаватели, участвующие в совместной деятельности. Способность вставать на разные позиции и оценивать собственные действия и действия партнеров с разных сторон дает возможность понять и осознать ошибки всех субъектов взаимодействия и на этой основе произвести коррекцию, как индивидуального, так и группового поведения.

Во второй главе «Опытно-поисковая работа по развитию умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде школы искусств» рассматриваются задачи, организация, содержание, особенности и результаты опытно-поисковой работы.

Опытно-поисковая работа проводилась на базе муниципальных учреждений дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 1», «Детская школа искусств» поселка Октябрьский Копейского городского округа Челябинской области в условиях естественного учебного процесса. Особенностью данных школ является многонациональный состав учащихся: около половины контингента составляют русские, другую половину образуют учащиеся разных национальностей, среди которых преобладают татары, башкиры, немцы, украинцы. Для обеспечения эффективного взаимодействия представителей разных национальностей в школах с 2009 года реализуется инновационная программа «Созвучие культур», предполагающая знакомство детей с художественными ценностями культуры своего и других народов. Каждый цикл программы рассчитан на один учебный год и посвящен конкретной культуре, представленной в национальном составе школы. За 4 года успешно проведены образовательные циклы, посвященные русской культуре «Русь моя светлая», татаро-башкирской культуре «Ляйсан», немецкой культуре «Эдельвейс», украинской культуре «Барвинок». Программа вызвала широкий общественный резонанс, была представлена международной общественной организацией «Добрые Дети Мира» на Первом международном национальном учредительном съезде в Кремлевском Дворце Съездов в Москве и получила признание российского педагогического сообщества.

Реализация программы «Созвучие культур» послужила базой для проведения опытно-поисковой работы в рамках настоящего исследования. В ней приняли участие 92 чел.: подростки 10-12 лет, обучающиеся на отделениях музыкального, хореографического, изобразительного искусства детской школы искусств № 1 Копейского городского округа (76 чел.) и преподаватели школы (16 чел.). В поисковую группу вошли 39 учащихся, в контрольную - 37.

Для диагностирования умений межличностного взаимодействия были определены четыре критерия (мотивационный, когнитивный, коммуникативный, дея-тельностный) и выделены три уровня: критический, допустимый, оптимальный. Критический уровень развития умений межличностного взаимодействия у подростка характеризуется тем, что он (1) не выражает интереса к другим культурам и их носителям; (2) негативно воспринимает знания и художественные ценности

разных культур, не проявляет инициативы и самостоятельности в их освоении; (3) в общении с представителями других культур не лоялен, часто допускает обидные высказывания и некорректное использование невербальных средств; (4) испытывает серьезные трудности в согласовании намерений и осуществлении скоординированных совместных действий с представителями разных культур.

Допустимый уровень характеризуется тем, что подросток (1) избирательно выражает интерес к отдельным культурам других народов и их носителям; (2) воспринимает знания и художественные ценности разных культур в целом позитивно, но не проявляет инициативы и самостоятельности в их освоении; (3) в общении с представителями других культур не всегда лоялен, периодически допускает некорректное использование вербальных и невербальных средств; (4) по инициативе партнеров и с помощью педагогов согласовывает намерения и осуществляет скоординированные совместные действия с носителями разных культур.

Оптимальный уровень характеризуется тем, что подросток (1) выражает интерес к культуре разных народов и к общению с их носителями; (2) позитивно воспринимает знания и художественные ценности разных культур, самостоятельно осуществляет поиск и освоение новой информации о культуре разных народов; (3) в общении с представителями других культур демонстрирует лояльность, корректно использует вербальные и невербальные средства; (4) самостоятельно согласовывает намерения, свободно и уверенно осуществляет скоординированные совместные действия с представителями разных культур.

Диагностика развития умений межличностного взаимодействия осуществлялась с помощью различных психолого-педагогических методик, адаптированных к подростковому возрасту и к условиям поликультурной среды школы искусств (методика определения индекса ценностно-мотивационного единства P.C. Немова, тестовые методики на оценку коммуникативных умений, тест «Оценка психологической атмосферы в коллективе» А.Ф.Фидлера, адаптированная шкала Дж. Рензулли-JI.B. Поповой, методика результативности учебно-творческой деятельности Л.Сватушко и др.), а также с помощью метода экспертной оценки. Для обработки эмпирических данных мы использовали вычисление средних значений оценок и их прироста, коэффициентов соответствия эталонных и фактических значений, определение относительной и абсолютной динамики развития умений межличностного взаимодействия, соотношение респондентов, находящихся на разных уровнях развития умений межличностного взаимодействия в начале и в конце опытно-поисковой работы.

Опытно-поисковая работа проводилась в течение трех лет с 2009 по 2012 гг. и подразделялась на три этапа: констатирующий, формирующий и итоговый. Перед началом поисковой работы были проведены опросы и анкетирование учащихся школы искусств № 1 и школы искусств поселка Октябрьский Копейского городского округа с целью выявления трудностей, испытываемых подростками в межличностном взаимодействии. Полученные данные свидетельствовали, что основные трудности связаны с недопониманием культурных различий, стремлением русских учащихся к превосходству, снисходительным отношением к носителям других культур, устойчивым представлением о низкой художественной ценности образцов этих культур.

Констатирующий этап проводился в сентябре 2009 года. Его задача состояла в установлении исходного уровня развития умений межличностного взаимодействия у подростков. Диагностика выявила существенное преобладание в обеих группах испытуемых критического (около 40%) и допустимого (более 40%) уровней, оптимальный уровень составил менее 20%. Наиболее низкие показатели были получены по когнитивному и деятельностному критериям, что свидетельствовало об отсутствии у учащихся знаний в области национальных культур и неумении организовывать совместные действия с их представителями.

Формирующий этап опытно-поисковой работы проводился в течение трех учебных годов (2009-2012 гг.) и предполагал введение в учебный процесс школы искусств разработанной методики развития умений межличностного взаимодействия. Для определения ее эффективности ежегодно проводилось по два диагностических среза в конце каждого полугодия. Реализация методики предусматривала три этапа: мотивационный, развивающий и рефлексивный.

На мотивационном этапе реализации методики преимущественно решалась задача формирования у подростков интереса к изучению культур разных народов и к общению с их представителями, обучающимися в классе. Знакомство с культурами было организовано в креативной и увлекательной форме. В школе был создан музей национальных культур, который сегодня насчитывает уже более 500 экспонатов (национальные костюмы, посуда, подлинные старинные книги, фотографии, музыкальные инструменты, предметы живописи, изделия ткачества, бисероплетения и т.д.). На базе музея учащиеся с большим интересом проводили поисковую и исследовательскую работу: осуществляли сбор информации об экспонатах, писали научные статьи, выступали с докладами на конференциях, самостоятельно проводили экскурсии для посетителей. Большой интерес вызывали у детей экскурсионные поездки в национальные культурные центры с посещением театров, музеев, библиотек, памятников истории и культуры, а также встречи с известными людьми - писателями, музыкантами, художниками, которые проводили для учащихся мастер-классы, лекции, концерты по поликультурной тематике. Полученная информация активно обсуждалась учащимися в разнообразных урочных и внеурочных формах: на семинарах, конференциях, диспутах, в работе дискуссионных клубов, на страницах общешкольной газеты «По секрету» и т.д. В процессе такого взаимодействия у подростков не только формировался интерес к другим культурам и народам, но и развивались коммуникативные умения, культура межнационального общения.

На развивающем этапе реализации методики решалась задача развития у подростков перцептивных и интерактивных умений межличностного взаимодействия, с этой целью были использованы модели взаимодействия «дети-дети», «дети-родители», «дети-преподаватели», «дети-родители-преподаватели». Для реализации модели «дети-дети» были образованы несколько учебных коллективов, состав которых периодически менялся: два инструментальных ансамбля из 2-3 человек, вокально-инструментальный ансамбль из 3 человек (вокальный дуэт и пианист-аккомпаниатор), танцевальный ансамбль из двух пар, два смешанных коллектива танцоров и музыкантов из 4 человек (двое музыкантов аккомпанируют танцевальному дуэту), мобильная творческая мастерская с участием танцо-

ров, музыкантов и художников (12-14 человек). Перед данными коллективами периодически ставились различные художественные задачи, связанные с подготовкой концертных номеров, их сценическим оформлением и исполнением на смотрах, конкурсах, фестивалях и пр. Произведения выбирались национальной тематики. Подготовка номеров осуществлялась как на учебных занятиях под руководством преподавателей, так и во внеучебное время в режиме самостоятельных занятий. Для реализации модели «дети-родители» были организованы несколько семейных творческих коллективов, в которых дети и члены их семей совместно подготавливали и исполняли концертные номера, включающие чтение стихов, пение песен, исполнение танцев, рассказы о национальных традициях, демонстрацию декоративно-прикладных изделий и пр. Модель «дети-преподаватели» реализовывалась посредством совместного участия учеников и преподавателей в музыкальных и танцевальных ансамблях, оркестрах, хорах, художественных мастерских; они также представляли продукты своего творчества на публичных концертно-просветительских мероприятиях школы. Модель «дети-родители-преподаватели» была представлена многонациональным музыкальным коллективом - шумовым оркестром народных инструментов, в котором играли учащиеся школы, их родители и преподаватели, а также заседаниями семейного клуба «Учак», где выступали преподаватели и учащиеся - музыканты, танцоры, художники и члены их семей.

На рефлексивном этапе реализации методики решалась задача развития рефлексивных умений межличностного взаимодейсгвия у подростков. Были сформированы несколько экспертных комиссий из преподавателей и участников поисковой группы, они посещали рабочие репетиции творческих коллективов, которые были созданы в ходе поисковой работы. Во время наблюдения за репетиционным процессом эксперты оценивали деятельность учащихся по предложенным вопросам и выставляли соответствующие баллы. Аналогичные экспертные листы были выданы самим участникам ансамблей для того, чтобы они смогли произвести самоанализ и вынести собственную оценку своим действиям, а также взаимно оценить действия своих партнеров. Состав ученических экспертных комиссий периодически менялся. Затем организовывались тематические дискуссии, где участники и эксперты должны были выступить и публично изложить свои мнения с аргументацией суждений. При этом эксперты занимали одну из трех позиций - коллег, критиков, зрителей (слушателей) и именно с этой позиции должны были оценить действия учеников. Цель дискуссии заключалась в том, чтобы подростки смогли посмотреть на свои действия со стороны, проанализировать все вынесенные оценки, суммировать все позиции наблюдения, осознать свои ошибки и впоследствии скорректировать поведение и способы общения. Кроме рефлексивных умений, в процессе дискуссий развивались коммуникативные умения, вырабатывался деловой ар|ументированный стиль общения с представителями разных культур, учитывающий их национальные особенности.

Данные контрольных срезов, проведенных на формирующем этапе опытно-поисковой работы, зафиксировали повышение качественных показателей по всем установленным критериям. Подростки значительно расширили свои знания в области национальных культур, стали проявлять к ним искренний интерес, от-

ношения в ученическом коллективе стали более теплыми и эмоционально окрашенными, что позволяло подросткам осуществлять продуктивное общение и результативные совместные действия с партнерами. Обработка данных показала существенное преобладание в поисковой группе учащихся с оптимальным уровнем развития умений межличностного взаимодействия (58 % против 32% в контрольной группе) и уменьшение количества учащихся с критическим уровнем (10% против 19% соответственно). Полученные данные позволили сделать предварительный прогноз об эффективности предложенной методики обучения.

Данный прогноз был подтвержден на итоговом этапе опытно-поисковой работы, в ходе которого большая часть учащихся поисковой группы достигла оптимального уровня развития умений межличностного взаимодействия (72%), в то время как в контрольной группе большинство учащихся осталось на допустимом уровне (53%). Положительная динамика в развитии умений межличностного взаимодействия значительно более ярко была выражена в поисковой группе и составила 33% против 20% в контрольной. Сравнительные данные констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение учащихся по уровням развития умений межличностного взаимодействия на констатирующем и итоговом этапах опытно-поисковой работы

Поисковая группа Контрольная группа

Уровни Констати- Итоговый Констати- Итоговый

рующий этап этап рующий этап этап

Критический 40% 2% 39% 12%

Допустимый 40% 26% 43% 53%

Оптимальный 20% 72% 18% 35%

Динамика 33% 20%

Таким образом, результаты опытно-поисковой работы подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать следующие выводы:

1. Умения межличностного взаимодействия подростков в поликультурной среде детской школы искусств понимаются в настоящем исследовании как освоенные учащимися способы выполнения действий, владение которыми обеспечивает положительное восприятие художественной культуры разных народов, установление толерантных отношений в многонациональном ученическом коллективе и достижение результативности совместной художественно-творческой деятельности по освоению культуры своего и других народов.

2. Особенности поликультурной среды детской школы искусств (направленность обучения на освоение художественной культуры своего и других народов, использование разнообразных форм совместной деятельности учащихся с культурными различиями, включенность в творческий процесс преподавателей, родителей и других членов семей учеников) способствуют возникновению многообразных взаимосвязей и взаимоотношений между представителями разных культур в микро-, мезо-, макросредах на личностном, деловом и социаль-

но-ролевом уровнях, что создает благоприятные условия для развития умений межличностного взаимодействия у подростков.

3. Комплекс умений, обеспечивающий эффективное межличностное взаимодействие подростков в поликультурной среде детской школы искусств, включает: умения положительно воспринимать художественные ценности разных культур и позитивно относиться к партнерам, представляющим эти культуры (перцептивные); осознавать собственные культурные различия и осмысливать восприятие себя партнерами (рефлексивные); осуществлять с представителями разных культур обмен художественной информацией (коммуникативные) и реа-лизовывать совместные скоординированные действия (интерактивные).

4. Критериями эффективности развитая умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств являются: мотивационный (интерес к другим культурам и их носителям); когнитивный (позитивное восприятие знаний и художественных ценностей разных культур, инициатива и самостоятельность в их освоении); коммуникативный (лояльность в общении с представителями других культур, корректность использования вербальных и невербальных средств); деятельностный (согласованность намерений и скоординировашгость совместных действий с представителями разных культур).

5. Методика развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств включает три этапа: мотивационный, развивающий, рефлексивный. Задача мотивационного этапа - фор-ми-рование интереса к общению с учащимися разных национальностей в процессе изучения культуры своего и других народов и развитие коммуникативных умений - решается с помощью метода поликультурного диалога, реализованного в разнообразных урочных и внеурочных формах (беседа, семинар, конференция, «круглый стол», «дискуссионный клуб», творческая встреча и др.). Задача развивающего этапа - развитие интерактивных и перцептивных умений межличностного взаимодействия у подростков в процессе практического освоения художественных образцов различных культур - решается с помощью включения учащихся в мобильные разнонациональные, разновозрастные творческие коллективы для выполнения конкретных художественных заданий в условиях парных, групповых, коллективных учебных занятий, сценических репетиций и концертных выступлений. Задача рефлексивного этапа - развитие рефлексивных умений межличностного взаимодействия у подростков в процессе осмысления результатов совместной творческой деятельности по освоению культуры своего и других народов - решается с помощью методов самоанализа и взаимооценки, реализованных в формах тематических уроков-дискуссий «мнение участников», «мнение коллег», «мнение критиков», «мнение зрителей и слушателей».

6. Сопоставление результатов, полученных в поисковой и контрольной группах на констатирующем и итоговом этапах опытно-поисковой работы, свидетельствует об эффективности разработанной методики.

Перспективы исследования связаны с обоснованием методов развития умений межличностного взаимодействия у учащихся других возрастных категорий в поликультурной среде различных учреждений дополнительного художественного образования.

Основные положепия диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК МОиНРФ:

1. Маргарян, Л.И. Поликультурная образовательная среда детской школы искусств: особенности содержания и структуры / Л.И.Маргарян // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6 (37). - С. 304-306. (0,4 п.л.).

2. Маргарян, Л.И. Возможности поликультурной среды детской школы искусств в развитии умений межличностного взаимодействия у подростков / Л.И.Маргарян // Вестник Юж.-Урал. гос. ун-та. - 2013. - № 1. - Т. 5. - С. 76-83. - (Серия «Образование. Педагогические науки»). (0,6 п.л.).

3. Маргарян, Л.И. Методика развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств / Л.И.Маргарян, Е.Р.Сизова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1 (38). -160-162 с. (0,5/0,3 п.л.).

Научные статьи в других изданиях:

4. Маргарян, Л.И. Межнациональная культура и образование / Л.И.Маргарян // Музыкальное искусство Урала в контексте национальных традиций и диалога культур: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф., Челябинск, 17 нояб. 2010 г. / Юж.-Урал. гос. ин-т искусств им. П.И.Чайковского. - Челябинск, 2011. -С.161-163. (0,2 п.л.).

5. Маргарян, Л.И. Национальные традиции и диалог культур как подсистема целостного образовательного пространства МУ ДОД «Детская школа искусств № 1» Копейского городского округа / Л.И.Маргарян // Сборник материалов регионального педагогического арт-форума преподавателей образовательных учреждений сферы культуры и искусства Курганской области, Курган, 26 окт. 2011 г. / ГКОУ ДПО «Учебно-методический центр по художественному образованию». - Курган, 2011. - С. 7-10. (0,3 п.л.).

6. Маргарян, Л.И. Потенциал полиэтнической среды школы дополнительного образования детей / Л.И.Маргарян // Проблемы непрерывного профессионального образования в XXI веке: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / Междунар. акад. наук пед. образования; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск: Изд-во ОГПУ «Шадринский Дом Печати», 2011. - С. 270-274. (0,3 п.л.).

7. Маргарян, Л.И. Поликультурная образовательная среда в детской школе искусств / Л.И.Маргарян // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., Тамбов, 28 сент. 2012 г. -В 14 ч. / М-во обр. и науки РФ. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. - Ч. 7. - С. 102-106. (0,4 п.л.).

8. Маргарян, Л.И. Возможности детской школы искусств в реализации поликультурного образования / Л.И.Маргарян // Актуальные проблемы современного музыкального и художественного образования детей и юношества: межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т; Тюмен. гос. акад. культуры, искусств и социал. технологий. - Екатеринбург; Тюмень, 2012. - С. 48-54. (0,3 пл.).

9. Маргарян, Л.И. Полиэтническая образовательная среда как явление современного общества / Л.И.Маргарян // Искусствознание: теория, история, практика : науч.-практ. журнал. - №3 (04). - Челябинск: Юж.-Урал. гос. ин-т искусств им. П.И.Чайковского, 2012. - С. 80-85. (0,4 п.л.).

Ю.Маргарян, Л.И. О реализации поликультурного образования в детской школе искусств / Л.И.Маргарян // Художественная культура Южного Урала: традиции и преемственность: сб. тез. и материалов регион, науч.-практ. конф., Челябинск, 7-8 нояб. 2012 г. / Юж.-Урал. гос. ин-т искусств им. П.И.Чайковского. - Челябинск, 2012. - С. 150-155. (0,3 п.л.).

11.Маргарян, Л.И. Особенности построения поликультурной образовательной среды в детской школе искусств / Л.И.Маргарян // Культура и искусство: традиции и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 12 дек. 2012 г. / Чуваш, гос. ин-т культуры и искусств. - Чебоксары, 2012.-С. 32-36.(0,3 п.л.).

12.Маргарян, Л.И. Межкультурное взаимодействие в контексте ноликуль-турного образования / Л.И.Маргарян // Проблемы непрерывного образования в XXI веке: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Шадринск / Междунар. акад. наук пед. образования; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск: Каргапольский филиал ОГПУ «Шадринский Дом Печати», 2012. - С. 150-156. (0,3 п.л.).

13.Маргарян, Л.И. Социальные аспекты межличностного взаимодействия учащихся детской школы искусств / Л.И.Маргарян // Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Прага, 5-6 февр. 2013 г. - Прага: Vedecko vy-davatelski centram "Sociosfe'ra-CZ", 2013. - С. 144-147. (0,3 п.л.).

14.Маргарян, Л.И. Особенности межличностного взаимодействия учащихся детской школы искусств в процессе совместной творческой деятельности / Л.И.Маргарян // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., Тамбов, 31 янв. 2013 г. - В 13 ч. / М-во обр. и науки РФ. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - Ч. 13. - С. 96-98. (0,3 п.л.).

Учебно-методические издания:

15.Маргарян, Л.И. Концепция развитая воспитательной системы / Л.И.Маргарян, Е.Г.Скрябина // Сборник программ по итогам областного смотра-конкурса на лучшую воспитательную программу в учреждении дополнительного художественного образования / М-во культуры Челяб. обл.; ГОУ ДПО «Учеб.-метод. центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства Челяб. обл. - Челябинск, 2010. - С. 186-232. (2,2/1,5 п.л.).

16.Маргарян, Л.И. Внутришкольная программа «Дельфи» (социальное партнёрство) / Л.И.Маргарян // Основные направления концепции развития воспитательной системы МУ ДОД «ДШИ №1» Копейского городского округа на основе взаимодействия внутришкольных программ: сборник материалов обл. семинара / М-во культуры Челяб. обл.; ГОУ ДПО «Учеб.-метод. центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства Челяб. Обл». - Челябинск, 2011. - С.64-80. (0,8 п.л.).

Подписано в печать 19.04.2013. Формат 60x84/16 Уч. изд. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ 132

Отпечатано в типографии Уральского государственного университета физической культуры. 454091, Челябинск, ул. Российская, 258. Тел. (351) 237-48-06, факс (351) 237-05-76.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Маргарян, Лариса Ивановна, Челябинск

ГБОУ ВПО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (художественное образование и эстетическое воспитание; уровень дополнительного образования)

имени. П.И. ЧАЙКОВСКОГО»

На правах рукописи

04201358369

Маргарян Лариса Ивановна

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор

Сизова Е.Р.

Челябинск -2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................ 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств 18

§ 1.1. Межличностное взаимодействие как предмет психолого-педагогического исследования. Особенности межличностного

взаимодействия подростков.............................................. 18

§ 1.2. Поликультурная образовательная среда как

педагогический феномен................................................ 43

§ 1.3. Особенности развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской

школы искусств............................................................ 63

Выводы по первой главе......................................................... 87

Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств 91

§2.1. Задачи, условия, организация, диагностические методики

опытно-поисковой работы............................................... 91

§ 2.2. Методика развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской

школы искусств........................................................... 114

§ 2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы................. 136

Выводы по второй главе......................................................... 167

Заключение......................................................................... 171

Библиографический список..................................................... 174

Приложения...................................................................... 200

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном обществе развивающаяся личность ребенка сталкивается с многочисленными психологическими проблемами, связанными с необходимостью интегрироваться в социально-культурную среду, находить пути и способы взаимодействия со сверстниками и социальным окружением. Эти проблемы многократно усиливаются в поликультурной среде, которая сегодня характеризует большую часть многонациональных регионов России и значительную часть российских школ. Необходимость преодоления обозначенных проблем требует организации специальной подготовки школьников, направленной на развитие умений межличностного взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды.

Поликультурная образовательная среда понимается учеными как совокупность культурных, духовных и материальных условий существования и деятельности субъектов педагогического процесса, в которых находят отражение культурное многообразие общества и характер отношений между учителями, учащимися, их родителями, представляющими различные этнические и другие социальные группы: языковые, конфессиональные, возрастные, тендерные и т.п. (В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова).

Особенности поликультурной среды детской школы искусств обусловливаются не только присутствием в ней носителей разных культур, но, прежде всего, направленностью учебного процесса на освоение художественной культуры своего и других народов путем организации совместной творческой деятельности (музыкальной, хореографической, изобразительной) учащихся с культурными различиями, в которую также могут быть включены преподаватели, родители и другие члены семей учеников. При этом взаимодействие субъектов творчества осуществляется

как в условиях учебных занятий, так и сценических репетиций, концертных выступлений, а также в сфере внеучебного общения и культурно-просветительской деятельности школы.

Ученые подчеркивают, что образовательная среда в школах искусств характеризуется тесным содружеством педагога, воспитанника и семьи, демократическим стилем общения субъектов образовательного процесса, сочетанием различных видов и форм деятельности, разновозрастным и полипрофессиональным характером занятий (Л.Н.Буйлова, Л.А.Буровкина, Б.В.Куприянов, Л.В.Степанова и др.). Это создает благоприятные условия для организации межличностного взаимодействия представителей разных культур и располагает к установлению толерантных отношений в ученическом коллективе. Однако практика показывает, что традиционные приоритеты в обучении детей в школах искусств связаны не с расширением межличностного взаимодействия носителей разных культур, а с совершенствованием исполнительского мастерства учащихся в избранном виде искусства и стремлением к личным творческим достижениям. В силу этого имеющиеся в поликультурной среде детской школы искусств условия не в полной мере используются для развития умений межличностного взаимодействия учащихся.

Проблемы взаимодействия учащихся в поликультурной среде активно разрабатываются в рамках концепции поликультурного образования (О.В.Аракелян, О.В.Гукаленко, Г.Ж.Даутова, А.Н.Джуринский, Л.В.Колобова, И.Я.Мурзина, Л.Л.Супрунова, Е.А.Ходырева, А.Е.Шабалдас). Ученые подчеркивают, что целью поликультурного образования является подготовка нового поколения к жизни в открытом многонациональном обществе, готового к активной созидательной деятельности на основе взаимопонимания и взаимодействия с носителями других культур. Для этого необходимо приобщение учащихся к культуре своего и других народов, воспитание толерантности к представителям разных культур, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с ними.

Надо признать, что идеи поликультурного образования сегодня разрабатываются, главным образом, по отношению к общему и профессиональному образованию и практически не затрагивают обучение в детских школах искусств. В отдельных работах поднимаются локальные проблемы этнокультурного воспитания учащихся школ искусств (Л.Г.Зенкова) и кросс-культурной грамотности (П.А.Копылов), но они не связаны с развитием умений межличностного взаимодействия у учащихся.

Теоретические основы межличностного взаимодействия учащихся глубоко исследованы в психологии и педагогике. Учеными установлена взаимосвязь взаимодействия и общения (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), определена трехкомпонентная структура этих процессов, включающая коммуникацию, перцепцию и интеракцию (Г.М.Андреева, Я.Л.Коломинский, Б.Ф.Ломов, Б.Д.Парыгин и др.), раскрыто значение взаимодействия как важного фактора личностного развития учащихся (А.А.Бодалев, В.В.Давыдов, В.Н.Мясищев, Н.Н.Обозов, Д.Б.Эльконин и др.). В социальной психологии и педагогике изучены особенности взаимодействия детей в малых и больших социальных группах, представлены методы формирования социометрической структуры группы, выявлены позитивные и негативные стратегии группового взаимодействия, охарактеризованы особенности взаимодействия на социально-ролевом, деловом и личностном уровнях (В.Г.Бочарова, Е.М.Дубовская, Е.В.Коротаева, Р.Л.Кричевский, А.В.Мудрик). Однако эти исследования не взаимосвязаны с идеями поликультурного образования и не учитывают специфику образовательного процесса в детских школах искусств.

Важным периодом в формировании умений межличностного взаимодействия является подростковый возраст, когда общение становится ведущей деятельностью, активизируются процессы социальной перцепции и рефлексии, в поведении явно проявляется стремление к групповым формам жизнедеятельности (А.С.Белкин, Л.И.Божович, А.В.Мудрик, А.А.Реан,

Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Ученые отмечают, что в этот период также происходит формирование рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам (Г.М.Гогиберидзе), осознание культурных различий, в связи с чем в ученической среде нередко возникает недопонимание. Известно, что к представителям недоминантной культуры подростки зачастую относятся с высокомерием, предубеждением, недоброжелательностью, что создает в коллективе некомфортную, напряженную атмосферу (О.В.Аракелян, З.А.Мавлютова, Л.С.Майковская и др.).

Отмеченные тенденции проявляются и в детских школах искусств, где многие подростки негативно, пренебрежительно, как бы «свысока» воспринимают культурные ценности других народов, считая их менее значимыми, чем культура титульного русского этноса. Представители других народов, в свою очередь, обнаруживают незнание национальной культуры и традиций своего народа, нередко испытывают неловкость и даже стыд за принадлежность к нерусской культуре, ощущают комплекс неполноценности. Все это экстраполируется на сферу межличностных отношений, и в ученической среде порой возникают конфликты на почве недопонимания культурных различий. В сложившихся условиях необходимо целенаправленное развитие у подростков умений межличностного взаимодействия в поликультурной среде детской школы искусств.

Следует отметить, что при тщательной и глубокой разработанности проблем межличностного взаимодействия в общей, социальной и возрастной психологии и педагогике, в педагогике художественного образования данная проблематика исследована недостаточно. В научных трудах, посвященных обучению в детских школах искусств, основное внимание уделяется проблемам развития творческих способностей, умений, навыков, личностных качеств учащихся, необходимых для реализации различных видов художественной деятельности (Е.В.Абакумова, В.И.Антонова, В.Н.Банников, С.Б.Михайлова, Л.И.Разуткина, Т.Н.Цепляева и др.). Вопросы общения и

межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса рассматриваются опосредовано, чаще всего в контексте узкоспециальной подготовки и направлены на поиск эффективных средств общения педагога и ученика для воплощения художественных замыслов в исполнительской деятельности или решения текущих учебно-творческих задач (А.И.Лагутин, Б.Милич, О.А.Шишова, А.П.Щапов). Как правило, эти работы не связаны с проблемами поликультурного образования.

В педагогике творчества проблемы взаимодействия обычно исследуются в связи с художественной коммуникацией, то есть процессом передачи содержания художественного произведения от его создателя к зрителям и слушателям через опосредованное «общение» с ними (Д.К.Кирнарская, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Н.Г.Тагильцева, А.Н.Якупов и др.). При этом основное внимание уделяется организации информационного обмена в системе «творец-исполнитель-слушатель (зритель)», а целью становится. достоверность передачи авторского замысла. Значение взаимодействия как фактора развития творческой личности и условия межкультурной коммуникации несколько недооценивается.

Отдельные научные работы затрагивают вопросы межличностного взаимодействия учащихся, учащихся и преподавателей в процессе музыкальной (И.Ю.Иванкина, С.О.Мильтонян, А.В.Моздыков, Н.В.Петров, П.А.Хазанов), музыкально-театральной (З.А.Гаврилова, Е.Г.Савина), хореографической (М.Н.Юрьева), изобразительной деятельности (С.И.Земляная). Однако указанные исследования касаются либо детей младшего школьного возраста либо студентов вузов и колледжей и не связаны с поликультурным контекстом. Проблема развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств до настоящего времени не становилась предметом специального исследования, и методика развития этих умений на сегодняшний день не разработана.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что объективно существуют противоречия:

- социально-педагогического характера - между значимостью культуры межличностного взаимодействия в жизни человека и недостаточным уровнем ее развития у подростков в поликультурной среде детской школы искусств;

- научно-педагогического характера - между разработанностью теоретических основ межличностного взаимодействия в общей, социальной и возрастной психологии и педагогике, и недостатком подобных научных исследований в педагогике дополнительного художественного образования;

- научно-методического характера — между наличием в поликультурной среде детской школы искусств условий для развития умений межличностного взаимодействия у подростков, и недостаточной их реализацией ввиду отсутствия соответствующего научно-методического обеспечения.

Данные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая формулируется следующим образом: каковы теоретико-методические основы обучения, обеспечивающие развитие умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств?

Проблема исследования обусловила выбор темы: «Развитие умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств».

Цель исследования: научное обоснование, разработка и проверка опытно-поисковым путем методики развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств.

Объект исследования: образовательный процесс в условиях поликультурной среды детской школы искусств.

Предмет исследования: методика развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств.

Гипотеза исследования: развитие умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств будет более эффективным, если:

- рассматривать эти умения как средство установления толерантных отношений в многонациональном ученическом коллективе, достижения результативности совместной творческой деятельности подростков с культурными различиями, позитивного восприятия культурных ценностей разных народов;

- выявить особенности поликультурной среды детской школы искусств, позволяющие осваивать культуру разных народов в многообразных формах учебной и внеучебной деятельности с участием детей, преподавателей, родителей;

- определить модели межличностного взаимодействия, отражающие особенности поликультурной среды детской школы искусств и характер совместной деятельности учащихся на личностном, деловом и социально-ролевом уровнях;

- построить обучение как последовательный процесс формирования мотивации к взаимодействию с представителями разных культур, реализации совместных действий и осмысления результатов творческой деятельности учащихся.

Задачи исследования:

1. Сформулировать рабочее определение понятия «умения межличностного взаимодействия» применительно к условиям поликультурной среды детской школы искусств.

2. Раскрыть особенности поликультурной среды детской школы искусств, способствующие развитию умений межличностного взаимодействия у подростков.

3. Выявить комплекс умений, обеспечивающий эффективное межличностное взаимодействие подростков в поликультурной среде детской школы искусств.

4. Разработать критерии развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств.

5. Определить этапы, задачи и соответствующие им методы развития умений межличностного взаимодействия у подростков в поликультурной среде детской школы искусств.

6. Проверить успешность разработанной методики в процессе опытно-поисковой работы.

Методологической основой исследования явились: личностно-деятельностный (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) и средовой подходы в образовании (Ю.С.Мануйлов, С.В.Тарасов, И.Г.Шендрик, В.А.Ясвин); концепция поликультурного образования и диалоговый подход к его реализации (В.С.Библер, О.В.Гукаленко, Г.Ж.Даутова, Л.А.Ибрагимова, Л.В.Колобова, И.Я.Мурзина, Г.В.Палаткина, Е.А.Ходырева, А.Е.Шабалдас); психолого-педагогическое осмысление вопросов общения и межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, Е.В.Коротаева, Б.Ф.Ломов, А.В.Мудрик, Б.Д.Парыгин); основы учения о психолого-педагогических особенностях подросткового возраста (Г.С.Абрамова, В.С.Мухина, Р.С.Немов, А.А.Реан, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин); теоретические положения социальной психологии о взаимодействии субъектов в больших и малых группах (Е.В.Андриенко, Е.П.Белинская, Е.М.Дубовская, Р.Л.Кричевский, А.В.Мудрик); теория

дополнительного образования детей и научные идеи о специфике образовательного процесса в детской школе искусств (В.В.Абраухова, Л.А.Буровкина, Е.Б.Евладова, С.Н.Жданова, А.В.Золотарева, Б.В.Куприянов, М.О.Чеков).

В исследовании использовались следующие методы: теоретические -изучение, обобщение и анализ научной литературы по проблеме и теме исследования, сравнение, с�