автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Реализация дидактического принципа наглядности в обучении дирижированию учителя музыки
- Автор научной работы
- Панкевич, Ростислав Владимирович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Панкевич, Ростислав Владимирович, 1984 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИЙ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ДИРИЖИРОВАНИЮ
1.1. Принцип наглядности в педагогической литературе и методике музыкального обучения
1.2. Исследование проблем реализации наглядности в обучении дирижированию учителя музыки
1.3. Анализ возможностей ТОО в обеспечении реализации принципа наглядности в обучении дирижированию
1.4. Теоретические основы методики применения экранно-звуко-еых средств в обучении дирижированию
ГЛАВА П. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКРАННО-ЗВУ
КОШХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ ДИРИЖИРОВАНИЮ.
2.1. Задачи, организация и методика формирующего эксперимента
2.2. Первый этап эксперимента.
2.3. Второй этап эксперимента
2.4. Третий этап эксперимента
ВЫВОДЫ
СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Реализация дидактического принципа наглядности в обучении дирижированию учителя музыки"
Курс Коммунистической партии Советского Союза на планомерное и всестороннее совершенствование развитого социализма определил необходимость глубоких преобразований в системе народного просвещения. Важным шагом в этом направлении явилось принятие апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом СССР постановления "Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" /10/. Исходя из установок ХХУТ съезда КПСС, июньского (1983 г.) и февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, партия выдвинула стратегическую программу совершенствования обучения и воспитания молодого поколения, рассматривая в качестве основополагающей цели улучшение подготовки юной смены к жизни и труду,
В связи с осуществлением намеченных преобразований особую значимость приобретает повышение качества подготовки учителей общеобразовательной школы и, в частности, учителей музыки, В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 мая 1984 года "О мерах по совершенствованию подготовки квалифицированных кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению их труда и быта" конкретизируются принципиальные требования реформы и, в частности, предлагается "значительно улучшить психолого-педагогическую и методическую подготовку учителей, вооружить их активными формами и навыками воспитательной деятельности в ученических коллективах" /9/.
Большую помощь в решении этих задач может оказать наука. В статье "Реформа школы и педагогическая наука" президент АПН СССР М.И.Кондаков указывает на необходимость в современных условиях ".решать качественно новые задачи организации фундаментальных и прикладных исследований в области дидактики" /III, с. 2/. При этом отмечается, что роль науки в осуществлении планов совершенствования образования существенно возрастет, если в разработке методов обучения обеспечить "большую практическую направленность, объединить психологические, дидактические, частно-методические и другие возможные аспекты этой проблемы" /III, с. 2/.
В свете выдвинутых требований совершенствовать подготовку учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете представляется целесообразным на основе рассмотрения проблем музыкальной педагогики через призму общетеоретических положений дидактики. Глубокая и разносторонняя подготовка музыканта-педагога требует от преподавателя музыкального вуза не только совершенного знания своего предмета, но и умения делать его достоянием студента, то есть умения осуществлять "совокупность последовательных действий, направленных на сознательное и прочное усвоение знаний,умений и навыков" /166., с. 176/. Обеспечение высокого уровня профессионального обучения возможно в условиях применения таких методов и средств обучения, которые учитывают основные закономерности учебного процесса. В советской педагогике исходные требования к процессу обучения, вытекающие из закономерностей его эффективной организации, определяются как принципы дидактики /170, с. 76/. Реализация дидактических принципов в частных методиках модифицируется применительно к тому или иному предмету в соответствии с его спецификой и определяет цели, задачи, содержание и средства его изучения.
Разработка дидактических основ и методики музыкального воспитания и образования всегда учитывала закономерности процесса, обучения (0.А.Апраксина, 20, 21, 22; Н.А.Ветлугина, 55, 56, 57; М.А.Б^умер, 154; В.Н.Шацкая, 235 и др.). Анализируя содержание научных исследований специальной музыкальной подготовки учителя музыки с позиции реализации основных принципов дидактики, следует отметить, что наиболее разработанными в этой области музыкальной педагогики являются вопросы: углубления развивающего и воспитывающего характера обучения (Т.Г.Мариупольская, 143; Г.М.Цы-пин, 230 и др.)» повышения сознательности и активности познавательной деятельности студентов (Т.Н.Воронова, 59; Э.А.Скрипкина, 201 и др.), совершенствования связи обучения с жизнью и практикой учебной деятельности в школе (К.П.Матвеева, 144; Т.А.Эстри-на, 246 и др.). В то же время анализ литературных источников показал, что принцип наглядности, без учета которого не может быть построен процесс музыкального обучения, не нашел еще достаточно полного отражения в музыкально-педагогических исследованиях.
Роль наглядности в музыкально-познавательной деятельности обусловлена объективными закономерностями процесса познания. Исследованиями в психологии и педагогике установлено, что чувственное познание является первоисточником наших знаний об окружающем мире. Обучение музыке как познавательная деятельность предполагает взаимодействие субъекта и объекта познания через восприятие. Являясь основой отражения действительности, чувственное познание приводит к возникновению образов восприятия. Обобщенный и переработанный в сознании образ восприятия через выделение в нем существенных свойств и признаков, установление причинно-следственных связей, то есть через интеллектуальную деятельность, преобразуется в образы представления. В музыкальном воспитании яркость, отчетливость, полнота музыкальных представлений определяет структуру и свойства наглядно-образного мышления, которое в единстве со словесно-логическим составляет основу умственной деятельности учащегося.
Особенностью музыкально-познавательной деятельности является оперирование звуковыми образами и представлениями, поэтому основой, фундаментом музыкального обучения является звуковая наглядность. В дирижерской деятельности музыкальные звуковые образы, внутренне слышимые (представляемые) дирижером, преобразуются через жест в зрительную форму и становятся видимыми хору или оркестру. Это обусловливает большую важность в дирижерском обучении, наравне со звуковой, и зрительной наглядности. Сказанное позволяет считать, что совершенствование средств и методов специальной музыкальной подготовки учителя музыки, включая дирижер-ско-хоровую, должно учитывать требование наглядности обучения.
Принцип наглядности обучения неразрывно связан с принципами активности, сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков. "Всякое действительное восприятие. предполагает познавательную задачу. В любом акте наглядного обучения восприятие слито с абстрактным мышлением" /166, с. 227/. Сделать процесс восприятия максимально осознанным, связать конкретное с абстрактным означает подвести студента к пониманию познавательной задачи, добиться активного и увлеченного ее решения. Достижению этой цели способствует разработка в теории и применение в педагогической практике средств обучения и наглядных учебных пособий.
В советской педагогике выявлены дидактические возможности средств при обучении различным учебным предметам (С.И.Архангельский, 25, 26; Е.Л.Белкин, 39, 40; Л.П.Прессман, 179, 180, 181, 182; С.Г.Шаповаленко, 233; Н.М.Шахмаев, 234 и др.). В наиболее обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: I) формирование представлений о предметах и явлениях объективной действительности: 2) усвоение их сложного состава и связи компонентов между собой; 3) усвоение закономерностей их изменения и развития, формирование понятий и научных обобщений; 4) формирование навыков и умений познавательной деятельности учащихся; 5) воспитание у учащихся всей совокупности черт личности. Установлена также способность вариативного воздействия наглядного материала учебных пособии на познавательную деятельность учащихся. Средства обучения воздействуют логикой построения содержания, методикой и организацией подачи материала, целесообразным и органическим сочетанием со словом преподавателя, различными выразительными элементами и т.д. Указанная совокупность дидактических возможностей наилучшим образом реализуется с помощью технических средств обучения (ТСО).
В методике музыкального воспитания и образования имеется интересный, содержательный опыт по изучению и разработке средств наглядности. В младших классах школы и дошкольных детских учреждениях в соответствии с принципами дидактики нашли применение средства "внемузыкальной наглядности" (Н.А.Ветлугина, 55, 56, 57; Л.Н.Комиссарова, ПО; В.В.Щербатко, 242 и др.). В профессиональном музыкальном образовании преимущественное распространение получило использование "музыкальной наглядности" в виде исполнительского показа педагога. На всех уровнях музыкального воспитания и обучения развитие культуры восприятия музыки осуществляется с использованием звукотехнических средств. Достижения научно-технического прогресса открыли возможность введения в процесс музыкального обучения экранно-звуковых средств: кино и телевидения, что позволило усовершенствовать профессиональную подготовку музыкантов. Экспериментальные исследования (А.И.Горемычкин, 68; Н.Г.Дьяченко, 80; В.А.Яковлев, 250) подтвердили возможности технических средств активизировать познавательную деятельность, увеличивать объем знаний, интенсифицировать процесс обучения.
Тем не менее практика показывает, что самым простым и удобным, гибким и дидактически универсальным средством наглядного воздействия в обучении музыкальному исполнительству остается музыкальный показ педагога. И только в тех случаях, когда исчерпываются возможности преподавателя и потребности учебного процесса становится невозможно удовлетворить традиционными средствами наглядности, появляется объективная необходимость прибегнуть к поиску новых путей и решений. Такая необходимость существует в обучении дирижированию учителя музыки.
Известно, что одной из специфических особенностей процесса дирижерского обучения является отсутствие на занятиях объекта дирижерских воздействий - хора. Изучение закономерностей управления хором, дирижерское исполнение музыкальных произведений, написанных для хора, анализ хоровых партитур происходит без хора, на основе звучания фортепиано. Это приводит к формированию искаженных слуховых представлений, затрудняет усвоение знаний о выразительных возможностях хорового звучания, сдерживает развитие музыкального восприятия.
Другой особенностью обучения дирижированию является невозможность непосредственного наблюдения на уроке в классе практической реализации дирижерских воздействий в работе с хором. Показ преподавателем элементов дирижерской техники в отсутствие хора осуществляется вне конкретной исполнительской ситуации, что исключает прослеживание студентом истинного функционального назначения жеста. Отсутствие конкретных примеров дирижерского исполнительского искусства, невозможность целенаправленного анализа взаимодействия руководителя с реальным коллективом затрудняет формирование отчетливых представлений и понятий о дирижировании как исполнительской деятельности.
Значительные трудности испытывает студент-дирижер также при попытках осуществления самоконтроля и саморегуляции учебной деятельности. Выполнение дирижерских двигательных действий может эффективно управляться на основе звуковой и зрительной информации о результатах деятельности, но при дирижировании студент, не видя себя, не может объективно оценить свои действия и поэтому нуждается в контроле извне. Решающее значение в этих условиях приобретает оценка исполнения педагогом. Однако, выражаемая словесно, она не может полностью отразить все характеристики двигательного действия, то есть не может обеспечить всю полноту его ориентировочной основы /63; 89; 195/. Таким образом, отсутствие полноценной информации обратной связи тормозит развитие познавательной самостоятельности студента, замедляет формирование дирижерских умений и навыков.
Наконец, еще одним серьезным препятствием повышения эффективности дирижерской подготовки учителя музыки является несоответствие условий его учебной и практической деятельности. Отсутствие хора при формировании приемов работы над хоровым произведением или школьной песней затрудняет отбор дирижерских выразительных средств, тормозит развитие умений слухового дифференцирования и диагностики хорового звучания, приводит к отрыву обучения от жизненной практики.
Анализ специфики дирижерского обучения показывает, что причиной всех перечисленных трудностей является недостаточная насыщенность учебного процесса наглядной учебной информацией. В настоящее время в дирижерской подготовке учителя музыки зрительно-слуховая наглядность, способная наполнить занятия по хоровому дирижированию предметным содержанием, исчерпывается показом преподавателя. Дополнительные источники музыкальной информации на занятиях в условиях класса практически не используются, учебный процесс осуществляется без применения каких-либо учебных пособий. Это лишает студентов возможности регулярно знакомиться с образцами высокохудожественного исполнения хоровой музыки, систематически анализировать учебный репертуар, изучать дирижерское искусство выдающихся музыкантов, наблюдать и изучать деятельность учителя на уроке музыки в школе.
Обобщенный в советской педагогике опыт использования ТОО, объективная необходимость более полной реализации принципа наглядности заставляет обратить внимание на возможность применения в обучении дирижированию технических средств. Среди ТСО, относящихся к типу экранно-звуковых (аудиовизуальных), специфике дирижирования в наибольшей степени соответствуют звукозапись и учебное телевидение (видеозапись). Их технические возможности позволяют обеспечить студента необходимой в обучении информацией, отражающей все основные компоненты дирижерского исполнения. Близкие по техническому принципу действия, звукозапись и видеозапись позволяют фиксировать, продолжительное время хранить и многократно воспроизводить звук и изображение, что открывает возможность создания учебных наглядных пособий. Применение пособий, выполненных на основе экранно-звуковых средств, может служить не только целям углубления познания, но и целям совершенствования управления учебной деятельностью студента-дирижера.
Учитывая требования, предъявляемые советской педагогикой к дидактическим материалам /96; 233 и др./, необходимыми условиями внедрения экранно-звуковых средств в профессиональную подготовку учителя музыки являются: теоретическая разработка проблем наглядности, создание наглядных пособий, выявление их педагогических возможностей, обеспечение организационной и материальной базы их введения в учебный процесс, создание научно-обоснованной системы приемов и методов обучения. Сказанное позволяет считать обоснованной актуальность избранной темы исследования. Она усиливается тем фактом, что проблема средств обучения является недостаточно изученной не только в методике обучения дирижированию, но и в профессиональной подготовке музыкантов вообще: не исследованы вопросы использования музыкальной информации, поступающей по каналам средств массовой коммуникации; не раскрыты особенности внедрения обучающей техники в структуру индивидуальных музыкальных занятий и методы работы с ней преподавателей и студентов и др.
Выбор темы позволил определить в качестве объекта исследования процесс начального обучения дирижированию студентов 1-П курсов музыкально-педагогического факультета педагогического института.
Предметом исследования избрано изучение средств и методов реализации дидактического принципа наглядности в дирижерской подготовке учителя музыки.
Цель исследования: научно-теоретическая и практическая разработка методики обучения дирижированию на основе применения технических средств и наглядных учебных пособий.
В соответствии с поставленной целью была выдвинута следующая гипотеза: реализация дидактического принципа наглядности путем органического введения в структуру учебного процесса экран-но-звуковых средств способна без затрат дополнительного времени повысить эффективность обучения хоровому дирижированию студентов музыкально-педагогического факультета и обеспечить оптимальный уровень управления их познавательной деятельностью.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы потребовалось решить ряд конкретных задач:
- выяснить степень разработанности в дидактике и музыкальной педагогике проблемы реализации принципа наглядности, уто -чнить сущность понятий "музыкальная" ипвнемузыкальная нагляд -ность";
- изучить дидактические возможности экранно-звуковых средств применительно к специфике обучения дирижированию учителя музыки, установить принципы создания и систематизации соответствующих наглядных пособий;
- разработать методику применения экранно-звуковых учебных пособий и обосновать условия их внедрения в практику обучения;
- экспериментально проверить эффективность предлагаемых средств обучения и методики их использования в учебном процессе.
Базой исследования явился музыкально-педагогический факультет Свердловского педагогического института.
Методологической основой исследования явилась марксистско-ленинская теория научного познания действительности. Уточняя исходные позиции исследования, автор руководствовался положениями об органической связи теории и практики в процессе развития познания, о решающей роли непосредственного контакта с действительностью в ее материализованных формах, о необходимости изучения явлений в их естественных связях и зависимостях.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Изучение литературы по теме исследования: партийные и правительственные документы по вопросам воспитания и образования, материалы работ классиков марксизма-ленинизма, труда по проблемам дидактики и педагогической психологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания.
2. Социолого-педагогическое обследование существующей практики применения средств наглядности обучения в дирижерской подготовке учителей музыки, включавшее: опрос преподавателей, целенаправленное наблюдение учебного процесса, констатирующий эксперимент.
3. Формирующий эксперимент, состоявший из трех этапов, в ходе которого последовательно прослеживалось влияние экранно-звуковых средств на прочность и глубину усвоения студентами знаний, эффективность формирования умений и навыков хорового дирижирования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые рассмотрена проблема реализации общедидактического принципа наглядности применительно к специфике обучения дирижированию; выявлены ведущие компоненты понятия "музыкальная наглядность" и обоснована необходимость рассмотрения этого понятия в категориях музыкальной педагогики; осуществлен детальный анализ практики обучения дирижированию с позиции применения средств наглядности; изучены технические возможности звукозаписи и учебного телевидения и выработаны рекомендации по созданию на их основе учебных пособий; предложена и экспериментально апробирована методика применения экранно-звуковых средств в дирижерской подготовке учителя музыки.
Практическая ценность работы состоит в том, что разработана модель кабинета методики дирижирования, оснащенного экранно-зву-ковыми средствами, и выработаны организационно-методические условия его включения в традиционную структуру индивидуальных занятий; создан комплект экранно-звуковых учебных пособий; разработана система методических приемов, заданий по использованию наглядного материала в обучении дирижированию. Материалы исследования, будучи включенными в курсы "Дирижирование", "Хороведе-ние", "Хоровой класс и практикум работы с хором" и "Методика обучения дирижированию", способны углубить профессионально-педагогическую направленность их изучения.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
1. Практическая реализация общедидактического принципа наглядности в обучении дирижированию требует введения в учебный процесс источников информации, способных углубить знания и представления студентов о специфике профессиональной деятельности учителя музыки.
2. Применение учебных наглядных пособий, разработанных с учетом условий обучения и органично включенных в систему педагошческих воздействий, способно усовершенствовать процесс обучения дирижированию и обеспечить эффективность формирования навыков и умений управления хоровым коллективом.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения опытно-экспериментальной работы на музыкально-педагогическом факультете Свердловского педагогического института, на факультете повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин педагогических училищ Урало-Сибирской зоны при СГПИ, в учебном процессе Каменск-Уральского музыкально-педагогического училища; через публикацию статей, тезисов и рекомендаций, отражающих основные теоретические и практические положения исследования; в процеосе выступлений с докладами на Всесоюзной научно-практической конференции по теме: "Совершенствование экранно-звуковых средств и методики их применения в обучении и воспитании" (г.Тольятти, 1982 г.), на ежегодных методических конференциях для преподавателей музыкально-педагогических училищ (г.Каменск-Уральский). Результаты работы обсуждались на итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава СГШ, на заседаниях кафедр пения и методики его преподавания МГПИ им. В.И.Ленина и СГПИ. Разработанные автором методические рекомендации были изложены на лекционно-практических занятиях по методике обучения дирижированию для слушателей ФПК при СГШ.
Материалы диссертации отражены в четырех публикациях.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ
1. Общедидактический принцип наглядности следует рассматривать в числе важнейших исходных требований к процессу музыкального обучения, функциональные возможности используемых средств наглядности позволяют классифицировать их как "музыкальные" и "внемузыкальные11. Наиболее полно требование наглядности обучения музыке обеспечивается применением ТСО.
2. Исследование существующей практики профессиональной подготовки учителя музыки показывает неудовлетворительный уровень реализации принципа наглядности в обучении хоровому дирижированию, что отрицательно сказывается на его результатах.
3. Одним из путей совершенствования подготовки учителя музыки является введение ТСО в учебный процесс. Отразить в наглядных образах все основные компоненты содержания обучения хоровому дирижированию способны экранно-звуковые средства: звукозапись и учебная телевизионная видеозапись.
4. Эксперимент по введению ЭЗС в процесс обучения подтвердил предположение о необходимости создания нового учебно-методического комплекса: организации кабинета методики дирижирования, оснащенного ЗС и УТВЗ; разработки учебных пособий на основе ЭЗС; введения микрообучения, позволяющего включить работу КМД в традиционную структуру индивидуального обучения; разработки методики применения средств наглядности.
5. На основе результатов исследования установлена целесообразность применения ЭЗС на начальном этапе дирижерской подготовки учителя музыки, где использование наглядности может способствовать решению наиболее актуальных проблем обучения.
6. Применение звуковых средств позволяет активизировать процесс формирования дирижерских навыков. Слуховой анализ исполнения хоровых произведений повышает эффективность их изучения, обеспечивает формирование представлений вокально-хорового звучания, обогащает музыкальную культуру студентов.
7. Применение учебной телевизионной видеозаписи увеличивает объем музыкальной учебной информации, позволяет знакомить студентов с высокохудожественными образцами дирижерского искусства и передовыми методами вокально-хоровой работы. Видеозапись открывает возможности совершенствования самоконтроля и саморегуляции исполнительской деятельности студентов и тем самым способствует оптимизации процесса обучения.
8. Использование средств наглядности расширяет педагогические возможности преподавателя, приводит к эффекту роста вариативности педагогических воздействий, содействует положительной перестройке внутренней структуры педагогической деятельности. Обеспечивая насыщенность учебного процесса наглядной информацией, ЭЗС в руках педагога становится гибким средством управления познавательной деятельностью студента.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Панкевич, Ростислав Владимирович, Москва
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956, с.592-598.
2. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.31, с.258-275.
3. Ленин В.И. О пролетарской культуре (проект резолюции).- Полн. собр.соч., т.31, с.291-292.
4. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, с.1-620.
5. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Постановление Пленума ЦК КПСС от 15. июня 1983 года. Коммунист, 1983, № 9, с.39-46.
6. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984г. М.: Политиздат, 1984. -32с.
7. Материалы ХШ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223с.
8. О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении работы общеобразовательной школы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Правда, 1984, 29 апр.
9. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР, 25 сентября 1984г. Правда, 1984г., 26 сентября.к х х
10. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.Просвещение, 1983. - 112с.
11. Авратинер В.И. Принципы дидактики и их применение в музыкальной педагогике. В кн.: Методические материалы по музыкальной педагогике. М., 1968, с.34-48.
12. Алиев Ю.Б. Подросток-музыка-школа. В кн.: Вопросы методики музыкального воспитания детей. М., 1975, с.71-115.
13. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении. В кн.: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. М., 1971, с.274-287.
14. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. В кн.^руды Института по изучению мозга им. В.М.Бехтерева. JI.,I935, т.4. - 146с.
15. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, I960. - 486с.
16. Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования.-М.: Музыка. 1969. 120с.
17. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности. Вопросы философии, 1962, № 7, с.97-111.
18. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие студентов пед.ин-тов. -М.:Просвещение, 1983. 224с.
19. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: АПН РСФСР, 1956, с.83-152.
20. Апраксина О.А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов. Музыка в школе, 1983, № I, с.30-35с.
21. Аракельян Е. Технические средства обучения музыканта. Советская музыка, 1981, № 12, с.71-72.
22. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969.
23. Гл.14. Психология наглядности при обучении иностранным языкам, с.219-239.
24. Архангельский С.И. Некоторые положения теории наглядности применительно к учебному кино. В кн.: Ученые записки МГПИ им. В.П.Потемкина. М., 1955, т.44, вып.2, с.103-216.
25. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980. - 368с.
26. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для уси-теля. -М.: Просвещение, 1984, - 111с.
27. Асафьев Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки. В кн.: Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.,1973,с.79-90.
28. Атутов П.Р. Некоторые вопросы использования наглядности в обучении Советская педагогика, 1967, № 5, с.79-84.
29. Бабаева М. Путешествие в радиофонд. Говорит и-показывает Москва, 1984, № II.
30. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект Д).К.Бабанский. М.: Педагогика, 1977. - 254с.
31. Бакланова Н.К. Формирование умений выразительного исполнения произведений. (На материале обучения игре на фортепиано в детской музыкальной школе): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1975, - 24с.
32. Баранов С.П. Сущность процесса, обучения М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1981, с. 94-105.
33. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л.: Музыка, 1974. 336с.
34. Бартенева Л.Б., Дебелая Ж.М. Взаимосвязь дирижерского и хорового классов в подготовке учителя музыки. В кн.: Профессиональная направленность музыкального образования. Саратов, 1983, с. 140-154.
35. Бастов В.Ф., Эглайс И.Я. Создание замкнутой системы телевидения и ее использование в учебном процессе. М.: Высшая школа, 1977. - 31с.
36. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1958. - 262с.
37. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. М. Физк. и спорт, 1983. - 128с.
38. Белкин Е.Л. Возможности реализации дидактических принципов с помощью технических средств. В кн.: Методика применения технических средств в преподавании общественных наук, М. 1976, с. 15-20.
39. Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль: Верх. -Волж. кн. изд-во, 1982. -107с.
40. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. М.: Педагогика, 1975. - 160с.
41. Бенедиктов Б.А. Роль наглядности в развитии иноязычной речи. В кн.: Бенедиктов Б.А. Психология овладения иностранным языком. Минск, 1974, с. 291-295.
42. Березовски 0. Значение микрообучения для формирования профессиональных навыков у будущих учителей. Современнаявысшая школа, 1979, № 3, с. 169-185.
43. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. - 255с.
44. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. - 304с.
45. Благой Д. Образная речь педагога Советская музыка, 1966, № 6, с. 81-84.
46. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. - 143с.
47. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. -Избр.пед.произв. М., 1961, с. I0I-I44.
48. Бобровский А.Г. Микрообучение в педагогической подготовке аспирантов. Вестник высшей школы, 1974, № 12 с. 57-58.
49. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. - 347с.
50. Болтянский В.Г. Формула наглядности изоморфизм плюс простота. - Сов.педагогика, 1970, № 5. с. 46-60.
51. Брунер Д. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. -412с.
52. Букреев И.С. Психологические предпосылки формирования творческой индивидуальности студента-дирижера: Дис. . канд.психол.наук. М., 1983. - 179с.
53. Вейс П. Опыт применения наглядных пособий на уроках сольфеджио. Относительная сольмизация и советская музыкальная педагогика. Л.: Музыка, 1967, с. 3-23.
54. Ветлугина Н.А. Методы обучения пению детей дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР / Наглядность и слово в художественном воспитании дошкольника. М.: 1955, вып. 69,с. 85-164.
55. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: АПН РСФСР, 1958. Гл. 5. Педагогические условия, способствующие развитию музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр, с. 183-241.
56. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб.пособие. М.: Просвещение. 1983. - 255с.
57. Вопросы хороведения на музыкально-педагогическом факультете: Сб. трудов /Моск. гос.пед. ин-т им. В.й.Ленина; Редкол.: О.П.Соколова и др. М.: МШИ им. В.И.Ленина, 1981. - 173с.
58. Вуд Генри. 0 дирижировании. М.: Музгиз, 1958. - 103с.
59. Выгодский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. - 342с.
60. Галич А.Е. Наглядность в системе обучения рисунку на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1972 - 18с.
61. Гальперин П.Я., Пантина Н.С. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании. Доклады АПН РСФСР. М., 1957, № 2, с. 43-46.
62. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. -М.: Изд-во МГУ, 1968. 146с.
63. Гельмонт A.M., Полторак Д.И. Телевидение в школьном образовании. М.: АПН РСФСР, 1963. 134с.
64. Гитлиц М.В., Минин Л.Г. Видеомагнитофоны и их применение.- М.: Радио, 1983. 205с.
65. Гончаров Н.К. Наглядность как дидактический принцип. Советская педагогика, 1937, № 5-6, с. 53-64.
66. Горемычкин А.И. Совершенствование процесса музыкального развития учащихся педагогических училищ (На занятиях музыкальной литературой). Дис. . канд.пед.наук. М., 1982.- 210л.
67. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. - 77 с.
68. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика,1972, 423с.
69. Дебелая Ж.М. Формирование самостоятельности студентов в процессе обучения дирижированию на музыкально-педагогическом факультете: Дис. . канд.пед.наук. М., 1977. - 205л.
70. Дидактика производственного обучения. М.: Высшая школа,1973. 413 с.
71. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы своевременной дидактики /Под ред. М.А.Данилова и М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975, с. II5-I84.
72. Дикунов A.M. Управление пространственными параметрами двигательных действий методами наглядной информации: Автореф. дис. . д-ра пед.наук. М., 1972. - 41с.
73. Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика: Сб. статей /Ред. сост. авт. вступит, статьи, доп. и коммент. Л. Гинзбург. М.: Музыка, 1975. - 631с.
74. Дрига. И.И. Кабинетная система в общеобразовательной школе. М.: Просвещение. 1981. - 130с.
75. Дронь М.И. Актуальные проблемы создания и функционирования учебных замкнутых телевизионных систем. Минск.: Изд-во МИСИ, 1978. - 49с.
76. Думбляускайте Л.А. Тембр хора. Темброинтонационные нюансы в искусстве хорового пения: Автореф. дис. . канд.искусст воведения. Л., 1974, - 25с.
77. Дьяченко Н.Г. Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы): Автореф. дис. . канд.искусствоведения. Л., 1983. -21с.
78. Егоров В.В. Учителю об уроке музыки. -Вкн.: Егоров В.В. Телевидение и школа: Проблемы учебного телевидения. М., 1982, с.68-74.
79. Желватых Л.А. Использование учебных фонограмм уроков в методической подготовке студентов на факультетах иностранных языков педагогических институтов: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1977. 16с.
80. Живов В.Л. Использование проблемного обучения в процессе исполнительского анализа хоровой партитуры. В кн.: Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеоб- разовательной школы. М., 1979, с. 47-98.
81. Жинкин Н.И. Изучение зрителя и проблемы построения учебного фильма. Учебное кино, 1934, № 6, с. 14-26.
82. Зазнобина Л.С. Об исследовании педагогической эффективности экранно-звуковых средств обучения в условиях кабинетной системы В кн.: Теоретические основы педагогической эффективности кабинетной системы в общеобразовательной школе. М., 1983, с. 89-104.
83. Зазнобина Л.С., Прессман Л.П. 0 внедрении видеозаписи в школу. Сов.педагогика,! 1979, № 7, с. 35-39.
84. Занков Л.В. Наглядность и активизация учебной деятельности. М.: Учпедгиз, I960. - ЗПс.
85. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, I960. - 430с.
86. Зволинская Н.Н. Условия эффективного применения радио и звукозаписи в преподавании литературы: Автореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1970. - 27с.
87. Зимняя И.А. 0 слуховой и зрительной наглядности в обучении иностранному языку. В кн.: Проблемы зрительной и слуховой наглядности. М., 1970, с. 8-16.
88. Знаменская И.А., Ройтерштейн М.И. Моделирование в музыкальной педагогике. В кн.: Обучение и воспитание учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете пединститута. Куйбышев, 1980, т. 245, с. 15-29.
89. Золотарев Е.И. Комплексное использование наглядности для совершенствования политехнического трудового обучения школьников. В кн.: Вопросы теории и практики труд.обуч-я и профориентации уч-ся. М., 1982, с. 100-103.
90. Иванов-Радкевич А.П. 0 воспитании дирижера. М.: Музыка, 1973. - 77с.
91. Ильина Т.А. Педагогика: Учеб. пособие для пед. ин-тов.
92. М.: Просвещение, 1969. 574с.
93. Инструкция по оборудованию кабинетов в общеобразовательных школах и переводу их на кабинетную систему занятий. М.: НИИ ШО ТСО АПН СССР, 1976.
94. Использование средств звукозаписи в учебном процессе: Методическое пособие. М., Высшая школа, 1975. - 156с.
95. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1972. - 262с.
96. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы. В кн.: Музыкальное воспитание в СССР /Под общ.ред. Л.А.Баренбойма, М.: Сов.композитор, 1978, вып.1, с. 84-93.
97. Кабалевский Д.Б. Техника и музыкальная культура современности. Сов.музыка, 1968, № II с. 10-15
98. Кабанова,-Меллер Е.Н. Закономерности в использовании наглядного материала, учащимися. В кн.: Структуры познавательной деятельности. - Владимир, 1977, с. 27-48.
99. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка: Учеб.пособие для муз. вузов. М., Музыка, 1967. - 111с.
100. Кечхуашвили Г.Н. К характеристике наглядных образов при восприятии музыки. Вопросы психологии, 1957, № I, с. II6-I24.
101. Кибернетика и проблемы обучения: Сборник переводов под ред. и предисл. А.И.Берга М.: Прогресс, 1970. - 388с.
102. Кимеклис Г.Ф. Исследование процесса фортепианного обучения в связи с возрастными особенностями учащихся /на примере методики словесных пояснений и показа/: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1978, - 16с.
103. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетическоговоспитания в СССР. М.: Искусство, 1971. - 160с.
104. Кларин М.В. Развитие "педагогической технологии" и проблемы теории обучения. Сов.педагогика, 1984, № 4, с.117-122.
105. Коваленко В.А. Овиспользовании средств звукозаписи при обучении пианиста. В кн.: Технические средства в музыкальном образовании. М., 1978, с. 38-57.
106. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избр.пед.соч.: В 2-х т. М., 1939, т.1. с. 55-303.
107. НО. Комиссарова Л.Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1980. - 18с.
108. Кондаков М.И. Реформа школы и педагогическая наука. Учительская газета, 1984. 15 мая.
109. Корыхалова Н. Звукозапись и проблемы музыкального исполнительства. В кн.: Музыкальное исполнительство. М., 1973, вып.8, с. 102-137.
110. Краснощеков В.И. и др. Основы управления хором: Учебн. пособие /В.И.Краснощеков, Г.Д.Рождественская, Ю.Б.Алиев; Под общ. ред. В.И.Краснощекова. М., 1982. - 76с.
111. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М. :Музыка, 1984. - 88с.
112. Кремлев Ю.А. Познавательная роль музыки. М.: Музгиз, 1963. - 60с.
113. Кречковский А.Ф. Формирование у студентов музыкально-педагогических факультетов умений диагностики хорового пения: Автореф.дис. . канд.пед.наук. Киев, 1981, - 23с.
114. Кривошеев М.И. Перспективы развития телевидения. М.: Радио и связь, 1982. - 144с.11ST Крупская Н.К. О политехническом образовании. Пед.соч.:
115. В б-ти т. М., 1979, т.4, с. 32-37.
116. Крупская Н.К. Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом. Пед.соч.: В 10-ти т. М., 1959, т.З, с. 639-641.
117. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 255с.
118. Кузнецов А. Оптический видеодиск. Наука и жизнь, 1984, № 8, с. I06-II2.
119. Кузнецов В.М. Дидактические основы вузовского учебного телевидения: Дис. . докт.пед.наук. Киев, 1982. -456с.
120. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Д.: ЛГУ, 1970. - 114с.
121. Кулиш Р.В. Пути повышения эффективности педагогической практики студентов пединститутов в общеобразовательной школе Дис. . канд.пед.наук. - Киев, 1978, - 159с.
122. Ланг А.П. 0 понятии наглядности и ее роли в процессе познания и обучения. Таллин: Валгус, 1967, - 84с.
123. Левандовская Л. Опыт ис-пользования телевидения на уроках музыки в общеобразовательной школе. Музыкальное воспитание в школе. М., 1974, вып.9, с. 61-65.
124. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964, - 478с.
125. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Известия АПН РСФСР, 1947, № 7, с. 3-40.
126. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. - 64с.
127. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр.пед.соч.: В 5-ти т. М., 1951, т.1, ч.1. - 441с.
128. Либерман Е.Я. Звукозапись и работа над произведением. В кн.: Технические средства в музыкальном образовании. М., 1978, с. 58-77.
129. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. - 141с.
130. Литвинова А.И. Современное образование во Франции: Телевидение в школе. Сов.педагогике, 1984, № 5, с. II9-I23.
131. Лобанов П.В. Звукозапись в деятельности современных музыкантов. В кн.: Технические средства в музыкальном обра' зовании. М., 1978, вып. 39, с. 11-37
132. Лобанов П.В. Методика создания озвученных пособий. В кн.: Применение технических средств и программированного обучения в средней и высшей школе. М., 1963, т.1, с.108--113.
133. Лука Г.Т. Теория и практика создания и применения экранно-звуковых пособий. Кишинев: Штиница, 1983, - 113с.
134. Луначарский А.В. Единая трудовая школа и техническое образование. В кн.: А.В.Луначарский о народном образовании, М.: АПН РСФСР, 1958. - 290с.
135. Лында. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высшая школа., 1979. - 157с.
136. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. - 752с.
137. Мазур А.К. Формирование тембродинамического компонента музыкального слуха в профессиональной подготовке учителя музыки в педагогическом вузе: Автореф. дис. . канд.пед. нук. М., 1982. - 16с.
138. Малько Н.А. Основы техники дирижирования. М., - Л.: Музыка /Ленингр. отд-ние, 1965. - 219с.
139. Матвеева К.П. Методические рекомендации по формированию навыков управления певческой деятельностью учащихся на уроке музыки (в процессе взаимосвязи обучения дирижированию и практики). Свердловск: СГПИ, 1979. - 58с.
140. Матюшкин A.M. Психологические характеристики обратной связи в процессе обучения человека. В кн.: Новые исследования в педагогических науках. 1968, вып. ХП, с. 25-31.
141. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975. 211с.
142. Менчинская Н.А. Взаимоотношение слова и образа в процессе усвоения знаний школьниками. М.: АПН РСФСР, 1954.- 141с.
143. Мингазов Э.Г. Гносеологические основы принципы наглядности обучения. Сов.педагогика, 1975, № 9, с. 18-25.
144. Минин Ъ. Ближе к практике. Сов.музыка., 1975, № 2, с.85-87151152153154155156157158159160161162163
145. Молибог А. Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высшая школа, 1971, - 424с. Моль Абраам. Теория информации и эстетическое восприятие. - М.: Мир, 1966. - 351с.
146. Морозов В.П. О физиологических основах применения вспомогательных научно-технических средств наглядного обучения в вокальной педагогике. В кн.: Вопросы вокальной педагогике. - В кн.: Вопросы вокальной педагогики. - М., 1976, вып.5, с. 156-169.
147. Музыкальное воспитание и обучение в школе /Под ред. М.А. Румер. М.: АПН РСФСР, 1955.
148. Музыкально-образовательные записи. В кн.: Каталог долгоиграющих грампластинок. М., 1972, ч.2, с. 4II-4I5. Мусин И.А. Техника дирижирования. - Л.: Музыка /Ленинград, отделение, 1967. - 352с.
149. Наглядность и слово в художественном воспитании дошкольника. Известия АПН РСФСР, 1955, № 69. - 232с. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972, 383с.
150. Огородников И.Т. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1968. - 374с. Огородников И.Т., Шимбирев П.Н. Педагогика. - М.: Учпедгиз, 1950гс. 432с.
151. Ольхов К. А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. Л.: Музыка. Ленинград, отд-ние, 1979,- 199с.
152. Орлов Г.А. Художественная культура и технический прогресс.- В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1969. вып.9, с.18-41.
153. Основы дидактики /Йод ред. Б.П.Есипова. М.: Просвещение, 1967, с. 206-233.
154. Панкевич Г. Восприятие музыкального произведения и его структуры. В кн.: Эстетические очерки. М., 1967, вып.П
155. Певзнер В.Р. Экспериментальное исследование процесса формирования зрительно-двигательных представлений с использованием средств кино (Ha. материалах гимнастики): Автореф. дис. . канд.пед.наук. Л., 1967. - 20с.
156. Педагогика: Учебник для пед.ин-тов /Под ред. И.А.Каирова.- М.: Учпедгиз, 1956. 436.
157. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов /Под ред. Ю.К.Бабанекого. М.: Просвещение, 1983. - 608с.
158. Педагогика школы /Под ред. Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1977, - 207с.
159. Пеленкова Л.Л. К вопросу об эмоциональной выразительности в процессе дирижирования. В кн.: Вопросы теории и практики подготовки учителей музыки общеобразовательной школы. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1979, с. 52-60.
160. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Избр. пед. сои.: В 2-х т. М., 1981, т.1, с. 61-212.
161. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. - 240с.
162. Поляков 0.И. Некоторые аспекты семиотики дирижирования:
163. Автореф. дис. . канд.исиусствоведения. Киев, 1975. - ' 30с.
164. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280с.
165. Португалов В.Д. Совершенствование педагогических умений преподавателя в процессе использования технических средств обучения: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Л., 1981.- 18с.
166. Практикум по общей психологии /Под ред. А.И.Щербакова.- М.: Просвещение, 1979. с.19-28.
167. Прессман Л.П., Зазнобила Л.С., Белов Л.А. Использование видеозаписи в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. В кн.: Эфирное учебное телевидение и видеозапись в школе и вузе. М., 1982, с.66-74.
168. Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе: Пособие для руководителей школ. М.: Просвещение, 1979. - 176с.
169. Прессман Л.П. Педагогические основы создания и использования экранно-звуковых средств в средней общеобразовательной школе: (На примере гуманитарных предметов). Автореф.дис. . д-ра пед.наук. - М., 1981. - 40с.
170. Прессман Л.П. Технические средства в профессиональной подготовке будущих учителей. Сов.педагогика, 1972, № 9,с.75-86.
171. Программа педагогических институтов. М.: Просвещение, 1984, сб.18. - Дирижирование, хороведение, хоровой класс и практикум работы с хором, с.3-64.
172. Психолого-педагогическое воздействие учебного кино и телевидения: Материалы конференции, проведенной в г.Москве II-13 октября 1978г. М.: Пед.общество РСФСР. 1979. - 164с.
173. Птица К.Б. Проблемы стиля и хоровое исполнительство. В кн.: Работа с хором. М., 1972. с.13-56.
174. Пуни А.Ц. К вопросу о формировании представлений о движениях. Вопросы психологии, I960, № 5, с.17-28.
175. Ражников В.Г, Исследование музыкального исполнительского образа. Вопросы психологии, 1978, № 2, с.70-80.
176. Раппопорт G.X. Творить мир по законам красоты. М.: Сов. композитор, 1962. - 133.
177. Ройтерштейн М.И. Itypc музыкального анализа в учебном плане подготовки учителя пения. М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1973, 135с.
178. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. - 416с.
179. Руденко Н. Технические средства обучения в работе педагога-инструменталиста ДМШ. В кн.: Вопросы методики начального образования. М., 1981, стр.ЮЗ-122.
180. Савшинский С. Пианист и его работа. Л.: Советский композитор. 1961. с.37.
181. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников: Дис. канд.пед.наук. М. 1981. - 193с.
182. Сахалтуева О.Е., Назайкинский Е.В. 0 взаимосвязях выразительных средств в ^музыкальном исполнении. В кн.: Музыкальное искусство и наука. М., 1970. вып.1. с.59-94.
183. Сачко Н.Н., Гальперин П.Я. Формирование двигательных навыков. В кн.: Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., 1968, с.3-71.
184. Семенов В.И. Использование видеозаписи для формирования профессиональных навыков будущих учителей. В кн.: Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств. М.; МПЖ им.В.И.Ленина, 1981, с.55-60.
185. Серебрянникова И.И. Дидактические функции видеомагнитофона (на примере преподавания иностранного языка в ФРГ). В кн.: Дидактические основы средств обучения в средней школе. - М.: НИИ Ш0 ТСО, 1981, c.III-123.
186. Сердюк А.В. Дидактическая сущность звукового учебного кино и способы его рационального использования на уроках: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1967. 24с.
187. Сивизьянов А.С. Проблема мышечной свободы дирижера хора: (нач.обучение). М.: Музыка, 1983. - 55с.
188. Синельников В.И. Формирование адекватной самооценки выполнения учебных заданий. Сов.педагогика, 1971, № 12, с.28--35.
189. Скрипкина Э.А. Развитие сознательности и эмоциональностив процессе работы над хоровым произведением в классе дирижирования.- В кн.: Вопросы хороведения на ццгзыкально-пе-дагогическом факультете. М.; 1981, с.102-117.
190. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971. - 271с.
191. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1979, с.188,190,331.
192. Сойфер В.Н. Комплементарность БСЭ. 3-е изд. М., 1973, т.12, с.591.
193. Соколов В.Г. Работа с хором: Учеб. пособие для учащихся цузуч-щ. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ОДузыка, 1983. -192с.
194. Сокольская Ж.А. 0 значении наглядности при изучении разделов музыкальной грамоты и музыкальной литературы на уроках пения в школе. В кн.: Цузыкально-эстетическое воспи-тение в общеобразовательной школе. Свердловск, 1966, с.66-76.
195. Сорокин Н.А. Дидактика. М.: Просвещение, 1974, - 216с.
196. Сохор А.Н. ВДузыка как вид искусства. М., Ь^узыка, 1970, - 192с.
197. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении: Дидактич.исследование /Под ред. Л.В.Занкова. М.: АПН РСФСР, 1958. - 380с.
198. Степанов А.А. Психологические основы дидактики учебного телевидения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. - 128с.
199. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. - 429с.
200. Сэт Э.К. Развитие творческой активности студентов в классе хорового дирижирования г^узыкально-педагогического факультета пединститута: Автореф. дис. . канд.пед.наук.-М., 1973. 21с.
201. Талалай Б.И. Опыт использования срочной информации при обучении игре на виолончели. В кн.: Технические средства в музыкальном образовании. М.,1978, вып.39, с.181-195.
202. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. - 343с.
203. Теоретические основы педагогической эффективности кабинетной системы в общеобразовательной школе: Сб.научн.тр./Под ред. Т.С.Назаровой и Е.С.Полат. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. - 125с.
204. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 333с.
205. Технические средства в музыкальном образовании.: Сб.трудов /Сост.П.Б.Лобанов. М.: ШЛИ им.Гнесиных, 1978, вып.39.- 248с.
206. Тихомирова К.М. Условия эффективного использования диафильмов и диапозитивов в учебном процессе общеобразовательной школы: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1970. -26с.
207. Тихонов И.И. Программирование и технические средства в учебном процессе. М.: Сов.радио, 1970. - 198с.
208. Умнов В.П. Психологические особенности формирования представлений о двигательных действиях как условие реализации метода наглядности в обучении (на материале физических упражнений) : Автореф. дис. . канд.пед.наук. Л., 1980. -20с.
209. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащих. Избр. собр.соч.: В 2-х т. М., 1974, т.2, с.269-342.
210. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физк. и спорт, 1975т 206с.
211. Фейгин М. Музыкальный опыт учащихся. В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. М. ,1971, вып.З, с.3-39.
212. Фейгин М. Музыкальный показ как средство педагогического воздействия. В кн.: Цузыканту-педагогу /Под ред.Г.Про- 183кофьева, М., 1937. с.91-98,
213. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М., Знание, 1984, - 79с.
214. Фридман Л.М. О корректном примененит* статистических методов в психолого-педагогических исследованиях.-Сов.педагогика, 1971, » 3, с.64-74.
215. Хокридж Дэвид Дж. Педагогическая технология: настоящее и будущее Перспективы, 1983, № 2, с.93-107.
216. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Изд-во МГПИ им.В.И.Ленина, 1975. - 106с.
217. Чдплин В.Л. Возможности использования электроглоттографи-ческого метода при формировании певческого голоса. В кн.: Технические средства в музыкальном образовании. М., 1978, вып.39, с.227-248.
218. Чебышева В.В. Психологический анализ объяснения и показа при обучении выполнению трудового действия. В кн.: Вопросы психологии труда. М,, 1958, вып.91, с.99-120.
219. Шаповаленко С.Г. Вопросы теории создания средств обучения и использования их в общеобразовательной школе. В кн.: Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности обучения учащихся. М., 1980, с.3-22.
220. Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения TC0 в средней школе. М.: Педагогика, 1973. - 265с.
221. Шацкая В.Н. ^Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200с.
222. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М. ,Жч -педгиз, 1958. - 430с.
223. Шевелева Г.Н. Дидактические возможности применения телевидения в высшей школе. В кн.: TC0. М., 1976, с. 53-56.
224. Щимбирев П.Н. Педагогика. М.: Учпедгиз. 1937.
225. Шимина А.И. Принцип единства конкретного и абстрактного и его значение для дидактики. Сов.педагогика, 1963, № II, с.92-97.
226. Штофф В.А. Роль моделей в познании. Л.: Изд-во ЛГУ 1963. - 128с.
227. Щербатко В.В. Активизация процесса восприятия музыки средствами иллюстративной наглядности. В кн.: Вопросы эстетического воспитания в школе, М., 1974, с.104-111.
228. Щукин А.Н. Основы методики использования аудиовизуальных средств обучения на занятиях по русскому языку как иностранному в вузе: Автореф. дис. . доктора пед.наук. М., 1975. - 34с.
229. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности. М.: Просвещение, 1979. - 160с.
230. Экранные и звуковые пособия в школе /Под ред.Н.М.Шахмае-ва. М.: Просвещение, 1966. - 296с.
231. Эстрина Т.А. Формирование восприятия хорового произведения на уроках дирижирования. В кн.: Вопросы теории и практики подготовки учителя ьдгзыки общеобразовательной кшколы. М., 1979, с.29-35.
232. Эфирное учебное телевидение и видеозапись в школе и вузе: Материалы семинара, проведенного в г.Москве 24-25 ноября 1981г. М.: Изд-во Пед.общ. РСФСР, 1982. - 127с.
233. Шанова Т.А. Сопоставительный анализ музыки и поэтического текста как метод активного изучения хоровых произведений (На музыкально-пед. фак. пединститута): Автореф. дис. . канд.пед.наук. М. 1979. - 16 с.
234. Юсин Б. Опыт использования телестудии для тренировки профессиональных качеств учителя у студента педвуза. В кн.: Технические проблемы конструирования обучающих устройств. М.: Педагогика, 1969, с. I2I-I26.
235. Яковлев В.А. Аудиовизуальные средства обучения в формировании познавательной активности студентов в музыкально-исполнительской деятельности; Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1982. - 16 с.
236. Ясько A.M. Роль и значение различных типов наглядных пособий в процессе формирования научных понятий: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Харьков, 1952. - 15 с.
237. Allen, Dwight W. Microteaching. By dr. Dwight W.Allen, dr. James M. Cooper and mrs. Lorraine Poliakoff. Washington, Gov. print, off., 1972. - 31 c.
238. Berezovski 0. Mikronauczanie w doskonale-niu nauczycieli. "Nowa szkola". 1979, n. 5, c. 15-19.
239. Bowles, Michael. The art of conducting. Michael Bowles. With an introd. by Sir Adrian. Hew York, 1975. - 210 c.
240. Bubenik A. Vom Fern-Schen zum genauer Hin-Schen: UMZ -Serie uber den Einsatz technischen Medien im Unterricht: Video-Themen. Neue Musikzeitung, 1979, N c. 15.
241. Bubenik A. Wie Schuler mit Kameras lernen konnen: UMZ -Serie uber technische Medien im Unterricht: Einsatz von Film und Video. Neue Musikzeitung, 1978, N 15, c. 13.
242. Matthews, Glenn Thomas. An analysis and evaluation of methods for training skills in school music conducting.
243. Thesis. By Glenn Thomas Matthews. Ann Arbor (Mich.), Univ. microfilms, 1963, 7, 161 c.
244. Microteaching. Hesearch, theory and practice. An innovation especially as it relates to the Austral context. C.Turney, J.C.Clift, M.J.Dunkin, R.D.Traill. Sydney univ. press, 1973, 198 c.
245. Postman H. Television and the teaching of English. HY: Educational Media Council Inc., 1961. - 208 c.
246. Preuschoff G. Musik im Pernschen Herausforderung an den Musikunterricht. - Musik und Bildung, 1980, N 3, c. 151158.261'. Scherchen H. Handbuch des Dirigirens. Wien; Berlin, 1966, - 218 c.
247. Simons V. Schulfunk, Ende Oder Wende einer Ara?: Kriti-sches Bewusstsein gegen Informationsinflation. Berichte aus der Praxis. Heue Musikze&tung, 1978, IT 5, с. T, 16".