Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Интонационно-двигательное моделирование в структуре профессиональной подготовки учителя музыки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Хусаинова, Татьяна Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Интонационно-двигательное моделирование в структуре профессиональной подготовки учителя музыки», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Хусаинова, Татьяна Викторовна, 2000 год

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты использования интонационно-двигательного моделирования в профессиональной подготовке учителя музыки

1.1. Особенности специальной подготовки учителя музыки

1.2. Моделирование в современной образовательной практике

1.3. Интонационно-двигательное моделирование в структуре учебно-музыкальной деятельности

Глава 2. Исследование эффективности использования интонационно-двигательного моделирования в профессиональной подготовке учителя музыки

2.1. Содержание и особенности экспериментальной работы

2.2. Педагогическое обеспечение включения интонационно-двигательного моделирования в учебный процесс

2.3. Ход и результаты эксперимента 106 Заключение 131 Список литературы 135 Приложение

Введение диссертации по педагогике, на тему "Интонационно-двигательное моделирование в структуре профессиональной подготовки учителя музыки"

Постоянно возрастающие требования к подготовке педагогических кадров требуют изменения характера обучения, совершенствования теоретической базы и методического обеспечения в высшей школе. Особенно важно это в профессиональной подготовке учителя музыки, чья деятельность отличается многопрофильностью и необходимостью сочетания различных творческих областей духовной культуры современного общества.

В вузовской музыкально-педагогической теории и практике стоят сложные вопросы: меняется содержание музыкального образования, возникают новые формы подготовки учителя музыки, совершенствуется научно-методическое обеспечение и теоретическое обоснование учебного процесса. Школьная практика также предъявляет особые требования к подготовке учителя музыки. Все это повышает уровень требований к вузовскому музыкальному образованию.

Основными требованиями в подготовке учителя музыки остаются -комплексность, системность, художественно-творческая направленность, обусловленная спецификой музыкального искусства и его восприятия. Остается важным вопрос преодоления эмпиризма.

Один из вариантов решения данной проблемы мы видим в выявлении, обосновании и внедрении в практику профессиональной подготовки учителя музыки такого системообразующего фактора, который позволил бы комплексно рассматривать и осваивать музыкальные произведения как художественные ценности и как учебный материл одновременно.

Поскольку в основе выразительности исполнения музыкального произведения лежит верно найденное соответствие между музыкально-слуховыми представлениями и адекватной формой их осмысления и воспроизведения, то теоретической и практической основой поиска такого соответствия является интонация и движение, установление между ними связей, пронизывающих всю ткань музыкального произведения.

Степень профессионализма учителя музыки определяется умением сознательно регулировать и моделировать интонацию и движение, устанавливать интонационно-двигательные связи в зависимости от характера исполняемой музыки и, добиваясь выразительности и эмоциональной образности исполнения, создавать на этой основе музыкально-художественный образ. Поэтому формирование у студентов навыков интонационно-двигательного моделирования с целью изучения, исполнения и донесения до слушателя содержания музыкального произведения является одной из наиболее значимых задач профессиональной подготовки, решение которой будет содействовать творческому освоению профессии.

Важнейшим компонентом профессионального образования учителя музыки является хоровое дирижирование, освоение которого обеспечивает формирование личности дирижера-хормейстера, педагога и исполнителя. Необходимость развития специфических дирижерских умений и навыков неоднократно рассматривалась в работах видных дирижеров-исполнителей и педагогов-музыкантов (В.Л. Живов, С.А. Казачков, И.А. Мусин, А.М. Пазовский, К.Б. Птица, К.К. Пигров и др.).

Исходными педагогическими идеями являлись исследования творческой профессионально-педагогической подготовки учителя раскрытые в работах О.А. Абдуллиной, В.И. Загвязинского, Н.Д. Никандрова, А.А. Орлова, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.

Особый интерес в плане нашего исследования представляли теоретические работы по моделированию и практическому моделированию в педагогике Г.Н. Александрова, С.И. Архангельского, Н.Н. Гришановича, В.В. Давыдова, А.И. Исенко, В.И. Михеева, JI.M Фридмана, И.Т. Фролова, В. А. Штоффа и др.

Поскольку дирижерская техника представляет собой процесс передачи с помощью пространственной жестовой модели художественного образа музыкального произведения, то ей свойственны элементы моделирования как музыкально-слуховых, эмоционально-образных, так и пространственно-временных, слухо-двигательных связей. В связи с этим интонационно-двигательное моделирование объективно можно выделить в качестве педагогического средства, обеспечивающего эффективность профессиональной подготовки учителя музыки в классе дирижирования.

Однако данный аспект до настоящего времени не нашел достаточного отражения в педагогических исследованиях по проблемам вузовской подготовки педагога-музыканта.

Необходимость совершенствования форм и методов профессиональной подготовки учителя музыки, важным составным элементом которой является освоение интонационного и двигательного многообразия музыкальных произведений и неразработанность теоретико-технологических основ использования интонационно-двигательного моделирования в процессе воссоздания музыкального художественного образа обусловили актуальность проблемы и определили выбор темы исследования: "Интонационно-двигательное моделирование в структуре профессиональной подготовки учителя музыки "

Цель исследования - обосновать и разработать теоретико-технологические основы использования интонационно-двигательного моделирования в профессиональной подготовке учителя музыки.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на музыкальном отделении факультета педагогики и методики начального образования.

Предмет исследования - интонационно-двигательное моделирование как элемент дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки.

Гипотеза исследования заключается в следующем: интонационно-двигательное моделирование как элемент дирижерско-хоровой подготовки будущего учителя музыки может обеспечить творческое освоение профессии при условии:

• интеграции художественно-музыкальных и технологических аспектов обучения;

• определения последовательности реализации интонационно-двигательных связей с учетом особенностей освоения музыкального содержания.

В соответствии с целью и гипотезой определены конкретные задачи исследования:

1. Осуществить анализ психолого-педагогической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы по изучаемой проблеме.

2. Дать определение понятия "интонационно-двигательное моделирование" и рассмотреть его содержание и назначение в дирижерско-хоровой деятельности учителя музыки.

3. Определить последовательность реализации интонационно-двигательных связей, исходя из особенностей освоения содержания музыкальных произведений.

4. Экспериментально проверить выдвинутые гипотетические предположения.

Методологической основой исследования явились: психолого-педагогическая теория деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.); исследования закономерностей развития физиологии движений (И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, В.П. Зинченко, А.В. Запорожец, JI.B. Чхаидзе и др.); интонационная теория музыки (Б.В. Асафьев); теория моделирования (В.В. Кра-евский, В.А. Штофф и др.); положения искусствознания, музыкальной психологии и музыкознания о природе художественно-интонационного освоения действительности (Л.С. Выготский, JI.A. Мазель, В.В. Медушев-ский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор, Г.М. Цыпин); теория дирижерского исполнительства (М.М. Багриновский, Г.Л. Ержемский, С.А. Казачков, М.М. Канерштейн, И.А. Мусин, К.А. Ольхов, К.К. Пигров, К.Б. Птица, В.Г.

Ражников и др.); теория музыкального обучения и воспитания (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, В.В. Меду-шевский, Б.М. Теплов и др.); теория профессиональной подготовки учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, К.П. Матвеева, И.Н. Немыкина, Т.А. Первушина, Б.Д. Яркин и др.).

В ходе исследования нашли применение следующие методы: теоретические — анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и хороведческой литературы по проблемам работы с хором и хормейстерской подготовки учителей музыки; анализ, обобщение и систематизация теоретического и практического опыта подготовки учителей музыки к хормейстерской деятельности; структурно- функциональный анализ; эмпирические — наблюдение процесса исполнительской деятельности руководителей хоровых коллективов и студентов; метод экспертной оценки; педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в течение 1992-2000 г.г. в условиях естественно протекающего учебного процесса на базе музыкального отделения факультета педагогики и методики начального образования Стерлитамак-ского государственного педагогического института.

Выделенные цель, задачи и гипотеза исследования определили его логику и методы, которое проводилось в три этапа.

Первый этап (1992-1993 г.г.) - изучение состояния проблемы в теории и практике и разработка методики исследования, определение этапов исследования, формирование гипотезы и определение пути ее решения.

На основе анализа литературы по проблеме систематизировался дидактический материал и вычленялись условия реализации интонационно-двигательного моделирования, способствующие эффективности изучения курса "Хоровое дирижирование". Изучалось состояние проблемы в практике и выявлялись причины недостатков ее реализации.

На основе полученных данных были определены общие ориентиры для осуществления интонационно-двигательного моделирования, позволяющего эффективно изучать музыкальное произведение. Это создало предпосылки для определения познавательно-практических задач, позволяющих осуществлять интонационно-двигательное моделирование в учебном процессе.

Второй этап (1993-1995 г.г.) - организация экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента, разработка экспериментальной методики обучения, выявление условий осуществления интонационно-двигательного моделирования в учебном процессе в классе дирижирования.

Были выявлены теоретические основы интонационно-двигательного моделирования. Для этого был необходим: анализ проблем, решаемых в теории и практике подготовки студентов к дирижерско-хоровой деятельности. Это позволило выявить условия осуществления интонационно-двигательного моделирования. Далее подбирался музыкальный репертуар, в соответствии с выделенными условиями и учебной программой, для чего анализировались ее содержание и исходный уровень музыкальной подготовки студентов. На основе проведенного изучения, намечали доступные способы решения задач исследования.

Третий этап (1995-2000 г.г.) - уточнение содержательных основ экспериментальной методики обучения, формирующий эксперимент, оформление результатов экспериментальной работы, внедрение интонационно-двигательного моделирования как учебно-педагогического приема в практику дирижерско-хоровой подготовки студентов.

Основному формирующему эксперименту предшествовал поисковый, который был необходим для уточнения параметров всей системы. Прежде всего исследовались механизм, форма, место интонационно-двигательного моделирования на занятиях. Это позволило нам внести изменения в методическую систему с целью ее детального совершенствования, учитывая данные предварительного эксперимента.

После этого проводился формирующий эксперимент. По данным, полученным в результате опытно-экспериментальной работы, определялось влияние обучения, построенного на основе интонационно-двигательного моделирования, на качество музыкально-педагогической подготовки студентов. Для этого необходимо было: выявить влияние экспериментального обучения на развитие дирижерско-хоровой деятельности студентов; изучить достигаемый уровень в результате экспериментального обучения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Впервые интонационно-двигательное моделирование рассматривается в единстве содержательного и технологического аспектов: 1) как содержательный элемент, обеспечивающий воссоздание музыкального художественного образа через установление интонационно-двигательных связей посредством интеграции музыкально-слуховых представлений и двигательных дирижерских действий; 2) как технологический прием, обеспечивающий целостность освоения музыкального содержания.

Выявлена и экспериментально проверена последовательность введения интонационно-двигательного моделирования как содержательного элемента и технологического приема в учебный процесс, включающая три этапа: анализ интонационно-двигательных связей хоровой партитуры; поиск жестов, отражающих данные связи; воплощение жестов в дирижерской технике.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке структуры и уровневой характеристики интонационно-двигательного моделирования; определении содержательных и технологических основ, а также условий его включения в процесс профессиональной подготовки учителя музыки.

Практическая значимость работы состоит в том, что представленная в исследовании последовательность включения в учебный процесс приемов интонационно-двигательного моделирования позволяет обеспечить эффективность профессиональной подготовки учителя музыки. Материал исследования обладает универсальностью и в несколько адаптированном виде может использоваться при организации учебного процесса как в цикле исполнительских, так и музыкально-теоретических дисциплин в музыкальных учебных заведениях.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на методологию личностно-деятельностного подхода; использованием методов теоретического и экспериментального исследования, воспроизводимостью результатов исследования; доказательностью качественных выводов и характеристик количественными данными и методами математической статистики с использованием персонального компьютера.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интонационно-двигательное моделирование как элемент дирижерско-хоровой деятельности в профессиональной подготовке учителя музыки обеспечивает ориентацию студентов на творческое освоение профессии, так как позволяет интегрировать художественно-музыкальный и технологический аспекты обучения.

2. Интонационно-двигательное моделирование является эффективным и целесообразным учебно-педагогическим приемом, раскрывающим выразительные функции дирижерских действий.

Апробация результатов исследования осуществлялась при обсуждении на кафедрах теории, истории музыки и музыкальных инструментов Уральского государственного педагогического университета, методики музыкального воспитания Стерлитамакского государственного педагогического института, в выступлениях на научно-практических конференциях в городах Екатеринбург, Уфа, Стерлитамак (1995-2000 г.г.), через публикацию научно-исследовательских и методических материалов путем внедрения в практику работы музыкального отделения факультета педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института.

Мысль, интонация, формы музыки - все в постоянной связи: мысль, чтобы стать звуково выраженной, становится интонацией, интонируется.

Асафьев Б.В [22,с.211]

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Превращение моделирования в одно из средств обучения, происходит параллельно с развитием музыкальной науки, и стало фактом с тех пор, как в музыкальной педагогике стало возможным применение логических конструкций высокого уровня обобщения. Специфика моделирования в том, что оно выражает активное образно-логическое отношение к музыкальному произведению. В музыкальной педагогике стирается четкое различие между художественным и логическим, в обучении оно совмещается. Всякое обучение включает логическое. С развитием моделирования в музыкальной педагогике обучение становится образно-логическим. Моделирование позволяет понять закономерности развития художественного образа на основе анализа музыкального текста. Основными анализируемыми элементами (или обобщенными понятиями) являются интонация и движение, художественный образ и художественно-слуховые представления. Определена возможность переложения интонационно-двигательных связей на образно-логический язык, позволяющий переводить содержание любого объема музыкального произведения в определенную конструкцию. Использование образно-логического языка помогает учитывать интеллектуальные возможности студентов и позволяет каждому из них постигать обобщения различной степени сложности.

Моделирование в обучении расширяет базу методических приемов. Обучение становится гибче, подвижнее. В отличие от традиционного, не использующего моделирование, обучение на основе интонационно-двигательного моделирования объединяет и сливает в одно целое деятельность преподавателя и студента. Таким образом, обнаруживается двоякая роль интонационно-двигательного моделирования, которую оно выполняет в обучении: является средством образно-логического анализа музыкального произведения и учебно-педагогическим приемом широкого спектра действия, используемым преподавателем в обучении студентов.

Моделирование входит в обучение, органически встраивается в музыкальную педагогику. Интонационно-двигательное моделирование не замещает традиционное обучение, оно его конструирует иным образом, концентрируя в себе то, что раньше было разбросано, не связано в плане установления образно-логических связей.

Проведенное исследование подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ музыковедческой, музыкально-педагогической литературы показал, что проведенные исследования не рассматривали процесс изучения музыкального произведения с позиций его интонационно-двигательных связей. Система дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки также не учитывала соотнесенности движения, развития интонации с дирижерскими действиями и их значения в создании музыкально-художественного образа.

2. Умение сознательно регулировать и моделировать интонацию и движение, устанавливать интонационно-двигательные связи в зависимости от характера исполняемой музыки является показателем профессионализма педагога-музыканта. Поэтому интонационно-двигательное моделирование как художественный и технологический прием изучения, исполнения и донесения до слушателя содержания музыкального произведения обеспечивает творческое освоение профессии.

3. Интонационно-двигательное моделирование как форма выражения музыкального содержания и как элемент дирижерско-хоровой подготовки студентов включает единство содержательного и технологического аспектов, благодаря чему обеспечивается целостность освоения музыкального содержания: музыкальный художественный образ воссоздается через установление интонационно-двигательных связей посредством интеграции музыкально-слуховых представлений и двигательных дирижерских действий.

4. Логика освоения и восприятия музыкальных произведений обусловливает последовательность и уровневые характеристики интонационно-двигательного моделирования, в основе которых лежат соответствующие музыкально-слуховые представления и слухо-двигательные связи: иллюстративно-моделирующий - первичное восприятие и воспроизведение нотного текста на основе анализа; эскизно-моделирующий - создание исполнительского эскиза на основе данных восприятия и анализа; исполни-тельско-моделирующий - реализация исполнительского замысла в соответствии с осознанными и обощенными интонационно-двигательными связями; творчески-моделирующий - интерпретация музыкального художественного образа на основе личностного осмысления и воссоздания этих связей.

5. Основные положения технологии освоения студентами навыков интонационно-двигательного моделирования заключаются в признании интонации и движения равноправными компонентами содержания музыкальной подготовки; приведении в соответствие двигательного «и интонационного компонентов познавательной деятельности студентов, создании ситуации одновременности их функционирования: исполнительская реализация художественного образа требует от исполнителя технического воплощения (соответствующая интонация и ее жестовое воплощение); интонационная логика как логика действия подчинена цели исполнения, определяет его целостность и придает выразительность художественному образу.

6. Экспериментальная работа зафиксировала позитивные тенденции в профессиональном развитии студентов при целенаправленном освоении ими интонационно-двигательного моделирования как художественного и технологического приемов освоения музыкального содержания и показала необходимость дальнейшей разработки проблемы, на уровне конкретизации методики обучения различным музыкальным дисциплинам.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хусаинова, Татьяна Викторовна, Екатеринбург

1. Абдулпии Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки в вузе // Методология музыкального образования: Проблемы, направления, концепции. М., 1999. - С. 3-15.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1983. -112 с.

3. Абдуллина О., Маркова Н. Инновации и стандарты. Мониторинг педагогического образования // Высшее образование в России- 1999-№5.-С. 78-82.

4. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. -140 с.

5. Абутидзе Н.Н. Музыкальная подготовка учителя начальных классов в условиях обучения игре на инструменте: Автореф. дис. . канд. пед. наук М., 1989.- 16 с.

6. Авратинер В. Принципы дидактики и их применение в музыкальной педагогике: Метод, материалы по педагогике. М., 1969 - Вып. 1. -С. 35-48.

7. Александров Г.Н., Шарипов В.Ф. Проблемы формирования модели личности специалиста. М.: Знание, 1984. - С. 69-90.

8. Алиев Ю.Б. Восприятие исполнительских средств выразительности в повышении музыкальной культуры учащихся-подростков // Музыкальное воспитание школьников и профессиональная направленность подготовки учителя музыки. М.: Прометей, 1989. С. 87 - 101.

9. Ллявдина А.А. Практические вопросы исполнительской техники // Советская музыка.- 1936 № 9. - С. 68-71.

10. И.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Ленингр. ун-т, 1963.-339 с.2Андреева JJ.M. Методика преподавания хорового дирижирования-М.: Музыка, 1969. 120 с.13Анохин П. К. Кибернетика функциональных систем: Избр. тр.-М.: Медицина, 1998. 397 с.

11. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр.- М.: Наука, 1978 400 с.

12. Апраксина О.А. Методы музыкального воспитания в школе М.: Просвещение, 1983. -221 с.

13. Хв.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

14. Апресян З.Г. Свобода художественного творчества. М.: Искусство, 1985. - 253 с.

15. Архангельский С. 14. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

16. Архангельский С.И., Михеев В.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974. -48 с.

17. Асафьев Б. Речевая интонация. М.-Л., 1965. - 136 с.

18. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском 2-е изд. - Л., 1977. -68 с.

19. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. В кн.: Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраскина. Просвещение, 1990. - 207 с.

20. Баренбойм JI. Путь к музицированию. Исследование 2-е изд., доп. - Л.: Совет, композитор, 1979. - 352 с.

21. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-335 с.

22. ЪО.Безрукова B.C. Педагогика.- Екатеринбург: Изд-во Свердлов, ин-женер.-пед. ин-т, 1993. 320 с.

23. Белкин А. С. Вопросы диагностики отклонений в нравственном развитии учащихся // Советская педагогика. 1976. - № 7. - С. 57-60.

24. Ъ2.Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.255 с.

25. ЪЪ.Бернштейн Н.А. Общая биомеханика. Основы учения о движениях человека. М.: РИО ВЦСПС, 1926. -416 с.

26. ЪА.Бернштейн Н.А. Очередные проблемы физиологии активности // Проблемы кибернетики М.: Наука, 1961Вып. 6. - С. 101-160.

27. ЪЪ.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 349 с.

28. ЪЬ.Бешелев С.Д., Гуревич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок-М.: Статистика, 1974.- 160 с.37 .Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1991. - 347 с.

29. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1456 с.

30. Брейтбург А. Значение физиологического учения Павлова для музыкальной педагогики и музыкального исполнительства // Вопросы музыкознания. Ежегодник,- М.: Музгиз, 1954 Вып. 1. - С. 108-149.

31. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

32. Бенедиктова Н.В. Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя музыки. В сб.: Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: Сб. науч. тр,-М.: МГПИ, 1985.- 151 с.

33. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1965.379 с.

34. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Моск. гос. пед. ун-т, 1985. - 45с.

35. Гинзбург JI. Дирижерское исполнительство М.: Музыка, 1975.619 с.

36. Гинзбург Л. Дирижеры и оркестры: вопросы теории и практики дирижирования // Избранное. М.: Совет, композитор, 1981. - 299 с.

37. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. - 495 с.

38. Горская И.Ю. Педагогические условия становления оценочных суждений учителя музыки в процессе хормейстерской подготовки: Дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. - 147 с.

39. Готсдииер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся // Вопросы музыкальной педагогики- М.: Музыка, 1980-Вып. 2.-С. 10-29.

40. ЪХ.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. 190 с.

41. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. - 464 с.

42. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977. 135 с.

43. Григорьев В.Ю. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1986.-Вып. 7. - С. 65-81.55 .Гришанович Н.Н. Модель специалиста. Минск, 1985. - 86 с.

44. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник-М., 1999. 525 с.

45. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов).- М.: Педагогика, 1972.-92 с.

46. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

47. Елисеева B.C. Содержание и система обучения хоровому дирижированию на музыкально-педагогическом факультете педагогического института: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1979 23 с.

48. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика. -СПб. 1993. 223 с.66Живов B.JI. Исполнительский план хорового произведения М.: Музыка, 1987. - 95 с.

49. Журавлев В.И. Связь педагогики с другими отраслями научного знания // Советская педагогика.- 1990- № 4 С. 47-52.

50. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. - 174 с.

51. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.

52. Ю.Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка: Избран, психолог. тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - 320 с.

53. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960. - 430 с.

54. Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижера. М.: Музыка, 1973, -76 с.

55. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. - 240 с.1%.Исенко AM. Музыкальное моделирование как новый метод фортепианного обучения: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1995. 122с.

56. Ителъсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. - 217 с.

57. S0.Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.-206 с.

58. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.328 с.

59. Кадцын JI.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1990. - 303 с.83 .Казачков С.А. Дирижёрский аппарат и его постановка. М.: Музыка, 1967.- 110 с.

60. Л.Казачков С.А. От урока к концерту. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990.-343 с.

61. Кан Э. Элементы дирижирования: Пер. с англ. Д.Далгата. Л.: Музыка, 1980. -216 с.

62. Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования. М.: Музыка, 1965. -221 с.

63. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество М., 1990.-140 с.

64. Коган JI.H. У врат мастерства. М.: Совет, композитор, 1977.173 с.91 .Козлов Н.И. Проблема методов в музыкальной педагогике: Учеб,-метод. пособие. Чита: Изд-во Забайкал. гос. пед. ун-та., 1998 -51 с.

65. Колышева Т.А. Стимулирование интереса к профессии учителя музыки у первокурсников (На занятиях хорового класса) // Активизация учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете: Межвуз. сб. науч. тр. Куйбышев, 1983. - С. 3-18.

66. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975.-720 с.

67. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л.: Музыка, 1986.70 с.

68. КраевскийВ.В. Педагогическое знание-Волгоград, 1996,-С. 154.

69. Кузъмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебн. пособие-Л.: Ленинград, гос. ун-т, 1980- 172 с.

70. Лавриков Ю.А. О модели профессиональной подготовки экономиста. Улучшение подготовки экономистов и экономической подготовки инженеров. Д., 1973. - 72 с.

71. Лезииа Л.Г. Развитие вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. - 20с.

72. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975.-302с.

73. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.

74. Мазелъ Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. М.: Музыка, 1991. - 2-е изд. - 80 с.

75. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учеб. пособие по специальности «030700 Музыкальное образование». - М., 1999. - 65 с.

76. Малько Н.А. Техника дирижирования- М.: Музыка, 1965.99с.

77. Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1991.-88 с.

78. Матвеева К.П. Формирорвание навыков управления певческой деятельностью школьников как существенный компонент в подготовке учителя музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1981 - 16 с.

79. Медушевский В. Человек в зеркале интонационной формы. -М.: Советская музыка, 1980. 92 с.

80. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

81. Медынь Я.Г. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин-М.: Музыка, 1977 135 с.

82. Методология музыкального образования: Проблемы, направления, концепции / Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: 1999. - 118 с.

83. Методология педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1980. - 166 с.

84. Методы овладения репертуаром в профессиональной подготовке учителя музыки: Метод, рекомендации студентам заочного отделения и слушателям ФПК / Составитель ИЛ. Смирнова. Свердловск, 1982. -17 с.

85. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Писку-нова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 255 с.

86. Мильштейн Я.И. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критике и воспитании исполнителя. // Мастерство музыканта исполнителя. М., 1972. Вып. 1. - С. 3 - 56.

87. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высш. шк., 1987. - 200 с.

88. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е.Э. Смирновой. Л.: Ленинград гос. ун-т. - 1984.-177 с.

89. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. -120 с.

90. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. М.: Academia, 1999. 184 с.

91. Музыкальная энциклопедия- М.: Сов. энциклопедия, 1973— 1981.-Т. 1-6.

92. Мусин И. О воспитании дирижера: Очерки. Л.: Музыка, 1987. - 247 с.

93. Мусин И.А. Техника дирижирования. 2. изд., доп. - СПб. : Просветит.-изд. центр "ДЕАН-АДИА-М" : Пушкин, фонд, 1995. - 294с.

94. Надырова Д.С. Совершенствование методов развития эмоциональной отзывчивости на музыку: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1987. - 16 с.

95. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. -319 с.

96. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. 383 с.

97. Найи А. Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике.- Челябинск: УралГАФК, 1996. 144 с.

98. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.- М.: Музгиз, 1988.-240 с.

99. Немеиский БМ. Направление, опередившее время // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. М.: Флинта, 1999.-С. 3-5.

100. Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: Учеб. пособие.- Свердловск: Свердлов, пед. ин-т., 1988. -64 с.

101. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие-Екатеринбург: Урал. пед. ин-т., 1993- 64 с.

102. Немыкина И.Н. Теоретические основы формирования обобщённых понятий в профессиональной подготовке учителя музыки: Монография- Екатеринбург: Урал. гос. пед.ун-т., 1997 156 с.

103. О методологических и методических принципах построения модели специалиста высшей квалификации / Отв. ред. А. К. Сухотин. -Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1979. 218 с.

104. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижёрской техники. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1984. - 160 с.

105. Орлов А.А. Цели профессионально-педагогической подготовки учителя // Новые исследования в пед. науках. М., 1990. - № 1. - С. 74-78.

106. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. -М.: Музыка, 1984. 302 с.

107. Осеннева М.С.,Самарин В.А.,Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие для студ. муз-пед. отд. и фак. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.

108. Остова Л.В. Эскизное разучивание произведений в фортепианном классе Свердловск, 1976. - 14 с.

109. Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь). Екатеринбург, 1995. - 22 с.

110. Павлов Б. И. Теоретические основы дирижерской техники : Учеб. пособие. СПб.: Санкт-Петербург, гос. акад. культуры, 1995. - 59 с.

111. Лазовский AM. Записки дирижёра. М.: Музыка, 1966. - 562с.

112. Панкевич Г.И. Искусство музыки. М.: Знание, 1987. - 112 с.

113. Пашкина Л.Я. Совершенствование профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета в процессе освоения музыки для детей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1987. -16 с.

114. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Рос. пед. агентство, 1996. -602 с.

115. Пеленкова Л.Л. Моделирование эмоционально-образного содержания музыкального произведения в классе дирижирования // Активизация учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете: Межвуз. сб. науч. тр. Куйбышев, 1983. - С. 40-46.

116. Первушина Т. А. Формирование готовности студентов музыкально-педагогического факультета к работе с хором: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1985. - 16с.

117. Перфильева И.А. Философско-эстетические основания новой парадигмы музыкально-педагогического образования // Методология музыкального образования: Проблемы, направления, концепции. -М., 1999. -С. 28-37.

118. Петрушин В.М. Музыкальная психология. М.: ТОО «Пассим» 1994.-304 с.

119. Петрушин В.И. Музыкальная психология.: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. - 384 с.

120. Пигров К.К. Руководство хором. М.: Музыка, 1964. -220 с.

121. Подласный И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. -М.: Просвещение, 1996. 432 с.

122. Подуровский В.М. Ошибочные действия учащихся-музыкантов как психолого-педагогическая проблема: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1996.-26 с.

123. Подымова JI.C. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Автореф. дис. . д-ра пед. наук М., 1996. -32 с.

124. Полонский В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики //Педагогика 1997.-№ 1- С. 14 - 19.

125. Птица КБ. О музыке и музыкантах: Сб. статей. М.: Мисти-кос Логинов, 1994. - 438 с.

126. Пушкин В.Н. Наука о творческом мышлении. М.: 1968. - 93с.

127. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. -141 с.

128. Ражников ВТ. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.-96 с.

129. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972.172 с.

130. Романова JI.В. Художественная картина мира как средство реализации культурологической направленности музыковедческой подготовки учителя музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995.-25 с.

131. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.

132. Ручъевская Е. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. - 160 с.

133. Рыбакова Н.А. Музыкальная подготовка будущих учителей начальных классов на основе мотивационного программно-целевого управления: Дис. . канд. пед. наук. Барнаул, 1997. - 197 с.

134. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор, 1961.-271 с.

135. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников: Учеб. пособие Свердловск: Изд-во Свердлов, гос. пед. ин-та, 1989. -62 с.

136. Сентготаи Я., Арбиб М. Концептуальные модели нервной системы. М.: 1976. - 112 с.

137. Сивизьянов А.С. Проблема мышечной свободы дирижёра хора. -М., 1983.-51 с.

138. Сигов И.И. Проблемы разработки конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля // Научно-методические проблемы разработки конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля. Л., 1974. - 78 с.

139. Сизова Е.Р. Образовательные возможности компьютерных обучающих программ в процессе музыковедческой подготовки учащихся музыкально-педагогического колледжа: Дис. . канд. пед. наук: Екатеринбург, 1996. - 147с.

140. Сизова JI.C. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. М.: Ин-т практ. психологии, 1997- 104 с.

141. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.

142. Скрипкина Э.А. Особенности первого этапа работы студента над хоровым произведением в классе дирижирования // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. М.: Москов. гос. пед. ин-т, 1885. - 151 с.

143. Скрипкина Э.А. Развитие сознательности и эмоциональности учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его подготовки в классе дирижирования музыкально-педагогического факультета пединститута: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1979. - 16 с.

144. Сластенин В.А. Профессионально-педагогическая подготовки современного учителя // Советская педагогика. 1991. - № 10. - С. 79-81.

145. Сластенин В.А. Профессионально-педагогическая подготовки современного учителя// Советская педагогика. -1991.-№10.-С. 79-81.

146. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. -М.: Музыка, 1990. 320 с.

147. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. - 136 с.

148. Совершенствование специальной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1984. 17 с.

149. Соколов А.С. Музыка вокруг нас. М.: «ИДФ», 1996. - 224 с.

150. Соколова Н.В. Формирование познавательного интереса студента средствами вокально-хорового репертуара: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1981. - 16с.

151. Сохор А.Н. Логическая структура учебного материала.- М.: Педагогика, 1974. 192 с.

152. Социальная педагогика: Авт. курс лекций / В.Д. Ширшов, С.В. Ширшов. Екатеринбург: Зерцало-Урал, 1997. - 58 с.

153. Спирин Л.Ф., Журавлев В.И., Орлов ЮМ. и др. Методы педагогических исследований / Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение. -1972. -160 с.

154. Спутник учителя музыки / С.С.Балашова, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов и др.; Сост. Т.В.Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.

155. Сраджев В.П. Взаимодействие слуховой и двигательной сфер в процессе формирования исполнительской техники пианиста: Дис. . канд. искусств, наук. Л., 1985. - 175 с.

156. Суслова Н.В. Концепция структурной модели музыкального мышления // Методология музыкального образования: Проблемы, направления, концепции. М., 1999. - 118 с.

157. Сухобская Г. С. Психология в управлении: продолжение, диалога с директором школы Спб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 1999. - 80 с.

158. Сэт Э.К. Развитие творческой активности студентов в классе дирижирования музыкально-педагогического факультета педагогического института: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1973. - 16 с.

159. Талалай Б.И. Формирование исполнительских (двигательно-технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах (На материале учебной работы в классе виолончели): Дис. . канд. пед. наук.-М., 1982.- 178 с.

160. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н.Ф.Талызина, Н.Г. Печенюк, Л.Б. Хихловский Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987.- 176 с.

161. Теплое Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: Известия АПН СССР, 1946 - С. 7-26.

162. Томипъцев А.В. Моделирование ведущий принцип совершенствования организации учебного процесса в педагогическом колледже: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1997. - 22с.

163. Умов Н.А. //Соч.-М., 1916.-Т. 3.- 354 с.

164. Фейнберг С.В. Пианизм как искусство.- М.: Музыка, 1969.600 с.

165. Философский словарь. М., 1972. - 112 с.

166. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 526 с.

167. Формирование модели деятельности специалиста в высшем образовании / Ред. Е.Э. Смирнова. Томск: Томский ун-т, 1984. - 198 с.

168. Фридман JIM. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. - 80 с.

169. Фролов И.Т. Гносеологические проблемы. Моделирование.-М.: Наука, 1961.- 172 с.

170. Хейстер ИМ. К вопросу о моделировании объёма знаний выпускников вуза. В кн.: Научная организация труда в вузе. - М., 1969. -С. 95-113.

171. Хрестоматия по методике преподавания дирижирования. Пособие для обучающихся в магистратуре. М.: Прометей, 1994- Вып. 138 с.

172. Целковников Б.М. Поиск методологических основ исследования проблемы мировоззрения учителя музыки // Методология музыкального образования: Проблемы, направления, концепции.- М., 1999.- С. 15-27.

173. Цыпин Г. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Совет, композитор, 1988. - 384 с.

174. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения: Пособ. для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. -384 с.

175. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Моск.гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина, 1975. -106 с.

176. Чабанный В. Ф. Стили управления хором. СПб.: Ленингр. обл. ин-т усоверш. учителей, 1995. - 53 с.

177. Чернова Л.В. Совершенствование способов самоконтроля в процессе формирования вокальной интонации у младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1990. 16 с.

178. Чин Г. К. Особенности работы с хором: Учеб.-метод. пособие-Майкоп : Адыг. респ. кн. изд-во, 1994. 53с.

179. Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека.- М.: Физкультура и спорт, 1970. 136 с.

180. Шалимова З.Н. Работа над музыкальным произведением в классе дирижирования // Хрестоматия по методике преподавания дирижирования. М.: Прометей, 1994. С. 12 -16.

181. Шацкая В.Н. Основные программы по слушанию музыки в школе. // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраскина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

182. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1994. - 128 с.

183. Школяр Л. «Музыка в школе». Круглый стол РАМ им. Гнеси-ных и РАО // Искусство в школе. 1999. - № 2. - С. 11-12.

184. Школяр Л. Обновление содержания музыкального образования // Искусство в школе. 1995. - № 2. - С. 59-61.

185. Штофф В.А. Моделирование и философия. Л.: Наука (Ле-нингр. отд-ние), 1966. - 301 с.

186. Шулъпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. - 128 с.

187. Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии. -1981.-№ 5.-С. 13-21.

188. Эльконин ДБ. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989 - 560 с.

189. Эстрииа Т.А. Формирование восприятия хорового дирижирования на уроках дирижирования // Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М., 1979. С. 29 - 35.

190. Яркий БД. Интенсификация хормейстерской подготовки студентов музыкально-педагогического факультета пединститута в ходе хорового практикума: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1990. - 16 с.

191. Яркий БД. Интенсификация хормейстерской подготовки студентов музыкально-педагогического факультета в ходе хорового практикума: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1990, 16 с.

192. Weisberg Arthur. Performing twentieth-century music : A handb, for conductors a. instrumentalists / Arthur Weisberg. New Haven; London : Yale univ. press, Cop. 1993. - 142c.