Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Репродуктивный метод обучения музыке как сложносоставная и многоуровневая структура

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Вановская, Ирина Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тамбов
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Репродуктивный метод обучения музыке как сложносоставная и многоуровневая структура», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Вановская, Ирина Николаевна, 2000 год

Введение.3

Гл. I Репродуктивный метод обучения в теории и практике преподавания музыкальных дисциплин.12

1. Репродуктивный метод обучения в истории педагогики: взгляд в прошлое.12

2. Структура и функции репродуктивного метода в современной теории и практике преподавания.18

3. Методы обучения: возрастной аспект.33

Гл. II Методологические проблемы обучения музыке.47

1. Особенности усвоения учащимися музыкально-теоретического материала.47

2. Упражнение как способ усвоения музыкально-теоретического материала.58

3. Метод обучения как сложное полифункциональное образование.76

Гл. Ill Опытно-экспериментальное исследование учебно-образовательного потенциала репродуктивного метода обучения музыке и методики его использования.103

1. Педагогические наблюдения.103

2. Педагогические собеседования и анкетирование.123

3. Обучающий (формирующий) эксперимент.141

Выводы.151

Введение диссертации по педагогике, на тему "Репродуктивный метод обучения музыке как сложносоставная и многоуровневая структура"

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. В российской педагогической науке идёт сегодня интенсивный поиск новых приёмов и способов обучения, адекватных веяниям времени и новым тенденциям в жизни общества. Переосмысление традиционных подходов в обучении приводит - как в теории, так и на практике - к нарастанию двух противоположных тенденций. С одной стороны, есть все основания говорить об устремлённости современной педагогики к активизации творчески-поисковой деятельности учащихся. С другой стороны, не менее заметно стремление к «технологизации», алгоритмизации учебного процесса, в том числе и в области гуманитарных дисциплин. В русле этих тенденций наибольшее распространение в реальном педагогическом процессе получают сегодня методы, содействующие интенсификации позновательной учебной деятельности /исследовательский метод/, либо методы «технологического» уровня /компьютеризация обучения и др./.

На фоне этих тенденций обращает на себя внимание известное снижение интереса к репродуктивному методу обучения. Ему подчас не уделяется должного внимания /во всяком случае в теоретических изысканиях дидактов/, не делается попыток выявить его ранее не реализовавшиеся возможности. Это не может не иметь негативных последствий, так как примат каких-либо методов обучения - одних за счёт других - неизбежно вносит дисбаланс в многоуровневую и сложноорганизованную систему педагогических воздействий на учащихся, приводит, как показывает практика, к ощутимому снижению результатов обучения.

Сказанное имеет прямое и непосредственное отношение к преподаванию музыки. И здесь репродуктивный метод подвергается подчас необоснованной критике: его роль и значение умаляются, его природа и сущность трактуются более чем упрощённо. Между тем, именно репродуктивный метод всегда был и поныне остаётся одним из принципиально важных при обучении музыке, как и другим дисциплинам художественно-эстетического цикла. Его атрибутивные качества и свойства: экономичность способов сообщения учащимся необходимой учебной информации; относительная простота и надёжность процессов восприятия и усвоения нужного материала; практически гарантированная адекватность восприятия разного рода данных, сообщаемых учителем; достаточно быстрая ассимиляция соответствующих систем знаний, умений и навыков; опора на упражнение как один из центральных компонентов учебной работы - всё это говорит об исключительной важности репродуктивного метода, обеспечивающего создание прочной профессиональной базы в ходе подготовки музыканта любой специальности.

Между тем, позитивные аспекты репродуктивного метода специально не исследовались представителями музыкально-педагогической науки. Последние чаще всего сосредотачивались на критике этого метода. Его потенциальные дидактические возможности, его диалектически сложные связи и отношения с другими методами обучения фактически оставались и остаются вне поля зрения специалистов. Не решены -на теоретическом уровне - проблемы применения репродуктивного метода на различных возрастных этапах и стадиях профессиональной эволюции учащегося. Отсюда - АКТУАЛЬНОСТЬ настоящего исследования.

Его ЦЕЛЬ - раскрыть в ходе теоретического и методологического анализа природу и сущность репродуктивного метода обучения музыке; выявить его учебно-образовательный потенциал, его реальные возможности и перспективы в ходе подготовки музыканта-профессионала. Целью исследования является также обнаружение корреляционных связей и зависимостей между многообразными /в том числе и творческими/ действиями учащихся-музыкантов в интегрально структурированном учебном процессе.

ОБЪЕКТ исследования - педагогические условия, необходимые для максимально полного выявления атрибутивных качеств и свойств репродуктивного метода в сфере преподавания музыкальных дисциплин, условия, способствующие органичному и естественному переходу информационно-объяснительных методов обучения в реп родуктивно-поисковые, а тех, в свою очередь, в творчески-эвристические.

ПРЕДМЕТ исследования - процесс преподавания музыкально-теоретических дисциплин /сольфеджио, гармония, анализ музыкальных произведений/ в специальных музыкальных учебных заведениях.

В исследовании были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

- раскрыть с общедидактических и частнопредметных /музыкально-педагогических/ позиций природу и типологические особенности репродуктивного метода, используемого в практике преподавания музыкально-теоретических и исполнительских дисциплин;

- проанализировать совокупность внешних и внутренних условий применения репродуктивного метода в музыкально-теоретических классах /сольфеджио, гармония, анализ музыкальных произведений/;

- уточнить конкретные приёмы и способы учебной работы в музыкально-теоретических классах, образующие в комплексе репродуктивный метод преподавания как сложное, многоуровневое образование, проникнутое внутренними иерархическими связями и отношениями;

- заострить внимание на факторах, обеспечивающих постепенный, последовательный, логичный переход информационно-объяснительных действий педагога-музыканта в объяснительно-побуждающие (стимулирующие активность ученика) и частично-поисковые;

- выявить тенденции, снижающие эффективность действий преподавателей и учащихся на музыкальных занятиях, затрудняющие переход этих действий на более высокий - репродуктивно-творческий, креативный - уровень;

- разработать и обосновать конкретные рекомендации, нацеленные на оптимизацию условий использования репродуктивного метода на занятиях музыкой; проверить их реальную эффективность.

ГИПОТЕЗА исследования:

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ВЫВОДЫ

1. В ряде теоретических исследований последних лет, в высказываниях многих педагогов-практиков нетрудно усмотреть сегодня определённую недооценку репродуктивного метода обучения, что относится, в частности, к художественно-творческим учебным дисциплинам, в том числе и музыкальным. Подобное положение вещей чревато негативными последствиями как для учащихся, так и для учителей. Можно с уверенностью утверждать /настоящее исследование это подтвердило/, что репродуктивный метод полностью сохранил свои дидактические ресурсы. Это - первое. И второе: примат одних, даже наиболее современных и популярных методов /приёмов и способов/ учебной работы за счёт других, т.е. какой-либо дисбаланс в этом плане, не может не сказываться отрицательным образом на качестве всей учебной работы.

2. Репродуктивный метод представляет собой динамичную, многоуровневую, сложносоставную структуру. В рамках данного метода имеют место различные уровни: а/пассивное репродуцирование, б/ активное репродуцирование, в/ репродуцирование, содержащее в себе - в различных взаимоотношениях и пропорциях - творческие элементы, что даёт основания говорить о репродуктивно-творческом методе учебной работы.

Задача педагога, более того, основной вектор его деятельности заключается в том, чтобы держать курс на постоянное обогащение методики преподавания, на постепенный и плавный перевод учащихся с одних уровней учебно-образовательного процесса на другие, более высокие, ориентированные при этом на последовательное и неуклонное усиление творческого компонента в деятельности учащихся, разумеется, в сугубо индивидуальной дозировке и пропорциях.

3. В хрестоматийно-чистом виде репродуктивный метод встречается в учебно-педагогической практике сравнительно нечасто. Более распространены ситуации, в которых фигурируют разного рода «сплавы», синтезы приёмов и способов учебной работы, иными словами, различные методические комплексы, включающие в себя многообразные и разноуровневые компоненты, сочетающиеся в зависимости от конкретных условий и обстоятельств.

4. Репродуктивный метод обучения может трансформироваться в репродуктивно-творческий и в творчески-эвристический в тех случаях, когда в ходе занятий изменяются: а/ целевые установки и задачи, выдвигаемые педагогом, б/ условия деятельности и виды операций, совершаемых учащимися. Так, репродуктивный метод, используемый в музыкально-теоретических классах при освоении учащимися определённых закономерностей/явлений, процессов, элементов музыкальной речи и др./ может естественным образом трансформироваться, преображаться в репродуктивно-творческий при усвоении учащимися аналогичных явлений, закономерности и проч. в ходе живой и непосредственной исполнительской практики /т.е. на занятиях в музыкально-исполнительских классах, например, в классах фортепиано, баяна, струнных инструментов и т.д./.

Другими словами, знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися путём репродуктивных действий, могут становиться в иных, изменившихся учебных условиях и ситуациях необходимым «строительным материалом» для осуществления репродуктивно-творческих и творчески-эвристических действий.

5. Сказанное выше подтверждает широкий диапазон потенциальных возможностей репродуктивного метода в ходе музыкальных /и не только музыкальных/ занятий, даёт основания говорить о полифункциональной природе этого метода. Однако его обучающие ресурсы и возможности могут быть в полной мере реализованы только при условии умелых, гибких, творчески изобретательных действий педагога, а также должной координации усилий преподавателей различных дисциплин.

6. Знания, репродуктивно усвоенные и ассимилированные учащимся, могут давать - вопреки бытующим в педагогической среде стереотипам - ощутимый толчок фантазии, воображению учащихся, интенсифицировать творческие процессы в обучении. Так происходит на занятиях музыкально-теоретическими и исполнительскими дисциплинами, в ходе которых различные элементы музыкального языка /мелос, гармония, метро-ритм и др./ раскрываются со стороны их эмоционально-выразительной сущности, их художественно-образного содержания.

Средством достижения большей творческой свободы и инициативы учащихся могут выступать специально организованные педагогом формы учебной работы /целостный анализ музыкального произведения на уроках сольфеджио, трехстрочная гармонизация и гармонический анализ в курсе гармонии, теоретико-исполнительский и музыковедческий анализ на соответствующих занятиях/.

7. Настоящее исследование подтвердило, что любой метод преподавания, в том числе и репродуктивный, будучи умело использованным педагогом и теми, кто работает под его руководством, имеет непосредственное /либо опосредованное/ отношение к процессам формирования общих и специальных способностей учащихся, развития их профессионально-мыслительных качеств и свойств.

В то же время, профессиональная развитость учащегося, его общий художественно-интеллектуальный рост позволяют педагогу использовать в работе с этим учащимся более сложные, профессионально-ёмкие и многосоставные методы обучения.

8. Интеграция музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин в ходе обучения положительно сказывается на формировании учащегося-музыканта. Усвоение посредством репродуктивного метода умений и навыков целостного, содержательного анализа музыкального материала способствует художественно-полноценной и творчески самобытной интерпретации музыкальных произведений учащимися.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Вановская, Ирина Николаевна, Тамбов

1. Абдуллин Э. Б. Методы новой системы музыкального обучения// Выбор методов обучения в средней школе. - М.: Педагогика, 1981.-С. 164-174.

2. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. - 111 с.

3. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности.-М.:Музыка, 1991.-102 с.

4. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978. - 288 с.

5. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 1-2. М.: Музыка, 1988. - 414 с.

6. Алиев Ю. Б. Подросток музыка - школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М.: Музыка, 1975.- С. 71-115.

7. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе.-Воронеж: НПО «Модек», 1998. -350 с.

8. Анализ музыкальный/В. П. Бобровский//Музыкальная энциклопедия^ 5 т.-М.: Сов. энциклопедия, 1976. -Т. 1.- С. 139-145.

9. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе.-М.: Просвещение, 1983.-222 с.

10. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 224 с.

11. Арчажникова Л. Г. Методика музыкального воспитания. М.: МГЗПИ, 1990. - 52 с.

12. Арчажникова Л. Г. Повышение квалификации преподавателя музы-ки^Советская педагогика.-1982.-№ 10.-С.137-139.

13. Арчажникова Л. Г. Профессия учитель музыки. - М.:Просвещение, 1984-111 с.

14. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-М.-Л.: Музыка, 1965.-152 с.

15. Бабанский Ю. К. и др. Педагогика.-М.: Просвещение, 1988.- 478 с.

16. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения.-М.; Знание, 1987.-78 с.

17. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1985. 208 с.

18. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1982.-192 с.

19. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знание, 1981.-96 с.

20. Базарнова В. В., Лопатина И. С. Сольфеджио: Программа для музыкальных училищ и училищ искусств по специальностям „Фортепиано" и „Струнные инструменты".-М.:МГК им. Чайковского, 1987.-24 с.

21. Бакланова Т. И. Организация и научно-методическое руководство самодеятельным художественным творчеством.-М.: МГИК, 1992.-102 с.

22. Бакланова Т. И. Педагогика художественной самодеятельности: Учебное пособие. М.: МГИК, 1992.-160 с.

23. Баренбойм Л. А. За полвека: Очерки, статьи, материалы.-Л.: Сов. композитор, 1989.-365 с.

24. Баренбойм Л. А., Перунова Н. Н. Путь к музыке:Книжка с нотами для начинающих обучаться музыке.-Л.: Сов. композитор, 1988.-168 с.

25. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию.-Л.: Сов. композитор, 1979.-352 с.

26. Берак О.Л. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М.:Изд-во МГУ, 1985.-24 с.

27. Бершадская Т. С. О методике преподавания гармонии в музыкальных училищах.-Л.:Музыка, 1969.-39 с.28