Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ирхен, Ирина Игоревна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ирхен, Ирина Игоревна, 1999 год

Введение.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДКОЛЛЕДЖЕ.

1.1 .Совместная деятельность как психолого-педагогическая категория.

1.2.Взаимодействие педагога и студентов в теории и практике музыкального образования.

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В КОЛЛЕДЖЕ.

2.1. Особенности организации образовательного процесса в педагогическом колледже.

2.2.Формирование учебных взаимодействий преподавателя и студентов колледжа на теоретико-практических занятиях.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки"

Актуальность темы исследования. В современных условиях смены образовательной парадигмы, когда главной ценностью становится творческая, самореализующаяся личность, проблема совершенствования профессиональной подготовки специалистов приобретает особую значимость. Содержание этой подготовки включает в себя обширный комплекс общепедагогических и специальных знаний, умений, навыков, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В.Краевский и др.). Не случайно в научной литературе последних лет (А.К. Маркова, J1.M. Митина, В.А. Сластенин) в профессиограмму учителя включены разные виды его профессиональной компетентности- специальная, социальная, личностная, индивидуальная, -основы которой формируются в образовательных учреждениях. В этой связи неизмеримо возросла потребность в многообразном спектре преобразований в средней профессиональной школе, ее ориентации на инновационное обучение, адекватное требованиям времени.

Реализации гуманистического типа человеческих отношений преподавателей и студентов, таких как взаимопонимание, партнёрство, сотворчество равных наиболее соответствует личностно-ориентированный, «субъектно-центрированный» подход (М.В. Кларин). Всё это предопределяет новый ракурс в педагогических исследованиях, сопряжённых с развитием «глубинных человекотворческих сил» (Н.И.Кияиценко), делая проблему совместной деятельности особенно актуальной.

Её теоретическому осмыслению способствовали исследования по социальной и педагогической психологии, в которых определена значимость отношений сотрудничества (Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Я. Ляудис, А.Б. Орлова, Р.Х. Шакурова и др.), работы по развитию личности в процессе обучения (В.В.Горшковой, А.К. Марковой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, В.А. Сонина и др.), коллективной познавательной деятельности (Ш.А. Амонашвили, В.К. Дьяченко, Н.Б. Москвиной, В.П. Панюшкина, И.Б. Первина, В.В. Рубцова). Однако, несмотря на наличие теоретических предпосылок, проблема совместной деятельности в музыкально-педагогическом образовании ещё не получила подобающего освещения, ибо в нём должно «органично сливаться художественное и педагогическое» (Л.А. Рапацкая).

Музыкальной педагогикой накоплен определенный научный фонд знаний, который может быть положен в основу решения обсуждаемой проблемы. Это- работы по профессионально-личностному развитию учащегося-музыканта (А.Б. Гольденвейзер, Б.Я. Землянский, Г.Г. Нейгауз, М.Л. Ростропович, М.Э. Фейгин, Ю.И. Янкелевич и др.), по взаимосвязи общепедагогических и специальных умений учителя (О.А.Апраксина, Л.Г. Арчажникова и др.), по содержанию развивающего музыкального обучения (Г.М. Цыпин), методологической и общехудожественной подготовки (Э.Б. Абдуллин, Т.А. Колышева, Л.А. Рапацкая).

В данном исследовании профессиональная подготовка учителя музыки рассматривается в рамках занятий методикой музыкального образования. Вопросы методической подготовки учителя музыки в вузе обсуждались в диссертационных исследованиях В.Я. Дашковского, P.P. Джердималиевой, Л.А. Исаевой, С.Х. Костанян, Л.В. Матвеевой и др., научных статьях Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, В.К. Тевлиной и др.

Вопросы совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя в новых типах учебных заведений- колледжах в последнее время получают широкое распространение (А.Л. Дегтярев, Х.Ибрагимов. A.B. Козулин и др.). Вместе с тем, активно разрабатываемая психолого-педагогической наукой проблема совместной деятельности педагога и студентов колледжей остается недостаточно освещенной. Период обучения в колледже, в отличие от вуза, приходится на старший подростковый и младший юношеский возраст, когда происходит как бы второе рождение личности, во многом связанное с осознанием своей индивидуальности, неповторимости, становлением самосознания, ценностно-смысловой саморегуляции поведения. Процесс личностного самоопределения и творческого самовыражения будущего учителя музыки может быть ускорен путем включения студентов в разные формы совместной деятельности.

В связи с этим возникает противоречие между насущной потребностью практики в осмыслении и реализации потенциальных возможностей совместной деятельности педагога и студентов, и степенью научной разработанности этой проблемы в музыкальной педагогике. Преодоление этого противоречия составило проблему исследования: в чем и как сказывается влияние совместной деятельности педагога и студентов на эффективность профессиональной подготовки учителя музыки в колледже?

Цель настоящего исследования -предложить и обосновать систему мер, основанных на совместной учебной деятельности и способствующих повышению эффективности профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

Объект исследования- профессиональная подготовка студентов музыкального отделения педагогического колледжа.

Предмет исследования- совместная учебная деятельность педагога и студентов среднего звена в процессе методической подготовки будущего учителя музыки.

Гипотеза исследования складывается из следующих основных положений: профессиональная подготовка будущего учителя музыки в колледже будет осуществляться значительно успешнее, если:

-учебно-воспитательный процесс опирается на полноценную совместную деятельность, в которой раскрываются внутренние ресурсы педагога и студентов, способствующие их личностной самореализации и профессиональному самосовершенствованию;

-определены этапы развития совместной деятельности, ведущие к становлению субъектной позиции студентов на занятиях методикой музыкального образования;

-студенты целенаправленно и последовательно овладеют способами совместной деятельности с педагогом, воплощенными в «Педагогической мастерской учителя музыки».

Задачи исследования :

1. Выявить сущность совместной учебной деятельности в контексте современных психолого-педагогических представлений и ее особенности в процессе подготовки учителя - музыканта.

2. Охарактеризовать предпосылки формирования совместной деятельности педагога и студентов в условиях педагогического колледжа.

3. Выявить и экспериментально проверить оптимальные, педагогически целесообразные формы и методы совместной деятельности педагога и студентов применительно к занятиям методикой музыкального образования.

Методологической основой исследования послужила выработанная отечественными учеными психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.); положения о личности как субъекте отношений, как высшей ценности и самоцели общества; концепция совместной продуктивной деятельности, разработанная В.Я. Ляудис и сотрудниками МГУ. Широко использовались теоретические воззрения и методические постулаты, принадлежащие ведущим российским педагогам, учёным-музыкантам O.A. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Э.Б. Абдуллину, М.Э. Фейгину. В том или ином ракурсе в диссертации нашли отражение труды Ю.Б. Алиева, В.И. Петрушина, В.А. Сластенина, Г.М. Цыпина и др.

Методы исследования включали в себя теоретический анализ философской, социологической, психолого'-педагогической, музыкально-методической литературы по проблеме исследования; классификацию и систематизацию информации; изучение и обобщение передового музыкально-педагогического опыта; социологические методы (индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок); целенаправленное педагогическое наблюдение; формирующий эксперимент.

Основной базой исследования явилось музыкальное отделение Смоленского педагогического колледжа. На разных этапах исследованием было охвачено свыше 80 студентов и 20 преподавателей колледжа.

Исследование проводилось в три этапа в период с 1994 по 1999 годы.

Первый этап (1994-1996 гг.) - поисково-теоретический - включал в себя анализ литературы по проблеме, определение объекта, предмета, научного аппарата, программы и методики эмпирической проверки гипотезы. Изучался и обобщался опыт работы колледжа по организации условий, способствующих совместной учебной деятельности.

На втором этапе (1996-1997 гг.) - опытно-экспериментальном -разрабатывалась логика формирующего эксперимента, была проведена опытная работа, в ходе которой выявлялась эффективность системы мер по совершенствованию подготовки учителя музыки в цикле « методика музыкального образования- педагогическая практика в школе».

Третий этап (1997-1999 гг.) - обобщающий - посвящён анализу и систематизации результатов исследования, формулированию выводов, литературному оформлению рукописи диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что проблема совместной деятельности преподавателей и студентов колледжа впервые подвергнута специальному научному осмыслению в системе музыкального образования. Раскрыт педагогический потенциал совместной деятельности в контексте совершенствования подготовки будущего специалиста. Определены предпосылки формирования совместной деятельности в структуре педагогического колледжа. Предложен путь развития социальной, профессиональной компетентности выпускника колледжа с учетом возрастных особенностей (старший подростковый и младший юношеский возраст), личностных возможностей через овладение им формами совместной деятельности. Показана эффективность конкретных способов совместной деятельности педагога и студентов на занятиях методикой музыкального образования.

Практическая значимость работы состоит в её направленности на реальные нужды и запросы колледжа как нового типа среднего профессионального учебного заведения, на научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки учителя музыки в условиях гуманизации образования. Теоретические положения и выводы дают необходимые ориентиры для совершенствования социальных аспектов учебной деятельности преподавателей и студентов. Разработана учебная программа по курсу «Методика музыкального образования в школе» по специальности 0310 «Музыкальное образование», внесены изменения и дополнения в учебный план колледжа по музыкально-методическому циклу. Данные, содержащиеся в исследовании, обогащают теоретическую и методическую базу подготовки учителя музыки в средней профессиональной школе, могут быть использованы в рамках лекционных курсов для студентов училищ и колледжей по методике музыкального образования, педагогике, а также в системе постбазового образования учителей музыки- в ИУУ, ИПКРО.

Научная достоверность результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с личностно-деятельностным подходом к решению поставленной проблемы; опорой на широкий круг научных источников, аккумулирующих основные достижения в области дидактики, социальной и педагогической психологии, музыкальной педагогики; применением комплекса взаимодополняемых методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; репрезентативностью объема выборки испытуемых; сочетанием количественного и качественного анализа.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования получили одобрение в ходе выступления автора с докладами на межвузовской научно-практической конференции «Учить и учиться музыке» (Смоленск, 21-23 марта 1994 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Научно-педагогическая деятельность O.A. Апраксиной и современные проблемы музыкального образования в педвузе» (Москва, 28-30 ноября 1995 г.), Втором межрегиональном научнопрактическом семинаре-совещании «Культура. Досуг. Дети.» (Москва, 26-28 марта 1996 г.), Апрельских научных чтениях Московского педагогического университета (Москва, 1995, 1997 гг.), областной научно-практической конференции «Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами предметов гуманитарного и эстетического циклов» (Смоленск, 23 октября 1997 г.), Третьей Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век» (Москва, 16-18 мая 1996 г.). Результаты исследовательской работы апробировались в ходе разработки учебных программ Смоленского педагогического колледжа по специальности 0310 «Музыкальное образование», на заседании кафедры пения и хорового дирижирования МПГУ, а также через публикацию соответствующих материалов (семь работ).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Приоритет самореализующейся личности в современном социуме потребовал переосмысления и поиска новых путей совершенствования образовательных процессов, обеспечивающих развитие социальной компетентности будущего специалиста. Его становление происходит в совместной деятельности преподавателей и воспитанников, которая позволяет осуществлять профессиональную подготовку учителя музыки в соответствии с требованиями времени.

2. Наличие полноценной совместной деятельности педагога и студентов обеспечивает эффективную профессиональную подготовку учителя музыки в педагогическом колледже, поскольку она формирует и реализует доминантную способность личности студента - быть подлинным субъектом учебной деятельности.

3. Совершенствование профессиональной подготовки на занятиях методического цикла во многом связано с использованием системы мер, предполагающей единство содержательного и операционального конструктов-блоков. Целенаправленное и последовательное овладение этапами формирования совместной деятельности педагога и студентов (от «введения в деятельность» до «саморегуляции») способствует усвоению комплексных знаний, умений, навыков в контексте личностной самореализации будущего специалиста. Адекватной формой его профессиональной подготовки является «Педагогическая мастерская учителя музыки», основанная на широком спектре способов совместной деятельности в единстве групповой, индивидуальной и фронтальной учебной работы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщенные данные о результатах исследования проблемы позволили сформулировать следующие выводы:

1.Проведенный анализ исследуемой проблемы в контексте современных психолого-педагогических представлений показал, что сущностной основой совместной деятельности педагога и студентов является наличие субъект -субъектных отношений, которые находятся в постоянной динамике на уровнях «студент-преподаватель», «студент -учебная группа», «отношение к личности ребенка». Взаимодействие на паритетных началах всех участников образовательного процесса, ведет к становлению субъектной позиции студентов, делающей их способными к партнерству с педагогом и друг с другом, позволяя тем самым преодолеть функционально-ролевой подход, характерный для «школьных» методик преподавания.

2.Особенности совместной деятельности педагога и студентов в области музыкального образования обусловлены специфичностью самого предмета познания-искусства, с его яркой эмоциональной основой. Ввиду этого, осмысление музыкально -методических проблем должно осуществляться в опоре на эмоциональное «проживание» содержания, субъектный опыт, эмоциональное отношение к познаваемому. Все это, в конечном итоге, способствует приобретению комплексных методических знаний, умений, появлению нового, эмоционального личностного отношения к музыке, к себе, к ребенку, к процессу преподавания музыки.

3. В условиях гуманизации социума профессиональная подготовка учителя музыки не сводится лишь к обучающим воздействиям, а предполагает развитие у будущих специалистов личностных качеств субъекта - контактности, эмоционального отношения к педагогической деятельности, творческой активности, осознанности, саморегуляции, -становление которых определяется наличием полноценной совместной деятельности педагога и студентов колледжа, раскрывающей внутренние ресурсы обучаемых.

4.В качестве предпосылок формирования совместной деятельности в условиях педагогического колледжа выступили особенности, характеризующие учебно-воспитательный процесс. С одной стороны, базовый уровень общей и специальной подготовки студентов, их ориентированность на достаточно узкий диапазон приемов, способов освоения учебного материала, с превалированием информационно-объяснительных, репродуктивных действий. С другой стороны- установка ряда преподавателей на ранее отработанные и нередко упрощенные, ограниченные по своим возможностям формы взаимодействий со студентами, чему во многом способствовало учебно-программное обеспечение образовательного процесса прошлых лет.

5.Проведенная экспериментальная работа доказала целесообразность и жизнеспособность предложенной системы мер, компонентами которой выступили: апробированная последовательность этапов развертывания взаимодействия («введение в деятельность», «разделенное действие», «имитируемое действие», «поддержанное действие», «саморегулируемое действие»); комплексность формирования способов музыкально-педагогической деятельности в единстве теоретической и практической, непосредственной и опосредованной сторон, что нашло отражение в групповой, индивидуальной и фронтальной работы, направленной на инициирование творческой активности студентов, их профессиональной и личностной самореализации.

6.При преподавании курса «Методика музыкального образования» в единстве решения учебно-профессиональных задач педагогически целесообразными формами организации совместной деятельности являлись музыкально-исполнительский практикум, педагогический ринг, деловые игры - «пресс-конференция с учителями музыки», «родительское собрание» и др., на которых применялся комплекс методов, включающих фрагментарное моделирование урока музыки, проблемные ситуации, дискуссии, коллективное обсуждение и т.д.

Специфической формой профессиональной подготовки будущего специалиста в колледже является «Педагогическая мастерская учителя музыки». Интегрируя в себе познавательные и эмоционально-ценностные, когнитивные и креативные процессы профессионального становления личности студента, она позволяет в ходе теоретико-практических занятий конструировать различные ситуации совместной деятельности, целенаправленно управлять ими, и построить курс методики как цепь взаимосвязанных проблем, способствующих утверждению студентами своей позиции субъекта, тем самым, обеспечивая адекватную мотивацию к музыкально-педагогической деятельности.

8.Настоящее исследование подтвердило, что планомерная организация совместной деятельности педагога и студентов выступает как инновационный путь совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя музыки, как выражение своего рода педагогического менталитета. Результатом ее преломления в образовательном процессе колледжа стали заметный рост учебной активности обучаемых, повышение качества их успеваемости, становление субъектной позиции студента как будущего профессионала, являющееся гарантом социальной защищенности и самореализации в условиях изменяющегося рынка образовательных услуг.

Перспективы дальнейшей разработки проблемы видятся в следующем направлении: организации научно-исследовательской работы в колледже по созданию эффективных методик, реализующих основные положения совместной деятельности педагога и студентов на других учебных циклах; создание условий для интеграции предметов методического и специального циклов, позволяющей решать проблемы совместной учебной деятельности в масштабе всего образовательного учреждения и т.д.

151

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ирхен, Ирина Игоревна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учеб. пособие. -М.: Прометей, 1990.-180с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников. Программа-конспект высших педагогических учебных заведений. Специальность 03.07.00 Музыкальное образование. -М., МПГУ, 1996.-53с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. -335с.

4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.-2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1985. -448с.

5. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. Кн.1. Очерки /Сост. и науч. ред. Л.В. Горюнова. -М.: Прометей, МПГУ им. Ленина, 1990. -253с.

6. Аллахвердова О.В. Исследование мотивационных компонентов совместной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л., 1981. -20с.

7. Алиев Ю.Б. Дидактические основы модернизации содержания курса «Методика школьного музыкального образования» // Методологические проблемы музыкальной педагогики. Материалы межреспубл. науч. -практич. конф. -М., 1991. -С.90-94.

8. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. -М.: Издат. Дом Ш.Амонашвили, 1996. -^495с.

9. Ю.Андреева Г.М. Социальная психология. -М., Аспект Пресс, 1997. -376с.

10. Апраксина O.A. Современные требования к школьному учителю-музыканту //Музыкальное воспитание в школе / Сост. О. А. Апраксина. -М.: Музыка, 1982. -Вып. 15,- С.32-43.

11. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. -М.: Просвещение, 1983. -224с.

12. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. Автореф. дис.докт. пед. наук.-М.,1986.-36с.

13. Арчажникова Л.Г. Методико-практическая подготовка учителя музыки // Проблемы музыкального образования и педагогики. Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. Н. А. Терентьева. Спб.: Образование, 1994. -С.З -12.

14. Асмолов А.Г. Психология личности. Принцип общепсихологического анализа. -М.: Изд. Моск. ун-та, 1990. -367с.

15. Базиков A.C. Педагогические условия формирования положительного отношения учащихся к музыкальным занятиям (на материале учебной работы в музыкально исполнительских классах). Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997. -25с.

16. Балова И.Н. Взаимодействие преподавателя и студента как условие становления профессиональной картины мира выпускника педагогического колледжа. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Спб., 1996. -20с.

17. Баллестрем К.Г. Апории тоталитаризма // Вопросы философии. -1992. №5. -С. 16-28.

18. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. -Л.: Сов. ком-р, 1989. -368с.

19. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л.: Музыка, 1969.-288с.

20. Батюнина Г.И. Межличностные контакты педагогов и учащихся в процессе обучения музыке (на материале работы музыкально-исполнительских музпедфакультета). Дис.канд. пед. наук. -М., 1992. -180с.

21. Берак О.Л. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе. Дис.канд. пед. наук. -М., 1985. -198с.

22. Буева Л.П. Деятельность как объект социальной психологии //Методологические проблемы социальной психологии . -М.: Наука, 1975. -С.45-62.

23. Буянцогтын Туяа. Развитие мотивационной сферы личности студентов в ситуации совместной продуктивной деятельности. Автореф. дис.канд. психол. наук. -М., 1990. -24с.

24. Бенедиктова Н.В. Проблема адаптации к дирижерско-хоровой деятельности студентов младших курсов музыкально-педагогического факультета педвуза. Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1988. -16с.

25. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход. -М.: Высш. школа, 1991. -207с.

26. В классе А.Б. Гольденвейзера / Сост. Д.Д. Благой, Е.И. Гольденвейзер. Сб. статей. -М.: Музыка, 1986. -214с.

27. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. Монограф. -М.: Изд-во МГУ, 1988.-255с.

28. Глубоченко В.М. Музыкально продуктивная деятельность как фактор творческого развития личности студента. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Спб., 1993-16с.

29. Горшкова В.В. Педагогика отношений. -Комсомольск- на -Амуре. Рос. гос. пед. ун-т. им. А. Н. Герцена, 1995. -105с.

30. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / Междунар. акад. пед. наук, Моск. гуманитар, актер, лицей. -М., 1993. -190с.

31. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре. -М.: Музгиз, 1961.-223с.

32. Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. -1993, №1. -С. 15-21.

33. Грасмане Д.С. Педагогические основы формирования взаимоотношений преподавателя и студентов вуза. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Рига, 1990.-24с.

34. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. -М.: УВЦ Инноватор, 1995.-115с.

35. Гуманистические проблемы психологической теории .Сб.статей / РАН, Инт психологии / Отв. ред. К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский. -М.: Наука, 1995.-212с.

36. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения .-М.: Педагогика, 1986. -240с.

37. Дашковский В.Я. Системный подход в изучении дисциплин педагогического цикла (на материале музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов). Дис.канд. пед. наук. -Одесса, 1986.-192с.

38. Дегтярев А.Л. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в музыкальных училищах ( колледжах) на современном этапе. Дис.канд. пед. наук. -М., 1995. -166с.

39. Джердималиева P.P. Научно-педагогические основы методической подготовки учителя музыки в системе высшего образования. Автореф. дис.докт. пед. наук. -Апматы, 1998. -46с.

40. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1982.-319с.

41. Дмитрюкова Л.В. Формирование профессионально-педагогического воображения будущего учителя музыки в процессе специальной подготовки. Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1997. -23с.

42. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Автореф. дис.докт. психол. наук. -Спб., 1993. -32с.

43. Ефремова С.Н. Взаимодействие преподавателей и студентов младших курсов как условие профессионального становления будущего учителя. Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1997. -17с.

44. Ибрагимов X. Теоретические основы профессионального самовоспитания будущих учителей в педагогических училищах и колледжах. Автореф. дис.докт. пед. наук. -М., 1996. -39с.

45. Ильенков Э.В. Деятельность и знание // Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991.-С.381 -387.

46. Ильин Г.Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования // Вопросы психологии.-1992-№ 3-4. -С. 19-23.

47. Второго межрегионального научно-практического семинара-совещания /Ред. -сост. А.Н. Малюков. -М., Мин. культуры РФ, 1996. -С.116-117.

48. Ирхен И.И. Совместная учебная деятельность и ее роль в воспитании будущего учителя музыки // Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Серия: Гуманитарные науки. -М.: Прометей, 1997. -С.330-332.

49. Ирхен И.И. Некоторые аспекты методической подготовки будущего учителя музыки // Вопросы теории и практики музыкально-педагогического образования. Межвуз. сб. статей /Научн.ред. Б.Д. Критский. -Москва-Смоленск, 1997. -С. 3-9.

50. Исаев И.Ф., Шеховская Н.Л. Колледж как инновационное образовательное учреждение. -Белгород. Изд-во: Белгор.гос. ун-та, 1997.-142 с.

51. Исаева Л.А. Формирование профессионально-педагогических умений учителя музыки в процессе учебно-воспитательной практики. Дис.канд. пед. наук. -М., 1984. -155 с.

52. Каган М.С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974. -328с.

53. Гб4^аган М.С. Мир общения: Пробл. межсубъектных отношений. -М.:1. Политиздат, 1990.-315с.

54. Кириллов П.В. Альтернативные возможности колледжа как фактора формирования профессионально-педагогической направленности студентов. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Волгоград, 1997. -22с.

55. Киященко Н.И. Обученный исполнитель функционер или культурный гражданин? //Преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла в современных социокультурных условиях. Тезисы докл.

56. Всерос.науч.-практ.конф. -М., РИПКРО, 1994. -Ч . I. -С.16-18.

57. К^арин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании //Педагогика. -1996. -№2. -С.14-21.

58. И.Б. Первина. -М.: Педагогика, 1985. -143 с. 71 .Коломинский Л.Я. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности. -Минск, Высш. школа, 1976.-350с.

59. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. Автореф. дис.-.докт. пед. наук.-М.,1997.-51 с.

60. J итский Б.Д. «Норма» и ее значение в педагогике искусства // Высшее педагогическое образование: опыт, традиции и перспективы. Материалы междунар. науч. -практ. конф. -М., МПГУ, 1997. -С. 223-225.

61. Кыверялг A.A., Пурье Х.Я. Проблемное обучение.-Таллин: Знание, 1982.еднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -2 -е перераб. изд. М.: Высш. шк., 1991. -223с.0 99с.

62. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Политиздат, 1975. -304с.

63. Леонтьев А.Н. Анализ деятельности //Вестник Моск. ун-та. -Серия 14. -Психология, 1983. -№2. -С. 5-17.

64. Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия / Под ред. A.A. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. -М.: Изд-во МГУ, 1994. -228с.

65. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика, 1996. -№2.-С.7-11.

66. Лийметс X., Первин И. Б. Сущность коллективной организации познавательной деятельности // Теоретические проблемы воспитательного коллектива школьников.-Тарту: Изд-во Тартусск. ун-та, 1975.-С. 163-169.

67. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. -М.: Знание, 1975. -64с.

68. Ляпунова O.E. Совместная продуктивная деятельность как фактор интеллектуального и нравственного развития личности студента. Дис.канд. психол. наук. -М., 1990. -176с.

69. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия// Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. Сб.науч.тр./Под ред. А. Бодалева, В. Ляудис. -М., 1980. -С.37-52.

70. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. Учеб. пособие. -М.: Прометей, 1993. -144с.

71. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. -192с.

72. Маркова А.К. Психология профессионализма.-М.: Педагогика, 1996.-308с.

73. Матвеева Л.В. Комплексная методико-практическая подготовка учителя музыки. Дис.канд. пед. наук. -М., 1992. -187с.

74. Мелик-Пашаев A.A. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии . -1989. -№5. -С 26-36.

75. Методологические проблемы музыкальной педагогики. Материалы межресп. науч.- практ.конф. / Отв.ред. Э.Б. Абдуллин. -М.: МПГУ им. Ленина, 1991. -124с.

76. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства.-М.: Сов. ком-р, 1983. -262с.

77. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.-М.: Флинта, 1998.-200С.

78. Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век. Материалы III Междунар. науч. -практ.конф./ Отв. ред. Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М., МГПУ им. В.И. Ленина, 1996. -135с.

79. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского.-М., ИРЛ РАО, 1994.-184с.

80. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр. психол. труды / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Изд-во Ин-т практич. психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356с.

81. Научно-педагогическая деятельность O.A. Апраксиной и современные проблемы музыкального образования в педвузе. Тезисы межвуз. науч-практич. конф. / Отв. ред. Г.П. Стулова. -М.: МПГУ, 1995. -72с.

82. Юб.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Изд. 5-е. М.: Музыка, 1987. -238с.

83. Неменский Б.М. Вненаучные формы познания //Сов. педагогика.-1991.-№ 9. С.40-45.

84. Николаев Л.В. Статьи и воспоминания современников. Письма. /Сост. Л. Баренбойм, Н. Фишман. -Л.: Сов. ком-р, 1979. -328с.

85. Обозов H.H. Психологическая совместимость и срабатываемость как факторы эффективности труда //Промышленная и социальная психология. /Под ред. Е.С. Кузьмина, А.Л. Свенцицкого.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.-С. 102-108.

86. Ю.Оборин Л.Н.-педагог. Сб. статей /Сост. Е.К. Кулова. -М.: Музыка, 1989.190с.

87. Общение и оптимизация совместной деятельности /Г.Андреева, Я. Яноушек, А. Донцов. -М.: Изд-во МГУ, 1987.-301 с.

88. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека.-М.: Высш.шк.,1984. -87с.

89. З.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. -М.: Логос, 1995. -224с.

90. Иб.Панасюго Е.В. Педагогические технологии подготовки учителя музыки в педагогическом училище. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.,1996. -20с.

91. Панюшкин В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности. Дис.канд. психол. наук.-М.,1984.-232с.

92. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.-М.: Мысль, 1971.-350с.

93. Пахальян В.Э. Педагогическое общение как психологическая реальность //Магистр, 1991 .-№1. -С. 41-50.

94. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.

95. Педагогические мастерские: Франция Россия. Ateliers pédagogiques. France - Russie. Сб. статей /Сост. Э.С. Соколова, И.А. Мухина. -М.: Новая шк„ 1997.-124с.

96. Педагогические мастерские: Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Сб. / Сост. И.А. Мухина .- Вып. 1.-Спб., 1995.- 136с.

97. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учеб. пособие для студентов и преподавателей. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-384с.

98. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. школа, 1984. -174с.

99. Пляченко Т.Н. Вокально-хоровая подготовка будущего учителя музыки в условиях группового обучения на музыкально-педагогическом факультете. Автореф. дис. канд.пед. наук. -М.,1993.-17с. 1

100. Психология: Словарь /Абраменкова и др./ Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского . 2-е изд. -М.: Политиздат, 1990. -494с.

101. Психолого-педагогические вопросы продвижения личности в многоуровневой системе образования /Залученова Е.А., Ненашева Л.А., Семушина Л.Г. -М.: НИИВО, 1993. -Вып.2. -38с.

102. Раабен Л., Шульпяков О. Михаил Вайман-исполнитель и педагог. Исследовательские очерки. -Л.: Сов.ком-р, 1984. -96с.

103. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. 2-е изд.-М.:ЦАПИ, 1994. -141с.

104. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. Монограф. -М.: Прометей, 1991. -139с.

105. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. Уч. пособие. -М.,МГОПУ, 1996. -146с.

106. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Монограф. -Ростов- на Дону. Изд. Рост. гос. пед. ун-та, 1994. -239с.

107. Розина Н.М., Семушина Л.Г. Проблемы интеграции высшего и среднего профессионального образования //Среднее профессиональное образование, 1998. -№4. -С.5-11.

108. Рубцов В.В. Психологические основы организации совместной учебной деятельности. Автореф. дис. докт. психол. наук. -М., 1986. -38с.

109. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии-1998.- № 5 С.49-58.

110. Сергеева Г.П. Содержание и организация повышения квалификации учителей музыки в системе непрерывного образования. Автореф. дис. канд. пед. наук в виде науч. доклада. -М., 1995. -39с.

111. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Монограф. -Волгоград: Перемена, 1994 -152с.

112. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: ИЧП, «Изд-во Магистр» ,1997. -224с.

113. Смирнов' С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Аспект Пресс, 1995. -271с.

114. Смирнова М. Артур Шнабель. -Л.: Музыка,1979. -96с.9

115. Совместная деятельность: методология, теория, практика /Сост. К.А. Абульханова-Славская, А.Л. Журавлев, Я.Л. Коломинский- и др. -М.:Наука,1988.-232с.

116. Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I науч.-практ. конф. В 2-х частях / Отв. ред. А.И. Николаева и др.-Часть I . -М.:МПГУ им. В.И. Ленина. 1997. -232с.

117. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1989.-320с.

118. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога .-Изд.2. -М.: Музыка, 1975. -109с.

119. Фейгин М.Э. Курс методики на заочном отделении и его связь с педагогической работой студентов. Метод, разр. -М.:ГМПИ им. Гнесиных, 1963.-51с.

120. Филиппенко Н.И. Дидактическое взаимодействие в системе «субъект-субъектных» отношений. Монограф. -Кривой Рог, 1996. -161с.

121. Философские проблемы деятельности. Материалы «Круглого стола» //Вопросы философии. -1985. -№ 2, 3, 5. -С. 29-47, 29-38, 78-97.

122. Философско-психологические проблемы развития образования /A.C. Арсеньев, Э.В. Безчеревных, В.В. Давыдов. -М.: ТОО «Центр инновации в науке, технике, образовании», 1994. -127с.

123. Формирование субъектной позиции личности будущего учителя. Учеб. пособие. -Рязань: Изд. Рязан. пед. ун-та, 1995.-101 с.151 .Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. -240с. !

124. Формирование учебной деятельности школьников 7 Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой. -М.: Педагогика, 1982. -216с.

125. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. -366с.

126. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. -269с.

127. Ханин Ю.Л. Психология общения в совместной деятельности. Автореф. дис. докт. психол. наук. -Л., 1986. -43с.

128. Хентова С. Ростропович. -Спб.: МП РИЦ культ информ - пресс, 1993. -303с.

129. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. Пособие для студентов. -М.: Интерпракс, 1994. -374с.

130. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. Дис. докт. пед. наук. -М., 1977. -407с.

131. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. -М.: Сов. композитор, 1988. -384с.

132. Чехлова З.Ф. Деятельность- основа формирования личности школьника. Дис. докт. пед. наук. -СПб., 1991. -436с.

133. Чигринов В.И., Мельникова С.И., Мураховский A.A. Формы, методы и средства активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Учеб. пособие. -Харьков, ХГУ, 1987. -90с.

134. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека Учеб. пособие.-Изд. 2-е перераб. и доп. -М.: Изд. корпорация «Логос»,1996. -320с.

135. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. -СПб., ВИПКП ТО, 1994.-43с.

136. Шибанова O.A. Из опыта измерений групповой сплоченности в учебных группах вуза // Пути внедрения результатов социально-психологических исследований в практику. -Минск, 1979. С. 296-311.

137. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.-144с.

138. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М.: Наука, 1978. -С. 266-355.

139. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996. -96с.

140. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Монограф. -Минск: Белорус, академия музыки, 1993. -147с.

141. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. Изд 2-е перераб. и доп. -М.: Постскриптум, 1993. -312с.

142. Rodgers Carl. Freedom to learn for the 80's. Columbus Toronto - London -Sydney: Charles E. Merrill Company, a Bell Howell Company. 1983. -307p.