автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов
- Автор научной работы
- Гостева, Дина Ростиславовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гостева, Дина Ростиславовна, 2001 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ.
1. Развитие проблемы личности в философии.
2. Самоактуализация личности в психологии.
Глава 2. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ-МУЗЫКАНТА
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1 .Вопросы самоактуализации (самореализации) учащегося в педагогической теории и практике.
2. Пути и способы профессионального развития студента музыкального факультета педагогического вуза.
3. Проблема оценки профессионально-исполнительского уровня учащихся в процессе "свободной музыкально-исполнительской практики".
Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (на примере "свободной музыкально-исполнительской практики").л.
1. Свободная музыкально-исполнительская практика как инновационная форма и условие профессионально-личностной самореализации учащегося-музыканта.
2. Констатирующий этап исследования.121.
3. Формирующий этап исследования.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов"
Актуальность темы. Коренные преобразования в социокультурной сфере, происходящие в нашей стране сегодня, раскрывают многообразие общественной жизни, предоставляют различные свободы и права человеку, дают потенциальную возможность личностного выбора, но в то же время создают высокий уровень конкуренции во всех областях профессиональной деятельности, создают ситуацию, в которой многое зависит от инициативы и уровня профессионализма самой личности. Именно поэтому в сфере образования, наряду с подготовкой высококвалифицированного специалиста, еще более актуальной становится задача воспитания и развития самостоятельной и творчески активной личности.
Обучение в педагогическом вузе сегодня представляет собой хорошо отлаженный, регламентированный процесс, способствующий накоплению студентами большого объема информации и овладению профессиональными умениями и навыками. Однако, реальное положение дел пока еще не позволяет добиться действительно массового профессионально-творческого саморазвития студентов. Находясь в рамках учебных требований, студенты, подчас, не имеют возможности в полной мере выразить свою творческую индивидуальность, проявить когнитивную инициативу. Это происходит потому, что учебная активность стимулируется, как правило, внешним императивом и носит прагматический (утилитарный) характер, являясь необходимой реакцией для выполнения экзаменационных и зачетных требований. Между тем, все контрольные учебные мероприятия - это, по существу, стрессогенные факторы, сопряженные с потерей психической и физической энергии, стимулы с неоднозначным воздействием, мало способствующие внутренней положительной мотивации обучения и поддержанию интереса к избранной профессии. Недостаточно учитывается и возрастной аспект, то обстоятельство, что студент - это активно развивающаяся личность с определенным жизненным опытом и системой ценностей, стремящаяся к самоутверждению, самовыражению и самостоятельности во всем.
Недооценка этих факторов особенно заметна при обучении творческим специальностям, в частности, профессии учителя музыки. Проявляется это в том, что пока еще не в полной мере удовлетворяется потребность студента-музыканта как артистической натуры в свободном исполнительско-творческом самовыражении. Если для ребенка самовыражение - это возрастная разновидность самостоятельности (по определению А.Ф.Лобовой), то для студента, будущего учителя музыки, это, прежде всего, потребность в профессиональном самовыражении, самоутверждении, возможность проявления своего индивидуально-личностного опыта через имеющиеся профессиональные умения и навыки.
Представляется необходимым отметить, что обучение в вузе должно быть направлено на профессионалъно-личностнную самоактуализацию, то есть, на реализацию и развитие творческого потенциала каждого студента, способствовать его индивидуальному профессиональному росту, являться важным этапом на пути развития личности учащегося и определения профессиональных перспектив. Как известно, лишь в процессе творчества ускоренными темпами развиваются способности, знания, умения и навыки, повышается эмоцис«ально-интеллектуальная активность, самостоятельность, происходит процесс самосовершенствования и роста личности. Вуз является для студента, образно говоря, стартовой площадкой перед выходом в самостоятельную профессиональную жизнь. Поэтому большую роль для самоопределения наших выпускников после окончания вуза будет играть наличие или отсутствие у них уверенности в собственном профессионализме, одним из показателей которого являются творческие успехи, способности к самостоятельной деятельности и творческой инициативе.
Есть основание считать, что в учебном процессе все более ощущается потребность самореализации творческого потенциала студента - будущего учителя музыки. В то же время существуют неиспользованные возможности для самоактуализации учащегося (в плане раскрытия и реализации индивидуальных творческих потенций) и для придания учебно-творческой деятельности массового и бесстрессового характера. На музыкально-педагогическом факультете это противоречие возможно успешно разрешить в условиях "свободной музыкально-исполнительской практики", представляющей собой богатый резерв развития профессионально-личностных качеств студента-музыканта.
Понятие "свободная музыкально-исполнительская практика" раскрывается следующим образом: исполнительская учебная деятельность, свободная от отметки, оценочно-экзаменационного стресса и принуждения (педагогического императива); свободная для творческой инициативы, творческого выбора и личностных предпочтений каждого студента (свобода творческой индивидуальности и творческого общения). Следует отметить основополагающую роль профессорско-преподавательского состава в разработке и реализации методических основ "свободной исполнительской практики".
Основная проблема исследования состоит в выявлении и создании оптимальных психолого-педагогических условий для самоактуализации студента в музыкально-исполнительской сфере, в обосновании путей и средств активизации творческого начала у студентов-музыкантов в целях совершенствования их личностного роста и профессиональной подготовки.
Цель исследования - выявление реальных возможностей самоактуализации студента на музыкально-педагогическом факультете.
Объект исследования - процесс музыкально-исполнительской подготовки студентов педагогического вуза.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия выявления и развития творческо-исполнительского потенциала учащегося-музыканта.
Гипотеза исследования: 1. Самоактуализация студента, будущего учителя музыки в исполнительской сфере, как важной составляющей их профессиональной подготовки, будет проходить более успешно в условиях "свободной музыкально-исполнительской практики".
2. "Свободная музыкально-исполнительская практика" создает оптимальные психолого-педагогические условия, отвечающие принципам "ненасильственной", "личностно-ориентированной" педагогики, основанной на презумпции творческой свободы и уважения личности. Свободная исполнительская практика, не предполагая проведение каких-либо обязательных контрольно-оценочных мероприятий в виде экзаменов, зачетов, межсеместровых аттестаций и т.п., исключает из учебной музыкально-творческой деятельности негативный стрессовый фактор. Включение свободной исполнительской практики в процесс подготовки учителя музыки приводит к: а) актуализации творческого потенциала студентов; б) активизации самостоятельности, повышению самоконтроля, самооценки, самоорганизации в учебно-творческих действиях; в) приобретению эмоционально-психологической свободы и уверенности в творческом самовыражении; г) повышению качества исполнения музыки; д) самосовершенствованию студента в профессионально-личностном плане.
3. Благодаря созданным комфортным условиям "свободной музыкально-исполнительской практики" (которая рассматривается как инновационная модель обучения), самоактуализация студентов в сфере исполнения музыки как стремление к профессиональному самосовершенствованию приобретает широкий (массовый) характер, поскольку отвечает насущным творческим интересам и потребностям, практически, каждого учащегося-музыканта.
Задачи исследования:
1) определить психолого-педагогическое значение, место и роль свободной музыкально-исполнительской практики в учебном процессе;
2) выявить психолого-педагогические условия и методы, активизирующие развитие потенциальных исполнительских возможностей будущего учителя музыки и способствующие его самоактуализации в процессе занятий в вузе;
3) проанализировать и осмыслить детерминанты (движущие силы), активизирующие исполнительско-творческое становление студентов и способствующие процессу самоактуализации;
4) разработать критерии, определяющие эффективность процесса профессионально-личностной самоактуализации студента в музыкально-исполнительской сфере; 5) экспериментально проверить и подтвердить результативность предлагаемой методики "свободной музыкально-исполнительской практики" и актуальность ее использования на музыкальном факультете пед.вуза.
Методологическая основа исследования.
Решение задач самоактуализации личности будущего педагога-музыканта базируется на гуманистических положениях философии, психологии и педагогики, связанных с проблемой человека и человеческой личности, объективными условиями ее существования, развития и саморазвития.
В философии - это тезис об активности личности как имманентном свойстве и ее природном стремлении к совершенствованию (Аристотель, Августин Блаженный, Ф.Вольтер, И.Кант, А.Н.Радищев и др.); трактовка в русской философии категорий свободы и творчества как гуманистических принципов и сущностных характеристик человека (Н.Бердяев, И.Гессен, Н.Лосский, В.Соловьев и др.);
В психологии - это проблемы развития личности и понятие самоактуализации как самосовершенствования, потребности личности в наиболее полном раскрытии и развитии своих способностей и возможностей в гуманистических концепциях личности (А.Маслоу, К.Роджерс, Н.Роджерс, Г.Олпорт, В.Франкл, К.Хорни, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др. ); представления о структуре личности (В.Н.Колесников, А.Маслоу, К.К.Платонов); положение о потребности как источнике активности и условии развития личности (А.В.Петровский) и др.
В общей педагогике и педагогической психологии - это принципы "педагогики сотрудничества" (Ш.А.Амонашвили, П.Вайнцвайг, У.Глассер), "ненасильственной педагогики", (Л.П.Лаптева, В.А.Ситаров, В.А.Сластенин), "личностно-ориентированной педагогики" (Д.А.Белухин, И.С.Якиманская и др.); тезисы о решающей роли свободы, самостоятельности и творческой деятельности в развитии личности в процессе обучения - традиции, идущие от русских мыслителей и педагогов - Н.А.Добролюбова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского,
Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, Б.А.Сосновский,
В.А.Сухомлинский, Подвойский В.Г., В.Ф.Шаталов и др.); современные диссертационные исследования об условиях самоактуализации (самореализации) учащихся (Е.Ю.Аронова, А.К.Болотова, В.Г.Горяев, Л.К.Игнатьева, Т.Н.Розова, И.А. Шаршов).
В музыкально-педагогической литературе - это разработки проблемы развития творческих и исполнительских способностей педагога-музыканта в контексте развивающего обучения (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Баренбойм, А.В.Малинковская, А.Н.Малюков, Г.М.Коган, Г.Г.Нейгауз, Г.П.Стулова, Г.М.Цыпин, и др.); принципы "либерально-толерантной" педагогики (А.С.Базиков, В.И.Горлинский); исследование путей развития исполнительской активности будущего учителя-музыканта (С.В.Егорова, А.И. Ковалев ); а также отдельные стороны вопроса самореализации личности учащегося, затронутые в диссертационных исследованиях проблемы подготовки учителя музыки (О.В.Воробьева, Е.Ф.Карпова, Л.А.Маковец, Л.С.Романова, и др.)
Основные методы исследования.
Теоретические: изучение и анализ специальной
J • литературы по проблеме исследования в области философии, психологии, общей и музыкальной педагогики и методики; обоснование инновационной теоретико-практической модели совершенствования профессиональной подготовки студентов в условиях "свободной музыкально-исполнительской практики".
Эмпирические: лонгитюдное психолого-педагогическое наблюдение и анализ развития профессионально-личностных качеств студентов - участников свободной исполнительской практики; анкетирование; статистический и. сравнительный анализ полученных данных; беседы со студентами и преподавателями с целью выявления значения свободной исполнительской практики для профессионал ьно-личностного развития студентов; психолого-педагогический анализ и обобщение опыта проведения свободной исполнительской практики на музыкальном факультете МПГУ; анализ и обобщение личного педагогического опыта автора исследования; обучающий (формирующий) эксперимент.
База исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в период с 1996 по 2001 гг. на базе музыкального факультета Московского педагогического государственного университета.
Научная новизна исследования состоит в том, что в теории и практике обучения будущего учителя музыки появилась возможность реализовать основные положения гуманистической философии, психологии и педагогики, создать и отработать комплекс психолого-педагогических условий, способствующих профессионально-личностной самоактуализации учащегося в музыкальною исполнительской сфере.
В исследовании обосновывается инновационный характер модели учебно-воспитательной работы со студентами в форме "свободной музыкально-исполнительской практики"; определяются ее функции, место и роль в педагогическом процессе; анализируется система явлений и отношений неформального характера, сложившаяся внутри студенческо-преподавательского коллектива в процессе свободной (не регламентированной) совместной творческой работы; предлагаются критерии профессионально-личностной самоактуализации студентов в музыкально-исполнительской сфере; выявляется универсальность и перспективность разработанной модели и ее методики для других учебных заведений творческого направления.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: а) разработаны и обоснованы теоретико-методические основы "свободной исполнительской практики" как фактора профессионально-личностной самоактуализации учащегося-музыканта в вузе, базирующиеся на категориях творческой свободы личности, учитывающие ее имманентное стремление к самосовершенствованию и самостоятельности; б) определена инновационная структура "толерантного" ("мягкого") контроля и многосторонней оценки (включая самооценку) исполнительской учебной деятельности студента-музыканта; в) выявлено влияние коллективно-творческого фактора на развитие творческой индивидуальности; г) определены движущие силы и критерии процесса самоактуализации студента в исполнительской сфере. и
Достоверность результатов подтверждена многолетними V результатами опытно-экспериментальной работы на музыкальном факультете МПГУ.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанная модель "свободной музыкально-исполнительской практики", благодаря адекватным (комфортным) психологопедагогическим условиям, работает одновременно в нескольких направлениях: активизирует музыкально-исполнительскую деятельность студентов; формирует и развивает их профессионально* 1 личностные качества (творческую активность, музыкально-образное мышление, исполнительскую смелость, самостоятельность, самоорганизованность, самоконтроль, самооценку и др); сочетает массовый характер творческой активности студентов в целом с индивидуальным творческим развитием каждого студента в частности; деформализует педагогический контроль за музыкально* исполнительским развитием студентов, придавая ему толерантный, бесстрессовый характер; повышает качество исполнительской подготовки и профессиональную самооценку будущего учителя музыки, способствует его профессиональному росту в целом; оптимизирует взаимоотношения преподавательского и студенческого коллективов.
Инновационная модель свободной музщкально-исполнительской практики, реализующая гуманистические принципы обучения и воспитания, может быть использована на разных уровнях в учебных заведениях творческого направления, что придает ей универсальный характер. ■!
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс профессионально-личностной самоактуализации учащегося в вузе будет проходить более активно и успешно при создании комфортной психолого-педагогической ситуации, названной "свободная музыкально-исполнительская практика", ситуации, активизирующей заложенное природой стремление формирующейся личности к саморазвитию и самосовершенствованию.
2. Важнейшими условиями предлагаемой учебной ситуации являются, прежде всего, ее принципиальная направленность (установка) на творческую свободу личности будущего учителя музыки, что означает обеспечение свободы творческого выбора, доступность музыкально-исполнительской практики и добровольность участия в ней, реальную возможность удовлетворения потребности каждого студента в творческом самовыражении, уважение к индивидуальным способностям и профессионально- личностным интересам и предпочтениям студентов, устранение негативного влияния посторонних для творчества стрессовых факторов, создание эмоционально-психологического комфорта.
3. Движущей силой. мотивационной доминантой профессионально-личностной самореализации студента в музыкально-исполнительской сфере является насущная потребность учащегося-музыканта в творческой свободе, инициативе и творческом самовыражении как непременных условиях роста творческой личности. Специфическими формами учебно-исполнительской деятельности, способствующими развитию творческой активности и самостоятельности учащихся, являются такие необязательные (факультативные) формы музыкально-исполнительской практики как конкурсы, фестивали, классные вечера, шефские концерты, лекцииконцерты и проч.
4. Развитие индивидуальных музыкально-исполнительских качеств студента будет проходить более активно и успешно на базе сотворчества, объединения обшей творческой задачей. Совпадение творческих интересов всего коллектива и каждой индивидуальности усиливает их взаимовлияние эффектом "творческого резонанса", "творческой аффилнации", придавая творческому направлению более интенсивный и массовый характер.
5. Являясь инновационной и наиболее адекватной формой для решения поставленных учебно-воспитательных задач, "свободная музыкально-исполнительская практика" выполняет, среди прочих, фукцию "толерантного" педагогического контроля и оценки профессионально-личностного развития студента в исполнительской сфере. Зафиксировать уровень его самоактуализации (а также самоконтроля и самооценки) можно лишь условно по разработанным нами критериям, которые включают психолого-педагогические и музыкально-исполнительские параметры, фиксирующие динамику развития профессионально-личностных (музыкально-исполнительских) качеств студента. Таким образом, самоактуализация учащегося-исполнителя носит индивидуально-дифференцированный характер.
Апробация результатов исследования: основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МПГУ (2001), освещались на межрегиональной и международной научно-практических конференциях (Москва, 2000; Екатеринбург, 2001); нашли отражение в 9 публикациях автора.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы:
Актуальность проблемы создания оптимальных психолого-педагогических условий для стимулирования процесса самоактуализации личности учащегося, будущего учителя музыки, базируется на широких возможностях "свободной музыкально-исполнительской практики" в личностно-профессиональном росте студентов и чрезвычайно малым ареалом ее распространения в практике работы вузов.
Анализ ключевых положений зарубежной и отечественной философии выявил историческую преемственность в осознании связи понятий свободы и ответственности с категориями творчества, индивидуальности, самостоятельности, самосовершенствования и тому подобное, которые, проявляясь в практической деятельности человека, являются основными условиями позитивного развития личности. Эти понятия являются принципиальными в нашем теоретическом исследовании и практической работе.
Осмысление психологических трудов позволило уяснить, что самоактуализация личности является и яроцессом, разворачивающимся во времени (неравномерным, гетерохронным), и результатом в каждый конкретный момент (поддающимся фиксации условно); самоактуализация возможна в различных сферах жизни, может существовать как реальность и как потенция в зависимости от внутренних и внешних условий; имеет ценностное значение в виде самооценки, самосознания и общественного резонанса (отношения); субъективно-объективный характер, определяемый как рост, стабилизация или деградация личности; индивидуальную степень, или меру, зависимую от особенностей личности и уровня ее притязаний. Общими принципиальными условиями, необходимыми для развития, саморазвития и роста личности, наиболее значимыми для самоактуализации, являются категории свободы и творчества (творческая свобода личности).
Категории гуманистической философии и психологии естественно экстраполируются в область педагогики, практически занимающуюся воспитанием, обучением и развитием личности на разных возрастных этапах.
В педагогическом процессе вуза необходимо последовательно проводить линию на развитие творческой свободы и самостоятельности личности учащегося, находить адекватные формы учебно-воспитательной работы и создавать оптимальные психолого-педагогические условия, гарантирующие в процессе обучения успешность профессионально-личностного развития каждого учащегося. В результате процесс самоактуализации в высших учебных заведениях станет реальным для большинства учащихся.
Анализ философской, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы позволил осмыслить и выявить сущность подхода к процессу самоактуализации (самореализации) студента на музыкальном факультете педагогического вуза.
Все вышеизложенное позволило сформулировать следующий тезис; самоактуализация студента-музыканта наиболее реальна в сфере "свободного" музыкально- исполнительского творчества, в той области, где уже имеются развитые на предварительных этапах (ДМШ, муз. студии, муз-пед. училища) исполнительские умения и навыки и где наиболее вероятно создание комфортной творческой атмосферы.
Предложенная форма свободной музыкально-исполнительской практики студентов, опирающаяся на принципы гуманистической педагогики и психологии, является универсальной и может быть использована на разных уровнях в учебных заведениях творческого направления.
Заключение.
Результаты проведенного эксперимента подтвердили выводы первого параграфа главы о значении "свободной музыкально-исполнительской практики" для профессионально-личностного роста и самосовершенствования (самоактуализации) будущего учителя музыки. Данные экспериментальной проверки позволили определить место и роль свободной музыкально-исполнительской практики в учебном процессе: она обогащает и расширяет творческо-исполнительский спектр на факультете, играет роль эмоциональной творческой "разрядки" для студентов, уводит от экзаменационно-зачетного стресса в область положительных, продуктивных творческих эмоций, раскрывает и развивает потенциальные музыкально-исполнительские способности, раскрепощает творческое начало, удовлетворяет потребность учащегося-музыканта в позитивном музыкально-исполнительской опыте. Широкие временные рамки (ближний, средний планы, перспектива) позволяют уточнять и корректировать различные аспекты творческого процесса. Ощущение творческой перспективы чрезвычайно важно для профессии педагога-музыканта: она дает стимул к учебе, профессионально-личностному развитию и росту учащегося. Свободная музыкально-исполнительская практика создает необходимый баланс, сочетая учебные требования и обязанности с творческой свободой. Тем самым она снимает противоречие между субъективным стремлением учащегося вуза к свободе и самостоятельности и объективными условиями регламентированного обучения.
В результате исследования выявлено позитивное взаимовлияние сотворчества и индивидуального развития каждого студента в учебном коллективе. "Ситуация свободного индивидуально-коллективного творческого развития" отличается достаточно универсальным характером, поскольку подобную ситуацию возможно создать в любом учебном заведении творческого направления, объединив учащихся и педагогов общей творческой задачей.
Одним из практических результатов эксперимента стал значительный рост числа успешно выступающих студентов, повысился общий уровень музыкального исполнительства. Контраст между "звездами" и "середняками" стал менее заметным.
Мы отмечали уже, что для будущих учителей музыки музыкальное исполнительство - это одна из важных граней их профессиональной подготовки. Подготовка по всем исполнительским дисциплинам проходит в индивидуальных классах, где большое внимание уделяется развитию индивидуальных способностей каждого студента. На таком уроке учащийся является "одиноким" объект-субъектом обучения и воспитания. Мы предлагаем в учебно-педагогическом процессе использовать воздействие коллективного творческого фактора и межличностные студенческие отношения для активизации музыкально-исполнительской практики. По нашему мнению, развитие индивидуально-личностных качеств студента, процесс его профессиональной подготовки будут более эффективными в атмосфере свободного творчества на основе коллективного сотворчества.
Студенческому коллективу будущих педагогов-музыкантов свойственна большая подвижность межличностных отношений, поэтому получает быстрое распространение явление, которое можно назвать "исполнительским резонансом", "творческой аффшиацией". Успешные выступления одних студентов заражают своим примером других, вовлекая в свободную музыкально-исполнительскую практику все большее количество участников. Такая "цепная" реакция и массовый характер вовлеченности студентов в творческий процесс исполнительства возможны только на базе общего учебно-профессионального интереса при условии свободы выбора и добровольности участия.
Свободная музыкально-исполнительская практика объединяет индивидуальные творческие интересы и потребности студентов в сотворчестве, в стремлении быть с другими, разделить с ними свой успех как общий и почувствовать общий успех как свой. Известно, что аффилиация снижает чувство тревожности и смягчает стрессовые последствия. Очевидно, что "эффект сопричастности" в исполнительском творчестве не только смягчает психологические проблемы, облегчает и делает более комфортным индивидуальное выступление на сцене, но является его стимулом.
Уверенность и свобода, которые приобретает студент-исполнитель, находясь на-равных среди своих товарищей, помогают раскрепостить "зажатые" до сих пор, нереализованные потенциальные способности. В итоге мы слышим много интересных и вполне профессиональных выступлений, наблюдаем индивидуальный рост студентов, радуемся их успеху. Каждый такой успех есть показатель творческой состоятельности студента и представляет собой более высокую ступень в развитии его личности. Перефразируя А.С.Макаренко, можно сказать, что исполнительская личность формируется в исполнительском коллективе, то есть, действует диалектика единичного и общего, индивидуального и коллективного в творческом развитии.
Успех в свободной музыкально-исполнительской практике положительным образом влияет на весь облик будущего педагога-музыканта, придавая ему чувство уверенности и самодостаточности в более широком смысле, как профессионально-психологическую уверенность личности в жизненной перспективе. (Б.Пастернак говорил: "Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех". Другого мнения был А.В.Луначарский, который утверждал, что успех есть показатель силы" и что надо изучать законы успеха). А это означает возможность самореализации в дальнейшем, на следующем творческом (жизненном) этапе. Конечно, не каждый студент, успешно выступивший на фестивале, вырастет потом в яркую творческую личность (у каждого своя мера таланта, каждого ждет своя судьба), но вопрос тут не в абсолютном результате, а в стремлении к нему.
Стремление к лучшему, к совершенству, к самовыражению присуще нормальной человеческой природе и является одним из условий роста личности. Потребность в творчестве и потребность в самоактуализации взаимосвязаны (у А.Маслоу "самоактуализирующееся творчество"), поэтому любое творческое достижение на своем, индивидуальном уровне, овладение любой ступенью на пути к совершенству есть очередной этап в бесконечном приближении к этому совершенству, означающий индивидуальное развитие и рост личности, ее самоактуализацию.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гостева, Дина Ростиславовна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: "Прометей", 1990.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.
4. Актуальные проблемы педагогики ненасилия. //Межвузовский сборник научных трудов. - М.: "Дон Боско", 2001.
5. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1971.
6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: I Владос, 2000. # 7. Алиев Ю.Б. "Дидактика - практике" (дидактика художественного образования). - М.: Изд-во Института образования и педагогики, 1996.
7. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Университетское, 1990.
8. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. дом ' Шалвы Амонашвили, 1996.
9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, I 1977.
10. Апраксина О.А. Современные требования к школьному учителю- музыканту. //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15.-М., Музыка, 1982.
11. Аронова Е.Ю. Ценностно-смысловой аспект самореализации учащихся средствами искусства. //Автореф. дис. канд.пед.наук. - М., 2000.
12. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984.
13. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. - М.: МГОПИ, 1994.
14. Асеев В. Личность и значимость побуждений. - М.: Р.А.Н., 1993.
15. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: Изд-во МГУ, 1979.
16. Асмус В.Ф. Античная философия. Изд. 2-е, дополненное. - М.: Высшая школа, 1976.
17. Афоризмы. Век IXX. Век XX. - М.: "Рипол классик", 1999.
18. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методич. основы. - М.: Просвещение, 1982.
19. Бакланова Т.И. Программа интегрированного искусства. - М.: Рино, 1996.
20. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.
21. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя - М.: Просвещение, 1991.
22. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций,- М: Ин-т практ. психологии: Воронеж: МОДЭК, 1996.
23. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии, - М.: Мысль, 1991.
24. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
25. Богданова А.В. Музыка и власть: Пост-сталинский период. - М.: Наследие, 1995.
26. Бодалев А.А. Психология о личности.'М.: Изд-во МГУ, 1988.
27. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. - М.: Воронеж, 1995.
28. Бочкарев Л. Психологические основы музыкального обучения. - Киев, 1979.
29. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М.: Прогресс, 1990.
30. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов., сост. Л.Д.Филоненко. - М.: АПО, 1993.
31. Волович М.Б. Не мучить, а учить. О пользе педагогической психологии. - М., Росс. Откр. Ун-т., 1992.
32. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып.З. - М.: Гос. муз. изд-во, 1962.
33. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. - М.: Музыка, 1971.
34. Воробьева О.В. Формирование готовности к музыкально- исполнительской деятельности у будущих учителей начальных классов. //Автореф. дис. канд.пед.наук. - М., 1997.
35. Всероссийсикий фестиваль "Невские хоровые ассамблеи". // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Прошлое и настоящее русской хоровой культуры". - Л., 1981.
36. Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции. - 5 изд. - М.: Лабиринт, 1997.
37. Генкин Д.М. Социально-педагогические основы массового праздника. //Автореф. дис. док.пед.наук. - Л., 1979.
38. Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1996.
39. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Московский психолого- социальный институт. Флинта, 1998.
40. Гессен СИ, Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995.
41. Гиль С. Педагогические условия самореализации подростков. //Автореф. дис. канд.пед.наук. - Екатеринбург, 1995.
42. Глассер У. Школы без неудачников. - М.: Прогресс, 1991.
43. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. - М.: Советский композитор, 1969.
44. Горяев В.Г. Особенности самореализации профессионально-личностного роста учителя музыки в системе повышения квалификации (психологический аспект). //Автореф. дис. канд.психол.наук. - Тверь, 1998.
45. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - Спб.: OMS, 1994.
46. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования. /Под общей редакцией академика РАО В.Л.Матросова. - М.: Прометей, 1999.
47. Гуревич П.С. Человек. - М.: Изд. дом "Дрофа", 1995.
48. Егорова СВ. Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепианной подготовки. //Автореф. дис. канд.пед.наук. - М., 1998.
49. Ефремова Э.Р. Теоретические и методические аспекты проблемы преодоления неуспеваемости в процессе занятий с учащимися-музыкантами. //Дис. канд.пед.наук. - М., 1998.
50. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: УРАО, 1998.
51. Ивашева В. На пороге XXI века. - М.: Худ. литература, 1979.
52. Игнатева Л.К. Педагогические условия самореализации пожилых людей в досуговых коллективах. //Автореф, дис. канд.пед.наук. - Челябинск, 1998.
53. Инновационные подходы в системе общего и специального музыкального образования. //Материалы региональной научно-практической конференции.- Саранск: МГПИ им. М.Е.Евсевьева, 1996.
54. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкапьная педагогика: Хрестоматия. Вып.1, ч.2, - М., "Прометей", 1991.
55. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя. - М., Просвещение, 1981.
56. Кант И. Том 4, часть 2. - М.: Мысль, 1965.
57. Карпова Е.Ф. О совершенствовании профессиональной направленности процесса обучения на музпедфакультете. //Профессиональная направленность музыкального образования. - Саратов, 1983.
58. Киященко Н.И. Эстетика жизни. 3 вып. - М.: Форум, 2000.
59. Ковалев А.Г. Психология личности, 3-е изд. - М., Просвещение, 1970.
60. Ковалев А.И. Формирование творческой активности будущих учителей музыки в процессе изучения дисциплин музыкально-исполнительского цикла. //Автореферат дис. канд.пед.наук. - Минск, 2001.
61. Коган Г.М. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы. - М.: Советский композитор, 1961.
62. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М.: Институт псих. РАН, 1996.
63. Коменский ЯЛ. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Великая дидактика. - М.: Учпедгиз, 1939.
64. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.- М. Просвещение, 1980.
65. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: 1980.
66. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Книга для учителя. - М.: Владос, 2000.
67. Кравченко М.Б. Сочетание поурочной и тематической проверки знаний учащихся старших классов. //Автореферат дис. канд.пед.наук. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1973.
68. Краних Э. Свободные вальдорфские школы. -М.: Парсифаль, 1993.
69. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998.
70. Краткий философский словарь. - М.: "Проспект", 1998.
71. Крауклис Г.В. Музыкальное образование в современной Франции. - М.: Музыкальная Академия, № 5, 1994.
72. Крупник Е.П. Психология воздействия искусства на личность. - М.: ИПРАН, 1999.
73. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. - М.: Роспедагентство, 1994.
74. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во МГУ, 1971.
75. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975.
76. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976.
77. Личность в XX столетии. - М.: Мысль, 1979.
78. Лобова А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку. //Автореф. дис. док.пед.наук. - М., 2001.
79. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. 2-е изд., исправл. - М.: ЧеРо, 1998.
80. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991.
81. Маковец Л.А. Педагогические аспекты подготовки будущего учителя- музыканта к выступлению перед школьной аудиторией. //Автореф. дис. канд.пед.наук. - М.: Центр эстетического воспитания РАО, 1997.
82. Максимов Е.И. Российские музыканты-самородки: Факты, документы, воспоминания. - М.: Сов. композитор, 1987.
83. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Пробл. худож. интонирования на ф-т. и анализ их разработки в методико-теоретич. лит. XXI - XX вв.: Очерки. -М.: Музыка, 1990.
84. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. - Дубна, "Феникс", 1999.
85. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. - М.: Прометей, 1993. I % М.: Просвещение, 1990.
86. Мартынов О.В. О мотивации самообразовательной деятельности студентов музыкально-педагогического факультета. // Профессиональная направленность музыкального образования. - Саратов, 1983/.
87. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981.
88. Монтень М. Опыты. - М.: "Правда", 1991.
89. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
90. Мялкин А.В. Способности и потребности личности: Диалектика формирования. - М.: Мысль, 1983.
91. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVIII века. - М.: Высшая школа, 1973.
92. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 3-е. - М.: Музыка, 1967.
93. Йеменский Б.М. Приоритеты на путях гармонизации образования. - М.: Советская педагогика, 1989.
94. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М.: Интербук, 1990.
95. Обуховский К. Психология влечений человека. - М.: Прогресс, 1971.
96. Обучение в вальдорфской школе: Сборник статей по вальдорфской педагогике. - М.: Парсифаль, 1995.
97. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.
98. Онищук В.А. Урок в современной школе.: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1986.
99. Основы современной философии. Изд. 2-е. - Спб.: "Лань", 1999.
100. Основы дидактики. /Под редакцией д.п.н. профессора Б.П.Есипова. - М.: Просвещение, 1967. I
101. Педагогика. /Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров и др. - М.: Просвещение, 1968.
102. Педагогика. /Под ред. П.Баранова и В.А.Сластенина. - изд. 2-е, дополненное. - М.: Просвещение, 1986.
103. Педагогика. /Под ред. Ю.К.Бабанского. - изд.2. - М.: Просвещение, 1988.
104. Педагогика школы /Под ред. И.Г.Огородникова. - М.: Просвещение, 1978.
105. Перуанский С. О сложности простоты. О простоте сложности. - М.: Просвещение, 1993.
106. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. - М.: Росс.Откр. Ун-т, 1992.
107. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов на Дону: "Феникс", 1996.
108. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 1997.
109. Пианисты рассказывают. Вып. 1 - М.г Музыка, 1990.
110. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого- дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
111. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
112. Плохова М.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. - М.: Сфера, 1996.
113. Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения //Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГЗПИ, 1991.
114. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.
115. Практикум по общей психологии. - М.: Просвещение, 1990.
116. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся в современной школе. - Тамбов: ТГПИ, 1983.
117. Психологические аспекты социальной нестабильности. /Под ред. Б.А.Сосновского. - М.: МПГУ, 1995.
118. Психологическое самообразование.^ /Под ред. А.М.Матюшкина. - М.: Школа-Пресс, 1992.
119. Психология и педагогика. Учебное пособие. - М.: "Совершенство", 1998.
120. Психология и педагогика. /Под ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 1999.
121. Психология личности в трудах отечественных психологов.: Хрестоматия. - Спб.: "Питер", 2000.
122. Психолого-педагогический словарь. /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2 изд. - Ростов-на-Дону.: "Феникс", 1998.
123. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: Учебное пособие для студентов вузов по спец. "Дошкольная педагогика и психология". Ч. 1 -М.: Владос, 1997.
124. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М.: Музыка, 1989.
125. Развитие самосознания школьника. //Материалы сессии Научного совета. - М,: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999.
126. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. - М.: ЭКСМО-Пресс,2001.
127. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. //Вопросы психологии. - М.: 1990, №1.-с. 165-168.
128. Розова Т.Н. Воспитание готовности школьников к самореализации в гуманизированной среде. //Автореф. дис. канд.пед.наук. -Ставрополь, 1999.
129. Романова Л.С. Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музыки и истории искусств. //Автореф. дис. канд.пед.наук. - М., 1997.
130. Рубинштейн Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 1999.
131. Русская философия второй половины ХУШ века. Хрестоматия. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990.
132. Савенков А.И. Детская одаренность. Теоретические основы развития. - М.: Изд-во Российского института молодежи, 1997.
133. Ситаров В.А. Изучение личности будущего учителя: Некоторые теоретические и практические вопросы. - М.: Прометей, 1990.
134. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: 1971.
135. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997.
136. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976.
137. Спиркин А.Г. Основы философии. - М.: Полит.лит., 1988.
138. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Полит, лит., 1972.
139. Степанов Н.И. Формирование у учащихся навыка самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальном инструменте. //Автореферат дис. канд.пед.наук. - М., 1990.
140. Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. - М.: Педагогика, 1984.
141. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Прометей, 1992.
142. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1975.
143. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1971.
144. Тарасов Г.С. Учебно-творческая деятельность студента-исполнителя. //Вопросы психологии. 1983, № 3.
145. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. - Самара: Издательский Дом "Бахрах", 1996.
146. Теория и практика высшего педагогического образования. //Межвуз. сб. науч. трудов. - М.: Прометей, 1991.
147. Теория и методика обучения игре на фортепиано.: Учебное пособие для вузов. - М.: Владос, 2001.
148. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.-Л.: АПН РСФСР. Ин-т психологии, 1947.
149. Фестивали искусств СССР. - М.: Прогресс, 1970.
150. Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып.1, часть первая. - М., "Прометей", 1991.
151. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
152. Хекгаузен X. Психология мотивации достижения. - Спб.: Речь, 2001. I 155. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. - Спб.: Лань, 2000.
153. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Прогресс, Ювента, 2000.
154. Хрестоматия по педагогике. /Под ред. д.п.н., профессора З.И.Равкина. - М.: Просвещение, 1976.
155. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. - Спб.: Алетейя, 2001.
156. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. - М.: Советский композитор, 1998.
157. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М.: Интерпракс, 1994.
158. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М,: Политиздат, 1991. •
159. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
160. Шапинская Е.Н. Искусство и эстетика. - М.: Прометей, 1997.
161. Шапкин А. Экспериментальное изучение волевых процессов. - М.: "Смысл", инст. псих. РАН, 1997.
162. Шаршов И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента. //Автореф. дис. канд.пед.наук. -Белгород, 2000.
163. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. - М.: Мысль, 1979.
164. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: "Сентябрь", 2000.
165. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: "Флинта", 1997.
166. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М., 1971.
167. Яконюк В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. - М., 1979.
168. Якубовская Т.Л. Вопросы теории и практики музыкально-эстетического воспитания в педагогическом наследии В.Н.Шацкой. - М.: МПГУ, 1995.
169. La personnalite. Jean-Claude Filloux. Presses universitaires de France. Paris. 1957.