Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретические и методические основы обучения игре на гармонике-хромке в начальном звене системы музыкального образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Головко, Александр Кимович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Теоретические и методические основы обучения игре на гармонике-хромке в начальном звене системы музыкального образования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Головко, Александр Кимович, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАРМОНИКИ

В РОССИИ.

1.1. Исторический аспект развития гармоники.

1.2. Становление методики обучения игре на гармонике.

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ГАРМОНИКЕ - ХРОМКЕ

Ф 2.1. Характеристика педагогической модели развивающего обучения в классе гармоники-хромки.

2.2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности исследуемой модели обучения игре на гармонике-хромке.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретические и методические основы обучения игре на гармонике-хромке в начальном звене системы музыкального образования"

Развитие российского общества на рубеже XX-XXI вв. характеризуется кризисным состоянием политической и экономической сфер, утверждением иных принципов организации жизни и деятельности людей, разрушением идеалов и традиций. В этих условиях проблема возрождения духовности и нравственного оздоровления нации становится приоритетной. Осуществление успешного ее решения возможно только на основе обращения к непреходящим ценностям традиционной народной культуры -источника и фундамента целостной культуры общества.

Наблюдаемое в последние годы резкое усиление интереса к национально-самобытным сферам культуры, осознанное стремление к сохранению исторического прошлого может оказаться важнейшей предпосылкой для формирования национального самосознания, воссоздания художественно-творческого духа, явиться мощным стимулом нравственно-эстетического развития общества. Д.С. Лихачев видел главную задачу эстетического и нравственного воспитания в том, что массовой культуре, которая с завидной энергией вторгается в нашу жизнь, следует противопоставить высокую культуру, имеющую эмоциональную народную основу [133].

Музыкальное фольклорное творчество, как одна из граней художественной культуры народа, является особой формой эстетического отношения человека к окружающему миру. Системный характер фольклорной культуры создает в педагогическом процессе благоприятные условия для вовлечения детей в разнообразную художественную деятельность. Обучение ребенка музыкальным видам и жанрам народного искусства эффективно формирует его мышление, способствует всестороннему раскрытию резервно-творческого потенциала, интеллектуальному, нравственно-эстетическому и физическому развитию.

Закономерно, что обращение общества к своему музыкальному наследию с целью вовлечения его в учебно-воспитательный процесс не обошло вниманием такую важную составляющую народного творчества, как исполнительство на самобытных национальных инструментах. Особое место в системе музыкальных инструментов русской фольклорной традиции занимает гармоника.

Зародившись как фольклорный инструмент, гармоника в России прошла сложный путь становления и развития от примитивной «заморской игрушки» до современной модели концертного баяна, обладающего огромным музыкально-исполнительским потенциалом. В современных условиях состояние гармоники характеризуется, с одной стороны, высоким уровнем развития академических традиций ее хроматической модификации - баяна, а с другой - возрождением и развитием исполнительства, вхождением в образовательную систему её национальных видов.

В контексте данного исследования необходимо отметить, что первая попытка вовлечения диатонических гармоник в музыкально-педагогический процесс, предпринятая по инициативе А.В. Луначарского в 20 - 30-е гг. XX в., завершилась вытеснением их инструментом более широких и перспективных возможностей - баяном.

Главным и основным направлением развития профессионального баянного исполнительства на протяжении последних 70 лет было освоение им все новых пространств музыкальной нотно-письменной культуры. В настоящее время развитие концертного многотембрового готово-выборного баяна характеризуется выходом его за рамки национальной культуры, поисками новых тембровых сочетаний и налаживанием связей с инструментами, входящими в лоно академической музыкальной культуры, созданием оригинального репертуара выдающимися российскими и зарубежными композиторами. Все это дает ему основание для получения статуса полноценного академического камерного инструмента.

В то же время оригинальная манера игры сельских гармонистов, со свойственными ей многовариантностью, импровизационностью, «нелинейностью» музыкального мышления, не получила развития в профессиональном баянном исполнительстве и в плоть до середины 80-х годов сохранялась исключительно в творчестве любителей-самоучек -носителей традиций устно-фольклорного музицирования.

В последние годы в качестве альтернативы академическому типу обучения формируется новая педагогическая система, связанная с возрождением, сохранением и развитием традиционной народной культуры.

В 1991 г. в г. Краснодаре при Государственном академическом Кубанском казачьем хоре была открыта Краевая детская экспериментальная школа народного искусства (КДЭШНИ). Главная ее цель - воспитание гармонично развитой личности ребёнка средствами традиционной народной культуры. Ведущей задачей является приобщение детей к сфере народного творчества через практическое освоение ядра кубанской славянской традиции.

На отделении народных инструментов КДЭШНИ впервые в системе музыкального образования Краснодарского края был открыт специальный класс двухрядной диатонической гармоники-хромки. В соответствии с образовательной концепцией школы обучение игре на национальных инструментах было организовано с учетом механизма традиционной культурной преемственности. В связи с этим потребовалось создание педагогической технологии и системы организации учебно-воспитательного процесса в классе гармоники-хромки с использованием как общепринятых, так и нетрадиционных методов и форм обучения.

В поисках решений педагогических проблем начального обучения исполнительству на гармонике-хромке нами были проанализированы учебные пособия, Школы и Самоучители, изучены труды А.А Банина, Г.И. Благодатова, К.А. Верткова, Е.В. Гиппиус, М.И. Имханицкого, Е.И. Максимова, A.M. Мирека, А.А. Новосельского, посвященные вопросам становления и развития гармоники. В результате было выявлено отсутствие научно-обоснованных теоретических и методических положений, разработанных с учетом специфики культурно-исторического развития диатонической гармони и ее функционирования в настоящее время.

Проведенный нами анализ Школ и Самоучителей для баяна показал, что все они ориентированы на академический тип обучения. Отдельные положения исследований и учебных пособий Ю.Т. Акимова, В.Н. Мотова, Г.И. Стативкина, Г.И. Шахова, в которых рассматриваются вопросы теории и методики игры по слуху на баяне, были использованы нами на занятиях в классе гармоники-хромки. Однако в виду существенного отличия конструктивного устройства хромки и баяна (разное строение звукорядов, диатонический и хроматический строй инструментов) положения данных работ не решали в полном объёме учебные задачи обучения на гармони.

Мы пришли к выводу, что теоретические положения и методические разработки баянной школы не могут быть в полной мере адаптированы к процессу начального обучения в классе гармоники-хромки.

Всё вышеизложенное выявило противоречие между, с одной стороны, возрождением и развитием исполнительских традиций на гармонике-хромке, созданием концертного репертуара, открытием специальных классов гармони в учреждениях музыкальной образовательной системы всех ступеней и, с другой стороны, отсутствием теоретических положений, методических рекомендаций, педагогических технологий, формирующих научно-методическую и практическую базу обучения игре на инструменте. Данное противоречие определило актуальность проблемы исследования, которая заключается в необходимости создания теоретически разработанной и научно-обоснованной системы начального обучения игре на двухрядной диатонической гармонике-хромке.

Объект исследования - музыкальное обучение и воспитание детей в условиях учебно-творческого процесса в учреждениях начального звена системы музыкального образования.

Предмет исследования - процесс обучения учащихся игре на гармонике- хромке в детских школах народного искусства.

Цель исследования - создание теоретически разработанной и научно-обоснованной педагогической модели развивающего обучения игре на гармонике-хромке в начальном звене системы музыкального образования.

Задачи исследования: исследовать культурно-исторический аспект становления гармоники в России и выявить специфику развития гармоники-хромки на современном этапе; определить психолого-педагогические условия эффективного развития общих и музыкальных способностей учащихся в классе гармоники-хромки; разработать методику, основанную на синтезе передачи устной музыкальной народной традиции и академического инструментального обучения; апробировать экспериментальную педагогическую модель обучения гармонистов в условиях учебно-воспитательного процесса в детской школе народного искусства.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что учебно-воспитательный процесс начального обучения на гармонике-хромке наиболее эффективен, если: реализуется на синкретической основе, что предусматривает комплексное освоение учащимися дисциплин фольклорного цикла; осуществляется по методике, основанной на синтезе передачи устной музыкальной народной традиции и академического обучения; создаются психолого-педагогические условия для развития общих и музыкальных способностей личности (личностно-ориентированный и содержательно-деятельностный подходы; введение учащегося в активный учебно-творческий процесс ; создание эмоциональной комфортной атмосферы).

Методологической основой исследования являются: принципы диалектической философии, ее современные концептуальные положения, выявляющие закономерности общественно-исторического развития системы общего и музыкального образования и позволяющие рассмотреть процесс обучения музыке во всей сложности единства взаимопроникающих противоположных тенденций, связанных как с предметом обучения, так и с личностью учащегося; современная философская концепция культурного образования, в центре которой находится развивающаяся личность обучаемого, и ее основное положение о ведущей роли деятельности в развитии творческой индивидуальности.

Теоретическую основу исследования составили: труды М.М. Бахтина, В.А. Кан-Калика, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, в которых рассматриваются проблемы преемственности традиционного народного творчества, сущность традиций и их роль в жизни современного общества; идеи гуманизации образования, основанные на базе нового педагогического мышления, берущего начало в работах: Э.Б. Абдуллина, Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, ВВ. Давыдова, Э.Д. Днепрова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенкова, Д.Б. Кабалевского, С.Д. Ладыжец, А.В. Петровского, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого, Д.Б. Эльконина; работы ученых, внесших значительный вклад в развитие педагогической теории воспитания: Ю.П. Азарова, В.Г. Афанасьева, Н.К. Баклановой,

Д.Б. Кабалевского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.И. Черниченко, С Т. Шацкого; труды В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, Н.Д. Никандрова, в которых авторы рассматривают педагогическую деятельность как творческий процесс; педагогическое наследие известных педагогов-музыкантов: Л.А. Баренбойма, Л.В. Гинзбурга, А.Б. Гольденвейзера, И. Гофмана, Г.М. Когана, ГГ. Нейгауза, Л.В. Николаева, С.И. Савшинского,

С.Е. Фейнберга, А.П.Щапова; работы, в которых рассматриваются проблемы активизации музыкальных и творческих способностей личности: Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.А. Готсдинера, АЛ. Готсдинера, В.И. Загвязинского, И.Т. Назарова, Б.М. Теплова, М.Э. Фейгина, Г.М.Цыпина, Л.В.Шаминой; исследования Н.А. Гарбузова, А.А. Готсдинера, В.В. Медушевского, Е В. Назайкинского, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова в области музыкальной психологии; труды, посвященные изучению культурно-исторического аспекта бытования национальных инструментов, сохранения и развития народной музыкальной инструментальной культуры, А.А. Банина, Г.И. Благодатова, К.А. Верткова, В.А. Вольфовича, М.И. Имханицкого, Е.И. Максимова, И.В. Мациевского, A.M. Мирека; работы по региональному фольклору и этнокультуре Кубани: И.Н. Бойко, Н И. Бондаря, Н.Н. Гаврюшенко, А.А. Слепова, Н.Р. Туравец; работы видных российских музыкантов педагогов-баянистов: Ю.Т.Акимова, И.Д. Алексеева, В.В. Бесфамильнова, П.И. Говорушко, Б.М.Егорова, Ф.Р. Липса, В.Н. Мотова, М.Д. Обертюхина, А.Е. Онегина, Г.И. Шахова; теоретико-методические основы системы подготовки учителей музыки, разработанные в трудах Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной,

Л.Г. Арчажниковой, Б.В. Асафьева, Б.В. Афанасьева, Л.А. Рапацкой, Б.М. Целковникова, С.П. Шацкого, JI.B. Школяр.

Концептуальное значение в определении теоретической позиции автора имеет использование основных положений теории развивающего обучения и психологической теории деятельности в организации художественно-педагогического процесса обучения детей игре на гармонике. Теоретическая концепция развивающего обучения, главные положения которой были сформулированы В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным, базируется на культурно-исторической теории происхождения и формирования психики и сознания JI.С. Выготского.

Существенный вклад в разработку психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением внесли ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, ВВ. Давыдов, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, НА. Менчинская, Д.Б. Эльконин. Основополагающий тезис этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка опосредствовано его воспитанием и обучением. Психолого-педагогическая теория деятельности разработана отечественными учеными А Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном.

Немаловажное значение имеют исследования, посвященные проблеме изучения у младших школьников умения оценивать различные стороны своей учебной деятельности, таких педагогов и ученых, как Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов.

Взгляд на оценку, как на психологический механизм формирования у учащихся умения учиться и активизации учебного процесса, нашел свое отражение в трудах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина.

Для решения намеченных в диссертации задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих научных методов, включающих: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической и специальной литературы; структурно-содержательный анализ документов (концепций, учебных планов, типовых и авторских программ по обучению игре на музыкальных инструментах и др.); целенаправленное педагогическое наблюдение; беседы, анкетирование, интервьюирование; обобщение и изучение передового педагогического опыта; анализ собственной преподавательской деятельности; экспертные оценки, моделирование, тестирование, видео- и аудиозаписи; опытно-экспериментальную работу; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что нами:

1.На основе результатов анализа культурно-исторического становления и развития гармоники в России сформулированы цели, задачи, принципы начального обучения в классе гармоники-хромки, определены его методы и формы организации.

2. Разработаны и теоретически обоснованы: методика обучения игре на гармонике-хромке, в основе которой лежит синтез приемов и методов обучения музыкально-слуховой и академической нотно-письменной традиции; предметно-методический инструментарий, способствующий повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, а также система музыкально-развивающих игр, творческих заданий и упражнений, активизирующих общие и музыкальные способности учащихся.

3. Определены психолого-педагогические условия развития индивидуально-личностных качеств и музыкальных способностей учащихся (личностно-ориентированный и содержательно-деятельностный подходы; вовлечение учащихся в активный творческий процесс; создание эмоциональной комфортной атмосферы).

Базами опытно-экспериментального исследования были Краевая детская экспериментальная школа народного искусства при Государственном академическом Кубанском казачьем хоре (учащиеся отделения народных инструментов и народного хора), средняя школа № 35 г. Краснодара (учащиеся классов с углубленным изучением музыки).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось на протяжении 21 года (1981 - 2001 гг.) и проходило в 3 этапа:

На первом этапе (1981 - 1991 гг.) было выявлено современное состояние проблемы: изучалась философская, культурно-историческая, психолого-педагогическая, методическая и специальная литература по теме исследования; определялись теоретические и методологические основы диссертации; формулировались цель, задачи и гипотеза исследования; теоретически разрабатывалась модель выпускника-гармониста ДШНИ; анализировались различные подходы к разработке и созданию методики обучения игре на гармони;

На втором этапе (1992 - 1997 гг.) в ходе целенаправленного педагогического эксперимента была проверена гипотеза исследования. Разработаны и апробированы программы обучения учащихся игре на гармонике-хромке в ДШНИ. Представлена на практике модель выпускника-гармониста спецкласса ДШНИ. Подготовлен к печати оригинальный учебно-концертный репертуар для гармоники-хромки, выполненный диссертантом на основе регионального фольклора.

На третьем этапе (1998 - 2001 гг.) осуществлялись анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования, проводилась корректировка теоретических и методических положений и выводов, полученных на первом и втором этапах работы, формировалась диссертация.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

1) разработаны и апробированы: педагогическая модель обучения игре на гармонике- хромке в начальном звене системы музыкального образования; система музыкально-развивающих игр, творческих заданий и упражнений, направленных на развитие общих умений, музыкальных способностей и резервно-творческого потенциала личности учащегося;

2) материалы исследования использовались диссертантом при разработке учебных программ по специальным музыкальным дисциплинам: «Специальный класс», «Класс ансамбля», «Оркестровый класс» в КДЭШНИ;

3) основные идеи, теоретические положения и методические рекомендации, разработанные в диссертации, обладают достаточно широкой амплитудой воздействия и могут быть использованы в других звеньях системы музыкального образования: школах, колледжах, вузах в процессе преподавания специальных дисциплин, а также в системе повышения квалификации кадров культуры и искусств, в подготовке материалов для научно-практических семинаров и конференций.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: изучением большого количества трудов, работ, литературных источников по философии, педагогике, психологии, искусствоведению, истории народно-музыкального инструментария и исполнительства, методике обучения игре на различных инструментах; применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, задачам, логике исследования; наличием устойчивых положительных результатов обучения, которые были подтверждены качественным анализом и математической обработкой данных, полученных в процессе опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

1. В процессе опытно-экспериментальной работы в КДЭШНИ.

2. Посредством публикации статей по теме диссертации (1994 - 2001 гг.).

3. В ходе выступлений диссертанта: на международных научно-теоретических конференциях (Майкоп, Москва, Краснодар, Новороссийск); на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава КГУКИ (1991-2001 гг.); на семинарах руководителей отделений народных инструментов ДШНИ и ДМШ, проведенных краевым учебно-методическим центром г. Краснодара, а также на семинарах руководителей фольклорных коллективов, состоявшихся на базе Краснодарского государственного научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор».

4. Через использование практических и теоретических наработок (программ обучения, репертуарных обработок для гармоники-хромки, выполненных диссертантом на материале регионального фольклора) в работе преподавателей ДМШ, КДЭШНИ г. Краснодара, ДШНИ г. Сочи, г. Темрюка, г. Горячего ключа, а также на факультете традиционной культуры (ФТК) КГУКИ.

На защиту выносятся следующие положения: необходимость организации учебно-воспитательного процесса в классе гармоники-хромки по разработанной нами методике синтеза методов и приемов обучения слуховому музицированию и профессиональному исполнительству обусловлена специфическими особенностями культурно-исторического развития гармоники, которое осуществлялось в двух основных сферах музыкально-исполнительского творчества: любительского (бесписьменного) и профессионального (нотно-письменного); разработанная в исследовании педагогическая модель обучения игре на гармонике-хромке, основанная на специфических принципах, содержании, формах и методах является целесообразной и эффективной в решении задачи общего и музыкального развития личности ребенка.

Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по второй главе.

1. Концепция развивающего обучения, принятая в настоящем исследовании за основу, состоит в создании оптимальных условий для организации учебного процесса, содержание, формы и методы которого ориентированы на всестороннее развитие личности учащегося.

2. Указанная концепция предполагает гуманизацию образования, что проявляется в переходе к личностно-ориентированному обучению, способствующему всестороннему раскрытию и динамичному развитию индивидуальных способностей учащихся.

3. Предложенная нами педагогическая технология обучения детей игре на гармонике, базирующаяся на принципах развивающего обучения, предполагает наличие активных форм музицирования: подбор по слуху, варьирование, импровизация, что выступает принципиальным отличием разработанной автором настоящего исследования методики от традиционных, применяемых в сфере детского музыкального образования методик обучения игре на народных инструментах.

4. Критериями оценки контрольных замеров, проведенных в ходе формирующего этапа опытно экспериментальной работы, выступили: художественность и техника исполнения, творческая самостоятельность учащегося, уровень мотивации их к обучению.

5. Проведённая нами опытно-экспериментальная работа доказала эффективность разработанной педагогической модели развивающего обучения игре на гармонике-хромке. На это указывает сопоставление результатов уровней развития художественно-исполнительских параметров выступлений учащихся, мотивации их к обучению, а также творческой самостоятельности. В своей совокупности все они служат отражением уровня развития общих и музыкальных способностей реципиентов экспериментальной и контрольной групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование посвящено актуальной проблеме музыкальной педагогики - модернизации системы музыкального обучения и воспитания детей на основе возрождения и развития традиций народно-инструментального исполнительства в условиях учебно-творческого процесса в учреждениях начального звена музыкального образования.

Целью данного исследования являлось создание теоретически разработанной и научно-обоснованной педагогической модели развивающего обучения в классе гармоники-хромки.

В соответствии с задачами исследования был проведен анализ культурно-исторического развития гармоники и становления методики обучения в России.

Результаты данного анализа позволили нам определить исходные позиции в формировании базовых положений гипотезы исследования. В ходе изучения нами основных трудов А.А. Банина, Г.И. Благодатова, К.А. Верткова, М.И. Имханицкого, Е.И. Максимова, A.M. Мирека была выявлена фольклорная природа инструмента, особенности его социокультурного функционирования в обществе, исполнительские традиции, бытование и тенденции развития инструмента в настоящее время.

Почти за два столетия своего бытования в России гармоника прошла путь от примитивной диковинной игрушки до современной модели концертного баяна, обладающего огромными исполнительскими возможностями.

К началу XX в. конструктивное развитие национальных видов гармони завершилось созданием наиболее совершенной модели диатонического вида - двухрядной гармоники-хромки С конца 40-х г. XX в. она утверждает себя в качестве наиболее распространенного в народе инструмента семейства диатонических гармоник, что обусловило выбор данной модификации для обучения в учреждениях системы музыкального образования.

Составляющими целостного процесса развития гармошечной традиции в России стали процесс адаптации гармоники к общерусской бесписьменной музыкальной системе и процесс приближения музыкальных возможностей инструмента к европейской музыкальной письменной культуре.

В современных условиях развитие гармони в России характеризуется появлением на концертной эстраде профессиональных гармонистов-исполнителей, созданием высокохудожественного репертуара отечественными композиторами, вхождением инструмента в образовательное пространство, проведением исполнительских конкурсов, а также популярностью в народных массах еженедельной телепередачи «Играй, гармонь любимая!». Все это в целом позволяет нам сделать вывод о необходимости возрождения, сохранения и дальнейшего развития гармошечной традиции в условиях педагогического процесса в системе музыкального образования.

В поисках решений педагогических проблем, связанных с начальным обучением игре на гармонике-хромке, нами был проведен анализ методической литературы, Школ и Самоучителей игры на гармонике. К сожалению, теоретических положений и методических рекомендаций, опирающихся на достижения современной общей и музыкальной педагогики и психологии, учитывающих специфику культурно-исторического становления и развития гармони, ее конструктивные особенности, в учебных пособиях для хромки, изданных до настоящего времени, нами обнаружено не было.

Таким образом, актуализировалась проблема создания педагогической модели обучения игре на гармонике-хромке в начальном звене системы музыкального образования.

Определяя подходы к разработке и созданию данной модели, мы опирались на современные идеи образовательной политики, достижения в области теории и практики общего и музыкального обучения. Философская концепция культурного образования дала иные представления о месте человека, как в обществе, так и в педагогическом пространстве. Согласно методологии новой системы образования в центре нее находится развивающаяся, постоянно изменяющаяся личность обучаемого. Механизм, способный перевести систему образования в режим развития, может быть создан только на пути гуманизации школы и ее перехода к развивающему обучению.

Определив концептуальной идеей создаваемой нами педагогической модели - идею развития ребенка, мы проанализировали концепцию и теоретические положения развивающего обучения, ставшие достоянием как общей, так и музыкальной педагогики.

В качестве теоретической основы разработанной нами модели выступили следующие идеи: о необходимости личностно-ориентированного ценностно-смыслового подхода к организации учебного процесса; о роли установления в нем атмосферы творчества, эмоционально-психологического комфорта, доверительных гуманных отношений между ее субъектами; о необходимости учета специфики музыкально-творческой деятельности и способов ее организации.

Данные идеи и теоретические положения развивающего обучения составили научную платформу педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса и предопределили выбор трех основных принципов, реализация которых должна была решить задачи обучения в классе гармоники-хромки. Такими принципами стали: принцип синкретической организации учебного процесса; принцип художественно-эстетической направленности учебно-творческого процесса; принцип учета индивидуально-личностных, возрастных особенностей и возможностей учащегося и его развития.

Последний принцип вбирает в себя также всю совокупность принципов музыкального развивающего обучения: принцип увеличения объема музыкального материала, используемого в учебно-творческом процессе; принцип ускорения темпов прохождения определенной части учебного материала; принцип интеллектуализации учебно-творческого процесса за счет увеличения объема информации теоретического характера; принцип развития творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

Выделение этих принципов продиктовано их особой ролью в реализации основных задач обучения и в создании необходимых для усвоения его содержания педагогических условий.

Мы предположили, что организация целостного учебно-воспитательного процесса на синкретической основе может стать благоприятным педагогическим условием, оказывающим эффективное воздействие на развитие общих и музыкальных способностей учащихся, формирование самостоятельности, творческой фантазии и инициативы; повышение мотивации к обучению. По нашему мнению, постижение детьми музыкальных народных жанров во всем их разнообразии будет способствовать освоению ими хромки как фольклорного инструмента и, в целом, окажет позитивное влияние на результативность обучения в классе гармоники-хромки. В процессе обучения детям необходимо в обязательном порядке комплексно осваивать дисциплины фольклорного цикла. Музыкальный песенно-танцевальный материал, усвоенный ими в классах народного хора и хореографии, может активно использоваться в инструментальном классе в качестве содержательного учебного материала, на котором осуществляется обучение слуховым формам исполнительства.

Важное место в обучении должны занять внеурочные организационные формы занятий. выезды детей в фольклорные экспедиции, встречи и совместное музицирование с носителями традиций народного исполнительства, участие в капендарно-обрядовых действах и фольклорных фестивалях. Вовлечение юных гармонистов в ситуации близкие к фольклорным реалиям будет способствовать приобретению, закреплению и развитию творческого умения естественно и непринужденно включаться в любые формы культурно-досугового социума.

Результаты нашей опытно-экспериментапьой работы убедительно доказали, что практическая реализация выдвинутого в исследовании положения о необходимости организации учебно-воспитательного процесса на синкретической основе существенно влияет на эффективность обучения в классе гармоники-хромки, направленного на общее и художественно-творческое развитие учащихся.

Определяя методические основы исследуемой в нашей работе педагогической модели, мы исходили из того, что при организации обучения игре на гармонике-хромке следует учитывать специфику гармошечной традиции, которая заключается в постоянном развитии двух основных направлений, исторически сложившихся в музыкальной культуре, - слухового музицирования и профессионально-академического исполнительства.

Гармонист, освоивший игру на инструменте в классе гармоники-хромки на профессиональной основе, в равной степени должен обладать умениями музицирования по слуху и профессионального исполнительства по нотам, так как именно такой тип исполнителя в наибольшей степени соответствует тенденциям развития гармошечной традиции в настоящее время.

Ставшее ключевым в нашей гипотезе предположение о том, что учебно-воспитательный процесс в классе гармоники должен выстраиваться по двум основным направлениям - обучению слуховому музицированию и академическому исполнительству по нотам - в ходе опытно-экспериментальной работы получило своё полное подтверждение. Стержневым основанием такого учебного процесса стала разработанная и апробированная нами методика, основанная на синтезе передачи устной музыкальной традиции и академического инструментального обучения. Особо следует отметить, что первоначальное освоение учащимся игры на гармонике-хромке должно базироваться на слуховой основе, а по мере изучения им музыкальной грамоты и обретения навыков исполнительства по нотам, оба направления приобретают в обучении равное значение.

Представляемая педагогическая модель характеризуется двумя группами методов обучения - репродуктивными и творческо-поисковыми. Особую смысловую нагрузку несут такие методы как: метод «показа с пальцев», игровой и творческих заданий.

Для доказательства гипотезы исследования нами было предпринято опытно-экспериментальное обучение детей игре на гармонике-хромке в Краевой детской экспериментал ьной школе народного искусства.

Проверка эффективности созданной педагогической модели развивающего обучения игре на гармонике-хромке осуществлялась на основе сравнительного анализа уровней развития общих и музыкальных способностей, творческой самостоятельности и мотивационного аспекта обучения реципиентов экспериментальной и контрольной групп.

Запланированный педагогический эксперимент проводился нами в естественных условиях в рамках деятельности классов гармоники-хромки на отделении народных инструментов в КДЭШНИ и COLLI № 35 г. Краснодара.

Сравнение качественных и количественных показателей в экспериментальной и контрольных группах дает основание утверждать, что предложенная в диссертации педагогическая модель обучения игре на гармонике-хромке является достаточно эффективной в решении задачи общего и музыкального развития детей.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о целесообразности внедрения в музыкально-образовательный процесс специфических принципов и методов преподавания, основанных на синкретическом подходе, использовании в синтезе методов и приемов обучения музыкально-слуховой и нотно-письменной традиции, полностью подтвердилось.

Исходя из сказанного, необходимо отметить, что цель исследования достигнута, задачи полностью решены, выдвинутые положения гипотезы доказаны.

Вместе с тем, заявленные проблемы требуют дальнейшего исследования. К числу перспективных направлений исследовательской работы следует отнести определение и обоснование теоретических и методических основ обучения игре на гармонике в учреждениях среднего и высшего звеньев системы музыкального образования.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Головко, Александр Кимович, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990. - 186 с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.-112 с.

3. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т.2 -М.: Педагогика, 1980. С. 9-127.

4. Агафонов О Ф., Лондонов П.П., Соловьев Ю.В. Самоучитель игры на баяне. М.: Музыка, 1969. - 155 с. с ил., 2л. схем.

5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя, 2-е изд. М.: Просвещение, 1985 -448 с.

6. Акимов ЮТ. Актуальность дальнейшего совершенствования теоретической мысли баянистов // Баян и баянисты: Сборник статей. Вып.4. С.3-12.-М.: Сов. композитор 1978. 117 с.

7. Акимов Ю.Т. Воспитание учащегося в процессе обучения игре на баяне // Баян и баянисты: Сборник методических материалов. С.5-11. М.: Сов.композитор, 1970. - 149 с.

8. Акимов Ю.Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. -М.: Сов. Композитор, 1980. 110 с.

9. Акимов ЮТ., Гвоздев П.А. Прогрессивная школа игры на баяне. М.: Сов.композитор, 1970. - 134 с.

10. Акимов Ю.Т. Прогрессивная школа игры на баяне. 4.2. М.: Сов.композитор, 1971. - 120 с.

11. I. Акимов Ю.Т. Школа игры на баяне. М.: Сов.композитор, 1986. 207 с.

12. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1971.- 277 с.

13. Алексеев А Д. О музыкально-теоретическом образовании современного исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвузовский сборник трудов. Вып.23. С.56-62. М.: ГМПИ им.Гнесиных, 1977. - 157 с.

14. Алексеев А Д. Советская музыкальная школа и проблемы эстетического воспитания детей и юношества. М., 1920. - 9 с.

15. Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. М.: Госмузиздат, 1961. 155 с.

16. Алексеев И.П. Полная школа самоучитель для однорядной гармоники в 7, 8, 10 и I 1 клавишей русского и немецкого строя по нотной и цифровой системе с аккомпанементом басов. - Изд. И.Ф.Мюллера, - М., 1895. - 30 с.

17. Алексеева В В. Эстетическое и художественное воспитание (к новым решениям) // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. -С. 134 - 144.

18. Алешина З.И. Об эффективности самостоятельных занятий баяниста //Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах

19. Сост. П.Г.Бендерский.Свердловск: Сред-Урал. Кн.изд., 1990. Вып.21. С.76 87.

20. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1986.- 238 с.

21. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. М.: Просвещение, 1978. - 175 с.

22. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. ~ Минск: Университет, 1990. 560 с.

23. Апраксина О.В. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

24. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для студентов. М.: МГЗГШ, 1989. - 76 с.

25. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. Ill с.

26. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2 изд. Л.: Музыка, 1973. - 143 с.

27. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И.Земцовский, А.Кунанбаева. -Л.: Музыка, 1987. -248 с.

28. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.: Музыка, 1965. 136 с.

29. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.

30. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб.пособие. М.: МГИК, 1992 116 с.

31. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. -М.: Гос. Республиканский центр русского фольклора, 1997 247 с.

32. Баренбойм Л.А, Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.- 336 с.

33. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. -2-е изд., доп. -Л.: Сов.композитор, 1979. 352 с.

34. Басурманов А.П. Справочник баяниста / Ред. Н.Я.Чайкина.2-е изд., испр. и доп. М.: Сов.композитор, 1986. --424 е., ил.20 л.

35. Басурманов А.П. Трехгодичный курс обучения игре на баяне / часть 1. -М : Музыка, 1965.-269 с.

36. Басурманов А.П., Чайкин И.Я. Самоучитель игры на баяне. М.; 1988. -119 с.

37. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники/под. Ред. И.Т.Фролова М.: Наука, 1986. - С. 108-109.

38. Белицкий М. Новейший общедоступный самоучитель для гармонии в 8 и 10 клапанов русского и немецкого (итальянского) строя. Ростов-на-Дону, 1898. - 19 с.

39. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.:1994. - С.346.

40. Бесфамильное В В., Семешко А.В. Воспитание баяниста. Вопросы теории и практики, Киев. Музычна. Украина, 1989. - 200 с.

41. Библер B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

42. Благодатов Г.И Русская гармоника. Л.; 1960. - 182 с.

43. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. -М.: 1979 Т.2

44. Божович Л И. Психология развития школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. -96 с.

45. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

46. Бойко И.Н. Плясовые припевки Кубани. Краснодар: Фольклорно-творческий центр народов Северного Кавказа «Отрада», 1993. 288 с.

47. Бондарь Н И. Кубанское казачество, история, этнография, фольклор. -М. 1995.- 364 с.

48. Бондарь Н И. Традиционная культура кубанского казачества / Избранные работы. Краснодар, 1999. - 148с.

49. Булавин Ю.В., Корсакова Н.А. Народные музыкальные инструменты на Кубани // Традиционная Культура и дети. Вып.1. С.214-262. -Краснодар: Изд. Краснодарского экспериментального центра развития образования, 1994. 272 с.

50. Булыго К. Проблемные ситуации в обучении баяниста // Баян и баянисты: Сборник статей. Вып.6. С. 69-88. М.: Сов.композитор, 1984. - 128 с.

51. Валлон А. От действия к мысли. М.: Иностр. лит-ра, 1956. - 231 с.

52. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: Музыка, 1975.-280 с.

53. Ветлугина Н А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.415 с. с нот.

54. Ветлугина Н А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов пед.институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983. - 255 с.

55. Винокур Т.Н. Развитие познавательной активности учащихся в классе баяна при различных методах обучения: Методическое пособие для преподавателей музыкальных школ, училищ. Краснодар, 1987. - 20 с.

56. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Науч.ред. Б.С.Волков. 3 изд. испр. и доп. - М.: Пед. общество России, 2000. - 144 с.

57. Вольфович В.А. Играй, гармонь звени частушка! - Челябинск, 1994. - 128 с.

58. Вольфович В.А. Играй, гармонь уральская. Челябинск, 1991. - 133 с.

59. Вольфович В.А. Русские народные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. Учебное пособие по курсу «История исполнительства на рус. нар. муз. инструментах» / 2-е изд., испр. и доп. -Челябинск, 1997. -306 с.

60. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

61. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. - 416 с.

62. Гаврюшенко Н.Н. Традиционная народная культура и музыкальная пропедевтика // Традиционная культура и дети. Вып.1 С.263-269. -Краснодар: изд. Краснодарского экспериментального центра развития и образования, 1994. 272 с.

63. Гальперин И.Р. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций // М.: Изд. МГУ, 1978. 118 с.

64. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. - 138 с.

65. Г армоника-«хромка»: программа для музыкальных училищ по специальности «народные инструменты» / сост. Е.П.Дербенко Орел, 1992. - 13 с.

66. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением: Метод, очерк/ 2-е изд. М.: Гос. муз. издательство, I960. - 120 с.

67. Гиппиус Е В. Интонационные элементы русской частушки // Гармоника: история, теория, практика: материалы Международной научно-практической конференции. Майкоп, 2000. - С.27-76.

68. Говорушко ПИ. Начальная школа игры на баяне,- Л.: Музыка,1988-103 с.

69. Говорушко П.И. Работа над музыкальным произведением // Баян и баянисты: Сборник методических материалов, С. 133-148. М.: Сов. композитор, 170. - 149 с.

70. Говорушко П И. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика обучения игре на народных инструментах / сост. П.И. Говорушко. Л.: Музыка, 1975. - С.8-19.

71. Говорушко П.И. Основы игры на баяне. Л.: Гос. муз. издательство, 1963. - 78 с.

72. Говорушко М П. Чтение с листа в процессе обучения баяниста // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6 / Сост. В.Игонин, М.Говорушко. Л.: Музыка, 1985. - С. 15-22.

73. Говорушко П И. Школа игры на баяне / Изд. 2-е перераб. и доп. Л.: Музыка, 1969. - 143 с.

74. Головинский Г Л. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров Х1Х-ХХ века: Очерки. М.: Музыка, 1981. - 280 с.

75. Головко А.К. Гармонь и дети // Народник. Информационный бюллетень. 1997. №4. -М.: Музыка. С.26-30.

76. Головко А.К. Играет и поет гармонь // Народник. Информационный бюллетень. 1998. № 3. М.: Музыка. С.35-36.

77. Городилов Д.И. Полная вновь усовершенствованная общедоступная и практическая школа самоучитель для изучения игры на венской двухрядной гармонии по рисункам. Изд. Д.И.Городилова. - Уфа, 1907. -11 с. и 6 л. ил.

78. Готсдинер А.А. Музыкальная психология. М.: Международная академия пед.наук, 1993. - 190 с.

79. Готсдинер А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся. (К проблеме обучения и развития в музыкальной педагогике) // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. М.: Музыка, 1980. - С.10-28.

80. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Гос.муз. изд, 1961. - 223 с.

81. Давыдов В.В. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989, -С.64-90.

82. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

83. Дербенко Е.П. Опыт преподавания гармони в музыкальном училище // Народник. 1998. №3. С. 12-14.

84. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 347 с.

85. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1997. 240 с.

86. Днепров Э.Д. Школа и общество // Новое педагогическое мышление. -М.: Педагогика, 1989.-С.36-64.

87. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. М.: Педагогика, 1985. - 192 с.

88. Егоров С.П. Новейший практический самоучитель для ручной гармоники рояльного строя вятской, ливенской и кларнетной «Баян». - Смоленск, 1903.- 29 с.

89. Егоров Б.М. Общие основы постановки при обучении на баяне // Баян и баянисты: Сборник методических материалов. 4.2. С. 12-47 М.: Сов.композитор, 1974. - 129 с.

90. Заблоцкий В.П. Первое знакомство с баяном: Пособие для начинающих баянистов. Л.: Музыка, 1972. - 76 с.

91. Забродин Ю.М. Российские реформы и перспективы развития психологии//Магистр 1996. №6. С. 1-17.

92. Заволокин Г.Д. Играй, гармонь! М.: Искусство, 1992. - 160 с.

93. Загвязинский В.И. Учебно-познавательные задания как средство разрешения противоречий обучения // Психолого-педагогические проблемы формирования активности личности учащегося: Сборник науч. трудов. -Тюмень, 1971.-С. 3-20.

94. Занков Л.В. Дидактика и жизнь // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. - С. 22 - 82.

95. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1 Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. - 320 с.

96. Зинченко В П Методологические вопросы психологии. М.: Изд. МГУ, 1983. - 164 с.

97. Зинченко В.П. Пути очеловечивания // Новое педагогическое мышление / Под редакцией А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - С.90-103.

98. Зорилова Л.С. Исторические особенности становления духовных идеалов личности в России: Монография. -М.: МГУК, 1997. 182 с.

99. Иванов А.И. Начальный курс игры на баяне / 11-е изд. Л.: Музыка, 1969. 152 с.

100. Иванов Н.А. Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике (25x25 клавишей). М.: Сов. композитор, 1958. - 80 с.

101. Из бесед Л.Б.Гольденвейзера о музыкальном воспитании и обучении детей // Вопросы фортепианной педагогики: Сборник статей под общей ред. В.Натансона. Вып.2. -М.: Музыка, 1967. С.5-24.

102. Из культурного наследия славянского населения Кубани: Материалы к лекционным курсам и практическим занятиям по дисциплинам «Фольклор и этнография казачеств». Краснодар, 1999. - 301 с.

103. Ильенков Э.Д. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991

104. Имханицкий М.И. О сущности русских народных инструментов и закономерностях их эволюции // Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: Сб.трудов. ГМПИ им.Гнесиных., вып.95. М.: 1987. -С.6-41.

105. Имханицкий М.И. Сколь народны народные инструменты? // Народник. Информационный бюллетень. 1998, №1. М.: Музыка. - С.24-30.

106. Имханицкий М.И. Становление гармоники: новые аспекты // Гармоника: история, теория, практика: Материалы Межд. научно-практ. конф. С. 11-13 Майкоп, 2000. - 195 с.

107. Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. М.: Музыка, 1987. - 180 с.

108. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В.И.Викторов. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

109. Кабалевский Д.Б. Музыка в школе / Искусство и школа: Книга для учителя / сост. А.К.Василевский. М.: Просвещение, 1981. - С.112-140.

110. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Педагогика, 1990,- 140 с.

111. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 140 с.т

112. Клюкин Ю.П. О некоторых недостатках начального обучения игре на баяне // Вопросы методики и теории исполнительства на народныхftинструментах / Сост. Л.Г.Бендерский. Свердловск: Сред.-Урал.кн. изд., 1990. - Вып.2. - С.146-166.

113. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианист, работы. М.: Сов. композитор, 1961. - 115 с.

114. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Книга для воспитателя и муз. руководителя дет.сада: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. - 159с. ил., нот.

115. Концепция детской школы народного искусства Кубанского казачьего хора. Краснодар, 1991. - 8 с.

116. Кременштейн Б Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Музыка, 1966. - 120 с.

117. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М.: Музыка, 1984. - 88 с.

118. Кремлев Ю.А. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1976. - 231 с.

119. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10-ти т. Т.З: Обучение и воспитание в школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. - 799 с.

120. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.

121. Кудрявцев А.В. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1962. - 126 с.

122. Кузовлев В.Г1. Дидактический принцип доступности и искусство педагога // Баян и баянисты: Сборник методических статей. Часть 2. С.З-11. -М.: Сов. композитор, 1974. 129 с.

123. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 128 с.

124. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т.З: Развитие капитализма в России 5-е изд. - М.: Политиздат, 1971, 1975. - 790с.: табл.

125. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности. М.: Знание, 1981.

126. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

127. Лерман М. Первые уроки музыки (Методика обучения дошкольников) // Вопросы фортепианной педагогики: Сборник статей под общ. ред. В.Натансона Вып.2 М.: Музыка, 1967 - С.87-114.

128. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

129. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество. М.: Наука, 1969. -С 413-419.

130. Липе Ф.Р. Искусство игры на баяне. М.: Музыка, 1998, - 144с., нот.

131. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 1999. - 523 с.

132. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Л.: Наука, 1985. - 57 с.

133. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире //Новый мир, 1991, №1. С. 3-9.

134. Лихачев Д.С. Земля русская. М.: Просвещение, 1983. - 256 с.

135. Лондонов Г1.П. Самоучитель игры на двухрядной гармонике-хромке. -М.: Сов.композитор, 1991. 96 с.

136. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политиздат, 1991. -524 с.

137. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис Прогресс, 1992. - 270 с.

138. Луначарский А.В. В мире музыки. 2-е изд. доп. М.: Сов. композитор, 1971. 540 с.

139. Лушников В В. Школа игры на аккордеоне / Под общ. Ред. А.Басурманова. М.: Сов. композитор, 1975. - 246 с.

140. Макаренко А С. Проектировать лучшее в человеке. М.: Университет, 1989. 416 с.

141. Маккинон Jl. Игра наизусть. Л.: Музыка, 1967. - 144 с.

142. Максимов Е.И. Ансамбли и оркестры баянистов. М.: Музыка, 1966. - 104 с.

143. Максимов Е.И. Ансамбли и оркестры гармоник: Пособие для руководителей самодеятельных коллективов. М.: Сов. композитор, 1979. - 175 с.

144. Максимов Е.И. Оркестру гармоник 100 лет // Народник. Информационный бюллетень. 1997. №2. С.16-19.

145. Максимов Е.И. Российские музыканты самородки. - М.: Сов. Композитор, 1987. - 200 с.

146. Малиновская А.В. Изучение народной интонационной культуры как один из аспектов воспитания исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвузовский сборник трудов. Вып.23. С.95-99. М.:ГМПИ им. Гнесиных, 1977. - 157 с.

147. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника. М.: Музыка, 1961. - 220 с.

148. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977 - 240 с.

149. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

150. Мациевский И В. Гармоника в системе традиционной музыкальной культуры // Гармоника: история, теория, практика. Материалы Междун. науч.-практ. конф. С. 14-16. Майкоп, 2000. - 195 с.

151. Мациевский И В. Современность и инструментальная музыка бесписьменной традиции // Современность и фольклор: Сборник статей / сост. В.Е.Гусев, А.А.Горковенко. -М.: Музыка, 1977. С.76-107.

152. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. - 262 с.

153. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.

154. Менчинская Н А. Проблемы учения и умственного развития. М., 1989.

155. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств). М.; 1988. - 32 с.

156. Мирек A.M. Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. М.: Интерпракс, 1994. - 534с.

157. Мирек A.M. И звучит гармоника. М.: Сов. композитор, 1979. - 176 с.

158. Мирек A.M. Из истории аккордеона и баяна. Возникновение, производство, усовершенствование и распространение гармоники. М.: Музыка, 1967. -194 с.

159. Мирек A.M. История гармонно-баянной культуры в России с 1800 до 1941 года: Дис. . д-ра искусствоведения. Л., 1980. -358 с.

160. Мирек A.M. Самоучитель игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1976. - 109 с.

161. Мирек A.M. Современная концепция появления и развития гармоники в России // Гармоника: история, теория, практика: Материалы Межд. научно-практ. конф. Майкоп, 2000. -С.5-10.

162. Мирек A.M. Справочник по гармоникам. -М.: Музыка, 1968. -131с.

163. Мирек A.M. Школа игры на аккордеоне. М.: Сов.композитор, 1963. -157 с.

164. Моисеев В.К. Вопросы обучения баяниста навыкам импровизации // Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: Сб.трудов. Вып.95, ГМПИ им.Гнесиных.-М.:1987. С.50-58.

165. Мотов В Н. Простейшие приемы варьирования на баяне или аккордеоне.1. М.: Музыка, 1989.- 54 с.

166. Мотов В.Н. Развитие первоначальных навыков игры по слуху // Баян и баянисты: сборник статей. Вып.5 /сост. Ю.Т.Акимов. М.: Сов.композитор, 1981 С.4-33.

167. Музыкальный инструмент (баян). Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств). М.; 1990. -23 с.

168. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990, - 672 е.: ил.

169. Мюллер И. Ф. Самоучитель для 3-х рядной хроматической гармоники. -М.,1900. 31 с.

170. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 с.

171. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.- 376 с.

172. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники. Л.: Музыка, 1969. - 134 с.

173. Накаикин В.Д. Школа игры на готово-выборном баяне. М.: Сов.композитор, 1991. - 184 с.

174. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошк. учрежд., учителей нач. кл., руководителей худ. студий / Под ред. Г.С.Комаровой, М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

175. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сборник статей и материалов в 2-х частях. 4.1. М.: Сов.композитор, 1987. 264 е.: ил.

176. Научно-практическая конференция «Народно-инструментальное искусство на Пороге XXI века: проблемы и перспективы» // Народник. Инф. бюлл. 2000. №2 М.: Музыка. - С. 1-11.

177. Невский Г1.Е. Самоучитель для восьмиклавишной гармоники. М., 1904.

178. Нейгауз Г Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. - М.: Музыка, 1987.-240 с.

179. Новосельский А.А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. М. Гос.муз. изд., 1931.-С. 15-22.

180. Онегин А.Е. Школа игры на баяне. М.: Музыка, 1969. - 302 с.

181. Обертюхин М.Д. Проблемы исполнительства на баяне. М.: Музыка, 1989.-95 с.

182. О творчестве Евгения Дербенко и не только. Интервью Э.Бурнашевой с Е.Дербенко и М.Имханицким // Народник. Инф.бюл. 1999. №1 М.: Музыка. - С. 15-17.

183. Паньков О С. О становлении игрового аппарата баяниста // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах / Сост. Л.Г.Бендерский. Свердловск.: Сред.-Урал. кн. изд., 1990. - Вып.2. -С.12-57.

184. Педагогический поиск / Сост.И.Н.Баженова-2-е изд. М.: Педагогика, 1988.- 472 с.

185. Петров В.К. «25x25», а далеко гармонь слыхать! Архангельский музыкант Сергей Сметании // Народник. Инф.бюл. 1996. №4. М.: Музыка. -С.11-15.

186. Петровский А.В. Предисловие // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. -С.3-4.

187. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

188. Песгалоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х тт. М.: Педагогика, 1981. - Т. 1. - 334 е., Т.2. - 416 с.

189. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб: СОЮЗ, 1997. - 256 с.

190. Пуриц И.Г. Специфика развития музыкального слуха у баяниста / Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: Сб. трудов. Вып.95. ГМП.И им. Гнесиных. М.: 1987. -С.58-75.

191. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студентов высш. и сред. Пед. Учеб. Заведений / О.П.Радынова, А.И.Котиненс, М.Л. Палавандишвили 3-е изд. стереотип. - М.: Изд.центр «Академия», 2000. - 240 с.

192. Рапацкая Jl.А. Формирования художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. - 137 с.

193. Рубинштейн С Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957. - 328 с.

194. Рубинштейн С Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. - 147 с.

195. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.

196. Речменский Н С. Первоначальная школа игры на баяне / Изд. доп. и перераб. М.-Л.: Музгиз, 1951. - 96 с.

197. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор, 1961. - 271 с.

198. Савшинский С. И. Работа пианиста над техникой. Л.: Музыка, 1968.-108 с.

199. Семенов И.Н., Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании: практико-ориентированное исследование инновационных технологий // Гуманизация образования, 1995. №4. - С. 32-38.

200. Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей. М.: Просвещение, 1980. - 143 с.

201. Слепов А.А. О песенном фольклоре Кубани: Заметки. Краснодар, 2000. - 196 с.

202. Смирнов Б.Ф. Искусство сельских гармонистов. М., 1962. - М.: Сов.композитор.

203. Смирнов Б.Ф. 100 русских народных песен и наигрышей для баяна, аккордеона и гармоники «хромки». М.: Сов. композитор, 1971. - 91 с.

204. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для пед.училищ и вузов. -М.: Школа-Пресс, 1997.-384 е.: ил.

205. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров, 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1984. - 1600 е., ил.

206. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: в 2-х т. Л.: Сов. композитор, 1981. — Т.2. - 295 с.

207. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Гос.муз.изд., 1962. -64 с.

208. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. 2-е изд., перер. и доп. - М.: Музыка, 1970. - 191 с.

209. Стагивкин Г.Т. Начальное обучение на выборно-готовом баяне. М.: Музыка, 1989. - 124 с.

210. Степанов Н И. Учить быстро! Играть выразительно! Народник. Информационный бюллетень. 1999. №2. - С.21-25.

211. Судариков А.Ф. Основы начального обучения игре на баяне: Методическое пособие. -М.: Сов. композитор, 1978. 104 с.

212. Судариков А.Ф. Основы начального обучения игре на баяне: Методическое пособие. Часть 2. М.: Сов. композитор, 1982. - 134 с.

213. Сухомлинский В.А. О воспитании. 3-е изд. М.: Политиздат, 1979. -272с.

214. Телетов И.Б. Общедоступная практическая школа для ручной гармоники. М., 1878. - 13 с.

215. Телетов И.Б. Общедоступная практическая школа для ручной гармоники по циферной системе с 29 пьесами. М., 1882.

216. Теория и практика педагогического эксперимента. М.: Педагогика, 1979. -207 с.

217. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. - Т.1.-328 с.

218. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.; -Л.: Акад.пед.наук, РСФСР, 1947. - 335 с.

219. Теория и практика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр: Наука, 1998. 336 е.: ил.

220. Тельчарова Р.А. Музыка и культура. М.: Знание, 1989. - 62 с.

221. Туравец H P. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: Методология, теория и практика. Монография. Краснодар, 1998. - 179 с.

222. Тышкевич Г.Т. Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике. М.: Музыка, 1991. - 103 с.

223. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти т. Т.4 / Ред. С.Ф.Егоров. М.: Педагогика, 1989. - 526 с.

224. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. 2-е изд., доп. - М.: Музыка. 1969.- 598 с.

225. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1975. - 110 с.

226. Фишер Э. Музыкальные наблюдения / Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 8 -М., 1977. С. 177.

227. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. тр. Сост. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

228. Фрейндлих Г.Р. Слуховой самоконтроль и методика сольфеджио // Вопросы методики воспитания слуха. J1.: Музыка, 1967. - С.28-42.

229. Целковников Б.М. Подготовка будущего учителя к творческому отбору музыкального материала для школьного урока: Методические рекомендации для студ. и преп. музыкально-пед. факультета. Майкоп, 1988. - 26 с.

230. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. пед. инст. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

231. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: Дис. д-ра пед.наук. М., 1997. - 361 с.

232. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. - 384

233. Частушки / Сост. вступ. ст., подгот. текстов и Ч.-25 коммент.

234. Ф.М.Селиванова. М.: Сов. Россия, 1990. - 656 е., ил.

235. Библиотека русского фольклора; Т.9).

236. Черниченко В.И. Методы обучения. Лекции по педагогике высшей школы для студентов и аспирантов вузов культуры. М.: МГУК, 1996, 32 с.

237. Шамина Л.В. Теоретико-методические основы обучению русскому народному певческому искусству. Автореферат дис. д-ра пед. Наук. М. МПГУ, 1996. - 44 с.

238. Шацкий С Т. Педагогические сочинения: в 4-х тт. М.: АПН РСФСР,1964. Т.3.-492 с.

239. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование вклассе баяна; Учебное пособие. М.: Музыка, 1987. - 190 с. нот.

240. Шахов Г.И. Развитие слуховой активности учащихся-баянистов музыкальных кружков и студий: Учебное пособие по курсу «Специальный инструмент (баян, аккордеон)» для студентов институтов культуры. М.: МГИК, 1981. - 84 с.

241. Шашин И.К. Новейший специальный цифровой самоучитель для однорядной ливенской и вятской гармонии. СПб.,б.о.г,1908.-12 с. с ил.

242. Шеломов Б.И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе: Методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ. СПб.: Композитор, 1997. -224 с.

243. Школа игры на фортепиано / Под общ. ред. А.Николаева. Сост. Л.Рощина. перер. и испр. изд. -М.: Музыка, 1994. - 191 с.

244. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах / Научн.ред. М.Т. Картавцева. М.: МГИК, 1994. - 72 с.

245. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М.: Сов. Россия, 1960. - 175 с.

246. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 е.: ил.

247. Эльконин Д.Б., Занков Л.В, Проблемы развивающего обучения. М., 1986.