Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видение цвета

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Коробка, Юрий Владимирович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Краснодар
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видение цвета», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Коробка, Юрий Владимирович, 1997 год

ВВЕДЕНИЕ.

1. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ЦВЕТ.

1.1. Из истории становления живописного понимания и видения цвета.

1.2. Психофизиология зрительного восприятия цвета. а) общеметодологические принципы формирования зрительных образов. б) деятельность и восприятие цвета. в) физиология восприятия цвета.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРЕХОДА ОТ ОБЫДЕННОГО ПОНИМАНИЯ ЦВЕТА К ЖИВОПИСНОМУ.

2.1. Предметный цвет.

2.2. Обусловленный цвет. Структурный анализ. а) факторы освещения. б) цвет и пространство. в) рефлексная взаимосвязь. г) контрастное взаимодействие цветов.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОВЛАДЕНИЯ ЖИВОПИСНЫМ ВИДЕНИЕМ ЦВЕТА.

3.1. Система практических упражнений.

3.2. Роль практики в формировании живописных качеств зрительного образа натуры Методические рекомендации. а) организация освещения в живописной мастерской. б) палитра в работе художника. в) вспомогательный инструменты в учебной практике. г) о возможностях визуальной проверки цвета.

3.3. Педагогический эксперимент.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видение цвета"

Живопись - одна из основных учебных дисциплин на художествен-но-графических факультетах педагогических ВУЗов. Уровень овладения живописным пониманием и видением цвета во многом определяет качество подготовки будущих специалистов, что диктует необходимость постоянного совершенствования и углубления теоретической и методической базы обучения. Это тем более важно, что ни сейчас, ни, вероятно, в ближайшем будущем не предусматривается существенного увеличения общего объема академических часов, отводимых на изучение живописи. В этих условиях эффективность обучения, улучшение методики ее преподавания становятся особенно актуальными.

Начальный этап обучения живописи закладывает фундамент дальнейшего роста мастерства и знаний студентов. Поэтому так важны в этот период научная обоснованность в изложении основополагающих вопросов теории, последовательность в овладении методами и приемами живописного видения цвета. Проблемы первых лет обучения тем более сложны, что педагогу здесь приходится сталкиваться с уже сформировавшимися у учащихся в их повседневной жизни представлениями и видением цвета, существенно отличающимися от профессионального его восприятия для целей живописного изображения.

В современных теоретических исследованиях живописи с натуры (в работах Волкова Н.Н, Беды Г.В., Унковского А.А,, Яшухина А.П., Маслова Н.Я. и других) утверждаются представления о цвете как цвете обусловленном.

Термин "обусловленный цвет" относится к цветам предметов, измененным под влиянием факторов внешней среды и условий, в которых они наблюдаются. Количество этих факторов и их состав далеко не всегда совпадают у различных авторов специальной литературы. Во 2-й главе мы более подробно и на конкретных примерах рассмариваем данную проблему. Здесь же отметим, что сам этот факт свидетельствует о неразработанности принципа отнесения того или иного явления к данному понятию. Между тем речь идет о явлениях, суть влияния которых на цвета натуры предстоит понять и научится видеть начинающим живописцам.

Построение учебного процесса овладения живописным пониманием и видением цвета не может быть безразлично и к последовательности рассмотрения факторов, составляющих основу обусловленного цвета.

Так, приоритетность роли освещения в изменении предметных цветов натуры несомненна. Освещению в живописи отведено значительное место во всех учебных пособиях для студентов художественно-графических факультетов. В них часто подчеркивается зависимость цветового строя натуры и изображения от условий освещения изображаемого объекта и рабочего места самого художника, его холста. Но значительно реже в этой связи приводятся условия экспонирования работ, которые, как показало наше исследование, не менее значимы для формирования обшего состояния красок натуры и изображения.

Конечно, существует богатый практический опыт мастеров живописи и художников-педагогов, в котором специальные приемы целенаправленно используют взаимосвязь этих условий. Однако теоретическое осмысление такой взаимосвязи не позволяет обосновать и прогнозировать конкретную форму зрительного образа натуры и общее состояние красок на холсте художника, обусловленные сочетанием различного освещения в зонах натуры, рабочего места художника и экспонирования работы.

Несоответствие разработанности ряда вопросов теории цветооб-разующих факторов в живописи потребностям практики ее обучения делают актуальными исследования общих принципов построения структуры обусловленного цвета и отдельных ее элементов.

Методическое обеспечение процесса овладения живописным видением цвета предполагает вооружение учащихся приемами профессионального восприятия натуры. Процесс этот эффективен, если приемы используются осознанно. Знание того, какие именно качества (определяемые, например, влиянием освещения, краевого контраста и т.п.) в цветовом облике изображаемого объекта позволяет увидеть тот или иной метод, а также владение процедурой его применения открывают дорогу к целенаправленной организации процесса зрительного восприятия цвета.

Богатейший опыт практической живописи, специальная методическая литература содержат большой арсенал приемов живописного видения цвета в работе с натуры. Потенциал его значительно выше реально использующегося в широкой педагогической практике. Он может быть раскрыт более полно, если в соответствующих методических разработках педагог найдет ориентиры в том, как и какие приемы можно задействовать, чтобы учащиеся увидели влияние на цвета постановки освещения, контрастного их (цветов) взаимодействия и т.д.

В основу нашего исследования положены данные современной психофизиологии зрительного восприятия цвета (Зинченко В.П., Измайлов Ч. А., Кравков СБ., Леонтьев А.Н., Агостон Ж., Арнхейм Р., Грегори Р. и многие другие).

Психофизиология зрительного восприятия цвета раскрывает потенциальные возможности глаза и общие принципы работы его органов. Форма реализации этих возможностей зависит от сферы деятельности человека. С точки зрения разрешаемых в настоящем исследовании задач, эти положения представляются принципиально важными: у живописца взаимодействие с цветом существенным образом отличается как от оперирования цветом у представителей других профессий, так и от повседневной практики обращения к видимым качествам предметного мира. Перенесение психофизиологических данных о формировании зрительного образа в сферу живописи плодотворно только в неразрывной связи с глубоким проникновением в специфику задач работы художника и условий, в которых она протекает. Этот момент часто упускается из виду в методической литературе по живописи.

Психология, с другой стороны, больше, чем психофизиология, обращена к обыденному восприятию цвета. И именно данная отрасль научного знания наиболее полно и всесторонне объясняет возникновение обыденных представлений и видения цвета - формы восприятия, доминирующей у начинающих живописцев. Овладение живописным пониманием и видением цвета неизбежно проходит этап преодоления их обыденных форм, поэтому знания об исходном уровне отношения к цвету учащихся необходимы художнику-педагогу.

Таким образом, в организации учебного процесса овладения профессиональным видением цвета студентами младших курсов художе-ственно-графических факультетов педвузов остается много открытых вопросов как в области теоретического, так и методического его обеспечения. Простым преобразованием существующего в данной сфере материала эти вопросы не разрешить. Необходимо разработать принципы систематизации имеющегося знания о природе обусловленного цвета и методы, обеспечивающие его видение, а затем объединить их в целостную методическую систему. Эта потребность, рожденная в недрах педагогической практики, определила общую ПРОБЛЕМАТИКУ (систематизация научного знания в области формирования понятия о цвете в работе с натуры и его структуры с последующим перенесением систематизированного знания в практику обучения живописному восприятию цвета) и АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - разработка целостной методической системы, включающей теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - учебная деятельность студентов художественно-графического факультета, направленная на овладение живописным восприятием цвета.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - содержание, формы, методы и средства организации учебного процесса овладения живописным пониманием и видением цвета.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - успешное овладение основами живописного понимания и видения цвета студентами возможно, если:

-учащиеся располагают ориентирами, позволяющими разделить обыденное представление о цвете и понятие о цветовых качествах натуры, необходимых для целей живописного изображения;

-практическая работа с натуры организована таким образом, что не только реализует живописное понимание и видение цвета, но и создает условия их формирования.

-учащиеся владеют приемами и средствами, позволяющими увидеть необходмые качества цвета.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В теоретической области:

-провести анализ понятия "предметный цвет" и особенностей его зрительного восприятия как основы обыденных представлений и обыденных форм видения цвета;

-определить отличительные особенности (признаки) явлений, объединяемых понятием "живописный (обусловленный) цвет";

-на этой основе разработать структуру, отражающую содержание понятия "обусловленный цвет", и провести анализ основных ее элементов.

В методической области:

-разработать систему практических заданий, соответствующую структуре обусловленного цвета. Выполнение заданий призвано стать основной формой овладения живописным видением натуры;

-отобрать наиболее приемлемые формы, методы и методические приемы для создания модели методической системы решения данной проблемы;

-к предлагаемой системе практических заданий разработать рекомендации по общим принципам организации натурных постановок, рабочих мест студентов, а также подготовить комплекс необходимых наглядных пособий.

Исходя из анализа опыта работы мастеров живописи, художников-педагогов, собственного опыта преподавания живописи, изучения специальной теоретической и методической литературы, а также исследований по психофизиологии зрительного восприятия цвета, определены пути разрешения поставленных задач и достижения цели исследования.

Данные психофизиологии зрительного восприятия свидетельствуют, что понимание и видение цвета неразрывно связаны и формируются в процессе деятельности человека. Поэтому так важно объединение в целостную систему теории и методики овладения живописным пониманием и видением цвета и включение их в практику работы с натуры.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ определялись характером разрешаемых задач. Основные из них сводились к следующему: -анализ действующих программ по живописи;

-изучение специальной литературы по теме исследования в области смежных отраслей научного знания;

-анализ и обобщение передового педагогического опыта и наследия мастеров живописи;

-наблюдение за процессом овладения основами живописного понимания и видения цвета начинающих художников;

-теоретический эксперимент по выявлению взаимосвязи различных факторов освещения в живописи с натуры;

-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего (обучающего) и сравнительного (контрольного ) этапов;

-систематизированный отбор студенческих работ по теме исследования с последующим их анализом и обработкой полученных результатов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в следующем:

1.Дано научно-теоретическое обоснование живописного понимания и видения цвета.

2.Разработана эффективная целостная методическая система формирования живописного понимания и видения цвета, которая включает в себя:

-цели, задачи и содержание теоретических и практических занятий по живописи, направленных на овладение живописным пониманием и видением цвета;

-формы, методы и методические приемы, способствующие формированию живописного понимания и видения цвета и органично увязывающие теорию с практической работой студентов над живописным изображением;

-разработку средств обеспечения эффективной организации процесса овладения живописным видением цвета с учетом особенностей условий работы в живописной мастерской.

3.В диссертации обосновано содержание понятия "обусловленный цвет", разработаны принципы классификации явлений, относящихся к данному понятию. Определена логика их взаиморасположения (иерархия) в структуре понятия.

4.В области освещения в живописи обоснована необходимость учета различных факторов освещения (освещения натуры, рабочего места художника и экспонирования работы). Выявлен характер взаимосвязи этих факторов, позволяющий целенаправленно использовать их в учебном процессе преодоления предметного видения цвета у студентов и избежать грубых ошибок в передаче общего состояния красок натуры.

5. Дано обоснование роли практической работы с натуры как основной формы обучения живописному видению цвета.

6.Исследованы возможности отдельных инструментов, использующихся в практике живописи в качестве вспомогательных средств целенаправленной организации работы глаза художника.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составляют труды специалистов в области философии, методов научного исследования, искусствоведения и педагогики, психофизиологии зрительного восприятия, теории и методики обучения живописи.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования определяется его ориентацией на потребности процесса обучения живописному пониманию и видению цвета. Разработанная система практических заданий и методического ее обеспечения может быть использована в построении учебного процесса на 2-м курсе художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов. Предлагаемый теоретический и методический материал может служить основой для дальнейших исследований в этой области.

Выявленная в ходе теоретического эксперимента взаимосвязь факторов освещения (освещения натуры, рабочего места и экспонирования) позволяет прогнозировать и целенаправленно организовывать результаты различных их сочетаний. В реальной учебной практике это особенно важно, так как обеспечить желаемое освещение всех рабочих мест учащихся, как правило, возможности нет.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов исследования обеспечивается соответствием основополагающим методам научного исследования, фундаментальным положениям теории и методики преподавания живописи, опорой на современные достижения психофизиологии зрительного восприятия.

Результаты подтверждаются данными экспериментальной проверки в многолетней педагогической практике автора, воспроизводимостью эффективной работы предлагаемой методической системы при использовании ее другими преподавателями.

Основные положения содержания и результатов теоретического и обучающих этапов педагогических экспериментов рассмотрены, одобрены и рекомендованы к публикации кафедрой живописи художественно-графического факультета Кубанского госуниверситета. Опубликованы автором по завершении каждого из этапов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕДРЕНЫ В ПРАКТИКУ работы кафедры живописи художественно-графического факультета Кубанского госуниверситета. В виде методических указаний по организации процесса зрительного восприятия цвета и научно-методических статей открыты к широкому использованию.

Основные положения исследования изложены в трех главах.

В первой главе рассматриваются основы формирования восприятия цвета. Анализируется история становления живописных представлений о цвете, методов и приемов развития профессионального его видения в творческой и педагогической деятельности художников.

Здесь же приводятся основы психофизиологии зрительного восприятия. Освещается устройство и возможности глаза в восприятии света и цвета, роль сознания и деятельности человека в формировании зрительного образа окружающей действительности.

Вторая глава посвящена теоретическим основам перехода от обыденного понимания и видения цвета к живописным. Основу представленного в ней материала составляет анализ понятий "предметный цвет" и "обусловленный цвет".

В рассмотрении предметного цвета приводятся обыденные представления о цветовом облике предметного мира, приемы рассматривания окружающей действительности, которые использует человек в повседневной жизни.

В следующем разделе главы анализируется обусловленный цвет. Раскрываются основы формирования обусловленного цвета как понятия, отражающего те качества цвета натуры, которые необходимы для живописного ее изображения. Выделяются основные факторы, обусловливающие возникновение этих качеств через изменения предметных цветов. Приводятся приемы видения, позволяющие заметить влияние каждого из факторов на цвета изображаемого объекта.

Третья глава содержит систему практических упражнений, призванных раскрыть природу возникновения обусловленного цвета, сформировать и развить основы живописного видения цвета. Система практических упражнений построена в логической связи с обоснованной в теоретической части структурой обусловленного цвета. К выполнению упражнений прилагаются методические рекомендации по организации как натурных постановок, так и самого процесса восприятия цвета учащимися.

Здесь же приводятся данные экспериментальной проверки данной методики обучения живописному пониманию и видению цвета в педагогической практике кафедры живописи педагогического художественно-графического факультета Кубанского госуниверситета.

Материалы исследования отражены в следующих публикациях автора:

1.0 живописном понимании цвета / Научные труды. Кубанский Госуниверситет. 1982.

2.Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета. / Отчет о НИР,- М.: ВНТИЦ, 1988.-с.8-27

3.Соотношение красок натуры и палитры. - М.: НИО ИНФОРМ-КУЛЬТУРА, гос.библиотека СССР им. В.И.Ленина 1989.-9с.

4.Цвет в живописи: организация процесса зрительного восприятия цвета в работе над живописным изображением. - Кубанский госуниверситет, 1987.- 24с. б.Факторы обусловленного цвета (теоретический очерк и результаты педагогического эксперимента) - М.: НИО ИНФОРМКУЛЬТУРА, гос. библиотека СССР им.В.И.Ленина, 1989.- 17с. (в соавторстве)

6.Предметный цвет// Материалы региональной научно-практической конференции художественно-графических факультетов ВУЗов Северного Кавказа. Кубанский госуниверситет, 1996 -, с.29 -31.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение проведенного исследования еще раз подчеркнем, что живописное понимание и видение цвета неизбежно проходит этап преодоления его обыденного представления и видения.

У начинающих живописцев преобладает предметное восприятие цвета, которое является продуктом их повседневной практики взаимодействия с окружающей действительностью.

Предметный цвет как понятие определяет проявление собственных качеств предмета. Основными из них являются: материальность, фактура поверхности и форма.

Отличительной особенностью предметного цвета является его относительное постоянство, независимость от внешних условий, в которых он находится и наблюдается, то есть его изолированность.

Такая форма восприятия цвета определяется предметной направленностью обработки сознанием зрительной информации и специальными, большей частью неосознанными способами ее получения.

Основными приемами зрительного восприятия предметного цвета являются: изолированность (зрительное вычленение из окружающей предметной среды); стремление обеспечить рассматривание в условиях относительно постоянного нейтрального, средней яркости освещения; максимальная для этих целей мобилизация возможностей глаза к адаптации; относительные продолжительность и неподвижность взгляда на объекте внимания.

Для живописи с натуры изображение предметных качества цвета необходимо, но не достаточно.

Живопись с натуры требует более емкого, обладающего большими изобразительными возможностями цвета. Такими возможностями обладает обусловленный цвет. Используя его, живописец может изобразить окружающую действительность во всем ее богатстве и многообразии.

Обусловленный цвет может быть определен как измененный предметный цвет, вступивший во взаимосвязь с другими цветами под влиянием условий внешней среды, в которых он находится и наблюдается.

Изменяемость по отношению к предметной основе и взаимосвязь с другими цветами и являются отличительными особенностями обусловленного цвета.

На основании проведенного исследования предложена структура понятия "обусловленный цвет" и ее обоснование. В основу формирования структуры положены выделенные общие свойства (признаки) явлений, объединяемых данных понятием, и различия, позволяющие дифференцировать и изучать их как относительно самостоятельные единицы.

К общим свойствам отнесены: внешняя по отношению к предметным цветам природа происхождения явлений и охват своим влиянием всех цветов натуры или их групп, но не отдельного цвета.

С точки зрения организации процесса восприятия это означает и существование общих приемов в постановке глаза: все цвета рассматриваются как абсолютно равнозначные без разделения по принципу "предмет-фон" (идеальным выражением такого подхода будет рассматривание натуры как сочетания плоских цветовых пятен); в поле зрения должны находиться все цвета натуры или их группа, но не отдельный изолированный цвет.

Наличие общих свойств во всех цветах объекта изображения или группах его цветов означает, что эта общность устанавливается через их (цветов) соотношение, то есть, методом цветовых отношений.

К различиям явлений, формирующих обусловленный цвет отнесены: степень широты их влияния на цвета натуры; область распространения этого влияния; характер взаимосвязи цветов, порождаемой тем или иным явлением.

С точки зрения организации процесса зрительного их восприятия это означает существование в рамках общих принципов постановки глаза специальных для каждого явления приемов его рассматривания.

Разделение факторов по предлагаемым признакам различий задает уровень обобщения единиц структуры обусловленного цвета. Таким образом, явления, определяемые часто встречаемыми терминами "световоздушная" или "световая" среда, в рамках предлагаемой структуры разделены на слагающие их элементы: свет, пространство, рефлексы.

Исходя из названных принципов, структура обусловленного цвета как понятия о живописном цвете в работе с натуры разделена следующим образом: освещение, пространственная взаимосвязь, рефлексы, контрастное взаимодействие цветов.

Приведенные элементы структуры обусловленного цвета рассматриваются как основные, так как их влияние присутствует всегда, в любых естественных условиях. В качестве второстепенных к ним следует добавить явление ореола, эффекта Пуркинье, изменения цветов, связанные с бинокулярностью зрения и, возможно, другие. Эффект Пуркинье - фактор изменения предметных цветов очень существенный, но имеет место далеко не при всех условиях. Поэтому эффект Пуркинье, как и ряд других обозначенных выше факторов, отнесены нами ко второстепенным.

Порядок взаиморасположения основных явлений обусловленного цвета установлен, исходя из степени всеобщности их влияния на цвета натуры. При построении учебного процесса изучения обусловленного цвета такой порядок отвечает дидактическому принципу "от общего - к частному" и последовательности ведения живописной работы от отношения больших цветовых пятен (здесь задаются основы передачи света и пространства) к детализации цветового строя (рефлексное и контрастное взаимодействия).

Это наиболее распространенное в работе с натуры взаиморасположение факторов цветовых изменений. Иногда, особенно в условиях пленэра, возможна и другая иерархия.

В рамках предложенной структуры обусловленного цвета был проведен "микроструктурный" анализ освещения, то есть, более детальное его изучение. Эта работа определялась потребностями педагогической практики и попыткой показать на конкретном примере направление дальнейших исследований в данной области.

Результатом теоретического экспериментального изучения освещения в живописи стал вывод о том, что необходимо разделять, учитывать и целенаправленно использовать три фактора освещения: освещение натуры, рабочего места художника и последующего экспонирования его работы.

Между ними всегда существует взаимосвязь и взаимовлияние. Чем больше различаются эти факторы, тем сильнее проявляется порождаемое ими изменение предметных цветов натуры и красок изображения. В самом общем виде характер выявленной взаимосвязи может быть определен следующим образом:

-при различии освещений натуры и рабочего места художника общее состояние цветов натуры, уже обусловленных конкретным характером их освещения, воспринимается в диаметрально противоположном направлении характеру света в зоне холста. Так при более ярком освещении холста постановка видится более темной, при оранжевом - голубоватой и т.п.;

-при различии освещений рабочего места и экспонирования работы, краски изображения будут в экспозиции выглядеть измененными в диаметрально противоположном направлении к тому, какими они виделись во время работы.

Обычно художник, организовывая свое рабочее место, учитывает освещение экспозиционного зала. Таким образом, освещение экспонирования опосредованно присутствует и влияет уже с момента написания работы, а, значит, и рассматривания натуры.

Все эти видимые изменения общего состояния красок во многом связаны с механизмом адаптации глаза, поэтому проявляются сильнее в условиях, когда механизм включается наиболее активно. Такими условиями, в частности, отличается живописная мастерская.

Целенаправленное использование различных сочетаний факторов освещения может существенно помочь в преодолении обыденного видения цвета учащимися. Существующие программы основные надежды здесь возлагают на пленэр. Разработанная система практических заданий помогает разрешать эту проблему уже в мастерской.

Предлагаемая система построена в соответствии с логикой структуры обусловленного цвета:

-задания по изучению общего цветового состояния (освещения) натуры и его живописного изображения; -изучение пространственной взаимосвязи цветов; -изучение рефлексных изменений предметных цветов; - изучение контрастного взаимодействия цветов; К каждому заданию разработаны методические рекомендации по организации натурных постановок. Экспериментальная их проверка подтвердила, что целесообразно в постановках ясно представить область распространения данного явления, включить цвет (как правило -белый), на котором изучаемое явление представляется изменяющимся в наиболее выраженной форме. Остальные факторы сводятся к возможному минимуму или сохраняют постоянство своих качеств. Полезным оказывается сохранение во всех постановках одного (контрольного) предмета.

Процесс восприятия цвета учащимися при выполнении каждого задания более эффективен, если он строится через закрепление общих приемов восприятия обусловленного цвета, и овладение приемами, позволяющими увидеть влияние на цвета натуры изучаемого явления.

Предлагаемое настоящим исследованием теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета прошло многолетнюю проверку педагогической практикой и подтвердило свою эффективность в преподавании живописи.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Коробка, Юрий Владимирович, Краснодар

1.Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. - М.: Мир, 1982

2. Апексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974.

3. Алексеев С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1962.

4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1984.

5. Аристотель. Метеорологика. Л.: Гидрометеоиздат, 1983.

6. Бакшеев В.Н Воспоминания. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963.

7. Басманов В. О взаимодействии цветов //Художник, 1979, № 7.

8. Басманов В.А. Роль контрастов в живописи / Научные труды. Хабаровский гос. Пед. Институт, 1984.

9. Беда Г.В. Живопись. М.: Просвещение, 1986.

10. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. М.: Просвещение, 1981.

11. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. М.: Советский художник, 1964.

12. Безгодова Т.В. Формирование основ художественного мастерства студентов в процессе обучения живописи на художественно-графических факультетах пединститутов. Дис. канд. пед. наук. М., 1974.

13. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

14. Бонгард М.М. Проблема узнавания. М.: Наука, 1967.

15. Бродский И.А. Репин педагог. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960.

16. Бучкин П.Д. О том, что в памяти. Л.: Художник РСФСР, 1963.

17. Валентин Серов в переписке, документах и интервью /Сост. И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. Л.: Художник РСФСР, 1985.

18. Васильев A.A. Из истории развития живописи пленэра /Научные труды.: Кубанский гос. университет, 1978.

19. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961.

20. Виннер A.B. Как работают мастера живописи. М.: Советская Россия, 1965.

21. Виннер A.B. Материалы и техника живописи советских мастеров. М.: Советский художник, 1958.

22. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965.

23. Вопросы педагогики художественных дисциплин /Научные труды. Кубанский гос. университет, 1982.

24. Восприятие света и цвета. Пэдхем Ч., Сондерс Дж. М.: Мир, 1978.

25. Врубель. Россия. Запад // М. Алпатов, Гр. Анисимов. Творчество, 1988, №9.

26. Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1976.

27. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.

28. Герасимов C.B. Об искусстве. О традициях и новаторстве. М.: Молодая гвардия, 1973.

29. Гете И. Избранные сочинения по естествознанию. М.-Л.: Искусство, 1957.

30. Гете И. Об искусстве. М.: Искусство, 1975.

31. Гинзбург И. Чистяков и его педагогическая система. М.-Л, 1940.

32. Голубева Э.И. Школа Венецианова. П.: Художник РСФСР, 1970.

33. Горелов Р.Г. Рисунок и живопись интерьера. М.: Просвещение, 1968.

34. Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. М.: Искусство, 1965.

35. Грабарь И.Э. Письма. 1881 -1917. М.: Наука, 1974.

36. Гребенникова Э.Н. Особенности зрительного восприятия и "постановки глаза" начинающего живописца /Научные труды. Карачаево-Черкесский гос. пед. институт, 1971.

37. Грегори Р. Разумный глаз. М.: Мир, 1972.

38. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.

39. ЗЭ.Домогатский Д. С чего начинается живопись? //Юный художник, 1982, №4.

40. Делакруа Э. Дневник. М.: Искусство, 1950.

41. Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. -М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960.

42. Дидро Дени. Об искусстве. Т.1. М.-Л.: ОРГИЗ-ИЗОГИЗ, 1936.

43. Дмитриева H.A. Михаил Александрович Врубель. Л.: Художник РСФСР, 1990.

44. Живопись. Учебные постановки. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963.

45. Жуков H.H. Из записных книжек. М.: Советская Россия, 1976.

46. Завадская Е.В. Ци Бай-ши. М.: Искусство, 1982.

47. Зайцев A.C. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986.

48. Зайцев А. О понятии "живописность" // Искусство, 1981, №5.

49. Зайцев A.C. Советы мастеров. П., 1979.50.3олотов Ю.К. Жорж де Па Тур. М.: Искусство. 1979.

50. Зинченко В. Зрительное восприятие и творчество //Техническая эстетика, 1975, №6.

51. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964.

52. Из истории классического искусства Запада /Под ред. Либмана М.Я. М.: Искусство, 1980.

53. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1959.

54. Иогансон Б.В. О живописи. М.: Искусство, 1960.

55. История русского искусства /Под ред. Неклюдовой М.Г. I-Ii т. -М.: Изобразительное искусство, 1980-1981.

56. Караваджо. Документы. Воспоминания современников /пер. Бе-лоусовой H.A. М.: Искусство, 1975.

57. Кардовский Д.Н. Об искусстве. М.: Искусство, 1960.

58. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. М.: Изобразительное искусство, 1981.

59. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.

60. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1982.

61. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934.

62. Компанейский Б.Н. Проблема константности восприятия цвета и формы вещей /Научные труды. Гос. Пед. институт им. Герцена, т. XXXIV, 1940.

63. Композиция /Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. М.: Просвещение, 1978.

64. Корин П.Д. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1988.

65. Коробка Ю.В. О живописном понимании цвета /Научные труды. Кубанский гос. Университет, 1982.

66. Коробка Ю.В. Соотношение красок натуры и палитры. М.: НИО ИНФОРМКУЛЬТУРА, гос. Библиотека им. В.И. Ленина СССР, 1989.

67. Коробка Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета /Отчет о НИР. М.: ВНТИЦ, 1988.

68. Коробка Ю.В. Цвет в живописи: организация процесса восприятия цвета в работе над живописным изображением. Кубанский гос. университет, 1987.

69. Коровин К. Вспоминает. М.: Изобразительное искусство, 1971.

70. Коровин К. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания /Сост. Молева Н.М. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963.

71. Кочик О.Я. Живописная система В.Э. Борисова Мусатова. - М.: Искусство, 1980.

72. Кравков C.B. Глаз и его работа. М.-Л.: Издательство АН СССР,1950.

73. Кравков C.B. Цветовое зрение. М.: Издательство АН СССР,1951.

74. Кравченко Г.У. Из опыта художника и педагога /Научные труды. Кубанский гос. Университет, 1982.

75. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1965.

76. Крымов Н.П. художник и педагог. Статьи, воспоминания. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960.

77. Кузьмин Н.В. Давно и недавно. М.: Советский художник, 1982.

78. Левитан И.И. Письма, документы, воспоминания /Сост. Федоров-Давыдов А. М.: Искусство, 1956.

79. Леонардо да Винчи. Избранное. М.: Госполитиздат, 1952.

80. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

81. Леусенко М.А. Цвет глазами древних /Научные труды. Кубанский гос. Университет, 1982.

82. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: Мысль, 1981.

83. Лукин H.H. Обоснование системы методов формирования восприятия цвета в процессе преподавания живописи /при подготовке художника- педагога/. Дис. канд. пед. наук. М.: 1983.

84. Лясовская O.A. Пленэр в русской живописи XIX века. М.: Искусство, 1966.

85. Манич B.C. Куинджи. М.: Изобразительное искусство, 1976.

86. Манич В. Куинджи и "куинджисты" // Искусство, 1974, №8.

87. Масленников А.И. Система упражнений по освоению закона пропорциональности тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художников педагогов. Дис. канд. пед. наук. - М.: 1974.

88. Маслов Н.Я. Пленэр. М.: Просвещение, 1984.

89. Мастера искусства об искусстве. Тт. I-V. М.: Искусство, 1965-1969.

90. Мастера советского изобразительного искусства. М.: Искусство, 1951.

91. Методика работы над натюрмортом /Пучков A.C., Трисилев A.B. М.: Просвещение, 1982.

92. Мизанбаев Р. Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи. Дис. канд. пед. наук. М.: 1987.

93. Мочалов Л.В. Художник, картина, зритель. Беседы о живописи. -Л.: Художник РСФСР, 1963.

94. Начинающему художнику. Сб. М.: ИЗОГИЗ, 1937.

95. Непомнящий В.М. Проблемы изображения пространства в рисунке и живописи. Дис. канд. пед. наук. М.: 1972.

96. Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. М.: Искусство, 1959.

97. Нестеров М.В. Из писем. Л.: Искусство, 1968.

98. Общая психология /Под ред. Петровского A.B. М.: Просвещение, 1970.

99. Однорадов Г.В. Материалы в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 1983.

100. О живописи. Сборник статей. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1959.

101. Осмеркин: размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников /Сост. Никич А.Ю. М.: Советский художник, 1981.

102. Павел Петрович Чистяков теоретик и педагог /художник/ Мо-лева Н.М., Белютин Э.М. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1953.

103. Панова Л.А. Принципы композиции натюрморта /на материале 1-2 курсов в системе подготовки художника-педагога. /Дис. канд. пед. наук. М.:1988.

104. Переработка информации у человека /Введение в психологию/ Линдсей П., Норман Д. М.: Мир, 1974.

105. Пио Рене. Палитра Делакруа М. Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1932.

106. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. Сб. М.: Педагогика, 1982.

107. Поленов В.Д. Письма, дневники, воспоминания. М.- Л.: Искусство, 1950.

108. Подобедова О.И. Дмитрий Николаевич Кордовский. М.: Советский художник, 1976.

109. Практическое применение перспективы в станковой Непомнящий В. М., Смирнов Г.Б. М.: Просвещение, 1978.

110. Программа заочного обучения живописи /Сост. Беда Г.В. Кубанский гос. Университет, 1980.

111. Программа педагогических институтов. Живопись. М.: Просвещение, 1972.

112. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Советский художник, 1978.

113. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. М.: Наука, 1980.

114. Репин И.Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1982.

115. Рерберг Ф. Советы мастеров. Л.: Художник РСФСР, 1979.

116. Рисунок и живопись. Секачева A.B., Чуйкина A.M. М.: Легкая промышленность, 1983.

117. Рубенс П.П. Письма. Документы. Суждения современников. -М.: Искусство, 1977.

118. Рудин Н. Контраст цветов // Художник, 1978, №6.

119. Руднев В.В. Петр Иванович Петровичев. М.: Изобразительное искусство, 1979.

120. Рудин Н. Смешение цветов//Художник, 1978, №12.

121. Рудин Н. О цвете // Художник, 1977, № 7,9.

122. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974.

123. Рылов A.A. Воспоминания. Л.: Художник РСФСР, 1977.

124. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX века /Под. Ред. Леонова А.И. М.: Искусство, 1971.

125. Рындин A.C. Исследование методов обучения передачи свето-воздушной среды в живописи /в системе подготовки художника-педагога/. Дис. канд. пед. наук. М.: 1973.

126. Рындин A.C. Овладение навыками передачи свтовоздушной среды в условиях пленэра /Научные труды. Кубанский гос. Университет, 1978.

127. Рындина Л.И. О поэтапном формировании знаний, умений и навыков в обучении живописи /Научные труды. Хабаровский гос. пед. институт. 1984.

128. Савицкий Г.К. О живописи. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1959.

129. Сидоров A.A. Записки собирателя. Л.: Художник РСФСР, 1969.

130. Сомов К.А. Письма. Дневники. Суждения современников. М.: Искусство, 1979.

131. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. М.: Просвещение, 1978.

132. Стасевич В.Н. Искусство портрета. М.: Просвещение, 1971.

133. Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике /Сост. H.A. и З.А. Радзимовские, С.Н. Гольштейн. П.: Искусство, 1977.

134. Терзян С.С. Формирование зрительных представлений у студентов 1-3 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи. Дис. канд. пед. наук. М.: 1990.

135. Термины и понятия искусства живописи /Сост. Беда Г.В. Кубанский гос. университет, 1984.

136. Ульянов Н.П. Мои встречи. Воспоминания. М.: Искусство, 1952.

137. Унковский A.A. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.

138. Унковский A.A. Работа на пленэре. //Художник, 1982, №4.

139. Унковский A.A. Цвет в живописи. М.: Просвещение, 1983.

140. Факторы обусловленного цвета /теоретический очерк и результаты педагогического эксперимента/. Коробка Ю.В., Денисенко В.И. М.: НИО ИНФОРМКУЛЬТУРА, гос. библиотека СССР им.В.И.Ленина, 1989.

141. Фальк P.P. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1981.

142. Фомичева З.И. А.Г. Веницианов педагог. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1952.

143. Харитонов М. Ф. Научно-теоретические и методические основы учебных постановок по рисунку и живописи на художественно-графических факультетах. Дис. канд. пед. наук. М.: 1972.

144. Хогарт В. Анализ красоты. М.-Л: Искусство, 1958.

145. Хрестоматия. Рисунок. Живопись. Композиция. М.: Просвещение, 1989.

146. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: Просвещение, 1975.

147. Человек цвет - пространство. Фрилинг Г., Ауэр К. - М.: Мир, 1973.

148. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.-Л.: Искусство, 1958.

149. Чистяков П.П. и Савицкий В.Е. Переписка. Воспоминания. 1883-1889гг. Л.: Искусство, 1939.

150. Шашлов Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. М.: Книга, 1986.

151. Шегаль Г. О теплом и холодном цвете //Художник, 1982, №12.

152. Шегаль Г.М. Колорит в живописи. М.: Искусство, 1957.

153. Школа Антона Ашбе. Молева Н.М., Белютин Э.М. М.: Искусство, 1958.

154. Школа изобразительного искусства. Вып. 4-5. М.: Искусство, 1965.

155. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986.

156. Энгр об искусстве. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962.

157. Юному художнику. Практическое руководство по изобразительному искусству. М.: Издательство Академии художеств ССР, 1963.

158. Юон К.Ф. Об искусстве. М.: Советский художник, 1959.

159. Юон К.Ф. О живописи. М.: ИЗОГИЗ, 1937.

160. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М. Искусство, 1964.

161. Яковлев В.Н. О живописи. М.: Издательство Академии худо жеств СССР, 1951.

162. Яшухин А.П. Живопись. М.: Просвещение, 1985.

163. Яшухин А.П. Живопись. Этюд с натуры. Ростовский гос. пед институт, 1987.1. Общее тоновое состояние