Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Теория и практика формирования творческого отношения будущих учителей к графической деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Исламов, Озод Азимович
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Теория и практика формирования творческого отношения будущих учителей к графической деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Исламов, Озод Азимович, 2003 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА.

1.1 Теоретическое обоснование сущности понятия «творческое отношение».

1.2 Влияние тенденций развития образования на творческое отношение студентов к графической деятельности.

1.3 Самостоятельная работа студентов в процессе обучения как предпосылка их творческого отношения к графической деятельности.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К

ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1 Теоретическое знания студентов как средство формирования творческого отношения будущих учителей к графической деятельности.

2.2 Практические графические умения способствующие формированию творческого отношения студентов к изучению черчения. (Поисковый эксперимент). юз

2.3 Критерии оценки творческого отношения студентов к овладению графической деятельностью.

2.4 Системность процесса использования методов обучения, способствующего творческому отношению будущих учителей к графической деятельности.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3.1 Особенности организации экспериментального исследования.

3.2 Описание хода экспериментальной работы по формированию творческого отношения будущих учителей к графической деятельности.

3.3 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию творческого отношения будущих учителей к графической деятельности.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЕЙ ГЛАВЕ.

I j J J

Введение диссертации по педагогике, на тему "Теория и практика формирования творческого отношения будущих учителей к графической деятельности"

Проблема исследования и ее актуальность. Творческое отношение к деятельности - одна из важнейших характеристик профессионального педагогического мастерства, формируемого у будущих учителей в процессе обучения в вузе. Являясь особым способом реагирования на учебную задачу, на партнеров по учебно-познавательной деятельности оно проходит длительный период становления в специально организованных условиях и оказывает существенное влияние на результат деятельности человека.

Творческое отношение» - понятие комплексное. Оно формируется в процессе всей учебной деятельности студента и является самостоятельной . педагогической проблемой, которую, по нашему мнению, должны решать все преподаватели факультета. Для решения этой проблемы необходимы специфические методы и подходы к обучающей деятельности, активизирующие их познавательные способности и творческий потенциал.

Естественно, уровень и объем творческих элементов в учебной деятельности студентов может повыситься по мере накопления их теоретических знаний, практического опыта их использования при максимальной самостоятельности или под руководством преподавателя в зависимости от сложности выполняемого задания. В полной мере это относится и к графической деятельности, под которой мы понимаем учебную деятельность студентов по освоению курса начертательной геометрии и черчения, в процессе которой осуществляется создание образов, реально существующего или задуманного объекта ^ли явления с последующим отображением их в виде чертежа, рисунка, схемы, графика и других графических средств информации. # Творческое отношение студентов к графической деятельности формирует и творческое мышление, которое сопровождается аналитическими и созидательными компонентами, активизируют их внимание, развивает и поддерживает интерес к графической деятельности, вызывая чувство удовлетворения от процесса учебного труда. Успехов также можно достичь при условии, если этот процесс будет носить исследовательский характер и в него будут вовлечены все студенты группы, пронизанные духом коллективного творчества.

Наконец, творческое отношение будущего учителя к графической деятельности может проявиться как при исследовательском методе изучения теоретического материала, так и при выполнении работ творческого характера, какой бы раздел начертательной геометрии или черчения он не изучал. Опытные преподаватели достигают этого, указывая, например, на несовершенство того или иного способа решения графической задачи, предлагая студентам провести наиболее оптимальный и результативный поиск.

Положительный эффект в формировании творческого отношения к графической деятельности дают также решения нетиповых задач. Система таких задач может включать задачи с неполными данными, задачи на преобразование исходных изображений комбинаторного характера, задачи с элементами конструирования или проектной деятельности, задачи, имеющие вариативный результат решения и др. Важно, чтобы студенты самостоятельно или под руководством преподавателя в зависимости от сложности графической задачи находили оригинальное решение.

Следует также отметить, что творческое отношение будущего учителя к графической деятельности является своеобразной моделью поведения в предстоящей педагогической работе в школе. Среди трудностей, возникающих в процессе подготовки будущего учителя особую остроту и актуальность приобретает готовность студентов к формированию учащихся творческого отношения к учебно-познавательной деятельности. Сложный и многогранный процесс становления молодого специалиста развивается не только тогда, когда он изучает методику преподавания дисциплины и проходит педагогическую практику, а с самого начала обучения в вузе. Это может способствовать осознанию и оценки своих личностных качеств, самосовершенствованию и самореализации индивидуальных способностей в предстоящем педагогическом труде. Несмотря на то, что непродуманные действия в отношении к графическим дисциплинам в школе и вузе предельно сократили время на их изучение, творческое отношение к графической деятельности может реализоваться в межпредметных связях этой деятельности, например, с математикой и информатикой, компьютерной графикой и другими учебными дисциплинами, а также в углубленном изучении черчения, различных спецкурсах и спецпрактикумах, факультативных занятиях и др.

Есть основание утверждать, что основные закономерности, I характерные для педагогической деятельности, в целом, сохраняют свое значение для деятельности учителя, преподающего графические дисциплины не только в общеобразовательной школе, но и в лицеях, средних специальных учебных заведениях, и в вузах. Учитель не может успешно осуществлять свои профессиональные функции, если он не обладает общезначимыми для педагогической деятельности качествами личности, в том числе и творческим отношением к своему педагогическому труду. На наш взгляд, в силу специфики графической деятельности особые требования в этом отношении должны предъявляться I к преподавателю графических дисциплин.

В современной педагогической литературе вопросы формирования творческого отношения к любой деятельности были рассмотрены в работах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.

Глубоко обоснованный философский анализ феномена «деятельности» как особенно важное условие и предпосылку для творческого отношения к ней представлен в работах Н.И. Блинова, Л.П. Буевой, А.Г. Иванова,

Г.Л. Смирнова и др. Эти исследования были подкреплены исследователями отечественных психологов С.Л. Рубинштейном, К.А. Абульхановой

Славской, А.Н. Леонтьевым, К.К. Платоновым, которые доказали, что деятельность является существенной стороной проявления отношений человека в зависимости от характера ее исполнения - творческого или репродуктивного.

Большой интерес для нас представили работы Л.С. Выготского, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, В.В. Чебышевой и др., изучавшие социально-педагогический аспект творчества и его значимость для воспитания и развития молодого поколения.

При определении возможностей влияния на личность будущего учителя, на формирование и развитие его педагогических умений в ^ процессе изучения графических дисциплин, индивидуального стиля деятельности мы опирались на исследования, проведенные С.И. Архангельским, В.И. Загвязинским, Е.А. Климовым. Н.В. Кузьминой, B.C. Мерлиным, М. Нугмановым, А.Б. Орловым, В.А. Сластениным, В.А. Ситаровым, Н.Ф. Талызиной, Е.Н. Шияновым и др.

Многие аспекты формирования творческого отношения к труду и развития педагогического творчества нашли отражение в диссертационных работах В.Е. Алексеева, А.Г. Алейникова, П.Н. Андрианова, В.И. Качнева,

Д.И. Купцова, Н.Д. Никандрова, Н.Г. Осухова, В.Д. Путилина, О.В. Щекочихина и др.

Особенно важными для рассмотрения проблемы формирования творческого отношения к графической деятельности были труды ученых-педагогов Л.Н. Анисимовой, П.И. Белана, А.Д. Ботвинникова, Е.А.Василенко, В.Н.Виноградова, В. А. Гервера, В. А. Дембинского, I

Ю.Ф. Катхановой, Е.И. Корзиновой, Л.Г. Нартовой, И.М. Рязанцевой, В.В. Степаковой, О.П. Шабановой, В.И. Якунина и др.

Характерно, что в опыт работы ученых педагогических вузов Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана прочно вошли дидактические идеи и технологии, разработанные вышеперечисленными учеными. В организации высшего профессионального образования стран Центральной Азии позитивно восприняты контекстное обучение А.А. Вербицкого, личностью - деятельностный подход в обучении Б.Б. Коссова, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. В трудах исследователей и в практике работы вузов Таджикистана отсутствуют теоретические основы организации такой образовательной среды, которая способствовала бы целенаправленному формированию творческого отношения будущих специалистов к овладению избранной профессии. В публикациях, посвященных развитию активности и самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности до сих пор акцент делается на ^ ведущую роль преподавателя в организации учебного процесса студентов: постановку целей обучения, отбору учебных задач, контролю результатов деятельности и др. В то же время наблюдаются и качественные изменения в работе по осуществлению студентами индивидуального маршрута в овладении специальностью.

Анализ литературы по проблеме формирования творческого отношения учителя к своей профессиональной деятельности и опыта подготовки учителей позволяет дать рабочее определение творческого отношения.

Творческое отношение учителя к изучению графической деятельности - это психическое новообразование, представляющее целостную систему субъективно-оценочных, сознательно-избирательных позиций, знаний, педагогических действий, направленных на выработку новых подходов к овладению воспитательно-образовательной среды и ее конструированию.

Творческое отношение студента педвуза к графической подготовке зависит от теоретических знаний по методике преподавания предмета, % средств стимулирования его деятельности, самостоятельности в поиске новых знаний, выработки умений применять эти знания на практике, сотрудничества с другими студентами и преподавателем.

Однако работа по целенаправленному формированию творческого отношения будущих учителей к графической деятельности до сих пор не слала систематической и целенаправленной. Анализ существующей практики обучения студентов ХГФ свидетельствует о том, что возможности образовательного процесса в педагогическом вузе далеко не в полной мере реализуются в аспекте формирования творческого отношения студентов к будущей педагогической деятельности на примере обучения графических дисциплин, (начертательной геометрии и черчения). Неправомерное внимание в процессе подготовки учителей уделяется вопросам усвоения студентами традиционных способов выполнения графических заданий. До сих пор в ^ литературе не представлена теоретико-методологическая модель формирования творческого отношения учителя к учебной деятельности. Не все преподаватели вуза владеют методами и средствами активизации творчества в учебной графической деятельности, нечетко представляют условия ее организации. В результате будущие учителя затрудняются в переносе полученных теоретических знаний в практическую деятельность, имеющую творческую направленность. Особенно слабым звеном является формирование опыта исследовательского отношения к изучаемому учебному материалу. Все это говорит об актуальности поставленной проблемы.

Данные обстоятельства определили проблему исследования, связанную с выявлением таких условий обучения студентов, которые обеспечили максимально полное формирование их творческого отношения к графической деятельности.

Необходимость решения данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Теория и практика формирования творческого отношения Щ будущих учителей к графической деятельности» (на материале курсов начертательной геометрии и черчения).

Цель исследования: на основе теоретического анализа поставленной проблемы разработать методы и средства формирования творческого отношения будущих учителей к графической деятельности и экспериментально проверить их эффективность в ходе проведения занятий по начертательной геометрии и черчению.

Объект исследования - учебная деятельность студентов в процессе изучения начертательной геометрии и черчения.

Предмет исследования: формирование творческого отношения будущих учителей в процессе графической деятельности.

Гипотеза исследования: эффективное формирование творческого отношения будущих учителей к графической деятельности' может быть осуществлено, если:

- в основу обучения положено осознание значимости дисциплин графического цикла в их будущей профессиональной деятельности;

- это формирование начинается с изучения начертательной геометрии уже на первом курсе;

- все виды учебной работы в процессе обучения начертательной геометрии и черчению должны иметь исследовательскую направленность;

- хорошо продуманы и организованы современные методы обучения: деловые, имитационные игры, тестирование, рейтинговая система оценки и др.;

- в подготовке учителя ведущее место занимают эвристические методы, обеспечивающие условия для сочетания индивидуальной и коллективной познавательной деятельности;

- в деятельность студентов включено самостоятельное составление учебных графических' задач с разработкой критериев оценки образовательной графической деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние психолого-педагогической науки в плане подготовки будущих учителей к графической деятельности.

2. Выявить наиболее эффективные условия обучения студентов, содействующие формированию их творческого отношения к графической деятельности.

3. Обосновать эффективность самостоятельной работы и целесообразность ее использования в курсе начертательной геометрии и черчения.

4. Разработать модель формирования творческого отношения ^ студентов к графической деятельности.

5. Обосновать необходимость поисковой учебной деятельности и экспериментально проверить ее влияние на формирование творческого отношения студентов к изучению графических дисциплин.

6. Разработать критерии оценки творческого отношения студентов к овладению графической деятельностью.

7. Обосновать методическую систему формирования творческого отношения студентов к графической деятельности.

8. Экспериментально проверить возможность реализации разработанной методической системы в практике обучения начертательной геометрии и методике преподавания черчения.

9. Определить эффективность этой методической системы в будущей педагогической деятельности студентов ХГФ.

Общую методологию исследования составляли положения ♦ философской, педагогической антропологии о человеке, ценности его деятельности по передаче молодому поколению социального опыта и по развитию сущностных сил личности обучающегося.

Нами были использованы положения психологической теории личности (Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.П. Рубинштейна, и др.), педагогического общения (А.А. Бодалева, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, Л.А. Петровской и др.).

Базовой служила культурно-историческая теория Л.С. Выготского, согласно которой психические функции не даны человеку от рождения, а только заданы в культурно-исторических формах. Следовательно, лишь в процессе присвоения этих форм в ходе обучения происходит развитие личности, а значит, обучение ведет к формированию творческого отношения к учебной деятельности.

Кроме того, мы опирались на теорию психических отношений человека, разработанную В.Н. Мясишевым, в которой отношения рассмотрены как психический феномен, выражающий связь человека с действительностью, в целом, и с познавательной деятельностью в процессе обучения, в частности.

Были учтены личностный (К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Ломова), системно - деятельностный (М.С. Когана) и культурно-исторический (J1.C. Выгодского) подходы, а также положения о признании свободы выбора в творчестве I

М.М. Бахтина), идеи самореализации личности в педагогическом творчестве (В.И. Загвязинского).

Теоретической основой исследования творческого отношения студентов к графической деятельности явились положения ученых Г.С. Альтшуллера, Л.Н. Анисимовой, А.Д. Ботвинникова, Е.А. Василенко, В.А. Гервера, Ю.Ф. Катхановой, A.M. Матюшкина, Е.П. Михеевой, А.А. Павловой, Н.Г. Преображенской, В.В. Степаковой, О.П. Шабаповой, И.С. Якиманской, В.И. Якунина, исследовавших проблемы методов обучения графической деятельности будущих учителей.

Уточняя общую методологию исследования, мы пришли к выводу о том, что новые факты и обобщения, связанные с решением проблемы формирования творческого отношения будущего учителя к графической деятельности можно получить, опираясь на такие методологические принципы, как единство исторического и логического в педагогическом познании, системность и целостность в исследовании процесса подготовки методически грамотных педагогов, единство теоретического и эмпирического, как в исследовании, так и в организации процесса образовательного процесса.

Следование принципу единства исторического и логического позволило выявить сущностные характеристики творческого отношения будущего учителя к графической деятельности. Выявление характера изменений во взглядах на творчество в графической деятельности и применении теоретических знаний на практике (в разные эпохи и у разных народов) способствовало определению особенностей структуры творческого отношения учителя к профессиональной подготовке как его личностной характеристики.

Логический анализ исследуемой проблемы побудил обратиться к истории психологии, истории методики преподавания начертательной геометрии и черчения, к конкретному опыту вузов, результатам научных исследований, отраженных в печати, к ретроспективному анализу собственной педагогической деятельности. Проблема исследовалась с позиции структурных связей традиционных и эвристических методов преподавания графических дисциплин.

В соответствии с принципом систематичности деятельность по ^ изучению в вузе методики преподавания черчения и реализации ее в образовательном процессе школы в нашем исследовании рассматривалась как целостный объект.

Принцип единства эмпирического и теоре тического дал возможность проследить развитие представлений о творческом отношении студентов к овладению теорией и практикой преподавания черчения и установить на основе результатов бесед, наблюдений, изучения графических работ, составленных ими задач, «приращение» их умений реализовать научно -методический потенциал в работе с учащимися.

Методологические принципы обусловили отбор методов исследования, адекватных его задачам.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- изучение и обобщение опыта преподавания графических дисциплин на художественно-графических факультетах педагогических вузов и ряда технических университетов.

-социологические и психологические методы, использованные для выявления возможностей учебного процесса в педагогическом вузе для I формирования творческого отношения будущих учителей к графической и методической подготовке (педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и т п.):

- ретроспективный анализ личного опыта преподавания черчения в общеобразовательной школе, начертательной геометрии, черчения и методики преподавания графических дисциплин в педагогическом вузе.

Опытно-экспериментальная работа, (1994-2001) в которой участвовали студенты (более 800 человек), группа преподавателей художественно-графических факультетов, Худжандского, Ташкентского, Наманганского, Иссык-кульского, Московского педагогического государственного университетов, изучавших и апробировавших под руководством и непосредственном участии автора отдельные аспекты проблемы, в том числе, возможности использования эвристических методов, поиска решения графических задач. Это обеспечило исследованию широкую экспериментальную базу, позволило обобщить данные, полученные в соответствии с общими методологическими установками.

Проверка гипотезы исследования и реализация его задач осуществлялась на базе Худжандского государственного университета, где опытно-экспериментальная работа проводилась автором в 1994-2001 гг. в этапы: констатирующий и формирующий, а также в школах № 2; 5; 9; 12; 19; 2; 24 г. Худжанда, и № 13; 15; 28; 29; 49, и школе интернат №2 Ходжентского района.

На констатирующем этапе (1994-1998) разрабатывалась авторская концепция исследования, определялась сущность творческого отношения студентов к графической деятельности. Разрабатывалась система методов его формирования С этой целью проводилась работа по отбору уже имеющихся в литературе графических задач, а также разработка (в том числе совместно со студентами) оригинальных графических задач и поиск способов их решения.

В соответствии с выявленной сущности творческого отношения студентов к графической подготовке проводился формирующий (1997-2001) эксперимент.

Промежуточные и окончательные результаты исследования нашли отражения в опубликованных работах автора, в докладах и сообщениях на конференциях и совещаниях (Иссык-Куль, Ташкент (1996), Худжанд (19962001), Душанбе (1997), Наманган (1997), Москва (2000, 2001), Ростов-па-Дону (2002).

Материалы диссертации обсуждались на кафедрах начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна МПГУ, черчения и методики преподавания специальных дисциплин Худжандского госуниверситета.

Основные положения исследования нашли о+ражение в подготовленном автором курсе: «Формирование творческого отношения будущих учителей к графической деятельности».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыто понятие «творческое отношение» будущих учителей к графической деятельности», выявлена структура этого понятия, ее компоненты, показатели и уровни педагогической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности и творческого отношения к ней.

2. Дано научно - теоретическое обоснование необходимости включения в содержание вузовского образования спецкурса по методике формирования творческого отношения будущих учителей к графической деятельности, обеспечивающего повышение уровня готовности студентов к педагогической работе.

3. Выявлены основные критерии оценки творческого отношения студентов к овладению графической деятельностью К ним отнесены умения: восприятия чертежа; применять буквенно-зпаковые модели; проводить сравнение элементов графических изображений; вводить новые элементы в содержание графических заданий по черчению; логического анализа объекта; синтеза графического изображения; выполнять операции обобщения формы предмета; доносить до учащихся смысл основ формообразования посредством перекодирования графической информации и др.

4.Определена модель графической деятельности, приближенная к школьной практике обучения черчению, включающая в себя содержательный и процессуальный компоненты графической деятельности.

5. Выделены основные составляющие графической деятельности, влияющие на формирование творческого отношения будущих учителей к графической деятельности:

- словесное описание графического материала;

- логическая организация содержания теоретического и практического материала, полученного в результате экспериментального апробирования;

- применение графических методов отображения различных объектов на плоскости, выявленных в результате эксперимента.

6. Конкретизирована дидактическая система проблемного обучения с концепцией графической деятельности, включающая основные типы проблемных ситуаций, содействующих проявлению творчества, отвечающих учебным целям обучения, сути известного и неизвестного, несогласованность между которыми порождает проблемную, ситуацию, а результат снятие (разрешения) этой ситуации.

7. Моделирование графической деятельности представлена в виде технологии обучения, которая реализуется в процессе теоретической подготовки студентов в целях обеспечения полноценного овладения ими системой знаний, навыков и умений, необходимых для активного и творческого применения в будущей профессиональной работе.

8. Сформулированы основные принципы моделирования графической деятельности: полнота разработанной модели; обобщенность дидактических задач обучения; обеспечение взаимосвязи теоретических знаний и воплощение их на практике; типизация комплекса задач и учет возможностей их переноса в различную ситуацию с целью формирования творческого отношения к графической деятельности.

9. Обосновано введение в обучение графическим дисциплинам исследовательского метода, который актуализирует поисковую деятельность студентов посредством постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного решения, способствуя овладению методами научного.познания в учении, а также формирования интереса к графической деятельности студентов, потребности.к творческой деятельности и самообразованию. При этом выявлены достоинства и недостатки исследовательского метода, применительно к обучению графическим дисциплинам.

10. Определена практическая реализация исследовательского метода в обучении студентов теоретическим основам графических 'дисциплин и практического их приложения к графической деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленная автором модель формирования творческого отношения будущих учителей к графической деятельности значительно расширяет их представления об углублении методической подготовки учителя черчения. Она позволяет активизировать процесс формирования творческого отношения к теории и практике графической деятельности как у преподавателей черчения, так и у школьников, обучающихся умениям и навыкам чтения и выполнения чертежей. Предложенная модель графической деятельности, обеспечивающая траекторию развития способностей студентов художественно-графического факультета, а также выявленные требования к основным аспектам графической деятельности могут служить основой для дальнейшего проведения теоретических исследований, направленных на развитие способностей обучающихся в учебно-творческой деятельности в соответствии с их интересами и индивидуальными возможностями.

Практическая ценность исследования состоит в гом, что разработана и внедрена в практику профессионального обучейия будущего учителя черчения методика формирования творческого отношения к графической деятельности. Использование данной методики обеспечивает повышение уровня профессиональной готовности студентов к их дальнейшей работе в школе в соответствии с современных требованиями.

Есть основания утверждать, что предлагаемая методика обучения, при соответствующей корректировке, может быть использована не только при подготовке учителей черчения, но и будущих учителей цикла естественных дисциплин (математики, физики, географии, биологии и др.)

Основные положения исследования нашли отражение в подготовленном автором специальном курсе «Формирование творческого отношения будущих учителей к изучению методики преподавания черчения» для слушателей ФПК, преподавателей черчения и математики г. I

Худжанда и Согдийской области.

Материалы диссертации включены в содержание курса начертательной геометрии и черчении для студентов ХГФ, Худжапдского госуниверситета им. Б. Гафурова, Таджикского государственного педагогического университета им. К. Джураева, Иссык-кульского государственного университета им. К Тыныстанова, Кыргызского университета транспорта и архитектуры, Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами и Наманганского государственного педагогического университета. I

Полученные в результате исследования данные, могут быть использованы в теоретических трудах, посвященных профессиональной подготовке будущих учителей черчения, в методической работе, практикующими учителями и в системе образования.

Разработанные автором методические рекомендации и оригинальные графические задания для студентов и учащихся широко используются преподавателями ХГФ Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана. По материалам диссертации создано учебное пособие «Занимательные задачи по проекционному черчению», учебное пособие I

Изображение многогранников», монографии «Теория и практика формирования творческого отношения будущих учителей к графической деятельности» и «Творческое отношение будущих учителей графических дисциплин как аспект образовательного процесса».

На защиту выносятся следующие положения.

1. Успешное формирование у студентов творческого отношения к графической деятельности зависит от использования в процессе изучения графических дисциплин исследовательских методов.

2. Формирование творческого отношения к графической деятельности у будущего учителя обусловлено применением специальных методов и приемов, имеющих четко выраженную поисковую направленность.

3. Сочетание индивидуальных и групповых форм эвристического поиска студентами в процессе решения методических задач дает I возможность развивать творческое отношение к графической деятельности и методической подготовке.

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов подтверждается практикой внедрения в учебный процесс результатов исследований, проведением педагогического эксперимента и анализом его результатов с применением методов статистики. Подтверждается также данными психолого-педагогических исследований и обеспечивается общим методологическим подходом (целостным, системным, деятельностным, личностным, комплексным) к процессу обучения начертательной геометрии и черчению.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в монографиях, учебных пособиях, методических рекомендациях, научных статях, докладах, тезисах, опубликованных в гг. Москве, Ташкенте, Душанбе, Ростове-на-Дону, Худжанде и др. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры черчения и методики преподавания специальных дисциплин Худжандского государственного университета им. Б. Гафурова, кафедре начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна Московского I педагогического государственного университета и научно-методических семинарах этих кафедр (Худжанд, Душанбе, Москва, 1998-2002), ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Худжандского государственного университета (1992-2000), факультете повышения квалификации преподавателей черчения при МПГУ 1992-2000), международной научной конференции «Культура: прошлое, настоящее и будущее» (Худжанд, 1995), Всероссийской научно-практической конференции посвященной 60-летию художественно-графического факультета «Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития» (Москва, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество» (Москва, 2002). Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения по изобразительному искусству и черчению в средних общеобразовательных школах г. Худжанда.

Автором разработан и прочитан спецкурс «Формирование творческого отношения будущих учителей к графической деятельности». Изданы монографии на тему «Теория и практика формирования творческого отношения будущего учителя к графической деятельности», «Творческое отношение будущих учителей графических дисциплин как аспект образовательного процесса», «Практические графические умения, способствующие формированию у студентов творческого отношения к графической деятельности», учебные пособия «Занимательнее задачи по проекционному черчению», «Изображение многогранников» и др. Общий объем публикаций по теме исследования составляет около 60 п.л. и более 40 публикаций.

Структура и объем диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 405 с. Из них 336 с. основного текста, список литературы из 360 наименований и приложение - 40 с.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по третьей глав©.

1. Совокупность приемов исследования применяемых нами в процессе формирования творческого отношения будущих учителей к

Ф- методической подготовке преподавателя черчения конструировалась нами исходя из современных задач высшего педагогического образования, существенно влияющего на рост интеллектуального потенциала учащихся. I

Исходя из того, что учебная деятельность современного студента представляет собой многоуровневую, динамически развивающуюся систему, мы придавали важное значение развитию у будущих учителей профессионально педагогического мышление в целостном процессе, * обеспечивающем не последовательное в органически связанное усвоение теоретических знаний и практических умений в области графической деятельности.

2. Проведенный нами анализ системности формирования в образовательном процессе творческого отношения студентов к I методической подготовке позволил выявить интеграцию общенаучных и специальных знаний в практическую графическую деятельность, что ^ обеспечивает реализацию правила полноты системы методов обучения.

Анализ системы методов овладения информацией в области графической деятельности и умениями ее использования в практике школьного обучения показал, что довольно устойчив взгляд преподавателей на то, что методами наук учащиеся овладевают параллельно с выполнением заданий, не осознанно. Эта тенденция отражена в программах по предмету «Черчение», ряде учебных пособий, что не нацеливает будущих учителей на овладение методикой организации учебной деятельности, способствующей овладению школьниками методами наук.

Творческое отношение студента к методической подготовке предполагает умения формировать у учащихся последовательно (в системе) .представления и понятия о чертеже, как образе реального объекта, владение общенаучными методами (наблюдением, сравнением, экспериментом, анализом, синтезом, обобщением, моделированием и др.) Важно овладение учащимися процедурами выдвижения гипотез.

Неразрывная связь черчения с техническим творчеством делает необходимой основательное ■ овладение учащимися и безусловно, учителями, методами эксперимента и моделирования, дешифровки формы объекта, закодированной его чертежом.

Современный уровень развития технического творчества диктует формирование творческого отношения у будущих учителей к процессу овладения эвристическими методами, соответствующими особенностями научной дисциплины - черчение как на основе интуиции ассоциативного мышления (аналогия) и систематического поиска оригинальных решений учебных задач (контрольных вопросов, комбинаторный и др.).

Отбор методов формирования творческого отношения студентов к методической подготовке производился в ходе формирующего эксперимента, проведенного в течение 1997-2001 годов в Худжандском государственном университете и апробированном в 6 вузах стран центральной Азии, входящих в состав СНГ.

Важными условиями использованной системы методов работы были их взаимодополняемость, органическое единство, изучения студентами теоретических знаний и их участие в практической графической деятельности, адекватной задачам методической подготовке учителей черчения, обеспечивание широкого использования коллективных подходов к решению учебных задач при подготовке специалистов. '

Проведенный спецкурс «Формирование творческого отношения будущего учителя к изучению методики преподавания черчения» решал задачи стимулирования познавательной активности и самостоятельности обучающихся, готовности к' безболезненной адаптации и быстро меняющимся социально-экономическим условиям жизни общества и к педагогической поддержке школьников в их ориентации при выборе индивидуального маршрута образования. По нашему убеждению, идеями творческого отношения учителя к преподавательской деятельности в школе должен быть пронизан процесс обучения будущих учителей задолго до начала изучения методики преподавания предмета специализации. В случае подготовки творческих учителей черчения с первого курса, сначала изучения ими начертательной геометрии - это позволило нам существенно повысить уровень творческого отношения студентов к собственной учебной деятельности в области графических дисциплин и успешно овладеть эвристическими методами преподавания черчения в школе.

В ходе изучения начертательной геометрии студенты были включены'в «живой процесс чтения и выполнения чертежей одновременно с усвоением теоретических знаний, предъявляемых на лекциях, участвуя, таким образом, в творческом процессе, в сотрудничестве с преподавателем. Одновременная работа слуховой, зрительной, смысловой памяти способствует прочному усвоению новой информации.

В главе последовательно, на материале решения графических заданий эвристическими методами (проб и ошибок, мозгового штурма, аналогии, контрольных вопросов, комбинаторного) прослежено постепенное наращивание качества творческого отношения будущих учителей к овладению методами графической деятельности, осмысления закономерностей формирования графических изображений, в реализации понимания отдельных процедур и целостного процесса, умений доступно излагать информацию учащимся.

Эмпирический материал опытно-экспериментальной работы, освещенной объективно, со всеми гранями и ошибками позволяет проследить поступательное движения студентов к возможному в период обучения в педвузе уровню профессионально педагогического мастерства.

3. Анализ результатов опытно- экспериментальной работы позволяет утверждать, что предложенная автором система методов ускоряет процессы развития интеллекта студентов и практических умений I осуществлять преобразовательную деятельность в системе общего среднего и высшего педагогического образования, а творческое отношение будущих учителей к методической подготовке обеспечивает длительную готовность к преобразовательной деятельности в соответствии с новыми реалиями жизни.

Опытно-экспериментальная работа позволила установить в ходе констатирующего эксперимента существенный пробел в формировании творческого отношения учителей к преподавательской деятельности при традиционном обучении в педагогическом вузе. I

Формирующий эксперимент явился одним из путей доказательства возможности современных учителей решать задачи развития при непосредственном личном участии творческой познавательной деятельности школьников. По итогам эксперимента получены доказательства того, что интеграция традиционных и новых для образовательной области «черчение» эвристических методов преподавания дает повышенное качества подготовленности студентов к формированию творчества школьников.

Специальное обучение будущих учителей методике формирования I творческого отношения учащихся к познавательной деятельности может иметь позитивные последствия социально- педагогического характера.

При всеобщем базовом образовании, осуществляемом в республике Таджикистан, каждый школьник может быть подготовлен к самостоятельному непрерывному обучению на протяжении всей жизни овладению новыми ценностями в области материальной и духовной культуры и участию в созидательной практической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Анализ философской, психологической, методической литературы по проблеме педагогического образования показал, что творческое отношение личности к деятельности, формирование его у конкретных индивидов шло на протяжении столетий. Вначале как фиксация элементов явления. Затем как трактовка феномена самостоятельности и творческости людей при выполнении ими различных видов деятельности. Идею творческого отношения к учебно - познавательной деятельности отдельными мыслителям удав.алось претворить в некоторой степени в практику обучения во многих странах Запада и Востока, что свидетельствует о том, что она является национальной и общечеловеческой ценностью.

2. Изучение практического опыта образовательных учреждений, рефлексивная оценка личного опыта работы в педагогических учебных заведениях, показала, что творческое отношения будущих учителей к графической деятельности является одной из важнейших категорий частной дидактики высшей школы. В диссертации данная категория охарактеризована как целостная система субъективно-оценочных, сознательно-избирательных позиций, т.е. знаний, выборов действий, направленных на выработку новых подходов к воспитательно-образовательной среде и ее конструированию.

3. Предпосылкой эффективного формирования творческого отношения будущих учителей черчения к графической деятельности является их самостоятельная работа, раскрывающая творческий потенциал личности для нахождения нестандартных решений путем реализации их в практической работе, является одной из ступеней творческого поиска, а также способом ее самореализации.

4. Творческое отношение учителя к графической деятельности базируется на фундаментальной научно-методической основе на основе совмещения познавательной деятельности с позицией потребителя научных источников и эмпирического материала, полученного в ходе формирующего эксперимента и моделировании графической деятельности. Это технология обучения, которая реализуется в процесс теоретической I подготовки студентов в целях обеспечения полноценного овладения ими системой знаний, навыков и умений, необходимых для активного и творческого их применения в практической учебной деятельности. Такая модель включает содержательный и процессуальный компоненты графической деятельности. Структурные компоненты содержательной части представляют собой концептуальную, диагностическую и дидактическую составляющие. Процессуальный компонент модели ¥- графической деятельности представляет собой практическое использование теоретических знаний по графическим дисциплинам, которые реализуются за счет включения в процесс обучения комплекса графических заданий различного методического характера.

5. Знание студентами составляющих компонентов исследовательского метода в обучении является важным фактором в формировании творческого отношения к графической деятельности. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Его использование рассчитано на творческий поиск и применение теоретических знаний, овладение методами научного познания в процессе обучения. При этом практическая графическая I деятельность является средством формирования творческого отношения обучающегося к методике преподавания черчения в общеобразовательной школе. Использование системы методов с целью выполнения графических изображений обеспечивает будущим учителям творческое овладение ^ графической деятельностью на основе свободы выбора путей ее осуществления

6. Выявление критериев оценки творческого отношения к графической деятельности явилось средством качественных изменений в уровне знании и умении, которые проявились в отказе от подражания и копирования уже выполненных работ, в стремлении создавать оригинальные графические задания, в создании собственных способов решения заданий, в использовании выявленных ранее критериев, в самоконтроле и самооценке своей профессионально-педагогической работы.

7. Рост творческого отношения к графической деятельности проявляется в повышении уровня методического мышления, решении различных ситуаций школьной практики, в использовании научно исследовательских приемов в обучении, создании оригинальных графических заданий.

В ходе исследования разработана система методов формирования творческого отношения студентов к методической подготовке включающая в себя методы формирования у учащихся представлений и понятий о чертеже, владения общенаучными методами познания, овладения эвристическими методами чтения и выполнения чертежей, интуитивными, ассоциативными способами мышления, систематическим поиском оригинальных решений задач.

8. Опытно-экспериментальная работа, в которой участвовали студенты различных педагогических учебных заведений, явилось одним из средств доказательства положений о том, что разработанная система методов, представляющая собой совокупность традиционных и инновационных (эвристических) методов в преподавании графических дисциплин является необходимой и достаточной для формирования творческого отношения учителей черчения к методической подготовке на этапе обучения в педагогическом вузе. Как показали результаты опытно-экспериментальной работы, разработанная система методов ведет к переносу приобретенных методических умений в учебный процесс различных учебных заведений. Изучение более отдаленных результатов формирующего эксперимента позволило выявить устойчивость творческого отношения у 79 % выпускников преподающих графических дисциплины.

9. Эффективность системы методов использованной с целью формирования творческого отношения к графической деятельности студентов ХГФ педвуза, определяется их взаимодополнительностью, сочетанием индивидуальных и коллективных форм организации занятий на протяжении всего периода обучения, начиная с начертательной геометрии на первом курсе и завершая защитой дипломной работы по методике преподавания черчения.

В ходе выполнения диссертационного исследования цель, сформулированная в его начале, была достигнута, задачи в основном решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Не претендуя на полноту освещения избранной нами проблемы исследования, считаем целесообразной в перспективе разработку ряда ее вопросов. Так в дальнейшем работа по комплексному изучению процесса формирования творческого отношения учителя черчения к методической подготовке представляются актуальной. Для этого t необходимы специальные исследование по выявлению зависимости темпов и прочности сформированности такого отношения от психофизиологических индивидуальных качеств личности будущего учителя.

Содержание диссертации отражено в 60 публикациях, основными из которых являются следующее:

Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Исламов, Озод Азимович, Москва

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка системе учителя вIвысшего педагогического образования. 2. Изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990.-141 с.

2. Абдуллина О.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1989.- 175 с.

3. Абросимова Г.В. Формирование творческих педагогических умений у студентов младших курсов педвуза. Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, -1990- 192 с.

4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.

5. Александров А.Д. Выпуклые многогранники. М. - Г.: Гос. издат, 1950.-429 с.

6. Александров А.Д. Что такое многогранник? Математика в школе-1981.-№1.-с.8-16. №2.-с. 19-26.

7. Алексишина И.Ю. Решение педагогических задач как средство формирования умственной самостоятельности студентов педвузов. Дисс. канд. пед. наук. Л., 1983. - 215 с.

8. Альтшуллер Г.С. Поиск новых идей: от озарения до технологии: Теория и практика решения изобретательских задач. Кишинев: -Карта молдовеняска, 1989. - 380 с.

9. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио.- 1979.

10. Альтшуллер С.Г., Вертикин И.М. Как стать гением. Минск: Беларусь.-1994.

11. Аль-Фахури. Из истории арабской литературы. Т. 1.-М.: 1959. С. 28.

12. Амирова С.С. и д. Самоорганизация личности в процессе обучения // Педагогика, 1993. № 5. - с. 49-52.13,14.