автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимосвязь отечественной и зарубежной литературы в системе нравственно-эстетического воспитания школьников
- Автор научной работы
- Нартов, Ким Миронович
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Нартов, Ким Миронович, 1984 год
Введение
Глава I. Диалектическое единство отечественной и зарубежной классики - основа целостного воспитательного воздействия художественной литературы на учащихся
§ I. Закономерность диалектического единства миро-', вого литературного процесса.Г.
§ 2. Единство развития этического и эстетического I начал во всемирной литературе.
§ 3. Национальная самобытность в структуре мирово- | го литературного процесса.
§ 4. Взаимосвязи в мировой социалистической литературе
§ 5. Типы литературных взаимосвязей.
§ 6. Возможности взаимосвязанного изучения произведений отечественной и зарубежной литературы в системе ^ нравственно-эстетического воспитания учащихся.
Глава П. Взаимосвязь преподавания отечественной и зарубежной литературы в истории русской дореволюционной и советской школы.
§ I. Связь отечественной и зарубежной классики в дореволюционных программах и пособиях.
§ 2. Связь отечественной и зарубежной классики в программах и учебниках советской школы .III
§ 3. Критерии включения в программу произведений иностранной литературы.
Глава Ш. Восприятие учащимися иностранной классики и целостное постижение шли школьного курса литературы. стр,
§ I. Сложности восприятия иностранной литературы /его объективность и личностность, активный и пассивный характер/. Направленность, интенсивность и содержательность восприятия, его психологические типы.Г
§ 2. Нравственные аспекты восприятия иностранной литературы, мотивы обращения к зарубежной классике
§ 3. Стихийное восприятие учащимися сопоставляемых явлений отечественной и зарубежной литературы.
Глава IУ. Изучение межлитературных отношений в системе нравственно-эстетического воспитания учащихся
Раздел I. Методические принципы интерпретации межлитературных отношении.
§ I. Постановка проблемы, "духовно-практическое" и научно-теоретическое начало в анализе.
§ 2. Характеристика содержательного и сопостави тельного методов в анализе
§ 3. Генетические связи литературных явлений в отечественной и зарубежной литературах. Жизнь литературных явлений во времени
§ 4. Содержательный метод /взаимодействие социально-генетического и общественно-функционального подходов/.
§ 5. Содержательный метод /эстетический подход, единство подходов/
§ 6. Сопоставительный метод /некоторые свойства/. . 247 Раздел П. Типологические схождения в школьном курсе
§ I. Постановка проблемы.
§ 2. Критический реализм в России и Западной Европе
Раздел Ш. Межлитературные контактные связи в школьном курсе.
§ I. Постановка проблемы.
§ 2. Пушкин и Гете. Пушкин и Байрон.
Раздел 1У. Реализация воспитательных возможностей взаимосвязанного изучения явлений отечественной и зарубежной литературы при анализе программных произведений.
§ I. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы.
§ 2. Возможности сопоставления отечественной и зарубежной классики на основе действующей программы 5-7 классов /В.Г. Короленко, В.П. Катаев - В. Гюго, М.В. Исаковский - П. Неруда, Б.Н. Полевой - Э.Л. Войнич, М. Сервантес - Н.В. Гоголь, М. Горький - Ч. Диккенс и др./.
§ 3. Возможности сопоставления отечественной и зарубежной литературы на основе действующей программы 8-го класса /"Слово о полку Игореве" - "Песнь о Роланде", A.C. Грибоедов - Ж.Б. Мольер, В.Г. Белинский о мировой литературе и др./.
§ 4. Возможности сопоставительного анализа в 9-м классе /Н.В. Гоголь и 0. Бальзак, Ф.М. Достоевский и
Т. Драйзер, А.П. Чехов и Г. Мопассан и др./.
§ 5. Взаимосвязи литератур в программе 10-го класса. Роман М. Горького "Мать" и судьбы пролетариата в мировой литературе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Взаимосвязь отечественной и зарубежной литературы в системе нравственно-эстетического воспитания школьников"
Наша партия всегда отдавала должное художественной литературе как выражению эстетических потребностей народа и важнейшему средству идейно-нравственного воспитания советских людей. В Программе КПСС указано, что литература должна "служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания" /5, с.131/.
Коммунистическая партия рассматривает советское искусство в целом Йак органический синтез художественного новаторства и развития прогрессивных традиций прошлого, утверждает идейно-эстетическое родство нашего искусства, в том числе и литературы, с лучшими достижениями культуры всех времен и народов: "В искусстве социалистического реализма, основанном на принципах народности и партийности, смелое новаторство в художественном изображении жизни сочетается с использованием и развитием всех прогрессивных традиций мировой культуры" /5, с,31/»
Приобщение учащихся общеобразовательной школы к художественной литературе основано на изучении ими сиа-тематического курса литературы отечественной и знакомстве с лучшими образцами зарубежного искусства слова, доступ к которому был широко открыт для советского человека буквально с первых шагов нового государства трудящихся.
В речи, произнесенной на Пленуме ЦК КПСС /апрель 1984 года/ в связи с разработкой "Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы", товарищ К.У.Черненко заметил: "Сегодня весь учебный процесс должен в гораздо большей мере стать носителем мировоззренческого содержания. Разгружая учебные программы, создавая новые, толковые учебники, нельзя облегчать их идейно, снижать научный уровень преподавания. Призвание школы -формировать у учащихся марксистско-ленинскую убежденность, способность к самостоятельному, творческому мышлению, развивать сознание своей ответственности за судьбы социалистической Родины, И, конечно, црививать стойкий иммунитет к чуждым нам взглядам и нравам/?, с.2/.
Значение великой русской и советской литературы в идейной, нравственно-эстетическом воспитании школьников общеизвестно. Но и в знакомстве с великими именами и "вечными" творениями зарубежной классики учащиеся черпают идеи гуманизма, чувство всечеловеческого братства, умение наслаждаться подлинно художественными созданиями всемирной художественной мысли. Произведения эти всякий раз, хотя и по особому, служат прогрессивному человечеству, когда оно вступает на новые пути социального развития.
Но воспитательная эффективность воздействия художественной литературы, само понимание искусства слова оказываются недостаг точным в связи с рассогласованным изучением отечественной и зарубежной литературы и слабым использованием воспитательных возможностей зарубежной классики.
Проблема взаимодействия литератур только намечена программой, а произведения зарубежной классики в качестве объекта изучения даже не входят в стабильные учебники. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы вообще не исследовались специально, а возможностям зарубежной литературы в школьном курсе посвящены лишь несколько кандидатских диссертаций.В диссертации С.В.Степановой/^., 1973/ рсуществлена удачная попытка представить в виде системы факультативных занятий зарубежную драматургию.Методам изучения английской литературы в специальной школе посвящена диссертация Э.Г.Ка ховой /М.,1975/,Проблема формирования коммунистического мировоззре* старшеклассников в процессе изучения прогрессивной литературы Англии и США трактует в своем диссертационном исследовании Т.А.Якади-на (М., 1978). Все эти работы безусловно способствуют вовлечению воспитательного потенциала прогрессивной зарубежной литературы в актив школьного изучения художественной литературы, но решают они частные, конкретные вопросы«
Обострение идеологической борьбы в современном мире, нескончаемые попытки буржуазной пропаганды с помощью так называемой массовой культуры подорвать стройную систему коммунистических идеалов определяет необходимость с помощью произведений отечественной и зарубежной классики упрочить интеллектуальную и эмоциональную ориентацию учащихся на лучшее в сокровищнице мировой культуры.
Многообразные отношения отечественной и зарубежной классики в реальном литературном процессе и его исторри являются важнейшим источником литературно-художественного образования и нравственно-эстетического воспитания школьников, однако процесс преподавания литературы в школе не располагает теорией и методикой изучения отечественной и зарубежной литературы во взаимной связи.
Таким образом,
- необходимость дальнейшего уточненйя содержания литературного образования и способов его использования в системе нравственно-эстетического воспитания учащихся,
- возросшие требования к научному уровню образования и воспитания в школе общества зрелого социализма и необходимость привести логику преподавания литературы в школе в соответствие в логикой науки о литературе,
- отсутствие исследований соответствующего направления и неиспользуемые возможности важнейшего' средства интенсификации нравственно-эстетического воздействия художественной литературы на школьников определяют актуальность и научную значимость исследования*
Цель исследования: разработать теоретические основы взаимосвязи отечественной и зарубежной литературы в учебно-воспитательном процессе и методические принципы интерпретации литературных отношений в школьном курсе.
В соответствий с научно-теоретическим: и конструктивно-прикладным характером исследования и его целью определяются и его задачи:
- систематизировать применительно к школьному изучению литературы положения марксистского литературоведения о диалектическом единстве национальных литератур мира,
- выявить элементы взаимосвязи отечественной и зарубежной классики в истории преподавания литературы в дореволюционной и со-ветскей средней школе,
- проанализировать особенности восприятия учащимися иностранной классики в рамках целостного постижения ими курса литературы,
- выявить воспитательные возможности зарубежной литературы е школе как необходимое условие взаимосвязи отечественной и зарубежной классики в учебно-воспитательном процессе,
- теоретически обосновать необходимость и возможность изучения в школе классических произведений отечественной и зарубежной литературы во взаимодействии, отражающем общие закономерности мирового литературного процесса,
- показать содержательные возможности анализа межлитературных типологических схождений и контактных связей в школьном курсе, как отражение диалектического единства духовной культуры человечества,
- разработать методические принципы интерпретации межлитературных отношений в школьном курсе,
-дать типовые образцы содержательного и сопоставительного анализа произведений отечественной и зарубежной литературы. ?
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в педагогическую науку вводится системный, целостный подход к изучению мирового литературного процесса, разработаны творческие основы для изучения отечественной и зарубежной литературы в их взаимосвязи; впервые определена и система методических принципов сопоставительного анализа произведений отечественной и зарубежной литературы. Это значительно обогащает представления о путях воспитывающего обучения в средней школе.
Практическая значимость исследования состоит предде всего в том, что на основе сформулированных методических принципов анализа изучение каждой монографической и обзорной темы курса может осуществляться с учетом взаимосвязи разнонациональных литературных явлений е мировом литературном процессе. Отсюда открываются и новые возможности формирования общественного идеала учащихся, укрепления и развития их патриотических и интернациональных убеждений. Исследование открывает принципиально новые возможности практического ведения занятий на уроке, вне класса, во время факультативного изучения русской и зарубежной литературы, способствует обогащению содержания и методики работы учителя-словесника.
Теоретическая и прикладная части исследования базируются на методологической основе ученйя научного коммунизма о всеобщей связи явлений в мире, а также о соотношении национального и интернационального в культуре человеческого общества, о социалистическом гуманизме и всестороннем развитии личности.
Исходные методологические позиции мы определяем следующим образом:
I. Взаимосвязь предметов и явлений в материальном мире и в духовной деятельности человека - универсальный закон природы. Взаимосвязь эта не является чем-то застывшим и неизменным."Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу дли историю человечества или нашу собственную духовную деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, изменяется, возникает и исчезает", - замечал Ф.Энгельс (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.20, с.20).
Отсюда формы связей между литнратурами, качество этих связей, их интенсивность, значение для кагедой из национальных литератур в разные периоды истории неодинаковы, но сами связи в той или иной степени имеют место.
2. Единство духовной деятельности человечества и интернационального характера пролетарской культуры утверждается научным коммунизмом как незыблемый закон исторического развития (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.4, С.ЧЯ2; В.И.Ленин, ПСС, т.26, с.ПО).
Следовательно, целостность и полнота литературного образования в школе требуют рассмотрения отечественных и инонациональных литератур е единой:?:системе, в рамках единого мирового литературного процесса, в свете общеисторических закономерностей его развития. Б противном случае не только смысловое и художественное богатство зарубешюй литературной классики, но и общечеловечеекое значение русской классической литературы, огромное воздействие советской литературы на современный литературный процесс в мире, феномен советской многонациональной литературы как единого целого останутся непонятыми.
3. Проблема национального своеобразия и национальной самобытности литературы каждого народа остается безусловно актуальной как при изучении отечественной классики, так и в процессе знакомства с выдающимися произведениями иностранных авторов. Чрезвычайно важно в этом свете программное указание В.И.Ленина: "Интернациональная культура не безнациональна" (Б.И.Ленин, ПСС, т.24, с.10).
4. Процесс взаимодействия национальных культур (а следовательно, и литератур) мы понимаем как естественное и необходимое звено их исторического развития. Маркс утвервдал, что "всякая нация может и должна учиться у других" (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч.т.23, с.10). В.И.Ленин, характеризуя движение России второй половины XIX века к революции, указывал на необычайное богатство ее интернациональных связей (В.И.Ленин, ПСС, т.41, с.8).
Международный опыт революционной литературы в современном мире ассоциируется прежде всего с достижениями писателей стран социалистического содружества, с успехами литературы социалистического реализма. Единство развития литератур стран социализма в области основных идеологических и эстетических позиций является разительным примером успешного взаимодействия литератур в мировом масштабе.
5. Отбор произведений иностранной литературы для школьного изучения должен базироваться на ленинском понимании интернациональной культуры трудящихся, отсекающем все реакционное, псевдореволкь ционное и политически "нейтральное1'в искусстве и литературе (В.И.Ленин, ПСС, т.23, с.318).
6. Воспитательное значение зарубежной литературы в общеобразовательной школе определяется синтетическим характером социалистической культуры, на который со всей определенностью указал В.И.Ленин: "Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскою культуру - без тааого понимания нам этой задачи не разрешить" (В.И.Ленин, 4, т.41, с.301).
Процесс преподавания отечественной и зарубежной литературы в школе должен быть таким, чтобы учащиеся чувствовали себя полноправными наследниками всей мировой литературной классики.
Методологические основы исследования определяют масштабный педагогический подход к проблеме взаимосвязи отечественной и зарубежной литературы, который должен учитывать и достижения советской педагогики в области теории воспитания, и разрабатываемую социалистическим литературоведением концепцию единого мирового литературного процесса и фундаментальные положения современной методики преподавания литературы в общеобразовательной школе.
В исследовании мы опирались на теорию воспитания всесторонне^ и гармонически развитой личности в условиях школы зрелого социалис^ тического общества, разработанную советскими педагогами и психологами (Ю.К.Бабанский, А.А.Бодалев, О.С.Богданова, Н.И.Болдырев, М.И.Кондаков, Б.Т.Лихачев, И.С.Марьенко, Э.И.Моносзон, Л.И.Новикова, Г.Н.Филонов, Б.Е.Ширвиндт). Мы учитывали достижения виднейших советских дидактов и методистов (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.М.Скат-кин, Г.И.Беленьйий, Т.Г.Браже, М.Г.Качурин, Е.В.Квятковский, Н.И.Кудряшов, Т.Ф.Курдюмова, А.Р.Мазуркевич, В.Г.Мараниман, Н.Д. Модавская). Мы опирались на исследования советских литературове- I дов, обращавшихся к проблемам взаимодействия национальных литера-) тур (М.П.Алексеев, В.М.Жирмунский, Н.И.Конрад, В.И.Кулешов, И.Г.Неупокоева, С.В.Тураев).
При всем том следует заметить, что сама проблема взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе никогда не рассматривалась на уровне монографического или диссертационного исследования . Исследуя взаимосвязь отечественной и зарубежной "" , литературы в системе нравственно-эстетического воспитания школьников, мы исходили из установившегося в нашей дедагогдке представления о системе нравственного и эстетического воспитания учащихся л\ сосредоточиили внимание именно на взаимосвязях литератур в этой | системе.
Следует также заметить, что мы согласны с группой тех наших ; ученых-педагогов, которые практически отождествляют понятие "система воспитания" с понятием "комплексный подход к воспитанию" (Н.И.Болдырев, 1974; Г.Л.Смирнов, 1976; Э.И.Моносзон, 1977; Ю.И.Сокольников, 1977; Г.Н.Филонов, 1977; В.С.Челышев, 1977; Ю.К.Бабанский, Победоносцев, 1980). Таким образом, осуществление взаимосвязи литератур в учебно-воспитательном процессе оказывается существенным компонентом комплексного подхода к литературно- . 1 художественному образованию и нравственно-эстетическому воспита-] ншю школьников.
Отсюда ебъектная сфера исследования - содержание школьного курса литературы, методики его изучения и функционирование этого курса в системе коммунистического воспитания учащихся.
Предмет исследования; теоретические основы и методические принципы взаимосвязи отечественной и зарубежной классики в учебно-воспитательном процессе.
Проблема исследования. Основанием для исследования послужили существующая в течение длительного времени проблемная .ситуация: полная рассогласованность изучения отечественной и зарубежной литературы; поэтому решением проблемы исследования стала попытка заполнить тот педагогический вакуум, которыми возник между существующей и желаемой, более результативной системой изучения мирового литературного процессе в общеобразовательной школе.
В качестве гипотезы исследования мы полагаем, что процесс изучения литературы е общеобразовательной школе обогатится в содержательном и методическом смысле, будет приведен в большее соответствие с современной наукой о литературе и окажет на учащихся более значительное нравственное и эстетическое воздействие, если отечественная и зарубежная литературы будут изучаться во взаимосвязи на основе выявления в них типологических схождений и контактных связей и при сочетании содержательного и сопоставительного методов анализа литературных явлений.
В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования на защиту выносятся следующие положения:
I. Произведения отечественной и зарубежной классики, изучаемые в общеобразовательной школе, должны рассматриваться как элементы единого, делостного курса всемирной литературы»Б этом случае авангардная роль русской классической и советской литературы в мировом литературном процессе будет не декларативным, а доказательным утверждением и образцы иностранной классики перестанут выглядеть случайными вкраплениями в историю литературы. Такой подход открывает гораздо более широкие возможности для использования нравственно-эстетического потенциала как родной, так и иностранной литературы, нежели "раздельное" представление о двух "независимых" литературах - отечественной и зарубежной, бытующее в школьной практике.
П. Произведения отечественной и зарубежной классики должны изучаться во взаимной связи.Эта взаимосвязь является методическим снособом освоения мирового литературного процесса, отражающим объективно существующий процесс взаимодействия нац иональных литератур.
Ш. Взаимосвязь отечественной и зарубежной классики в учебно-воспитательном процессе может быть реально осуществлена на основе теоретических принципов изучения литературы, определяемых нами как
1. Принцип выявления единства нравственно-эстетического потенциала отечественной и зарубежной классиаеской литературы.
2. Принцип осмысления национальной самобытности литературного явления.
3. Принцип выявления типологических схождений в отечественной и зарубежной литературах и особенностей их конкретного воплощения.
4. Принцип выявления контактных связей между отечественной и зарубежной литературами и конкретных результатов этих связей.
5. Принщп ориентации на специфические особенности восприятия учащимися произведений зарубежной и отечественной классики.
IV. Методическое решение проблемы взаимосвязанного изучения литератур в учебно-воспитательном процессе должно базироваться на использовании в анализе сочетания содержательного и сопоставительного методов интерпретации текстов отечественной и зарубежной литературы.
Социально-генетический, общественно-функциональный и собственно-эстетический принципы содержательного метода должны составлять как бы необходимое условие для обязательного обращения к принципам соотнесения, взаимного дополнения и установления связей сопоставительного метода анализа,
V. Представляется, что выдвигаемые теоретические принципы и разработанные методические способы их реализации отображают и подкрепляют важнейшие положения современной дидактики: I) коммунистическое воспитание в процессе обучения, 2) научность обучения и его доступность, 3) системность обучения.
Научное обоснование и практическое воплощение выносимых на защиту положений должно закрепить новое направление в методике преподавания литературы в общеобразовательной школе.
Этапы исследования и его апробация
На первом этапе (1951-1965) в процессе семилетней учительской практики, наблюдения за процессом изучения литературы в средней школе и редакторской работы в Учпедгизе выявлялись особенности изучения отечественной и зарубежной классики и возможности установления взаимных связей между русской и иностранной литературой б учебно-воспитательном процессе.
На втором этапе (IS6I-I976) в процессе работы в педагогическом издательстве и НИИ ОПВ АПН СССР выявлялись современные требования теории воспитания и методики преподавания литературы к изучению мирового литературного процесса, определялся спектр воспитательных возможностей зарубежной литературы в школе.
На третьем этапе (I970-1980) разрабатывались теоретические основы и методические принципы изучения во взаимной связии отечественной и зарубежной классики, создавались пособия для учителей-словесников, активно вводядие зарубежную классику в общую систему изучения литературы в школе ("Зарубежная литература в восьмом классе", М., "Просвещение", 1973, 15 л.; "Зарубежная литература в школе", М., "Просвещение", 1976), работы о взаимодействии литератур, адресованные учителю (список в автореферате диссертации), велась выборочная обработка материалов исследования художественных интересов школьников, осуществленного сотрудниками НИИ художественного воспитания АПН СССР (¿-изучению подверглись 32.500 учащихся 108 школ страны, анкетным методом обследовано 8.577 родителей и 3,114 учителей).
На четвертом этапе (I976-1983) велась теоретическая и практическая проверка выносимых на защиту положений. Опытно-экспериментальная работа проходила в школах ЖЕ46, 516, 600 и 611 г.Москвы, среди выпускников 19 московских и подмосковных школ, обучавшихся на подготовительных курсах MAPI и ШСИ, в 7 школах Курганской области и 4-х школах Хабаровского края. Продолжилось руководство работой учителей-экспериментаторов Т.А.Гречихи (г.Смоленск) и Л.С.Козленко (Якутская АССР). В этот период читались лекции по проблемам исследования учителям-словесникам гг.Москвы, Воронежа, Мурманской, Новгородской, Воронежской, Томской, Смоленской областей, Хабаровского и Приморского краев, Татарской, Якутской и Коми АССЕ, на курсах
ИУУ б гг.Томске и Брежневе, студентам-филологам Владивостокского университета и Уссурийского педагогического института.
Был подготовлен специальный курс "Проблемы школьного изучения зарубежной литературы во взаимосвязи с отечественной^32 часа) и прочитан студентам Комсомольского-на-Амуре педагогического института (1981). В настоящее время пособие по спецкурсу апробируется в Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре педагогических институтах.
Проблемы исследования обсуждались на шести Всесоюзных и Всероссийских конференциях по нравственно-эстетическому воспитанию и литературно-художественному образованию школьников.
Общая характеристика опытно-экспериментальной работы дана в первом параграфе заключительного раздела диссертации.
Таким образом, третий и четвертый этапы работы частично совпадают с ее апробацией, которая включала в себя также соответствующие обсуждения концепции и результатов исследования на заседаниях секторов литературы НИИ художественного воспитания АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, НИИ школ МП РСФСР.
Методика исследования определилась установившимися в советской педагогической науке методами изучения процесса воспитывающего обучения, как теоретическими, так и экспериментально-эмпирическими. Представление о реальном развитии историко-литературного процесса соотносилось с методами его изучения в общеобразовательной школе, выявлялись качественные несоответствия или неоправданные логические пропуски, моделировался оптимальный вариант выявления и использования межлитературных отношений в школьном курсе.
Наблюдение над существующей практикой изучения произведений отечественной и зарубежной литературы, анализ и обобщение соответствующей школьной документации, опытная проверка выдвигаемых положений, сочетались с использованием постулатов и конкретных данных теории воспитания, психологии, литературоведения и соответствующих методов этих наук.
Структура диссертация отражает существо рассматриваемой проблемы и ход исследования:
Введение.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
В итоге исследования определяются некоторые выводы:
1. Художественная литература в школе становится гораздо более действенным средством коммунистического воспитания уча щихся, в том ^шсле их нравственно-эстетического развития, ко гда она изучается целостно, системно, во взаимосвязи отечест венной и зарубежной классики. Использование в учебно-воспита тельном процессе реально существующих межлитературных связей и соответствий значительно усиливает воспитательное воздейст вие литературы как предмета школьного обучения.Очевидна необходимость упрочения нового направления в методике преподавания литературы, рассматривающего теорию и практику ее школьного изучения с точки зрения диалектического единства мирового литературного процесса.2. Теоретические основы изучения отечественной и зару -
бежной литературы во взатшой связи должны включать в себя принципы: а) выявления единства нравственно-эстетического по тенциала прогрессивной всемирной литературы, б) осмысления национальной саьюбытности литературного явления, в) выявления типологических схождений в отечественной и зарубе}шой литера туре, г) выявлеьшя контактных связей между отечественной и зарубежной классикой, д) ориентацхш на специфические особен -
ности восприятия учащимися произведений отечественной и зару бе>шой литературы.3. Национальная самобытность является a6cojnoTHOH реально стью в структуре мирового литературного процесса. Отсюда и в школе изучение значимых явлений отечественной и зарубежной классики долншо осуществляться в сочетании а) характеристики литературного явления как элемента общественного сознания оп ределенной социальной группы в историческую эпоху развития конкретной страны и б) соотнесения литературного явления с движением всего лшрового литературного процесса.4. В связи с изучением советской литературы и современной зарубохной литературы необходимо показать учащимся, что сего -
дня все более значительным фактором мездународного литератур -
него развития становится всеглирная социалистическая литерату -
ра. Следует использовать любую возможность, чтобы продемонст -
рировать школьникам едршство социалистических литератур, осно ванное на их историческом оптжшзме, социалистическом гуманиз ме как критерии отношений человека и действительности, на со -
циалистическом интернационализме, утверждающем также и патрио тическое начало.5. Обращение к проблемам взаимосвязи литератур всегда оз начает создание проблемной ситуацир!, возникновение пробле?лной познавательной задачи, связанной для учащегося с необходшло -
стью ориентироваться в разных художественных системах, сопо.ставлять различные социально-исторические процессы, сравнивать художественные образы, одновременно сходные и вза^шоотличю^е.В связи с решением такого рода задач можно говорить (в соответствии с классисрикацией И.Я. Лернера) о самостоятелы переносе учащшлися знанш! и ухлений в новую ситуацию, "о"-^^" новых проблем в знакокшх условиях, о лучшем понимании ц кагли структуры объекта (литературного процесса в целог/ утлении видеть возможность альтернативного решения.6. Восприятие учащимися произведений зарубежной .ры имеет свои значимые особенности относительно Bocnpi тературы отечественной, но в целом отвечает общим зак' CT5IM художественного восприятия. Отсюда и решение проблемы взаимосвязи отечественной и зарубейшой литературы в учебно -
воспитательном процессе основывается на принципиальной общ -
ности их восприятия, но дожшо учитывать и особенности наци ональной культуры, отразившиеся в самой природе отечествен -
ного или зарубежного явления литературы.7. Уже са1»юстоятельное, без предварительной подготовки и указаний учителя сопоставление учащимися известных им явле ний разных литератур указывает на большую перспективность ме тода и необходимость широко использовать его в процессе обу -
чения литературе. Любое сопоставление учащимися разнонацио - j нальных литературных явлений улучшает поншлание кавдого из них как элемента общественного сознания и произведения искус ства слова.8. Контактные связи и типологические схождения в отече -
ственнои и зарубежной литературе, являясь ва}шейшей приметой единства глирового литературного Гфоцесса, дожшы слухшть важ HeifflBM средством убеадения учащихся в единстве всего матери -
ального и духовного развития человечества.9. БзашлосБЯЗь отечественной и зарубежной литературы в школьном курсе долша прежде всего квалифицироваться с пози -
ции метода осуществления ме}1шитературных отношений (генетиче ское сродство, литературная трансплантация, контактная связь и типологическое схождение) и шшь затем можно рассмотреть качественный и содержательный характер связей. Такая последо вательность помогает увидеть конкретное литературное явление в свете глобального литературного процесса.Методические основы изучения в художественном единстве произведений отечественной и зарубежной литературы должны ба зироваться на использовашш в анализе содержательного и сопоставительного методов интерпретащш ооответствущих текстов в их последовательности и совокупности. Содержательный и со поставительный методы анализа дол;кны охватывать системой своих принципов весь курс обучения литературе в общеобразо -
нательной школе.10. Работа учащихся по сопоставлению разнонациональных литературных явлений дол}кна проходить с учетом вида сложности предлагаемого материала (в нашей классификации от "I" до "4") и иметь целью сформировать навыки сопоставления материала всех видов слоаности.Конкретные задачи и возможности работы в школе по сравни тельноглу изучению разнонациональных литературных явлений опре деляются владением учащимися определешшм"уровнем осмысления проблемы" и их двкхением от нулевого ко второму-третьему уров ням,
11. Материалы исследования дают теорет^шо-методические основания для принципиального совершенствования процесса обу -
чения литературе в общеобразовательной школе, а во глногих слу чаях и конкретный материал модификации пособий для учителей словесников и учебной литературы для школьников.12. Теоретические и практические рекомендации исследова -
ния базируются на фундшлентальных положениях научного коммуни зма и применительно к средней школе интерпретируют достижения современной советской науки о литературе.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Нартов, Ким Миронович, Москва
1. Взаимосвязь разнонациональных литературных явлений, входящих в программу общеобразовательной школы (Пушкин Андерсен, Пушкин - Байрон, Лермонтов - Байрон, Гоголь - Бальзак, Сервантес -Гоголь и др.).
2. Отбор идейно=насыщенных, художественно совершенных и стетически актуальных произведений;
3. Воспитание потребности в искусстве, художественном отобразили жизни;
4. Анализ идейно=художественной значимости произведения как зловие адекватности восприятия его;
5. Использование при изучении литературного произведения иных вдов искусства;
6. Осознание и характеристика единства мирового : литературного процесса.
7. Содержание международных литературных связей. Тематические, идейные, образные, стилевые мотивы, мотивы чувств как предмет межлитературных связей.
8. Определение идейно-эстетической значимости произведения.
9. Определение его педагогической актуальности.
10. Выявление историко-литературной типичности произведения.
11. Ввявление эстетической полноценности художественного перевода произведений на русский язык.
12. Выявление смысловой и художественной соотнесенности произведения с курсом русской литературы.
13. Выявление возможности полноценного художественного восприятия учащимися отобранного для программы произведения.
14. Дюма (2. "Три мушкетера", 6. - "Королева Марго", 18. - "Двадцать лет спустя", 20. - "Граф Монте-Кристо").2. Войнич (4. "Овод").
15. У.Коллинз (13. "Лунный камень", 24. "Женщина в бе -лом").
16. Гюго (16. "Собор Парижской богоматери", 17. - "Отверженные").5. Шекспир (23. Гамлет").
17. Стендаль (25. "Красное и черное").
18. Джованьоли (31. "Спартак").
19. Джек Лондон (33. "Мартин Идея", 37. "Белый клык").
20. Майн-Рид (34. "Всадник без головы").
21. Стивенсон (44. "Остров сокровищ").
22. Субъективный, характеризующийся "живым переживанием различного рода эмоций" (Якобсон).
23. Объективный, связанный с некоторой отстраненностью, приматом в восприятии (и его итоге) оценочных суждений.
24. Ассоциативный, когда воспринимаемые произведения искусства становятся импульсом переживаний, более или менее связанных с воспринимаемым объектом.
25. Целостное восприятие событий в эмоциональном ключе. Окраска восприятия обусловлена все возрастающим внутренним напряжением рассказа и его неожиданным финалом (например: "Очень смешной рассказ, который кончается очень трагично" ).
26. Дюма, Марк Твен I. Бальзак
27. Шекспир, Войнич, 2. Шекспир, Драйзер Лондон,Конан Дойль,Майн Рид
28. Хемингуэй, Ж.Берн;. 3. Мопассан Ф.Купер
29. Гюго, Драйзер, Мольер, 4. Гюго, Хемингуэй,Золя, Стендаль, Диккенс Берне, Голсуорси, Роллан
30. Байрон, Сименон 5. Байрон,Марк Твен,Лондон, Гете,Гейне, Шоу,Фучик,Зегерс,Сзлинджер, Экзюпери, Флобер, Дидро, Лопе де Вега
31. Воплощение активно романтического отношения к действительности в поэмах Байрона и Лермонтова.
32. Характер личностной определенности героя Vиндивидуальность, связи с внешним миром и т.п.).
33. Старшеклассники способны самостоятельно подобрать иностранную "пару" из свободного, нерегламентированного массива чтения, соответствующего изучаемому образцу отечественной литературы (и наоборот) по теме, смыслу, сходству главных героев.
34. Соотнесение сходства и отличий в двух близких явлениях разных литератур происходит произвольно, нецеленаправленно.
35. Решающим элементом сопоставления становится прежде всего внешняя похожесть (фабульная, образная) и в меньшей мере специальный стутус и духовная структура героев, смысл отношений героя и общества.
36. В сопоставлении без помощи учителя школьники, как правило, ограничиваются сравнением содержания явлений иностранной и отечественной классики.
37. В тех случаях, когда предлагается сопоставление изученных в школе произведений отечественной, и зарубежной литературы, учащиеся вплотную подходят к пониманию национальной самобытности литературного явления.