автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Игровые формы профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры
- Автор научной работы
- Пожидаев, Сергей Николаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Игровые формы профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры"
(1'! 1 2 Я Ч
.МОСКОВСКИ!! ПЕДАГОГ!! ЧЕСКИ И УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ПОЖИДАЕВ СЕРГЕИ НИКОЛАЕВИЧ
ИГРОВЫЕ ФОРЛШ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортиснои тренировки и оздоровительной физической
культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
.МОСКВА—1992
Работа выполнена на кафедре теоретических основ физического воспитания Московского педагогического университета.
Научный руководитель — заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор Г. С. Туманян.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
Доктор педагогических наук, профессор С. Д. Неверко-вич, кандидат философских наук, старший научный сотрудник В. А. Пономарчук.
Ведущая организация — Московский государственный педагогический университет.
Защита диссертации состоится 22 декабря 1992 г. в 14 часов на заседании специализированного Совета К. 113.11.07 Московского педагогического университета по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. В. Волошиной, 24.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПУ. Автореферат разослан 20 ноября 1992 г.
Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат педагогических наук, доцент
И. Л. Водпнникова
, ОВЦАЯ ХАРАКТЕРЛСТЛСА РАБОТЫ
Актуальность. Требования, предъявляете обществом к народному образованию, обязывают повысить качество подготовки специалистов.
Низкое качество профессиональной подготовки учителей на факультетах физической культуры педагогических институтов обусловлено прежде всего слабой разработанностью этой проблемы, противоречивыми подходами к ее разрешению, различным пониманием деятельности школьного учителя физической культуры, затруднениями в конструировании и применении современных форм и методов обучения.
3 связи с вышеизложенным возникает противоречие, суть которого в том, что, с одной стороны, существующие системы подготовки, формы и методы их реализации не обеспечивают должного уровня качества профессиональной подготовки специалистов, с другой, -современные игровые подходы не могут непосредственно использоваться, так как базируются на различных методологических и теоретических основаниях при отсутствии единой платформы для объединения игровых форм и методов в эффективную систему профессиональной подготовки на факультете физической культуры.
Указанные противоречие и проблема обусловили цель исследования - разработать игровые формы обучения, позволяющие интегрировать знания применительно к профессиональной деятельности учителя физической культуры.
Объектом исследования является система профессиональной подготовки учителей физической культуры.
Предмет исследования - игровые формы обучения на факультете физической культуры педагогических вузов.
Гипотеза исследования заключается в том, что включение в систему обучения интегрирующей междисциплинарной процессуально-
деятельностной систопы с применением игровых форм, существенно повисит качество подготовки студентов к профессии учителя физической культуры.
научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что выянлени структура функционирования игровой фермы обучения профессии (Лл)П). Разработаны ".1ннсвиционная" и "Проектная" модели 11 -.011 для профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.
Теоретически и экспериментально (на материале школьной педагогической практики и предмета "Гимнастика с методикой преподавания") обоснована возможность использования ¡ЬгОЛ в процессу-алыю-даятельностной системе профессиональной подготовки (1|дСЛЛ) при формировании педагогической деятельности учителя физической культуры. Разработана модель деятельности школьного учителя физической культуры, используемая при определении игрового материала в И<КШ. Предложены типы игрового поведения участников ШШ.
Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных методических рекомендаций к применению проектной модели И^Ш "Разработка концепции постановки физического воспитания в школе" и инновационной - "Спортивные соревнования в школе" в системе подготовки учителей физической культуры, формирующих у студентов целостные профессиональные поведенческие комплексы, что приводит к качественному изменению подготовленности специалистов .
Разработки и рекомендации по использованию ЛуШ могут быть применены в целях совершенствования учебного процесса по аналогичным специальностям педагогических вузов, институтов физической культуры, а также при повышении квалификации учителей физической культуры.
Основный положения, выносимые на эу^ту:
1. фоектная и инновационная модели /¡¿Ы, применяемые в процессуально-деятельноетной системе профессиональной подготовки на факультете физической культуры педагогических -узов.
2. Модель деятельности школьного учителя физической культуры, используемая при определении содержания ,1*1)11.
3. Структура функционирования игровой "рамки" позволяющая варьировать интерес участников игр.
4. Эффективность применения ¿1<ЮЛ в системе профессиональной подготовки учителей физической культуры.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, списка использованной литературы и приложений . Материал изложен на <¡13 страницах машинописного текста, включая 33 таблицы и 4 рисунка. Библиографический указатель содержит 140 наименований, в том числе 9 на иностранном языке.
ЗАДАЧА, МИВД Л ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Реализация цели исследования и упорядочение его хода предусматривают решение следующих задач:
1. Выявить разнообразие игр, место и способ применения игрового подхода как в общих системах подготовки специалистов, так и в области физической культуры и спорта.
2. Определить структуру и содержание профессиональной деятельности школьного учителя физической культуры для применения в качестве игрового материала.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность использования игровых форм обучения в системе профессиональной подготовки учителей физической культуры.
Методы исследования: анализ литературных источников; педагогическое наблюдение; метод экспертных оценок; социометрические
метод; метод самооценки, педагогический эксперимент; методы математической статистики; метод анализа и синтеза.
Организация исследования.исследование проводилось в 1987-1У91 гг. и включало ряд последовательных этапов.
На первом этале (I9U7- 1908гг.) выделено основное противоречие, проведен теоретический анализ проблемы, определен объект исследования, поставлена цель, сформирован предмет, выдвинута гипотеза, сформулированы задачи, определены методы исследования. Разработаны теоретическая конструкция и методики проведения ИйОП.
На втором этапе исследования (1988-1989 гг.) на базе факультета физической культуры Ростовского-на-Дону педагогического института проведен констатирующий эксперимент, направленный на отработку методик инновационной и проектной моделей • №£011. На этом этапе осуществлялась коррекция разработанных методик для получения постоянных результатов.
13 течение третьего этапа исследования (1989-1991 гг.) проведены два .формирующих' эксперимента, проанализированы и обобщены полученные данные, оформлены теоретические и практические выводы.
В эксперименте, направленном на выявление эффективности инновационной модели ИФОЛ, принимали участие студенты 3 курса (я = 45) факультета физической культуры Ростовского-на-Дону педагогического института. Группа Б была экспериментальной, В - контрольной. Выбор испытуемых определен с учетом того, что содержание программы 3 курса совпадало с экспериментальным по предмету "Гимнастика с методикой преподавания".
Эксперимент по определению эффективности проектной модели ИФОП проводился со студентами 4 курса (п = 50) того же факультета, где группа А была экспериментальной, а В - контрольной. Основанием для выбора испытуемых послужило то, что студенты 4 курса
обладают большим запасом профессиональных зьаний и хорошо знакомы с деятельностью учителя физической культуры.
Продолжительность первой игры составила 8 часов (4 дня по 2 часа), второй - 22 часа (5 дней по 4 часа, плюс заседание "Круглого стола" с экспертизой).
Небольшая продолжительность игр обусловлена интегрирующим междисциплинарным и моделирующим их характером, направленным на активную мобилизацию и методологизацию профессиональных знаний студентов совместно с освоением ими средств для построения деятельности; спецификой и объемом содержания, осваиваемого в игре; темой и предметом исследования, предполагающих акцентирование внимания на разработке и совершенствовании различных моделей ИФ0П.
Содержание обучения как в экспериментальных, так и в контрольных группах оставалось идентичным, изменялась только форма обучения. До и посла экспериментов проводились измерительные процедуры для выявления исходного и итогового уровней подготовленности испытуемых.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБШДЕНИЕ
Игра как феномен культуры рассматривается в историческим и генетическом ракурсах,в виде средства трансляции культуры и закрепления социокультурных норм. Игровой подход в обучении и подготовке специалистов реализуется через дидактические игры (В.П.Бес-палько, Н.В.Борисова, Е.Г.Горбачев, В.Ф.Комаров, В.В.Коадрашкин, . И.С.Ладенко, О.Б.Малков, Ю.Г.Татур, Г.С.ТУмаяян, Г.И.Хозяинов, В.Б.Христенко, Е.А.Хруцкий и др.), методы обучения в рамках широко понимаемой проблематизации (Г.И.Андросов, Е.Д.Белова, В.В.Березняк, А.А.Вербицкий, Я.Р.Вилькин, К.Ю.Задворнов, И.Я.Зявюн,
А.Д.Ибрагимов, В.И.Каган, А.К.Москатова, Г.А.Мирошниченко, А.И. Цихеев, Б.А.Подливаев, Е.Б.Сологуб, И.А.Сычеников, Н.Н .Чаплинский, и другие), игровые формы обучения (В.В.Даввдов, В.С.Дудчен-ко, С.М.Зверев, Н.В.Киршева, С.Д.Неверкович, А.А.ТУжов, П.П.Щед-ровицкий, Н.Г Дедровицкий и др.).
Лроектная и инновационная модели И^ОП. применяемые в процессуально-деятельностной системе профессиональной подготовки на факультете физической культуры педагогических вузов
Противоречивые варианты конструкций игровой формы обучения в виде организационно-деятельностных, организационно-имитационных, оргшшэшдионно-обучаюцих и других аналогичных игр, заставляет нас рассматривать игровую форму для применения в системе профессиональной подготовки учителей физической культуры с сис-темно-деятельностных позиций. В этом подходе деятельность понимается как полиструктура, объединяются разнонаправленные процессы, протекающие в разном темпе и в разное время, где компоненты разного типа и их процессы связаны в единство системы целостной деятельностью (Г.П.ЦедровицкиЧ). В основами системы лежат процессы функционирования, развития или их единства, задающие целостность объекту (Г'.П.Цедровицкий).
Основным материалом для синтеза игровой формы обучения профессии служат представления об игре как сложном комплексе, расположенных друг над другом мыследеятельностей: производственной, обыгрываемой, собственно игровой со связями между ними типа отражения (И.Г.Цедровицкий), а также об игровой деятельности в виде проектной модели организации игровых процессов, состоящей из тематического анализа, с расположенным над ним процессом обучения,
поверх которого проходит процесс организации (С.Д.ИейефКович).
В результате ИФОП, по нашему мнению, представлй'е^ собой процесс функционирования этой формы в виде организаций и управления посредством игрового процесса с помощью обучения» Указанною процессы в специфичных средствах отражают профессйс-Ийльную деятельность учителя <|мзической культуры. Отношения межЙУ процессами организации и управления и игры, игры и обучена характеризуются типом связи "процесс-механизм". (Рис.1).
__V
Процесс функционирования ИФОП
Процесс организации \ и управления /
ü¿-
Игровой \ Процессы профессиональной процесс ^—деятельности
Ж
Дроцесс обучения
ИФОП /ОрУ Иг Об/ б
Рис.1. Схема функционирования игровой форлй оСучшйя профессии (ШИШ):
а - графическая модель; б сешотическая модель'; ОрУ - процесс организации й управления; Иг - процесс игры; Об -процесй обучения§ ПДе - прйцеССЫ профессиональной деятельности;
- связь функционирования ínfta "процесс-механизм"; • - связь' функционирования tona взаимодействие.
В И50Д процесс обучения описывается развивающим обучением, собственно игровой процесс - различными структурами игрового поведения, процесс организации и управления-адаптированными схемам! процессов познания и проектирования, а профессиональная деятель-
ность - моделью деятельности учителя физической культуры.
Использование ИФ011 на факультете физической культуры предполагает создание процессуально-деятельностной системы профессиональной подготовки. Рассматривая подготовку специалистов через конструкции содержания подготовки и структуры передачи (трансляции) системы знаний и видов деятельности (Г.С.^анян), традиционную систему подготовки учителя физической культуры можно обозначить как дисциплинарную. К содержанию ее подготовки относятся учебный план, учебные дисциплины, программы и учебная литература, а к структуре передачи - методы обучения и формы организации занятий.
11а факультете физической культуры содержание дисциплинарной системы состоит из блоков общественно-политических, психолого-педагогических, общеобразовательных, специально-теоретических и спортивно-педагогических дисциплин (возможны и несколько скорректированные блоки). Непосредственная подготовка к профессии осуществляется через системное объединение профилирующих дисциплин и спортивно-педагогических, предметами по выбору и педагогической практики. Показатели подготовленности специалистов - экзаменационные оценки по предметам или их блокам (С.Д.Железняк). Структура передачи этой системы включает лекционные, семинарские, методические и практические эанятиял педпрактики.
Содержательная сторона процессуально-деятельностной системы состоит из модели деятельности учителя физической культуры и дея-тельностных показателей подготовленности - качества выполнения профессиональных обязанностей, проекта концепции постановки физического воспитания в школе и других аналогичных. (Полный комплекс показателей такого типа нуждается в дальнейшей разработке).
Скпозная программа подготовки специалистов посредством ¡.¿011
относится к «труктуре передачи знаний и видов деятельности. В целом ЦЦСПИ ориентирована целевым образом на нормативное освоение студентами деятельности учлтеля физической культуры и предполагает наличие двух "каналов" обучения. В первом "канале" осваиваются простые виды деятельности профессии через инновационную модель ИФОП, во втором - строится сложная деятельность с применением проектной модели ИФОП«
Инновационная модель И50П появляется в результате наполнения ее процесса организации и управления адаптированной схемой познания: проектирование - имитационное моделирование - освоение -анализ (рис.2а). Такая модель получила свое воплощение в методике игры "Спортивные соревнования в школе". Следуя программе игры, студенты под руководством преподавателя строят различные септические модели (схемы) осваиваемого процесса (объекта). На имитационной модели объекта эти схемы обыгрывают, в реальном процессе воспроизводят отработанные модели поведения и действия, затем через диалогическое общение окончательно корректируют свои профес-сиональныеп поведенческие комплексы.
Наполнение процесса организации и управления интерпретированной схемой проектирования приводит к появлению проектной модели ИФОП. Схема включает: анализ сложившейся ситуации - анализ удовлетворяющих ситуацию известных систем - синтез собственных систем. Данная модель получила реализацию в методике игры "Разработка концепции постановки физического воспитания в школе" (Рис .26).
На первом этапе игры на основании программы участники определяют состояние объекта (профессиональной деятельности школьного учителя физической культуры) через вьделение его достоинств и недостатков и создают различные его модели. В следующем этапе
- II -
ИШ /ОрУГ1Н /ПР, ИМ, Ос, Лн/ ^ Иг Об/
а
ИООП /ОрУ11р /АнСит, АнСис, СинСис/Иг Об/
ВДе
б
Рис.2. Семиотические модели игровой формы обучения профессии (ИиОП):
а) инновационная; б) проектная; Ор^- процесс организации и управления, развертываемый по инновационной схеме; ОрУи,, - процесс органиэш^ии и управления, развертываемый по схеме расчлененного проектирования; Иг - игровой процесс; Об - процесс обучения; 1Ще - процессы профессиональнои деятельности; Г1р - проектирование; ИМ - имитационное моделирование; Ос - освоение; Ан - анализ; АнСит - анализ ситуации; АнСис - анализ систем; СинСис -синтез систем; запятая - последовательность этапов во времени;
- связь функционирования типа "процесс-механизм"; -связь Зункционирования типа взаимодействие.
студенты анализируют по тематическим "фокусам" существующие системы объекта, предполагающие ликвидацию тех или иных недостатков. На третьем атапе участники синтезируют собственные системы, удов-летворяххцие их требованигм. В целом в ходе игры происходит объективирование знаний студентов из -различных дисциплин и их системная интеграция в русле профессиональной деятельности учителя физической культуры Сна основании структурной модели объекта).
В результате И<20Л рассматривается как способ освоения действующих норм и нормотворчества, к ней применяется многомерная классификация, выявляющая место использования игры в системе профессиональной подготовки (канал обучения); конструктивные особенности процесса организации и управления 1ШП (инновационная и проектная модели); содержание, осваиваемое в игре (кале целостную деятельность, виды деятельности, так и микропроцессы деятельности учителя физической культуры).
- 12 -
Модель деятельности учителя физической культуры.
используемая при определении содержания ИФОП
Педагогическая деятельность определяется реализацией общих и частных целей через систему средств и различных способов с последующей коррекцией по результату (Ю.П.Азаров); содержательно-идеологическим и функциональным, организационно-управленческим компонентами (Ю.К.Бабанский); целью, объектом, субъектом и средствами, отличающимися своей спецификой (И.А.Зязюн); процессом решения бесчисленного ряда педагогических задач (Н.В.Кузьмина).
Практическая педагогическая деятельность учителя физической культуры, описываемая в работах М.А.Годика, Ю.Д.&елезняка, В.М. Корецкого, В.И.Ляха, В.Ф.Пешкова, Л.Н.Слупского, В.А.Соколова, Л.А.Сущенок, Г.С.Туманяна, А.А.Чунаева, так же послужила нам материалом для синтеза модели деятельности учителя физической культуры, определяющей содержание ИФОП. Такая модель включает процес-суально-деятельностную, "орудийную" и,функциональную части (рис.3)
Модель деятельности учителя физической культуры
Процессуально-деятельностная модель "Орудийная" модель
функциональная модель
Рис.3. Модель деятельности учителя ||изической культуры
Процессуально-деятельностная модель, чисто гипотетически, включает в себя процесс функционирования профессиональной деятеть-ности учителя через процессы двигательного образования, оздоровительный, рекресчционный и спортивной подготовки.
- 13 -
Исходя из целей физического воспитания, учитель физической культуры в соответствии с собственными способностями и представлениями, используя находящиеся в его распоряжении средства физического воспитания' (применяя соответствующую классификацию физических упражнений), определенной последовательностью действий переводит учащихся из одного состояния физической воспитанности в другое, запланированное. Такое описание представляет собой орудийную модель.
Способ перевода учащихся (функциональная модель) строится по оргуправленческой схеме: планирование - учет - организация -анализ - контроль.
Структура Функционирования игровой "рамки" ИФОП. позволяющая варьироватьиинтерес участников игр
При конструировании игр нами использовано понятие игровой "рамки" - структур игрового действия, вынесенных за пределы идеально-типической игры как таковой и образующих идеальные поведенческие комплексы (Ю.А.Левада). В игровой рамке мы ввделили 3 структуры игрового поведения участников: целевая, ролевая и моделирование .
К целевому типу игровой структуры относятся все игровые действия, ориентированные на достижение некоторого конечного состояния успеха, победы над соперником или обстоятельствами (Ю.А.Левада) . В зтом случае за основу понимания игры берется формализованное представление конфликта с вьщелением следующих компонентов: различных заинтересованных сторон, выступающих в виде игроков; возможных действий игроков по достижению своих целей; различных интересов игроков; неопределенности исхода как незнание действий других игроков (Н.Н.Воробьев).
К ролевому типу структуры принадлежат игры, в которых происходит Исполнение и трансформация ролей, использование масок различной природы, реализация некоторого заранее заданного текста (Ю.А.Левада). Роль, ее содержание и сюжет являются компонентами ролевой игровой структуры. Сюжет рассматривается как линия взаимодействия ролей при воспроизведении некоторой области действительности, а содержание роли - действия по ее реализации.
Третий тип структуры, лежали в основе ранее ввделенных, -структура мнимой ситуации. Мнимая ситуация создается через расхождение видимого и смыслового поля. В игре движение в смысловом поле приводит к замещению реальных вещей и действий другими веща-ш и действиями (Л.С.Выготский). Но замещение одних объектов другими составляет сущность моделирования. В результате игра или игровая обстановка могут формироваться через введение моделей созданием мнимой ситуации.
На этсм основании нами ввделено 5 базовых и 5 развернутых типов игрового поведения, используемых в И$0П для управления интересом участников игр (рис.4).
Эффективность применения И&ОП в системе профессиональной
подготовки учителей физической'культуры проверялась эксперимен-
>
тально в сравнении с традиционными формами организации занятий: лекциями, семинарскими и'практическими как в дисциплинарной системе подготовки по показателям экзаменационных оценок по профилирующим и спортивно-педагогическим дисциплинам - "Педагогике", "Теории и методике физического воспитания", "Гимнастики с методикой преподавания", так и рамках ДЦСШ1 с деятельностными показателями подготовленности - качеством исполнения профессиональных ■ обязанностей и выполнения концептуального проекта постановки физического воспитания в школе, а также социометрическим индексом элементарно? групповсЯ сплоченности, онен'.'зятчим состояние групп.
и к
Рис.4. Типы структур функционирования игровой "рамки" ИйШ:
а - первый базовый; б - второй базовый; в - третий базовый; г -четвертый базовый: д - пятый базовый; е - первый развернутый; ж -второй развернутый; з - третий развернутый; и - четвертый развернутый; к - пятый развернутый; 1.Г- с косой штриховкой - процесс моделирования; Р с вертикальной штриховкой - процесс разворачивания ролевой структуры: Д с горизонтальной штриховкой - процесс разворачивания целевой структуры.
Качество выполнения профессиональных обязанностей в ходе неклассификационных соревнований определялось группой экспертов по десятибалльной шкале, предполагающей как выполнение студентами обязанностей на высоком уровне, правильно и эффективно - 10 баллов, так и отсутствие готовности к выполнению профобязанностей - I балл.
Концептуальный проект оценивался группой экспертов по четырем критериям: степени соответствия содержания проекта тенденциям раз-
вития физического воспитания; степени соответствия содержания проекта тенденциям развития образовательных и дидактических сис-теы в шноле; степени соответствия элементов содержания и масштаба их детализации идеи проекта; степени системности организации элементов содержания проекта, их внутренней согласованности и непротиворечивости. Первые два критерия образуют блок соответствия содержания проекта тенденциям развития профессиональной сферы деятельности, два последних - блок, характеризующий конструктивные особенности (специфику) и целостность проектируемого объекта. Оценка производится по десятиталльной шкале, учитывающей полное присутствие критерия в проекте - 10 баллов или полное его отсутствие - I балл.
В учебном процессе время в объеме 20 часов на проведение эксперимента по определению эффективности проектной модели И^ОИ было выделено за счет спецкурса.
Статистический анализ данных итогового тестирования успеваемости студентов экспериментальной и контрольной групп по дисциплинам '"МШЗ" и "Педагогике" (табл.1) выявил отсутствие влияния факторов организационной формы обучения, характера профилирующих дисциплин, а также их взаимодействия на успеваемость на уровне значимости Л = 0,05. Это приводит к выводу о ложности дополнительной гипотезы эксперимента о том, что успеваемость по дисциплинам "ТиМ^В" и "Педагогика" будут достоверно выше у студентов экспериментальной группы под влиянием ИЛИ,чем у контрольной.
Статистический анализ коллективных экспертных оценок качества концептуальных проектов (табл.2) выявил достоверное влияние фактора организационной формы обучения на успеваемость студентов, в рашах ЦцСПП ( I = 0,01>; отсутствие влияния фактора специфики блоков критериев ( = 0,05); отсутствие влияния взаимодействия
Таблица I
Результаты двухфакторного дисперсионного анализа данных итогового тестирования успеваемости студентов по дисциплинам "Ш" и "Педагогика"
Источник вариации { Г? ' ' |р - критерий
Организационная форма 1-1 Ррасч. = 0,148
обучения (фактор А) 0,083 2-1-1 0,083 Г1.44(0 05)=4 Об
Й^ЛТ^Г 0,083 г 0,083 ^.-'о.Ив'
тор 3) ¿-1=1 *1;44(0,05) •
Взаимодействие факто- п /1-1///-1/ о Ррасч. = 0 ров А и В и /2-1//2-1/=1 * * 1.44(0 ОбГ4»06
Внутри ячеек 24,833 !■%-!/ , 0,564 ' '
2 2/12-1/=44
Т - отношение не значимо на уровне ¿ = 0,05
Таблица 2
Результаты двухфакторного дисперсионного анализа коллективных экспертных оценок качества проектов концепции постановки физического воспитания, в школе'
Источник вариации | | "Щ- |р - критерий
Орг шизационная фор- от то 1-1 ЙТ то Ррасч. «=60,312
ма обучения (факторА) 2-1 = 1 ?][.8(0 01)-И,2и
терие^'оценк^проек- 5,603 \ т 5,603 ГраСЧ.=4,16б
та (фактор В) 2-1 = 1 *1;8(0,05)а,°»А"
Взаимодействие фак- п олч /1-1/Р-1/, п оач Ррасч.=0,716 торов А и В °'9°3 /2-1//2-1А1 1*1.8(0,Об)"5'32
Внутри ячеек 10,7о ¡р *»345
Г - отношение значимо на уровне = 0,01 указанных факторов на уровне значимости (/= 0,054 В результате вторая дополнительная гипотеза эксперимента о более высоком каче-■ стве концептуальных проектов постановки физического воспитания в школе у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной. оказалась истинной.
Третья дополнительная гипотеза эксперимента об улучшении структуры взаимоотношений в экспериментальуой группе по сравнению .с контрольной - подтвердилась. При статистическом анализе данных социометрического индекса элементарной групповой сплоченности
(табл.3) выявлено: достоверное влияние фактора организационной формы обучения на исследуемый критерий I ■ 0,01); отсутствие влияния фактора течения времени; сильное влияние взаимодействия указанных факторов ( Л ■ 0,01).
Данные исследования показали, что проектная модель ИФ011, по мнению студентов, предоставляет возможность свободной дискуссии, выдвижения и отстаивания своей точки зрения, конкретизирует информацию о будущей профессиональной деятельности, заставляет думать и активизирует познавательный интерес, что вызывает положительное к ней отношение 3/4 играющих и желание у 5/6 респондентов участвовать в игре подобного рода в будущем. 0 высокой эффективности игры заявили 11/12 участников. Эти данные указывают на истинность четвертой дополнительной гипотезы эксперимента о подтверждении студентами эффективности игры и выявлении высокой приемлемости ими этой формы обучения.
Приходится признать, что основная рабочая гипотеза эксперимента, утверздающая о повышении показателей учебной деятельности студентов в системе профессиональной подготовки и улучшении взаимоотношений в группе, в результате введения проектной модели ИФОа, а таюке хорошей приемлемости этой формы для студентов, лишь частично подтверждается.
Эксперимент по определению.эффективности инновационной модели ИФОй проводился в течение 6 часов и включал как прохождение педпрактики, так и программного материала по предмету "Гимнастика с методикой преподавания".
предположение о том, что под воздействием й£0П успеваемость по дисциплина«.: ''Тии-йБ" и "Гимнастика" будет выше у студентов экспериментальной группы, чем контрольной, не подтвердилось. Статистический анализ итогошх даш;кх успеваемости по указанным дисциплинам (табл.-*) определил с.суюгвие влияния ергфорш обучения
ТаблицаЗ
Результаты двухфакторного дисперсионного анализа предварительна и итоговых данных социометрического индекса элементарной групповой сплоченности
Т
Источник вариации
5£
/45
Г - критерий
Оргониз аци о иная Форма обучения (фактор А)
Течение времени (фс;;тор В)
Шшшодействие факторов А и В
1^4утри ячеек
0,0091 0,0026
0,0373 0,0095
I - I Ррасч. = 11,491
2-1=1 0,0091 Г1;12(0>01)= 9,33
1 - I
г-1.
0,0026 Й*04- "
'к1Ш г/г 0.0373 $^..=47,201 /2-1//2-1/*! » р1;12(0,01)1=9'3-3
2 2/4-1АК
0,000В
£ и - отношения значимы на уровне -¿в 0,01
Таблица 4
Результаты двухфакторного дисперсионного анализа данных итогового тестирования успеваемости студентов по ТШ^В" и "Гимнастике с методикой преподавания"
Г.сточник вариации {
"7Г
N Ь
Р - критерий
Организационная Форма обучения 0,5 (фактор А)
Характер специальных дисциплин 0,125 (фактор В)
I - I 2-1 = 1
1
2
Взаимодействие факторов А и В
Внутри ячеек
0,5 /2
*4.75 ¡"гЙЛ&в
0,50,125
0,5 0,527
{^эасч. «= 0,949
Р
1;20(0,05)=4«2
Ррасч. = 0,237 р1;28(0,05)с:4'2 Ррасч. = 0,949 Г1;2е(0,05)=4«2
Р - оп.сгешс не значимо на уроше X = 0,05
Таблица 5
Результаты однофакторного дисперсионного анализа коллективных экспертных оценок качества выполнения студентами профессиональных -ролевых обязанностей
Источник вариации } | . У/ { ["р - критерий
Меткду граппами Внутри групп
7,023- . ^ - I ' 7,023 2-1 = 1
16,358 2/"6-1/=14
Ррасч. = 6,01 р1;14(0,05)=4»°
Р - отношение значимо на уровне ¿=0,05
( 1. " 0,05), характера дисциплин I I. - 0,05), взаимодействия зтих факторов ( X » 0,05) на успешность обучения.
Статистическая обработка коллективных экспертных оценок (табл.Ь) позволяет подтвердить наше предположение о более высоком качестве выполнения студентами экспериментальной группы действий в рамках профессиональных ролевых структур в ходе неклассификационных соревнований по разделу гимнастики комплексной программы физического воспитания школьников по сравнении с контрольной в результате влияния фактора организационной формы обучения (Х- 0,05).
Инновационная модель ИФ011, по мнении опрашиваемых, развивает мышление, увеличивает объем знаний, твердо закрепляет полученные знания на практике через конкретную профессиональную деятельность. Это позволяет 1/2 части студентов говорить о более высокой эффективности новой формы обучения, вызывает положительное к ней отношение 3/4 респондентов, а все опрашиваемые пожелали участвовать в игре подобного рода в-будущем. Полученные данные позволяют утверждать истинность дополнительной гипотезы эксперимента о подтверждении студентами высокой эффективности и хорошей приемлемости ими
иаш.
В результате основная рабочая гипотеза эксперимента, предполагавшая, что введение инновационной модели ИФ0П в систему подготовки учителей физической культуры вызовет повышение показателей учебной деятельности студентов, а сама игра будет более приемлема для них, лишь частично подтверждается.
Теоретическая интерпретация факта частичного подтверждения основных рабочих гипотез двух экспериментов наталкивает на вывод о параллельных структурах профессиональной подготовки - дисциплинарной и процессуально-делтельносткой. В целом данные исследования позволил? утверздать, чго ПДС'Л!1, ориентированная на нормативное совсем»; деятельности учителя, Формирующая целостные професси-
опальные схемы поведения и комплексы действий, качественно повышает уровень профессиональной подготовки на факультете физической культуры педагогических вузов, тем самым подтверждая истинность основной гипотезы исследования.
ВЫВОДЫ
1. Систему профессиональной подготовки учителей физической культуры в отличие от существующего подхода необходимо рассматривать с системно-деятельностных позиций. Элементами новой интегрирующей ыеадисцигшшарной процессуально-деятельностной системы профессиональной подготовки являются: система ИЛОП; модель деятельности учителя физической культуры; показатели качества подготовленности специалистов.
2. И1Ю11 является средством формирования деятельности учителя физической культуры и ее компонентов и представляет собой поли-счруктуру, объединяющую процессы организации и управления, игры, обучения, профессиональной деятельности. Первые 3 процесса взаимодействуют с четвертым по типу связи отражения, а между собой -
по типу "процесс-механизм". Процесс организации и управления задается адаптированными схемами, искусстно подобранными в целях обучения, прототипов процесса познания и проектирования. Игровой процесс представлен структурами игрового поведения участников, а процесс обучения - развивающим обучением. Процессы профессиональной деятельности описываются моделью деятельности учителя физической культуры.
3. ВДСПП ориентирована целевым образом на нормативное освоение деятельности учителя физической культуры. Эта система подготовки функционирует параллельно с традиционной и предполагает сквозную программу и два канала использования ШЮП. В первом
канале осваивается простые виды деятельности профессии через инновационную модель И<20П, во втором - строится сложная деятельность с применением проектной модели КООП. Инновационная модель появляется в результате наполнения процесса организации и управления И40П адаптированной схемой инновационного процесса: проектирование - имитационное моделирование - освоение - анализ. Наполнение интерпретированной схемой расчлененного проектирования приводит к появлению проектной модели ПЙОП. Схема имеет вид: анализ сложившейся ситуации - анализ удовлетворяющих ситуацию систем -синтез собственных систем.
4. Содержание ИООП включает процессуально-деятельностную, орудийную и функциональную части модели деятельности учителя физической культуры. Первая часть представлена процесса.™ двигательного образования, оздоровления, рекреации и спортивной подготовки; вторая - представлена набором учебных заданий, способствующих переводу состояний учащихся из исходного в запланированное; третья - образует оргуправленческую схему: планирование - учет -организация - анализ - контроль.
5. Моделирование, целевое и ролевое поведение образуют игровую рамку, применяющуюся для управления интересом участников игр. Структура игров<?й рамки образует 5 базовых и 5 развернутых типов игрового поведения. К базовым относятся сочетания 2-3 игровых структур прп внешнем процессе моделирования. Развернутые типы включают более 3 процессов, но обязательно в рамках моделирования.
6. {¡¿ОП классифицируется'по месту использования игры в системе профессиональной подготовки (канал обучения!; конструктивным особенностям процессов организации и управления Л£0П (инновационная :: проектная модели); содержанию, осваиваемого в игре (как целостной деятельности, видам деятельности, так и ммкропроцессам деятельности учителя физической культуры).
- 23 -
7. Экзаменационные оценки малочувствительны к воздействию «¡011. По их показаниям отсутствуют различия в успеваемости экспериментальной и контрольной групп по предметам "ТиМФВ" и "Педагогика" (при проектной модели >¡¿011)11 "Ти'йВ" и "Гимнастика" (при инновационной модели /.¿ОН) на уровне значимости Л. = 0,05.
0. 1!£0Л влияет на показатели ЦцСПЛ, отражайте уровень сфор-миропонности целостных профессиональных поведенческкх схем и комплексов действий, что подтверждается более высоким качеством выполнения проектов концепции постановки (физического воспитания в школе (при проектной модели П£0Ши исполнения профессиональных ролевых обязанностей (при инновационной модели 11СОП) лиц экспериментальной группы по сравнению с контрольной = 0,01 и 0,05). Эффективность КСОЛ подтверждает и социометрический индекс элементарной групповой сплоченности, что, в целом, приводит к положительному отношению и желанию студентов участвовать в играх подобного рода в будущем.
В целом, полученные данные указывают на истинность основной гипотезы диссертационного исследования.
Выводы первый, второй, третий и шестой отражают первое из положений, вынесенное на эап^ту; вывод четвертый проясняет второе положение; вывод пятый - третье. 1!, наконец, выводы седьмой и вось мой характернг/пт четвертое положение диссертации.