Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Самусенкова, Виктория Иосифовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация по педагогике на тему «Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Самусенкова, Виктория Иосифовна, 1995 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава первая. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Спорт и искусство как социальные явления, их взаимоотношение.

1.2. Место, роль и значение спорта и искусства в педагогическом процессе.

Глава вторая. СОДЕРЖАНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ СПОРТА С ИСКУССТВОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

2.1. Синтез, объединение спорта с искусством в педагогическом процессе.

2.2. Сближение спорта и искусства.

Глава третья. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО

ИНТЕГРАЦИИ СПОРТА С ИСКУССТВОМ И ЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

3.1. Попытки частичного решения проблемы.

3.2. Комплексный подход к интеграции спорта с искусством в педагогическом процессе на основе проекта "СпАрт".

ВЫВОДЫ

Введение диссертации по педагогике, на тему "Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема"

Идея "наведения мостов" между спортом и искусством, их объединения, интеграции, синтеза — не нова. Эта идея зародилась еще в Древней Греции. В последующие годы она высказывалась и поддерживалась многими учеными и общественными деятелями. В частности, глубоким приверженцем этой идеи был основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. Неоднократно в поддержку идеи интеграции спорта и искусства высказывался Федерико Майор — Генеральный директор ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Однако особо важное значение данная идея и ее практическая реализация приобрели в настоящее время.

Ученые-теоретики в процессе сравнительного анализа спорта и искусства наряду с существенными различиями обнаружили у них много общего, сходного. Это обстоятельство побуждает поставить вопрос о том, нельзя ли каким-то образом интегрировать, синтезировать эти социальные явления, элементы культуры, и использовать эту интеграцию, синтез для их дальнейшего развития, взаимообогащения, более активного приобщения людей к миру спорта и искусства и т.д.

В современный век научно-технической революции все более актуальной становится проблема отдыха, развлечения различных групп населения для восстановления их сил и энергии, снятия стрессов, заполнения свободного времени и т.д. Для организаторов досуга населения, которые ведут поиск новых, нетрадиционных способов решения этой задачи, идея интеграции спорта и искусства представляет значительный интерес, поскольку она открывает большие возможности в этом плане.

Но, пожалуй, особенно важное значение идея интеграции спорта и искусства имеет для сферы педагогики. И не только потому, что в настоящее время эта идея представляет значительный интерес в связи с поисками новых, нетрадиционных подходов к организации педагогической деятельности, которой приходится в крайне сложных условиях решать все более сложные задачи.

Существует и другая причина. Искусство и спорт давно применяются в системе средств педагогического воздействия на личность. При этом используемые на практике формы педагогической работы с различными группами населения обычно предполагают активное включение человека либо в занятия спортом, либо в какие-то виды духовной деятельности — искусство, науку и т.п. Как правило, спортивная деятельность и искусство (иные виды духовно-творческой деятельности), способные органично дополнить друг друга в системе средств педагогического воздействия, оказываются оторванными, изолированными друг от друга.

Опыт такого применения спорта и искусства в педагогическом процессе выявил немало серьезных проблем. И прежде всего обнаружилось, что активные занятия спортом или искусством нередко приводят к разрыву между духовным и физическим развитием человека: увлечение искусством, содействуя духовному развитию личности, может вызывать ухудшение физического состояния, здоровья человека, а активные занятия спортом — обеднение духовного мира человека.

Данная ситуация делает актуальным вопрос об интеграции спорта и искусства с целью повышения их педагогического значения, а также устранения (или хотя бы смягчения) указанных негативных явлений.

Для ответа на вопрос о том, возможна ли и каким образом реальная интеграция спорта с искусством в педагогическом процессе необходим комплекс философских, социологических, культурологических, социально-педагогических исследований спорта и искусства как элементов культуры, их взаимоотношения, путей их сближения, объединения, укрепления связи между ними.

К сожалению, обсуждаемая проблема в целом, во всем комплексе связанных с ней вопросов, до сих пор не служила предметом специального научного исследования. В последнее время много говорится и пишется о необходимости интеграции, объединения спорта с искусством. Однако отсутствует научное обоснование содержания, основных направлений и конкретных путей этой интеграции.

Особенно слабо проблема интеграции спорта и искусства разработана в педагогическом плане. Отсутствует четкая постановка самой этой проблемы, характеристика ее роли и значения в настоящее время. Не проведен научный анализ широкого комплекса связанных с ней вопросов: какие педагогические соображения требуют интеграции спорта и искусства? Что эта интеграция может дать в педагогическом плане? Насколько она реальна, каковы основные направления и конкретные пути ее реализации для решения педагогических задач? и др. Слабо изучается и обобщается накопленный в нашей стране и за рубежом опыт педагогов-новаторов, пытающихся определенным образом интегрировать, объединить, синтезировать спорт и искусство в своей педагогической деятельности.

Важность и актуальность обсуждаемой педагогической проблемы подтверждают результаты опроса 47 студентов 3-го курса РГАФК, а также 83 социальных педагогов и специалистов в области физической культуры и спорта, проходивших подготовку и переподготовку на кафедре валеологии и социальной психологии НАСУ (для них читался спецкурс по новым формам физкультурно-спортивной работы с населением и значительный раздел был посвящен проблеме интеграции спорта и искусства, путям ее решения). Большинство респондентов признало значимость проблемы интеграции спорта и искусства в педагогическом процессе, отметив вместе с тем неразработанность этой проблемы и отсутствие у них знаний о путях и попытках ее теоретического и практического решения. Лишь 9 человек — 5 студентов и 4 специалиста выразили сомнение в актуальности данной проблемы или затруднились в ответе.

Важную роль в выборе темы диссертационного исследования сыграло и то обстоятельство, что в 1990 г. В.И.Столяровым был разработан в общих чертах новый гуманистический проект, одна из основных целей которого состоит в интеграции спорта с искусством [ см. 136— 144 ]. Об этом свидетельствует и само название данного проекта — "CnApT"/"SpArt"/, производное от трех английских слов: "Spirituality — духовность, "Sport' — спорт и "Art' — искусство. С 1991 г. началась практическая реализация проекта, которая требовала дальнейшего развития, конкретизации, проверки исходных идей, изучения возможности их использования для решения педагогических задач и т.д.

С учетом всех отмеченных выше обстоятельств и была избрана тема диссертационного исследования, а также решены организационные и методологические вопросы его проведения.

Основой для выбора объекта и предмета исследования, его цели и задач послужило осознание противоречия между острой социальной потребностью в интеграции спорта с искусством в педагогическом процессе и отсутствием специального научного анализа путей решения этой важной и актуальной проблемы.

Цель диссертационного исследования — научно-теоретическое обоснование путей повышения педагогической значимости спорта и искусства на основе их интеграции.

Объект исследования — спорт и искусство как элементы современной культуры.

Предмет исследования — социально-педагогические аспекты процесса интеграции спорта и искусства как двух важных элементов современной культуры.

Основные задачи исследования: привлечь внимание ученых и специалистов к проблеме интеграции спорта и искусства, показать ее социально-педагогическое значение; на основе обобщения результатов научных исследований спорта и искусства как особых социально-культурных явлений, их роли и значения в педагогическом процессе, сформулировать ту исходную теоретико-методологическую базу, с позиций которой возможно плодотворное решение данной проблемы; обосновать необходимость, уточнить содержание (смысл), определить наиболее важные и перспективные направления интеграции спорта с искусством в педагогическом процессе; изучить, систематизировать и оценить предпринимавшиеся ранее попытки практического решения данной проблемы; принять участие в разработке, практической реализации и определении педагогической значимости программы интеграции спорта с искусством на основе идей нового гуманистического проекта "СпАрт".

В основу гипотезы диссертационного исследования положен один из основных принципов гуманистической педагогики и психологии — признание необходимости разностороннего и гармоничного развития личности, понимание необходимости разработки научно-технологической концепции реализации этого единства в практике педагогической деятельности и обоснованная в литературе (Б.Лоу,

М.Я.Сараф, В.И.Столяров и др.) близость двух важных средств этой деятельности — спорта и искусства.'

В связи с этим мы предположили, что интеграция спорта и искусства в педагогическом процессе является одним из важных направлений формирования данной концепции и что такая интеграция — не просто идеал, достижимый в лучшем случае в далеком будущем: уже в настоящее время могут быть сделаны реальные шаги для решения этой важной и необычайно сложной социально-педагогической проблемы.

Основные методы исследования: теоретический анализ; обобщение данных проведенных ранее социологических исследований и педагогических наблюдений; изучение и анализ литературных источников; опрос, педагогические наблюдения и естественный педагогический эксперимент.

Педагогические наблюдения осуществлялись за участниками спортивных игр и соревнований, проводимых по программе "СпАрт". Во время проведения этих игр и соревнований опрошено 260 школьников (в возрасте 12—16 лет) — участников Спартианских игр в рамках Международного спартианского лагеря (1—15 августа 1994 г., г. Новокузнецк), межрегиональных Спартианских игр "Юные рыцари" 9— 12 ноября 1995 г., г. Дубна), Спартианских игр "РГАФК-94" (2-4 декабря 1994 г.), г. Москва, РГАФК) и финала Российских спартианских игр (30 июля—3 августа 1995 г., г. Москва, РГАФК), а также 40 студентов трех вузов — участников Российских Спартианских игр студентов (23—26 марта 1995 г., Москва, РХТУ). В ходе опроса использовалась специально разработанная анкета (см. Приложение 1).

Проводилась оценка физической подготовленности участников Игр, их творческих способностей, двигательной культуры и знаний в области искусства, спорта и олимпизма.

Кроме этого опрошено 100 студентов РХТУ, присутствовавших на Российских Спартианских играх студентов в качестве зрителей для сопоставления с результатами исследования, проведенного американским ученым Б.Лоу [ см. 68, с. 195-205 ].

Для повышения достоверности выводов была использована также социологическая информация, полученная в ходе двух международных социологических исследований, проведенных по проекту и под руководством проф. В.И.Столярова. 1

В ходе одного из них на тему "Показатели и компоненты здорового образа жизни и физической культуры различных групп населения" в 1988—1990 гг. в бывших республиках СССР по единой программе и методике опрошено более 10 тыс. человек, в том числе 4180 студентов 24 вузов (опрос проводился под руководством Б.И.Новикова), 2,6 тыс. учащихся 7—10 классов (опрос проведен под руководством М.И.Сергеева) и 945 учащихся ПТУ (опрос проведен А.Б.Скоробогатовым). Кроме того опрошено 400 студентов и студентов в Югославии (опрос проводился под руководством Ж.Живано-вича). Результаты этих исследований изложены в целой серии работ [ см. 42, 116, 117, 128, 134, 145 и др. ].

Другое международное комплексное исследование "Олимпийское и спортивно-гуманистическое воспитание детей и молодежи: состояние и пути активизации" проведено в 1988-1992 гг. в бывшем СССР и ряде других стран. С целью повышения достоверности выводов для этого опроса были выбраны различные группы детей и молодежи: школьники, студенты, юные спортсмены и др., а также их воспи

1 Приводимые ниже цифровые данные относятся к результатам именно этих двух исследований — разумеется, если отсутствует ссылка на какие-то другие источники. татели — учителя, преподаватели, тренеры, и опрос проводился в разных городах, регионах и учебн'ых заведениях различного профиля (например, среди вузов для опроса были выбраны: физкультурный вуз — ГЦОЛИФК, а также различные вузы нефизкультурного профиля: университет, авто-дорожный, архитектурно-строительный, текстильный, медицинский институты, Академия управления и др.). Было опрошено, в частности: более 1500 студентов и 400 преподавателей 15 вузов (нефизкультурного профиля) различных городов и регионов бывшего СССР; 220 студентов бывшего ГЦОЛИФК (ныне РГАФК); около 500 студентов Югославии; более тысячи школьников 9—10 классов нескольких городов; 130 юных футболистов 14—16 лет, выступавших за команды спортивных интернатов, СДЮШОР и ДЮСШ; 75 тренеров этих юных футболистов и т.д. В проведении опроса принимали участие: И.В.Баринова, В.И.Вишневский, В.М.Лабскир, Ю.А.Лебедев, О.И.Самусенков, Ю.П.Сегал, Е.В.Стопни-кова и др. Обработка полученной информации проводилась по единой методике с использованием статистических методов. Результаты данного исследования также изложены в серии работ [ см. 4, 27, 33, 110, 115, 133, 135, 142, 145 и ДР-]

Совокупность указанных выше методов, адекватных поставленным целям и задачам, комплексный характер их применения обеспечили обоснованность и достоверность полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Спорт и искусство, занимающие важное место в системе явлений современной культуры и средств педагогического воздействия на личность, имеют много общего, способны плодотворно влиять друг на друга, дополнять друг друга, с чем связана возможность их интеграции в педагогическом процессе.

2) Необходимость интеграции спорта и искусства в педагогическом процессе связана не только с теоретическими соображениями, основанными на их сходстве, общих чертах, но и с потребностью решения целого ряда важных практических социально-педагогических проблем. В первую очередь она необходима для преодоления все увеличивающегося разрыва между духовным и физическим развитием современного человека.

3) При значительном сходстве спорта и искусства, наличии многих общих черт они существенно отличаются друг от друга, не тождественны, вследствие чего невозможен такой путь интеграции этих двух элементов культуры и средств педагогического воздействия на личность, который предполагает их полное слияние.

4) Реально возможны два основных пути интеграции спорта и искусства в педагогическом процессе: их синтез, объединение, гармоничное сочетание, совместное использование для решения педагогических задач и определенное их сближение, "сглаживание" различий между ними. Именно такой смысл мы и вкладываем в понятие "интеграция (синтез, объединение) спорта и искусства".

5) Для эффективного решения проблемы интеграции спорта и искусства в педагогическом процессе необходим комплексный подход, на основе которого, в частности, разработана (с участием автора диссертации) "спартианская" педагогическая программа интеграции спорта и искусства.

В выводах и практических рекомендациях диссертации эти положения уточняются и конкретизируются.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем: поставлена и в научном плане сформулирована проблеме интеграции спорта и искусства, показано ее социально-педагогическое значение; сформулирована исходная теоретико-методологическая база, позволяющая эффективно подойти к решению данной проблемы; обоснована необходимость, уточнено содержание (смысл), а также определены наиболее важные и перспективные направления интеграции спорта с искусством в педагогическом процессе; изучены, систематизированы и оценены социально-педагогические акции и программы, направленные на интеграцию, синтез, объединение спорта с искусством.

Автор диссертации принял участие в разработке и практической реализации комплексной педагогической программы интеграции спорта с искусством на основе идей нового гуманистического проекта "СпАрт". С его участием разработаны и реализованы программы межрегиональных Спартианских игр "Юные рыцари" (9—12 ноября 1995 г., Дубна), Спартианских игр "РГАФК-94" (2-4 декабря 1994 г.) и финала Российских игр 1995 г. (30 июля—3 августа 1995 г., Москва, РГАФК). Результаты диссертационной работы использованы также для разработки и чтения студентам РГАФК спецкурса по проблеме интеграции спорта с искусством. Положительный эффект от данных внедрений подтвержден актами, прилагаемыми в конце диссертации.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были доложены на ряде конференций, в том числе на региональной научно-практической конференции "Современные проблемы физической культуры и олимпийского движения" (Ростов-на-Дону, 1994 г.). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой философии и социологии Российской Государственной академии физической культуры.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии и приложений. Работа изложена на 166 страницах машинописного текста. Список использованных источников содержит 226 наименований, из них 64 — зарубежных источников.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"

ВЫВОДЫ

Проделанный выше анализ позволяет сформулировать следующие основные выводы.

1. Проблема интеграции спорта и искусства становится в настоящее время все более важной и актуальной не только как проблема теоретическая (взаимоотношение спорта и искусства), спортивная или художественная (повышение привлекательности спорта и искусства, поиск путей их дальнейшего развития и т.д.), экономическая (повышение прибыли от использования спорта и искусства) и т.д., но и как проблема педагогическая, связанная с решением задач социально-педагогического воздействия на человека, повышения эффективности этого воздействия.

Важность и актуальность этой проблемы определяет комплекс факторов: поиск новых, нетрадиционных подходов к организации педагогической деятельности, которой приходится в крайне сложных условиях решать все более сложные задачи; стремление повысить воспитательный эффект как спорта, так и искусства; желание устранить те негативные явления, которые возникают при изоляции спорта от искусства в педагогическом процессе и т.д.

В ходе опроса 47 студентов 3-го курса РГАФК, а также 83 социальных педагогов и специалистов в области физической культуры и спорта, проходивших подготовку и переподготовку на кафедре валео-логии и социальной психологии НАСУ (для них читался спецкурс по новым формам физкультурно-спортивной работы с населением и значительный раздел был посвящен проблеме интеграции спорта и искусства) большинство респондентов признало значимость данной проблемы, отметив вместе с тем ее неразработанность и отсутствие у них знаний о путях ее теоретического и практического решения. Лишь 9 человек — 5 студентов и 4 специалиста выразили сомнение в актуальности проблемы или затруднились b ответе.

2. Для выбора правильной теоретико-методологической базы исследования была дана определенная интерпретация основным понятиям — "спорт" и "искусство", характеристика их взаимоотношения, а также их роли и значения в педагогическом процессе.

В трактовке спорта мы исходим из того, что он неразрывно связан с соперничеством и спортивным соревнованиям присущи такие основные признаки, как наличие строго фиксированных правил, гуманная направленность соревнований и их связь с игровой деятельностью. При этом четко разделяются две основные разновидности спорта — "спорт высших достижений" и "спорт для всех". В решении этих вопросов мы опирались на результаты его анализа в трудах отечественных и зарубежных ученых (Н.Н.Визитей, Л.П.Матвеев, В.И.Столяров, Heinemann К., Kenyon Gerald, Loy John W., McPherson Barry D. и др.).

Искусство понимается как особый вид духовно-практического освоения действительности, которое имеет своей целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты, как особая форма отражения действительности в художественно-образной форме. Такую трактовку искусства (она основана на работах С.С.Аверинцева,

A.Л.Андреева, Л.А.Зеленова, Э.В.Ильенкова, Н.И.Киященко,

B.И.Толстых и др.) важно отличать от понимания искусства как всякое мастерство, творчества по законам красоты и т.д.

Спорт и искусство обладают множеством общих, сходных черт: эмоциональность, творческое начало, эстетическая деятельность и др. Но вместе с тем они существенно отличаются друг от друга С точки зрения своего эстетического содержания, как подробно обосновано в работах М.Я.Сарафа и В.И.Столярова, спорт относится не к искусству в указанном его понимании), а к сфере так называемых "конструктивных" видов эстетической деятельности (худо-жественное проектирование предметов, дизайн и др.), в процессе которой (в отличие от художественной деятельности в искусстве) создаются эстетически ценные предметы, не являющиеся художественными образами и не оцениваемые как таковые.

Спорт и искусство занимают важное место, играют значительную роль в педагогическом процессе. Спорту принадлежит особо важная роль в физическом воспитании человека, а искусству — в духовно-нравственном и эстетическом. Центральная педагогическая проблема, связанная со спортом и искусством, состоит в том, что активные занятия спортом или искусством нередко приводят к разрыву между духовным и физическим развитием человека: увлечение искусством или какими-то другими видами духовно-творческой деятельности, содействуя духовному развитию личности, могут вызывать ухудшение физического состояния, здоровья человека, а активные занятия спортом — обеднение его духовного мира. Исследования, проведенные в разное время и в разных странах (Mantell R.C. & Vander Velden, L., 1974; Heinila, 1974; Allison, 1982; Regnier, 1984; Mugno, 1985; Goncalves, 1988; Винник В.A., 1990; Гутин A.T., Самусенков О.И., Сегал Ю.П., Стопникова Е.В. и др., 1982-1992 гг. — в рамках международного исследования, проведенного по программе и под руководством В.И.Столярова), показывают, в частности, что активные и регулярные занятия спортом, не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте. Социологические опросы: спортсменов и тренеров (В.А.Винник), студентов американского университета (Б.Лоу) и РХТУ (автор диссертации) свидетельствуют о наличии обратной зависимости между активной творческой деятельностью в сфере искусства и вовлеченностью в спорт.

3. Учитывая принципиальное различие спорта и искусства, следу-. ет признать ошибочным тот путь их интеграции, предлагаемый некоторыми исследователями, который предусматривает преобразование спорта в разновидность искусства, а значит, их фактическое слияние, совпадение.

Теоретический анализ позволяет выделить два возможных и реальных направления интеграции спорта и искусства в педагогическом процессе: их синтез, объединение, гармоничное сочетание, совместное использование для решения педагогических задач и определенное их сближение, "сглаживание" различий между ними.

Синтез, объединение, спорта и искусства в системе социально-педагогического воздействия на личность предусматривает их совместное использование, органичное объединение в процессе образования и обучения, во время организации досуга различных групп населения, организацию постоянного общения спортсменов с теми, кто занимается творчеством в сфере искусства, всемерное поощрение развития таких видов художественной деятельности, которые направлены на гуманистическое осмысление спорта средствами искусства, привлечение известных деятелей искусства к активной пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта, а с другой стороны, использования спортивных мероприятий, встреч с известными спортсменами и т.д. для активной пропаганды искусства, других видов духовно-творческой деятельности и т.д.

Сближение спорта с искусством, "сглаживание" различий между ними возможно в двух основных направлениях: повышение эстетической и духовно-нравственной значимости спорта, с одной стороны, и расширение соревновательности в сфере искусства, с другой.

К числу основных направлений деятельности, содействующей повышению эстетической и духовно-нравственной значимости спорта, исходя из проделанного анализа, относятся: организация спортивной деятельности в соответствии с принципами гуманистической педагогики и психологии; усиление внимания к эстетическим и нравственным аспектам выступлений спортсменов; активизация спортивно-гуманистического и олимпийского образования, пропаганда духовно-нравственных принципов "Фэйр плэй"; активизация работы по эстетическому образованию спортсменов и зрителей; усиление гуманитарной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта и т.д. Основное направление расширения соревновательного начала в искусстве связано с организацией и проведением художественных конкурсов.

4. Весьма многообразны и имеют давние традиции и практические шаги по интеграции спорта и искусства.

К их числу относятся: художественное оформление, театрализация спортивных соревнований (церемонии открытия, закрытия и т.д.); проведение фестивалей спорта и искусства, культурно-спортивных праздников и т.д., программа которых наряду с соревнованиями спортсменов включает в себя выступления артистов; развитие видов спорта, по своему эстетическому содержанию близких к искусству, с одной стороны, а с другой — таких новых направлений художественной деятельности, как спортивное кино, спортивная фотография, балет на льду и др.; организация встреч спортсменов с деятелями искусства; проведение разнообразных художественных конкурсов; социально-педагогичес-кие акции с целью на повышение духовно-нравственного потенциала спорта (например, пропаганда принципов "Фэйр плэй") и ДР.

Однако все эти попытки интеграции, синтеза спорта и искусства, их сближения, укрепления связи между ними, как правило, не связаны друг с другом, не охватывают многих важных направлений, форм и способов этого синтеза, не предполагают создания четких организационных структур, предназначены для довольно узкой группы людей и т.д.

5. Попытка определенным образом синтезировать эти различные подходы предпринята в рамках проекта "СпАрт", который разработан В.И.Столяровым в 1990 г.

Выработанная на основе идей этого проекта программа интеграции спорта и искусства включает в себя комплекс социально-педагогических акций: использование принципиально новой модели организации и проведения Игр; организацию подготовки к Играм в специально создаваемых для этого школах и клубах; развертывание нового культурно-спортивного движения "СпАрт" (спартианского движения). Все эти акции предусматривают самые разнообразные (как традиционные, так и совершенно новые) формы объединения, синтезирования, сближения спорта с искусством.

6. "Спартианская" педагогическая программа интеграции спорта с искусством (в разработке и реализации которой принимал участие и автор диссертации) используется на практике в различных регионах РФ с 1991 г. В Смоленской, Кемеровской, Саратовской и некоторых других областях она является региональной педагогической программой работы детьми и молодежью.

Анализ, основанный на результатах опроса участников Спартианских игр, оценки их физической подготовленности, творческих способностей, культуры движений, знаний в области искусства, спорта и олимпизма, а также уровня "адаптационного поведения" инвалидов, свидетельствует о том, что комплекс социально-педагогических акций "спартианской" программы позволяет: не снижая интерес человека к соревнованиям, повысить его ориентацию на духовно-нравственные и эстетические ценности соревновательной деятельности; содействует преодолению разрыва между духовным и физическим развитием человека и его ориентации на разностороннее и гармоничное развитие; способствует улучшению самочувствия, созданию хорошего настроения, вызывает эмоциональный подъем, эстетическое удовольствие, удовлетворение от общения с другими людьми и с природой; содействует социальной адаптации и интеграции инвалидов.

7. Спартианские игры и "спартианская" педагогическая программа объединения спорта и искусства в целом, неоднократно обсуждались в Комитете РФ ло физической культуре, Олимпийском комитете России, Российском Совете ФСО "Юность России", Министерстве социальной защиты населения РФ, Министерстве образования РФ и т.д. и получили высокую оценку с их стороны. "Спартианская" программа включена в Федеральную программу развития физической культуры и здорового образа жизни населения РФ, которая разработана и одобрена Государственным Комитетом РФ по физической культуре и туризму.

Программа и Спартианские игры нашли положительный отклик в средствах массовой информации — на телевидении, в газетах "Советский спорт", "Русский инвалид", "Учительская газета", "Медицинская газета", в журнале "Олимпийская панорама", "Физкультура в школе" и др.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Самусенкова, Виктория Иосифовна, Москва

1. Аверинцев С.С. Культурология Йохана Хейзинги // Вопросы философии, 1969, N3.

2. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. - 255 с.

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физической культуры, 1995, № 4, с. 2-8.

4. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Дисс. канд пед. наук. М., 1994. - 220 с.

5. Безклубенко С.Д. Природа искусства. М.: Политиздат, 1982. - 166 с.

6. Безмодин Л.Н. Художественно-конструктивная деятельность человека. Ташкент, 1975.

7. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М., 1953, т. II, с.47.

8. Бойко А.Ф., Виноградов П.А. Какими будут наши внуки. М.: Вагриус, 1994. - 352 с.

9. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.

10. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.

11. Брянкин С.В. Структура и функции современного спорта. -М., 1983. 71 с.

12. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность, М, 1993. - 180 с.

13. Визитей Н.Н. Социальная природа современного спорта. -Кишенев: Штиинца, 1979. 84 с.

14. Визитей Н.Н. Спорт и эстетическая деятельность. Кишенев: Штиинца, 1982. - 183 с.

15. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: Философские очерки. Кишенев: Штиинца, 1986. - 164 с.

16. Викторов А. В награду за трудовые будни // Физическая культура в школе, 1994, N 4. с. 2-10.

17. Винник В.А. Спорт и нравственность: ценностные ориентации высококвали-фицированных спортсменов // Нравственный потенциал спорта. Матер. IV Всес. методол. семинара (г. Суздаль, 10-12 марта 1988 г.). Москва: Советский спорт, 1989. с. 86-88.

18. Винник В.А. Эффективность различных форм физкультурно-спортивной активности в формировании ценностных ориентаций личности: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М.: ВНИИФК, 1991.- 24 с.

19. Вишневский В.И. Социально-воспитательные аспекты массовых спортивных соревнований школьников в СССР: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1987. - 24 с.

20. Власов В.В. Игре все возрасты покорны // Физическая культура в школе, 1994, № 6. с. 63-66.

21. Власов Ю.П. Сила и красота // Физическая культура и спорт, N1, 1955.

22. Ганюшкин А.Д., Приставкина М.В. Проблемы "антиспорта" с позиций психологии // Формирование гуманистического мировоззрения студентов / Сб. научных трудов. Смоленск, 1991, с. 74-88.

23. Гегель Г.В. Ф. Эстетика. В 4-х т., т.1. М., 1958. - 271 с.

24. Голейзовский К.Я. Спорт как искусство // Театр, N4, 1966. -с. 79-83.

25. Голо'вин И.Л., Никитина Е.Д. Руководство самовоспитанием спортсменов // Нравственный потенциал спорта. Материалы IV Всесоозного методологического семинара (г. Суздаль, 10-12 марта 1988 г.).

26. Москва: Советский спорт, 1989. с. 95-98.

27. Гориневский В.В. Избр. произведения, т.1. М., 1951.

28. Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1984. - 283 с.

29. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов -на-Дону, 1979.

30. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. II. М., 1955.

31. Дивина Г.В. Социально-педагогические аспекты развития "массового спорта" в странах Западной Европы: Автореф. дисс. . канд. пед наук. Малаховка, 1987. - 24 с.

32. Жбиковский Я. Физкультура и спорт как средство социальной интеграции и адаптации инвалидов: Автореферат дисс. канд. педаг. наук. М., 1994. - 21 с.

33. Железняк Ю.Д. Вновь прошу слова // Физическая культура в школе, 1989, №2.

34. Живанович Ж., Драгутинович С., Карович Ж. Современный олимпизм глазами сербских студентов // Возвращение к олимпийским. -Харьков, 1992,с.32-33.

35. Зеленов Л.А. Методологические проблемы эстетики. Горький, 1971. - 79 с.

36. Ильенков Э.В. О "специфике" искусства // Вопросы эстетики, вып. 4. М., 1960.

37. Ипатов Д.И. Основные направления гуманизации спортивных игр и соревнований в работе со школьниками: Дисс. . канд. педагогических наук. М., 1995. - 165 с.

38. Кавалерова В.А. Спорт как одно из эстетических средств формирования гармонически развитой личности: Дисс. канд.филос.наук,- М., 1989. 160 с.

39. Каган М.С. О путях исследования специфики искусства // Вопросы эстетики. М., 1960, вып. 3, с. 46-84.

40. Калинкин А.Т. Методологический анализ художественного познания: Автореф. дисс. докт. филос. наук. М., 1991. - 44 с.

41. Каменцер М.Г. Самая высокая оценка победа над собой // Физ. культура в школе. - 1989, N2. - с. 38.

42. Карпов С.Д. Социокультурная природа произведения искусства: Автореф. дисс.канд. филос. наук. Санкт-Петербург, 1992. -18 с.

43. Кинкадзе Ю.В. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни и физической культуры (на примере учащейся молодежи Грузии): Дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1990. -160 с.

44. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. -М.: Знание, 1984. 110 с.

45. Ковалева Е.Г., Ю.А.Шишкин, Бизина Н.П. Программа "СпАрт" // Всеросс. научно-практическая конференция "Физическая культура -основа здорового образа жизни", 28 ноября 1 декабря 1995 г.: Доклады, тезисы, материалы, ч. I. - М., 1995. - с. 54-57.

46. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.

47. Коджаспаров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 64 с.

48. Коджаспаров Ю.Г. Проблема дефицита положительных эмоций на занятиях физической культурой и спортом // Теория и практика физической культуры, 1994, № 5-6, с. 34-37.

49. Коломиец В.И. Дизайн как эстетическая деятельность. Авто-реф. дисс. канд филос. наук. Киев, 1987.

50. Конфликт: Сб./Сост. Шабельникова В.Я., Моева Е.П.; Под общ ред. Винокурова В.И. М.: Физк. и спорт, 1980. - 384 с.

51. Косяк В.А. Эстетическая подготовленность учителя физической культуры: Дисс. . канд. пед. наук. Малаховка, 1990. - 210 с.

52. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М.:ФиС, 1978. - 224 с.

53. Кривцун О.А. Искусство в контексте истории культуры. Авто-реф. дисс. докт. филос. наук. М., 1992. - 48 с.

54. Кудш В. О. Естетка i творчють. KniB, 1973.

55. Культура, образование, развитие индивида: Сб. ст. М., 1990. - 162 с.

56. Кучевский В.Б. Спорт как совокупность общественных отношений //Теор. и практ. физ. культ. , 1972, № 9. с. 5-8.

57. Лазарев П.В. Синтез спорта и искусства в олимпийском образовании учащейся молодежи (социокультурные и педагогические аспекты) // Феномен олимпизма в современной культуре. — Смоленск, 1994, с. 55-57.

58. Лазарев П.В. Олимпийский проект "СпАрт": проблема синтеза спорта и искусства // Спорт. Олимпизм. Гуманизм. Межвузовский сб. научных трудов. Смоленск, 1994, с. 102-107.

59. Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Гуманизация физкультурно-спортивной деятельности. Пермь: Изд-во Пермского университета, 1992. - 122 с.

60. Леви-Стросс К. Структурная антропология: пер. с франц. -М.: Наука, 1983. 536 с.

61. Лекции по истории эстетики, кн.1/Ред. М.С.Каган. ЛГУ,1973.

62. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. М., ФиС, 1987. - 359 с.

63. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. - 125 с.

64. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М.: ФиС, 1984.175 с.

65. Лисицын Б.А. К вопросу о понятии "спорт" // Теория и практика физической культуры, 1974, N 2.

66. Лобжанидзе М.М. Эстетика спортивного зрелища. Тбилиси, 1980. - 140 с.

67. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т. I. М„ 1930.

68. Лосев А. Классическая калокагатия и ее типы // Вопросы эстетики, вып. 3. М., 1960.

69. Лоу Б. Красота спорта / Под общ. ред. В.И.Столярова. М.: Радуга, 1984. - 256 с.

70. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М. : ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

71. Лукин Ю.А., Скатерщиков В.К. Основы марксистско-ленинской эстетики. М.: Высшая школа, 1982. -191 с.

72. Люшен Г. Взаимозависимость между спортом и культурой // Спорт и образ жизни: Сб. ст./Сост. В.И.Столяров, З.Кравчик. М.: ФиС, 1979, с. 35-51.

73. Манифест СИЕПС о честной игре // Информационный вестник ВНИИФК, N10, 1977, с. 3-12.

74. Манько Ю.В., Попов Н.М. Свет и тени олимпийского огня. -Шениздат, 1987. 126 с.

75. Мартене Р. Социальная психология и спорт. М.: ФиС, 1979.176 с.

76. Маслаков И.А. К вопросу об эстетическом воспитангии студентов, специализирующихся по боксу // Теория и практика физической культуры, 1981, N 3, с. 40-41.

77. Массовая физкультурно-оздоровительная работа культурно-гпортивного комплекса: Учебное пособие / Дивина Г.В., Калакаускене П.М., Скуратова Т.В. под ред Жолдака В.И. Малаховка: МОГИФК, I987. - 76 с.

78. Мастерсон Д. Спорт, искусство и эстетика // Спорт в со-зрем. обществе: Педагогика, психология / Тез. докл. I Всем, научн. (онгресса. М., 1974.

79. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М., 1991. - 543 с.

80. Матулявичюс В.Ю. Художественный образ и действительность: Автореф. дисс.канд. филос. наук. М., 1989. - 26 с.

81. Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. Основы будущего закладывать сегодня // Физическая культура в школе, 1994, № 6. с. 3-8.

82. Меркулов С.В. Комплексный урок после уроков // Физическая культура в школе, 1994, № 4. с. 60-61.

83. Миляев С.В. Искусство и физическая культура. М.-Л.: Физкультура и туризм, 1931.

84. Момот Н.И. Формирование нравственных убеждений у подростков в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований: Автореф. дисс.канд.пед.наук. Л., 1987. - 21 с.

85. Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? (Эстетическая деятельность в системе общественной практики). М., 1976.

86. Носов И.А. К вопросу о воспитательной работе в детско-юношеских школах // Дети и олимпийское движение / Материалы симпозиума детской Сибириады, 5-7 июля 1993 г. Новосибирск, 1993. -с. 63-65.

87. Нуйкин А.А. Роль искусства в нравственном воспитании молодежи // Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М.: Наука,, 1981. - с. 108-136.

88. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1978.

89. Олимпийская хартия. Международный Олимпийский комитет. М„ 1991. - 65 с.

90. Петлеваный Г.Ф. Концепция личностно-ориентированного: физкультурно-эстетического образования в многопрофильной школе-комплексе // Феномен олимпизма в современной культуре. Смоленск, 1994. - с. 47- 50.

91. Печерский Н.В., Сучилин А.А. Концептуальные основы олимпийского образования // Олимпийское движение и социальные процессы: Матер. VI Всеросс. научно-практич. конф., посвященной 100-летию: современных Олимпийских игр. Омск, 1995. - с. 116-118.

92. Полетаева Н.Н. Учебное пособие по спортивной эстетике. -Алма-Ата, 1984.

93. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культурьп и спорта. М.: ФиС, 1974. - 309 с.

94. Пономарчук В.А., Молчанов С.В., Старшинов В.И. Человек bi мире физической культуры и спорта. М.: Знание РСФСР, 1987. - 56 с.

95. Пономарчук В.А., Винник В.А. Взгляд на арену // Социологические исследования, № 5, 1991. с. 46-49.

96. Праздников Г.Л. Искусство и спорт. Л.: Знание, 1981.

97. Приглашение в страну "Фэйр Плэй". Исследовательский центр "Фэйр Плэй". Москва, 1993. - 37 с.

98. Присяжнюк И.В. Уроки с сюжетными играми // Физическая культура в школе, 1990, № 1, с. 11-15; № 2, с. 7-10; № 3, с. 9-12.

99. Пуни А.Ц. Волевая подготовка спортсмена.-М.,1962.-132 с.

100. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. М., 1958, т. X.

101. Рабочая программа проведения социологического исследования "Спортивно-гуманистическое и олимпийское воспитание студенческой молодежи". Харьков: ХПИ, 1990. - 62 с.

102. Решетень И.Н., Барвинова Н.С. К вопросу об эстетиченской подготовке студентов физкультурных вузов // Теор. и практ. физ. культ N9, 1980. - с. 45-47.

103. Решетников Г. Для кого соревнуются спортсмены? // Молодой коммунист, N7, 1976.

104. Родиченко B.C. Социально-педагогические основы организации спортивных соревнований: Дисс. докт. педагогических наук. М, 1983. - 421 с.

105. Родом из России (приложение) / Сост.: Л.В.Ведерникова. -Новокузнецк, 1994. 17 с.

106. Ромм М.И. Кинематограф в ряду искусств // Искусство кино, N2, 1972. с. 12-15.

107. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения, т. 2. М, 1961.

108. Самойленко А.И. Катарсис как эстетическая проблема: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1987. - 21 с.

109. Самусенков О.И. Спортивно-гуманистическое воспитание учащихся спортшкол (на примере футбола): Дисс. канд. пед. наук. -Малаховка, 1989. 284 с.

110. Сараф М.Я. Эстетика спорта. М.: Знание, 1978.

111. Сараф М.Я. Эстетические компоненты спортивной деятельности. Автореф. дисс.доктора филос. наук. М.: МГУ, 1981.

112. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта Учебное пособие для ИФК. М.: ФиС, 1984. - 103 с.

113. Саркисова Л.С. Искусство букета. М., 1974.

114. Сегал Ю.П. Идеалы и ценности олимпизма как средство повышения эффективности работы по коммунистическому воспитании: школьников старших классов: Дисс. канд. педагогических наук. -М.,1989. 291 с.

115. Сергеев М.И. Отчет о НИР "Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы" /итоговый/. Красноярск: Красноярский гос пед. ин-т, 1990. - 210 с.

116. Скоробогатов А.Б., Молчанов С.В., Столяров В.И. Формирование здорового образа жизни учащихся профессионально-технических училищ. Москва-Минск, 1989. - 73 с.

117. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской иколы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.

118. Словарь русского языка, т.1. М., 1981.

119. Смирнов Ю.И. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства: Учебное пособие. Малаховка, 1991. - 85 с.

120. Социально-культурный контекст искусства. Историко-эстетический анализ: Сб научн. ст. М., 1987. - 199 с.

121. Станиславский К.С. Статьи, речи,беседы, письма. М., 1955.- 247 с.

122. Столяров В.И., Сараф М.Я. Эстетические проблемы спорта.- М., 1982.

123. Столяров В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1988. - 27 с.

124. Столяров В.И. Физическая культура и спорт как элементы культуры // Культурная среда и ее освоение. М., 1988. с. 126-142.

125. Столяров В.И. Спортивные рекорды смысл и значение. -М.: ГЦОЛИФК, 1988. - 19 с.

126. Столяров В.И. Актуальные теоретические и практические проблемы реализации в спорте и с помощью спорта общечеловеческих гуманистических ценностей (социальный и философский анализ) // Философия: история и современность. М., 1988. - с. 64-72.

127. Столяров В.И., Новиков Б.И., Лабскир В.М. Международное социологическое исследование здорового образа жизни и физической культуры студенческой молодежи (пакет социологи-ческих анкет). -Харьков, 1988. 22 с.

128. Столяров В.И. За гуманизм в спорте и посредством спорта! //Теория и практика физической культуры, 1989, N7. с. 13-18.

129. Столяров В.И. Гуманистический потенциал современного! спорта в свете нового мышления и перестройки (социально-философский анализ) // Ежегодник Философского общества СССР:: Философия и перестройка. М.: Наука, 1989. - с. 205-230.

130. Столяров В.И. Олимпийское движение и воспитание молодежи. М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 33 с.

131. Столяров В.И., .Басйн А.Е. Спорт и эстетическое воспитание! // Пути и средства эстетического воспитания. М.: Наука, 1989. - с. 163-179.

132. Столяров В.И. Исследовательский проект // Рабочая программа проведения социологического исследования "Спортивно-гуманистическое и олимпийское воспитание студенческой молодежи". Харьков, 1990. - с. 3-11.

133. Столяров В.И. Проект "СпАрт" // Спортивно-гуманистическое движение СССР. Основные документы. М., 1990, с. 13-16.

134. Столяров В.И. Проект "СпАрт". М., 1991. - 69 с.

135. Столяров В.И. Спорт, духовность, искусство (спортивно-гуманистическое движение СССР и программа "СпАрт" для школьников) // Физическая культура в школе, 1991, N4, с. 43-45.

136. Столяров В.И. Проект "СпАрт" и новая комплексная система })изкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) //Теор. и практ. физич. культ., 1993, N4, с.10-14.

137. Столяров В.И. Олимпийский проект "СпАрт" (основные идеи и первые итоги реализации) // Ежегодник. Труды ученых ГЦОЛИФК. М.,1993, с. 36-49.

138. Столяров В.И. Спорт, духовность, искусство // Физическая культура в школе, 1993, N 2, с. 52-56.

139. Столяров В.И., Баринова И.В., Курило С.И. Молодежь и олимпийская идея "Фэйр плэй" // Теор. и практ. физической культуры, N8, 1994. с. 3-7.

140. Столяров В.И. Новое массовое культурно-спортивное движение "СпАрт" (Духовность. Спорт. Искусство): Методич. разработка для работников сферы физической культуры и спорта и организаторов досуга. М., 1994. - 64 с.

141. Столяров В.И. Первые итоги реализации олимпийского проекта "СпАрт" в России // Олимпийский бюллетень № 2. М.: РГАФК, Центральная Олимпийская Академия. - М., 1995. - с. 6-14.

142. Стопникова Е.В. Социально-философский анализ ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятель-ности: Дисс. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1992. - 161 с.

143. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. М.: Молодая гвардия, 1971.

144. Сьюэне Л. Спорт и его гуманизирующее или дегуманизи-рующее воздействие на человека // Спорт и образ жизни: Сб. ст./Сост. В.И.Столяров, З.Кравчик. М.: ФиС, 1979, с. 134-140.

145. Тест по физической подготовленности различных групп населения (опыт проведения тестов в Японии) // Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран. Вып. 3. Москва: ЦООНТИ-ФиС, 1992, с. 24-33.

146. Толстой А.Н. Полн. собр. соч., т.13. М., 1949.

147. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч., т. 53. М., 1953.

148. Толстых В.И. Искусство и мораль. -М., 1973. 440 с.

149. Томпсон Р. Спорт и идеология в современном обществе // Спорт и образ жизни: Сб. М.: ФиС, 1979, с. 152-163.

150. Торопов А.Л. Современные аспекты музыкально-песенного оформления Олимпийских игр // III научно-практич. конф. "Физичес-кая культура и олимпийское движение Урала". Тезисы конф., Ижевск, 1995. с. 68—70.

151. Устиненко В.И. Игра и эстетическая деятельность: к вопросу о генетической общности игровой и эстетической деятельности в культуре: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1969. - 22 с.

152. Устиненко В.И. Игра как средство выявления творческих сил человека // Пути и средства эстетического воспитания. М.: Наука, 1989. - 147-163.

153. Фельдеши Д. Место физической культуры и спорта в системе ценностей учащихся профессиональных училищ ВНР и ПНР // Философско-социологические исследования физической культуры и спорта. Вып. I. Спорт. Культура. Воспитание. М., 1988, с. 122-131.

154. Филин В.П., Фомин Д.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980.- 255 с.

155. Филиппова Л.В., Файбишевич Т.Н. Коммуникативная культура педагога // Культура и формирование личности учащейся молодежи: Материалы всес. межвуз. научно-практ. конф. Нижний Новгород, 1991. - с. 112-115.

156. Фомин Ю.А. Спорт высших достижений: состояние, актуальные проблемы и перспективы развития (социологический анализ): Дисс. докт. социол. наук. М.,1993.

157. Френкин А.А. Эстетика физической культуры. М.: ФиС, 1963. - 151 с.

158. Чернов К.Л. Актуальные аспекты теории спортивных соревнования. М., Малаховка, 1984.

159. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. соч.: в 7-ми томах, т. 6. М.: ГИХЛ, 1957.

160. Allison, М.Т. Sportsmanship: Variations based on sex and degree of competitive experience // A.Dunleavy, A. Miracle, C. Rees (Eds.), Studies in the sociology of sport. Texas Christian University Press, Fort Worth, 1981. - p. 135-165.

161. Arnold Peter J. Aesthetic Aspects of Sport // International Review of Sport Sociology, v. 13 (3),1978.

162. Bell, J.W. An investigation of the concept sport as art // Physical Educator, Indianapolis, N2, 1976.

163. Best, D. The Aestetics in Sport // Journal of human movement studies, London, 1975.

164. Cantelou H., Greneau R.S. (eds). Sport, Culture and the Modern State. Toronto: Univertsity of Toronto Press, 1982.

165. Cerny, J. Fotbol je hra (pokus о fenomenologie hry). Praga,1968.

166. China: Sport in art. Published by the Press Commission of the Chinese Olympic Committee, 1990. - 166 p.

167. Ciupak, Z. The funny side of sport // International review of sport sociology, v.15, N 3-4, 1980, p. 135-141.

168. Coubertin, P. Memoires Olympique. Bureau International de la Pedagogie Sportive. Lausanne, 1931.

169. Coubertin, Pierrre de. The Olympic Idea: Discourses and Essays, rev. ed. eds. L.Diem and O. Andersen, translated from the French by J.G.Dixon. Lausanne: Carl-Diem-lnstitut, Editions Internationales, Olympia, 1966.

170. Daniels A.S. The Study of Sport as an Element of the Culture // Phys. Educ. and Sport: Sociol. and Cult. Persp. An Introductory Reader. -Oxford, 1975. p. 111-125.

171. Diem, C. The Olympic Idea: discourses and essays.- Koln: Carl-Diem-lnstitut, 1970.-121 S.

172. Durantez, Conrado. Pierre de Coubertin. Social concept and symbolism of sport and olympism // Pierre de Coubertin an unrecognized genius. Comite International Pierre de Coubertin. Lausanne-Suisse. 1994.

173. Fair Play for All. Declaration of the CIFP. Munchen, Paris, 1992. - 63 p.

174. Feshbach S. Dynamics and morality of violence and agression. Some psychological considerations //American psychologist, N 26, 1971.

175. Fielding M. Against competition // Proceedings of the philosophy of Education Society of Great Britain. 6 July 1976, p. 124-126.

176. Foldesi T. and Krawczyk Z. Values connected to the Olympic games in Budapest and in Warsaw: Paper prepared for presentation at the Olympic Scientific Congress Eugene, Oregon, July 19-26, 1984.-30 p.

177. Frayssinet, Paul. Le sport parmi les beaux arts. Paris: Dargaut,1968.

178. Fundamentals of sport for all. International Congress 1986. German Sports Federation, March, 9-12, 1986, Frankfurt on the Main. -Deutscher Sportbund, 1986. 301 p.

179. Goncalves, C. The fair play and the young sport participants. Paper presented at the 1989 a.d. E.S.T. World Convention "Movement and sport a challenge for life-long learning". - Jyvaskyla, 1989. - 21 p.

180. Green, Georfrey. Soccer: the world game. London, 1953.

181. Hart V. and Birrell S. / Eds./ Sport in the Sociolcultural Process. Third Edition. Wm. C. Brown Company Publishers, Dubique, Iowa, 1972. -721 p.

182. Heinila, K. Ethics of sport. University of Jyvaskyla. Department of Sociology and Planning for Physical Culture. Finland, N4, 1974. 72 p.

183. Karatassakis T. The teaching of olympism in the schools // Report of the Int. Sess. for educationists 1973-1977-1979, Ancient Olympia. HOC, Athens, 1980. - p. 216-222.

184. Keenan, Francis W. The athletic contest as a tragic form of art // International Review of Sport Sociology, N1, 1975. p. 41-54.

185. Kovich, Maureen. Sport as an art form // Journal of health, physical education and recreationn, October, 1971.

186. Krawczyk Z. Sport and humanism. Aspects of an analysis: Paper presented at the Xll-th Word Congress of Sociology, 9-13 July 1990, Madrid, Spain, 1990. 26 p.

187. Kroll, W. Psychological scaling of the AIWA code-of ethics for players // Research Quartely, N26, 1976. p. 441-447.

188. Kunicki, Bogdan J. Kultura fizyczna — ewolucja ideologii. -Gorzow, 1986. 60 p.

189. Lenk, H. Werte, Ziele, Wirklichkeit der modernen Olympischen Spiele. Verlag Karl Hofman, Schrndorf. Stuttgart, 1972.

190. Lenk H. Sport in philosophischer Sicht // Sport im Blickpunkt der Wissenschaften. Perspektiven, Aspekte, Ergebnisse. Berlin. Heidelberg. New York: Springer-Verlag, 1972. - S. 13-40.

191. Liponsky W. Sport, literatura, sztuka. Warszawa, 1974.

192. Loy John W., McPherson Barry D., Kenyon Gerald. Sport and social systems. Addison-Wesley Publishing Company, London, 1978. - 447 P

193. MacAloon, John J. This Great Symbol. Pierre de Coubertin and the Origins of the Modern Olympic Games. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1981. - 259 p.

194. Mantel, R.C. & Vander Velden, L. The relationship between the: professionalization of attitude toward play of preadolescent boys and participation in organized sport // G.Sage (Eds), Sport and Americam society. Reading Mass: Addison Wesley, 1974.

195. Marazov Ivan. Sports in the art of the ancient world // Bulletin, Comite Olympique Bulgare, N 176—177, p. 71—76.

196. Marjorie, F. Sport as an aesthetic experience // Gerber, E.W. Sport and the body. A philosophical symposium. Philadelphia, 1972.

197. Mcintosh, P. Fair play. Ethics in sport and education. Heinemann, London, 1979. 213 p.

198. Mugno, D. & Feltz, D. The Social learning of aggression in youth football in the United States // Canadian Journal of Applied Sport Sciences, N 10, v.1, 1985, p. 26-35.

199. Multer S. Musik und Bewegungserziehung // Literatur der Sportwissenschaft, 1984, N 3. S. 197-198.

200. Niedermann E. Schulsport und olympische Idee // Sport in unserer Zeit: Arbeitstxte zum Verstandnis der olympische Idee, Heft 2. -Wien, 1984, S. 7-11.

201. Nixon H. Orientations toward sports participation among college students // Journal of Sport Behavior, 1980, N3. p. 29-45.

202. Patermann R. "ich bin der Baum. und ich der Wind" // Sport Padagogik, 1991, N 3. S. 45.

203. Pierre de Coubertin and the Arts. Lausanne, The International Pierre de Coubertin Committee, 1994. - 15 p.

204. Pilz, Gunter A. and Wewer, W. Erfolg oder Fair play? Sport als Spiegel der Gesellschaft.-Copress Verlag, Munchen, 1987. 152 S.

205. Pooley, John. Player Violence in Sport: Consequences for Youth: Paper presented at joint ICHPER/CAHPER Conference, Vancouver, June 1987.

206. Pouret, H. Is sport an art? / Report of the tenth Session of the International Olympic Academy, Athens, 1970.

207. Regnier, G. Youth sport and fair play: does organized sport promote what it says it promotes?: Paper presented to the Olympic Scientific Congress, Eugene, Oregon, July 1984. 18 p.

208. Rose S.W. Star wars on the floor // Strategies, 1992, v. 5, N 7. p. 13-15.

209. Samaranch Juan Antonio. Sport, Culture and the Arts 11 Olympic message, N.26 (April), 1990. p. 7-14.

210. Schmidt G. Albenteuer Spielsituation // Sportpraxis, 1992, N 5. p. 257-263.

211. Silva, J.M. The perceived legitimacy of rule violating behaviour in sport // Journal of Sport Psychology, N 5, 1983, p. 438—447.

212. Slusher, H.S. Man, sport and existence. Philadelphia, 1967.

213. Snydor, Eldon E. The sociology of sport and humor // International Review for the sociology of sport, v. 26, 1991, p. 119-131.

214. Sport and Humanism: Proceedings of the International Workshop of Sport Sociology in Japan. Gotenba, 1988. - 470 p.

215. Sport and International Understanding: Proceedings of the Congress held in Helsinki, Finland, July 7-10, 1982. Berlin, Heidelberg, N.Y., Tokyo: Springer-Verlag, 1984. - 372 p.

216. Sport for all: Proceedings of the World Congress on Sport for All, held in Tampere, Finland, on 3-7 June 1990. Amsterdam. New York. Oxford: Elsevier Science Publishers, 1991. - 681 p.

217. Takacz, F. Aestetische Kategorien und ihre spezifiscen Manifestationen in der Korperkultur //A testnevelesi foiskola tudomanyos kozlemenyei, II, Budapest, 1974.

218. The New Games Book. New York: a Headlands Press Book, 1976. - 193 p.

219. The Olympics: something for everyone. Ottawa: COA, Fall, 1990. - 48 p.

220. The VIC Health Olympic Schools Project. Melbourne, 1992.97 p.

221. Whiting, H.T. and Masterson, D.W. (Eds.). Readings in the Aesthetics of Sport. London: Lepus Books, 1974.

222. Witt Gunter. Asthetik des Sports. Berlin: Sportverlsg, 1982.294 S.

223. Zuchora K. Closer ties between sport and art // International Review of Sport Sociology, b. 1 (15), 1980. p. 49-64.