автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов дизайнеров
- Автор научной работы
- Афанасьева, Инга Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Омск
- Год защиты
- 2008
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов дизайнеров"
На правах рукописи
АФАНАСЬЕВА ИНГА ВЛАДИМИРОВНА ^^
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДИЗАЙНЕРОВ
13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
2 2 СЕН 2003
Малаховка-2008
003446307
Работа выполнена в федеральном государственном образовательном учрежде нии высшего профессионального образования «Сибирский государственный универ ситет физической культуры и спорта»
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Горская Инесса Юрьевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Назаренко Людмила Дмитриевна кандидат педагогических наук, профессор Тихонов Виктор Николаевич
Ведущая организация - ГОУ ВПО «Уральский государственный
университет физической культуры»
Защита состоится « 2008 года в « /6 » часов на заседании
диссертационного совета Д 311.007.01 при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная академия физической культуры» по адресу. 140032, п Малаховка Московской обл ул Шоссейная 33.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке «Московской государствен ной академии физической культуры» и на сайте: www mgafk ru
Автореферат разослан <£^'¿^>2008 года
Ученый секретарь
диссертационного совета кпн, профессор
ЕЕ Биндусов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность проблемы. Проблема управления движениями человека, его двигательной координации в науке не нова: необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать и управлять движениями в настоящее время не вызывает сомнений у специалистов физической культуры и спорта. Координационные способности - одна из наиболее существенных составляющих двигательной функции, которая выступает базой для формирования и совершенствования физических качеств (Н.А Бернштейн, 1957,1966; В.И Лях, 1987, ИИ. Сулейманов, 1986, Карпеев А Г, 1998, JI Д. Назаренко, 2003 и др) В этом отношении не является исключением и студенческая молодежь (В.И. Лях, 1991; И.П. Ратов, 1994; В А. Ро-маненко, 1999; В К. Бальсевич, 2000; Л Д. Назаренко, 2001, 2003; О.П. Головченко, 2004 и др)
Состояние и уровень физической подготовки студентов высшей школы в последние годы являются предметом пристального внимания и серьезной заботы специалистов (Л И Лубышева, 1997,2003; В.К. Бальсевич, 1999; МЛ Виленский, 2001, В Л. Григорьева, 2003,2004; Л Б Андрющенко, 2004; В. А. Быков, 2004, 2006, Ю Д. Железняк, А В. Лейфа, 2006; Е В. Старкова, 2006, И А Лысова, А.О. Блинова, 2007 и др.) Низкий уровень общефизической подготовки, слабая двигательная активность, отсутствие постоянных физических нагрузок негативно отражаются на состоянии здоровья студенческой молодежи. Учитывая же то, что базовые координационные способности выступают основой формирования многих профессионально значимых качеств будущих специалистов, можно говорить о комплексном негативном влиянии слабой двигательной активности на молодежь
Зависимость уровня развития профессионально значимых координационных способностей и уровня профессионализма специалистов разных сфер деятельности не раз была отмечена в научных исследованиях (МЛ. Виленский, Р С Сафин, 1980, П П Тамошаускас, 1984, С.А. Полиевский, 1988; В Д Никитин, 1989; Ю П Галкин, 2005; А В. Лейфа, 2005, Н.И Санникова, 2006, В.Г. Федоров, 2006 и др.). Для про-
фессионального развития и роста во многих профессиях необходимы не только хорошая физическая подготовленность, но и координация двигательных действий, которая в значительной степени определяет уровень двигательных возможностей человека (Л.В. Чхаидзе 1970; В.М. Зациорский, 1979; А И Воронов 1997, Р Бака 2006).
Для будущих дизайнеров двигательная активность не менее важна. При воплощении их творческих замыслов ключевую роль играет тонкая координация двигательных действий рук, высокие требования предъявляются к тонкой дифференци-ровке пространственных, силовых и временных параметров мелких движений при различного рода оформительских работах, ориентации в пространстве, а также к способности к переключению видов двигательных проявлений в процессе деятельности
Известно, что ранняя специализация дизайнеров, невысокая двигательная активность (пленэры в каникулярное время, нахождение у мольберта более 4 часов в день) отрицательно сказываются на уровне физической подготовленности. В значительной степени недостаток двигательной активности студентов вузов, начиная с 1 курса, мог бы быть восполнен на занятиях по физической культуре. Однако существующая программа по физической культуре для высших учебных заведений построена без учета профессиональной деятельности будущих специалистов, не содержит раздела, который отражал бы критерии оценки координационных способностей, практические и теоретические вопросы совершенствования профессионально значимых координационных способностей.
Научная проблема данного диссертационного исследования состоит в необходимости получения информации о спектре профессионально значимых координационных способностей для разработки методики их развития и совершенствования у студентов-дизайнеров в рамках вариативного компонента программы физической культуры (раздел профессионально-прикладной физической культуры)
Объектом исследования являлся педагогический процесс, осуществляемый в рамках программы по физической культуре (вариативный компонент) раздела профессионально-прикладной физической культуры студенток специальности «дизайн».
Предмет исследования: методика оценки и совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров.
Цель исследования: разработка программного содержания для раздела профессионально-прикладной физической культуры учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов, обучающихся на специальности «дизайн»
Гипотеза исследования: изучение уровня развития базовых координационных способностей и выявление спектра наиболее значимых координационных проявлений для будущей профессиональной деятельности студенток-дизайнеров 1-4 курсов позволит разработать методику совершенствования профессионально значимых координационных способностей студенток в рамках вариативного компонента программы по физической культуре в вузе
Задачи исследования.
1. Исследовать динамику уровня развития координационных способностей и профессиональных качеств девушек-студенгок 1-4 курсов, обучающихся по специальности «дизайн» (на примере Омского государственного института сервиса)
2. Выявить профессионально значимые координационные способности для специалистов дизайнеров.
3 Выявить уровень общефизической подготовки и здоровья студенток 1-4 курсов ОГИС, обучающихся по специальности «дизайн»
4.Теоретически и экспериментально обосновать методику совершенствования профессионально значимых координационных способностей для студенток-дизайнеров в рамках занятий по физической культуре (раздел профессионально-прикладной физической культуры).
Методологической основой и теоретической базой исследования явились, концепция координационных способностей как «организации управляемости двигательного аппарата» (Н.А Берншгейн, 1957), теория переноса навыков и умений, сформированных в одной области человеческой деятельности, на результаты овладения навыками и умениями в новых сферах (В Л Марищук, 1964,2005; и др.), концепция физического воспитания студентов (Л И. Лубышева, 1997), методология
применения корреляционного анализа для изучения взаимовлияний показателей (В К. Бальсевич, 2000)
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось на базе кафедры Медико-биологических основ физической культуры и спорта и Научно исследовательского института деятельности человека в экстремальных условиях Сибирского государственного университета физической культуры, на кафедре «Дизайн» Омского государственного института сервиса, в период с ноября 2002 г. по октябрь 2007 г, в четыре этапа.
На первом этапе (ноябрь 2002 г. - апрель 2004 г) осуществлялся анализ научно-методической литературы по проблеме координационных способностей, проводился подбор комплекса тестов для определения уровня развития базовых видов координационных способностей и профессиональных качеств студентов, обучающихся в Омском государственном институте сервиса. На этом же этапе разрабатывались собственные тесты и осуществлялась их проверка на надежность по Тест-ретест методу, изучался уровень здоровья студенческой молодежи и студенток Омского государственного института сервиса. В исследовании приняли участие 1150 человек -студентки 1-4 курсов, чьи медицинские карты были изучены и проанализированы Были определены цели, задачи, методы исследования
Второй этап исследований (апрель- октябрь 2004 г) имел своим содержанием подготовку и проведение констатирующего эксперимента изучение особенностей развития базовых видов координационных способностей, а также выявление профессионально значимых координационных способностей у студенток 1-4 курсов Омского государственного института сервиса, обучающихся по специальности «дизайн», с учетом общефизической подготовки студенток (105 чел). Разработано теоретическое обоснование и методика совершенствования базовых и профессионально значимых координационных способностей для студенток-дизайнеров На этом же этапе была составлена профессиограмма дизайнера (в исследовании приняли участие 48 человек)
На третьем этапе исследований (октябрь 2004 г. - январь 2006 г) был проведен формирующий (педагогический) эксперимент. На основании анализа результа-
тов констатирующего и формирующего эксперимента были разработаны практические рекомендации по использованию предложенной нами методики совершенствования профессионально значимых координационных способностей студенток-дизайнеров в учебном процессе в условиях профессионального вуза
На четвертом этапе исследования (январь 2006 г - октябрь 2007 г) проводились анализ и обобщение результатов исследования, уточнение положений и выводов, оформление диссертационной работы и приложений к ней, была проведена апробация диссертационной работы.
Научная новизна исследования:
- изучен уровень развития разных видов координационных способностей и динамика его изменения с 1 по 4 курс у студенток специальности «дизайн»;
- выявлен спектр профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров,
- составлена профессиограмма деятельности дизайнера с учетом психомоторного компонента;
- разработана программа тестирования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров,
- разработано теоретическое обоснование методики совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток специальности «дизайн».
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученный материал дополняет раздел теории и методики физического воспитания студентов методикой совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров на занятиях по физической культуре в рамках вариативного компонента программы (раздел профессионально-прикладной физической культуры)
Практическая значимость.
- разработана программа тестирования уровня развития профессионально значимых координационных способностей, включающая нормативные критерии оценки;
- разработана методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей, предназначенная для использования в вариативном компоненте программы по физической культуре (раздел профессионально-прикладной физической культуры) студенток-дизайнеров, начиная с 1 курса
Апробация и внедрение результатов исследования Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на Международных научно-практических конференциях (2003-2006гг, г. Омск), всероссийских научно-практических конференциях (г. Великие Луки, 2005 г, г. Омск, 2007 - 08гт) и внедрены в учебный процесс ОГИС.
Достоверность выводов исследования обеспечена совокупностью методологических и теоретических положений, использованием системного подхода к решению поставленной проблемы, применением совокупности методов, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследования, материалами анализа статистических данных по результатам работы.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Исследование динамики уровня развития координационных способностей студенток 1-4 курсов, обучающихся по специальности «дизайн», свидетельствует об ухудшении всех видов координационных проявлений - кинестетических, ориентаци-онных, реагирующих и способностей к сохранению равновесия к концу обучения в вузе Выявлен низкий уровень абсолютных показателей координационных способностей, уровень здоровья студенток, а также скоростно-силовых способностей и физической выносливости студенток, обучающихся по специальности «дизайн» на всех курсах обучения в вузе
Выявленные факты являются основанием при разработке программного содержания раздела профессионально-прикладной физической культуры, использовать физические упражнения, направленные на развитие координации, так как они позволяют работать с низкой интенсивностью, на невысоком пульсе, способствуют повышению уровня развития других физических качеств (силы, скорости, выносливости), способствуют развитию и совершенствованию профессионально значимых способностей дизайнеров, начинать педагогическое воздействие с первого курса обучения,
так как снижение уровня развития базовых координационных способностей, некоторых профессиональных умений, низкий уровень физической подготовленности и здоровья наблюдается уже на 1 курсе
2. Анализ взаимосвязи базовых координационных способностей и профессиональных качеств, а также составление профессиограммы рабочего дня современного дизайнера позволил выявить спектр профессионально значимых координационных способностей для студенток-дизайнеров способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения, способности к переключению видов двигательных проявлений и ориентации в пространстве.
3 Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей для студенток-дизайнеров, разработанная для использования в вариативной части вузовской программы физической культуры раздела профессионально-прикладной физической культуры позволяет повысить уровень развития всех видов базовых и профессионально значимых координационных способностей
Эффективность методики подтверждает прирост показателей в тестах, оценивающих способность к сохранению равновесия и ориентации в пространстве, который составил в среднем 18%, в тестах, оценивающих способность к дифференцированию пространственных параметров движения - 75%, в тестах оценивающих кинестетические координационные способности - 90%
Разработанная методика позволяет не только улучшить уровень координационных способностей, но и положительно повлиять на профессиональные качества (средние темпы прироста 10,3%) и уровень физической подготовленности (темп прироста показателя в беге на 100м составил 6%, силовой выносливости - 21,7%)
Исследование выполнено в соответствии с тематическим планом НИОКР Федерального агентства по физической культуре и спорту на 2006-2011гг, направление 01 «Повышение эффективности использования средств физической культуры и спорта в решении социально экономических проблем, формировании здорового образа жизни».
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, 4 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 169 источников (из них 11 иностранных авторов) и приложений Работа изложена на 162 страницах
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование координационных способностей как объекта научного внимания ученых на протяжении многих лет не теряет своей актуальности Это связано с тем, что именно в развитии базовых и специальных координационных способностей, в том числе профессионально значимых, многие отечественные и зарубежные авторы видят пути разрешения накопившихся на сегодняшний день проблем физического воспитания, специальной подготовки будущих специалистов различных профессий в высших учебных заведениях
Между тем, построение ныне действующей программы «Физическая культура» в российских вузах, ее направленность, содержание и особенно - количество часов, отведенное для практических занятий, объективно не позволяют решать эти задачи В программе отсутствует само понятие «координационные способности», нет рекомендаций и тем более - методик проведения занятий, направленных на развитие базовых и профессионально значимых координационных способностей студентов, возраст которых для этого весьма благоприятен При этом авторы программы прямо ориентируют педагогов на связь физической подготовки студентов с их будущей профессией.
Сказанное в полной мере относится к студентам-дизайнерам, специфика будущей профессии которых такова, что без сформированных вполне определенных координационных способностей они вряд ли состоятся в своей профессии. Это выдвигает перед педагогами физического воспитания профессиональных вузов в качестве актуальных задачи разработки методик, направленных на восполнение существующего образовательного пробела Такой подход неразрывно связан и с педагогическим аспектом развития соответствующих координационных способностей на основе оценки их реального состояния у студентов, разработки и применения соответ-
ствующих методик, с учетом профессионально значимых двигательных умений и физической и личностной индивидуальности студентов-дизайнеров.
Вместе с тем, на сегодняшний день фактически отсутствуют работы, которые были бы предметно посвящены вопросам развития двигательной активности у студентов-дизайнеров в соответствии с потребностями их профессиональной подготовки в вузе Пока не разработаны ни методики оценки состояния их двигательной координации, ни методики обучения студентов данной профессии востребованным в ее рамках двигательным умениям и навыкам Имеются лишь отдельные разрозненные работы Эта ситуация требует углубленного изучения указанных вопросов с учетом имеющихся теоретических и практических исследований по близким данному аспектам, а также анализа фактического материала - программы дисциплины «Физическая культура» в системе высшего профессионального образования и состояния двигательных способностей студентов-дизайнеров С этих позиций актуальной представляется возможность корректировки действующей программы по физической культуре (раздела профессионально-прикладной физической культуры) и внесение дополнений в ее вариативную часть с целью развития профессионально значимых координационных способностей студентов, обучающихся по специальности «дизайн»
Для повышения эффективности профессионально-прикладных аспектов физического воспитания необходимо выявить координационные способности, которые являются профессионально значимыми для осуществления полноценной деятельности в избранной специальности. Для решения этих задач на данном этапе исследования необходимо было сначала выявить уровень развили координационных способностей, уровень развития профессиональных качеств, уровень здоровья и физической подготовленности у студенток в динамике по курсам обучения в вузе Результаты исследования явились основанием для подбора средства, методов, объема, интенсивности, продолжительности и сроков педагогического воздействия, направленного на повышение эффективности профессионально прикладной физической под! отов-ки.
Для констатирующего эксперимента были отобраны из огромного числа тесты для определения уровня развития базовых координационных способностей; разработаны совместно с преподавателями кафедры «Дизайн» и проверены на надежность «Тест-ретест» методом специальные тесты для определения уровня развития профессиональных умений; подобраны тесты для определения уровня физической подготовленности, функционального состояния и здоровья студенток 1-4 курсов ОГИС. Проведенные исследования позволили заключить, что уровень развития кинестетической, реагирующей способностей, способности к сохранению равновесия и ориентации в пространстве снижается в процессе обучения в вузе с 1 к 4 курсу в среднем на 18%
За время обучения улучшились показатели профессионального мастерства выросла успеваемость по профессиональным предметам1 живописи и композиции, улучшились к 4 курсу результаты художественного тестирования, повысилась точность воспроизведения заданного рисунка, но необходимо отметить и снижение к 4 курсу показателей распределения внимания, объема механического запоминания, скорости выполнения задания Изученный уровень здоровья студенток позволяет заключить, что лишь 14% девушек не имеют отклонений в состоянии здоровья в пределах возрастных норм Во всех исследованных функциональных показателях, отражающих состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы, было выявлено достоверное снижение этих показателей к 4 курсу, за период обучения в вузе.
По всем изученным показателям физической подготовленности (уровень развития силы, быстроты, выносливости), в сопоставлении с возрастными нормами, разработанными для высшей школы, параметры студенток-дизайнеров находятся в пределах «ниже среднего уровня». Более того, уже на 1 курсе ни по одному го исследованных в ходе тестирования показателей студентки-дизайнеры не достигли нормативного уровня.
Частной задачей следующего этапа исследования являлось выявление тех координационных способностей, которые будут являться профессионально значимыми в процессе подготовки студенток-дизайнеров 1-4 курсов, в наибольшей степени повлияют на успешность их профессиональной деятельности С этой целью был прове-
ден множественный корреляционный анализ, была построена корреляционная матрица, в которой полученная информация анализировалась с учетом характера, количества и степени тесноты полученных взаимосвязей. Выявлено, что все изученные нами показатели профессиональных качеств будущих дизайнеров взаимосвязаны с показателями определенных видов базовых координационных проявлений. Вместе с тем, проведенный анализ позволил выявить неоднозначный характер взаимозависимостей по разным видам координационных способностей будущих дизайнеров В ходе корреляционного анализа установлено, что профессионально значимыми координационными способностями являются кинестетические, реагирующие и способность ориентироваться в пространстве (рис 1)
Рис 1 Корреляционные связи профессиональных умений с базовыми координационными
способностями
Кроме того, в ходе констатирующего эксперимента была построена профессио-грамма деятельности современного дизайнера-профессионала Было установлено что' в течение дня дизайнер выполняет в среднем от 5 до 10 профессиональных операций, двигательные действия представлены несколькими движениями (ходьба, сохранение статического положения (сидя или стоя), локальные действия конечностями, локальные действия кистью руки, достаточно сложные в координационном отношении), большой процент рабочего времени (37%) занимают психомоторные процессы, связанные с решением основных производственных задач (умение использовать зрительную память, умение ориентироваться в пространстве и распределять внимание,
способность к воспроизведению заданных параметров объекта на схеме, способность к оценке и дифференцированию силовых и пространственных параметров движений, выполняемых с межой амшплудой, точность выполняемых действий); при выполнении данных действий основными координационными и психомоторными проявлениями являются действия, где активно используются, кинестетические способности (воспроизведение, оценка, отмеривание, дифференцирование пространственных, силовых параметров движения), ориентационные способности, точность выполнения задания, способность к конструктивному праксису, способность к распределению и переключению внимания
Составление профессиограммы подтвердило полученную нами в процессе корреляционного анализа информацию о значимости определенных видов координационных способностей для будущих специалистов дизайнеров и позволило теоретически обосновать программное содержание для профессионально-прикладной физической культуры в вузе.
Полученные результаты констатирующего эксперимента дают основание при разработке методики совершенствования профессионально значимых координационных способностей для студенток-дизайнеров:
- начинать педагогическое воздействие с первого курса обучения, так как снижение уровня развития базовых координационных способностей, некоторых профессиональных умений, низкий уровень физической подготовленности и здоровья наблюдается уже на 1 курсе,
- использовать физические упражнения, направленные на развитие координации, так как именно они позволяют работать с низкой интенсивностью, на невысоком пульсе (низкий уровень физической подготовленности и здоровья); способствуют повышению уровня развития других физических качеств (силы, скорости, выносливости), способствует развитию и совершенствованию профессионально значимых способностей
Разработанная нами в рамках вариативной части общевузовской программы по физической культуре (раздел профессионально-прикладной физической культуры) методика, включает блоки, содержащие специальные упражнения, направленные на
формирование и закрепление профессионально значимых для студенток-дизайнеров координационных способностей. Методика включает следующие блоки упражнений для совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов-дизайнеров (рис.2):
1. Блоки упражнений для совершенствования дифференцировочной координационной способности (19%).
2. Блоки упражнений для развития способности к ориентации в пространстве (32%).
3. Блоки упражнений для развития способности к сохранению равновесия (9%).
4. Блоки упражнений для совершенствования способности к реакции (22%).
5. Блоки упражнений на развитие точности движений и дифференцировку мышечных усилий (16%).
□ Блоки упражнений для совершенствования дифференцировочной координационной способности
□ Блоки упражнений для развития способности к ориентации в пространстве
□ Блоки упражнений для развития способности к сохранению равновесия
□ Блоки упражнений для совершенствования способности к реакции
□ Комплексный блок упражнений для совершенствования несколькихвидов ко-ординацио способностей
□ Упражнения на дыхание и расслабление
Рис. 2. Процентное соотношение блоков разной направленности в методике совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов-дизайнеров
Каждый блок включает в себя 4-5 упражнений, и все блоки примерно одинаковы по объему нагрузки и времени выполнения Процентное соотношение указанных блоков определено количеством и степенью тесноты корреляционных связей координационных способностей с профессиональными умениями. В целом методика рассчитана на 4 месяца (36 занятий), с указанной продолжительностью каждого занятия Блоки физических упражнений дня совершенствования профессионально значимых координационных способностей студенток дизайнеров использовались в подготовительной и основной частях занятия. Игровые упражнения и эстафеты также проводились в основной части занятия, упражнения на дыхание и расслабление применялись в заключительной части. Блоки, содержащие сложные упражнения, имели продолжительность 18-20 минут, блоки с менее сложными упражнениями и небольшим количеством повторений занимали 10-12 минут, что позволяло в одном занятии использовать два блока физических упражнений с разной направленностью воздействия на координационные способности студенток Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление в простых блоках использовались 1-2 раза, в сложных блоках - после каждого упражнения Особое внимание дыхательным упражнениям уделялось при круговом методе занятия, и после работы на каждой станции на эти упражнения отводилось до 20 секунд. На занятиях по спортивным играм использовались блоки физических упражнений, направленных на совершенствование способности студенток к точности воспроизведения действий, к реагированию, дифференцированию ершовых параметров Усложнение заданий осуществлялось за счет включения в блоки упражнений с набивными, волейбольными и баскетбольными мячами и упражнений с предметами (гимнастические палки, скакалки, скамейки).
Основным средством развития координационных способностей в методике являлись разнообразные упражнения, требующие от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий, а также находчивости в применении этих действий в разных условиях. Так, для совершенствования кинестетических координационных способностей использовались задания на точность дифференцирования и воспроизведения пространственных и силовых параметров движения Упражнения усложнялись пу-
тем выключения зрительного контроля, изменения темпов выполнения упражнения, введения дополнительных отвлекающих движений и т д
Использовались также методики «контрастных заданий» и «сближаемых заданий», разработанные впервые ВС Фарфелем (1955-1976) и рекомендуемые для применения В И Ляхом (1989) и другими специалистами. Для совершенствования реагирующей способности испытуемых применялись задания, основанные на движении (беговые упражнения, ведение и передвижения с мячами и др.). Были использованы задания для совершенствования как простых, так и сложных реакций. Основная часть упражнений данной направленности проводилась в разделе спортивных игр
Для совершенствования способности к сохранению статического и динамического равновесия мы использовали упражнения, при выполнении которых затруднено достижение устойчивости позы тела сохранение различных статических поз, выполнение балансирований, движений и передвижений на маленькой площади опоры, выполнение сложно-координационных движений, требующих усилий для сохранения определенного положения тела
В целях усложнения различных упражнений и двигательных действий применялись следующие методические приемы удлинение времени сохранения неустойчивой позы, временное исключение или ограничение зрительного контроля, уменьшение площади опоры; включение предварительных и сопутствующих движений, сохранение равновесия на фоне раздражения вестибулярного аппарата (после выполнения передвижений и переворотов) и на фоне утомления
Для совершенствования способности испытуемых к произвольному мышечному расслаблению нами был подобран ряд упражнений (смена произвольных мышечных расслаблений и напряжений, дыхательные упражнения, упражнения на растягивание различных мышечных групп), которые выполнялись в течение основной части занятия между упражнениями и в заключительной части занятия
Для проверки эффективности разработанной нами методики совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров нами был организован и проведен педагогический эксперимент, в кото-
ром участвовали студентки 1 курса, объединенные в две группы - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ), по 30 человек в каждой. Проведенное до начала эксперимента тестирование не выявило достоверных различий между студентками этих групп по изучаемым показателям. Контрольная группа занималась по общевузовской программе «Физическая культура», экспериментальная группа - по разработанной нами методике.
Эксперимент проводился в 1 семестре учебного года, так как именно в данный период общевузовская программа по физическому воспитанию позволяет распределить блоки упражнений, направленных на развитие координационных способностей студенток, в рамках занятий по легкой атлетике и спортивным играм (баскетбол, волейбол) и общей физической подготовки Продолжительность вариативной части занятия в рамках проведенного нами эксперимента занимала не более 20% от общего времени занятия и составляла 18-20 минут В каждой из групп (экспериментальной и контрольной) проводилось по два занятия в неделю, продолжительностью по 90 минут каждое
Результаты педагогического эксперимента, в рамках которого было апробировано применение разработанной нами методики совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток дизайнеров на занятиях по физическому воспитанию, показали устойчивое улучшение показателей по всем проведенным тестам в экспериментальной группе (табл 1)
Таблица 1
Темпы прироста показателей в экспериментальной и контрольной грушах
Показатель Экспериментальная группа Контрольная группа Различия достоверны с вероятностью*
Проба Ромберга (с) 36% 6% Р<0,05
Балансирование на скамейке (с) 27 % 12% Р<0,05
Бросок реакция (с) 24% 11% Р<0 05
Прыжки со скамейки на точность 1 попытка (см) 91% 15% Р<0,05
Прыжки со скамейки на точность 2 попытка (см) 104% 7% Р<0,05
Прыжки со скамейки на точность среднее (см) 92,5 % 10,5% Р<0,05
Попадание в цель (кол-во раз) 21,2 % 5,5 % Р<0,05
Дриблинг за 60 с 12,9 % 3,9% Р<0,05
Лабиринт (с) 24,7 % 1,3% Р<0,05
Лабиршгт (точность) 20,6 % 5,7% Р<0,05
Бег 100 м (с) 6% 2% Р<0,05
Поднимание туловища за 30 с (раз) 21,70 % 2% Р<0,05
Бег 2 км (мин) 10,3 % 2% Р<0,05
Подтягивание на перекладине (раз) 15% 9,6% Р<0,05
Прыжок в длину с места (см) 2,9% 8,9% Р<0,05
Рисунок (баллы) 6% 2% Р<0,05
Живопись (баллы) 10,3 % 2,3 % Р<0,05
Композиция (баллы) 12,7 % 4,6 % Р<0,05
* - Вероятности рассчитаны на основе тестов Стъюдента
Таким образом, разработанная нами методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров на занятиях по физической культуре, примененная на студентках 1 курса, входящих в экспериментальную группу, показала свою эффективность. Это означает, что применение блоков упражнений, входящих в данную методику, эффективно повлияло на развитие базовых координационных способностей студенток-дизайнеров экспериментальной группы, формирование их профессионально значимых качеств и улучшение уровня их общефизической подготовки Целенаправленные и систематические педагогические воздействия на студенток 1 курса способны существенно изменить показатели уровня их физического состояния, усовершенствовать профессионально значимые способности и в целом активизировать процесс физического воспитания в вузе
ВЫВОДЫ
1. Исследование динамики развития координационных способностей девушек-студенток 1-4 курсов, обучающихся по специальности «дизайн», показало, что уровень всех видов базовых координационных способностей - кинестетических, ориен-тационных, реагирующих и способности к сохранению равновесия - к концу обучения существенно снижается (в среднем на 15-20%)
2 Динамика развития профессиональных качеств не однозначна. Уровень развития отдельных профессиональных качеств, необходимых для дизайнеров в дальнейшей деятельности, связанных с точностью и скоростью воспроизведения и размещения заданных объектов в пространственном поле снижается в среднем на 17%
Отмечается рост показателей профессиональных качеств (в среднем на 5,5%), что связано с увеличением количества часов отведенных на профессиональную подготовку.
3. Корреляционный анализ взаимосвязей профессиональных с базовыми координационными способностями (выявлено 13 корреляционных связей, средний коэффициент 0,5) и составленная профессиограмма деятельности дизайнеров свидетельствует о значительной степени значимости для данной профессии следующих способностей: способности к точности воспроизведения, к дифференцированию, отмериванию и оценке пространственных, временных и силовых параметров движений, быстрому реагированию и ориентированию в пространстве, быстрой перестройке двигательной деятельности.
4 У студенток 1 курса выявлен низкий уровень развития таких физических качеств как сила, быстрота, выносливость в сравнении со средне возрастными нормами. Анализ динамики уровня развития физической подготовленности показывает достоверное снижение этого уровня от 1 курса к 4 курсу (Р < 0,01) Анализ уровня здоровья у студенток дизайнеров с 1 по 4 курсы свидетельствует о том, что 40 % имеют различные хронические заболевания, 34 % занимаются в специальной медицинской группе, 12 % - студентки, освобожденные от занятий по состоянию здоровья Низкий уровень физической подготовленности и здоровья студенток-дизайнеров подтверждают положение о целесообразности использования координационных упражнений при проведении занятий по физической культуре, так как они позволяют контролировать направленность, объем и интенсивность нагрузок
5. Разработанная нами комплексная программа тестирования, включающая нормативные критерии оценки уровня развития координационных способностей у студенток-дизайнеров позволяют оценить не только индивидуальные особенности в развитии у девушек-дизайнеров координационные способности, но и определить средне групповое значение уровня развития координационных способностей для осуществления дифференцированного подхода в развитии и совершенствовании координационных способностей
6 Разработанная нами методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов-дизайнеров состоит из тестирующей, обучающей и совершенствующей частей Методика используется в вариативной части программы раздела профессионально-прикладной физической культуры, рассчитана на учебный семестр в рамках разделов по легкой атлетике и спортивным играм, включает блоки упражнений на совершенствование реагирующей, дифференцировочной, ориентационной и способности к сохранению равновесия, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и растягивание Система блочного построения методики позволяет оптимально воздействовать на совершенствование различных профессионально значимых координационных способностей Свидетельством эффективности методики являются темпы прироста результатов экспериментальной группы Прирост показателей в тестах, оценивающих способность к ориентации в пространстве, составил в среднем 18 %, в тестах, оценивающих способность к дифференцированию пространственных параметров движения - 75 %, кинестетическую координационную способность - 90% Прирост показателей физической подготовленности в среднем составил 11,2% ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1 Для определения уровня развития базовых и профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров необходимо провести комплексное тестирование, оценивающее уровень развития реагирующей, дифференцировочной, ориентационной координационной способности и способности к сохранению равновесия, по разработанной программе (глава 2)
Дифференцированную оценку уровня развития базовых и профессионально значимых координационных способностей рекомендуется проводить на основе разработанных нормативных критериев (приложение 4). Полученные результаты дифференцированной оценки можно использовать при проведении занятий: для хорошо подготовленных студенток использовать сразу усложненную форму упражнений (например- выполнять упражнения на равновесие с закрытыми глазами, на узкой скамейке), для слабо подготовленных, наоборот, упрощенную форму упражнений
2 Рекомендуем использовать разработанную нами методику совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров на занятиях по физическому воспитанию в рамках вариативной части вузовской программы «Физическая культура» раздела профессионально-прикладной физической культуры в вузах, выпускающих специалистов близких по роду деятельности к дизайнерам (например, на художественно-графическом факультете педагогического университета; на факультете компьютерного дизайна в политехническом университете).
3. Данная методика может быть рекомендована к использованию как в первой половине дня, так и во второй половине учебного дня, так как выполнение блоков физических упражнений, входящих в методику и применяемых в соответствии с ней, не приводит к значительному утомлению студентов, улучшает проявления таких психических процессов, как внимание и оперативная память, следовательно, не способствует снижению качества учебной деятельности на последующих занятиях
4. Рекомендуем использовать данную методику в 1,3,5,7 семестрах, так как по программе идет изучение таких разделов как легкая атлетика и спортивные игры Именно при изучении данных разделов можно проводить занятия как на стадионе, так и в спортивном зале, используя все предложенные блоки физических упражнений данной методики.
5 На занятиях по спортивным играм, используя блоки упражнений 1-1,4; 2-2,3,5 можно производить замену набивного мяча на баскетбольный или волейбольный и наоборот, если упражнение выполняется неправильно (например1 недостаточно силы для подбрасывания мяча у студенток) (глава 4 2, приложение 3)
6 Рекомендуется использовать блоки физических упражнений в подготовительной и начале основной частей занятия. Можно применять отдельные упражнения из блоков (например, ведение баскетбольного мяча, передачи и т.д) при проведении эстафет и игр в конце основной части (глава 4 2, приложение 3).
7 При проведении занятий круговым методом рекомендуемый интервал отдыха от 30 секунд до 2 минут
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Афанасьева, ИВ., Вериго, Л.Н Сравнительный анализ уровня состояния здоровья и физического развития студентов ОГИС /ИВ Афанасьева, Л Н Вериго // Актуальные проблемы подготовки специалистов для сферы сервиса Международная научно-практическая конференция (30-31 октября 2003 г., г Омск). Сборник статей / Под ред. проф. Н.А Гулиева Часть 2 - Омск. Изд-во ОГИС, 2003 - С. 196-198
2 Афанасьева, И В , Вериго, Л Н Анализ физического развития и состояния здоровья студентов Омского государственного инсппуга сервиса /ИВ Афанасьева, Л Н Вериго // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры / Под ред А И. Федорова, С Б Шармановой - Челябинск УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004 Вып 7. Ч 1 -С 13-16.
3 Афанасьева, И В Подбор профессионально значимых тестов для определения уровня развития координационных способностей у будущих специалистов-дизайнеров /ИВ Афанасьева // Проблемы совершенствования качественной подготовки специалистов высшей квалификации II Международная научно-практическая конференция (22-25 ноября 2004 г, г Омск)- Сборник статей / Под ред. проф Н.У. Казачуна - Омск. Изд-во ОГИС, 2004 - С 342.
4. Вериго, Л Н, Афанасьева, И В , Горская, И Ю Анализ уровня здоровья и физического развития студенток, отнесенных к специальной медицинской группе / Л Н Вериго, И В Афанасьева, И Ю Горская // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 35-летию ВЛГАФК (9-10 ноября 2005 г, г Великие Луки) / Под ред. А А Петрова. - Великие Луки Изд-во ВЛГАФК, 2005. - С 244-247.
5. Афанасьева, И В Анализ учебной программы высшей школы /ИВ Афанасьева // Проблемы совершенствования качества подготовки специалистов высшей квалификации IV Международная научно-практическая конференция (4-6 декабря 2006 г., г. Омск). Сборник статей / Под ред проф Н.У. Казачуна - Омск Изд-во ОГИС,2006 - С 158-159,/
6. Афанасьева, ИБ Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток дизайнеров / И В.Афанасьева // Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе V Международная научно-практическая конференция (17-19 октября 2007 г., г Омск). Сборник статей / Под ред проф. Н У Казачуна. - Омск- Изд-во ОГИС, 2007. - С 112-114.
7 Афанасьева, И.В Влияние профессиональной деятельности на здоровье студентов дизайнеров / И.В .Афанасьева // Проблема сохранения здоровья в Сибири и в условиях Крайнего Севера: материалы всероссийской научно-практической конференции - Омск: Изд-во СибГУФК, 2007 - С. 217-223
8 Афанасьева, И.В. Результаты исследования профессионально важных качеств студенток ОГИС (на примере специальности «Дизайн») / ИВ. Афанасьева // Омский научный вестник - Омск Изд- во ОмГТУ, 2007 - № 4 (58) - С 144 -146
у
Подписано в печать 13 08 08 Тираж 100 экз Объем 1,0 уч-изд л Формат 60x84/16 Заказ 437
ООО "Полиграфическии центр "Татьяна" 644020, г Омск, ул Любкова, 4
Тел./факс (3812) 46-21-15 E-mail omskcopycenter@yandex ru
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Афанасьева, Инга Владимировна, 2008 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема теоретико-методологического обеспечения и направленность занятий по совершенствованию профессионально значимых координационных способностей у студентов-дизайнеров на занятиях по физической культуре
1.1. Координационные способности: основные теоретические подходы
1.2. Развитие профессионально значимых двигательных умений и навыков у студентов-дизайнеров
1.3. Возрастные психофизиологические особенности контингента студентов-дизайнеров
1.4. Анализ программы дисциплины «Физическая культура» и ее возможности в развитии профессионально значимых координационных способностей студентов-дизайнеров 33 Резюме
ГЛАВА II. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
ГЛАВА III. Анализ динамики уровня развития координационных способностей, профессиональных качеств, физической подготовленности и здоровья студенток дизайнеров с 1 по 4 курсы
3.1. Анализ динамики уровня развития координационных способностей и профессиональных качеств девушек-студенток, обучающихся по специальности «дизайн»
3.2. Выявление профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров
3.3. Анализ двигательного и психомоторного компонентов в профессионалыюй деятельности современных дизайнеров
3.4. Исследование уровня общефизической подготовленности и здоро
3.4.1. Уровень общефизической подготовки и здоровья студенток
ГЛАВА IV. Теоретическое и экспериментальное обоснование методики совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров на занятиях по физической культуре
4.1. Теоретическое обоснование и содержание методики совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров на занятиях по физической культуре
4.2. Экспериментальное обоснование методики совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров
4.3. Нормативные критерии оценки уровня развития координационных способностей у студенток дизайнеров 18-22 лет 133 Резюме 136 Выводы 139 Практические рекомендации 141 Список литературы 143 Приложения вья студенческой молодежи
Омского государственного института сервиса Резюме
СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ
Координационные способности - КС
Профессионально прикладная физическая культура - ППФК
Омский государственный институт сервиса — ОГИС
Омский государственный университет физической культуры - СибГУФК
Контрольная группа - КГ
Экспериментальная группа - ЭГ
Уровень физического состояния - УФС
Коэффициент здоровья - КЗ
Жизненная емкость легких - ЖЕЛ
Жизненный индекс - ЖИ
Простая зрительно моторная реакция - ПЗМР
Сложная зрительно моторная реакция - СЗМР
Реакция на движущийся объект - РДО
Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов дизайнеров"
АКТУАЛЬНОСТЬ. Проблема управления движениями человека, его двигательной координации в науке не нова: необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать и управлять движениями в настоящее время не вызывает сомнений у специалистов физической культуры и спорта. Координационные способности - одна из наиболее существенных составляющих двигательной функции, которая выступает базой для формирования и совершенствования физических качеств (Н.А. Берн-штейн, 1957, 1966; В.И. Лях, 1987; И.И. Сулейманов, 1986; Карпеев А.Г., 1998; Л.Д. Назаренко, 2003 и др.). В этом отношении не является исключением и студенческая молодежь (В.П. Лукьяненко, 1991; В.И. Лях, 1991; И.П. Ратов, 1994; В.А. Романенко, 1999; В.К. Бальсевич, 2000; Л.Д. Назаренко, 2001, 2003; О.П. Головченко, 2004 и др.).
Состояние и уровень физической подготовки студентов высшей школы в последние годы являются предметом пристального внимания и серьезной заботы специалистов (Л.И. Лубышева, 1997, 2003; В.К. Бальсевич, 1999; М.Я. Виленский, 2001; Р.Г. Гостев, 2001; Ю.А. Войнар, 2002; В.Н. Григорьева, 2003; Л.Б. Андрющенко, 2004; В.А. Быков, 2004, 2006; В.И. Григорьев, 2004; Ю.П. Кобяков, 2004; Ю.Д. Железняк, А.В. Лейфа, 2006; Е.В. Старкова, 2006; И.А. Лысова, А.О. Блинова, 2007 и др.). Низкий уровень общефизической подготовки, слабая двигательная активность, отсутствие постоянных физических нагрузок негативно отражаются на состоянии здоровья студенческой молодежи. Учитывая же то, что базовые координационные способности выступают основой формирования многих профессионально значимых качеств будущих специалистов, можно говорить о комплексном негативном влиянии слабой двигательной активности на молодежь.
Зависимость уровня развития профессионально значимых координационных способностей и уровня профессионализма специалистов разных сфер деятельности не раз была отмечена в научных исследованиях (М.Я. Виленский, Р.С. Сафин, 1980; П.П. Тамошаускас, 1984; С.А. Полиевский, 1988; В.Д. Никитин, 1989; В.А. Романенко 1994; В.М. Наскалов, 2004; Ю.П. Галкин, 2005; А.В. Лейфа, 2005; Н.И. Санникова, 2006; В.Г. Федоров, 2006 и др.). Для профессионального развития и роста во многих профессиях необходимы не только хорошая физическая подготовленность, но и координация двигательных действий, которая в значительной степени определяет уровень двигательных возможностей человека (JI.B. Чхаидзе 1970; В.М. Зациорский, 1979; А.И. Воронов 1997; Р. Бака 2006).
Для будущих дизайнеров двигательная активность не менее важна. При воплощении их творческих замыслов ключевую роль играет тонкая координация двигательных действий рук, высокие требования предъявляются к тонкой дифференцировке пространственных, силовых и временных параметров мелких движений при различного рода оформительских работах, ориентации в пространстве, а также к способности к переключению видов двигательных проявлений в процессе деятельности.
Известно, что ранняя специализация дизайнеров, невысокая двигательная активность (пленэры в каникулярное время, нахождение у мольберта более 4 часов в день) отрицательно сказываются на уровне физической подготовленности. В значительной степени недостаток двигательной активности студентов вузов, начиная с 1 курса, мог бы быть восполнен на занятиях по физической культуре. Однако существующая программа по физической культуре для высших учебных заведений построена без учета профессиональной деятельности будущих специалистов, не содержит раздела, который отражал бы критерии оценки координационных способностей, практические и теоретические вопросы совершенствования профессионально значимых координационных способностей.
Научная проблема данного диссертационного исследования состоит в необходимости получения информации о спектре профессионально значимых координационных способностей для разработки методики их развития и совершенствования у студентов-дизайнеров в рамках вариативного компонента программы физической культуры (раздел профессионально-прикладной физической культуры).
Объектом исследования являлся педагогический процесс, осуществляемый в рамках программы по физической культуре (вариативный компонент) раздела профессионально-прикладной физической культуры (ППФК) студенток-дизайнеров.
Предмет исследования: методика оценки и совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров.
Цель исследования: разработка и теоретико-методологическое обоснование программного содержания для раздела профессионально-прикладной физической культуры учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов, обучающихся на специальности «дизайн».
Гипотеза исследования: изучение уровня развития базовых координационных способностей и выявление спектра наиболее значимых координационных проявлений для будущей профессиональной деятельности студенток-дизайнеров 1-4 курсов позволит разработать методику совершенствования профессионально значимых координационных способностей студенток в рамках вариативного компонента программы по физической культуре в вузе (раздел ППФК).
Научная новизна исследования:
- изучен уровень развития разных видов координационных способностей и динамика его изменения с 1 по 4 курс у студенток специальности «дизайн»;
- выявлен спектр профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров;
- составлена профессиограмма деятельности дизайнера с учетом психомоторного компонента;
- разработана программа тестирования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров;
- разработано теоретическое обоснование и содержание методики совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток специальности «дизайн».
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученный материал дополняет раздел теории и методики физического воспитания студентов методикой совершенствования профессионально значимых координационных способностей у студенток-дизайнеров на занятиях по физической культуре в рамках вариативного компонента программы.
Практическая значимость:
- разработана программа тестирования уровня развития профессионально значимых координационных способностей, включающая нормативные критерии оценки для студенток-дизайнеров;
- разработана методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей, предназначенная для использования в вариативном компоненте программы по физической культуре (раздел профессионально-прикладной физической культуры) студенток-дизайнеров, начиная с 1 курса.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Исследование динамики уровня развития координационных способностей студенток 1-4 курсов, обучающихся по специальности «дизайн», свидетельствует об ухудшении всех видов координационных проявлений - кинестетических, ориентационных, реагирующих и способностей к сохранению равновесия к концу обучения в вузе. Выявлен низкий уровень абсолютных показателей координационных способностей, уровень здоровья студенток, а также скоростно-силовых способностей и физической выносливости студенток, обучающихся по специальности «дизайн» на всех курсах обучения в вузе.
Выявленные факты являются основанием при разработке программного содержания раздела профессионально-прикладной физической культуры: использовать физические упражнения, направленные на развитие координации, так как они позволяют работать с низкой интенсивностью, на невысоком пульсе, способствуют повышению уровня развития других физических качеств (силы, скорости, выносливости); способствуют развитию и совершенствованию профессионально значимых способностей дизайнеров; начинать педагогическое воздействие с первого курса обучения, так как снижение уровня развития базовых координационных способностей, некоторых профессиональных умений, низкий уровень физической подготовленности и здоровья наблюдается уже на 1 курсе.
2. Анализ взаимосвязи базовых координационных способностей и профессиональных качеств, а также составление профессиограммы рабочего дня современного дизайнера позволил выявить спектр профессионально значимых координационных способностей для студенток-дизайнеров: способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения, способности к переключению видов двигательных проявлений и ориентации в пространстве.
3. Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей для студенток-дизайнеров, разработанная для использования в вариативной части вузовской программы физической культуры раздела профессионально-прикладной физической культуры позволяет повысить уровень развития всех видов базовых и профессионально значимых координационных способностей.
Эффективность методики подтверждает прирост показателей в тестах, оценивающих способность к сохранению равновесия и ориентации в пространстве, который составил в среднем 18%, в тестах, оценивающих способность к дифференцированию пространственных параметров движения - 75%, в тестах оценивающих кинестетические координационные способности -90%.
Разработанная методика позволяет не только улучшить уровень координационных способностей, но и положительно повлиять на профессиональные качества (средние темпы прироста 10,3%) и уровень физической подготовленности (темп прироста показателя в беге на 100м составил 6%, силовой выносливости - 21,7%).
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"
1. Исследование динамики развития координационных способностей девушек-студенток 1-4 курсов, обучающихся по специальности «дизайн», показало, что уровень всех видов базовых координационных способностей -
кинестетических, ориентационных, реагирующих и способности к сохране нию равновесия - к концу обучения существенно снижается (в среднем на
2. Динамика развития профессиональных качеств не однозначна. Уро вень развития отдельных профессиональных качеств, необходимых для ди зайнеров в дальнейшей деятельности, связанных с точностью и скоростью воспроизведения и размещения заданных объектов в пространственном поле снижается в среднем на 17 %. Отмечается рост показателей профессиональ ных качеств (в среднем на 5,5 %), что связано с увеличением количества ча сов отведенных на профессиональную подготовку.3. Корреляционный анализ взаимосвязей профессиональных качеств бу дущих дизайнеров с базовыми координационными способностями (выявлено 13 корреляционных связей, средний коэффициент 0,5) и составленная про фессиограмма деятельности дизайнеров свидетельствует о значительной сте пени значимости для данной профессии следующих способностей: способ ности к точности воспроизведения; к дифференцированию, отмериванию и оценке пространственных, временных и силовых параметров движений; бы строму реагированию и ориентированию в пространстве, быстрой пере стройке двигательной деятельности.4. У студенток 1 курса выявлен низкий уровень развития таких физи ческих качеств как сила, быстрота, выносливость в сравнении со средне воз растными нормами. Анализ динамики уровня развития физической подго товленности показывает достоверное снижение этого уровня от 1 курса к 4 курсу (Р < 0,01). Анализ уровня здоровья у студенток дизайнеров с 1 по 4 курсы свидетельствует о том, что 40 % имеют различные хронические заболевания, 34 % занимаются в специальной медицинской группе, 12 % - сту дентки, освобожденные от занятий по состоянию здоровья. Низкий уровень физической подготовленности и здоровья студенток-дизайнеров подтвер ждают положение о целесообразности использования координационных уп ражнений при проведении занятий по физической культуре, так как они по зволяют контролировать направленность, объем и интенсивность нагрузок.5. Разработанная нами комплексная методика тестирования и шкалы дифференцированной оценки уровня развития координационных способно стей у студенток-дизайнеров позволяют оценить не только индивидуальные особенности в развитии у девушек дизайнеров КС, но и определить средне групповое значение уровня развития КС для осуществления дифференциро ваного подхода в развитии и совершенствовании координационных способ ностей.6. Разработанная нами методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов дизайнеров состоит из тестирующей, обучающей и совершенствующей час тей. Методика используется в вариативной части программы раздела ГШФК, рассчитана на учебный семестр в рамках разделов по легкой атлетике и спор тивным играм, включает блоки упражнений на совершенствование реаги рующей, дифференцировочной, ориентационной и способности к сохране нию равновесия, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и растягивание. Система блочного построения методики позволяет оптимально воздействовать на совершенствование профессионально значимых коорди национных способностей. Свидетельством эффективности методики явля ются темпы прироста результатов экспериментальной группы. Прирост пока зателей в тестах, оценивающих способность к ориентации в пространстве, составил в среднем 18 %, в тестах, оценивающих способность к дифферен цированию пространственных параметров движения - 75 %, кинестетиче скую координационную способность - 90%. Прирост показателей физиче ской подготовленности в среднем составил 11,2 %.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Для определения уровня развития базовых и профессионально значимых КС у студенток-дизайнеров необходимо провести комплексное тестирование, оценивающее уровень развития реагирующей, дифференцировочной, ориен тационной КС и способности к сохранению равновесия, по разработанной программе (глава 2).Дифференцированную оценку уровня развития базовых и профессио нально значимых КС рекомендуется проводить на основе разработанных нормативных критериев (приложение 4). Полученные результаты дифферен цированной оценки можно использовать при проведении занятий: для хоро шо подготовленных студенток использовать сразу усложненную форму уп ражнений (например: выполнять упражнения на равновесие с закрытыми глазами, на узкой скамейке), для слабо подготовленных, наоборот, упрощен ную форму упражнений.2. Рекомендуем использовать разработанную нами методику совершенст вования профессионально значимых координационных способностей у сту денток-дизайнеров на занятиях по физическому воспитанию в рамках вариа тивной части вузовской программы «Физическая культура» раздела ППФК в вузах, выпускающих специалистов близких по роду деятельности к дизайне рам (например, на художественно-графическом факультете педагогического университета, на факультете компьютерного дизайна в политехническом
университете).3. Данная методика может быть рекомендована к использованию как в пер вой половине дня, так и во второй половине учебного дня, так как выполне ние блоков физических упражнений, входящих в методику и применяемых в соответствии с ней, не приводит к значительному утомлению студентов, улучшает проявления таких психических процессов, как внимание и опера тивная память, следовательно, не способствует снижению качества учебной деятельности на последующих занятиях.4. Рекомендуем использовать данную методику в 1,3,5,7 семестрах, так как по программе идет изучение таких разделов как легкая атлетика и спортив ные игры. Именно при изучении данных разделов можно проводить занятия как на стадионе, так и в спортивном зале, используя все предложенные блоки физических упражнений данной методики.5. На занятиях по спортивным играм, используя блоки упражнений 1-1,4;
2-2,3,5 можно производить замену набивного мяча на баскетбольный или волейбольный и наоборот, если упражнение выполняется неправильно (на пример: недостаточно силы для подбрасывания мяча у студенток) (глава 4.2, приложение 3).6. Рекомендуется использовать блоки физических упражнений в подгото вительной и начале основной частей занятия. Можно применять отдельные упражнения из блоков (например: ведение баскетбольного мяча, передачи и т.д.) при проведении эстафет и игр в конце основной части (глава 4.2, прило жение 3).7. При проведении занятий круговым методом рекомендуемый интервал отдыха от 30 секунд до 2 минут.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Афанасьева, Инга Владимировна, Омск
1. Тест на определение реакции на движущийся объект.Для проведения теста использовалась компьютерная программа «Прогноз», разработанная Институтом физиологии им. А.А. Богомольца АН Украины, г. Киев.
2. Тест на скорость зрительно-моторной реакции (простой и сложной).Для проведения теста использовалась компьютерная программа «Прогноз», разработанная Институтом физиологии им. А.А. Богомольца АН Украины, г. Киев.
3. Тест «дриблинг» (набивание мяча) (И.Ю. Горская, 2000).Схема тестирования: испытуемый выполняет «дриблинг» баскетбольным мячом одной рукой. Фиксируется количество выполненных ударов за 15 сек.
4. Тест «бег на 100 м» проводился по общепринятой методике (В .И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др., 2001).
5. Тест «бег на 2 км» проводился по общепринятой методике (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др., 2001).
6. Поднимание туловища за 30 сек. проводилось по общепринятой методике (А.И. Кравчук, 1998).Упражнение выполняется из положения лежа на полу, руки за головой, ноги согнуты в коленях и зафиксированы.