автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка учителей физической культуры на основе творческой ориентации
- Автор научной работы
- Пашкова, Лариса Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Подготовка учителей физической культуры на основе творческой ориентации"
РГ8 ОД - - ДВГ 1997
На правах рукописи
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ЖЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ (на примере гимнастики)
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Санкт-Петербург 1997
Работа выполнена в Санкт-Петербургской Академии физической культуры имени П.Ф.Лесгафта.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук,
доцент И.А.Степанова
Официальные'оппоненты - доктор педагогических наук,
профессор Н.К.Меньшиков
- кандидат педагогических наук, профессор В.И.Силин
Ведущее учреждение - Великолукский государственный
институт физической культуры.
Защита диссертации состоится "¿/6 " 1998 г.
У ^ — —
в 13 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 046.03.01 Санкт-Петербургской Государственной Академии физической культуры имени П.Ф.Лесгафта (190121, Санкт-Петербург, ул.Декабристов, 35).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственной Академии физической культуры имени П.Ф.Лесгафта.
Автореферат разослан ^ 1998 г.>
Ученый секретарь диссертационного совета доцент
Ю.М.Николаев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ. Современный этап развития педагогической науки, возникновение новых гуманистических методик обучения и воспитания учащихся в школах различного типа предъявляет повышенные требования как к процессу подготовки учителей физической культуры, так и к личности будущего педагога. В условиях демократизации общества, насущные задачи воспитания творческой личности непосредственно связаны с решением проблем педагогики творчества
Переориентация педагогических ценностей, наблюдающаяся в настоящее время во всем мире, заставляет отойти от узкоспециальной подготовки специалистов и развивать способности к творческой деятельности.
Фундаментальные основы различных направлений творчества изложены в трудах С. Л. Рубинштейна (1946), JL С. Выготского (1967), А. Е Леонтьева (1975). Исследования творческой деятельности педагога подтверждают, что творчество является необходимым условием становления мастера-педагога. Предметом научного изучения были отдельные аспекты творческой деятельности тренера и учителя физической культуры (Кузьмина ER ,1967; Петунии 0. В., 1979; Деркач A.A., Исаев А. А., 1982; Карпенко Л. А., 1977; Степанова И. А. , 1991; Виленский В. Я., Зайцева С. Е ,1993; Сер-бина JL II , 1995).
Однако, несмотря на имеющуюся потребность жизненной практики, в учебных заведениях практикуется в основном информационно-репродуктивный тип обучения студенческой молодежи. Вопросы подготовки специалистов, ориентированных на творчество в своей профессиональной деятельности, не получили еще своего разреше-
ния. Возникла необходимость совершенствования подготовки учителей физической культуры в этом направлении, что предполагает разработку новой структуры, позволяющей включить приобретенные в процессе обучения знания и умения в творческие, созидательные процеосы, нацеленные на получение социально-значимого результата в виде реализованной новой, оригинальной идеи.
Подготовка на основе творческой ориентации по курсу "Гимнастика и методика преподавания" предусматривает переход от информационно-созерцательного типа обучения, преобладающего в учебных заведениях в настоящее время к творчески-созидательному. В связи с этим возникла необходимость исследования компонентов творческой деятельности учителя физической культуры и разработка новых фор«, методов и средств подготовки будущих учителей.
Диссертация выполнена в соответствии с Координационным планом научных разработок ИЖ РШСР (начиная о 1991 г.), направление 3, тема 3.18.
ГИПОТЕЗА. Предполагалось, что подготовка студентов к творческой педагогической деятельности может быть осуществлена на основе выявления ее компонентов и определения критериев творческой деятельности, а также реализации разработанной методики обучения, ориентированного на педагогическую действительное?
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - профессионально-педагогическая подготовка учителей физической культуры.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - формирование творческих педагогических умений студентов в процессе их профессиональной подготовки.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - обосновать систему педагогичеокой подготовки к творческой профессиональной деятельности учителей физической культуры.
Задачи исследования:
1. Выявить компоненты творчества в деятельности учителя физической культуры на предмете "Ритмическая гимнастика".
2. Определить критерии творчества, проявляемого в различных видах деятельности учителя физической культуры.
3. Разработать и экспериментально проверить систему педагогических заданий, включающих студентов в созидательную педагогическую деятельность.
Методы исследования, для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников и программных документов; опрос в виде анкетирования, интервьюирования и бесед; метод обобщения независимых характеристик; диагностические методики определения способности к творчеству; метод экспертных оценок; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент;
Результаты исследования обработаны методом математической статистики с использованием ЭВМ.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что определены основные компоненты творчества учителя на предмете "Ритмическая гимнастика". Выявлены критерии моторного, методического творчества и творческого общения учителя физической культуры. Разработана методика формирования творческих педагогических умений будущих учителей. Доказано, что применение разработанной методики влияет на повышение их познавательного интереса и уровня творческого профессионального мышления.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в том, что разработаны и апробированы формы, средства и активные методы обучения, включающие студентов в культурно-спортивную жизнь, реальный педагогический процесс вуза, колледжа, гимназии. Раз-
работанная система творческих педагогических ааданий может быть использована для осуществления поэтапного и итогового контроля за уровнем формирования моторного, методического творчества и творческого общения у студентов и учителей физической культуры.
: Результаты данного исследования внедрены в учебный процесс факультета физической культуры применительно к дисциплине "Гимнастика с методикой преподавания". Разработанные творческие педагогические задания могут быть использованы в системе повышения квалификации специалиста по ритмической гимнастике.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Анализ и оценка творческой деятельности учителя физической культуры мозоет быть достигнута на основе выявленных компонентов деятельности таких, как моторное, методическое творчество и творческое общение, что позволит совершенствовать процесс подготовки студентов к будущей профессии.
2. Выявленные в результате анализа деятельности творчески работающих учителей критерии моторного, методического творчества и творческого общения служат ориентирами в процессе формирования профессиональных умений студентов.
3. Совершенствование процесса формирования двигательных, методических и коммуникативных умений до уровня умений учителей высокой квалификации может быть достигнуто посредством реализации разработанной нами программы подготовки с творческой
' ориентацией.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций,
списка литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 205 страницах машинописного текста, включая 15 таблиц, 1 рисунок и 15 приложений. Список литературы содержит 204 названий, из них 14 источников иностранных авторов.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Научно-методологической основой и теоретической концепцией исследования явилась теория деятельности, разработанная С. И. Рубинштейном (1946), А. Е Леонтьевым (1975) и дополненная их учениками.
Деятельностный подход, с его идеи максимального приближения обучения студентов к условиям их будущей профессиональной деятельности, разрабатываемый в педагогике В. А. Сластениным (1975), ЕЯ Виленским (1979), а также теория формирования педагогических умений профессиональной деятельности Е В. Кузьминой (1967), О. А. Абдуллиной (1990) лежит в основе настоящего исследования. Постоянная нацеленность учителя на поиск оптимальных решений определяет творческий характер педагогической работы, делает творчество существенной ее характеристикой.
Наличие творческого компонента является необходимым элементом в деятельности учителя-мастера и тренера (Деркач A.A. , Исаев А. А., 1982; Яковлев А. Л., 1988; Андреев В. И. , 1989; То-рунова Э. JL , 1989).
Специфические компоненты творческой деятельности тренера по художественной гимнастике изучались Л. А. Карпенко (1977), И. А. Степановой (1990) изучалось методическое творчество тренера, деятельность преподавателя ритмической гимнастики рассматривалась в работе М. С. Алексеенко (1990). Так как навыки
и умения именно творческой деятельности можно приобрести, только непосредственно участвуя в ней, необходимо включать студентов на всех ступенях педагогического образования в созидательные процессы, повышающие их творческий потенциал.
Анализ структурных компонентов педагогического творчества учителя физической культуры
Путем изучения научной литературы, бесед и опроса учителей физической культуры выявлен структурные компоненты творческой деятельности учителя физической культуры. Ими явились моторная и методическое творчество, а также творческое общение. Именно.в этих видах деятельности были выявлены творческие умения.
Оценка данных умений по пятибалльной шкале позволило выявить их степень значимости для творческой деятельности. В результате выявлено, что наиболее творческими явились:
1. Умение выполнить упражнение в различных вариантах (X -4.81+0.06), невысокий коэффициент вариации - 9,85% показывает согласованность мнения учителей по данному вопросу.
2. Умение заменять освоенное упражнение на новое при вы-••полнении комплексов ритмической гимнастики также необходимо
для осуществления творческой педагогической деятельности. Это умение также было оценено высоко: X - 4.48+0.07, невысокий коэффициент вариации - 10,9% подтверждает согласованность точек зрения.
3. Умение акцентировать детали, обеспечивающие выразительность движений и согласованность их с музыкой (X
■;4.51+0.08, коэффициент вариации - 11.3%).
Двигательные умения: умение проводить занятие путем импровизации было оценено учителями достаточно высоко (X = 4.80 + 0.15; V - 37.72), но следует отметить, что это умение присуще в основном учителям, работающим на творческом уровне.
Ниже среднего было оценено умение сохранять двигательную структуру при выполнении упражнений ритмической гимнастики (X - 2,70 ± 0,08; V - 23.1%).
Умение выполнить упражнение и целый комплекс поточным, проходным и раздельным способом является необходимой составной частью работы по программе ритмической гимнастики. Однако оценка данного умения (X = 2,50 ± 0,07; V - 25,7%) говорит о том, что оно не обязательно связано с моторным творчеством.
Умение осуществлять сквозной показ оценено учителями ниже среднего (X - 2,19 ± 0,07; V - 34,5%). Это умение важно для профессиональной деятельности учителя физической культуры, но не имеет существенного значения для формирования моторного творчества.
В блоке методических умений также выявлены три наиболее значимых для творческой деятельности:
1. Умение определять творческую цель системы занятий (X -4,59 + 0,07) и невысокий коэффициент вариации - 14.7% - указывает на согласованность мнения учителей по данному вопросу. Названное умение особенно важно для осуществления творческой деятельности, так как предполагает ориентацию не на контрольные нормативы и отдельные упражнения, что характерно для традиционного информативного обучения, а на социально значимые цели.
2. Умение разрабатывать программу занятий в соответствии с педагогическим замыслом (X - 4,43 + 0,09 , коэффициент вари-
ации - 12,3%).
3. Умение разрабатывать комплексы упражнений ритмической гимнастики в соответствии с их назначением (X - 4,42 + 0,08 , V = 8,9%) является важным организующим звеном в развитии темы и содержания игры. Умения создавать комплексы ритмической гимнастики различной сложности, направленности, выполняемые в различных танцевальных стилях и представляющие наряду с традиционными и новые виды гимнастики, такие , как степ-аэробику, слайд-аэробику, американскую аэробику и многие другие, можно отнести к умениям высокого уровня.
Были также выделены умения, необходимые для методической деятельности учителя физической культуры на предмете "Ритмическая гимнастика", но не требующие проявления творчества:
1. Умение подобрать упражнение в комплекс ритмической гимнастики в зависимости от его назначения (X = 3,45 + 0,09, V - 24,3%). Данное умение оценено учителями как умение среднего уровня, что показывает его значимость скорее для репродуктивной деятельности.
2. Умение найти нужное место упражнения в комплексе упражнений ритмической гимнастики также отнесено учителями к умениям среднего уровня (X - 3,36 + 0,09, V - 23,9%) как не имеющее существенной значимости для творческой деятельности.
3. Умение отобрать подводящие упражнения (X - 3,20 + 0,12, V - 37,8%) оценено учителями как умение, необходимое преимущественно для репродуктивной деятельности.
4. Умение подобрать музыкальное сопровождение для комплекса (X - 3,18 ± 0,10, V = 33,2%) признано учителями важным Для профессиональной деятельности, но оно не является определяющим для деятельности творческой.
Среди коммуникативных умений наиболее творческими были признаны: умение привлекать к сотрудничеству в реализации намеченной программы друзей, спонсоров и других возможных участников (X - 4,56 ± 0,06; V - 10,9%) и умение создавать положительный эмоциональный фон при проведении занятий (X = 4,40 + 0.08; V = 13,4%).
К менее творческим были отнесены: умение целенаправленно организовывать общение во время занятий ритмической гимнастикой (X - 3,03 ± 0,10; V - 36,4%), которое помогает установлению "обратной связи" с занимающимися, вербальными и невербальными средствами, эмоционально вдохновляет обучаемых, однако, учителя не относят данное умение к наиболее аначимым.
Поощрение во время выполнения упражнений (X = 3,18 + 0,09; V => 21,4%) учителя не относят к творческим актам, однако, как известно, это помогает создавать положительный эмоциональный фон.
Установление индивидуального подхода к занимающимся (X = 2.89 + 0.10; V - 15.9%) учителя физической культуры не считают помощью в установлении творческого общения и взаимодействия. Тем не менее нужно отметить, что индивидуальный подход необходим в любой деятельности, так как облегчает осуществление педагогического контроля и самоконтроля, исправление ошибок и неточностей в выполнении упражнений.
Критерии творческих умений
С помощью (Платонов К. К , учителя. Анализ
метода обобщения независимых характеристик 1970) были выявлены высоко квалифицированные их деятельности и специально организованный
эксперимент, которым явился конкурс "Учитель года" позволил выявить количественные и качественные показатели в основных видах их творческой деятельности.
Для этого нами были предложены конкурсные задания, а также специально разработанные анкеты, которые затем оценивались комиссией экспертов.-
В результате были выявлены следующие критерии моторного творчества- умение выполнять упражнения комплекса в различных вариантах соответствует экспертной оценки X « 4.82+0.05, при этом учителя применяют в среднем 24. 8+0.07 вариантов одного упражнения за одну минуту, изменяя при этом X = 7.2+0.10 параметра движения; умение заменять освоенное упражнение на новое при выполнении комплекса ритмической гимнастики (X » 7.8+0.08) замен за отведенное время, что соответствует экспертной оценке (X = 4.66± 0.05); умение акцентировать детали, обеспечивающие выразительность движений и согласованность их с музыкой (X = 15.5+0.09) детали, что соответствует экспертной оценке (X -4.76+0.03).
Критерии методического творчества; умение определить творческую цель системы занятий (X - 4.61+0.06); умение разработать программу занятий в соответствии с педагогическим замыслом (X = 4.68+0.05); умение разработать комплекс ритмической гимнастики в зависимости от его назначения (X -4.76±0.06).
Критерии творческого общения: умение привлекать к сотрудничеству в реализации намеченной программы друзей, коллег, спонсоров и других участников творческого процесса: составляет 83% у творчески работающих учителей, что соответствует экспертной оценке X = 4,84 + 0,07; умение создавать положи-
тельный эмоциональный фон при проведении занятий составляет использованию X - 12,б методического вербального приема, что соответствует экспертной оценке X = 4,67 + 0,08.
Формирование творческих педагогических умений будущих учителей
Выявленные особенности и компоненты творческой деятельности учителя на предмете "Гимнастика" позволили разработать методику обучения будущих учителей физической культуры на основе творческой ориентации.
Типовые программы учебных курсов на факультете физической культуры регламентируют преимущественно спортивно-техническое содержание учебного материала без проектирования инициативы, целей, сотрудничества и других элементов творчества в учебной деятельности студентов.
Основываясь на представлении о системном строении учебной деятельности и педагогических закономерностях воспитания творческой личности, мы определили следующие условия опытно-экспериментальной организации подготовки студентов к творческой педагогической деятельности:
- разработку общего организационно-педагогического замысла программы, отвечающего интересам студентов;
- направленность замысла на перспективный, организующий и соединяющий отдельные занятия в спортивно-игровой конкурс, который являясь побудителем и конечным смыслом спортивно-педагогической деятельности студентов, уточняется, детализируется и готовится в течение семестра всеми участниками творческого коллектива;
- детализацию спортивного и воспитательного содержания деятельности студентов и их ролевых функций во взаимодействии с товарищами, преподавателями и другими участниками программы;
- преемственность событий программы, задающей условия для поступков и отношений участников, привлечение специалистов и других участников к педагогической инструментовке программы;
- максимально конкретное включение программы в жизнь университета, то есть приближение его к местной действительности;
- целенаправленное развитие инициативы и активности всего творческого коллектива участников.
Активность студентов в профессиональных и личных целях направляется в данной программе в сферу физической культуры, что обеспечивает акцент на созидание, снимает ограниченность и замкнутость информационного обучения.
Предлагаемая нами программа по ритмической гимнастике ориентирована на профессиональное творчество. Весь спортивный и музыкальный материал программы объединен педагогическим замыслом, который состоит в разработке и проведении спортивно-игрового конкурса ритмической гимнастики, включенного в культурно-спортивный календарь спартакиады факультета. Пэдго-товка конкурса ведется в течение семестра как на занятиях, так и в форме самостоятельной работы студентов. Учебный материал включается. в конкретную созидательную деятельность студентов. Свои знания и умения они используют для достижения практической цели, которую обеспечивает педагогическое творчество. В ходе обсуждения со студентами определяется и отрабатывается содержание инновационного конкурса, что формирует у студентов целостное представление о содержании обучения. Конкурс включает педагогические задания, музыкально-ритмические композиции,
спортивно-технические элементы гимнастики, разнообразную творческую инициативу студентов.
Овладение ритмической гимнастикой, ее методикой раскрывается смысловой формой спортивно-игрового конкурса, в перспективе которого отдельные упражнения ритмики обращаются в смысловые профессиональные и творческие действия.
Педагогическая определенность учебной деятельности поддерживает планомерную активность студентов, основанную на четких организационных установках, их личную включенность в культурную жизнь факультета, сотворчество студентов и преподавателей.
В учебной программе предусмотрены для студентов следующие цели по организации всей их деятельности:
- разработка, подготовка и проведение спортивно-игрового конкурса.ритмической гимнастики;
- привлечение и подготовка к участию в конкурсе студентов старших курсов, преподавателей, учащихся школ, учителей;
- методическая разработка по ритмической гимнастике на время педагогической практики в форме контрольной работы.
Проведение педагогического эксперимента по разработанной программе потребовало учета нескольких важных моментов. Прежде всего перед нами стояла задача предварительной подготовки, студентов к творческой учебной деятельности, ориентировка их в предстоящих условиях созидательного обучения, формирования заинтересованности в продуктивных результатах и способах действий, в выявлении их преимуществ перед традиционными формами учебы. Затем нужно было обеспечить процесс развития творческих способностей студентов организационно, посредством развертывания системы практических действий.
- 14 -
На первом этапе эксперимента студенты получают теоретические знания, необходимые для осуществления творческой деятельности. На теоретических занятиях по курсу "Гимнастика с методикой преподавания" уточняются понятия "творчество", "творческие способности личности", "сотворчество" и другие. На методических занятиях по данному курсу осуществляется тестирование, позволяющее определить отдельные компоненты творческого потенциала студента, такие, как "творческое мышление", "способность к сотрудничеству", "способность к моторному и методическому творчеству". С помощью анкетного опроса выявляется направленность обучения студентов либо на информационно-репродуктивный тип обучения, либо на созидательный, творческий.
На втором этапе эксперимента начинается подготовка студенческого спортивно-игрового конкурса ритмической гимнастики. Вначале студенты знакомятся с общим организационным замыслом конкурса, который является одним из этапов культурно-спортивной работы факультета. Затем студенты вовлекаются в обсуждение и обогащение этого замысла. Разрабатывается первоначальная программа подготовки конкурса: намечаются его участники, номера показательных выступлений и конкурсные программы, место проведения конкурса и его регламент, возможность привлечения прессы, телевидения, спонсоров.
На практических занятиях происходит определение заданий и распределение функций всех участников и организаторов конкурса. В процессе этого осуществляется активный обмен опытом, приобретенным студентами в музыкальных, спортивных, художественных школах и клубах.
На третьем этапе эксперимента налаживается деловая обстановка творческого взаимодействия и общения, что организует пе-
дагогический процесс как сотворчество между студентами, преподавателями и всеми участниками программы. На этом этапе подготовки определяются творческие задания для каждой бригады студентов, а также индивидуальные задания по подготовке к конкурсу ритмической гимнастики.. Это прежде всего задания по отработке сценария конкурса, по разработке отдельных номеров программы. На данном этапе происходит совместная планомерная подготовка к конкурсу в системе занятий.
Контрольный этап эксперимента связан с разработкой системы конкурсных номеров программы, проводились мини-конкурсы спортивных и танцевальных номеров программы, осуществлялся просмотр и отбор показательных, развлекательных номеров, шуток. На данном этапе формировалось жюри, судейская коллегия, осуществлялась, их подготовка к выполнению функций и разработка документации по судейству. Разрабатывались и подготавливались рекламно-информационные материалы.
Последний этап эксперимента представляет собой проведение конкурса ритмической гимнастики. Здесь важна слаженная работа всех участников конкурса. Необходимо творчески решать все возникающие по ходу проведения конкурса задачи, находить выход.из любой нестандартной ситуации, способствовать успешному его проведению и завершению.
Шследнее занятие проводится в виде итоговой конференции. Осуществляется просмотр видеофильма о проведенном конкурсе. Каждая бригада студентов выступает с педагогическим анализом проделанной работы. Особо отмечаются педагогические находки в подборе двигательного материала, организации работы, сотрудничестве между студентами и специалистами, привлечении спонсоров и других заинтересованных лиц. Студенты представляют метода-
ческие разработки по ритмической гимнастике для педагогической практики. Обсуждаются перспективы проведения подобных мероприятий в школе.
Определение эффективности разработанной методики подготовки студентов
Для проверки эффективности разработанной методики был проведен формирующий эксперимент.
До начала эксперимента было проведено диагностирование уровня подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп, участвовавших в эксперименте. Контрольная и экспериментальные группы состояли из студентов первого курса факультета физической культуры. 15 человек было в контрольной группе и 16 - в экспериментальной. Однородность групп обеспечивалась уровнем подготовленности студентов, которая определялась по средней оценке аттестатов зрелости, на основании уровня сформированности двигательных умений, определяемых оценкой по гимнастике на вступительных экзаменах и способности к творческому мышлению. Способность творчески мыслить определялась с помощью методики "Четыре точки" Я А. Пономарева (1976). Степень различия между контрольной и экспериментальной группами по перечисленным выше показателям проверялась с помощью критерия Ван-дер-Вардена.
В ходе эксперимента отмечается повышение познавательного интереса (с 12.5% до 56.22) у студентов экспериментальной группы, что является важнейшим мотивационным фактором процесса обучения.
Если сравнивать динамику показателей познавательного ин-
тереса у студентов экспериментальной группы по двум срезам: до начала эксперимента и по его окончании, то обнаруживается статистически достоверное различие в его проявлении (при уровне значимости Р < 0,05; Хф - 8,91; ХЛ - 4,97).
Познавательный интерес, проявляемый в созидательных процессах, способствует получению знаний для углубленного познания и их применения в физкультурно-спортивной практике с целью достижения социально значимого результата, в нашем случае - по курсу ритмической гимнастики. Сравнение показателей познавательного интереса студентов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента указывает на наличие статистически достоверных различий.
В результате экспериментального обучения уровень основных, требующих проявления творчества умений значительно повысился у студентов экспериментальной группы и превысил результаты студентов, обучающихся по традиционной методике (табл.1). Различия в уровне сформированности большинства умений студентов экспериментального обучения и творчески работающих учителей стали статистически не достоверны, кроме умения определить творческую цель системы занятий и умения разработать программу занятий в соответствии с педагогическим замыслом.
Уровень творческого профессионального мышления у студентов экспериментального обучения статистически значимо превысил уровень студентов контрольной группы. В то же время между студентами экспериментального обучения и творчески работающими учителями различия этих показателей статистически не достоверны, что говорит о приближении уровня студентов экспериментального обучения к уровню творчески работающих учителей (табл.2).
Таблица 1
Уровень сформированное™ творческих педагогических умений у студентов экспериментальной и контрольной групп и учителей физической культуры, работающих на творческом уровне (после эксперимента)
1 1 1 N | |п/п | Творческие двигательные умения 1 I П о к а з а т е л и в групп а х 1
1 |контроль-| ная | £ + Бх I экспери- | ментальная| X + | 1 Хф1 Р1. экспериментальная X + 52 Учителя Х+БхЗ . ХФ2 1 Р2 |
1 1 1 2 1 з 1 4 I 1 5 6 7 8 9 10 |
1 1. 1 Выполнять упражнение 1
в различных вариантах 13,11+0,06 4,68+0,051 8,5 <0,05 4,68+0,05 4,72+0,05 5,08 >0,05|
1 2. | Заменять освоенные 1 1
упражнения на новые 1
при выполнении комп- 1
лексов 13,15+0,05 4,56+0,051 7,8 <0,05 4,56+0,05 4,66+0,05 2,08 >0,05|
1 3. | Акцентировать детали, 1
обеспечивающие вырази- 1
тельность движений и I
согласованность их с 1
I 1 музыкой 12,53+0,05 1 4,70+0,031 1 9,5 <0,05 4,70+0,03 4,76+0,03 1,77 >0,0Ь| |
Продолжение таблицы 1
I-г
1
4.
6.
7.
8.
Определить творческую цель системы занятий Разработать программу занятий в соответствии с педагогическим замыслом
Разработать комплекс упражнений в соответствии с его назначением Привлекать к сотрудничеству коллег, друзей, родителей (всех возможных участников) Создавать положительный эмоциональный фон при проведении занятий
1,80+0,07
2,40+0,07
3,10*0,11
3,93±0,07
4,25+0,07
4,71±0,07
11,5
11,3
11,2
<0,05
<0,05
<0,05
3,93+0,07
4,25+0,07
4,71+0,07
4,76+0,04
4,50±0,07
4,61+0,03
4,68+0,04
4,75±0,03
4,83±0,03
4,67+0,05
12,1
12,3
0,5
.10
<0,05
<0,05
>0,05
4,83
3,82
>0,05
>0,05
I_с
J_I_и
-]_I_I
6
7
4
I—I
ш
Таблица 2
Сравнительные данные уровня творческого профессионального мышления у студентов и учителей, работающих, на творческом уровне после эксперимента (в баллах)
1 1 1 N | Группы 1 X + Бх | 1 Р 1
|п/п |
1 1. 1 Контрольная 35.7+0.96 | < 0. 05 |
1 2. | Экспериментальная 84.2+1.84 | > 0. 05 |
1 3. | I 1 Учителя 86. 0±1.61 | ■
Таким образом, разработанная нами методика подготовки учителей физической культуры предполагает формирование двигательных, методических, коммуникативных умений, необходимых для осуществления творческой педагогической деятельности. В результате обучения с творческой ориентацией формируется познавательный интерес, направленность на созидание. Данная методика повлияла на развитие творческого типа мышления у студентов экспериментального обучения. Эффективность разработанной методики была доказана положительными результатами педагогического эксперимента
- 21 -
вывода
1. Определено, что в общей и спортивной педагогике проблемы подготовки специалиста к творческой профессиональной деятельности рассматривались в различных аспектах, однако, применительно к такой сфере физической культуры, как ритмическая гимнастика вопрос в должной мере не изучался. Тем не менее именно творчество определяет специфику деятельности и в данном случае. Поэтому при формировании профессиональных умений необходимо учитывать творческий характер деятельности специалиста по ритмической гимнастике.
2. Выявлено, что основными, первостепенными компонентами педагогической деятельности являются моторное, методическое творчество и творческое общение, что позволяет более системно осмыслить изучаемый объект.
3. Шявлены творческие умения специалиста по "Ритмической гимнастике" в моторной, методической и коммуникативной деятельности. Ими явились:
а) умение выполнить упражнение в различных вариантах (X = 4.81+0.06); умение заменять освоенные упражнения на новые при выполнении комплексов ритмической гимнастики (X = 4.49+0.07); умение акцентировать детали, обеспечивающие варазительность движений и согласованность их с музыкой (X = 4.51+0.08);
б).умение определить творческую цель системы занятий (I = 4.56+0.07); умение разработать программу занятий в соответствии; о педагогическим замыслом (X = 4.43+0.09); умение разработать комплекс ритмической гимнастики в соответствии с
- 22 -
его назначением (X = 4. 42+0.08);
в) умение привлекать к сотрудничеству в реализации намеченной программы друзей, коллег и других возможных участников (X - 4.56+0. 06); умение создавать положительный эмоциональный фон при проведении занятий (X - 4.40+0.08).
4. Критериями творческой деятельности специалиста по ритмической гимнастике явились перечисленные выше умения, сформированные на творческом уровне, который соответствует экспертной оценке X >, 4.50±0.09, полученной в результате применения специально разработанной нами методики. Знание этих критериев помогает оценивать деятельность специалистов по ритмической гимнастике, учителей, студентов и вносить коррективы в процесс их формирования..
5. В исследовании определено, что подготовка специалиста на факультетах физической культуры педагогических университетов, в частности по гимнастике, возможна на основе разработанной методики, ориентированной на развертывание творческой учебной деятельности и предусматривающей включение студентов в конкретную созидательную деятельность, их личное участие в культурной жизни факультета, сотворчество студентов и преподавателей. Методика делает акцент на созидание и снимает ограниченность и замкнутость информационного обучения.
6. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность разработанной программы подготовки к творческой профессиональной деятельности будущих учителей физической культуры. Студенты экспериментальной группы превзошли студентов контрольной по ряду показателей, которые определяют их творческий профессиональный потенциал. Познавательный интерес у студентов экспериментального обучения вырос с 12.52 до 56.2% и составил ста-
тистически достоверную разницу между показателями студентов контрольной и экспериментальной групп. Уровень умений, необходимых для моторного, методического творчества и творческого общэния у студентов экспериментальной группы превысил аналогичные умения студентов контрольной группы, и в то же время приблизился к показателям творчески работающих учителей. Уровень творческого профессионального мышления экспериментальной группы статистически значимо превысил показатели контрольной группы.
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:
1. Макарова О.С., Пашкова Л.а Ритмическая гимнастика //Мэтодические указания для инструкторов-общественников. Ульяновск: УПИ, 1988. - 23 с.
2. Макарова О. С., Пашкова Л. В., Щупикова С. К //Методические рекомендации для;инструкторов-общественников по проведению (организации) ритмической гимнастики на производстве. -Ульяновск: УГПИ, 1988. - 22 с.
3. Васин С. Д., Пашкова Л. В. СПС как средство профессионально-педагогической подготовки студентов //Тез. докл. науч. - практ. конф. "Пути оптимизации физического воспитания и спортивной тренировки в республике". - Ташкент, 1988. - С. 20-21,
4. Пашкова JL К, Макарова О. В. Развитие творческих способностей студентов-заочников в условиях сотрудничества на занятиях по гимнастике //Методические рекомендации по тез. докл. науч. - методич. конф. "Об опыте работы по новым учебным планам преподавателей кафедр факультетов физического воспита-
ния со студентами заочных отделений". - Йошкар-Ола, 1989. - С. 28-29.
5. Пашкова Л К творческая направленность учебного курса гимнастики //Сб. науч. трудов "Актуальные проблемы физического воспитания и спорта". - Чебоксары, 1994. - С. 138-142.
6. Пашкова Л. В., Макарова О. С. Ритмическая гимнастика //Ыетодич. разработка для студентов по курсу "Гимнастика и методика преподавания". - Ульяновск: УГПУ, 1995. - 12 с.
7. Пашкова Л. В. Творческая ориентация подготовки будущих учителей физической культуры //Тез. докл. 4-й межуниверситетской науч. -методич. конф. "Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы". -Краснодар, 1996. - С. 153-154.
МАТЕРИАЛЫ ДИССЕРТАЦИИ ДОЛОЖЕНЫ:
1. На итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта: 1993, 1994, 1995, 1996.
2. На Всероссийской научно-практической конференции "Физическая культура и здоровье населения". - Чебоксары, 1994, 1996.
3. На итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава УлГПУ им. И. Е Ульянова: 1990 - 1996.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пашкова, Лариса Васильевна, 1997 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОРИЕНТИРОВАННОГО В СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА Т ВОРгГЕСТ ВС.
1.1. Историческая эволюция езглядое на понятие "творчество".
1.2. Методология изучения творчества.
1. 3. Творческая деятельссть как созидательный аспект и творческий уровень подготовки учителя
1. 4. Специфика творческой пёдагогической деятельности. 27 1.5. Исследования критериев творческой педагогической деятельности.
1.6. Сущность и классификация профессиональнопедагогических умений, их творческий характер.
1.7. Подготовка учителя физической культуры на основе творческой ориентации.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Задачи исследования.
2.2. Методы исследования.
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников к программных документов.
2.2.2. Опрос (анкетирование и интервьюирование
2. 2. 3. Беседы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
2. 2. 4. Обобщение независимых характеристик.
2.2.5. Диагностические методики определения способности к творчеству.
2. 2. б. Метод экспертных оценок.
2. 2. 7. Педагогическое наблюдение. а О«
Педагогический эксперимент.
2. з. Организация исследования.
ГЛАВА 3. КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Анализ структурных компонентов педагогического творчества учителя физической культуры. Двигательные умения в формировании опыта творческой деятельности.
3.1.2. Критерии моторного творчества.
3.2. Умения, обеспечивающие методическое творчество. 31 3.2.1. Выявление критериев методического творчества. о л <'. х. о л л о. 1.x. * Коммуникативные умения как необходимый
О. кк компонент творческой деятельности.
3.3.1. Коитерии творческого общения и взаимодействия.9е
3.4. Формирующая методика подготовки к творческой педагогической деятельности при изучении курса "Гимнастика с методикой преподавания".
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
4.1. Уровень подготовленности студентов контрольной и экспериментальной гэудп.
4. 2. Изменение познавательного интереса студентов контрольной и экспериментальной групп.
4.3. Формирование творческих двигательных умений.
1 I к
1. х '
4.4. Формирование творческих методических умений.
4.5. Формирование творческих коммуникативных умений.
4.6. Анализ уровня творческого профессионального мышления.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
ВЫВОДЫ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка учителей физической культуры на основе творческой ориентации"
Современный этап развития педагогической науки, возникновение новых гуманистических методик обучения и воспитания учащихся в школах различного типа предъявляет повышенные требования как к процессу подготовки учителей физической культуры, так и к личности будущего педагога. В условиях демократизации общества, насущные задачи воспитания творческой личности непосредственно связаны с решением проблем педагогики творчества.
Переориентация педагогических ценностей, наблюдающаяся в настоящее время во всем мире, заставляет отойти от узкоспециальной подготовки специалистов и развивать способности к творческой деятельности.
Фундаментальные основы различных направлений творчества изложены в трудах С. Л. Рубинштейна (1946), Л С. Выготского (1957), А. К. Леонтьева (1975). Исследования творческой деятельности педагога подтверждают, что творчество является необходимым условием становления мастера-педагога. Предметом научного изучения были отдельные аспекты творческой деятельности тренера и учителя физической культуры (Кузьмина Е Е ,1967; Иетунин O.E. ,1979; Деркач A.A., Исаев А. А. .1982; Карпенко Л. А. , 1977; Степанова И. А. , 1990; Виленский В. Я., Зайцева С. а, 1993; Сер-бина Л. IL , 1995).
Творчество - непременное условие эффективной деятельности учителя физической культуры. Этот вывод подтверждается публикациями последних лет, материалами научных конференций по проблеме подготовки соответствующих кадров.
Однако, несмотря на имеющуюся потребность жизненной практики, е учебных заведениях практикуется б основном информационно- репродуктивный тип обучения студенческой молодежи. Вопросы подготовки специалистов, ориентированных на творчество в своей профессиональной деятельности, не получили еще своего разрешения. Возникла необходимость совершенствования подготовки учителей физической культуры в этом направлении, что предполагает разработку новой структуры, позволяющей включить приобретенные в процессе обучения знания и умения в творческие, созидательные процессы, нацеленные на получение социально-значимого результата в виде реализованной новой, оригинальной идеи.
В работе осуществлен теоретический анализ деятельности учителя физической культуры по обучению двигательным действиям на предмете "Ритмическая гимнастика", определены компоненты творческой деятельности учителя физической культуры, исследованы критерии творческой деятельности, обоснована необходимость формирования педагогических умений творческого уровня при обучении на Факультетах физической культуры педагогических университетов.
На основе известных положений психологии и педагогики разработана программа подготовки студентов, имеющая педагогическую направленность процесса обучения и содержащая систему творческих задач по методике обучения упражнениям ритмической гимнастики. Программа включает методику проектирования и подготовки проекта спортивно-игрового конкурса ритмической гимнастики. являющегося конечным результатом учебной деятельности. Как новая форма учебно-воспитательного процесса спортивно -игровой конкурс позволяет осуществить личную включенность каждого в культурную жизнь факультета и предполагает сотворчество студентов и преподавателей.
В формирующем эксперименте доказана эффективность методики приобретения профессионально-педагогических умений в творческой педагогической деятельности. В результате включения студентов в творческий процесс наблюдалось повышение познавательного интереса студентов к учебной деятельности, направленности учения на творчество. Опосредованно развивались творческие мыслительные процессы, проявляющиеся в повышении усвоения знаний, их творческого использования.
В итоге научного анализа определены основные характеристики творчества: признаки, содержание, условия деятельности учителя физической культуры. Выявлена динамика развития познавательного интереса студентов.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что разработаны и апробированы формы, средства и активные методы обучения, включающие студентов в культурно-спортивную жизнь, реальный педагогический процесс вуза, колледжа, гимназии. Разработанная система творческих педагогических заданий способствует переходу от репродуктивных методов обучения к творческим.
Результаты данного исследования внедрены в учебный процесс факультета физической культуры применительно к дисциплине "Гимнастика с методикой преподавания". Рекомендации могут быть использованы в системе повышения квалификации специалиста по ритмической гимнастике.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Анализ и оценка творческой деятельности учителя физической культуры может быть достигнута на основе выявленных компонентов деятельности, таких как моторное, методическое творчество и творческое общение, что позволит совершенствовать процесс подготовки студентов к будущей профессии.
2. Выявленные в результате анализа деятельности творчески работающих учителей критерии моторного, методического творчества и творческого общения служат ориентирами в процессе формирования профессиональных умений студентов.
3. Совершенствование процесса формирования двигательных, методических и коммуникативных умений до уровня умений учителей высокой квалификации может быть достигнуто посредством реализации разработанной нами программы подготовки с творческой ориентацией.
Диссертация выполнена в соответствии с Координационным планом научных разработок УШ РСФСР (начиная с 1991 г.), направление 3, тема 3.18.
- а м
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"
ВЫВОДЫ
1. Определено, что б общей и спортивной педагогике проблемы подготовки специалиста к творческой профессиональной деятельности рассматривались в различных аспектах, однако, применительно к такой сфере физической культуры, как ритмическая гимнастика вопрос в должной мере не изучался. Тем не менее именно творчество определяет специфику деятельности и б данном случае. Поэтому при формировании профессиональных умений необходимо учитывать творческий характер деятельности специалиста по ритмической гимнастике.
2. Выявлено, что основными, первостепенными компонентами этой деятельности являются моторное, методическое творчество и творческое общение.
3. Выделены наиболее значимые для специалиста по "Ритмической гимнастике" умения, необходимые для осуществления творческой педагогической деятельности.
4. Выявлены творческие умения специалиста по "Ритмической гимнастике" в моторной, методической и коммуникативной деятельности. Ими явились: а) умение выполнить упражнение в различных вариантах с X « 4. 81+0. 06.); умение заменять освоенные упражнения на новые при выполнении комплексов ритмической гимнастики (X « 4. 49+0.9'/): умение акцентировать детали, обеспечивающие выразительность движений и согласованность их с музыкой (X - 4.511-0.08); б) умение определить творческую цель системы занятий ; X « 4.56±0,07); умение разработать программу занятий в соответствии с педагогическим замыслом (К - 4.4310.09); умекие разработать комплекс ритмической гимнастики в соответствии с
- 147 его назначением (X - 4.42+0.08); в) умение привлекать к сотрудничеству в реализации намеченной программы друзей, коллег и других возможных участников (X * 4. 56±0. 06); умение создавать положительный эмоциональный 'фон при проведении занятий I X - 4. 40±0. 08).
5. Критериями творческой деятельности специалиста по ритмической гимнастике явились перечисленные выше умения, сформированные на творческом уровне, который соответствует экспертной оценке X > 4. 50±0. 09, полученный в результате применения специально разработанной нами методики. Знание этих критериев помогает оценивать деятельность специалистов по ритмической гимнастике, учителей, студентов и вносить коррективы в процесс их формирования. \
6. В исследовании определено, что подготовка специалиста на факультетах физической культуры педагогических университетов, в частности по гимнастике, возможна на основе разработанной методики, ориентированной на развертывание творческой учебной деятельности и предусматривающей включение студентов в конкретную созидательную деятельность, их личное участие в культурной жизни «факультета, сотворчество студентов и преподавателей. Методика делает акцент на созидание и снимает ограниченность и замкнутость информационного обучения.
7. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность разработанной программы подготовки к творческой профессиональной деятельности будущих учителей физической культуры. Студенты экспериментальной группы превзошли студентов контрольной по ряду показателей, которые определяют.' их творческий профессиональный потенциал. Познавательный интерес у студентов экспериментального обучения вырос с 12. 5% до 56. 2% и составил статиетически достоверную разницу между показателями студентов контрольной и экспериментальной групп. Уровень умений, необходимее для моторного, методического творчества и творческого •общения у студентов экспериментальной группы превысил аналогичные умения контрольной группы, и в то же время приблизился к показателям творчески работающих учителей. Уровень творческого профессионального мышления экспериментальной группы статистически значимо превысил показатели контрольной группы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пашкова, Лариса Васильевна, Санкт-Петербург
1. Абдуллина O.A. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Советская педагогика. 1976. - С. 75-84.
2. Абдуллина 0. А. Обще педагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для педагогических спец. высш. уч. заведений. -2-е изд. , пере раб. и доп. М. : Просвещение, 1990. - 141 с.
3. Абдуллина 0. А. , Загряз кика Е Я Педагогическая практика студентов: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -2-е изд. ,перераб. и доп. М.: Просвещение, 1989. - 175 с.
4. Азаров КХ П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. - 335 с.
5. Акимова А. II Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: Дис. . канд. пед. наук. Л , 1982. - 203 с.
6. Алексеенко М. С. Обоснование комплекса средств в форми-рованиипрофессиональных умений преподавателя ритмической гимнастики: Дис. ,. канд. пед. наук. Л. , 1990. - 223 с.
7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. -М. : Наука, 1977. 380 с.
8. Андреев В. И. Методика педагогической оценки и самооценки творческих способностей личности. В кн. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей, йзд. Казанского университета. - 1989. - С. 3-36.
9. Андриади Л IL Дидактические умения тренера и их формирование: Дис. . канд. пед. наук. М. , 1982. - 186 с.- 150.
10. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды /' Сост. \L fü. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
11. Бабушкин Г. Д. Структура творческой деятельности тренера //Теория и практика физической культуры. ГЛЮ.1. N 9. С. 52.
12. Байдак В. И. Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к невербальному общению с учащимися на уроке: Автореф. дис. . канд. лед. наук. С-Ж. , 1991.1. ГУ Лк*4* <w •
13. Баррон Ф. Личность как Функция проектирования человеком самого себя //Вопросы психологии. 1990. - N 2. - 0. 153-158.
14. Белорусова В. В. Воспитание в спорте. М.: Sisкультура и спорт, 1974. - 119 с.
15. Бе рак О. Л. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалиста: Дис. . канд. пед. наук. М. , 1985.- £11 с.
16. Бе рак 0. Д. , Туторская IL В. Пути »формирования эмоциональной регуляции личности студента /У Вестник высшей школы. -1989. N 1. - С. 33-38.•1 *";' Ерггппк Д ТС
17. Бергсон А. Творческая эволюция. М. - СПб. , 1914.1. Л (Ч V. О.
18. Бердяев H.A. Самопознание t.опыт философской автобиографии) . М.: Книга, 1991.-- 445 с.
19. Бернштейн IL А. Очерки по физиологии дви/кений и физиологии .активности. II: .Медицина, 1965. - 349 с.
20. Боген М. М. Лучение двигательным действиям. Ы: культура и спорт. 1985. - 192 с.
21. Богоявленская Д. Б. Метод исследования интеллектуальной активности: Авто реф. дис. . канд. психсл. наук. м. , 1971. - 15 с.
22. Богоявленская Д. Е. , Гинзбург М. Р. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления //Совеекая педагогика, 1977. N 1. - С. 69-77.
23. Вондаревский Е Б. Воспитание у студентов творческого мышления // Советская педагогика, 1975. N 6. - 98 с.
24. Брушлинский А. В. хМышлениэ как процесс и проблема деятельности //Вопросы психологии, 1982. N 2. - С. 28-40.
25. Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс //Вопросы психологии, 1984. N 5. - С. 17-29.
26. Вергасов В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. 2-е изд. перераб. и доп. - Ки.£: Виша школа, 1985. - 174 с.
27. Виленекий М. Я. , Сафин Р. С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Учеб. пособ. М.: Высшая школа, 1989. - 159 с.
28. Виленский М. Я. , Зайцева С. Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. -- 117 с.
29. Вишнева Л В. , Глуше к И. М. Основы педагогического мастерства // Физическая культура в школе. 197"?. N 1.п -1 с ро1. V. х. О (О ю.
30. Вишнякова К Ф. Творчество школьников в музыкальной деятельности // Советская педагогика, 1985. N 10. - С. 40-42.
31. Волков И. П. Много ли в школе талантов'? М.: Знание,
32. Выготский Л. с. Воображение и творчество в детскомвозрасте. . 2-е изд. & : Просвещение. 196'/. - 93 с.
33. Выдрин В. М. Введение в специальность: Учеб. пособие для ин-тов физической культуры, -2-е изд., пере раб. М. : Фмзкультура и спорт, 1980. - 119 с.
34. Выдрин В. М. Теория физической культуры /культуровед-чес кий аспект/: Учеб. пособие. ГДОЙФК им. П. Ф. Лесгашта. - Л. , 1983. - 45 с.
35. ГавердоЕский Ю. К. Сложные гимнаст иче с кие упражнения и обучение им: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1986.л -1
36. Гирнык А. И. Методологические проблемы формирования творческого мышления студенческой молодежи: Дис.канд. пед. наук. Львов, 1982. - 208 с.
37. Гоноболин Ф. К Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 260 с.
38. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики //Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. - 286 с.
39. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. -- М.: Педагогика. 1936. 240 с.
40. Давыдов В. В. , Зинчекко В. П. , Талызина Я. ф. Проблема деятельности в работах А. Я. Леонтьева // Вопросы психологии,- 153
41. Данилов М. А. Процесс обучения е советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. - 299 с.
42. Деркач А. А. , Исаев А. А. Педагогическое мастерство трекера.- М.: Физкультура к спорт, 1981. -■ 375 с.
43. Деркач А. А. , Исаев А. А. Творчество тренера. М.: Фиг-культура и спорт, 1982. - 239 с.
44. Дмитриев С. В. . Кузнецов 0. В. , Семенов И. К Психосемантические аспекты теории проектирования и построения двигательных действий спортсменов: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1992. - 78 С.
45. Добрович А. Б. Анатомия диалога //Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Я: Просвещение, 1987. - 207с.
46. Дорохина В. Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения // Вопросы психологии, 1980. N б. - 73 с.
47. Евсеев С. П. Активные методы обучения на занятиях по спортивно-педагогическим дисциплинам в институтах физической культуры // Активные методы обучения студентов вузов: Сб. меж-вуз. статей. Л, 1985. - С. 42-43.51. Ермолае ва-Томина
48. Проблема развития способностей детей // Вопросы психологии, 1975. N 5. - С. 166-175.
49. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии, 1977. N 4. - С. 74-83.с А 1. X. 'высшей школы. ЛГУ, 1974. 113 о.
50. Загвязинокий В. II Педагогическое предвидение // Педагогика и психология. М.: Знание, 1937. - N 4. - 80 с.
51. Загвязинский Б. И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 198?. 160 с.
52. Запорожец А. В. Психология //Учебник для дошкольных не д. училищ. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1965.- 240 с.
53. Зинченко Е П Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности //Вопросы философии, 1989. N 1. - С. 10-13.
54. Истомина Н. Б. Подготовка будущего учителя к методическому творчеству // Начальная школа, 1991. N 4. - С. 2-5.
55. Каган М. 0. Мир общения. М.: Политиздат, 1983. -319 с.50. .Калошина Л П. Структура и механизмы творческой деятельности: Нормативный подход. М.: МГУ, 1933. - 153 с.
56. Кан~ Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1967. - 190 с.
57. Каргаполов Е. 11 Социальная модель преподавателя по физической культуре и спорту: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Л. , 1931. 25 с.
58. Карпенко Л А. Пути развития творческой активности у занимающихся худолествеяной гимнастикой младшего возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л , 1978. - 15 с.
59. Карпенко Л А. О движении мотива в коллективной деятельности и его двойственной сущности //Новые исследования в психологии. 1934. - N 3. - С. 67--70.- 155
60. Кедров Е. М. 0 теории научного открытия: В кн. научное творчество. М. , 1969. - С. 23-93.
61. Коломинский Я. Л Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1980. - 224 с.
62. Комлев А. Ю. Проблемное обучение в гимнастике //Гимнастика. вып. 2. - 1985. - С, 23-25.
63. Ксренберг В. В. Основы качественного биомеханического анализа. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 208 с.
64. Корнилова Т. В. , Тихомирова 0. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. ~ МГУ, 1990. 192 с.
65. Коротяев В. М. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 159 с.
66. Красавцев П. В. Модель будущей деятельности как основа профессионально-педагогической подготовки студентов институтов физической культуры //Теория и практика физической культуры. -1980. N 8. - 43-47.
67. Краевский В. В. Функции учителя в сфере педагогическойдеятельности: Новые исследования в пед. науках. М.: Педагог» Т. 1 О'УО Kf >''' ¡'I IC.V'I 1 ^Jx i , 1 J / •>. 11 I . jl о I,.-j. .
68. Крутецкий S. А. Развитие умственных способностей школьника в процессе обучения //Советская педагогика. 1971.- 156
69. Крючек Е. С. , Кудашова Л Т. , Сомкин А. А. и др. Нетрадиционные сады гимнастики б массовой Физкультурно-оздоровительной работе: Учебное пособие (СПбГАФК им. П. Ф. Лес г афта),о Пйг»1 а г^ n 'I ОО Л
70. Urn.'ti. lltT J. С f A Jci-a. < w.
71. Крылова Я. Б. Нормирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. - 142 с.
72. Кудинов С. И. Для улучшения педагогической деятельности учителя //Физическая культура в школе. 1980. - N 5. -0.10.
73. Кудрявцев Т. В. Психология технического творчества //Тезисы докл. симпозиума /Под. общ. ред. Т. В. Кудрявцева. М. ,xdtu. о. о о.
74. Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис.докт. пед. наук. Л. , 1965. - 39 с.
75. Кузьмина Н. В. Основы вузовской педагогики: Уч. пособие для студентов университетов. Л : ЛГУ, 1972. - 312 с.
76. Кузьмина К. В. Очерки психологии труда учителя. ЛГУ, 1967. - 172 с.
77. Кузьмина Н. В. , Гинецинский В. И. Актуальные проблемы профессиональной педагогической подготовки учителя //Советская педагогика. 1982. - N 3. - С. 63-66.
78. Кулюткин Ю. К. Творческое мышление б профессиональной деятельности учителя //Вопросы психологии. 1936. - N 2.1. Г\ <04 ОГ>wj. ^ х U J ■
79. Лакин Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для биологич. спец. вузов. 3-е изд. , пере раб. и доп. - М.: Высшая школа.- 157
80. Левин В. А. Воспитание творчества //Педагогика и психология. М. : Знание. - 1977. - N 7. - 0. 17-19.
81. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы //Педагогика и психология. IL : Знание. - 1984. - N 4.
82. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.9 1 р пs. J. LJ I— .
83. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М. : Знание, 1979. - 48 с.
84. Леонтьев А. Е Общее понятие о деятельности //Основы теории речевой деятельности. М. : Наука, 1974. - С. 5-20.
85. Леонтьев А. Е Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
86. Лернер И. Я Проблемное обучение. М. : Знание, 1974. - 54 с.
87. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. -М. : Педагогика, 1981. 185 с.
88. Лисовская В. JL Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педвузе: Дис. . канд. пед. наук. Киев, 1984. - 186 с.
89. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии //Психологический журнал, 1981. т. 2. - N 5. - С. 3-22.
90. Лузина Ю. Л. Т вор чес тая лаооратория учителя: из опыта работы. 2-е изд., перераб. и дсп. - М. : Просвещение, 1985. -158 с.
91. Дуткова Е В. Соотношение репродуктивных и творческих элементов познавательной деятельности при подготовке специалистов в институте физической культуры (на материале волейбола): Автореф. дис. . канд. пед. наук. л, 1990. - 24 с.- 158
92. Макарова О. С. Задания для коллективной работы студентов при изучении методики преподавания гимнастики //Методическая разработка для студентов I -1V курсов ф-та физического воспитания. Ульяновск: УГПЙ, 1935. - 14 с.
93. Марквардт К. Г. В целях активации познавательной деятельности студентов //Вестник высшей школы. 1977. - N 10.00 щ
94. Максакова В. И. Проблема развития индивидуальных всз-моинестей школьника в коллективе //Советская педагогика.1 орп М 19 ~ п 9^-рр,
95. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников //Вопросы психологии. 1980. - N 5. -47 с.
96. Маркова А. К. , Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. -192 с.
97. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. , 1972. - 168 с.
98. Матюшкин А. М. Основные направления исследований мышления и творчества //Психологический зкурнал. 1984. - т. 5. -N 1. - С. 19-17.
99. Махмутов М. И. Некоторые особенности проблемного обучения //Советская педагогика. 1970. - N 9. - 49 с.
100. Махмутов М И. Проблемное обучение //Основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975. - 368 с.
101. Моляко В. А. Техническое творчество и трудовое воспитание //Педагогика и психология. М.: Знание. 1935. - Мб.- 159
102. Моторин В. М. О структуре профессиональной деятельности учителя физической культуры //Теория и практикз физ. культуры. 1980. - N 5. - 0. 45-47.
103. Мудрик А. В. Воспитательный потенциал общения /'/Советская педагогика. 1985. - N 7. - С. 40-42.
104. Мухамадеев И. X. Формирование педагогических умений у студентов 2 курса института физической культуры в процесе педагогической практики и учебных занятий: Автореф. дис.канд. пед. наук. Л , 1990. - 22 с.
105. Неверкович С. Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. дис. . докт. пед. наук. • М. , 1988. 42 с.
106. Никандров Н. Д. , Кан-Калик В. А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя //Советская педагогика. 1982. - N 4. - С. 90-92.
107. Никитина Г. В. , Романенкс В. Е Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб. , 1992. -168 с.
108. Огородников и. Т. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов. №: Просвещение, 1968. - 374 с.
109. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособ. для 0-75 пед. спец. высш. учебк. заведений /Под ред. И. А. Зязюна.- М. : Просвещение, 1989. - 302 с.
110. Петров А. П. Психолого-педагогическая и методическая
111. ГТ-Л ТГ Г» ^,Г> »/»Q ^.TT-rrrrtTrrrV t ГТ 1Ч tin .-s f V " ' / V-L D ''i ГП i.T TTl^; Тт'"|Г'РГМ!/",5 — I nO'J —л;'.' V I v; iJ tVZt lJf Mj •"l.'U ' . / Л.»«. i ыДЛ L-'i Ü'i; 1 düü.1. N 4. 0. 56- 72.
112. Петровский А. В. Теория де яте ль носткого опосредствования и проблема лидерства //Вопросы психологии. 1980. - N 2.- С. 29-34.
113. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М. : Политиздат, 1982. 255 с.
114. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления //Вопросы психологии. 1965. - N 6. - С. 33-51.
115. Петунин 0. В. Основы формирования профессионального мастерства учителя физического воспитания / -'Научные основы совершенствования учебного процесса нв факультете физического воспитания. Л.: ЛГПИ, - 1979. - С. 58-71.
116. Петунин О. В. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры. VL : Просвещение, 1980. - 112 с.
117. Пидкасистый IL а Всепроводящая и творческая самостоятельная деятельность учащихся //Советская педагогика. 1959.- № 5. 0. 60-69.
118. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М. : Медгиз, 1962. - 219 с.j
119. Платонов К. К Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособ. М. : Высшая школа, 1984. - 174 с.
120. Платонов К. К. Структура' и развитие личности. М. : Наука, 1986. - 255 с.
121. Поддъяков H. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников //Вопросы психологии. 1982. -- M 2. - С.
122. Поддъяков Н. Е Новый подход к развитию творчества у д¿школьников //Вопросы психологии. 1990. - N 1. - С. 16-19.
123. Познаватетельные процессы и способности в обучении /Под ред. В. Д. Шадрикоза. М.: Просвещение, 1990. - 142 с.
124. Половникова И. А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников //Советская педагогика. 1970.м с п 7С
125. Пономарев Е И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1974. - С. 279-309 с.
126. Пономарев Я А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976. 273 о.
127. Пономарев Я А. -Базы творчества и структурные уровни его организации //Вопросы психологии. 1982. - N 2. - С. 5-13.
128. Пономарев Я. А. Исследование творческого потенциала человека //Психологический журнал! 1991. - т. 12. - N 1. - С. 3-5.
129. Посталюк Е Ю. Дидактические условия эффективности использования учебно-познавательных задач в высшей школе: Ав~ тореф. дис. .канд. не д. наук. Казань, 1983. - 16 с.
130. Поташник М. М. Разумнее сейте разумно (о людях в педагогике) //Народное образование. -/1990. N 1. - С. 5-14.
131. Пушкин В. Е Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности //Вопросы психологии. 1977. - N 5. - С. 74-87.
132. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учаззяхея. М.: Просвещение, 1975. - 272 с.
133. Рахматов А. И. Новые виды ©изкультурно-спортивных занятий и методика преподавания: Программа курса. М.: МГВД,- 162
134. Решетень И. Е , Прохорова М. Е. Специфика педагогической Дслт'.::л1.г0ст»1 тренера и учителя физической культуры:f-тр. 1.'-.fv nr пег ^тттт!,',ит,лп WYX? . W . ПП,ТП |Д- IS I i'jr:!tX . n•' iCW. UvLv". . (Ц<ш1 Д', tiilvD /Vi'lh . X U^M'SHi»» J. С I Ъ.
135. Роджере E Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. 1990. - !•; 1. - С. 154-163.
136. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособ. для учащихся пед. училищ по спец. 1910 "Физ. культура". М.: Просвещение. 1989. - 175 с.
137. Рубинштейн 0. Л Основы обшей психологии: Учеб. пособ. для высш. пед. уч. завед. и институтов. 2-е изд. - Я: Уч педгиз. - 1946. - 704 с.
138. Рубинштейн 0. Д. О мышлении и путях его исследования. М. : АН СССР, 1958. - 148 с.
139. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности //Вопросы психологии. 1986. - N 4. -• С. 101-120.
140. Сагатовский В. Н. Философские основания педагогической деятельности //Вестник высшей школы. 1987. - N 1. - 0. 23-24.
141. Сафар М. Я Гуманистические ценности спорта ,/Теория и практика физ. культуры. 1976. - N 6. - С. 74.
142. Сенсомоторика и двигательный навык в спорте /Под ред. ЕЕ. Зимкина. JL , 1973. - 104 с.
143. Скаткин М. Е Активизация познавательной деятельности в обучении. М.: Педагогика, 1965. - 48 с.
144. Скаткин М. Е Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. №.: Педагог*«», 1971. - 206 с.
145. Сластенин В. А. К вопрос у прсфеесиограыыы учителя общеобразовательной школы / /Советская педагогика. ю?з. - N 5.
146. Сластенин В. А. Формирование творческой личности будущего учителя. //Осдетская педагогика. 1975. N I. - 0. е'.3-9г
147. Сластенин В. А. Нормирование индивидуального стиля самостоятельной учебной деятельности студентов. -• М.: МГПИ,•I арп Г* I Сои. V. X -V ±.
148. Смоленский В. м. . Гавердовский Ю. К. ГЦоЛИФК и советская школа гимнастики //Теория и практика физ. культуры.орп . К. 1 О П 10.90
149. Соловьев В. С. Избранное. М.: Советская Россия, -1996. - 496 С.
150. Сохор А. М. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. №.: Педагог игл, 1988. - 1.24 с.
151. Спирин Л. Ф. Армирование общепедагогических, умений учителя (на материале подготовки студентов педвуза к воспитательной работе.): Дис. . докт. пед. наук. М. , 1980. - 448 с
152. Степанов С. Ю. , Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач //Вопросы психологии. 1982. - N 1. - 0. 99-104.
153. Степанова И. А. Формирование профессиональных умений студентов на основе решения творческих задач по обучению двигательным действиям в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. .Л, 1991. - 24 с.
154. Отжижевски С. Цель физической культуры воспитание активного и творческого человека //Теория и практика Физ. культуры. - 1989. - N 1. - С. 54--56.
155. Сухомлинский В. А. о воспитании. М. : Политиздат.t