Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов хореографических отделений высших учебных заведений

Автореферат по педагогике на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов хореографических отделений высших учебных заведений», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
Автор научной работы
 Сабанцева, Татьяна Витальевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Омск
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация по педагогике на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов хореографических отделений высших учебных заведений», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов хореографических отделений высших учебных заведений"

САБАНЦЕВА ТАТЬЯНА ВИТАЛИЕВНА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

13.00.04 — «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 2 ДЕК 2013

005543459

Омск 2013

005543459

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» на кафедре теории и методики гимнастики

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Путинцева Елена Витальевна

Официальные оппоненты: Горская Инесса Юрьевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

Безматерных Геннадий Павлович,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова» доцент кафедры теории и методики физической культуры

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный

университет»

Защита диссертации состоится 20 декабря 2013 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.001.01 в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта по адресу: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144, ауд. 501.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского государственного университета физической культуры и спорта

Автореферат разослан /r^cr/fs 2013 г.

Учёный секретарь диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор / В. Н. Попков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. В современных условиях главной задачей высшего хореографического образования России является подготовка гармонично развитого педагога-хореографа нового поколения. Ряд исследователей в области хореографии и педагогики отмечают, что профессия хореографа предъявляет к специалисту высокие специфические требования (И. С. Бушенева, 2008; Л. А. Ми-такович, 2009; В. Е. Фертик, 2009; Ю. А. Кившева, 2011). Это связано с изменениями, происходящими в современном танце, раскрывающими новые возможности пластики под влиянием модерн-танца и его многочисленных направлений. Современная музыка и новые, оригинальные композиционные идеи соединяют гимнастику и танец.

Специфика профессии современного педагога-хореографа заключает в себе ряд важных показателей: высокий уровень физической подготовленности; двигательных умений, эмоционально-волевых качеств и подвижность нервных процессов. В этих условиях большое значение придается профессионально-прикладной физической подготовке будущих преподавателей хореографических дисциплин (М. Н. Юрьева, 2001, 2005; Р. Р. Магомедов, 2007, 2009; И. С. Бушенева, 2007, 2008; Е. В. Перлина, 2008; Л. А. Митакович, 2009). В последние годы активизировался интерес к содержанию физического воспитания студентов творческих специальностей. Отличительной особенностью подготовки студентов хореографических отделений является высокая двигательная активность, связанная со спецификой выбранной профессии (Г. П. Гусев, 2002, 2004; JI. М. Авдеева, 2006; Е. Котельникова, 2008; Н. П. Базарова, 2009).

В современных условиях в содержание дисциплины «Физическая культура» для студентов хореографических отделений рекомендуется ввести раздел «Хореографический тренаж», который ранее не имел в научно-методической литературе достаточного обоснования для применения его в качестве основного средства физического воспитания. В настоящее время отмечается тенденция появления в хореографии сложных и высокоамплитудных элементов гимнастического и акробатического характера, что требует усиленного внимания к раз-

3

витию всего опорно-двигательного аппарата студентов хореографических отделений в процессе профессионально-прикладной физической подготовки. Однако, многие исследователи утверждают, что элементы хореографического тренажа направлены в большей степени на развитие силы ног и в меньшей степени на развитие мышц рук и туловища, что указывает на определенный диссонанс в развитии опорно-двигательного аппарата хореографов (А. Я. Ваганова, 2005; И. С. Бушенева, 2007, 2008; Ж. Г. Хаас, 2011; Н. В. Соковикова, 2011).

Несмотря на фундаментальность проведённых исследований в области физического воспитания студентов, отмечается недостаток сведений о содержании профессионально-прикладной физической подготовки с учетом современных изменений в системе хореографического образования. А также сведений о структурной основе хореографического тренажа, предполагающей определенный порядок, взаимосвязь и закономерности взаимодействия составляющих его компонентов. В этой связи следует продолжить исследования, ориентированные на совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки, обеспечивающей гармоничное развитие всего опорно-двигательного аппарата студентов.

В ходе предварительного исследования были установлены следующие противоречия: между необходимостью формирования гармонично развитого опорно-двигательного аппарата и явной недостаточностью средств хореографического тренажа; между необходимостью совершенствования процесса профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений и недостатком знаний о его современном содержании; между возрастающими специфическими требованиями к уровню профессионально-прикладной физической подготовленности студентов и отсутствием сведений о его модельных характеристиках.

Проблема исследования заключается в недостатке научно обоснованных сведений о содержании и структуре профессионально-прикладной физической подготовки студентов с учетом специфики хореографической направленности.

Объект исследования: процесс физического воспитания студентов хореографических отделений.

Предмет исследования: содержание профессионально-прикладной физической подготовки в процессе физического воспитания студентов-хореографов.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка структуры и содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений с учетом специфики хореографической направленности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение структурной основы профессионально-прикладной физической подготовки, определение рационального соотношения физических способностей, значимых для будущего преподавателя хореографических дисциплин, выявление основных компонентов, достоверно взаимосвязанных с уровнем физической подготовленности, позволит обосновать содержание методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений с учетом современных условий.

Задачи исследования.

1. Определить рациональное соотношение значимых для будущей профессиональной деятельности физических способностей и уровень физической подготовленности студентов хореографических отделений.

2. Выявить структуру профессионально-прикладной физической подготовки на основе анализа компонентного состава специальных хореографических дисциплин и их взаимосвязи с показателями уровня физической подготовленности студентов хореографических отделений.

3. Разработать модельные характеристики профессионально-прикладной физической подготовленности студентов хореографических отделений на основе анализа уровня физической подготовленности успешных выпускников.

4. Разработать и экспериментально обосновать методику профессионально-прикладной физической подготовки, обеспечивающую достижение более

5

высокого уровня развития специальных физических и двигательных способностей, отвечающих модельному уровню подготовленности.

Методологическая основа исследования: концепция общей теории физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. И. Евсеев, В. Н. Платонов); положения структурной основы (Л. П. Матвеев); теория и методика профессионально-прикладной физической культуры (В. П. Полянский, Р. Р. Магомедов, И. С. Бушенева); положения теории и методики гимнастики (Л. Я. Аркаев, Ю. К. Гавердовский, Т. С. Лисицкая); положения теории спортивной тренировки (Н. Г. Озолин, В. Н. Платонов, Л. П. Матвеев). Частноотраслевая методология основана на фундаментальных исследованиях в области хореографии (А. Я Ваганова, Н. П. Базарова, В. П. Мей, Н. В. Соковикова).

Методы исследования: Анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование; профессиограмма; тестирование; метод экспертных оценок; гониометрия; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Научная новизна: определено рациональное соотношение физических способностей, значимых для хореографической деятельности: силовые (32%) и координационные способности (32%); выносливость (19%); гибкость (10%) и скоростные способности (7%); конкретизирована профессиограмма преподавателей хореографии с учетом современных условий, выраженная в определении профессионально важных физических способностей; выявления новых хореографических направлений с элементами гимнастического и акробатического характера; выявлена структура хореографического тренажа, состоящая из четырех компонентов (классический танец, народный танец, историко-бытовой танец, современный танец), каждый из которых содержит базовые элементы специальных хореографических дисциплин; выявлена взаимосвязь показателей компонентного состава специальных хореографических дисциплин с показателями физической подготовленности студентов хореографических отделений; определены основные факторы физической подготовленности студентов, к которым относятся: силовая выносливость и динамическая сила, координацион-

6

ные способности, гибкость и скоростная выносливость; получены новые данные об уровне профессионально-прикладной физической подготовленности выпускников хореографических отделений, построенные на оценке показателей физических способностей, значимых для будущей профессиональной деятельности; разработаны модельные характеристики профессионально-прикладной физической подготовленности студентов; разработана система педагогического контроля профессионально-прикладной физической подготовленности студентов хореографических отделений, состоящего из оценки уровней специальной двигательной и физической подготовленности.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории профессионально прикладной физической культуры научными знаниями о содержании профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений, данными о ее рациональной структурной основе, предполагающей определенный порядок, взаимосвязь и закономерности взаимодействия составляющих ее компонентов.

Практическая значимость: определен наиболее значимый компонент из комплекса специальных хореографических дисциплин - классический танец, базовые элементы которого в наибольшей степени взаимосвязаны с уровнем развития профессионально важных для студентов-хореографов физических способностей; разработаны карты экспресс-оценки уровня подготовленности по специальным хореографическим дисциплинам; разработана программа модифицированных тестовых заданий с учетом специфики хореографической направленности; разработана оценочная шкала для определения уровня профессионально-прикладной физической подготовленности студентов хореографических отделений; разработаны и обоснованы комплексы специальных упражнений для эффективного процесса совершенствования физических способностей студентов с учетом специфики хореографической направленности; разработано содержание профессионально-прикладной физической подготовки, которое включает в себя методику, основанную на комплексном использовании средств хореографии и физических упражнений, где последовательно реализу-

7

ются этапы, каждый из которых предусматривает цели, задачи и средства, а также контроль соответствия модельным характеристикам, разработанным с учетом специфики хореографической направленности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается достаточным объемом экспериментальных данных, использованием современного комплекса методов исследования, корректным использованием методов статистической обработки, организацией формирующего педагогического эксперимента и положительным эффектом, полученным от внедрения результатов исследования в учебный процесс.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Результаты исследования внедрены в практику работы кафедры хореографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, хореографического отделения Омского областного колледжа культуры и искусств, образцового ансамбля танца г. Омска, о чём свидетельствуют акты внедрения. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (Омск, 20112013), на всероссийских и международных конференциях (Москва, 2010; Томск, 2011). По теме диссертации опубликовано 13 работ, в том числе 3 статьи в журналах, включенных в перечень ВАК.

Положения, выносимые на защиту:

1. Структурную основу профессионально-прикладной физической подготовки составляют два основных компонента:

- классический танец, средствами которого являются базовые элементы, в наибольшей степени взаимосвязанные с уровнем физической подготовленности;

- специальная подготовка, средствами которой являются комплексы физических упражнений с предметами, обеспечивающие совершенствование значимых для хореографической деятельности физических способностей.

2. Методика комплексного контроля, включающая оценку уровня специальной двигательной подготовленности (базовые хореографические элементы)

8

и оценку уровня физической подготовленности (модифицированные тестовые задания, сочетающие контрольные упражнения физической и хореографической направленности) позволяет оптимизировать педагогический контроль в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений.

3. Шкалы оценок и модельные характеристики, разработанные на основе анализа уровня профессионально-прикладной физической подготовленности успешных выпускников, позволяют объективно оценивать уровень совершенствования значимых физических способностей студентов хореографических отделений.

4. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов хореографических отделений состоит из классического тренажа в виде экзерсиса у хореографического станка и комплексов специальных упражнений, включающих гимнастические и акробатические элементы, что обеспечивает достижение более высокого уровня развития специальных физических и двигательных способностей, отвечающих модельному уровню подготовленности.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 20092013 годов и включало четыре этапа. Предварительный эксперимент был проведен на базах 3 образовательных учреждений города Омска. В нём приняли участие 116 студентов (из них 84 девушки, 32 юноша) и 152 преподавателя хореографических дисциплин. Педагогический эксперимент проведён на базе кафедры хореографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (2011-2012 учебный год) с участием студенток младших курсов (39 девушек). На первом этапе исследования была проанализирована и обобщена научно-методическая литература по изучаемой проблеме, выявлено рациональное соотношение физических способностей, значимых для хореографической деятельности и составлена профессиограмма специалиста в области хореографии. В ходе второго этапа определена структура ППФП студентов хореографических отделений, третий этап посвящен разработке методики ППФП и проведению педагогического эксперимента. На четвертом

этапе обработаны материалы эксперимента, уточнены выводы. Оформлен текст диссертации.

Структура диссертации: Диссертация изложена на 176 страницах и состоит из введения, 5 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована 34 рисунками и 16 таблицами. Библиография представлена 178 источниками, из них 9 зарубежных авторов и 2 электронных интернет ресурса.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Анализ исследований ряда учёных позволил подтвердить сведения о направленности средств хореографии: совершенствовании координации движений, укреплении сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем (Е. Г. Котельникова, 1986; И. Н. Иваницкая, 1987; А. Р. Галеева, 2007; И. С. Бушенева, 2007, 2008; Е. В. Перлина, 2008; Л. А. Митакович, 2009). Вместе с тем, на основании исследований А. Я. Вагановой (2005), Ж. Г. Хааса (2011), Н. В. Соковиковой (2011) установлено, что средства «хореографического тренажа» в большей степени воздействуют на мышцы ног и недостаточно направлены на развитие мышц плечевого пояса и рук. В. В. Непомнящих (2010) утверждает, что в последнее время отмечается тенденция снижения уровня общей физической и хореографической подготовленности поступающих на специальность «Хореография», вследствие общего неудовлетворительного состояния подрастающего поколения. Однако, в последние годы отмечается значимость профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений, так как присутствует взаимопроникновение в хореографические композиции акробатических и гимнастических элементов, что требует от будущих педагогов-хореографов специальных знаний и определенного уровня подготовленности (Т. И. Зубкова, 2006; И. С. Бушенева, 2008; Р. Р. Магомедов, 2008). Вместе с тем, недостаточно сведений о содержании профессионально-прикладной физической подготовки, позволяющей оптимизировать процесс физического воспитания студентов хореографических отделений. Дальнейшие исследования должны быть направлены на поиск новых знаний о содержании

10

профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений.

Результаты исследования и их обсуждение. Для изучения специфики деятельности современного педагога-хореографа был проведён опрос преподавателей хореографических дисциплин, по результатам которого была составлена профес-сиограмма специалиста в области хореографии. В анкетном опросе приняло участие 67 преподавателей образовательных учреждений города Омска. Данные опроса показали следующее: работа предполагает высокую двигательную активность, связанную с перемещением в пространстве и выполнением двигательных действий различного характера; обучение элементам «хореографического тренажа», гимнастическим и акробатическим элементам; владение высоким уровнем развития всего опорно-двигательного аппарата. Для выявления рационального соотношения физических способностей, значимых для хореографической деятельности нами было проведено анкетирование среди преподавателей хореографических дисциплин (п = 152). С помощью анкеты выявлено рациональное соотношение значимых для хореографической деятельности физических способностей: силовые (34%) и координационные способности (30%); выносливость (19%); гибкость (10%) и скоростные способности (7%). Факторный анализ позволил выявить вклад четырех главных факторов, характеризующих степень физической подготовленности студентов хореографических отделений, это: силовая выносливость и динамическая сила (25 %); координационные способности (21 %); гибкость (16 %); скоростная выносливость (14 %). С учётом анализа научно-методической литературы и полученных данных следует, что содержание ППФП студентов хореографических отделений должно быть направлено на совершенствование и развитие значимых для хореографической деятельности физических способностей: силовых и координационных; выносливости и гибкости.

Для выявления наиболее значимого компонента в комплексе специальных хореографических дисциплин нами был проведен корреляционный анализ, в ходе которого выявлена степень взаимосвязи между базовыми элементами специальных хореографических дисциплин и показателями физических способно-

11

стей (п~ 116). Корреляционный анализ выявил взаимосвязь между показателями силы ног и всех базовых элементов специальных хореографических дисциплин от средней к высокой степени. В тоже время, нами выявлено отсутствие достоверных связей с показателями, отражающими силу мышц рук и плечевого пояса (рис.1).

О высокая и средняя степень I ^^ Из девушек

взаимосвязи I ^^ и* юношей

низкая и недостоверная степень _взаимосвязи

Рис. 1. Взаимосвязь экспертной оценки показателей специальных хореографических дисциплин с уровнем развития физических способностей студентов хореографических отделений (п = 116)

В результате проведенных исследований, из комплекса специальных хореографических дисциплин нами выделен наиболее значимый компонент -классический танец, показатели которого в большей степени взаимосвязаны с показателями уровня физических способностей, значимых для хореографической деятельности. Полученные нами данные о неравномерности совершенствования физических способностей средствами хореографического тренажа, согласуются с данными Ж. Г. Хааса (2011) и Н. В. Соковиковой (2011), следовательно, необходима дополнительная специальная подготовка, обеспечивающая гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата.

На основе результатов предварительного исследования нами разработаны структура и содержание ППФП студентов хореографических отделений: 1)

классический танец, средствами которого являются базовые элементы, в наибольшей степени взаимосвязанные с уровнем физической подготовленности; 2) специальная подготовка, средствами которой являются комплексы физических упражнений, обеспечивающих совершенствование значимых для хореографической деятельности физических способностей.

Для разработки модельных характеристик профессионально-прикладной физической подготовленности студентов хореографических отделений нами была составлена комплексная методика, включающая разработанные нами тестовые задания с учетом хореографической направленности, полноценно отражающие физическую и специальную двигательную подготовленность студентов (рис. 2).

«разножка»-!

«разножка »-2

(юноши)

pas de chet"-l "pas de chat"-2

(девушки)

Хореографически прыжок впер» « двух ног на дое

с 2

S S

Методика

контроля уровня п рофе ее и ома л ьно-примладной физической

подготовленности

студентов хореографическим отделений

g

эе

s

о

it

IX

5

■е-

X

О

Оценка уровня

координационні

способностей

1 .«Три tour piqeB (полный поворот);

2. «Хореографии, прыжок an tourne п а

(прыжок ■ пооорото);

3. «Хореографии. Стойка на одной нот веа зрительного анализатора»

1. « Лочь-сестк» ;

2. «Удержание и «и на согнутых рухах»

3. «приседания на

1, ■ хореографии.

2. «Ннк/юм туловища вперед в

стоя в первой классической

Рис. 2. Система оценки уровня профессионально-прикладной физической подготовленности студентов хореографических отделений

Для оценки профессионально-прикладной физической подготовленности студентов хореографических отделений нами была использована семибалльная шкала по Зациорскому, рассчитанная нами для девушек и юношей. За модельный уровень принято 4 балла, что соответствует среднему значению с диапазоном в полсигмального отклонения на увеличение и уменьшение (х ± 0,5 а). Все результаты ниже модельного уровня являются рассогласованием различной степени.

Основные характеристики экспериментальной методики профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов хореографических отделений

Экспериментальная методика профессионально-прикладной физической

подготовки была основана на комплексном соединении базовых элементов классического танца и комплексов физических упражнений, обеспечивающих совершенствование значимых для хореографической деятельности физических способностей и состояла из 3-х этапов: подготовительном; формирующим и закрепляющем (рис. 3).

Подготовительный этап

Цель: ознакомление и овладение содержанием дисциплины

«Физическая культура»; оценка уровня профессионально-

прикладной физической

подготовленности по

модельным характеристикам. Средства: хореографические и специально направленные

упражнения; последовательное введение комплексов с 1 по 4: комплекс на развитие и совершенствование силы мышц плечевого пояса; комплекс на развитие ' координационных способностей комплекс

«гибкость»; комплекс

«выносливость»; Уровень: разучивание: Метод: строго

регламентированного упражнения

Формирующий этап

Цель: совершенствование и развитие уровня проф ессионально-прикладной физической подготовленности; Средства:

хореографические и

специально направленные упражнения;

Уровень: освоение и совершенствование; Метод: строго

регламентированного упражнения:

метод сопряженного воздействия

Закрепляющий этап

Цель: поддержание

оптимального уровня

профессионально-прикладной физической

подготовленности; оценка уровня профессионально-

прикладной физической

подготовленности по

модельным характеристикам. Средства: хореографические и специально направленные упражнения;

Уровень: достижение

модельного уровня

подготовленности; Метод: строго

регламентированного упражнения: метод круговой организации занятий; метод сопряженного воздействия

Рис. 3. Содержание экспериментальной методики ППФП Подготовительный этап (8 занятий) предусмотренный в начале семестра, включает оценку уровня профессионально-прикладной физической подготовленности студентов с помощью тестирования (3-4 занятия) и ознакомление с комплексами специальных упражнений. В подготовительной части занятия (20 мин.) используются базовые элементы классического танца в качестве подготовительных упражнений. Темп выполнения упражнений зависит от комбинации, последовательность которых строго регламентирована в экзерсисе классического танца (А. Я. Ваганова, 2005). Основная часть (60 мин.) - посвящена ознакомлению и выполнению комплексов физических упражнений, которым

14

уделяется одинаковый временной интервал (по 15 минут). Заключительная часть (15 мин.) - включает базовые элементы классического танца, направленные на расслабление мышечных групп, активно участвовавших в работе, а также дыхательные упражнения, рекомендованные специалистами для занятий хореографией. Упражнения выполняются в замедленном темпе, с максимальной амплитудой (Е. Я. Попова, 1968; Е. А. Лукьянова, 1989, Е. В. Тимошенко, 2010). После подготовительного этапа следует формирующий, направленный на совершенствование физических способностей, значимых для хореографической деятельности студентов. Этот этап позволяет целенаправленно формировать главные мышечные группы опорно-двигательного аппарата во избежание дисгармоничности их развития. Подготовительная и заключительная части всех этапов идентичны, но различаются в основной части. Содержание основной части формирующего этапа: 1) выполняется комплекс, направленный на совершенствование силы мышц плечевого пояса (20мин.), включающий упражнения с гантелями, гимнастической палкой в положении лежа; 2) комплекс, направленный на совершенствование координационных способностей (15 мин.), способствующий развитию мышечной и пространственной координации методом наглядной информации, используя визуальный контроль и зрительный образ; 3) комплекс «гибкость» (15 мин.), направленный на воспитание специальной гибкости, а именно предельной подвижности в плечевых, локтевых, коленных и тазобедренных суставах с использованием предметов в качестве вспомогательных средств, (гимнастическая палка, диск здоровья и гимнастический мяч (фитнесболл); 4) комплекс «выносливость» (10 мин.), включающий выполнение упражнений с длительным напряжением. Продолжительность выполнения упражнений от 30 секунд до 2 минут. Количество повторений зависит от продолжительности и сложности упражнения, выполняется от 2 до 6 раз. Продолжительность пауз отдыха между упражнениями от 30 секунд до 1 минуты. Закрепляющий этап также характеризуется отличительными особенностями проведения основной части занятия. В основной части предусмотрен круговой метод организации занятия, который включает выполнение упражнений на

4 станциях, по 10 минут на каждой и интервалами отдыха по 5 минут. Переход от станции к станции осуществляется под музыкальное сопровождение среднего темпа и выполнением танцевального шага с элементами дыхательной гимнастики, что способствует восстановлению и снятию напряжения с мышечных групп (Е. Я. Попова, 1968; Е. А. Лукьянова, 1989, Е. В. Тимошенко, 2010). Количество упражнений на каждой станции может варьироваться от 4 до 6, число повторений зависит от интенсивности выполнения движения и составляет от 2 до 4 раз. Продолжительность пауз отдыха между упражнениями комплексов на станции от 30 секунд до 1 минуты.

Таким образом, содержание урока в экспериментальной методике ППФП студентов хореографических отделений во всех 3-х этапах отличается в основной части, в содержание которой входит выполнение комплексов разной направленности в определенном соотношении и различным методом организации занятия (этап 1, этап 2 - фронтальный, этап 3 - фронтальный и круговой метод организации занятия) (рис. 4).

юо% т

50%

о%

этап 1 этап 2 этап 3

□ комплекс №1 Окомплекс № 2 Окомплекс N»3 Окомплекс №4 Условные обозначения: комплекс № 1, направлен на совершенствование силы мышц плечевого пояса; комплекс №2, направлен на совершенствование координационных способностей; комплекс №3 - «гибкость»; комплекс №4 - «выносливость».

Рис: 4. Соотношение комплексов разной направленности в основной части занятий в процессе ППФП студентов хореографических отделений

Для определения эффективности разработанной методики ППФП был

организован педагогический эксперимент, в котором приняли участие студентки младших курсов (п = 39, девушки). Результаты, полученные в ходе контрольного тестирования,. проведенного до педагогического эксперимента показали, что уровень профессионально-прикладной физической подготовленности в экспери-

25% 25% 25% 25%

/ У У

16% 25% У

25%

25%

25% /

■ '25%

34%

25%

ментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах не имел достоверных отличий (Р>0,05). В результате проведённого эксперимента у студентов экспериментальной группы (п = 19) выявлена возрастающая динамика изменения показателей уровня профессионально-прикладной физической подготовленности: показатели силовых способностей до 85% (Р<0,05); показатели координационных способностей до 39% (Р<0,05); показатели гибкости до 89% (Р<0,05); показатели выносливости до 42 % (Р<0,05). В контрольной группе достоверных изменений по этим показателям не выявлено. Однако, отмечена динамика изменения показателей специальной двигательной подготовленности в обеих группах - 18 % (Р<0,05), что обусловлено применением средств «хореографического тренажа» (табл.1).

Таблица 1

Изменение показателей профессионально-прикладной подготовленности

студентов-хореографов КГ и ЭГ по окончании педагогического эксперимента

Показатели подготовленности КГ ЭГ t Р

1.Статическая сила («Сохранение хореогр. позы»),(с) 12±0,9 23±0,7 2,83 ¿0,01

2.Скоростная выносливость («Хореографические брос-ки»)(кол-во раз) 22±0,9 27±1,5 2,84 <0,01

3. Координационные способности («Три тур piqe»), (с) 3,4±0,3 2,9±0,3 .2,48 <0,05

^Координационные способности («Прыжок antournan»), ( градусы) 41±15,05 24±6,4 2,66 <0,05

5.Статическое равновесие («Стойка на одной ноге»), ( с) 2±0,37 6±0,5 2,62 <0,05

б.Скоростная выносливость («Лечь-сесть»В.И. Лях),(кол-во раз) 25±2,2 30±1,3 3.81 <0,01

7.Статическая сила («Удержание в висе на согнутых руках» В.И. Лях),(с) 23±1,0 36±2,5 2,63 <0,05

8.Гибкость («Хореографический мост»),(см) 37±1,3 31±1,4 3,64 ¿0,01

9.Гибкость («Наклон туловища вперед в положении стоя в первой классической позиции»),(см) 9±1,3 15±0,78 2,71 <0,01

10.Динамическая сила («Приседание на опорной ноге, опора о стену»), (кол-во раз) 7±2,1 10±1,83 2,28 ¿0,05

11.Хореографический прыжок вверх с двух ног на две (по правилам А.Я. Вагановой исполняется «cote по 5 позиции»), см 11±2,6 13±2,4 3,2 <0,01

12.«Взмах» на 90 градусов и выше положения ноги на носок («grand battement») (в градусах) 101±7,1 105±4,2 2,03 <0,05

ІЗ.Прьіжок в «шпагат-1» (в градусах) 116±12,8 119±11,3 2,96 <0,05

М.Прыжок в «шпагат-2» (см) 82±3,1 86±3,6 2,03 <0,05

Примечание для табл.: > - различия между группами статистически недостоверны; < - различия между группами статистически достоверны; двухвыборочный 1-тест по критерию Стьюдента для зависимой выборки; х ±ст - среднее значение ± стандартное отклонение; Р -уровень значимости различия между группами.

По окончании эксперимента результаты показателей профессионально-прикладной физической подготовленности студентов КГ и ЭГ переведены в баллы при помощи шкал оценок, и рассчитана итоговая сумма баллов, которая позволила определить модельный уровень профессионально-прикладной физической подготовленности. Полученные результаты показывают, что студентки КГ и ЭГ до эксперимента не имели модельного уровня, а после эксперимента 40 % студенток ЭГ достигли модельного уровня (табл. 2).

Таблица 2

Оценка модельного уровня профессионально-прикладной физической подготовленности контрольной и экспериментальной группы после эксперимента

Студент Соответствие модельному уровню

Контрольная Экспериментальная

Баллы Степень рассогласования Баллы Степень рассогласования

1 47 Малая 56 Модель

2 44 Средняя 50 Малая

3 44 Средняя 50 Малая

4 45 Малая 56 Модель

5 46 Малая 53 Малая

6 44 Средняя 52 Малая

7 49 Малая 56 Модель

8 47 Малая 49 Малая

9 45 Малая 56 Модель

10 46 Малая 52 Малая

И 45 Малая 55 Малая

12 43 Средняя 51 Малая

13 39 Средняя 50 Малая

14 44 Средняя 56 Модель

15 47 Малая 56 Модель

16 44 Средняя 56 Модель

17 47 Малая 56 Модель

18 48 Малая 56 Модель

19 44 Средняя 51 Малая

20 40 Средняя

:Г 45 53

Ро <0,05

Из выше сказанного следует, что внедрение экспериментальной методики

ППФП в учебный процесс студентов хореографических отделений обеспечивает

эффективность физического воспитания и повышение уровня профессионально-

прикладной физической подготовленности студентов.

18

выводы

1. Анализ научно-методической и специальной литературы, а также проведенные предварительные исследования позволили установить, что:

- в настоящее время отмечается синтез хореографических, гимнастических и акробатических, высокоамплитудных и сложнокоординационных спортивных элементов в хореографических композициях, что предъявляет повышенные требования к качеству профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений;

- значимые для хореографической деятельности способности совершенствуются средствами хореографического тренажа неравномерно, что приводит к диссонансу в развитии опорно-двигательного аппарата студентов хореографических отделений, следовательно, возникает необходимость получения новых знаний о содержании профессионально-прикладной физической подготовки с учетом современного развития хореографии.

2. Нами определено оптимальное соотношение развития физических способностей, значимых в будущей профессиональной деятельности студентов: а) силовые способности (34 %); б) координационные способности (30 %); в) выносливость (19 %); г) гибкость (10 %); д) скоростные способности (7 %).

3. Изучение динамики профессиональной деятельности преподавателя хореографических дисциплин выявило, что 57% рабочего времени занимает проведение занятий по хореографии (46% из которого составляют активные двигательные действия различными частями тела), 37% занимают организационно-профессиональные мероприятия различного характера и 6% отведено прочим мероприятиям, не связанным с профессиональной деятельностью. Таким образом, профессиональная деятельность преподавателя хореографических дисциплин связана с высокой двигательной активностью, что требует высокого уровня физической подготовленности и гармоничного развития всего опорно-двигательного аппарата.

4. Нами выявлена достоверная взаимосвязь всех компонентов специальных хореографических дисциплин с группой тестов, показывающих уровень развития

силы ног (Яэ от 0,52 до 0,94) и недостоверное значение (Яб от 0,10 до 0,24) с группой тестов, показывающих уровень развития силы мышц верхнего плечевого пояса, что позволяет сделать вывод о том, что при занятиях хореографией опорно-двигательный аппарат студентов формируется неравномерно.

5. При анализе взаимосвязи между всеми показателями уровня специальной, физической подготовленности и компонентами специальных хореографических дисциплин (народный, историко-бытовой и современный танцы) нами была выявлена недостоверная связь (1^5 от 0,07 до 0,23), следовательно, компоненты специальных хореографических дисциплин не охватывают весь комплекс развития физических способностей. Компонент «классический танец» имеет наиболее высокую достоверную степень взаимосвязи (1^5=0,84) с показателями общей и специальной физической подготовленности, следовательно, в процессе специальной физической подготовки следует применять именно элементы классического танца.

6. В результате факторного анализа выявлено, что в структуре физической подготовленности студентов хореографических отделений выделяются четыре основных фактора, характеризующих физическую подготовленность: ско-ростно-силовые качества, силовая выносливость и динамическая сила (25 %); координационные способности и статическая сила (21 %); гибкость (16 %); скоростная выносливость (14 %). Сумма вклада в общую дисперсию выборки составляет 76 %. Полученные данные позволили определить структуру физической подготовленности студентов хореографических отделений, которая легла в основу экспериментальной методики профессионально-прикладной физической подготовки.

7. Разработана методика комплексного контроля, включающая оценку уровня специальной двигательной подготовленности (базовые хореографические элементы) и оценку уровня физической подготовленности (модифицированные тестовые задания, сочетающие контрольные упражнения общефизической и хореографической направленности). По результатам тест-ретестовой процедуры, проведенной нами, выявлены значимые коэффициенты корреляции

в модифицированных (с учетом специфики специализации) тестовых заданиях (г>0,79; Р<0,05), что говорит об их высокой стабильности.

8. Методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений состоит из макроцикла, включающего один семестр и трех мезоциклов — подготовительного, формирующего и закрепляющего этапов, содержащих от четырех до восьми недельных микроциклов при условии двухразовых занятий в неделю. Содержание подготовки студентов состоит из классического тренажа в подготовительной части занятия (в виде экзерсиса у хореографического станка) и комплексов специальных упражнений в основной части занятия (включающих гимнастические и акробатические элементы), а также оценку уровня подготовленности на подготовительном и закрепляющем этапах.

9. Подтверждена эффективность экспериментальной методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений. По окончании педагогического эксперимента, за одинаковое количество времени показатели физических способностей, значимых для хореографической деятельности в экспериментальной группе были значительно выше, чем в контрольной: по показателям силовых способностей до 85% (Р<0,05); по показателям координационных способностей до 39% (Р<0,05); по показателям гибкости до 89% (Р<0,05); по показателям выносливости до 42 % (Р<0,05). По показателям специальной двигательной подготовленности прирост в обеих группах составил до 18% (Р<0,05), что обусловлено применением средств «хореографического тренажа». Кроме того, по результатам соответствия модельным характеристикам профессионально-прикладной физической подготовленности 40% студентов экспериментальной группы к завершении эксперимента имели модельный уровень, в то время как в контрольной группе до модельного уровня ни кто не поднялся. Следовательно, применение комплексного соединения средств хореографии и физического воспитания, состоящих из специально направленных упражнений в сочетании со вспомогательными средствами, выполняемых под музыку различного темпа, действительно способствует

совершенствованию профессионально-прикладной физической подготовленности студентов-хореографов и развивает физические способности, значимые для хореографической деятельности.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Сабанцева, Т. В. Альтернативные подходы к занятиям физической культурой в процессе профессиональной подготовки студента-хореографа / Т. В. Сабанцева // Материалы международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования», М., 2010г. - 196с. С. 123124. 0,2 п.л.

2. Сабанцева, Т. В. Физическое воспитание в общекультурной и учебной деятельности студентов-хореографов / Т. В. Сабанцева // ОГОАУ ДПО «ТОИУМЦ-КИИ» межрегион, научно-практич.конф: Хореографическое искусство: традиции и инновации, сборник докладов, Томск, 2011г. - 100с. С. 67-68. 0,2 п.л.

3. Сабанцева, Т. В. Проблема физического воспитания студентов-хореографов / Т. В. Сабанцева // Научный журнал «Социально-гуманитарный вестник Юга России»,№ 6(14) Изд. Пресс-Имидж, 2011г. -135с. С. 38-41. 0,25 п.л.

4. Сабанцева, Т. В. Путинцева Е. В. Специфика физической подготовки студентов хореографических отделений / Т. В. Сабанцева, Е. В. Путинцева // «Омский научный вестник», №5(101), 2011г. -256с. С. 185-187. 0,6 п.л.(0,5 /0,1 п.л.)

5. Сабанцева, Т. В. Факторная структура физической подготовленности студентов хореографических отделений / Т. В. Сабанцева // «Омский научный вестник», №6(102), 2011г. -256с. С. 185-187. 0,6 п.л.

6. Сабанцева, Т. В. Комплексное педагогическое тестирование студентов хореографических отделений / Т. В. Сабанцева // Материалы IV научно-практической конф, студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Физкультурное образование: спорт и Здоровье», Омск, СибГУФК, 03.02.-07.02.2012г., 0,25 п.л.

7. Путинцева Е. В. Сабанцева Т. В. Физическое воспитание студентов-хореографов на основе дифференцированного применения компонентов специальных хореографических дисциплин / Е. В. Путинцева, Т. В. Сабанцева// Научная сессия, Омск, СибГУФК, 19,03-30.03.2012г., С. 136-141. 0,3 п.л.

8. Сабанцева, Т. В. Анализ использования различных средств хореографии в практике физического воспитания студентов различных специальностей / Т. В. Сабанцева // Материалы Всероссий. Науч.практич. конф-ции: «Актуальные проблемы формирования творческой личности в условиях единого культурного пространства региона», Изд.Омск. Гос.ун-та, 26.04.2012г. С. 159-163, 0,25 п.л.

9. Сабанцева, Т. В. Профессионограмма специалиста в области хореографического искусства / Т. В. Сабанцева // Материалы Всероссий. Научно-практич. конф-ции: «Хореографическое искусство: проблемы и перспективы развития», Изд.Омск. Гос.ун-та, 21.05.2012г. С. 40-43. 0,25 п.л.

10. Сабанцева, Т. В. Разработка модели формирования профессионально значимых физических качеств студентов хореографических отделений / Т. В. Сабанцева // Природные и интеллектуальные ресурсы Омского региона (Омскресурс - 2 -2012)»: материалы II Межвузовской научной конференции студентов и аспирантов.-Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. С. 374-377. 0,3 п.л.

11. Сабанцева, Т. В. Разработка модельных характеристик специальной физической подготовленности студентов хореографических отделений / Т. В. Сабанцева // материалы всероссийской научно-практич. конф. молодых ученых, аспирантов, магистрантов, соискателей и студентов. - Омск: Изд-во Сибгуфк, 2012., С. 190-198.. 0 3 п.л.

12. Сабанцева Т. В., Путинцева Е. В. Экспериментальное обоснозание методики специальной физической подготовки студентов хореографических отделений / Т. В. Сабанцева, Е. В. Путинцева // Научная сессия, Омск, СибГУФК 210316.04.2013. С. 116-122, 0,3 п.л.

13. Сабанцева Т. В. Содержание специальной физической подготовки студентов хореографических отделений высших учебных заведений / Т. В, Сабанцева // «Омский научный вестник», №3 (119), 2013. - 238 с. С.194-198, 0,6 п.л.

Подписано в печать 18.11.2013 г. Формат 60x84/16. Объём 1,5 уч-.изд. л. Тираж 120 экз. Заказ 158. Типография ООО «Аванта», 644043, г. Омск, ул. Интернациональная, 29

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сабанцева, Татьяна Витальевна, Омск

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

04201455149

На права^ рукописи

Сабанцева Татьяна Виталиевна

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов хореографических отделений высших учебных заведений

13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной

физической культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: к. п. н., доцент Путинцева Е.В.

Омск-2013

1.1

1.2

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................7

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ...............................................................15

Проблема физической подготовки студентов хореографических

отделений...............................................................................15

Специфика профессионально-прикладной физической

подготовки студентов хореографических отделений с учетом

будущей профессиональной деятельности..............................18

1.3 Краткая характеристика способностей, необходимые в хореографической деятельности..............................................21

1.4 Понятие «хореографический тренаж» и его краткая характеристика........................................................................30

1.5 Танец - как средство физического совершенствования опорно-

двигательного аппарата...........................................................34

Резюме.....................................................................................36

ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ................39

Задачи исследования...............................................................39

Методы исследования.............................................................39

Организация исследования......................................................53

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ.............................................................................56

3.1 Определение рационального соотношения физических способностей, значимых для студентов - будущих преподавателей хореографических дисциплин........................56

3.2 Факторная структура физической подготовленности студентов хореографических отделений.................................................60

ГЛАВА 2.

2.1

2.2

2.3 ГЛАВА 3.

3.3 Выявление структуры хореографического тренажа на основе анализа компонентного состава специальных хореографических дисциплин и их взаимосвязи с показателями физической подготовленности студентов хореографических

отделений................................................................................64

Резюме....................................................................................73

ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ............................................................................76

4.1 Разработка модельных характеристик профессионально-прикладной физической подготовленности студентов хореографических отделений для осуществления педагогического контроля.......................................................76

4.2 Обоснование и разработка методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений................................................................83

4.3 Обоснование содержания специально-направленных комплексов в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических

отделений...............................................................................95

Резюме..................................................................................106

ГЛАВА 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ .............................................................................................109

5.1 Организация занятий студентов хореографических отделений в процессе профессионально-прикладной физической подготовки в высшем учебном заведении.................................................109

5.2

Эффективность применения методики профессионально-

прикладной физической подготовки студентов

хореографических отделений.................................................112

Резюме..............................................................................122

ВЫВОДЫ................................................................................124

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ................................................128

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................130

ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................150

Перечень условных обозначений и терминов, используемых в работе и

принятых в хореографии

Хореографический тренаж (ХГ) - система тренировочных упражнений, основанная на базовых элементах народного, классического, историко-бытового и современного танцев

Комплекс специальных хореографических дисциплин - все базовые элементы классического, народного, историко-бытового и современного танцев «Диск здоровья» - круглая вращающаяся платформа 1 см и диаметром 60 см. Диск здоровья используется для совершенствования функции вестибулярного анализатора (Е. А. Крапивина, 1987) Plie — присед Demi plie - полуприсед Grand plie - присед на носках*

Battements tendus - скользящее движение в положении ноги на носок вперед, в сторону, назад и возвращение в и.п.*

Grand battements jetes - бросок ноги на 90° и выше в заданном направлении*

Battements tendus jete - бросок ноги на 30° в заданном направлении** Каблучное battements tendus - вынос ноги от щиколотки на каблук** Battements devellope — подъем ноги на 90° и выше в заданном направлении* Опорная - нога, на которой находится вес всего тела*

Рабочая - освобожденная от тяжести корпуса нога, выполняющая какое-либо движение на полу или в воздухе* Корпус - туловище танцора* Jump - хореографический прыжок на двух ногах Leap - прыжок с одной ноги на другую с продвижением в сторону Нор - шаг-подскок, рабочая нога в положении «у колена» (В. Ю. Никитин, 2006)

Port-de-bras - наклоны корпуса*

Равновесие - способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия (Ю. П. Кобяков, 1976)

Хореографическая выворотность - выворотность, затрагивающая не только тазобедренный сустав, но и коленный и голеностопный* Позиции ног - положение стоп относительно друг-друга, принятое в классическом танце (6 позиций)*

Точки зала — принятые в хореографии ориентиры (8 точек)

Anfas - положение исполнителя в точку номер один хореографического

зала.

Antournan - поворот на 360 градусов* Tour pique - вращение на одной ноге*

Полупальцы - в хореографии высокая позиция подъема стопы

Экзерсис - определенная последовательность выполнения упражнений у

хореографического станка

* Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. - JL: Искусство, 2005. -208 с.

** Тарасова, Н. Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца / Н. Б. Тарасова. - СПб.: ИГПУ, 1996. - 45 с.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: В современных условиях главной задачей высшего хореографического образования России является подготовка гармонично развитого педагога-хореографа нового поколения [43, 98, 166]. Ряд исследователей в области хореографии и педагогики [18, 89, 90, 98, 114] отмечают, что профессия хореографа предъявляет к специалисту высокие специфические требования. Это связано с изменениями, происходящими в современном танце, раскрывающими новые возможности пластики под влиянием модерн-танца и его многочисленных направлений. Современная музыка и новые, оригинальные композиционные идеи соединяют гимнастику и танец.

В настоящее время отмечается тенденция появления в хореографии множества элементов гимнастического и акробатического характера, что, несомненно, требует высокого уровня развития определенных физических способностей [56, 141, 157, 164]. В связи с этим, необходимы новые условия профессионально прикладной физической подготовки преподавателей хореографических дисциплин. Будущему преподавателю, необходим не только высокий уровень исполнительского мастерства, также, как и артисту балета, но и новая, продуктивная система преподавания и эффективная организации учебного процесса.

Специфика профессии педагога-хореографа заключает в себе ряд важных показателей: высокий уровень физической подготовленности, координации, двигательных умений, выносливости, а также подвижности нервных процессов и эмоционально-волевых качеств [127].

Кроме того, студенты-хореографы представляют категорию населения с повышенным фактором риска, включая нервное и физическое перенапряжение, значительные психологические нагрузки [155]. В связи с этим, возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания. В этих условиях большое значение придается профессионально-прикладной физической подготовке студентов

хореографических отделений [18, 89, 91, 118].

Отличительной особенностью подготовки студентов хореографических отделений является высокая двигательная активность, связанная со спецификой выбранной профессии [43, 48, 155, 157, 166]. Существенная роль в подготовке специалистов в области хореографии отведена физическому воспитанию. Однако, публикации ряда авторов [10, 44, 71, 74, 85, 91, 94, 140, 144, 158], указывают на то, что программы физического воспитания высшей школы в основном направлены на достижение оздоровительного эффекта и недостаточно отражают специфику направленности вуза. В частности, это относится к специфике, предполагающей повышенные требования к функциональному состоянию мышечной, дыхательной и опорно-двигательной систем.

Таким образом, процесс профессионально-прикладной физической подготовки, как составной части физического воспитания студентов хореографических отделений, может быть дополнен новыми сведениями с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности, что подтверждает актуальность исследования.

В современных условиях в содержание дисциплины «Физическая культура» для студентов хореографических отделений рекомендуется ввести раздел «Хореографический тренаж», который ранее не имел в научно-методической литературе достаточного обоснования для применения его в качестве основного средства физического воспитания. Многие исследователи в области хореографии утверждают [19, 90, 141, 157], что элементы хореографического тренажа направлены в большей степени на развитие силы ног и в меньшей степени на мышцы рук и туловища. Но в тоже время, многими авторами отмечается значимость специальной физической подготовки для создания фундамента гармоничной физической подготовленности, где необходимо развитие всего опорно-двигательного аппарата.

Следует особо подчеркнуть, что в последнее время отмечается тенденция снижения уровня общей физической и хореографической подготовленности поступающих на специальность «Хореография» [106]. Публикации ряда авторов [18, 43, 106], утверждают, что будущий специалист в области хореографии должен обладать определенными креативными способностями, а также высоким уровнем развития физических способностей и двигательных навыков. Данный факт обусловлен, по-видимому, общим неудовлетворительным состоянием подрастающего поколения.

Несмотря на фундаментальность проведённых исследований в области физического воспитания студентов, отмечается недостаток сведений о содержании профессионально-прикладной физической подготовки с учетом современных изменений в системе хореографического образования, а также сведений о структурной основе хореографического тренажа, предполагающей определенный порядок, взаимосвязь и закономерности взаимодействия составляющих его компонентов. В этой связи следует продолжить исследования, ориентированные на совершенствование содержания профессионально-прикладной физической подготовки, обеспечивающее гармоничное развитие всего опорно-двигательного аппарата студентов.

В ходе предварительного исследования были установлены следующие противоречия:

- между необходимостью формирования гармонично развитого опорно-двигательного аппарата и явной недостаточностью средств хореографического тренажа;

между необходимостью совершенствования процесса профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений и недостатком знаний о его современном содержании;

- между возрастающими специфическими требованиями к уровню профессионально-прикладной физической подготовленности студентов и отсутствием сведений о его модельных характеристиках.

Проблема исследования заключается в недостатке научно обоснованных сведений о содержании и структуре профессионально-прикладной физической подготовки студентов с учетом специфики хореографической направленности.

Объект исследования: процесс физического воспитания студентов хореографических отделений.

Предмет исследования: содержание профессионально-прикладной физической подготовки в процессе физического воспитания студентов-хореографов.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка структуры и содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений с учетом специфики хореографической направленности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение структурной основы профессионально-прикладной физической подготовки, определение рационального соотношения физических способностей, значимых для будущего преподавателя хореографических дисциплин, выявление основных компонентов, достоверно взаимосвязанных с уровнем физической подготовленности, позволит обосновать содержание методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений с учетом современных условий.

Методологическая основа исследования: концепция общей теории физической культуры (М. Я. Виленский [24], Ю. И. Евсеев [44], В. Н. Платонов[116]); положения структурной основы (JI. П. Матвеев [94]); теория и методика профессионально-прикладной физической культуры (В. П. Полянский [118], Р. Р. Магамедов [90], И. С. Бушенева [18]); положения теории и методики гимнастики (J1. Я. Аркаев [5], Ю. К. Гавердовский [28],

Т. С. Лисицкая [81]); положения теории спортивной тренировки (Н. Г. Озолин [111], В. Н. Платонов [116], JI. П. Матвеев [94]). Частноотраслевая методология исследования основана на фундаментальных исследованиях в области хореографии (А. Я. Ваганова [19], Н. П. Базарова, В. П. Мей [8], Н. В. Соковикова [141]).

Научная новизна:

- определено рациональное соотношение физических способностей, значимых для хореографической деятельности: силовые (32%) и координационные способности (32%); выносливость (19%); гибкость (10%) и скоростные способности (7%);

- конкретизирована профессиограмма преподавателей хореографии с учетом современных условий, выраженная в определении профессионально важных физических способностей; выявления новых хореографических направлений с элементами гимнастического и акробатического характера;

- выявлена структура хореографического тренажа, состоящая из четырех компонентов (классический танец, народный танец, историко-бытовой танец, современный танец), каждый из которых содержит базовые элементы специальных хореографических дисциплин;

- выявлена взаимосвязь показателей компонентного состава специальных хореографических дисциплин с показателями физической подготовленности студентов хореографических отделений;

- определены основные факторы физической подготовленности студентов, к которым относятся: силовая выносливость и динамическая сила, координационные способности, гибкость и скоростная выносливость;

- получены новые данные об уровне профессионально-прикладной физической подготовленности выпускников хореографических отделений, построенные на оценке показателей физических способностей, значимых для будущей профессиональной деятельности;

- разработаны модельные характеристики профессионально-прикладной физической подготовленности студентов;

- разработана система педагогического контроля профессионально-прикладной физической подготовленности студентов хореографических отделений, состоящего из оценки уровней специальной двигательной и физической подготовленности.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории профессионально прикладной физической культуры научными знаниями о содержании профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений, данными о ее рациональной структурной основе, предполагающей определенный порядок, взаимосвязь и закономерности взаимодействия составляющих ее компонентов.

Практическая же значимость состоит в следующем:

- определен наиболее значимый компонент из комплекса специальных хореографических дисциплин - классический танец, базовые элементы которого в наибольшей степени взаимосвязаны с уровнем развития профессионально важных для студентов-хореографов физических способностей;

- разработаны карты экспресс-оценки уровня подготовленности по специальным хореографическим дисциплинам;

- разработана программа модифицированных тестовых заданий с учетом специфики хореографической направленност�