автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Пути адаптации тайцзиюань к системе физической культуры России
- Автор научной работы
- Лю, Шухуэй
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Пути адаптации тайцзиюань к системе физической культуры России"
На правах рукописи
ЛЮ Шухуэй Р Г Б ОД
»з дпр г%2
ПУТИ АДАПТАЦИИ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ К СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1999
Диссертация выполнена в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.
Научный руководитель: доктор педагогических наук
профессор С. Г. АНТОНОВ.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук
профессор Г. П. ВИНОГРАДОВ; кандидат исторических наук
В. н. колотов.
Ведущая организация: Военный институт
физической культуры.
Защита диссертации состоится «ЯЯ» Я&Я9 года в 13 часов
на заседании диссертационного совета Д 046.03.01 Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта по адресу: 190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.
Автореферат разослан «2? » 1999 года.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. В последние годы в России наблюдается рост общественного интереса к восточным единоборствам, не вызывает сомнений эффективность большинства стилей ушу как спортивных дисциплин и видов физической рекреации и двигательной реабилитации. Практика показывает, что одним из наиболее популярных стилей ушу из числа развиваемых в России является тайцзицюань ("кулак Великого предела") в силу его возрастной вседоступности, зрелищности, многоплановости, связанной с возможностями не только физического, но и духовно-нравственного совершенствования личности.
Важной причиной для занятий тайцзицюань может служить задача укрепления здоровья. Современные исследования показывают, что с помощью таких занятий можно излечить многие тяжелейшие расстройства и болезни (Богачихин М. М., 1990; Вогралик В. Г., Вязь-менский Э. С., 1961; Дубровин Д. А., 1991; Ибрагимов И. И., Ибрагимова В. С., 1959; Кэ Юньлу, 1993; Da Liu, 1972; Лян Юйгун, 1990; Тань Цинфу, 1989; У Гуамин, 1987; Чжао Вэйхань, 1993).
Основными задачами тайцзицюань как рекреационно-реабилитационного вида физической культуры являются не только развитие физических качеств, обучение двигательным умениям и навыкам, но и развитие таких качеств психики, как внимательность, концентрация сознания и осознанность движений. В процессе занятий эффективно решаются задачи релаксации, саморегуляции и восстановления функционального состояния центральной нервной системы (Виноградов Г. П., 1998; Высочин Ю. В., Лукоянов В. В., 1997; Гагонин С. Г., 1998; Динейка К. В., 1982; Малахов Г. П., 1993; Fu Weikang, 1985; Ван Цзуюань, 1962; Ши Дэ-цянь, 1988).
Гипотеза. Предполагалось, что тайцзицюань, сочетая в себе традиционные и современные методики подготовки, является одним из наиболее эффективных направлений из числа развиваемых в Рос-
сии боевых искусств с точки зрения методологии спорта и решения задач оздоровительно-восстановительного характера; тайцзицюань как боевое искусство, вид физической рекреации и двигательной реабилитации может быть успешно адаптирован к условиям России; роль тайцзицюань как средства укрепления здоровья базируется прежде всего на методиках цигун, способствующих повышению биоэнергетического потенциала организма человека.
Объект исследования - процесс подготовки в тайцзицюань как рекреационно-реабилитационном виде физической культуры и виде спорта в условиях России.
Предмет исследования - педагогические аспекты организации тренировочного процесса в тайцзицюань в условиях России, направленные на выработку у обучаемых специфических умений и навыков.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить пути адаптации тайцзицюань к системе физической культуры России как специфического вида боевых искусств.
Задачи исследования:
1) выявить основные тенденции развития тайцзицюань на современном этапе, изучив существующие методики подготовки;
2) разработать основные требования к ведению тренировочного процесса в тайцзицюань в условиях России;
3) выявить особенности адаптации тайцзицюань к условиям России на примере анализа соревновательной практики;
4) исследовать и экспериментально подтвердить степень влияния упражнений тайцзицюань на общее физическое состояние и функционирование организма человека.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение опубликованных в Китае, России и на Западе материалов и исследований; метод социологического опроса; анализ количественных показателей здоровья и общей физической работоспособности; метод цве-
товых выборов (тест Люшера) для определения изменения психологических характеристик обучаемых; метод математической обработки статистических данных с помощью пакета программ компьютерного обеспечения.
Научная новизна исследования заключается в том, что предпринята попытка всестороннего анализа тайцзицюань как духовно-философской системы, средства укрепления здоровья и боевого искусства. Осуществлен анализ традиционных и современных методик тайцзицюань с учетом их практического применения. Научно обоснована и доказана необходимость применения в российской практике дифференцированных методик для занятий с людьми, обладающими различными уровнями подготовки. Разработаны основные требования к тренировочному процессу и соревновательной практике в тайцзицюань.
Теория и методика преподавания тайцзицюань рассматриваются в контексте теории спортивно-боевых единоборств. Существующие в России теория и методика спортивной тренировки дополняются новыми теоретическими положениями о сущности движений в тайцзицюань.
Практическая значимость исследования выражается в разработке методик преподавания тайцзицюань в условиях России как средства физической рекреации, двигательной реабилитации и вида спорта, что позволит усовершенствовать базу методической и психолого-педагогической подготовки спортсменов и тренеров, осуществить оптимизацию тренировочного процесса. Подготовлены" дифференцированные программы, учебные планы и осуществлено поурочное планирование учебного процесса для различных категорий занимающихся.
Результаты исследований внедрены в практику Центра детей и юношества "Россия молодая" (Москва), Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования "Школа китайско-
го бокса" (Санкт-Петербург), Центра изучения традиционной культуры Китая и Юго-Восточной Азии "Уцзимэнь" (Санкт-Петербург).
Основные положения, выносимые на защиту:
1) тайцзицюань может быть адаптирован к условиям России как боевое искусство, вид спорта, вид физической рекреации и двигательной реабилитации, а также как средство укрепления здоровья;
2) тайцзицюань является целостной духовно-философской системой, в связи с чем тренировочный процесс необходимо рассматривать в неразрывной связи с этическими и нравственными нормами, характерными для всего китайского традиционного ушу;
3) тайцзицюань базируется на опорных понятиях традиционной китайской натурфилософии, определяющих сущность внешних движений и внутреннего биоэнергетического потенциала организма, что диктует необходимость разъяснения данных понятий россиянам с позиций современного научного естествознания;
4) эффективность тайцзицюань как средства укрепления здоровья базируется на методиках цигун: повышение биоэнергетического потенциала организма человека в процессе практики тайцзицюань происходит благодаря сочетанию техник медитации, дыхания и движения;
5) в основу тайцзицюань как боевого искусства в первую очередь положены методики "толкающих рук" - туйшоу, и их освоение необходимо для организации учебно-тренировочного процесса в системе спортивно-боевых единоборств в целом.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, пяти глав, заключения, содержащего выводы и практические рекомендации, списка литературы, представленного 262 источниками на русском (144), английском (24) и китайском (94) языках, 4 приложений. Общий объем диссертации - 185 страниц, в том числе основная часть - 143 страницы. Текст диссертации иллюстрирован 17 рисунками и 11 таблицами.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В большинстве опубликованных в КНР, России и на Западе монографий и статей тайцзицюань рассматривается прежде всего как вид оздоровительной физической культуры, а комплексы упражнений оцениваются с точки зрения заложенного в них рекреационно-реабилитационного потенциала (Абаев Н. В., 1989; Гагонин С. Г., 1997; Гу Люсинь, 1996; Лукоянов В. В., 1993, 1996; Маслов А. А., 1995; Чжан Юкунь, 1996; Чжан Куанъу, 1990).
Важной составной частью упражнений тайцзицюань являются комплексы тайцзи-цигун, рассматриваемые большинством исследователей как методы внутренней саморегуляции и релаксации, связанные с психомедитативной практикой (Белова Л. Б., 1994; Воронов И. А., 1996; Высочин Ю. В., Лукоянов В. В., 1997; Лейкин С. Ф., 1994, 1998; Линь Хоушэн, Ло Пэйюй, 1993; Маслов А. А., 1995; Юрьев С. В., 1992; Da Liu, 1972).
В свою очередь, неотъемлемой частью цигун являются дыхательные упражнения по методикам даоинь и туна.
Тайцзицюань, как и большинство китайских боевых искусств, пришел в Россию с Запада, а не с Востока, поэтому с проблемой адаптации китайских боевых искусств первыми столкнулись западные исследователи. В процессе адаптации восточного боевого искусства к условиям Запада в качестве наиболее важных факторов рассматривались четкая организация тренировочного процесса, при которой предельно понятно были бы определены цели и перспективы занятий, а также возможность наглядно демонстрировать выработанные умения и навыки в рамках соревновательной практики, являющейся наиболее объективным критерием уровня мастерства занимающихся.
Упоминание тайцзицюань в различных трактатах начинается с XVII века, когда и возникли первые направления этого боевого ис-
кусства. Появление тайцзицюань произошло в результате соединения принципов даосской теории и неоконфуцианства с приемами высокоразвитого армейского ушу. Базовой для тайцзицюань как боевого искусства стала эффективная система, разработанная генералом Ци Цзигуаном в XVI веке и состоявшая из 32-х приемов кулачного искусства.
Стиль чэнь - самое раннее направление тайцзицюань. Все другие стили и течения являются в той или иной мере видоизменениями стиля чэнь.
Таблица 1
Характеристика основных стилей и направлений тайцзицюань
Стили и направления Перво-патриархи Характеристика движений
Чэнь (старая ветвь) Чэнь Вантин Чэнь Факэ Плавные, по спирали; диапазон: от медленных до взрывного выброса силы; повторы вращений. Боевой аспект - система туйшоу.
Чэнь (новая ветвь) Чэнь Цинпин Округлые, дугообразные; с малой амплитудой, узкие, собранные. Боевой аспект — резкий выброс силы.
Ян (старая ветвь) Ян Лучань Плавные, медленное превалирует над быстрым; мягкие переходы, растянутый выброс силы. Меньше прыжков и ударов ногами.
Ян (большая ветвь) Ян Чэнфу Сочетание прямой и дуги, "нанизывание" движений на единую нить. Приоритет волевого импульса над физической силой.
Ян (средняя ветвь) Ян Цзяньхоу Дугообразные, с внутренним, но не мышечным напряжением; геометрия движений упрощена. Исключены взрывные выбросы силы и применение физической силы.
Ян (малая ветвь) Ян Баньхоу Короткие связки, узкая амплитуда; сохранение мягких переходов. Боевой аспект -система туйшоу.
У (первый стиль у) Цюань 10 У Цзянцюань Плавные переходы, широкая амплитуда; предельная собранность движений, исключены прыжки и резкие движения. Руки в локтях не выпрямляются; корпус наклонен вперед.
У-хао (второй стиль у) У Юйсян Хао Хэ Узкие движения с многочисленными переборами руками; кулаки сжаты. Боевой аспект — использование внутреннего энергетического усилия.
Сунь Сунь Путан Челночные движения, вязкие и слитные. Сочетание гибкости и спокойствия, быстроты и ловкости, раскручиваний и скручиваний.
В стиле чэнь тайцзицюань на основе армейских систем тренировки была разработана система туйшоу ("толкающие руки"), основанная на "приклеивании" к телу соперника, когда боец не только контролировал движения соперника, но и своим сознанием угадывал его действия еще до их начала. Таким образом можно было преодолеть роль фактора физической силы в поединке.
В стиле ян тайцзицюань сохранение здоровья и обретение чистоты духа приобрели не менее важное значение, чем боевой аспект; с появлением этого стиля началась эволюция тайцзицюань в сторону
оздоровления тела и обретения психического здоровья. Здесь впервые проявились базовые принципы тайцзицюань - расслабление, успокоение сознания, методы внешней и внутренней координации.
В стиле у тайцзицюань удачно сочетаются внешний (прикладной) и внутренний (психомедитативный) аспекты. Боевое мастерство достигается не просто за счет рационального блока или удара, а посредством внутреннего энергетического усилия.
В школе у-хао впервые возникла глубокая теория тайцзицюань как внутреннего стиля, направленная не столько на боевую практику и оздоровление, сколько на внутреннее осмысление вселенских процессов и их символическое воспроизведение посредством форм ушу.
В стиле сунь тайцзицюань соединились традиции всех внутренних стилей ушу: синъицюань, багуачжан и тайцзицюань.
Тайцзицюань как вид оздоровительной физической культуры
Дыхательные упражнения являются неотъемлемой составной частью цигун ("искусства управления ци"). Несмотря на кажущуюся простоту, цигун оказывает благотворное влияние на психофизиологические процессы, протекающие в организме, улучшает кровообращение внутренних органов, мышц, нормализует функции сухожильно-связочного аппарата, стабилизирует сердечную деятельность и, наконец, повышает защитные силы организма и предотвращает возникновение многих недугов.
Так как в тайцзицюань движения медленны и плавны, это способствует улучшению питания сердечной мышцы за счет равномерной циркуляции крови, повышает работоспособность кровеносных сосудов, замедляет сердцебиение, уменьшает застой крови в организме и предотвращает атеросклероз. Правильное кровообращение обеспечивает жизнедеятельность всех органов. Ритмичность сердечных сокращений является результатом длительных тренировок и
увеличивает эластичность сердечной мышцы, что позволяет расширить объем пропускаемой через нее крови в единицу времени и увеличить коэффициент переработки кислорода.
Занятия тайцзицюань обладают ярко выраженным оздоровительным эффектом, а тренировки могут рассматриваться как действенное средство сохранения здоровья и восстановления физических способностей. Участники групп здоровья рассматривают тайцзицюань как рекреационно-реабилитационный вид физической культуры. Эти группы являются самыми многочисленными.
Также ведется тренировочная работа, ориентированная на подготовку спортсменов к соревновательной деятельности. Кроме того, занятия тайцзицюань могут рассматриваться как один из аспектов боевой подготовки. Например, упражнения по методике "толкающих рук" (туйшоу) могут быть использованы для развития тактильной чувствительности у спортсменов в ряде смежных спортивно-боевых единоборств. Соотношение численности различных групп занимающихся в Санкт-Петербурге представлено на рис. 1 (по данным Федерации шаолиньских боевых искусств Санкт-Петербурга).
78% 19% 3%
0% 20% 40% 60% 80% 100%
■ Рекреационно-реабилитационный вид физической культуры И Вид спорта □ Боевое искусство
Рис. 7. Процентное соотношение категорий занимающихся тайцзицюань.
Тайцзицюань как рекреационно-реабилитационный вид физической культуры позволяет решить задачу рационально организованного отдыха путем введения элементов психорегулирующей тренировки и служит средством оптимизации нагрузок. Занятия тайцзицюань способствуют развитию таких качеств личности, как терпение, сдержанность, самоограничение.
Занятия тайцзицюань позволяют удовлетворить биологические потребности людей в двигательной активности, в развлечении, получении удовольствия, переключиться с одного вида деятельности на другой, активизировать деятельность организма с помощью физических упражнений, провести профилактику неблагоприятных внешних воздействий, восстановить сниженные или временно утраченные функции организма.
Тайцзицюань является весьма эффективным средством и методом физического воспитания, так как все движения выполняются предельно медленно и под контролем сознания. Основной задачей тренировочного процесса является не только развитие физических качеств, обучение двигательным умениям и навыкам, но и развитие таких качеств психики, как внимательность, концентрация сознания и осознанность движений и связанных с ними ощущений, восстановление функционального состояния центральной нервной системы.
Тайцзицюань как боевое искусство
Сущность тайцзицюань как боевой, прикладной системы заключается в широком использовании толчков, отклонений, давления и амортизации движений противника. В основе системы "толкающих рук" (туйшоу) лежит использование непрерывных последовательных "прилипающих" движений, позволяющих объединить в единое целое весь комплекс боевого арсенала и регулировать взаимодействие внешних (физических) и внутренних (психологических) явлений. Такая практика позволяет повысить тактильную и сенсорную чувстви-
и
тельность спортсменов, развивает так называемые "усилие слышания" и "усилие понимания", позволяющие чувствовать телом малейшие изменения положения тела противника во времени и пространстве и предвосхищать его возможные действия.
Туйшоу отличаются исключительной техникой, занятия по этой системе чрезвычайно эффективны с точки зрения увеличения физической силы, скорости, выносливости, реакции, гибкости, маневренности.
Школа чэнь тайцзицюань является прекрасным образцом боевого искусства. Истинное мастерство предполагает умение владеть своим телом, контролировать движения спокойствием, чувствовать энергию противника, своевременно и адекватно реагировать на любое его действие, лишать его инициативы и побеждать решающим силовым воздействием.
Занимаясь по системе туйшоу, можно не только обрести правильную стойку, но и научиться побеждать сильного противника. Задача мастерства заключается в том, чтобы добиться такого состояния, когда вязкость и размеренность побеждают силу и скорость. Тогда физически слабый сможет взять верх над сильным, а медленный - победить быстрого. Залогом приобретения высокого уровня мастерства является умение чувствовать энергию противника и эффективно маскировать собственную.
Основные пути адаптации тайцзицюань к условиям России
Тайцзицюань является наиболее популярным видом среди боевых искусств Востока, развиваемых в настоящее время на территории России. Это связано в первую очередь с тем, что для занятий тайцзицюань не существует ограничений: данным боевым искусством могут заниматься лица любого пола и возраста, для ведения тренировок не требуется каких-либо специальных приспособлений или тренажеров. Противопоказаний по состоянию здоровья также не
существует, более того, доказано, что регулярные тренировки благотворно влияют на повышение жизненного тонуса человека, способствуют улучшению физиологических и психосоматических характеристик организма. Внешняя простота движений становится дополнительным стимулом к достижению высших уровней мастерства в тайцзицюань, не отталкивая, а наоборот, притягивая людей, ранее не занимавшихся восточными единоборствами.
Для россиян наибольшую сложность представляет восприятие идей, положений и терминологии традиционной китайской натурфилософии, с которыми напрямую связано объяснение принципов каждого движения в тайцзицюань. Понимание сущности тайцзицюань приходит не сразу, и только с течением времени философия тайцзицюань связывается с жизнью и становится жизненной философией. До этого момента все движения в тайцзицюань воспринимаются только как внешние, механические, а осознание их глубины приходит постепенно. Поэтому на начальном этапе обучения комплексы формальных упражнений следует понимать лишь как метод физического воспитания.
Тренировочный процесс в тайцзицюань является многоступенчатым. Все занимающиеся без исключения должны уделять основное внимание становлению базовой техники (цзибэньгун) и разучиванию на ее основе комплексов формальных упражнений (таолу). Выработанные умения и навыки в дальнейшем позволяют приступить к освоению более сложных видов тренировочной работы, не являющихся обязательными для всех занимающихся.
Отработка взаимодействия с партнером осуществляется в ходе ведения обусловленных спаррингов (дуйлянь), также изучаются приемы работы с оружием (цицзе) и возможности практического применения техники тайцзицюань (юнфа).
Важнейшим адаптивным фактором для любого вида единоборств является возможность различных категорий занимающихся принимать участие в соревнованиях, что повышает интерес к тренировкам и
является мощным стимулом к повышению мастерства. Для тайцзицюань это тем более важно, так как соревновательная практика в данном виде единоборств не предполагает разделения участников на возрастные группы или по весовым категориям (за исключением соревнований по тайцзи-туйшоу, где существуют три весовые категории).
О разносторонней подготовке в тайцзицюань может свидетельствовать успешное выступление спортсмена в различных видах программы соревнований. В связи с этим выглядит целесообразным и своевременным введение в практику такого понятия, как многоборье тайцзицюань (Рис. 2).
Таолу без оружия
Таолу с оружием
Мечи (цзянь или дао) н ►Пика, шест или палка
N Я 7
Демонстрация те> тайцзицюа лшки применения инь (юнфа) у
Тайцзи-туйшоу (версия спарринга в тайцзицюань)
Весовая категория до 68 кг Весовая категория до 80 кг Весовая категория свыше 80 кг
Ч >
Абсолютный чемпион
Рис. 2. Схема многоборья в тайцзицюань.
В Китае соревнования по многоборью тайцзицюань не проводятся, не существует даже самого понятия многоборья, поэтому данная программа разработана специально для адаптации тайцзицюань как вида спорта к условиям России и соответствует параметрам международных стандартов, принятым в соревновательной практике в спортивно-боевых единоборствах.
Регулярное участие в соревнованиях становится для занимающихся тайцзицюань качественно новым этапом на пути совершенствования индивидуального технического арсенала. Мужчины и женщины, как правило, выступают на соревнованиях раздельно, за исключением демонстрации применения техники тайцзицюань и обусловленного спарринга (тайцзи-дуйлянь).
Количественные характеристики состояния
здоровья занимающихся тайцзицюань
Для того чтобы определить степень влияния тренировочного процесса на качественные изменения состояния здоровья, произошедшие в процессе занятий тайцзицюань, и общее физическое состояние занимающихся, необходимо было найти адекватные количественные характеристики физиологических процессов, протекающих в организме человека. Были применены следующие методы тестирования:
1) определение должной жизненной емкости легких (ДЖЕЛ) по формуле Людвига:
а) для мужчин: ДЖЕЛ = 40х(рост) + ЗОх(вес) - 4400;
б) для женщин: ДЖЕЛ = 40х(рост) + Юх(вес) - 3800;
2) определение фактической жизненной емкости легких (ЖЕЛ) по шкале спирометра;
3) определение частоты дыхания (ЧД) по количеству дыхательных движений за 1 минуту (подсчитывается при равномерном спокойном дыхании испытуемого, находящегося в положении стоя);
4) определение по секундомеру времени задержки дыхания ^ЗД) - проба Штанге;
5) определение жизненного индекса (ЖИ) по формуле:
ЖИ = ЖЕЛ + (вес);
6) определение индекса Скибинской (ИС) по формуле:
ИС = (ЖЕЛ - 100) х ЗД + ЧСС,
где ЧСС - частота пульса после задержки дыхания по показаниям прибора "Пульсоксиметр";
7) определение пробы Руфье - Диксона (ПРД) по формуле:
ПРД = (ЧСС-1 + ЧСС-2 + ЧСС-3 - 200) -г- 10,
где ЧСС-1 - показатели пульса до начала применения дозиро-занной нагрузки, ЧСС-2 - показатели пульса непосредственно по экончании применения дозированной нагрузки, ЧСС-3 - показатели 1ульса через 1 минуту по окончании применения дозированной нагрузки по показаниям прибора "Пульсоксиметр";
8) прохождение теста Р\УС-170 по формуле:
Р\УС-170 = \У1 + (ТУ2 - \П) х (170 - ЧСС-1) * (ЧСС-2 - ЧСС-1), где и \У2 - мощность первой и второй нагрузок в соответствии с Гарвардским степ-тестом =1,ЗхрхЬхп, где р - вес тела, И -зысота ступени, п - количество подъемов в течение 1 минуты), ЧСС-1 и ЧСС-2 - частота сердечных сокращений при первой и второй нагрузках по показаниям прибора "Пульсоксиметр";
Организация исследования. Экспериментальные группы соста-зили занимающиеся первого года обучения по тайцзицюань стиля 1энь - 52 человека в возрасте от 20 до 29 лет, в том числе: мужчи-*ы - 19 человек (ЭМ) и женщины - 33 человека (ЭЖ).
В качестве исходных данных для контрольных групп (КМ и КЖ) ^пользовались данные показателей величин комплексной оценки ¡доровья и работоспособности у здоровых лиц в аналогичном возрастном диапазоне, постоянно занимающихся и не занимающихся физической культурой (Карпман В. Л., 1987).
Измерения количественных характеристик здоровья и физической работоспособности проводились дважды: на этапе изучения базовой техники тайцзицюань стиля чэнь и на этапе закрепления и совершенствования техники выполнения комплекса формальных упражнений "83 формы" — в конце первого года обучения (Таблицы 2, 3).
Таблица 2
Показатели общей физической работоспособности и количественные характеристики состояния здоровья мужчин
Группы ЖЕЛ, мл чд, ед./мин. зд, сек. ЖИ, мл/кг ИС ПРД РТУС-170
ЭМ (1) 4436 ±18 11 ±1,5 60,5 ±2,5 64,1 ±1,9 40,1 ±4,8 4,8 ±0,4 1077 ±26
ЭМ (2) 4596 ±16 8 ±1,5 77,5 ±2 70,7 ±1,2 71,2 ±5,6 2,9 ±0,3 1376 ±19
КМ (1) 4432 12 59 64,0 37,3 4,9 1027
КМ (2) 4572 10 70 66,4 49,5 3,7 1200
Таблица 3
Показатели общей физической работоспособности и количественные характеристики состояния здоровья женщин
Груп- ЖЕЛ, чд, зд, ЖИ, ИС ПРД Р\УС-
пы мл ед./мин. сек. мл/кг 170
ЭЖ (1) 4368 11 56 54,1 35,7 4,7 1048
±21 ±2 ±3,5 ±2,4 ±4,7 ±0,3 ±24
ЭЖ (2) 4472 9 69 58,7 59,3 3,2 1294
±22 ±1,5 ±3 ±2,2 ±4,3 ±0,2 ±21
КЖ (1) 4346 12 55 54,0 35,1 4,8 1016
КЖ (2) 4459 10 63 56,4 50,2 3,5 1172
Было выявлено, что упражнения тайцзицюань способствуют по-зышению биоэнергетического потенциала человека благодаря своей зыраженной аэробной направленности, так как системы дыхания и кровообращения функционируют в режиме, обеспечивающем доставку кислорода тканям.
Полученные данные говорят о том, что уже на начальной стадии )анятий тайцзицюань количественные показатели общей физической эаботоспособности (ЧД, ЗД, РАУС-170) и количественные характери-;тики состояния здоровья (ЖЕЛ, ЖИ, ИС, ПРД) у членов экспериментальных групп в среднем были не хуже или превосходили сред-1ие показатели лиц, регулярно не занимавшихся физической культу-)0Й. После года тренировок по стилю чэнь тайцзицюань члены экс-1ериментальных групп по всем показателям превысили параметры, фиведенные в качестве средних значений для лиц, регулярно зани-дающихся физической культурой.
Увеличение показателей ЖЕЛ и ЖИ свидетельствует об улучше-гии работы дыхательной системы и общем укреплении здоровья.
Увеличение времени возможной задержки дыхания (проба Итанге) как у мужчин, так и у женщин говорит о росте биоэнерге-ического потенциала организма после регулярных тренировок по айцзицюань стиля чэнь в течение года. Кроме того, этот показатель видетельствует об отсутствии признаков утомления или перетрени-юванности при увеличении фактического времени тренировочных анятий. В конце эксперимента показатели ЧСС после окончания за-,ержки дыхания были заметно меньше аналогичных показателей в ;ачале эксперимента, а дыхание практически не учащалось, так как оявлявшийся кислородный долг погашался не за счет учащения ды-ания, а благодаря его углублению (Рис. 3).
До После До После
В начале В конце
■ Мужчины 0 Женщины
Рис. 3. Показатели частоты дыхания до и после пробы Штанге в начале и в конце эксперимента.
Важным для оценки функций дыхательной и сердечнососудистой систем является индекс Скибинской (ИС). Для значения ИС установлены следующие оценки: менее 5 - плохо, от 5 до 10 -неудовлетворительно, от 10 до 30 - удовлетворительно, от 30 до 60 -хорошо, более 60 - отлично (Лукоянов В. В., 1993). Если женщины в экспериментальной группе, несмотря на значительный рост показателя индекса, все же не смогли выйти на уровень, соответствующий оценке "отлично", то участники мужской экспериментальной группы смогли превысить нижнюю границу отличного показателя более чем на 10 единиц.
Оценка физической работоспособности занимающихся тайцзицюань и функционирования сердечной мышцы проводилась на основании пробы Руфье - Диксона (ПРД). Для значения ПРД установлены следующие оценки: от 0 до 3 - отличный показатель, от 3 до 6 - хорошее состояние, от 6 до 12 - посредственное состояние, более 12 - плохо
(Лукоянов В. В., 1993). У мужчин, занимавшихся тайцзицюань, на момент окончания эксперимента цифры засвидетельствовали отличное или близкое к отличному состояние сердечной мышцы (среднее значение ПРД « 2,9). У женщин, несмотря на ряд отличных показателей, среднее значение осталось в диапазоне "хорошо" (ПРД » 3,2).
В целом количественные характеристики говорят о качественном улучшении состояния здоровья у членов экспериментальных групп после года регулярных занятий по тайцзицюань стиля чэнь. Таким образом, упражнения тайцзицюань благотворно влияют на организм занимающихся и способствуют увеличению общего уровня их работоспособности.
Применение метода цветовых выборов (теста
люшера) для определения психологических характеристик занимающихся тайцзицюань
Для анализа в качестве психодиагностического инструмента был использован модифицированный тест Люшера, известный как метод цветовых выборов. Дапная методика представляет интерес, поскольку позволяет выявить не только осознанные, но и неосознанные реакции на цветовые стимулы как индикаторы психоэмоционального состояния.
Исследование с использованием метода цветовых выборов можно рассматривать как психологическое исследование, имеющее целью выявить специфическую направленность изменения состояния человека в процессе занятий тайцзицюань, а также степень влияния тренировок тайцзицюань на качественные изменения психоэмоционального состояния и вегетативный тонус занимающихся в массовых разновозрастных группах.
Исследование было призвано решить такие задачи, как:
1) выявление психологической функциональной динамики в группах занимающихся;
2) выявление типа реагирования на средовые воздействия, а также степень подвластности или сопротивления этим воздействиям;
3) отражение направленности педагогического метода, степени эффективности и специфики влияния тайцзицюань на психическое состояние занимающихся.
Для проведения анализа были выбраны две самостоятельные группы, в каждую из которых входили мужчины и женщины. Первая группа состояла из 31 человека, студенческой молодежи от 18 до 23 лет, к моменту тестирования уже имевших общий стаж групповые занятий более одного года. Вторая - смешанная оздоровительна* группа взрослых в возрасте от 23 до 60 лет, состояла из 11 человек имевших ряд психосоматических нарушений. Во второй группе проводилось повторное тестирование через два месяца после началг тренировочных занятий.
Тест цветовых выборов Люшера позволил выявить достаточнс высокую степень влияния тренировок тайцзицюань на качественньк изменения психоэмоционального состояния и вегетативный тону< занимающихся. Специфика цели проявилась в росте активности I "захватывающем интересе" к текущей тренировочной практике.
В тайцзицюань содержится самоценный потенциал психосомати ческой компенсации, рекреационно-реабилитационного вида физи ческой культуры, который, как видно из анализа экспериментальны) данных, еще более подкрепляется выбором синего и фиолетовог< цветов, отражающего потребности в спокойствии, сочувствии стремление к гармонии.
В начальный период тренировок преобладали оборонительны! тенденции, в процессе занятий произошла актуализация лидерски) тенденций, более тщательной и осмотрительной стала оценка воз можностей.
Анализ результатов позволяет говорить о наличии общих тен денций к улучшению психофизического и психоэмоционального со
;тояния занимающихся, обусловленных тренировочной практикой тайцзицюань. Очевидно, что тренировки приносили то удовлетворение, которое позволяло разрядить импульсное напряжение.
ВЫВОДЫ
1. В настоящее время тайцзицюань используется в основном как эффективный способ сохранения здоровья, вид физической рекреа-дии и двигательной реабилитации. Необходимо развивать отношение < занятиям тайцзицюань не как к цели, позволяющей добиться зна-штельных успехов в спорте, а как к средству и методу психофизи-1еского совершенствования.
2. Сущность тайцзицюань как боевого искусства заключается в цироком использовании толчков, отклонений, давления и амортизации движений противника. В основе системы "толкающих рук" туйшоу) лежит использование непрерывных последовательных 'прилипающих" движений, что повышает тактильную и сенсорную 1увствительность спортсменов, развивает "усилие слышания" и 'усилие понимания", позволяющие чувствовать телом малейшие изменения положения тела противника во времени и пространстве и трсдвосхищать его возможные действия.
3. Важным фактором, ускоряющим процесс адаптации тайцзицюань к условиям России, является то, что для занятий данным бое-шм искусством не существует возрастных ограничений и противо-юказаний по состоянию здоровья, для ведения тренировок не требуйся каких-либо специально оборудованных помещений или трена-керов. Это позволяет снизить себестоимость тренировочного процесса и отвечает потребностям российских граждан в недорогих, но (ффективных видах физической рекреации. Не случайно 78 % занижающихся тайцзицюань в Санкт-Петербурге рассматривают настоя-цее направление боевых искусств в качестве рекреационно-реабили-гационного вида физической культуры.
4. Одним из основополагающих принципов, свидетельствующих о рекрсационно-реабилитационной направленности занятий тайцзицюань, является принцип релаксации, лежащий в основе большинства движений. В процессе тренировок происходит постоянное растяжение, расслабление мышц и сухожилий, оказывается поэтапное расслабляющее воздействие на все суставы и сочленения тела, развиваются физические и психические качества занимающихся, происходит восстановление функционального состояния центральной нервной системы. Упражнения, входящие в комплекс тайцзицюань, позволяют решать задачи, свойственные лечебной гимнастике.
5. Эффективность тайцзицюань как вида физической рекреации и реабилитации получила экспериментальное подтверждение. Например, увеличение времени возможной задержки дыхания (проба Штанге) как у мужчин, так и у женщин после регулярных тренировок в течение года говорит о росте биоэнергетического потенциала организма. Кроме того, этот показатель свидетельствует об отсутствии признаков утомления или перетренированности при увеличении фактического времени тренировочных занятий. Оценка физической работоспособности, проведенная на основании пробы Руфье - Диксона (ПРД), засвидетельствовала отличное или близкое к отличному состояние сердечной мышцы у мужчин и женщин.
6. В тайцзицюань содержится самодостаточный потенциал психосоматической компенсации. Исследование, проведенное на основе метода цветовых выборов (теста Люшера) показало, что в процессе тренировок реализуется потребность в спокойствии, сочувствии, эм-патии, формируются такие компенсаторные качества, как эмоциональная восприимчивость к экстатическим раздражителям, утонченность сенсомоторных процессов, стремление к гармонии. Анализ результатов позволяет говорить о наличии тенденции к улучшении психофизического и психоэмоционального состояния занимающихся, что также обусловлено тренировочной практикой тайцзицюань.
7. Адаптацию тайцзицюань как нового вида спорта в России це-есообразно проводить в три этапа. На первом этапе основопола-ающим является принцип "от простого к сложному": занятия начи-аются с освоения базовой техники (цзибэньгун), по мере овладения оторой происходит внедрение в практику комплексов формальных пражнений (таолу). На втором этапе происходит расширение сферы рименения техники тайцзицюань: отработка взаимодействия с артнером осуществляется в ходе ведения обусловленных спаррин-ов (дуйлянь), также изучаются приемы работы с оружием (цицзе), оевой аспект (туйшоу) и возможности практического применения ехнических действий (юнфа). Третий этап адаптации - наиболее ложный, связанный с восприятием положений и терминологии тра-иционной китайской натурфилософии, с которыми напрямую связа-о объяснение принципов каждого движения в тайцзицюань. Духово-нравственное совершенствование личности в процессе занятий айцзицюань является не менее важным, чем физическое развитие.
8. Важнейшим адаптивным фактором для тайцзицюань является озможность различных категорий занимающихся принимать уча-тие в соревнованиях, что повышает интерес к тренировкам и явля-тся мощным стимулом к повышению мастерства. В связи с этим вы-лядит целесообразным и своевременным введение в практику мно-оборья тайцзицюань, разработанного нами специально для адапта-ии тайцзицюань как вида спорта к условиям России.
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Лю Шухуэй. История развития тайцзицюань: Лекция // Лекции боевых искусствах. - СПб.: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. -. 3 - 18.
2. Лю Шухуэй. Методические основы тренировок по системе уйшоу // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник ас-
пирантуры / Вып. 6. - СПб: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. -С. 67 - 75.
3. Лю Шухуэй. Исторические корни и философские аспекты тайцзицюань // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры / Вып. 6. - СПб: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. -С. 75 - 83.
4. Лю Шухуэй, Лейкин С. Ф. Применение методики «толкающих рук» (туйшоу) в процессе обучения спортивно-боевым единоборствам // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры / Вып. 6. - СПб: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. - С. 254-259.
5. Лю Шухуэй, Лейкин С. Ф. Совершенствование подготовки педагогов по профессионально-прикладным единоборствам в физкультурных вузах России // Актуальные проблемы подготовки специалиста физической культуры в многоступенчатой системе высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных работ. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - С. 59 - 62.
6. Лю Шухуэй, Лейкин С. Ф., Чжан Минь. Циньна-гэдоу цзи-цзишу (Техника захватов, бросков, ударов и болевых приемов в рукопашной схватке). - Хэфэй: Аньхуэй жэньминь чубаньшэ, 1998. -139 с. (на китайском языке).
Материалы диссертации доложены:
1) на ежегодных итоговых научных конференциях в Шанхайском институте физкультуры (1990,1992);
2) на международном семинаре по шаолиньцюань в Международном институте шаолиньского ушу, КНР (1996);
3) на аттестационном семинаре мастеров тайцзицюань, Шанхай, КНР (1998);
4) на ежегодной научно-методической конференции в СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта (1998).