Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие координационных способностей студентов на основе применения средств классического танца

Автореферат по педагогике на тему «Развитие координационных способностей студентов на основе применения средств классического танца», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
Автор научной работы
 Кусякова, Рафиля Файзрахмановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Набережные Челны
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация по педагогике на тему «Развитие координационных способностей студентов на основе применения средств классического танца», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие координационных способностей студентов на основе применения средств классического танца"

На правах рукописи

КУСЯКОВА Рафиля Файзрахмановна

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

г 2 ИДЯ 2014

005548667

Набережные Челны — 2014

005548667

Работа выполнена на кафедре физической культуры ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Научный руководитель Паначев Валерий Дмитриевич

доктор социологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Официальные оппоненты: Сляднева Любовь Николаевна

доктор педагогических наук, профессор ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Сингина Надежда Фёдоровна

кандидат педагогических наук, доцент «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма» (Гцолифк)

Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Уральский государственный

университет физической культуры»

Защита состоится «07» июня 2014 года в 13 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 311.015.01 при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» по адресу: 423807, г. Набережные Челны, ул. E.H. Батенчука, 21, ауд. 313.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», режим доступа: http://www.kamgifk.ru.

Автореферат разослан «06» мая 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, профессор ' ^ " А.А. Черняев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Высокая динамичность современного общества выдвинула значительные требования к физической и функциональной подготовке студентов вузов к предстоящей профессиональной деятельности, среди которых ведущее место занимают высокие показатели здоровья, обусловленные соответствующим уровнем физического развития и физической подготовленности. Неоспоримым фактом на современном этапе модернизации всей системы образования является необходимость создания таких условий учебно-воспитательного процесса, при которых студенты могут стать самостоятельными субъектами общественной жизни. Для этого необходимо создание условий формирования творческих способностей, гармонического развития интеллектуальных, нравственно-волевых, эстетических и физических возможностей как основы всей профессиональной подготовки студенческой молодежи.

Физическое воспитание студентов располагает широкими возможностями для повышения уровня развития качественных сторон двигательной деятельности как основы подготовки к профессиональной деятельности (Л.Д. Назаренко, 2001, 2003; Р.Т. Раевский, 2001; И.П. Ратов, 2001; Л.Б. Андрющенко, 2004; A.A. Андриевский, 2005; А.Г. Зоболотский, 2005; Ю.Н. Аллянов, 2007; О.В. Булгакова, 2007; ЛА. Акинин, 2008; Г.А. Гавронина, 2009; О.В. Шинкоренко, 2009; Е.А. Биличенко, 2010; В.Д. Паначев, 2010; Г.А. Оценков, 2013).

Особенности современного процесса совершенствования физического воспитания студенческой молодежи многие авторы видят в гуманизации и совершенствовании физической культуры студентов на основе использования различных инновационных технологий с включением привлекательных видов двигательной активности (Е.А. Луконина, 2000; М.Я. Желина, 2001; Т.А. Кохан, 2001; A.A. Мацукевич, Н.В. Шершаков, 2001; В.А. Таран, 2003; Л.Б. Андрющенко, 2004; Л.И. Костюнина, 2007; Т.А. Шонина, 2008; Г.С. Садыкова, 2010; М.В. Певнева, 2013; V. Liach, 2001; W. Dietrich, 2003 и др.). Такой подход может способствовать широкому использованию духовно-физических возможностей физической культуры как мощного фактора не только повышения здоровья человека, но и самоопределения его в современном мире, повышения эффективности самореализации в сфере образования, трудовой деятельности и в жизни (Н.И. Медведкова, 2000; Л.И Лубышева, 2001,2004; И.Е. Коновалов, 2005).

Актуальность изучаемых вопросов обусловлена также проблемой формирования координационных способностей студентов вузов как одного из факторов повышения их физической подготовленности на занятиях физической культурой.

Вопросы, связанные с развитием координационных способностей и определением их структуры, являются объектом многих научных исследований (Л.Д. Назаренко, 2000, 2001; A.C. Ощепков, 2000; В.Н. Шустов, Ю.В. Высочин, 2001; Г.Д. Ощепков, 2013). Это объясняется тем, что в теории и методике исследования координационных способностей пока не выработаны единые научные принципы их определения и изучения. Вместе с тем отмечен положительный перенос качественных сторон координационных способностей в

двигательной деятельности человека на совершенствование других качеств (М.А. Годик, 2000; H.A. Бернштейн, 2001; Л.П. Матвеев, 2005; В.М. Зациорский, 2009; A.C. Мартынова, 2011; Л. Д. Назаренко, H.A. Касаткина, 2012).

Не получило еще широкого распространения использование средств классического танца, отсутствует научное обоснование их применения в процессе физического воспитания студентов. В связи с этим возникает необходимость поиска новых технологий и педагогических подходов, которые позволят создать инновационную методику повышения эффективности общей физической подготовки студентов на основе применения средств классического танца.

Представления об актуальности темы диссертационного исследования, степени ее разработанности в научной литературе и в практике физического воспитания студентов в условиях высших учебных заведений свидетельствует о существовании противоречия между потребностью практики физического воспитания в эффективной методике развития координационных способностей и потенциальных возможностей студентов на основе использования средств классического танца, с одной стороны, и недостаточной разработанностью вопросов влияния средств классического танца на координационные способности студентов, с другой.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в теоретическом, методическом, содержательном и организационном обеспечении занятий физической культурой студентов на основе применения средств классического танца.

Цель исследования - теоретическое и практическое обоснование содержания методики развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой на основе применения средств классического танца.

Объект исследования - процесс физического воспитания студентов.

Предмет исследования - структура и содержание развития координационных способностей студентов на основе применения средств классического танца.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что методика развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой на основе применения средств классического танца позволит эффективно воздействовать на общую физическую подготовленность, развитие физических качеств студентов, если включать в структуру занятий средства классического танца, комплексы специальных танцевальных упражнений координационно-развивающей направленности.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой ставились и решались следующие задачи:

1. Теоретически обосновать целесообразность использования средств классического танца на занятиях физической культурой для развития координационных способностей студентов.

2. Разработать методику развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой на основе применения средств классического танца.

3. Экспериментально проверить эффективность реализации методики развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой на основе применения средств классического танца.

Методологической основой исследования явились идеи о целостности, всеобщей взаимосвязи и развитии явлений, процессов окружающего мира и его материальности, деятелыюстный и образовательный подходы в физическом воспитании.

Теоретической базой исследования являются: современные

основополагающие концепции теории и методики физического воспитания (В.К. Бальсевич, Ю.Д. Железняк, В.М. Зациорский, Ю.Ф. Курамшин, Л.И. Лубышева Л.П. Матвеев,); теории обучения двигательным действиям (М. М. Боген); концепция применения координационных упражнений в организации занятий и стимулирования развития двигательных координации (В.К. Бальсевич, H.A. Бернштейн, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, Л.Д. Назаренко); физическое воспитание студентов (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева); положения о значении занятий физическими упражнениями для гармоничного развития личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, П.Ф. Лесгафт, В.И. Столяров и др.); теория и методика классического танца (Е.П. Валукин).

Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, анализ учебной документации, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

1. Установлены закономерности воздействия на координационные способности для формирования двигательных действий студентов на занятиях физической культурой, построенных на применении различных по направленности средств классического танца.

2. Определены и теоретически обоснованы педагогические возможности использования средств классического танца в развитии координационных способностей студента на основе учета функциональных основ развития координационных способностей, с помощью которых предоставляется возможность вести педагогический процесс наиболее целенаправленно и личностно-ориентированно и осуществлять управление правильной осанкой и движениями в пространстве и времени с открытыми и закрытыми глазами, которое расширяет представление о тонкой координации движений по пяти активным точкам антропологического строения человека и обеспечивает высокий уровень развития координационных способностей и общей физической подготовленности студентов.

3. Разработана и экспериментально проверена методика развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой, основанная на применении средств классического танца,

4. Доказано, что применение средств классического танца на занятиях физической культурой способствует эффективному развитию координационных способностей и на этой основе - повышению физической подготовленности студентов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит существенный вклад в теорию физического воспитания, заключающийся:

- в уточнении специфики влияния средств классического танца на различные проявления двигательной функции человека;

- в раскрытии специфики развития физических качеств с помощью методики развития координационных способностей как основы формирования двигательных действий студентов на занятиях физической культурой, построенных на применении различных по направленности средств классического танца;

- в дополнении существующей теории физического воспитания новыми данными и представлениями о средствах и методах, обеспечивающих высокий уровень развития пространственных координационных способностей и способностей студентов к воспроизведению, оценке и дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений на основе использования средств классического танца.

Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение в процесс физического воспитания студентов методики развитая координационных способностей на основе средств классического танца, оказывающих существенное влияние на развитие двигательных функций, способствует эффективному развитию физических качеств, формированию ценностного отношения к своему здоровью, повышению уровня физической и функциональной подготовленности.

Материалы исследования могут применяться в процессе физического воспитания школьников, студенческой молодежи.

Другой областью применения результатов диссертационного исследования являются учреждения среднего и высшего профессионального образования, осуществляющие профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта.

Обоснованность н достоверность результатов исследования обеспечиваются использованием известных педагогических концепций обучения, приведенных в научно-методической литературе: логическим обоснованием и практическим использованием комплекса педагогических и статистических методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; корректностью математической обработки экспериментального материала и достаточным объемом выборки; воспроизводимостью результатов исследования и апробацией выводов в процессе работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В сравнении с существующими подходами в развитии координационных способностей, основанными на единых программах и нормативах развитие координационных способностей, на наш взгляд, находится на недостаточно высоком уровне. Предлагаемая нами методика развития координационных способностей на основе использования средств классического танца отвечает требованиям, предусмотренным программами, направленными на развитие профессионально значимых компетенций, физических и функциональных способностей студентов.

2. Включение в физическое воспитание студентов средств классического танца, выполняемых с открытыми и закрытыми глазами, обеспечивает высокий уровень развития координационных способностей и на этой основе - двигательной функции. Это расширяет педагогические возможности физического воспитания студентов в компетентностном образовании и самообразовании.

3. Методика развития координационных способностей студентов, основанная на целесообразном применении в течение учебного года средств классического танца, позволяет оказывать эффективное развивающее воздействие на весь спектр показателей их физической подготовленности.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет». Исследование по теме диссертации проводилось с 2010 по 2013 год, задачи исследования решались поэтапно.

На первом этапе исследования (2010 - 2011 гг.) был проведен основной анализ научной, научно-методической литературы, изучалось состояние исследуемой проблемы по развитию координации движений на практике. Определялись гипотеза, цель, задачи и методы исследования.

На втором этапе исследования (2011-2012 г.) на базе политехнического университета апробировалась предлагаемая нами экспериментальная методика. В течение этого времени было обследовано 174 студента в возрасте 17-19 лет по будущей специальности педагогического комплекса политехнического университета. Из них было отобрано методом случайной выборки 100 студентов второго курса.

С целыо определения идентичности координационных способностей и адекватности методических приемов был проведен анализ изучаемых показателей (констатирующий эксперимент) экспериментальной и контрольной групп.

На основании проведенного констатирующего эксперимента были сформированы две равноценные группы: контрольная и экспериментальная.

Из литературных источников выбраны тесты, применяемые в научно-экспериментальных работах и адекватные цели и задачам исследованиям.

На третьем этапе (2012-2013 гг.) был проведен основной эксперимент, публиковались материалы, проводилось внедрение в практику результатов исследования, формировались теоретические выводы и разрабатывались практические рекомендации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы проведенного исследования отражены в 26 публикациях автора, в том числе в 3 статьях в журналах, рекомендованных ВАК. Опубликованы по теме диссертационной работы 1 монография и 3 учебных пособия. Материалы экспериментального исследования были представлены на международных (г. София, 2011; г. Белгород, 2013; г. Набережные Челны, 2014; г. Прага, 2014), всероссийских (г. Пермь 1999, 2001, 2003, 2005, 2006, 2007, 2011), внутривузовских научно-практических (г. Пермь 1993, 1996) конференциях. Результаты исследования внедрены в учебный процесс ФГБОУ ВПО ПНИПУ, ФГБОУ ВПО ПГНИУ, ФГБОУ ВПО ПГАИК, ГБОУ СПО «Пермский нефтяной колледж», что подтверждается актами внедрения.

Личный вклад автора заключается в получении данных, послуживших основой для разработки общего замысла и методики педагогического эксперимента по данной проблеме, в обработке экспериментального материала, его интерпретации и оценке, формулировании выводов и практических рекомендаций.

Объем и структура работы. Текст диссертации изложен на 150 страницах машинописного текста, состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений и актов внедрения, содержит 7 таблиц, 5 рисунков. Список литературы включает 235 наименований, из них 13 на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» обосновывается выбор и актуальность темы исследования, выявляются и формулируются противоречие и проблема; определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; приводятся сведения об апробации результатов исследования; излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Теоретические и методические основы развития координационных способностей в физическом воспитании студентов» - на основе анализа литературных источников исследуются концептуальные подходы к изучению координационных способностей, критерии и формы их проявления в физическом воспитании, определяется сущность понятия «координационные способности», исходя из основных положений системного, личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов. Ряд авторов считают, что природной основой координации движений являются свойства анализаторов, особенности нервно-мышечного аппарата, свойства нервной системы. П.К. Анохин, С.Д. Антонюк, Е.И. Бойко, Ю.В. Верхошанский, В.П. Губа, A.A. Гужаловский, Е.П. Ильин, В.А. Левандо, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, В.Г. Стрелец, И.М. Туревский и др. дают определение координации движений как свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое целое для решения конкретной двигательной задачи.

Во второй главе - «Методы и организация опытно-экспериментального исследования» - дано описание методов исследования, раскрыты этапы и особенности организации опытно-экспериментального исследования.

В третьей главе - «Теоретико-методическое обоснование применения средств классического танца для развития координационных способностей студентов» - представлены педагогические принципы, используемые в создании методики развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой. Обучение в физическом воспитании студентов представляет собой своеобразный процесс конструирования многообразных двигательных действий, в котором целью, объектом и средством являются

формируемые умения и навыки. В качестве важнейшего педагогического принципа успешности овладения навыками и умениями выделяются применяемые двигательные задания для непрерывного развития ведущих двигательных качеств. Другим важным педагогическим принципом мы считаем последовательность и преемственность в освоении физкультурно- или спортивно-хореографических (танцевальных) действий. Важным при этом является последовательность при обучении движениям с рационально установленными биомеханическими правилами их исполнения, учитывая темповую и силовую составляющие. Соблюдение принципа преемственности в освоении спортивно-технических (хореографических) действий выражается в правилах: от простого к сложному, от неизвестного к известному, от освоенного к неосвоенному. Однако эти правила требуют своего регулирования в зависимости от координационной сложности, степени прикладываемых студентами усилий и морфо-функциональных особенностей их организма.

Биомеханическим методом (по Д.Д. Донскому) нами выявлены пять наиболее активных точек, влияющих на управление телом в пространстве в статике и динамике: I-II точки - правое и левое плечо; III-IV точки - верхняя часть правого и левого бедра; V - находится в области диафрагмы и ребер грудной клетки спереди. По этим точкам осуществляется управление равновесием при выполнении батманов (махи ног) в статике и динамике, приседаний, прыжков, вращений на полу и в прыжке, поворотов, кувырков и т.д.

При анализе учебно-методической литературы по хореографии было установлено неточное трактование методики обучения основным движениям классического танца (КТ), таким как батман тандю (Battemen tandu - движение нога по полу) и плие (plie - приседание), а также техники их выполнения. По уточненным нами коррективам выполнение батмана от простого к сложному вперед, назад производится в сагиттальной плоскости, которая делит тело человека по вертикали пополам и проходит через центр тяжести опоры тела. Батманы в сторону выполняются во фронтальной плоскости по прямой линии, которая проходит через центр тяжести опоры тела, т.е. из позиции опорной ноги, какой бы она ни была. Только в этих случаях не происходит потери равновесия, лишнего расхода энергии, нерационально продолжительного процесса обучения. По существующей методике классического танца при выполнении маленьких и больших приседаний и прыжков недостаточно точно скорректирована их техника. Часть силы при их исполнении уходит на угловые отклонения. Высота прыжка достигает меньшей величины, чем если бы сила толчка действовала по одной прямой. В связи с этим была разработана техника выполнения приседаний без отрыва ног от пола и в момент исполнения прыжка. Колени сгибаются строго по направлению среднего пальца стопы (независимо от позиции стопы); тазобедренная часть тела удерживается над точкой основного центра тяжести опоры. При такой координации опорно-двигательного аппарата сила толчка в приседании и в прыжке направлена по одной прямой и имеет наиболее эффективный результат. С учетом этих коррективов была разработана техника обучения студентов выполнению элементов классического танца. С целью эффективного применения средств хореографии в тренировочном процессе нами

исследована темповая характеристика упражнений специального комплекса, применяемого в эксперименте. Проведены объемные исследования темпометрии хореографических упражнений классического танца (экзерсиса) профессионалов среднего темпового регистра, что позволило осуществлять педагогический процесс не интуитивно, а более качественно (табл. 1).

Таблица 1

Показатели темпометрии хореографических упражнений для развития

координационных способностей и физических качеств студентов вуза (п=1300)

Название движения Темп метронома уд/мин.

Разминка 40

Grandplie (гранд плие) 40

Demiplie (деми плие) 40/2

Battement tendu (батман тандю) 46

Battement tendu j йе(батман тандю жете) 57

Rond de jambe par terre (ронд де жамб партерр. ) 39

Battement fondu (батман фондю) 40

Grand rond de jambe en l'air (ронд де жамб ан лер.) 34

Grand releve en l'air (гранд релеве ан лер.) 34

Grand battement jete (гранд батман жете) 49

Grand battement jete balance (гранд батман жете балансе) 49

Растяжки для ног, корпуса, рук 33

Port de bras (пор де бра) 33

Свазующие движения

Sur le cou-de-pied (сюр ле ху- де - пьед) Темп основного движения

Passe (пассе)

Releve (релеве)

Прыжки

Pas soute (па соте) большой 62

маленький 81

Changment de pieds (шанжман де пьед) большой 62

маленький 81

Pas échappé (na эшапе) большой 57

маленький 74

Pas assemble (па ассамблее) большой 54

маленький 76

Petit pas jete (пти па жете) 77

Grand pas jete (гранд па жете) 52

Pas saute passe (па соте пассе) 76

Прыжок в шпагат 52

Перекидное jere (перекидное жете) 55

Temps leve (тамп леве) 77

Иращення

1 our chaînes (тур шене) 62

Tour en 1 air (тур ан лер) 62

Pirouette (пируэт) Темп основного движения

Элементы акробатики

кувырок 46

Переворот колесом 50

В плане-графике реализации экспериментальной методики представлено количество занятий в рамках факультатива в общем объёме за год (табл.2).

Таблица 2

ПЛАН-ГРАФИК

реализации методики развития координационных способностей на основе применения средств классического танца

1 семестр

№№ замгай Объем в час 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 0 .1 >2 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Месяцы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Янв.

Количество занятий 8 занятий = 16 часов 24зашшы=48 часов 0

Интенсивность нагрузки по ЧСС(уд/мин) Зоны низкой (91-130 уд/мин) и средней (131-155 уд/мин) интенсивности Зоны средней (131-155 уд/мин) и повышенной (156-175 уд'шга) интенсивности

Направленность занятий Адаптивная Втягивающа X Тренирующая СРС

Теоретические сведения 2 1 1

Тестирование (статистическая координация, чувствительность вестибулярного анализатора, рефлегашетрия сенсоиоторной реакция, высота прыжка с места, + +

Практические занятия: 62 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

1 .Специальные упражнения 20 Танцевальные, растягивающие и акробатические упражнения

2. Элеиенгы классического танца 42 ОФП (специальная изминка) рулла приседаний, группа махов (батманов), группа прыжков и группа вращений. Связующие движения.

Продолжение таблицы

2 семестр

№№ зашггий Объем в часах 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

Месяцы/недели Февраль Март Апрель Май Июнь

Количество занятий 0 4 = 8 24=48 часов 4 = 8 часов

Интенсивность нагрузки по ЧСС (уд/мин) Зоны низкой (91-130 уд/мин) и средней (131-155 уд/мин)интенсивно ста Зоны средней (131-155 уд/мин), повышенной (156-175 уд'мин) и высокой (свыше 176 уд/мин) интенсивности Зоны средней (131-155 уд'мин), повышенной (Hens уд'мин) интенсивности

Направленность занятой Адаптивная Втяги вающ ая Тренирующая Оздоровительная

Тестирование 4 2 2

Практические занятия: 64 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

1. Специальные упражнения 15 Танцевальные, растягивающие и акробатические упражнения

2. Элементы классического танца: 49 Группа приседаний, группа махов (батманов), группа прыжков, и группа вращений. Связующие движения.

А) на полной стопе; Элементы классического танца на полной стопе с открытыми глазами

Б) на полупальцах; Элементы классического танца на полупальцах с закрытыми глазами

А) на полной стопе; Элементы классического танца на полной стопе с закрытыми глазами

Б) на полупальцах; Элементы классического танца на полупальцах с открытыми глазами

Функциональная активность студентов на занятиях контролировалась с применением классификации нагрузок по интенсивности, предложенной МЛ. Набатниковой: первая зона - при показателях ЧСС 91-130 уд/мин, вторая зона -при ЧСС 131-155 уд/мин, третья зона - при ЧСС 156-175 уд/мин, четвертая зона -при ЧСС свыше 176 уд/мин.

В практических занятиях в течение года использовались танцевальные, растягивающие и акробатические упражнения. Из элементов классического танца использовались: группа приседаний, группа махов (батманов), группа прыжков и группа вращений и связующие движения. По мере освоения элементов классического танца применялись элементы классического танца на полной стопе и на полупальцах с открытыми и закрытыми глазами.

Совершенствование пространственной точности движений выполняется по строгим и точным правилам в трехмерном пространстве, где обучаемый в момент исполнения движения сам может получить срочную реальную информацию по результату точности выполненного задания и творчески подойти к освоению техники движения. Совершенствование силовой точности движений предполагало развитие способностей оценивать и дифференцировать степень мышечных усилий, расслаблений, напряжений определенных групп мышц, преодоление скованности в основном двигательном арсенале человека в трехмерном пространстве. Для совершенствования способности управлять мышечными усилиями применялись задания по многократному воспроизведению двигательных элементов определенной величины мышечного усилия в различных угловых и темповых регистрах движений комплекса средств для развития координационных способностей студентов. При выполнении движений на точность силовой направленности студенты сами контролируют степень прилагаемых мышечных усилий и моментально получают срочную информацию о точности выполнения упражнений. Совершенствование временной точности движений зависит от развития «чувства времени» - умения тонко воспринимать временные параметры в любых профессиональных и жизненных ситуациях, что создает возможность распределять свои действия в строго заданное время и развивать скоростные двигательные (сенсомоторные) качества. В освоении двигательной техники комплекса упражнений по развитию КС занимающиеся одновременно осваивают временную точность движений в четырех темповых двигательных регистрах в медленном, среднем, быстром и максимально быстром темпе. Это способствует эффективному развитию временной точности движений. Совершенствование статического и динамического равновесия происходит в процессе развития КС и физических качеств студентов с помощью комплекса специальных упражнений, где выполняются движения в статике и динамике. Позностатическое равновесие включает правильную осанку тела; сохранение позы правильной осанки с введением определенных позиций ног и движений ног, корпуса, рук, головы в пространстве и точном самоконтролируемом процессе управления с открытыми глазами в начале обучения и закрытыми после освоения упражнения; уменьшение площади опоры; удлинение времени сохранения равновесия; введение неустойчивых позиций ног (опоры) с выполнением разнообразных комбинаций движений ног, корпуса, головы, рук; исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору.

Динамическое равновесие включает: упражнения для тренировки вестибулярного анализатора - прыжки со сменой позиций ног с приземлением на две и на одну ногу и без смены позиций ног; прыжки с угловыми отклонениями ног и сложными координационными динамическими движениями; вращения в вертикальной оси, не отрываясь от пола на двух ногах, на одной; вращения в вертикальной оси в прыжке с двух ног на две; кувырки через голову вперед, назад; вращение колесом во фронтальной плоскости вправо, влево. Исключение зрительного анализатора при выполнении движений происходит по принципу от простого к сложному, со страховкой и самостраховкой.

В четвертой главе - «Эффективность инновационной экспериментальной методики развития координационных способностей студентов средствами классического танца на занятиях физической культурой» - представлены результаты, подтверждающие эффективность применения экспериментальной методики.

В комплекс исследований функционального состояния нервной и нервно-мышечной систем по развитию двигательных координационных способностей студентов вуза вошли функциональные пробы: 1) пространственная координационная способность (интегрированный показатель) (ПКСи); 2) пространственная координационная способность в спокойном состоянии с открытыми глазами (ПКСо); 3) пространственная координационная способность в спокойном состоянии с закрытыми глазами (ПКСз); 4) пространственная координационная спососбносгь после стандартной нагрузки с открытыми (ПКСпо) и с закрытыми глазами (ПКСпз); 5) статическая координация; 6) чувствительность вестибулярного анализатора; 7) рефлексометрия (сенсомоторная реакция); 8) высота прыжка.

В итоговом эксперименте по формированию навыков, направленных на управление осанкой с учетом антропологического профиля человека и развития координационных способностей, были получены положительные результаты. Прежде всего, выявлено значительное (Р< 0,001) улучшение интегрального показателя пространственной координационной способности (ПКСи), отражающего четкость взаимодействия всех сенсорных систем и уровня меж- и внутримышечной координации двигательного аппарата. Показатель ПКСи в начале эксперимента в ЭГ студентов составил 26,20±0,97 мм, а в конце равнялся 18,84±0,07 мм. В целом улучшение показателя составило 28,09% (р< 0,001). В контрольной группе данный показатель равнялся 24,83±0,73 мм, в конце эксперимента-24,91±0,66, улучшение составило 0,32%. В показателях ПКСо (с открытыми глазами) в экспериментальной группе до и после эксперимента равнялся, соответственно, 17,90 и 14,68 мм, прирост составил 17,98% (Р < 0,001). В контрольной группе в начале эксперимента результат равнялся 14,76±0,98 мм и в конце составил 15,86±1,08 мм, т.е. ухудшился на 7,45%. Существенные изменения наблюдаются в показателях ПКСз (с закрытыми глазами). ПКСз в экспериментальной группе в начале эксперимента составил 30,69±1,85 мм, а в конце равнялся 22,79±1,38 мм. Прирост от начала к концу эксперимента составил 25,87%. В контрольной группе студентов - 33,56±1,66 и 33,02±1,72 мм соответственно. Прирост незначителен и равен 1,60%. Эти же показатели после стандартной нагрузки в экспериментальной группе сохраняли улучшение 33,11 и 23,73 мм при различии 28,32% (Р < 0,001). В самых сложных двигательных

заданиях после стандартной нагрузки в тесте ПКС с открытыми и с закрытыми глазами, у студентов экспериментальной группы улучшение ПКС при зрительном контроле после эксперимента составило 21,12 % (Р< 0,001); при включении зрения - 28,32% (Р < 0,001). В контрольной группе, которая занималась по общепринятой традиционный методике, аналогичные показатели не имеют значительной достоверной разницы (Р > 0,05). Такое различие в тестах при отсутствии зрительного контроля между студентами контрольной и экспериментальной группами мы склонны объяснить тем, что если у первых основным регулятором произвольных движений являются зрительные обратные связи, то у вторых в силу специфических особенностей элементов хореографии классического танца в большинстве упражнений доминирующую роль играют проприоцептивные обратные связи во взаимодействии с вестибулярным анализатором. Различие конечных результатов в управлении осанкой студентов ЭГ и КГ также подтвердило положительную тенденцию в экспериментальной группе, где ПКСП0 стандартной нагрузки с открытыми и с закрытыми глазами в отличие от контрольной группы имел высокую достоверность (р< 0,001 и Р< 0,01 соответственно).

Анализ результатов формирующего эксперимента подтвердил высокую эффективность включения в структуру физического воспитания студентов вуза личностно-педагогического метода и комплекса специальных средств хореографических танцевальных упражнений, развивающих необходимые двигательные качества, среди которых параметры многогранных координационных способностей - ловкость, быстрота и соразмерность движений, которые выдвигаются на одно из первых мест.

В занятиях со студентами экспериментальной группы были применены также упражнения, выполняемые без зрительного контроля, дающие положительный результат управления движениями в усложненных ситуациях и значительно повышающие эффективность обучения сложнокоординационным упражнениям. Аналогичные изменения в экспериментальной группе были зарегистрированы по показателям сенсорных и сенсомоторных функций, скоростным и скоростно-силовым качествам.

Отмечено, что различие (улучшение) в показателях статической координации в экспериментальной группе до и после эксперимента составило 6,44 % (при р < 0,05). В контрольной группе аналогичный показатель равен 1,51 % (при р > 0,05). Статическая координация также улучшилась - I 2,3 (р< 0,05). Быстрота двигательной реакции (рефлексометрия) - I 3,45 (Р<0,01) и скоростно-силовые двигательные функции этой же группы студентов - высоты и длины прыжка при I 4,29 (р< 0,001) и 1 6,49 (Р<0,001), соответственно, положительно изменились. Улучшение в показателях функций вестибулярного анализатора до и после эксперимента у первых соответствовало 13,28 % (при р < 0,001), в контрольной группе - 5,50 % (р < 0,05). Быстрота двигательной реакции в экспериментальной группе до и после эксперимента имела существенное различие в 15,85 % при р < 0,001. Существенных изменений этого показателя в контрольной группе не произошло (р > 0,05). По показателям скоростно-силовых качеств (прыжок в высоту) в экспериментальной группе различие до и после эксперимента составило 9,63 % при р < 0,001. Аналогичный показатель в контрольной группе существенно

не изменился (р > 0,05). Примерно такая же картина зарегистрирована в экспериментальной группе: различие составило 3,77 % (р < 0,001), в контрольной -0,19 %(р> 0,05).

Итоговый анализ конечных результатов между экспериментальной и контрольной группами по ПКСи (интегральный показатель) выявил высокую степень его развития в ЭГ при г = 6,16 (Р< 0,001). Наиболее сложные условия координации движений с закрытыми глазами ПКСз и ПКСпз после стандартной нагрузки при I = 4,43; 3,82 и 3,27 (р<0,01; Р< 0,001) подтвердили высокий уровень улучшения в развитии сенсорных и точностных двигательных функций у студентов экспериментальной группы. Статическая координация также улучшилась при 1 2,3 (Р< 0,05). Быстрота двигательной реакции - рефлексометрии 1 = 3,45 (Р< 0,01) и скоростно-силовые функции этой же группы студентов -высота и длина прыжка при г = 4,29 (Р< 0,001) и I = 6,49 (Р< 0,001) соответственно, положительно изменились.

На рисунке 1 представлен прирост исследуемых показателей за период эксперимента.

_I Рконтрольная группа (Кг) Озкспериментальнаягрупгш (Эг) _

Рис. 1. Прирост показателей пространственных координационных способностей и физических качеств студентов на заключительном этапе формирующего эксперимента, %

У.О: 1 - ПКСи - интегрированный показатель; 2 - ПКСо - с открытыми глазами; 3 - ПКСз - с закрытыми глазами; 4 - ПКСпо - после стандартной нагрузки с открытыми глазами; 5 - ПКСпз -после стандартной нагрузки с закрытыми глазами; 6 - СК - статистическая координация; 7 - ЧВА -чувствительность вестибулярного анализатора,; 8 - рефлексометрия; 9 - высота прыжка

Рассмотренные экспериментальные данные подтверждают высокую эффективность системы хореографических и специальных комплексов классического танца в развитии многогранных координационных способностей и некоторых двигательных качеств (скоростные, скоростно-силовые, специальная выносливость) студентов университета в процессе физического воспитания.

Тестирование общей физической подготовленности студентов проводилось по четырем показателям: бегу на 100 и 1000 м, прыжку в длину с места и подтягиванию с учётом требований, предъявляемых к подобным тестам.

На первом этапе исследований выявлено, что результаты контрольных и экспериментальных групп достоверно друг от друга не отличались (рис.2,3,4,5). В ЭГ результат в беге на 100 м равнялся 14,75+0,14 сек, изменение от начала к концу эксперимента составило 0,83 сек. В КГ результат в беге на 100 м равнялся 15,30+0,20 сек, улучшение от начала к концу эксперимента составило 0,21 сек. В тестовом упражнении «подтягивание» результаты ЭГ после эксперимента равнялись 9,08+0,48 раза, улучшение составило 5,34 раза. А в контрольной группе студентов наблюдается незначительное изменение данного показателя к концу эксперимента, где результат равнялся 6,54+0,68 раза. Улучшение за период исследования составило 1,3 раза. Прирост результатов в ЭГ достоверно выше, чем у студентов контрольной группы. Прыжок в длину с места характеризует проявление скоростно-силовых возможностей занимающихся. Результаты прыжка в длину с места представлены на рисунке 4, из которого видно, что данный показатель также изменился достоверно в экспериментальной группе. В ЭГ студентов он равнялся 220+1,86 см, т.е. улучшился на 5%. В контрольной группе студентов данный показатель равнялся 213+2,21 см, изменение за период эксперимента составило 1,4 %.

Рис.4. Результаты в прыжке в длину с места Рис.5. Результаты в беге на 1000 м

Общеизвестно, что показатели выносливости характеризуют аэробную производительность, состояние сердечно-сосудистой системы и функциональное состояние нервно-мышечного аппарата. За период эксперимента в ЭГ студентов

наблюдается существенное улучшение результатов в беге на 1000 м. Результаты равнялись 3,59+0,03 мин, улучшение за период эксперимента составило 12%, а в контрольной группе изменений не наблюдается.

Следовательно, более выраженное улучшение результатов общей физической подготовленности в экспериментальной группе студентов связано с реализацией методики развития координационных способностей на основе применения средств классического танца. Полученные результаты позволяют констатировать, что координационные способности в полной мерс могут способствовать развитию всех физических качеств. Отмечено влияние развития координационных способностей на развитие отстающих физических качеств.

Таким образом, полученные результаты общей физической подготовленности студентов подтвердили актуальность реализации экспериментальной методики.

ВЫВОДЫ

1. Анализ научно-методической литературы и материалов предшествующих исследований показал, что в практике физического воспитания студентов отсутствует научно обоснованная методика использования средств классического танца, являющихся эффективным средством развития пространственных координационных способностей и на этой основе - всех двигательных качеств, влияющих на уровень физической подготовленности студентов.

2. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют об идентичности уровня физической подготовленности и координационных способностей студентов контрольной и экспериментальной групп. Исключение составляют показатели пространственных координационных способностей с открытыми глазами и чувствительности вестибулярного анализатора. Исследование показателей развития координационных способностей студентов, занимающихся хореографией, обосновало их преимущество в развитии пространственных координационных способностей перед студентами, не занимающими хореографией. Полученные данные составили основу для разработки экспериментальной методики развития координационных способностей средствами классического танца в физическом воспитании студентов.

3. Разработана методика развития координационных способностей на основе применения средств классического танца, которая включает средства и методы, направленные на развитие способностей студентов к воспроизведению, оценке, отмериванию, а также дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений, которые основываются преимущественно на проприоцептивной, кинестетической и сенсомоторной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и восприятия в классическом танце имеют наибольшее значение для управления движениями (зрительные, слуховые, вестибулярные и другие сенсорные системы). Представлена классификация танцевальных, вспомогательных упражнений и методика их применения, обеспечивающая высокий положительный эффект в развитии координационных

способностей и физических качеств студентов в процессе физического воспитания. Основными разделами методики являются средства классического танца: позиции рук, ног, группы приседаний, махов (батманов), растяжения для ног, рук, корпуса; группы прыжков, вращений, а также элементы акробатики, связующие движения.

Пульсовая напряженность реализации учебного материала на занятиях определялась в зависимости от направленности занятий (адаптивная, втягивающая, тренирующая и оздоровительная). Функциональная активность студентов на занятиях контролировалась с применением классификации нагрузок по интенсивности, предложенной М.Я. Набатниковой: первая зона - при показателях ЧСС 91-130 уд/мин, вторая зона - при ЧСС 131-155 уд/мин, третья зона - при ЧСС 156-175 уд/мин, четвертая зона - при ЧСС свыше 176 уд/мин.

4. Выявлена высокая эффективность используемых средств и методов экспериментальной методики развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой на основе применения средств классического танца: в показателях ПКС0 прирост составил 17,98 % (Р< 0,001), ПКС3 - 25,87 % (Р< 0,001). ПКС после стандартной нагрузки: с открытыми глазами увеличился на 21,12 % (Р< 0,001); с закрытыми глазами - на 28,32 % (Р< 0,001). По СК прирост составил 6,44 %, по ЧВА - 13,28 %, рефлексометрии - 15,85 %. Аналогичные положительные изменения выявлены по другим показателям, существенные (положительные) изменения в контрольной группе обнаружены в показателях ПКСо (7,45 %; Р< 0,05) и чувствительности вестибулярного анализатора (5,5 %: Р< 0,05).

Физическая подготовленность характеризует морфофункциональное состояние организма занимающихся и проявляется в физических качествах. Показатели, характеризующие качество выносливости, в ЭГ улучшились на 12% и составили 3,59+0,03 мин, в КГ - на 0%; в показателях бега на 100 м: в ЭГ - на 5,3%, в КГ - на 1,3%; в показателях подтягивания: в ЭГ - на 70%, в КГ - на 24,8%; в прыжках в длину с места: в ЭГ - на 8,65, в КГ - на 0,18%. Результативность общей физической подготовленности в ЭГ студентов свидетельствует об эффективности применения средств классического танца на занятиях физической культурой.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Анализ результатов исследования позволяет рекомендовать разработанные средства и методы как наиболее эффективные в физическом воспитании студентов для включения их в содержание учебной программы и спортивно-оздоровительные занятия, придерживаясь при этом основных педагогических принципов.

В вводной части занятий рекомендуются упражнения, направленные преимущественно на подготовку опорно-двигательного аппарата занимающихся к предстоящим нагрузкам в основной части урока.

Все вводные упражнения выполняются в медленном темпе с постепенным ускорением до нормально-удобного с учетом оптимальной индивидуальной подготовленности всей группы студентов. Включаются следующие упражнения:

ходьба на полупальцах, в приседе, быстрым шагом с вытягиванием носка стопы, перекатным шагом, пружинным и т.д. с движениями рук, корпуса, головы.

В основной части занятия мы рекомендуем упражнения, обеспечивающие обучение движениям опорно-двигательного аппарата (ног, корпуса, рук) и головы до высокого уровня совершенства в технике управления движениями с открытыми и закрытыми глазами в пространстве и времени, а также воспитание физических, моральных и волевых качеств. К числу таких упражнений относятся группа приседаний, махов ног (батманов) от простого к сложному; растяжки для ног, рук, корпуса; связующие движения, включая разнообразные элементы галопа, шоссе (скользящие движения), вальса (вращающийся переход), балансе (переход покачиваясь); группа прыжков от простого к сложному и вращений с элементами акробатики.

В заключительной части занятия следует давать упражнения на внимание с открытыми и закрытыми глазами: в динамике - поворот «цепочкой» в быстром темпе с переходом к медленному вращению, наклоны корпуса с различными переводами рук на двух и на одной ноге; растяжки для рук, ног, корпуса.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах

1. Кусякова, Р.Ф. Педагогический анализ физической культуры общества / Р.Ф. Кусякова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 4. - С. 154-163. (0,6)

2. Кусякова, Р.Ф. Формирование координационных способностей студентов на занятиях физической культурой / Р.Ф. Кусякова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013 - № 4(29).-С. 78-82.(0,31).

3. Кусякова, Р.Ф. Методика применения средств классического танца для развития координационных способностей студентов / Р.Ф. Кусякова, З.М. Кузнецова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 1 - С 42-48. (0,50/0,25).

Монография

4. Кусякова, Р.Ф. Развитие многогранных двигательных координационных способностей студентов на занятиях физической культурой : монография. / Р.Ф. Кусякова, В.Д. Паначев. - Пермь : ПНИПУ, 2012. - 140 с. (5,0/3,0).

Учебники, учебно-методические пособия

5. Кусякова, Р.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов : учеб. пособие / Р.Ф. Кусякова; Перм. гос. техн. унт. - Пермь : ПГТУ, 2007. - 117 с. (7,37).

6. Кусякова, Р.Ф. Применение растягивающих упражнений на занятиях физической культурой : учеб. пособие / Р.Ф. Кусякова ; Перм. гос. техн. ун-т. -Пермь : Изд-во ПГТУ, 2008. - Ч. 2. - 236 с. (2,2).

7. Кусякова, Р.Ф. Физическая культура студентов технических вузов : учеб. пособие / Р.Ф. Кусякова; Перм. гос. техн. ун-т ; гриф УМО РФ. - Пермь : ПГТУ 2008.-458 с. (28,75).

Публикации в периодических изданиях, сборниках научных трудов:

8. Кусякова, Р.Ф. Проблемы занятий физической культурой у студентов 1 Р.Ф. Кусякова // Физическая культура и олимпийское движение Урала : мат. II науч.-практич. конф. - Пермь, 1993. - С. 137-138. (0,12).

9. Кусякова, Р.Ф. Функции мотивов при организации занятий по физвоспитанию в вузе / Р.Ф. Кусякова // Физическая культура и олимпийское движение Урала: мат. II науч.-практич. конф. - Пермь, 1993. - С. 128-132. (0,3).

10. Кусякова, Р.Ф. Физическая культура и спорт как показатель образа жизни различных социальных групп / Р.Ф. Кусякова // Концепция гуманитаризации и проблемы высшей школы : мат. IV науч.-практич. конф. -Пермь, 1996. - Ч. 2-С. 116-117. (0,31).

11. Кусякова, Р.Ф. Анализ динамики физических показателей у студентов и учащихся лицея / Р.Ф. Кусякова // Физическая культура и олимпийское движение Урала : мат. IV Всеуральской науч.-практич. конф. — Уфа, 1997. — Ч. 2. - С. 35-37. (0,19).

12. Кусякова, Р.Ф. Субъективная оценка студентом готовности • при выполнении контрольных и зачетных нормативов на занятиях физической культурой / Р.Ф. Кусякова // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе : мат. III Всерос. науч.-практ. конф. (22-23 апреля, Пермь). - Пермь, 1999. - Ч. 4. - С. 616-618. (0,19).

13. Кусякова, Р.Ф. Правильная осанка — красивая фигура / Р.Ф. Кусякова И Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. - Пермь, 2001. - Ч. 2. - С. 298-301. (0,25).

14. Кусякова, Р.Ф. Физическая подготовка студентов гуманитарного факультета ПГТУ по тесту К. Зухоры / Р.Ф. Кусякова Н Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе : мат. V Всерос. науч.-практ. конф. (27 мая 2003 г.). - Пермь, 2003. - Т. И. - С. 167-169. (0,3).

15. Кусякова, Р.Ф. Организация спортивно-оздоровительных групп по интересам для улучшения учебного процесса / Р.Ф. Кусякова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта Пермского края : мат. регион, науч.-практ. конф. (29-30 июня 2005 г.). - Пермь, 2005. - С. 25-26. (0,2).

16. Кусякова, Р.Ф. Повышение эффективности занятий физической культурой с помощью современных спортивно-оздоровительных методик / Р.Ф. Кусякова // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе : мат. VII Всерос. науч.-практ. конф. (25 апреля 2005 г.). -Пермь, 2005. - Т. И,- С. 212-214. (0,19).

17. Кусякова, Р.Ф. Определение уровня физического здоровья студентов первого курса гуманитарного факультета / Р.Ф. Кусякова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта Пермского края : мат. Всерос. науч.-практ. конф. -Пермь, 2006. - С. 62-64 (0,2).

18. Кусякова, Р.Ф. Особенности нагрузки на занятиях физической культурой на гуманитарном факультете / Р.Ф. Кусякова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта Пермского края : мат. Всерос. науч.-практ. конф. - Пермь, 2006. -С. 68. (0,1).

19. Кусякова, Р.Ф. Определение исходного уровня соматического здоровья студентов / Р.Ф. Кусякова II Актуальные проблемы инновационного развития физической культуры и спорта : мат. Междунар. науч.-практ. конф. (27-29 июня 2007 г.). - Пермь, 2007. - С. 228-234. (0,45).

20. Кусякова, Р.Ф. Состояние здоровья студентов первого-второго курсов ПГТУ занимающихся физической культурой / Р.Ф. Кусякова // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе : мат. IX Всерос. науч.-практ. конф. (25 апреля 2007 г.). - Пермь, 2007. - Т. I. - С. 160-162. (0,2).

21. Кусякова, Р.Ф. Уровень сформированное™ понятий в области физической культуры у студентов политехнического университета / Р.Ф. Кусякова // Здоровье, физическое развитие и образование : состояние, проблемы и перспективы : мат. Всеросс. науч.-практ. конф. (9-10 ноября 2007 г.). -Екатеринбург, 2007. - С. 145-150. (0,4).

22. Кусякова, Р.Ф. Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений : тез. докл. I Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (8 апреля 2011 г.). - Пермь, 2011.-С. 68-72 (0,4).

23. Кусякова, Р.Ф. Здоровье студентов специальной медицинской группы в техническом университете / Р.Ф. Кусякова // Найновите научни постижения - 2011 : мат. VII Междунар. науч.-практ. конф. (17-25 марта 2011 г.). - София, 2011. - Т. 14. Лекарство. Биология. Физическая культура и спорт. - С. 56-59. (0,3).

24. Кусякова, Р.Ф. Развитие координации студентов / Р.Ф. Кусякова, В.Д. Паначев II Современный научный вестник. - 2013. - № 47(186). - С. 5-11 (0,44/0,35).

25 Кусякова Р.Ф. Совершенствование координационныхспособностей студентов средствами классического танца / Р.Ф. Кусякова // «Дни науки -2014».гматериалы межд. науч.-практ. конф. - Чехия, 2014. - С. 27-29. (0,19)

26. Кусякова, Р.Ф. Эффективность применения средств классического танца для развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой / Р.Ф. Кусякова // Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально-культурного сервиса : мат. II Всерос. (с междунар. участием) науч.- практ. конф. - Набережные Челны : Из-во НФ Поволжской ГАФКСиТ, 2014. - С. 142-144. (0,19).

Общее количество печатных листов - 49,35 пл. (авторский вклад - 46,71 пл.).

Автореферат разрешен к печати диссертационным советом Д 311.015.01 при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» 05.05.2014 г.

Подписано в печать 05.05. 2014 г. Формат 60x84/16. Бумага писчая. Печать оперативная. Тираж 100 экз. Усл. печ. л. 1,5.

Отпечатано в редакционно-издательском отделе НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма». 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. E.H. Батенчука, 21

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кусякова, Рафиля Файзрахмановна, Набережные Челны

ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

04201458606

На правах рукописи

КУСЯКОВА Рафиля Файзрахмановна

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической

культуры

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор Паначев В.Д.

Набережные Челны — 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................... 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В

ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ......................... 15

1.1. Концептуальные подходы к изучению координационных способностей, критерии и формы их проявления в физическом воспитании............................................................................. 15

1.2. Современные подходы к использованию видов спорта в физическом воспитании студентов............................................. 33

1.3. Эффективность реализации различных форм физкультурно-спортивной деятельности в физическом воспитании

студентов.............................................................................. 42

РЕЗЮМЕ.............................................................................. 48

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ... 50

2.1. Методы исследования...................................................... 50

2.2. Организация исследования................................................ 59

ГЛАВА III. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ 61

3.1. Педагогические принципы создания методики развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой................................................................................ 61

3.2. Основные педагогические приемы реализации методики развития координационных способностей студентов..................... 68

3.3. Сравнительный анализ исходных показателей развития

2

координационных способностей студентов.............................. 74

3.4. Функциональные предпосылки обоснования методики развития координационных способностей студентов на основе применения средств классического танца ................................................ 79

3.5. Экспериментальная методика развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой на

основе применения средств классического танца..................... 83

ГЛАВА IV. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ..................................................................... 112

4.1. Показатели развития координационных способностей 112 студентов

4.2. Показатели общей физической подготовленности студентов до

и после эксперимента............................................................... 119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................................................125

ВЫВОДЫ..........................................................................................................................................................127

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ....................................................................130

БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................................................................................131

ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................................................................................................151

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Высокая динамичность современного общества выдвинула значительные требования к физической и функциональной подготовке студентов вузов к предстоящей профессиональной деятельности, среди которых ведущее место занимают высокие показатели здоровья, обусловленные соответствующим уровнем физического развития и физической подготовленности. Неоспоримым фактом на современном этапе модернизации всей системы образования является необходимость создания таких условий учебно-воспитательного процесса, при которых студенты могли бы стать самостоятельными субъектами общественной жизни. Это требует создания необходимых условий для формирования творческих способностей, гармонического развития интеллектуальных, нравственно-волевых, эстетических, а главное - физических возможностей как основы всей профессиональной подготовки студенческой молодежи.

Физическое воспитание студентов располагает широкими возможностями для повышения уровня развития качественных сторон их двигательной деятельности, включая мышечную силу, быстроту, выносливость, а также базовые двигательные координации: точность, подвижность, равновесие, гибкость и др., как основы подготовки к профессиональной деятельности (В.И. Дубровский, 2001; Л.Д.

Назаренко, 2001, 2003; Р.Т. Раевский, 2001; И.П. Ратов, 2001; Л.Б. Андрющенко, 2004; A.A. Андриевский, 2005; А.Г. Заболотный, 2005; Ю.Н. Аллянов, 2007; О.В. Булгакова, 2007; Л.А. Акинин, 2008; О.В. Шинкоренко, 2009; Е.А. Биличенко, 2010; В.Д. Паначев, 2010; Г.А. Оценков, 2013).

В физическом воспитании современных студентов вузов

наблюдаются проблемы, связанные со снижением здоровья и

физической подготовленности. Основными факторами снижения

4

здоровья многие авторы называют длительную гипокинезию, высокое психоэмоциональное напряжение в процессе обучения, изменение социальных условий жизни (P.A. Абзалов, 2002; В.А. Таран, 2003; Р.К. Бикмухаметов, 2004; О.В. Шинкоренко, 2009); другие - недостаточное применение средств двигательной активности, которое влияет на отношение ценностей, традиций физического воспитания с учетом социальной потребности студентов (Б.А. Трегубов, 1979; P.A. Абзалов, 2001; Н.Д. Граевская, 2001;Т.А. Кохан, 2001; JI.A. Акинин, 2008; О.В. Стрижакова, 2008; Е.А. Штих, 2009; Г.С. Садыкова, 2010 и др.).

Особенности современного процесса совершенствования

физического воспитания студенческой молодежи многие авторы видят в гуманизации и совершенствовании физической культуры студентов на основе использования различных инновационных технологий с включением привлекательных видов двигательной активности (Е.А. Лукунина, 2000; М.Я. Жилина, 2001; Т.А. Кохан, 2001; A.A. Мацукевич , 2001; В.А. Таран, 2003; Л.Б. Андрющенко, 2004; Л.И. Костюнина, 2007; Т.А. Шонина, 2008; Г.С. Садыкова, 2010; М.В. Певнева, 2013; V. Liach, 2001; W. Dietrich, 2003 и др.). Такой подход способствовал бы широкому использованию духовно-физических возможностей физической культуры как мощного фактора не только повышения здоровья человека, но и как фактора самоопределения его в современном мире, повышения эффективности самореализации в сфере образования, трудовой деятельности и в жизни (Н.И. Медведкова, 2000; Л.И Лубышева, 2001,2004; И.Е. Коновалов, 2005).

Актуальность изучаемых вопросов обусловлена также проблемой формирования координационных способностей студентов вузов как одного из факторов повышения физической подготовленности на занятиях физической культурой, включающих в себя ориентацию в профессиональных и двигательных ситуациях; умение перестраивать

свои двигательные и профессиональные действия в соответствии с изменениями в процессе двигательной и профессиональной деятельности.

Специалисты отмечают необходимость совершенствования координационных способностей в различных видах спорта (М.А. Годик, 1988, 2000; В.Н. Болобан, 1989; И.А. Золотницкий, 1997; A.B. Актов, 2001; В. А. Бураков, 2001; Ю.К. Гавердовский, 2001; А.Г. Зоболотный, 2005; И.С. Колесник, 2005). Вопросы, связанные с развитием и воспитанием координационных способностей и определением их структуры, являются объектом многих научных исследований (Л.Д. Назаренко, 2000, 2001; A.C. Ощепков, 2000; В.Н. Шустов, Ю.В. Высочин, 2001; Г.Д. Ощепков, 2013). Это объясняется тем, что в теории и методике исследования координационных способностей пока не выработаны единые научные принципы их определения и изучения. Вместе с тем существуют виды спортивной подготовки, группы физических упражнений, в которых координационные способности выступают как ведущее двигательное звено. Именно в этих случаях с предельной вероятностью можно говорить о положительном переносе качественных сторон координационных способностей в двигательной деятельности человека и в совершенствовании других качеств (М.А. Годик, 2000; H.A. Бернштейн, 2001; Л.П. Матвеев, 2005; В.М. Зациорский, 2009; A.C. Мартынова, 2011; Л.Д. Назаренко, H.A. Касаткина, 2012).

К вопросу развития координационных способностей в видах спорта

обращались многие авторы. И.С. Колесник, (2000) занимался проблемой

управления развитием ведущих двигательных координаций в боксе; Л.Д.

Назаренко, H.A. Касаткина (2012) - повышением надежности

выступлений спортсменов, которое связано с совершенствованием

навыков управления двигательными действиями в спортивной аэробике;

Г.П. Пархомович (1993) исследованием классических способов

выведения из равновесия в дзюдо; H.H. Чесноков, В.Г. Никитушкин

6

(2010) - проблемой готовности к специальному управлению и регулировке отдельными специфическими заданиями «на координацию», «на равновесие», «ритм», «ориентирование в пространстве» в легкой атлетике; Е.В. Павлова (2008) - вопросами совершенствования спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей. Ученые предлагают использовать различные двигательные действия как эффективное средство повышения физической подготовленности, а также считают, что развитие координационных способностей с применением тех видов спорта, где они главенствуют, способствуют эффективному повышению общей физической подготовленности занимающихся.

Анализ научной литературы и учебных программ показывает, что существующая сегодня в вузах методика формирования координационных способностей, необходимых студентам, не имеет личностно ориентированной направленности для развития профессионально значимых компетенций (В.К. Бальсевич, 2000, 2009; М.Я. Виленский, 2001, 2007; Л.И. Лубышева, 2001 и другие). Лишь отдельные аспекты данной проблемы, касающиеся возможностей использования средств фитнеса, получили частичное обоснование в научных трудах (Ю.В. Менхин, A.B. Менхин, 2002). Не получило еще широкого распространения использования средств классического танца, а также отсутствует надежное научное обоснование их применения в процессе физического воспитания студентов. Доказательство эффективности хореографической подготовки в формировании двигательных навыков и координационных способностей в физической культуре и спорте пока не дало возможности включения их в программы по физической культуре студентов в условиях высших учебных заведений.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых средств и

педагогических подходов, а также создания на этой основе новых

7

методик повышения эффективности общей физической подготовки студентов на основе применения средств классического танца.

Представления об актуальности темы диссертационного исследования, степени ее разработанности в научной литературе и в практике физического воспитания студентов в условиях высших учебных заведений свидетельствует о существовании противоречия между потребностью практики физического воспитания в эффективной методике развития координационных способностей и потенциальных возможностей студентов на основе использования средств

классического танца, с одной стороны, и недостаточной разработанностью вопросов влияния средств классического танца на координационные способности студентов, с другой.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в теоретическом, методическом, содержательном и организационном обеспечении занятий физической культурой студентов на основе применения средств классического танца.

Цель исследования - теоретическое и практическое обоснование содержания методики развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой на основе применения средств классического танца.

Объект исследования — процесс физического воспитания студентов.

Предмет исследования - структура и содержание развития координационных способностей студентов на основе применения средств классического танца.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что методика развития

координационных способностей студентов на занятиях физической

культурой на основе применения средств классического танца позволит

эффективно воздействовать на общую физическую подготовленность,

8

развитие физических качеств студентов, если включать в структуру занятий средства классического танца, комплексы специальных танцевальных упражнений координационно-развивающей

направленности.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой ставились и решались следующие задачи:

1. Теоретически обосновать целесообразность использования средств классического танца на занятиях физической культурой для развития координационных способностей студентов.

2. Разработать методику развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой на основе применения средств классического танца.

3. Экспериментально проверить эффективность реализации методики развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой на основе применения средств классического танца.

Методологической основой исследования явились идеи о целостности, всеобщей взаимосвязи и развитии явлений, процессов окружающего мира и его материальности, деятельностный и образовательный подходы в физическом воспитании.

Теоретической базой исследования являются: современные

основополагающие концепции теории и методики физического

воспитания (В.К. Бальсевич, Ю.Д. Железняк, В.М. Зациорский, Ю.Ф.

Курамшин, Л.И. Лубышева Л.П. Матвеев,); теории обучения

двигательным действиям (М. М. Боген); концепция применения

координационных упражнений в организации занятий и стимулирования

развития двигательных координаций ( В.К. Бальсевич, H.A. Бернштейн,

В.И. Лях, Л.П. Матвеев, Л.Д. Назаренко); физическое воспитание

студентов (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева); положения

о значении занятий физическими упражнениями для гармоничного

9

развития личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, П.Ф. Лесгафт, В.И. Столяров и др.); теория и методика классического танца (Е.П. Валукин).

Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, анализ учебной документации, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

1. Установлены закономерности воздействия на координационные способности для формирования двигательных действий студентов на занятиях физической культурой, построенных на применении различных по направленности средств классического танца.

2. Определены и теоретически обоснованы педагогические возможности использования средств классического танца в развитии координационных способностей студента на основе учета функциональных основ развития координационных способностей, с помощью которых предоставляется возможность вести педагогический процесс наиболее целенаправленно и личностно-ориентированно и осуществлять управление правильной осанкой и движениями в пространстве и времени с открытыми и закрытыми глазами, которое расширяет представление о тонкой координации движений по пяти активным точкам антропологического строения человека и обеспечивает высокий уровень развития координационных способностей и общей физической подготовленности студентов.

3. Разработана и экспериментально проверена методика развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой, основанная на применении средств классического танца,

4. Доказано, что применение средств классического танца на занятиях физической культурой способствует эффективному развитию

координационных способностей и на этой основе - повышению физической подготовленности студентов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит существенный вклад в теорию физического воспитания, заключающийся:

- в уточнении специфики влияния средств классического танца на различные проявления двигательной функции человека;

в раскрытии специфики развития физических качеств с помощью методики развития координационных способностей как основы формирования двигательных действий студентов на занятиях физической культурой, построенных на применении различных по направленности средств классического танца;

в дополнении существующей теории физического воспитания новыми данными и представлениями о средствах и методах, обеспечивающих высокий уровень развития пространственных координационных способностей и способностей студентов к воспроизведению, оценке и дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений на основе использования средств классического танца.

Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение в процесс физического воспитания студентов методики развития коо�