Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Деятельность досуговых общественных объединений по формированию толерантной культуры молодежи

Автореферат по педагогике на тему «Деятельность досуговых общественных объединений по формированию толерантной культуры молодежи», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Перегудов, Андрей Алексеевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тамбов
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Деятельность досуговых общественных объединений по формированию толерантной культуры молодежи», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Деятельность досуговых общественных объединений по формированию толерантной культуры молодежи"

На правах рукописи

ПЕРЕГУДОВ Андрей Алексеевич

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОСУГОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 2 ЯН В 2012

005008533

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доктор культурологии, профессор ГРИГОРЬЕВА Елена Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор ЯРОШЕНКО Николай Николаевич доктор педагогических наук, профессор СЕРГЕЕВ Евгений Александрович

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»

Защита состоится «30» января 2011 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.07 в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, 6, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», с авторефератом - на официальном интернет-сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «28» декабря 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент Ы^^С^у.— Н.Н. Иванова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Наше общество неоднородно и поликультурно, национальные черты и культурные традиции в своем многообразии, а зачастую переплетении, образуют неповторимый облик нашей планеты. Однако современные процессы глобализации и интеграции далеко не всегда приводят к конструктивному «диалогу культур». Официальная статистика и данные многочисленных исследований свидетельствуют о росте молодежного экстремизма, различных форм конфликтов на почве межнациональной неприязни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантной культуры и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе становятся сегодня не только насущной потребностью, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Толерантность в современных условиях представляет собой целостную систему ценностей, которая выражается в признании, уважение и понимании. Толерантность, как и любая другая жизненная ценность индивида, формируется в процессе развития личности под влиянием многих факторов. Немаловажную роль при этом играют внешние условия, окружающие личность, такие, как: социальная группа, общество в целом и, наконец, международная среда.

Все это позволяет говорить о необходимости разработки комплексной стратегии формирования толерантной культуры, которая должна быть направлена, в первую очередь, на молодежь и предусматривать создание системы социально-педагогических условий, способствующих утверждению у молодых людей толерантных установок и навыков толерантного поведения во всех сферах жизни.

Особую актуальность проблема толерантности приобрела в конце XX -начале XXI в. Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в международных нормативно-правовых документах: Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам и др.

Главным импульсом, направленным на утверждение идеалов толерантности на международном уровне, было принятие ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. Декларации принципов толерантности. В Конституции Российской Федерации (1993 г.) заявлено о гарантии прав и свобод граждан, в том числе на свободу убеждений, на труд и личную безопасность, то есть признаются идеи гуманизма и терпимости к себе подобным.

Важным документом, в котором сформулированы важнейшие направления государственной политики нашей страны, является концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Прези-

дента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300. В ней особо отмечается необходимость грамотного регулирования межнациональных и международных отношений.

В 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», целью которой являлись выработка и внедрение в социальную практику норм, определяющих устойчивость поведения в ситуациях социальной напряженности отдельных людей и социальных групп как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Идеи воспитания толерантности также нашли свое отражение в Основных направлениях развития воспитания в системе образования. Они отражены также в подготовленной Министерством образования РФ концепции модернизации российского образования до 2010 г., утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 29.12.01 г. № 1756-р.

Одной из главных задач молодежной политики, согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. В числе основных путей решения этих задач стоит особо отметить такие, как: популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция, поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества.

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности человека: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия.

Досуговая сфера обладает значительным воспитательным потенциалом, а досуговая деятельность в современных условиях выступает средой, где реализуются ведущие принципы демократии: гласность, свобода слова, раскрепощенное сознание. Здесь обеспечивается подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Значительным ресурсом для формирования толерантной культуры молодежи обладают досуговые общественные молодежные организации и объединения, которые создаются в неформальной среде и позволяют включать человека в систему общественных отношений и формировать не только активную жизненную позицию, но и социальную ответственность за те процессы, которые происходят в различных сферах жизни.

Между тем, потенциал досуговых общественных объединений в решении проблемы формирования толерантной культуры молодежи используется, на наш взгляд, недостаточно.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования каких-либо нравственных качеств относится к числу сложных педагогических явлений. Понятие толерантности многоаспектно и требует междисциплинарного подхода. Этим обусловлено обращение к ней многих специалистов - это философы, психологи, культурологи, социологи разных эпох.

Философские основы возникновения и развития проблемы формирования толерантности прослеживаются в трудах Аристотеля, Платона, Сократа и др.

И. Кант провозглашал идею терпимости как «всеобщий человеческий долг». Д. Локк выделял нравственное и политическое основания толерантности.

Развитие зарубежной психолого-педагогической науки зачастую характеризовалось тем, что ученые обращались к исследованию проблематики толерантности на основе рассмотрения противоположного значения «интоле-рантность» (А. Басс, Т. Адарно, М. Боуэн, Л. Беркониц и др.).

В современной литературе теоретический анализ и обоснование понятия «толерантность» были сделаны в работах В.А. Лекторского, А.Г. Асмолова, С.К. Бондрыревой, Г.У. Солдатовой, Б.И. Аболина, Д.В. Колесова, М.Б. Хомякова, Л.М. Дробижевой, В.А. Васильева, A.M. Кондакова и др.

Большой интерес представляют исследования феномена толерантности, направленные на изучение межэтнического взаимодействия (Д.М. Абдураза-кова, И.И. Демидова, Е.И. Касьянова, Е.В. Клименко, И.Г. Арцыбашев, C.B. Мамонтова, Н.Г. Степанова, A.A. Акулова, Н.Г. Анциферова и др.).

Социально-политический и социокультурный аспекты проблемы толерантности изучались в трудах Е.В. Кривцовой, О.С. Батуриной, Г.А. Ильиной, O.A. Свинцовой, А.Е. Галеотти, О.В. Волосова, Л.М. Дробижевой, М.Д. Култаевой и др.

Важное значение для нашего исследования имеют работы специалистов в области социально-культурной, культурно-досуговой деятельности, самодеятельного художественного творчества, затрагивающие проблемы развития толерантности в сфере образования и досуга.

Педагогические возможности социально-культурной деятельности в формировании личности освещались М.А. Ариарским, И.И. Алпацким, Т.И. Баклановой, Е.И. Григорьевой, И.Н. Григорьевым, М.И. Долженковой,

A.Д. Жарковым, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильниковым, Е.В. Литовкиным, Н.В. Сапруновой, Е.А. Сергеевым, Ю.А. Стрельцовым, A.A. Сукапо,

B.Я. Суртаевым, В.Е. Триодиным, В.М. Чижиковым, H.H. Ярошенко и др.

В связи с изучением потенциала досуговых общественных объединений правомерным стало обращение к исследованиям подобной тематики (Е.Б. Гусева, O.A. Родина, Т.Н. Искандирова, Т.Х. Капимуллина, Т.Г. Борт-никова, Е.В. Акимова, Т.В. Гурская, Е.Г. Буянкина, Т.А. Сухарева, И.В. Павлова, Е.М. Могалюк, М.В. Поддубная, И.В. Ухина, Ю.Д. Якубов, Т.Н. Воронцова, Д.П. Даянова, Д.В. Кирш, В.П. Гепфнер и др.)

Таким образом, можно прийти к выводу, что изучению проблемы становления и развития толерантной культуры посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен. Однако проблема развития толерантной культуры в условиях деятельности досуговых общественных объединений пока не изучена в полной мере, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Недостаточная разработанность проблемы и ее высокая практическая значимость для воспитательного процесса определили тему диссертационного исследования: «Деятельность досуговых общественных объединений по формированию толерантной культуры молодежи».

Сегодня при решении проблемы формирования толерантной культуры мы можем наблюдать противоречия между:

- объективными потребностями общества и государства в формировании толерантной личности в учреждениях культуры и образования и недостаточной реальной практикой конструирования педагогического процесса как средства развития толерантной культуры у молодых людей;

- необходимостью интенсификации процесса развития толерантной культуры в деятельности общественных объединений и организаций и недостаточным количеством научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;

- потенциальными возможностями общественных объединений и организаций в развитии толерантной культуры молодежи и недостаточно эффективным их целевым использованием в воспитательном процессе, а также отсутствием научных подходов к решению данной проблемы.

Анализ вышеизложенных противоречий позволил нам выявить проблему: каковы потенциальные возможности досуговых общественных объединений в формировании толерантной культуры молодежи.

Объект исследования - формирование толерантной культуры молодежи.

Предмет исследования - деятельность досуговых общественных объединений по формированию толерантной культуры молодежи.

Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке эффективности деятельности досуговых общественных объединений по формированию толерантной культуры молодежи.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ основных научно-теоретических подходов к исследованию проблемы толерантности в отечественной и зарубежной практике и на основе этого обосновать сущность и специфику формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

2. Выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

3. Разработать педагогическую модель формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

4. Проанализировать деятельность общественных досуговых объединений по формированию толерантной культуры молодежи.

5. Составить и апробировать педагогическую программу по формированию толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что использование потенциала досуговых общественных объединений будет в наибольшей степени способствовать развитию толерантной культуры молодежи при следующих условиях:

• учет совокупности принципов, форм, методов и условий социально-культурной деятельности в работе с молодыми людьми по развитию толерантной культуры;

• целесообразность выбора педагогических воздействий, адекватных возрастной и индивидуальной специфике молодых людей;

• проведение мониторинга по определенным критериям, показывающим уровень сформированности толерантной культуры у молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений;

• внедрение в педагогический процесс досуговых общественных объединений структурно-функциональной модели и педагогической программы по формированию толерантной культуры молодежи;

• расширение межкультурных связей досуговых общественных объединений с другими субъектами социально-культурной деятельности, способствующих формированию толерантной культуры молодежи.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются исследования по проблеме толерантности отечественных и зарубежных ученых (Г.Л. Бардиер, Э.В. Сандагийн В.А. Лекторский, Е.В. Ма-гомедова, В.М. Золотухин, A.B. Перцев, Г. Оллпорт, Б. Риэрдон, Т. Адарно, М. Боуэн, Л.В. Скворцов, В.В. Шалин, В.А. Тишков, М. Уолцер, М.Б. Хомяков, и др.); труды психологов и педагогов (Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Байбородова, Т.В. Безюлева, Н.М. Борыт-ко, Б.З. Вульфов, С.Л. Братченко, В.В. Глебкин, В.Н. Гуров, П.Ф. Комогоров, З.Ф. Мубинова, С.К. Бондырева, И.Б. Гриншпун, Д.В. Колесов, Е.Ю. Клепцо-ва, A.A. Погодина, Г.У. Солдатова, П.В. Степанов, и др.); идеи о гуманистических принципах организации жизнедеятельности детей (Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, К.Н. Венцель и др.); основные положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Фрейберга, С. Фре-не, Дж. Колта, С. Мадци); концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъективности человека в его личностном саморазвитии (Д. Дидро, А.Х. Маслоу, И.Г. Пестапоцци, K.P. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др.), социальные показатели толерантности, выделенные Г.У. Солдатовой, A.A. Погодиной, И.В. Мельничук, O.A. Клищевской, П.Ф. Комогоровым.

Определяющую роль в становлении теоретических позиций автора сыграли работы современных педагогов и специалистов в области социально-культурной деятельности (В.П. Беспалько, Ю.Д. Красильников, И.И. Алпац-

кий, Е.И. Григорьева, Т.Г. Киселева, М.И. Долженкова, А.Д. Жарков, М.В. Кларин, Е.В. Литовкин, Т.Г. Бортникова, A.A. Сукало, Е.А. Сергеев, Г.Н. Новикова, Г.К. Селевко, H.H. Ярошенко, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, В.М. Чижиков, В.Я. Суртаев, В.Е. Триодин и др.).

Методы исследования включают теоретические, эмпирические и социологические методы исследования:

- изучение и теоретический анализ литературных источников по выявлению уровня разработанности проблемы исследования;

- опрос и анкетирование с целью изучения сформированное™ толерантной культуры молодых людей;

- констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

- математическая обработка данных;

- метод теоретического моделирования процесса формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

База исследования. МБУ «Дом молодежи» (г. Тамбов), ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» (г. Тамбов), ФГО ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт» (г. Москва), ГОУ ВПО «Белгородский государственный институт культуры и искусств» (г. Белгород), ФГОУ ВПО Московский государственный университет культуры и искусств (г. Москва), ГОУ ВПО Мичуринский государственный аграрный университет.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2009 -2011 гг. и состояло из трех взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (2009-2010 гг.) проводился анализ литературных источников и материалов специальных научных исследований по теме исследования; определялся понятийно-категориальный аппарат; формулировались проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования; проводилось определение тематики исследования. На этом же этапе были выявлены организационно-педагогические условия и разработана социально-педагогическая модель формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений, а так же осуществлен подбор диагностических методик для выявления уровня сформированности толерантной культуры у молодых людей.

На втором этапе (2010-2011 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования, осуществлялись социологический опрос и констатирующий эксперимент, исследовались различные подходы к исследуемой проблеме на практике. В этот период были экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений, осуществлялась разработка и апробация педагогической программы по формированию толерантной культуры молодежи в общественных досуговых объединениях.

На третьем этапе (2011 г.) проводились формирующий и контрольный эксперименты, были определены критерии и показатели уровня сформированное™ толерантной культуры молодежи, экспериментально апробировалась программа по формированию толерантной культуры молодежи в общественных досуговых объединениях. На данном этапе были подведены итоги экспериментально-практической работы: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования. Проводилось описание полученных результатов и их внедрение в практику.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• обоснована сущность и выявлена специфика процесса формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений;

• обоснована совокупность организационно-педагогических условий эффективного осуществления педагогической деятельности по формированию толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений;

• разработана структурно-функциональная модель формирования толерантной культуры молодежи в общественных досуговых объединениях, представляющая собой совокупность принципов, форм, методов, критериев, условий и средств, которые способны последовательно и максимально эффективно влиять на педагогический процесс;

• осуществлен подбор и апробация диагностических методик для выявления уровня сформированное™ толерантной культуры молодежи в общественных досуговых объединениях, способствующих развитию новой практики формирования толерантной культуры молодежи, а также повышению её качества с помощью созданного инструментария;

• разработана и экспериментально апробирована педагогическая программа по формированию толерантной культуры молодежи в общественных досуговых объединениях, предполагающая использование современных форм досуга, направленных на снижение уровня агрессивности молодежи, развитие коммуникативных качеств личности, формирование навыков бесконфликтного поведения, развитие креативности, гибкости, критичности мышления, преодоление стереотипов и т.п.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования толерантной культуры молодежи за счет изучения потенциала общественных досуговых объединений.

Выявленная педагогическая специфика формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности общественных досуговых объединений позволяет расширить возможности досуговых общественных объединений и способствует развитию новой практики формирования толерантных качеств у молодых людей.

Разработанная и апробированная педагогическая модель формирования толерантной культуры молодежи в общественных досуговых объединениях, позволит более эффективно организовать работу, результатом которой будет повышение уровня сформированности толерантной культуры молодежи.

Разработанный критериальный аппарат позволит дать объективную оценку и оценить сформированность толерантной культуры молодежи.

Полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы при разработке комплексных программ для различных типов учреждений и организаций, занимающихся досуговой деятельностью.

Подобранный инструментарий диагностического сопровождения педагогического процесса по формированию толерантной культуры молодежи в общественных досуговых объединениях позволяет объективно оценить эффективность проведенной целенаправленной работы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

Прикладное значение исследования заключается в создании авторской педагогической программы формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности общественных досуговых объединений, которая предусматривает обучение молодежи умению самостоятельно рассуждать о смысле моральных, правовых, социальных понятий, таких, как личность, свобода, право, ответственность, уважение к другим людям, компромисс и т.п. Также программа предполагает большой объем практических занятий для овладения процедурами рационального размышления, выявления стереотипов и предрассудков, смягчения конфликтов; способами разрешения эмоциональной напряженности, проявлению терпимости и нахождению разумных компромиссов. Это возможно при использовании на занятиях методов создания проблемных ситуаций, включения поисковых механизмов, организации дискуссии.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы:

- при разработке комплексных образовательных программ и педагогических систем по формированию толерантной культуры подростков на региональном и федеральном уровнях;

- в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования;

- в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы;

- в качестве научно-методических материалов при проведении воспитательно-педагогической деятельности центров внешкольной работы, центров развития и социально-психологической помощи подросткам и молодежи.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивалась их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знания; целенаправленным анализом педаго-

гической практики, применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования, его проведением в единстве теории и практики, многоэтапностью, длительным характером опытно-экспериментальной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений состоит в комплексной реализации педагогических приемов, направленных на развитие у молодых людей способностей и навыков толерантного взаимодействия, минимизацию последствий интолерантного «бытового» опыта, признание всего многообразия самовыражения человеческой индивидуальности и общечеловеческих ценностей.

2. Специфика деятельности общественных объединений в сфере досуга обусловлена культурной пространственно-временной развивающей средой, где создаются возможности для снятия определенного психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность, реализуются ведущие принципы демократии: гласность, свобода слова, раскрепощенное сознание - обеспечивается подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения.

3. Структурно-функциональная модель формирования толерантной культуры рассматривается как целостное образование и соответствует таким характеристикам, как целостность (получение результата обусловлено полной реализацией структуры модели), открытость (связь модели с внешней средой), иерархичность (соподчинение всех уровней модели).

4. Использование потенциала досуговых общественных объединений будет в наибольшей степени способствовать развитию толерантной культуры молодежи при следующих условиях: 1) учет совокупности принципов, форм, методов социально-культурной деятельности в работе с молодыми людьми по развитию толерантной культуры; 2) целесообразность выбора педагогических воздействий, адекватных возрастной и индивидуальной специфике молодых людей; 3) проведение мониторинга по определенным критериям, показывающим уровень сформированности толерантной культуры у молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений; 4) внедрение в педагогический процесс досуговых общественных объединений, структурно-функциональной модели и педагогической программы по формированию толерантной культуры молодежи; 5) расширение межкультурных связей досуговых общественных объединений с другими субъектами социально-культурной деятельности, способствующих формированию толерантной культуры молодежи.

5. Разработанная нами программа «На пути к согласию» может успешно использоваться в работе с молодежью, так как педагогическая деятельность, осуществляемая в соответствии с ней, положительно влияет на формирование толерантной культуры и комплексно воздействует на форми-

рование личности, способной к толерантному взаимодействию, принятию многообразия окружающего мира и.т.д.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:

а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, «круглых столах» (Москва, Тамбов, Липецк, Белгород, Омск);

б) разработка авторской педагогической программы «На пути к согласию» и непосредственное участие в ее реализации в МБУ «Дом молодежи» г. Тамбова, Академии культуры и искусств ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».

в) руководство курсовыми проектами в рамках преподаваемых дисциплин: «Социально-культурная деятельность», «Культурология досуга», «Народные художественные промыслы и ремесла» в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».

Результаты диссертационного исследования отражены в 17 научных публикациях автора в виде научных статей, в том числе в 3 статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении на основе всестороннего анализа состояния проблемы и посвященных ее решению научных исследований обосновывается выбор темы диссертационного исследования, определяются объект и предмет, формулируется цель, гипотеза, определяются задачи и методы исследования. Раскрыты научная новизна, описываются этапы и экспериментальная база исследования.

В первой главе «Формирование толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений как социально-культурная проблема» проводится теоретический анализ проблемы формирования толерантной культуры у молодых людей в процессе деятельности досуговых общественных объединений, в ходе которого определены ключевые понятия исследования, охарактеризованы педагогические возможности формирования толерантной культуры средствами социально-культурной деятельности, показаны возможности досуговых общественных объединений в системе коммуникативно-поведенческих аспектов толерантности, представлена сущностная характеристика и специфика формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

В первом параграфе «Основные научно-теоретические подходы к проблеме формирования толерантной культуры молодежи» рассматриваются различные трактовки базового понимания толерантности, идея которой, как

выяснилось, возникла в глубокой античности и связана с возникновением философской мысли.

Зависимость этапов развития общества и трансформации толерантной культуры отчетливо прослеживается в процессе обобщения исторического развития идей толерантности. Данная зависимость обусловлена доминирующим в государстве в определенный исторический момент общественным сознанием и сложившимся типом толерантности (JI.B. Скворцов).

Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу «tolero» - «нести», «держать». В русском языке слово «толерантность» до недавнего времени полностью отождествлялось со словом «терпимость». Но в современных условиях, несомненно, она становится непременным требованием в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами. Это также распространяется на людей, стремящихся к бесконфликтному взаимодействию, упорядоченным отношениям, не нарушающих общечеловеческие законы бытия, не причиняющих вред другим при реализации собственных свобод.

В таком качестве толерантность является ценностно-нормативной гранью функционирования многих социальных институтов - образования, семьи, СМИ, третьего сектора, она входит в структуру общественного сознания, является составляющей общественной идеологии, выступает объектом государственной политики.

Реализация в повседневной практике принципа толерантности подразумевает формирование у человека особых способностей, определяющих навыки толерантного взаимодействия. Основной признак личности, обладающей сформированной толерантной культурой - терпимость к «чуждому», «иному» - может быть свойственен не только отдельной личности, но и конкретному коллективу, социальной группе, обществу в целом.

В современном мире, как правомерно отмечают многие исследователи (В.А. Блюмкин, Г.К. Селевко, Р. Снайдер), с особой остротой возникла потребность в формировании особого типа личности - личности толерантной. В связи с этим, возникает насущная необходимость в определении той модели формирования толерантной культуры, которая будет наиболее эффективной для современной России и может быть с наибольшим успехом использована в практике.

Формирование толерантной культуры не должно сводиться только к привитию терпимости, носящей страдательный характер, поскольку здесь неоправданно акцентируется значимость субъективистского полюса понимания нравственных норм в ущерб коллективно разделяемым принципам морали.

Не отрицая традиционного компонента в явлении толерантности личности, А.Г. Асмолов, В.В. Глебкин, Г.У. Солдатова, J1.A. Шайгерова выступают против понимания толерантности как индифферентной терпимости. Толерантность связывается ими с принятием другого (что является традиционным в понимании толерантности); проявлением сочувствия и сострадания к другому

(что сближает толерантность с такими феноменами, как гуманность, альтруизм), признанием ценности многообразия человеческой культуры.

Основное различие между терпимой и толерантной позициями (Е.Ю. Клепцова) содержится в мотивационно-ценностном выражении как принятии и терпении при толерантности, либо частичном принятии и терпении человека, системы, предмета. Таким образом, толерантность в нашем представлении носит активный созидательный характер, а терпимость адаптивна по отношению к себе и другим.

Акцентируя внимание на психологическом, внутриличностном содержании феномена толерантности, особый интерес для нашего исследования представляла перспектива создания адекватных и эффективных педагогических стратегий формирования толерантной культуры молодежи (В.А. Лекторский, С.Л. Братченко, А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, A.A. Погодина и др.).

Толерантность как качество личности и феномен общественного бытия принадлежит к числу высших, базовых ценностей культуры. Толерантная культура, в свою очередь, являясь комплексным качество личности, подразумевает под собой особый взгляд и мировоззрение, предусматривающее понимание взаимосвязанности мира, многообразия культур, идеологий и убеждений. Поэтому формирование толерантной культуры у молодежи является важнейшей педагогической задачей, так как на основе сформированной толерантной культуры формируется и толерантность как комплексное качество личности, направляющее всю практическую деятельность человека.

Говоря о проблеме формирования толерантной культуры как об усвоении определенной системы установок и ценностей, мы приходим к пониманию того, что человек может обрести их лишь по мере включения в мир культуры, который является воплощением и хранителем совокупного опыта человечества.

В этой связи, очевидно, что перед педагогической общественностью, работниками образования, культуры и искусства стоит комплексная проблема разработки и реализации системы мер по формированию толерантной культуры подрастающего поколения как единственной возможности успешного построения взаимоотношений, сохранения стабильности и дальнейшего развития нашего общества.

Значительным потенциалом в формировании толерантной культуры молодежи обладают досуговые общественные молодежные объединения, которые создаются в неформальной среде и позволяют включать человека в систему общественных отношений и формировать не только активную жизненную позицию, но и социальную ответственность за те процессы, которые происходят в различных сферах жизни.

Во втором параграфе «Молодежные общественные объединения как субъект формирования толерантной культуры» раскрывается потенциал до-суговых общественных объединений в формировании толерантной культуры у молодых людей, представлена сущностная характеристика и специфика формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности до-суговых общественных объединений.

Накопленный в ходе социально-экономических преобразований комплекс проблем и противоречий обуславливает более жесткие и серьезные требования к новым поколениям граждан Российской Федерации. Ведь от активной позиции молодежи во всех сферах жизни зависит темп продвижения России по пути демократических преобразований, социальная стабильность нашего общества. Поэтому молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. Участие молодежи в общественных объединениях является одной из основных задач нашего государства. По мнению исследователей, в случае отказа от принятия срочных мер в области государственной молодежной политики, степень участия молодежи в социально-экономических, социокультурных и общественно-политических отношениях будет уменьшаться, что негативно отразится на темпах социально-экономического развития страны в целом.

Одной из важнейших проблем для общественных объединений, функционирующих в сфере досуга, является создание высокой индивидуальной мотивации у потенциального участника, связанной с возможностью выбора занятия по интересам, возможности самореализации в условиях объединения. Эта мотивация должна включать в себя также создание толерантной среды, удовлетворяющей потребности в общении, самоутверждении, развитии разнообразных интересов и увлечений.

Педагогическая работа в молодежных общественных объединениях предполагает привлечение большого количества людей, наличие определенных навыков у субъекта воспитательной деятельности, практическую реализацию новых технологий социально-культурной деятельности, что является важным фактором эффективного формирования толерантной культуры у молодых людей.

Одним из главнейших принципов, определяющих развитие современной педагогики и социально-культурной деятельности, является принцип гуманизма, компенсирующий авторитарные педагогические концепции, в которых формирование толерантной культуры не рассматривалось как исследовательская проблема и воспитательная задача.

Анализ трудов современных теоретиков и специалистов в области социально-культурной деятельности (Ю.Д. Красильников, H.H. Ярошенко, И.И. Алпацкий, Е.И. Григорьева, Т.Г. Киселева, М.И. Долженкова, А.Д. Жарков, И.Н. Григорьев, Е.В. Литовкин, A.A. Сукало, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, В.М. Чижиков, В.Я. Суртаев, В.Е. Трнодин и др.) позволил нам сделать вывод, что целенаправленно организуемая социально-культурная деятельность в досуговых общественных объединениях значительно способствует решению ключевых задач формирования толерантной культуры молодежи.

Молодежные и детские досуговые общественные объединения, созданные на добровольной основе, являются эффективной площадкой для формирования толерантной культуры, нравственных качеств, норм и ценностей. Это связано с тем, что в процессе деятельности таких объединений формируется самодеятельная досуговая общность с общими целями, в рамках которой создаются условия для реализации определенных навыков и потенциалов личности. Ресурсы самодеятельной досуговой общности как фактора формирования толерантной культуры и взаимодействия обусловлены коллективным характером и нерегламентированными формами совместной деятельности.

Индивидуальная активность личности может проявляться на разных уровнях. Критериями, определяющими степень выраженности проявления активности, могут служить временные интервалы, а также степень осознания целей и задач деятельности. В исследованиях, посвященных изучению социальной активности в общественных молодежных объединениях (Е.Б. Гусева, O.A. Родина, Е.В. Акимов, Т.Н. Искандирова и др.) часто упоминаются следующие количественные параметры:

1. Объем времени, уделяемый на определенную деятельность;

2. Частота занятий по программам объединения;

3. Общая продолжительность занятий.

Д.И. Фельдштейн определяет социальную активность как высшую форму человеческой активности. Являясь творческим, активным, деятельным существом, человек не только отражает окружающий мир, но и преобразует его и самого себя, изменяясь как в процессе творческой деятельности, так и под постоянным воздействием перестраиваемого им самим окружающего мира.

Исходя из этого, а также на основе проведенного анализа деятельности досуговых общественных объединений, можно предложить в качестве наиболее способствующих повышению уровня толерантной культуры следующие детские и молодежные общественные объединения: военно-патриотические; туристические; краеведческие; педагогические; миротворческие; национальные детские организации. Таким образом, в диссертации определена сущность формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности общественных объединений и выявлена ее специфика в современных социокультурных условиях.

В третьем параграфе «Структурно-функциональная модель формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений» представлена модель формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

Становление толерантной культуры молодежи относится к числу сложных педагогических явлений. Это связано с тем, что исследования педагогических процессов, организация педагогических экспериментов имеют свои особенности. Одна из важнейших особенностей педагогического процесса, как и педагогического эксперимента, заключается в том, что испытуемыми являются дети, молодежь, учителя. А поэтому желательно, чтобы педагогический эффект экспериментально-исследовательской работы был положи-

тельным. Недопустимо, чтобы в процессе каких-либо экспериментов или инноваций нарушались нравственно-этические нормы и принципы.

Главным основанием моделирования процесса формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений выступает социальный заказ. Он отражен в Законе РФ «Об образовании», концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., концепции модернизации российского образования до 2010 г., Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. и др.

Структурно-функциональная модель рассматривается как целостное образование, состоящее из следующих блоков: целеполагаюнцт - включает в себя социальный заказ на формирование толерантной культуры молодежи; организационно-содержательный - включает в себя учреждения, в процессе взаимодействия которых, по нашему мнению, будет достигнут желаемый результат, а также характеризующий принципы, направления деятельности, формы и методы социально-культурной деятельности, способствующие формированию толерантной культуры; функциональный блок, включающий в себя функции толерантной культуры в структуре личности; результативный блок, характеризующий критерии и уровни толерантной культуры молодежи (рис. 1).

Целью педагогической работы является формирование толерантной культуры молодых людей в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

Данная структурно-функциональная модель основана на следующих принципах: учета возрастных и индивидуальных особенностей, антропоцен-тричности, личностной самоценности, уважения социокультурного наследия, плюрализма, демократизации, гармонизации личностных отношений, формирования уважения к окружающим. В качестве наиболее эффективных направлений деятельности в условиях досуговых общественных объединений в модели представлены такие, как: организация краеведческой работы; взаимодействие с музеями, центрами культуры; знакомство с традиционными формами социокультурной деятельности разных народов; просветительная деятельность в области защиты прав и свобод. Для достижения желаемого результата необходимо использовать различные формы активизации: индивидуальные, групповые, массовые и др.

Среди форм социально-культурной деятельности, способствующих формированию толерантной культуры, мы выделили такие, как: экскурсии, экспедиции, викторины, конференции, круглые столы, выставки, диспуты, тренинги.

и

« я

5

Социальный заказ: формирование толерантной культуры молодежи

+

Цель: формирование толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

+ г

Задачи: 1

формирова- развитие навыков минимизация формирование

ние толе- толерантного последствий позитивного восприятия

рантности как активной взаимодействия интолерантног о «бытового представителей другой национальности, веры и

жизненной опыта» др.

ПОЗИЦИИ

Досуговые общественные объединения

Военно- Туристиче- Краеведче- Педагогиче- Миротвор- Национальные

патрио- ские ские ские ческие детские обще-

тические ственные объ-

единения

Организация процесса формирования толерантной культуры молодежи £

Принципы Направления дея- Формы и ме» Уровни педа- 8

тельности тоды гогического % &

обеспечения §

- Учета возрастных и ин- - Организация крае- - Экскурсии - Интегратнвныи с

дивидуальных особенно- ведческой работы - Экспедиции - Интеллектуаль- к

стей - Взаимодействие с - Викторины ный

- Антропоцентричности музеями, центрами конференции - Идентификаци-

- Личностной самоценно- культуры и др. - Круглые столы онный

сти - Знакомство с тради- - Выставки - Поисковый •8

-Уважения социокультур- ционными формами - Диспуты |

ного наследия социо-культурной дея- - Тренинги 3

- Плюрализма тельности разных на- В

- Демократизации родов В*

- Гармонизации личност- - Просветительная дея-

ных ориентации тельность в области

- Формирования уважения защиты прав и свобод

к окружающим *

Социально адаптативная

Коммуникативная

Гуманитарная +

Прогностическая

Идентификации

5 1

Критерии формирования толерантной культуры молодежи: Устойчивость личности Эмпатия

Дивергентность мышления Мобильность поведения Социальная активность

Показатели

Доброжелательность, вежливость, терпение Учтивость; Высокий уровень сопереживания Отсутствие стереотипов, предрассудков Автономность поведения; Прогностнцизм Социальный оптимизм; Инициативность

Уровни: низкий, ниже среднего, средний, высокий

с 1

5 « 11 I 8

и

Результат: повышение уровня толерантности молодежи

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений

Анализ проблемы формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений позволил нам выделить следующий комплекс организационно-педагогических условий:

- учет совокупности принципов, форм, методов социально-культурной деятельности в работе с молодыми людьми по развитию толерантной культуры;

- целесообразность выбора педагогических воздействий, адекватных возрастной и индивидуальной специфике молодых людей;

- проведение мониторинга по определенным критериям, показывающим уровень сформированное™ толерантной культуры у молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений;

- внедрение в педагогический процесс досуговых общественных объединений структурно-функциональной модели и педагогической программы по формированию толерантной культуры молодежи;

- расширение межкультурных связей досуговых общественных объединений с другими субъектами социально-культурной деятельности, способствующих формированию толерантной культуры молодежи.

Уровни педагогического обеспечения для осуществления деятельности:

- интеллектуальный уровень, ориентированный преимущественно на знания;

- идентификационный уровень, отражающий преимущественно достижение личностью определенных социальных и социально-психологических статусов;

- поисковый уровень, ориентированный преимущественно на ценности и смыслы гражданского поведения личности;

- интегративный уровень, обеспечивающий целостность интеллектуального, идентификационного и поискового уровней.

Основными функциями процесса формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений в модели являются:

- гуманитарная - способствует формированию ценностных ориентации и интересов подростков;

- идентификации - проявляется в процессе становления толерантной культуры, так как человек постоянно меняет собственные представления о самом себе;

- адаптационная - помогает молодежи приспособиться к изменяющимся условиям;

- прогностическая - позволяет на основе анализа и оценки педагогических процессов давать направления развития педагогических явлений.

- коммуникативная - способствует взаимодействию между субъектами деятельности.

Уровни сформированности толерантной культуры нами определены как: высокий, средний, ниже среднего и низкий.

При определении критериев сформированности толерантной культуры мы воспользовались критериальным аппаратом, разработанным A.A. Погодиной: устойчивость личности, эмпатия, дивергентность мышления, мобильность поведения, социальная активность. Также в модели даны показатели, характеризующие сформированность каждого из критериев.

Таким образом, разработанная модель предлагает рекомендуемый путь организации педагогической работы по формированию толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений. Оптимальное сочетание методов и приемов позволит, на наш взгляд, достичь максимального результата в данном процессе.

Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений» посвящена организации и описанию результатов опытно-экспериментальной работы, которая включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.

Первый параграф второй главы «Анализ деятельности досуговых общественных объединений по формированию толерантной культуры молодежи» отражает результаты проведенного анализа деятельности общественных объединений России, по формированию толерантной культуры молодежи. В качестве объекта исследования были выбраны гг. Белгород, Москва, Воронеж, Санкт-Петербург, Тамбов, Мичуринск.

При выборе баз (городов) для анализа нам представлялось интересным оценить работу организаций по формированию толерантной культуры с учетом их местоположения, т.е. выявить отличия в организации деятельности молодежных общественных объединений, находящихся как в больших, так и в провинциальных городах.

Таким образом, мы пришли к выводу, что деятельность молодежных общественных объединений по формированию толерантной культуры в небольших городах (Тамбов, Мичуринск, Белгород) незначительна, а со стороны учреждений образования и культуры зачастую сводится лишь к проведению классных часов и открытых уроков толерантности в школах и библиотеках. Несмотря на большое количество военно-спортивных, патриотических клубов, молодежных и детских организаций, их деятельность по формированию толерантной культуры нельзя охарактеризовать как комплексную и системную. Мы связываем это с недооценкой проблемы на уровне регионов и отсутствием широкомасштабных программ федерального уровня (Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» завершилась в 2005 г.).

Также следует отметить, что в поле зрения анализа не попали молодежные объединения, носящие неформальный характер, ввиду труднодоступно-сти информации об их деятельности.

Второй параграф второй главы «Изучение сформированности толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений» посвящен описанию констатирующего и формирующего эксперимента.

Констатирующий этап эксперимента проводился в 2009-2010 гг. на базе: ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» (г. Тамбов), ФГО ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт» (г. Москва), ФГОУ ВПО Московский государственный университет культуры и искусств (г. Москва). Выборочную совокупность составили 450 респондентов в возрасте от 18 до 28 лет.

Для достижения цели и решения задач исследования использовалась комплексная методика, включая применение общетеоретических методов исследования (анализ, синтез, обобщение), психологических методов и эмпирических методов. Базовым методом проведения исследования являлся социологический опрос.

Прежде всего, нами были выделены критерии для определения уровня сформированное™ толерантной культуры молодежи.

Мы использовали следующие критерии и показатели оценки сформированное™ толерантной культуры молодежи: 1) устойчивость личности; 2) эм-патия; 3) дивергентность мышления; 4) мобильность поведения; 5) социальная активность (разработаны на основе критериев, выделенных А. А Погодиной).

Фиксация степени выраженности определённых показателей по всем критериям оценивания с использованием 4-балльной оценочной шкалы позволила измерить исходный уровень сформированное™ толерантной культуры испытуемых на констатирующем этапе исследования.

Респондентам было предложено оценить ряд суждений, предусматривающий 4-балльную шкалу оценивания (от «абсолютно не верно» до «верно в высшей степени»). Таким образом, испытуемый мог набрать максимальное количество - 120 баллов и минимальное - 30 баллов. Соответственно были выделены четыре уровня сформированости толерантной культуры участников: высокий - от 99 до 120 баллов; средний - от 76 до 98 баллов; ниже среднего - от 53 до 75 баллов и низкий - от 30 до 52 баллов.

Для проведения констатирующего этапа эксперимента были отобраны две идентичные группы участников - экспериментальная группа, в которую вошли молодые люди в возрасте от 18-28 лет в количестве 60 человек (студенты Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина, посещающие МБУ «Дом молодежи» г. Тамбова) - и контрольная группа - 90 человек (студенты 1-2 курсов, обучающихся в Московском гуманитарном педагогическом институте).

Методика измерения толерантной культуры применялась до внедрения авторской программы педагогического тренинга и в итоге позволила оценить уровень личностной направленности (внутренней гармонии или дисгармонии), способности к самоконтролю и самокоррекции.

В соответствии с выявленными уровнями сформированное™ толерантной культуры испытуемые экспериментальной и контрольной групп были условно разделены на подгруппы.

Процентные показатели, полученные в экспериментальной и контрольных группах, отражены в диаграмме: у 41,5% молодых людей экспериментальной и у 49,5% молодых людей контрольной группы уровень сформированное™ толерантной культуры низкий, у 31,5% молодых людей экспериментальной группы и у 29% участников в контрольной группе уровень сформированное™ толерантной культуры ниже среднего, средний уровень составляет 16% в контрльной и 14,5% в экспериментальной группе, высокий уровень сформированное™ толерантной культуры в экспериментальной группе - 11%, в контрольной - 7% (рис. 2).

50 Т ____________________________________________________П_

ш экспериментальная группа

контрольная группа

Рис. 2. Сравнительная диаграмма распределения участников экспериментальной и контрольной групп в соответствии с выявленными уровнями сформированное™ толерантной культуры (на этапе констатирующего эксперимента)

Данные, полученные в экспериментальной и контрольной группах, оказались примерно идентичными, уровень сформированное™ толерантной культуры участников эксперимента недостаточно высоким.

Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что необходимо осуществление системного педагогического воздействия для повышения уровня толерантной культуры молодежи.

Формирующий этап эксперимента заключался в проведении педагогической работы на основе разработанной нами модели и программы формирования толерантной культуры молодежи с учетом выявленных организационно-педагогических условий.

Нами была разработана педагогическая программа «На пути к согласию», реализующая социально-культурные мероприятия по формированию толерантной культуры молодежи в процессе деятельности досуговых общественных объединений.

Цель программы состоит в формировании толерантной культуры, навыков толерантного взаимодействия, развитии способности принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Задачи программы: обучение навыкам бесконфликтного взаимодействия; предоставление возможности свободно выражать свое мнение, рассуждать о смысле моральных, юридических, социальных понятий; разъяснение ценностных ориентации и социальных установок, способствующих терпимому отношению к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям; развитие чувства эмпатии, подразумевающего под собой постижение эмоционального состояния другого человека; активное содействие в минимизации последствий негативного «интолерантного» бытового опыта; создание доступных условий для проявления социальной активности как готовности к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях.

Педагогическая работа по формированию толерантной культуры молодежи в соответствии с разработанной нами программой «На пути к согласию» проводилась с экспериментальной группой в течение 6 месяцев, после чего мы выяснили эффективность педагогических воздействий с помощью методик, использовавшихся нами на этапе констатирующего эксперимента.

После реализации разработанной нами программы было проведено повторное экспериментальное изучение.

Третий параграф второй главы «Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений» включает в себя описание контрольного эксперимента.

Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе эксперимента позволило получить данные, отражающие динамику процесса формирования толерантной культуры у молодых людей.

Контрольный эксперимент заключался в сопоставлении полученных экспериментальных данных с целью определения эффективности применения разработанной нами педагогической программы для формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в среднем количество молодых людей с высоким уровнем сформированное™ толерантной культуры в экспериментальной группе повысился в три раза, с низким уровнем -понизился в среднем в 5 раз (рис. 3).

45 40 35 30 25 20 15 10 5 О

I Констатирующий эксперимент

Формирующий эксперимент

Высокий Средний Ниже уровень уровень среднего

Рис. 3. Сравнительная диаграмма уровней сформированное™ толерантной культуры в экспериментальной группе на этапе констатирующего и контрольного этапов эксперимента

У участников контрольной группы, несмотря на отсутствие целенаправленной педагогической работы, также произошли определенные изменения. В частности, мы отметили незначительное повышение высокого уровня сформированное™ толерантной культуры с 7 до 10,5%, снижение низкого уровня с 49,5 до 34%, которое произошло, по нашему мнению, за счет повышения уровня «Ниже среднего» на 5% (рис. 4).

Низкий Ниже среднего Средний уровень Высокий уровень

О 10 20 30 40 50 60

%

Рис. 4. Сравнительная диаграмма уровней сформированное™ толерантной культуры в контрольной группе на этапе констатирующего и контрольного экспериментов

На завершающем этапе эксперимента испытуемые из экспериментальной группы стали разительно отличаться от участников контрольной группы по активности саморефлексии и критического осмысления уровня своей толерантной предрасположенности и существенно превзошли самих себя на начальных стадиях эксперимента. Распределение участников на группы, в

24

1 Контрольный эксперимент

I Констатирующий эксперимент

соответствии с выделенными уровнями сформированности толерантной культуры в экспериментальной и контрольной группах, отражено на диаграмме (рис. 5).

45 40 35 30 25 20 15 10 5 О

Высокий Средний Ниже Низкий уровень уровень среднего

ы Экспериментальная группа

и Контрольная группа

Рис. 5. Сравнительная диаграмма уровней сформированности толерантной культуры в экспериментальной и контрольной группах на этапе контрольного эксперимента

Исходя из этого, мы делаем выводы, что разработанная нами программа «На пути к согласию» может успешно использоваться в работе с молодежью, так как педагогическая работа, осуществляемая в соответствии с ней, положительно влияет на формирование толерантной культуры.

Все вышеизложенное позволяет нам говорить о том, что гипотеза исследования полностью подтвердилась.

В заключении приводятся основные результаты исследования, излагаются выводы о результатах педагогической работы.

1. Обоснована сущность формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

2. Выявлена специфика деятельности общественных объединений в сфере досуга.

3. Разработана структурно-функциональная модель формирования толерантной культуры.

4. Выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия, при которых потенциал досуговых общественных объединений будет в наибольшей степени способствовать развитию толерантной культуры молодежи.

5. Разработана педагогическая программа «На пути к согласию», которая может успешно использоваться в работе с молодежью, так как педагогическая деятельность, осуществляемая в соответствии с ней, положительно влияет на формирование толерантной культуры.

Также в заключении подтверждается правомерность выдвинутой гипотезы, даются рекомендации по реализации основных направлений программы формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

Основные положения и выводы исследования получили отражение в следующих публикациях автора:

В рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Перегудов A.A. Сущность формирования толерантности молодежи в условиях досуговых общественных объединений // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. Вып. 6 (44). С. 126-131.

2. Перегудов A.A. Анализ результатов социологического исследования по выявлению уровня сформнрованности толерантного сознания у студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. Вып. 5 (97). С. 190-195.

3. Перегудов A.A. Педагогическая модель взаимодействия учреждений культурно-досугового типа и ВУЗов по развитию толерантного сознания молодежи (на примере культуроохранных технологий социально-культурной деятельности) II Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 11(91). С. 116-121.

в других изданиях:

4. Перегудов A.A. Деятельность учреждений социально-культурной сферы по формированию толерантного сознания молодежи // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: мат-лы VI Междунар. форума 6-13 дек. 2011, (ОАЭ) I отв. ред. Е.И. Григорьева, H.H. Ярошенко. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С. 39-45.

5. Перегудов A.A. Основные подходы к изучению проблемы толерантности в отечественной и зарубежной литературе // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сб. тр. Вып. 5. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С. 111-118.

6. Перегудов A.A. Формирование толерантного сознания молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сб. тр. Вып. 5. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С. 119-125.

7. Перегудов A.A. Социально-культурные условия взаимодействия учреждений культурно-досугового типа и ВУЗов по развитию толерантного сознания молодежи // IV Вышеславцевские чтения: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. М.И. Долженкова. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010.С.62-65.

8. Перегудов A.A. Патриотическое воспитание молодежи на основе использования культуроохранных технологий социально-культурной деятельности // Современное социокультурное пространство российских регионов: актуальные проблемы и перспективы развития: мат-лы II Всеросс. науч.-практ. конф. / отв. ред. О.Н. Гененко. Белгород: КОНСТАНТА, 2010. С. 27-35.

9. Перегудов A.A. Воспитание толерантности молодежи в современном обществе // XVI Державинские чтения. Академия культуры и искусств: мат-лы Общерос. науч. конф. / отв. ред. Т.Г. Осадчая. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010. С. 148-151.

10. Перегудов A.A. Досуговая деятельность высших учебных заведений как фактор реализации гражданско-патриотического воспитания молодежи // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Липецк: ЛГПУ, 2011. Ч. 1.С. 283-285.

11. Перегудов A.A. Возможности технологий социально-культурной деятельности в сохранении и развитии национально-культурных традиций // Возрождение и развитие традиций народной художественной культуры России: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. С. 15-17.

12. Перегудов A.A. Анализ деятельности учреждений культурно-досу-гового типа по сохранению и развитию национально-культурных традиций Тамбовского края // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире: мат-лы VII Междунар. науч.-практ. интернет-конф. / отв. ред. В.Н. Окатов. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. С. 358-361.

13. Перегудов A.A. Потенциал добровольческой деятельности в сохранении и развитии национально-культурных традиций // Добровольчество в XXI веке: проблемы и перспективы: мат-лы заочн. Всерос. науч-практ. конф. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. С. 43-47.

14. Перегудов A.A. Специфика взаимодействия учреждений культурно-досугового типа и вузов по развитию толерантного сознания молодежи (на примере культуроохранных технологий социально-культурной деятельности) // Научный журнал Актуальные инновационные исследования: наука и практика [Электронный ресурс] - Тамбов: ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина», 2010. № 2. Шифр Информрегистра: 04201000098/0027. - Режим доступа: ttp://w\vw.actualresearch.ru/nn/2010_2/Article/pedagogy/andr jereg.htm

15. Перегудов A.A. Роль технологий социально-культурной деятельности в формировании духовно-нравственных качеств личности // Актуальные проблемы формирования творческой личности в условиях единого культурного пространства региона: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Омск 28 мая 2010) / отв. ред. Н.М. Генова, В.Е. Новаторов, Н.П. Монина, A.C. Чернов. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2010. С. 275-279.

16. Перегудов A.A. Социально-культурная анимация как основа формирования гражданского общества // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: мат-лы V Междунар, форума 10-18 дек. 2010, Гоа (Индия) / отв. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. С. 93-97.

17. Перегудов A.A. Выявление уровня сформированности толерантного сознания у студенческой молодежи (результаты социологического исследования) // Модернизация образования в современном мире: от теории к практике: мат-лы I Всерос. заочн. науч.-практ. конф. Вып. 1. Тамбов: ООО «Орион», 2011.С. 56-62.

Подписано в печать 28.12.2011 г. Формат 60x84/16. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 0443. 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 6. Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество»

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Перегудов, Андрей Алексеевич, Тамбов

61 12-13/605

ТАМБОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

На правах рукописи

ПЕРЕГУДОВ АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОСУГОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОЙ

КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

13.00.05 - ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор культурологии, профессор Григорьева Елена Ивановна

Тамбов 2012

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Формирование толерантной культуры 18

молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений как социально-культурная проблема

1.1. Основные научно-теоретические подходы к проблеме 18 формирования толерантной культуры молодежи

1.2. Молодежные общественные объединения как субъект 40 формирования толерантной культуры

1.3. Структурно-функциональная модель формирования 69 толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по 96

формированию толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений

2.1. Анализ деятельности досуговых общественных объединений 96

по формированию толерантной культуры молодежи

2.2. Изучение сформированности толерантной культуры 108 молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений

2.3. Результаты опытно- экспериментальной работы по 138 формированию толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений

Заключение 149

Список литературы 15 8

Приложение 181

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Наше общество неоднородно и поликультурно, национальные черты и культурные традиции в своем многообразии, а зачастую переплетении, образуют неповторимый облик нашей планеты. Однако современные процессы глобализации и интеграции далеко не всегда приводят к конструктивному «диалогу культур». Официальная статистика и данные многочисленных исследований свидетельствуют о росте молодежного экстремизма, различных форм, конфликтов на почве межнациональной неприязни, социального расслоения населения и.т.п. В этой связи формирование толерантной культуры и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе становятся сегодня не только насущной необходимостью, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Толерантность в современных условиях представляет собой целостную систему ценностей, которая выражается в признании, уважение и понимании. Толерантность, как и любая другая жизненная ценность индивида, формируется в процессе развития личности под влиянием многих факторов. Немаловажную роль, при этом, играют внешние условия, окружающие личность, такие как: социальная группа, общество в целом и, наконец,

международная среда.

Все это позволяет говорить о необходимости разработки комплексной стратегии формирования толерантной культуры, которая должна быть направлена, в первую очередь, на молодежь и предусматривать создание системы социально-педагогических условий, способствующих утверждению у молодых людей толерантных установок и навыков толерантного поведения

во всех сферах жизни.

Особую актуальность проблема толерантности приобрела в конце XX -

начале XXI века.

Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в международных нормативно-правовых документах: Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам и др.

Главным импульсом, направленным на утверждение идеалов толерантности на международном уровне, было принятие ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года Декларации принципов толерантности.

В Конституции Российской Федерации (1993 г.) заявлено о гарантии прав и свобод граждан, в том числе на свободу убеждений, право на труд и личную безопасность, то есть признаются идеи гуманизма и терпимости к себе подобным.

Важным документом, в котором сформулированы важнейшие направления государственной политики нашей страны, является концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300. В ней особо отмечается необходимость грамотного регулирования межнациональных и международных отношений.

В 2001 году Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», целью которой являлись выработка и внедрение в социальную практику норм, определяющих устойчивость поведения в ситуациях социальной напряженности отдельных людей и социальных групп как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Идеи воспитания толерантности также нашли свое отражение в Основных направлениях развития воспитания в системе образования. Они отражены так же в подготовленной Министерством образования РФ, концепции модернизации российского образования до 2010 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 29.12.01 г. № 1756-р.

Одной из главных задач молодежной политики, согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. В числе основных путей решения этих задач, стоит особо отметить, такие как: популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция, поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества.

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности человека: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия.

Досуговая сфера обладает значительным воспитательным потенциалом, а досуговая деятельность, в современных условиях, выступает средой, где реализуются ведущие принципы демократии: гласности, свободы слова, раскрепощенного сознания. Здесь обеспечивается подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Значительным ресурсом для формирования толерантной культуры молодежи обладают досуговые общественные объединения и молодежные организации, которые создаются в неформальной среде и позволяют включать человека в систему общественных отношений и формировать не только активную жизненную позицию, но и социальную ответственность за те процессы, которые происходят в различных сферах жизни.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема формирования каких либо нравственных качеств относится к числу сложных педагогических явлений. Понятие толерантности многоаспектно и требует междисциплинарного подхода. Этим обусловлено обращение к ней многих специалистов- это философы, психологи, культурологи, социологи разных эпох.

Философские основы возникновения и развития проблемы формирования толерантности прослеживаются в трудах Аристотеля, Платона, Сократа и др.

И. Кант провозглашал идею терпимости как «всеобщий человеческий долг». Д. Локк выделял нравственное и политическое основания толерантности.

Развитие зарубежной психолого-педагогической науки зачастую характеризовалось тем, что ученые обращались к исследованию проблематики толерантности на основе рассмотрения противоположного значения «интолерантность»( А.Басс, Т.Адарно, М.Боуэн, Л.Беркониц и др.).

В современной литературе теоретический анализ и обоснование понятия «толерантность» были сделаны в работах В.А.Лекторского, А.Г.Асмолова, С.К. Бондрыревой, Г.У.Солдатовой, Б.И. Аболина, Д.В. Колесова, М.Б.Хомякова, Л.М.Дробижевой, В.А.Васильева, А.М.Кондакова, и др.

Большой интерес представляют исследования феномена толерантности, направленные на изучение межэтнического взаимодействия (Д. М. Абдуразакова, И.И. Демидова, Е.И. Касьянова, Е.В.Клименко, И.Г.

Арцыбашев, C.B. Мамонтова, Н.Г. Степанова, А.А.Акулова, Н.Г. Анциферова и др.).

Социально-политический и социокультурный аспекты проблемы толерантности изучались в трудах Е.В. Кривцовой, О.С. Батуриной, Г.А. Ильиной, O.A. Свинцовой, А.Е.Галеотти, О.В.Волосова, Л.М.Дробижевой, М.Д.Култаевой, и др.

Важное значение для нашего исследования имеют работы специалистов в области социально-культурной, культурно-досуговой деятельности, самодеятельного художественного творчества, затрагивающие проблемы развития толерантной культуры в сфере образования и досуга.

Педагогические возможности социально-культурной деятельности в формировании личности отражались в своих трудах М.А. Ариарским, Т.И. Баклановой, Е.И.Григорьевой, Т.Г.Киселевой, И.И. Алпацким, М.И. Долженковой, А.Д. Жарковым, Е.В.Литовкиным, И.Н. Григорьевым, Н.В. Сапруновой, Ю.Д. Красильниковым, Ю.А. Стрельцовым, A.A. Сукало, В.Я. Суртаевым, В.Е. Триодиным, В.М. Чижиковым, H.H. Ярошенко и др.

В связи с изучением потенциала досуговых общественных объединений правомерным стало обращение к исследованиям подобной тематики (Е.Б. Гусева, O.A. Родина, Т.Н. Искандирова, Т.Х. Калимуллина, Т.Г. Бортникова, Е.В. Акимова, Т.В. Гурская, Е.Г. Буянкина, Т.А. Сухарева, И.В. Павлова, Е.М. Могалюк, М.В. Поддубная, И.В. Ухина, Ю.Д. Якубов, Т.Н. Воронцова, Д.П. Даянова, Д.В. Кирш, В.П. Гепфнер и др.)

Таким образом, можно прийти к выводу, что изучению проблемы становления и развития толерантной культуры посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен.

Однако проблема развития толерантной культуры в условиях деятельности досуговых общественных объединений пока не изучена в полной мере, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Недостаточная разработанность проблемы и ее высокая практическая значимость для воспитательного процесса определили тему диссертационного исследования: Деятельность досуговых общественных объединений по формированию толерантной культуры молодежи.

Сегодня при решении проблемы развития толерантной культуры мы можем наблюдать противоречия между:

- объективными потребностями общества и государства в формировании толерантной личности в учреждениях культуры и образования и недостаточной реальной практикой конструирования педагогического процесса как средства развития толерантной культуры у молодых людей;

- необходимостью интенсификации процесса развития толерантной культуры в условиях деятельности общественных объединений и организаций и недостаточным количеством научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме.

- потенциальными возможностями общественных объединений и организаций в развитии толерантной культуры молодежи и недостаточно эффективным их целевым использованием в воспитательном процессе, а также отсутствием научных подходов к решению данной проблемы.

Анализ вышеизложенных противоречий позволил нам выявить проблему: каковы потенциальные возможности досуговых общественных объединений в формировании толерантной культуры молодежи.

Объект исследования - формирование толерантной культуры

молодежи.

Предмет исследования - деятельность досуговых общественных объединений по формированию толерантной культуры молодежи

Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке эффективности формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ основных научно-теоретических подходов к исследованию проблемы толерантности в отечественной и зарубежной практике и на основе этого обосновать сущность и выявить специфику формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений;

2. Выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений;

3. Разработать педагогическую модель формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений;

4. Проанализировать деятельность досуговых общественных объединений по формированию толерантной культуры молодежи;

5. Разработать и апробировать педагогическую программу по формированию толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что использование потенциала досуговых общественных объединений будет в наибольшей степени способствовать развитию толерантной культуры молодежи при следующих условиях:

• учет совокупности принципов, форм, методов и условий социально-культурной деятельности в работе с молодыми людьми по развитию толерантной культуры;

• целесообразность выбора педагогических воздействий, адекватных возрастной и индивидуальной специфике молодых людей;

• проведение мониторинга по определенным критериям, показывающим уровень сформированное™ толерантной культуры у молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений;

• наличие структурно-функциональной модели и педагогической

9

программы, обеспечивающей эффективность формирования толерантной культуры молодежи;

• расширение межкультурных связей досуговых общественных объединений с другими субъектами социально-культурной деятельности, способствующих формированию толерантной культуры молодежи.

Теоретико-методологической основой диссертационного

исследования являются исследования по проблеме толерантности отечественных и зарубежных ученых (Г.Л.Бардиер, Э. В. Сандагийн В.А.Лекторский, Е.В.Магомедова, В.М.Золотухин, А. В. Перцев, Г.Оллпорт, Б.Риэрдон, Т.Адарно, М.Боуэн Л.В.Скворцов, В.В.Шалин В.А.Тишков, М.Уолцер, М.Б.Хомяков, и др.); труды психологов и педагогов (Д.И.Фельдштейн, А.Г.Асмолов, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Байбородова, Т.В.Безюлева, Н.М.Борытко, Б.З.Вульфов, С.Л.Братченко, В.В.Глебкин, В.Н.Гуров, П.Ф.Комогоров, З.Ф.Мубинова, С.К.Бондырева, И.Б.Гриншпун, Д.В.Колесов, Е.Ю.Клепцова, А.А.Погодина, Г.У.Солдатова, П.В.Степанов, и др.); идеи о гуманистических принципах организации жизнедеятельности детей (Ж.-Ж.Руссо, М.Монтессори, Л.Н.Толстой, К.Н.Венцель и др); основные положения гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерса, Д.Фрейберга, С.Френе, Дж. Колта, С.Мадди); концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъективности человека в его личностном саморазвитии (Д.Дидро, А.Х. Маслоу, И.Г. Песталоцци, K.P. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др.), социальные показатели толерантности, выделенные Г.У.Солдатовой, A.A. Погодиной, И.В. Мельничук, O.A. Клищевской, П.Ф. Комогоровым,

Определяющую роль в становлении теоретических позиций автора сыграли работы современных педагогов и специалистов в области социально-культурной деятельности (В.П. Беспалько, Ю.Д. Красильников, И.И. Алпацкий, Е.И.Григорьева, Т.Г. Киселева, М.И.Долженкова, А.Д. Жарков, М.В. Кларин, Е.В.Литовкин, Е.А. Сергеев, Т.Г.Бортникова, A.A.

Сукало, Г.Н. Новикова, Г.К. Селевко, H.H. Ярошенко Ю.А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова, В.М. Чижиков, В.Я. Суртаев, В.Е. Триодин и др.).

Методы исследования включают: теоретические, эмпирические и социологические методы исследования:

- изучение и теоретический анализ литературных источников по выявлению уровня разработанности проблемы исследования;

- опрос и анкетирование с целью изучения сформированности толерантной культуры молодых людей;

- констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

- математическая обработка данных;

метод теоретического моделирования процесса формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

База исследования. Комитет по делам молодежи г.Тамбова (г. Тамбов), ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» (г. Тамбов), ФГО ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт» (г. Москва), ГОУ ВПО «Белгородский гос