автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Духовно-творческое становление личности специалиста в процессе подготовки в ВУЗе культуры
- Автор научной работы
- Ярошенко, Николай Николаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Духовно-творческое становление личности специалиста в процессе подготовки в ВУЗе культуры"
■ ' -л
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
На правах рукописи
ЯРОШЩКО Николай Николаевич
ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ-СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ
13.00.05 - теория, методика, и организация культурно-просветительной деятельности
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва-1992
Работа выполнена на кафедре педагогики в психологии Московского ордена Трудового Красного Знамени государства кого института культуры.
ИдучниЯ руководитель - доктор педагогических наук,
профессор и.П.Дзаров.
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,
профессор Г.П.Черний.
- кандидат историчаских наук, доцент Т.Г.Киселева.
Ведуцая организация - Научно-исследовательский инстмту
проблей высссП сколы, г.Ыосква.
Защита состоится "/Г" _1992 г. в Я
чесов на заседают спецнализироваиного Совета К.092.07.0] по присуждении ученой степени кандидата наук б Московское ордена Трудового Красного Знамени государственной инстит} культуры по адресу: 141400, Московская область, г.Хиики-£ ул. Библиотечная, д. 7.
С диссертацией ыозно ознакомиться в научной библиотс института -
Автореферат разослан " 3 " ¿З^^ёг&с^ ¡992 г.
Ученый секретарь , специализировашюго совета,
кандидат педагогических наук, ,_£
доцент -Э.И.Петрове
«I »»I
¿. С ¡ с»»А
Отдел гсртаций
0БЩМ1 ХАРАКТЕРИСТИКА' РАЮ ТЫ
Актуальность исследования^ Современной общество озабочено -проблемой кризиса идеалов, которая в равной степени волнует как философов, .психологов, педагогов, социологов, так а политиков, общественных деятелей, практков культуры. Демократия, па опироящаяся нз гаердаЗ моральный кодекс, на бескомпромиссной толкование понятий добра н зла, обречена на переродденке. Вот почему главный клэт непэго батпя - в ответа на вопроси кто, чем, пакща средствам п. какой ценой заполнит глубокий цеиностио-срзвственнкй вакуум»; возникший в результзге краха многих трзда-цпозпнх для социалистического общества ценностей. '.
Соврешнйость подтзерздзет, что поиск идеалов лежат в возрождении отечествекпой культура, в ¡ятогограняой жизни народа, з общечеловеческих ценностях, в синтезе культур» наук п искусств. СоцаалЬно-натздонзльное и культурпо-нрзвстванкоо возрождение яв-леттся сегодня ведуп^мп пдего*1, которые способны приостановить раскол общественных групп по интересам, потребностям, цслгтсст.т! п восстановить общественный кояаезсус. Поэтов своевременно обращение к проблегле развптш! духовяо-творческого яотатвдгала ."лч-воста, которая, по шегшгэ азтсрз, состоит в умоппп лпгагооти выстраивать гармоизпниз взапкоотпйшгая с другими гадыга по в: гошм ценноетним критериям добра, истина, любви н красоты, з умении быть свободной а ответственной в поступках., деятельности. Это актуально для общества в целом я является носусгюй-потребностью прзктяки культурно-досуговой деятельности, ибо деятеля культуры долети взять на себя основную ответственность за восстановление наплокального достоинства и общественного единения.
Сака реальность, таким обрззом, подводит н кыелн, что "без идеалов новозмояна 1ш газнь, на воспитание" (Ф.М.Достоевский), , п возвращает нас в плоскость ценностно-смыслового сшлоопредело-ния человека, заставляет по-шому, чом преэде, осмысливать и перегавать ценности человечества, нации, личности. Органичный синтез этих ценностей и козгэт стать главкой содер-зтолъной ггоп— вой духовного возроцдепяя. . .
Бее это делает проблем духовно-творческого становления личности будущего специалиста культур! чрезвычайно актуальной. Обучение в институте является своеобразной стартовой плоездкой для дальнейшего развития потребностей личности в милосердна,
добротолюблл, миротворчества, в гушннстаческой деятельности, которая целиком ориентирована в слсшшй кир человечосгах взаимоотношений. Развитие духовно-творческой акшвноста буддах работников культуры является одшы из реалышх, но почт неизученных путей очищения общоственншс отношений, привнесения в повседневную еезкь общечеловеческих ценностных критериев доверия,. единения, взаимопонимания, сострадания, взаимовыручки. • . Боепитание специалиста, способного к человакоориентароваи-ной деятельности, невозможно без постоянного заявления взаимосвязи событий отечественной истории и явлений современности, но-гшелимо вне историко-культурного контекста, ибо историческая память есть необходимое условие духовного становления, баз которого ущербна ензцъ в культура, вевос;,:огзт подлшшое "самостояпьо человека",
Особоо спачениа в становлении ду^оано-'г.'орчосааи кдчеста студентов ююат орез ирсфессионалышх ценностей, протеи врофзо--езя,- как I'-:schej.cc¿, .являзтсяХмовдш ояоер дувддо звоном, определяющим о.лолшшга личности к высшей ценностям, Следовательно, . гармонизация ценностей сбвдчзловзчесяох, профессиональных п лич-• иостншг, основанная на активных пенхеле; о-иедагогигеских технологиях, позволяет хз процессе пра^сссиопильноЗ подготовхш буду-таго специалиста зеудьтури формировать его духовно-шорческую активность, ■ .
Разработанность ч^т. Б ccBpáissnuoü фадоаофаи ■градаццояшгл объектом 'теореглко-позлавателыюга п социального анализа выступает' общосетешюй сойшшо, его форг/ы, уровни, в то:л число и духовные. Шаахся вагине результату исследований духовности в ража:; теории культура, охикз, сстотпкв п других специальных наук, . ..
• Изучались гпосеологачеишо еспо;ш духовности, аспект доя-тельЕОстного опосредования духовного становления человека (Э.В.Ильекков, Б.А. Лекторский, ЫЛС.Ыгшрдаавили, ТЛ.Ойзоркап, В.Н.СагаташгиГ; и др.); культурологические аспекты духовного производства, -духовпе12,£изнл об^оство и личности {Л.Н.Лрполздов, ЯЛ.Еуева, Б.!Л.Ысзу'евЛ.Н.Котил, Б.И.Еэнкаа, Б.Г.Ссдотога к др.). '
Особое пролегшею проблеял духовности с позиций дпалогпз-. la яооязтокгя духовности чэрэз глубпщгоо обаансе отражено в ра-
ботах С.С.Авзринцева, М.М.Бэхтпна, Г.С.Бэтищева, В.С.Бнблэра, А.Ф.Яосева.
Однако обобщенная теория духовного бытия личности п закономерностей формирования духовно-творческих качеств личности разработана недостаточно.
Психолого-педагогический аспокт проблем нашол отрагошго в рзботах А.С.Макарэнко, Я .Корчага; в исследованиях соврегяшшх педагогов Ш.А.Амонашвшш, И .П. Волков а, И.П.Щэтштна и др.; в работах сйецаалистов- вузовской педагогики Е.Т.Лисовского, Н.В.Кузььшной, А.Л.Вербицкого и др.
В контексте указанных общефилософских п психолого-педагогических подходов выстраивается концепция профессиональной подготовки специалистов куль тури п искусства, общественные требования. к урозиэ духовности которых сегодня чрэзвнчайно высоки. Именно поотоцу в специально!! литературе все больше утворгдпотел пртгпштп целостного рассмотрения с б" ог о п профессионального 'развалит личности студента вуза культура. Зта позади раскрывается в исследованиях £>.П.Азарова, Н.К.Еаюаповой, Л.Д.г.арг.о^з, Ю.Д.Красильтжова, А.Л.Чертстгаа п др.
Автора диссертационных исследований, посвященных форт.тпро-ванпзэ профессионального мастерства специалистов кулыурпо-дреу- -говой-'сфера на вузовском этапе обучения, наиболее часто, связывает духовное самоопределение п становление .тачноета о рошенЕ-, ем следующих педагогических задач:
- воспитание специалиста через совершенотвованио" технологии учебного процесса в вузе (Н.Л.Куэыпппч, Л.И.Фазшко);*
- изменение структура и содержания отношений студентов и ' педагогов, гуманизация н демократизация этих отношений ,(Н.Н.Ма-карцеэа, С.В.Новояилов); • ....
- развитие потребностно-мотивационнсй сферы личности (О.И.Волосова, Л.И.Михайлова);
- совершенствование коммуникативной подготовки будугях специалистов культура (Н.Ю.Лрофина, М.БЛЗекгдоадоэ).
Вроете с тем, процесс фор.тированпя духовно-творческих качеств личности студента вуза культуры не становился лредмэтом. спп:глз:п,!;гго исследования, что и определило выбор те:.ы дпссер-
знп.тязэ учебно-воспитательного процесса д! для гаявлВ-,-сг.'ззкечо'гарпостеЯ ^орстроваккя
духовно-творческой активности личности использована концепция целостного процесса общеЗ и профессиональной подготовка специалистов культуры.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры и искусства.
рре.шэт исследования - духовно-творческое становление личности специалиста культурио-досуговой сферы Ь пиетиста куяыура.
Даль исследования - определить содержательные, структурные и динамические характеристики духовно-творческой активности и психолого-педагогические условия ее формирования в процессе духовно-творческого становления личности. ,
В соответствии с поставленной целью в исследовании решались следующие задачи:
- определить психолого-пэдэгогач'ескув сущность духовво-творчаской активности личиости в условиях целостного учебно-, воспитательного процесса в вузе культуры;
- выявить закономарясстп илняиш: духогло-творческой аккш-востп на цэнноетно-целэвоэ содарз-алпе и дташпеу профессзопаль-по-лотносгаого становления;
- изучить структуру п особенности л'.чкоогаого отпсиания счудентов вуса куль тури к обвдчолоаачес! ли и профэссиоыалыщы' цзнносюта;
- обосновать психолого-педагеютсашэ условия формирования духовно- та орчо сноЯ активности, в которых достигается сап го з об-вдч&ловаческих, профессионалыыг п яотностаых ценное те 11.
I Б ходе диссертационного псслздоЬсшш проверялась гипотеза о тем, что успешное ц нятоиенвноо духовно-творческое сгсшовла-1Ш0 личностя во2«с-2ш при условии:
1) целостного подхода, рэалисуагзго елшстсо сбэда в яро-&ассноиаль;;оН лодготозгл специалиста на основа «вдалектичоской взаимосвязи трох подсистсу - техаолоппескоП, ссцааяьпо-психо-лопхческой и духсвпо-личностпоП; .
2) специального ^ркирозаша профессиональной направлепяое-и, адекватной цеииссгао-цэлэвоцу седорэатя будущей прсфассш;
3) целенаправленного развития духовно-творческих качеств личности, которое форигрувтея п корректируются в иваличностазя отасаэшвс;
Такая постановка вопроса позволила проверить общее предположение о той, что обучение студентов навыкал раскрепощения , личности в общения, навыкам диагностирования психофизического состояния оубъехтов взагогодействяя но только переводит поведо- . пио человека а НОЕыа этические координаты, во преаде всего из-' юэняет динамику, направленность и цепноетяоо содержание духов-по^творческого отановлония личности.
Методологической основой исследования является классическое философское пвследие о тесной взаимосвязи явлений га термальных и духоЕПнх (Кант, Гегель, Фихте), о закономерностях духовного развития, об активности субъекта в процессе "духовно-практического" освоения мира (К.Мзркс, Ф.Энгельс, Г.Плеханов).
'Глубокое воздейстше па теоретическую позиций автора сглза-. ли.цдеа русских глгеллтелей Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, П.йло- . ренского, Шищголз Сорокина, П.Д.Юркевича, В.В.Розанова о бос- ? коиочиоа духовнои самоопределения человека в соответствия о шс-сза критериям истины, добра, красоты; концепции А.Ухтомокого, П.Ц.Бахтина, С.Л.РубнпптеЙка, К.Родперса о "другодоляпантпос-та", то есть принципиальней днплогичпости духовного бытия дзч-псстп,. которая паходат полное осуществление только в "своем другом"; гшелз Г.С.Бзтщова об особен гдидусубъектяом и касухо-дув^э-творческоа отиезешш человека к тгпру й ейбз силищу иск пэрвопрзчинной предпосылке творческого деяния»
В псахолого-педагогическом плана ванными для автора о тали пдояпрздстзЕителсй гуманистического напразлеапя а соЬриапнсй западной психологии п педагогапо В.Фрзнкла, К.Родазрба, А.Мао- . лоу, Р.Бернса, Э.Эриксопа п др.
Вабор комплекса псахолого-педатогэтесках тгетодов исслодово-' пея обусловлен целяк! и задачкга диссортацза. Применялись об- •. пае метода: теоретический анализ н сгятэз, азучшшэ и обсбпэипэ опыта вузовской педагогика, спнтно-гкопзрзязнтальп&ч'работа.'
Котякеко частных гатодов составила ояроо, наблвдешю, метод углубленной беоеды, социоыэтрая, "кептейт-анализ.
Внерзне в педагогически иооледовашш духовности использован гтатод сегшетчеокого (Ч.Осгуд), который позволил диагностировать сг«очгопаяьпо-чуЕствзшшэ аспекты личноотого отношения я виеппн ценностям. / . ■ •■ * Данные, полученныэ в ходе исследования, подвергались отЭ-.
тисуичвской обработке с применением моделей описательной статистики, методов многомерного икалирования, факторного анализа и т»л. Все вычисления выполнялись на ПЭВ1 ".Ма20У1а" по пакету статистических программ " Бка1дгаГ
Организация исследования. Исследование осуществлялось на базе Московского и Восточно-Сибирского институтов культуры, Омского филиала Алтайского института культуры в 1989-1991 гг. Стратегия исследования строилась в четыре этапа.
На первом этапе, в ходе аналитического эксперимента изучалось состояние духовно-творческих отношений педагогов и студентов вузов культуры, обобщался педагогический опыт подготовки реяиссеров театрализовашшх представлений и праздников - по десятипроцентной случайной выборке проводился анкетный опрос 322. студентов и 46 педагогов вузов культуры.
На втором этапе, в психолшггвистической части экспериментов принимали участие испшуеше, ориентированные на разные типы профессий (типология Е.А.Климова) - студенты и аспиранты Московского института культуры, студенты Рязанского радиоинстс-тута, члалы православной общины одного из приходов г. Москвы -всего НО человек. Изучались особенности эмоционального отношения к высшол общечеловеческим ценностям.
Третий, формирующий этап исследования предусматривал алро-бадаа экспериментальной методики актуализации духовно-творчаско-го становления.личности в процессе занятий по специальности режиссуры театрализованного представления л праздника по программа "Праздник - профессия - человек". Экспериментальная и контрольная группы (всего 42 чел.) определялись по гнездовой выбор-ад на базе Восточно-Сибирского института культуры.
Четвертый этап, форкярузсщая часть эксперимента проводилась в Московском институте культуры на занятиях по курсу "Социальная психология". Изучались возможности педагогического влияния на духовно-творческую активность студентов художественных специализаций.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертации обусловлены дрозде'всего самим предметом исследования - духовно-тэорческое становление личности будуцпх специалистов культуры -который ранее специально не изучался и заключается в следующем:
•■ Определена всахолого^педзгогичосхая сущность духовного СТпыовлошш личное та, второе выстраивается как процесс свобод-
ного, активно-творческого освоения личностью ме.'здусубъектного ~ пространства, сообразно с ценностными ориентацюши, и само-строитольство личностью в этом процесса всей целостности созна- . тольного, подсознательного и иадсозйательного.уровней по высшим ценностным критериям.
- Уточнено психолого-педагогаческое содоряагаю понятия ."духовно-творческое", являющееся, по мнения автора, качественной характермтикой, показывающей в какой коре взаимоотношения, творимые лвдьми; определены шспеш ценностям! бытия.
- Разработана теоретическая модель духовно-творческой активности личности. Духовно-творческая активность понимается как динамическое условие становления, реализации и видоизменения мездусубьектных отношений в соответствии с' общечеловеческиеи ценностями. Эта активность-проявляется в диалектическом взаимодействии трах уровней - духовно-творческой активности как состояния личности, духовно-творческой активности как отношения
к другой личности, духовно-творческой активности как деятельности.
- Установлено, что наибольшее число порешэнных прспшорэ- . чнй и проблем подготовки специалистов культурно-досуговой сферы, которые препятствуют успешному формированию духовно-творческой активности, сосредоточено в система межличностных отношений
.студентов и педагогов, что свидетельствует о несоответствии уровня преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин задачам целостного воспитания личности.
- Шявлено, что личностное отношение к ценностям является одной из основных побудительных сил духовно-творческой активности личности. В связи с этим изучено эмоциональное отношение к ценностям, экспериментально подтверждено существование сзое-.' образия смоцпонального отношения к высшим ценностям у'испытуе-шх, ориентированных на разные таш профессиональной деятель-' ности. Указанное своеобразие определяется адекватностью омовдо-' нзльного■отношения личности к ценноетпо-цолевому ссдорг-анпз профессиональной деятельности.
• - Экспериментально подтверждено, что содержание лпчностпо-го отношения, к высшим общечеловеческим ценностям изменяется кошлексом психолого-педагопгческих методик, в котором синтезированы сашо существенные профессиональные ценности с общечело-
веческими ценностный и ценностными сшслаш самой личности.
Теоретический подход, продложшный автором, может стать ■ частью гуманистически ориентированной концепции специалиста культурно-досуговой сферы, которая разрабатывается в ряде вузовских коллектавовРоссии.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации, .в частности, интерпретация таких понятий как "духовно-твор^ ческое", "духовно-творческая активность" включены проподавате-ляш кафедры педагогики и психологии Московского института куда* тура в соответствующе разделы педагогики в социальной психоло-
Разработаны ыэтодичэские принципы педагогической програкш (на примере специализации "Режиссер тоатрализовакногопрадатав-лгния и праздника"), позволяющей переориентировать деятельность будущего специалиста па профессиональные отношения типа "человек - человек", т.о. подготовить студента к репзнию практический задач организации ойданйя в празднике, что соответствует духов-по-творческоцу содерааиию профессии.
• Опслерпглзнтальная программа "Праздник - профессия - человек внедрена в } чебный процесс подготовки студентов кафедр реаюсурц праздников Восточно-Сибирского института кулмуры и Омского филиал Алтайского института культуры. Оснс лше блоки данной прог-' раигы использованы в методических рекомендациях по подготовке организаторов шлодолпого досуга, которые были внедрены в практику работы сощально-подагогичесвого комплекса Тракторозавод-ского района г. Волгограда. - , * 1
■ Достоверность вшзодов диссертации обеспечивается длительностью исследования, сиротой .экспериментальной базы, валпдпостью комплекса взаиулдопешшюгвх психолого-педагогаческих методов, адекватных поставленной цели, предооту, объекту и задачам работы. /., • Апробация. Основные положения диссертации были изложены на республиканской научной конференции "Проблемы культуры в условиях Сибири и порастрэйха" (Кемерово, апрель 1990 г.); межвузовской научно-практической конференции "Проблемы соверазепотвова-• вия профессиональной подготовки кадров в условиях'перестройки культурно-просветительной работы" (Тамбов, апрель 1990 г.); всесоюзной научно-практической конференция "Проблемы методологии . и ветодикн социологической дёятельноета в культуре п система
псвыпеная квалификации кадров" (Алма-Ата, октябрь 1990 г.); • ваучно-творческой конференция "Пути интеграции обучения о прак-гапой кулыпросветучроэдешй в условиях перестройки высшего об- ' разованпя" (Улан-Удэ, декабрь 1990 г.); всесоюзной научной конференции "Культура. Творчество. Человек" (Самара, апрель 1991 г.); международной симпозиуме "Искусство н эмоции" (Пермь-, сентябрь 1991 т.).
Цель.и задачи исследования определили структуру дассерта-цш, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы,, приложений.
СТРУКТУРА И ОСНОШОЕ 00ДЕР2АНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
. В первой главе "Супяость процесса духовного становления личности", даотся методологический анализ философских и психологических. подходов к понимании феномер духовности, рассматривается место и роль- духовности в целостном развитии личности, обосповызззютсл основные параметра духовного становления личнос-та п пути пх олгглзацзп в розльпсм педагогическом процессе.
Автор приходит к выводу, что супзость духовного становления чэлсвека пшболое полно коает быть понято в контексте изучения: •
- приобщенпоста личности к общечеловеческой надпндивиду-альпой реальности, s.o. к мпру культуры и гуманистических ценностей; .• •
всего пространства глаздусубъегстных отношений, взаимодей-отвпй п духовного общения, в которсз создаются и передаются высею духовяно црнпостп; :
-активности личности, пацололпсй на свободной и крезшв-пое переустройство мирз, являемся основой всех форм самореализации, со!-:оотаеи£ацш1 п ссмодэтормпнацип;
- ориентированности личностного времэпп п плане связи проз-лого, пзстсясэго а будущего, г.?л главной проблемы смысла гиз:ш.
Духовное стзяовлешзе в стсП лопао понимается автором как процесс свободного, пктявяо-ззорчоского оовоешш личностью мезг-
дусубъектного пространства, сообразно с ценностными ориентирами, и самостроительство личностью в этом процессе всей целостности сознательного, подсознательного и надсознательного уровней по высшим ценностным критериям. '■-.'.''
Это позволяет перейти во второй главе "Духовно-творческая активность и личностное отношение к ценностям гак условие формирования духовности" к изучению двух важнейших параметров личностной духовности,.'которые находятся в поле зрения педагогики вуза культуры, являются ее предметом и могут корректироваться целенаправленным воспитанием-- это духовно-творческая активность и личностное отношение к ценностям будущих специалистов.
В первом параграфе автором раскрывается понятие "духовно-творческое" как качественная характеристика машшчностных отношений, показывающая в какой степени взаимоотношения, творимые лодьмя, определены высшими ценностями человеческого бытия¿Сопоставляя понятие "духовно-творческое" с рядом близких по Смыслу философских и психологических понятий ("творческий альтруизм" П.Сорокин; "агапическая любовь" С.Л.Рубинштейн и др.), автор приходит к заключению, что духовно-творческая активность является особым динамическим условием становления, реализации и видоизменения отношений между лздьш по законам высших ценностей. .
Этот вывод положен в основу функциональной модели духовно-творческой активности, которая вклвчаат три уровня: ,
- состояние личности, ее общий настрой на гуманЕстичеокпи и творческие взаимодействия (адекватная самооценка, стремление к успеху, высокая сензитивность, целеустремленность, гибкость мышления, эмоциональная открытость, душевность и т.п.);
- отношение личности, в котором фиксируются .оценка реального состояния социальной среды, соотнесенная с личностным состоянием человека; предваряющее поступки е деятельность (pea-, листичность.в оценке Ситуации, отзывчивость, дружелюбие, доброта, мягкость, правдивость, чувство юмора, вежливость и т.п.);
- деятельность личности, которая проявляется в миротворческих поступках человека, в его действиях по психологической кор рокщш. взаимоотношений' с окружающими, в заботе о "слабых", (миро-таорчяство, организация гтакросреды общения, соучастие, сотворчество и т.п.). :
Исследование целостного процесса общего и профессионального образования в вузе кулыуры позволило выявить трудности и противоречия, препятствующие реализации духовно-творческой активности студентов: •
- на первом уровне - это слабо структурированная систома личных целей, несовпадение ценностных приоритетов учащихся с ценностями профессионального сообщества, неадекватная самооценка; '
- на втором уровне - это стереотипичность восприятия субъектов межличностного взаимодействия, недостаточно развитые навыки анализа и диагностики духовно-творческого взаимодействия;
- на третьем уровне - это низкая интенсивность духовно-творческих контактов, низкая культура общения, выбор непродуктивных стратегий поведения, отсутствие гуманистических ориентиров в социальном взаимодействии.
Если подобные негативные моменты своевременно не корректируются в учебно-воспитательном процессе, 'то они, как правило, приводят к одностороннему формированию всей системы ценностей личности, препятствуют полному раскр!ртю духовно-творческой активности студентов в дальнейшей профессиональной деятельности.
Во втором параграфе выявляется специфика отношения к ценностям будущих специалистов культуры. Понятие личностного отношения -к ценностям рассматривается автором хдк одна из внутренних побудительных сил активности личности. Ценность, по нашему мнению, есть индивидуальная форма существования идеала о должном в различных сфера:': общественной аизни.
В диссертации структура' и механизм функционирования личностного отношения к ценностям раскрываются в единстве отношений познания' (осознаваемый уровень).и эмоционально-чувственных отношений (неосознаваемый уровень), охватывают то развитое восприятие п перояивэнив действительности, где проявляются но отдельные отражательные. способности .индивида, а его целостность как личности.
Исследование реконструирует динамику изменений ценностей .студентов вузов куЛьтуры на протяжении трох с половиной лет. При это:.! установлено, что ценяоегаое сознвнео современного студоя-чества неадекватно отражает изменения общественных,п'профессиональных приоритетов. Стабильно фиксируется высокое значение для учащихся всего игбора материальных ценностей, в то время как
возвращающиеся на ценностный олимп общества идеалы доброта, порядочности, взаимного уважения лвдей и другие гуманисютэ-окне идеалы еще не осознаны студентами как личноотно значимые. В профессиональном плане студенты в малой степени ориентированы : на создание-микросроды общения и взаимодействия ладей в ситуациях культурно-досуговой деятельности, то есть устаревала про- . фессиональные стереотипы и ценности не позволяют, им в полной . мере осознать- духовно-творческое содержание будущей профессии.
Неосознаваешй уровень личностного отношение к высшим ценностям истины, добра и красоты изучался с поиощьюметода семантического дифференциала. По итогам факторного анализа данныхи интерпретации выделенных факторов автором доказано существование особенностей семантических полай в структуре эмоционального отношения к ценностям, которые зависят какотсодбриания гуманистических ценностейтак и от типа- профессиональной деятель-кости, на который ориентирована личность. При этот тот или' иной тип профессии является вавнййюим опосредующим звеном в целостном переживании в восприятии человеком общечеловеческих и личностных ценностей. •
Данные выводы легли в основу определения путей переориентации вузовской подготовки работников культуры на новое социальна- : психологическое, человекЬориантированное.содержание. Этоцу по- . свящэна третья глава - "Духовно-творческоз содержание профессиональной подготовки режиссера праздника 2 вуза культуры".
В первом параграфе определены пснхадого-иедагогическиэ условия оптимизации процесса духошо-ТЕорческсго.н профессионадь-■ вого становления личности специалиста в, вузе культуры - режиссера праздника. Суть формаруэдзго гасагриагеята заключалась в привнесении в учебно-воспитательный процесс активной психологопеда го гичэской технологии, наделанной на развитие основных параметров духовного отановлзния: духовно-творческой активности, , меядусубъектности, ценностно-сшслоэсго и временного поля развл-тия личности. По млении автора, «то, в первую очередь, предполагает решение задачи психолого-педагогичзекого соотнесения и гармонизации трох систем ценностей - личностной, общественной, профессиональной.
Опираясь на щель Н.А.Бердяева о том, 'что "идеал человека не-может быть профессиональным цдеалом, он маззу быть ляль цдеа-
лоы целостного человека"*, автор разработал программу "Празд-К2К - профессия - человек", в которой органично сочетаются об— гзчвловаческое содерганио и особенности профессиональной деятельности рей'.ссера. Предложены пути переориентации трех подсистем целостного процесса общей и профессиональной подготовки радгссера праздника в вузе культуры. При этом:
- в технологическую подсистему введены блоки духовно-шро-возэренческий, психолого-подагогаческих знаний, пспхолого-пода-гсгзческих умений, психалого-педагогичоской" диагностики;
- в подсистеме отношений для изменения психолого-педагогического стиля взаимодействия педагогов со студенчески коллективом применены методы оптимизации и коррекции межгруппового и внутрнгрулпоЕого взаимодействия;
- в духовно-личностной подсистеме ставилась задача прибли-гакия личности к самоактуалазации и самореализации, что достигалось путем передачи студентам навыков культуры общения и самодиагностики коммуникативных возможностей 'и статуса в группе.
. В экспериментальной программе тематика занятий обусловлена такими моментами деятельности рэгассе^а праздника, в которых пакболоэ ярко проявляется социально-психологическая направленность пр^оссия (ситуации рзпепшисшюй работа, создания и стабилизации творческой группы, ситуации общения и взаимодействия лддей-в празднике). Содержание каждого занятая строилось по четырем блокем:
- духовно-мкрсвоззр-'шческкй блок, в основе которого лежат принцаяы логстср^пии (психологии «.цела жизни В.Франкла), нацеленной на выявлено аксиологического содержания явлений жизни и лх роли в судьбе человека, на формирование умения ставить гармоничные доли'л достигать их гармоничными средствами, Выявляется общечзловзчесгля сущность конкретных социально-психологических яглешй! (праздник, празднование, участие личности в цонносшоИ среа.гаизеннссз: и т.п.) да сснсве плюралистических мировоззрений (философских, религиозных, этнических и др.);
- блок псяхолйго-яэдагогачоских знаний, позволяющий раскрыть суть рсгуссур! как практической психологии на основе научных результатов, гсгавгдася в общей п социальной цсихологзш,
* Бердяев П.А. О назначении человека.
- Ппрпд, 1931. - С. СО.
педагогике. Оцесь раскрываются и теоретически обосновываются навыки и умения, развиваемые в ходе экспериментальных занятий;
- блок психолого-педагогических умений, направленный на , обучение будущего режиссера навыкам общения с актерогл, шпщиа-торами и исполнителями, группой участников, с большой массой, неорганизованной аудиторией. В практикума социально-психологического тренинга осваивались навыки'грамотного, продуктивного . общения, приемы активного взаимодействия, студенты обучались законам ролевого поведения, выбору продуктивной стратегии деятельности, при решении творческих задач;.
- блок психолого-педагогической диагностики, нацеленный на развитие навыков применения методов и инструментария практической психолого-педагогической диагностики -тестов, опросников, социологаческого опроса, социометрии к др. - в профессиональной деятельности. Здесь преследовалась двоякая цель - с одной стороны, дать студенту знания о его потенциальных возможностях к общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой - научить выявлять реальное состояние общественных групп, с которыми режиссеру приходится общаться и взаимодействовать, диагностировать психологическое состояние, людей в общении, определять причины проблемных ситуаций и пути их разрешения.
Во втором параграфе представлены результата апробации программы "Праздник - профессия - человек" на базе Московского.и Восточно-Сибирского институтов культура. Доказано, что участке в занятиях, построенных на основе указанных блоков, позволяет студентам одновременно выступать в роли активного участника и в ро.пи наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания и проведения интеллектуального анализа, тренировки отдельных типов поведения.
В ходе эксперимента у испытуемых отмечены позитивные изменения в межличностных отношениях студентов на эмоциональном уровне, в деловом взаимодействии; в отношениях к общечеловеческим :: профессиональным ценностям; в отношениях к себе и педагогам вуза. Личностное отношение к высшим ценностям такяо оказалось весьма чувствительным к форг/ирукчасмуся психолого-ппдагогичсско-г;у воздействию - тестирование с применением семантического ди>-'¡чфопциала проводилось до и после окмариментэ. результат!! пор-*;>го замера коррелируют с результатами итогового тестирования в
иссперимзптадьпой групп в - 0,214, а.а контрольной - 0,757, что позволяет говорить о статистически значимых изменениях з струк-sypo отношения студентов экспериментальной группы к высшим ценностям. '
В содорзательном плане изменения в структуре личностного отпозония к ценностям у испытуемых экспериментальной группы при-езли. к результатам, характерным дйя профессиональных ориентация sisa "человек - человек".
В ааюяочеяяд подведены итога диссертационного исследования, всхасзпн перспективы дальнейшей разработки проблема, сформулиро-яш изучено пологэгам п ЕЫВОДН!
I. Сзнсвлиэ параметры духовного становления и самоопределения огудопта - духовно-творческая активность, ценностная-напол-пэипезтв !:згэдуоубъш:зярго хззглмодействия и духовного общения, • ор^сытпрозсяноать во временном пространстве бит;« - могут быть пкаг/алпззрованн целелаправлентп воспитанием, основанным на пк-т,и'пспхолсхчо-педагогических технологиях в условиях целостного процесса обчей и профессиональной подготовки специалистов кутазурц. , ■ . р
й, Основой педагогического воздействия, формирующего духов-по-тЕорчоскш катсстез спашшяотз, являются задачи формирования проззгепгааалей нпдрзвлонкости, которая адекватна ценностно-vsuxzzrj содорхзша) будущгЗ профессии. Основные ценности профес-сгц котут полупи п-'пхолого-пэдагогпчоское осмысление лшль в "сятокстэ оз с^г.с-чвловс-чеслого содержания, ее духовно-творческой су проста,
3, Услопсм условного становления профессионала культурно-дсоугозоЗ сферы является раггптооть духовно-творческого потенциала 'самой' личности. Духовно-творческие качества формируются 'п-актуализируются з гароксм пола мояличноотных отношений, взаимодействий п обпотм. Обучение студентов навыкам раскрепощения лпности з прпцзссо пз-чглностного сбл.енш, навыком дзагноотаро-.шшя лздей и реальней ептуакп! переводят профессио-
. яэльяуя подготовку1 э новые votiockbo кооротшаты, изменяет дана-.¡"лку, направленность и ценкозглоэ содержание вузовского этапа духовно-таорчсского'становления личности.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Духовно-творческое развитие личности как основа формирования профессионализма режиссера массовых праздников // Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки:. Тез. докл. респ. науч. конференции. - Ч. П. Проблемы демократизации досуга. -Кемерово, 1990. - С. 178-180.
2. Ценностный подход к поиску концепции профессиональной подготовки рокиссерё массового праздника в вузе культуры // Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров
и их закрепление в условиях -перестройки культурно-просветительной работы: Тез. докл. к маетуз. науч. конференции. - Тамбов, 1990. - С. 42-43.
3. Высшие ценности в обеспечении гармоничной социокультурной преемственности поколений //. Проблемы-методологии и методики социологической деятельности в культуре и системе повышения квалификации кадров: Тез. докл. всесоюз. науч.-практич. конференции. - Алма-Ата, 1990. - С. 16-20 (в соавторстве).
4. Психологическое содержание профессиональной' подготовки режиссера массового праздника в вузе культуры // Клубная работа Бурятии: Материалы П региональной конференции по тема. "Современные проблемы режиссуры массовых праздников и праздничная культура народов Восточной Сибири". - Улан-Удэ, 1291, - йщ. 2. -
С. 24-32.
5. Духовно-творческая активность личности // Культура. Творчество. Человек: Тез. всерос. респуб. науч. конференции. -Ч. Ш. Культурология. Культурно-дос-у^озая деятельность. - Самара, 1991. - С. 11-14.
6. Сомантичэский анализ эмоционального отношения к внспшм ценностям // Искусство и эмоции: Материалы мождунврод. науч. симпозиума, 17-21 сент. 1991 г. Д1ездународ. ассоциация по эмпирической эстетике. Сов. отд-нва; Пори. гос. ии-т культуры, -Нормь, 1991. - С. 258-269.