Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера - будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива

Автореферат по педагогике на тему «Формирование культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера - будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Юрченко, Наталья Евгеньевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера - будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера - будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива"

На правах рукописи

005531563

ЮРЧЕНКО НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИРИЖЕРА - БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

13.00.08—теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

11 и;:;] ¿¡ш

Москва-2013

005531563

Работа выполнена в Российском государственном социальном университете на кафедре социологии и философии культуры

Научный руководитель - доктор культурологии,

доктор педагогических наук, профессор Щербакова Анна Иосифовна

Официальные оппоненты: Черватюк Петр Акимович

доктор педагогических наук, профессор Государственно! бюджетного образовательного учреждения высше1 профессионального

образования города Москвы «Московского городско1 педагогического университета», общеинститутская кафедр эстетического воспитания Института педагогики и психолога образования, Заслуженный деятель искусств Российско Федерации;

Жарова Любовь Михайловна

кандидат педагогических наук, профессор федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московского

педагогического государственного университета», кафедра пения и хорового дирижирования

Ведущая организация - Государственное бюджетное образовательное учреждени

высшего профессионального образования«Московски" государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке»

Защита состоится 2013 года — часов на заседании

диссертационного совета Д 210.010.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, доктора педагогических наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Россия, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств и на сайтах: Министерства образования и науки РФ 1тр://минобрнауки.р<Ь

Московского государственного университета культуры и искусств www.music.org.

Автореферат разослан «/_» _2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Среди актуальных и широко дискутируемых на современном этапе проблем особое место занимает проблема совершенствования образования, повышения его качества, достижения высокого уровня конкурентоспособности на современном рынке труда. Это значит, что система образования от традиционной направленности исключительно на получение знаний, умений и навыков все активнее движется в сторону обеспечения широкой компетентности своих выпускников, от знаниевой парадигмы к созданию различных вариантов образовательно-компетентностных моделей, обеспечивающих будущим специалистам возможность свободно ориентироваться в стремительно развивающемся пространстве современной культуры. В этих дискуссиях постоянно подчеркивается, что творческое общение как проявление коммуникативной компетентности личности является одним из условий достижения успеха во всех сферах профессиональной деятельности, так как любой специалист участвует в информационном обмене, активно взаимодействует с другими людьми. При этом «представление искусства как формы воплощения антропосоциальных отношений открывает перспективу нового видения не только в теории, но и в художественном творчестве, а также в вопросах воспитания»'.

Сегодня мы вправе с достаточной уверенностью говорить о том, что достижение вьюоиэго уровня культуры творнескэго обиения в процессе профессиональной подготовки бупущтс специалистов становится одним из основных критериев качества образования на современной этапе. При этом необходимо учитывать, что есть рад профессий (в тем числе профессия дарияера), доя которых творческое общгние, твортесюе взаимодействие является одним из основных условий не топью достижения успеха, но и осуцрсгаления самого процесса профессиональной деятельности. Дирижирование представляет собой особый, специфический вид музьпяльно-исполнительсмэй деятельности. Дирижер, в процессе взаимодействия с музыкантами, организует и осуществляет музыкально-исполнительское общение, передавая музыкальную информацию исполнителям с целью создания художественного «продукта», являющегося воплощением его творческих замыслов, личностной интерпретации авторских идей. Так рождается музыкальное «сообщение», содержащее в себе духовные смыслы и ценности, «сообщение», которое должно быть, в первую очередь, быть понято и принято артистами оркестра, а затем уже передано слушателю. И если такая цель успешно достигнута, то художественно-эстетические ценности и духовные смыслы, заключенные в этом сообщении, становятся личным достоянием сотен людей, входят в их жизнь, открывают им как новые стороны познания окружающего мира, так и новые возможности самопознания.

Поэтому так важно, чтобы сегодня продолжали функционировать различные художественные коллективы: симфонические и камерные оркестры, ансамбли, оркестры

Варламов Д. Онтология искусства. - М.:, 2011. С. 103.

народных инструментов, как профессиональные, так и любительские, чья роль сохранении духовных ценностей отечественной культуры очевидна. При э необходимо также осознавать, что специфика профессиональной деятельно дирижера — руководителя музыкально-инструментального коллектива — заключас еще и в том, что «соотнесенность художественности и духовности» (Л.А. Рапацк-должна определять творческую атмосферу в коллективе, который обращается музыкальным посланием к своей аудитории. В противном случае передача так послания может не состояться. Этим обусловлена ярко выраженная социаль потребность в совершенствовании профессиональной подготовки дирижеров, будущ руководителей музыкально-инструментальных коллективов, в формировании процессе их обучения и воспитания высокой профессиональной и духовной культ} неотъемлемым компонентом которой является культура творческого общения. Бо того, учитывая специфику профессии, можно с уверенностью утверждать, что кулы творческого общения является системообразующим компонентом, основ профессиональной культуры дирижера.

Понятие «культура творческого общения» многогранно. Оно включает в се представления о творчестве и творческой деятельности как источнике и движущ силе развития культуры. Оно также включает в себя представления о творчес взаимосвязях и взаимодействиях между людьми, различными социальными групп: странами, народами, поскольку становление и развитие культуры есть совмести результат творческой деятельности всего человечества. «Общение — один важнейших инструментов социализации человека, способ его существован удовлетворения основных потребностей, главный канал взаимодействия людей Культура творческого общения в данной работе рассматривается как выс ступень коммуникативной компетентности, как система внутрен самоорганизации личности, ее профессионального и духовного самоопределения. I этом важно осознавать, что обретение культуры творческого общения профессиональной подготовке дирижера — это сложный процесс становлен личности, которая должна обрести в этом процессе и гибкость мышления, самостоятельность, и целеустремленность, и необходимые волевые качест научиться искусству убеждения, искусству такой организации творческ процесса, при которой все его участники являются свободными субъект. творческой деятельности.

Убеждение в необходимости осуществления такого процесса в обучении воспитании личности стало основанием для исследования проблемы формирован культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера, которо предстоит стать лидером — вдохновителем и организатором деятельно художественно-творческого коллектива.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Пробл формирования культуры творческого общения в становлении личности затрагива в многочисленных исследованиях в области философии, психологии, социолог

Ефимова Н С Психология общения. Практикум по психологии. Учебное пособие. - М., 2006. - С.8.

4

культурологии, общей и музыкальной педагогики. С этой проблемой мы сталкиваемся в философских трудах от глубокой древности и до наших дней. Так в поучениях Конфуция и Лао-Дзы, в афоризмах Ветхого и Нового Завета, в лирике греческого поэта, творившего в V в. до н.э., Анакреонта, в диалогах Сократа и Платона, в размышлениях Аристотеля и Цицерона, обучение искусству общения рассматривается как один из важнейших аспектов воспитания личности. В работах средневековых философов высшая форма творческого общения заключена в общении с Богом, который в этом процессе учит взаимопониманию, любви, взаимному уважению и взаимопомощи. Об этом пишут христианский теолог и церковный деятель Аврелий Августин, французский философ, богослов и поэт Пьер Абеляр и многие другие мыслители эпохи Средневековья. А в работах мыслителей и художников эпохи Возрождения (С. Брант, Пико делла Мирандола, М. Монтень, Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), Просвещения (Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Й.Г. Гердер и др.) , эпохи романтизма (Ф. Шлегель, Новалис, И.Г. Фихте, Г. Гейне, Ф.Р. Шатобриан, Де Виньи, Ф. Френо и др.) творческое общение рассматривается как источник возвышенных идей, способствующих единению в поиске Истины.

В отечественной педагогике исследованиями, посвященными формированию моделей деятельности специалиста, в которых значительное место занимает проблема формирования культуры творческого общения, обращались - Е.С. Смирнова, Н.Ф. Талызина, Н.Г. Печенюк, Л.Б. Хихловский и др. Психологические аспекты проблемы формирования культуры творческого общения как основы формирования профессиональной компетентности специалиста нашли отражения в работах И.А. Зимней, в системе ценностно-целевых приоритетов образования - в исследованиях Б.С. Гершунского. В работах современных исследователей (С.И. Архангельский, Б.С. Братусь, О.С. Газман, В.И. Загвязинский, A.A. Мелик-Пашаев, М.И. Пегросян, В .А. Сластенин, А.П. Тряпицына, Н.Л. Уварова,В.Д. Чарушников и др.) культура творческого общения связывается с проблемой обретения культуры знания, культуры отношения, культуры социального взаимодействия и творческой деятельности.

Роль культуры творческого общения в контексте формирования профессиональной компетентности отражена в работах А.К. Марковой, В.Г. Глызина, А.П. Чернышовой, К.А. Абульхановой-Славской, П.В. Симоновой, О.В. Мутовкиной, Н.А.Банько и др. Проблема культуры творческого общения рассматривается также в контексте современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования в России (Н.К. Бакланова, A.A. Вербицкий, Л.С. Зорилова, Т.Г. Киселева, Н.В. Кротова, В.И. Черниченко, В.М. и В.В. Чижиковы и др.). Культуре творческого общения как обязательному условию эффективной работы руководителя художественно-творческого коллектива посвящены научные труды Л.К. Аверченко, А.И. Аппенянского, Т. Бойделла, Э. Кука, O.A. Никитиной и др. Во многих работах современных ученых (Г.В. Безюлева, A.B. Березняк, Е.В. Гребенюк, H.H. Лобанова, М.И. Рожков, Г.М. Шеламова и др.) рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности педагога, которая являет собой обязательную составляющую культуры творческого общения, необходимую для

5

осуществления «творческой педагогики» (В.А. Сластенин). В трудах Г. Айзенка, Г. Адлера, В.В. Бондаренко, Дж. Каунта, JI. Кэмина, Дж. Льюиса, С.Д. Резника, С.Н. Соколова, В.А. Спивака, Ф.Е. Удалова и др., посвященных изучению качеств, необходимых для эффективного управления коллективом, также значительное внимание уделено культуре творческого общения как одному из важнейших условий достижения успеха.

Анализ работ, посвященных проблемам построения государственных образовательных стандартов как общего, так и высшего профессионального образования на компетентностной основе (АЛ.Андреев, В.И.Байденко, В.А. Болотов, И.Л. Зимняя, B.C. Леднев, И.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, H.A. Селезнева, В.В. Сериков, В.М. Соколов, В.В. Соколова и др.), формирует новый взгляд на проблему компетентности в целом, что позволяет представить обобщенную компетентность выпускника профессионального образовательного учреждения как «целостную, системную совокупность свойств», среди которых значительное место занимает коммуникативная компетентность, являющаяся основой для формирования культуры творческого общения. Вопросами профессиональной подготовки студентов дирижерско-оркестровых специализаций, а также разработкой общих педагогических и профессиональных музыкальных требований к специалистам данной области, среди которых значительное внимание уделено и проблеме общения дирижера и артистов оркестра, занимались многие профессиональные дирижеры, а также педагоги, профессиональная деятельность которых связана с решением проблем совершенствования процесса обучения дирижерскому искусству (Г. Шерхен, Э.Кроль, Р. Канн-Шпейер, Б. Вальтер, Ф. Венгартнер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Р. Штраус, В. Фуртвенглер, Ш. Мюнш, H.A. Римский-Корсаков, Л. Гинзбург, А. Боулт, Э. Канн, М. Канерштейн, А. Иванов-Радкевич, К. Кондрашин, И. Маркевич, С. Казачков, Н. Малько, И. Мусин, Г. Ержемский, К. Ольхов, Б. Хайкин, О. Нежинский, А. Пазовский, С. Ратнер, А. Поздняков, И. Букреев, А. Винокур, А. Дунаев и др.)

Однако, анализ широкого круга научных работ, посвященных проблеме формирования культуры творческого общения в становлении личности, показал, что в области профессиональной подготовки дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива — данный вопрос недостаточно исследован. Он требует выявления сущности культуры творческого общения в профессиональной деятельности дирижера, разработки теоретико-методологических подходов, методических принципов, выявления педагогических условий, необходимых ддя осуществления процесса ее формирования в профессиональной подготовке будущего дирижера в оркестровом классе современного вуза.

В процессе изучения и анализа научных источников, раскрывающих различные аспекты поставленной проблемы был выявлен ряд противоречий между:

- опорой исключительно на традиционные методы обучения и воспитания дирижера и необходимостью поиска новых теоретико-методологических подходов, позволяющих решить выявленную проблему;

сложившейся в профессиональной подготовке дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива — ориентацией на

б

формирование специальных знаний, умений и навыков и осознанной необходимостью в подготовке специалиста, обладающего высокой культурой творческого общения;

- спецификой профессии дирижера как лидера, определяющего стратегию и тактику работы музыкально-инструментального коллектива, и одновременно необходимостью создания в нем атмосферы сотворчества, диалога, партнерского взаимодействия.

Преодоление этих противоречий определяет основное направление диссертационного исследования.

Объест исследования: профессиональная подготовка дирижера — будущего руководителя музыкалыю-инструментштьного коллектива.

Предмет исследования: процесс формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива.

Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы формирования культуры творческого общения дирижеров, разработать и апробировать экспериментальную методику обучения студентов в классе оркестрового дирижирования, опирающуюся на разработанную модель.

Задачи исследования:

- уточнить понятие «культура творческого общения» и выявить его значимость как системообразующего компонента в процессе профессиональной подготовки дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива;

- рассмотреть роль культуры творческого общения в сложном процессе формирования коммуникативной компетентности и внутренней самоорганизации личности, в ее профессиональном и духовном самоопределении;

- определить психолого-педагогические основы формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке студентов-дирижеров;

- разработать методику обучения по формированию культуры творческого общения у дирижеров - будущих руководителей музыкально- инструментальных коллективов;

- разработать и реализовать в процессе проведения экспериментальной работы модель формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива; разработать критерии и параметры оценки уровней сформированное™ культуры творческого общения у студентов-дирижеров.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие положения: эффективность профессиональной подготовки дирижера — будущего руководителя художественно-творческого коллектива - будет значительно повышена, если:

- культура творческого общения будет признана системообразующим компонентом профессионального и духовного становления личности в учебно-воспитательном процессе в вузах культуры и искусств;

- будут определены и методологически обоснованы условия, необходимые

для формирования культуры творческого общения в процессе обучения и воспитан студентов в классе оркестрового дирижирования в вузах культуры и искусств;

- выявлены и применены современные подходы и методы, наиболее пол отвечающие решению поставленной проблемы;

- будет разработана и реализована модель формирования культу творческого общения в профессиональной подготовке студентов в классе оркестров дирижирования;

- будет разработана и применена методика диагностики уров сформированное™ культуры творческого общения в процессе профессиональн подготовки студентов-дирижеров в вузах культуры и искусств.

Теоретико-методологической основой исследования являются научн теории, концепции, идеи, раскрывающие: различные аспекты художественн творчества и становления личности в этом процессе (А.Я. Айзенберг, Б.Г. Анань A.A. Аронов, А.И. Арнольдов, Д.И. Варламов, В.А. Волобуев, JI.C. Выготский, Н Ефимова, JI.C. Зорилова, И.С. Кон, В.Г. Кузнецов, А.Н. Леонтьев, CJI. Рубинште А.И. Щербакова, П.М. Якобсон и др.); методологические подходы к проблем, обучения и воспитания творческой личности (Э.Б. Абдуллин, Ю.П. Азаров, Н. Бакланова, Б.Г. Гершунский, М.А. Данилов, А.Г. Казакова, Л.С. Майковская, Е. Максимов, В.А. Сластенин, Е.Ю. Стрельцова, Г.К. Тарасова, В.И. Черниченко, Г. Цыпин и др.) социальную природу творческой деятельности (К.А. Абульхано Славская, Л.Г. Ионин, Н.И. Киященко, А.Ю. Козырева, НЛ. Лейзеров, Е.И. Рогова, Т. Христидис и др.); проблему общения в социокультурной сфере (Ю.П. Азаров, А. Жарков, Л.С. Жаркова, А.Г. Казакова,, В.И. Черниченко, В.М. Чижиков и др.); приро творческого общения (Э. Берн, Г. Блюм, A.A. Бодапев, Л.С. Выготский, Д. Карне A.A. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, С. Паркер, В.Н. Парфенов, CJI. Рубинште Ю.А. Стрельцов, А. Уайтхед и др.); проблему творческого взаимодействия дирижера артистов оркестра (К. Аббадо, Э. Ансерме, Д. Баренбойм, К. Бём, Л. Бернстайн, Булез, Б. Вальтер, К. Зандерлинг, О. Клемперер, Дж. Ливайн, А. Никит, Рождественский, М. Янсонс и др.); разработки в области дирижерско исполнительства (Г.Берлиоз, Б. Вальтер, Ф. Вейнгартер, Р. Вагнер, Ф. Лист, Г. Шерхе Р. Канн-Шпейер, В. Фуртвенглер, Р. Штраус, H.A. Римский-Корсаков, H.A. Маль ИЛ. Мусин, ГЛ.Ержемский, Л. Гинзбург, А. Боулт, С. Казачков, М. Канерштейн, Мюнш, А. Пазовский, Д. Свечков, Э. Кан и др.).

Методы исследования. Для решения намеченных в диссертации зад использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих научных метод включающих:

Теоретические методы: изучение и анализ литературы по философ культурологии, социологии, психологии, музыкознанию, общей и музыкальн педагогике, оркестровому дирижированию, музыкально-теоретическим дисциплин изучение и обобщение отечественного, зарубежного и собственного музыкапь педагогического опыта.

Эмпирические методы: наблюдение за работой преподавателей специальн

дисциплин в классах: оркестровом и оркестровых дисциплин, музыкально-теоретического цикла; анализ учебных планов, программ, учебников и учебно-методических пособий; педагогическое наблюдение, педагогические беседы, анкетирование и интервьюирование студентов; проведение контрольно-констатирующего и учебно-формирующего экспериментов, направленных на формирование культуры творческого общения у студентов-будущих дирижеров; анализ и статистическая обработка результатов эксперимента.

База исследования: Краснодарский государственный университет культуры и искусств - факультет «Инструментальное исполнительство», кафедра «Оркестрового дирижирования»; факультет «Традиционной культуры», кафедра «Народного инструментального творчества» по специализации: оркестр народных инструментов, Российский государственный социальный университет — факультет искусств и социокультурной деятельности, кафедра искусств и художественного творчества

Основной базой экспериментальной работы служила кафедра «Народного инструментального творчества» по специализации: оркестр народных инструментов факультета «Традиционной культуры» Краснодарского государственного университета культуры и искусств. В исследовании также приняли участие: педагоги-музыканты Краснодарского государственного университета культуры и искусств - факультет «Инструментальное исполнительство», кафедра «Оркестрового дирижирования»; факультет «Традиционной культуры», кафедра «Народного инструментального творчества» по специализации: оркестр народных инструментов, студенты этих учебных заведений, а так же выпускники указанных учебных заведений, продолживших работу в качестве руководителей ансамблей и оркестров в ДМШ, ДШИ и региональных клубах.

Эмпирическую базу исследования составил контингент участников, проявивший интерес к поднятой проблеме и принявший участие за эти годы в беседах, опросах, интервьюировании, анкетировании, а также непосредственно в контрольных и экспериментальных группах, в общем количестве более 1000 человек.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 1998 по 2013гг. Условно ход исследовательской работы можно разделить на четыре этапа.

На первом этапе (1998-2004г.г:), который можно рассматривать как теоретико-аналитический, осуществлялся анализ широкого круга научных источников в области философии, культурологии, социологии, психологии, музыкознания, общей и музыкальной педагогики, освещающих различные аспекты выдвинутой проблемы. В процессе теоретического осмысления проблемы определялись основные направления и аспекты исследования, категориально-понятийный аппарат, а также выявлялись основные "методологические подходы к проведению исследовательской работы.

На втором (основном) этапе (2004-2008) была разработана экспериментальная методика и модель формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива, сформулированы критерии и параметры уровней сформированности культуры творческого общения, проведены контрольно-констатирующий и учебно-

9

формирующий эксперименты, осуществлены анализ и обобщение их результате создана и реализована авторская программа по предмету «Дирижирование».

На третьем (дублирующем) этапе (2008-2010) для проверки достоверно результатов, полученных на основном этапе эксперимента, была продолже экспериментальная работа, в которой были проанализированы и учтены все возникш на предыдущем этапе проблемы.

На четвертом (заключительном) этапе (2010-2013) проводилось углубленн изучение полученных результатов, подготовлен к публикации ряд материал разработаны методические рекомендации для практического использован авторской программы «Дирижирование» и реализации модели формирован культуры творческого общения в профессиональной подготовке студентов в клас оркестрового дирижирования.

Научная новизна диссертационного исследования:

-уточнено определение категории «культура творческого общения» в контек профессионального и духовного становления личности дирижера — будуще руководителя музыкально-инструментального коллектива в процессе е профессиональной подготовки в вузе, который рассматривается: как: высшая ступе коммуникативной компетентности; система внутренней самоорганизации личност ее профессионального и духовного самоопределения; сложный процесс становлеш личности, обретающей в нем гибкость мышления, самостоятельност целеустремленность, необходимые волевые качества, искусство убежден способность такой организации творческого процесса, при которой все его участии являются свободными субъектами творческой деятельности;

- определены психолого-педагогические особенности формирования культур творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования и обозначе принципы (системности, целенаправленности, индивидуализации, целесообразност динамичности, сотворчества), способствующие осуществлению этого процесса;

- выявлены условия, необходимые для осуществления процесса формироваш культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижировани заключающиеся в том, что формирование культуры творческого общения происходит целостном учебно-воспитательном пространстве и рассматривается в контек профессионального и духовного становления личности, для которой уроки мастере одновременно становятся уроками творческого взаимодействия, эмпатии толерантности;

- разработана и апробирована в процессе проведения экспериментальн методики авторская программа по специализации «Дирижирование», концептуальн особенностью которой является обретение умения принять, пережить, осмыслить передать музыкальное сообщение, выстроенная на основе модели формирован культуры творческого общения у студентов — дирижеров, будущих руководигел музыкально-инструментальных коллективов;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: дано теоретико-методологическое . обоснование необходимости формирован культуры творческого общения в профессиональной подготовке студентов-дирижеро

10

выявлены компоненты, комплексное взаимодействие которых необходимо для формирования культуры творческого общения как целостной системы, обладающей способностью к саморазвитию и самосовершенствованию и оказывающей значительное влияние на профессиональное и духовное становление студентов- дирижеров — будущих руководителей музыкально-инструментальных коллективов; разработана методика диагностики уровней ее сформированности; определены критерии и параметры оценки повышенного, среднего и низкого уровня, что позволяет анализировать эффективность осуществления этого процесса; выявлены структура и содержание процесса формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижеров; дано научное обоснование разработки и реализации модели формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования, которая способствует профессиональному и духовному становлению личности, формированию у нее качеств, необходимых для достижения успеха в дальнейшей профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и результаты диссертационного исследования могут быть широко использованы в процессе профессиональной подготовки будущих дирижеров, а также при разработке программ, учебных курсов, подготовке рефератов, выпускных квалификационных работ, учебно-методических рекомендаций и пособий, в работе курсов повышения квалификации педагогов-музыкантов. Разработанные методические рекомендации могут быть востребованы как педагогами-практиками, так и аспирантами, готовыми продолжить исследования в данной области.

Достоверность результатов исследования обеспечена: широкой теоретико-методологической базой, включающей в себя научные разработки в области философии, культурологии, социологии, психологии, теории музыкального исполнительства, музыкальной педагогики, комплексной методологией и методикой исследования, соответствующей его целям и задачам; широтой фактологических данных, подтверждающих основные концептуальные положения и выводы диссертации; органической связью теоретических положений с образовательной практикой; научным обоснованием полученных в ходе эксперимента результатов: статистической обработкой, анализом, корректировкой на его основе модели формирования культуры творческого общения, проверкой полученных результатов в процессе проведения дублирующего эксперимента.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 8 публикациях автора, в том числе в журналах -Инновации в образовании. Научно-практический журнал. - Коломна: Изд-во ГУП МО «Коломенская типография», 2012, Человеческий капитал №10-11 (№ 46-47). Научно-практический журнал. - М.: РГСУ, 2012, Культурная жизнь Юга России №5(19). -Краснодар, 2006, входящих в перечень научных изданий ВАК Российской Федерации.

Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию в форме выступлений на Всероссийских и Международных конференциях, в том числе «Интеграция науки и высшего образования в социально-

и

культурной сфере» (Анапа, 2005), в обсуждениях на кафедрах «Оркестрово дирижирования» и «Народного инструментального творчества» Краснодарско государственного университета культуры и искусств, в обсуждениях на кафе «Социологии и философии культуры» Российского государственного социально университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Культура творческого общения как один из обязательных компонентов профессиональной, и духовной культуры личности, источник позитивн созидательной деятельности представляет собой один из наиболее значим факторов становления человека, его социализации, включенности в проце развития социокультурного пространства нашей планеты. Культура творческо общения являет собой высшую ступень коммуникативной компетентное определяющей уровень внутренней самоорганизации личности, профессионального и духовного самоопределения.

2. Формирование культуры творческого общения в профессиональн подготовке дирижера — это сложный, систематический и целенаправленнь процесс становления личности, которая должна обрести в нем необходимь комплекс качеств, обеспечивающих такую организацию художественно-творческо процесса, при которой все его участники являются свободными субъекн художественно-эстетической, созидательной деятельности.

3.Осуществление процесса формирования культуры творческого общения студентов в классе оркестрового дирижирования требует применения современнь научных подходов: системно-интегративного, аксиологическог компетентносгного, индивидуально-личностного, художественн

деятельностного, обеспечивающих продуктивность и личностно-смыслов направленность деятельности субъектов музыкально-образовательного процесс их включенность в процесс диалогового сотрудничества, создание целостно художественно-образовательного пространства, представляющего соГ> социокультурный контекст обучения и воспитания.

4.Педагогическими условиями для обеспечения процесса формирован культуры творческого общения классе оркестрового дирижирования являютс создание целостного учебно-воспитательного пространства, в которо осуществляется процесс профессионального и духовного становления личности;

5. Разработка и внедрение экспериментальной методики, направленной I обретение умения принять, пережить, осмыслить и передать музыкальн сообщение; создание и реализация модели, способствующей формирован атмосферы творческого взаимодействия, устремленности к активной созидательн деятельности.

6.Модель формирования культуры творческого общения у дирижеров будущих руководителей музыкально-инструментальных коллективов представля

собой сложную структуру постепенного и целенаправленного профессионального и духовного становления личности, которая включает следующие уровни: специальный, основывающийся на оперировании определенными знаниями и умениями; социальный, представляющий собой овладение приемами профессионального общения; личностный, включающий в себя систему мотивов, стиля общения, ценностных ориентации, художественно-эстетических воззрений и убеждений, которая определяет уникальность и неповторимость человека.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы и приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность и степень изученности проблемы исследования, его объект, предмет, цель и задачи, гипотеза, теоретико-методологические основы и методы работы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость ее. Представляются сведения о базе, на которой осуществлялась исследовательская деятельность, этапах ее осуществления, обосновывается достоверность и надежность полученных данных, сообщается об апробации полученных результатов. Во введении также формулируются положения, выносимые на защиту.

Глава I «Теоретико - методологические основы формирования культуры творческого общения в процессе профессиональной подготовке дирижера в вузе». В этой главе последовательно раскрывается сущность профессиональной деятельности дирижера (1.1.), дается обоснование того, что культура творческого общения является основой профессиональной компетентности дирижера, представлены основные методологические подходы к изучению и решению проблемы исследования (1.2.), определяются те психолого-педагогические основы, на которых строится культура творческого общения у будущего дирижера (1.З.), модель формирования культуры творческого общения представлена как процесс профессионального и духовного становления личности будущего дирижера (1.4.).

В первом параграфе первой главы «Профессиональная деятельность дирижера как процесс творческого общения» представлен исторический ход развития дирижирования, рассмотрены особенности дирижерского стиля выдающихся отечественных и зарубежных мастеров. Отмечается значительный вклад в развитие практики и теории дирижерского образования, внесенный советскими дирижерами — А. Свешниковым, В. Соколовым, К. Птицей, А. Юрловым, А. Мравинским, К. Ольховым, Л. Андреевым, С. Казачковым, Е. Светлановым, К. Ивановым, А. Пазовским и многими другими.

Значительное внимание уделено, истории становления дирижерского образования в Краснодарском государственном университете культуры и искусств, который является крупнейшим центром развития и распространения науки и образования в регионе. В параграфе констатируется, что несмотря на значительные достижения в этой области, анализ многочисленных научных источников, а также учебных планов, преподаваемых на кафедре «Оркестр народных инструментов» дисциплин

13

дирижерского цикла, показал, что они не в полной мере обеспечивают формировани коммуникативной компетентности дирижера, которая является фундамента формирования у него культуры творческого общения, необходимой для достижен успеха в дальнейшей профессиональной деятельности. Сделан вывод, согласи которому молодой музыкант для того, чтобы осознанно выбрать в своей дальнейше профессиональной деятельности оптимальный стиль творческого общения, наибол полно отвечающий всему кругу поставленных задач, должен в процес профессиональной подготовки осмыслить место культуры творческого общения структуре профессиональной компетентности дирижера, осознать ее значимость к системообразующего фактора, способствующего достижению успеха профессиональной деятельности дирижера.

Во втором параграфе первой главы «Культура творческого общения к основа профессиональной компетентности дирижера: основные методологическ подходы» отмечается, что для данного исследования было очень важно определи значение культуры творческого общения в профессиональном и духовно становлении личности дирижера, в котором он выступает как субъект социальнь отношений и активной профессиональной деятельности, как саморазвивающая система, включающая в себя профессиональную направленност профессиональную компетентность; профессионально важные качеств профессионально значимые психофизические свойства3. В параграфе обусловле необходимость применения системно-интегративного подхода к организации осуществлению учебно-воспитательного процесса, рассматриваемого как единен обучения и воспитания личности, подробно рассматривается сущность понят! «профессиональная компетентность», а также термин «компетенция», которь происходит от латинского Competo - добиваюсь, соответствую, подхожу расшифровывается как круг проблем, сфера деятельности, в которой даннь человек обладает знанием и опытом .

Дается обоснование необходимости применения компетентностно подхода, позволяющего подробно изучить сущность и содержат профессиональной компетентности специалиста, аксиологического подход позволяющего выявить сущность профессиональных и духовных ценностей, также способность понять и оценить художественно-эстетические и духовн нравственные позиции своих коллег, являющихся партнерами по музыкальн коммуникации, без чего невозможно полноценное творческое общен Значительное внимание уделено обоснованию необходимости применен индивидуально-личностного подхода, позволяющего рассматривать в вышеперечисленные способности в контексте развития каждой конкретн личности с учетом ее индивидуальных особенностей.

В параграфе рассматривается значительное количество интерпретац

1 Банько H.A. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров. Дис

Г*"' ^Лотшт Н°^Бот^в2Д0в ', Б:ик6^лгтова ДГ. Социолого-экономическое направление профильного обучения: состо и проблемы. - Учебное пособие. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2003 - С.21

14

понятая «профессиональная компетентность». В русле этих концепций и с учетом специфики дирижерского искусства можно представить место культуры творческого общения в структуре профессиональной компетентности, как компонента, присутствующего в трех основных подструктурах: специальной или деятельностной, включающей в себя знания, умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного и ответственного осуществления дирижерской деятельности, представления о роли культуры творческого общения как фундамента профессиональной компетентности дирижера; коммуникативной, содержащей знания, умения, навыки и способы творческого осуществления дирижерского общения с коллективом исполнителей, непосредственно связанные с уровнем сформированное™ культуры творческого общения; личностной, содержащей сформированные личностно-психологические качества, необходимые для осуществления деятельности дирижера как лидера, руководителя художественно-творческого коллектива.

В третьем параграфе первой главы «Психолого-педагогические основы формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера» подчеркивается, что при осуществлении процесса формирования культуры творческого общения у будущих дирижеров необходимо учитывать индивидуально-психологические свойства их личности. Искусство дирижирования, так же как и всякое другое музыкально-исполнительское искусство, предполагает наличие у обучающегося ряда специфических способностей к овладению этой профессией. В параграфе излагаются и анализируются взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему выявления, развития музыкальных задатков и способностей, одаренности, развития эмоциональной сферы личности, темперамента, музыкального восприятия, музыкального мышления (Б.М. Теплов, В.И. Петрушин, П.К. Анохин, Е.Д. Хомская, А.Н. Леонтьев,Ф.Крюгер,Р. Канн-Штейнер и др.). Отмечается, что современная музыкальная психология и музыкальная педагогика исходят из того, что наиболее полно личность раскрывается в профессиональной деятельности. В ней человек стремится реализовать свои личные и профессиональные качества, развить свою индивидуальность. Знание психолого-педагогических особенностей профессионального становления, в нашем случае дирижерского, позволяет прогнозировать этот процесс, моделировать его и управлять им, обеспечивая тем самым более эффективное формирование культуры творческого общения у студента-дирижера.

Опираясь на существующий научный опыт отечественных и зарубежных исследователей культура творческого общения может быть определена как интегральная характеристика личности, включающая целостную совокупность знаний, умений и личностных качеств субъекта, определяющих направленность к достижению взаимопонимания и взаимодействия и способствующих эффективному решению задач общения.

В четвертом параграфе первой главы «Модель формирования культуры творческого общения как процесс профессионального и духовного становления личности будущего дирижера» формирование культуры творческого общения у будущего дирижера рассматривается как сложный, систематический и

15

целенаправленный педагогический процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества становящейся личности. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Главной характеристикой педагогического процесса выступают: целостность, общность и единство.

Очень важно сразу выделить те аспекты, которыми определяются сущностные характеристики учебно-воспитательного процесса в оркестровом классе современного вуза, его направленность, стратегию и тактику в его организации. Опираясь на изученные научные источники, можно утверждать, что формирование культуры творческого общения у будущих дирижеров должно базироваться на следующих принципах: системности, целенаправленности, индивидуализации, целесообразности, динамичности, сотворчества. Принцип системности обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, целенаправленности - его нацеленность на результат. Принцип целесообразности предполагает, что формирование культуры творческого общения решает задачу применения приобретенных знаний, навыков, умений, способов деятельности в жизни, практической профессиональной деятельности. Принцип индивидуализации учитывает индивидуальные качества личности, что обеспечивается использованием вариативных форм взаимодействия при выполнении заданий, форм контроля выполнения заданий. Принцип динамичности в процессе формирования культуры творческого общения реализуется в изменении исходных состояний, приобретении совокупности новых личностных качеств и способов деятельности. Принцип сотворчества заключается в организации совместной деятельности преподавателя и студента, в результате которой создаются новые, оригинальные ценности, имеющие общественную значимость, и которая является необходимым условием для проявления индивидуальности, неповторимости, независимости каждого участника. Выделенные принципы составляют единый комплекс, определяющий общую стратегию формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования в вузе.

Во второй главе «Методика формирования культуры творческого общения в процессе профессиональной подготовки студентов в классе оркестрового дирижирования в вузе» излагаются ход и результаты экспериментального исследования.

В первом параграфе второй главы «Диагностика уровней сформированное™ культуры творческого общения у студентов -в классе оркестрового дирижирования» отмечается, что культура творческого общения дирижера рассматривается как целостная система, которая может быть представлена в виде модели, состоящей из трех аналитически различимых, но при этом постоянно пересекающихся компонентов, которые можно обозначить как подсистемы. Каждый из компонентов содержит систему знаний, умений и личностных качеств, которые играют основную роль в формировании культуры творческого общения у студента-дирижера.

Теоретический блок (коммуникативные знания) включает в себя: культурно-исторические традиции дирижерского исполнительства; основные коммуникативные задачи дирижера; язык творческого общения (основы дирижерской техники); этапы

16

дирижерского общения; стили дирижерского общения. Освоение теоретического блока, который содержит систему знаний, представлений, взглядов о познавательных, коммуникативных процессах, — это постижение сущности профессии дирижера, ее специфических особенностей, профессиональных требований, которые она выдвигает перед будущим специалистом, той духовной составляющей, которая определяет глубину и оригинальность дирижерских интерпретаций.

Практический блок (коммуникативные умения) включает в себя: решение информационно-содержательных аспектов творческого общения (мануальная техника); построение общей стратегии взаимодействия (моделирование мысленно звучащей музыки); осуществление творческого взаимодействия с музыкальным коллективом. Таким образом, практический блок представлен комплексом коммуникативных умений. Это очень важный компонент формирования культуры творческого общения, поскольку чем увереннее молодой специалист будет пользоваться своими умениями, тем точнее они будут выражать его творческие намерения (то есть, чем выше будет у него уровень культуры творческого взаимодействия), тем выше будет и уровень созданного руководимым им коллективом «художественного продукта».

Личностный блок (коммуникативные качества и свойства личности) - самая сложная и ответственная грань представленной модели. Несомненно, каждый блок значим и ответственен, поскольку только в комплексе решается поставленная задача., но как нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и не может быть двух одинаковых дирижеров, потому что и особенности темперамента, эмоциональность, и множество других психологических качеств будут постоянно влиять на процесс формирования культуры творческого общения, а педагог-музыкант обязан немедленно реагировать на каждый нюанс, возникающий в процессе творческого становления личности, на каждую малейшую деталь, даже, если она кажется не слишком значительной. Поэтому разработка модели обращает исследователя к тем методам, которые необходимы для ее реализации, к определению каждого шага в ходе эксперимента, его организации и содержанию, а также к анализу полученных результатов, позволяющих судить об эффективности функционирования разработанной модели.

В параграфе подробно рассматриваются различные методы работы в оркестровом классе: диалогический, наглядный, аналитический сопоставления (сравнения), комплексный метод иллюстраций, метод создания «ситуации успеха», поисковый, «беспредметного действия»(без опоры на внешнее звучание), контрольный метод. Для оптимизации учебного процесса были разработаны учебные элементы по двум теоретическим блокам: музыкально-аналитическому разбору произведения и дирижерско-аналитическому разбору произведения. Учебные элементы обеспечивают активное участие студента, который усваивает информацию в действии, в активной работе с учебным материалом. Также эффективно применение на занятиях приема «поэлементного» дирижерского анализа партитуры (анализа отдельных компонентов оркестрового звучания - интонационного, ритмического, динамического и других видов ансамбля). Таким образом, в основе специально разработанной методики

обучения, направленной на формирование культуры творческого общения у студентов в классе дирижирования, лежит: комплексный подход, включающий в себя все ранее перечисленные методы и обеспечивающий гибкое сочетание различных форм и методов обучения.

Во втором параграфе второй главы «Экспериментальная методика формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования» подробно освещается ход исследования, цели и задачи каждого из этапов. В параграфе отмечается, что на первом, теоретико - аналитическом этапе (1998-2004 гг.), одновременно с изучением научных источников в области философии, культурологии, социологии, психологии, музыкознания, общей и музыкальной педагогики, освещающих различные аспекты выдвинутой проблемы, определением исходных параметров исследования, категориально-понятийного аппарата, основных методологических подходов, постоянно проводились беседы, опросы, интервьюирование и анкетирование педагогов-музыкантов, студентов, а также тех выпускников, которые продолжили работу в качестве руководителей ансамблей и оркестров в ДМШ, ДШИ и региональных клубах. Следует отметить, что такая работа проводилась на всем протяжении исследования (1998-2013). Общее количество участников, проявивших интерес к поднятой проблеме и принявших участие за эти годы в беседах, опросах, интервьюировании, анкетировании, а также непосредственно в контрольных и экспериментальных группах, составило более 1000 человек.

Благодаря проведенному на первом этапе изучению различных аспектов поднятой проблемы, на втором (основном) этапе (2004-2008) были разработаны экспериментальная методика и структурная модель формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива, определены способы и методы ее реализации, подготовлена методика диагностики уровней сформированное™ культуры творческого общения у будущих дирижеров, проведены контрольно-констатирующий и учебно-формирующий эксперименты, а также осуществлен анализ полученных результатов.

Главной целью контрольно-констатирующего эксперимента было проведение диагностического замера исходного уровня сформированное™ культуры творческого общения у студентов. В нем приняли участие студенты кафедры «Народного инструментального творчества» Краснодарского государственного университета культуры и искусств (специальность - оркестр народных инструментов). Для проведения диагностики были разработаны основные критерии и параметры оценки сформированное™ культуры творческого общения. Было очевидно, что оценку уровней сформированное™ культуры творческого общения дирижера необходимо определять по трем выделенным нами блокам: теоретическому (дирижерско-коммуникативные знания), включающим в себя такие компоненты, как музыкально-аналитический разбор сочинения, дирижерско-аналитический разбор сочинения, оценке подлежит и уровень оркестрового мышления; практическому (дирижерско-коммуникативные умения) - мануальная техника, моделирование мысленно звучащей

18

музыки, творческое взаимодействие с музыкальным коллективом; личностному — мотивация к осуществлению дирижерской деятельности, перцептивные и управленческие качества личности, артистизм.

Каждый из компонентов имеет относительно самостоятельное значение для определения уровня сформированное™ культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования. Вместе с тем, слабое проявление хотя бы одного из них, ставит под сомнение уровень сформированное™ культуры творческого общения у студентов-дирижеров в целом. Только постоянное и бесперебойное взаимодействие всех данных компонентов создает необходимые условия для продуктивного решения поставленной проблемы. Основным критерием достижения повышенного уровня культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера — художественного руководителя музыкально-инструментального коллектива — является сформированная потребность и способность к осуществлению художественно-эстетического диалога, определяющая готовность к творческой самореализации и самоактуализации в избранной им профессиональной деятельности.

Выделены три уровня сформированное™ культуры творческого общения у студентов-дирижеров: повышенный, средний и низкий. В параграфе подробно излагаются параметры, соответствующие повышенному, среднему и низкому уровню сформированности по каждому из компонентов культуры творческого общения у студентов-дирижеров. В констатарующем эксперименте приняли участае студенты 23 курсов, в общем количестве 4В человек. Были сформированы - экспериментальная группа в количестве 25 человек и контрольная группа, включающая в себя 23 человека. Целью проведения констатирующего эксперимента являлось определение исходного уровня сформированное™ культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования.

Основными методами исследования на данном этапе эксперимента являлись: анализ наблюдений за ходом учебного процесса, беседы, анкетирование, выполнение экспериментальных заданий. Для закрепления результатов наблюдений применялись следующие способы: 1) велись поэтапные записи уроков, 2) отражались процентные показатели исследуемых явлений в учебном процессе в специальных таблицах, 3) проводились письменные работы студентов. К повышенному уровню были отнесены студенты, которые по каждому из показателей сумели достичь от 8 до 10 баллов. К среднему — те студенты, чьи показатели равнялись от 5 до 7 баллов, к низкому — студенты, набравшие от 1 до 4 баллов. Все полученные баллы суммировались, определялся средний балл. Все эти записи занесены в дневник эксперимента. В диссертации представлены таблицы, в которых зафиксированы результаты, полученные по каждому из показателей, входящих в личностный, специальный и коммуникатавный компоненты. Окончательные результаты проведенной диагностаки занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Компоненты культуры творческого Экспериментальная группа Количество участников -25 человек Контрольная Количество уча 23 челов группа :тников ека —

Уровни сформированное™ Повышен« ый уровень в% Средний уровень в% Низкий уровень в% Повышены ый уровень в% Средний уровень в% Низкии уровень в%

12 42,5 45,5 13 39 48

_ 35 65 - 36 64

З.Коммуникативный - 32 68 - 34 66

Средний показатель 4 36,5 59,5 4,3 36,3 59,4

Анализ полученных по каждому из компонентов культуры творческого общения данных позволяет говорить о том, что в целом обе группы показывают очень близкие по значениям результаты. На протяжении 2004 - 2006 гг. проводился учебно-формирующий эксперимент, основной целью которого являлось внедрение экспериментальной методики и определение эффективности разработанной модели формирования культуры творческого общения. Реализация обозначенной цели была направлена на решение следующих задач: развитие интереса к дирижерском деятельности; формирование музыкально-теоретических и дирижерских знании; формирование оркестрового мышления; организацию дирижерского аппарата; обучение приемам работы с нотным текстом; развитие музыкально-слуховых представлений; формирование управленческих качеств; развитие артистизма.

Так как предлагаемая методика рассчитана на весь цикл обучения, по окончании каждого полугодия осуществлялся учет роста культуры творческого общения у студентов экспериментальной и контрольной групп (5 промежуточных контрольных срезов) Основной формой учебных занятий по дирижированию в экспериментальной группе являлся урок, который проводился один раз в неделю индивидуально с каждым студентом. Применялись следующие топы урока: уроки-беседы; комбинированный урок- урок, посвященный освоению нового материала; урок, закрепляющий знания и навыки, контрольный урок. Построение урока зависело от задач, места, которое он занимал в общей системе курса, а также уровня довузовской подготовки студента. Комплексный подход состоял: в сочетании различных форм, и методов обучения; углублении межпредметных связей дисциплин дирижерского, музыкально-теоретического блоков; разделении процесса обучения в зависимости от индивидуальных музыкальных способностей, объема первоначального музыкального образования, развитого музыкального слуга, теоретической общемузыкальной базы, технического овладения мануальной техникой и т.д.

В ходе экспериментального обучения использовались комплекс методов позволяющих: выявить художественные интересы и вкусы студентов-дирижеров, и общий и музыкальный кругозор, объем ассоциативной базы, владение речью, уровен музыкальных способностей; определить «механизмы», необходимые для освоени методики предрепетиционной работы дирижера, развития у него оркестрового

20

мышления и т.д. Использование тех или иных методов, форм, средств педагогического воздействия зависел: от уровня сформированное™ компонентов культуры творческого общения, психических особенностей и природных данных. Учет этих условий содействовал повышению эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Кроме индивидуальной формы обучения на занятиях со студентами экспериментальной группы применялась работа в микро-группах, где проводились лекции, предшествующие индивидуальным занятиям по темам: особенности построения музыкальной ткани, выразительные возможности элементов музыкального языка, анализ музыкальных форм, на примере произведений по дирижированию, особенности жанровых особенностей, строение метроритмических структур музыкальных произведений и др.

Групповая форма применялась также на контрольных уроках, студентам предлагалось проанализировать представленные интерпретации, сделать замечания, выставить оценки. Дня подтверждения эффективности применяемой в процессе экспериментального обучения методики обучения, по завершении формирующего эксперимента параллельно в экспериментальной и контрольных группах, был проведен итоговый контрольный срез. Он проходил в форме обычного академического экзамена по дирижированию, который предусмотрен по учебному плану в пятом семестре. Контроль проводился на материале индивидуальных программ по дирижированию, на освоение которых было отведено два месяца. В результате проведенной диагностики (она проводилась по ранее разработанным параметрам) были получены результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Компоненты культуры творческого общения у студентов- дирижеров (учебно-формирующий эксперимент) Экспериментальная группа количество участников — 25 человек Контрольная группа Количество участников -23 человека

Уровни - Повышенн ый уровень в% Средний уровень в % Кизкий уровень в% Повышенн ый уровень в% Средний уровень в% Низкий уровень в%

1 .Личностный компонент 26 69 5 20 52 28

1 Специальный компонент 43 47 10 31 36,5 32,5

3.Коммуникативный компонент 32 54 14 22 45 33

Средний показатель 33,6 56,7 9,7 24,3 44,5 31,2

На протяжении 2006-2008 гг. тщательно изучались полученные на основном этапе эксперимента результаты. Анализ полученных данных свидетельствовал, что у всех участников эксперимента можно наблюдать положительные изменения в формировании каждого из компонентов культуры творческого общения у студентов-дирижеров. Однако, уровень сформированности культуры творческого общения в эксперимёнтальной группе оказался значительно выше, чем в

21

контрольной. Для подтверждения достоверности полученных данных, а также выявления возможностей дальнейшего совершенствования разработанный модел 2008-2010 гг. был проведен дублирующий эксперимент, который не тол подтвердил эффективность разработанной модели и достоверность полученных основном этапе данных, но и стал свидетельством возможностей ее дальнейш совершенствования.

В заключении подводятся итоги проведенной работы, формулируются выво предлагаются методические рекомендации, намечаются пути дальнейших разрабо выдвинутой проблемы. Также в заключении констатируется, что в раб подтверждена гипотеза исследования и решены поставленные задачи.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отраже в следующих публикациях автора— 3,7 печ. лист.:

1. Юрченко Н.Е Культура общения будущего оркестрового дирижера к основа профессиональной подготовки/ Инновации в образовании. Науч практический журнал. - Коломны: Изд-во ГУП МО «Коломенск типография», 2012. - С.127-136.

2. Юрченко Н.Е Поиск путей и методов обучения оркестрово дирижированию в вузе / Человеческий капитал №10-11 (№ 46-47). Науч практический журнал. - М.: РГСУ, 2012. - С.217-220.

3. Юрченко Н.Е Профессиональное дирижерское образование в России / Культурная жизнь Юга России №5(19). - Краснодар, 2006. - С.74-75 .

4. Юрченко Н.Е Значение межпредметных связей в формирован профессиональной компетентности студентов дирижерского класса в вузе

/ Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере. Сб. на трудов В.З. - Краснодар, 2005.- С.260-268.

5. Юрченко Н.Е Формирование личностных качеств студентов в кла оркестрового дирижирования в вузе / Историкокультурные и региональные свя славянских народов: традиции и современность. Сб. науч. трудов. - Краснод 2006.- С.184-190.

6. Юрченко Н.Е Компоненты профессиональной компетентности при обучен студентов в классе оркестрового дирижирования в вузе / Интеграция науки и высше образования в социально-культурной сфере.Сб. науч. Трудов. В.4. Т.2 - Краснод 2006.- С.236-243.

7. Юрченко Н.Е Структурная модель коммуникативной компетентности оркестрово дирижера в вузе /Теоретические и методологические проблемы современно образования. Материалы IX Международной заочной научно-практическ конференции 3-4 июля 2012. - М: Изд-во «Спецкнига», 2012. С.244-246.

8. Юрченко Н.Е. Коммуникативная компетентность студента-дирижера в структу общей профессиональной компетентности специалиста / Психология и педагогик системе гуманитарного знания. Материалы III Международной заочной науч практической конференции 26-27 июня 2012. М: Научно-информационн издательский центр «Институт Стратегических Исследований», 2012. - С.437 -442

Подписано в печать: 16.05.2013 Тираж: 100 экз .Заказ № 960 Отпечатано в типографии «Реглет» г. Москва, Ленинградский проспект д.74 (495)790-47-77 www.reglet.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Юрченко, Наталья Евгеньевна, Москва

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

04201357295

Юрченко Наталья Евгеньевна

Формирование культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера - будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива

13.00.08 —теория и методика профессионального образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель доктор культурологии, доктор педагогических наук, профессор

Щербакова Анна Иосифовна

Москва-2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИРИЖЕРА В ВУЗЕ 20

1.1. Профессиональная деятельность дирижера как процесс творческого общения 20

1.2. Культура творческого общения как основа профессиональной компетентности дирижера: основные методологические подходы 44

1.3. Психолого-педагогические особенности формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера 63

1.4. Модель формирования культуры творческого общения как процесс профессионального и духовного становления личности

будущего дирижера 83

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В КЛАССЕ ОРКЕСТРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ В ВУЗЕ 106

2.1. Диагностика уровней сформированное™ культуры творческого общения

у студентов в классе оркестрового дирижирования 106

2.2. Экспериментальная методика формирования культуры творческого общения у студентов в классе оркестрового дирижирования 130 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 170 ПРИЛОЖЕНИЯ 189

¿у

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Среди актуальных и широко дискутируемых на современном этапе проблем особое место занимает проблема совершенствования образования, повышения его качества, достижения высокого уровня конкурентоспобности на современном рынке труда. Это значит, что система образования от традиционной направленности исключительно на получение знаний, умений и навыков все активнее движется в сторону обеспечения широкой компетентности своих выпускников, от знаниевой парадигмы к созданию различных вариантов образовательно-компетентностных моделей, обеспечивающих будущим специалистам возможность свободно ориентироваться в стремительно развивающемся пространстве современной культуры. В этих дискуссиях постоянно подчеркивается, что творческое общение как проявление коммуникативной компетентности личности является одним из условий достижения успеха во всех сферах профессиональной деятельности, так как любой специалист участвует в информационном обмене, активно взаимодействует с другими людьми. При этом «представление искусства как формы воплощения антропосоциальных отношений открывает перспективу нового видения не только в теории, но и в художественном творчестве, а также в вопросах воспитания»1.

Сегодня мы вправе с достаточной уверенностью говорить о том, что достижение высокого уровня культуры творческого общения в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов становится одним из основных критериев качества образования на современном этапе. При этом необходимо учитывать, что есть ряд профессий (в том числе профессия дирижера), для которых творческое общение, творческое взаимодействие является одним из основных условий не только достижения и осуществления

Варламов Д. Онтология искусства. - М.:, 2011. С. 103.

л

самого процесса профессиональной деятельности. Дирижирование представляет собой особый, специфический вид музыкального исполнительства. Дирижер, в процессе взаимодействия с музыкантами, организует и осуществляет музыкально-исполнительское общение, передавая музыкальную информацию исполнителям с целью создания художественного «продукта», являющегося воплощением его творческих замыслов, личностной интерпретации авторских идей. Так рождается музыкальное «сообщение», содержащее в себе духовные смыслы и ценности, «сообщение», которое должно быть, в первую очередь, быть понято и принято артистами оркестра, а затем уже передано слушателю. И если такая цель успешно достигнута, то художественно-эстетические ценности и духовные смыслы, заключенные в этом сообщении, становятся личным достоянием сотен людей, входят в их жизнь, открывают им новые стороны познания окружающего мира, новые возможности самопознания.

Поэтому так важно, чтобы сегодня продолжали функционировать различные художественные коллективы: симфонические и камерные оркестры, ансамбли, оркестры народных инструментов, как профессиональные, так и любительские, чья роль в сохранении духовных ценностей отечественной культуры очевидна. Необходим постоянно помнить о том, что «художественные формы народной культуры характеризуются как наиболее фундаментальные, субстратные понятия о закономерностях развития, явлениях, процессах и связях, выделяемых исследователями сущностных свойств культуры, несущих в себе ее «антропологический код» (Л.А. Черная), соотнесенность в ней «художественности и духовности» (Л.А. Рапацкая)...»2. При этом необходимо также осознавать, что специфика профессиональной деятельности дирижера — руководителя музыкально-инструментального коллектива — заключается не только в том, что он должен способствовать сохранению этого «антропологического кода», а еще и в том, что «соотнесенность художественности и духовности» должна определять

2Ануфриева Н.И. Автореферат диссертации « Феномен народной художественной культуры в

профессиональной подготовке современного музыканта» на соискание уч. ст. док. пед. наук. - М., 2011. С.З.

4

творческую атмосферу в коллективе, который обращается с музыкальным посланием к своей аудитории. В противном случае передача такого послания может не состояться. Этим обусловлена ярко выраженная социальная потребность в совершенствовании профессиональной подготовки дирижеров, будущих руководителей музыкально-инструментальных коллективов, в формировании в процессе их обучения и воспитания высокой профессиональной и духовной культуры, неотъемлемым компонентом которой является культура творческого общения. Более того, учитывая специфику профессии, можно с уверенностью утверждать, что культура творческого общения является системообразующим компонентом, основой профессиональной культуры дирижера.

Понятие «культура творческого общения» многогранно. Оно включает в себя представления о творчестве и творческой деятельности как источнике и движущей силе развития культуры. Оно также включает в себя представления о творческих взаимосвязях и взаимодействиях между людьми, различными социальными группами, странами, народами, поскольку становление и развитие культуры есть совместный результат творческой деятельности всего человечества. «Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения основных потребностей, главный канал взаимодействия людей»3. Культура творческого общения в данной работе рассматривается как высшая ступень коммуникативной компетентности, как система внутренней самоорганизации личности, ее профессионального и духовного самоопределения. При этом важно осознавать, что обретение культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера — это сложный процесс становления личности, которая должна обрести в этом процессе и гибкость мышления, и самостоятельность, и целеустремленность, и необходимые волевые качества, научиться искусству убеждения, искусству такой организации творческого процесса, при которой

'Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. Учебное пособие. - М., 2006. - С.8.

5

все его участники являются свободными субъектами творческой деятельности.

Убеждение в необходимости осуществления такого процесса в обучении и воспитании личности стало основанием для исследования проблемы формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера, которому предстоит стать лидером — вдохновителем и организатором деятельности художественно-творческого коллектива.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема формирования культуры творческого общения в становлении личности затрагивается в многочисленных исследованиях в области философии, психологии, социологии, культурологии, общей и музыкальной педагогики. С этой проблемой мы сталкиваемся в философских трудах от глубокой древности и до наших дней. Так в поучениях Конфуция и Лао-Дзы, в афоризмах Ветхого и Нового Завета, в лирике греческого поэта, творившего в V в. до н.э., Анакреонта, в диалогах Сократа и Платона, в размышлениях Аристотеля и Цицерона, обучение искусству общения рассматривается как один из важнейших аспектов воспитания личности. В работах средневековых философов высшая форма творческого общения заключена в общении с Богом, который в этом процессе учит взаимопониманию, любви, взаимному уважению и взаимопомощи. Об этом пишут христианский теолог и церковный деятель Аврелий Августин, французский философ, богослов и поэт Пьер Абеляр и многие другие мыслители эпохи Средневековья. А в работах мыслителей и художников эпохи Возрождения (С. Брант, П. Де Мирандола, М. Монтень, Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), Просвещения (Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Й.Г. Гер дера и др.), эпохи романтизма (Ф. Шлегель, Новалис, И.Г. Фихте, Г. Гейне, Ф.Р. Шатобриан, Де Виньи, Ф. Френо и др.) творческое общение рассматривается как источник возвышенных идей, способствующих единению в поиске Истины.

В отечественной педагогике исследованиями, посвященными формированию моделей деятельности специалиста, в которых значительное

место занимает проблема формирования культуры творческого общения, обращались - Е.С. Смирнова, Н.Ф. Талызина, Н.Г. Печенюк, Л.Б. Хихловский и др. Психологические аспекты проблемы формирования культуры творческого общения как основы формирования профессиональной компетентности специалиста нашли отражения в работах И.А. Зимней, в системе ценностно-целевых приоритетов образования - в исследованиях Б.С. Гершунского. В работах современных исследователей (С.И. Архангельский, Б.С. Братусь, О.С. Газман, В.И. Загвязинский, A.A. Мелик-Пашаев, М.И. Петросян, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, H.JI. Уварова, В.Д. Чарушников и др.) культура творческого общения связывается с проблемой обретения культуры знания, культуры отношения, культуры социального взаимодействия и творческой деятельности.

Роль культуры творческого общения в контексте формирования профессиональной компетентности отражена в работах А.К. Марковой, В.Г. Глызина, А.П. Чернышовой, К.А. Абульхановой-Славской, П.В. Симоновой, О.В. Мутовкиной, Н.А.Банько и др. Проблема культуры творческого общения рассматривается также в контексте современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования в России (Н.К. Бакланова, A.A. Вербицкий, J1.C. Зорилова, Н.В. Кротова, В.И. Черниченко, В.М. и В.В. Чижиковы и др.). Культуре творческого общения как обязательному условию эффективной работы руководителя художественно-творческого коллектива посвящены научные труды JI.K. Аверченко, А.И. Аппенянского, Т. Бойделла, Э. Кука, O.A. Никитиной и др. Во многих работах современных ученых (Г.В. Безюлева, A.B. Березняк, Е.В. Гребешок, H.H. Лобанова, М.И. Рожков, Г.М. Шеламова и др.) рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности педагога, которая являет собой обязательную составляющую культуры творческого общения, необходимой для осуществления «творческой педагогики» (В.А. Сластенин). В трудах Г. Айзенка, Г. Адлера, В.В. Бондаренко, Дж. Каунта, Л. Кэмина, Дж. Льюиса, С.Д. Резника, С.Н. Соколова,

В.А. Спивака, Ф.Е. Удалова и др., посвященных изучению качеств, необходимых для эффективного управления коллективом, также значительное внимание уделено культуре творческого общения как одному из важнейших условий достижения успеха.

Работы, посвященные проблемам разработки государственных образовательных стандартов общего и высшего профессионального образования на компетентностной основе (А.Л.Андреев, В.И.Байденко, В.А. Болотов, И.Л. Зимняя, B.C. Леднев, И.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, H.A. Селезнева, В.В. Сериков, В.М. Соколов, В.В. Соколова и др.), формирует новый взгляд на проблему компетентности в целом, что позволяет представить обобщенную компетентность выпускника профессионального образовательного учреждения как «целостную, системную совокупность свойств», среди которых значительное место занимает коммуникативная компетентность, являющаяся основой для формирования культуры творческого общения. Вопросами профессиональной подготовки студентов дирижерско-оркестровых специализаций, а также разработкой общих педагогических и профессиональных музыкальных требований к специалистам данной области, среди которых значительное внимание уделено и проблеме общения дирижера и артистов оркестра, занимались многие профессиональные дирижеры, а также музыкальные педагоги, профессиональная деятельность которых связана с решением проблем совершенствования процесса обучения дирижерскому искусству (Г. Шерхен, Э.Кроль, Р. Канн-Шпейер, Б. Вальтер, Ф. Венгартнер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Р. Штраус, В. Фуртвенглер, Ш. Мюнш, H.A. Римский-Корсаков, Л. Гинзбург, А. Боулт. Э. Канн, М. Канерштейн, А. Иванов-Радкевич, К. Кондрашин, И. Маркевич, С. Казачков, Н. Малько, И. Мусин, Г. Ержемский, К. Ольхов, Б. Хайкин, О. Нежинский, А. Лазовский, С. Ратнер, А. Поздняков, И. Букреев, А. Винокур, А. Дунаев и др.)

Однако, анализ широкого круга научных работ, посвященных проблеме

формирования культуры творческого общения в становлении личности, показал, что в области профессиональной подготовки дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива — данный вопрос недостаточно исследован. Он требует выявления сущности культуры творческого общения в профессиональной деятельности дирижера, разработки теоретико-методологических подходов, методических принципов, выявления педагогических условий, необходимых для осуществления процесса ее формирования в профессиональной подготовке будущего дирижера в оркестровом классе современного вуза.

В процессе изучения и анализа научных источников, раскрывающих различные аспекты поставленной проблемы, был выявлен ряд противоречий между:

опорой исключительно на традиционные методы обучения и воспитания дирижера и необходимостью поиска новых теоретико-методологических подходов, позволяющих решить выявленную проблему;

- сложившейся в профессиональной подготовке дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива — ориентацией на формирование специальных знаний, умений и навыков и осознанной необходимостью в подготовке специалиста, обладающего высокой культурой творческого общения;

- спецификой профессии дирижера как лидера, определяющего стратегию и тактику работы музыкально-инструментального коллектива, и одновременно необходимостью создания в нем атмосферы сотворчества, диалога, партнерского взаимодействия.

Преодоление этих противоречий определяет основное направление диссертационного исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива.

Предмет исследования: процесс формирования культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива.

Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы формирования культуры творческого общения дирижеров, разработать и апробировать экспериментальную методику обучения студентов в классе оркестрового дирижирования, опирающуюся на разработанную модель.

Задачи исследования:

- уточнить понятие «культура творческого общения» и выявить его значимость как системообразующего компонента в процессе профессиональной подготовки дирижера — будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива,

- рассмотреть роль культуры творческого общения в сложном процессе формирования коммуникативной компетентности и внутренней самоорганизации личности, в ее профессиональном и духовном самоопределении;

- определить психолого-педагогические особенности формирования культуры творческого общения в условиях профессиональной подготовки студентов-дирижеров;

- разработать методику обучения по формированию культуры творческого общения у дирижеров - будущих руководителей музыкально-инструментальных коллективов;

- разработать показатели и критерии оценки уровней сформированности культуры творческого общения у студентов-дирижеров;

- разработ�