автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование нравственных потребностей старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности
- Автор научной работы
- Хитарова, Илона Юрьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Хитарова, Илона Юрьевна, 2000 год
Введение.
Глава 1. Воспитательный потенциал сферы свободного времени старшеклассников и условия его успешной реализации.
1.1. Понятие нравственной культуры личности в культурологии и смежных науках.
1.2. Педагогические возможности формирования нравственной культуры старшеклассника в сфере досуга.
1.3. Состояние и проблемы формирования нравственной культуры старшеклассника в сфере досуга.
1.4. Сущность и структура духовных потребностей личности и возможности их удовлетворения в сфере досуга
1.5. Педагогические возможности оптимизации досуга старшеклассников.
Глава 2. Основные направления совершенствования воспитательной работы со старшеклассниками средствами культурно-досуговой деятельности.
2.1. Современные принципы, цели и задачи формирования нравственной культуры старшеклассников.
2.2. Усиление нравственно-эстетического направления учебного процесса в школе
2.3. Обеспечение органической взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.
2.4. Формирование у старшеклассников умений и навыков рациональной организации своего досуга.
2.5. Стимулирование нравственно-мотивированной творческой деятельности старшеклассников.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование нравственных потребностей старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности"
Современный период существования нашего государства характеризуется рядом сложнейших социально-экономических условий, что, в свою очередь, определяет появление в обществе таких отрицательных явлений как рост преступности, неуверенность в завтрашнем дне, недоверие к органам власти, иждивенчество, обнищание духовного мира, ломка нравственных идеалов, понижение уровня культурных запросов.
Сегодня, в период изменения и активного преобразования как общественно-политической, так и социально-экономической ситуации, проблема нравственного воспитания приобретает особое значение. Мы можем говорить о достаточном многообразии предлагаемых нравственных концепций, что имеет в равной степени свои положительные и отрицательные стороны. Многообразие нравственных концепций - это свобода выбора, свобода в предпочтении того или иного стиля нравственного поведения, который в максимальной степени соответствует устремлениям данной личности. С другой стороны, это увеличение степени риска, возможность выбора неверных жизненных ориентиров, создания мировоззренческих концепции, несущих в себе безнравственные, деструктивные, с точки зрения человечества, убеждения.
Особо необходимо подчеркнуть роль досуга, как важнейшей сферы влияния на личность, предоставляющей огромные возможности для приобретения нравственных знаний.
Досуг не просто часть свободного времени, но культурное пространство, предоставляющее огромные возможности для развития и формирования нравственной культуры личности.
Нравственная культура личности является важнейшим фактором, определяющим культуру личности в целом. Нравственно - это то, что соответствует установленным эталонам мышления и поведения индивидов и социальных групп.
Понятие нравственности включает в себя стремление соответствовать культурным нормам, способность следовать эталону, и, не удовлетворяясь этим, превосходить лучшие образцы культуры человека, создавая нечто совершенно особое, преобразующее мир.
Как культура сознания, нравственная культура может быть объектом формирования и воспитания. При этом она нуждается в многосторонней методике ее формирования.
Нравственная культура является важнейшей составляющей понятия культура в целом, развивается и существует в соответствии с принципами и закономерностями развития культуры.
Нравственные ценности, это часть сознания, которая находится в согласии с культурными нормами, предпочитаемыми индивидом, сообществом, обществом. Нравственность определяет качество и направленность культуры индивида, а культура конкретизирует нравственные стремления личности. В этом смысле нравственность является высшим качеством культуры личности.
Наиболее актуальной для общества является проблема формирования подрастающего поколения, в частности, нравственной культуры старшеклассников, так как именно в этот возрастной период идет активный процесс становления личности подростка.
Воспитание растущего человека как процесс формирования нравственно высокоразвитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Воспитание нравственной культуры старшеклассника - многоплановый процесс, в котором принимают участие как стихийные факторы (влияние массовой культуры, повседневное общение) так имеет место и система целенаправленного формирования нравственных потребностей.
Область педагогически направленной деятельности по формированию нравственной культуры старшеклассников включает в себя общеобразовательные учреждения, учреждения культуры, в ряде случаев сюда можно отнести и семейное воспитание. На сегодняшний день огромные педагогические возможности сферы целенаправленного формирования нравственных потребностей старшеклассников реализованы далеко не в полной мере. Это определяется тем обстоятельством, что в условиях кардинальных изменений, происходящих в обществе, система формирования нравственной культуры старшеклассников приобретает специфические черты, определяемые необходимостью постоянного учета конкретного момента и конкретных общественных проблем.
Изменение нравственной ориентации общества последних лет привело к изменению нравственных идеалов и нравственных потребностей граждан. Данные преобразования нашли свое отражение в массовой культуре и средствах массовой информации и оказывают непосредственное влияние на формирование нравственной культуры старшеклассников. Нравственные знания, организованные вне современного ситуационного материала, оказываются бесполезными в практической жизни, искажаются, воспринимаются подростками как "устаревшие" и "бесполезные". Нравственные категории, осваиваемые как "нравственные стереотипы" вне закономерностей развития современного общества формируют представление о "абсолютной безнравственности" общества, мешают социализации подростка. Таким образом, важнейшее значение приобретет умение старшеклассника самостоятельно приобретать нравственные знания, ориентируясь на окружающую действительность, грамотно осуществлять их отбор и классификацию.
Так как система нравственного воспитания, осуществляемая семьей и школой не является действенной в той степени, в какой это было бы желательно для общества, - важное значение приобретает педагогический потенциал сферы досуга с ее огромным багажом форм и методов воспитательного воздействия на личность старшеклассника.
Сфера досуга является сферой свободного самоопределения личности, что определяет специфику ее влияния на процесс нравственного воспитания старшеклассника. С одной стороны, потенциал сферы досуга предоставляет большие возможности для формирования нравственной культуры старшеклассника, с другой стороны, возможность свободного самоопределения в сочетании с отсутствием положительных нравственных ориентиров может оказать негативное влияние на развитие личности подростка. Данное обстоятельство позволяет нам ставить вопрос о возможностях целенаправленного использования потенциала сферы досуга и средств культурно-досуговой деятельности в процессе формирования нравственной культуры старшеклассников.
В этих условиях проблема формирования нравственной культуры личности приобретает новое понимание, связанное со спецификой современной общественной ситуации.
Совершенствование системы нравственного воспитания сегодня возможно только при условии учета ценностной ориентации актуальной нравственной культуры. Актуальная нравственная культура отражает специфику конкретного времени, конкретной социально-культурной ситуации. Актуальные нравственные ценности существуют в обществе наряду с общечеловеческими, непреходящими ценностями, отраженными в выдающихся произведениях литературы и искусства, трудах великих гуманистов и просветителей.
Значение актуальных нравственных ценностей велико, поскольку именно в них отражены специфические особенности данного конкретного времени, именно понимание актуальных нравственных ценностей определяет успешность взаимодействия между человеком и обществом. Не может и не должен возникать парадокс, когда освоение подростком нравственных знаний происходит таким образом, что этот процесс препятствует, а не способствует социализации старшеклассника.
Социальные изменения, произошедшие в обществе в последние годы оказали естественное влияние на состояние культурной жизни, определив наиболее актуальные факторы нравственной культуры современного общества, причем некоторые из них являются нехарактерными для нашего общества времен существования Советского Союза. В частности, это относится к ценностям, связанным с рыночными отношениями и коммерческой активностью.
Современная общественная ситуация, характеризующаяся недостатком социальных гарантий и общественной безопасности, определила принципиальную значимость удовлетворения первичных потребностей личности в выживании и безопасности. Для многих людей оказывается необходимым проявлять активность, связанную с бизнесом, участвовать в новой системе деловых и межличностных отношений.
Старшеклассники, наблюдающие жизнь современного общества, видящие его нравственные противоречия, испытывают сегодня огромную потребность в поиске нравственной опоры, системы нравственных ценностей, что является необходимым условием формирования личности.
Все это определяет важнейшее значение совершенствования системы формирования нравственной культуры старшеклассников.
В то же время, необходимо отметить, что система нравственного воспитания формировалась в нашем обществе в течение многих десятилетий и представляет сегодня глубоконаучную, слаженную систему знаний. Внесение любых преобразований и изменений в данную систему, - процесс сложный и многоплановый, требующий длительного изучения и анализа.
Противоречие, возникающее в связи с обновлением ряда аспектов актуальной нравственности и некоторой зацикленности школы и всей системы воспитания на ряде ценностей, которые утратили свою значимость, -требует оперативных изменений, которые очень сложно обеспечить в рамках образовательной системы, но возможно решить в рамках более гибкой культурно-досуговой деятельности.
Преодоление противоречия между потребностями общества вступающего в XXI век, формирующего новое поколение людей, способных наряду с освоением непреходящих ценностей человечества усвоить нравственные нормы, вытекающие из специфики современной политической, экономической и духовной жизни, обусловило целесообразность осуществить теоретико-эмпирическое исследование, цель которого обосновать пути и средства формирования нравственного облика старшеклассников, удовлетворяющего требованиям формирующегося информационного общества.
Актуальной проблемой нравственного воспитания сегодня является приведение в соответствие нравственных потребностей формируемых современным обществом, и нравственных знаний, необходимых старшеклассникам для успешного взаимодействия с данным обществом.
Система социо-культурной деятельности, сформированная в соответствии с общими для нашего общества принципами формирования нравственной культуры, сегодня также нуждается в переориентации ряда концепций, относительно факторов, которыми характеризуется актуальная культура.
В то же время, необходимо отметить, что сфера социо-культурной деятельности и, в частности, ее более узкая область -культурно-досуговая деятельность, обладает динамичным потенциалом, который позволяет оперативно реагировать на сложившуюся общественную ситуацию, что определяет особое значение потенциала культурно-досуговой деятельности в процессе формирования нравственных потребностей современного старшеклассника.
Гипотеза: Формирование нравственных ценностей современного старшеклассника не может ограничиваться рамками учебной деятельности, оно будет отвечать требованиям эффективности, если нравственные знания формируемые в процессе обучения будут закрепляться, дополняться и преобразовываться в нравственные убеждения, нормы и принципы поведения в сфере свободного времени, где подростки, юноши и девушки, могут проявить свою социальную активность, утвердить себя нравственно-мотивированной деятельностью.
Объектом исследования явилась сфера свободного времени старшеклассников как основа закрепления нравственной позиции старшеклассника, преобразования нравственных знаний в нравственные убеждения, принципы, нормы поведения. Предметом - социально-педагогический процесс формирования нравственной культуры старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности.
Для решения данной цели были определены следующие задачи:
1. Выявить специфические особенности "актуальной нравственности".
2. Определить педагогические возможности использования досуга старшеклассников для закрепления нравственных знаний и их преобразования в нравственные убеждения, принципы, нормы поведения.
3. Изучить принципы и задачи современной системы формирования нравственной культуры старшеклассников, состояние и проблемы формирования нравственной культуры старшеклассников в сфере досуга.
4. Определить сущность и структуру духовных потребностей личности, возможность их удовлетворения в сфере досуга.
5. Определить педагогические возможности оптимизации досуга старшеклассников, принципы и задачи нравственного воспитания старшеклассников в соответствии с современными нравственными потребностями общества.
6. Выявить основные направления совершенствования организации досуга старшеклассников в соответствии с необходимостью:
- усиления нравственно- эстетической направления учебного процесса в школе,
- обеспечения органичной взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, -формирования у старшеклассников умений и навыков рациональной организации своего досуга,
-стимулирования нравственно-мотивированной творческой деятельности старшеклассников.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
Выводы второй таблицы аналогичны первой, "порядочное и вежливое" поведение человека и различные виды искусства ассоциируются у школьников с понятием "культура" в первую очередь.
1.2. Педагогические возможности формирования нравственной культуры старшеклассника в сфере досуга.
Воспитание растущего человека как процесс формирование нравственно высокоразвитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и социального окружения человека. Средства и методы нравственного воспитания имеют свою специфику при организации социальной работы по нравственному просвещению, формированию нравственного опыта.
Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенциалов, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказываться в противоречии с целями воспитания.
Воспитание нравственной культуры старшеклассников является значимой частью развития нравственной культуры общества в целом. Именно школьные годы являются активнейшим периодом приобщения к культуре.
В основе нравственной культуры старшеклассника лежат освоенные сознанием ценности, подкрепленные чувственным восприятием мира. Нравственные ценности - это ценности индивидуального сознания, которые гарантируют максимально возможный для данного человека уровень его культурного развития. Совершенствуя нравственную структуру сознания, мы помогаем человеку достичь более высокой культуры личности.
Личность формируется на основе усвоения человеком общещественных форм сознания и поведения. Нравственные нормы должны формироваться на основе практической деятельности." Старшекласснику необходим запас нравственных знаний, которые помогали бы ему при решении новых, сложных для него ситуаций и проблем.
Одним из первых и важнейших этапов нравственного воспитания является нравственное просвещение. Нравственное просвещение выполняет следующие функции:
- влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждений, оценок и на этой основе на формирование нравственных убеждений
- способствует осмыслению и обогащению собственного нравственного опыта
- корректирует знания в области морали, полученные из различных источников
- способствует нравственному самовоспитанию личности.
Усвоение нравственных понятий само по себе еще не гарантирует нравственного поведения. Хорошо зная нравственные нормы, человек может им не следовать в своем поведении.
Не смотря на огромную значимость слова, необходимо чтобы воспитательный процесс не ограничивался вербальными методами, но ориентировал на практическую деятельность.
11 Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. -М., Просвещение. 1986 -160 с.
Превращение нравственных знаний в убеждения, предполагает, что они должны быть закреплены в системе мотивов и нравственных привычек.
Добрую привычку К.Д.Ушинский рассматривал как нравственный капитал, который беспрестанно растет и процентами с которого человек пользуется всю жизнь.
А.С.Макаренко говорил, что между сознанием как нужно поступить и привычным поведением существует противоречие, между ними есть какая-то "маленькая канавка" которую необходимо заполнить опытом. Нравственный опыт ребенок приобретает через упражнения в поведении, "гимнастику поведения."
Опыт поведения необходимо связывать с эмоциями ребенка. Удовлетворение от совершения нравственного поступка закрепляет положительное действие в сознании человека.
Усвоение нравственных норм обогащается эмоциональным отношением человека к этим нормам. Нравственные нормы определяют в значительной степени и побудительный мотив, который вызывает то или иное действие.
Нравственные чувства и переживания имеют глубоко личностную окраску.
Для формирования нравственных чувств, ребенка необходимо включать в ситуации требующие его сочувствия, сострадания, сопереживания.
Результат освоения нравственного опыта в первую очередь выражается в поступке. В поступке проявляется личность человека, ее качества и потребности.
Поступок характеризует появление нравственных привычек, то есть уже сформировавшейся системы нравственного поведения.
Осознавая нравственные требования, ребенок осмысливает и обобщает их. Осознание и систематизация нравственного опыта характерны уже для подросткового возраста.
Воспитание как процесс формирования личности человека имеет особые психологические механизмы. Каждое общество определяет свои образцы и эталоны нравственного поведения в соответствии с которыми осуществляется целенаправленная организация процесса воспитания.
Процесс формирования нравственных качеств личности осуществляется уже в практической деятельности общества. В деятельности формируются образцы общества, его идеалы.
В прошлом веке исследователи ввели термин "первичные идеалы" обозначив ими основные представления, усваиваемые ребенком на начальных стадиях социализации (человечность, справедливость, сострадание.)
Л.С. Выготский определил как отличительную черту психического развития то обстоятельство, что результат этого развития в виде своеобразной "идеальной формы" определенного образца существует в окружающей ребенка общественной среде еще до начала его развития. Общественные образцы ( литературные герои, конкретные люди и т.д.) не только направляют, коррегируют процесс развития детей, но и являются его источником.
Однако, образец сам по себе недостаточен для организации процесса воспитания. Необходимы конкретизированные цели, в основе которых лежат не только требования общества, но и учет особенностей различных этапов психического развития ребенка.
Освоение нравственных образцов - сложный и многоплановый процесс. Исследования показывают, что конкретный и неустойчивый характер идеалов младших школьников постепенно приобретает черты большей обобщенности и устойчивости у подростков и старшеклассников.
Искусство воспитания, по А.Н.Леонтьеву заключается в ". правильном сочетании "понимаемых мотивов" и "мотивов реально действующих", а вместе с тем, в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу мотивов, управляющих жизнью личности."
Необходимо понимать, что ребенок является не только объектом, но и субъектом воздействия, активным участником процесса. Этот подход требует учета возрастных особенностей ребенка, особенностей детского коллектива, конкретных условий воспитательного процесса.
Особо говоря о поощрении и наказании как методах воспитательного процесса, Л.С.Выготский отмечает, что не следует требовать от ребенка, чтобы он совершал нравственный поступок из боязни совершить безнравственный. Значимая роль здесь отводится процессу "социальной координации".
В каждом возрасте, как пишет Л.С.Выготский возникает определенная совокупность обстоятельств, обуславливающих развитие личности -социальная ситуация развития.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных требований и норм, в этом возрасте закладывается фундамент нравственного развития.
Подростковый возраст характеризуется стремлением к самопознанию, поиску идеалов. В воспитательном процессе необходимо учитывать особенно актуальные для данного возраста противоречия между желаемым и возможным, идеальным, представляемым и реальным и т.д. (О.С.Богданова).
Множеством специфических особенностей характеризуется ранний юношеский возраст. Стремление к самопознанию тесно взаимодействует со стремлением к самоутверждению, идет стремление к самостоятельности, активный поиск и оценка информации об окружающем мире.
Возникает вопрос, в какой мере принципы нравственного воспитания реализуются в практике школьной и внешкольной работы. Попробуем рассмотреть этот вопрос на практическом материале:
Учащимся было предложено ответить на ряд вопросов. Здесь приводятся наиболее интересные варианты ответов. В опросе принимали участие учащиеся 2-х десятых классов 1994г.( 51 чел.) и учащиеся двух педагогических групп 1995 г.(14 чел.) В таб.3 выбраны наиболее интересные и характерные ответы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хитарова, Илона Юрьевна, Санкт-Петербург
1. Личность Самостоятельность и своеобразие личности необходимы постольку, поскольку это определяет жизнь общества. Яркий самобытный мир, включающий в себя все своеобразие космоса и могущий противостоять обществу.
2. Творчество, самореализация Отношение к творчеству и самореализации в целом не изменилось
3. Первичные потребности Не рассматриваются. Являются проблемой общества, а не личности. Являются актуальнейшей проблемой для каждого человекаденьги, проблема выживания
4. Защита, личная безопасность Не рассматривается. Является задачей общества. Является актуальной проблемой.
5. Патриотизм, любовь к Родине Придается важнейшее внимание в процессе нравственного воспитания, художественной литературе. Рассматривается формально, не является общественно признанной ценностью.
6. Далее, было определено формирование каких именно личностных качеств определяет решение той или иной нравственной задачи: Период 1975-1985гг.
7. Задачи нравственного воспитания Личные качества человека, необходимые для решения поставленных задач
8. Общество Воспитание человека как члена общества, понимание преобладания ценностей общества над ценностями личности. Коммуникативность, способность к самопожертвованию.
9. Личность Формирование личности. Наличие четкой мировоззренческой позиции, ценностных ориентаций
10. Творчество, самореализация Воспитание творческой личности, способной к развитию и самосовершенствованию. Способность к развитию и самосовершенствованию
11. Первичные потребности деньги, проблема выживания
12. Коллектив Защита.личная безопасность Воспитание качеств коллективизма. Понимание идеалов коллективизма, стремление к коллективной деятельности.
13. Патриотизм, любовь к Родине Воспитание патриотизма, любви к Родине Патриотизм, любовь к Родине.
14. В таблице выделены параметры, не актуальные для указанного периода исследований.1. Период 1998-199гг.
15. Современная литература Личные качества человека, необходимые для решения поставленных задач
16. Общество Воспитание человека как члена общества. Коммуникативность, способность к сопереживанию.
17. Личность Формирование личности Наличие четкой мировозренческой позиции, ценностных ориентаций
18. Творчество, самореализация Воспитание творческой личности, способной к развитию и самосовершенствованию. Способность к развитию и самосовершенствованию
19. Первичные потребности деньги, проблема выживания Способность к выживанию. Наличие твердого характера, психического и физического здоровья, профессиональных навыков.
20. Коллектив Воспитание коммуникативной личности, способной к общению и сотворчеству Коммуникабельность, способность к совместной деятельности
21. Защита, личная безопасность Воспитание сильной, независимой личности. Психическое здоровье, психологическая и юридическая грамотность.
22. Патриотизм, любовь к Родине Воспитание патриотизма, любви к Родине Патриотизм, любовь к Родине.
23. Личные качества человека, необходимые для решения поставленных задач Личные качества человека, необходимые для решения поставленных задач
24. Общество Коммуникативность, способность к самопожертвованию. Коммуникативность, способность к сопереживанию.
25. Личность Наличие четкой мировоззренческой позиции, ценностных ориентаций Наличие четкой мировоззренческой позиции, ценностных ориентаций
26. Творчество, самореализация Способность к развитию и самосовершенствованию Способность к развитию и самосовершенствованию
27. Первичные потребности деньги, проблема выживания Наличие твердого характера, психического и физического здоровья, профессиональных навыков.
28. Коллектив Понимание идеалов коллективизма, стремление к коллективной деятельности. Коммуникабельность, способность к совместной деятельности
29. Зашита, личная безопасность Психическое здоровье, психологическая и юридическая грамотность.
30. Патриотизм, любовь к Родине Патриотизм, любовь к Родине. Патриотизм, любовь к Родине.
31. Далее, в результате опроса мы определили, как педагоги оценивают значимость формирования тех или иных личностных качеств. Результаты опроса были сведены в таблицу.
32. Пункты, отмеченные более чем половиной опрошенных выделены серым цветом.необходимые ненужные малозначимые не знаю1. Коммуникабельность
33. Способность к сопереживанию
34. Способность к самопожертвованию
35. Наличие четкой мировоззренческой позиции,
36. Способность к самосовершенствованию1. Психическое здоровье 1. Физическое здоровье 1. Профессиональные навыки 1. Юридическая грамотность
37. Психологическая грамотность1. Патриотизм 1. Коллективизм
38. Способность к сопереживанию
39. Способность к самопожертвованию
40. Наличие четкой мировоззренческой позиции,
41. Способность к самосовершенствованию1. Психическое здоровье 1. Физическое здоровье 1. Профессиональные навыки 1. Юридическая грамотность
42. Психологическая грамотность1. Патриотизм 1. Коллективизм
43. Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
44. Требования предъявляемые к личностным качествам человека современным обществом, отличаются от личностных качеств, формируемых традиционной системой воспитания.
45. В сознании и представлениях современных педагогов нравственные потребности формируемые современным обществом могут восприниматься как "аморальные".
46. На основании сделанных выводов можно определить некоторые рекомендации совершенствования процесса нравственного воспитания.
47. Формирование нравственной культуры личности старшеклассника это процесс воспитания члена нашего конкретного общества, проживающего в нашей стране и испытывающего на себе наши социальные преобразования.
48. Усиление нравственно-эстетического направления учебного процесса в школе.
49. Предложенные автором теоретические рекомендации принципов совершенствования системы нравственного воспитания старшеклассников были реализованы в ряде конкретных разработок.
50. Как одно из направлений совершенствования воспитательной работы автор рассматривает усиление нравственно-эстетического направления учебного процесса.
51. Таким образом, любой предмет выходящий за пределы обязательного перечня типовой школьной программы мог быть отнесен к разряду нетрадиционных школьных дисциплин.
52. Программы платных средних учебных заведении поражают многообразием дисциплин, среди которых можно встретить автовождение, танцы, риторику, этикет, машинопись, маркетинг и многое другое.
53. Эти школы отвечают следующим требованиям:
54. Бесплатное обучение, государственное финансирование школы.
55. Отсутствие какого-либо общешкольного профиля обучения.
56. Подбор детей в школу осуществляется, в основном, по микрорайонному принципу.
57. Программа обучения в этих школах имеет строгую часовую регламентацию, в нее пропорционально включены как естественно-научные и математические, так и гуманитарные дисциплины.
58. Нетрадиционные дисциплины" начали появляться в школах в виде отдельных экспериментов. Как правило, их появление становилось возможным благодаря энтузиазму и творчеству отдельных педагогов.
59. Автору посчастливилось быть слушателем двух авторских курсов нетрадиционной дисциплины "Человековедение". Авторами курсов явились Олег Иванович Могучий и Евгений Николаевич Ильин.
60. Опираясь на идеи этих педагогов, автором была создана собственная концепция курса Человековедения.
61. Итогом данного курса являются не только знания, полученные учениками в процессе обучения, но и информация о потребностях и интересах учащихся получаемая преподавателем в ходе занятий.1. Структура курса.1. Вводный этап.
62. Цель: Знакомство с учащимися, создание атмосферы для дальнейшей работы. Методы: Анкетирование, игра.
63. В соответствии с высказанными пожеланиями были отобраны четыре информационных блока.
64. Этап 2. Информационный блок "Я".
65. Цель: Помочь учащимся получше себя узнать, научиться получать информацию о себе самом. Методы: Лекции, диспуты, игра.
66. Задачи лекций: познакомить учащихся с современными концепциями понимания личности ( Э.Берн, М.Литвак)
67. Задача диспутов: коррекция информации, полученной на лекциях.
68. Задача игр: Помочь учащимся взглянуть на себя со стороны, оценить своеповедение в той или иной ситуации.
69. Этап 3. Информационный блок "Они".
70. Цель: Помочь учащимся больше узнать об окружающих, принципах и задачах общения.
71. Методы: Лекции, диспуты, игровой тренинг.
72. Задача диспутов: коррекция информации полученной на лекциях. Задача игровых тренингов: Совершенствование навыков общения.
73. Этап 4. Информационный блок "Профессия"
74. Цель: Помочь учащимся определиться в в выборе профессии. Методы: тестирование, дискуссия.
75. Задачи тестирования: помочь учащимся определить, какой тип профессии подходит в большей степени.
76. Задачи дискуссии: определить вместе с учащимися каких навыков требует та или иная профессия.
77. Этап 5. Информационный блок "Личные отношения". Метод: семинар.
78. Задача: Знакомство учащихся с современной литературой посвященной проблеме личных отношений.
79. В семинаре высказали большую заинтересованность девочки, которые с интересом выбрали из предложенного списка книги, посвященные проблеме личных отношений и сделали по ним доклады, которые были обсуждены всеми участниками семинара.
80. Данная идея курса была опробована с тремя разными классами, меняя свою структуру. Кроме указанных ранее в нее входили информационные блоки "Творчество", "Религия".
81. Обеспечение органической взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.
82. МХК это предмет, который в активной форме может способствовать приобретению историко-культурных знаний учащимися и формированию их историко-культурного сознания.
83. В процессе формировании историко-культурного сознания индивида важно не ограничиваться изучением каких-либо фактических данных, преподаваемых в рамках учебного процесса. Механическое запоминание фактов не может оказать позитивного влияния на личность.
84. Для традиционной педагогики было характерно освоение параграфов, глав, заданий. Современная педагогика формирует личность, используя культурные факты литературы, истории, эстетической мысли, повседневной жизни.
85. Хорошей иллюстрацией к данному вопросу могут служить различные концепции преподавания одного и того же предмета.
86. Методики ориентированные на освоение фактического материала
87. Методики ориентированные на исследование феноменахудожественной культуры
88. Сравним особенности методического подхода в первом и во втором случае, опираясь на примеры практических заданий, предлагаемых учащимся в процессе изучения данных дисциплин.1. Примеры заданий:6.7 КЛАССЫ
89. Сочинение-описание по картине В.А.Серова "Девочка с персиками" Рассказ на тему "Какой я представляю себе героиню картины "Девочка с персиками"1. Требования к ответу:
90. Подготовить реферат по теме:
91. Творчество И.М.Репина". Традиционно рассматривается биографический аспект. "Серебряный век в живописи, поэзии, музыке". Изучение культурно-исторического феномена в русском искусстве.
92. Можно привести также следующие примеры практических заданий, апробированных автором в процессе преподавания МХК в 307 школе г.Санкт-Петербурга . 7-е классы:
93. Задание к теме "Изобразительное творчество". Описать картину с цветами. С точки зрения писателя и с точки зрения ученого-биолога. Сравнить описания.10.е классы:
94. Задание к заключительной теме: "Представьте себе, что создан совершенно новый, ранее неизвестный вид искусства и вы побывали на выставке или спектакле, где он представлен. Опишите свою экскурсию". Среди предложенных учащимися вариантов были:
95. Музей скульптур из цветного льда.2. "Чихательная" опера.3. Музей застывших снов.
96. Симфония, где чувства передаются без музыки, телепатически.
97. Концерт, где инструмент вроде фортепиано исполнял не музыку, а цветовые блики.
98. Рассмотрение искусства как результата и средства культурной деятельности способствует пониманию учениками окружающей действительности. Их жизненная позиция формируется в соответствии с понятием культуры личности.
99. Результатам преподавания должен являться не пройденный материал, а новое понимание учащимся окружающей действительности, соответствующая жизненная позиция и т.д. в соответствии с понятием о культуре личности.
100. Также хотелось бы сослаться на разработку "Интеллектуальный тренажер" американского автора А.Томпсона , он использует метод нетрадиционных вопросов к традиционным явлениям, как метод стимуляции творческой деятельности.
101. Предлагается следующая разработка, которая будучи рассмотрена в рамках школьного урока может способствовать развитию интереса учащегося к произведениям живописи.
102. Вопросы к персонажам картин.1. О чем он сейчас думает?1. Это счастливый человек?1. Сколько ему (ей) лет?
103. Вопросы акцентирующие внимание на деталях.
104. У него (нее) красивые руки?
105. Этот персонаж живет в том доме, на заднем плане?
106. Вопросы, акцентирующие внимание на личности художника.
107. Художнику нравится его модель?
108. Он изобразил ее хуже или лучше чем на самом деле?
109. Вопросы, обращенные к самому ученику.
110. Этот человек мог бы рассказать тебе что-нибудь интересное?1. О чем бы ты его спросил?
111. А что он бы мог тебе ответить?
112. Стимулирование нравственно-мотивированной творческой деятельности старшеклассников.
113. Развитие человека это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
114. Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.
115. На формирование личности влияют факторы воспитания, социальной среды и наследственные задатки.
116. Особую роль в этом процессе занимает творчество.
117. Разработкой педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности подростка, уделяли огромное внимание выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев,
118. В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
119. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
120. Творческое начало человеке это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
121. По своей способности вызывать в человеке творческую фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
122. Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом решалась наукой и техникой.
123. Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится той гранью, которая проходит между творцом и ремесленником.
124. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе -развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях.
125. Работа школы № 307 Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга является примером принципиально нового подхода к организации учебного процесса в соответствии с задачами общества, а также физической и духовной природой человека,
126. Эта школа работает на основе концепции "интегральной школы", автором которой является директор школы № 307 Михайлов Федор Иванович.
127. Концепция "интегральной школы" базируется на четырех основных компонентах подготовка учащихся на:- самоорганизацию;- самообразование;- самовоспитание;- самопознание.
128. Концепция опирается на природную программу ребенка и семь источников воспитания и образования:
129. Родословный корень: (семья, дом, улица, город, государство, земная цивилизация в целом).2. Социальная жизнь.3. Природа.4. Искусство.5. Наука.6. Биологическая жизнь.7. Духовная жизнь.
130. Концепция реализуется через три основных принципа:1. совместная деятельность детей и взрослых;2. духовное равенство;3. творческая свобода на базе общих закономерностей окружающегомира.
131. В распоряжении информационного поля находится электромагнитное поле. Информационное поле управляет всеми процессами с помощью электромагнитного поля.
132. Производным души являются чувства, производным электромагнитного поля разум. На базе разума и чувств появляется мысль.
133. Принятие любого решения идет по интегральному варианту: чувства выражают "внутренний голос" т.е. "божью программу", разум "правит" чувства, опираясь на социальную среду.
134. Необходимость такого рода "правки" проистекает из биологической сущности человека, обусловленной его генетическими особенностями.
135. Аналогичные процессы происходят на всех уровнях: электромагнитном, молекулярном, макроуровне.
136. Концепция "интегральной школы", в практике ее внедрения, естественно, опирается на особенности русской культуры, что в значительной степени определяет ее особенности и специфику.
137. Интересно отметить, что именно на базе 307 школы сейчас активно развивается художественное творчество учащихся, существуют три серьезных самодеятельных коллектива.
138. Личностная значимость нравственного поведения, сформированная как собственное убеждение учащегося, по мнению автора не может бытьпередана как умение или навык, но формируется в процессе освоения определенных знаний.
139. Далее, описываются принципы и концепции, освоение которых могло бы способствовать формированию убежденности в личностной значимости нравственного поведения.
140. М.Е.Литвак предложил также рассматривает отношение личности к предметной деятельности:- любовь к труду (ТРУД+).
141. Р.Кеттела. Тест Р.Кеттела дает возможность исследовать различные стороны развития личности в том числе и ее нравственное развитие (например характеристика по фактору G ).
142. Сценарий каждого человека содержит какое-то количество "вирусов", мешающих его обладателю достигнуть успехов в той или иной сфере жизни.
143. В работах Э.Берна и М.Литвака приводятся некоторые примеры типичных "зараженных вирусами сценариев" и методов их совершенствования.
144. М.Литвак предлагает типизировать "вирусы жизненных сценариев" в зависимости от отношения человека к четырем уже приведенным выше позициям ( "МЫ", "ВЫ", "ОНИ", " ТРУД".)
145. Естественным продолжением развития разрушительного процесса сценария "Евгений Онегин" М.Е.Литвак считает развитие реактивной депрессии и суицид.
146. Данный пример еще раз показывает тесную взаимосвязь между взаимодействием личности с окружающими и гармонией ее внутреннего мира. Нравственность является важнейшим условием этого взаимодействия.
147. Воспитание нравственной культуры личности является необходимым условием благополучия общества в целом, в значительной мере определяет духовное и физическое здоровье отдельного индивида.
148. Мнение, что все без исключения заболевания определяются теми или иными отклонениями в духовной структуре человека высказывает в своей книге Луиза Хей.
149. Этот факт подтверждается также и практическим опытом. В настоящий момент в США строится целый ряд центров, использующих методику Луизы Хей.
150. В результате собственной педагогической деятельности автором было определено следующее.
151. Восприятию личностной значимости нравственного поведения в наибольшей степени мешают следующие суждения старшеклассников:
152. Социально успешный человек безусловно счастлив и успешен в сфере личного общения.
153. Социально успешный человек чаще всего недостаточно нравственен.
154. Деньги, социальный статус в наилучшей степени способствуют сохранению здоровья и успешной личной коммуникации.
155. На основании полученных выводов были выделены те аспекты информации, на которых имеет смысл особенно акцентировать внимание в процессе общения с учащимися.
156. Здоровье впрямую зависит от внутреннего, душевного состояния человека. ( Вопрос интересно изучать в связи с информацией о результатах новейших исследований в области естественнонаучных дисциплин.)
157. Формирование у старшеклассников умений и навыков рациональной организации своего досуга.
158. Ранее, мы уже ставили вопрос о педагогических возможностях оптимизации досуга старшеклассников, где определили оргомную значимость творческого потенциала учащихся в оптимизации их досуга.
159. Теперь, развивая эту тему, мы попробуем определить принципы формирования умений и навыков старшеклассников по рациональной организации своего досуга.
160. Организуя свой досуг, старшеклассник "примеряет" себе определенные взрослые роли. Само слово "организация" уже предполагает высокую степень ответственности и самостоятельности.
161. Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.
162. При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений.
163. Подростки знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность превращает эти "понимаемые" мотивы в "реально действующие".
164. Главная цель развития личности возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие.
165. Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единой личности, ядром которой, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно-потребностная сфера.
166. Психологический смысл социальной деятельности подростки осознают и сами. Эта деятельность вызывает у них чувство морального удовлетворения.
167. Психологически это обосновано тем, что такая деятельность ставит подростков в позицию равноправного члена общества, принося ему удовлетворение от создания реального продукта, воспитывая желание трудиться.
168. На интеллектуальном уровне человек вынужден осознавать необходимость следования определенным нравственным эталонам как фактора обеспечивающего успешное взаимодействие как с отдельными социальными группами так и с обществом в целом.
169. Активизация внутренних противоречий, ведущая к патологическим изменениям поведения личности индивида уже не может рассматриваться исключительно в рамках педагогической науки, поскольку она определяет физиологические изменения организма человека.
170. Сегодняшний учебный процесс позволяет широко использовать знания культурологии и опыт учреждений культуры, досуга, информации, искусства. Культурология как наука прошла многовековой путь исторического развития.
171. Временная перспектива включает в конкретные жизненные планы и то, что называется целью и смыслом жизни.
172. Наконец, важнейшая характеристика мотивационно-потребностной сферы наличие у человека твердой воли, т.е. реальной способности превратить свои мысли и намерения в дела, поступки.
173. Сформированность указанных качеств личности растущего человека определяет его поведение в массе конкретных случаев и ситуаций, с которыми он сталкивается в жизни и которые, разумеется, нельзя предусмотреть до мельчайших деталей в процессе воспитания.
174. Такой "школой действия" служат все формы общественной работы, все виды производительного труда, все типы разнообразной индивидуально-предпринимательской деятельности.
175. Формируя у старшеклассников умения и навыки грамотной организации своего досуга мы в значительной мере способствуем решению данной проблемы.
176. Отталкиваясь от опыта внешкольной работы с учащимися 307 школы и лицея JIOMO, автором сформулированы основные принципы формирования у старшеклассников умений и навыков организации своего досуга.1. Этапы организации.1. Информационный.
177. Понимание значимости досуга в своей жизни. Возможности и принципов рационального использования досуга.2. Ориентационный.
178. Изучение того как и для чего может быть использована сфера досуга, какие личные цели и задачи могут быть поставлены и решены в рамках данной сферы. 3. Организационный.
179. Приобретение навыков, творческих, административных, помогающих организовать свой досуг.1. Заключение.
180. Таким образом, возникло противоречие определяемое несоответствием нравственных знаний приобретаемых старшеклассником в системе образования и нравственными потребностями, формируемыми обществом и средствами массовой информации.
181. Для решения данной цели были решены следующие задачи:
182. Определены понятия "нравственной культуры", "нравственной культуры личности" и "нравственных потребностей личности".
183. Определены педагогические возможности формирования нравственной культуры старшеклассников в сфере досуга.
184. Изучены принципы и задачи современной системы формирования нравственной культуры старшеклассников, состояние и проблемы формирования нравственной культуры старшеклассников в сфере досуга.
185. Определена сущность и структура духовных потребностей личности, возможность их удовлетворения в сфере досуга.
186. Определены педагогические возможности оптимизации досуга старшеклассников, принципы и задачи нравственного воспитания старшеклассников в соответствии с современными нравственными потребностями общества.
187. Анализ и сопоставление данных ( в частности с результатами исследований прошлых лет) позволили выявить некоторые особенности и закономерности формирования нравственной культуры старшеклассников.
188. Был получен материал, позволяющий судить о том, кого современные школьники считают своим нравственным идеалом, и на какие нравственные позиции они ориентируются.
189. Далее, была сделана попытка определить, в какой мере сфера досуга способствует удовлетворению духовных потребностей старшеклассников. Выявлен значительный потенциал ее возможностей.
190. Основная проблема работы несоответствие между нравственным знаниями и нравственными потребностями современного старшеклассника -была рассмотрена как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
191. Более широкого использования средств и методов социо-культурной деятельности в работе школы.- Активизация использования потенциала сферы досуга в процессе формирования нравственной культуры старшеклассника.1. Библиография.
192. Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: философия, логика, социология, культурология. М.: Логос, 1998. - 26с.
193. Актуальные вопросы социально-культурной деятельности: (Проблемы региональных и национальных компонентов гос. образов, стандарта России). Улан-Уде:ИПК ВСГАКИ, 1997. - 48с.
194. Алова Г.Н. Педагогика творчества: Учеб. пособие. СПб., 1997. - 24с.
195. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1997
196. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев, 1965. - 304 с.
197. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
198. Анджелес Б. де Секреты о мужчинах, которые должна знать каждая женщина. М.: Центр общечеловеч. ценностей. Изд. центр " Феникс", 1995.- 304 с.
199. Апинян Т.А. Мир игры. СПб.: 1994. - 180 с.
200. Априорная дидактика: Воспитание личности по стержневой истине. Кн.2 Ч. 1. СПб.: Малая Академия Ис-в, 1997. - 10 п.л.
201. Ю.Аргайль М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. - 336 с. П.Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. - Л.: ЛГИК, 1990. - 156 с.
202. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.- 558 с.
203. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993
204. Н.Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М.: Искусство, ИЧЛ "Лига", 1994. -Т1,- 542 с. Т2,- 509 с.
205. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. -СПб.: Изд. междунар. Фонда развития науки, 1991. 429 с.
206. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1988.-400 с.
207. Бибарцева Е.С. Методика стимулирования творческих способностей игровыми средствами. Учеб. пособие. СПб.: СПбГАК, 1996. - 49 с
208. Введение в практическую социальную психологию: Уч. Пособие. М.: Наука, 1994. - 255 с.
209. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Отв. ред. B.C. Соколов, А.А. Ярошевский. М.: Наука, 1989. - 258 с.
210. Возрастная и педагогическая психология / Под ред А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
211. Воспитание детей и подростков. М.: Персифаль. Изд. Моск. Центра Вальдорфской педагогики, 1997.
212. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте .-Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
213. Выготский Л.С. Развитие высших психическихъ функций. М.: Изд АПН РСФСР, 1960.
214. Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6 т./ Гл. Ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982 -1989/ - Т. 1 -6.
215. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика, 1993. - 221 с.
216. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Моск. Психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. - 27 с.
217. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. - 160 с.
218. Горбунова Т.В. Изобразительное искусство в истории культуры. Опыт культурологического анализа. СПб.: Лениздат, 1997. - 208 с. -(Философия, история, искусство).
219. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометиздат, 1995. -528 с.
220. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. М.: Знание, 1996. - 288 с.
221. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: АО " Аспект Пресс", 1994. - 314 с.
222. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1987
223. Дранков B.JI. Психология художественного творчества. Л.: ЛГИК, 1991. -78 с.
224. Дроздова Д.А. Тренинг общения: игры для интенсивного обучения. -Омск: Б.и., 1992.-43 с.
225. Ершов П.М. Психология соактивности людей. Л.: Знание, 1992. - 31 с. Зб.Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование.
226. СПб.: СПбГУП, 1996. 320 с. 37.3дравомыслов А.Г. Социальный конфликт. - М.: АО "АСПЕКТ ПРЕСС", 317с.
227. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987. - 205 с.
228. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. СПб.: СПбГАК, 1996.-265 с
229. Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии: Учеб пособие / СПбГУ. СПб.; СПбГУП, 1998. - 408 с. - (Б-ка Гуманитарного ун-та. Вып. 5)
230. Ильин Е.Н. Рождение урока. М.: Педагогика, 1986
231. Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. Т.6. Кн. 3. М.: Рус. книга, 1997. - 560 с.
232. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996. - 406 с.
233. Каган М.С. Искусство в системе культуры: Сб. Л., 1987.
234. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 315 с.
235. Какабадзе В.Л. Теоретические проблемы глубинной психологии. -Тбилиси, 1982
236. Кент М. Как выйти замуж. Как победить соперницу. СПб.: Лениздат, 1992.-288 с.
237. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М., 1968
238. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельностти. М.: МГУК, 1995. - 124 с.
239. Клемантович М.Б, Косенко Л.Н. Формы агитационно-пропагандистской деятельности в клубе. М.: Сов. Россия, 1981. - 125 с.
240. Коменский Я.А., Локк Л., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.П. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. -416 с.
241. Комиссаренко С.С. Клуб как социально-культурное явление. Исторический аспект развития. СПб.: СПбГАК, 1997. - 158 с.
242. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. - 336 с.
243. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1965.
244. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1977.- 304 с.
245. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983.41.- 391 с.42.-318 с.
246. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. М., 1971
247. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд. МГУ, 1981.- 584 с.
248. Леонтьев А.Н. Филогенез образа мира // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1994. - N1. - С. 3-22
249. Гмурман В.Е. Педагогическая система А.С. Макаренко и вопросы ее творческого применения современными воспитательными учреждениями: Материалы к семинару. М., 1972. - 229 с.
250. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: Конспект лекций, опорные понятия и определения. Казань: Медицина, 1995. - 137 с.
251. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. СПб.: СПбГУП, 1996. - 286 с.
252. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. -Сочинения. М., 1984. Т.З. - 440 с.
253. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982
254. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб.: СПбГАК, 1996. -218 с.
255. Межуев В.М. Культура как объект познания // Проблемы философии и культуры. М., 1984 - с. 22-31.
256. Межуев В.М., Волынский М.А. Актуальные проблемы теории культуры. -М.: Информкультура, 1983. 40 с. - (Общие проблемы, Обзор. Информ.)
257. Михайлов А.В. Языки культуры: Учеб пособ. по культурологии. М.: Языки рус. Культуры, 1997. - 912 с. - (Язык. Семиотика. Культура)
258. Мухина Е.С. Возрастная психология: Учебник для ст-ов вузов. М.: Academia,1996. - 432 с. - (Открытая книга. Открытое сознание. Открытое общество)
259. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. М., 1960. - 115 с.
260. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: Традиции и современность. СПб.: СПбГАК, 1991. - 78 с.
261. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991
262. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. - 351 с
263. Парыгин Б.Д. Социальная психология территориального самоуправления. -СПб.: Уникум, 1993.- 168 с.
264. Парыгин Б.Д., ред. Социально-психологические проблемы человека в современной социокультурной ситуации. СПб.: СПбГУП, 1994. - 52 с.
265. Петровская J1.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982
266. Психология развивающейся личности/ Ред. А.В.Петровский. М., 1987 -340 с.
267. Петровский В.А. Личность в психологии: Парадигма субъективности: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 509 с.
268. Петровский В.А., Калиненко В.Н., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1990
269. Почепцов Г.Г., Теория и практика коммуникации: (От речей президентов до переговоров с террористами). М.: Центр, 1998. - 22 п.л.
270. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. СПб.: СПбГУП, 1994. - 176 с.
271. Практикум по социально-психологическому тренингу / СПб.: СПбГУП, 1997.- 308 с.
272. Практикум по социально-психологическому тренингу/ Спб. Гум. Ун-т профсоюзов. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СПбГУП, 1997. - 308 с.
273. Практическая психология: Учеб. для вузов / Ред. М.К. Тутушкина. 2-е изд., перераб. доп. - СПб.: Дидактика плюс, 1998. - 336 с.
274. Проблема человека в западной философии. М., 1988
275. Проблемы нравственной культуры общения. Теоретич. вопросы нравственной культуры общения в социалистич. обществе: Материалы симпозиума / Отв. ред. В. Жямайтис. Вильнюс, 1986. - 386 с.
276. Протанская Е.С. Воспитание как диалог и формирование субъекта культуры: Автореф. дис. док-pa. философ, наук. СПб.: СПбГАК, 1994. -32 с.
277. Протанская Е.С. Воспитание как феномен культуры: Лекция N1. СПб.: СПбГИК, 1993. - 14 с.
278. Протанская Е.С. Образы воспитанности в культуре отечества: Материалы к лекциям N 8. СПб.:СПбГАК, 1994. - 90 с.
279. Психология воздействия. Проблемы теории и практики / Под ред. А.А. Бодалева. М.: АПН НИИ общей и пед. Психологии. - 1989. - 153 с.
280. Психология воздействия: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалева и др.-М.: АПН, 1989. 153 с.
281. Психология воспитания / Под ред. В.П. Петровского. М.: АО "АСПЕКТ ПРЕСС", 1995,- 152 с.
282. Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека: Сб науч. тр. / Под ред. В.П. Бояринцев и др. -Свердловск, 1989. 101 с.
283. Психология межличностного познания: Сб. статей / Под ред. А.А. Бодалева. Сб. ст. М., 1981: Педагогика, 1981. - 223 с.
284. Психология межличностных отношений / Под ред А.А. Бодалева. М. -1979. - 51 с.
285. Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная / Отв. Ред. Я.А. Пономарев. М.: Наука; Ин-т психол. АН, 1990. - 222 с.
286. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., ЧеРо, 1996. - 288 с.
287. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Педагогика, Т.1., 1989. - 488 с.
288. Сергей Леонидович РубинштейнЮчерки, воспоминания, материалы. К 100-летию со дня рождения / Ред. К.А.Абульханова-Славская М.: Наука, 1989.- 435 с.
289. Ершов П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990. - 279 с.
290. Соколов А.В. Коммуникационные потребности: Учеб. Пособие для бакалавров образования / Краснодар. Гос. акад. культуры. Краснодар: КГАК, 1996.- 161 с.
291. Соколов А.Н. Проблемы научной дискуссии. Л.: Наука, 1980. - С. 35 -70 с.
292. Соколов Л.П. Человек как объект воспитания. Очерки философии воспитания. Нижневартовск, 1995
293. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1969. - 55 с.
294. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теорий культуры : Пособие для старшеклассников. М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. - 270 с.
295. Стиль и традиции в развитии культуры / Ред.Э.В.Соколов Спб.: СПбГИК, 1989.- 172 с.
296. Станиславский К.С. Работа актера над собой . М., 1985
297. Ю8.Стефановская Т.А. Система и методика преподавания педагогическихдисциплин в вузе : Автореф. дис. док-pa пед. наук. Алма-Ата, 1993. - 76 с.
298. Ю9.Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1981. - 93 с.
299. Ю.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979. - С.25 - 45, 164 -313111 .Тульчинский Г.Л. О существенном // Актуальные проблемы исследования сознания: онтология и гносеология. Иваново. 1998. - С. 54 -88
300. Тульчинский Г.Л. Технология менеджмената в сфере культуры. СПб.: СПбГАК, 1996. - 192 с.
301. У ледов А.К. Психология как интегральная отрасль научного знания : Курс лекций / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 1995. - 151 с.
302. Усенко С.Б. Педагогика информационно-просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: СПбГИК, 1991,- 17 с.
303. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. - 38 с.
304. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. -М., Просвещение. 1986 160 с.
305. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Пер. и предисл. Л.А. Чернышевой. М.: Педагогика, 1990. - 157 с.
306. Фромм Э. Сочинения: В 2 т. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева, А.В. Гулыги. Прим.: С.Л. Кревец, Н.А. Кармин: АН ИФ 2-е изд. М.: Мысль. 1990. - Т.1. -892 е., Т.2. - 822 с.
307. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981
308. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974
309. Штейнер Р. Педагогическая практика с точки зрения духовно-научного познания человека. Воспитание детей и подростков. М.: Персифаль. Изд. моек, центра Вальдорфской педагогики. - 1997. - 24 с.