Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Культурно-воспитательные основы использования традиций народного творчества в деятельности узбекских семейных ансамблей

Автореферат по педагогике на тему «Культурно-воспитательные основы использования традиций народного творчества в деятельности узбекских семейных ансамблей», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Иноятов, Миробид Жалолович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ташкент
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Культурно-воспитательные основы использования традиций народного творчества в деятельности узбекских семейных ансамблей"

РГ6 од

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ имени АБДУЛЛЫ КАДЫРИ

На правах рукописи УДК 398 (575.1)

ИНОЯТОВ Миробид Жалолович

КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКСКИХ СЕМЕЙНЫХ АНСАМБЛЕЙ

Специальность 13.00.05 — Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

ТАШКЕНТ - 1994

Работа выполнена в Ташкентском государственном институт« культуры им. А. Кадыри.

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор М. М. МУР АДОВ

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор А. Ш. ХАСАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент У. X. КАРАБАЕВ

Ведущая организация — Институт литературы им А. Навои Академии наук Республики Узбекистан.

Защита состоится « » ^.Сс^^х. 1994 г. в 14.00 часо£ на заседании Специализированного совета К 092.18.21 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук при Ташкентском государственном институте культуры им. А. Кадырг (700164, Ташкент, массив Ялангач, 127-а, ТашГИК).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ТашГИК имени А. Кадыри.

Автореферат разослан « £ > си. С 1994 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат педагогических наук, доцент

Э. ЮЛДАШЕЕ

ОБЩАЯ XAPAiuiPHC-TiiKA РЛШШ

Актуальность т?чч. Стапосден.»« ;« далы1еййс.з рая витке духовных о си on суверенной Республпкп Уабскс.стгл нйпосрсдственно сенза-но с блггополучной- акзиедэятол: гостьи одного нз первичных очагов обпестза - се:*ыь Взянойшзй социальной цонностьо ссмьн является не только Фушшлл продолжения рода, но и дуковноа формирование личности - члена общества. Ике:!!м л сспьсг, слушаноЯ "пераичноЯ . сколой" «згп)',там!1л личности, зг.клдаваатся фундс-хснг духовности, НрДРСТРСННОСТК, полоссчности, ■■J'ilj '-*-1рУ»>"СЯ СОЗКЗНИС, )!Цр0Н03Эр'3-

ииз, imaocTBOimo-TBOpvcciciw осш>ш .человека,' крторио в дальнейюеу

•сиредоллвт духосное здоровье o-5i.;ccrua, уровень культуры народа.

lie случайно, глубоко осмис-'яя роль ссяьа в развитии человечество., в ?;цллх сокррления с сну: и луггих ссчейнчх традиций, 5ЖСК0 объявил 1994 год "Годск сечьи"..'

Исходя из этого, 'сснья, .к>ч< га-'чсЯкзя ячейка общества, требует особого .внимания, всестороннего и. более углубленного иссле-довпл;:я. Из.се ><ногогрсош«х аспектаа особый ¡штерос представляет сенейчое творчество, создаодее прекр.яския условия для творческого воспитания личности. .

Одной из существенных форм т!>ог.-;с:е"ого воспитания в сеньэ являются сексйнле ансачблн и другие есмоПнкс :<у;ю;-;эсг:.>онние кол-локтквк, функционирующие на стука ¡'-плыслорл и народной педагогики* Отсяда-,проблемы семейных худолостгонт« .коллективов (ансигб-Л2Й) ЧОЛЬЗЯ ИССЛОДОП'пть в огрмзе С? cjihokv.IbTypy, без традиций народного творчества, • созданных прсдсгдеигсл&зд многих . .

поколений. Из-за того, что îasonte ^редлчо'традиции за годы тоталитарной систйвн били запрещены, с.неЯиое одсгттднкс, отрываясь ■ от своих трпдиц^опичх "корней", ilдэллао долгого,результата, что но могло из отразиться на д>?.о;,::у-"р-д»ст,»си1К>?1 облике носего . эбррства.

исходя кз г-сого bwicrfзлояенчог», »»г»ч5уз мгтугси-иость прюб-[лхют чсслйдоп »^!!;: культургго-сос«':' vot л я:.-? '• 'X сяокгой:' йспользо-1;ч«!Я трядчцнй плодного теорчсстяг- :: c:;:".::H.r!4.t гудо^сгванных юд "cntifjruc, ссзд?»гу:х духознуп с с: г-у дпя .-зир'гмппго развития сс.»«ьи и обзосина.

Стопину изученности. ппобдег';'• г..»- «!:-!гс?!иггнное язло-

«tc поучилась с козгнуч! различи«* ;rvЛ '-глс/; ггд социально-лл.ссс-Гскнл исследований Л,Г.Бол.".?за. К.В.Дав?-

каковой, С.Голод, М.С.Мацковскего, Г.М.Хамидовой и кн.др.), по-священних общим проблемой развития и функциош1рог.ашя семы:, благодаря которым можно глубже понять сущность,особенности этой важной ячейки общества*.

Существуют также работы, посвященные педагогическим аспектам семейной жизни. Это труды таких авторов, как Ю.И.Азаров, Т.А.Ата-курор, Б.Кадыров, А.К.Миноваров, З.Миртурсунов, И.М.Нурмухамедо-ва и др., в которых отражаются проблемы семейного воспитания**. Их работы представляют для нас особый инт-зрес,. они способствовали более глубокому осознанию педагогической сути жизнедеятельности семьи.

В изучении культурно-просветительной деятельности коллективов художественной самодеятельности и, в той числе, семейного творчества большую роль сыграли исследования таких ученых, как " Р.Амиров, М.В.Алиев, В.Алимасов, Г.Гафуров,М.Бадалов, Т.И.Бакланова, М.Б.Бекмурздов, Л.С.Каргин, У.Х.Карабаев, Х.Нурматов, ' Д.Мухаммадиев, Л.М.Мухамедов, А.М.Рузмегов, Б.Сайфуллаев, E.Í1. Смирнова, Р.Турсунов, А.Хасанов , Л.Умурова, Х.Шорахимов, Л.Шу-лунова,Б.Эоопов и др,

В осмыслении исторических аспектов этой проблемы важное значение имели труды таких исследователей, как Ш.Бердиев, А.Мав-рулов, И.Кунгуров, М.Нурмухрмедова, СХадиев, Ф.Якубова и-др.'

Для нас большой интерес представляют работы,посвященные традициям народного творчества. Это труды таких фодьклористогу^акАлаЕШ

H.Афзалов, Г.Джалолов, X.3api$>, К.Имздоз, М.Муродов, Т.Мирзаев, К.Махмудова, С.Носиров, О.Сафаров, Б. Сари Исакову 'Щгшва , С.Юл-дшаева и др., а'также работы, известных искусстеоведов:Т.Абидова,' Т.Б.Га4)урбекова,.М.Кадиропа, 1,1.Рахманова, Т.Турсунова и др'.

I. Афанасьева Т.М. Семья. - М.,1985 : Волкова А.Г. Семья - объект демографии. - М.,1986 ; Джавакова К.В. Семья й тенденции духов-

< ного оздоровления общества независимого Узбекистана: Автореф. дисс..... канд.филос.наук. •-Ташкент, 1994 : Голод С. Будущая семья: какова она? - М., 1990 i МацковскиЯ м.С. Социология семьи. - М,,1988; Хамидова Г.М. Семья в обществе развитого социализма. - Ташкент, I9Ü7.

2. Азаров В.П* Семейная педагогика. - U. ,1985 ; Атаку ров Т.А. "

Семья и коммунистическое воспитание. - круиза,I9B3 ; Кадиров Б. . Традиционная педагогическая культура узбекского чарода: Авто-реф.дясс. ... д-jpo. пед.нвук. - М.,1992 ; Миноваров А.К. Развитие семейного воспитании в Узбекистане. - Ташкент,1934 ; Мир-турсунов 3. Народная педагогика. - Ташкент,1973 ; Нурлухшедо-1U Воспитание дотей в ¡¿когодотной семье.-Ташкент,1УВЭ ; Пе-дйгогнка •гег-ихндан хрестоматия. - Ташкент, 1993 и др.

б

Итак, нескотря на обилие работ, затрагивающих в той или иной степени тему пешего исследования, - семьи, сеиейнсй педагогики, творческо-воспитьтельных аспектов культпросветдеятельно-сти, народного творчества, однако,до сих пор проблемы семейного творчества ч, о частности, социально-педагогические аспекты использования традиций народного творчества семейных олсакблей практически остаются не исследованными.

Исходя из этого, цельр ншгей работы являются исследования культурно-воспитательных аспектов использования традиций народного творчества в семейных ансшблях Узбекистана, выступавших ■одним из важнейших факторов духовно-нравственного развития членов общества.

Данная цель предопределила решение ряда задач:

- определение роли и места народных традиций в деятельности узбекских сеиейных ансамблей,; ,

- рассмотрение специфики семейных ансвиблей как. одюй из существенных форм народного творчества;

- изучение процесса использования традиционных жанров в культурно-воспитательной деятельности сеиейных худолсествешых коллективов;

- разработка научно-методических рекомендаций по совершенствовании культурно-воспитательной деятельности семейных ансамблей;

- выявление основных тенденций развития деятельности семейных ансамблей. '. ....

Объект исследования - социально-культурная' деятельность' семвййых худокестшнньх. коллективов. •

Предмет исследования-культурно~зосд>!тат9льныз аспекты использования фольклорных традиций и творчестве секейиьх ансашЗлэй.

Методологической основой исследования'явились идеи, воззрения мыслителей» ученых об-общечеловеческих ценностях, о семье, воспитании, народных традициях. В процесса работы автор использовал труды таких мыслителей Востока, как ал-Фараби» ал-Ееруни, ■ Махмуд Коигари, Юсуф Хос'Хояиб, Алииер Навои, Бабур, Фуркат, йит-рат и т.д. В то кэ время автор опирался на работы современных философов, ученых-педагогов, фольклористов, этнографов, искусство-, подо г?, культурологов'и теоретиков культурно-просветительной дея-

• '6

тедьиости^. . .

Метели я кстс>чн'-;ки исследования. В процессе работа >или были испсЛьзсе?^ следующие методы: включенное программированное.'. наблвдон::е за деятелькостьи семейных ансамблей по использовании с^.ц.клзги::;-: проиэзедоний ; анкетирование членов семейных ансамбле" зз процессе республиканских конкурсов-саотров ; интервьЕ-б.о,- ' сед?;, с руководителями сомейн«;х коллективов, с помощью которых ми попутались собрать материалы о современной состоянии, проблемах и достижениях семейных ансамблей.

В работе таххо используется историко-типологический. «етод, с помощью которого исследуатся образци традиционного творчества, соседние в репертуар узбекских ссмейкых ансамблей, исполняющих народные песта:, музыку, цостони, кизикчилик, аския, номера, циркового искусства.

¡¿атеркал:»', собранные в процессе республиканских и областник смотров-конкурсов се«зЯн-х и фольклорш-этнографических анешб-леЙ, яеи;ысъ осноанюм источника!«! исследования,

Нс.уц>:гк номзнгу исследования. зсклвчается б следующем:.

- деятельность современных творческих семейных илс&иблей рассматривается как особое направление в современной узбекской худокественнси творчестве ;

- выявляются особенности современных узбекских сшейных самодеятельных ансамблей, показывается, их место и роль з разви-. тии худокестзенной самодеятельности ;

- посредством анализа репертуарной деятельности еемодеятель-■ них ансамблей показаны пути и определены возможности использования фольклорных традиций а социально-педагогической деятельности семейких сь-ходе я тельных коллективов ;

- определены возможности культурно-просветительных -учреж-.дений при ссвоен::и и пропаганда творчества семейных ансамблей ;

- выявлены факторы влияния сеыеПнцх самодеятельных ансамблей на- воспитание человека с помощью народных традиций и обычаев ;

- проанализированы исполнительское ыаетерство сшейнах творческих ансамблей и коллективов, особенности импровизаторского искусства, воспитательно-просветительская сущность произведение репертуара.

I, Список использованных источников смотрите в библиографии, приложенной к диссертации.

- выявлены тенденции развития семейных ансамблей и научно-методические рекомендации улучхения их деятельности.

' Теоретическое и практическое значение работы. Материалы, идеи, выводы, содесхгациеся в диссертации, когут бить иепользоаа-ны научными работника)/«, занимающимися педагогикой, историей, фольклористикой, этнографией, искусствоведением, а такяе могут быть ценными для студентов вузов культуры и искусства, прзкти- . ков культг.росветработы.

Материалы диссертации мохно использовать при чтении лекций в вузах по таким дисциплинам, как фольклор, этнография,культурология, искусствоведение, народное творчество и т.д.

Результаты исследования по развитию и распространению деятельности семейных ансамблей могут найти свое применение в работе культурно-просветительных учреждений,' республикански^' и областных научно-методических центрах по НТ и КПР.

Апробация работы. Идеи автора о развитии народного, творчества, художественной самодеятельности, творчестве семейных ансамблей более 10 лет используются в читаемых лекциях и проводимых занятиях со студентами факультета "Народное творчество" в Ташкентском государственном институте культуры ип.А.Кадыр».

Основные концепции диссертанта нашли свое отражение в -¿-ест!! публикациях автора.

Ряд предложений автора, представленных. Республиканскому научно-методическому центру по народному творчеству и культурно-просветительной работе нашли свое отражение- в практике клубных учреждений по улучшению их работы с семейными ансамблями.

Основное содержание работы изложено в выступлениях автора на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Ташкентского государственного института культуры : нм.А.Надари (1965, 1986, 1987, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993 годы). . .

Диссертация обсуядалась и рекомендована к заилите ка сов— местном расширенно« заседании кафедр культурно-просветительной работы, народного творчества, народных музыкальных-инструментов, народной цузкяи, детской литературы и библиотечной работы с детьми Тшгяентского государственного института культур кнзни А.Надари, ' '

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трзх глав, заклачения и списка литературы. . .

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во .'введении обосновываются актуальность проблеш, рассматривается степень ее разработанности, изучается объект и прэд-ыет исследования, сформулированы цель и задачи, ьшгвляется методологическая основа, определяется научная новизна и практическая t ценность диссертации.

В первой главе - "Традиции народного творчества как основа культурно-воспитательной деятельности семейных ансамблей" - исследуются теоретические аспекты народного'творчества, традиционного воспитания в семье, проблеш и пути использования фольклорных традиций в семейном творчестве.

Народное творчество, своими корнями уходящее в глубоки древность, найдя свое отражение в быту, труде, досуге, обрядах, праздниках и'т.д., постепенно, на протяжении тысячелетий, приобретало особые форш и жанры: легенда, ыифы, сказки, сказания, поговорки, пословицы, песни, представления, прикладное искусство и др. С появлением и развитием различных этносов у каждого из них появляются специфические, традиционные для них жанры, как, например, у узбеков аския, достаны, творчество халфи, искусство дарбозов, масхарабозов, кизикчи, кугируокбозов и ын.др.

На протяжении веков традиции узбекского народного творчества .в таких его разновидностях, как искусство сказителей-.бахши-поиров, певцов, аскиябозов, масхарабозов, танцоров,. дорбозов и других превратились в составную и неотделицую честь жизни народа, явились источником для появления многих форм современной национальной культуры и искусства .

Из достоверных научных источников известно, что самостоятельные коллективы дорбозов (канатоходцев), аскиячи, кизикчи, ыассово-эрааищного искусств« (тамова), кугирчокбозов, касхарабо-вов, фольклорно-этнографические, песекна-музыкальшв, семейные . творческие» группы, демонстрируя свое искусство, выполняли культурно-просветительную, воспитательную работу, dio не случайно, ибо в народном творчестве глубоко заложены идеи, традиции народной педагогики, где содержится огромный арсенал воспитательного опыта, накопленного тысячелетиями представителями многих поколе-

I. Ыуродов U., Эгамов X,, Аврафхукаея в. Хллц ижодиёти аиъ&наха-рм ва изданий-шърхфяй цуассасалар.- Тошкенг,1В89. 3-4 б.

Анализ различных источников, з частности, искусствоведческой, этнографической, педагогической, фояьклороаедческой литератур;, подтверждает мысль, что -традиционно на Востоке одним кз важных наг.ррвлений развития народного творчества была семья. "На протяжении многих веков семья была не только- "первичной школой" воспитания детей, ко и в&хнейдим "каналом" передачи творческого -опыта старшего поколения младаему, действенным очагом существования и развития народного искусства, использование которого в повседневном быту ныне становится чрезвычайно актуальным"*.

В условиях Средней Азии, где родственные' отношения и семейные традиции были наиболее прочны, почти все профессии, ремесла, опыт передавались от старшего к младаему поколении как должноа, закономерное явление по "законам предков".

Существовали целке династии, в том'числе к по художественному творчеству и профессиям, как, например, "асхиячилар сулола-си", "кулолчилар авлоди", "до'рбозлар сулоласи", "бахшидар суло-лаеи" и т.д. ' ' .

Итак, семья на протяжении многих веков была одним из прочных очагов сохранения, передачи опыта и развития традиций народного творчества.. Однако, ¿о время правления тоталитарно-;; систем*, в период "борьбы" с национальными обычаями,семейные традиции, ' преемственность были нарушены и многие формы семейного творчества были утрачены. .

8 конце века, когда духовное наследие стали зозрождать, на основе синтеза традиционного и современного-, семейного творчество, получая "второе рождение", начало приобретать новые интересные формы: появились различные семейные художественные коллективы. Одной из таких форм в области музыкального семейного творчества явились семейные ансамбли.

В работе прослеживается, как возрождение традиций народного творчества благоприятно- воздействовало на популяризацию'-семейного творчества и особенно на развитие семейных ансамблей. В настоящее время, по данным научно-методического центра НТ и КПР, ■ а" республгяе действу»? более двухсот езм-эйкых самодеятельных ансамблей со сложившимся репертуаром, способствующих ресенип поспи-

¿. Карэбаэв У.Х. Традиционное ¡¡аоодгое творчество: проблем воз- • рождения и раагятия. - Ташкент: Сан, ¡991. С.43-44.

тателькых, художественно-эстетических задач.

Изучение современного состояния и проблем народного самодеятельного творчества способствовало выявлению того, что среди . населения .потребность в занятиях семейным творчеством большая. В частности, в социологических у.аследосаниях, проведенных нами > совыесгно с ?ес г.у бл и к а иск у у. каучно-х.етодпческ.чм центром НТ и КЯР,< в пяти областях Узбекистана на вопрос "Каким видом.творчества \ хотели бы Еы заняться в свободное Еремя?" 62 процента респондентов отдали предпочтение се:.:ейноьу творчеству.

Семейное самодеятельное 'гворчестзо, объединяя огромное кал-личество лгдей, считается дозелъио сложным общественно-педагогическим явлением. Оно создает в культурно-бытовой жизни благоприятную воспитательную, творческую сроду,

Сэмайкые коллектива народного художественного самодеятельного творчества Узбекистана, опираясь на семейно-бытовке традиции, ритуалы, обряды, мероприятия, праздники, торжества,-обогащали свое творческое и исполнительское мастерство, играют закнув роль в духовном развитии подраставшего поколения, что гармонически вписывается в современный процесс самодеятельного творчества.

Одним из факторов, присущих художественным, самодеятельным .семейным ансамблям, является то, что в них наиболее ярко прояв-. , ляется их связь с зтнокультурой, традиционной народной педагогикой, что позволяет им выступать з качестве одной из форм традиционной педагогической культуры.

Самодеятельное творчество в" сэмье протекает обычно вне ра; ыок деятельности стационарных, клубах учреждений, дома - в кругу родных и близких. Оно тесно связано с традиционный укладом • ! жизни, культурным отдыхом, обычаями. С учетом отой социально-педагогической специфики культурно-просветительные учреждения дояж-..ны оказывать на оне.члубг^с форма - семейные ансамбли "не столько непосредственное организационное, сколько методическое, стиг-ули-руицее воздействие, формировать вохруг них общественное мнение"-1. Важный представляется и то, что результаты деятельности семейных ансамблей должны демонстрироваться на разнообразных массовых мероприятиях кудьтпросветучре&дений, в частности, на традиционных праздниках,.фестивалях народного творчества, смотрах-конкурсах,

I. Амуров Р. Пути педагогического руководства внеклубнымя формами самодеятельного художественного творчества: Аатореф.дисс. ... канд.пед.наук. 1922. С.2.

что будет способствовать привитие дгбви к традиционной семейной культуре, ее популяризации и утверждению.

. Анализ культурно-воспитательной деятельности семейных ансамблей позволяет нам выявить слодукциё оснозные пути использования традиций народного творчества з их творчестве:

'I') исполнение традиционных жанров без изменений, как этнокультурной ценности ;

2) на основе народных традиций создание нозых и перерабо-' танных произведений ;

3) сочетая традиции и новаторство, создавать оригинальные национально-современные программа;

Ео второй главе - "Вид^ сомгйных художественных коллекти— воз и их творческо-зоспитательная деятельность" - ксследуится общие и локальные особенности семейных художественных коллективов, основные жанры и виды народного творчества, используемые в их воспитательной деятельности.

Изучение репертуарной деятельности популярных семейных ансамблей республики показало, что одни из них дэлаит акцент на исполнение фольклорных песен, другие на традиционную духовную цузыку (ансамбль сурнаистов), третьи - эстрадную переработку традиционных мелодий, четвертые - на синтез жанров устного творчества, музыки, циркового искусства и т.д.

3 то же время семейные коллективы, опирапцйеся, прежде всего, на местные традиции, не похожи друг на друга по своему составу, возрасту участников, оригинальности з'создании программ, ре- ' пертуара, манере исполнения.

•В результате исследования проблемы мы пришли к выводу, что семейное самодеятельное творчество, опирающееся на этнотрадицик, может включать в свой'репертуар: а) народное песенное творчество; б) народные танцы ; в) литературное импровизационное искусство ; г) народное музыкальное исполнение; д) искусство аскиячп и к(изи!$чи ; е) дастанно-сказительное искусство ; ;;;) искусство тамоши и мн.др. "

Каше исследование ведущих семейных ансамблей, подтвердило и то, что в их деятельности особое место занимает песенное творчество, в том число такие его разновидности, как алула, ялла, лапар, улан, а Та к?, а народные календарно-обрядовыс песни: свадебные (ёр-ёр), трудовые ("майда-мзйда"), природные и т.д.

Традиционные народные песни, исполняемые семейными ансамблями, отличаются своей простотой, формой, глубокой содержательностью, неповторимой звучностью и своеобразными ритмами.

Песня, как и другие произведения многообразных фольклорных канров, является действенным искусством, не утратившим свою культурно-воспитательную сущность. .

Анализ репертуара семейных ансамблей показывает-, что народные песни выполняют важные идейно-художествённые, нравственно-воспитательвдо задачи, в частности, такие произведен:!.':, как "Бекасам тунлар кийиб" ("Одев халат из бекасама"), "Хон зулми" ("Ханская тирания"), "Взц-вака турам" ("Вак-вака мой господин"), "Оманёр", "Ёр-ёр", "Азкм дара" .("Великая река"), "Танозар", "Во-хай бола", "Хилкла ёр", "Золим хоким" ("Злодей хаким"), "Туй му-^борак" ("Поздравляем со свадьбой"), "1!абриканинг йулмда" ("Фабричная дорога"), "Мехрибоняар хормаигкз" ("Не уставайте, дорогие"), "Дустлик кушиги" ("Песня дружбы"), "Колхозчи кизлар ¡>-уши-ги" ("Песня дёвушки-колхозницы"), "Чамандагул", "Ойбустон", "Тикув-чи ¡;из куоиги" -("Песня девушки-портнихи"), "Оллача-анор" ("Яблоко-гранат"), "к,аман ялла", "Сой буйвда'\.("На берегу сая"), "Ой. камол", "Сакгар", "Майда", Талдир", "Айлама", "Офарин" и др.

Творческое использование форм традиционных народных песен, Обогащение их стиля и содержания в состветствии с нравственно- ' педагогическими трзбованиями времени, традициями исполнения в современных мероприятиях является облики особенностями семейных творческих ансамблей Узбекистана. Древние по своему создания пес-• ни "Хуп -майда", "Урз>-;чн куЪ:гн" ("Песня .г.неца"), "СусТхотин", "Войчечак" и другие слукат идейно-худо;.-сстззнно»у обогащению проводках празднично-массовых-мероприятий.

.В диссертациокной работе подвергаются паучиоф анализу не-, полнительно-кмлроапэаторгкое искусство, особенности репертуара. Объектом анализа также стали нравственно-воспитательная роль се-1/йй>ых самодеятельных ансамблей, их вклад ь обогащение традиции устоз-шогирдаик'(учитель-ученик)!'

Из истории уз.бесскоГо дастлнного искусства известно творчество талантливых бахии-покро.а. Закономерности традиций династий мастеро» художественного слова ярко ьыракаются в деятельности Сахан-влиров. Подтверждением этоцу может служить династия.бахши-¡цокро» кз Хорезма Бода 'бахай (Курбанказара Абдуллаева), который уже перепел 90-летний рубеж. Сказ«тельскую традицию Бола бахая

фсдоккапт зге- сыновья Яорбек бахси, Ь(а?я;суб бахки, 'мтназар бах-Етциавой б-тени.

Другим примером цокет служить династия Кадара Рахима углы, :отсрий знал более пятидесяти дастанов, воспитавшего более двад-дати учеников, в том числе своих сыновей, которые продолжают де- . ю талантливого бахши.

Узбекские семейные творческие ансамбли вне зависимости от IX направления, стилевых особенностей характеризуются в большей :топени музикально-танцевзльши исполнительским репертуаром.

Танцевальное искусство, являющееся одним из самых дрезних зреди форм худояественно-иассовой культуры, в соответствии с тре-5овациями жизни появилось а качестве выражения духовно-творче-:кой потребности человека. Национальные игры, лапары и ялла, ис-юлняемые з танцах, наполнены висим.«! человеческими идеями, цен-юстяыи нравственной педагогики, составляющими культурное наедено народа. Кроме того, важное место в узбекском народном творчестве занимают танцы в синтезе с. музыкой. По этому поводу М.Рах-<аном пикет: '"Узбекское танцевальное искусство, как и болыпинст-зо видов и канров исполнительского искусства, имеет более чем ^вухтксячелетнюя историю. В ном мы встречаем процесс труда, в памятниках изобразительного искусства, относящихся к первобытно-<?/ строя-,• мы видим пантомиму, которую изобрахгют люди"''.

Танцы, йгр.2 многих семейшх ансамблей сопровождаются лапа-рами и ялла. Вместе с тем,з творчестве семейных ансамблей особое jec.ro занимают" детские танцу и игр1;. Одной из характерных особен-юстей является то, что все участники ансамбля, вне зависимости уе возраста, танцуют, исполняют песни, лапары, ялла, которые ео-;тазляюг их основной репертуар. Репертуару семейных ансамблей сдздой области присущи своеобразные танцы» игры, лапары, ялла и

В диссертационной работе та.ете исследованы проблемы тради-, нш и современности и искусство з&лДа - г.анра, свойственного только Хорезмской области, проанал:<зкрова1г<* особенности исполнения ншаро;? семейшил само дек?ель!шансамблями Ферганской долины. 1аученя общественно-педагогическое значение искусства аскня, -чп-янри.

Праздничные мероприятия, свадьбы, да и повседневная :гнзнь ' ;. Рахманов Н.Р. Узбек театри. - Тоикент: "Фан",.1975. С.27.

народа не обходятся без острословил и шуток, являющихся важным источником формирования мировоззрения, критического, нравственного осмысления жизни.

В историческом развитии, обогащении и сохранении жанра ас-кия большая роль отеодится ссмейным династиям. £го подтверждается творческой деятельностью ряда династий аскиячи, успешное выступление в данном жанре семьи Гаиба Гуйчиева, Юсуфдзкана кизикчи и его сыновей Зайкобиддина и Мадамина Шакарджановых, внуков Д:«а-маладдина и Садикджана, знаменитого Хафиза Мулла Туйчи Ташмуха-медова и его сыновей Абдулкасыма и Эркина Туйичевых, таазкентцев Абидаана и Сабитдкана Асадовых.

Кумзльный театр, фьрмирукщий первоначальные нравственно-эстетические идеалы у детей, основан-на устной импровизации. Этим искусством могут овладеть только те, кто прошел путь ученичества рядом с опытным кукольником и может получить почетное эва-нио "кугирчоцбоз" ("кукольник").

Среди семейных творческих групп, коллективов особое место занимают палвонлик (богатырство), канатоходство, клоунада,дрессировка различных зверей, которые во многом опираются на семей-, ные традиции устоз-шогирдлик.

Семейные художественные коллективы Узбекистана имеют не только общие, но и региональные особенности. В кавдой местности больше используются те жанры народного творчества, которое у них традиционно популярны. Остановимся на некоторых особенностях репертуара семейных коллективов.

1. В семейных ансамблях Серганской долины широкое распространение имеет исполнение "катта ашула" с помощью тарелок. Здесь один или несколько солистов без сойровокдения цузыкальных инструментов исполняют то в одмочку, то вместе в один голос народную песню. Этот способ исполнения считается наиболее сложным. Женщины исполняют с помощью тарелок или в сопровождении дойры народные песни, лапары, ялла.

2. В семейных творческих ансамблях Самаркандской и Капка-дарьинской областей с древних времен известны семейные традиции сказитсльного искусства - бахаичилик, песекно-танцевадьний жанр "Бешцарсак", в котором одновременно исполняются песня и танцевальные движения. Исполнители совместно с помощь» хлопков создают разнообразные вариации звуков, сопровождающих пеенв. и танец,

3. В семейных ансамблях Бухарской области распространены

народные песни "мавриги", которые также исполняются в песенно- . танцевальном стиле. Однако,в "мавриги" ватное место занимает инструментальная классическая музыка.

4. В семейных ансамблях Хорезма широкое распространение имеют искусство халфа, дастанное сказительство, айтишув, местные фольклорные песни, танцы. Здесь танец и песня сопровождаются игрой на дойре, гармони, таре, кайрак (кастанетке), а иногда исполняются без цузыкальногз сопровождения. .

5. В семейных ансамблях Сурхандарьи особое место занимают традиционные народные песни, искусство народных сказителей (бах-ии-шоиры), игра на чанковузе.

6. В семейных ансамблях Ташкентского оазиса -особенно популярно исполнение песен в сопровождении четырех музыкальных инструментов - танбура, дутара, гиджака и дойры - одним или несколькими солистами в один голос.

В третьей главе - "Исполнительское и творческое мастерство семейных ансамблей" — исследуются общие и отличи-

тельные особенности исполнительского мастерства семейных творческих коллективов, специализирующихся на различных фольклорных жанрах, выявляются пути повышения мастерства ансамблей.

Мастерство семейных творческих коллективов основывается на_ гармонической связи музыки, слова и исполни!ельского искусства. Благодаря творческому мастерству членоз семьи,достигается необходимый результат, имеющий культурно-воспитательное воздействие на публику. Только достаточный уровень исполнительского искусства позволяет семейным коллективам продолжать традиции предков и развивать их.

Анализируя творческое исполнительское мастерство и выявляя проблемы этого процесса, даются научно-методические рекомендации, улучшающие творчество, в том числе культурно-воспитательную деятельность семейных ансамблей республики: :

1. Фольклорно-эгнографические, семейные ансамбли, усилив внимание на локальные, особенности фольклора, должны сохранить традиции и оригинальность народных песен, лапароп, ялла, танце-зальных игр, воиедщкх в их репертуар. :

2. Необходимо создать условия для широкого использования «счезащнх сейчас, но популярных в историческом прошлом ценных фгэыкалымх инструментов (чанцовуэ, сибизга, буломон, кушнай, шу-

валдак,, уд, к?биз "и

3. Во многих местах одной из особенностей семейных саыодея-тсльных ансамблей является двуязычие при 'лсполнекии тенета репертуара произведении, т.е. узбекско-тоджикскке, узбекско-турк-ыенскис, узбекско-киргизские, узбекско-карахалпакские созвучия. вира.улатся'очень часто. В силу этого также необходимо обратить оссбос внимание на развитие этого явления.

4. Семейке 'я фольклорно-этногрсфические ансамбли долясны подумать о своей одежде, о костюмах для выступления, так как одевда играет вахную роль в каждом творческом коллективе и является отражением культурных этноособенкостей региона.'Одежда участников ансамбля долгла гармонировать с содержанием, идеей, художественностью репертуарных произведений. Она должна свидетельствовать о художественном пкусе, отражать историко-культурные традиции. К сожалении, одевда некоторых самодеятельных ансамблей подбирается без учета традиций и современного вкуса.

5. Необходимо избегать лишних действий, импровизаций, находчиво вести поиск репертуара, творчески пользуясь богатой исполнительской традицией.

Многогранная деятельность и высокохудожественное мастерсФво семейных художественных коллективов способствуют решению ряда' задач, стоящих перед обществом, в частности:

- формирует бережное и уважительное отношение к культурному наследию предков ; . •

- помогает продолжать и развивать этнокультурные традиции общества;

- создает благоприятные условия для культурно-воспитательной деятельности в семье ;

- содействует разумной организации свободного времени, интеллектуально-творческому развитию членов семьи.

В заключении диссертации излагаются логические выводы, обобщающие итоги, вытекающие из содержания работы, подчеркивается необходимость дальнейшего изучения многогранной деятельности семейных творческих ансамблей.

В итоге работы определяется основные тенденции •

тазпития деятельности сечейшк ансамблей , состоящих из слоцучяг,;« п у .т е й :

- проведение и создание целостной системы поэтапной организации конкурсных мероприятий садейных ансамблей в районной, областном, республиканском масштабах ;

- осуществление целенаправленной пропаганда деятельности лучших семейных ансамблей через областные и республиканские средства массовых коммуникаций - печать, радио, телевидение и т.д. ;

- обеспечение демонстрации лучших достижений семейных ансамблей, на международном уровне.

Эти пути являются важным стимулирующим фактором развития культурно-воспитательной деятельности семейных ансамблей.

Основное содержание диссертационной работы излонено в следующих публикациях:

1. Толаб ва эхтиёя //Совет Узбекистони санъати. 1986. У 6. 0,3п.л.

2. Халцим камолини куйлаб утархан //Совет Узбекистони санъати. 1986. 9 8. 0,5 п.л.

3. Начсе? Х^жвииёзов куйлагенда (Когда поет Наксет Ходяа-шяаов) //Совет Узбекистони сшгьатн. 1987. № 4. 0,3 п.л.

4. Тугма истеъдод //Санъат. 1989. № 7. 0,5 п.л.

5. Цойилмиэ уста //Санъат. 1991. № 8. 0,3 п.л.

. 6. 'Халц икодиёти ва бадикЯ^заскорлик (Народное творчество ~~ I художественная самодеятельность): Холн; доншимандлиги сабо^лари Научный сборник).- 1993. 0,8 п.л.

• Имеется такяе ряд научных статей о проблемах семейного творчества в тайих республиканских газетах, как "Узбекистон адабиё-•и ва сеньати" (1991, 6 декабря, статья "Сердило чалма"), "Ишонч" 1992, 18 мая, статья "Дасталар тунгичи") и т.д.

"УЗБЕК ОИЛАЙЛп АИШИЛЛРЯ ФАОШЩА

ХАЛ1-; н^о/дьти АНЫНАМРШН •ОДАЛАШС-

1ЫНГ ШЖЙ-ТАРВДиЭД АСОСЛАРИ" мавзуидвги номзодлик диссертациясининг н • а з м у н и .

.Сила >^ар цавдай ¡т.амиятнинг му^им учоги сифатида эвлодларни тарбиялиада ва халц иьодини таравдий эттиришда катта а^амкятга эга булиб келган.1у сабабдан оилавий т.одий ва тароиявий авраснни урга-гиш >;зми>иа д о л з а р б муакколаркдан бири хисобланади,Зеро,мус-гацил Узбекистоннинг миллий истицлол М3!ркурасини яратилиашда оилавий и».од ва таронянинг урин шубхасиз пксакдир,

Хсьирги вактда оилавий бабник иьодиинг дш^.атга сазовор шакл ларидан бири-оилавий ансамйл ва Оошца курини'^даги ммоалардир.Шун-даи келиб чициб.ыазкур таАКИк,отда оилавий хаваскор иь.одкорларнинг куп цирралк иь.ткмоий-мадьнии ва тарбиявкй фаолиятларииинг узиго хос хусусиятлари ва асослари урганилган.Ушбу долзарб муамиога бапшлан-гаи диссертация кириа.уч 6об,хулоса ва адаоиътлар руйхатидаи ташкил топгвн. "

Ьиринчн боб-"Халц и^одиёти анъаналари оилавий ансакбллар' ^а-олиятининг маданий-тароиявий всоси си^атида"деб нонланибуунда узбек оилавий внсамблларини халц иьодиёгининг бир шуьоаси сифатида.улар-нинг фаолиятидв ха'Л1( ижоди анъаналарининг тутган узигв хос хусусият-ларини.оилзвий и ¡под бидан бадиий хаваскорлик.уртасидаги узаро Оог'лич лиги ва ало^аларини миссий типоло.гшс тадциц ■зтиб,т.тииои11-тарбиявий ахамияга молик а с о с л а р -к н и атрофлича илйии-нвзарий теплил этилган.

Тад^икотчи "Оилввийгбадний ь.амоалнр турлври ва уларнинг ижо-дий-тарбиявий фволияти" деб номланган иккинчи бобда хозирги замон узбек оилавий бадсий хаваскорларидзн халц иа.одининг турли ь.анрларн-да фаол шугулланиб келоётгвн Гойиб ота Туйчиевлвр.Цурб-ониазар Абдул-лаев (Бола бахии)лар,Ах,»8Д!>,он Муродовлар,Калика Собировалар каби ва • бошца саиъаткорларнинг и>.роларидаги .халк ,и*.оди намуналари ва анъано-вий устоз-шогирдлик хэмда с'улолавиилпкни то-хлил этиб,уларнинг мада-нИй-наьрифий тадбирларда тугган му.\им таълим-тарбиявий фаолиятлари-нинг асослврини кенг илмий ёритяб берган-.

"Оглавнй аксамблларнинг'иа.рочилик ва икод^орлик мв^орати" деб номланган учинчи бобда,оилавий внсамбллардеги ижодий-тарбцявии му-хит.хал^ ¡¡едагогикисининг »оили куринииш си^атидаги ворисликкинг тут ган урни,бадика>гуйлик ва миллий чолгу асбоблврида и^одии-илрочилик макоратининг ба'ъзи ч^рралари ва Су омилларнинг а^ло^ий-зстетик в>;а--мияти тадциц этилган.

Хулоснда тэлцицо? давомид« тахлил зуилган масали ва нуакмо-лардап кслиб чмслб, умумий асосий нлэариС якуилг.р.илмш.-амалпй Тйкляфлар,оилзхиН tí 3741 иП ачсо»<бллар па >;.мчпларч!)>!г халк ии.одвоти анъпналау.ягз бой (раол/лт-.-иан ¡¡ад-шм-иаърифии муасгасьлар иьи ^айда тадбирлариДа фоидалажшшшг хаётга тадбич этила осп'лзган :<ал1(-чил уолусларини Taparçi-;:ul эттириа: вз бос^ичлн равняй« тунан,вилоят республика ва хпл^аро Н1!ь;ёслэр^да твргиб-тавЕК!? этиш г.у.члари с'ел-гнлаивди-. -

Мазкур тадчикотнинг acoc;iii наззрий-амалкй м а г, с а д » гарихан илднзи чадимроц булган.акко бугуиги кундв янги ¡¡.:;лолар 5илпн ^аетим'изга сиигиб кираётг&н ва ёиларимиз ахлочийтбадиий-зсте-гик тарбилсида му^им роль упиастгаи.халч нглодиётннинг турли язпрла-■»ида иурулланаётган узбек силавий бадикИ нь.од ансамбллари ва улар-1инг бой изданий меросимизга чзндай хиосв цушиб квлаетганлипши ва иктимоий иоъновиП турмузда,халц педагогикасида тутгзн урниии >;ам~ la в в з и ф а л а р- и н и тэхлил вп тадцич этиш, куп циррали фа->лиятларидаги халк и&оди анъаиалпркдаи фоидэлаийвшшг ма^аниЯ-тар->иявяй аооола'рини урганишдетс ута долзпрб нуамкопн илмии умумлаЕТН-шб.бритиб беришднн иборат.

Ишнинг у сл у б и й а с о с и цилйб Laprç алломалари.олим-ариинг. унуминсонн'Й кадриятлзр, сила ,тарбия,хал.1; ¡ГАОдпётнга тэаллуц-и ыаърифий-а^лочий роя лари .¡japais лари ва бадлий эстетикой.;нг ыудим онун ва' тушунчаларн.халк анъанавкя педагогикаси.нздакий-ыаъри^нш шларига оэд таздй^отларида илгари сурилган назэрин ва аналиП фикр--ар.иайлумотл'ар олинди.

дисоертациянниг я и г и л и г и -узбек рилавки бадкип илод-орлариНииг надз ний-тарбпя вифаолилтсга 'баридлангзн мавзу^да но-ографик тарзда ушбу ишдапнш бириичи бор урганилмокда.

Тадчицотнинг нлмий-назарий eu ямэлий циммати иундак ибордтки, ига аоос булган манбалар ва хулосалзрдан хал к иг-.однсти зза халц эдагогикаси буйича укув дароликчзрн тузицца.олий учу« кртлври зкция ва оеминар машгулстларидз,вилоят ва республика халч т.одиёти з маданнй-маърифий муасспсалар илмий-уолубий мархазларида чуллани-ши мумкин. . •

The ther.s of tho tliesis of I.'. InoyatovJs i "Cultural educational basis of using traditions of amateur talenta In the activity of Uzbek family ensemble.

assutii

not only economical facts but the political-social, what support*, th<i facts what supports of art independence as cultural -educational, iddoloaical-woral facts.play a groat rola iir Uzbekistans recognition £.s an independent country in international ureana, these facts always take, the consideration the for- . rnation of our people as a nation,, they help in their development.

national culture,, literature, history, ethnography the unity of the language and the traditions of the folic ar-t arc ono of the facts.

For instance • folic art is coning to our node of life, family day by day, that's why we have to take into_ tho consideration and it is impossible to create their development. Ilov.days the actual problem of o.ur life is to learn amatur performances from • the scientific point of view, that is the Rain problem of our cultural-moral life. This problem should be investigated.

So v;a have to study folk 'art to find the way how can we use it to our life, we should shovi it's cssence in our scientific, works. Because folk art is the main source of the national in--' dependenco. . • f

Family amateur performances development, in it's upbringing, this problem is very actual at present time. "

Family is the main activity of men's life, "¡e know that family ic tho foundation of ths Society,in every system from the scientific point of view the subjective and objective futurilj of the family is the actual, social phenomenan and these phenomena-lies must be.investigated as a nessiclty of "the life.

The author wants' to show the features of the family amateur performances in our social-cultural life, he pointed out to it's features what can be researched, their relation to folk art, he wanted to mark tho.connection of the family amateur performances, their relation, .he tries to explain th'at their features must be comprehonsed he would like to show us their soclal-ppdagogical abilites what can help- us to upbring our youngiters, using their traditions of the folk art and all those phenomenanses are lightei frou the scientific; point of view.

The author marked the family amateur performances' us Ooib ote Tulchicv, Qurbonnazar Abdullacv, (Kola Bakhshi) iikhadjan I'urodov.

IJalika Sabirovu thesa fuaily anataur performances play ¡jraat rola in educational problem, and. ha finalised it.

The Dissertation deals with general hunan traditions, aesthetics, and.also people traditional pedogigaes it's social- moral/ cultural-educational pincaples.

It was showed more than thirty examples of tha family amateur perforaancas their cultural-educational principles, their activity ohpt was1observed by the author..

Tha innovation of the scientific work and its practical and theoretical bases ore that: fanily aaataur performance tradition and their'use also, their soeial-padagogical abilities, wera. investigated for the first' time as a ¡sonography.

This dissertation can be used as a school-appliaacss In higher institutions, establishments.

Подписано я печать — Формат бумаги бОхМ'/и. Бумага типографска» .4» I. Печать .РОТАПРИНТ». ОЗъеа f( С Тираж PC Зака'з 1 . . ф

■ Типография изда гельства «Фаи» АН Республики, Узбекистан.' ' 700170 Тешкеят, пр. И. Гопытго, 79.