автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности подготовки организаторов народного творчества высшей квалификации в Узбекистане (состояние и перспективы)
- Автор научной работы
- Маликова, Севар Саматовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ташкент
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Особенности подготовки организаторов народного творчества высшей квалификации в Узбекистане (состояние и перспективы)"
министерство по делал1 культуры республики узбекистан ташкентский государственный институт культуры имени а. кадыри
На правах рукописи УДК. 374.7. + 378
Д1 АЛ IIКОВЛ Севар Саматовиа
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОРГАНИЗАТОРОВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В УЗБЕКИСТАНЕ (состояние и перспективы)
Специальность— 13.00.05 — Теория, методика н организации культурно-просветительной деятельности
автореферат
дшсергацни на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
ташкент—193:5 г.
Работа выполнена па кафедре народного творчества Ташкентского госу дарственного института культуры им. А. Кадыри.
Научный руководитель
доктор филологических наук, профессор ДЖАЛАЛОВ Г. А.
Официальные оппоненты
доктор педагогических наук, н. о. профессора АЗИЗХОДЖАЕВА Н. Н. кандидат педагогических наук, доцент ТУРСУНОВ Р. Т.
Ведущая организация — Научно-исследовательский институт искусствознания имени Хамзы.
Защита состоится « ^ЙСг» Р^'.'^&Р 199 У г. в .» часов
на заседании специализированного совета К-092.18.21 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Ташкентском государственном институте культуры им. А. Кадыри (700164, г. Ташкент, м-в Ялангоч (Высоковольтный), 127-А).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан « ¿ЩЗ&Л . т/ г.
Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат педагогических наук, доцент
ЮЛ ДАШ ЕВ Э. Ю.
- 1 :
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
. Ацтуашюоть исо»одоуани^ определяется необходимость!) подготовки кадров, организаторов народного творчества, являющегося неотъвшемой чаотью развития национальной культуры. Народное творчество Узбекистана богато й разнообразно, его отличает яркий национальный колорит, связанный глубинными корнями о многовековыми художественными традициям узбекского народа. Оно отличавтой синтезом различных жанров искусства. Однако, до .недавнего времени учебный процесс в вузах культуры осуществлялся по унифицированным учебным планам и программам, в них практически не находило отражение художественное творчество конкретного региона, игнорировались особенности духовной культуры нации. Возникло противоречие» с одной отороны - рост национального самосознания, повышение интереса к национальной культуре ; о другой, - единообразие, слабое отраженна национальной культуры в учебном процессе, отход от ведущей тенденции развития современной кульТуры - возрождения и утверждения национальных культур»
Значимость данного исследования возросла :в -условиях объявленной независимость Республики Узбекистан.-Именно, в ... духовной яизнп народа руководство республики отдает сегодня йрйоригот йолрсвдешда, утверадошш а развития национальной культуры, народного творчества, следовательно, проблема
подготовки кадров организаторов народного творчества, про>
цесс совершенствования культурно-просветительного образования, переход й болоо широкое профилю специалиста потребо-
вали н.йучпого осмысления данной проблещи.
философской,
социологической, педагогической, культурологической литора-'тури показало, что для реализации проблема подготовки кадров организаторов народного творчества осгь опроделошшо предпосылки,
В плана данного исследования представляют ицтзрао работы !Л,Б,Бек\урадова, М.В.Вэрещапшой по проблемам нролэс-сионалышй подготовки оргаш:заторов-шгодиотов культурно-просветительной деятельности ; Т,11,Баклановой о педагогическом руководство худонеогвенной самодеятельностью и концепции подготовки специалистов по художественной самодеятельности. Но данные исследования на. затрагивают проблему подготозки организаторов народного творчества, Они нашюаиы на материалах других регионов( посводещ узкой тема ~ руководству ху-донзотезшюЙ самодоятедыюскл), отражают оастойшю двлопкя в художествешюй соуодоадолыюота того »рэкони.
Наше ксслсдовчнйо сг^щестилклобь п нонтексто нови:: СОгочиЫИ)»* У СЛОГАН ООНОЙ:ГС.!.!"1 ¡'у.п;, Г/рИ'^»р&сг<ЛГ1'Гв1ГМЮб piiCiQVU С учогом кулы-уr,i.t;(cvМ'Ч^'ЛКЙХ Ii 1ф.ЧЬСТК>Ш'ПХ ПрОбЛОК! ' г^спубдтш Узбекистан. •
В этой свяяя Лтезш: К исследуемой проблеме рлботл Т.Мираазаа, М.Мурздоба, В,Сз»рц»ййкова» М.Санцоьа, ГД«Д«п» дашц, PiT/pcyiwca ii др. но вопросам народного ТЕорчосхва' a парепактка pro разйитка, • ' .
Исследования овмиш кодго^оззд снодгюлисгсв - оряа~
- 3 ч
низаторол народного тлорчоотва в вузах культури предполагает so рассмотрения как целостной систол, так и в кошлвк-со во структурных элементов к взаимосвязи мозду нглй. В таком гсслодовашп! вахно определение ужо олокивашхея элементов систем; и вигенешю новы*, что продиктовало три 'направления исследования: продта'шоо, функциональное г историческое' /в par,шах данной тот/. Опора в исследований сделана на педагогический аспект, что но уналзот фичософского, социологического и исторического. У.сходннми в исследовании явился тооротичооккй и практический, опит ангора, работайщэ-. го в вузо кульТурн н теоретические работы По педагогико висшой шк0л11,
. Проблема исслезов.гпия. эаклшйотоя в противоречии, козду единообразием содержания л форм учобно-восПнтатолыю-ГО процесса Подготовки организаторов народного творчества п объективной потребность» в отражении многообразия национальных худохеотвошшх традиций Ь подготовке специалистов с уютом специфики' народного творчества Узбекистана.
Продтат^ксслодовшш^ является'процесо ,подготовь . . организаторов народного творчества на основе- нацнональнйх худалоствопних традиций. ■ • ,
' Поль>з. рсслплргания; ¿влйотсд определенно педагфгачзс-*'" t'vüK факторов цодГотош;.и организаторов народного творчества, о учетом oró национального характера. •
D процоосо исследования рзааллсь зйпачиг •' - раскрнть спешгфппу трапйцг.онного и современного. .народном трорчеотва, его сеповп'кх. видов' н жанров;
TüOpOTii'ilickii OÖOüiifffiaTb rrp0.i.ücüi:0x,pfi-,i''V /ОРОТО'У lino-ioo.tiV.oiiaiiLHHX качеств/ специалиста - организатора ппроц-иого творчества вполюй квалификации ;
- ШЯВИТЬ б03!Л0:К!10сти ОрОДОДОЩМ ОСНОВНЫХ KOMUOIIOII-'
тов учобного процесса б соответствие о иационалышш особенностям! на худохостшшшх отдалоицдх института кудьтури ;
- осуществить oismiy« работу по оовартэрстповашго учооиого процесса иа основа учэта своеобразия народного творчоства в Узбаккотапе j
- разработать паучно-йотодичвокиб рокошпдпцкк по ириводоних) учебного процооса в пузах культуры в соотвотстаие о национальными особенностями худочостиепного творчества.
Гипотепп, ксололованиз оаюгючаотся ц том, что уроЕйнь прсп[оооиока1ышй подготовки организаторов народного творчества в вузо культуры возможно повысить при условии отражения в учебном нроцоссо национально!! опоце^икк , реального состойся ь товдйнций развития народного творчоства п Уабониота-его возро.эдошш, угворадонии, собранопил к развитии.
Научнал новизна .¿'ссподопа^и^ закяйчаотоа » том( что. ¿шяшзшх ¡1 смодулирована взануоовазь народного тиорчеотиа в культурио-аросштт'альнои деятельности \ ойоснсшанд нообхо-даиость учота национальных ocodoiütotiieil Народного творчаох'-ва в учоЬнонзоопитагйльпом Процосоа вуза нультурн j разработана теорогичооказ модилв иштускнНка-ортнизаторп народнси'о творчества, опиравдаася На спацпфику гиорЧйОТва yaöaücitdro народа { опродулоня подагогичеекмз доктора еовораенотпосаин подготовки juyipou организаторов народного тьорчоства^
В результате исследования продло "он 'новый подход к опроло'юнг.т) доли, задач, содор.'яты, методики подготовки споцпалгота ; доказана необходимость обновления н изменении структур» дв ^тольиооти кафедр на основе новых требований и специальности, '■ .
Практическая значимость исследования состоит в том, что ого результаты псгктзуютси н учебном процессе Тазкент--ского государственного института культуры, о перспективой их использования п вузах культуры и искусства государств Централкой Азии. Автором разработаны и пнодрены рекомендации по изменени') и дополнению тпюного у'чобного тана по специальности - "Организатор народного творчества".
Предложенная в работе модель йпош'алнота-органпзато-рй народного творчества дает возмошооть сопервюиотвования учебного плана, учебных программ структурных Подразделений института. Они так ко могут быть основой разработки и Обновлена лекционных курсов цикла художественных дисциплин "Народное творчество", "Традиции и обргды" и др.
Мотолологнчосст» основу исследования предопределили« концепция даятольиостной теории учения, когда знания висту- '' паят элементам) тех или илих действий, профпь спецналирта понимается как модель яичностио-профеооконального облика '' специалиста { идей гразданской ответственности Культпросвет- . работница за состояние нрапстйенно-осготичзокого йросевщо- " имя насэления.
Методология исследования учитывала особенности оло-яивмейса й Республике Узбекистан социально-культурной ситуа-
- в - ;
дни »* которая освободила дазтелей культуры от идеологического диктата к предоставила цолнуи свободу творчества н самовыражения } поставила в «оеш<в условна рыночной экономики и позволила обратиться к традициям узбококой национальной культура1/ .,
Проблема подготовки кадров организаторов народного-творчества рассматривалась во взаимосвязи'с копцепцшй ней-рерывного.образование, коронной перестройки культурно-прос-ветатольного образования и перехода его на новое качество Д.Я ,'3азерск1:й, И,И,Сергеева, Н.Ф.Ташзина, Ы.П.мжч^урадов и др./.
Тоорот^гчео^ой баэоЦ исследования отала деательноот-ная теория ученик, разработанная Щф.Тализиной, Н,0,Пвче)к>к, Л«Б,Хихлопским, суть которой заклпчаетои в том, что зианаа виступают элементами тех или иных действий, рааднэуодкх оц~ роделенпу» деятельность; профйЛЬ спацяалкста понимаема
какая модель личностно-профеооионадьного облика будущего р/
Споциачиста'5', труди учопих Уибок^стапа Х.Йарипова, радоь&1 Т.Мкрэаойа» В.Сзрйхеакоьа, Г.Дяадалова в дре » аултнии мдтаряаяц а об&ршиш Иаучнах работ института литератур)! у.м.АЛ1аЬои„ кногитута докоодсаи А11 Уэйвкво*ана
1. См. Диалогов Г.А. УзбоКсккЙ наредпий. сКаяочииЙ аиос, Ташкент "ФаН", 1900 \ Хнр^НскИ! 3»М., аарнфой Х»Г. Узбакскпй народниП гароичасЙйЙ эНоо,!,1» ■ Гоаштмдат, 1947.1 Саркмсагёов Б,¡и Умей кавбовм щоЛыморм*-Тшйван»,
Фай" 19Б6| и др< '
2. Талнэина Почйнйк н.'Г» „ Хьхдо'вскш! Л.в. .Путл
разработки проанля специалиста. Шц-по СаратовокЬго
университета» 1987 г*
им.Х.СулоНманова ( мзторгалы фольклорной экспедиции Та шкентского инотитута культуры по проблемам Узбекского народного эпоса, современной фольклористике, традиций фочьклор.а, генезиса и поэтики устного народного творчества ; а такко исс-лодосашы по узбекской фольклористике^ BíM.iinpvyH- Citoro, Х.Т.Зарифова, М.Афзалока,' М.Ллавия , Р.^хаммадкева, Г.Дяа-лалова и др. •
Эмпирическую основу диссертации составили маториат научных исследований ¡:VV, и вузов культуры Россия, института искусствознания Министерства по делам культуры Узбекистана, опытная работа дкссорганта, участвующего в изучении и структурной перестройке учебного процесса ТажентскоГо института культуры, доку/оптн органов н учровд'ений культуры Узбекистана, a raicKQ опит работы вузов Казахстана, Туркмении.'
Методика и организация исслоддван'.'з включала несколько взаимосвязанных методов:
1. Тооротическлй анализ документальных и литературных источников по народному творчеству Узбекистана, изучение результатов исслодованпй ученых республики в сфере народного творчества и ¡культурно-просветительной работы, п частности:;,!.Евкмурадова о подготовке гдзтодистов-органкзато-
1. йирмун'-окий В.Л., Зарифов Х,Т., Узбекский наподный героический эпос, М,.Гослитиздат,1947 ; Айзалов М. Узбок ^алн артаклпри укрща. Ташкент, "лап'¡,1964 ; Алавия М. -¿збек халк кучпклари, Ташкент, "Оан" ÍS59 ; Мухаммадиев Р. Аокпя. Ташкент., 1962 } 'Дирзаов Т. Алпо/лпа цостоиларииинг узбек варпантлари. Толконт, "ían", 1969 ; Саримсаяов Б,К. Узбек шрссим аолыслори, Гааконт "Фан" 1913G г. и др. -
ров культурно-просветительно;! раб от и: Махцудовой К. о взаимосвази фольклора к современности ; Д;.{уманазарова У. о жанровых разнообразиях узбекского фольклора ; Карабаева У.Х. о праздниках и обрядах узбекского народа и других авторов. •
2. Анкетирование студентов. Оно проводилось в два этапа: 1984-86гг. первцй.замор и 1990-92 гг. - второй замер, т.е. до введения нового учетного плана и в процессе его действия. На первом этапе исследованием било охвачено 474 студента, что составило 52 процента к общему числу обучающихся на факультете культурна-проовотителыюй работы. На втором этапа опросом било охвачено 930 студентов и 82 преподавателя. В течение всего периода исследования автор брал интервью, обменивался мнениями с преподавателями, заведующими кафодр. Методика исследования бала связана с выявлением состояния, факторов и условий парохода к обучении студентов по специальности-"Организация народного творчества", совершенствования учебных танов в соответствии с особенностям! республики и национального народного творчества.
_Иабладош:а /в1а«чонкие п нешошчешшэ/ за процессом обучения и воспитания специалистов как со сгоронц субъектов /профессорско-препочапательский состав, общественные организации/, так и со сгоронц объекта /студенты, студенческие учебные группы н т.п./ в целях изучения всего учебно-воспитательного процесса и ого совершенствования, использования национальных особенностей в содержании учебного процесса.
- 9 -
4. Бе сода улк метод псследоианиг примечалась дла выяснение знания студент:«™ новой про1ессии, ее особенностей. отнопения к изучаемым предметам.
5. Опнтно-оксгюри'лнп'нльная работа велась в рампах студенческих коллективов и в коллектив« преподавателей совместно со структурно!! комиссией института. Она различалась в том, чтобы привести щ»нессиональнуп подготовку на худоч;ис ггзошшх специачтяциах в соогиетйтиич о реальными потребностями практики". Учитывались особенности до стельности выпускников в новых рыночных отпо'лнншях, возможность объединения ряда учебных дисциплин в единое целое, переосмысление места и объоуа отдельных учебных курсов с учетом новой профессиональной направленности специалиста, введо-нио новых предметов с учетом особенностей Узбекистана,' усиления методической и практической подготовки организатора народного творчоства.
Апробация материалов исследования,. Занимаясь проблемой изучения особенностей подготовки специалистов организаторов породного творчестьа высшей квалификация, аьтор совместно со структурной комиссией института, учебно-мэтоднчес- • кой лабораторной, подагогкчоским коллективом и активом студентов осуществляла разработанну?) методику. Програвдга, разработанная на основе материалов исследования била рассмотрена на Совете факультета и Ученом Совёто института, в ' соответствии с ной били внесены изменения' в учебный план.
Автор участвовала в разработке программ мпогоуров-нэго образования в сфере народного творчества Узбекистана
разработанной под руководством доктора филологических наук, профессора Джалалова Г„А,
Удтеркалы и выводы дксоерташн' освещены в докладах на научно-практических конференциях "рофеаоороко-лроподава-* тельского состава Ташкентского института культуры? "Самодеятельность как ког.гпонент учебно-поопитатольного процесса" /1990 г,/ ; "К вопрбоу ос\*ыслония стадиальности "Организатор самодовольного творчоства" " /1991 г,/; "Модель специалиста народного творчества" /1992г, г "Традиционные виды и аан-ры народного творчества узбекского народа" /1993 г,/. По материалам диссертации опубликовано 3 печатные-работы,
• ртаШШ, На„8МШ> •
1, Формирование профессионального мастерства организатора народного творчоства олодует рассматривать о учетом специфики национальной культуры, которая должна пронизывать все компоненты учебно-воопятатального процесса«
2, Специфику творчоства узбекского пррода определяет совокупность социальных, Нравственных, эотатичаоких и худо-кеотввнных Ценностей и идеалов, воплощенных в традкцияк национальной культуры.
3, Подготовка организаторов народного творчества додж-па сочетать овладение студентами ^ундаменгальпыми знаниями
в одновременно профессионал МшМ маотеротвом, формируемым на базе национальнСй культуры,
4« Совершенствование подготовки специалистов в оЬлас-ти организации народного тьорчеотва доотагаетоя через наибольшее включение 1:стори11| таррии и практики народного творчества в содержание учебно-ьосПитателыюго процесса в вузе
- 11 -
культуры.
С труj уг ура л у. с сертаци и. раскрывает логику освоения предмета исследования и вклвчаот введение, две главы, заключение и прилс-коние.
Б списко литератур!; представлено 19G названий.
' OCKOBliOli СОДЕР^\ШЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во вводонии раскрывается актуальность теш, определяется реальная ситуация, породившая противоречие в подготовка кадров организаторов народного творчества сегодняшнего дня, выявляются причины духовного кризиса современности, дефицита культурно-просветительной деятельности,- возмоч-ности оа реализации в условиях независимого Узбекистана. Во введении определены предмет, объект, цели, задачи доследования, научная новизна, практическая значимость, методы, формы, этапы исследования, гипотеза, степень разработанности проблемы.
В первой главе -"Национальные особенности народного творчоства в Узбекистане" исследуется проблема развития и становления в нсторуко-куль'турном плане творчества узбекского народа, ого традиционные виды и уанрц, для чего привлечены научные работы Абвдова Т., Алания М., Аль-Берунй, Езртольда В.В., Фальлггинского И. Л.,' Д--су\ганазарова У.,' jKjtp-t/унского В.!!., Зари,£ова X. Г., Мнрзаева Т. и других, внесппх значительный вклад в изучение истоков народного творчества.
В глард определяется особенности современного на-
родного творчества р Узбекистана с учетом научных исследовании в этой области Л.-саяалова Г,А., Бгамова Х.К., Хамидо-ва X., Амкрова Р., Нарабаэва У.Х,, Еокмурацова М.Б., Га;ур-бокова Т.Б. Муминовой Л.Р., Нурудтова -X.il., Файзулиной СЛ.', Алиева Ц.В,, СаЩуллаава Б.С., Турсунова Р.Т. и других.
В рамках политики возролдонн,!, утвирздения, сохранения и развития национальной культуры нозависимость Узбекистана в начале исследования констатируотся, что художественный традиции прошлого сохраняется в в езгоднешпом народном творчество, несмотря на его гвнун идеологизация за 70 лет Советской вчаатн, что худочосгвоиноо творчество узбекского народа органически связано с нпппьл народов Средней Азии. Оно сохранило черта общности древней культуры, народное творчество развивалось на основа синтеза различных культур» На развитие дороволяционного творчества узбекского народа мощное влияние оказывали Произведения художественной литературы Хорезм», iapadii, Ибп Сшш, Беруни, Фирдоуси, Руш, Улугбока, Дгга«к, Навои к -гр. Узбакокоз па-родней тьорчоегко п.-ф'-оди оыичачтсл pajiio-
обрлзием томит,:;;!! в закрой, ovo характеризует ivrydoxf.li лиризм, «.»додичность, i сиреппость, Яркость сравнений, богатство образов. Оно пронизало пдв1ми доЗра, справедливости, дружбы, ненависти К насилил, произволу и жестокости.
В историческом нзелоции узбекского народного творчества мы находим: высокуи ксполпитольскуо культуру, капровоо' каюгообразко, тесные контакты исполнителей с аудиторией,
.¡шрокяй тематический диапазон творчества, пзпзд на народно;) творчество как па сродство просвещения и т.д. Б ноодо-револпционком /1917 г./ периоде развития народного творчест-¿з.ч наметился отход от общечеловеческих принципов и идеалов. Народное творчество приобрело идеологизированный аспект. Отсюда и пошла ого -/ассовость, сотрудничество о про^осско-налышм искусством, ооособлош.ом художественной самодечтель-ности от народного творчества, потеря многих жанров и видов народного творчоства. Кцоологизшшя сковывала художественную фантазии народа. Художественная самодеятельность отвечала идеологии правящей п артки, со с'одортанпе определялось ей.
Политика независимого Узбекистана отбросила идеологические пта-.тпы, вернула народное творчество в естественное русло.
На этой основе в первой главе определена специфика народного творчоства Узбекистана в современных условиях. Это нривер.тсонность общечеловеческим ценностям, укрепление и развитие .духовного паслодня-узбекского народа, свободная риалпзация человеком своего потенциала. Этого чо-аю достичь при ориентации культпросветработн на развитие всех видов и жанров народного творчества, углубление ого со'.ерзания, широкое использование природных (факторов для развертывания культурно-, росветите некой деятельности, превращения каждого посетителя клуба из объекта в субъект Деятельности культиросвотучроадоний.
•Особенности национальной культуры, которые необходимы в процессе подготовки организаторов народного творчества мы определили как совокупность исторических, политичооких, экономических, социальных, нравственных и кудожзственно-эс-тетичеоких цоиноотей и идеалов. Согодна это путь независимости Республики Узбекистан, развито и утверждение национальной культуры, следовательно и подготовка организаторов народного творчества до/и;ша быть наделена на эти ориентиры: создание фондов творческого и социального накопления,изменение целей, задач и содержания образования,
В СИЯ1И о отИм наш: переосмыслена сиотома подготовки онециачиста, ее комнононты: оубьект, объект, цель, задачи, содержание, методика и результат. Проведенный системно-структурный анализ компонентой педагогического процесса в вузо культуры выявил» что 'супцамонтальная подготовка организаторов народного творчества предполагает как усвоение фундаментальных знаний, так и овладение студентами обобщон-кыми видами деятельности, об.зспачиващимн роеонко глювдет-ва частных задач п с^вро культурио-нросв.зтктольиоИ работы.
Результаты исследование,-персиеигипк развития специальности, модель специалиста и варгант многоуровневой системы ого подготовки изложены во второе.главо диссертации -"Реализация национальной специфики в модели споциашс-та организатора народного гворчистьа"4
В ГЛаво определены функции организатора народного творчества в связи с концепцией возрождения, сохранение и
развития народного творчества: а/ со'арочь все лучлео в народной творчаствэ ¡ б/ сохранить народные традиции ; в/ объединить любителе ¡Í народного творчества ; г/ развивать на основу народной национальной культурц прогрессивные види и жанрц народного творчества.
Анализ процесса подготовки организатора народного творчества в вузе культурц включил в себя выявление потребностей, мотивов студентов в приобретений данной специальности.
Потребности и мотивы студентов изучались на 2-х этапах! 1984-1906 гг. и 1990-1992гг., т.е. до введения новой специальности и а процесса en оспозпия. Сопоставчекие результатов исследования на отих двух этапах дает основание слодуодш выводам. На 1 этапа исследования в мотивации поетуплонг.1 в институт культуры доминировал'мотив, на ссот-Еэтствузсшай npof-ncon;í¡ которую давал вуз. Главным бил мотив •.. стать работником профессионального искусства /1С,2 процента опрок'ошшх/. На втором отппо исследовшгел изъявили золапио о гать работникам? профессионального искусства ужо 36,3 про-,' центам Произошло смщопйо в сторону занятия народным творчеством л ого оргаииаацпой. На 1-ом курсе этот показатель jniís составлял 2? Процентов»
'Приобрести про&зесия в области кульгурно-просветитель-ной работ вйсказаЛй ;калаииз 39,3 процента первокурсников на 1-ом этапа исследование, йа 2-ом такое желание высказала 45,4 процента. Крайне слабо выраадна ориентация студентов
на работу в сфере управления! административного и научно-методического /от 1,5 процента выпускников до 7,1 процента первокурсников/.
Отспда у студентов 1 курса ил всех изучаемых [гредмо-тов, экономика и организация учреэдоний культуры оказалась на 16 уесте, Ведунео место занимают в будущей профессии психология /на это указали 46,41.7. затем работа с художественным коллективом /30,4''/.
В качестве основных у/онин, необходимых. для профессии, студенты назвали умение общаться с людьми /83/'/. организовать и сплотить коллектив народного творчества /53/2/, петь, тащевать, играть на музыкальном инструменте /Gl/?/.
Ответы На вопросы, относящиеся, к национальной культуре и ео месте в учебном процессе подтвердили полную приверженность студентов к ной. 99/ опрошенных предпочитает читать художественную, научную, учебную литературу и слушать лекции на родном языке.
Выбор вуза многими студентам продуман заранее /71';'/, только 29;i решили поступить в институт непосредственно перед вступительными экзаменами.
Анализ данных со/иологического^опроса позволил подо;.-ти к формированию модели специалиста.
Данную модель специалиста мы понимаем как личлостно-прафессионаяьную модель или квалификационную характеристику, в основе которой деятельностная теория учения. Построение такой модели исходит из сферы деятельности специалиста -
свободного времени, занятия творчеством, ебщаниа, получение информации, поксковал достельность и др.
Б модели специалиста к циклу фундаментальных знаний длз выпускника института культуры отнесена национальная, отечественная п глпровая культура во всей оо совокупности, вклйчащая вса другие общественно-политические науки., как продукты культуры. Это позволило устранить некоторое негативное отножшио отдельных преподавателей и студентов к общественным наукам и с равной степень« относиться к их изучению наравне о культурой нациинародов СНГ, народов мира.
Фундаментальные знания дапт простор к усвоению профессиональных знаний и научных дисциплин данного цикла, ко-торио выступают инструментом формропаты умоняй и навыков, таких как: умоняо учиться, осуществлять коллективные действия, управлять коллективом, творчеством | умения вести иесле-довательскув работу ; решать практически» задачи | педагога-чйсипз умзши к др.
Укпва и пазчки частного пор'/дгл: вовлекать лкдой в народов«; ; опр-.д-ч инь со ¿¡^ канве и асрмл самодел-
•голыюго' гаартссгсч ; оцокаиагь худодосодллше достоинства работ ; фершропа?:, культуру о&цомп ; владагь словесным г.$ас-тарствсм ; оказывать практИчоскуа и мэтоднчаскуп помощь участ-пиком коллективов народного творчества ; распространять и ваедрзть пародозой опит самодеятельных коллективов и народных умольцов н др.
Модель споциачиста включает такой вачный олочвнт как интеллектуальная культура, составными частями которого .являются гибкость мышления, методологические продставчения, способность понимания взаимосвязи фактов действительности, творческое мышление.
■ В модели личности руководителя народного творчоства находят отражение психолого-педагогичоскпо качества и свойства, необходимые для профессиональной организаторской дея-
I
тельности, практичвски-ысихологичоский ум, психологичоскгш избирательность, психологический и педагогический такт, склонность к организаторской деятельности, уровень общей Культуры, практичность, внимательность и другие качества л свойства личности: общительность, наблюдательность, работоспособность, активность, настойчивость, организованность, самостоятельность, увлеченность, требовательность, отпетог-венность и т.н.
Главным элементом модели специалиста выступает готовность к профессиональной деятельности. Здесь важны такие знания и уныния, как : исследовательская работа, организация людей, организация дола, формирование ос готической среды, влияние на культурный фон жизнедеятельности люда!'., руководство развитием народного творчества.
Разработанная нами модель специалиста-организатора в области различных жанров народного творчества апнтась ос-иовоП для определения содержания процесса обучения к инстн-
туте культуры н обозначалиц цели подготовки специалиста, что обусловило юльнойиуо работу по соверионогвопанкп учебного плана, учебных прог амм.
Новым в «.«о.ччли специалиста явллетоя подход к ее разработке, вытокамцой из всего учебно-воспитательного процесса, Т.е» учета изменения субъокта под влиянием современных уоло-о»й и факторов, учета их влияния на всо виды практик студентов и в целом па практику всой культурно-просветительной работы, & также нл формирование у постановку системы задач и действий, целп В самого объекта воспитания и обучения.
Исследование выявило два уровня понимания процесса подготовки руководителя народного творчества, парвц!} - ято формирование профессионального \иотерства / дирижера хора, оркестра» хореох-рафии и т.п./ | второй Армирование орго-низагора народного творчества, *.е» такого ноии/дннл чтобы сблизить противоречие мокду иими8 шмвдипдя пока что в сознании и действиях педагогического коллектива и у студентов.
На ооново модели споциаи'ота народного творчества разработана многоуровневая система подготовки кадров. Данная ЬйоТага исходит из принципов; напрарЫвности образования ( учета региональных условий, учета {экономических условий,
В нвЯ предусмотрено поэтапное обучение специалистов. Б многоуровневой систе-.в предложена структура образования,
ыошчаодая техникум культуры/или младший колледж культуры/, после окончания которого выпускник получает свидетельство о профессиональном обучении вмэсто с аттестатом.
Свидетельство о профессиональном обучении дает преимущественное право для зачисления на 1 курс института культуры или на Ш курс те,(никуда культуры / или в классы старшего коллодта культуры/, а так*;« устройства па работу.
В техникуме культуры /колледжа/ выпускник овладевает специальности! на технологическом уроппо, по окончании выдается диплом младшего специалиста.
Выпускник коллодаа имеет право продолжить обучение на 3-5 курсах института для получения диплома бакалавра. Выпускники средней школы поступают на. 1 курс института на общих основаниях и учатся 4 года для получения диплома бакалавра.
Следующий уровень - магистратура, в которой готовятся паучно-педАгогичвскио кадри и руководители отраслей культуры.
Научные кадры высаш'о класса обучаются в докторантуре, степень доктора паук гарисваизаотся ВАК Республики Узбекистан.
Все специалисты через б лот практической работы проходят при институте культуры повышение квалификации, как один из этапов постдипломного образования.
В заключении приводятся общие итоги исследования в методологическом, социологическом, методическом аспектах,
конкретизируются основано позиции, «златится прогности- , чоскио'выводы о необходимости внедрения национальной культуры в процесс подготовки организатора народного творчества, создания многоуровневой системы подготовки споциачиста в области народного творчества.
Основные положения диссертации нашли отракани» в слодущих публикациях :
1. "Эстетическое воспитание подростков средствами хорового пения в клубных учревдэниях". /Самодеятельное художественное творчество Узбекистана, /сб. науч. тр./ -Ташкент. 1984 г. -0,3 п.л.
2. "Паучно-штодичосков руководство художественной самодеятельности) и проблемы подготовки кадров методистов" /Вопросы руководства и управления идейно-воспитательной работой сельских культурно-просветительных учреждениях/ /сб. науч.тр./ - 1,1.: Ш1К, 1985 г., -0,5 п.л.
3. Мадаиият института талабасининг вяра^си - То-лкент, 1990 п., -0,5 п.л.
Модель специалиста народного творчества
Схема Л 1
качества н
свойства
личности
Наблюдательность
Работоспособность
Активность
Настойчивость
Организованность
Самостоятельность
Требовательность
Увлеченность
¡находчивость
Ответственность
Предприимчивость и Др.
Готовность к профессиональноЛ деятельности
исследовательская работа
Организация людей
Организация дола
Формирование эстетической среди
Влияние на культурный фон гхнянедэя-твлыюоти лпдей
Руководство КНР к развитием творчества
Менеджмент и бизнес в художественном творчество
....__________\
интеллектуальная культура
гибкость мышления '
катоцологпчоские представления понимание взаимосвязи ь*езду фактами действительности
творческое шялонио
Исихолого-подагоги-ческио качества и свойства
Практически-психологический ум
Психологическая избирательность
Психологический и педагогический такт
Склонность к организаторской деятельное ти
Уровень общекультурного развития
СритичностЬ
¡нкмагельность
¡к др.
Схема № 2
Огогоурсгшиэзад система лодготошш специалистов культуры
я<§ «о о г1 м .4
21
20
19
.10
11
ЯчО
3
В
УИ
У1
т
_1У
¥ н 1 ■
срздцад оищцобра-(
цоьаззль^аз школЬ
Условные обозначений
А - аттестат
СИ - свидетельство
г.М -- младаиИ спациалнот
В - бакалавр
?.} - магкотр ■
Д - Доктор наук
ЦДО - гюсвднпломвов
образование для Б с 1-х годичным обра- . зойакиам
дчя специалистов -а й-лвгш.м образованиаи для опзцийлпстоп о 4-х лэтпим образованием
Рам
& £ й
у с»
й $ Г! 3 &» Й
Пзполгки оёи::3'-обр'АэогШшиииа
игл&их' ' . • . •
Детский сад
I
' о
I ГЧ
1 а §
о а
, ч я
& £ 3
а! Ч
I а п,
I Г! и
!Я О И
I Й о Я
I Н а, я
>'! О
Я 9
Ш й а I.
(зредййз специальная©
об0;добр.чзоиат0Лг.ная
лкола
г"адкикот мапзуншшг Апдзррблцга мустацил Уэбекистон РеспуЙликнсининг хозйрги и^тимойБ-иктибодий, нагнав»!! тврак-циёти.та, аШшнса, маънявий сохзда миллий мадацият ва халк и*о-цини тиклаи, а с ваш ва таранкий эттиришга оловила эътибор бе-риш билан бс лги лапали. Иу собабли хаи маданий-маърици» гоъ-пимшшг бутун уаоаёцини илмий тахлил зтиш, у.аки кий миллий маданият асосида халк игоднёти гашкнлотчиси - мутахассисйни тайёрлаш эарурати етидди.
Иу паитгача олнб борилган тедцннотлар республика мвдашш-маърифий муассасалаон учун кадолар гайёрлащца узбек мпданиятн-нинг миллим узига хослигинп егарлича цпмрпо олмаган, шунингдек, ханк икодиёти ташкипотчиси каби мутахлсоиснинг ихтисоспигига г.ахддор эмас эди. Маданият ходимларини тайёрлаш борасидаги комики тадкикотлар хукмрон мафкура нуктаи назоридан олиб борил-г ган ади. Мазкур тадкнкот эса узбакисгон Республикасинииг ма-дзний сиёсатини янгича асооларда царяб чицади.
Тпдцидот проблемней собик Совет Иттифокида мадашш-маъри-фнй сохада кадрлао тайеплаы мазмуни ва методикасининг бир хил-лиги хямда кустакйл Узбёкнстон Республикасид« миллий маланият ранг-баоанглигининг объектив эхтиёви уртпеидаги карамп-карии-ликлапий хал эти™ и камоаб опади.
Узбек халки миллий маданиятининг узига хослиги асосида юн ори мала к пли халн игпдиёти ташки лотчи ларини тайёолаш ткаряё-ни тадкидот мавзуи килиб олинди.
Тадникотнинг мпкради узбек халки миллий маданиягшш хиооб-га олгпн холла хал« икодиётй ташки лотчи лари тайёрлашн'инг Педагогии омилларини аниклаб баоишдир.
Тадкикот гараёнида куйвдаги вазифалар хал килинди)
- анъаиавий ва аамонавий миллий халк и*одиётижшг узига хос хусусиятлари, унинг асосцй куринишлари ва турЛари курсатиб беридци;
- холк иуодиёти таивилотчиси - мутахассиоининг .касб-кори назарий тохатдан асослаб беридли;
- маданият институтидаги укув «гараёли ишлаб чикилгпя мута-хапсис моделига мувофик мослаштиоидди;
- Укув ¡караёнининг асосий таркибий нисмларида маънпвий ма-даниятиннг миллий ?зига хослигинп КйсобРа олиш имкониятлари йницланди;
- миллий маданият, халк и*одиёти негизида олиЯ билнмгох-лаода удуя жапяёнини такомпллаитириш буйича илмий-методик "ав-оияпно ишлаб чинидли.
Тадкикогн и н г идмий янгилиги - миллий маданият, халк шо-диетининг мил лии Узига хослигинп мазкур сохада мугахассислар тайёрлаш гараёнида хисобга опии заруратн биринчи марта асослаб беоидци; халк иуояиёти таикилотчисН - мутахассисликшшг назарий модели яратидди; Узбекисгон Республиквсида халк икодиётн ташкилотчиларини тайёрлаш тизимини такомиллаштиришнинг педагоги к омиллари анинланди.
Твдкиког натижалари халд икодиёти буйича мутахассис тай-ерлашнинг янги максадлари, вазифалари, мазмуни ва методийаси йлгари оурилди, укув »араёнида кпфодралар, доканатлар ва рек-торатнинг фаолият структурами тубдан узгартирйт, яигйлаш эарурати асоолаб берилди.
,яхаг.шяти ыукцан Иборатки, унйнг нати-калари Тошквнт Давлат маданият инсгитутинйнг укув караёнида . «улланмодда, хамда, Марказий Осиё давлпгларидаги маданият ва сенъат олйй оилимго^ларида тадбик этилиши мумкин.
!,!упллн'1шшг аоооцй хулосанари:
- икодпвтн ччичиплотчиеикши' профессионал мпхорагд-isii 1:;пк;ш!и?!фш»и узбек xa muí миллий пд о iи j i т г i í i ¡ ! ií l • /зага хос-лиги негизшш uauaci чпкшч яозп.'.^ чукки tíy "¿o лаг $'цуз~тар0ня .'.'прнши:ш;иг с'арча дпомларнда уз акснн.'! тспяди;
- 1л:лл!!й мп.ншшятда ги:о атацигял мцгиоодпй, пйтимшш, ахиоцай, oc?tmm «адрнятлартшг заявки Humi/úicsi узй<ш халк нпидкегишшг узнга хсотчшм бэлгиггайдн;
- хаки !!':'o.L!!;iíx:i тйткилотчила^аий ЫШрлаш та;абшшда фундакспгал <$цлим ад профессионал набора mi эгалйшш уз ичига кш'ркй олади. Ery г.сссди таднико? нзишглгршш уедв ¡racae-Л а га тод(5йл этша боиливди;
Tho peculiarities of training fa1); creative work organizers of tho highest qualification in Uzbekistan /tl 10 state and perspectives/,
Malikova Sovnr SeraUwia Summary
The thesis is devoted to social-economic, spiritual conditions of independent Uzbekistan development, ' The actuality of the theme constats of scientific comprehension of cultural onlightennsnt education, training folk creative work organizers on the base of Uzbek original national culture.
The following tasks are solved In the research:
- to find out speclflo features of traditional and inodsrfi national folk creative work. Its main kinds and genres}
•• to substantiate theoretically tho profession graph folk creative 'work organizer;
- to bring to correspond tho educational process at the Institute of Culturo according to the'special 1st models
- .to reveal possibilities tho educational process .main components In accordance with hational peculiarities of-spiritual culturo; "
- to develop scientific - rrethodlcdl roconmondations on educational process peWeotion at tho institute of Culture.
Scientific innovation of tho research is to substantiate necessity of taking ihto Account folk creativo work.national originality in the whole process of traihln? specialists in-, this field. The theorotical Modal foil; creative work organizer is developed, A3 a result of'the research now purposes, ttisks, content, the training methods of Specialists are proposed. .
Tiie practical value of tlio investigation .Is. tliat Its. results are used ' 1» tlio educational process at tlie Tnsfikent State Institute bf Culture as tfeli as at- other Central tela h.l pilar institutions.
As o result of long pedagogical research and experience tho author cones to tl« conclusions:
\
- function of foil; creative '.,'ork cru'.uiU";or professional nr.>j3tsry should bo considered only la tcrnw of tfebek -people national culture originality. It should lx> taken Into ascout in aV! tho components of educational - brooding process;
- traininj folk creative vcrk organizers. Includes i!!?.si;orln3 fundamental. knotiledso and professional mastery by students.
I1.M.H-.-.,,..- i J!- }"./.?•. 9:h ■
lii-nt .I'orAnfltHT' O'.i.e'.i L 0 i£0 irj.
I ' i 1
fyji hn hjicit-inrtr'1 ♦ i'jii» Ail fee.l j5'm'uii i'-tkr hc i.'j;. 7 (.-'it 70 TdjAcuT, rp. M rci-fs-ii^ 7U