Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Патриотическое воспитание суворовцев на основе военно-музыкальных традиций

Автореферат по педагогике на тему «Патриотическое воспитание суворовцев на основе военно-музыкальных традиций», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Герасимов, Александр Петрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тамбов
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Патриотическое воспитание суворовцев на основе военно-музыкальных традиций"

На правах рукописи

Герасимов Александр Петрович

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СУВОРОВЦЕВ НА ОСНОВЕ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

Г1

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

00556764*

Тамбов 2015

005567649

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры

и искусств»

доктор педагогических наук, профессор ЯРОШЕНКО Николай Николаевич

ГЛАДКИХ Валентина Владимировна

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

АЛПАЦКИЙ Иван Иванович

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дизайна Тамбовского филиала НОУ ВПО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

Защита состоится «13» марта 2015 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д.212.261.07 в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина» по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, 6, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» и на сайте http://www.tsutrnb.ru.

Автореферат разослан «12» февраля 2015 г.

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Ученый секретарь диссертационного совета

ШШ^ Н.Н Иванова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется необходимостью разработки новых подходов к организации воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, бережного отношения к героическому прошлому России, активного продолжения лучших традиций служения Родине. Задача повышения социальной эффективности патриотического воспитания поставлена в современных программных документах, принятых на государственном уровне, в том числе в Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральной программе «Культура России» на 20122016 годы.

Особое внимание к патриотическому воспитанию со стороны государства и обшества определяется необходимостью противодействия проявлениям бездуховности, гражданской пассивности в молодежной среде. Одним из проявлений этих негативных тенденций стало падение престижа военной службы, слабое знание истории российского государства, снижение значимости ценностей гражданского долга среди молодых людей. Важно, что эти явления в определённой мере стали актуальными даже в условиях специализированных военных закрытых учреждений, что предопределяет необходимость поиска действенных методик социально-культуриого воспитания, в полной мере обеспечивающих потребности личности будущих защитников Отечества.

Следует отметить, что в отечественной образовательной практике накоплен уникальный опыт патриотического воспитания в специализированных военных закрытых учреждениях, включающих суворовские и нахимовские училища, а также кадетские корпуса. История российского кадетского образования насчитывает более трехсот лет и восходит к созданной в 1701 году по указу Петра I Навигацкой школе в Москве, впоследствии преобразованной в Морской кадетский корпус. Кадетские учреждения имеют свою богатую историю и славные традиции патриотического воспитания. Так, еще в 1886 году, в «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» главная цель воспитания определялась, как воспитание «верных слуг России, добрых и почтительных сыновей, честных и трудолюбивых граждан, образованных, дельных и крепких духом и телом воинов, серьезно смотрящих на службу государству и обществу, не как на средство, а как на благороднейшую цель своей жизни, с полною готовностью пожертвовать ею на защиту Отечества от врагов». Данные целевые установки достигались, в том числе, благодаря крепким военно-музыкальным традициям, включающим в себя воинские ритуалы, военные парады, смотры строевой песни, конкурсы солдатской самодеятельности и др.

Секретом общественного успеха современных отечествешшк военно-музыкальных традиций является реализация воспитательных задач формирования патриотизма на основе гармонии содержания и формы. Это позволяет создавать эффективное воспитательные условия, в которых сочетается популяризация лучших музыкальных образцов отечественной и мировой музыки,

воспевающих любовь к Родине, подвиг и готовность к самопожертвованию, а также социально-культурная деятельность военно-музыкальных коллективов по воплощению высокохудожественных произведений в различных современных формах и жанрах массовых представлений и зрелищ.

В данном контексте, одним из ярких примеров интеграции задач патриотического воспитания и социально-культурной деятельности музыкальных коллективов, является военно-музыкальный фестиваль духовых оркестров «Спасская башня» в формате «Military Tattoo», проводимый в празднование Дня города Москвы. Современные военно-музыкальные традиции развиваются в популярных формах шествий, парадов, военно-спортивных представлений, митингов, ритуальных и мемориальных мероприятий, карнавалов, конкурсов, праздничных концертов и др. Эффективными формами патриотического воспитания на основе военно-музыкальных традиций сегодня становятся сценические программы в жанрах сборного концерта, агитационно-художественного представления, литературно-музыкальной композиции, театрализованного тематического концерта, ревю-феерии, плац-концерта и др.

Таким образом, современная социально-культурная ситуация, характеризуется повышением требований общества к личностным качествам будущих защитников Отечества, обучающихся в специализированных военных закрытых учреждениях и одновременно расширением возможностей для их приобщения к военно-музыкальным традициям. Это обусловливает потребность в обосновании педагогических технологий патриотического воспитания, формировашм необходимых ценностных ориентаций, нравственно-этических установок личности, связывающей свою дальнейшую деятельность с военной или государственной службой.

Проведенный анализ воспитательной работы специализированных военных закрытых учреждений позволил выявить противоречия между:

-возросшими требованиями государства и общества к личностным качествам воспитанников специализированных военных закрытых учреждений и не достаточно эффективной организацией процесса патриотического воспитания суворовцев;

-наличием значительного воспитательного потенциала военно-музыкальных традиций и не достаточной степенью его реализации в образовательном процессе специализированного военного закрытого учреждения;

-потребностью в организации процесса патриотического воспитания суворовцев, в том числе на основе военно-музыкальных традиций, и недостаточной сформированностью социально-культурных условий, обеспечивающих этот процесс.

Выявленные противоречия позволили сформулировать научную проблему, которая заключается с точки зрения теории - научном обосновании социально-культурных условий способствующих патриотическому воспитанию суворовцев, основанных на отечественных военно-музыкальных традициях; с точки зрения практики - разработке и апробации культурно-образовательной модели патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций.

Степень научной разработанности проблемы. При рассмотрении вопросов патриотического и нравственно-эстетического развития личности средствами военно-музыкального творчества отправными положениями служили работы русских философов H.A. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского; следует акцентировать внимание на работах классиков отечественной педагогики В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева, В.П. Лесгафта, A.C. Макаренко, В.П. Острогорского, С.А. Рачинского,

B.Н. Сорока-Росинского, И.А. Сикорского, В.Я. Стоюнина, В.А. Сухомлин-ского, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского, раскрывающих проблематику граж-данско-патриотического воспитания на основе национальных культурных традиций.

В педагогической теории разрабатывается также ряд смежных направлений исследования вопросов воспитания курсантов (A.B. Афанасов,

C.А. Гайдук, В.П. Давыдов, O.P. Карташов, С.М. Легуши, A.B. Рыжова, П.Я. Савинова, B.C. Смирнов, В.В. Соловьева, O.A. Стребиж, О.В. Ченцов и др.); военно-профессиональной направленности личности (Л.Ф. Железняк,

A.Н. Лосев, A.B. Половнев и др.); военно-патриотического воспитания будущих офицеров (A.B. Барабанщиков, В.А. Белёвцев, A.B. Беляев, В.И. Вдо-вюк, А.Н. Вырщиков, К.С. Гаджиев и др.); подготовки курсанта военного вуза к реализации воспитательных функций в будущей профессиональной деятельности (С.П. Дергачев, И.И. Домбровская, Г.Г. Киселев, Т.В. Маркело-ва, Р.В. Сахаров, P.P. Шарипов и др.).

Изучение специфики кадетского образования раскрыты в трудах З.А. Бернацкого, П.Н. Глебова, В.Ф. Грекова, Л.И. Защука, Е.В. Климашкина, М.С. Лалаева, П.Н. Петрова, A.C. Самовича, H.A. Соколова. Особую роль играют исследования Н.И. Алпатова, Т.П. Жестовой, С.И. Курбатова, конкретизирующие приоритеты воспитательных задач в кадетском образовании И.А. Алехина, АЛО. Асриева, К.В. Богданова, С.А. Булина, Ю.А. Галушко,

B.Г. Данченко, И.М. Дугина, Г.В. Калашникова, А.И. Каменева, A.A. Колесникова, Г.В. Стояна, В.А. Свиридовым определены аспекты генезиса кадетского и суворовского образования.

Следует отметить работы С.И. Волгина, Л.Г. Набиулина, Г.А. Прасло-вой, Л.А. Великородной, связанные с изучением таких вопросов как воинские ритуалы, взаимодействие военных и музыкальных традиций. Значение музыки как важного педагогического средства, воспитывающего патриотические качества, отмечали педагоги П.П. Блонский, Д.Б. Кабалевский,

C.Т. Шацкий, и др. Вопросам музыкального образования в системе военно-учебных заведений посвящены исследования следующих авторов: В.И. Ади-щева, H.A. Колесниковой, С.М. Филаретовой.

Вопросы истории развития русской военной музыки раскрыты в трудах И.Н. Гарбазея, Т.К. Маякина, A.M. Немирского, В.И. Тутунова, М.М. Трунова. Следует обратить внимание и на результаты коллективного исследования авторов военно-оркестровой службы Е.С. Аксенова, В.Г. Иванова, И.В. Лихачевой, В.П. Матвейчука, В.М. Халилова.

Самостоятельную группу источников представляют исследования социально-культурной деятельности, отражающие закономерности привлечения подрастающего поколения к процессу освоения культурных ценностей на основе самодеятельной активности в сфере культуротворческой деятельности, развивающего досуга, любительства (М.А. Ариарский, В.В. Гладких, Е.И. Григорьева, В.З. Дуликов, М.И. Долженкова, А.Д. Жарков, И.Н. Еро-шенков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Е.М. Клюско, Е.В. Литовкин, О.Ю. Мацукевич, A.A. Сукало, В.Я. Суртаев, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков, Н.В. Шарковская, H.H. Ярошенко и др.). Особое место в данном направлении занимают исследования A.A. Аронова, посвященные формированию патриотизма.

Вместе с тем, анализ теоретических источников свидетельствует о недостаточном внимании исследователей к комплексному изучению патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций с позиций теории, методики и организации социально-культурной деятельности.

Цель исследования состоит в выявлении и теоретическом обосновании социально-культурных условий патриотического воспитания суворовцев осуществляемого на основе военно-музыкальных традиций.

Объект исследования — патриотическое воспитание суворовцев в специализированных закрытых учреждениях образования.

Предмет исследования — социально-культурные условия, обеспечивающие организацию патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций.

Задачи исследования:

— выявить сущность и специфику патриотического воспитания суворовцев;

— определить педагогический потенциал военно-музыкальных традиций в системе патриотического воспитания суворовцев;

— уточнить особенности организации патриотического воспитания учащихся в различных специализированных закрытых учреждениях образования;

—выявить социально-культурные условия патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций;

—разработать модель патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций;

—разработать и экспериментально проверить эффективность технологии организации патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что педагогическая эффективность патриотического воспитания суворовцев в специализированных закрытых учреждениях образования на основе военно-музыкальных традициях будет эффективна при соблюдении следующих социально-культурных условий:

-обеспечение тесной взаимосвязи учебно-воспитательного процесса и социально-культурной деятельности учащихся специализированного закрытого учреждения образования;

-внедрение технологий социально-культурной деятельности в учебно-воспитательный процесс в специализированного закрытого учреждения образования;

-формирование у суворовцев мотивации к участию в социально-культурной деятельности, способствующей раскрытию их личностного потенциала, самореализации как гражданина и патриота;

—развитие самодеятельного творчества суворовцев в досуговом пространстве специализированного закрытого учреждения образования, в том числе на основе расширения форм коллективного творчества педагогов и суворовцев в освоении военно-музыкальных традиций;

-обеспечение участия суворовцев в крупных социально-культурных проектах, способствующих преемственности военно-музыкальных традиций.

Методологической основой исследования являются положения о культурной обусловленности личностного развития, тесной связи этого процесса с традиционными системами ценностей (К.Д. Ушинский, С.И. Гессен, И.А. Ильин, А.П. Каптерев, A.C. Макаренко, A.B. Сухомлинский); научные представления о личности как саморазвивающейся системе, активно взаимодействующей с социумом, способной к саморегуляции и самосовершенствованию (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); ведущей роли деятельности в процессе формирования личности, объективных и субъективных факторах ее развития (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.); о внешней (социальной) и внутренней (личностной) детерминации активности личности в социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, Н.В. Шарковская, H.H. Ярошенко и др.).

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных историков культуры, искусствоведов, психологов и педагогов о закономерностях воспитания и творческого развития личности, в том числе с позиции индивидуально-творческого, культурологического и аксиологического подходов (A.A. Аронов, В .Г. Афанасьева, Е.В. Бондаревская, Е.Г. Силяева, В.А. Сластенин); психологии творческой деятельности (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон и др.). Важным источником для исследования процессов патриотического воспитания стали труды специалистов по военной педагогике (A.A. Аронов, A.B. Барабанщиков, Л.Ф. Железняк, В.И. Лутовинов, В.ГО. Микрюков и др.) и теории, методике и организации социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, В.В. Гладких, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, А.П. Марков, Г.М. Бирженюк, Е.Ю. Стрельцова, В.Е. Триодин, H.H. Ярошенко и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются: методы теоретического анализа культурологической,

искусствоведческой, психологической и педагогической литературы; методы системного анализа; методы сравнительного анализа; диагностические методы (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, самооценка, экспертная оценка, рейтинг, ранжирование, обобщение независимых характеристик); констатирующий и формирующий педагогические эксперименты; методы статистической обработки результатов экспериментальной работы.

База исследования: Формирующая часть исследования проводилась на базе ФГКОУ СПО «Московского военно-музыкального училища МО РФ», а констатирующая — на базе ГБОУ СПО «Государственного училища духового искусства». В исследовании принимали участие 1200 суворовцев Московского военно-музыкального училища МО РФ, Тверского суворовского училища МО РФ, Московского суворовского училища МО РФ. К опытно-экспериментальной работе также были привлечены специалисты Московского военно-музыкального училища, а так же педагоги и студенты Московского государственного университета культуры и искусств.

Организация и этапы исследования. Организация исследования осуществлялась с 2010 по 2014 годы в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап (2010-2011 гг.) - организационно-подготовительный, в процессе которого выявлялась сущность и специфику патриотического воспитания суворовцев, а также осуществлен теоретический анализ существующей литературы по проблеме патриотического воспитания в условиях специализированных закрытых учреждений образования и был определен педагогический потенциал военно-музыкальных традиций; проведен сравнительный анализ педагогических методик патриотического воспитания в кадетских классах и суворовских училищах; уточнена гипотеза исследования; дана характеристика базы исследования; сформированы контрольная и экспериментальная группы педагогического эксперимента; проведен массовый опрос учащихся и педагогов суворовских училищ.

Второй этап (2011-2012 гг.) — констатирующий этап педагогического эксперимента, в ходе которого уточнялись особенности организации патриотического воспитания учащихся в различных специализированных закрытых учреждениях образования, осуществлен анализ форм патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций. В результате констатирующего этапа эксперимента разработана педагогическая модель патриотического воспитания на основе военно-музыкальных традиций; выявлена система критериев и показателей патриотического воспитания суворовцев.

Третий этап (2012-2013 гг.) — формирующий этап педагогического эксперимента, в ходе которого была апробирована и внедрена в учебный процесс Московского военно-музыкального училища МО РФ экспериментальная модель патриотического воспитания на основе военно-музыкальных традиций; разработана авторская технология организации патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций, осуществлен анализ её эффективности; проведены контрольные и промежуточные

срезы результатов педагогического эксперимента, были выявлены основные социально-культурные условия патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций.

Четвертый этап (2013-2014 гг.) — заключительный, в процессе которого подведены итоги проведенного педагогического эксперимента; уточнены выводы исследования; подготовлены научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса патриотического воспитания суворовцев; результаты исследования оформлены в виде диссертации.

Научная новнзна результатов диссертационного исследования определяется тем, что впервые в теории и методике социально-культурной деятельности специально изучен процесс патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций. При этом:

-впервые военно-музыкальные традиции рассмотрены как компонент патриотического воспитания, предполагающий освоение личностью устойчивых, исторически сложившихся элементов культуры, олицетворяющих эстетику воинской службы, нормы поведения, нравственные установки и обычаи, связанные с выполнением воинского долга;

— выделены историко-педагогические этапы развития военно-музыкальных традиций, повлиявшие на организацию системы патриотического воспитания и воинских ритуалов в российской армии;

— определены социально-культурные условия патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций, предполагающие: на организационно-технологическом уровне — взаимосвязь учебно-воспитательного процесса и социально-культурной деятельности учащихся, широкое применение технологий социально-культурной деятельности; на мотивацч-онно-деятельностном уровне — формирование у суворовцев мотивации к участию в социально-культурной деятельности, развитие самодеятельного творчества, обеспечение участия суворовцев в крупных социально-культурных проектах;

— разработана модель патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций, обеспечивающая эффективную реализацию социально-культурных условий в культурно-образовательном пространстве специализированных закрытых учреждений образования;

— экспериментально обосновано применение технологий социально-культурной деятельности в процессе патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

— уточнена сущность и специфика патриотического воспитания учащихся военных специализированных закрытых учреждениях образования, которая определяется сочетанием задач обеспечения всестороннего личностного развития и профессиональной подготовки к воинской службе;

—доказана необходимость сочетания и комплексный характер социально-культурных условий, определяющих эффективность патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций;

— определены структурные элементы модели патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций: национально-патриотический, военно-профессиональный, духовно-нравственный, гражданско-правовой, культурно-исторический, спортивно-патриотический и социально-культурный, которые обеспечивают целостность воспитательного пространства в специализированных закрытых учреждениях образования;

— обоснована система диагностических критериев (когнитивный; эмоционально-ценностный; мотивационный; иоведенческо-волевой) и соответствующих им показателей, позволяющая осуществлять педагогическую оценку эффективности патриотического воспитания суворовцев;

— обоснован вывод о том, что социально-культурная деятельность, направленная на изучение, освоение и творческое развитие военно-музыкальных традиций способствуют патриотическому воспитанию суворовцев.

Практическая значимость исследования определяется тем, что систематизированный материал о специфике патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций позволяет: повысить качественный уровень изучения данного явления в контексте педагогики социально-культурной деятельности; привлечь внимание педагогов, наставников к необходимости дальнейшего теоретического и экспериментального изучения процессов патриотического воспитания суворовцев; применить технологический комплекс социально-культурной деятельности как один из педагогических компонентов содержательно-методического обеспечения процесса патриотического воспитания суворовцев. Материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования, специалистов по художественно-творческому образованию, педагогической и творческой общественности, в системе повышения квалификации военно-музыкального образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность патриотического воспитания суворовцев заключается в формировании ценностных ориентации любви к Родине, преданности своему народу, готовности выполнению гражданского долга. Специфика организации патриотического воспитания в специализированных военных образовательных учреждениях закрытого типа обусловлена историко-культурными традициями кадетского образования России и определяется задачами изучения суворовцами общеобразовательных и военных дисциплин, освоения воинских ритуалов и устоев, художественного воспитания в условиях целостности учебно-воспитательной и социально-культурной деятельности.

2. Военно-музыкальные традиции — это устойчивые, исторически сложившиеся элементы культуры, олицетворяющие эстетику воинской службы, отражающие нормы поведения, нравственные установки и обычаи, связанные с выполнением воинского долга, отраженные в воинских атрибутах, символах, ритуалах и церемониях, преемственность которых проявляется при проведении государственных и общественных мероприятий, военных парадов, плац-концертов, дефиле оркестра и т.д. Военно-музыкальные традиции

развиваются на основе синтеза отечественного музыкального наследия, западно-европейских форм военно-оркестровой музыки и создания современного музыкального репертуара патриотической направленности. Военно-музыкальные традиции обладают высоким педагогическим потенциалом, обеспечивающим решение задач патриотического воспитания будущих защитников Отечества.

3. Особенности организации патриотического воспитания учащихся в различных специализированных закрытых учреждениях образования (суворовские, нахимовские военные училища, кадетские (морской кадетский, казачий кадетский) корпуса, президентские кадетские училища, пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации и Московское военно-музыкальное училище) определяются реализацией образовательных программ, в которых интегрированы задачи предпрофессиональной, общей подготовки, а также социально-культурного воспитания.

4. Социально-культурные условия патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций: организационно-технологический уровень — обеспечение тесной взаимосвязи учебно-воспитательного процесса и социально-культурной деятельности учащихся специализированного закрытого учреждения образования; внедрение технологии социально-культурной деятельности в учебно-воспитательный процесс в специализированного закрытого учреждения образования; мотивационно-деятепьностный уровень —формирование у суворовцев мотивации к участию в социально-культурной деятельности, способствующей раскрытию их личностного потенциала, самореализации как гражданина и патриота Отечества; развитие самодеятельного творчества суворовцев в досуговом пространстве специализированного закрытого учреждения образования, в том числе на основе расширения форм коллективного творчества педагогов и суворовцев в освоении военно-музыкальных традиций; обеспечение участия суворовцев в крупных социально-культурных проектах военно-музыкальной направленности.

5. Педагогическая модель патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций носит интегративный характер и выступает как совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных эффективно решать поставленные задачи: организационно-целевой блок обеспечивает интеграцию учебного процесса (изучение общеобразовательных и социально-гуманитарных, профильных общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплин и профессиональных модулей) и внеурочной социально-культурной деятельности (дополнительное образование, включение в событийно-творческую деятельность патриотического характера, участие в самодеятельном художественном творчестве и др.); содержательно-деятелыюстнын блок, системообразующим элементом которого является социально-культурная деятельность, ориентированная на практическое освоение учащимися традиций военно-музыкальной культуры; критериально-результативный блок обеспечивает педагогическую оценку и диагностику уровней патриотического воспитания.

6. Авторская педагогическая технология, выстроенная по модели патриотического воспитания суворовцев в специализированных закрытых учреждениях образования на основе военно-музыкальных традиций, обеспечивает целенаправленное применение технологий социально-культурной деятельности (культурно-образовательные (модульные), информационно-просветительные, проектные, культуротворческие, рекреативные и др.), включая общественно-церемониальное, православное, художественно-творческое, концертно-просветительское и культурно-досуговое направления.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: выступлений на международных, федеральных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях, в том числе: Всероссийская конференция «Актуальные проблемы социально-культурной деятельности» (Тамбов, 2011, 2014), Научно-практическая конференция «Социально-культурная идентификация жителей города Москвы: актуальные проблемы и пути решения (Москва, 2011), Международная научная конференция «Социально-культурная деятельность как феномен педагогики» (Челябинск,

2013), Всероссийская научно-практическая конференция «Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России» (Санкт-Петербург, 2013), Международная научно-практическая конференция «Культура и образование: XXI век» (Барнаул, 2013), Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе взаимодействия социально-культурных институтов общества» (Орел, 2012) Всероссийская научно-практическая конференция «Русский мир и социокультурное единение народов России» (Пермь, 2013), Межвузовская научно-практическая конференция «Стрельцовские чтения —2013» (Москва,

2014), Международная научная конференция «Государство, общество, церковь в истории России XX века» (Иваново, 2014).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, опорой на широкий спектр научно-педагогических источников, обобщающих основные достижения в области педагогики профессионального образования, социально-культурной деятельности, оптимизацией художественно-творческого процесса в суворовском училище, проведением сравнительного анализа в процессе педагогического эксперимента и неоднократно апробированными в ходе исследования результатами.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследования; определены цель, объект и предмет; сформулированы гипотеза и задачи, а так же методы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; представлены основные положения диссертации, выносимые на защиту; приведены данные об апробации и внедрении результатов работы.

В первой главе «Теоретические основы патриотического воспитания суворовцев на основе отечественных военно-музыкальных традиций»

выявлена сущность и специфика патриотического воспитания суворовцев; раскрыты историко-педагогические основы организации патриотического воспитания суворовцев в специализированных закрытых учреждениях образования; на основе исторического анализа российских военных традиций определен педагогический потенциал военно-музыкальных традиций в системе патриотического воспитания суворовцев; уточнены особенности организации патриотического воспитания учащихся в различных специализированных закрытых учреждениях образования; обосновывается модель патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций.

В первом параграфе первой главы «Сущность и специфика патриотического воспитания суворовцев» обобщен опыт возникновения образовательных учреждений, направленных на воспитание личности будущего военнослужащего в разные исторические эпохи, теоретические основы организации патриотического воспитания суворовцев в специализированных военных закрытых учебных заведениях.

Проблема патриотического воспитания является одной из ключевых проблем жизнедеятельности государства и личности. Появление патриотизма как сложнейшего социально-культурного феномена обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности, формированием привязанности к родной земле, языку, своему этносу.

Анализ философской, исторической, и психолого-педагогической литературы показал, что система патриотического воспитания должна представлять единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие в рамках учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение молодого поколения с целью всестороннего раскрытия их способностей, успешной подготовки к выполнению своего гражданского долга перед Родиной (A.A. Аронов).

Особое значение патриотическое воспитание имеет в системе всестороннего и целостного воспитания будущего защитника Отечества. Создание первых русских военных школ в Петровскую эпоху являлось государственной необходимостью, связанной с формирование регулярной русской армии. В соответствие с государственным запросом, образовательные учреждения закрытого типа сочетали в себе общеобразовательные и военные дисциплин, эстетическое и художественное воспитание, формируя воинские ритуалы и традиций, при главенствующей роли патриотического воспитания, эстетического развития воспитанников.

В диссертации представлен историко-педагогический анализ деятельности специализированных военно-учебных заведений (Школа математических и навигационных наук (Москва), Инженерная школа (Санкт-Петербург), Школа для артиллеристов (Санкт-Петербург), Гарнизонные школы для солдат, Шляхетский кадетский корпус (Санкт-Петербург) переименованный позже в Императорский шляхетский сухопутный кадетский корпус, Гатчин-

ское военное училище, переименованное позже в Императорский военно-сиротский дом, Пажеский корпус, Дворянский полк раньше назвался Корпус волонтеров, женские институты (Смольный институт); музыкальное образование в Донской кадетский корпус, Вольский корпус, Орловский корпус, Московские корпуса, Петербургский кадетский корпус, Оренбургский корпус, Полоцкий корпус, Ярославский корпус, Киевский и Одесский корпус, Нижегородский кадетский корпус и др.). При этом раскрыты модернизаци-онные процессы в образовательной и воспитательной сфере, выявлены приоритетные формы патриотического воспитания в данных учреждениях.

В контексте проведенного исследования, была выявлена цель, стоящая перед военно-учебными заведениями Российской империи по подготовке офицеров, обладающими следующими качествами: быть христианином, верноподданным, хорошим товарищем и добрым сыном, образованным, ответственным, исполнительным. К этому периоду времени сформированы атрибуты военной службы: форма, служебные обязанности, распорядок дня, ритуалы, контроль качества обучения, последовательность в обучении и учете специфики войск и т.п. Деятельность военно-учебных заведений обеспечивала воспитание таких патриотически чувств, как долг, честь, храбрость, любовь к Отечеству, дружба, вера.

На обширном историко-культурном материале в диссертации показано, что возрождение суворовских училищ в новейшей истории России было обусловлено потребностью в профессиональных армейских кадрах; в социальном обустройстве детей, потерявших своих родителей в годы гражданской войны; в возрождении военно-музыкального профессионального образования для насыщения оркестров Красной армии; в духовно-нравственном воспитании, в формировании готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству; в поддержании престижа воинской службы, воспитании уважения к российской истории и национальным традициям.

Процесс патриотического воспитания суворовцев в военно-учебных заведениях закрытого типа основывается на единстве учебной, воспитательной и профессиональной деятельности, позволяющей в полной мере обеспечить военно-профессиональную направленность обучения. Сущность патриотического воспитания суворовцев заключается в формировании ценностных ориентации любви к Родине, преданности своему народу, готовности выполнению гражданского долга. Специфика организации патриотического воспитания в специализированных военных образовательных учреждениях закрытого типа обусловлена историко-культурными традициями кадетского образования России и определяется задачами изучения суворовцами общеобразовательных и военных дисциплин, освоения воинских ритуалов и устоев, художественного воспитания в условиях целостности учебно-воспитательной и социально-культурной деятельности.

Второй параграф первой главы «Педагогический потенциал военно-музыкальных традиций в системе патриотического воспитания суворовцев» содержит историко-педагогический анализ становления и развития отечественных военно-музыкальных традиций; определен педагогический потенциал военно-музыкальных традиций в системе патриотического воспитания су-

воровцев; рассмотрены социально-культурные формы реализующие патриотическое воспитание в закрытых военных образовательных учреждениях.

Военно-музыкальные традиции рассмотрены диссертантом как компонент патриотического воспитания, предполагающий освоение личностью устойчивых, исторически сложившихся элементов культуры, олицетворяющих эстетику воинской службы, нормы поведения, нравственные установки и обычаи, связанные с выполнением воинского долга

На протяжении многих веков развития отечественной культуры создавались формы, способы и механизмы передачи культурной информации, которые в совокупности и называются традицией. Традиции в своей основе - это лучшее, что накоплено опытом поколений, апробировано временем и имеет статус актуальности. С помощью теоретического анализа культурологической, искусствоведческой, психологической и педагогической литературы автором раскрыт и систематизирован процесс становления и развития отечественных военно-музыкальных традиций. Рассмотрены функции и предназначение военной музыки, определено место военных оркестров, хоров.

Выявлено, что при Петре I начали закладываться многие традиции связанные с воинской службой, музыкальным образованием, духовно-нравственным и патриотическим воспитание подрастающего поколения. По его инициативе происходило знакомство народа с военной музыкой, активно стали принимать участие военные оркестры в жизни горожан, что послужило толчком для развития инновационных социально-культурных форм.

Следует отметить, что развитие музыкального искусства во многом определялось событиями различных исторических периодов связанных с войнами. Патриотическое значение военной музыки особенно возрастало во время военных действий и выполняло воспитательную роль направленную на повышение морально-боевого духа, национального самосознания, гражданской ответственности.

Таким образом, историко-педагогический анализ становления и развития военно-музыкальных традиций позволяет сделать вывод, что: военно-музыкальные традиции развиваются на основе синтеза отечественного музыкального фольклора; инкультурации западно-европейских форм военно-оркестровой службы и создания собственного служебно-строевого репертуара, обрядов, обычаев и воинских ритуалов патриотической направленности. Как следствие, возникает необходимость выявления и обоснования структурно-функциональных элементов механизма преемственности опыта патриотического воспитания суворовцев.

Проведен анализ понятий «традиция», «ценностные ориентации», «обычаи», «обряды», «церемонии», «ритуалы», «символика военная». Следует обратить внимание на то, что обряды, обычаи и ритуалы, переходящие в устойчивые традиции оказываются, с одной стороны средством коммуникации, а с другой и средством реализации ценностей, целей и задач воспитания в Армии. В контексте организации патриотического воспитания суворовцев, традиции являются основополагающей средой для воспитательной деятельности военного учреждения.

Обращение к традициям Отечества особенно символично и значимо в современной социально-культурной ситуации. Величественные и торжественные мелодии, которые были созданы талантливыми композиторами России, — без сомнения, одно из наших национальных богатств.

В контексте проведенного анализа, можно утверждать, что патриотическое воспитание суворовцев на основе военно-музыкальных традиций позволяет создать уникальную музыкально-педагогическую школу, ориентированную на подготовку специалиста, владеющего профессиональными навыками оркестрового исполнительства, гражданина-патриота, беззаветно преданного отечеству, способного на практике приумножать славу военной музыки России, быть готовым к служению на благо Родины.

В третьем параграфе первой главы «Организация патриотического воспитания суворовцев в специализированных закрытых учреждениях образования» проведен сравнительный анализ социально-культурных подходов к организации патриотического воспитания суворовцев в разных учебных заведениях.

В настоящее время увеличивается количество учреждений кадетского образования, только в г. Москве, сегодня функционирует 17 кадетских образовательных учреждений, где кадетским образованием охвачено семь тысяч воспитанников, из них около тысячи девочек. Однако, единой федеральной системы кадетского образования в России все еще не сложилась, несмотря на то, что фактически уже существуют все элементы такой системы: суворовские, нахимовские военные училища, кадетские (морской кадетский, казачий кадетский) военные корпуса, президентские кадетские училища, кадетские школы, школы-интернаты, кадетские классы общегражданской образовательной и гражданско-патриотической воспитательной ориентации.

В России сложилась, уникальная система довузовского военного образования, включающая в себя: суворовские, нахимовские военные училища, кадетские (казачий кадетский) корпуса, президентские кадетские училища, Московское военно-музыкальное училище и пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации. Модернизация отечественного образования обусловлена заказом со стороны Министерства обороны РФ, Министерства образования и науки РФ, субъектов РФ и негосударственных структур. Процесс модернизации нацелен на создание многоступенчатых инвариантных образовательных программ предпрофессиональной и общей подготовки, с учетом основных положений тендерной педагогики и музыкально-эстетического воспитания.

Следует отметить, что особое место в системе довузовского образования занимает Московское военно-музыкальное училище — единственное в Вооруженных силах Российской Федерации среднее профессиональное военно-музыкальное учебное заведение. Это уникальное образовательное учреждение, не имеющее аналогов в мировой практике, история которого в полной мере отражает процесс становления и развития всей системы начального профессионального военно-музыкального образования в России. За годы своей деятельности, находясь в различных организационных формах, училище, продолжает славные традиции военно-музыкального образования, актив-

но содействует развитию духовой исполнительской культуры и стало одним из значимых центров культурной жизни страны.

Главной особенностью образовательного процесса в Московском военно-музыкальном военном училище является его военно-профессиональная музыкальная направленность, так как обучение происходит с учетом специфических военных требований, что сближает его с образовательными учреждениями, реализующими кадетский компонент. Вместе с тем, училище, как и другие гражданские музыкальные училища, подведомственные Министерству культуры, реализует основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования «073101 Инструментальное исполнительство (Оркестровые духовые и ударные инструменты)», и имеет много общего с традиционным музыкальным образованием, призванным воспитывать и готовить профессиональных музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Однако, процесс организации воспитательной работы училища, существенно отличается от гражданских музыкальных училищ, прежде всего наличием военно-профессиональной составляющей. Данный процесс, включает в себя общепрофессиональное, внеучебное, дополнительное и досуговое (социально-культурное) пространство, обеспечивающее освоение личностью ценностного, образно-художественного потенциала русской классической музыки, культуры и искусства, религии, воинских ритуалов, через вовлечение суворовцев в интеграционную учебно-познавательную, военно-служебную и культурно-досуговую деятельность.

Во второй главе «Социально-культурные условия патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций» представлены результаты опытно-экспериментальной работы, целью которой являлась проверка комплекса социально-культурных условий, обеспечивающих эффективность патриотического воспитания суворовцев осуществляемого на основе военно-музыкальных традиций России.

В первом параграфе второй главы «Патриотическое воспитание суворовцев в условиях культурно-образовательной деятельности Московского военно-музыкального училища» выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия, оптимизирующие процесс патриотического воспитания суворовцев в специализированном военном образовательном учреждении посредством военно-музыкальных традиций.

Экспериментальная работа проводилась на базе Федерального государственного казенного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации» (далее — МВМУ). Были задействованы суворовцы московского военно-музыкального училища, а именно учащиеся 1 курса (50 человек) и 4 курса (49 человек). В качестве контрольной группы в констатирующем и формирующем эксперименте приняли участие студенты первого года обучения (45 человек) Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования г. Москвы «Государственного училища (колледжа) духового искусства» (далее - ГУДИ).

Согласно логике исследования автором оценивались:

— патриотическо-ориентированные знания, понимание сущности и особенностей российского патриотизма, способности к анализу процессов и противоречий в обществе и т.п. (когнитивный критерий);

— сформированность системы взглядов, убеждений, ценностей, приоритетов, интересов общества и государства; роль, место и значение личности, группы в развитии патриотизма; осмысление социальной значимости исторических знаний, традиций, культурных ценностей; сопричастность национальной принадлежностью; проявление гордости за принадлежность к героическим свершениям и достижениям Отечества; убеждение защиты национальных интересов (эмоционально-ценностный критерий);

— патриотическая направленность, ориентации, цели, установки, определяемые духовно-нравственными и социально-значимыми потребностями; отношение к Вооруженным Силам; наличие патриотических идеалов, культурных и нравственных образцов; проявление смыслообразующих ценностных мотивов (мотивационный критерий);

— готовность к самореализации в качестве гражданина-патриота; непосредственному участию в созидательной деятельности на благо Родины; проявление социальной активности; желание внести реальный вклад в развитие и укрепление России (поведенческо-волевой критерий).

Сравнение качественных и количественных показателей в экспериментальной и контрольной группах дало основание утверждать, что в обоих образовательных заведениях ведется эффективная культурно-творческая и культурно-досуговая деятельность. Вовлеченность учащихся в социально-культурную сферу, происходит через непосредственное участие в различных культурных, информационных, просветительных и рекреационных мероприятиях. В училищах ведется воспитательная работа по гражданско-патриотическому воспитанию, но в МВМУ она глубже в связи со специально созданными условиями (закрытостью учреждения, внутренним распорядком дня, военной составляющей), а также широким использованием воинских атрибутов и символов, военно-музыкальных традиций в разработке программно-методического инструментария и организации процесса жизнедеятельности. Мотивационные (средний уровень экспериментальной группы (МВМУ) 50%, в контрольной группе (ГУДИ) -20,8%), эмоционально-ценностные (средний уровень в МВМУ - 44%, в ГУДИ -29,2%) и поведен-ческо-волевые (средний уровень в МВМУ 54,2%, в ГУДИ - 25%) показатели уровня сформированное™ критериев патриотизма оказались у суворовцев в МВМУ выше, чем у учащихся ГУДИ.

На основании полученных результатов констатирующего этапа эксперимента, нами диссертантом была разработана педагогическая модель «Патриотического воспитания суворовцев в условиях культурно-образовательной среды Московского военно-музыкального училища», рассмотренная во втором параграфе второй главы «Педагогическая модель патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций».

В структуру педагогической модели патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций входят: организационно-

целевой, содержательно-деятельностный и критериально-результативный блоки.

Организационно-целевой блок основывается на синтезе учебного процесса (аудиторная и внеаудиторная учебная деятельность, куда включены общеобразовательные и социально-гуманитарные, профильные общепрофессиональные и военно-профессиональные дисциплины и профессиональные модули) и внеурочной социально-культурную деятельность в пространстве училища и социума (дополнительное образование, событийно-творческая деятельность патриотического характера).

Содержательно-деятельностный блок, где системообразующим элементом является социокультурная деятельность. Содержание социокультурной деятельности в училище строится на основе реалий и проблем сегодняшнего дня, тенденций развития кадетского, суворовских движений, ценностях педагогического наследия кадетских корпусов дореволюционной России, передового педагогического опыта суворовских военных училищ предшествующих периодов и осуществляется по следующим направлениям: общественно-церемониальное, художественно-творческое, православное, концертно-просветнтельское и культурно-досуговое. Реализация компонентов содержания происходит по следующим направлениям: национально-патриотическое, военно-профессиональное, духовно-нравственное, культурно—историческое, гражданско-правовое, спортивно-патриотическое, социально-культурное.

Критериально-результативный блок модели включает диагностику, педагогическую оценку качества результата процесса патриотического воспитания и представляет синтез выделенных нами критериев и показателей позволяющих определить уровень сформированное™ патриотических компетенций суворовцев.

Оценка сформированное™ патриотизма учащихся специализированных закрытых учреждений образования осуществляется по выделенным критериям (когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационный, поведенче-ско-волевой), с помощью которых определяется уровень патриотических компетенций суворовцев: высокий (оптимальный), средний, низкий. В качестве показателей по каждому из критериев определены: знания о понимании сущности патриотизма, наличие знаний о культурном наследии и военно-музыкальных традициях, эмоциональная отзывчивость, сопричастность к истории, религии, традиции, культуре; личностное отношение к будущей профессии, ценностное отношение к служению в интересах Родины; социальная активность, сотворчество, инициативность, саморазвитие, основанное на участии в социально значимых социально-культурных мероприятиях.

В формирующем эксперименте приняли участие 90 человек, из них в экспериментальную группу вошли 45 суворовцев первого курса Московского военно-музыкального училища (МВМУ), в контрольную группу определено 45 студентов Государственного училища духового искусства (ГУДИ).

Сравнение результатов, полученных в констатирующей и формирующей части исследовательской работы позволило выявить положительную динамику изменений по всем критерием в экспериментальной группе (табл. 1).

Результаты констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы

Таблица 1.

МВМУ(%) ГУДИ(%)

уровни

констатирующий формирующий констатирующий формирующий

Критерии « « ¡3 « « 15

о о ра X э & о к и РП К Я и: О и А Ш а « V о, О 2 Ж и о о 3 И я ч <0 о, о Ы ГО X И О и 3 и Средни 2 со Я

Когнитивный 53,2 36,1 10,7 86,3 10,7 3 40,5 49,8 9,7 62,4 32,2 5,4

Эмоционально-ценностный 29,2 56,2 14,6 79,8 17,0 3,2 28,2 56,7 15,1 40,7 49,2 10,1

Мотивационный 28,0 57,9 14,1 83,5 10,2 6,3 27,7 58,3 13,9 36,9 48,1 15

Поведенческо-волевой 78,4 21,6 0 98,4 1.6 0 59,6 32,1 8,3 73,8 24,0 2,2

По результатам сравнительного анализа сделан вывод о том, что суворовцы наглядно демонстрируют тенденции перехода от среднего уровня показателей критериев к высокому уровню: когнитивный критерий чуть выше среднего уровня —53,2% до, после эксперимента - 86,3%; эмоционально-ценностный критерий средний уровень - 56,2% до, и после - 79,8%; мотива-ционный критерий средний уровень -57,9% до, после -83,5%; поведенче-ско-волевой высокий - 78,4% до, после -98,4%. В контрольной группе (ГУДИ) выявлены незначительные изменения показателей, которые объясняются общим воздействием образовательного процесса.

Таким образом, включение экспериментальной группы суворовцев в ин-тегративную учебно-познавательную, военно-служебную, культурно-досуговую деятельность влияет на результаты, отражающие эффективность патриотического воспитания на основе военно-музыкальных традиций. В свою очередь, специально созданные социально-культурные условия позволят активизировать, заинтересовать, творчески раскрепостить, побудить суворовцев к личной регрессии (рефлексии), направленной на формирование ценностных установок, связанных с такими понятиями как: долг, честь, храбрость, вера, любовь к Отчизне, уважение к историческому наследию страны, мужество, взаимовыручка, дружба, преданность, и другим.

В третьем параграфе второй главы «Технологическое обеспечение соци-ально-кулыпурных условий патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций» анализируются результаты, полученные в ходе апробации авторской технологии патриотического воспитания суворовцев в специализированных закрытых учреждениях образования на основе военно-музыкальных традиций. При этом доказана педагогическая эффективность комплекса социально-культурных условий на организационно-технологическом уровне и мотивационно-деятельностном уровне; приведены данные динамики уровневых изменений сформированных критериев.

Данные заключительного этапа эксперимента показали, что высокий уровень изменений произошел среди суворовцев (экспериментальная группа), обучающихся в Московском военно-музыкальном училище. И этому способствовали следующие факторы: процесс обучения и воспитания реали-зовывался на основе разработанной педагогической модели; училище является специализированным закрытым учреждением, имеющим строгий распорядок дня, на основе Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; глубокие военно-музыкальные традиции, всемерно поддерживаются руководящим и преподавательским составом; активно практикуется участие суворовцев в воинских ритуалах, церемониях, социально-культурных мероприятиях; все пространство училища пропитано военной атрибутикой — от военной формы одежды, до внешнего оформления учебного заведения; коммуникационная связь имеет строгую иерархическую вертикаль; в училище используется тесная интеграция общеобразовательных, специальных профессиональных, военно-прикладных и досуговых форм обучения и воспитания.

На основе данных формирующей части эксперимента, у суворовцев четко прослеживается высокий уровень когнитивных критериев, характеризующийся глубоким интересом к военно-музыкальным традициям, знанием истории своей страны и лучших образцов национальной музыкальной культуры, уважительным отношением к ветеранам и памяти павших на полях сражений, почитанием военной атрибутики и государственной символики Российской Федерации.

Тесно переплетаются с когнитивными критериями эмоционально-ценностные критерии, показатели которых раскрывают высокую эмоциональную отзывчивость обучающихся, ценностные ориентации, чувства сопричастности к истории, религии, традициям и культуре России. Даже на первом курсе училища, суворовцы проявляют чувство гордости за страну, сформированное желание выполнять воинский долг и приносить пользу своей стране, выражают любовь к месту, где родились, живут и учатся, готовы к защите национальных интересов, соблюдают духовно-нравственные приоритеты.

Данные полученные в ходе проведенного исследования, дают возможность подтвердить высокий уровень патриотической воспитанности суворовцев, что доказывает эффективность методики патриотического воспитания суворовцев на основе военно-музыкальных традиций. Созданные социально-культурные условия в Московском военно-музыкальном училище, способствуют творческому развитию суворовцев, формирует ценностные установки, воспитывает гражданско-патриотические качества будущего защитника Отечества.

В ходе апробации авторской технологии доказана педагогическая эффективность следующих социально-культурных условий: на организационно-технологическом уровне —обеспечение тесной взаимосвязи учебно-воспитательного процесса и социально-культурной деятельности учащихся специализированного закрытого учреждения образования; внедрение технологий социально-культурной деятельности в учебно-воспитательный процесс в специализированного закрытого учреждения образования; на мотивацион-но-деятельностном уровне — формирование у суворовцев мотивации к участию в социально-культурной деятельности, способствующей раскрытию их личностного потенциала, самореализации как гражданина и патриота Отечества; развитие самодеятельного творчества суворовцев в досуговом пространстве специализированного закрытого учреждения образования, в том числе на основе расширения форм коллективного творчества педагогов и суворовцев в освоении военно-музыкальных традиций; обеспечение участия суворовцев в крупных социально-культурных проектах военно-музыкальной направленности.

В заключении диссертации подводятся итоги научно-исследовательской работы и определяются её перспективы. Военно-музыкальные традиции России — уникальное явление в отечественной музыкальной культуре, где нашли яркое отражение героическая история нашего народа и высокие достижения в области художественной культуры, они являются важным педагогическим средством патриотического воспитания. Системообразующим

компонентом воспитательной системы в условиях образовательной среды военного учебного заведения, оптимизирующим процесс формирования патриотических качеств обучающихся, может выступать социокультурная деятельность, обладающая огромным потенциалом для решения задач патриотического воспитания. Обращение к военно-историческим, военно-музыкальным и православным традициям, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, оказывает существенное влияние на воспитание патриотических чувств обучающихся, их желания в будущем служить Отечеству.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

Статьи, опубликованные в рецензируем!,ix научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Герасимов А.П. Педагогические основы формирования патриотических качеств суворовцев средствами военно-музыкальных традиций в условиях образовательной среды училища // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С.179-185.

2. Герасимов А.П. Военно-музыкальные традиции как средство формирования гражданско-патриотических компетенций суворовцев // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарных наук. 2014. Вып. 6 (134). С.113-117.

3. Герасимов А.П. Социально-культурный потенциал военно-музыкальных традиций в системе гражданско-патриотического воспитания суворовцев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. №5 (61). С. 117-119.

4. Герасимов А.П. Социально-культурные условия патриотического воспитания суворовцев в специализировашшх военных образовательных учреждениях // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-16362.

Прочие публикации по теме диссертационного исследования:

5. Герасимов А.П. Развитие военно-музыкальных традиций в России // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. стат. Вып. 2. М.: МГУКИ, 2011. С. 206-213.

6. Герасимов А.П. Военно-музыкальные традиции в системе патриотического воспитания молодёжи в условиях московского мегаполиса // Социально-культурная идентификация жителей города Москвы: актуальные проблемы и пути решения. М.: МГУУПМ, 2011. С. 73-75.

7. Герасимов А.П. Формирование социально-культурной среды в довузовских учебных заведениях Министерства обороны России // Социально-культурная деятельность как феномен педагогики: мат-лы междунар. науч,-конф. Челябинск, 2013. С. 13-19.

8. Герасимов А.П. Военно-музыкальные традиции в системе суворовских училищ: генезис и развитие // Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России: сб. ст. по мат-лам всерос. науч-практ. кон-фер., 24-25 января 2013. СПб.: СПбГУКИ, 2013. С. 134-137.

9. Герасимов А.П. Влияние духовой .музыки на военно-музыкальные традиции России // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. стат. Вып. 3. М.: МГУКИ, 2013. С. 194-202.

10. Герасимов А.П. Военно-музыкальные традиции как фактор патриотического воспитания молодёжи // Культура и образование: XXI век. Часть II. мат-лы международ, науч-практ. конф. Горно-Алтайск: Изд-во «Ладомир»,

2013. С. 216-223.

11. Герасимов А.П. Формирование ценностных ориентации молодежи в условиях модернизации военно-музыкального образования // Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе взаимодействия социально-культурных институтов общества: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Орел, 12-14 февраля 2012 г.). Орел: Горизонт, 2013. С. 178-182.

12. Герасимов А.П. Роль и значение социокультурной деятельности в системе духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодёжи // Русский мир и социокультурное единение народов России: сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. Пермь, 2013. С. 65-74.

13. Герасимов А.П. Обновление содержания социокультурной деятельности посредством социального партнерства с Русской Православной Церковью // Стрельцовские чтения — 2013: труды межвузовской научно-практической конференции. М.: МГУКИ, 2014. С. 112-121.

14. Герасимов А.П. Сплав воинского духа и православной духовности // Государство, общество, церковь в истории России XX века: мат-лы XIII Междунар. науч. конф. Ч. 1. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2014. С. 347-353.

15. Герасимов А.П. Формирование культурно-образовательной среды военно-музыкального училища на основе социального партнерства с Русской православной церковью // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 3 (14). С. 72-78.

16. Герасимов А.П. Формирование военно-музыкальных традиций в России: социально-культурный аспект // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. С. 44-49.

17. Герасимов А.П. Традиции военно-музыкального искусства как фактор гражданско-патриотического воспитания // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина,

2014. С. 54-59.

Подписано в печать 12.01.2015 г. Формат 60x84/16. Объем 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 0006.

392000 г. Тамбов, ул. Советская, 6. Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество»