автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы сценарного творчества в культурно-досуговой деятельности
- Автор научной работы
- Маршак, Михаил Исаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1994
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Педагогические основы сценарного творчества в культурно-досуговой деятельности"
МОСКОВСКИЙ ГОСШКГГЗЕШЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРУ
^ lía правах .рукописи
о от эд
!,АГ13АК Михаил Исаевич
ЛЩГОГИЧБСККЕ ОСНОВУ СЦЕНАРНОГО ТВО? -¡ЕСЙА В ШЬТУЩ^ЗСУГОВОй ДЕ'ЙТБ.ПЬЧССТИ ■ • /патеатр^лгзога.нинй сцанар'-ос
Cn^naiboocT!, !X'X),05 - Теория'. .чямлнка и оргс.ни;j,;;¡4 к\'льтурн.о-просветг.г«!"Ь!!йЯ ■ деятельности ' . . , ' .
джсергшя
В ¡ори» •г",",'-'?-^ док ^клз >íe соеикшм • ученой омят i •.ь.,./иде\?а пелагогическлс
наук ■
ЙОСКЗА-К.-Ь)
Работа выполнена, на кафедре хультурно-аосугаой деятельности Московского госуд. оственного университета культура
Научкый руководитель Сфщиалььце ог.поиенты
Ведущая' организация'
- кандвдат педагогических наук, доцент В.М.Чичиков
- член-корреспондент РАН,
. доктор педагогических наук, профессор В,л\ Кузин
- кандидат педагогических наук, доцент Е. В. Литовки»'
- российский институт переподготовки работников искусства, культури и туризшз..
Защита состоится
ЬУ
часов
на заседании специализированного совета Д 092.(У/.02 по прясуж-■ * •
денив ученой степени кандидата наук в Московском государственной' университете культуры ло адресу: 141400, Московская область, Хкмки-б, ул.Библиотечная,?.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета. '"■...•
- Автореферат разослан
Ученый секретарь специелиэированного совета .х&нд/дат педагогических наук доцент
года
овап Х^АХТКМСГ-'лА РАБОТ« ..
А^тум^н^сть и Современная социокультуртл
ситуация з стране характеризуется обновление« и дянаыичяик преобразованием всех конпсно:<тов, составлявших культурнуе жизнедеятельность лгзей» Существенно «еняется структура социальной лея- : -те.вьности: появляйся нотис «¡¡лекция ее рбз?;ггкя,' она освобождается от адии:1истриротанияГ по'верхностяо-назидьтелыюЛ просвети-тельности» приобретает гучанястичсског общечеловеческое содержание. 3 кудьтурко-досуговой деятельности акту' глзируетс индяа::-дуальрое своеобразие, самобытность, авторское качало.
Псе это предполагает глубокое переосыисл'кие'обз;е- гзениов рола культурно-.посугоЕО? деятельности в целом и значения такого в «кого ее компонента как аггорекое сценарное трорчегтэо, еасесч ссногоП модел.гго»"*!"'!! и организации аультурно^досугорю: .программ.
Кризисные чзлеяйч г- сглклрюя оргонйз&цич хультуоиого досуги схлагнтгйдись ъ течение аеа«тзд*т'йй. от; остается сегодня нз только как следствие емхних лерестроечн:;х- пссаесооэ, но -л г&л каслейй? прежней пил-лтиха управления культурой.
До сях пор сказывается м/яиие укрепивзихся в проалои: тяре-жирзкакхя рязра'-йтк".;:-5!«)^'ч центре "тааоаах"• саенар.-вч", стсряо-тигиости, бедности ¿ор4-. ■'■■гй-.ок о^ганязьщм, и-зо.бяаатедьнос^ нз честах проявления собственного а'торехого начала, акцента ул ррорепен^!;^ згедчздые "мероприятия". Вс.е это Сило результатом недооценки педагог лчеокгх возможностей сценарного творчества,, попытке? унификации творческого процесса.' ,
3 ?«че*мс десятилетни пропагандировались привносит.» извне трст г"н!'1;е песгсногочкые методы, которые быЯ'л скорму/ 1ГПрйиы , • гсоготпкпяз кик "теат:ллиз';;:.:ч 'кудьтурке-досугорой датеаькдо г*, •де летз, н?лольля ч-.сть яуд.«торлй стансроаоь дгйствуоцд»«. • '..
. лицами, а все ос >альные - зрителями. Такиа ойрлаох &-кориро-. валось основное преимущество культурна-досуговоа деятельности леред другими средствами массовой коммуникации - служить средством 1 «личностного общения.
. Г' к-.сгоацег время население стало «ало посещать кдубние досу-ягадлмаде-;«, удовлетворяя свои эрелигдогс интересы более ¿.¿тдеодмг г^гызионнама программами, а потребность 2 непосредственном обаеики - битовыми дискотеками и стихийны»..! "туосвками".
• Кризиские явления в области организации досуга объясняйся помимо всего и теоретическая неразработанность® обцей роли сценария в культурно-досуговой деятельности: * теория почти не рас-сматротались альтернативные театрализации виды, сценарной, подготовки культурно-досуговых программ.
Актуальность настояаего исследования е тон, что оно позволяет восполнить атот пробел, детально изучить и проанализировать педагогические -возможности нетеатрализовашшх видов сценарного творчества, уточнить и научно обосновать целостное понимание сущности сценарного творчества, его функция и места в общзЯ системе. кул'ьтурно-досуговой деятельности.
Степень научной разработанности проблемы.Педагогические проблемы кетгатрализованкого сценарного творчества до сих пор поднимались л теории только в связи с необходимостью обоснования включения документального и игрового материала в театрализованное представ- . лекие, Сред« публикаций здесь можно выделить работы Д.М.Генкина, ' А« А.Коиовкча,- В.Н. Гагина, А. И. Чечетина, 0. И. Маркова, Л, Аля л др,"
По-отдельным ГЦ обленам создания альтернативных видов сценариев культурно-досугоаых' программ публиковались статьи на страница .- "илуй и художественная самодеятельность" /19'/0-&Зг,г.А В числе, авторов били Ь. КЛраодин, А.Д.Леонтьев, А.В.Пол«чех, & тР.Кмс слеци&4;;сти - пр-акг«1ки учреждений культури. Анализ у^аэаи-
них работ позволяет судить, что театрадизоватшй сценарий, сяя*-вчаП воЬножность реализации педагогических идей художестгекш.«.«, театральными средствами характерен я ссназном для агитициопно-худсисственкого направления и массовых форм досуговой-с^ерн, ¡сото-рие ранее били ведуакки в деятельности культурно-просветптег.ьких учреждений. О?* я сейчас глушит надежной основой подготовки нассо-рц* эр*дюс тематических • концерте», театрализованных праздников, прелстазления, композиций. Впоследствии, на над взгляд, ок я» всегда оправданно 61« распространен на другие, в том числе и калиг, ^орны досугорой .деятельности, пскоода котормх далека о* театра* Анализ показывает таете, что разработанная.тс< ретинам? и широко признанная всеми как педагогическая оснора оа жаркого ¡торчестга .-•'. методика тезтралязпцчи не всегда »•{^■ективкв я не ояваткгзгт пол-гостьо педагогическое пространство культурпо-досугогой деятельности, )й этом свяветельстгоеалз сквккшвакяя в печати я прав'олкния уст-¡ый опрос соискателе« лр«ьт::кол муЪиэЯ работа. Как автор киг:гя 'Нлубнвй сценарий* /"Проезда?"/. яссвтас.шой и основном Tca.rp.vx~ ованныы хлуб:шм программам, соискатель, чтобы заполнить зтот робел, подготовил новне пезлелоя&на«. «к били опубддхоуенн: кнч-а "Кто пстлунал гечер?" /гад."Советская Россич'У.сб альтернат:®-. их |оскбх подготовки »удьтурл-.о-досуговых программ и о клубяо? 2-ем-рсеитыгьиоЯ публицистики,- "Су^оотг.;-.» г'М'Пдгскоп" - .- гяром' • > иятерзс&н /курках "Клуб и йулотествтсея. самодеятельность''/; ) некоторых кинооабота" У'клуЗние вечера- в К'г^ге кдуЗного - ''
.ботинка, "Сценарное м«стег,йт?о кинолеЗстеля" /изд. • "Советская '. .• вси«*/- я др., в котогах раесм&гаквядись проблемы альгерчативчцх. • до в «';енар»;»э ¿: творческого пгоцесса,' км о с и его оепьеЬное.в? г я- ' е клдегог.гческ/х .подходов, уетодоь-и 4й>ри. Продолжач »«»• кгсде-сокс катая. оСглъкля у анадету телея.ыгогшнх к .у^умх. и . .-.-■арного .тгорч'стт-е. .' . '•. , . ■" ••• • • •
В представлю, оп на защиту научном докладе аьтар шир-ьыс анализирует еце эд! я из кетеатрАлааа&ан'ьч халоь спгч.^гмгс г«.«^-• чества - документальный сдянарир и, к чвстио'ич, сцеьариД ¡^р* межлично т,'ого общения, пкееиий наиоолез г. з'-окое различие с мелодикой с .>2 .ачия театрьлпэ&ьанных программ я без которого, по его ниш с, ас олат слолситься целостного предегавлетп-с педагог:/ «сь-г ■•• - н; '.цс'зр.'ого творчества в культурно-лосуговой деятельности с е кто м исследования автор избрал документальное с ц »арное творчество и его модификации как процесс прогнозирования и моделирования инновационных программ хультурно-досуговоя деятельности, псег,~ метом - педагогические основы этого процесса. Целью исследования является выявление общего содержания педагогического понятия основ сценарного творчества в культурно-досуговой деятельности. Задача исследования:
- определение сущности и характерных черт документального сценарного творчества как части понятия сценарное творчество в культур-ног-досуговой. деятельности;
анализ и классификация документального сценарного .творчества, педагогических и методологических особенностей, сценарной подготовки документальных досуговых программ;
-сравнительный анализ документальных и театрализованных Форм подготовки;
- расширение педагогического потенциала.преподавания сценарных дисциплин в творческих чузах и учебных ьаведениях культуру.. Гипотеза исследована; состоит в том, что сценавная театрализация и постановочные методы, признанные в настоящее время как основа нод-
• -А-—- ""."^чо-досуго».« программ, часто кеоЭДектлвни, а иногда и чуждн природе многих со;.;, организации досуга: формам копрнну*-
деи>-ого сошша, сгргишыдол нс^орьильнйа ситуаций, многих ¿руг.ix
нетеатрализованные в иди сценарной подготовки досуговых прог, особая'методика работы над сценарием. Она формируется по анллэ -яи со сценарным творчеством в других областях культуры и массозой информации.
По мнение автора, сценарное творчество изначально должно <5к?1 ориентировано на необходимость положительного изменения ситуации в яулътурно-досугозой деятельности, что составляет одну из его основных задач. ' '
.Методологические рснзпи исследования. Педа^гйчеокая концепция исследования задокеиа в курсах "Социальная педагогика", "Социальная работа" в "Социология культуры", раэрабстакн .х с Кос,. иском иноти-
г
туте культу?».'1 В соответствии с этим сцгиар ¡ог творчество в целом рассматривается как средстве обеспечения органического единства и взаимодействия имея, задач, принципов» направления, содержания, форм я методов культурных занятий - сфер? досуга, кйх условие формирования педагогического по?еици?*а яуяьтурно-десуговоР, дея?о«~ костя. Оно вгличавт в аебя оендвйоя 4рс?;<ал ирвдотв я ястодос к туряо-досуговоЯ деятельности: изучение культурных потребности н интересов населения, сто согьпдънь'х и возрастных гру;:п, диагностирование', ввйор 'текатлкя,. моде^.мроаание ситуация, полробнуг разработку культурио-аосугсг»'х прзгръкн и реализация их з практике.
Не икая прямых прел .".'стлеяняков в '¡¡азг-абатгз пехсгоп'че??^ зснос яокукентазьаого опчйарнаго творчества в культурио-досуговей • 4эктелы!сст;», оз;?с*атель вел мееледованче методом анализа обширных <ат«ри&лов емежких областей, г'оделироБ&чйя, вппсбации и корректй- ' . 'овкч теоретических полояедкй с практикой кульгурно-доотэчлй ра~ . . ■отн, в связи с чей терминологический аппарат исследования, параду.
I» Сацрагьно-культуряая деят елькость-/история, теорк*. католика/, .. К.;МГ/ К,1992. ■ - • '• ' • " . '
о педагогическими к тегорилма, ыш>чкет ь с ein ;; ?cp>:,t!;sii;i смежных областей науки и культуры. - •
■ Зд^оь автор опирается на многочисленные работы в области психологии та.рч'ества, теории информации, теории культура, основ кур' neuuicTHKi, теории кино и телевидения. В ходе изыскания были исполь-'•эовани pbiiiHД. С. Лихачева, А.А.Урсула, А.Я.Понокарева, С.Ы.Эйэен-' А.й,Ар*ол1Доъа, А.Моля, С.Выготского, кинодокументалистов Д,Вертова» П.Рота, Д.Грирсона, С.Филда, современных теоретиков документального киносценария А.Г.Никифорова, Ю.Я.Мартыненко, работы • по теледокумекталистике А, Я. Юровского, З.Г.Багирова, С.М.Дробиаснко, С.А.Муратова и др.
Инновационная концепция исследования-опирается на базовое опре-• деление научного понятия "творчествоУ сформулированное ф.Батюшковьш • , энциклопедическом'словаре Брокгауза п Ефрона - "Творчество •• в .'прямом смысле - есть создание нового"*, которое трактуется как
■. антипод шаблонной, стереотипной деятельности,
рргрнизаиид исследования« -Соискатель с 1957 года начал вести наб; двдение . за. развитием ецзнарного творчества в нашей стране. На пер. рок атапе он собирал и классифицировал опыты авторского.сценарного ■ творчео-тва -В различных областях культурно-досуговой деятельности, в частности непрофессионального /любительского/ кино, одним из пропагандистов, и теоретиков которого он является,
На второй этапе /о 1961 года/ изучал сценарное творчество, его воспитательное значение в клубной работе, являясь художественный ■ • руководителем и председателем художественного совета Клубной сис~ ■
•темы МГУ им.М.В.Ломоносова. '",.' '" 'Третий этап /1969-88 годы/ бил.связан о унякальноП возмож-.» . ■"■утаенной деятельности консультанта и рецензента по .
•• ецзнаишм вопросом ВЦСПС, Министерства культуры РСФСР и СССР, их '
I. -riiwKJ,опедлческия словарь Брокгауз к-Црана /статья "творчество"/.
• I
8 ' •• ; методических учреждений /ЩП им.Крупе кой, ВДНТ, ЦДКК, отрло;: профсорэо» и других организаций / к также члена кюри иного «к: м» ч*. ■ снотроэ и фестивалей. Зто позволило ему принимать участие л и: учении общественного мнения, разработке документов для учреадени!-. • ' . культур), знакомиться.о ситуацией на местах, проводить творческий-эксперимент. ....-''
Нетодиуа исследование« Соискатель избрал сочетание различных него-- ' -доз исследования: изучения и теоретического онйлиза изучаем;« ли- _ • • тературних источников, ,чаблздеи"я за практикой и теоретическое' • .-'. обобщение творческая,/в той числя и собетвенпэ^/,оценарноЯ' п}лхтк-. ■ ки, эксперимента, сопоставления различных с'юсобон'п здготойки -дооу- . гових программ» обработки полученной'инфорк'дцак." .. ... •' .;.', Методика исследования строилась по критзрияи педагогического' ; воздействия сценарнмх разработок на аудитор;;»;, нояизни я: ценности-, закыода, привлечения новых материалов,■ поиска творческих форм-воплощения. Особое место в исследовании занимает изучение досуголых.
интересов различных сс.циз-гыш^ групп, адоесоганность сценариев оп-. . * * • - . • • * -. -ределешшм слоям населения я система обратной.связи ЬиенористЬэ'-.
и зрителей, .'-..'■ .;•'""- ■'' .;' '- -.'.-
Базой исследорбнкч были научные и'методические учреждения' ЩС*"" и Министерств культуры /указанные пине/, ВГИК /с1Э5б г./. -Клуб- • ная система МГУ /с 1561 г./, МГИК /с1972 г./ в которых ооиск&тед!-вел- педвгогичесху» работу по сценарному кестегстзу.'. •'" '..-'
Безони также слуяиля методические учреждения в различных регионах стран«: Красноярска, Твери, Донецка, Калуги, Краснодара, ;-На-восибирска, Чебоксар, Саранска* Смоленска,' Рязани;' ближнего заруби. Тбилиси, Баку, Кишинёва, Самарканда». Риги, Клайпеды, Вильнюса,-' ■ которые дади материал для сравнительного анализа. '. - •; .':' ~ Научная новизна :: теоретическое значение заключается о том,, что ' • автор на основе анализа'и обобщения с»енарной деятс. ьяоетя в куль-
турно-досуговоК сфе,ч впервые: '
~ определяет объем и общее содержание педагогического понятия основ сцетрного творчества в культурно-досуговоЯ деятельности; .- 'дает об'сгование сценария документальных досуговых форм как части отоги' поия?и.и ' •
- прегол', 1 оравннтелышП анализ театрализованных и альтернативных
- оь ^цСпар^е',-; ■
- даст классификации документального сценарного творчества /лублн'ци-
гсского, информрцяонного, ситуативного, собцтиЯного, орган.лзд-ияк общения, развлекательного, поискового и т.д./; •• -'устанавливает зависимость методики сценарного творчества от видов культурно-досуговоЯ деятельности, их эстетической природы; . •• рассматривает сценарное творчество не только кап предварительный ¡этап и литературный его результат, а как процесс, который про.о-дит через вое стадии подготовки культу рно-досуговых- прогрш..
рпакт.нческач значимость исследования. Результаты исследования . наши свое отражение в практике вечеров клубного общения "оскозс-• кого х'ооударстаошюго университета им.М.В,Ломоносова, культурно-■ досуговых учреждений Москвы и Московской области, гда автор проводил слстекйтическ^е замятия на сеийнас&х по мг-азенив квил.йлхиции клубни;-' работников, а также других регионов страну. опыт прояеде-ийя стих вечеров распространен через куриал "Клуб ! худо.'сктг-.кг самодеятельность", газету "Московский унквзрелтгт'' ■ ;; «иуг.:;
Вц.'.отолцек сцене?«:' л-:'..»
'.■53 оскских '■■- ;:одг-то?к:: культу уго-досутс,-" лрогуам:;. 0сс"- , :с •-• работе о гчг-.с. «азш?йС>.1ЛЛ иедэ^здлшкь.
V аоСК' ИКСйТ СВиП :"_'атус4 ^Н] !. ДСЛи.'.'!, • у ..ОИ-ЛЦ.
ниаакка л самоуправления. Уго могут бчть етнхиг^ие дс^угог ч- г; уте.: и '".лас культурнее оообцес«.'., п^уо; калымя; л; 6..т
объединения; Движение самостоятельных инициатив- порождает и но на «
формы.
С устранением командно-административного управления культурой возникает необходимость в педагогическая направленности отих куль- ■ турно-досугових процессов. Посредником здесь становится документальное. сценарное творчество как оргпнизцввде и содержательное начало. Практики, разрабатывавшие альтернативные риди сценариев, иогут найти в настоящем ис следовании базу для дальнеГл'их тсорчеохих'поисков в области подготовки культурно-дпсугорц < програн-и
' Основное практическое значение исслсдое: по } -¡ен;то £втораг в возможности дальненаед разработки методик/, препода, аная сценарии;-, дисциплин, откриьавцвй перспективу расиирекла педагогической деятельности при подготовке социалистов кульгу ;;но-досугогой * ' Апробация и ян»дгсьие/ьтдточ ;'ссдето»лн-.и.Положение. практические вивззд и ргконенд&ии;», епредедяэеи» ледагогическле осногы сценарного творчества ? кулгтурнп-досугэяо:» деятельности опуол-ч-'.а-ганн соискателем во мнлгн- бгтенярах, стать-« и работах /см, список пу^л^-сг-.ннг-/. Результаты кссдчдочалии кг?,».-: ,сззс отражение я многолетней пралтх подготовки сценариев »5 -клубкой сек-;. 065ая нетед-гха зан.-;тн-', по сценарному и.чете ргтву, • разработанная соискателем, »■•-.яле прп-ечяяне » подгеспецналтстзз вис-«имя и среддаыи учебничи зйп-г.енилнл кудг.?у~г / г, тон ч*сле :» я;.V.'* иубдлкац'ы г-оияк в'число реггокендогскаой для ст>дентои ддаектури •.;- - '• / с киле, 14 прогоамн и истадическ« р&зйгйотск/,
Апгоб.1ц,-л части исследования, '¿»сайаьдии до.-'.ументбльього 'сце-чагид 01.-оситсл к сгундпь'г ?0-х голов. К атом., ярохзт была приуро- -чнубдлкицпн газегньх и хуиг.слы.^л стате'-* /у.окяп'; ги* ъиас/, ■ ■ •■/ (.доведение сеь.йароь по дог.унеитадьнояу гиснараи з Мс, ¡кивско,-.. хч>роА-ь,со1-: угн.аг-лонн,-: культурн, не. учс-йно'Л Лазе «ОСЛС а Кнце, лито -'-¡ оЛ - ' учебноЯ' базе ь Кл'.плсде, на кусгс.п)/. ссичиа^ -в Донецке. Апк. 5« "•-
ванный фактический к теоретический материал навел свое отражение .
э книге "Кто придумал вечер?" /1988 год/.
На эавдту заносятся следувдие положения; . ..
- педагогдчгские основы сценарного творчества в культурно-досуго-зой Л€ЯТзд1->;0>етн ле ограничивается только созданием методики теат-рАмзедав досугоаых программ. В это понятие входят и другие формы
ецвкарно»! подготовки, имещие' свои спецефические особенности, В частности таким альтернативным видом подготовки досуговых П£."?ра«м является' документальное' сценарное творчество;
- воспитательный эффект документального сценарного творчества заключается в использовании самого феномена достоверности происходящего, ситуаций, в'которых все присутствующие становятся участниками документального события, создается возможность неформального общения■аудитории;
- документальны!! сценария - основа, для поисков новых форм культурного общения, форй организации досуга;
-из общих сценарных функций /программирования, информационных, организационных, занимательности, формотворчества/ в документальном . сценарном творчестве особое место занимает функция прогностическая -предварительная информация о необходимости и возможности проведения и о келательной направленности документальных программ. Отседа и особенности форм предварительного сценария: сценарный план, сценарий-предположение, матричный сценарий /где планируется.только форма, вторая впоследствии выполняется содержанием", сценарий-аналогия,' сценарий-контекст, сш ':арий-заготовка для импровизации и т.д^ Гдредполагается вариативность сценарных заготовок;
- аокументальниЯ сценарий рассматривается не только как предвари« цельны*. документ, .по которому ставится• программа, во к кек творческий пел&гогячгсхлй процесс возникновения и риз «и г.ш
- пи'-нйр-'оч ¡.ла иго че;-е.1 их.е ¡;:';:с::
к
том числе и в момент сверления' события; *
- педагогические основы сценарного творчества в культу рио-досу.'о-вой деятельности реализуется,в развитии у студентов широкого сценарного мызленяя, навыков сценарной подготовки многочисленных видов и жанров досуговкх программ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ .ЖСЩОЗАШ-' Театрализованный сценарий - аналог театральной драматургии в течение десятилетий 6ч?, признан ссног.нум и ууть ли не единстзшннм опоозбом сценарной подготовки культурно-десуовой дея--ельиости. Ему, поовяцеяо немало исследований. В свое аре«я тя сыграл больруо подо-.Еятельиув роль, в преодоления упорного заход* -ваикл of-щиалышми руководителями эрганог культура необходимости сценарного творчества з юоугогов с^ере, кежгланчк создавать еае одну проблему, требувлув вй толькс внимания, но л «йтеряедькнх затрат, ü оцейариях, еоэдаоадс везкохность свободного мерлкеткчее*ъга обасняя и обмена идеяип тогда ¡¡с преходилось и думать .по причаийк идеологическим. Эхо бчха. закреплено и в сиотене -огжты; аплачквышсь тальке театрмизобб***** 'сценарии. X сожзлеии», эти мнмкйии я сценарноч творчестве, несмо- '• трч на нора^ое ка>!»ие«ке социп- культурной "зктуации, автоматячейюе содрач:сяис!,, хотя поль-астья пот*гч.чл екмел, Может быть отлм ебвяо««-»тоя, что з теоретической лкгерптуре дочуивнталмшй »¿ге*ъъя -пор встречается ?лк допалнктмыш* элемент в замкнутом геат-
радазованном .rosare. Попита. ячй*а из püwex этой тенденции двяадио* •' » здегь, 3 своей работе "Основы драматург,*« театрализованных представления* A. Д, Чечегнн признает,. что " удшяое освоение в сценария иее-r-roro, близкого даячк публицистического « кудожест^-ениогог кат?- '. риала создает гозиояиооть иупрбвизации.в подобного род; предотавле-ж>*х» .¿«о в свес очередь буд:»т шшциятяву 'л«?.еа, <?0?4t гт'. атмосферу «осчестга и' непринужденного обценая, как бы ckhmüet барьер
зрительным залом сценой, участниками и исполнителями".*
• Такое же отноае. ие к документальному материалу, вклиненному
в сюжет театрализованного .представления зачетно и ь работах других ' 2 '
атарров. "Документ - это свидетельство о (¡-акте, пишет, автор посо- -бий'длк .¡угов Д.Аль, - око существует, реально и может быть исполь-303Í.KV» Св^-дзтлльсиок может, быть та или иная фиксация факта, атра- • ijtssajflfi, "ахлдп-.ыгля" какую-то его сторону".
Проблема авторской деятельности. по созданию альт?.дативных форы давно поднималась, на страницах журнала "Клуб и художественная «¿лодеятельность".
• ' Б 70-е - 60-е годы здесь выступали практики и теоретики с анализом сценарных форм*, вечеров обцеиия, молодежных развлечений, игр,
°sedac( встреч по интересам, документальных тематических ьечеров, организуемых событий, юбилеев, презентаций, диалогов, дискуссий, конкурсов, научно-популярных, спортивных и других'вечеров дгкумсн-тального содержания. Упоминались приемы успешной раэр&ботли нетеатрализованных форм, организации и методики их проведения. Так пряв°-■■ дилось мнение о том, что авторы вечеров дольни не только уметь создать условия для общения,•но и предложить предмет рааговори ' /В.Е. Трлодин - теорему/, игровой интерес, в котором проявятся оаги-даекис качеогм приглашенных, уозиикло понятие "человек-:ауб", которое' ввел мурнаднстЕ'АЛолячск. Пуб-япковалось виоказиванпо доктора психологических наук А..'..Леонтьева о природе таланта лвдои,
кото;,че обеспечивает успвииое взаимодействие внутри аудитора.!, \
уа-.-ановление контакт -ь, омпьшгшш совместных действий, обэдз ,-мысл ах в том, что о tc«iUi»¡8 дооугових форм предполагает не столько будущее зрелпле, сколько свободное двусторошюе им многосторонние
.' "•'•'i-- í-o'ipa'f^xois, не только управлений массой, а возможности
I. Чччлг.;.! Л. Л. 'Г(>«,шг-и дкии ;.г.ы тсс* г «л aaovu)i»ux продегллеьлк
. . !'-;-."■ У. у',S'. Д. Мьтос.мп:. :m&Ü,m-•• ' i"'*.., К." y". )i J : 'О, П,.;иД-
и
проявления личностей собраваихса, личных знакомств, обнаруже-:;;а 'обаих интересов, пробуждение творческой инициатив« самих посетителей. В публикациях подчеркивалось, различие между организацией неформального общения и представлением, в котором одна сторона -участники, другая -зрители.^Замечалось, что во многих формах час- , то бывает неуместна театрализация.
В процессе дискуссии стало ясно, что культурно-досуговая деятельность многофункциональна, ннсгсж&крова, что она не может охватываться только одним постановочном методом,чпатрализь'глк» что неудержимое стремление к драматургическому наел«, т театр« как правилу
на практике ровдает примитивные клубный сда.гтн'/ призер которых приводились в журнале/, сочиненные как повод для обвения, не кнеэ-вие ничего общего ни с литературой, ни о драматургией.
Дадьнайяие исслгзез-злик..соискателя показали, что дело здесь •
V
не ограничивается стеггечьо таланта, теорческога уройна к культуроЯ авторов сценариев. Суть екгита а ^»оличик эстетической пряродг театра н кудьтурио-дзеуговоИ дмтеглностя и ее докукевтальнах ках,. -_.-'•' .'■•.'.
• Методология .«'¿«много хо>!лдзкс::ого подхода призывает- йсодедо-гмеля к. применений целого ¿¡пектра дисциплин не только гуманитарии?,, но и естественных, принципов сО^гна/чного погнаикя. '
Рвссиотрик яроблегу * зток аспекте» Нвгусотоа те&т'р&зйзаца« -«ухекестэ$кио« ?&$рчесгве. Фуикцж и средства культурнз-дооугогой »ятедьковтк 5 целой нельзя отождествлять толь »с о художеотьейним' >0С1:;*?анй?н, В зависимости от целевой установки г- культурно-досу-%овой сфере, это -может бить к развитие отдельные полезных качеств 1 кягикэв лхдвя: гез, нто сегодня называем , чедогечостлЯ «сультурой < 'ес-чзм широком смысле этого слова.'
Современные системные исследования, азучаодие ¡«одели, разл »<» видов деятельности считают, что. в каждом случае когут оуивм,- . £>£атг» свои эотетические катег зри*. Соискатель согласен с утвепж-
дением ученых, 'то понятие "красоты" присуще и научному творчеств^. Локтор философск. < наук Б.Г.Кузнецов пишет:"современная наука,
которая изучает <К оконечность, не отрываясь от сенсуального и экс»
перименталького нес* ыдения, ,не может, не внести новые принципы в продолжающусся сенсуализацис эстетики. Лот процесс.был и остается обязанным с другим - с гносеологической остятиуои , с .трактовкой остстиче^ли-- впечатлений как элемента познания".1 Не менее интереса иьсктн^ечке В.Гейзенберга "Красота является нечем иным* как ссгл'хоааиием меаду отдельными частями целого, и меаду часть целый". Ценным является и мнение А. А.Мигдала "краро-т не только и даже не столько в логической стройности, но в богат-
,а связей",2 ... ,
Опираясь на эти положения, соискатель Делает выеод о том, что в документальном творчестве культурно-досуговой Деятельности зоз-нойны элементы не только эстетики в ее обычном значении, по и художественной педагогики и других педагогических категорий. Сценарий Еотречи математиков во время отдыха может строиться по педагогической логике и своей драматургии так же,с как и вечер научно-технической' пропаганды. Здесь уместны прежде всего не аксессуары театра-лиЕации, а математические игры, технические ребусы и т.д. Аналогично для проведения общественно-политических встреч, зконокических дискуссий, информационно-познавательных вечеров, медицинских и других вечеров по интересам. ■ .
. Специфической особенностью документальной драматургии и педагогичеокого творчества в массовой коммуникации является так называемый "феномен достоверности".
Понятие это-было з свое время сформулировано автором одноименной
1, Художественное творчество. М.,Наука, 1982 с.100
2. Там же с.118-119 .
книги С.М.Дробашенко,* "кладий еид коммуникации, пизет, раскрнвая это понятие, теоретик средств Массовой Инфоэнации З.Г.Багиров,--стремиться сделать свос сообщение наиболее достоверным. Это достигается различными способами и не в последние очередь с яомоцьй той знаковой системы, которая в глазах аудитории облагает больаей степеньа документальности.
Документалистика как средство воспитан;:! -пользу.' с я свои:«» особыми возкокностя;«» Она опирается на досп згркооть *акмт», арав-дивость, точность издокеш-л кягеркала, Она у ipidarur.a -.ч свои, wato-ЛУху, где главны» является со.» радение подлинное?:»,, -t'enocредст»еаяое~ ■тя анализируемых жизненный процессов. Педагогическая ценность "фене-мема достоверности'" замечается пкенкс в отсутствии искусственно соэлячгагх объекте?» прздумашшх перяонажей, где действие протек.*?.'» -не по театральной у .i л--:ч'с о г и. а по ^гэуедогнссти и драматурги.-; HenocpeacTSdHHocTí! самол к-чэча, '3 атом случае театрализация ло.-ру-гает домгие х ?акту и 'сосб.-:»н;?е «га!;овигся н; докумеатам, а фъчтой искусства''» "Борьба-с 4¡.c¡if:¡:t?0PKa»ti!, - замечает Э.Г.йапсрог, -ведется дс.згэ. Но она кс^ет стпгь успезпоП ляль в-т^и случае. отквэаадись от театра,ьмх истодов, куриал.ic.ru згленяг их докуичнта.'ьнкчл нетсданч".^ Мы не ;ч1ссуа?р4?аек эдл^ь докуне/л.ояб-сцснмтсые композиции, условность ко тарах очевидна, Др-елатурт ,ча достоверности замечается в отбярэ ма'?ерладов, по . и з 0тсутстз«а. вкаикоо заптог.римиированкости, эффекте опентаннооти • и ««предеказуекости, в живой психологической речи участников отсутствии- разделения на исполнителе я « зрителей, вов» ччениа . в • с;.ту-»дая> всех присутствую^«» .
Такого э^екта мотчо добиться в культурио-досугэво$ Л8ят?->»»->с-.ц
1.-Лробшенко С.Si. 1".":!0"гч достоге! кости , М., 1971. ■
2. Багирог ;<.Г; Место тел,;?,:дения в системе массовой ииф>рна«и*. . к..нал. мгу, me. -c.>-j. ... : • . ■ .
л-" ' •
. ■ 17
особыми методами унарного мастеротва, которые становятся незаметными, неуловимым в момент свершения события.
В документалистике, в отличие .от театрализации существуют такие ■ понятия к к "оценарно-организованное событие", "форсирование жизненных ситу -да Я", "методы выявления истинности", "познание действительности « Бвлзлекас связей".
Зд-<еь ишци&гор события - сценарист, изучиадий жизненные взаи-объективные условия, категории приглашенных людей, возможность конфликтных ситуаций, выбирает участников с тем, чтобы по сражению опытных сценаристов, возникла "иокра подлинности", раск-. рылись характеры, мнения, связи, мотивировки, зависимости. В отличие от театрализации, здесь пользуется методами публичного исследования, "спровоцированной ситуации" - реальности, в которой проявляются интересы и .личностные качества людей.
Задача специалиста-документалиста предусмотреть развитие события, насытить его1 информацией, поставить участников в такие условия, в которых могли бы проявиться желаемые их человеческие качества. В сценарных разработках широко пользуются методами интервью. Известно несколько, таких методов: информационные /цель - получить необходимую информацию/, оценочные /выявить мнение собеседника/, портретные /раскрытие личности/, дискусоионные /столкнуть различные мнения нескольких участников/ и-др.
Сценарии, как правило, имеют поэпизодное построение. Каждый опизод может быть посвящен своей теме, проблеме.
Особое внимание сценариста уделяют выбору аудитории, адресата и, в зависимости от него - жанровым--особенностям программ дооуга. Отсюда и перечисляемые ниже документальные'жанры культурно-досуго-*^.11'!>ЛЫ»СТИ, формы досугового культурного общения. Драьйтурги« документального сценария предусматривает общую ко::' >чици» программы, пои/роенную по возрастанию интереса собрав-
1о
■ шихся, введение ¿ленлита и гожи дани ост.!, расвирени* информационного поля, новизну фактов, поиска истины.
В документальной '.ранагургии возмоякн зл«йент.ч соревнования, конкурса, загадки и т.д.
К сценарии документальных ¡¡орм культурного досуга гоэниуает переосм.'слвлие основная оле»г»тов драматургии.. Так "драматическая " конфликт" получает свое пе^ьеаачалыгсе латчиокое а.чачоые >-кстолх-повение", в атом.случае реальных сил. Такое же происходи? о'понятием 'композиции" : это - склад!л<анне з процессе подготовки и проведения гшогра(-.мы ее кокпонгнто?^ по- возможное?« напыление её хода в необходику; сторону. Кульминацией мажет бить з^иЬндаа сценаристом леожааиный поворот события, появление ногзгз лица, введение непредсказуемой информации.. Развитие лейосаид "бе.зг.е'Мва- • ется предуемотремшм "сценарным ходом" - приемок ведения программы ' и рамками, установлении«;' для каждого случая. Мохно «ю.чедить "экспозицию" / с чего начать, как ввести в тему/, определить пос-ледоЕательноть"эгт;-:эодо:з" ~ локальных тематически;; частей программы, предусмотреть проявление 'особенностей "характеров" участников, определение "адреса'% ¡¡['орчцрование состава аудитории.
Нзтеатрздизовошшй сценарии ужа. вошли- в практику при организации :»1*сгих фор« хультурно-дбсугамй деятельности. Без театрализации обходятся узяекательнае хо"кдой» викторины, психологические опыты, встречи г дауке.чт^^чкки героями, вечера, посвященные документальным датам» 1® л:,-полку«?? дпмашние клубг клубы зн&ксмзтв, они уместны для сдозеа'шкхоя кампаний» в дружеском кругу.
Исследования' победа, что в культурно-дооуговой деятельности подобные -сценарии'зотречаатоя как ¡ публицистические, информационные, ■ ситуатиьиие,- оргаштц!я< общения, р&авйвкательние, деловые,, популяризаторские, турист- - .:е, поисковые и др.
Результаты анализа ри-и огяат считать, что в культурно-дооуго-
ьоа додтедтогти бОА1-аг» чем в'оредстсох ыиесомй информации, асг.ол» гумса годобяас слс^рп^е уоэкэжиостга дли установления
ко!!т;,лтои хехду ледьни,. поитому в ооОит^аном сценарии аита-погребнеоть клэгис обцеочьсяныв начинания, общественные дгкже-««*, н публицистической докукситмьке-,, сценарии - организатор!.' встреч вате рй-.ак.:. паднтачсскил гечеров на ьдободиевна«-. теин, доку-ч-ент&льч:..:, П^д»<ц<!ст5«чесх1л вечедоь, отроявихия нь. материалах днео-н.<кс--ч |!.лс-"н- 1-с-у;}?ч V- локунентадьимкн гороякк, еистумений очя-агдиев, ¡-арадщ-дпио:* - ялубн го :нпере¿ам, сценариях организации с-б л:** - многие культурно- зесуг^гн? фО{кы /их использует доиьвнкс А*уг>1.у /луб«, зн^кэмсув и т.д./. Г> исследовании особенно отмечается •п-рокие ¡юакзадэсг« с:»»ус?<,!<ког® старая как разновидности сценарий ?ообгс, Лзксс: г;ц.а -г пскходегической неук* с^гуг.цяи г- сценарной ре^раг«:-;1 йогу? создать мчогообрад« .^орн пультурко-досуговой ллятгльхгои. 3 к.-и« "Ктс пркяук&г гс-сер?* прчгллятся примера докук еигьлытЬ дрА»&гу} * км??!« :1<!лсл>«уг?сй сктуагганнс жо-?-»агие дри^турглчсскяе разработки как кснтугар:и :.н5Кйигтгз*"л даецле ¡>' знохг-гсД сцеие^-ксту предстврод друг другу незнаком^ учягпшкфч, прс-5уд;:ть, »5itep.se друг к аругу.ссзгт '. круг 2ннм5',-<[; г. о£кг£ тене-или преблече, «ля 'ситуации слога",
гх-пмь г. сценария по'-.мозтйсть для определи:.»* х&хдоЯ стороной срсгР г'ознцин в постьедр1.,:ок вопросе. Кгльгя не сказать и с "ситуации принятия регенля", » которой уч'.тийм гнлвпгг>ш его:-? пред»одгйля, &ргумечти, отб;:рает наиболее п-йцнонвдьг-ае пре^дм^нал, "ситуации совместной деятельности*. «рострогетоа на сиекармоЯ объгдкпеила по ичтере:-«, "ектуацай сстг .-рчестга" - совместлоН дс-я-. гельностл, т» процесс .-гстогоЯ пролмлягс! сло>;е4ностч а участнике?, ''сктуг!;.;.: сот-емэвпния". - предзатг-гдикиЗ го-'^псеегь дэядоку добпть-..-; нгибмее ззысоких резуя^'.-.-.тог. Ос;;ог вл^д.пзиругтег •¡»•-можлхть драка?\ргии "ситуации нгтгатрелпзог^^.ноГ. ¡'/[и", .котираз,.
2С
к сояадрни«, использует«:« и» <а\к еце;<с.;,нг.я ¡-озмоакость г.;"0-«едекля
досуг::, ХЯ.Ч рэчдеЮТЗДЫШЙ ^ПИйОД.'
Били рассмотр» -л. •• яруги«* нндл зцеайгяУг Сопоотдчл"Н!1Р ?оиу»р-т.'1яы!ого сцмгарл! .* теат! али^ации могло бы зйнять «¿яь-ге ь чвогоявен дс«адг. Чз соктх-лтедь лрздзр-жаваетсд .-нрш'п ъгл'хишл С. Л'^чевч, который .¡¡.«д/прелгил} *'Со- • - ват о^ижмо*",, что .^л^но прпсутстЗ'ОРат'.. а :'С'-л*'Дова-•ш* историка культугм, Г; но прмугъдать. кя:-, ¡» ьыжп ксгут "5:гл БСКрити, ■-/!•;!; ПРИ ЬМИМ'ГГ^ЛЬЯО" (гйясгтеэлсж.'л я ,,лу-
•ЧТНИИ ¡«ЗЛИ"!ШХ купьтуи»".-'
Сопоставление что докумслтальюй сиенарлп млр.«-
няст те яе .¡уикш::-, что •< зс~ -р;-гче .?и*ь сцмаряих раз<л<бй!'-ск с>а исключением одной. п»то;5.; "я <оснексд ;!а.иа« гзгл*з йтлчго-
гичеокими основа."..: сценарного тю|<чес?э« я куд»гу(мо-&о<;>гс1*о.< деятельности «зля«сея следующие tjy.in19i.ii програмнирэганпл, * прогнозирования, информативная, организационная, Рзоредничео&и: /заме-цавцал/, сОцекия, занипатвлыгости / драматургии/, от.а::ст-»чеекая /стиль, манера обцечзд/.
Сценарное маетарстго докумелгалпетй, - организатора событий, это, преаде всего, прогноз будущего. Обдумывая ецзиарнай план, разрабатывая сценария,•ега ахтер пытается предугадать зоскожный ход событий, реакции учао?ш:.<ов, зрителей, Еялючение событий в прогно-
окчулцив, предполагаемую обо»ш;озку. В капитальном труде А.Д»/рс?ла "Йк&орййи'ия"' тлкуч лэлеяяв косит нг чание "опережающее отражение", Читаем''Как {¡окр^нля ^е исследования Я.К.Анохина, Н.А.Бернштейна и »»-гй» учешк, /п.;азгепие возмогло ляль при нала-ч::\: оперегсавяего (прьхскчя, "потпебноп модедя будущего" у живых гу4$о*а. Оаорехгх^пч ¿»¿¡•ле^яг принимает свою 2ыоаув форму а
I. |штэ .Д.О, Худо..; . :/.л;;ное тмрчгс*«» Д. »Наука, 1983. о.2%
• оО*ествв в шд-í. прогнозирования, двлчмегося одним из элементов научного управления обгнейтеон".* ..."
¡»сел «orates* Х.Моль тлэ»ясняет, что "п^едвидн-ко'гтг.".. "предстусмсрть" представляет собой способность приемника предугадать ъ ходе sjсменного сообщении, представлять будущее'како- .' ■ го-л»*.й4> къхеикя, всходя из его презлого«..-существует "степень л р г í с t м у е м с : и", которая представляет собой не что «все ках "с v е n e-t. ъ ' с в r. s е. .н » о с т н" /курсив А.Ноля/
2
; денного явления с другими явлениями* его ксэдфициет регулярности*. . Но sta функция не опред?зяе? уопея сценарля, Прогксзкрова« ¡.еабходкио для того, чгобв влиять не код событий, направлять к* s "потребно«- русло''« Сиькарное мастерство документалиста хуль-турко-досуговаК д<ктгл1-ьостй-- искусство прегра^кировать будущее ■ coíavHít ' •
Иссл»довр.телей стнарного творчества часто останавливает охеут-
■стаи* у дохукентедмюго ецодряя функции' литературного прочзведе-
! ■ *
кмяс г.,'ед;:изиаче»кого да<: »плг.*4е'и;;я * искусстве. Это хрег?ок<т«я-ное определение. сцеыаркд в уодеятх еоьреиг.чноя деяпдьиоегк
чглог.'л п;üúópcic более к-ирук^й скисл*« . 1
Проведенный аетороь анализ покакает; что понятие "сценарий" s «овреиишох значении sxcwr в ars.-'¿, «в как литературно«- рроазве-дгние^ а как од.ч« из 5>д$мёнтоз олстекв уяравденз» собвтклхи. JUOoR; предвагитрльнкп план при его дадькеВаей дот&£:<у*цкВ| «£«анп::й а общественно значишк;» интереса«:* «здей, срхчшиаицисЗ кх H1 м, достлеямек желаемого резудмга?а кождг гонять #С|?му сц«кг.ркд. Во многих сдучедл это не связано с- к'еккм-дайа ¿¿¿акоджмтт -на
1. Урсул А,Д. H.i 1??I, с.273 ...
2. Моль A. Теория ghfcpHuwt зс/еткч;свое'юспр»-АТИ8,-К., с. 117
«а бумаге документом. Сценарии огвварамттея участникам*, -.¡~ эатор&ми сожития. Часто ото пончт.« употребляет ; номинально. 3 настояаее вгемя сценар:"? готовится я для проведет«: событий, свя-. занних о- организацией идея. Митинги, *е.ни-}с стации, демонстрации, гуляглл, праздники,' походи. ма,че?ры, оргпнязац.а- различию развлечений получает предварительное ¿.девесное оформление, предваритель-* * иуи сценарнуо раз/аботку. Понятно "сценарий" иэгпстно я з научных операциях! в .кате^атаческси программировании, проведении *кэзгоки> 5.так'', ъ деловых играх и т.д.
Понятие?' сценарий1* в его соэреяо.чьом значении входит и в понятийный аппарат педагогики. Конкретизация «етодккл обучения, планов занятая, семинаров,- обсуждения, публичных выступлений, связанное з организацией аудитория, участием ее в обсужден:.»«, дискуссия тре— 5ует предварительной сценарной подготоеки. Формирование личности, зегодня ас обходите.)! бег продуманного "сиенария-программк", рассчитанного на длительное ípt-мя. Сценарий придает целенаправленность зеем ЗЕеньям педагогическое процесса, намечает программу действий i определяет круг действувд"х лиц в яультурн^-досуговну программах.
Jta овщчрнея область сменариой деятельности, стее^а«! несомненно, цокументалышИ jus ча** изучача, не 'гстпеио, есть ли
:;<:ноин. четодлка гоаооных предзар»тел!.ких разработок, под-сод;; к »¿y-ífiií-n :>тсгг- чвлс:г--ч.
frontCKßtt процесс puíotj mm докуе:с«сгалмшн оценашем в культурно- уп^с-я 1й;:тсдыюпт!-: нгяьля •'1 отгг5, заться от грбДии'.янлс.'го логкг.'лиия $унхц.п: «дамц я.ч служи?» только предвари-гг«"ОЯ- осяовоз, dj:.--:,r!oiüjmíi- л.кгриту произдеденнеп по кото-зому ставится явчер, .,5>нь«.
. , Пред»«,- ¡Tfcjtviuh :-m£öv б»ть разверну гул сцвнмрния план. Сцена-глл форир/ет"?* и iwíie-ít.si» -roí»« i» «¡ч.цчоср сэ.чин.ы самого coöter
г? .
при встрече q "жиги»" олв^инутнын катериалок. Сценарная кисль проиизнгае*. ьесь г.рс-икс творчества .и развивается «е Нельм ка бумаге, «о к в й»»еся5й ориентировке режиссера, в аивоа речи ведущих, в их поведении- на вечерах,, в событиях документального содер-• жаняп; Х-зрз-аие результата дает совмещение функций сценариста-и кеаухего т адмом лице.
Справедливо згитчаияг авторов методических указаний для студен-WB-заочийкс» КГ Ж "5,«ли в сфере искусства драматургия .направлена vz. создани* художественна произведений, то радио и теледраматургия йЕляатС)! своеобразий* спсеобс-к про^ессионахьиой ориентации радио и телгпрогрь/н». Тпкус же ¿.ункапэ виподняот и клубная драматургия*. * ■ Хоку^йнталыш« сцспари" сто не творчерклЯ результат, а процесс иро~ ^ессискедьпой ораектг.ц^«1* Se течение происходит по этапом,. первый у.г Kovopsx -сце^арннй-клг.ч - it.г? напраадение послед*взим. Это перекликается с мьелг.к С.Й.У?згн:теНна "... сц^арил ло существу не есть е4о^яяг«ае кзтераала, а стадия cocic-..ччя iurept«a ьа путях ' меппу •гекпгр&яеьтиой каяцсяциеЗ г-ы-ЗрайноЯ texu и t-е оатпчеекдг ропдок»,кие«И4С -
Оаелар'.ый процесс йоге« ¡»образ::«. серив' раба*, чередув-itocc -.'а га.::?кх ctaiw сгодлкь 'Д;гхуиеиташшх 4-оря ст» эа.'охдекал аахисла да окз»-.ч«едг.«ого try вогаодмШ». - •
Здес1.с похэдиуоку, янект easy к ©бзг-« з&ьоки- TBopntsraa, замв-че;«ше г.еллолег^и., lay. Й.А. Пономарев па атоку пс&>ду ш«ет: "lists-сифиBaifii, предлагаемые розкккл агторан:*;, киогк «аичоютоя д^уг лт друга, но в. сб?еи г.лде они кмеит прикерко следу»а«е <лд«ркайчс. Пчрвий этап /сознательная яабота/ - полгогокк» - bc-uiot деятеля-; st состояние^ явдпиц-еоя предцасвхкоК для «аггуитйгяого проблеем аокзй идеи. Р?орок Sfan /бйссйзнательяал' работа,' *»иьяубацкя
1. Сценарное ийотёрств»7^тодачесх::е плип.
2. Ur.3c.-i;-:те;)н С.М, Собраки-:- сочи^ени!. т.с\с,Г?3, k., .t-i,
2't
направляемся ааея. Третий этап /переход бессознательного в сознание/ гдозсисление.«. 'Четвертин этап /соз ^тгльг'и; ,.-«1отв/ - развитие идеи, ее осоичател: о?эр:и>ение и проверка".-
;'.ссл?лователи докуче.нтга>:«такд А.Г.лаки^оуо» и С.А.Муратоз находят, что дохуме'нтяльи«Я сценарий встречается л в качестве предварн-гельлого ¡мсъмс>г>:>->го доку.»<*ита, л ка.т кз!>..оче;шо« селерлгеиа», как зхеня. кекгоэиции л с&хета, л_ как ютоиакпл "анисе.';, ках ¿езуль'.:«.т ¡vyna только. сценариста, а творческий процесс все:: rpynnu»- ¡сак .¡ате-затурная основа б^дудего произвед*«.«! ;; xas *"печка", от котарол lo пвитенио?ы?агь" иог-йя гарипат а «шага, а л.чогда .с ¡«osuP зачтем, i как отправная точка' для спор« с лреололе.ч:« jro".¿ (»тсада и.тифг лредрсрительн«; .'спу'чнтальчих «жпряем • Сценарнна плач,; ' СпечариР -npaincwiosfüna 5
• • Сценарий /п.".аи::гуетйя «¿ормв, которая
заполняется впоследствии со^еринаем/?
Сценарик-шшогия /г--</сг:еделвииг собити* по аналога;« с подобран::/,
Сценартп-контсксг /нш1,'«элея*е хиегд/;
Сценар.к-".-кс!.гпект для и т.д.
&«.с правчле. ацекау».?. np«túpuej»«tü ;<. си-таряй, ••зьлеченвцй
з долументалькм'о ucára'ü • Зуде» считать с-це-
ариеи периода. aro будат петоч.чо, Здриам-
ы сценариев остпг;--: ^окуаен? тзо^иокпх поЙСКОВ, необходимых
лл одс5а?ния олш-а кулътурно-даеугево- деятед: -.от-
"роцеос рабе?., ьзд сиенар«.' аналогичен иатодике,
зр*стно:1 я n<3!wrarvxc.
Ослоеой ''одерхг.г'к;: сцк-'дрья "се.ди олужг? целевая установка,
Г.. {'«шон&рде ?i.A. Плггко.».?" тгарчссг'-д Я.,£576,. с«1'(7
2.. i • ¿.Г. r>.6ürt ••». г„."И -.•;•! -, •хучеьтглького {улы-'С. ЗПК,
сош:дли<ий иаки-з»' потребность б общественной и педагогической нап-;имем.-осгк дос. гв. Создание же косых ооциалыю-культусных прог- ■ рами как выполнение этого 'социального заказа.
Для культурно-досугоЕоГ. деятельности документальный сценарий -одки из осногных методов и опережающем прогнозирована: форм досугг Здесь пе! вые'сценарные схегч ноилт название "проектов" /проект программы х^ыуодного дня, проект семейного отдыхи, проект кодлек-тиялогс т зону отдыха и т.д./.-Проектирование в обасм виде
» это иачг.ло сценария,-дальней«« разработка которого домна поя-I ьск з конкретно;; условиях. Лля сценария необходимо предварите*! г.эе сопг»'.>;ас1гов«иле с будущей аудиторией, учет „структуры среди досуга, ¡«¿личие &<ст*£я<:х субьысго», соьэкупность обьектигжих ©Зет« я»ельстй, гезхммистей, {акторог и услоьяй. На, уровне сценария в проект могут б*ть гневны из» »нения* поправки, дагодиения, гозн;:-кавт многие подробности. Сп^м/и&я ыцель пг.ододжаегся оря лрогеде-кия досуга ь сотсорчестее участник 1ми. коюьые рсегда является соазторькк оюпчатмьчэго сценария. Педаг> сотрудмичегт*>а .чел ет^я .¡схсд'.'оГ. кетодмог»?чосногой культурна-дс^угоро? ; .-стй. ' -
К/1.ч кс происходит а-л-: п^оце'.г? Прежде чем приступить• к гаооте чрезз^чоГ-чс театр/, ».но и.-у«::етсл : ихечегпзд тема уху проема го йоех • ее -прсяклси;«*, :пу-:аето. лит^рат;.р. а по длнному запросу, «ПО ^Ь ЛуЕТ Л п рее йгточн.:кк. чтод» ььпболес пека пр1Д<:?е*а?ь. задачу. Для начала ос-сг1»вл.чет1,л творчески« я.ьая«гн.1з,-н|«| г/л.:^. 3 кино, .кеярясео, АВертоз при?« пост* лугочног.> сцена-
улр. в лс/!:ум£нтал;-,ом оказался нрль,'кэк пэкьчало
■ рия; постановочные мртои», .Д'¡¡лп'л^.ьчзегь", шта«*
осуждали у По его з>;де».кв ооуцгсгг-лл.-.с.оь «.»«»у«^ годготй-
•?:;тедь*и;я Дхем-,:Ий«ибсек/'.е налд- „•¡•4<»-.
оог>ки н наступления '•^лоапгарг.тог« г .ьрг^рм-по .*:':»-.
обстановке, fa'sjftöoTKa заданий, вндсдйаие ><.- "г-ущи чизн^ино» путини|ын ",«a?'mx вопросов, поручение иабдюдат -m определенной теми, установление cs.---éñ между разрозненин!";! .явления«« "по oCSnvjs »•ира'-.тлрчмч признакам", форг. ^' оггние яаодкч набдодени'-, группировки этих сведения» эпяярник даИинх, работа на-i "ясних построением Tg ки ухк ¿сбршшок материале и т.д.
Наконец Д.йертов при¡наетс-я:"Много сотен, а , чохет бить, i иснч страниц белой - бумаги исписано аом рукой в процесс*- 1»ем1«: ! ;.*очт«ка. !{-лдь"л, a .-»те только для того, чтобы уничтожать :а»ное в иочеат, sor.i-л лрзхоут тачор лет-.; проо-о*. ка-, улиб-а-^-"¡даии г/^-аенис". '
■ : А К л í ч £ п * '' /ПЬ". '^кумг'.Г.ч'ГЬМчГ! Ку.-Ю/и-о-лоОуГО-ЗОЙ
ij сгра.'"-:.; ст-г.оС- члг:-л- "-'ctí'^'hüo рус.:-;" SC?«-Трен-
ого тече--.;>1 эбитий, Оснс^-ьл "г.оо-та документального сце-
авия - ыш>сгюи .-trwxc* чр^акогг^кюе ~:иолон. .
CJ^îi?:-. не »:•'/> ;-ря. Г , .-;'W>K5 ГОЗгО.ЧНОСЛ» ni.OKASsWM ллус.й-OHHjro »: много-1У..¡>'¡>¡er;; юг^ййплхе¡r. лейстзу/>-
■■Л' л.-цо;. о.; -.-.-/хч ли ..::-> Сч:;» ЧйС'ОС '.. н; -»^л.. »того
= " : '-'д.- '.•-',•.-•: о ■'.-. - : -.vüí.- г-'." : -.. , •■-"•'и.'" .-п.'-
л'"• .. :т. . ..... .; - .-¡f-
:v.. :..-"i'.Uií. h >'!c íy:;;:" • •/■'.- ■-*.•>
-'.-•a-- - " rro'1-h !•:,■? т ■' ■■...•■/. . v.': >
' ..- ч." 3'' '.-• "ж v,-i;-v . .5. -.. ; .-•.-.¡:4j
Сценарии таких событий требует, кроне предсказуемости и вариативности, умений соэдатьт'о условии к исадльзог-ать решите обстоятельства, ньчет.ш- обауо целенаправленность, "правила игри", пов< дяше л»дег.. Создание таких сцснарнеи связано с изучением предгар; тельного материала; будумх мест действия," возможного состава уча( никое* воакокносш драматургии, взаимодействия сил, тематического развития событи!., способов воздействия на аудитории и т.д.
Талант автора сценария прозрллется' s умении заготовить будуцу£ tm-fopi-.nnm гак, чтобы пкисутстиувяне,получили » процессе события
.«нутисе, свежее непредсказуемое сообаение / Р новом асторско« контексте, в ноеых смысловых связях лаге известная информация прис ретает первичность/. • .
. Сценарий документального событии не должен бить заметен. Казой днгое следование оиенар.ю убирает интерес к докунентлшюсти;• "4ей пену достоасрчостн".
■ Непра. омет-.о рагсчмр.. .и докуигитолышй сценарий кшс помеху кеяосредстгенностн и гсзъ,.ацг-.ться к беесце: .¡ному пр05?едевив событий. П>ч}тп»:>ност»тлеш<г "сценарного" л "беесценарного" - ото п^тл гопостнхлениь умения, мастерства - пеу'.ец»», нагеланнс затратить - Tj-.'Д и грек* для г.одгато&ки уПйаглпекого собнтия.
Стараясь избежать сиена;;:« рсяиссери часто тчдангиит положение о том, что зеркальное с+оруленче.закисла не обяэьтелшо» что есть л ругне семиотические возко'таости подготовки. Но -у*«: доказано теоретически, что стрекле'нпе оегободиться от лос]>гд».:честг-а "языка с.л .5 процессе коллективного тгорч^етю ч* принесло (Члк&'ых результатов ни р 'киао, ни р' театральном нскус'сгее,. что слоро ягллетсн •'• как бы 'нета-нэрком" для сечзи различных- секпотнчеслих едете». • - • -изучая процесс сцена;него ?по[честви в разя«* областях сульгур^ ко;! деятельности солсчатсль "убедился,. .что, иес^трг. на рззяач;.е б-
:зультатах тьорчестьа, развитие творческой ннсля от закисла к (енарию часгэ идет ло 'входным этапам. Специфик-. каждого вида & < педагогической и эст-тической природе. Знакомство с этой спе-дфаксЯ расширит обзор сценарной деятельности у специалистов куль-урпо-досуговой деятельности пополнит развитие их сценарного мнале-пя. • .
Все зто необходимо не для .того, чтобы противопоставить или отдать рйоритет какому-либо виду сценарноЛ деятельности» 6
Наибольший результат мозет принести сочетание различных форм методов организации культурного досуга: документальных, игровых,
ентреишэованних, музыкальных, кино-видео, компьютерных и др. -сего, что составляет понятие педагогические основы сценарного тгор-ества в культурно-досуговоП деятельности. Зто искуссгго уые;:а-ельннх затей, игр, загтагателышх кассовых танцев, необычных для удничных дней встреч, бес?д, праздничного настроен« к кепосредст-енного общения. Восприятие содержания в этом случае возникает е через рациональную, а через зуоциональиую сблеоть: через онуще-ия, чувства, движение, ритм, личное участие в массовых действиях, ерзз область подсознения. Стремление снять рациональные нагрузки юахологичеоки оправдано, и а этим нукно считаться. Именно здесь, • организаторов досуга вечнихает уникальная аозмомноить исподволь, !4назойднво, ио с ¿гдьй^й актуальное?«» вести глубокую педагогически работу»
'Еде одш; выгод, касаицийсй кадров специалистов культурно-досу-"огей деятельности.
На Запале уж; дз?ко пропитает "'яздгетр«-: досуга". Вскоре_она' ¡фор^йруетол и у нас, При о.»их услонулх ее характер будет зависеть >т творчески.': /я коммерческой/ инициатива ргЗопшю лосугавоЯ ;]>ер1>, их, расочитачных т< популярность за'.-нело», саенеривв, их •' шмоток и уяеиня ('-.'¿тн л к сг-к'й аудитории.
Института культур:, еохжни воспитывать профессиональные кадры, которые буду? элидеть акрокоя палитрой ярких, красочки»: форм досу-rcBcî; деятельности, умением применять их в любых условиях. Любых обстоятельствах. Иногда, не находя базы г. учреждениях культуры талантливые. с'г,гньр;!ст»;г рсхиссеры, организаторы досуга находят себе применение на «едгы.£с: т. Клубные вечера, с их функцией обцекия, аанинагельност^в, их соаегдгниек, идут к нам s «крана. На ной ь-гляд ато тигае необходимо предусмотреть в учебных планах института' культура.
¿•«морокой прогганме МГИК, издакг.оР. кафедрой кино и телевидения по осковак «аенар.«гэ /лотсритга для студентов акатернатиого отделен;!!; /1952г./,со-гсмтель в порядке эксперимента отвел w;pe-ле«е..ное место это fi «адаче. Оида '5кяг.че1ш тени:. Работа сцснарисг«. ? Г8.чегчзионш2х клубных i-срклх, аналогичных сценария« клубных ï-ssepoi « ьыей, программ/?о:-а>ше поведения публ/кл на'экране, подток» ка текстов пс-дуг,,*«:, ..д.» работки проблематики диакуоски, диалогов о участника.".» клубов, тв».<т; iscnoi ut. V.r.-.енност«! каждого оп;:;ода ьстрочи, тсле:'"га, /елейонгур^а, телевикторина, соаадоас ^¡«(«атургом услоа::й » .«грц, г.»'!».» способов обленил со
чгл, пр-пмст» ей. ост,. з&цдукпа * г г г.тиграх, отс-
■iesiTseiuf.? i; простяка кх ^оведепил. Проблема'клубких
*е«аиденаи зоискатедь каса.-гся а » croc? "Реаисоура kmi-.o a телезадваир.*. fkorp'. '«a подгото^-пенл -к кздпяаь в 199Ь году. ; •
х-
ooï-c r'iïob cc,v;r,v:'mw
~ ллу... ..
■ проvt, 197% [l'y
-iro " tî-.,?::1 ■ -v ^.-ЛПСОГ'ЛПНje ',0культур,-о--vAcyi'C-
'i'n гслъпс..т.;. f!.. (>петс:сал î'cac.'./., - 112и.
.: ^AsiiVc^ как одного ,ÎJ гидог кудьуу«>яо-до1 yr^vot
•ччт«ми>с?.'.,. noc • J.:e «л« .'.«¡«йп.-тод'.sгельнеаул. - M,; Советег-
¡- c.(e!!aj-:ae п.дол.оснт".,"'.?.: методика. ь:.алнз ^амоделтель-
;.U>. г.г.оецг, a;.:-::;j. - M., Со:*й?Сстпл Россия, 12? 5 -Г27с.
5. 0 некоторых .,3-.-;л;.OiCioxL'j сиекдраие iofiai плубких "ннсг.^че-гое, j. hi:::re хяубюго "лбогнкки'Я., Яро^яздат, 19? 3,
с IW-166. ' *
6.'.К'.-льтут'ч и искусство: Организация культурного досуга студентов я'МозЬе. - Лзд. .МГУ, 1971. - ПО с.
7. 'Граднц.;.! кудь'.-ури à iîoc.foïokcm университете: вбилеЯчое издание, м.. :ьд. МГУ, 25 с. /бро-кра/.
(3. Сценарий любительского фильма: методика этого Рида культурно-досуговоП деятельности. Лэд. ЦД1!Т ни.ХрупокоИ, 1955 - 78 с.
Статьи.
. Молодость о сесе //ахни.р;:й рсстии-лн любительских ¿доы:ог//
\ICs?<5 т худонгсг.ч:''ИЗЛ г;.!.оде,?телы!ость - 1958, ..-13 -.с.4-5.
10. г.,¡-т.- //¡гк ге рлацпеналькые вечер в клуби// Клуб й худо-чес; .ч-«иал ои"?делтеьность - 1570, :?!'.» - с. 14.
11. Проблема ":.™сг.;- //сценарий;, пробьет кинсдаЗэтелеи// Чу,'6 л чудочостг-еангд- самодеятельность - 1957, >18 с.31-35.
12. ¡'о'г/сство с'ч.:глеч- пароли //др-ажгургк« и цде.одейтедышЯ тк-пертуау ûjj'.-i.i-■¡■¿■.тра .'-.'ГУ// Театральная жиьиь - 1961,
13. От су. ■■ "■: рс.лиес тт^ксну гце'нт::-< // сб.Сакодеятель--ù.. -7 viuèr-.-ал - 196С - с. 39-91.
l-'i- г..-.-."- i ссг"' // .--.лине 11 " ^г-.нцузсксм,
■ i-'^v -7 'г::: - С;}-., рср - - 2'ic.
ruj::.: ::. с-л'-г.у^н:. публи.-'еццкл:
; :глн vc -rï.~!j ; nfu: ;- тсту?;.- ,
15, Дстопзсь -.Чоскойакгг-? уилье^итета /¡755-2979// раздел Tfe-)»«•,«;• культур /7 чэд. 'ИГУ - 1979.
16, C;\ei.ürna.i падгстотка ргпоутаха // реферат// факультет хурка-*ист««» МГУ, рЗДио и твлевлдекия - 1903,- 69 с.
17, . Особенности пздготогки текста передач //устная речь, ее реяак-
т;;р-ог.чиле // Е-'йяиотека работника радаовецания и телевизения, Госкоянтет по рааао а таеы'денш?, nun. 2 - 1958 - с. 71-49,
У-етсдкчесг«? *е.тег."УИЬ
36. Огпоч> гсхуестиа хлйо //проект программа для пединститутов// гад.'Академия псдагогичсских наук, НИИ обкед педагогики, Н.'И
проблем воспитания /р;ц. -Советский экран ???20,2Э/ -1970 - 2 с.
19. олюпл * опнатургин хине,, радио а телеьлдеши //проект прог-P<ikkh к кетгдичсо>-,!е укаголи?. для заочнике»- КЛР // Мин. культуры VCiüi^ упр. учеоккх загедеиая, ИГ.К, - 1972, 29 с,
20,. ТЬедечче « слецнагьноеть //иетолические указания для заочна-
кое //иг/к - - чгс. ' .
21. Z-k"i3rt«it.iv/'ohükз требования, задания и методически; указания но Pyi'OTv итель еаскодеятелшоя »иностудиз // Подготоватсльчие кур~а ¿!1"йС г 1973 - i^c.
22. Основы др-л.лургп;' k"j,o и телеглдеиая , .!рог[аима. контрольное зедакип .'.у".гекгей:'.-т для грект-песких занятия вдя культпросгет-учплп!! // Мни, культура PCiCP, ai дм учебник зерадекаа - .197'; --Sic..- , ' '
23. Canon- Еихадрчкатур'гни сценарного кастерстаа //программ« -ку льтурки-л j. ос л et'-iT'e льи-- х фглг.-льтетог ккстктутоь культуре
'. ¡'.(Пи хул1 rypii POvC?', упр. уч£Йних зареяена{!,-".д975 - !Xib.
Программа и учебки»! wam &яг. ;а*гультетог c6seciü"rtu^x профессия, отделм.",!? руксг:ог;ггглгг са:!олеггельчых дкчс'студаг vusiax учебник аа?еденкй, сиене р''ГГо ^астерст'-а р*.*нссуг::/'
.над, Молодая.гвара;?я - ¿975 - л» J-36.
25. Сцепа;пая подготовка. репортеашой екот //иетоютесхо» г:ос-*'.'е// кзд. Всероссийского ьеу.чипч-'.етод.пез?.ого seme 1'.а.сзд*зго тас.р.'к'сгга им. Крулскои,- 19Сч', - )>с. '
2t. Метод.'"<г".":,е r<"!:i<Mc:i.vu;r,: по гтозготп гс
деяте'льиих. кинострдл.". i:s ^с-сультс-тах оо^£ТРе-г.,чл.Грачев*»!
вузов //Лзд« i-f.iiLsvibTypi; rCiC?, .3'Vicciii.t.cro i со.', ■ . • -чссйого нен'.ла »iJso.:..vre i-i'i>;-'t?ci«ü и• iry«« ■• .w-ncac. >
.. paiWi;.77з". / " ■ - .
27. QcHûfu сценарного .чаатерстрв //программа. для зкстернатнаго ^лкультета МГ;Э// хз^адра :с;:но и телевидения, - 199Z - 16а.
IB. Р «сю су pa кино л теле:<лдгн.ш //программа д.;/: экстерн&тногз факультета НГ1К /. ..а^'едра кино и телевидения - 1992 - 16с.. •
.9. сдг;г.,'л1ургия //¡рсгр&йМй для студентов специальности
"Режиссер ¿.«'овидезстудии// в ах од из печати P.Ü) îtTîSC --199*» -20 с.
). Каноргяассура. //прогнул для студентов, специальности "Pw:iep
киноэидеостудид // выход из печати Pi!0 МГ;П{ - 199'J - 2'íc.
«
Соискателем опублшагани сценарии для телезидени>.\ радио» кино, щгнарки массовых представления,. одноактные пьеза, разработки клуб-1ых* .фор:» , ежегодные методические материала клубных учреждения. !ГУ отдедышмк .«дан ил ни для зирокого распространения.