Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Прилепский, Илья Александрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов"

На правах рукописи

005059421

Прилепский Илья Александрович

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ФИТНЕС-КЛУБОВ

Специальность 13.00.05. - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 6 МАЙ 2013

Москва 2013

005059421

Диссертация выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московский государственный университет культуры и искусств на кафедре культурно-досуговой деятельности

Научный руководитель

Ершова Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент

Официальные оппоненты

Нилов Вячеслав Николаевич -

доктор педагогических наук, профессор, Институт художественного образования Российской академии образования, лаборатория музыкального искусства, старший научный сотрудник

Кабурнеева Елена Олеговна,

кандидат педагогических наук, Центральный спортивный клуб армии, тренер-преподаватель (хореограф) по художественной гимнастике

Ведущая организация

Казанский государственный университет культуры и искусств

Защита состоится « 27 » мая 2013 г. в « 11:30 » часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 141406, Московская обл., г.Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств».

Автореферат размещен на сайте Московского государственного университета культуры и искусств http://www.mguki.ru и на сайте'' Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru.

Автореферат разослан « 27 » апреля 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук

Ю.А. Акунина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения педагогических условий формирования танцевальной культуры людей среднего возраста в системе фитнес-клубов.

Формирование танцевальной культуры людей среднего возраста можно определить как сферу образовательных услуг (формального и неформального образования) в учреждениях культурно-досугового типа: фитнес-клубах.

Первые фитнес-клубы в России открылись в 90-е годы XX, которые создали по западному образцу. Поэтому специалисты-профессионалы культурно-досуговой деятельности не были представлены в достаточном объеме в этой системе. И в настоящее время, несмотря на возрастающее число лиц среднего возраста в фитнес-клубах, число специалистов культурно-досуговой деятельности владеющих спецификой профессионального мастерства в г. Москве всего 31% от необходимой потребности. Это отражается на воспитании и общей культуре предлагаемых танцевальных программ сформированности коллектива удовлетворенностью участников педагогов, жизнедеятельностью в фитнес-клубе, что помогает оценить результативность деятельности всего коллектива по созданию благоприятного нравственно-психологического коллектива.

Фитнес движение в России еще очень молодо, отсюда проведение досуга людей среднего возраста в фитнес-клубах особенно интересно, ибо оно соединяет в себе педагогику — искусство - физическую культуру. Сейчас самыми популярными в системе фитнес-клубов среди различных категорий населения - лица среднего возраста. Здесь проявляется сильное влияние «моды». Во многом это объясняется тем, что танцевальные программы уникальны. Они не требуют форсированных и тяжелых физических и психологических нагрузок. Природа организма человека устроена так, что ему необходима гармония адаптации к новым условиям. Поэтому актуальна инновационная технология обучения в фитнес-клубах.

Актуален для людей среднего возраста и педагогический фактор -желание получать удовольствие от движения, восполнить дефицит положительных эмоций, антистрессовое влияние танца. Люди среднего возраста - субъекты, способные к осознанию поставленной цели собственного развития.

Актуальна тема диссертационного исследования и тем, что для людей среднего возраста особое значение имеет мотивация. Проведенный анализ показывает, что палитра мотивов чрезвычайно широка: от когнитивных, социальных и эмоциональных.

Наиболее популярна цель - мотив выходить на рефлексивный уровень в своей жизни в соответствии с идеалами. Танцевальная культура способствует расширению круга знакомств, приобретению друзей, творческому успеху у противоположного пола, позволяет людям среднего

возраста прикоснуться к современным ценностным ориентациям как системе устремлений личности.

Диссертант считает, что ценностные ориентации как содержательный слой в фитнес-клубе, оснащенном современным оборудованием, позволяют людям среднего возраста осмысленно проводить досуг, продуктивно, на основе педагогических принципов воспитания.

Актуальность проблемы и в том, что люди среднего возраста в основном наблюдают по телевидению высоко художественные проекты как «Танцы со звездами», «Большие танцы», которые собрали огромную зрительную аудиторию.

Проблема состоит в том, что если танцевальные программы «Танцы со звездами» носили праздничный характер для всех категорий населения, то проект «Большие танцы» был адресован молодежи. Люди среднего возраста пассивно наблюдали и участие в подобной деятельности не принимали.

В деятельности фитнесс-клубов острейшие проблемы воспитания и развития людей среднего возраста объективируются социально-культурными процессами, что требует объединения деятельности учреждений культурно-досугового типа, которые в обширной научной педагогической литературе пока рассматриваются чаще всего на уровне констатации проблем.

Следовательно, актуальность нашего исследования определяется противоречиями между:

- возросшей потребностью общества в формировании танцевальной культуры личности лиц среднего возраста в системе фитнес-клубов и отсутствием целостной научно-педагогической, организационной, технологической системы и педагогических условий реализации этой потребности на практике;

- состоянием окружающей среды и наличием эффективных технологий развития креативной сферы личности лиц среднего возраста;

- наличием педагогических условий модернизации форм и методов формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.

Следовательно, научная проблема исследования определяется противоречием между требованиями общества в формировании танцевальной культуры лиц среднего возраста, способных продуктивно осуществлять потенциал и недостаточным теоретическим и технологическим оснащением этого процесса.

Степень научной разработанности проблемы.

Существенная роль в осмыслении совершенствования формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов принадлежит исследованиям в области философии образования, носящим ценностно-смысловой характер.

Осознанием необходимости анализа задач развития хореографического образования в рамках Боллонского процесса занимались Т.Б. Бадмаева, О.Б.

Буксикова, Г.В. Бурцева, А.П. Кириллов, Н.Д. Мусина, В.Ю. Никитина, Н.В. Петроченко.

Поэтому методологическая специфика исследования состояла в хореографическом образовании учреждений культурно-досугового типа, что закономерно вскрывает основы педагогики, ее методической разработанности, что во многом определяло влияние смежных сфер -искусствоведения, культурологам.

Современная хореографическая педагогика по классическому танцу базируется на трудах Н.П. Базаровой, Л.Д. Блок, Б.Я. Брегвадзе, А.Я. Вагановой, Е.П. Валукина, Т.И. Васильевой, H.A. Вихревой, С.Н. Головкиной, О.В. Жадиной, Р.В. Захарова, М.Ф. Иваницкого, А.П. Кириллова, B.C. Костровицкой, Л.М. Лариной, М.К. Леоновой, В.П. Мей,

A.M. Мессерера, Т.Б. Нарской, A.B. Никифоровой, П.А. Пестова, A.A. Писарева, Г.Н. Прибылова, H.H. Серебренникова, Н.В. Соковиковой, Н.И. Тарасова, С.С. Холфиной, Л.И. Ярмолович, Н.П. Яценко.

Психолого-педагогическим проблемам преподавания в учебных заведениях, перспективам их развития большое внимание уделено в трудах Ш.А. Амонашвили, С.И. Архангельского, Б.П. Беспалько, В.В. Краевского, вопросам профессионального образования - П.Я. Гальперина, И.Я. Лернера,

B.А. Сластенина.

Важнейшим методологическим основанием для хореографического искусства стали труды Э.Б. Абдуллина, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, И.С. Батракова, В.П. Беспалько, Б.М. Бим-Бада, A.A. Бодалева, В.В. Гузеева, В.А. Кан-Калика, М.В. Кларина, Е.А. Климова, A.B. Мудрика, В.И. Панова и других, сформировавших целостные теоретические представления о специфике организации педагогического процесса в учебных заведениях.

В научной сфере проблемами танцевальной культуры личности среднего возраста занимались: Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. 2-ое изд. - М., 2000; Андрагог в открытом обществе. // Под ред. Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной. - СПб., 2000; Ломтева Т.Н. Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы. - Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 2001; Проблемы формирования андрагогической компетентности специалистов постдипломного образования (Материалы второй международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики, 16-17 апр. 2002, - СПб.: СПбГУПМ. Кафедра педагогики и андрагогики, 2002; Сухобская Г.С. Андрагогический подход в организации постдипломного образования педагогов. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2003; Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых. - СПб., 2000; Никитин Э.М. и др. Андрагогика: история и современность. - М.: АПКиПРО, 2003.

Особую роль и огромное влияние на становление и развитие педагогических условий совершенствования преподавания в фитнес-клубах, представляют труды Жаркова А.Д. Теория и технология культурно-

досуговой деятельности. - М.: МГУКИ, 2007; Жарковой Л.С. Мотивационное развитие личности в учреждениях культуры на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности. Дис. д-ра пед. наук. - М., 1998.; Ариарский М.А., Дуликов В.З., Каргин A.C., Конович A.A., Красильников Ю.Д., Киселева Т.Г., Марков А.П., Моздокова Ю.С., Разлогов К.Э., Садовская B.C., Стрельцов Ю.А., Суртаев ВЛ., Титов Б.Г., Триодин В.Е., Чижиков В.М., Ярошенко H.H.

Обучение танцам лиц среднего возраста должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и других особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука -андрагогика (от гр. aner, andros - взрослый мужчина, зрелый муж + ago -веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.

В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Часть людей реализуется в молодом возрасте, но большинство раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: «non scholae, sed vitae discimus» - « учимся не для школы, а для жизни». Поэтому исследования воздействия педагогической культуры танца на внутренний мир лиц среднего возраста особенно актуально.

Объект исследования - процесс формирования танцевальной культуры у людей среднего возраста.

Предмет исследования - педагогические условия формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что для повышения эффективности процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов, необходимо внедрить научную концепцию профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном и активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культурно-досугового типа, в том числе и фитнес-клубов.

Цель диссертационной работы состоит в определении основных направлений, теоретических положений совершенствования процесса создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов и внедрении их в практику.

Цель исследования определила следующие задачи:

- проанализировать понятие «личность среднего возраста — участника танцевального коллектива фитнес-клуба, рассмотреть ее коммуникативные качества, креативность, оздоровление организма с учетом андрагогических особенностей людей, мотиваций посещения занятий танцами;

- рассмотреть процесс становления и развития фитнес-клубов в России;

разработать теоретические основы функционирования педагогического процесса формирования танцевальной культуры у лиц среднего возраста в системе фитнес-клубов, которая влияла бы на формирование танцевальной культуры;

- определить основные направления создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов;

- раскрыть значение культурно-досуговой среды и коллектива как важнейших факторов создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста;

выявить педагогические условия оптимизации технологий совершенствования преподавания танцев и апробировать результативность развития творческих свойств личности среднего возраста.

Методы исследования:

- теоретический анализ опубликованных источников по проблемам преподавания хореографических дисциплин в учреждениях культурно-досугового типа проблем современной хореографической педагогики, современных идей и научно-педагогических подходов;

- педагогическое моделирование учебного процесса в фитнес-клубах;

- опытно-экспериментальные методы: наблюдение, экспертные оценки, собеседования, метод проблемно-творческих заданий, количественный статистический анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые данная тема была рассмотрена в педагогической науке. Это доказано:

- выявлением потенциала совершенствования процесса создания педагогических условий формирования танцевальной культуры у лиц среднего возраста;

- определением системы педагогических условий личности среднего возраста в процессе преподавания танцев в фитнес-клубах;

- раскрытием критериев, характеризующих современное состояние обучения танцу в фитнес-клубах, заключающихся в недостаточном раскрытии культурного и творческого потенциалов участников хореографических коллективов; недостаточной их мотивированности к учебно-творческой деятельности и понимания своего призвания к хореографическому творчеству;

- научным обоснованием педагогических условий совершенствования учебно-творческого процесса в фитнес-клубах;

- анализом, заключающимся в многоаспектном рассмотрении личностно-психологических качеств личности среднего возраста, индивидуальном его мотивировании, включении оптимальных педагогических условий, стимулировании его творческого потенциала;

- разработкой модели совершенствования процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в настоящем исследовании:

- раскрыты новые теоретические положения по совершенствованию педагогических условий формирования танцевально культуры личности среднего возраста в системе в фитнес-клубов;

- доказана теоретическая значимость научной концепции ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к совершенствованию педагогических условий формирования личности среднего возраста;

- расширено теоретическое представление о личности среднего возраста в системе педагогических задач совершенствования педагогических условий формирования танцевальной культуры в системе фитнес-клубов;

- разработаны теоретические принципы внедрения научной концепции ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода как наиболее эффективного способа совершенствования педагогических условий формирования культуры танца у лиц среднего возраста;

- сформулированы педагогические условия адаптации лиц среднего возраста в процессе формирования танцевальной культуры за счет оптимизации содержания, форм, средств и методов как важнейших детерминантов технологического процесса;

- теоретически обоснована педагогическая модель совершенствования педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.

Практическая значимость исследования заключается в применимости его результатов в фитнес-клубах, системе повышения квалификации преподавателей и специальных учебных заведениях хореографического профиля, учреждениях дополнительного образования детей и учреждениях социально-культурной сферы.

Положения, выводы и результаты исследования могут быть использованы преподавателями в процессе подготовки учащихся хореографических училищ и в вузах культуры и искусств.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются выбором доказательной базы и научной методологии, использованием комплекса современных методов педагогического исследования, адекватных его целям и задачам, опорой на принципы личностно-деятельностной методологии педагогики, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью данных, полученных в результате статистической обработки материалов опытно-экспериментальной работы.

Апробация работы осуществлялась в следующих формах:

- в выступлениях автора на семинарах и научно-практических конференциях, проводимых Московской государственной академией

хореографии: «Актуальные вопросы образования в сфере культуры и искусства» (2-я межвузовская научно-практическая конференция 21-го апреля 2011 г.); III Межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Актуальные вопросы образования в сфере культуры и искусств (16 апреля 2012 г., Москва);

- публикациях тезисов, статей;

- в процессе обмена педагогическим опытом на международных смотрах, конкурсах, фестивалях, семинарах: Международный конкурс «Midanza dance idol» (2011), Международный фестиваль хореографических училищ и школ в г. Казани (2012);

- в процессе преподавания танцев в фитнес-клубах;

- диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защиту кафедрой культурно-досуговой деятельности Московскою государственного университета культуры и искусств.

База исследования - «Мисс фитнес»- Сокольники - Марьино, «Марк Аврелий»- фитнес клуб- Измайлово, «Планета фитнес» - Балашиха, ТСК «FreeStyle» Танцевально-спортивный клуб, ТСК «726» Танцевально-спортивный клуб, ФОК «Атлант-Гольяново» Физкультурно-оздоровительный комплекс

Эмпирическую базу исследования составила совокупность материалов, полученных в процессе создания оптимальных педагогических условий формирования танцевальной культуры в фитнес-клубах.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2008-2012 гг. в три этапа.

На первом этапе (2008-2009 гг.) была сформулирована тема исследования, выбраны ее основные теоретические приоритеты, был осуществлен сбор литературы по теме. На этом же этапе была определена методика опытно-экспериментальной работы в фитнес-клубах. Проводилась начальная часть опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2009-2012 гг.) осуществлялась работа над теоретическим материалом, совершенствовалась разработка путей совершенствования методики опытно-экспериментальной работы. Была написана основная часть теоретических материалов по теме диссертационного исследования, легших в основу первой главы диссертации. На этом же этапе осуществлялась часть работ по педагогическому эксперименту с экспериментальной группой по совершенствованию педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.

Проводилась опытно-экспериментальная работа по

совершенствованию педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.

Проведенный диагностический этап эксперимента был связан с продолжением изучения литературы, проведением анкетирования по

выявлению мотивации занятий танцами с лицами среднего возраста в фитнес-клубах.

Формирующий этап педагогического эксперимента предусматривал проверку рабочих гипотез, а также педагогических условий и конкретных технологий обучения по формированию танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.

Апробирована «Методика преподавания танца в системе фитнес-клубов» в трёх фитнес-клубах Москвы. Велось наблюдение за развитием коммуникативных качества людей среднего возраста в экспериментальных группах.

Проведена обработка и оформление проведённого анкетирования по анализу «Мотивации занятий танцами лицами среднего возраста в фитнес-клубах».

На третьем этапе (2013 г.) осуществлялось оформление результатов формирующего этапа эксперимента в экспериментальной и контрольной группах лиц среднего возраста в фитнес-клубах. Построение и расчёт диаграмм и таблиц, демонстрирующих количественные соотношения полученных данных.

Разрабатывалась модель педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов», влияющая на формирование коммуникативных качеств.

Положения, выносимые на защиту:

1. Танцевальная культура личности среднего возраста в системе фитнес-клубов требует обеспечения процесса создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.

2. Важнейшими качествами лиц среднего возраста являются целеустремленность и мотивация, наличие творческих качеств, работоспособность, ответственность при выполнении заданий. Развитие данных личностных качеств обеспечивает формирование танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.

3. Ведущим педагогическим условием формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов является раскрытие личностных качеств участников коллектива, развитие их мотивированности на учебно-творческую хореографическую деятельность, что определяет необходимость включения в систему фитнес-клубов.

4. Научная концепция о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в фитнес-клубе. Эта научная концепция является методологическим основанием исследования, ориентированного на развитие личностной мотивированности лиц среднего возраста, стимулирование их самостоятельности и инициативности в освоении материала, развитие творческого потенциала, что является наиболее адекватным базисом совершенствования педагогических условий формирования танцевальной культуры лиц среднего возраста.

5. Совершенствование педагогических условий формирование танцевальной культуры лицам среднего возраста в системе фитнес-клубов предусматривает предоставление им возможностей инициативного сознательного включения в организацию и содержание занятий, смыслов жизнедеятельности, расширения самостоятельности в аспекте проявления собственных творческих способностей, изыскание средств и способов выявления личностных мотиваторов участников коллективов к саморазвитию в хореографической деятельности и стимулирование их естественного стремления к достижению танцевальной культуры.

6. Реорганизация учебно-творческого процесса в фитнес-клубах на основании научной концепции требует новых авторских обучающих технологий, включающих в себя эмпатию к участникам танцевального коллектива, способность к выявлению их мотивов, настроений, отношения к учебной и творческой деятельности, и использования полученного опыта в педагогических условиях формирования танцевальной культуры личности участника.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения и списка использованной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы и темы диссертационного исследования; обозначаются цель исследования, объект, предмет, формулируются задачи и гипотеза исследования. Характеризуется степень изученности данной темы в науке, рассматриваются теоретико-методологические основы, методы и этапы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; дается информация об апробации и внедрении результатов исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубах» раскрывается структура понятия «личность среднего возраста», становление и развитие фитнес-клубов в России, теоретические основы функционирования педагогического процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубах.

В первом параграфе первой главы «Понятие «личность среднего возраста - участника танцевального коллектива фитнес-клуба»» выявлено, что сущностная характеристика развития личности среднего возраста заложена в его бытие, формирующее его сущность в профессиональной деятельности и в условиях досуга.

В раскрытии понятия сущности личности среднего возраста диссертант стремился рассматривать ее в единстве профессии и культуры досуга. Но выявление структурно-содержательных и смысло-значимых базисных

оснований личности среднего возраста в условиях досуга тема исследования позволяет определить сущностные характеристики как системную целостность участника танцевального коллектива. Личность среднего возраста, изначально оказавшись в социальном мире, социуме, окружающей среде, формируя ее и формируясь в ней в данном возрасте, развертывается системная целостность отношений к себе, товарищам, вещам, социуму, миру.

Как считает Г.А. Балл, В.А. Мединцев «Человек-индивид, рассматриваемый в качестве организма, не только функционирует в природной среде, но и является частью природы. Подобно этому тот же индивид как носитель личности (как лицо) не только пребывает в культурном окружении, но и может быть рассмотрен как компонент культуры (подробнее см. ниже). Вместе с тем он является носителем и «соавтором» (одним из творцов, созидателем) культуры. Последнюю мысль будем кратко выражать словами «является агентом культуры». Применительно к ситуациям, когда агент культуры сознательно регулирует свое функционирование в этой роли, мы будем называть его также субъектом культуры (оставляя анализ категории «субъект» за рамками данной статьи)»1.

Автор диссертации рассматривает отношение личности среднего возраста как отношение между ней и культурой, как соотношение биологического и культурного-досугового содержания.

Поэтому диссертант рассматривает систему характеристик личности среднего возраста как в контексте концепции культурного пространства. В фитнес-клубе лицо среднего возраста обладает культурным пространством участвуя в созидании биологической и культурно-досуговой среды, что позволило получить результаты в рамках педагогической традиции.

Хронологически лица среднего возраста это самый активный отрезок жизни примерно от 40 до 60 лет. В нашем исследовании актуально было определить большинство посетителей экспериментальных и контрольных фитнес-кубов. Большинство посетителей лица 50-60 лет, которые около 60% осознают свою обособленность не только от следующего за ними поколения молодых людей, но и от тех, кто уже вышел на пенсию и дожил до старости. У большого числа людей этой категории 38% «жизненные кризисы» имеют место приблизительно в одном и том же возрасте. Это дает основание для деления и описания стадий формирования танцевальной культуры у лиц среднего возраста.

Таким образом, понятие личность среднего возраста диссертант рассматривает системно в условиях досуга в тесной связи с ее профессиональной деятельностью.

Во втором параграфе первой главы «Становление и развитие фитнес-клубов в России» раскрывается этот процесс в культурно-историческом контексте.

1 Балл Г.А., Мединцев В.А. Понятие «личность» в контексте модельной трактовки культуры. // Мир психологии, 2012. - №3. - С. 19.

В России фитнес появился в конце 80-х годов XX века. Культ красивого тела в нашей стране возник ещё в 30-х годах, когда существовала школьная и производственная гимнастика, спортивные секции, клубы. Занятие спортом было доступно всем желающим, даже если они не стремились к достижению спортивных высот. Понятие «физическая культура» - это тоже отчасти прообраз современных фитнес-программ. В первые годы советской власти, существовавшие в России (с дореволюционного периода) спортивно-танцевальные студии поначалу были одобрены и поддержаны. В обращении Государственной комиссии по народному просвещению (от 16 апреля 1918г.), опубликованном в «Известия Всероссийского центрального исполнительного комитета совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», указывалось, в частности, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важнейших средств физического воспитания детей. По распоряжению A.B. Луначарского была организована «Студия пластического движения», руководила которой З.Д. Вербовэ - автор книги, пользующейся большой популярностью до настоящего времени, - «Искусство произвольных упражнений»2.

«Успехи советских спортсменов на международных соревнованиях и на Олимпийских играх постоянно улучшались (1972 г. - зимние Игры - 8 золотых, летняя Олимпиада - 50 золотых, 1976 г. - соответственно 13 и 49) и служили «витриной» преимущества социалистического строя. Вновь вспомнили опыт 20-х годов. Для организации массовой физкультурно-оздоровительной работы к 1976 году на предприятиях, в учреждениях, колхозах, учебных заведениях было создано около 250 тыс. физкультурных коллективов, объединявших свыше 50 млн. физкультурников. Общая численность занимающихся по стране в 1988 г. (согласно «официальной» отчетности) достигла 90 млн. человек, или 36% общей численности населения в СССР»3. Поэтому государство и общество занималось этим вопросом фундаментально.

В результате, к моменту перестройки мы имели теоретические и методические наработки, которые на 15-20 лет опережали весь остальной мир. Этот приоритет сохраняется до сих пор, хотя серьезные исследования были прекращены в 1988-1989 г.

С завершением советского периода в жизни нашей страны спортивные комплексы и стадионы постепенно превращались в рынки, а прежняя система физкультуры приходила в упадок. К началу 90-х годов утомленные реформами, инфляцией, борьбой за выживание граждане нашей страны совсем забыли о своем внешнем виде. Положение начало выправляться только с 2000 года.

Первое знакомство граждан с фитнесом в нашей стране (в современном понимании этого термина) началось с аэробики. Аэробика - это система, состоящая из элементов физических упражнений и музыки, которая

2 Вербовэ З.Д. Искусство произвольных упражнений. - М.: Физкультура и спорт, 1967.

3 Деметер Г.С., Горбунов Б.В. 70 лет советского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

включает в себя разминку с разогревом мышц, основную часть с беговыми и прыжковыми движениями и разминку с дыхательными упражнениями и упражнениями на релаксацию. «Впервые определение «аэробика» появилось в 70-х годах. Его ввел известный американский специалист в области физической культуры доктор Кеннет Куппер. «Аэробная» (от лат. «кислородная») оздоровительная система была направлена на борьбу с излишним весом»4. В 1982 г. актриса Джейн Фонда выступила по телевидению с собственным тренировочным комплексом. «После этого Америку охватил настоящий бум аэробики - люди стали относиться к аэробике как к идеальному средству для поддержания желаемых параметров фигуры»5.

Аэробика с самого начала уже включала в себя самые различные джаз-, фанк-, рок-, латино-, брейк-танцевальные движения. Появляется и название -танцевальная аэробика - сочетание физических упражнений с оригинальными движениями различных танцев под ритмичную музыку.

Люди старшего возраста помнят первые телевизионные проекты, когда группа девушек учила зрителей делать первые шаги в освоении тогда совершенно нового для нас спорта - аэробики, или, как её называли у нас -«ритмической гимнастики». Причем именно танцевальной аэробики, хотя тогда это и не подчеркивали.

Так что танцевальность была изначально заложена в русский фитнес. В Советском союзе с 1984 по 1991 гг. по Центральному телевидению были показаны 12 комплексов ритмической гимнастики.

В 1984 году передача дебютировала на экранах с выпуска, который вела известная фигуристка Наталия Линичук (выступала в танцах на льду с Геннадием Карпоносовым). Второй выпуск аэробики провела не менее известная балерина Лилия Сабитова, по ТВ он демонстрировался с января по март 1985 года. Последний двенадцатый комплекс был проведен в сентябре 1990 года.

С середины 90-х из-за границы стали проникать различные модные веяния, одно из которых - представление о том, что для того чтобы выглядеть преуспевающим, помимо красивой и дорогой одежды, машины надо иметь еще и красивую спортивную фигуру, да и двигаться желательно ловко и элегантно. И потому одним из атрибутов западной жизни, попавших в те годы в Россию, стал фитнес.

«Первый фитнес-клуб в СССР был открыт в Ленинграде в начале 1989 года. Это было совместное предприятие с 51% шведского капитала, предоставленным крупнейшей в Швеции сетью фитнес-клубов «World Class» («Мировой Класс»), Название было сохранено и для российского клуба»6. Почти восемь лет «World Class» был монополистом.

4 Шипилина И.А. Аэробика. Уч. пос. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

5 Шипилина И.А. Аэробика. Уч. пос. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

6 Обзор Фитнеса в России. - М.: Агентство промышленной информации (АПИ), 2003.

14

«В 1997 году Ирина Разумова (основательница фитнес-индустрии в России) уходит из «World Class» и договаривается с владельцем американской сети фитнес-клубов «Family Fitness/24 Hour Fitness» Марком Мастрофом (создатель популярной американской фитнес-системы «24 часа фитнеса») о создании новой сети фитнес-клубов в России под названием «Планета Фитнес». Аргументом была маркетинговая идея: фитнес-услуги в России дорогие, а «Планета Фитнес» станет ориентироваться на средний ценовой диапазон, что позволит ей привлечь в свои клубы широкие слои населения»7. Идея блестяще себя оправдала. На 2011 год это крупнейшая сеть фитнес-клубов в России (44 клуба), а в 2004 году открылся первый клуб в Стокгольме.

В третьем параграфе первой главы «Теоретические основы функционирования педагогического процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубах», раскрываются различные теории, имеющие прямое отношение к данной теме.

В педагогическом процессе в современном фитнес-клубе наиболее широкое распространение и теоретическое обоснование получили компетентностный и личностно-ориентированный подходы. Важнейшим компонентом педагогического процесса на современном этапе является компетентностный подход к саморазвитию, стремление к самосовершенствованию, рефлексивность, Личностно-ориентированный подход позволяет развиваеть, подразумевая своими целями успешную социализацию, идентификацию личности в культуре, формирование нормативных ценностных ориентации и т.д. Включение в сущностные характеристики личностных качеств и профессиональных компетенций, рефлексивных и ценностно-смысловых характеристик.

Для педагогического процесса в фитнес-клубе имеются объективно назревшие противоречия, учет которых совершенно необходим для разработки адекватных современных и перспективных теоретических подходов. Разработка новых педагогических технологий обучения танцам лиц среднего возраста позволяет развивать дидактические и воспитательные средства способные обеспечить понимание ряда производных теоретических конструкторов. Смысловые характеристики лиц среднего возраста, порожденные формированием танцевальной культуры в системе фитнес-клубов отражают пристрастное, индивидуализированное отношение субъекта к себе, образуют смысловую составляющую личности, которая в свою очередь обеспечивает смысловую регуляцию ее целостной жизнедеятельности во всех ее аспектах. Раскрыта суть классификации смыслообразующих мотивов. Ценностно-смысловая составляющая личности участника танцевального коллектива фитнес-клуба тесно взаимосвязана с мотивационной, что дает основание рассматривать формирование танцевальной культуры на основе многих педагогических теорий.

7 Обзор Фитнеса в России. - M.: Агентство промышленной информации (АПИ), 2003.

15

Мотивация личности имеет свои особенности: в ней постоянно сочетаются собственно учебный и профессиональный компоненты.

Как показал анализ, у лиц среднего возраста увеличивается число сознательных мотивов поведения и растет степень их появления. И здесь рефлексия и опыт саморазвития представляют собой средства формирования мотивации, обеспечивающие актуализацию и формирование внутренней культуры личности.

Такая ситуация требует пристального внимания к теориям формирования и коррекции ценностно-смысловых ориентации у лиц среднего возраста. На процесс формирования культуры танца у личности среднего возраста в фитнес-клубе наиболее эффективное влияние оказывает андрагогика.

И здесь возникает необходимость рассмотрения данной темы диссертационного исследования в контексте андрагогики как искусства и науки помощи взрослым в обучении (от гр. андрос - взрослый человек, мужчина; агогейн - вести). Андрагогика специально направленная отрасль педагогики на изучение специфики потребностей, мотивации, интересов, психологических установок. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 немецким историком педагогики К. Капом. 1950-60 гг. в трудах югославских ученых Д. Савичевича, М. Огризовича и Б. Самоловчева, известнейшего немецкого профессора Ф. Шггелера, швейцарского теоретика Г. Хансельмана, польских ученых М. Семенски и Л. Туроса. Несмотря на то, что эти авторы пытались определить отличия андрагогики от педагогики, но сам термин «аандрагогика» как самостоятельная наука можно отнести к 1970 году, когда появился фундаментальный труд выдающегося американского теоретика и практика образования взрослых М.Ш. Ноулза «Современная практика образования взрослых».

Во второй главе «Совершенствование процесса создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов» рассматриваются среда обучения как ведущее педагогическое условие формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-кубов; влияние коллектива на процесс создания педагогических условий формирования танцевальной личности среднего возраста в системе фитнес-клубов; технологии совершенствования преподавания танцев в фитнес-клубах лицам среднего возраста.

В первом параграфе второй главы «Культурно-досуговая среда -важнейшее педагогическое условие формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубе» интенсивно исследуется на протяжении длительного времени в следующих основных направлениях: в зависимости от рассматриваемого уровня образования педагогического состава и типа учреждения фитнес-клуба. В плане влияния культурно-досуговой среды на обучение и личностное развитие, саморазвитие лиц среднего возраста. С точки зрения влияния окружающей среды на

воспитание культуры танца, т.е. культурное, нравственное, профессиональное развитие личности. В педагогике накоплен значительный опыт по изучению культурно-досуговой среды. Существуют различные точки зрения на понятие «культурно-досуговая среда», систематизируя которые можно выделить ее основные теоретические модели: коммуникативно-ориентированную (В.В. Рубцов и др.), эколого-личностную (С.Д. Дерябо, Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин), антрополого-психологическую (В.И. Слободчиков) и экопсихологическую (В.И. Панов). Рассмотрены ее общие теоретические модели, структура и компоненты культурно-досуговой среды (Чижиков В.В.). Дана общая оценка культурно-досуговой среды и проанализировано ее воспитательно-образовательное воздействие; изучена ее типология и механизмы воспитательного воздействия на лиц среднего возраста. Все это создает теоретические основания для перехода к изучению новой разновидности культурно-досуговой среды в фитнес-клубах. Анализ деятельности фитнес-клубов позволил уточнить и конкретизировать структуру и свойства культурно-досуговой среды, ее влияние на процесс обучения, что позволило конкретизировать содержание, уточнить структуру, свойства и педагогические возможности создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубах. Установлено, что непосредственно учебное содержание занятий танцем в фитнес-клубе целесообразно дополнить материалами по следующим направлениям: мотивирующими; культурно-просветительскими; развлекательными и игровыми, спортивными, социальными; средствами самопознания, саморазвития личности участника танцевального коллектива.

Автором диссертации доказывается, что совершенствование педагогических условий преподавания танца в фитнес-клубах осуществляется на основании плана, отражающего как концептуальные приоритеты процесса совершенствования культурно-досуговой среды, так и саму процедуру оптимизации процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубе.

Поэтому одна из задач эксперимента состояла в совершенствовании процесса создания педагогических условий посредством культурно-досуговой среды, что позволило участникам танцевального коллектива оценить влияние этого фактора на формирование танцевальной культуры личности среднего возраста.

В поисках совершенствования педагогических условий под влиянием культурно-досуговой среды в качестве концептуальной основы модели была избрана научная концепция профессора А.Д. Жаркова, которая способствовала максимальному раскрытию целостного технологического процесса в фитнес-клубе. Приобщение к мотивированной деятельности по саморазвитию лиц среднего возраста в ходе занятий танцем культурно-досуговая среда взаимообуславливает все воспитательные влияния в пространстве фитнес-клуба.

Важнейшими педагогическими условиями формирования танцевальной культуры личности среднего возраста становятся ее личностные мотивы, цели обучения, психологическая атмосфера.

Как показал эксперимент, обучение танцам в фитнес-клубе строится вокруг деятельностной мотивации участников и корректируется педагогическими условиями культурно-досуговой среды.

Цель - мотив как детерминант деятельности, корректируются сообразно путям оптимизации культурно-досуговой среды.

Особое значение приобретает цель - мотив деятельности и дифференцированное педагогическое целеполагание, соотносимое с культурно-досуговой средой в фитнес-клубе.

В ходе эксперимента выяснилось состояние мотивов общей культуры участников танцевального коллектива.

Культурно-досуговая среда оказывает прежде всего влияние на настроение педагога (63%) и дает возможность мотивировать каждого конкретного участника коллектива (44-54%), раскрывая перед ним суть и цель каждого занятия или конкретного упражнения.

Педагогическая модель совершенствования педагогических условий влияния культурно-досуговой среды воспринимается как способ сохранения традиций и постепенного перехода в разряд педагогического регулирования деятельности фитнес-клуба.

В ходе эксперимента в создании педагогических условий активное участие принимали сами участники танцевального коллектива, которым были предложены конкретные творческие задания, самостоятельно выбирать репертуар, создавать отдельные комбинации от тех возможностей, которые позволяет культурно-досуговая среда.

Анализ влияния культурно-досуговой среды на создание педагогической модели предусматривает воспроизведение содержания, лежащего в основе педагогического процесса, отображаемого в педагогической модели.

В ходе педагогического эксперимента вырабатывались критерии, которые при всей их значимости, обладают исключительной степенью обобщения результатов освоения культуры танца, что делает этот процесс недостаточно дифференцированным для полного отражения результатов применения модели.

Поэтому в настоящем исследовании вводится многокритериальная оценка культуры танца, как система оценок по ряду параметров или критериев, которые диссертант считает значимыми для развития личности среднего возраста.

В число этих критериев входят мыслительная культуры, культура обучения, культура поведения, отношения к себе, миру, товарищам, к культурно-досуговой среде.

Во втором параграфе второй главы «Влияние коллектива на создание педагогических условий совершенствования процесса

формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубе». •

Проведенный диссертантом анализ влияния танцевального коллектива на личность участника среднего возраста показал, что это наиболее эффективное средство формирования коллективных отношений, которые составляют необъемлемую часть всей совокупности общественных отношений. Проведенный эксперимент показал, что танцевальный коллектив обладает способностью развивать и формировать общую культуру личности среднего возраста, танцевальную культуру членов коллектива, противостоять негативным явлениям, изживать все асоциальное в фитнес-клубе.

В жизнедеятельности коллектива лица среднего возраста внимательно знакомятся с тем, кто являются хозяевами собственности фитнес-клубов, включаясь тем самым в экономические отношения, становясь активным участником творческого процесса, участники танцевального коллектива узнают об экономических проблемах этого хозрасчетного предприятия, арендных и подрядных. Познание практической экономики, соединенное с участием занятиями танцевальных коллективов обеспечивает сохранение и развитие у лиц среднего возраста чувства коллективизма и творческого отношения к труду.

На занятиях танцами лица среднего возраста (32%) создали самоуправление, участвовали в волонтерских акциях, подготовке государственных праздников и фестивалей, то есть активно участвуют в общественно-политической и духовной жизни общества.

Как показал эксперимент, члены танцевального коллектива фитнес-клуба проявляет постоянную заботу о жизни, всестороннем развитии каждого участника, на принципах социальной справедливости, согласия, гражданственности, гуманизма, инициативности и ответственности. В экспериментальном фитнес-клубах перед танцевальными коллективами были поставлены задачи не только выполнить обучающую программу, но и поставить ближние, средние и дальние перспективы. Танцевальный коллектив во главе с педагогом стремился узнать условия жизни своих участников, членов их семей, их нуждами, отношениями и делами. Данный подход обеспечил знания для развития способностей и дарований (63%). Часть коллектива увидела в этом источник внутренней культуры (20%), развивают в себе понимание важности сочетания интересов коллективных и личных (7%).

Поскольку процесс коллективного труда танцевальном кружке зависит от состояния дружественных отношений участников, они осознают общественную мораль как ответственность перед друг другом, самими собой, коллективом и обществом. Состояние реальных дружеских отношений в танцевальном коллективе убеждает всех участников в необходимости искреннего отношения друг к другу, педагогических условий для занятий и общественного порядка. Только 38% согласны с этим мнением. Отсюда танцевальный коллектив фитнес-клуба это ценностно-ориентированное

единство людей среднего возраста, для которых организационная структура коллектива является средством достижения общих целей - духовного единства, которое выражается сегодня в общем стремлении к обновлению общественной жизни.

Во всех обследуемых танцевальных коллективах существует культурно-эстетический аспект, который имеет определяющее значение, так считают 37% участников. Организованное и свободное общение в танцевальном коллективе стимулируют каждого участника к накоплению впечатлений, образов, знаний, к содержательному обмену духовными ценностями (31%). Стремление к повышению уровня танцевальной культуры через коллективную деятельность позволяет уделять художественному творчеству как средству содержательного использования досуга, так считают 30% участников эксперимента.

В данном подходе танцевальный коллектив фитнес-клуба является педагогической средой, формирующей коллективистическую направленность личности. Целеустремленность коллектива считают 65% участников, рождает здоровый нравственный климат, мажорный во всех отношениях. Каждый участник, добровольно участвующий на занятиях танцевального коллектива фитнес-клуба испытывает потребность в коллективном общении, психологическую совместимость с другими участниками в деловом и дружеском общении 34%. В целом участников танцевального коллектива стимулирует то, что у него интересная творческая жизнь, здесь радостно чувствовать свою защищенность и доброжелательность товарищей, получать помощь, поддержку инициативы и творческих начинаний (86% опрошенных).

Педагогически организованная культурно-досуговая среда во взаимодействии с коллективизмом выдвигаются свои лидеры и иерархия отношений педагогических условий формирования танцевальной культуры личногсти среднего возраста в системе фитнес-клубов. Отсюда, педагогические условия, наполненные глубоким смыслом, ставят участников в деловые отношения взаимоподчинения, взаимной требовательности и взаимопомощи, обогащающая свободное общение, является ведущей воспитательной силой.

Обобщение рассмотренных выше результатов позволяет заключить, что в целом участники экспериментальной группы продемонстрировали на 35% более высокую культуру танцев по сравнению с контрольной группой.

Формирующий эксперимент показал, что применение разработанной педагогической программы формирования смыслообразуюидей образовательной мотивации участников танцевальных коллективов лиц среднего возраста по созданию коллектива приводит к положительному результату.

В третьем параграфе второй главы «Технологии совершенствования преподавания танцев в фитнес-клубах лицам среднего возраста» показаны следующие результаты: применение интегративных педагогических

технологий привело к качественному перераспределению педагогических условий по сравнению с результатами анкетирования, проведенных ранее. Первая группа педагогических условий составила 38%, вторая - 23%, третья -21%, четвертая -18%.

Общие результаты экспериментального исследования наглядно отражены в таблице, содержащей средний балл оценок формирующего этапа эксперимента.

Проведенный анализ показывает, что стабильная тенденция качественного увеличения показателей оценок знаний, умений и навыков технологий совершенствования преподавания танца в фитнес-клубах для лиц среднего возраста.

Экспериментальное исследование доказывает эффективность предлагаемых интеграции педагогических технологий преподавания танцев в фитнес-клубе.

Анализ результатов эксперимента показал, что в констатирующем этапе эксперимента культурой танца овладело от 9% до 10% участников коллектива фитнес-клуба. После внедрения авторских технологий обучения возросло число респондентов с 10% до 66%. Это позволяет сделать вывод о том, что благодаря созданию оптимальных педагогических условий учебно-творческого процесса фитнес-клуба удалось совершить резкий поворот к формированию общей культуры танца.

В ходе эксперимента было проверено три уровня совершенствования педагогических условий преподавания танца в фитнес-клубе.

Первый уровень: педагогические условия для подъема общей культуры лиц среднего возраста (26%). Педагог сообщает задание или тему, в соответствии с которыми может осуществляться учебно-познавательная деятельность, и на этой основе участники определяют цель сами или совместно с педагогом - 29%.

Второй уровень: педагогические условия в которых участники коллектива самостоятельно определяют цель своей учебно-познавательной деятельности, здесь уровень активности наиболее высокий - 45%.

Как показало наше исследование, у большинства участников танцевального коллектива жизнь ассоциируется с историческими событиями, что дает возможность осуществлять преподавание танца на основе смыслотворчества и жизнетворчества. По этим показателям были получены следующие ответы: методы жизнетворчества и смысотворчества 73%, а более старшего возраста метод театрализации и игры 27%.

Создание педагогических условий, обеспечивающих возможность раскрыться педагогу, позволяет вовлекать в процесс освоения учебного материала и к учебным занятиям в целом - 84%. А формирование коллективистских качеств позволяет 56% участников поднять культуру танца на 36% в пользу глубоких и обширных знаний участников.

Почти 67% участников считают, что при освоении интеграционных педагогических технологий главным педагогическим условием является

возможность всестороннего развития личности участника танцевального коллектива фитнес-клуба, а 22% либо затруднялись отвечать на большую на часть вопросов, либо дали ответы, противоречащие один другому.

Анализ результатов проведенного эксперимента свидетельствует о том, что свыше 80% участников танцевальных коллективов фитнес-клубов в полной мере понимают взаимосвязь танца и общей культуры личности, ее знания, умения и навыки создавать произведения искусства как высший уровень танцевальной культуры. И только у 19% участников танцевальных коллективов нет представления о значимости педагогических условий в решении познавательных, воспитательных и развивающих задач.

Таким образом, системообразующим механизмом диалектического единства состояния культурно-досуговой среды, коллективизма в деятельности, что является таким понятием как «смыслодеятельность», отвечающее принципам целостности технологического процесса.

В заключении диссертации подведены итоги проведенного исследования, сделаны теоретические обобщения, сформулированы и выработаны научно-методические рекомендации, намечены перспективные направления дальнейшей исследовательской работы по созданию педагогических условий совершенствования процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора общим объемом 10 пл.:

Статьи в изданиях, включенных в реестр Высшей аттестационной

комиссией Министерства образования Российской Федерации

1. Прилепский И.А. Современные тенденции продления возрастных границ среднего возраста // Вестник. - №3. - М.: МГУКИ, 2012. - С.137-142. -0,4 п.л.

2. Прилепский И.А. Современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии // Вестник. - №5. - М.: МГУКИ, 2012. -С.130-134. -0,4 п.л.

3. Прилепский И.А. Влияние мотивации на эффективность занятий танцами в фитнес-клубе.

Другие публикации по теме исследования

4. Прилепский И.А. Ершова О.В. История андрагогики и ее актуальность в современном образовании // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научн. статей. - М.: МГУКИ, Выпуск № 10, 2011. - С.136-140.

5. Прилепский И.А. Развитие мотивации занимающихся танцами в фитнес-клубе // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научн. статей. - М.: МГУКИ, Выпуск №10, 2011. - С.158-163.

6. Прилепский И.А. Проблемы фитнес движения в России // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научн. статей. - М.: МГУКИ, Выпуск №101, 20U.-C.160-176. - 1 п.л.

7. Прилепский И.А. Ершова О.В. Методика преподавания латиноамериканских танцев в фитнес-клубе // М.: МГУКИ, 2012. - 128с. - 8 п.л.

8. Прилепский И.А. Особенности коммуникативной культуры людей среднего возраста // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научн. статей. - М.: МГУКИ, Выпуск №12, 2012. — С.57-74. - 1 п.л.

9. Прилепский И.А. Получать удовольствие от жизни, или Рок-балет против наркотиков // НаркоНет. № 12 (декабрь), 2012. - С.56-58. - 0,4 п.л.

10. Прилепский И.А. Выбор направления профессионального развития специалиста по бальным танцам. // Образование и наука: научный поиск молодых ученых. Альманах. Выпуск №6. ООО «Аналитик», декабрь 2012. -С.91-101.

11. Прилепский И.А. Педагогические условия создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов. Выпуск №13, 2013. — С.98-116.

Подписано в печать 11.04.2013 г. Формат 60x84 1/16. Объем 1,4 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № Типография МГУКИ 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Прилепский, Илья Александрович, Москва

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

На правах рукописи

04201358073

Прилепский Илья Александрович

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ФИТНЕС-КЛУБОВ

Специальность 13.00.05 - Теория, методика и организация социально -

культурной деятельности

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель

Кандидат педагогических наук, доцент

Ершова Ольга Викторовна

Москва 2013

Содержание:

Введение.....................................................................................3

I. Теоретические основы создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубах............................................................................18

1.1 Понятие «личность среднего возраста - участника танцевального коллектива фитнес-клуба»............................................................18

1.2 Становление и развитие фитнес-клубов в России.............................38

1.3 Теоретические основы функционирования педагогического процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубах............................................................................60

II. Совершенствование процесса создания педагогических условий

формирования танцевальной культуры личности среднего

возраста в системе фитнес-клубов.......................................................82

2.1 Культурно-досуговая среда - важнейшее педагогическое условие формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубе..............................................................................82

2.2 Влияние коллектива на создание педагогических условий совершенствования процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в фитнес-клубе......................................116

2.3 Технологии совершенствования преподавания танцев в фитнес-клубах лицам среднего возраста..............................................................142

Заключение.............................................................................168

Список литературы....................................................................174

Приложения..............................................................................189

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения педагогических условий формирования танцевальной культуры людей среднего возраста в системе фитнес-клубов на современном этапе.

Формирование танцевальной культуры людей среднего возраста можно определить как сферу образовательных услуг (формального и неформального образования) в учреждениях культурно-досугового типа: фитнес-клубах.

Первые фитнес-клубы в России открылись в 90-е годы XX в., которые создавали по западному образцу. Поэтому специалисты-профессионалы культурно-досуговой деятельности не были представлены в достаточном объеме в той системе. И в настоящее время, несмотря на возрастающее число лиц среднего возраста, занимающихся в фитнес-клубах, число специалистов культурно-досуговой деятельности, владеющих спецификой профессионального мастерства, в г. Москве всего 31% от необходимой потребности. Это отражается на воспитании и общей культуре предлагаемых танцевальных программ, сформированности коллектива, удовлетворенности участников, педагогов жизнедеятельностью фитнес-клуба, что помогает оценить результативность деятельности всего коллектива по созданию благоприятного нравственно-психологического коллектива.

Фитнес-движение в России еще очень молодо, отсюда проведение досуга людей среднего возраста в фитнес-клубах особенно интересно, ибо оно соединяет в себе педагогику - искусство - физическую культуру. Сейчас самыми популярными в системе фитнес-клубов среди различных категорий населения являются лица среднего возраста, потому что это люди, которые имеют материальную возможность для проведения своего культурного досуга. Люди, которые задумались о своей спортивной форме и здоровье, которое финансово независимы и поддаются рекламным акциям, для улучшения самочувствия и своей жизнедеятельности. Фитнес-клубы

пропагандируют здоровый образ жизни и здоровую культурно-досуговую деятельность. Здесь проявляется сильное влияние «моды». Во многом это объясняется тем, что танцевальные программы уникальны. Они не требуют форсированных и тяжелых физических и психологических нагрузок. Природа организма человека устроена так, что ему необходима гармония адаптации к новым условиям. Поэтому актуальна инновационная технология обучения в фитнес-клубах.

Актуален для людей среднего возраста и педагогический фактор -желание получать удовольствие от движения, восполнить дефицит положительных эмоций, антистрессовое влияние танца. Люди среднего возраста - субъекты, способные к осознанию поставленной цели собственного развития.

Актуальна тема диссертационного исследования и тем, что для людей среднего возраста особое значение имеет мотивация. Проведенный анализ показывает, что палитра мотивов чрезвычайно широка: когнитивные, социальные и эмоциональные.

Наиболее популярна цель - мотив выходить на рефлексивный уровень в своей жизни в соответствии с идеалами. Танцевальная культура способствует расширению круга знакомств, приобретению друзей, творческому успеху у противоположного пола, позволяет людям среднего возраста прикоснуться к современным ценностным ориентациям как системе устремлений личности.

Диссертант считает, что ценностные ориентации как содержательный слой в фитнес-клубе, оснащенном современным оборудованием, позволяют людям среднего возраста проводить досуг осмысленно, продуктивно, на основе педагогических принципов воспитания.

Актуальность проблемы состоит также в том, что люди среднего возраста в основном наблюдают по телевидению высокохудожественные проекты «Танцы со звездами», «Большие танцы», которые собрали огромную зрительную аудиторию.

Проблема заключается в том, что если танцевальные программы «Танцы со звездами» носили праздничный характер для всех категорий населения, то проект «Большие танцы» был адресован молодежи. Люди среднего возраста пассивно наблюдали и участие в подобной деятельности не принимали.

В деятельности фитнес-клубов острейшие проблемы воспитания и развития людей среднего возраста объективируются социально-культурными процессами, что требует объединения деятельности учреждений культурно-досугового типа, которые в обширной научной педагогической литературе пока рассматриваются чаще всего на уровне констатации проблем.

Следовательно, актуальность нашего исследования определяется противоречиями между:

- возросшей потребностью общества в формировании танцевальной культуры личности лиц среднего возраста в системе фитнес-клубов и отсутствием целостной научно-педагогической, организационной, технологической системы и педагогических условий реализации этой потребности на практике;

- состоянием окружающей среды и наличием эффективных технологий развития креативной сферы личности лиц среднего возраста;

- наличием педагогических условий модернизации форм и методов формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.

Следовательно, научная проблема исследования определяется противоречием между требованиями общества в формировании танцевальной культуры лиц среднего возраста, способных продуктивно осуществлять потенциал, и недостаточным теоретическим и технологическим оснащением этого процесса.

Степень научной разработанности проблемы

Существенная роль в осмыслении совершенствования формирования

танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов

5

принадлежит исследованиям в области философии образования, носящим ценностно-смысловой характер.

Осознанием необходимости анализа задач развития хореографического образования в рамках Болонского процесса занимались Т.Б. Бадмаева, О.Б. Буксикова, Г.В. Бурцева, А.П. Кириллов, Н.Д. Мусина, В.Ю. Никитин, Н.В. Петроченко.

Поэтому методологическая специфика исследования состояла в хореографическом образовании учреждений культурно-досугового типа, что закономерно вскрывает основы педагогики, ее методической разработанности, что во многом определяло влияние смежных сфер -искусствоведения, культурологии.

Современная хореографическая педагогика по классическому танцу базируется на трудах Н.П. Базаровой, Л. Д. Блок, Б.Я. Брегвадзе, А .Я. Вагановой, Е.П. Валукина, Т.И. Васильевой, H.A. Вихревой, С.Н. Головкиной, О.В. Жадиной, Р.В. Захарова, М.Ф. Иваницкого, А.П. Кириллова, B.C. Костровицкой, JI.M. Лариной, М.К. Леоновой, В.П. Мей,

A.M. Мессерера, Т.Б. Нарской, A.B. Никифоровой, П.А. Пестова, A.A. Писарева, Г.Н. Прибылова, H.H. Серебренникова, Н.В. Соковиковой, Н.И. Тарасова, С.С. Холфиной, Л.И. Ярмолович, Н.П. Яценко.

Психолого-педагогическим проблемам преподавания в учебных заведениях, перспективам их развития большое внимание уделено в трудах Ш.А. Амонашвили, С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, В.В. Краевского, вопросам профессионального образования - П.Я. Гальперина, И.Я. Лернера,

B.А. Сластенина.

Важнейшим методологическим основанием для хореографического искусства стали труды Э.Б. Абдуллина, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, И.С. Батракова, В.П. Беспалько, Б.М. Бим-Бада, A.A. Бодалева, В.В. Гузеева, В.А. Кан-Калика, М.В. Кларина, Е.А. Климова, A.B. Мудрика, В.И. Панова, В.Ю. Никитина и других, сформировавших целостные теоретические

представления о специфике организации педагогического процесса в учебных заведениях.

В научной сфере проблемами танцевальной культуры личности среднего возраста занимались: Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. - 2-е изд. - М., 2000; Андрагог в открытом обществе / Под ред. Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной. - СПб., 2000; Ломтева Т.Н. Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы.

- Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 2001; Проблемы формирования андрагогической компетентности специалистов постдипломного образования (Материалы второй международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики, 16-17 апр. 2002, - СПб.: СПбГУПМ. Кафедра педагогики и андрагогики, 2002; Сухобская Г.С. Андрагогический подход в организации постдипломного образования педагогов. - Якутск: Изд- .о во Якутского ун-та, 2003; Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых. - СПб., 2000; Никитин Э.М. и др. Андрагогика: история и современность. - М.: АПКиПРО, 2003.

Особую роль и огромное влияние на становление и развитие педагогических условий совершенствования преподавания в фитнес-клубах представляют труды Жаркова А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. -М.: МГУКИ, 2007; Жарковой Л.С. Мотивационное развитие личности в учреждениях культуры на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности: Дис. д-ра пед. наук.

- М., 1998; и также работы Ариарского М.А., Дуликова В.З., Каргина A.C., Конович A.A., Красильникова Ю.Д., Киселевой Т.Г., Маркова А.П., Моздоковой Ю.С., Разлогова К.Э., Садовской B.C., Стрельцова Ю.А., Суртаева В.Я., Титова Б.Г., Триодина В.Е., Чижикова В.М., Ярошенко H.H.

Ученые в области технологий спортивно-бальных и пластико-хореографических программ: Ершова О.В., Гавдис С.И., Корякина Г.М., Мовчан Л.В.

Разработкой теории и методики спортивно-бального танца занимались: Мур А., Лейрд У., Имперское общество любителей танцев, Ховард Г., Смит-Хемпшир Г., Гуров А., Херн Д.

Педагогические особенности пластико-хореографических программ изучали: Ершова О.В., Ражников В.Г., Эльконин Д.Б., Коссаковский А., Силина Е.А.

Обучение танцам лиц среднего возраста должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и других особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука -андрагогика (от гр. aner, andros - взрослый мужчина, зрелый муж + ago -веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.

В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Часть людей реализуется в молодом возрасте, но большинство раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: «non scholae, sed vitae discimus» - « учимся не для школы, а для жизни». Поэтому исследование воздействия педагогической культуры танца на внутренний мир лиц среднего возраста особенно актуально.

Объект исследования - процесс формирования танцевальной культуры у людей среднего возраста.

Предмет исследования - педагогические условия формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что для

повышения эффективности процесса формирования танцевальной культуры

личности среднего возраста в системе фитнес-клубов необходимо внедрить

научную концепцию профессора А.Д. Жаркова о ценностно-

8

ориентированном и активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культурно-досугового типа, в том числе и фитнес-клубов.

Цель диссертационной работы состоит в определении основных направлений, теоретических положений совершенствования процесса создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов и внедрении их в практику.

Цель исследования определила следующие задачи:

- проанализировать понятие «личность среднего возраста - участник танцевального коллектива фитнес-клуба», рассмотреть ее коммуникативные качества, креативность, оздоровление организма с учетом андрагогических особенностей людей, мотиваций посещения занятий танцами;

- рассмотреть процесс становления и развития фитнес-клубов в России;

разработать теоретические основы функционирования педагогического процесса формирования танцевальной культуры у лиц среднего возраста в системе фитнес-клубов, которая влияла бы на формирование танцевальной культуры;

- определить основные направления создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов;

- раскрыть значение культурно-досуговой среды и коллектива как важнейших факторов создания педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста;

выявить педагогические условия оптимизации технологий совершенствования преподавания танцев и апробировать результативность развития творческих свойств личности среднего возраста.

Методы исследования:

- теоретический анализ опубликованных источников по проблемам

преподавания танцевальных дисциплин в учреждениях культурно-досугового

9

типа, проблем современной хореографической педагогики, современных идей и научно-педагогических подходов;

- педагогическое моделирование учебного процесса в фитнес-клубах;

- опытно-экспериментальные методы: наблюдение, экспертные оценки, собеседования, метод проблемно-творческих заданий, количественный статистический анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые данная тема была рассмотрена в педагогической науке. Это доказано:

- выявлением потенциала совершенствования процесса создания педагогических условий формирования танцевальной культуры у лиц среднего возраста;

- определением системы педагогических условий личности среднего возраста в процессе преподавания танцев в фитнес-клубах;

- раскрытием критериев, характеризующих современное состояние обучения танцу в фитнес-клубах, заключающихся в недостаточном раскрытии культурного и творческого потенциалов участников хореографических коллективов; недостаточной их мотивированности к учебно-творческой деятельности и понимания своего призвания к театрально-хореографическому творчеству;

- научным обоснованием педагогических условий совершенствования учебно-творческого процесса в фитнес-клубах;

- анализом, заключающимся в многоаспектном рассмотрении личностно-психологических качеств личности среднего возраста, индивидуальном его мотивировании, включении оптимальных педагогических условий, стимулировании его творческого потенциала;

- разработкой модели совершенствования процесса формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в настоящем исследовании:

- раскрыты новые теоретические положения по совершенствованию педагогических условий формирования танцевальной культуры личности среднего возраста в системе фитнес-клубов;

- доказана теоретическая значимость научно�