автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности
- Автор научной работы
- Смирнов, Ярослав Юрьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Смирнов, Ярослав Юрьевич, 1998 год
Введение
Глава 1. Художественное воспитание - важнейшее звено нравственно-эстетического развития личности
1.1. Подросток и художественная культура
1.2. Реализация воспитательного потенциала музыкальной культуры
Глава П. Музыкальная педагогика как средство воспитания и перевоспитания подростков
2.1. Использование непреходящих традиций музыкальной педагогики в воспитательном процессе
2.2. Воспитание песней
Глава Ш. Любительский коллектив как комплексная форма нравственно-эстетического воспитания
Введение диссертации по педагогике, на тему "Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности"
Актуальность исследования
Во все времена у всех народов преодоление кризисных явлений связывалось с реализацией созидательного потенциала культуры, с возрождением и дальнейшим развитием лучших ее традиций, среди которых особое место принадлежит эффективному использованию объективных возможностей искусства как средства нравственно-эстетического воспитания и перевоспитания подростков.
Эта проблема исключительно актуальна в настоящее время, когда интенсивный рост преступности обусловил борьбу с ней как стратегическое направление деятельности российского общества и государства. Наркомания, пьянство, бродяжничество, проституция, деструктивные формы свободного времяпрепровождения и прямая преступность в наибольшей степени поразили молодежно-подростковую среду, что явилось реакцией на кризисные явления в экономике, социальную дифференциацию, напряженность в межнациональных отношениях, трудности с получением образования и с трудоустройством, слабости молодежной политики, коммерциализацию досуга, ослабление ряда традиционных институтов социализации, девальвацию нравственных идеалов, этических ценностей и норм.
Преодоление асоциального поведения подростков требует широкого использован* ния системы взаимодополняющих профилактических мер социально-экономического, правового, организационного, психологического и иного характера, среди которых значительное место призвана занять педагогическая целесообразно-инструментованная куль-турно-досуговая деятельность.
В течение многих десятилетий мы пытались решать проблемы формирования личности, ограничивая процесс воспитания рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива. В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга. Но эффективность этой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. Можно спорить о правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но вряд ли нкне следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подростка в его свободное время нельзя. Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей подрастающего поколения, для преодоления черт асоциального поведения, но достигать этого можно и нужно посредством педагогической профилактики, решающим условием которой представляется высвобождение подростков из криминального окружения и создание благоприятной культурной среды.
Проблема педагогической профилактики асоциального поведения подростков особо встала в сфере досуга, которая оказалась наиболее уязвима в криминогенном отношении. Здесь в наибольшей мере утверждается подростково-молодежная субкультура, вжным элементом которой выступает гипертрофированный интерес к рок-музыке и к различным музыкальным суррогатам и подделкам.
Сам факт увлечения музыкой, которая обладает интернациональным языком и полифункциональностью можно лишь приветствовать.
Можно и нужно использовать интерес подростков и молодежи к восприятию музыки, эмоциональным переживаниям и музицированию, но делать это как правило, для того, чтобы наполнить музыкой в широком понимании этого слова - от популярной песни до оперы и симфонии - подростковый досуг, в полной мере реализовать способность музыки конструктивно воздействовать на духовный мир формирующейся личности.
Сложившееся противоречие между объективными возможностями культурно-досуговой деятельности как фактора нравственно-эстетического воспитания и перевоспитания подростков и реальным уровнем их реализации обусловило целесообразность осуществить социально-педагогическое исследование, цель которого - разработать и апробировать систему преодоления асоциального поведения подростков посредством создания благоприятной культурной Среды и вовлечения последних в музыкальное любительское творчество.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Выявить роль и место художественного воспитания в системе нравственно-эстетического развития подростков в сфере свободного времени.
2. Раскрыть объективные возможности музыкальной педагогики в воспитании и перевоспитании подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной Среды.
4. Обосновать педагогический механизм создания и функционирования любительского коллектива как комплексной формы нравственно- эстетического воспитания и перевоспитания подростков.
Объект исследования - подростки, вовлеченные в культурно- досуговую деятельность в коллективах художественного творчества.
Предмет исследования - социально-педагогический процесс преодоления асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
База исследования - Дворец культуры молодежи Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Базы сравнительного анализа - Центральный дом культуры учащихся профтехобразования (Москва), Санкт-Петербургский Дворец творчества юных, подростковые клубы Центрального и Петроградского районов Санкт-Петербурга. Степень научной разработанности проблемы
Вопросы преодоления асоциального поведения подростков привлекали внимание ученых в течение многих веков. Современная философия, социология, психология, педагогика, равно как правоведение и ряд других наук, составляющих человековедение конца XX века, опираются на труды И.Беккария, ЧЛомброзо, З.Фрейда, Э.Фромма; на исследования К.Мангейма, АКоэна, Т.Парсона, Г.М.Миньковского, Я.И.Гилинского, ЛС.Кона, В.Т.Лисовского, ААСукало; на работы таких специалистов в области перевоспитания как | М.Ричмонд, ДЗСреммер, А.С.Макаренко, М.А.Алемаскин, АИ.Кочетов, АИ.Долгова, \ Л.М.Зюбин и других. С
Культурологические аспекты воспитания и перевоспитания средствами культурно-досуговой деятельности широко раскрыты в исследованиях и публикациях
I-•::
М.ААриарского, Г.М.Бирженюка, АП.Буевой, Г.П.Бутикова, АД.Жаркова, АС.Запесоцкого, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Т.Г.Киселевой, Ю.ДКрасильникова, Л.П.Малаховской, АП.Маркова, В.С.Садовской, Э.В.Соколова, Ю. А Стрельцова, В.Я.Суртаева, Б.АТитова, В.Е.Триодина, П.С.Хейфеца, В.Ф.Чабанного; в ряде комплексных исследований Санкт-Петербургской государственной академии культуры и Московского государственного университета культуры. Наконец, следует учитывать и фундаментальные исследования в области художественной культуры, музыки, психологии Искусства и музыкальной педагогики (Б.В.Асафьев, АИ.Буров, Н.АВетругина, ЛС.Выготский, В.Л.Зинченко, Д. Б. Кабал ье веки й, Э.В.Квятковский, АГ.Коспок, АН.Леонтьев, ЛЖНовикова, Ю.ПСмирнов, АН.Сохор, В.М.Теплов, Ю.У.Фохт-Бабушкин, В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский, П.М.Якобсон и другие), в которых наряду с общетеоретическими вопросами формирования музыкальной культуры рассматриваются и многие проблемы перевоспитания средствами музыки.
Однако при всем многообразии научных, публикаций, посвященных различным аспектам перевоспитания подростков, все они в большей или меньшей степени освещают ту или иную сторону проблемы и изначально не преследуют задачи ее комплексного решения. В этом свете наше исследование, ставящее своей целью соединить философские, правовые, социологические, психологические, культурологические, музыковедческие и педагогические аспекты преодоления асоциального поведения подростков в рамках единой социально-педагогической концепции представляются достаточно конструктивными.
Изучение теории и истории вопроса, дополненное поисково- констатирующим экспериментом в оркестре баянистов им.ПИ.Смирнова Дворца культуры молодежи Комитета по образованию Санкт-Петербурга, позволило сформировать исходную рабочую гипотезу, основанную на том, что, учитывая особую роль музыки в подростково-молодежной субкультуре, можно и нужно построить процесс преодоления асоциального поведения подростков посредством качественного изменения их микросреды, в рамках которой будет обеспечена поэтапная и корректная замена деструктивных форм общения с музыкой на последовательное вовлечение последних в мир шедевров музыкальной культуры и подлинное музыкальное творчество.
Методологическую основу исследования предопределила утвердившаяся в современной философии, культурологии и педагогике концепция личности как высшей ценности общества; опора на гуманистические традиции общественного развития, утвердившие себя в отечественной духовной жизни (Ф.М.Достоевский, ЛН.Толстой, Н.А.Бердяев, В.И.Вердандский, НХРерих, М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, А.Д.Сахаров, АИ.Солженицин).
Исследование было детерминировано активно-деятельным подходом к развитию личности и ее связей с микросредой. Будучи по природе своей социально-педагогическим, оно в значительной мере носило междисциплинарный характер, интегрируя ряд аспектов современного права, философии, психологии, культурологии и других наук.
Значительную роль в методологии исследования сыграли присущие российской культурологии и педагогике идеи реализации культуросозидающего потенциала нравственно-эстетического воспитания и перевоспитания средствами искусства (Е.Р.Дашкова, И.И.Бецков, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, ПФ.Каптерев, С.И.Шацкий, А.А.Брянцев).
Исследование опиралось на разработанные на кафедре социально-культурной деятельности Санкт-Петербургской государственной академии культуры принципы прикладной культурологии (М. А.Ариарский, А. А. Су кал о, Б.А.Титов) как наук, раскрывающей механизмы создания культурной Среды и вовлечения человека в мир культуры.
Существенную роль в разработке стратегии исследования сыграла опора на социокультурную концепцию А.Н.Сохора, и Б.ЛЯворского, раскрывающую взаимосвязь музыкального искусства с жизнью общества и предопределяющую механизм воздействия музыки на разные группы населения.
Организация и методика исследования, осуществлявшегося в 1994-1998 годах, включала несколько этапов, каждый из которых строился на использовании ряда взаимодополняющих методов педагогического, культурологического, социологического и социально-психологического анализа.
На первом этапе (1994-1995) - посредством анализа 180 документов, монографий и других научных публикаций осуществлен анализ истории и теории вопроса; выявлено состояние практики; обобщен Опыт лучших учебно-воспитательных учреждений и центров
I. молодежного досуга по реализации нравственно-эстетического потенциала культурно-досуговой деятельности.
С помощью контент-анализа 104 директивных материалов органов культуры и образования выявлены тенденции развития воспитательных и культуросозидающих функций учебно-воспитательных и клубных учреждений, связанных с перевоспитанием подростков, проявивших асоциальное поведение.
На втором этапе (1995-1997) на базе Дворца культуры молодежи Комитета по образованию Санкт-Петербурга был осуществлен ретроспективный анализ пятидесятилетней деятельности оркестра баянистов им.П.И.Смирнова по вовлечению подростков с асоциальным поведением и музыкальное творчество и их перевоспитанию.
В этот же период здесь был осуществлен формирующий социально-педагогический эксперимент по созданию благоприятной культурной Среды и вовлечению подростков в социально-культурное творчество.
На третьем этапе (1997-1998) - обобщены проанализированы итоги опытно-экспериментальной работы; выявлена результативность реализации предложенной диссертантом программы преодоление асоциального поведения подростков средствами куль-турно-досуговой деятельности; сформулированы выводы исследования. Осуществлена логическая и литературная обработка диссертационных материалов.
Достоверность исследования обеспечена длительностью и широтой опытно-экспериментальной деятельности; применением комплекса взаимодополняющих методов научного анализа, адекватных цели и задачам исследования; широким использованием профессиональной и общественной экспертизы, с помощью которой оценивались результаты каждого этапа работы.
Научная новизна исследования проявилась в раскрытии социально- педагогического механизма преодоления деформаций в молодежной субкультуре и асоциального поведения подростков посредством преобразования культурной Среды и использования интереса к музыке для вовлечения подрастающего поколения в мир подлинных ценностей культуры.
Исследование дало возможность обосновать принципы доверия и свободы выбора, следование которым позволяет подросткам с отклоняющимся поведением включиться в жизнь и деятельность здорового любительского коллектива и проявлять в нем творческую активность.
Благодаря интеграции социальных, правовых, организационных, культурологических, психологических и педагогических аспектов исследования раскрыта приоритетная роль педагогически целесообразно организованного музыкального досуга и музыкального любительского творчества как средства коррекции жизненных позиций и духовного развития подростков.
Практическая значимость исследования выразилась в научном обосновании "Педагогической программы преодоления асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности". Реализованная на базе оркестра баянистов им.ПИ.Смирнова, ансамбля танца и 12 других Опорных коллективов любительского творчества Дворца культуры молодежи Комитета по образованию Санкт-Петербурга эта программа позволила за последние 2года вернуть к общественно оправданной и духовно насыщенной жизни более 400 учащихся школ и профессиональных учебных заведений, ранее проявлявших асоциальное поведение.
Практический интерес к методике преобразования культурной среды подростков с отклоняющимся поведением проявили учебно-воспитательные и клубные учреждения Санкт-Петербурга, Москвы, Поволжья, Урала и Сибири.
Разработанная в процессе исследования и отраженная в публикациях диссертации "Методика погружения подростков в мир шедевров музыкальной культуры" позволяет эффективно реализовать нравственно-эстетический потенциал молодежного музыкального досуга, что должно оказать существенное влияние на весь процесс воспитания и перевоспитания молодежи.
Апробация исследования осуществлялась посредством выступлений диссертанта на региональных научных конференциях, общественных обсуждений трех брошюр автора, посвященных методике создания благоприятной культурной Среды и организации воспитательного процесса в коллективах любительского творчества.
Итоги формирующего социально-педагогического эксперимента обсуждались и получили одобрение в Комитете по образованию Санкт-Петербурга и на заседании комиссии учебных заведений Российского творческого союза работников культуры.
Результаты научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности позволяют вынести на защиту:
1. Феномен молодежной музыкальной субкультуры, проявляющийся в способности музыки преобразовывать культурную среду подростков с отклоняющимся поведением, превращая ее из средства в демонстрации девиантности и делинквентности в фактор1 нравственно-эстетического воспитания и социально-культурной активности личности.
2. Механизм преодоления асоциального поведения подростков и деформаций в молодежной субкультуре посредством их последовательного вовлечения в педагогически целесообразно организованный досуг, реализующий культуросозидагощие возможности музыкального искусства.
3. Принцип доверия и свободы выбора как психолого-педагогическое условие и средство вовлечения подростков, проявлявших асоциальное поведение, в жизнь и деятельность здорового любительского коллектива художественного творчества, в фактор стимулирования их общественной активности.
4. "Методика погружения подростков в мир шедевров музыкальной культуры", позволяющая строить учебно-воспитательный и художественно-творческий процесс в любительском коллективе на поэтапном вовлечении подростков в изучение и использование музыкальной классики и эффективной реализации конструктивного потенциала молодежного музыкального досуга.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проблем преодоления асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности отличало две принципиально важные особенности. Первая из них проявилась в избирательной методике перевоспитания, которая никоим образом не отражала стремления осуществлять по отношению к трудным подросткам какие-либо специальные действия, отличающиеся от педагогической работы с остальными. Сущность методики преодоления асоциального поведения подростков сводилась к одному - последний вовлекался в систему принятой в оркестре баянистов повседневной работы с музыкантами-любителями погружение в мир музыки окапывалось столь глубоким и прочным, что Подросток полностью принимал принципы жизнедеятельности в досуговом коллективе. Вчерашний нарушитель общественного порядка, оказавшись в новой, социально оправданной культурной среде, по сути порывал со своим прошлым и принимал нравственно-эстетические принципы нового коллектива.
В трех главах диссертации нет описания специальной работы с трудными, ибо ее не было, и в этом преимущества избранной нами методики преодоления асоциального поведения подростков. Изначально последний рассматривался нами как полноценный участник любительского коллектива и очень скоро забывал, что он "трудный", а это в свою очередь и составляло важнейшую педагогическую задачу.
Вторая особенность исследования заключалась в личности диссертанта. Внук основателя народного коллектива-оркестра баянистов и сын ею нынешнею художественного руководителя включился в жизнь этого любительского объединения с раннего детства. Включенное наблюдение началось задолго до осуществления научного исследования. Не исследование привело диссертанта в коллектив, а многолет няя жизнь в этом коллективе обусловили целесообразность научно осмыслить его опыт и прийти к определенным обобщающим выводам.
Педагогика воспитания музыкальной культуры учащейся молодежи решает сложный комплекс проблем развития интереса к музыке, формирования умений и навыков музицирования и концертно-исполнительской деятельности. Однако за решением этих конкретных задач нельзя не видеть сверхзадачи этого процесса - (Ьорммрование духовно богатой, творческой личности, развитие ее способностей и даровании, эстетическое воспитание подрастающих поколений.
Утверждение эстетического отношения к действительности пронизывает всю человеческую жизнь. Оно не может быть ограничено рабочим, учебным иди свободным временем, оно, наконец, не может быть прерогативой только семьи, только учебного заведения, только трудового коллектива или иной сферы жизнедеятельности.
Характер эстетического воспитания наиболее адекватен принципам комплексного подхода ко всему делу воспитания, который, в свою очередь диктует необходимость добиться единства действия всех общественных институтов в распространении конструктивного педагогического влияния на сферу труда, познания, общественно-политической жизни, быта и досуга людей.
В рамках решения этой задачи важное место принадлежит разработке научно-обоснованной и дифференцированной методики эстетического воспитания в свободное время как части комплексной системы эстетического воспитания различных категорий россиян.
С особой актуальностью сегодня встала проблема эстетического воспитания подрастающего поколения и, в первую очередь, подростков, что обусловлено рядом объективных факторов, среди которых особую роль играет проявляющееся в последней трети XX века нарушение единства формирования различных компонентов личности.
Мы являемся свидетелями бурной акселерации физиологического интеллектуального развития подростков и в то же время сталкиваемся с проблемой замедления темпов формирования социальной зрелости и утверждения нравственно- к-гетического отношения к действительности. В условиях современной научно-технической революции дети к 1213 годам достигают основ физиологической зрелости, уже в I классе способны успешно осваивать обобщенные алгебраические понятия, однако общее i во не смогло еще выработать методы одновременного ускорения социального самоутверждения и, что особенно важно, нравственно-эстетического освоения мира.
Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, вкусов, а так же навыков эстетической деятельности детей происходит в семье, школе, учреждениях культуры, а значит, успех всего дела эстетического воспитания находится в прямой зависимости от единства действий всех этих социальных институтов,от способности каждого из них найти свое неповторимое место в единой системе воспитания ()диако в современной практике можно констатировать рассогласование деятельности мм ч.: учреждений культуры и семьи в рамках внешкольного эстетического воспитания подрос i ков. Ото вызывается чаще всего тем, что его организаторы недостаточно видят и шают специфику и возможности координации, взаимодействия и взаимопроникновения деятельности всех этих социальных "институтов в процесс эстетического воспитания, не \мекч применять комплексный подход к эстетическому воспитанию в повседневной практике
Общеизвестно, что фундаментом внешкольного воспитания подрастающего поколения является школа, определяющая содержание и основные направления деятельности всех других звеньев внешкольного воспитания, в том числе и эстетического. Типичная ошибка многих теоретиков и особенно практиков культурно-просветительной работы состоит в том, что Они подчас не видят этого фундамента, генетической связи деятельности учреждений культуры и школы, что немедленно сказывается на сужении сферы воспитательного влияния парков культуры и отдыха, театров, концертно-зрелищных учреждений, библиотек, кинотеатров, музеев, домов и дворцов культуры на учащуюся молодежь.
В то же время многие педагоги не используют возможности дополнения школьных форм воспитания внешкольными, в первую очередь культурно-просветительными, среди которых существенное место принадлежит музыкальной самодеятельности.
Одна из главных особенностей эстетического воспитания к условиях свободного времени проявляется в том, что оно осуществляется в процессе межличностного общения,при добровольном участии в эстетической деятельности
Система эстетического воспитания средствами культурно-просветительной работы способна в современных условиях решить одну их сложнейших социально-педагогических задач - существенно поднять общий уровень художественной культуры масс. Эстетическое воспитание средствами самодеятельною художественного творчества может приобретать различные формы - от класса баяна или фортепиано,где человек овладевает основами игры на том или ином инструменте, до народног о театра, самодеятельной студии или клуба любителей искусства, решающих достаточно сложные и социально значимые задачи.Но в любом объединении самодеятельного художественного творчества обеспечивается:
1) вовлечение масс в процесс непрерывного художео вен ног о просвещения;
2) включение личности в создание ценностей художес i г.ен ной культуры;
3) утверждение духовно насыщенных форм досуготм о общения и отдыха;
4) формирование эстетических чувств, вкусов- идеалов;
5) всестороннее стимулирование социально-культурной активности.
Исследование, осуществленное в 1994-1998 годах, подтвердило исходную гипотезу о том, что учитывая особую роль музыки подростково-мо л о levknoii субкультуры можно построить процесс преодоления асоциального поведения жпросжов посредством изменения содержания и направленности музыки в их микросреде Имеете с тем логика исследования заставила выйти за пределы этой гипотезы и разрешить ряд психолого-педагогических и организационно-культурологических проблем организации социальнокультурной и культурно-досуговой деятельности современной молодежи. В ходе исследования удалось выявить и апробировать механизм преодоления асоциального поведения подростков посредством их вовлечения в педагогически целесообразно организованный досуг.
В результате формирующего социально-педагогическою жсперимента обоснован принцип доверия, свободы выбора, следование которым позволило подросткам с отклоняющимся поведением включаться в деятельность здорового любительского коллектива и проявлять высокий уровень социально-культурной активности
Наконец, в ходе исследования подтверждена эффективность погружения подростков в мир шедевров культуры, которая дала возможное п. строить художественно-творческий процесс в любительском коллективе на лучших образцах мировой и отечеств венной музыкальной культуры.
Исследование не решило ряд проблем преодоления асоциального поколения подростков, так как это посильно лишь усилиями всего общества О.чилко. и процессе опытно-экспериментальной работы удалось продемонстрировать реальные возможности преодоления асоциального поведения подростков средствами кулич pno-досуговой деятельности. То, что за два с небольшим года более 400 молодых люден, находившихся ранее на учете как правонарушители, с помощью культурно-досуговой деятельности преобразовали свой жизненную позицию и связали себя с подлинными ценностями музыкальной культуры, подтверждает правомерность обоснованного в процессе исследования пути.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Смирнов, Ярослав Юрьевич, Санкт-Петербург
1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в об и геобразовательной школе: Пособие для учителя,- М.: Просвещение, 1983 - 112 с.
2. Аверинцев С.С. Попытки объясняться: Беседы о культуре М, 1988, - 45 с.
3. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы,- М., IW5 608 с
4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М.: Знание, 1992,- 80 с.
5. Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто и советском роке. Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-мучыки,- М 1! :.! во МП "Останкино", 1991,320 с.
6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -; Минск, 1990.-560 с. | 4
7. Ананьев Б.ri 0 проблемах современного чёловекочнания \1. Наука, 1977,- 382с.
8. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя М Просвещение, 1987.143 с.
9. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб.пособие для студекггов пед.ин-тов,- М.: Просвещение, 1983,- 224 с.
10. Ариарский М.А, Прикладная культурология. Сущность Структура Понягий-ный аппарат,-СПб, 1996 161 с.
11. Арнольдов А.И. Введение в культурологию,- М. 352 с.
12. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизации,- СПб, 1994,- 224 с.
13. Арчажникова Л.Г, Профессия учитель музыки Книга для учителя,- М.: Про-сещение, 1984,- 111 с.
14. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании,-Л.: Музыка, 1973,-144 с.
15. Асмолов А.Г. Психология личности М., 1990 - ,Чб7 с.
16. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренесснса,- М„ 1989,- 388 с.
17. Бердяев Н. А, Философия творчества, культуры и искусе та В 2-х т.- М., 1994.-(т.1,- 542 е.; т.2,- 509 е.).
18. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди к,норме играют в игры,- Л., 1992,- 399 с.
19. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитания - \1 ! W6 - 422 с.
20. Беспалько И.И. Деятельность клуба как фактор развития музыкальной культуры современного села: Автореф.дис.канд.пед.наук Л., 1979 - 1(>с
21. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью М., 1988,-301 с.
22. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI в.-М., 1991.-412 с.
23. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ СПб, 1992 - I 28 с
24. Бодалев А.А. Психология о личности.- М., 1988 ! Х7 с
25. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском во зрасте.- М., 1968,- 486с.
26. Болотников И.М. Основные направления управленческой деятельности в сфере культуры,-Л., 1981,-80 с
27. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы М. 1<>94,- 262 с.
28. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХУ-ХУХП вв.-В 3-х т.: Т.1.- Структура повседневности: Возможное и невозможное,- М., 1986,- 622 е.; Т.2.-Игры обмена,-М„ 1988,- 632 е.; Т.З.- Время мира,- М . 1')<>2 (-79 с.
29. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса М., 1983 - 4 ! 2 с
30. Буева Л.П. Человек: Деятельность и общение,- М i1 '"К 2! 6 с.
31. Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал российских му.еок,- СПб, 1998,- 190с.
32. Васильев В.А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании: Преемственность традиций и тенденций развтия.-Л.: Музыка, 1991-118 с.
33. Вебер М. Избранное. Образ общества.- М., 1994,- 702 с.
34. Верб М.А. Формирование эстетических ориентации старших школьников: Учебное пособие,- Л.: ЛТТГИ им.А.И.Герцена, 1976,- 82 с.
35. Ветлугина Н.А. Музыкальное разввитие ребенка VI Просвещение, 1967.-415с.
36. Возрастная и педагогическая психология: Учебник л л я студентов пед.ин-тов/В.В.Давыдова, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др.; Пот пел А В Петровского.- 2-е изд., исправленное и дополненное,- М.: Просвещение, 1979 2SS с
37. Воробьева Т.А. История ансамбля "Битлз".- Л.: My ;ыка, !9<Ю 285 с.
38. Воспитание музыкой: Из опыта работы/Сост. Т.!-. Нен.трог.а. И.В.Пигарова.- М.: Просвещение, 1991.-205 с.
39. Выготский Л.С. Воображение и творчество в доте ком возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя/Послесл. В.В.Давыдова.- 3-е изд.- V! Просвещение, 1991,92 с.
40. Выготский Л.С. Психология искусства.- М., 196N- 576 с
41. Выгбтский Л.С. Психология искусства.-3-е изд.-VI Искусство, 1986.- 572 с.
42. Гада^е^ Г.Г. Актуальность прекрасного.-М., 19'Л >6S с
43. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Пспхо-Логос,- М„ t994- 479 с.
44. Генкин Д.М. Массовые праздники: Учебное пособие для институтов культуры.-М.: Просвещение, 1975,- 140 с.
45. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества- М„ 1977,- 703 с.
46. ГолубеваТ.Л. Песня в общении молодежи: На материале советских рок-групп.-М.: Знание, 1988,- 64 с.
47. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку М ! 1ро</вещение, 1909.- 77 с.
48. Громцева А.К. Формирование у школьников шюнпоа и к самообразованию: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед.ин-тов \1 ! !росиещение, !983 - 144 с.
49. Гумилев Л.Н. От Руси до России,- СПб, 1992 с
50. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли,- Л., ! 52S с.
51. Гумилев Л.Н. Панченко A.M. Чтобы свеча не погасда,- Л., 1990,- 123 с.
52. Гуревич Е.Л, Музыкальное воспитание и образование на немецких ?емлях: От средневековья к XXI столетию,- М.: Музыка, 1991.-78 с.
53. Гуревич П.С. Философия культуры,- М., 1994,- 3 14 с
54. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания М., 1981,- 175 с.
55. Данилевский Н.Я Россия и Европа М., 1991.- 574 с
56. Даниленко С.И. Культура общения и ее воепшнние Учебное пособие,- Л., 1989,- 101 е.- (ЛГИК им.Н.К.Крупской).
57. Дилигенский Г.Г Социально-политическая психология М., 1994,- 304 с.
58. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для уч-ся пед.училищ,- М.: Просвещение, 19Х1) 207 с
59. Додельцев Р.Д. Концепция культуры З.Фрейда V! - 60 с.
60. Дранков В.Л. Искусство быть человеком.-М . i> o.
61. Дранков В.Л. Психология художественного твор'кч i на Учебное пособие/ЛГИК им.НК.Крупской,- Л., 1991.-77 с.
62. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М., 1996 >0. с
63. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждении с детьми и подростками: Учеб.пособие для студентов ин-тов культуры М.: Просвещение, 1982,- 160 с.
64. Житинский А Н. Путешествие рок-дилетанта; Му зыкальный роман,- Л.: Лениз-дат, 1990,- 420 с.
65. Запесоцкий А С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование,- СПб, 1991.-320 с.
66. Запесоцкий А.С. Музыка и молодежь М.: Знание ! 'ЖК - 63 с.
67. Из истории музыкального воспитания: Христоматпм ( Ост. О.А.Апраксина. М: Просвещение, 1990.- 207 с.
68. Иконникова С.Н. Диалог о культуре Л.: Лениздат. ! 9N7.- 203 с.
69. Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы.- СПб, 1996 264 с.
70. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М., 1991.- 4(i2 с.
71. Ильин И.А. О грядущей России,- М., 1993,- 368 с
72. Искусство и дети. Эстетическое восшиампс за рубежом/Ред. сост. В ПШестаков- М.: Искусство, 1969,- 272 с.
73. Исследование художественных интересом школьников/Под общ.ред. Е.В.Квятковского, Ю.У.Фсйега-Бабушкина.- М.: Педагогика. 1974 160 с.
74. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке" .'-е изд., испр - М.: Просвещение, 1989,- 191 с.
75. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе Статьи, доклады, выступления.- М.: Педагогика, 1973,- 273 с.
76. Каган М.С. Социальные функции искусства,- Л, {панпс 1978,- 34 с.
77. Каган М.С. Философия культуры СПб, 1996,- 4 16 с
78. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт спенлнн.го анализа,- М.: Политиздат, 1974,- 328 с.
79. Камю А. Бунтующий человек,- М , !990,- 414 с
80. Карсавин Л.П. Философия истории СПб, 1993 - ;v! с
81. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.-М„ 1995,-136с.
82. Ключевский В.О. Статьи по русской культуре Соч в 9-ти т.- М„ 1990,- (т. IX.525 с.).
83. Кнебель М.О. Поэзия педагогики,- М.: Всерос.теа i пб-по, 1984,- 2-е изд.- 527 с.
84. Коган Л.Н. Теория культуры,- Екатеринбург, 199, ;! К с.
85. Коган JI.H. Художественный вкус. Опыт конкрето-социологического исследования,- М.: Мысль, 1966,- 213 с.
86. Кодай 3. Избранные статьи: Пер. с венгерского/Общ ред. И.И. Марты нова,- М.: Сов.композитор, 1982,-288 с.
87. Козлов А.С. Рок-музыка: Истоки и развитие М Чпаипе, 1990 - 56 с.
88. Кон И.С. В поисках себя,- М„ 1984,- 335 с.
89. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989,- 255 с.
90. Конрад Н.И. Запад и Восток,- М„ 1972,- 496 с
91. Корыхалова Н.П. Кризисные тенденции в буржуазном массовом музыкальном воспитании,- М.: Музыка, 1989.- 112 с.
92. Красовский А.Я. О подростках,- Изд. 2-е,- М., 1994 3 к-, с.
93. КротоваЮ.Н. Педагогика досуга в англоязычных о ранах,- СПб, 1994 163 с.
94. Куруленко Э.А. Развитие творческих способное reii подростков в клубе: Авто-реф.дис. .1 канд.пед.наук,- Л., 1981,- 16 с.
95. Кустов Ю.П., Чабанный В.Ф. Управление самодеятельным хоровым коллективом. Психолого-педагогические аспекты: Учебное пособие Л„ 1984- 80 с,- (ЛГИК им.КК.Крупской).
96. Лелеко В.Д. Эстетика повседневности,- СПб, 1903,- М^ с.
97. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.- М., 1083 Т.1.- 391 е.; Т.2.-318 с.
98. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность. Избр.статьи \; : 992,- 318с.
99. Леонтьева О.Т. Карл Орф,- М.: Музыка, 1984 у\А с
100. Лисовский В.Т. Сотри случайные черты,-М Знание. 1979.-95 с.
101. Лисовский В.Т. Что значит быть современным'' М . ! 983,- 222 с
102. Лихачев Д.С. Письмо о добром и прекрасном М ! 9X9.- 237 с.
103. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифодо! пи,- М., 1993,-959 с.
104. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура М ! 091.- 524 с.
105. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т.- Таллин. 199Z-93.- (Т. 1,- 1902,- 479 е.; Т.2.- 1992,- 478 е.; Т.З.- 1993,- 494 е.).
106. Лотман Ю.М. Культура и взрыв М„ 1992 - 270 с
107. Лутанский В.Д. Социальный педагог: Проб.пе\-и ммрии и практики.- СПб, 1993,- 194 с.
108. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельное; i, 1чазань, 1995.- 138 с.
109. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука М., 1983,- 284 с.
110. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии.- СПб, 1996.286 с.
111. Махов Ф.С. Когда подростку интересно (Подрос юк в школе и в клубе).- Л.: Знание, 1986,-32 с.
112. Махов Ф.С. Подросток и свободное время СПо. ■"» i - 124 с.
113. Мень А. Культура и духовное возрождение М ! - 495 с.
114. Мережковский Д.С. Больная Россия,-Л., 1991- 2Ы с
115. Милюков П.Н. Очерки по истории русской-кулы уры В 2-х т.- М . 1993-94,-(Т.1.- 1993 - 527 е.; Т.2, Ч.1.- 1994.-415 е.; Т.2, ч.2.- 1994,-4*>| с >
116. Мир детства: Подросток/Под ред. А.Г.Хринкоиоп 2-е изд., доп М.: Педагогика, 1989,- 285 с.
117. Мир детства: Юность/Под ред. А. Г.Хрип кош ч: 2 -е изд.- М .: Педагогика, 1991,-256 с.
118. Моль А. Социодинамика культуры,- М., 1973 <;Юс> с
119. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений.- М.,1990.-314 с.
120. Мудрик А.В. Социализация и "смутное время" М Знание, 1991.-80 с.
121. Музыкальное воспитание в СС'СР/Под ред. М А Варенбойма- Вып.2,- М.: Сов.кОМпозитор, 1985,-272 с.
122. Музыкальное воспитание в школе Вып.!-17/('сег о.А.Апраксина - М.: Музыка, 1961-1982
123. Мыслители Русского Зарубежья. Бердяев,- Федо'кж ( Г1б, 1992,- 41 I с.
124. Некрылова А.Ф. Русские народные городские прп пипки, увеселения и зрелища. ХУШ нач.XX в.- Л., 1988,- 313 с,
125. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах -эстетического воспитания: Книга для учителя,- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
126. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое В кн.: Ницще. Собр.соч. в 2-х т.-Т. 1.-М., 1990.-831 с.
127. Новаторов В.Е. Организаторы досуга,- М. 1987 i
128. Новикова И.А. Организация досуга подрас!aiotnv > поколения ь С'ША,- СПб,1991,- 80 с.
129. Опыт педагогической деятельнсоти С.Т.IПипкою: Сб.статей/Под ред. В.Н.Шацкой и Л.Н.Скаткина,- М„ 1076 120 с
130. Орлов А.С. Социология рекреации М., 1995 - I4K с
131. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994.280 с.
132. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства М . ! 901.-638 с.
133. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры,- М, 1991,- 586 с.
134. Парыгин Б.Д. Психологическая готовность к культурной деятельности.- Л., 1991.- 141 с.
135. Петров А.В. Массовая коммуникация и культура -.'!. 1991.-258 с.
136. Перчик Д.Б. Музыкальное воспитание подростков в клубе: Автореф.дис. . канд.пед.наук- Л., 1970,- 15 с.
137. Пича В.М. Культура досуга,-Киев, 1990,-240 с
138. Проблемы эстетического развития личности школьника/Под ред. А.И.Бурова, Е.В.Квятковского,-М.: Педагогика, 1987,-97 с.
139. Разумный В. А. Творчество народа и современное ! ь М, 1990,- 126 с
140. Рерих Н. О вечном.- М„ 1991.-461 с.
141. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведепие ■ \1, 1996,- 288 с.
142. Розанов В.В. Сумерки просвещения-М., 1990,- с
143. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Солокьен СПб, 1991- 363 с.
144. Рыбакова Е.Л. Музицирование как форма досущ и кгетического развития детой: Автореф.дис. канд.пед.наук,- Л„ 1991,- 16 с.
145. Савельев В.В. Очерки прикладной культурологии Г енезис, концепция, современная практика,- М„ 1993-94,- В 3 ч.; Ч. 1,- 1993,-70 е.; Ч.2.- ; 4 3.-1993,- 102 с.
146. Самосознание европейской культуры XX в.- М., !1Ж 365 с.
147. Сац Н.И. На путях к прекрасному,- М.: Знание. !9Х'> 59 с.
148. Семенов Ю.Н. Социальная философия А.Тонной.- \1. 1980.- 200 с.
149. Синецкая Т.М. Музыкальная культура учашпхея профессионально-технических училищ: Информ.бюл,- Челябинск, 1983,- i1' с (()бществ.ин-т конкретных социол.исследований при Челяб.обкоме КПСС, Челяб гоелт- > клльтуры).
150. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа/Под ред. Л.А.Баренбойма,-Л.: Музыка, 1970 160 с.
151. Смирнов Я.Ю. Музыкальная педагогика в депо кпп ( Пб, 1996 - 33 с.
152. Смирнов Я.Ю. Пути вовлечения подростков в соппально-культурное творчество." СПб, 1997,- 28 с 4
153. Смирнов Я.Ю. Музыка в культурной среде подрос i кои- СПб, 1997 30 с.
154. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. Учеб пособие для студентов ин-тов культуры М.: Просвещение, 1983,- 192 с.
155. Соколов Э.В. Кулльтурология (очерки теории ку.тыуры).-М. 1994 272 с.
156. Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры Л., 1990 - 83 с,
157. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга •• Л. Лениздат, 1977,-207 с.
158. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России.- Соч в 2-х т.- T.I.- М, 1989.687 с.
159. Соловьев В С. Смысл любви: Избр произ М . 11|<М - ^24 с.
160. Соломник Ф А. Музыка. Самодеятельность Коллектив.- М.: Сов.Россия, 1983,- 120 с.
161. Сорокин ПЛ. Человек. Цивилизация. Общество М . 1991.- 543 с.
162. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки 2-е тд доп.- Л.: Музыка, 1975.- 64с.
163. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки,-Л., . '"> ;44 с.
164. Сукало А.А. Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково-молодежного досуга.- СПб, 1996,- 220 с
165. Тайлор Э.Б. Первобытная культура,-М„ 1989 -572 с
166. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Км для учителя: Ич опыта работы,-М.: Просвещение, 1991,- 158 с.
167. Тейяр де Шарден П. Феномен человека,- М. I9N7 24'.) с.
168. Теория и практика социальной работы. Отечест непмый и зарубежный опыт.-Тула, 1993,- Т. 1460 е.; Т.2.- 390 с,
169. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей М., 1947,- 404 с.
170. Теплов Б.М. Психология музыкальных сгюсчн ■ нос |; йШроблем ы 11 ндивиду-альных различий,- М. АПН РСФСР, 1961.- с.30-251.
171. Титов Б.А. Организация и методика работы дек-кою самодеятельного объединения: Учебное пособие,- Л„ 1991,- 71 с,- (ЛГИК им.Н.К'.Круиской).
172. Тойнби А. Постижение истории,- М„ 1991.- 73 I с
173. Триодин В.Е. Клуб и свободное время,- М.: Профи таг, 1982,- 136 с.
174. Триодин В.Е, Педагогика клубной работы М. ! W•) - 152 с.
175. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни,- М., 1994,- 431 с
176. Федотов Г.П. Судьба и грехи России,- СПб, IW1.- В 2-х т.- (Т.1.- 350 е.; Т.2.348 с.).
177. Фельдштейн.Д.И. Психология воспитания подростка,- М: Знание, 1978.-45 с.
178. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: Проблемы изучения и управления,-М„ 1986,- 235 с.
179. Франк C.JI. Духовные основы общества. В кн.: Русское зарубежье,- Д., 1991.440 с.
180. Франк C.J1. Этика нигилизма. Сочинения М. И'чи . ь07 с.
181. Фрейд 3. Псизоанализ, религия, культура М., - 296 с.
182. Фрид Г.С. Музыка! Музыка? Музыка. и молодежь,- М.: Сов.композитор, 1991.-216 с.
183. Фролова Г.И. Организация и методика клубном работы с детьми и подростками: Учеб.пособие для студ.ин-тов культуры,- М: Просвещение. ! 986,- 160 с.
184. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное ги М., 1994,- 447 с.
185. Фромм Э. Душа человека,-М„ 1992,-430 с.
186. ХейзингаИ. Использование игрового элемента в культуре.- М., 1995 396 с.
187. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт сонно дошческого исследования.-М.: Музыка, 1972,- М204 с.
188. Чаадаев П.Я. Философские письма. Сочинения\!. !989.- 655 с,
189. Чабанный В.Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством.- СПб, 1998,- 125 с,
190. Человек в мире художественной культуры/Под ред. Ю.У.Фохт-Бабушкина.-М., 1982,- 335 с.
191. Шацкая В.Н. Музыкально-эсТетическое восшп.шпе детей и юношества.- М.: Педагогика, 1975 200 с.
192. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х М . 1963-65,- ( Г 1,- 1963,503 е.; Т.2.- 1964 476 е.; Т.З.- 1964,- 492 е.; Т.4.-1965.- 328 <' )
193. Швейцер А. Благоговение перед жизнью М, 19(>2,- "76 с.
194. Шпенглер Д. Закат Европы. Т.Гештальт и дейа вп гельноегь,- М„ 1993,- 663 с.
195. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию Сомнения,- М., 1989 601 с.
196. Щирин Д.В. Методика музыкального воспитании в сфере досуга СПб, 1994.160 с.
197. Эльконин Д.Б. Психология игры,- М.: Педагогика ! 1>7Я,- 304 с.
198. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной со Чтненности и государства. К.Маркс. Ф.Энгельс. Соч. Т.ХХШ,- М„ I960,- 907 с
199. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. /С борник в 2-х т /Ред.-сост. И.С.Рабинович.-Т. 1.-М.: Сов.композитор, 1972,- 711 с.
200. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методоло! ия, программа, методы.-М., 1987,- 245 с.
201. Ясперс К. Смысл и назначение истории,- VI., !,И|! "\'7 с.
202. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетни \! 1974,- 447 с