автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Просветительные общества и меценаты в формировании культурной среды Петербурга (конец XIX - начало ХХ вв.)
- Автор научной работы
- Казовская, Татьяна Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1994
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Просветительные общества и меценаты в формировании культурной среды Петербурга (конец XIX - начало ХХ вв.)"
Министерство кудыурь* Российской Федерации Санкт-Петербургская государственная академия культуры
На правах рукописи
КАЗОВСКАЯ Татьяна Михайловна
. ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА И МЕЦЕНАТЫ В ФОНДИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ СРДДЫ ПЕТЕРБУРГА (КОНЕЦ XII - НАЧАЛО XX вв.) ,
Специальность 13.00.05 -"Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности"
. Автореферат
диссертации на ооискание ученой степенп кандидата педагогических наук .
Санкт-Петербург 19 9 4
Диссертация выполнена на кафедре прикладной культурологии Санкт-Петербургской государственной академии кульгу'рц
Научный руководитель - заслуженный деятель науки Росопи доктор философских наук, профессор А.И.Н0ШК03.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор М. С. КАГАН,
кандидат педагогических наук К.Н.ИЗГ.Ш'ЛОЗ.
Ведущая организация:
НИИ обсего образования взрослых Российской Академии образования.
Зашита состоится 1994 г. на заседании
Специализированного совета Д 092.01.01 по присуждению учено степени кандидата педагогических наук в Санкт-Петербургской государственной академии культуры по адресу: 191065. Санкт-Петербург. Дворцовая наб. , 2.
С диссертацией мокно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской государственной академии культуру.
Автореферат разослан
Ученый оекретарь Специализированного совета ¡ло
Бесплатно СПбГАК. Зак. 493. Тир. 100. 28.12.1993. ■
РОССИЙСКАЯ ОСУДАРСТВЕННЛ* КИБЛИОТЕКА
I. ОБЩАЯ" ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы.СЬвременная социально-культурная ситуация характеризуется утратой многих преемственных сетзей и-традиций, оло-вишихся в отечественной культуре, и, как следствие - деформацией, а подчао и разрушением культурной среды. Шеоте о тем осознается и необходимость духовного возрождения России, обращения к ее историко-культурному опыту. Целесообразным представляется проведение исторической аналогии между нынешним периодом рубежа веков я концом 7IX -началом XX в. в., харак те риз о ваш им си многообразием форм социально-культурной деятельности, необыкновенней: духовной атмосферой; того времени, которая-^ естественно, создавалась и культурней средой.
Культурная среда Петербурга конца Х1Х-начала XX в,в. обусловила и подготовила тот духовный Ренессанс, который стал часть® культурного наодедта "серебряного века". Поэтому логичным представляется обращение к ценному опыиу прошлого, многие черты которого были утрачен« за последние десятилетия'.
Одна из сегодняшние педагогических проблем закличаетсат в ялшем ■ несоотьетствии между уровнем реализации социально-педагогического потенциала культурной среды и потребностями общества, которое нуждается в нравственно-эстетических и культурно-исторических ориентирах.' ) Обращение к опыту просветительной; деятельности образовательных; п яу-; дожесгвошшх обществ и меценатов, как наименее изученных элементов культурной, среды Петербурга конца ХК-начала XX в.в.,пнеег теоретическое и практическое значение, дляе разработки современно®-социально- • культурной политики, определения путей формирования- и развития реги- ; онадьной культурной среды,
культурная среда Петербурга представляла сабой: исключительно слб иную, объективно педагогически организованную динамическую систему, взаимодействие элементов структуры которой являлось механизмом реализации ее социально-педагогического потенциала. Деятельность проовети-уельщк обществ и меценатов Петербурга рубежа ХМ" в. в. характеризовалась исключительной интенсивностью, являлась одним из факторов. формирования культурной среда города, проявлением внегосударственшй частной /мен-¡наты/ и коллективной /общества/ просветительской инициативы» Эта деятельность и ее традиции еще ждут современно! объективной. интарпритацш, /Существенным недостатком многих имевшихся публикаций, посвященных данной .теме, являются: во-первых, эмпиризм, во-вторых, односторонняя политизация! оценок в угоду идеологическим стереотипам/.
и условиях современного становления: рыночной экономики-в -№ссии все большее число людей вовлекается: в предпринимательскую деятельность, и необходимо, чтобы новый класс собственников считал одной из своих: задач участив в культурной- жизни Отечества. Сйсшгапеесяг противоречие мезду развитием экономики и духовной жизни и нозмаиностгши ее совершенствовании, которые заложены в культурных традициях Петербурга, обусловило необходимость и целесообразность исследования:, цель которого - выявить наиболее ценные и практически значимые для: современности особенности социально-педагогической организации культурной среды Петербурга рубежа ХЖ-ХХ в.в., нравственно-эстетические и социально-педагогические принципы просветительной деятельности петербургских меценатов.
В соответствии с этой целью определились задачи пссиедовашга: 1". Дать характеристику региональной- культурной среди Петербурга рубежа ХЖ-ХХ в.в,, существенными элементами структура которой являлись просветительные общества и меценат«,
2. Раскрыть основные источники пнфорлацшг о просветительной деятельности обществ и меценатов и дать пх логически обоснованную классификацию.
3. Выявить наиболее ценные щей русских просветителей, педагогов, философов рубена веков в области социальной иедагоппси, просвещения, роли досуга в духовной кизни человека.
4. Обобщить эмпирический. материал, характеризующий деятельность различных просветительных - образовательных и--художественных обществ Пе-терЗурга.
5. Изучить, прианализировать и оценить деятельность наиболее видных меценатов Петербурга, ее мотивы и режь в развитии внешкольного образования и различных искусств,
6. Определить значение опыта петербургских обществ и меценатов для русского зарубежья 20/30 г.г., для современного этапа российского'со циатгьна-культурного развития, '
Объектом исследования; явилась культурная среда Петербурга рубежа ХЖ-ХХ в.в. ; предметом - социально-культурная деятельность просве тительных обществ и меценатов как элементов культурней среды, наименее освещенных в научной литературе. ■ _
Предварительный; анализ проблемы позволил сформулировать' исходную -гипотезу, суть которой нашла выражение в системе сотедувдпх предположений: • ■
' I, Меценатства и просветительство в форме внегосударственной образовательной и художественной деятельности обществ являлись факторами фррмирования и реализации социально-педагогического потенциала культурной среды Петербурга конца ХК-начала XX в. в.
2. Гуманизация- современной социально-экономической: сферы, где частная инициатива ограничивается, как правило, потребительскими целями, может осуществляться благодаря возрождению педагогически ориентированных традиций, петербургских меценатов, для которых: поддеркка образования и искусства являлась:
а/, выражением собственной патриотической гражданской позиции;
б/, выражением стабильности и эффективности своей экономической деятельности;
в/, демонстрацией высокого уровня духовной культуры. Степень разработанности проблемы. Исследование деятельности просветительных обществ и меценатов Петербурга рубежа XIX-XX в.в, опираете^ на определенные предпрсылки, воплощенные в массиве историко-культурной, педагогической, социологической, философской, искусствоведческой литературы. Таковы тцуды:
- по общим и специальным вопросам культурологии и социальной педагогики /Ы.А.Лриарсгаш, Л.Н.Ь'уева, Б.П.Вахтеров, Ю.Р.Вишневский, В.А.Зеленка, Н.С.&гобин, С.Н.йсонникова, М.о'.Каган, Л.Н.Каган, Л.II. Крухшова, М.Б.Клемантович, В.Т.Лисовский, и.Т.Махлина, Е.Н.Медынски&, В.М.Межуев, В.Н ,ирлов, В.И.ирлов, Э.В.иоколов, В.Е.'Гриодин, В.И.Тод-отых, в.И.Чарнолусский," Ю.ы.Шор, я.А.Щучащш, Е.м.Яременко> и др./
- по проблемам этнического аспекта культуры и региональной культурной политики /И.Н.Артановский, А,В.Баранов, Г.М.Биркенюк, А.Н.Мар ков, А.и.Мыльников, о,В.Немиро,.Э.А.Орлова, в,в,Селиванов-, Г.В.Скот-
■ никова, Б.А.СМагин, Г.П.Федотов, Н.В.Ккнева и. др./
- по истории культуры Петербурга конца XIX-начала XX в.в. /Й.П. Анциферов, Б.В.Аоафьев, И.й.Баренбаум, А,Н.Бенуа, В.Н.Всеволожский, И.Э.Грабарь, С!,П.Дягилев, в,А,Засосов, К.Н.Измайлов, А.С.Ласкин, Д.С. Лихачев, Н.А.Некрылова, А.Л.иунин, В.И.Пызин, А.М.Рьшетов, А.П.Савущ-кина, Т.Н.Славина, Г.В.Отернин, П.Н.Оголйянский, А.А.Федоров-Даввдов и ДР-/
При всем значении исследований этих авторов, проблема деятедьно-сги петербургских просветительных обществ и меценатов еще не раскрыта в полной мере и требует введения в научный оборот новых эмпирических материалов и их современной интерпритации.
- А -
Методология исследования базировалась на использовании как общенаучных принципов, /единства исторического и логического, сравнительно-исторического подхода к анализу объектов исследования:, восхождения от абстрактного к кашсретному/, так и специфических погадав историко-культурного и социально-педагогического характера. Среди них - соотнесение явлений культуры о общественно-историческим контекстом /Н.ц.Анциферов, М.С.Каган, Э.и.Соколов и др./, взаимосвязь различных сйер культуры /И.Е.Бапенбаум, Г.Ю.Стершш, П.В.Юхнева и др./, взат.оЬроникновеш-е духовных и материально-организационных аспектов культуры /Л.Н.Буева, О.й.Немиро, Ь'.П.нреиенко к др./
.Существенное влияние на определение теоретических позиции автора диссертации оказали концепции развития внешкольного образования и роли частной просветительской инициатива /В.И.Вахтеров, П.Л.Кропот-кнн, в.ИЛарнатуссюм к др./, ролл досуга в развитии личности /Н.Л. Бердяев, С.П.Булгаков, о.с.опловьев и др./
Сложность предмета исследования предопределила необходимость применения как общих, так и специальных методов исследования. Историческим метод позволил в пределах поставленной задачи воспроизвести реальную картину культурной кизни Петербурга рубежа ХГК-ХХ в.в. с его специфической культурной средой, дать краткую характеристику ее элементов. Логический метод дал возможность осуществить класскрика-цию источников информации об обществах Петербурга, систематизировать перечень отих обществ и выявить их типологию, учитшзая различнее логические основания схидства и различил:. В процессе исследования применялся также системно-структурный метод, позволпший определить место негосударственных институциональных форм культуры в общей структуре культурной среды, метод контент-анализа, позволиший целенаправленно изучить массив отечественно периодики, гле.муарной л монографической литературы, выявив информацию о деятельности просветительных обществ и меценатов Петербурга, социологический метод, давдш возможность соотнести просветительную деятельность с различными соцпашш-ми реалиями петербургской действительности рубежа столетий, социально-психологический подход, позволивший дать характеристики личностей меценатов, терминологический анализ для выявления этимологии базовых понятий исследования. • •
Основные источники исследования: а/, документы, хранящиеся в фондах иаучнет библиотек, научных институтов, музеев; б/, документы ряда архивов Петербурга /Центральный Государстввнный архив литератур:!
и искусства СПб, Центральный Государственный исторический архив Шб, Фонд документальных материалов музея истории Шб, Отдел рукописей к редких книг Российской национальной библиотеки/; в/, сочинения виднейших деятелей искусства, педагогики, Философии конца XIX-начала XX и. в; г/, отечественная газетно-журнальная периодтса /1890-1:916 г.г./; д/. мемуарные и эпистолярные материалы /воспоминания, письма, дневники/; е/. справочно-библиографические и информационные материалы; не/, моко-rpapinecitue и периодические издания по обшил вопросам теории и истории культуры, прикладной культурологии, педагогике.
Научная новизна исследования: на базе социально-педагогического и историко-культурного осмысления отечественной литературл и аршгвшк: документов, их сопоставления с современными задачами прикладной культурологии и практикой просветительной деятельности в диссертация:
определено место образовательных и художественно-просветительных обществ и меценатов как неотъемлемых элементов культурной среда Петербурга рубежа XIX-XX в.в., являвшейся целостной интегративной системой, позволяющей рассмотреть в единстве социальные, национальные, сфпрные /город, предместье/, уровневые /элитарность, массовость/ характеристики культуры;
- применена классификация источников информации к характеристике деятельности петербургских просветительных обществ и меценатов;
- введены в научный оборот не раскрытие ранее ценные суздения в области неофициального образования, досуга, принадлежащие представителям русского щилософско-религиовного ренессанса, деятелям отечественной социально-педагогической мысли;
- дана подробная характеристика и анализ во многом нового эмпирического материала, отражающего многообразие просветительных обществ Петербурга, конкретно раскрыто содержание их деятельности как негосударственных общественно-просветительных: и благотворительных организаций, сыграниих вакнейшую роль в динамичном процессе распространения, функционирования, восприятия•населением Петербурга ценностей культуры;
- критически рассмотрены и отвергнуты многие стандартные оценки деятельности просветительных обществ и меценатов, характеризовавшей! искусственной политизацией, примитивным псевдоютассовым подходом, принижением просветительной и благотворительной деятельности в Петербурге начала XX в.;
- выявлена и освещена значительная роль меценатов Петербурга в развитии науки, ремесел, учебных заведений, концертной и выставочной
деятельности, дана на основе опубликованных и архивных документов персональная характеристика меценатов как из аристократических, так и финаисово-промшленных кругоь;
- раакрыто значение всей совокупности образовательных и художественных просветительных организации: а/, в начале века противостоянии: официальным казенным формам просвещения; бездуховному, чисто коммерческому предпринимательству, чуждому русской национальной психологии; теории и практике радикальных групп, отремишихся к насильственной ломке всех форм жизненного уклада;" б/, в'условиях русского зарубежья слуяинпих ооразцом для сохранении и продолжения традиций духовнон культур; в/, и современных условиях для придания ретроспективной глубины обоснованию роли общественной просветительской инициативы.
Ппактстеокая значимость исследования заключается в том, что оное
- дает обобщенную характеристику такого объективного явления, как культурная среда и отражающего его понятия, обогащая тем самым категориальный аппарат социальной педагогики и культурологии, используемый в научной и учебной деятельности в этой области;
- илассифицидгет и обогащает основные источники социальной информации, позволяющей оценивать деятельность просветительных обществ и меценатов, что необходимо в учебном процессе для? подбора рекомендательной литературы по данной теме, для составления? каталогов;
- представляет в целостном виде систему просветительных обществ образовательной и художественной ориентации, воспроизводит их структуру» Функции, характер деятельности, принципы организации, управления, финансирования;-, что имеет значительную ценность в условиях создания и становления современных просветительных обществ; '
- конкретно раскрывает формы деятельности, нравственные побуди-
чтельные мотивы благотворительной деятельности петербургских мецена- ; •тов, тем самым создавая как бы условную модель меценатской деятельно-1 ети, что может служить образцом и критерием оценки современного меценатства;
• - обогащает современную региональную культурную политику опытом социально-педагогической деятельности в Петербурге на рубеже ХШ-ХХв, '■■"1 Апробация диссертации, результаты исследования нашли отражение в докладах на научных конференциях в Санкт-Петербурге /1992-1ЭЭЗ г.г/ научных публикациях автора, мат с-риалы диссертации используются в про: цессе чтения лекций по учебному курсу "Методика ин{)орлационно-про-
.светительной деятельности в сфере досуга" и организации экскурсий для студентов факультета культурологии ШГИК, • ■
' Исследование позволило вынести на защиту:
I, Особенности социально-педагогическбй организации культурной среды Петербурга рубежа ХИ-ХХ в,в,, которые выражались:
- в создании разветвленной инфраструктура культуры;
- в целенаправленном формировании запросов и интересов публики;
- в ориентации на лучшие образцы отечественной и мировой культуры и их распространение среди различная: гдепп населения;
- в поддержании"петербургского стиля"-особой духовной атмосферы города, стремлении к достижению гармоничности, меры, строгого вкуса;!
- в национальной и конфессиональной терпимости. I
Систематизацию имевших педагогическую направленность просветительных обществ Петербурга /образовательных, с учетом различия по уровню грамотности; и художественных, о учетам различия по видам искусств/; характеристику их деятельности, структур, форм взаимосвязи со зрителями и слушателями, средств формирования культурных интересов населения,
3, Социально-педагогические и нравотвенно-эстетические принципы просветительной деятельности петербургских меценатов: - I
- принцип опережающего развития образования /В.Н.Тенишев/; ;
- принцип единства, -гуманитарной, художественно-просветительной | я рекреативной деятельности / С.й.Панина/; • '■'•'. ]
- принцип взаимосвязи негосударственных форл образования, худо» жественно-творческой и экономической деятельности лкщей /М,К.Тените* ва, М,П,Беляев/; |
- принцип сочетания национальных традиций и достижений мировой; культуры /В.А.Кокорев, ДОД/Тенгапева, А,А.Половцев/, |
П, ОСНиВШЕ СОДЕШАНИБ РАБОТЫ ]"
I
ВШШ1Ш диссертации. Диссертация состоит из введения, трек ! глав,, содераащих четыре параграфа, заключения и списка литературы.' |
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, раскрыт вается степ, ь ее разработанности, методология' изучениям форыулиру-, ются гипотеза, цель и задачи оследовайияг, определяются предает и "■■ объект, теоретическая и практическая значимоотв данной работы, Оообо , подчнркивается основной смысл диссертации - раскрыть содержание, дея- '. тельности образовательных и художественных обществ и меценатов как
- В -
наименее изученных; элементов культурной среда, как формы Бнегосудар-ственной /частной и коллективной/ 'просвегительской инициатива, как", средства своеобразной целенаправленной социально-педагогической: организации культурной среды Петербурга рубежа веков. Такой. исходный замысел определил и логику всего исследования, и, соответственно, структур диссертации.
а первой главе исследования' - "Культурная? среда Петербурга конца XIX-начала~ХХ в7в." осуществлен краткий и обобщенный анализ культурной' среды как конкретно-исторического проявления: многоаспектности и интегративной сущности культуры, как системы, обладающей определенней! структурой; выявлено место образовательный и художественных организаций в этой структуре.
Первый параграф - "Культурная среда как целостная система и ее элементы" посвящен характеристике сущности культурной.среды - феномена, недостаточно освещенного, в социально-педагогической и культурологической литературе. Культурная,среда рассмотрена как интегративное понятие, позволявшее преодолеть односторонность любых частных характеристик культурной ситуации в определенном регионе й тот или иной исторический период. Ни национальная, ни социально-классовая, ни конфессиональная, ни уровневая, ни сфергаяг, ни демографическая: характеристики культуры /при всем их частном значении/ не дают обобщенной картины культурной жизни региона, какую воспроизводит лишь понятие "культурная среда". В главе выделены объективная и субъективная? стороны культурной среды. Первая из них - как бы- материальная "основа™ среды /государственные образовательные учреждения, негосударственнве образовательные и художественно-просветитвльные организации, система зрелищных форд наполнения досуга и средств информации, конфессиональные учреждения/ с учетом пространстввнного расположения всех элемен-, тов /центр-окраинн, город-пригороды/ и характера становления' /естеет^ венный, искусственный, инонациональные влияния/ культурной среди.
Субъективная сторона находит свое выражение в целенаправленной : деятельности людей, являющихся носителями .определенных духовных, ценностей, идей, приоритетных направлений общественного сознанш, и направленной на развитие, углубление, - обогащение каждого из статичных ; элементов культурной среды. Б результате создаете! особая! духовная: -атмосфера города, которая: "очеловечивает" статичные' элементы среды, определяет дигамику ее развития и неповторимость данного города, региона. Б создании такой атмосферы, духовной ауры особая роль принад-
лежит образовательным и художественном просветительным организациям, которые осуществляли в Петербурге рубежа веков важную социально-педагогическую миссию, закрепляя и передавая: петербургские традиции, фор. миру я: из аморфной массы населения: публику - определенный, все возраставший слой людей, стремившихся к образованию и к искусству - читателей, слушателей, зрителей. Эти люди со своими запросами, вкусами, интересами представляли совокупность личностей, оказывая: стимулирующее воздействие на развитие образования- и художественной культуры "серебряного века". Публика выступала, таким образом, как результат социально-педагогической деятельности обществ и меценатов, станаотаь неотъемлемым конпонентом 1сультурной среды города, ее субъективный фактором.
Второй параграф - "Источники информации о культурной среде, деятельности просветительных обществ и меценатов Петербурга" посвящен анализу й классификации основных источников, позволяющих определить место как обществ, так и меценатов в структуре культурной среды. В соответствии с требованиями современной теории источниковедения выделены тиль, рода и виды источников.
.. Типы: письменные /рукописные или печатные, архивные и опубликованные тексты, соде^ащие информацию о деятельности обществ и меценатов/; вещественные /здания, интерьеры, предмета быта/; устные,/требующие особой проверки ввиду субъективной окраски/; лингвистические /анализ терминов, элементов топонимики Петербурга, названий нурпалов, обществ, клубов/; этнографические /данные о национальных культурою: объединениях: Петербурга/; кинофато- и изобразительные документы.
ЕОды: дихотомическое деление письменных документов? а/, произво-дения, написанные самими деятелями культуры и меценатами /Н.ймскиЗ.-Корсаков "Летопись моей музшсальноа жизни", М.Тешшгева "Впечатленш моей жизни" и др./; б/, материалы, отражающие деятельность обществ п .меценатов / "С.Дягилев п художественная: культурв.ХЖ-ХХ в.в." В,М«жга "Благотворительность в России" и др./
Виды." а/, материалы документальные /отчеты, уставы, планы н б/»: художественные /произведения литераторов 11 серебряного века"/; ■ в/, повествовательные /"Сборник памяти М.11.Белнева", воспоминания И.Ипполитова-Иванова, А.Бенуа и т.п./
Совокупность веек типов, родов и видов источников позволяет воспроизвести культурную среду Петербурга в ее конкретности.
¿¡тотаяг глава - "Просветительная? деятельность образовагелзнье и
художественных обществ Петербурга" посвящена характеристике социально-педагогической .направленности многобразных негосударственных абъ единений и организаций, и'ообо4 подчеркивается ценности опыта негосуда рственнай. системы образования, лишенной узкого профессионализма и i прагматизма, направленной на свободный выбор, активность, развитие • личности. В главе показывается необходимость освоения богатеев руо- | ской культурю-педагогической мысли, раскрынпей аначение обществен- ¡ ных ¿ негосударственных форм просвещения, '¿акозы сочинения философов j ■ и социальных мыслителей конца ХЖ-начала XX в,в. В,Соловьева, С.Булгакова, В.Розанова, А.Белого, А.Изгоева, II, Кропоткина и др, В славе впервые вводятся в научный оборот их. суждения о нравственном 'значении досуга, о необходимости духовного роста, для осмысленного использования досуга, который вне этого роста может превратиться в источник деморализации,.
Проблема негосударственной просветительной деятельности рассматривались и на практически-педагогическом уровне, В главе детально характеризуются недостаточно освещенные у нас , глубоко содержательные труды русских социальных педагогов рубежа веков Б,П,Вахторова и В.И.Чарнолусского, обосновавпих необходимость общественной деятельности в области образования, "
В первом параграфе - "Образовательные общества" дается характеристика просветительных обществ в сфере образования,, различных но структуре, задачам, уровню подготовки слушателей, В основу классификации пел сиен принцип поступательности, воск сидения от элементарных форд просвещения /обучение грамоте, приобщение к чтению/ к более сла-• »ным /дий&еренцированная подготовка на уровне полного среднего и высшего образования/ и, наконец, к узко-специализированным формам обучения,. рассчитанным на определенный круг интеллигенции. При етда выявляется характерная закономерность - численность участников негоцудар ственных просветительных организаций обратно пропорциональна их сдоя ности; от относительной массовости к небольшому кругу избранных.
Прослеживается судьба" О-Петарбургского.Комитета грамотности"как проявления "общественной самодеятельности в области народного просвещения". Комитет не дублировал официальные учебные заведения, он противостоял как элитарному высокоывршо, поверхностной филантропии, так и. искусственному принижению до низших слоев культуporo уровня,
В 1905 г. на иолне общественного подъема возникает "Лига образования". В работе зварактеризуетсяг просветительная деятельность Лиги
- п -
за несколько лет, выявляется динамика развития: и обогащения: форм этой деятельности, охватишей внешкольное образование на всех его ступенях - от начального до высшего.
Особое место среди общественных просйетлтельнш: орЕьнизггрй заняло созданное в 1506 г. " 0-Пете|.)о*ургское общество народньх унквер- 1 ситетов". Подробно исследована структура общества, состав его слушателей.Анализ статистики показквает, что рабочие составляли среди сяу-лагелей прочзводствепно-технлческгк отделений 72 %, что опровергает суждение авторов "Истории Ленинграда" /т.З/ о. "недоступности рабочим учеиных заведений общества. Изучение отчетных документов, программ секционных курсов, состава лекторов свидетельствует о том, что- в народных университетах, был обеспечен на общественной основе уровень преподавания, ничуть не уступавши официальным учреждениям /среди лекторов ученые мирового класса - В.И.Вернадский, А.Е.оерсман, кдественский, А.Н.Веселовскш и др./
Среди образовательных обществ определенное место занимали и специализированные общества, отражавшие разнообразие запросов и интересов: "Российское техническое общество", "Общество ревнителей русского исторического просвещения", "общество национального воспитания памгс- • ги П.Столыпина", "Императорское женское патриотическое общество", "общество любителей оратовского искусства", ''Шахматное общество", "Общество физической культуры" и др. Существовали в Петербурге и вне-пкольные чисто педагогические организации типа "Общества дошкольного воспитания", "родительского кружка". В-диссертации подробно реконструируется структура и формы педагогической деятельности общества 'Маяк" - российского варианта международной организации ЖСА - Христианской организации-молодых людей.
Свое значение в интеллектуальной жизни Петербурга имели и "Ре- , иггиозно-филоссфское общество" /Д.Мервжковский, З.Гиппиус, В,Розанов, Ч.Бердяев и др./, "Среды" /Вяч.Иванов, й.Зиновьева-Аннибал и др./, ' | кружок востоковеда и.Ольденбурга и П.Милюкова. Традиции этих обществ, <ак показано на примере вольфилы /Вольная философская: ассоциация:/ ■ зсхранялись и в 1920—1^22 г.г. до насильственной высылки видных пред-зтавителей интеллигенции из советской России. Последующие попытки воосоздать просветительные общества такого гипа /кружок А.Мейера/ • | 5ыли пресечена власгями. Просветительные общества русского зарубеньяп ^Иариж, ¿О-е-ЧО-е годы/ сохраняли, как показано в диссертации, форлы 1аятельностгт петербургских обществ. ...
Ж'сгооа па-сагиаш - "Художественные общества" посшщен анализу просветительной деятельности в ojepe художественной культура. Одна из основное тенденций отой деятельности, являющаяся условием свободного педагогического воздействия - неуклонное стремление к освобождению от государственной опеки, бюрокрапгческого контроля. Зто показано на основе изучения документов одного из петербургски:? обьедине-ппй - "Общества изяпдаьк искуоств". Другая тевденция - усиление педагогического воздействия - раскрыта на примере деятельности "Общества детских развлечении", вырабатывавшего широкий спектр форгл работы с детьми, развития их способностей и интересов.. Нарастание тенденции к усилению просветительного начала выявлено даже в такой, казалось бы, чисто развлекательной фор,;е, как организация петербургских балаганов. Б ней проявялость стремление органически соединить целя воспитаняяг художественшк вкусов с народными традициями.
Особенно отчетливо в деятельности одного из ведущих художественна соединенна Петербурга "г,tip искусства" проявились и такие тенденции, как:преодоление узко-социальной ориентации в просвещении, наспдг тельности и морализаторства, возрастание роли художественно-остетиче-оких начал в воспитании личности; демократизация художественной оре-рп, ее публичность, открытость, массовые форлы'/выставки, дискуссии, кружки, новые журналы/; усиление патриотической направленности, формирование чувства гордости за русское искусство, преодоление ко:.шлек-сов вторичности, зависимости от европейского стандарта.
Патриотическая ориентация художественно-просветительных обществ бала свободна от национальной ограниченности, сочетались с подлинной культурно-религиозной терпимоатыо и уважением к культуре различны?: отническнх групп Петербурга. Б параграфе воссоздаетсяг'картина деятельности различных национальных культурных обществ /украинского, латышского, еврейского и др./
а диссертации характеризуется также просветительная деятельность обществ, связанных, с литературой,книгой,языком, /"общество распростр£ нения полезных книг", "о-Петербургское литературное общество", "обществу любителей драматической литературы" и др./
В сфере театрального искусства общественно-просветительные начала утверхдаются в борьбе против монополии государственные, императорских театров. "Общество им.0стровскогб/1й0б/, "Петербургское худежес. венно-драматическое общество"/1910/ ставят сьоей целью разработку основ общедоступнйго театра и определение форл не только развлечения,
но и просвещения народа, разрабатывают фор,«к социатьно-педагогичес-ной деятельности средствами и силами театрального искусства, Многообразные. свободные от государственной опшсч театры Петербурга, сложившиеся как сообщества, форящгоз ноцута демократппесзуэ публтьгу и, тем самим, обогащают содержание культурно;: среду города /Васплеоотровстш! народный театр для рабочих, Новый театр Яюрской, театр Логляссарсев-ской/. исобое место занимает Общедоступный передвижной театр под руководством П.ГаДцобурова, суадествоваппяй в составе Литовского Народного Дома. Архивные документы, а тгсао опубл:гковак1>-е МЕМУар-л и плсь-. ма дают основание говорить о значительно" педагогической Ьуккцжг этого театра. Ученик П.Гайдебурова, впоследствии создатель Лекинградског го ТюЗй А.Л.Бршцев писал, что "Гайдобуров пркуч^л тт ценить в театральном искусстве ого культурно-просветительное л воспитательное значение".
Характеристика документов различных музыкальных обществ Петербург га"/Г4узакально-художествешюе общество им.м.И.Глинки", "ибдество друзей музыки", 'русское музыкальное общество", "Общество любителей пения и музыки", "общество вокальной музыки", "ибщестьо камерно:': музыки";! др./ также дает основание говорить об их отчетливо шрзкегшой. педагогической, ориентации.
Активно развивалась и просветительная, соцп-алъно-педагогическаяг деятельность о области изобразительного искусства, начало которой, была-1 полонено усилиями "Товарищества передвижных художественных выставок" еще с 70-х г.г. Х.ТХ в. Хотя к концу столетия: эстетические установки передвижников стали отставать от запросов и новых потребностей публики, однако их опыт не терта ценности. Стремление к общекультурному, в том числе эстетическому просвещению народа, к сближению искусства и духовного мира петербуржцев характеризует творческую активность художников рубежа веков /"народные- выставки", кружки, объединения, дискуссии, организация рисовальных школ для всех желающих., мастерских чеканки, легаш, гравирования и т.п./ Такова деятельность "ибщества поощрения художеств" , "Союза русски:: художников", "Общества им»Куицджи" , "Общества русских акварелистов"."Общины худо,кников", "Общества архитекторов-художников" и др.
Результатом проявления этой коллективной просветительской иници-ативп явилось то, что петербургская культура "серебряного века" не осталась замкнутой, 'доступной лишь избранным, она получала широкий отк-лше среди различных слоев населения, приобщенных к восприятию произве-
денш- литературе, театра, музыки, живописи. Таков был итог негосударственной, чисто общественное художественно-просветительной деятельности разнообразиях обществ, формироваших и расширявших культурную среду Петербурга,
Третья глава - "Просветительная деятельность меценатов Петербурга" посвящена характеристике роли ряда петербургских; меценатов в организации матерюлыюй и моральной подцерски образовательных и художественно обществ, В диссертации предпринимается попытка ооветить основные направления? их деятельности, дать персональные характеристики виднейших меценатов Петербурга, сыграаиих наиболее существенную роль в формировании И укреплении культурной среды города. Эта деятельность вполне закономерно может рассматриваться в одном ряду о усилиями обществ, как'педагогическая по своему объективному смыслу, результатом еа являлось существование и успешное функционирование многообразных обществ, культурных начинаний и акций. Причем, вопреки сйожишимся поверхностным представлениям, среди меценатов были отнедь не только купцы и промышленники.
Деятельность меценатов была своеобразной и многоплановой. Меценаты из аристократических кругов выступали, как правило, как покровители,' попечители, но самим фактом своего участия в прооветительскит и культурных инициативах обеспечивали их осуществление. Такова поддержка Великой княгиней Еленой Павловной "Ясского музыкального, общества" , Великим князем Николаем Михайловичем выставок изобразительного искусства, принцем Ольденбургским училищ, в том числе и женского образования. Императрица, Великая княгиня; Ольга Алекевевна, княгиня Осупова подчеркивали "Женское патриотическое общество", граф Шереме-гев - "¡.чузыкально-историческое общество", журналы и оркестры,
В то же время ряд представителей аристократии непосредственно /частвовади в просветительной и педагогической деятельности. Таков шязь В.Н.Тенишев, сыгравший значительную роль в развитии техническог-Ьо и естественно-научного образования в Петербурге/организация "Тени-|1евской"гимназии, этнографических исследований и т.п./. При этом В.Н. Геншев обнспечивал не только финансирование, но и являлся непооредст-
ённм организатором этих начинаний. "Тенишевская" гимназия проводила школьную работу - изучение Петербурга и его культурной среды, эк-рсии .:на заводы, организация публичных лекций Н. гериха, Й.Вшшбина Д.Елока, М.Горького, Н .Гумилева, Н,вмского-Корсакова, ь.гЛейеркольда для широкого круга петербуржцев.
Княгиня М.КЛ'еншева также активно развивала просветительную меценатскую деятельность /устройство рисовальной школы, учительских курсов, поддержка музеев, кружка Л.Бенуа, журнала "Мир искусства"/.
Значительна роль графини С.В.папиной в организации Народного Дома в районе Лиговяп, имениего непосредственную благотворительную, педагогическую, просветительскую направленность /столовы?, ремесиешшэ классы, бесплатная библиотека, передвижной учебннл г.^узеи, иЗготовла-ние учибпых пособий, выставки технического и художественного творчества, экскурсии по Петербург и т.п./В диссертации приведены ьшогпэ данные из архивов, свидетельствующие о широком отклшсе в рабочей среде, которш получала подвижническая работа С.В.Панш:ой.
Характеристика меценатства петербургских аристократов представляется принципиально важной, так как расширяет понимание демократичоо-ких традицтг в Изссии, роли различных слоев населения- в развитии руо-; ской культуры.
Существенное значение в формировании культурней среды Петербурга, 'имела деятельность меценатов из числа представителей финансовых: п промышленных кругов. Таковы банкир барон А.Л.Штиглиц и его зять А.А.Пскю-<1. вцев, с чьими именами связано создание Петербургского Училища техни- , ческого рисования, музея прикладного искусства, организация благотво*- > рительных выставок, учреждение "1Усского исторического общества".
В диссертации подробно раскрывается меценатская: деятельность В.'А. Кокорева - виднейшего русского промышленника /создание своеобразного I "Дока творчества" для молодых художников, поддеркка "русского стили" в архитектуре Петербурга/, братьев Елисеевых и особенно лесопромышленника М.П.Беляева, принимавшего непосредственное материальное и органа-* зационное участие в.,обеспечении условий для плодотворной' работа Тйне-ева, Лядова, Еимского-Корсакова, Осрябина, в организации регудгарнш: концертов для- широких кругов городской публики, издании музыкальной, литературы. ■■.-;•• ' , '
Анализ особенностей благотворительной, просветительной! работы , ! представителей разные сословий, позволит сформулировать принципы петер-! бургского меценатства, реконструировать как бы его "модель", что пред-* ставюгетот важным для: определешгаг критерии: оценки деятельности современных меценатов.
В заключении подводятот результаты исследования:, с исходной/ гипотезой сопоставляются итоговые выводы, подтверждающие значение масштабной социально-педагогической деятельности просветительных обществ п
- IS -
ir меценатов в формировании и реализации социально-педагогическою потенциала культурной среды Петербурга конца ХК-начала XX в,в.
Основше положения исследования опубликованы в следующих .работах диссертанта:
1, Патриотические тенденции в деятельности художественных; объединений. и меценатов Петербурга /конец Х1Х-начапо XX в,в,/ в (^научных трудов СШГИК и СПб Фонда им.М.В,Ламокасавз, т,Ш, "Патриатичес кие традиции русской культуры" под ред,Г.А.Тищкина /в соавторстве/, 1993, с.174—183, I
2. Источники информацш о просветительной деятельности худоаест-; венныг обществ и меценатов Петербурга в конце ХП-начале XX BtB./социально-педагогический аспект/ в сб.научных; трудов СПбГЖ, т.135, "Проблемы социальной информации в сфере культуры и просвещения"' под ред.А.И. Новикова, 1992, с.131-137.
3» Приобщение к традициям /Из истории культурной жизни Петербурга конца XIX-начала XX в,в,/ в сб,Российского творческого союза работников культуры " Российская культура глазами молодшс ученых" под ред.
A.С,Ласкина, OIÖ,, 1993, C.22-3S,
' ,4, Меценатство как форма общественной деятельности и благотворительности в сфере, культуры, Матер*алы-научно-практической, конференции "Взаимодействие общества и государства как фактор социально-культурного развития" в сб, СПб Гуманитарного университета профсоюзов иод ред
B,Е,Триодина, 1993, с.94-96,
5, Культурая среда и личность: единство устойчивости и изменчивости, Материалы научной конференции ВДб Гуманитарного университета профсоюзов "Человек в изменяющемся мирег социальные и психологические проблемы" под ред,Б,Д,Парыгина, 1993, с,23-25,
6, "Остановитьсяг, оглянуться,./в соавторстве/, //Невское время, № 170, 2-сентД992,
7, Проблемы досуга и общественно-просветительной деятельности в русской социально-педагогической литературе конпа XIX-начала XX в.в. в сб,Российского творческого союза работников культуры "Российская культура глазами молодых ученых" вып.2,СПб, 1993, с,144-154.
8, Просветительная деятельность в Петербурге И русокат обществе иная мысль./в соавторстве/. Тезисы межвузовской научной конференции 'Ч^сская культура и высшая школа" СПб., 1993, о.7-9.
9, региональное программирование в социально-культурной сфере, /в соавторстве/, там же, с,73-74.