автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческой активности участников клубных объединений любителей моды
- Автор научной работы
- Поплёвина, Вера Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Тамбов
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Развитие творческой активности участников клубных объединений любителей моды"
На правах рукописи
005531351
ПОПЛЁВИНА Вера Александровна
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ КЛУБНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЛЮБИТЕЛЕЙ МОДЫ
13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
11 и:ол 2013
Тамбов 2013
005531351
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор педагогических наук, профессор ДОЛЖЕНКОВА Марина Игоревна
Гладких Валентина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой иностранных языков Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
ГРИБКОВА Галина Ивановна кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социально-культурной деятельности Московского городского педагогического университета
ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры н искусств»
Защита состоится «01» июля 2013 г. в. 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.07 в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, 6, зал заседаний диссертационного совета.
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».
Автореферат размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (http://vak.ed.gov.ru).
Автореферат разослан «31» мая 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
П.Н. Иванова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях информационного общества развитие творческой активности личности приобретает особую значимость в контексте воспитания творческой индивидуальности, способной к генерированию идей, быстрому и эффективному решению поставленных задач и преодолению трудностей, нестандартному мышлению и самореализации. Развитие творческой активности способствует существенным преобразованиям в социуме, проявляющимся через: формирование творческой локальной среды и обновленного социально-культурного имиджа территории; развитие местных досуговых сообществ, обеспечение их интеграции и диалога; инвестирование ресурсов социально-культурной деятельности в разработку и продвижение инноваций, а также поддержание конкурентоспособности, мобильности и качества социально-культурного обслуживания; формирование оптимального уровня социально-культурной коммуникации; установление «обратной связи» между производством и потреблением в сфере досуга.
Приоритетным направлением стимулирования инициативы и творчества масс становится оптимизация деятельности клубных любительских формирований. Развитие любительского творчества привело к созданию нового типа досуговой общности - клубного объединения любителей моды, основанного на интегративном (по содержательной направленности и видам) творчестве, важнейшими признаками которого являются современность, актуальность, престижность и востребованность.
Проблематика развития творческой активности любительских объединений получила поддержку со стороны властных структур: на федеральном и региональном уровне разрабатываются и реализуются законодательные и нормативные акты, целевые программы, концепции, проекты, стимулирующие развитие творческой активности В частности, существенное значение в контексте данного исследования имели: федеральные законы РФ «Об образовании в Российской Федерации, «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об общественных объединениях»; «Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций» в Российской Федерации до 2015 г., Положение о клубном формировании учреждения культуры; региональные концепции, целевые программы и стратегии развития инновационной деятельности.
Проблематика развития творческой активности участников любительских объединений представляет значительный интерес и для научной общественности. За последнее время прошли различного уровня научно-практической конференции и круглые столы, посвященные стимулированию творческой активности, развитию творческого потенциала и самореализации личности в современном обществе (Пенза, 2013 г., Новосибирск, 2012 г., Белгород 2011 г., Санкт-Петербург 2013 г., Москва 2012 г. и др.).
Современная отечественная и зарубежная практика социально-культурной деятельности, также характеризуется широким распространением клубных объединений, содержательную основу функционирования кото-
рых составляет интегративное по характеру творчество в сфере техники, проектных технологий, дизайна, актуального, мультимедийного и декоративно-прикладного искусства, искусствоведения, инициативной добровольческой деятельности, связи с общественностью, предпринимательства и т.п., условно обозначенное нами как творчество, основанное на моде. Педагогический процесс клубных объединений любителей моды отличается самым широким диапазоном инновационных форм, методов, средств, направленных на создание, изучение, популяризацию и музеефикацию артефактов, связанных с модой, разработку и реализацию собственных творческих проектов. Творческая активность участников клубных объединений любителей моды минимально регламентирована и поэтому представляет большие возможности для реализации их творческого потенциала любителей.
Степень научной разработанности проблемы исследования была конкретизирована на основе обобщения опыта изучения проблемы развития творческой активности участников клубных объединений, любителей методы в различных гуманитарных отраслях знаний.
Основные подходы к проблематике досуга содержатся в классических социологических теориях Т. Веблена, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Такие ученые, как Ж. Дюмазедье, Л.А. Гордон, А.И. Пригожин, А.Б. Мискевич,
B.Д. Патрушев в своих научных исследованиях дали определение досуга и сформировали ряд научно-обоснованных подходов (культурологический, деятельностный и др.) к изучению свободного времени.
Развитие творческой активности личности в социально-культурной сфере нашло свое отражение в трудах Т.И. Баклановой, Г.М. Бирженюка, Л.С. Жарковой, A.C. Каргина, Е.Ю. Стрельцовой, Н.Б. Шарковской, М.А. Швецова, В.М. Чижикова, Д.В. Шамсутдиновой и др.
Изучению проблем формирования творческой направленности личности в клубных объединениях посвящены работы по философии (Г.А. Давыдова, Н.М. Морозовой, В.Ф. Овчинникова, А.Т. Шумилиной); психологии (Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, B.C. Матюхина, Я.И. Пономарева,
C.Л. Рубинштейна) педагогике (B.C. Шубинского, Г.И. Щукина).
Проблемам формирования разновозрастного коллектива посвящены
труды О.С. Газмана, И.З. Гликмана, М.С. Когана, Я.Л. Коломинского, В.В. Кумарина, A.C. Макаренко, A.B. Мудрика, В.М. Никитина, Л.И. Уман-ского. Особенности функционирования клубных объединений отражены в исследованиях B.C. Садовской, Е.И. Смирновой.
Всестороннему рассмотрению феномена моды посвятили свои научные труды Д. Дишер, Е. Исолани, А. Ключарев, Н. Страхов. Социально-психологический подход к изучению механизмов моды нашел отражение в исследованиях М.Н. Зеленецкого, Б.Д. Парыгина, Б.Ф. Поршнева, Е.Т. Соколова. Культурно-исторический подход к анализу моды реализовали в своих исследованиях Я. Бурхард, A.A. Васильев, Г. Вейс, Ф. Готтенрот, Е.В. Киреева, А.Л. Крёберт, М.Н. Мерцалова, E.H. Оленин, Ф.М. Пармон, Т.К. Стриженова, Э. Тиль. Антропологические теории моды представлены в работах 3. Фрейда, Э. Фрома, П. Нистрома и др. Комплексный анализ моды представлен в работах В.И. Толстых, М.Н. Топаловой, Л.И. Ятиной. Экономический подход к
изучению моды продемонстрировали В. Зомбарт, Л.Н. Жилина, В.И. Краснов, Р.Б. Фишман, Н.Т. Фролова.
Подход к моде как социокультурному явлению, и механизму социальной, культурной регуляции отстаивали в своих исследованиях: Н. Блумер, А.Б. Гофман, Ю.Ф. Гизатулина, O.JI. Кузьмук, JI.A. Масалкова, З.Б. Элькина. Моде и клубным объединениям посвятили свои диссертационные исследования И.А. Александрова, JI.B. Архипова, С.А. Вангородская, М.И. Галитбаро-ва, Т.А. Гришаева, М.В. Грусман, JI.A. Дергунова, И.Г. Добросмыслова, Л.В. Елинер, A.A. Ипатова, JI.B. Кокорева, A.C. Куликова, Т.Л. Макарова, Н.Ю. Масленцева, А.Л. Мильман, К.Ю. Михалева, Т.Н. Нагорских, Е.В. Не-стеренко.
Однако, несмотря на столь значительный научный интерес, проблематика развития творческой активности участников клубных объединений, любителей моды не получила глубокого и систематического рассмотрения.
Изучение научной литературы, а также анализ существующего опыта социально-культурного воздействия на творческую личность участников клубного объединения любителей моды позволили выявить следующие противоречия между:
- потребностью общества в стимулировании творческой активности, самостоятельной инициативы и самореализации личности и недостаточным использованием ресурсного потенциала клубных объединений любителей моды в развитии социально значимой продуктивной досуговой деятельности;
- стремлением участников клубных объединений любителей моды к деятельному участию в реализации творческих инициатив и проектов, основанных на моде и доминированием в учебно-воспитательном процессе любительских формирований традиционных, репродуктивных, недифференцированных педагогических подходов;
- признанием профессионалами социально-культурной деятельности высокого педагогического потенциала клубных объединений любителей моды и отсутствием целостного теоретико-методического обоснования воспитательного воздействия, стимулирующего творческую активность участников.
Наличие указанных противоречий позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы теоретико-методические особенности развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
Объект исследования: развитие творческой активности участников любительских объединений.
Предмет исследования теоретико-методические подходы к развитию творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
Цель исследования: обоснование организационно-педагогических подходов к развитию творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
Задачи исследования:
1. Обосновать сущность и специфику деятельности клубных объединений любителей моды.
2. Конкретизировать педагогический потенциал клубных объединений любителей моды в развитии творческой активности участников.
3. Определить приоритетные направления деятельности клубных объединений любителей моды по развитию творческой активности участников.
4. Обосновать социально-культурные условия развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
5. Разработать и апробировать модель и программу развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие творческой активности участников клубных объединений любителей моды будет целенаправленным и более эффективным, если:
— теоретически обоснованы возможности клубных объединений любителей моды как субъекта развития творческой активности участников;
— осуществлены целенаправленные популяризация и продвижение клубных объединений любителей моды, развивающих творческую инициативную деятельность, основанную на моде;
— определен комплекс организационно-педагогических условий развития творческой активности любителей моды в процессе образовательно-просветительной, исследовательской, художественно-творческой, проектно-конструкторской, социально-инициативной и рекреационной деятельности, основанной на моде;
— реализована система технологического обеспечения развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды посредством разработки соответствующего программно-методического и дидактического обеспечения, с использованием комплекса индивидуализированных интерактивных, эвристических и диалоговых методов педагогического воздействия.
Методологической основой исследования явились: концептуальные положения теории личности (A.B. Мудрик, P.C. Немов, A.B. Петровский и др.); теории деятельности (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясшцев, JI.C. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Элыконин и др.); теории активности (М.С. Каган, В.В. Столин, В.Л. Хайкин и др.); социально-педагогические и психологические концепции социальной активности личности (Л.П. Буева, И.С. Кон, A.B. Мудрик, В.А. Сластнин и др.); концепции социально-культурного развития личности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов и др.).
Методы исследования. Для осуществления цели, поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы: теоретические (теоретический анализ социологической, философской, культурологической, психолого-педагогической, исторической, научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение творческих программ и творческих проектов, основанных на моде участников клубных объединений любителей моды; систематизация эмпирических данных, полученных в процессе исследования); эмпирические (включенное наблюдение, методика экспертных оценок социально-культурной активности в процессе творческих проектов, тестирование, анкетирование, интервью с участниками и руководителями клуб-
ных объединений любителей моды; изучение и обобщение педагогической практики развития творческой активности участников клубных объединений; констатирующий и формирующий педагогические эксперименты; математические (количественная и качественная обработка полученных данных).
Базами исследования являлись: клубное объединение «Искусница» г. Воронежа и клубное объединение «Техника модного творчества» на базе ателье-студия «Модистка» г. Тамбова, а также профильные досуговые объединения, действующие в Воронежской, Московской, Пензенской и Тамбовской областях.
В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 610 человек: 560 - в социологическом исследовании и 50 - в эксперименте. г
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2009-2013 гг. и состояло из трех этапов.
На первом этапе (2009-2010 гг.) - поисково-теоретическом - изучалась и анализировалась научная литература и публикации периодической печати по исследуемой проблеме, собирался фактографический материал, отражающий особенности формирования творческой активности участников клубных объединений любителей моды; были определены: цель, задачи исследования сформулирована рабочая гипотеза, выявлены сущность и специфика дея! тельности клубных объединений. Разрабатывалась педагогическая модель и обосновывались социально-культурные условия развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
На втором этапе (2010-2012 гг.) - опытно-экспериментальном - были осуществлены констатирующий и формирующий эксперименты, разработана программа развития творческой активности участников клубного объединения любителей моды и осуществлена ее успешная апробация
На третьем этапе (2012-2013 тт.) - обобщающем - были подведены итоги исследования: осуществлялась проверка достоверности данных обобщение, анализ и интеграция результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов, определение дальнейшего направления исследований и внедрение в практику полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. На основе теоретического анализа литературных источников и методической документации определены сущность и специфика деятельности клубных объединений любителей моды как особой формы социально-культурнои общности, тяготеющей к инновационным интегративным видам активности, основанным на социальных трендах мира моды, актуальности современности, престижности, востребованности. '
_ 2. Обоснован педагогический потенциал клубных объединений любителей моды в развитии творческой активности участников, обусловленный мобильным, вариативным, личностно ориентированным характером педагогического процесса, обеспечивающим саморазвитие, самореализацию, самоопределение, социализацию и социальную адаптацию личности, включенной в
коллективную добровольную, инициативную, эмоционально насыщенную деятельность по созиданию новых социокультурных ценностей.
3. Выявлены приоритетные направления деятельности клубных объединений любителей моды по развитию творческой активности участников, предполагающие проектирование особой социально-культурной среды досу-говой общности, включение участников в систему творческого воспитания и творческой деятельности, способствующие формированию особой интегра-тивной характеристики, проявляющейся в инициативных, инновационных, созидательных действиях личности, отличающейся свободой, продуктивностью и мастерством.
4. Конкретизированы социально-культурные условия развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды, предполагающие масштабное комплексное продвижение их деятельности; разработку целостного инновационного технологического обеспечения, комплексную диагностику индивидуальных личностных особенностей; целенаправленное формирование сплоченного коллектива клубного объединения любителей моды.
5. Разработаны и экспериментально апробированы модель и программа развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды ориентированные на эффективное самосовершенствование и самореализацию личности в условиях многоплановой образовательно-просветительной, художественно-творческой, проекгно-конструкторской и социально-инициативной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- положения теории социально-культурной деятельности дополнены систематизированной информацией о сущности, специфике деятельности и педагогическом потенциале клубных объединений любителей моды в развитии творческой активности участников;
- проведенное исследование расширяет научные представления о куль-туротворческих технологиях социально-культурной деятельности за счет обоснования сущности содержания и форм организации творческой деятельности, основанной на моде;
- разработан критериальный аппарат, включающий критерии, показатели и уровни для оценки эффективности процесса формирования творческой активности участников клубных объединений любителей моды;
- предложенная педагогическая модель может послужить основой для разработки творческих проектов и программ создания клубных формирований любителей моды, а также стимулирования творческой активности населения в сфере досуга.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе диссертации данные обосновывают эффективное формирование творческой активности участников клубных объединений любителей моды в процессе творческой деятельности, основанной на моде.
Разработанная и апробированная программа деятельности клубного объединения любителей моды реализована в практике работы соответствующих досуговых общностей. Ее внедрение позволило достичь устойчивых
позитивных результатов по оптимизации качественных и количественных показателей развития творческой активности личности, что свидетельствует о перспективности использования указанной методической разработки в практике социально-культурной деятельности.
Материалы исследования также могут быть использованы:
- в деятельности государственных органов управления культурой при разработке региональных и федеральных программ развития социальной инициативы и творчества населения;
- в учебном процессе среднего и высшего профессионального образования в области социально-культурной деятельности, социального воспитания и социальной работы при разработке базовых и вариативных теоретических курсов, практических занятий, творческих проектов, отражающих технологическую специфику работы клубных объединений любителей моды;
- в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы культуры и социального обслуживания населения, при реализации программ, отражающих инновационные подходы к созданию клубных объединений любителей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Положение о сущности и специфике деятельности клубных объединений любителей моды — особой формы социально-культурной общности, отражающей чрезвычайное разнообразие интересов и тяготение участников к инновационным интегративным видам активности, основанным на социальных трендах мировой моды, актуальности, престижности, востребованности. В указанных клубных объединениях культивируется особый вида творчества, основанного на моде, предполагающий синтез и взаимодействие различных типов (авторская, исполнительская, импровизаторская, создание новых технологий деятельности) и видов (художественная, исследовательская, техническая, проектно-конструкторская, социально-инициативная, экономическая и др.) продуктивной деятельности.
2. Положение о педагогическом потенциале клубных объединений любителей моды в развитии творческой активности участников. Педагогический процесс указанных досуговых общностей отличается мобильностью, вариативностью, личностно ориентированным подходом и направлен на саморазвитие и самореализацию участников посредством включения в коллективную добровольную, инициативную, эмоционально насыщенную деятельность, обеспечивающую высокую эффективность освоения знаний, умений и практических навыков в области творчества, основанного на моде; всестороннее развитие, самоопределение, социализацию и социальную адаптацию личности в процессе созидания новых социокультурных ценностей.
3. Положение о приоритетных направлениях деятельности клубных объединений любителей моды по развитию творческой активности участников, предполагающих проектирование особой социально-культурной среды, включение участников в систему творческого воспитания и инициативной творческой деятельности, характеризующейся инновационностью, продуктивностью, свободой фантазии и мастерством.
4. Социально-культурные условия развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды, включающие масштабную комплексную деятельность по популяризации, пропаганде и продвижению работы клубных объединений любителей моды; разработку целостного технологического обеспечения, основанного на использовании достижений педагогической инноватнки; реализацию профильных практико-ориентиро-ванных программ развития творческих способностей; осуществление комплекса диагностических процедур, выявляющих индивидуальные личностные особенностей и творческий потенциал; целенаправленную работу по формированию сплоченной, эффективно взаимодействующей досуговой общности клубного объединения.
5. Модель развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды, представляющая собой организационно-педагогический комплекс целевого, технологического и критериального блоков, направленный на стимулирование саморазвития и самореализации личности в процессе социально значимой, самостоятельной инициативной интеллектуально насыщенной по содержанию и эмоционально привлекательной по форме творческой деятельности, основанной на моде.
6. Авторская программа «Техника модного творчества», ориентированная на развитие творческой активности клубного объединения любителей моды, представляющая собой образовательно-воспитательный комплекс, интегрирующий различные направления и формы учебно-творческой, иссле-довательско-коллекционной, просветительской, социально-инициативной, проектной деятельности, основанной на моде.
Достоверность и обоснованность основных выводов, сформулированных в диссертационной работе, обеспечиваются: опорой на современные достижения философских, социологических, культурно-исторических, психологических и педагогических наук; длительным характером исследования, положительными результатами эксперимента, применением совокупности методов и принципов, адекватных задачам и предмету данного исследования; репрезентативностью полученных в ходе проведения экспериментальной работы результатов социологического опроса, интервью, тестированием, а также повторяемостью результатов на разных этапах эксперимента, свидетельствующих о положительной динамике; качественным и количественным анализом экспериментальных данных; подтверждением гипотезы исследования; внедрением результатов исследования в практику деятельности учреждений социально-культурной сферы, основанной на моде.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы исследования и внедрение результатов по данной проблеме осуществлялись на протяжении всей работы в следующем направлении.
Промежуточные итоговые результаты исследования обсуждались на городских методических объединениях педагогов г. Тамбова, семинарах, научно-практических конференциях «Державинские чтения» (2010-2011 гг.); научных конференциях преподавателей и аспирантов (г. Тамбов 2010-2011, 2011-2012); на международных научно-практических конференциях в разде-
лах «Педагогика» и «Педагогические инновации» (Белгород (2010), Москва (2012), Прага (2012) и София (2012), Багульма (2012)).
Структура диссертации соответствует логике научного исследования и включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Здесь же излагаются положения, выносимые на защиту, данные об апробации работы и внедрении результатов.
Первая глава диссертации «Теоретико-методические особенности развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды» отражает теоретический анализ изучаемой проблемы. Рассмотрены и систематизированы основные подходы; выявлены сущность и содержание деятельности клубных объединений любителей моды по развитию творческой активности участников; обоснован педагогический потенциал творческой деятельности, основанной на моде.
В первом параграфе первой главы «Деятельность клубных объединений любителей моды как предмет социально-культурного исследования» показано, что увеличение числа и возрастание роли клубных любительских объединений можно рассматривать как объективное следствие общественно-исторического развития российского общества. В современных условиях клубные объединения претерпевают существенные изменения организационных и содержательных аспектов деятельности. Становятся неактуальными традиционные подходы к классификации действующих объединений любителей: содержательные направления их деятельности приобретают интегративный характер (соединение образовательной, просветительной, коммуникативной, информационной, художественной, культуроохранной, коллекционной, социапьно-инициа-тивной, добровольческой, научно-исследовательской, инженерно-технической, конструкторской, дизайнерской, проектной, экономической, продюсерской, кураторской, арт-терапевтической и других видов деятельности) в силу чрезвычайного разнообразия интересов участников, а также тяготения последних к различным инновационным видам деятельности, основанным на социальных трендах мировой моды, современности, престижности, востребованности. В указанных клубных объединениях активно развиваются и взаимодействуют различные виды творчества (авторское, исполнительское, импровизаторское, создание новых технологий творческой деятельности), наблюдается синтез художественного, технического, социального, экономического и других видов продуктивной деятельности. Все это требует позиционирования деятельности клубных объединений любителей моды как условно выделенного нами вида творчества, основанного на моде.
Таким особенностям необходимо своевременное теоретическое и технологическое обоснование организации педагогического процесса в клубных объединениях любителей моды.
Нормативные документы трактуют любительское объединение как добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.
Существенными особенностями функционирования данных досуговых общностей являются специфические признаки: продолжительный контакт (относительная стабильность состава); совместная деятельность; добровольное, свободное самоопределение участников; организационное оформление группы любителей; активное участие членов объединения в его работе; наличие права и обязанности не только присутствовать и воспринимать информацию, но и выражать свою индивидуальность активным действием (Е.И. Смирнова). В качестве основополагающих для формирования клубного объединения выдвинуты принципы: инициативы и добровольности, самодеятельности, идентификации, интереса, органичного сочетания управления и самоуправления (В.В. Туев).
Для клубного объединения характерна особая атмосфера клубного общения, характеризующаяся энтузиазмом, демократизмом, открытостью и дружелюбием; а также способность выдвигать ярких лидеров - генераторов общественно значимых идей и инициатив, обладающих талантом объединять и вести за собой людей (A.C. Запесоцкий). Характерной особенностью любительских объединений также является определенный уровень самоуправляемости и самоорганизации, а также общность интересов и мотивов участников к свободной, совместной деятельности, определяемой социально значимыми целями; слияние личностных и групповых интересов (Б.Г. Мосалев). Важнейшими функциями любительских объединений становятся обеспечение отдыха, всестороннее гармоничное развитие, создание условий для самодеятельности и творчества, обеспечение высокого оптимистического настроя посредством реализации потребностей в положительных эмоциях и развлечениях, организация общения по интересам (Е.И. Смирнова).
Педагогический процесс клубных объединений опирается на внедрение результатов разнообразных исследований; реализацию инновационных форм и методов обучения и воспитания (интерактивных, проектных, игровых, компьютерных технологий и др.).
Для осуществления стоящих перед клубными объединениями целей и задач проводятся учебные занятия, тренинги, экскурсии, походы, обсуждения результатов деятельности, осуществляется учебно-консультационная работа, организуются творческие показы, отчеты, перфомансы, готовятся и прово-
дятся публичные лекции, конференции, конкурсы, выставки, РЛ-акции, тематические вечера, устные журналы, вечера вопросов и ответов, викторины, интеллектуальные игры, «мозговые атаки», аккумулируются и разрабатываются коллекции, осуществляется обмен коллекционными материалами, создаются экспозиции народных музеев, реализуются другие формы досуга и инициативной общественно полезной любительской деятельности.
При этом предметом деятельности становится мода - особого рода социально-культурное явление. В параграфе проанализированы основные подходы к пониманию данного явления (эстетический, культурно-исторический, социологический, психологический, социально-психологический, психоаналитический, экономический, социокультурный); выделены функции моды. Она позиционирована как универсальный механизм постоянного обновления общественной жизни, который действует на основе утверждения нового в жизни социума, помогает развить творческий потенциал отдельных его членов посредством создания клубов любителей моды.
В параграфе сделан вывод о том, что клубные объединения любителей моды могут быть охарактеризованы как особое явление в системе форм социально-культурной деятельности, опирающееся на высокую активность участников, их коллективное творчество, основанное на моде, обеспечивающее самореализацию и самоутверждение личности. Указанные теоретические положения послужили основой для разработки и реализации модели и программы развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
Во втором параграфе второй главы «Педагогический потенциал клубных объединений любителей моды в развитии творческой активности участников» констатируется масштабный количественный рост в России и за рубежом досуговых общностей специфического вида - клубных объединений любителей моды. Эти объединения отличаются разновозрастным составом участников, разнообразным организационно-правовым статусом. В структуре подобных досуговых объединений возможно выделить институционально-оформленные и неформальные. Часть из таких объединений функционирует в системе дополнительного образования, является подразделениями образовательных и культурно-досуговых учреждений (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.), также активно работают любительские объединения, взаимодействующие с творческими и промышленными предприятиями соответствующего профиля - ателье, домами мод, студиями и творческими мастерскими и т. п.
Педагогический процесс клубного объединения любителей моды ориентирован на разрешение разнообразных и многочисленных творческих проблем, связанных с созданием уникальных продуктов, а также на более полную реализацию внутреннего потенциала личности. Увлечение, связанное с модой, не только обеспечивает условия для развития личности, удовлетворяя его потребности посредством творчества и общения, но и открывает поле деятельности по самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию. Учебно-воспитательный процесс клубного объединения невозможно представить без включения участников в клубную деятельность, организованную
на добровольных началах с учетом их интересов и потребностей. Клубная деятельность создает условия для развития творческих способностей, общения, самореализации и самоутверждения участников; предоставляет им возможности для отдыха и удовлетворения своих гедонистических потребностей. Любительская творческая деятельность по интересам представляет собой относительно постоянную добровольную, эмоционально насыщенную деятельность, осуществляемую на уровне социально значимых инициатив, обладает мощным потенциалом социализации личности и вносит существенный вклад в создание новых социокультурных ценностей.
В структуре клубных объединений любителей моды становится возможным выделение их в особые виды, представленные молодежными субкультурами, модными вечеринками и «тусовками», любительскими театрами моды и домами моды, фан-клубами и ретро-клубами, народными музеями моды, досуговыми общностями, формируемыми средствами массовой коммуникации и социальной сетью.
Основными задачами деятельности творческих клубных объединений любителей моды являются: создание условий для развития индивидуальных творческих способностей, формирование у участников клуба потребности в саморазвитии и самореализации в процессе творческих проектов; разработка и реализация образовательных программ развития творчества, основанного на моде, которые обеспечивают высокую эффективность освоения знаний, умений и навыков в области моды; формирование у участников гражданских и нравственных качеств; формирование у членов клуба творческого мировоззрения, а также комплекса специальных знаний в области творчества, основанного на моде; обучение практическим навыкам творческой деятельности, основанной на моде; развитие мотивации личности к познанию и творчеству, посредством реализации творческих проектов; обеспечение условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда участников; создание условий для развития самостоятельной гармонично развитой творческой личности, способной адаптироваться к меняющимся условиям социума.
Указанные организационно-педагогические особенности позволили выделить специфические функции клубных объединений любителей моды:
— обеспечение положительного настроя путем реализации творческих потребностей в позитивных эмоциях, развлечениях в процессе подготовки и реализации творческих проектов, а также участия в досуговых программах, основанных на моде;
— совершенствование и оптимизация ценностных отношений, потребностей, знаний, умений и навыков творческой деятельности, основанной на моде;
— обеспечение отдыха участников клубного объединения в процессе творческой деятельности, основанной на моде;
— всестороннее гармоничное развитие личности в процессе реализации творческих проектов;
— обеспечение возможности удовлетворения широкого спектра познавательных потребностей в творческой деятельности, основанной на моде;
- реализация гедонистических потребностей участника в процессе коллективной деятельности по реализации творческих проектов;
- предоставление каждому участнику клубного объединения и творческому коллективу в целом условий для самовыражения, самодеятельности, самоутверждения, самовоспитания в процессе реализации творческих проектов основанных на моде;
- организация общения по интересам в процессе изучения вопросов теории и истории моды, а также творчества, основанного на моде.
В параграфе подчеркивается, что педагогический процесс клубного объединения должен быть максимально мобильным, вариативным, многообразным, индивидуализированным и личностно ориентированным. Клубные объединения любителей моды призваны удовлетворить многообразные познавательные и коммуникативные потребности участников, обеспечить социальную адаптацию и социальное самоопределение, развитие способностей и интересов, продуктивную организацию свободного времени разновозрастных групп людей.
На базе клубных объединений любителей моды реализуются вариативные авторские программы: художественно-эстетического, научно-технического, эколого-биологического, социально-педагогического, физкультурно-спортив-ного, спортивно-технического, военно-патриотического, культурологического, туристско-краеведческого, естественно-научного, социально-экономического направлений, так или иначе связанные с модой, модными трендами, стандартами и объектами.
Реализация указанных функций, содержательных направлений и форм благоприятно сказывается не только на самих участниках, но и на окружающем микросоциуме. Клубные объединения любителей творчества предоставляют возможность широкого приобщения людей к разнообразным видам и формам досуга и способствуют росту удовлетворенности качеством культур-но-досугового обслуживания.
В третьем параграфе первой главы «Приоритетные направления деятельности клубных объединений любителей моды по развитию творческой активности участников» дана операционализация понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческая активность», а также обоснованы содержательные и педагогические условия, способствующие эффективной работе объединений любителей. Специализированные издания трактуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, несуществующего ранее и не встречавшееся в прошлом индивидуальном или общественном опыте. Данная категория применима как к материальным, так и к нематериальным культурным ценностям. В качестве характерных признаков творчества выделяются такие компоненты, как новизна, оригинальность и уникальность, а также социальная значимость результата деятельности.
В социально-культурной сфере творчество всегда опирается на систему творческого воспитания, которая предполагает свободу творчества, расширяющую интеллектуальные способности участника любительского объединения, усиливающую продуктивность его фантазии, стимулирующую положительные эмоции, активность, стремление к действию, помогающую с на-
стойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать новые, нередко весьма сложные навыки.
При характеристике творческой деятельности отечественные исследователи отмечают ее осознанность и целенаправленность, присутствие в ней позитивной мотивации (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн) и эмоционально-волевой регуляции (Л.И. Божович). Творчество характеризуется сочетанием продуктивной и репродуктивной деятельности, в нем наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. Оно рассматривается как процесс созидательного преобразования на основе диалектического единства и комбинирования старого и нового.
Задача педагога сводится к формированию у воспитанника умений ставить творческие задачи, добиваться их оптимального решения, специально контролировать свою работу по результату и способу ее выполнения. Творческая деятельность детерминируется не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности, т. е. становится самодеятельностью, а реализация способностей личности в данной деятельности приобретает характер самореализации. Именно творческая, обусловленная внутренними потребностями деятельность, подлинная самодеятельность, расширяют пределы человеческих возможностей, позволяют личности преобразовать окружающую действительность, достигать самореализации посредством создания новых материальных и духовных ценностей.
Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить. Кроме того, творчество опирается на совокупность различных способностей человека, его гибкость, умение по-новому взглянуть на обычные явления повседневной жизни.
Включение людей в творческую деятельность клубного любительского объединения постепенно приводит к развитию, совершенствованию и закреплению у них пытливости ума, гибкости мышления, памяти, способности к самооценке, видению творческих проблем, интуиции, способности предвидения и других качеств. Перед организатором клубного объединения любителей моды встает трудная задача руководить творческим процессом, вмешиваться в творчество людей. Поскольку творчество по своей природе — деятельность кооперативная, она может эффективно направляться и координироваться специалистом социально-культурной сферы. Такое педагогическое воздействие должно бьггь ориентировано на формирование готовности (активно-действенного состояния личности) к творческой проектной деятельности, которая является условием продуктивности последней.
Творческая деятельность подразумевает в себе творческую активность — сложную интегративную черту личности, включающую совокупность моти-вационного (стремление к творческой деятельности), операционного (умение осуществлять творческую деятельность самостоятельно) и процессуального (способы творческой деятельности) компонентов. Источником творческой активности личности являются потребности, определяющие ее направленность на творческий процесс. Работоспособность, заинтересованность, энергичность, желание привнести в деятельность нечто новое — это качества, которые объединяются понятием творческой активности, которая обеспечивает
накопление системы знаний, фонда умственных приемов и операций мышления, а также способов деятельности (умение работать с информационными источниками, слушать, наблюдать, планировать, контролировать).
В процессе творческой активности люди всесторонне развиваются, становятся творчески свободными личностями, в полной мере развивается индивидуальная мотивационно-потребностная сфера личности: стремление к самостоятельным творческим действиям, проявлению собственной уникальности, презентации продуктов творчества, включение в процесс творческого поиска нестандартных решений. Следовательно, происходит эффективное развитие и самореализация личности через осознание собственных потребностей в процессе предметной творческой деятельности, происходящей в специально организованной социокультурной среде. Развитие творческой активности следует рассматривать как важнейшую составляющую социального воспитания в сфере досуга. Задача воспитания творческой активности в клубных объединениях любителей моды как культурного качества личности сводится к проектированию социально-культурной среды, ориентированной на развитие участника, обучение его техникам работы с материалом, конкретизацию предмета деятельности с исторических, эстетических, культурологических и других позиций; наиболее адекватную фиксацию и презентацию продуктов творчества.
Развитие творческой активности предполагает формирование положительной мотивации участников клубного объединения на творческую деятельность, характеризующуюся стремлением к творческой самореализации; стимулирование организатором досуга развития творческой активности человека, включение его в активную творческую деятельность на основе сотворчества организатора досуга и участников клуба. В клубных объединениях любителей моды участники не только занимаются актуальными и престижными направлениями творчества, но параллельно приобретают знания в области теории и истории искусства, развивают свои способности. Предметом творчества клубного объединения любителей моды могут стать самые разнообразные объекты и явления природы, этики, эстетики, науки, техники и других сфер человеческой деятельности.
К важнейшими педагогическими факторами развития творческой активности участников клубного объединения, отнесены: наличие информационно обогащенной, разнообразной, нерегламентированной, познавательной среды; раскрытие возрастных и индивидуально-личностных особенностей; наличие форм творческого поведения; мотивационное управление наличия гибкой диагностической системы взаимосвязи «преподаватель-участник клуба»; высокая организация и взаимообусловленность всех звеньев учебно-воспитательного процесса, его непрерывность, направленность на развитие творческих способностей; комплексный подход к выявлению и развитию творческих способностей участников клуба.
Указанные особенности и условия составляют основу педагогического процесса развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по формированию творческой активности участников клубных объединений любителей моды» посвящена описанию организации и результатов опытно-экспери-
ментальной работы, которая включала комплекс констатирующего и формирующего экспериментов, связанных с обоснованием социально-культурных условий, а также разработкой и апробацией педагогической модели и программы.
В первом параграфе второй главы «Изучение социально-культурных условий развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды» представлены результаты констатирующего эксперимента, технология которого предполагала проведение социологического исследования, направленного на конкретизацию отношений респондентов к различным аспектам деятельности указанных досуговых общностей. В качестве методов исследования были применены анкетный опрос и интервьюирование. Экспериментальная работа осуществлялась в два этапа. В задачи первого этапа входили конкретизация отношения респондентов к моде; выявление степени включенности респондентов в творческую деятельность, основанную на моде; рассмотрение организационных особенностей и перспектив развития клубных объединений любителей моды. Задачи второго этапа заключались в выявлении различных аспектов деятельности клубных объединений любителей моды; конкретизации педагогического потенциала клубов в развитии творческой активности участников; выявлении социально-психологических факторов развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды; определении характера воздействия реализуемых клубными объединениями любителей моды культур-но-досуговых программ на развитие творческой активности участников. Опрос проводился в Воронежской, Московской, Пензенской и Тамбовской областях (выборочная совокупность составила 560 человек).
В ходе исследования было установлено, что респонденты с достаточным интересом относятся к вопросам развития моды и творческой деятельности, основанной на моде, как привлекательному и достаточно востребованному виду досуговой деятельности. Более половины российских семей рассматривают творчество, основанное на моде, как любимый вид досуговой деятельностью и по-настоящему увлекаются им. Существенное влияние на развитие данного вида творчества оказывают семейные традиции. Участники опроса отметили значительный потенциал учреждений образования и культуры в стимулировании творческой деятельности, основанной на моде.
Респонденты достаточно определенно высказались о необходимости разработки досуговых программ, учитывающих разновозрастный контингент и разнообразие интересов в области моды и творчества участников клубных объединений. Программы должны отличаться содержательным разнообразием, основываться на интеграции образовательно-просветительной, творческой и проектной деятельности. В работе клубных объединений абсолютное большинство респондентов (87%) видят много возможностей для развития и реализации своих творческих способностей, высоко оценивают уровень творческой активности своего клубного объединения. Более половины участников характеризуют коллектив клубного объединения любителей моды как очень сплоченный, дружный, с отличным социально-психологическим климатом.
Родные и близкие членов клуба позитивно относятся к увлечению творчеством, основанным на моде.
Большинство участников клубных объединений любителей моды (61%) констатировали позитивную динамику собственной творческой активности за время участия в клубе. Две трети респондентов вполне удовлетворены качеством творческой деятельности объединения, но считают необходимым проведение совместных мероприятий с подобными досуговыми общностями, а также стимулирование индивидуальной инициативы и творчества участников посредством проектной деятельности.
Перспективным респонденты считают создание профильных центров и клубных объединений любителей моды, разработку и реализацию творческих проектов, а также развитие социальной инициативы и добровольчества в сфере творческой деятельности, основанной на моде.
По результатам констатирующего эксперимента стало возможным сформулировать социально-культурные условия развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды, предполагающие масштабную комплексную популяризацию и продвижение деятельности; разработку целостного инновационного технологического обеспечения, осуществление серии диагностических процедур, выявляющих индивидуальные личностные особенности и творческий потенциал; целенаправленное формирование сплоченного коллектива клубного объединения любителей моды
Во втором параграфе второй главы «Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческой активности участников клубных объединений любителей моды в процессе творческой деятельности, основанной на моде» представлены результаты опытно-экспериментальной работы по апробации предложенных педагогической модели и программы.
Разработанная педагогическая модель развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды представлена в настоящем исследовании тремя взаимосвязанными блоками: целевым, технологическим и критериальным (рис. 1).
В целевой блок модели входит социальный заказ, заключающийся в эффективном развитии творческой активности участников клубных объединений любителей моды; внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие творческой активности; цель и задачи, предполагающие расширение жизненного и творческого кругозора участников клуба, выравнивание их культурного уровня как способности достигать ценностное значение объектов и стандартов моды, творчества, основанного на моде, развитие эстетического вкуса; развитие мотивации и вовлечение участников в различные виды творчества, основанного на моде; принципы педагогической деятельности (всеобщности и доступности, индивидуального подхода, самодеятельности, интеграции и дифференциации педагогического управления, занимательности, коллективизма, гибкости и вариантности, творческого развития); функции клубных объединений любителей моды, направленные на расширение жизненного и творческого кругозора, выравнивание культурного уровня участников клуба; развитие общественно-ценностных потребностей, связанных с модой и творчеством; обеспечение отдыха в процессе творческой деятельности по интересам; всесторонне гармоничное развитие личности, удовлетворение потребностей, стимулирование самовоспитания, самоутверждения и самореализации личности и всего коллектива клубного объединения в процессе реализации творческих проектов.
Факторы, влияющие на развитие творческой активности участников клубных объединений любителей моды Целевой блок
Виешние (нормативнсмгравовое и организационное обеспечение реализации социально-педагогической поддержки и социально-культурного обслуживания людей, интересующих творчеством, основанным на моде) В в утренние (мотивы, стремление к совершенствованию и реализации собственного творческого потенциала через творчество, осповаппое на моде)
Цель: развитие творческой активности уча станков клубных объединений любителей моды в процессе творческой деятельности
Задачи
Расширение жизненного и творческого кругозора участников клуба, вьгравнив». нне их культурного уровня как способности достигать ценностное значение объектов и стандартов моды, творчества, основанного на медо, развитие эстетического вкуса Развитие мотивации участников клубя к творческой деятельности и их вовлечение в различные виды творчества, основанного на моде Формирование установки на самосознание и привитие знаний, умений и навыков в области моды я творческой деятельности, основанных на моде Формирование условий перехода предметной, познавательной, ценностно орненпшионной деятельности к творческ» преобразовательным видам клубной деятельности, основанной на моде Формирование эмоционально-ценностного отношения к различным видам творчества, основанного на моде, и вопросам истории развития моды Создание условий для развития самостоятельных, оценочных суждений, касающихся вопросов творчества, основанного на моле, ее истории развития в социально культурной среде
п. эинципы
Интеграции и диффо» Всеобщности н Индивидуального Самодеятельности ренциацки педагогичв» доступности подхода ского управления Занимательности Коллективизма Гибкости и вариантности Творческого развития
Функции клубных объединений любителей моды
Расширение жизненного и творческого кругозора участников клуба, выравнивание их культурного уровнх, развитие эстетического вкуса и способности достигать социально» значимых стандартов н результатов творчества, основанного на моде Развитое общественно ценностных потребностей в вопросах моды и творчества, основанного на моде Обеспечение отдыха в процессе творчо ской деятельности по интересам, связанным с модой (рекреационные, релаксационные игровые и развлекательные программы и т.д.) Всесторонне гармоничное развитие личности в процессе реализации творческих проектов (совмещение разных видов техник художественной деятельности при выполнении творческих проектов; возможность реализо. вывать знания, прш& ретенные самостоятельно и т.д.) Реализация гадокистичо-ских потребностей (удовольствие от реализации творческого проекта, основанного на моде) Организованное общение по интересам в клубных объединениях любителей моды (процесс вовлечения в различные формы коммуникации всех участников клубного объединение, нсзал№ сим о от возрастных и индивидуальных психологических особенностей) Удовлетворение потребности в творческой деятельности, основанной на моде (предоставление неограниченной творческой свободы в процессе реализации творческих проектов) Стимулирование самовоо-питания, самовыражения, самореализации и самоутверждения лично сгн в процессе реализации творческих проектов, основанных на моде (возможность активного участи ж творческих мероприятиях, свободно предлагать и рсалтовьь вать свои идеи, замыслы и т.д.) Создание условий для самодеятельности, самовыражения каждого участника и всего коллектива клубных объединений любителей моды в творчестве (целенаправленное создание педагогов организатором условий для свободы в творческой деятельности)
Разработка и реализация профильных прахтико-ориентировакных программ, направленных на развитие творческих способностей и навыков, стимулирование и мотивирование творчества; актуализацию творческого потенциала участников клубных объединений любителей моды. При этом в теоретической подготовке обеспечить максимальные познавательность, привлекательность и полезность, а в практической - разнообразие и разноплановость тематики досуговых программ и творческих проектов Организационно-педагогические условия Разработка целостного технологического обеспечения, основанного на обобщении и использовании инновационного педагогического опыта, примене. нии современных активных и интерактивных средств, методов и способов педагогического воздействия, с учетом разновозрастного состава и творческого опыта аудитории клубного объединения Осуществление комплекса диагностических процедур, связанных с изучением индивидуальных особенностей, способностей и возможностей; выявление параметров влияния ближайшего окружения на настроения н ценностные ориентации; максимальный учет, стимулирование и удовлетворение интересов участников клубных объединений любителей моды
Масштабная комплексная деятельность цо популяризации, пропаганде и продвижению работы клубных объединении любителей моды с использованием технологий рекламы, ивснт-маркстинга, связей с общественностью Целенаправленная работа но формированию дрсуговой общности единомышленников, организации досугового общения и развитию коммуникации, созданию благоприятного социально* психологического климата; развитию и поддержанию сотрудничества, внутри коллектива и с аналогичными клубными объединениями
Методы н методические приемы Объяснительно — иллюстративный (при объяснении нового материала); Репродуктивный (способствуют формированию знаний, умений, навыков через систему упражнений); Самостоятельной познавательной деятельности (при работе до зада ¡тому образцу, но правилу или системе правил, требующих творческого подхода); Словесный (при устном изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины); Художествснпообразной аналогия (обострение восприятия, внимания); ^^ Игрового обучения (коихурсы, викторины, ролевые игры); ч^^ ^^^^ «Подкрепление в практике», (организации и проведение специализирующих ^^^^ «Уроков мастерства» н «Масте^классов») ^^^^ Диалогнчности мышления; ** Импровизированного несогласия Взаимопонимания, поддержания Средства Формы Простые: словесные и визуальные; ^ ^ Групповая (практические занятая, экскурсии Технолоческий блок
Сложные: аудиалькые средства; аудиовизуальные; средства информации в коммуникации самостоятельная работа, подготовка дискуссий и т.д.) Индивидуальная (подготовка и выполнение -творческих проектов Коллсктивная(общие занятия)
Достаточный уровень званий, терминологий, понятий моды и творчества, основанного на моде Познавательная активность, нестандартное комбинированное . мышление в области моды, средства творческой выразитель- ^ ностн Наличие умений н навыков, необходимых для осуществления творчества, основанное на моде Когнитивный Критерии Коммуникативный - Способность к конструктивному ведению диалога в ходе творческих мероприятий Способность общения в творческом коллективе Соотношение своих желаний и стремлений с другими участниками Понимание, сопереживание и эмпатия к участникам коллектива и преподавателю * о 1= 3 в .а 4 <4 В с. и
Ценностное отношение к модному творчеству и исполнительству ^ Позитивный настрой и удовлетворенность от участия в творче* ских мероприятиях Сформированное!!» эмоционально-чувственной сферы по отношению к моде и творчеству, основанному на моде Эмоционально-ценностный Деятельно-стный Включенность в самостоятельную творческую деятельность Конструктивность и креативность действий при осуществлении творческих проектов, мероприятий, заданий и др. Включенность в процессы творчества, основанного на моде Быстрота реализация имеющихся навыков и умений в практи-
Наличие развитых интересов к творческой деятельности Направленность личности на творческую деятельность Устремленность творческой личности Мотив ад и-онный ческой деятельности, основанной на моде в о, а
Уровни развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды
Высокий Средний Низкий
Результат: оптимальный уровень развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды
Рисунок 1. Педагогическая модель развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды
В технологическом блоке модели нашли отражение организационно-педагогические условия, формы, средства и методы педагогического воздействия на участников клубного объединения любителей моды.
Критериальный аппарат оценки эффективности развития творческой активности представлен в критериальном блоке модели и включает: критерии (когнитивный, эмоционально-ценностный, коммуникативный, мотивацион-ный и деятельностный); показатели и уровни (низкий, средний и высокий) развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды. В качестве результата реализации модели заявлено повышение уровня развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды; становление участников клуба как субъектов досуговой общности, стремящегося к саморазвитию и проявляющих устойчивый интерес к вопросам истории развития моды и творчества, основанного на моде; потребность и направленность на реализацию интенсивной, творческой по характеру социально-культурной деятельности.
Апробация модели осуществлялась посредством внедрения комплексной авторской программы в деятельность клубного объединения в ходе формирующего эксперимента, осуществленного в три этапа - с 2010 по 2013 гг. Для проведения эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы, каждая из которых включала по 25 испытуемых. Контрольная группа осуществляла свою деятельность на базе клубного объединения «Искусница» (г. Воронеж), экспериментальная — клубного объединения «Техника модного творчества» на базе ателье-студии «Модистка» (г. Тамбов).
Каждый этап эксперимента заканчивался проведением тестовых замеров основных показателей эффективности развития творческой активности участников эксперимента посредством адаптированных и авторских методик. Первый, диагностический, этап эксперимента имел целью выявление начального уровня развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды. Для диагностики использовался авторский тест. Обобщение полученных результатов тестирования позволило сделать вывод о приблизительно одинаковых показателях уровня развития творческой активности в экспериментальной и контрольной группах (рис. 2).
На втором, преобразующем, этапе эксперимента осуществлялась апробация модели посредством внедрения в деятельность клубного объединения «Техника модного творчества» комплексной авторской программы, рассчитанной на три года и направленной на развитие творческой активности участников объединения. Основными разделами программы являлись «Содержательные направления развития творческой активности», «Методическое обеспечение деятельности по развитию творческой активности», «Организационно-управленческое обеспечение реализации программы». Программа предусматривала осуществление разносторонней образовательно-просветительной, культурно-досуговой и творческо-проектной деятельности с применением диалоговых интерактивных форм.
Диагностический »тип "эксперимента
50,80%
■п
42,70%
47,70%
f 1
экперименг. группа контрольная группа
Рисунок 2. Данные о развитии творческой активности участников экспериментальной группы
В процессе реализации экспериментальной программы осуществлена диагностика динамики развития творческой активности участников экспериментальной группы посредством адаптированных тестовых методик (И.Т. Мехра-биан, Т. Элерс, JI.B. Янковский, Ю.П. Платонов, A.A. Карелин, А.И. Алтунин).
Обобщение результатов тестирования по всем условно выделенным критериям выявило явное преобладание высокого и среднего уровней развития творческой активности. По деятельностному компоненту были получены более низкие результаты, что свидетельствует о недостаточной реализации в клубе практико-ориентированных программ, мероприятий и творческих проектов, основанных на моде, которые могли более эффективно способствовать росту показателей деятельностного компонента.
Результаты тестирования участников экспериментальной группы распределились следующим образом (рис. 3).
Уровни развития творческой активности участниковв экспериментальной группе
■ Высокий Средний и Низкий
Рисунок 3. Данные о развитии творческой активности участников экспериментальной группы
Тем самым стало возможно констатировать позитивное воздействие внедренных педагогической модели и программы на развитие творческой активности участников клубного объединения любителей моды.
На третьем, контрольном, этапе формирующего эксперимента было проведено комплексное обследование участников экспериментальной и контрольной групп. Для этого вновь использовался авторский опросник, аналогичный примененному на диагностическом этапе эксперимента.
Контрольный этап исследования показал заметную положительную динамику развития творческой активности у участников экспериментальной группы в сравнении с контрольной. Если в экспериментальной группе высокий уровень развития творческой активности отмечен у 34,8% участников, а средний — у 65,2%, то в контрольной группе при повторном тестировании показатели отличались стабильностью: высокий уровень творческой активности отмечен у 10,6% респондентов, средний уровень - у 45,7% испытуемых, а низкий - у 43,7% участников, в то время как у испытуемых экспериментальной группы он полностью отсутствовал. Тем самым средние показатели высокого и среднего уровней развития творческой активности в экспериментальной группе на 21,8% выше, чем в контрольной.
Результаты проведенного нами контрольного эксперимента отображены в диаграмме (рис. 4).
Результаты контрольного этапа эксперимента
■ Высокий Средний ■ Низкий
65,20%
экспериментальная группа контрольная группа
Рисунок 4. Сравнительная диаграмма, отображающая количество участников в экспериментальной и контрольной группах в соответствии с выявленными уровнями формирования развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды
Таким образом, эксперимент подтвердил правильность выбранной нами методики поэтапного развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды через активизацию личностного потенциала участников эксперимента в творческо-преобразовательной социально-инициативной деятельности.
В заключении анализируются результаты исследования и обобщаются итоги экспериментальной работы, подтвердившей правомерность выдвинутых гипотезы и представленных положений, выносимых на защиту, констатировано достижение поставленных цели и задач, связанных с обоснованием эффективности предложенных модели и программы развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
1. Конкретизированы сущность, организационно-педагогические особенности, социально-культурные условия развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
2. Разработана и экспериментально апробирована педагогическая модель формирования творческой активности участников клубных объединений любителей моды в свободное от работы и учебы время с использованием творческих проектов, основанных на моде.
3. Разработаны критерии, позволяющие определить уровень развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды, в основу которых положены: познавательная активность, эмоционально-ценностное отношение, мотивация, коммуникативная и деятельностная активность в творчестве, основанном на моде.
4. Доказана эффективность программы развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
5. Проведенное исследование по изучению оптимальных способов развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды позволило наметить пути, перспективные для дальнейшей разработки данной проблемы: изучение возможностей использования различных технологий социально-культурной деятельности в формировании творческой активности разновозрастных по составу коллективов; исследование потенциала проектных творческих технологий в оптимизации других психолого-педагогических характеристик развивающейся личности.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Поплёвина В. А. Организационно-педагогические особенности функционирования модных любительских объединений в современной социокультурной ситуации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11. - 0,5 п.л.
2. Поплёвина В.А. Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению социально-культурных условий развития творческой активности участников клубных объединений, любителей моды II Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 4 (120).-0,6 п.л.
3. Поплёвина В.А. Опытно-экспериментальная работа по обоснованию социально-культурных условий развития творческой активности участников клубных объединений, любителей моды // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 5 (121). -0,5 п.л.
Прочие публикации по теме диссертационного исследования:
4. Поплёвина В.А. Дресс-код как компонент социально-культурной семиотики россиян // XV Державинские чтения. Академия культуры и искусств: мат-лы Общерос. науч. конф. Октябрь 2010 г. / отв. ред. Т.Г. Осадчая, науч. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010.-0,4 п.л.
5. Поплёвина В.А. Модные направления в развитии современных досу-говых общностей // Современное социокультурное пространство российских регионов: актуальные проблемы и перспективы развития: сб. мат-лов II заоч. Всерос. науч.-практ. конф., Белгород, 25 марта 2010 г. / под общ. ред. О.Н. Гененко, Ю.В. Бовкуновой. Белгород: КОНСТАНТА, 2010.-0,5 п.л.
6. Поплёвина В.А. Мода как социально-культурное явление // IV Выше-славцевские чтения: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. М.И. Дол-женкова. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 0,4 п.л.
7. Поплёвина В.А. Социально-культурные аспекты эволюции моды // XVI Державинские чтения. Академия культуры и искусств: мат-лы Общерос. науч. конф. Февраль 2011 г. / отв. ред. Т.Г. Осадчая, науч. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. - 0,3 п.л.
8. Поплёвина В.А. Мода как социально-культурное явление современного общества // Приоритетные направления развития культуры и искусства в социокультурном пространстве: мат-лы I Междунар. науч.-практ. конф. (заоч.), 29 ноября 2011 г. / отв. ред. Ю.П. Куприна. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. - 0,4 пл.
9. Поплёвина В.А. Проблемы формирования художественного вкуса участников клубных объединений любителей моды // Передовые научные разработки — 2012: мат-лы VIII Междунар. науч.-практ. конф. 27 августа — 5 сентября 2012. Praha: Publisching House «Education and Science»s.r.o. URL.: http://www.rusnau-ka.com. - 0,3 п.л.
10. Поплёвина В.А. Социально-политические предпосылки функционирования клубных объединений любителей моды // Восточное партнерство -2012: мат-лы VIII Междунар. науч.-пракг. конф. 07-15 сентября 2012. Pedago-gicznenauki: Przemysl. Naukaistudia. URL.: http://www.rusnau-ka.com. - 0,3 л.п.
11. Поплёвина В.А. Потребности и увлечения в структуре мотивации участников клубных объединений, любителей моды // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: мат-лы IV Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Ч. II. (22 августа 2012 г.). М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. - 0,4 п.л.
12. Поплёвина В.А. Социально-культурные аспекты организации клубных объединений, любителей моды // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: мат-лы V Междунар. заоч. науч.-пракг. конф. Ч. I. (24 сентября 2012 г.). М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. -0,6 п.л.
13. Поплёвина В.А. Спортивно-оздоровительные аспекты в содержании деятельности клубных объединений, любителей моды // ФЭН-НАУКА. Бу-гульма. 2012. сент. URL.: http://www.fen-nauka.ru -0,4 п.л.
Подписано в печать 29.05.2013 г. Формат 60x84/16. Объем 1,45. Тираж 100 экз. Заказ № 0226.
392000 г. Тамбов, ул. Советская, 6. Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общесгво»
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Поплёвина, Вера Александровна, Тамбов
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
На правах рукописи
04201359324
ПОПЛЕВИНА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ КЛУБНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЛЮБИТЕЛЕЙ МОДЫ
13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Долженкова Марина Игоревна
ТАМБОВ - 2013
/Г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методические особенности развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды 15
1.1. Деятельность клубных объединений любителей моды как предмет социально-культурного исследования 15
1.2. Педагогический потенциал клубных объединений любителей моды в развитии творческой активности участников 52
1.3. Определить приоритетные направления деятельности клубных объединений любителей моды по развитию творческой активности участников 80
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности участников клубных объединений любителей моды 115
2.1. Изучение социально-культурных условий развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды 115
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческой активности участников клубных объединений любителей моды в процессе творческой деятельности, основанной на моде 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 207
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 213
ПРИЛОЖЕНИЕ 231
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях информационного общества развитие творческой активности личности приобретает особую значимость в контексте воспитания творческой индивидуальности, способной к генерированию идей, быстрому и эффективному решению поставленных задач и преодолению трудностей, нестандартному мышлению и самореализации. Развитие творческой активности способствует существенным преобразованиям в социуме, проявляющимся через: формирование творческой локальной среды и обновленного социально-культурного имиджа территории; развитие местных досуговых сообществ, обеспечение их интеграции и диалога; инвестирование ресурсов социально-культурной деятельности в разработку и продвижение инноваций, а также поддержание конкурентоспособности, мобильности и качества социально-культурного обслуживания; формирование оптимального уровня социально-культурной коммуникации; установление «обратной связи» между производством и потреблением в сфере досуга.
Приоритетным направлением стимулирования инициативы и творчества масс становится оптимизация деятельности клубных любительских формирований. Развитие любительского творчества привело к созданию нового типа досуговой общности - клубного объединения любителей моды, основанного на интегративном (по содержательной направленности и видам) творчестве, важнейшими признаками которого являются современность, актуальность, престижность и востребованность.
Проблематика развития творческой активности любительских объединений получила поддержку со стороны властных структур: на федеральном и региональном уровне разрабатываются и реализуются законодательные и нормативные акты, целевые программы, концепции, проекты, стимулирующие развитие творческой активности В частности, существенное значение в контексте данного исследования имели: федеральные законы РФ «Об образовании в Российской Федерации, «Об общих принципах организации мест-
ного самоуправления в РФ», «Об общественных объединениях»; «Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций» в Российской Федерации до 2015 г., Положение о клубном формировании учреждения культуры; региональные концепции, целевые программы и стратегии развития инновационной деятельности.
Проблематика развития творческой активности участников любительских объединений представляет значительный интерес и для научной общественности. За последнее время прошли различного уровня научно-практической конференции и круглые столы, посвященные стимулированию творческой активности, развитию творческого потенциала и самореализации личности в современном обществе (Пенза, 2013 г., Новосибирск, 2012 г., Белгород 2011 г., Санкт-Петербург 2013 г., Москва 2012 г. и др.).
Современная отечественная и зарубежная практика социально-культурной деятельности, также характеризуется широким распространением клубных объединений, содержательную основу функционирования которых составляет интегративное по характеру творчество в сфере техники, проектных технологий, дизайна, актуального, мультимедийного и декоративно-прикладного искусства, искусствоведения, инициативной добровольческой деятельности, связи с общественностью, предпринимательства и т.п., условно обозначенное нами как творчество, основанное на моде. Педагогический процесс клубных объединений любителей моды отличается самым широким диапазоном инновационных форм, методов, средств, направленных на создание, изучение, популяризацию и музеефикацию артефактов, связанных с модой, разработку и реализацию собственных творческих проектов. Творческая активность участников клубных объединений любителей моды минимально регламентирована и поэтому представляет большие возможности для реализации их творческого потенциала любителей.
Степень научной разработанности проблемы исследования была конкретизирована на основе обобщения опыта изучения проблемы развития творческой активности участников клубных объединений, любителей методы в различных гуманитарных отраслях знаний.
Основные подходы к проблематике досуга содержатся в классических социологических теориях Т. Веблена, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Такие ученые, как Ж. Дюмазедье, Л.А. Гордон, А.И. Пригожин, А.Б. Мискевич,
B.Д. Патрушев в своих научных исследованиях дали определение досуга и сформировали ряд научно-обоснованных подходов (культурологический, деятельностный и др.) к изучению свободного времени.
Развитие творческой активности личности в социально-культурной сфере нашло свое отражение в трудах Т.И. Баклановой, Г.М. Бирженюка, JI.C. Жарковой, A.C. Каргина, Е.Ю. Стрельцовой, Н.Б. Шарковской, М.А. Швецова, В.М. Чижикова, Д.В. Шамсутдиновой и др.
Изучению проблем формирования творческой направленности личности в клубных объединениях посвящены работы по философии (Г.А. Давыдова, Н.М. Морозовой, В.Ф. Овчинникова, А.Т. Шумилиной); психологии (Д.Б. Богоявленской, JI.C. Выготского, B.C. Матюхина, Я.И. Пономарева,
C.JI. Рубинштейна) педагогике (B.C. Шубинского, Г.И. Щукина).
Проблемам формирования разновозрастного коллектива посвящены труды О.С. Газмана, И.З. Гликмана, М.С. Когана, Я.Л. Коломинского, В.В. Кумарина, A.C. Макаренко, A.B. Мудрика, В.М. Никитина, Л.И. Уман-ского. Особенности функционирования клубных объединений отражены в исследованиях B.C. Садовской, Е.И. Смирновой.
Всестороннему рассмотрению феномена моды посвятили свои научные труды Д. Дишер, Е. Исолани, А. Ключарев, Н. Страхов. Социально-психо-логический подход к изучению механизмов моды нашел отражение в исследованиях М.Н. Зеленецкого, Б.Д. Парыгина, Б.Ф. Поршнева, Е.Т. Соколова. Культурно-исторический подход к анализу моды реализовали в своих исследованиях Я. Бурхард, A.A. Васильев, Г. Вейс, Ф. Готтенрот, Е.В. Кирее-ва, А.Л. Креберт, М.Н. Мерцалова, E.H. Оленин, Ф.М. Пармон, Т.К. Стриженова, Э. Тиль. Антропологические теории моды представлены в работах 3. Фрейда, Э. Фрома, П. Нистрома и др. Комплексный анализ моды представлен в работах В.И. Толстых, М.Н. Топаловой, Л.И. Ятиной. Экономический под-
ход к изучению моды продемонстрировали В. Зомбарт, JI.H. Жилина, В.И. Краснов, Р.Б. Фишман, Н.Т. Фролова.
Подход к моде как социокультурному явлению, и механизму социальной, культурной регуляции отстаивали в своих исследованиях: Н. Блумер, А.Б. Гофман, Ю.Ф. Гизатулина, O.JI. Кузьмук, JI.A. Масалкова, З.Б. Элькина. Моде и клубным объединениям посвятили свои диссертационные исследования И.А. Александрова, Л.В. Архипова, С.А. Вангородская, М.И. Галитбаро-ва, Т.А. Гришаева, М.В. Грусман, JI.A. Дергунова, И.Г. Добросмыслова, Л.В. Елинер, A.A. Ипатова, Л.В. Кокорева, A.C. Куликова, Т.Л. Макарова, Н.Ю. Масленцева, А.Л. Мильман, К.Ю. Михалева, Т.Н. Нагорских, Е.В. Не-стеренко.
Однако, несмотря на столь значительный научный интерес, проблематика развития творческой активности участников клубных объединений, любителей моды не получила глубокого и систематического рассмотрения.
Изучение научной литературы, а также анализ существующего опыта социально-культурного воздействия на творческую личность участников клубного объединения любителей моды позволили выявить следующие противоречия между:
- потребностью общества в стимулировании творческой активности, самостоятельной инициативы и самореализации личности и недостаточным использованием ресурсного потенциала клубных объединений любителей моды в развитии социально значимой продуктивной досуговой деятельности;
- стремлением участников клубных объединений любителей моды к деятельному участию в реализации творческих инициатив и проектов, основанных на моде и доминированием в учебно-воспитательном процессе любительских формирований традиционных, репродуктивных, недифференцированных педагогических подходов;
- признанием профессионалами социально-культурной деятельности высокого педагогического потенциала клубных объединений любителей моды и отсутствием целостного теоретико-методического обоснования воспитательного воздействия, стимулирующего творческую активность участников.
Наличие указанных противоречий позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы теоретико-методические особенности развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
Объект исследования: развитие творческой активности участников любительских объединений.
Предмет исследования теоретико-методические подходы к развитию творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
Цель исследования: обоснование организационно-педагогических подходов к развитию творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
Задачи исследования:
1. Обосновать сущность и специфику деятельности клубных объединений любителей моды.
2. Конкретизировать педагогический потенциал клубных объединений любителей моды в развитии творческой активности участников.
3. Определить приоритетные направления деятельности клубных объединений любителей моды по развитию творческой активности участников.
4. Обосновать социально-культурные условия развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
5. Разработать и апробировать модель и программу развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие творческой активности участников клубных объединений любителей моды будет целенаправленным и более эффективным, если:
- теоретически обоснованы возможности клубных объединений любителей моды как субъекта развития творческой активности участников;
- осуществлены целенаправленные популяризация и продвижение клубных объединений любителей моды, развивающих творческую инициативную деятельность, основанную на моде;
- определен комплекс организационно-педагогических условий развития творческой активности любителей моды в процессе образовательно-просветительной, исследовательской, художественно-творческой, проектно-конструкторской, социально-инициативной и рекреационной деятельности, основанной на моде;
- реализована система технологического обеспечения развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды посредством разработки соответствующего программно-методического и дидактического обеспечения, с использованием комплекса индивидуализированных интерактивных, эвристических и диалоговых методов педагогического воздействия.
Методологической основой исследования явились: концептуальные положения теории личности (A.B. Мудрик, P.C. Немов, A.B. Петровский и др.); теории деятельности (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Л.С. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Элыконин и др.); теории активности (М.С. Каган, В.В. Столин, В.Л. Хайкин и др.); социально-педагогические и психологические концепции социальной активности личности (Л.П. Буева, И.С. Кон, A.B. Мудрик, В.А. Сластнин и др.); концепции социально-культурного развития личности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов и др.).
Методы исследования. Для осуществления цели, поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы: теоретические (теоретический анализ социологической, философской, культурологической, психолого-педагогической, исторической, научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение творческих программ и творческих проектов, основанных на моде участников клубных объединений любителей моды; систематизация эмпирических данных, полученных в процессе исследования); эмпирические (включенное наблюдение, методика экспертных оценок социально-культурной активности в процессе творческих проектов, тестирование, анкетирование, интервью с участниками и руководителями клубных объединений любителей моды; изучение и обобщение педагогической практики развития творческой активности участников клубных объединений; конста-
тирующий и формирующий педагогические эксперименты; математические (количественная и качественная обработка полученных данных).
Базами исследования являлись: клубное объединение «Искусница» г. Воронежа и клубное объединение «Техника модного творчества» на базе ателье-студия «Модистка» г. Тамбова, а также профильные досуговые объединения, действующие в Воронежской, Московской, Пензенской и Тамбовской областях.
В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 610 человек: 560 - в социологическом исследовании и 50 - в эксперименте.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2009-2013 гг. и состояло из трех этапов.
На первом этапе (2009-2010 гг.) — поисково-теоретическом — изучалась и анализировалась научная литература и публикации периодической печати по исследуемой проблеме, собирался фактографический материал, отражающий особенности формирования творческой активности участников клубных объединений любителей моды; были определены: цель, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза, выявлены сущность и специфика деятельности клубных объединений. Разрабатывалась педагогическая модель и обосновывались социально-культурные условия развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
На втором этапе (2010-2012 гг.) - опытно-экспериментальном — были осуществлены констатирующий и формирующий эксперименты, разработана программа развития творческой активности участников клубного объединения любителей моды и осуществлена ее успешная апробация.
На третьем этапе (2012-2013 гг.) - обобщающем — были подведены итоги исследования: осуществлялась проверка достоверности данных, обобщение, анализ и интеграция результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов, определение дальнейшего направления исследований и внедрение в практику полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. На основе теоретического анализа литературных источников и методической документации определены сущность и специфика деятельности клубных объединений любителей моды как особой формы социально-культурной общности, тяготеющей к инновационным интегративным видам активности, основанным на социальных трендах мира моды, актуальности, современности, престижности, востребованности.
2. Обоснован педагогический потенциал клубных объединений любителей моды в развитии творческой активности участников, обусловленный мобильным, вариативным, личностно ориентированным характером педагогического процесса, обеспечивающим саморазвитие, самореализацию, самоопределение, социализацию и социальную адаптацию личности, включенной в коллективную добровольную, инициативную, эмоционально насыщенную деятельность по созиданию новых социокультурных ценностей.
3. Выявлены приоритетные направления деятельности клубных объединений любителей моды по развитию творческой активности участников, предполагающие проектирование особой социально-культурной среды досу-говой общности, включение участников в систему творческого воспитания и творческой деятельности, способствующие формированию особой интегра-тивной характеристики, проявля