Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Макушина, Елена Борисовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Макушина, Елена Борисовна, 1998 год

страницы

ВВЕДЕНИЕ 4

1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА . 18

1.1. Народная педагогика как предмет комплексного исследования. 18

1.2. Воспитательный потенциал народной педагогики в деятельности детских фольклорно-этнографических 60-80 коллективов: понятие, структура, механизмы его реализации.

1.3. Опыт реализации воспитательного потенциала украинской народной педагогики. 81

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДЕТСКИХ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ. 95

2.1. Структурно-функциональная модель деятельности детского фольклорно-этнографического коллектива как критерий оценки его эффективности. 95

2.2. Опыт и результаты экспериментальной оценки эффективности деятельности детского фольклорно- 108-122 этнографического коллектива.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах"

В современной этнополитической ситуации вопросы социализации личности под влиянием народной педагогики становятся актуальными.

Возрастает интерес народов к своему культурно историческому прошлому. Ведется поиск моделей воспитания в разных социокультурных, этнических обществах.

В России принята концепция национальной политики. На Украине разработана концепция национального воспитания, которая включает определение сущности национального воспитания, системы, принципов, основных направлений и намечает пути реализации данной концепции.

Однако, опыт по использованию воспитательного потенциала народной педагогики достаточно противоречив. Фольклор, календарные, народные праздники, обряды рассматриваются как формы досуга и используются порой как зрелищные, развлекательные элементы, а не как часть семейной и общественной жизни. Язык, элементы традиционной художественной культуры, символы, идеалы и народные идеи порой используются в целях пропаганды идей национализма, что негативно влияет на развитие отношений между народами и не способствует развитию общества. В современной этнополитической ситуации важно, чтобы традиции народного воспитания органично дополняли современный воспитательный процесс. Сегодня необходимо выявление гуманистических традиций и творческое использование их в процессе воспитания.

В настоящее время в системе социально-культурной деятельности широкое распространение получили краеведческие, фольклорно - этнографические формы. Различные социально-культурные институты: фольклорно - этнографические клубы, общества, объединения детские и взрослые, школы народного творчества, искусства, культуры, центры традиционных ремесел, музеи, мастерские творчества, станции краеведения и народоведения ведут большую работу по воспитанию подрастающего поколения в духе лучших культурно - исторических традиций своего народа. Большой интерес представляют многосемейные музыкальные фольклорные коллективы, театры. Фольклор, являясь одним из механизмов народного воспитания, оказывается предметом деятельности и детей и взрослых, объединяет их и делает равными в процессе деятельности. Семейный фольклорный коллектив представляет собой микроячейку этноса, в которой отражен сложный механизм народной педагогики, передачи из поколения в поколение культурных традиций, передачи и сохранения этнокода. Однако, в современных условиях обычная семья не в состоянии выполнять эту функцию и одним из главных каналов, звеньев трансляции воспитательного потенциала и прогрессивных идей народной педагогики становится детский фольклорно-этнографический коллектив.

В данном исследовании в центре внимания будут дети, участники фольклорно - этнографических коллективов, где взрослые: руководитель, учителя - знатоки народных традиций и родители также входят в состав коллектива и участвуют в его деятельности, представляя коллектив как единую большую семью.

В сфере досуговой фольклорно - этнографической деятельности накоплен богатый практический материал, который требует теоретического осмысления. Это противоречие между социальной потребностью в использовании потенциала народной педагогики и недостаточно научным обеспечением технологии его реализации формирует проблему данного исследования.

В современных исследованиях вопросам влияния национальной традиционной культуры на духовно - нравственное развитие общества уделяется достаточно внимания. Современные национальные, этнические процессы рассматриваются в работах С.Н.Артановского, Ю.В.Бромлея, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, К.Касьяновой, Э.В.Соколова, В.С.Цукермана.

В работах по досуговой деятельности освещаются различные аспекты народной традиционной культуры, празднично - обрядовой, фольклорной деятельности, рассматриваются различные методы, средства и формы народной педагогики, разрабатывается технология реализации воспитательного потенциала празднично - обрядовой культуры, определяются субъекты народной педагогики. / И.Ю.Беронтайте, С.Г.Заградская, Р.И.Изатуллоев, А.А.Калантаров, А.А.Конович, Л.Н.Лазарева, А.П.Марков, Ю.М.Паршин, С.А.Ситникова, В.И.Ситников, И.И.Шевченко и др./.

В центре исследования С.А.Ситниковой взрослая фольклорная самодеятельность и проблема национального самосознания ее участников. Дается типология коллективов художественной самодеятельности, ориентированных на фольклор: самодеятельные народно - академические, самодеятельные фольклорно - сценические, самодеятельные, этно - аутентичные. Фольклорная самодеятельность рассматривается как фактор возрождения традиционной художественной культуры, фольклорной культуры. Исходя из положения о том, что фольклор является одной из форм выражения этнического самосознания, на основе опроса участников коллективов были выявлены интересы, потребности, связанные с национальной принадлежностью./ 117/.

Проблему подготовки профессиональных кадров, которые призваны осуществлять руководство самодеятельным фольклорным движением рассматривает Ситников В.И. В диссертации даются научно обоснованные рекомендации по совершенствованию подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации с точки зрения направленности обучения, его организации и содержания, сформулированы принципы подготовки./ 118/

В исследовании И.Ю.Беронтайте большое внимание уделено вопросам использования традиционной символики в современных календарных и аграрных праздниках и обрядах. Анализируя ф современное состояние народных календарных праздников и обрядов, исследователь обращает внимание на несоблюдение народных традиций трактовки символов, отсутствие опоры на конкретный материал празднующей общности, поверхностную трактовку символа ./ 17/.

Выявлению наиболее эффективных форм использования фольклорно - игровых традиций в массовых формах организации досуга посвящено исследование Л.Н.Лазаревой. Исследование обосновывает программу оптимизации воспитательных возможностей праздников и обрядов посредством использования фольклорно -игровых традиций, которая предусматривает сочетание форм, приемов, средств профессиональной педагогики с традициями народного педагогического опыта./74/.

Педагогическая концепция театрализации как феномена празднично - обрядовой культуры рассматривается в исследовании А.А.Коновича. Театрализация, являясь специфическим творческим методом, углубляет и обогащает как исторически сложившиеся , так и современные формы и жанры массового театрализованного действия. В исследовании разработана технология реализации воспитательного потенциала празднично - обрядовой культуры в массовом театрализованном действии./67/.

В исследовании по этнопедагогике семейного досуга А. А.Калантарова определяется роль и место этнопедагогики в формировании культуры семейного досуга./ В исследовании Р.И.Изатуллоева рассматривается интеллигенция села как носитель гуманистических традиций этнопедагогики в реализации рекреативно - развивающего потенциала досуга, а также затрагивается проблема влияния народной педагогики на досуговую деятельность, но она не становится предметом исследования из - за сложности феномена народной педагогики, как объясняет автор./ 56,48/.

В данных исследованиях авторы затрагивают проблему этнического в досуговой деятельности / С.А.Ситникова/, вопросы фольклоризации массовых современных зрелищных форм /Л.И.Лазарева/, использования символики в современных праздниках и обрядах /И.Ю.Беронтайте/, вопросы театрализации как специфического метода реализации воспитательного потенциала празднично - обрядовой культуры /А. А.Конович/, однако, комплексного исследования воспитательного потенциала народной педагогики, его реализации в деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов не проводилось.

Поэтому, в центре внимания данного исследования становятся вопросы отношения психолого - исторических аспектов народного воспитания к современному процессу социализации личности на пути нравственного духовного совершенствования, формирования этнического самосознания в условиях досуговой деятельности.

Традиционно приобщение ребенка к историческому художественно - культурному наследию своего народа, усвоение ценностей, идеалов и стереотипов поведения, овладение художественными формами проведения досуга происходит через участие в календарно - праздничной, обрядовой и хозяйственной деятельности семьи. А поскольку современная семья сегодня не всегда является носителем традиций, эту роль выполняют различные детские фольклорно - этнографические коллективы. И данная проблема будет рассматриваться в условиях фольклорно этнографического коллектива, а не семьи.

Объектом исследования является воспитательный потенциал народной педагогики.

Предметом исследования является процесс реализации воспитательного потенциала народной педагогики в деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов.

Цель данного исследования состоит в выработке и обосновании теоретических, организационно-методических положений, которые способствовали бы совершенствованию деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов в процессе реализации воспитательного потенциала народной педагогики.

В ходе исследования решались задачи:

1. Выявить воспитательный потенциал народной педагогики в деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов, определить его понятие.

2. Раскрыть опыт реализации воспитательного потенциала украинской народной педагогики.

3. Обосновать возросшую роль детских фольклорно-этнографических коллективов как главного канала трансляции, накопления, сохранения и развития воспитательного потенциала народной педагогики в современной социокультурной ситуации.

4. Разработать структурную модель оптимального функционирования детского фольклорно-этнографического коллектива и экспериментально проверить.

Гипотеза исходит из того, что в современных условиях радикальной трансформации общественных отношений, вызванной распадом СССР, ростом социальной дифференциации населения и утратой многих былых духовно-нравственных ценностей и ориентиров все более возрастает значение воспитательного потенциала народной педагогики как фактора реализации национальной концепции воспитания. При этом основным каналом и главным звеном реализации воспитательного потенциала народной педагогики в современной ситуации все более динамичных перемен становится в силу многих причин не столько семья, как раньше, сколько прежде всего детский фольклорно-этнографический коллектив. Однако, структурно-функциональная модель этого коллектива должна быть ориентирована не на имитацию чисто внешних этнических поведенческих стереотипов, какой она оказывается практически почти повсеместно, а на возрождение сути и духа лучших гуманистических традиций народа, способных противостоять некоторым разрушительным тенденциям и последствиям современной социальной трансформации.

Теоретико-методологической основой служат труды в области культурологии, философии, истории, этнографии, социальной психологии, педагогики.

Историко - философский анализ русского самосознания в работах Н.Бердяева, В.Соловьева, идеология славянофилов, сформированная А.С.Хомяковым, И.В.Киреевским, рассуждения о русской идее К.Н.Леонтьева, Н.Я.Данилевского, Ф.И.Тютчева, Ю.Ф.Самарина, И. И К.Аксаковых, П.Я.Чаадаева, Ф.М.Достоевского, Д.С.Мережковского, исследование Д.Мережковским "твердынь прошлого" - православия, самодержавия, народности позволили выделить общечеловеческие идеи и ценности, заключенные в идеях свободы, соборности, духовной коммюноторности, "всечеловечества" и выявить философские и исторические предпосылки теоретического осмысления народной педагогики в России.

В определении истоков формирования народной педагогики исследование опирается на религиозный гуманизм Феодосия Косого, протопопа Аввакума, Нила Сорского, Андрея Курбского, Преподобного Сергия Радонежского.

В рассмотрении воспитательного потенциала народной педагогики как феномена этнического самосознания народа исследование основывается на концепции понятия и явления этноса Л.Н.Гумилева, этничности Ю.В.Бромлея, Д.Белла, С.Н.Артановского, на исследовании национального характера в работах Д.С.Лихачева, К.Касьяновой, Э.В.Соколова. Учитываются исследования по изучениию специфики воспитания определенных этнических общностей в основном описательного характера В.Ф.Афанасьева, А.Косогорова, И.Снегова, Е.А.Покровского, В.И.Чернышева середины 19 века, современные исследования Г.Н.Волкова, Э.Х.Галеева, М.А.Дибирова, Т.К.Исхакова, Т.Ормонова, К.Сейсембаева, Ч.М.Таксами, В.И.Элашвили и др., а также исследования по народной педагогики социологической ориентации А.Ш.Гашимова, А.Э.Измайлова, И.Кона, Ю.А.Рудь, В.Д.Семенова, М.Ф.Шабаевой.

В исследовании рассматривается концепция народной педагогики Г.С.Виноградова, трактовка понятия этнопедагогики Г.Н.Волкова, этнография детства в исследованиях М.Мид, концепция И.С.Кона по традиционному воспитанию, исследование Е.Л .Христовой историографических и теоретико - методологических проблем народной педагогики.

По украинской народной педагогике важны работы М.Ф.Сумцова, Г.Ф.Квитки - Основьяненко, А.Г.Слюсарского, О.В.Духновича, М.Г.Стельмаховича, Т.Г.Шевченко, П.Р.Игнатенко, Ю.Д.Руденко, освещающие основные положения.

В рассмотрении феномена народной педагогики исследование опирается на педагогические учения Я. А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Н.И.Пирогова, Д.И.Писарева, Г.Сковороды, Л.Н.Толстого, И.В.Щелгунова, Н.Г.Чернышевского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, их теоретическое осмысление опыта народного воспитания.

Определяя народную педагогику как феномен сознания народа и как феномен бессознательного учитываются методология социально -исторического исследования представителей французской школы

Анналов, постановка проблем ментальностей Марка Блока, Люсьена Февра, Жак ле Гоффа, Г.Телленбаха, Пьера Нора и др., а также работы А.Я.Гуревича, Ю.Е.Арнаутовой, М.Рожанского по проблемам ментальностей.

Работы по социальной психологии Б.Д.Парыгина, Б.Ф.Поршнева и работы по народной психологии М. Лацаруса, X. Штейнталя, В.Вундта важны в определении механизмов реализации воспитательного потенциала, учитываются сложившиеся традиции в исследовании социально - психологических механизмов общения, поведения, деятельности.

Исследование исходит из теоретических разработок педагогики досуга М.А.Ариарского, И.М.Болотникова, Л .Г.Брылевой, Д.М.Генкина, Г.А.Евтеевой, Е.Я.Зазерского, В. Д. Луганского, А.С.Каргина, М.М.Поплавского, Е.И.Смирновой, В.Е.Триодина, определяющих сущность досуга, аксиологические аспекты, а также работ по свободному времени подрастающего поколения Л К.Балясной, Е.И.Дробинской, И.Н.Ерошенко, В.В.Кирсанова, Ф.С.Махова, Э.В.Соколова, Б.А.Титова, Г.И.Фроловой, раскрывающих сущность свободного времени подрастающего поколения, основные принципы, методику, условия организации досуга.

Данное исследование учитывает работы И.Ю.Беронтайте, Р.И.Изатуллоева, А.А.Калантарова, А. А.Коновича, Л.И.Лазаревой, А.П.Маркова, С. А.Ситниковой, И.И.Шевченко по проблемам семейного воспитания, празднично - обрядовой культуры, фольклора, этнопедагогики.

Методика и организация исследования исходила из характера решаемой проблемы.

На первом аналитическом этапе изучение трудов по культурологии, философии, истории, этнографии, социальной психологии, педагогике позволило выявить степень разработанности проблемы, определить границы исследования.

Оценка и анализ реального состояния фольклорно этнографической деятельности, празднично - обрядовой, особенностей досуговой деятельности детских коллективов позволили уточнить тему исследования, определить объект, предмет исследования, сформулировать гипотезу, определить основные методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, тестирование, эксперимент.

На втором этапе исследования состоялся педагогический эксперимент, который включал предварительное изучение детских фольклорно - этнографических коллективов и непосредственное экспериментальное исследование. Анализ результатов эксперимента позволил подвести итоги и подтвердить обоснованность выдвинутой гипотезы.

Научная новизна исследования проявилась в предложении комплексного, многоуровневого исследования воспитательного потенциала народной педагогики как фактора деятельности детского фольклорно-этнографического коллектива, в обосновании нового статуса жизнедеятельности детского фольклорно-этнографического коллектива в качестве главного канала и звена в процессе реализации гуманистических традиций воспитательного потенциала народной педагогики в условиях социальной трансформации. Исследование позволило обосновать и экспериментально апробировать оригинальную структурно-функциональную модель жизнедеятельности фольклорно-этнографического коллектива.

На защиту выносятся следующие теоретические положения:

1. Положение о реализации воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах как фактора духовно-нравственного и социокультурного воспитания.

2. Трактовка деятельности детского фольклорно-этнографического коллектива в качестве главного канала и звена трансляции воспитательного потенциала и прогрессивных гуманистических традиций народной педагогики, взаимодействующего с семьей и школой.

3. Квалификация структурно-функциональной модели детского фольклорно-этнографического коллектива в качестве критерия для оценки уровня эффективности его деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что раскрытие процесса реализации потенциала народной педагогики применительно к детскому фольклорно-этнографическому коллективу способствует определению места и роли данного социально-культурного института в системе национального воспитания; структурно-функциональная модель оптимального функционирования детского фольклорно-этнографического коллектива позволяет руководителям расширить диапазон деятельности (собирательско-этнографическая, фольклорно-игровая, музыкально-песенная, устное народное творчество, ремесла и прикладное искусство, историко-просветительская, празднично-обрядовая и др.), разнообразить формы, средства, приемы организации деятельности коллектива, ввести активные формы обучения, наметить перспективы развития коллектива; расширить возможности взаимодействия различных социальных групп, поколений в процессе этнической социализации личности; теоретические положения могут использоваться при чтении курса по организации культурно-досуговой деятельности детей, по семейному воспитанию, по этнопедагогике.

Материалы и результаты исследования использованы автором при чтении курса "Методика и организация клубной работы с детьми и подростками" в Омском филиале Алтайского государственного института культуры, при чтении курса "Основы сценарного мастерства" и "Режиссура празднично - обрядового действия" в Харьковском государственном институте культуры, на курсах повышения квалификации клубных работников при проведении практических занятий.

По теме диссертации автором опубликованы.

1. Роль и место народной педагогики в современной системе социализации // Проблемы и перспективы развития досуговой деятельности. Тезисы межвузовской конференции- Омск, 1991,- С.51-52.

2. Использование В.А.Сухомлинским народных традиций воспитания и педагогика досуга // От уникального эксперимента В. А.Сухомлинского к педагогическому творчеству учителя. Тезисы областной научно - практической конференции,- Омск, 1991,- С.82-84.

3. Проблемы использования детского фольклора в организации досуговой деятельности // Дети и народные традиции. Материалы Пятых Виноградовских чтений,- Сб.ст.- Ч.1.-Челябинск, 1991.-С.152-1 55.

4, Гуманистические традиции народной педагогики // Человек в изменяющемся мире. Материалы научной конференции в 3 ч -Санкт-Петербург, 1993.- ч.2. С.68-70.

5. Этническое поле как психическая сторона народной педагогики в современной социокультурной ситуации. //Социально-психологические проблемы человека в современной социокультурной ситуации. Материалы научной конференции,- Санкт-Петербург, 1994,- С.27-28.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем исследовании мы рассмотрели проблему, которая обусловлена социальной потребностью в использовании потенциала народной педагогики, возросшим интересом народов к своему культурно-историческому прошлому и недостаточно научным обеспечением, позволяющим получить теоретические и практические данные для воздействия на развитие этого процесса по пути нравственного, духовного совершенствования общества в целом и личности в частности.

Нашей целью явилось выработка и обоснование теоретических, организационно-методических положений, которые бы способствовали совершенствованию деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов в процессе реализации воспитательного потенциала народной педагогики.

Для этого нами были изучены различные концепции по проблемам национальной традиционной культуры, по народному воспитанию, этнопедагогике, рассмотрен феномен народной педагогики и ее факторы, определены гуманистические традиции украинской народной педагогики, выявлена специфика деятельности детских фольклорно - этнографических коллективов, разработана структурно-функциональная модель жизнедеятельности детского фольклорно-этнографического коллектива, исследована динамика направленности участников коллектива в условиях функционирования этой модели.

Н а основе рассмотрения исторического развития феномена народной педагогики и теоретического осмысления русского самосознания, психологии народа в работах философов, этнографов, историков мы пришли к выводу о том, что народная педагогика и ее воспитательный потенциал есть феномен сознания народа.

Педагогические учения, их анализ позволили нам выявить гуманистическую сущность народной педагогики и исторически обусловленную потребность в осмыслении народного опыта воспитания.

Этнографический подход в исследовании ученых по народной педагогике позволил выделить этническое содержание народной педагогики.

Исходя из концепции этноса /Ю.Бромлей, Л.Гумилев/ и исследований этнографов, педагогика этноса есть феномен этнического сознания, развивающаяся, динамическая форма сознания, в которой переплетены социальные и этнические линии, язык, обычаи, материальная культура, наличие религиозной общности, традиции, этническое поле, оригинальный стереотип поведения людей в процессе обучения и образования подрастающего поколения есть факторы педагогики этноса, а пассионарии, их образы служат у разных народов идеалами, на которых воспитывается молодое поколение

Анализ работ ученых по народной психологии, социальной и этнопсихологии расширил понимание механизмов реализации воспитательного потенциала народной педагогики и позволил выделить следующие механизмы: стереотипизация, уникализация, историософия, этнолингвосоциализация, воссоздание историко-культурной этнической среды.

Рассматривая педагогику этноса не только как феномен сознания, самосознания, но и как феномен бессознательного, мы обратились к постановке проблемы ментальностей в работах ученых французской школы и отечественной. В контексте изучения истории ментальностей народная педагогика выступает как феномен бессознательного, а ментальности можно рассматривать как один из факторов народной педагогики.

Анализ социологического подхода в исследовании народной педагогики позволил определить народную педагогику как феномен общественного сознания и психологии.

В исследовании был сделан вывод о том, что в целом концепция народной педагогики сложилась и факторами народной педагогики являются: родной язык, история, характер народа, его национальные особенности, этническое поле, ментальности, обычаи, фольклор, игры, народные приметы, праздники, народное искусство, ремесла, семейно - бытовая культура, народный календарь, религиозные воспитательные традиции, труд.

Воспитательный потенциал народной педагогики определяется в работе как интегральная характеристика всех духовно-нравственных составляющих, заложенных в народном опыте воспитания, обучения подрастающего поколения, хранящихся в традициях, фольклоре, празднично-обрядовой культуре, прикладном искусстве, ремеслах и других элементах народной культуры, совокупность возможностей, могущих проявиться при определенных условиях.

Анализ состояния деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов позволил сделать вывод о том, что в современных условиях трансформации общественных отношений детский фольклорно-этнографический коллектив получает статус главного канала и звена трансляции воспитательного потенциала и прогрессивных идей народной педагогики, а также выделить следующие положения:

1/ Детские фольклорно - этнографические коллективы на Украине являются одним из элементов системы национального воспитания.

2/ Фольклорно - этнографические коллективы различаются: а/ по характеру деятельности: собирательско - этнографические, фольклорно - исполнительские с собирательской деятельностью, концертно - исполнительские с использованием фольклорного материала; б/ по преобладающей художественной специализации: музыкально - песенные, театральные, декоративно - прикладного искусства, устного поэтического творчества и др. в/ по месту расположения: коллективы Слобожанщины, Западной Украины, сельские, городские.

3/ Состав коллектива не ограничивается руководителем и участниками, детьми - постоянными членами коллектива. По степени проникновения в народную традицию можно выделить схему: учителя, знатоки народной традиции --- руководитель --- участники коллектива --- родители, друзья, ближайшие родственники окружающие, временно вовлеченные в какую - либо деятельность.

4/ Руководитель коллектива есть педагог, владеющий знаниями по народному воспитанию, профессионал в какой -либо художественной специальности.

5/ Дети, участники коллектива являются сами носителями народных традиций при достижении определенного уровня развития творческих способностей, уровня самосознания.

6/ Функции фольклорно - этнографических коллективов: познавательная, образовательная, креативная (развивающая творческие способности); пропагандистская; рекреативная; трансляционная ( функция по сохранению, воспроизведению и развитию гуманистических традиций народной педагогики);

7/ Методом реализации воспитательного потенциала является освоение народной художественной традиции. Технологию реализации воспитательного потенциала можно представить в виде схемы: накопление, собирание, изучение элементов --- адаптация, обработка, интерпретация, соединение элементов --- оживление, воссоздание художественной традиции в результатах какой - либо деятельности.

Поскольку исследование проводилось на материале Украины мы рассмотрели историко-этнографические сведения, исследования ученых по украинской народной педагогике, дали характеристику основных положений современной концепции национального воспитания, принципов, основных направлений национального воспитания, которые развивают гуманистические традиции украинской народной педагогики, способствуют формированию народного миропонимания, этнического сознания.

Во второй части работы теоретически обосновали структурно-функциональную модель оптимальной гармоничной жизнедеятельности детского фольклорно-этнографического коллектива, раскрыли основные компоненты, возможности по обеспечению трехступенчатой модели воспитания и изложили ход, результаты экспериментального исследования по апробации данной модели.

Гипотеза экспериментального исследования, которая содержала предположение о том, что эффективная реализация воспитательного потенциала народной педагогики возможна в условиях функционирования структурной модели детского фольклорноэтнографического коллектива, была подтверждена результатами эксперимента. Эксперимент показал, что у участников коллектива, который работал в условиях функционирования модели была зафиксирована наиболее выраженная динамика направленности на усиление конкретно-исторических ценностей гуманистической ориентации, на возрастание творческих способностей, на расширение знаний по истории, природе родного края, семейно-бытовой культуре, традициям, праздникам, обрядам, фольклору, по сравнению с участниками контрольной группы, коллектив которой работал в обычных условиях. Результаты экспериментального исследования подтвердили гипотезу исследования в целом.

В целом работа, теоретическая и экспериментальная части позволили решить цель данного исследования.

Дальнейшие исследования по рассматриваемой нами проблеме, могут быть связаны с изучением элементов народной культуры, содержащих воспитательный потенциал, позволяющих дополнить структурно-функциональную модель жизнедеятельности детского фольклорно-этнографического коллектива. Заслуживает внимания ученых феномен этническое поле.

В настоящее время любое соприкосновение с традиционной, народной педагогикой учит вкусу и такту, мере и соразмерности, гармонии в природе, в жизни и в обществе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Макушина, Елена Борисовна, Санкт-Петербург

1. Автономова Н.С„ Караулов В.Н., Муравьев Н.А. Культура, история, память // Вопросы философии,- 1988,- № 3. С.77.

2. Аксаков И.С. Сочинения И.С. Аксакова. М.:Типография М.Г. Волчанова, 1986,- 332 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник 2 изд - М.: МГУ, 1996. - 432 с.

4. Андрейчук Н.М. Регуляция социально-психологической атмосферы клубной аудитории: Автореф. дис. . канд. пед. наук,- Л., 1990. -15с.

5. Анисов М.И. Изучение народной педагогики как средство осознания общности педагогических культур разных народов // Межнациональные отношения и национальная политика в СССР: Тез. докл. Омск, 1990,- С. 28-29.

6. Арнаутова Ю.Е. Ментальность в средние века: методологические и содержательные проблемы // Культура и общество в средние века в зарубежных исследованиях,рефер. сб.- М., 1990,- С. 18-23.

7. Артановский С.Н. Этноцентризм и "возврат к этичнocти,,: концепция и действительность // Этнограф, обозр,-1992.- №3. -С.15-22.

8. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока,- Якутск: 1979. С.111.

9. Афанасьев Ю. Память, история // 50/50 Опыт словаря нового мышления,- М.: Прогресс, 1989. -С.444.

10. Ю.Белов В. Лад: очерки о народной эстетике.-Архангельск, 1985.-146 с.

11. П.Багалий 1стор1я Слобщськой Украши.-К.: 1991. -244с.

12. Бердяев Н.А, Русская идея // Вопросы философии.-1990.№ 1-2

13. Бердяев Н.А. Самопознание. -Д.: Лениздат,1991. 398 с

14. Бердяев Н.А. Судьба России. -М: Философское общество СССР, 1990.-240 с.

15. Бердяев Н.А. Философия неравенства.-М: ИМА Пресс, 1990.-288 с.

16. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX- начала XX в. -Л.: Наука, 1988.-280 с.

17. Беронтайте И.Ю. Народные календарные праздники и обряды современной культурно-просветительной работе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Л.,1989.-18 с.

18. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М: Политиздат,1 989.-272 с.

19. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. -М: Мысль, 1990.-391 с.

20. Булашев Г. Украинский народ у CBoix легендах, релтйних поглядах та в1руваннях: Космогошчш укр. народ. Погдяды та в1рування. -К: Дов1ра. 1992.-414 с.

21. Булгаковский Д., Пинчук Г. Песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья и местный словарь: этнографический сборник. СПБ., 1890,-302 с.

22. Быт великорусских крестьян-землепашцев/ Этнографическое бюро В.И. Тенишева. С-П.1993,- 253 с.

23. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.,1983.-45 с.

24. Ввдение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского .М.: Академия, 1 996.-496 с.

25. Виноградов Г С. Народная педагогика.-Иркутск, 1920.-38 с.

26. Внешкольные учреждения. / Под ред. JI.K. Балясной. М.: Просвещение, 1973,-189 с.

27. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. -Чебоксары,1956,-112 с.

28. Волков Г.Н. Этнопедагогика,- Чебоксары,1974.-376 с.

29. Вундт В. Проблемы психологии народов.-М. 1912,- 112 с.

30. Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Славянофильство. Его национальные истоки в истории русской мысли // Вопросы философии,-1966,-с. 120-130.

31. ЗГГашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Баку, 1970.-16 с.

32. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.-М.: Прогресс. 1990. -496 с.

33. Гумилев Л.Н. Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Соц. Исследования,-1 992.-С.50-57.

34. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. / -Л.: Ленинградский у-т, 1989.-496 с.

35. Гумилев Л.Н. Этнос, культура. Время // Декоративное ис-во. 1989 №3, С.39

36. Гуревич А.Н. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы.-М.: 1989.-с. 72-76.

37. Дети и народные традиции: пятые Виноградовские чтения: Сб. ст. 4.1,4.2,- Челябинск,1991.

38. Детский фольклор. Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. / Методические реком. М.: ВНМЦ НТ КПР, РОНМЦ НТ и КПР. 1987.-24 с.

39. Дреев О.Н. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Автореф. дис. . канд. псих. наук. -Л.,1982.-16 с.

40. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности: Учеб. Пособие.-М.: Просвещение. 1982, -158 с.

41. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в пятнадцати томах,- Л.: Наука, 1993.

42. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические вопросы клубной работы: Учеб. Пособие / Ленинград, гос. и-т культуры. Л.,1976.-146 с.

43. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками: Учеб. пособ.-М.: Просвещение, 1982.-150 с.

44. Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М.% Прогресс- Академия, 1992.-376 с.

45. Игнатенко П.Р., Руденко Ю.Д. Нац. Система виховання // Рад. школа. 1991. №7. С 49-55.

46. Изатуллоев Р.И. Развитие гуманистических традиций в этнопедагогики: Автореф. дис. . канд. пед. наук . Л.,1993,-16с.

47. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана.- М.:Педагогика. 199 1.- 256 с.

48. Иконникова С.Н. народные традиции и современная культура // Взаимодействие форм культуры в духовной жизни общества.-Сб. н . тр . ЛГИК, 1986.-С.49.

49. Иларион. Митрополит. Дохристиянсью в1рування украшского народу: Ист. религ, моногр.-К.: ЛГ "Обереги". 1991.-424 с.

50. Интернациональные традиции русской культуры: Сб . Науч. Тр. Ленингр . гос . ин-т культуры. 1991. -162 с.

51. Каган В.Е. Тоталитарное сознание в изменяющемся мире // Человек в изменяющемся мире. Материалы науч . конф. Сб., 1993.-С.35-36.

52. Каргин А.С. Хренов И.А. Фольклор и кризис общества.-М.: Гос . центр рус . фол-ра,1983.-164 с.

53. Касьянова К. О русском национальном характере. -М.: Ин-т национ., модели эконом., 1994.-367 с.

54. Калантаров А.А. Этнопедагогика как средство формирования культуры семейного досуга: Автореф. дис. . канд . пед . наук. -Л., 1992.-16 с.

55. Календарь здоровья и природы / Сост. В.В. Россихин .-Харьков: РИП "Оригинал",1992.-76 с.

56. Кикоть А.А. Художественно-массовая деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников: Дис. . канд . пед . наук. -Киев, 1993.-183 с.

57. Кирсанов В.В. Самоутверждение подростков в сфере свободного времени / психолого-педагогический аспект /: Автореф. дис. . канд . пед . наук. -Л., 1992.-16 с.

58. Ключевский В.О. Благодатный воспитатель русского народного духа. Угунс: Латвийское об-во Рериха, 1990.-С.52-57.61 .Ключевский В О. Два воспитания // Сочинения в девяти томах. Т.9. Материалы разных лет / Под ред . В.Л. Янина, М.:Мысль, 1 990,

59. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории,- М.: Наука, 1968,- 300 с.

60. Комарова Г.А. Этнография детства // Сов. Этнография.-1985.-№2, С. 159-161.

61. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. и прим. А.А.Красовского. М.: Учпедизд, 1955.-650 с.

62. Кон И.С. Введение // Этнография детства: Сб ст.- М.: Наука, 1983. С. 2-10.

63. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.-72 с.

64. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.-М.: Высшая школа, 1990.-208 с.

65. Конович А.А. Театрализация в празднично-обрядовой культуре /педагогический аспект/: Автореф. дис. . докт . пед . наук . Л.,1991,-40 с,

66. Концепция госуд. национальной политики Российской Федерации // Российская газета: -1996,- 4 июня.

67. Концепция национального виховання // Освита: 1994 , 26 жовтня.

68. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко, под общ .ред . А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М: Политиздат, 1 985.-45 1 с.

69. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ . ст . и прим. А.Ф. Некрыловой. М.:Правда,1989,- 495 с.

70. Кузнецова Л.В, Гармоничное развитие личности младшего школьника: Кн . для учителя. -М.: Просвещение,1988. -224 с.

71. Лазарева Л.Н. Фольклорно-игровые традиции как основа совершенствования массовой культпросветработы / на примере массового праздника /: Дис. . канд . пед . наук. -Л.,1 985 .-243 с.

72. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии 1990.-С. 3-6.

73. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. Психологические характеристики некоторых типов школьников ,-М.: АПН СССРЛ960,-272 с.

74. Лутанский В.Д. Теория и практика повышения воспитательного потенциала досуга молодежи рабочих общежитий: Автореф.: дис. . докт . пед . наук. Л., 1990.-40 с.

75. Лучшие психологические тесты,- Петрозаводск: Петроком,-М.,1992 .- 316 с.

76. Любимов П.С. Практикум по экспериментальной психологии.-М.,1936. С 113-115.

77. Марков А.П. Духовная культура России: социально-педагогические проблемы саморазвития: Автореф . дис. . докт . пед . наук. -Л., 1993.-40 с.81 .Мараховский Г. Чему научишь то и получишь // КПР,- 1989. -№1 С. 11-14.

78. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традициях, обычаях и обрядах XIX нач. XX в. -М.: Наука, 1984.-215 с.

79. Мацейкив Т.П. Народные традиции трудового воспитания подрастающего поколения и их использование в современных условиях / на мат. Украины / : Дис. . канд . пед . наук. -Киев, 1988,159 с.

80. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.-320 с.

81. Мережковский Д.С. В тихом омуте: статьи и исследования разных лет / -М.: Сов . писатель, 1991,- 496 с.

82. Мид М. Культура и мир детства. -Д.: Наука, 1988. 396 с.

83. Мир детства и традиционная культура. Материалы 3 чтений памяти Г.С. Виноградова / Сост. В.М. Григорьев, М.А. Мухлынин. -Л.: Мин-во культуры РСФР, 1990. -176 с.

84. Мир детства: младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. Отв. ред. В.В. Давыдов. -2-е изд., доп . М.: Педагогика, 1988. -272 с.

85. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. -М.: Наука, 1991, вып. 4- 172 с.

86. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. Педагогика,- 1990. -С. 41-47.

87. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII нач. XX века .- 2-е изд., доп,-Л.: Искусство. 1988. -215 с.

88. Нобатов И. Народное ис-во как фактор худ воспитания школьников / на материале туркм. ковроделия /: Дис. . канд . пед наук. -М.: 1987, 176 с.93.0сорина М. Детский фольклор зачем он нужен ? // Знание -сила, -1985. -№ 4. С. 1 1 - 20.

89. Паршин Ю.М. Народный календарный обрядово-праздничный цикл как средство развития социокультурной активности по месту жительства: Автореф . дис. . канд . пед . наук. -Л., 1989. -16 с.

90. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность: социально-психологические проблемы. -М.: Политизд. 1978, 240 е.

91. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль. 1971,- 351 с.

92. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. -Л.: Наука, 1981. -192 с.

93. Педагогическая энциклопедия. -М.: Пед. энциклопедия. Т.З, 1966.-С. 35.

94. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения в 3-х томах / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1965. -635 с.

95. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения,- Д.: Наука, 1979,- 232 с.

96. Понятия, принципы, категории / Под ред. Б.Д. Парыгина: Сб . н . тр. Д., 1975, -198 с.

97. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. -232 с,

98. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские / в связи с историей этнографией, педагогикой и гигиеной /. -2-е изд. испр. и допол. М.,1 885. -358 с.

99. Проблемы способностей в советской психологии: Сб . науч . тр. НИИ общ . и пед . психологии. Редкол.: А.А. Бодалев, A.M. Матюшкин, и др. М.:НИИОП, 1984. -144 с.

100. Психоматический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект. / Д. Пибоди, А.Г. Шмелев, М.К. Андреева, А.Е. Граменицкий // Вопросы психологии. 1993. -№3,- С. 101-109.

101. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под ред . Б.Д. Парыгина, Д.: Наука, 1986. -240 с.

102. Рожанский М. Ментальность // 50/50. Опыт словаря нового мышления,- М.: Прогресс, 1989. -460 с.

103. Руденко Ю.Д. Народная педагогика и B.C. Сухомлинский. // Сов. Педагогика,- 1991. -№ 11. С. 103-106.

104. Руднев В.А. Древо жизни: об истоках народных и регилиозных обрядов,- Д.: Лениздат, 1989. -160 с.

105. ПО.Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики / логико-исторический аспект /: АВД. -М., 1980. -С. 6-8.

106. Русские: семейный и общественный быт. -М.: Наука, 1989. -336с.

107. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. -М.: Книга принтшоп, 1990. -616 с.

108. Руссо Ж.Ж. Собрание сочинений. СПб. Изд . и ред. H.J1. Тиблена, 1966. -Т.1 Теория воспитания. 636 с.

109. М.Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. -М.: Наука, 1987. -784с.1. 5.Семенов В.Д. Народная педагогика как вид народной культуры общества // Духовное производство и народная культура. Свердловск, 1988. -С. 117-129.

110. Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. -М.: АН СССР, ин-т этнографии, 1978. -216 с.

111. Ситникова С.А. Фольклорная самодеятельность как фактор возрождения традиционной художественной культуры: Дис. . канд . пед . наук. -Л., 1992. -170 с.

112. Смирнова Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: Дис. . докт . пед . наук. -J1., 1989. -С. 15.121 .Смолицкий В.Г. Русь избяная. -М.: Гос . респ . центр русского фольклора, 1993. 104 с.

113. Снегов И. Народные воззрения на учение и воспитание. Спб.,1 896. -С. 15.

114. Современные фольклорные коллективы в городе. Методические рекомендации / Сост. АС. Кабанов, -М.: Мин-во культуры РСФСР. -1986. -34 с.

115. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований // Сов . этнография. 1983. -С.34-35.

116. Соколов Э.В. "Душа народа" и общественный уклад жизни. "Душа России". // Патриотические традиции русской культуры: Сб научн . тр. -СПб: ин-т культуры, 1983. -С.9-39.

117. Соловейчик С.Л. Воспитание творчеством. -М.: Знание. 1978,97 с.

118. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. -М.: Мысль, 1988. -Т.1,892 е., Т.2. 822 с.

119. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ . ред., сост. и пред. А.Ю. Согомонов: Пер . с анг. -М.: Политиздат, 1992,543 с.

120. Становись и занимай свое место в природе // Наука и религия, 1991. -№2. С. 50-56.

121. ЗО.Стельмахович М.Г. Мудркть народно! педагопки .-К.: Знания,1971. -46 с.13 1 Стельмахович М.Г. Народне дитинознавство. -К.: Т-во Знания Украши, 1991. -48 с.

122. Стельмахович М.Г. Народна педагогика. Киев:Рад . шк., 1985. -312 с.

123. Субботский Е.В. Детство в условиях разных культур // Вопросы психологии, 1979. -С.140-144.

124. Сумцов М.Ф. Слобожане. Историко-этнографические сведения. К.: Знание, 1983. 178 с.

125. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. -Киев, 1980.

126. Сухомлинский В.А. О воспитании.-М.: Политиздат, 1988.-270с.

127. Сущенко Т.И. Педагогический процесс во внешкольных учреждениях: Учеб. метод . пособие.-Киев, Рад . шк., 1986, -1 16 с.

128. Тайлор Э.В. Первобытная культура. Пер с анг., -М.: Полтиздат, 1989. -583 с.

129. Тангад Д. Народная педагогика // Монголия,- 1988. -№11,-С.35-36.

130. Титов Б.А. Досуговое объединение как фактор социализации детей, подростков и юношества: Дис. . докт . пед . наук. -Л., 1994. -326 с,

131. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии,- 1990. -№9. С.3-8.

132. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.-320 с.

133. Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб . ст. / Под ред. И.С. Кона. -Л.: Наука, 1988. -256 с.

134. Триодин В.Е. Теоретические основы воспитательной деятельности советского клуба: Автореф. дис . . докт . пед . наук. -Л.,1985. -40 с.

135. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.-М.: Просвещение, 1988. -280 с.

136. Мб.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. -М.:1. Педагогика, 1990. -Т.5,6.

137. Украшци: народш вфування, пов1рья, демонолопя. -Киев: Либшь, 1992. -638 с.

138. Философский энциклопедический словарь. -М.: Наука, 1989. -680 с.

139. Фольклор: поэтика и традиция: Сб . науч . тр. М., 1982. -160с.

140. Фрейд 3. Сознание и бессознательное // Избранное. -М.: Внешторгиздат, 1990. -380 с.

141. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет. -М.: Политиздат, 1989. 559 с.

142. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. пособ. -М.: Просвещение, 1986. -160 с.

143. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. -Казань, 1967,- 1 58 с.

144. Харьковский сборникъ. Научно-литературное приложение к харьковскому календарю на 1887 г. Выпуск 1,1887. -Харьков: Типография Губернского Правления. С. 72-86.

145. Христова Е.Л. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1988. -16 с.

146. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма /Сост.,вст. ст. и прим. В.Ю. Проскуриной. -М.: Правда, 1991. -556 с.

147. Человек в изменяющемся мире: социальные и психологические проблемы. Материалы научн. конференции в 3-х частях. -СПб: СПб гуманит . у-т профсоза. 1993.

148. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л.: Наука, 1986. 304 с.

149. Шацкий С.Т. Работа для будущего.: Докум . повествование: Кн для учителя / Сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. -М.: Просвещение,1989. -223 с.

150. Шевченко И.И. Фольклор в педагогической и музыкально-просветительной деятельности Е.Э. Линевой: Автореф . дис . . канд . пед . наук. -Л.,1993. -16 с.

151. Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление: Автореф . дис. . канд . пед. наук. -Челябинск, 1984. -40 с.

152. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика. 1978.-304 с. 163.Эстетическое воспитание в семье: Сб . ст. / Общ . ред. В.А. Разумного. -М.: Искусство, 1973. -160 с.

153. Этнические и социально-культурные процессы у народов СССР: Всесоюзная науч. конф. Тезисы докл. Омск: Омск . ун-т,1990,- 1,2 книги.

154. Якуб С.К. Вспоминая забытые игры // Б-ка в помощь с . к . раб-ку, 1989. №7.-С.1-32.

155. Яновский М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод . пособие для учителей и воспитателей. -М.: Просвещение, 1974. -128 с.

156. Beta К. Die russische Seele: Vom Denken, Fuhlen u. Beten des russischen otthodoxen christen. - Wien: Herold, 1988. - 160 s.

157. Genevois G. Etno-psichoiogie des communications et pedagogie // Rev. fr. de pedagogie, P, 1992. - N 100. - S. 81-103.

158. Krupkova Tradice a etnografie: К uloze tradice ve vyvoji kultury. Pr . Univ. Karl ova, 1991. - 125 s.

159. Wundt Wilhelm. Volkerpsychologie. Т. 1. Leipzig, 1911. -302 s.i p v к тур но- ф у н к ц и о и а ль пая м оде пь д ei с к о го ф о ль кло р и о -т н о графим е с к о го к о п л е к т и в а