автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Технология развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе
- Автор научной работы
- Самойлова, Александра Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Технология развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе"
На правах рукописи
Самойлова Александра Васильевна
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В ФОЛЬКЛОРНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
13.00.05. - теория, методика и организация социально-культурной деятельности
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
12 ДЕК 2013
Казань-2013
005543279
Диссертация выполнена на кафедре социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»
Научный руководитель:
Еникеева Алсу Рашидовна
кандидат педагогических наук, доцент
Официальные оппоненты:
Сафаралиев Бозор Сафаралиевич доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»;
Камалова Ильмира Фуатовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории искусств и мировой художественной культуры ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Пермская государственная академия искусства и культуры»
Защита состоится «27» декабря 2013 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д.210.005.03 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 420059, г. Казань, Оренбургский тракт, д.З, зал диссертационного совета.
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» и на официальных сайтах http://www.kazguki.ru и http://www.vak2ed.gov.ru.
Автореферат разослан «27» ноября 2013г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент
Р.И.Турханова
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. В современной социальной ситуации, когда в России стабилизировались экономические процессы, был сделан необходимый обществу поворот к культурному развитию нового государства, основанного на системе общечеловеческих ценностей, преданных забвению в определенные исторические периоды. Сегодня в культурных процессах устойчиво просматривается тенденция обращения народов России к своему историческому прошлому, истокам самобытности, преемственности их развития. Россия была и остается уникальным полиэтническим государством, в котором обеспечивались сохранение, взаимообмен, взаимообогащение культурных традиций. В этом культурном синтезе сформировалась особая культурная идентичность, ориентированная на традиции народной культуры, понимающая и уважающая культуры других народов.
Культурно-политическая значимость рассматриваемого вопроса подтверждается обращением главы государства В.В. Путина к представителям различных политических течений в дискуссии о российской идентичности. В своем обращении президент России заявил, что страна не может двигаться вперед без культурного и духовного самоопределения. При этом ей не подходит как идеология советского времени, монархизм и фундаментальный консерватизм дореволюционной России, так и западный ультралиберализм. Таким образом, особую актуальность приобретает проблема культурной идентичности как всей страны, так и каждой личности.
Намеченная сегодня стратегия культурной политики государства подготовлена целым рядом политических заявлений и правительственных документов. Разработана Федеральная целевая программа «Культура России» (2012 - 2018 годы), согласно которой 2014 год объявлен в России «Годом культуры», создаются российские и международные фонды поддержки культуры. ЮНЕСКО, СИОФФ, ИНСИТА в документах «О культурном разнообразии», Конвенции о сохранении нематериального культурного- наследия, «Рекомендации по поддержке и сохранению фольклора» обращаются к государствам с призывом об оказании содействия народной культуре, фольклору.
Фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Воспроизводимая в фольклоре посредством слова, музыки, действия картина мира, задает подрастающему поколению ориентиры в окружающем его культурном пространстве, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом. На
наш взгляд, фольклорные творческие объединения являются одними из немногих носителей, распространителей культурных традиций. Эти творческие коллективы приобщают подрастающее поколение к преемственному развитию культурной идентичности полиэтнического российского общества, в котором Республика Татарстан является примером толерантности и межнационального взаимодействия самобытных культур.
Степень разработанности проблемы. Сложности социально-культурного развития в современный период не снизили научного интереса к проблемам культурной идентичности, традиционной культуре. Данные проблемы изучались большим кругом ученых в области философии, педагогики, психологии, культурологии, искусствоведения, социально-культурной деятельности:
- философские идеи о роли народной культуры в духовном совершенствовании человека, о ценности и самобытности культурных традиций разных народов: Н.А.Бердяев, Л.Н.Гумилев, В.В.Зеньковский, М.С.Каган, П.Ф.Каптерев, Д.С.Лихачев, К.Д.Ушинский и др.;
проблемы идентичности, культурной идентичности, идентификации: А.Н.Аринин, В.М.Михеев, Г.У.Солдатова, З.Фрейд, А.С.Хомяков, Э.Эриксон, К.Л.Япринцева;
- разработки народной художественной культуры, народной педагогики и музыкального образования: Э.Б.Абдуллин, Т.И.Бакланова, Г.Н.Волков, А.С.Каргин, Л.И.Михайлова, О.П.Радынова и др.;
исследование воспитательной роли детского фольклора: Г.С.Виноградов, О.И.Капица, С.М.Лойтер, М.Н.Мельников, Г.М.Науменко;
методологические исследования социально-культурной деятельности: А.А.Ариарский, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, ВБ.Туев, Н.Н.Ярошенко и др.;
- разработки педагогических технологий: П.Р.Атутов, В.П.Беспапько, М.В.Кларин, В.М.Монархов, В.Ю.Питюков, Г.К.Селевко, В.В.Юдин и др.;
- разработка технологий социально-культурной деятельности: Е.И.Григорьева, А.А.Жаркова, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Г.Н.Новикова и др.;
исследования, посвященные педагогическому потенциалу культурно-досуговой деятельности: Л.С.Жаркова, М.С.Максютин, Р.Г.Салахутдинов, П.П.Терехов, Р.И.Турханова, Д.В.Шамсутдинова, Н.Н.Ярошенко и др.
Автором были изучены и обобщены научные исследования, касающиеся культурной идентичности, этнокультурных традиций, технологий социально-культурной деятельности, представленных в кандидатских и докторских диссертациях Е.Г.Борониной, А.Ю.Быстровой, А.Р.Еникеевой, Т.С.Есаян, И.Г.Ивановой, Е.И.Казаковой, Л.А.Нагорновой, О.Ю.Остапчук, Е.А.Соловьевой, А.Н.Чуксина, О.С.Щербаковой, З.МЛвгильдиной и др.
Анализ философских, психолого-педагогических, социологических, культурологических и искусствоведческих исследований свидетельствует о достаточно пристальном внимании современной науки к различным аспектам культурной идентичности как качеству личности и социально-педагогическому процессу ее развития в поликультурной общности России. Однако культурная идентичность как педагогический процесс интеграции личности в традиционную художественную среду социально-культурного творчества не исследовалась.
Не достаточно изучены и определены место и роль фольклорных форм художественной деятельности детей и молодежи в условиях полиэтнических регионов России. Не выявлены содержание и технологии интеграции традиционных форм фольклорного творчества в систему современной организации досуговой социально-культурной деятельности.
Теоретический анализ исследований и изучение состояния культурной идентичности детей в коллективах традиционного фольклорного творчества позволили обнаружить следующие противоречия:
- между возросшей в современных условии значимостью развития традиционной российской идентичности молодого поколения и его ориентацией на образцы массовой культуры;
- между актуальной необходимостью преемственного развития традиционной российской культуры и отсутствием действенных механизмов его обеспечения в условиях культурно-досуговой среды;
- между значительно развивающим потенциалом фольклорных форм художественной деятельности и слабой теоретико-методической базой его организации и использования в социально-культурной деятельности;
- между востребованностью современной практики эффективного содержания и действенностью технологий развития культурной идентичности детей в условиях социально-культурной деятельности и недостаточной разработанностью адекватного научно-методического обеспечения.
На основании выявленных противоречий обозначена проблема исследования, заключающаяся в обосновании эффективной технологии развития культурной идентичности детей в досуговых видах фольклорного творчества.
В соответствии с обозначенной проблемой была определена тема исследования: «Технология развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии развития культурной идентичности детей и условия ее реализации в фольклорном коллективе.
Объект исследования: процесс развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.
Предмет исследования: педагогические условия и технология развития культурной идентичности детей.
Гипотеза исследования: эффективное развитие культурной идентичности детей будет обеспечиваться, если:
- феномен культурной идентичности рассматривать в качестве основания диагностического целеполагания, выбора и структурирования содержания адекватного закономерностям культурной идентичности;
- творческий процесс в фольклорном коллективе интегрирует в художественной деятельности поисковые, сравнительные, оценочные, идентификационные, преобразовательные и исполнительские действия детей;
- педагогическими условиями являются: развивающая фольклорная среда; систематическое обогащение содержания репертуара, представленного как этнографический подлинник в его региональной специфике; ценностно-ориентационное единство фольклорного коллектива; творческая самореализация, стимулирующая активность детей в процессе приобщения и воссоздания духовных ценностей фольклора.
Цель, объект, предмет и сформулированная гипотеза позволили определить задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа объекта и предмета исследования определить сущность, состав, структуру и особенности феномена культурной идентичности.
2. Обосновать педагогический потенциал технологий социально-культурной деятельности в развитии культурной идентичности детей.
3. Разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение и выявить условия реализации технологии развития культурной идентичности детей.
4. Разработать и апробировать модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.
Методы исследования, использованные в работе: теоретические -анализ, синтез, сравнение философских, педагогических, психологических, социологических, эстетических, музыкальных, фольклористических и научно-литературных источников по теме исследования; изучение и анализ педагогического опыта работы, учебных программ, планов занятий с фольклорными ансамблями; моделирование; эмпирических - опрос, наблюдение, тестирование, ранжирование; педагогического проектирования; констатирующий и формирующий эксперимент.
Экспериментальной базой по внедрению модели развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе явилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №20» Приволжского района г. Казани.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2006-2010гг.) в процессе теоретического осмысления темы была изучена литература по философии, педагогике, психологии, социально-культурной деятельности; выявлялось современное состояние культурной идентичности детей. Исследовался фолыслорно-этнографический материал русских сёл Республики Татарстан, анализировался опыт участников, полученный в экспедициях. Было осуществлено осмысление цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалась модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, критерии развития культурной идентичности детей.
На втором этапе (2010-2012гг.) проводился формирующий эксперимент, связанный с проверкой гипотезы в практической деятельности фольклорного коллектива «Млада» (г. Казань), в деятельность которого была внедрена модель развития культурной идентичности детей; апробирована авторская программа «Мир фольклора»;, проверялось и уточнялось содержание развития культурной идентичности.
На третьем этапе (2012-2013гг.) проводился контрольный эксперимент, обобщались полученные результаты, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, осуществлялось оформление диссертации, внедрялись в практику результаты и рекомендации исследования.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие «культурная идентичность» - осознание своего «я» как субъекта культуры, которое связано с устойчивым включением личности в смысловые концентры культуры с их языковыми формами, традициями, ценностями, ориентирами поведения, выявлены его сущность, состав и структура;
определены методологические основания технологии, обеспечивающие целостность развития культурной идентичности детей;
- выявлены адекватные фольклорным формам художественной деятельности технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, особенности содержания, представленного ценностным, личностным, деятельностным компонентами;
обоснована и разработана технология, обеспечивающая эффективное развитие культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, включающая исходные методологические основания, исследуемые результаты развития детей, диагностически определяемые цели и содержание; поисковые, сравнительные, оценочные, идентификационные, преобразовательные и исполнительские действия детей и ее методическое обеспечение;
- разработана модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, в структуру которой входят диагностически определяемые цели, адекватное содержание, целостная организация методов, средств, форм фольклорного творчества, педагогические условия эффективной реализации технологии развития культурной идентичности детей;
- разработана и экспериментально проверена технологическая карта четырех модуле организации деятельности фольклорного коллектива: фольклорные занятия; фольклорные экспедиции; вечорки; народные праздники, выступления, систематизирующие последовательность технологического процесса;
- выявлены, обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия реализации технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, которые обеспечивают организацию развивающей фольклорной среды; систематическое обогащение содержания репертуара, представленного как этнографический подлинник в его региональной специфике; ценностно-ориентационное единство фольклорного коллектива; творческую самореализацию, стимулирующую активность детей в процессе приобщения и воссоздания духовных ценностей фольклора.
Теоретическая значимость: обоснован процесс развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, выявлены и обоснованы технологии социально-культурной деятельности, обеспечивающие эффективность развития культурной идентичности детей, обоснован механизм обновления содержания и форм фольклорного творчества; предложено методическое обеспечение технологии развития культурной идентичности детей и педагогические условия ее эффективной реализации на практике. Разработана модель развития культурной идентичности детей, в структуру которой входят диагностически определяемые цели, адекватное содержание, целостная организация методов, средств, форм фольклорного творчества, педагогические условия эффективной реализации технологии развития культурной идентичности детей. Предлагаемая модель имеет открытый характер, и общеметодологическое значение, в силу чего она может быть эффективно использована в обосновании развития культурной идентичности групп любой этнической направленности. Теоретические выводы имеют важное методологическое значение для расширения представлений о ресурсах социально-культурной деятельности в развитии культурной идентичности детей.
Практическая значимость: разработанная автором технология развития культурной идентичности детей, ее программно-методическое обеспечение и условия реализации представляют комплекс разработок, обеспечивающих эффективное развитие культурной идентичности. Предложены фольклорно-этнографические экспедиции как действенный механизм систематического обновления и обогащения содержания деятельности фольклорного творчества. Методическое обеспечение представляет собой целостный комплекс разработок (программа «Мир фольклора», учебно-методическое пособие «Игровой фольклор», диск «Бабки и детки», семь выпусков СБ дисков «Фольклорные редкости Республики Татарстан»), которые могут быть использованы в фольклорных коллективах полиэтнического региона.
Научно-обоснованные выводы и практические рекомендации по развитию культурной идентичности детей внедрены в практическую работу автора по руководству творческими коллективами в МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №20» Приволжского района г. Казани и в Казанском государственном университете культуры и искусств.
Результаты исследования будут полезны для включения в теоретические курсы направления подготовки «Народная художественная культура» вузов культуры и искусств в учебные курсы «Теория и история
народной художественной культуры», «Теория и история народного художественного творчества», «Организация и руководство народным художественным творчеством», «Теория и методика этнохудожественного образования».
Достоверность и обоснованность выводов и полученных результатов исследования обеспечивалось целостной методологической базой социально-культурной деятельности, применяемой системы теоретических, эмпирических, проективных и экспериментальных выводов, соответствующих задачам исследования, экспериментальной апробированностью и доказательностью результатов исследования и предлагаемых рекомендаций.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурная идентичность - это осознании своего «я» как субъекта культуры, которое связано с устойчивым включением личности в смысловые концентры культуры с их языковыми формами, традициями, ценностями, ориентирами поведения, позволяющими ребенку не противопоставлять себя другим, не изолироваться, а искать конструктивные общие основы культуры разных народов, обеспечивая преемственность культурных традиций.
2. Модель развития культурной идентичности детей в условиях фольклорного коллектива. Концептуальный блок модели содержит теоретико-прикладные основания моделирования технологизированного процесса, процессуальный блок раскрывает структуру технологии, включающую диагностически определяемые цели, адекватное содержание процессу развития культурной идентичности и фольклорному творчеству, целостную систему методов, средств, форм; критерии и уровни развития культурной идентичности детей.
3. Технология развития культурной идентичности детей и педагогические условия ее реализации в фольклорном коллективе: развивающая фольклорная среда; систематическое обогащение содержания репертуара, представленного как этнографический подлинник в его региональной специфике; ценностно-ориентационное единство фольклорного коллектива; творческая самореализация, стимулирующая активность детей в процессе приобщения и воссоздания духовных ценностей фольклора.
4. Методическое обеспечение технологии развития культурной идентичности детей представлено программой «Мир фольклора», целостно погружающей в механизмы культурной преемственности (обряды, обычаи,
ритуалы, праздники) и фольклорные формы художественной деятельности, способствующей развитию культурной идентичности детей.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключ ения, списка литературы, приложения.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Б первой главе «Теоретико-методологические основы развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе» на основе теоретического анализа исследования выявляется сущность, состав, структура и особенности феномена культурной идентичности; рассматриваются теоретические основы понятия технологии социально-культурной деятельности. Обосновывается и разрабатывается модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.
Под культурной идентичностью в данном исследовании понимается осознание человеком своего «я» как субъекта культуры, которое связано с его устойчивым включением в вычлененные культурой смысловые поля с их языковыми формами, ценностями, традициями, ориентирами поведения.
В повседневной жизни специфические особенности своей культуры воспринимаются как данность, заметными и очевидными они становятся при встречах с представителями других культур «свой» — «чужой», через осознание которых происходит становление культурной идентичности. В данном аспекте культурная идентичность может быть понята и использована по-разному: как момент общекультурной интеграции, сохраняющей этническое своеобразие, и как момент дезинтеграции, культурной изоляции, это тупиковый путь, который приведет к индивидуализации и гибели культуры. Поэтому в развитии культурной идентичности детей считаем необходимым не противопоставлять, а искать то общее, что объединяет культуры разных народов. Такими особенностями культуры являются духовно-нравственные, мировоззренческие ценности (отношение к матери, к родной земле, природе; ценностное отношение к интеллектуальному и физическому труду; к здоровью человека), язык, культурная традиция, образцы поведения. Именно они являются центральными компонентами культурной идентичности личности. Причастность к ним дает человеку ощущение стабильности и незыблемости бытия.
Таким образом, сущность культурной идентичности заключается в осознанном, добровольном принятии смыслов соответствующих культурных норм и образцов поведения, элементов сознания, ценностных
ориентации, традиций и языка, в самоотождествлении своего Я-идентичного с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе.
Важным аспектом исследования является осознание того, что идентичность не присуща индивиду изначально. Она развивается в условиях социализации и целенаправленного воспитания.
Рассмотрев термины «технология», «развитие», интегрируя социальный, культурологический и педагогические подходы социально-культурной деятельности, мы подошли к операциональному пониманию технологии социально-культурной деятельности как теоретически и экспериментально обоснованной целенаправленной системы педагогической деятельности, включающей исходные принципы; диагностически определяемые цели и содержание; соответствующие им методы, средства, формы организации; критерии и способы контроля результатов развития личности и необходимости ее разработки.
Разработанная диссертантом модель развития культурной идентичности детей в условиях фольклорного коллектива представлена концептуальным и процессуальным блоками. Концептуальный блок содержит теоретико-прикладные основания моделирования технологизированного процесса, процессуальный блок раскрывает структуру технологии, включающую диагностически определяемые цели и содержание, соответствующие им методы, средства, формы организации; критерии и уровни развития культурной идентичности детей; педагогические условия, необходимые для реализации технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе (рисунок 1).
В содержание технологии развития культурной идентичности детей входят ценностный, личностный, деятельностный компоненты. Личностный компонент обусловлен объективными отношениями между субъектом и миром. Чем выше степень личностного содержания в фольклорной деятельности, тем глубже они определяют жизненные смыслы. Как процесс и результат осмысления образа жизни, деятельности, своего реального и идеального «Я», ценностный компонент содержания реализуется в мировоззрении, самосознании личности, проявляется в саморазвитии. Деятельностный компонент включает неосознаваемые механизмы регуляции жизнедеятельности, превращая личностные ценности субъекта, выраженные осмысленной потребностью, в реальный результат, удовлетворяющий потребности. Содержательной средой технологии развития культурной идентичности детей выступает фольклор.
который является уникальным способом художественной интеграции ценностного, личностного, деятельностного компонентов содержания. В фольклорных формах художественной деятельности полноценно реализуются механизмы общения, переживания, ситуативной проблемности, которые влияют на развитие культурной идентичности детей.
Предложенная модель, на наш взгляд, соответствует процессу, в котором может бьггь достигнуто развитие культурной идентичности детей.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная отработка технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе» раскрываются результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению модели развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе на основе разработанного диссертантом учебно-методического обеспечения.
Экспериментальная работа по внедрению модели развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе осуществлялась в 2010-2012 гг. на базе МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №20» Приволжского района г.Казани.
Экспериментом были охвачены 148 человек, из них дета младшего школьного возраста - 94 человека, 8 руководителей фольклорных коллективов г. Казани, 46 родителей.
На констатирующем этапе эксперимента нами были сформирована экспериментальная группа - 46 человек (ЭГ), которую составили участники фольклорного коллектива «Млада» младшего школьного возраста.
Для получения результата в экспериментальной группе нам было необходимо установить существенные количественные и качественные характеристики участников эксперимента в исходном состоянии. Для этого были разработаны критерии: эмоциональный, познавательный, деятельностный. Каждый из этих критериев характеризовал формальный и содержательный уровень развития культурной идентичности детей.
Эмоциональный критерий включал в себя способность и потребность переживать,-сочувствовать и выражать свое отношение. Познавательный отражал знания детей о культуре и традициях, народных праздниках и обрядах, видах и жанрах фольклора; умения сравнивать, распознавать, ориентироваться, определять различия и общность в народных культурах. Деятельностный критерий характеризовался способностью и желанием воспроизводить традиции, творчески перерабатывать опыт (звукоизвлечение, движение и т.д.); отождествлением себя с определенным этносом.
Для каждого критерия были подобраны, разработаны и использованы соответствующие исследовательские методы: устный опрос: наблюдение; проверка навыков владения фольклорными формами художественной деятельности, которые применялись как на констатирующем, так и на контрольном этапах эксперимента.
Определив содержательный уровень развития культурной идентичности детей на констатирующем этапе эксперимента по всем критериям, мы получили следующие данные: эмоциональный - 38%; познавательный - 33,4%; деятельностный - 12%. В гектограмме наглядно отражены содержательный и формальный уровни развития культурной идентичности детей экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента по каждому критерию (рисунок 2).
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 ■ содержат. (Ьоомальн.
е^Шй
ШШ ' -
■
ШЯ
tóífefe ■Ш
_
э МОЦИОН. познават. деятельност
содержат. 38 33,4 12
формальн. 62 66,6 88
Рис.2. Содержательный и формальный уровень культурной идентичности детей экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента
Средний балл содержательного уровня развития культурной идентичности детей в экспериментальной группе показали 27,8% детей, формальный — 72,2%.
Экспериментальные данные констатирующего эксперимента подтвердили необходимость внедрения модели развития культурной идентичности детей в деятельность фольклорного коллектива, включающую соответствующие элементы: цель, задачи, содержание, ситуация, средства, методы, формы, педагогические условия, необходимые для реализации технологии развития культурной идентичности детей; результат, отраженный в цели.
Разнообразные формы социально-культурной деятельности были структурированы в четыре модуля в соответствии с отдельными направлениями деятельности фольклорного коллектива: фольклорные занятия, фольклорные экспедиции, вечорки, народные праздники и
важно не просто совпадение ценностных ориентации участников, а также их единство, в котором общая цель обнаруживает неразрывную связь с целью и ценностными ориентациями каждой личности, когда общая цель имеет общественный характер и связывает данную группу с другими коллективами и со всем обществом;
4) творческая самореализация, стимулирующая активность детей в процессе воссоздания и приобщения к духовным ценностям проявляется как осознаваемая или недостаточно осознаваемая личностью внутренняя необходимость, обращения к фольклорным формам творчества, дающим возможность актуализации в продуктах художественной деятельности своей индивидуальности. Формирование потребности выразить себя через фольклорные формы художественной деятельности предполагает активную творческую деятельность личности по освоению культурных ценностей, как традиционных, так и современных, а также развитие способностей и приобретение умений и навыков.
Проведя повторное исследование по всем критериям развития культурной идентичности детей на контрольном этапе эксперимента и сравнив их с данными контрольной группы (КГ), мы получили результаты содержательного уровня, которые наглядно отражены в гексограмме (в процентах) (рисунок 3).
¡100 г
90 I 80
I зо !
20 !
10 ;
. 0 !
Рис. 3. Сравнительные данные содержательного уровня развития культурной идентичности детей контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе
эксперимента
Средний балл содержательного уровня развития культурной идентичности детей по всем критериям в экспериментальной группе составил 64%, формальный - 36%; в контрольной группе содержательный уровень развития культурной идентичности — 26,3% , формальный -73,7%.
Наглядно динамика содержательного уровня культурной идентичности контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента показана на рисунке 4.
содержат. формал.
эк 64 36
кг 26,3 73,7
Рис. 4. Динамика содержательного уровня развития культурной идентичности в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента
Таким образом, содержательный уровень культурной идентичности детей в экспериментальной группе повысился на 36,2%, соответственно был снижен формальный уровень развития культурной идентичности детей на 63,8%, в контрольной группе содержательный уровень культурной идентичности детей составил 26,3%, что на 37,5% ниже, чем в экспериментальной группе.
Результаты данного исследования позволяют сделать следующие теоретические и практические выводы:
1. Уточнено понятие культурной идентичности - это осознании своего «я» как субъекта культуры, которое связано с устойчивым включением личности в смысловые концентры культуры с их языковыми формами, традициями, ценностями, ориентирами поведения, позволяющими ребенку не противопоставлять себя другим, не изолироваться, а искать конструктивные общие основы культуры разных народов, обеспечивая преемственность культурных традиций.
2. Разработанная модель развития культурной идентичности детей включает диагностически определяемые цели, адекватное процессу развития культурной идентичности и фольклорному творчеству содержание, целостную систему методов, средств, форм; критерии и уровни развития культурной идентичности детей, что и было эффективно реализовано в деятельности фольклорного коллектива.
3. Выявлены и обоснованы педагогические условия: развивающая фольклорная среда; систематическое обогащение содержания репертуара, представленного как этнографический подлинник в его региональной специфике; ценностно-ориентационное единство фольклорного
коллектива; творческая самореализация детей, стимулирующая активность в процессе приобщения и воссоздания духовных ценностей фольклора позволили эффективно реализовать технологию развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.
4. Разработано и экспериментально проверено методическое обеспечение технологии развития культурной идентичности детей, которое учитывает региональную специфику и целостно погружает участников в механизмы культурной преемственности и фольклорные формы художественной деятельности, способствуя развитию культурной идентичности детей, их готовности к межкультурному взаимодействию.
Полученные результаты и вытекающие из них выводы дают основания для следующего заключения: отмечена положительная динамика развития культурной идентичности детей в условиях фольклорного коллектива, выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Таким образом, экспериментальное исследование доказывает эффективность предложенной технологии развития культурной идентичности детей и условий ее реализации в фольклорном коллективе.
Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях:
публикации в изданиях, рекомендованных ВАК МО и науки РФ:
1. Самойлова A.B. Культурная идентичность как социально-педагогическая проблема / Самойлова A.B. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - №4. - 2013. — С.43-47.
2. Самойлова A.B. Традиционный песенный фольклор как средство эстетического воспитания учащихся / Самойлова A.B. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - №3. -2011.-С. 146-154.
3. Самойлова A.B. Педагогические условия формирования эстетической культуры детей средствами песенного фольклора / Самойлова A.B. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - №2.-2013. — С.127-130.
Прочие публикации по теме:
4. Самойлова A.B. Традиционный праздник, как средство воспитания подрастающе го поколения (на примере Троицы с. Владимирское Семеновского района Нижегородской области) / Самойлова A.B. // Модернизация содержания социокультурного образования: методология,
теория, практика, проблемы/Материалы Е(сероссийской научно-методической конференции (21-22 февраля 2006 г.). - Казань: Изд-во КГУ, 2006. - С. 398-399.
5. Самойлова A.B. О системном подходе к развитию и саморазвитию личности ребенка в условиях фольклорного отделения школы искусств / Самойлова A.B. // Развитие и саморазвитие личности как субъекта образной деятельности: Материалы Межрегион. научно-практич. конференции /Под общ. ред. Г.В. Мухаметзя новой. — Казань: ACO (КСЮИ), 2006. - С. 285-288.
6. Самойлова A.B. Традиционный святочный фольклор русских сел Республики Татарстан в педагогической практике современного города / Самойлова A.B. // Педагогика художественного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Педагогика художественного образования: история, методология, практика», (Казань, 9-10 декабря 2010г.) В 2 ч., 4.1. / Отв. ред. З.М. Явгильдина, Л.Г. Сафиуллина, Г.И. Батыршина. — Казань: ТГГПУ, 2011. - С.225-229.
7. Самойлова A.B. Фольклор в эстетическом воспитании детей / Самойлова A.B. // Искусство объединяет, учит, воспитывает: Сб.ст. / Чуваш, гос. пед. ун-т; редкол.: Н.Ю. Сергеева. - Чебоксары: ЧГПУ, 2007. -С.154-156.
8. Самойлова A.B. Вечерка как традиционная форма проведения современного молодежного досуга / Самойлова A.B. // Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы: в 2 ч. / КГУКИ; Материалы науч.конф., Казань, 17-18 апреля 2008г.; сост П.П. Терехов; науч.ред. Л.Е. Савич. - Казань: Изд-во КГУКИ, 2008. - 4.1. - С. 168-170.
9. Самойлова A.B. Использование фольклорно-этнографических материалов в практической работе ДШИ (г. Казань) / Самойлова A.B. // Тюрско-славянкий диалог культур и цивилизаций: история и современность: материалы Междунар. науч. пршсгич. конгр., посвящ.40-летию КГУКИ, 9-10 нояб.,2009 г.: в 2 ч. / сост.: P.M. Валеев, В.А. Алиакберова; науч. ред. P.M. Валеев, P.P. Юсупов; Казан, гос. ун-т культуры и искусства. — Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та культуры и искусств, 2009.-Ч. I.-C. 117-119.
10. Самойлова A.B. Традиционная вечерка как активная форма приобщения молодежи к народной культуре / Самойлова A.B. // Духовно-нравственный потенциал современного общества в подготовке специалистов социально-культурной сферы третьего тысячелетия:
материалы Междунар. науч.-практ. конф., 28 апреля 2011г.: в 2 ч. / сост.: P.M. Валеев, В.Р. Алиакберова; науч. ред.Р.Р. Юсупов, P.M. Валеев Казан, гос. ун-т культуры и искусств, 2011. - Часть 2. - С.101-104.
11. Самойлова A.B. Фольклорно-этнографичнский материал святочного периода (по материалам экспедиций в русские села Республики Татарстан) / Самойлова A.B. // Бусыгинские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции 17 декабря 2010 года. Вып. 2. - Казань, 2011. - С.138-144.
12. Сохранение и возрождение русской традиционной праздничной культуры Республики Татарстан/ Самойлова А. В. // Ревилитизация культурного наследия народов России: опыт, проблемы, перспективы: материалы участников Всероссийской научно-практической конференции «Возрождение, сохранение и трансляция культурного наследия народов России в современном этнокультурном пространстве» [Казань, 2012г.] / КазГУКИ; редколлегия: Еникеева А.Р., Файзуллина Д.Ф., Сорокина Т.В. - Казань, 2012. - С. 154-157.
Учебно-методические пособия:
13. Самошова A.B. Игровой фольклор: Учебно-методическое пособие. — Казань, 2011. — 39с.
14. Самойлова A.B. Развитие культурной идентичности детей в фольклорном коллективе. — Казань, 2013. — 48с.
Результат - развитие культурной идентичности детей =0=
Условия
А
Методы
Средства
Формы
Ситуации
А
Содержание
Задачи
=4=
Критерии
развивающая фольк. среда
систем, обогащ.
содержания
репертуара
ценносгно-ориентационное единство фольк. коллектива
творческая самореализация
учеб.-познаватсльной, самообразоват. деятельности творческой деятельности и взаимодействия поиска, суггестивные, побуждения к сопереживанию убеждения, подражания, приучения, подпевания
народные игры, общение, наглядные средства, технические средства, беседы о народной культуре, произведения фольклора
фольклорные занятия
фольклорные экспедиции
вечорка
народ, праздники выступления
введение в худ. деятельность, концертная, игровая, мотивацнонного выбора, проблемная, познавательная, выбора худ. средств и способов
ЛИЧНОСТНЫЙ компонент ценностный компонент цене ел ьностн ы й компонент
развивать способн. к позитивному сопереживанию и СОЧУВСТВИЮ фпрмир. представлен, о видах, жанрах фольк. нар. праздниках, обрядах воспитывать мотнви[ в обращени к фольк. формам худож. деятельности развивать исполнит, навыки и умения в фольк.форме худож. деятельности развивать личнур» осмыслен, и присвоен системы ценностей культуры
эмоциональный познавательный деятельностный
Цель. развитие культурной идентичности детей
Процессуальным блок
Подходы: аксиологический, целостный, личнаггнп-ориентир., леительноспшй. культурологический
Принципы: гуманизации, еггаггвосопбразности, ктльтуросообразжнти, самореализации, дизлогичносп
Концептуальный блок
Рис.1. Модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе
Отпечатано с готового оригинал-макета в ООО «Астория и К» 420021, г. Казань, ул. Ахтямова, 4-3 тел. 260-44-40, 278-98-96
Заказ №658 от 26.11.13 г. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,5. Бумага офсет 80 г. Печать ризографическая. Тираж 100 экз.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Самойлова, Александра Васильевна, Казань
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный университет культуры и искусств»
Самойлова Александра Васильевна
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В ФОЛЬКЛОРНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
13.00.05. - теория, методика и организация социально-культурной деятельности
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
На правах рукописи
04201454838
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Еникеева А.Р.
Казань - 2013
Введение
3
Глава I. Теоретико-методологические основы развития культурной идентичности
детей в фольклорном коллективе........................ 16
1.1. Социально-педагогическая проблема развития культурной идентичности детей................................................................... 16
1.2. Теоретико-прикладные основы технологий
социально-культурной деятельности.............................................. 33
1.3. Модель развития культурной идентичности детей
в фольклорном коллективе........................................................... 53
Глава II. Опытно-экспериментальная отработка
технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.......................... 73
2.1. Диагностическое определение цели и содержания технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.... 73
2.2. Опытно-экспериментальная отработка процесса развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе................. 85
2.3. Педагогические условия реализации технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе и
ее эффективность...................................................................... 111
Заключение.............................................................................. 135
Список литературы.................................................................... 137
Приложение............................................................................. 155
z
Введение
В современной социальной ситуации, когда в России стабилизировались экономические процессы, был сделан необходимый обществу поворот к культурному развитию нового государства, основанного на системе общечеловеческих ценностей, преданных забвению в определенные исторические периоды. Сегодня в культурных процессах устойчиво просматривается тенденция обращения народов России к своему историческому прошлому, истокам самобытности, преемственности их развития. Россия была и остается уникальным полиэтническим государством, в котором обеспечивались сохранение, взаимообмен, взаимообогащение культурных традиций. В этом культурном синтезе сформировалась особая культурная идентичность, ориентированная на традиции народной культуры, понимающая и уважающая культуры других народов.
Культурно-политическая значимость рассматриваемого вопроса подтверждается обращением главы государства В.В. Путина к представителям различных политических течений в дискуссии о российской идентичности. В своем обращении президент России заявил, что страна не может двигаться вперед без культурного и духовного самоопределения. При этом ей не подходит как идеология советского времени, монархизм и фундаментальный консерватизм дореволюционной России, так и западный ультралиберализм. Таким образом, особую актуальность приобретает проблема культурной идентичности как всей страны, так и каждой личности.
Намеченная сегодня стратегия культурной политики государства подготовлена целым рядом политических заявлений и правительственных документов. Разработана Федеральная целевая программа «Культура России» (2012 - 2018 годы), согласно которой 2014 год объявлен в России «Годом культуры», создаются российские и международные фонды поддержки культуры. ЮНЕСКО, СИОФФ, ИНСИТА в документах «О культурном разнообразии», Конвенции о сохранении нематериального культурного наследия, «Рекомендации по поддержке и сохранению
фольклора» обращаются к государствам с призывом об оказании содействия народной культуре, фольклору.
Фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Воспроизводимая в фольклоре посредством слова, музыки, действия картина мира, задает подрастающему поколению ориентиры в окружающем его культурном пространстве, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом. На наш взгляд, фольклорные творческие объединения являются одними из немногих носителей, распространителей культурных традиций. Эти творческие коллективы приобщают подрастающее поколение к преемственному развитию культурной идентичности полиэтнического российского общества, в котором Республика Татарстан является примером толерантности и межнационального взаимодействия самобытных культур.
Степень разработанности проблемы. Сложности социально-культурного развития в современный период не снизили научного интереса к проблемам развития культурной идентичности, традиционной культуре. Данные проблемы изучались большим кругом ученых в области философии, педагогики, психологии, культурологии, искусствоведения, социально-культурной деятельности: проблемы развития, саморазвития личности (А.Н.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин); роли социокультурной среды в развитии личности (А.Д Жарков, В.Г.Бочарова, П.П.Терехов); педагогического потенциала социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский, Т.Г.Киселева, В.В.Туев, H.H. Ярошенко), народной культуры (Т.И. Бакланова, Г.Н.Волков, А.С.Каргин, Л.И.Михайлова); педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.К.Селевко); технологий социально-культурной деятельности (Е.И.Григорьева, А.А.Жаркова, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева,
Ю.Д.Красильников).
Автором были изучены и обобщены научные исследования,
касающиеся культурной идентичности, этнокультурных традиций,
4
технологий социально-культурной деятельности, представленных в кандидатских и докторских диссертациях Е.Г.Борониной, А.Ю.Быстровой, А.Р.Еникеевой, Т.С.Есаян, И.Г.Ивановой, Е.И.Казаковой, Л.А.Нагорновой, О.Ю.Остапчук, Е.А.Соловьевой, А.Н.Чуксина, О.С.Щербаковой, З.М.Явгильдиной и др.
Анализ философских, психолого-педагогических, социологических, культурологических и искусствоведческих исследований свидетельствует о достаточно пристальном внимании современной науки к различным аспектам культурной идентичности как качеству личности и социально-педагогическому процессу ее развития в поликультурной общности России. Однако культурная идентичность как педагогический процесс интеграции личности в традиционную художественную среду социально-культурного творчества не исследовалась.
Не достаточно изучены и определены место и роль фольклорных форм художественной деятельности детей и молодежи в условиях полиэтнических регионов России. Не выявлены содержание и технологии интеграции традиционных форм фольклорного творчества в систему современной организации досуговой социально-культурной деятельности.
Теоретический анализ исследований и изучение состояния культурной идентичности детей в коллективах традиционного фольклорного творчества позволили обнаружить следующие противоречия:
- между возросшей в современных условиях значимостью развития традиционной российской идентичности молодого поколения и его ориентацией на образцы массовой культуры;
- между актуальной необходимостью преемственного развития традиционной российской культуры и отсутствием действенных механизмов его обеспечения в условиях культурно-досуговой среды;
- между значительно развивающим потенциалом фольклорных форм художественной деятельности и слабой теоретико-методической базой его
организации и использования в социально-культурной деятельности;
5
- между востребованностью современной практики эффективного содержания и действенностью технологий развития культурной идентичности детей в условиях социально-культурной деятельности и недостаточной разработанностью адекватного методического обеспечения.
На основании выявленных противоречий обозначена проблема исследования, заключающаяся в обосновании эффективной технологии развития культурной идентичности детей в досуговых видах фольклорного творчества.
В соответствии с обозначенной проблемой была определена тема исследования: «Технология развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии развития культурной идентичности детей и условия ее реализации в фольклорном коллективе.
Объект исследования: процесс развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.
Предмет исследования: педагогические условия реализации технологии развития культурной идентичности детей.
Гипотеза исследования: эффективное развитие культурной идентичности детей будет обеспечиваться, если:
- феномен культурной идентичности рассматривать в качестве основания диагностического целеполагания, выбора и структурирования содержания адекватного закономерностям культурной идентичности;
- творческий процесс в фольклорном коллективе интегрирует в художественной деятельности поисковые, сравнительные, оценочные, идентификационные, преобразовательные и исполнительские действия детей;
- педагогическими условиями являются: развивающая фольклорная
среда; систематическое обогащение содержания репертуара, представленного
как этнографический подлинник в его региональной специфике; ценностно-
6
ориентационное единство фольклорного коллектива; творческая самореализация, стимулирующая активность детей в процессе приобщения и воссоздания духовных ценностей фольклора.
Цель, объект, предмет и сформулированная гипотеза позволили определить задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа объекта и предмета исследования определить сущность, состав, структуру и особенности феномена культурной идентичности.
2. Обосновать педагогический потенциал технологий социально-культурной деятельности в развитии культурной идентичности детей.
3. Разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение и выявить условия реализации технологии развития культурной идентичности детей.
4. Разработать и апробировать модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе.
Методологическую основу исследования составили:
- философские идеи о роли народной культуры в духовном совершенствовании человека, о ценности и самобытности культурных традиций разных народов: Н.А.Бердяев, Л.Н.Гумилев, В.В.Зеньковский, М.С.Каган, П.Ф.Каптерев, Д.С.Лихачев, К.Д.Ушинский и др.;
- положения теории идентичности, культурной идентичности, идентификации: А.Н.Аринин, В.М.Михеев, Г.У.Солдатова, З.Фрейд, А.С.Хомяков, Э.Эриксон, К.Л.Япринцева;
- разработки в области народной художественной культуры, народной педагогики и музыкального образования: Э.Б.Абдуллин, Т.И.Бакланова, Г.Н.Волков, А.С.Каргин, Л.И.Михайлова и др.;
исследование воспитательной роли детского фольклора: Г.С.Виноградов, О.И.Капица, С.М.Лойтер, М.Н.Мельников, Г.М.Науменко;
- методологические исследования социально-культурной деятельности: А.А.Ариарский, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, В.В.Туев, Н.НЛрошенко и др.;
- разработки педагогических технологий: П.Р.Атутов, В.П.Беспалько, М.В.Кларин, В.М.Монархов, В.Ю.Питюков, Г.К.Селевко, В.В.Юдин и др.;
разработка технологий социально-культурной деятельности: Е.И.Григорьева, А.А.Жаркова, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева,
Ю.Д.Красильников, Г.Н.Новикова и др.;
- исследования, посвященные педагогическому потенциалу культурно-досуговой деятельности: Л.С.Жаркова, М.С.Максютин, Р.Г.Салахутдинов, П.П.Терехов, Р.И.Турханова, Д.В.Шамсутдинова, Н.Н.Ярошенко и др.
Методы исследования, использованные в работе: теоретические -анализ, синтез, сравнение философских, педагогических, психологических, социологических, эстетических, музыкальных, фольклористических и научно-литературных источников по теме исследования; изучение и анализ педагогического опыта работы, учебных программ, планов занятий с фольклорными ансамблями; моделирование; эмпирические - опрос, наблюдение, ранжирование; педагогического проектирования; констатирующий и формирующий эксперимент.
Экспериментальной базой по внедрению модели развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе явилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №20» Приволжского района г. Казани.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2006-2010гг.) в процессе теоретического
осмысления темы была изучена литература по философии, педагогике,
психологии, социально-культурной деятельности; выявлено современное
состояние культурной идентичности детей. Был исследован фольклорно-
этнографический материал русских сёл Республики Татарстан,
проанализирован опыт участников, полученный в экспедициях. Были
8
осмыслены цели, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; проводился констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, критерии развития культурной идентичности детей.
На втором этапе (2010-2012гг.) проводился формирующий этап эксперимента, связанный с проверкой гипотезы в практической деятельности фольклорного коллектива «Млада» (г. Казань), в деятельность которого была внедрена модель развития культурной идентичности детей; апробирована авторская программа «Мир фольклора»; проверялось и уточнялось содержание развития культурной идентичности.
На третьем этапе (2012-2013гг.) проводился контрольный этап эксперимента, обобщались полученные результаты, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, осуществлялось оформление диссертации, внедрялись в практику результаты и рекомендации исследования.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие «культурная идентичность» - осознание своего «я» как субъекта культуры, которое связано с устойчивым включением личности в смысловые концентры культуры с их языковыми формами, традициями, ценностями, ориентирами поведения, выявлены его сущность, состав и структура;
определены методологические основания технологии, обеспечивающие целостность развития культурной идентичности детей;
- выявлены особенности содержания технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, представленные ценностным, личностным, деятельностным компонентами адекватные фольклорным формам художественной деятельности;
- обоснована и разработана технология, обеспечивающая эффективное
развитие культурной идентичности детей в фольклорном коллективе,
включающая исходные методологические основания, исследуемые
9
результаты развития детей, диагностически определяемые цели и содержание; поисковые, сравнительные, оценочные, идентификационные, преобразовательные и исполнительские действия детей и ее методическое обеспечение;
- разработана модель развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, в структуру которой входят диагностически определяемые цели, адекватное содержание, целостная организация методов, средств, форм фольклорного творчества, педагогические условия эффективной реализации технологии развития культурной идентичности детей;
- разработана и экспериментально проверена технологическая карта четырех модулей организации деятельности фольклорного коллектива: фольклорные занятия; фольклорные экспедиции; вечорки; народные праздники, выступления, систематизирующие последовательность технологического процесса;
выявлены, обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия реализации технологии развития культурной идентичности детей в фольклорном коллективе, которые обеспечивают организацию развивающей фольклорной среды; систематическое обогащение содержания репертуара, представленного как этнографический подлинник в его региональной специфике; ценностно-ориентационное единство фольклорного коллектива; творческую самореализацию, стимулирующую активность детей в процессе приобщения и воссоздания духовных ценностей фольклора.
Теоретическая значимость: обоснован процесс развития культурной
идентичности детей в фольклорном коллективе, выявлены и обоснован
педагогический потенциал социально-культурной деятельности,
обеспечивающий эффективность развития культурной идентичности детей;
обоснован механизм обновления содержания и форм фольклорного
творчества; предложено методическое обеспечение технологии развития
10
культурной идентичности детей и педагогические условия ее эффективной реализации на практике. Разработана модель развития культурной идентичности детей, в структуру которой входят диагностически �