автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-культурные условия организации работы с семьей в центрах национальной культуры
- Автор научной работы
- Дебриян, Елена Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Тамбов
- Год защиты
- 2012
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Социально-культурные условия организации работы с семьей в центрах национальной культуры"
О1
На правах рукописи
ДЕБРИЯН Елена Александровна
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ЦЕНТРАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
13.00.05 — теория, методика и организация социально-культурной деятельности
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Тамбов-2012
005044795
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент ИВАНОВА Надежда Николаевна
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор СОЛОДУХИН Владимир Иосифович
кандидат педагогических наук, доцент АЛПАЦКИЙ Иван Иванович
Ведущая организация:
Челябинская государственная академия культуры и искусств
Защита состоится «21» февраля 2012 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.07 в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, 6, зал заседаний диссертационного совета.
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», с авторефератом - на официальном интернет-сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru
Автореферат разослан «20» января 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
О. Г. Поляков
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В настоящее время в области межнациональных отношений в мировом сообществе и в России, в том числе, существует достаточно много проблем. В нынешнем состоянии неуверенности в будущем, неутихающих национальных конфликтов, размытых традиционных национальных ценностей крайне важно не только возродить и сохранить национальную культуру, но и научиться уважать культуру страны, в которой живешь, научиться достойным доброжелательным межнациональным отношениям.
Такие важнейшие государственные документы, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в России» 2000 г. подчеркивают роль самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций, сложившихся в различных регионах страны как одного из факторов преодоления духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития, а выдвинутые в них задачи приобретают особую значимость в свете осуществляемых в России проектов и программ по сохранению самобытных культур народов нашей страны и поддержке этнохудожественного образования как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество.
Для многих регионов России в условиях отсутствия острых межнациональных конфликтов ядром программ решения национальных проблем и профилактики межнациональных конфликтов становится социально-культурная проблематика. При этом особого внимания требуют следующие основные задачи: сохранение и развитие имеющегося культурного потенциала; формирование нового механизма культурной преемственности; использование коммерческого потенциала национальных культур; решение проблем преподавания национальных языков; разработка комплексной программы непрерывного эстетического воспитания подрастающего поколения на традиционной национальной основе; ликвидация этнографической невежественности россиян путем внедрения обязательного этнографического образования в системе средних специальных и высших учебных заведений и расширения преподавания этнографических знаний в школах, создание государственных или общественно-государственных структур в форме национально-культурной автономии (И.В. Лоткин, H.A. Томилов).
Как известно, культуры разных этнических общностей, проживающих на территории нашей страны, составляют одну целую современную культуру, находясь в тесной взаимосвязи и, являясь неотделимыми друг от друга. Именно поэтому в современном мире важно развивать способности к пониманию, признанию и толерантному отношению к чужой культуре (Е.Г. Буянкина, A.M. Герштейн, Ю.А. Серебрякова, В.И. Солодухин, Т.К. Солодухина).
Важнейшую функцию по передаче глубинных культурных традиций народа неизменно выполняет семья, придавая устойчивость и позитивную направленность всему процессу культурного развития и духовного воспитания подрастающего поколения. Современная российская семья, создаваемая и раз-
вивающаяся в полиэтническом обществе, оказалась в весьма трудном положении. Сегодняшним кризисом, происходящим во всех сферах жизни, затронуты экономические и социальные основы, а также основные функции, являющиеся основой современной семьи. Значительные изменения происходят и в ценностных ориентациях семьи, а также в ее структуре.
Помогая человечеству выполнять важнейшие функции: репродуктивную, социализации детей, преемственности поколений и другие, семья является одним из основных социальных институтов. Именно поэтому в различных отраслях знаний изучаются проблемы семьи, семейных отношений, формирование политики, благоприятствующей развитию и укреплению семьи, возрождение статуса семьи как социального института общества, направленного на формирование и развития культурного плюрализма и этнической толерантности.
Национально-культурные центры являются фактором стабильности межкультурных отношений в полиэтническом обществе, а также объединяют людей не только разных национальностей, но и разных вероисповеданий: католиков и православных, буддистов и мусульман.
В соответствии с этим проблема определения необходимых социально-культурных условий организации работы с семьей в центрах национальной культуры приобретает особую актуальность.
Степень научной разработанности проблемы. Большое количество научных работ свидетельствует о высоком профессиональном интересе ученых к деятельности центров национальной культуры.
Проблемы института семьи, ее функции, процесс социализации, общепринятые современные ценности, которые находят отражение в формировании и развитии семьи, а также сама семья как ценность, рассматривались такими учеными как, А.И. Антонов, Е.Г. Буянкина, С.Н. Варламова, М.В. Вдовина, В.А. Василенко, С.И. Голод, И.И. Гультяев, О.Г. Дробницкая, О.М. Здравомы-слова, Д. Коулман, Ю.П. Лежнина, В.М. Медков, И.С. Нарский, A.B. Носкова, Г.К. Селевко, H.H. Седова, В.В. Тихомирова, Тейяр де Шарден П., В.П. Тугаринов, А.Г. Харчев, Н.З. Чавчавадзе, Е. Шестун, Э. Шпрангер, Paul R. Amato, Aseltine Robert H., E.Mark Cummings, Zeng-yin Chen, Marcie C. Goeke, Horm Adele, Ronald С. Kesster, Ruth X. Liu, Lauren M. Papp, Stacy J.Rogers и др.
Процесс социализации и социального развития семьи, составной частью которого является формирование социального самочувствия и ценностных ориентации семьи рассмотрен в работах А.Г. Асмолова, Е.П. Белинской, Л.П. Буевой, Б.З. Вульфова, Ф.Г. Гиддинса, Н.Ф. Головановой, Е.В., Калужских, В.А. Караковского, И.С. Кона, A.B. Мудрика, P.C. Немова, A.B. Петровского, Ю.П. Платонова, В.М. Полонского, A.A. Реан, Х.Ф. Сабирова, В.А. Сла-стенина, O.A. Тихомандрицкой, Д.И. Фельдштейна, М. Херсковица и др.
Рассмотрением сущности национально-культурных традиций, изучением их роли в процессе социализации и влияния на формирование ценностно-смысловой ориентации современной семьи, занимались такие ученые как Э.А. Баллер, В.Б. Власова, Ю.Н. Давыдова, A.M. Герштейн, Н.С. Злобин, А.Г. Здравомыслов, В.М. Каиров, М.Н. Кузнецова, Ю.А. Левада, В.П. Левке-
вич, Э. Маркарян, Б.Б. Пиотровский, В.Д. Плахов, Н.С. Сансербаев, В.И. Со-лодухин, Т.К. Солодухина, А.Г. Спиркина, K.M. Сушков, А. Швейцер и др.
Немалый интерес для нашего исследования имели научные труды, посвященные особенностям современных технологий социально-культурной деятельности И.И. Алпацкого, М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, В.З. Дули-кова, A.C. Запесоцкого, К.Н. Измайлова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.Е. Триодина, H.H. Ярошенко и др.
Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, личностно-развивающий и воспитательный потенциал центров национальной культуры изучен недостаточно, здесь имеются перспективы для дальнейших исследований. В частности, проблема организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры до конца пока не решена.
С учетом вышеизложенного нами был выявлен ряд противоречий между:
- необходимостью духовного и культурного оздоровления и развития современного общества и недостаточной разработанностью новых подходов к решению этой проблемы;
- имеющимся личностно-развивающим и воспитательным потенциалом центров национальной культуры и недостаточным их использованием в процессе социализации современной семьи;
- необходимостью создания благоприятных условий для интересного и содержательного семейного досуга в центрах национальной культуры и недостаточной научной разработкой конкретных социально-культурных условий его организации.
Совокупность указанных противоречий позволила нам сформулировать актуальнейшую педагогическую проблему: каковы социально-культурные условия организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры.
В качестве объекта исследования выступает деятельность центров национальной культуры.
Предметом исследования социально-культурные условия организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры.
Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной апробации социально-культурных условий организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить основные подходы к организации педагогической работы в центрах национальной культуры и на этой основе определить сущностные характеристики и специфику педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры.
2. Выявить и обосновать социально-культурные условия эффективного осуществления педагогической деятельности с семьей в центрах национальной культуры.
3. Разработать педагогическую модель процесса организации работы с семьей в центрах национальной культуры.
4. Определить критерии и уровни, позволяющие дать объективную оценку социализации семей, что позволит оценить эффективность реализации авторской педагогической программы.
5. Разработать и апробировать педагогическую программу, позволяющую целенаправленно осуществлять организацию работы с семьей в центрах национальной культуры.
В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что эффективная организации работы с семьей в центрах национальной культуры возможна при следующих социально-культурных условиях:
- комплексное целевое воздействие на личность при ее активной включенности в социально-культурную деятельность центра национальной культуры;
- учет потенциала центра национальной культуры как культурно-исторического контекста для обобщения духовного опыта многих поколений, приобщение семьи к социокультурным ценностям;
- в основе построения деятельности лежит разработанная нами педагогическая модель организации работы с семьей в центрах национальной культуры;
- построение деятельности на основе эмоционально насыщенного взаимодействия, удовлетворяющего потребностям личности в положительных эмоциях;
- педагогическая деятельность строится в соответствии с разработанной педагогической программой «Российская культура», предусматривающей использование различных методов, форм и социально-культурных технологий, позволяющих целенаправленно осуществлять организацию работы с семьей в центрах национальной культуры;
- оценка результативности происходит с помощью разработанных критериев, позволяющих дать объективную оценку проведенной педагогической работе.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются концепции социально-культурной деятельности, разработанные в трудах таких известных отечественных ученых как М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, Г.М. Бирженюк, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, A.C. Запесоц-кий, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В.Е. Новаторов, В.И. Солодухин, Т.К. Солодухина, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, H.H. Ярошенко и др.
Возможности социально-культурной деятельности в формировании и развитии личности анализируются в работах Т.Г. Бортниковой, М.И. Долженко-вой, Е.В. Литовкина, В.М. Рябковой, Е.Ю. Стрельцовой, В.Е. Триодина,
B.В. Туева и др.
Большое значение для исследования имеют работы В.К. Бацина,
C.Б. Брижатовой, Е.Г. Буянкиной, О.В. Суховой, Т.В. Шех, в которых раскрывается культуросозидетельный потенциал национально-культурных центров.
Мы также обращались к трудам теоретиков, исследующих проблемы института семьи, а также процесс социализации и социального развития: А.И. Антонова, Е.Г. Буянкиной, С.Н. Варламовой, М.В. Вдовиной, В.А. Васи-
ленко, С.И. Голод, И.И. Гиддинса, Н.Ф. Головановой, Е.В. Калужских, В.А. Караковского и др.
Методы исследования включают: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, культурологической, социологической литературы; опрос, анкетирование, тестирование, беседу; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента; математическую обработку данных.
Опытно-экспериментальные базы исследования: Государственное учреждение культуры Омской области «Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение «Сибирь» (Дом Дружбы)», тесно сотрудничающий с ним Центр встреч омских немцев «Quelle», Государственное учреждение культуры Омской области «Центр народного творчества».
Всего в педагогическом эксперименте приняли участие 115 человек: 100 человек - участников центра немецкой национальной культуры, а также студенты кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (15 человек).
Этапы исследования: На первом этапе — поисково-аналитическом (20062007 гг.) проводилось определение тематики исследования; в ходе теоретического анализа вопроса было выявлено современное состояние проблемы; изучалась философская, культурологическая, социологическая, психолого-педагогическая и др. литература по проблеме диссертации; осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. Было дано научное обоснование сущности, определена специфика и разработана модель педагогического процесса организации работы с семьей в центрах национальной культуры.
На втором этапе — опытно-экспериментальном (2008-2010 гг.) осуществлялись констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, исследовались различные подходы к данной проблеме на практике, изучалась социально-культурная деятельность национальных общественных объединений г. Омска и Омской области. Устанавливались контакты, планировалось и реализо-вывалось сотрудничество с национальными общественными объединениями, проводились беседы, интервьюирование с руководителями центров, городской администрацией и министерством культуры Омской области по вопросам сохранения и развития немецкой национальной культуры в области. Была разработана и апробирована программа, позволяющая целенаправленно осуществлять организацию работы с семьей в центрах национальной культуры;
На третьем этапе - (обобщающем) (2010-2011гг.) были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации поставленных целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования и осуществлялась окончательная редакция текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
— обоснована сущность и выявлена специфика организаций педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры;
— разработана и апробирована педагогическая модель процесса организации работы с семьей в центрах национальной культуры, которая позволяет помочь в реализации творческого потенциала через общение и специально организованную деятельность центров национальной культуры с целью укрепления межнациональных связей народов, проживающих на территории России;
— выявлены и обоснованы социально-культурные условия эффективного осуществления педагогической деятельности с семьей в центрах национальной культуры;
— определены критерии и уровни, позволяющие давать объективную оценку социализации семей, что позволит оценить эффективность реализации авторской педагогической программы;
— разработана и апробирована педагогическая программа, позволяющая целенаправленно осуществлять организацию работы с семьей в центрах национальной культуры и воздействовать на формирование ценностных ориентации и выработку жизненной позиции членов семьи, ориентированной не только на возрождение и сохранение национальной культуры, но и на уважение культуры России, на внесение вклада в ее развитие, на сохранение целостности ее культурного пространства посредством установления достойных доброжелательных межнациональных отношений с народами, проживающими на ее территории.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации представлено целостное рассмотрение проблемы создания оптимальных социально-культурных условий организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры, проанализированы возможности этнокультурных центров.
Представленные материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией о личностно-развивающем и воспитательном потенциале центров национальной культуры.
Выявленные сущность и специфика организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры позволяют проводить целенаправленное формирование ценностей и осуществлять социокультурное развитие и саморазвитие личности членов семьи.
Научно обоснованы возможности использования технологий социально-культурной деятельности в центрах национальной культуры, воздействующих на сознание и эмоциональную сферу членов семьи посредством включения их в различные формы социально-культурной активности, и способствующих успешной реализации процесса саморазвития и самореализации личности, воспитания этнической толерантности и культурного плюрализма.
Разработанная педагогическая модель, а также выявленные социально-культурные условия способствуют эффективной организации работы с семьей в центрах национальной культуры.
Критериальный аппарат, представленный в диссертации, позволяет объективно оценить результативность проведенной педагогической работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы получены данные, позволяющие эффективно осуществить педагогическую работу с семьями в центрах национальной культуры. Полученные выводы могут быть использованы в процессе организации воспитательной деятельности в условиях учреждений культуры и досуга, учреждений общего и дополнительного образования.
Научно обоснована, разработана и апробирована педагогическая программа «Российская культура» по социализации семей в условиях деятельности центров национальной культуры.
Прикладное значение исследования заключается в создании инструментария по организации семейного досуга, включающего разработанную педагогическую программу и критериальный аппарат, позволяющие эффективно организовать педагогическую работу с семьей в центрах национальной культуры.
Созданное в ходе исследования научно-методическое обеспечение и авторская педагогическая программа могут быть использованы при разработке комплексных воспитательных и образовательных мероприятий по организации семейного досуга.
Результаты исследования могут служить основой для инновационной деятельности учреждений социально-культурной сферы в поиске научных подходов к разработке и реализации социально-культурных технологий и быть применены при разработке и составлении региональных комплексных программ по организации семейного досуга.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы:
— в деятельности государственных организаций и служб при выработке ориентиров культурной политики и разработке досуговых программ для населения;
— в процессе профессиональной подготовки и повышении квалификации педагогических, социальных работников, психологов, работников культуры и досуга;
— в процессе учебно-воспитательной деятельности центров внешкольной работы, учреждений социально-культурной сферы, а также в учреждениях системы дополнительного образования;
— в учебно-педагогическом процессе средних и высших учебных заведений.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями различных областей знаний; исходными методологическими позициями, использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования; комплексным характером опытно-экспериментальной работы; непротиворечивостью, преемственностью результатов на различных этапах исследования; апробированием результатов на практике с помощью разработанной педагогической программы, позволяющей целенаправленно осуществлять организацию работы с семьей в центрах национальной культуры.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность организации работы с семьей в центрах национальной культуры представляет собой целенаправленный организованный педагогический процесс, направленный на воспитание и развитие взаимного уважения, культурного плюрализма, этнической толерантности в процессе межнационального общения, а также на установление и поддержание дружеских и культурных связей между разными народами, в результате которого происходит инкульту-рация семьи, формирование ценностей и социокультурное развитие и саморазвитие личности членов семьи, реализация их творческого потенциала, передача ценностей культуры определенного этноса в многонациональную культуру России.
2. Специфика организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры определяется особым потенциалом и возможностями национально-культурных центров, в которых с помощью технологий социально-культурной деятельности (технологии организации самодеятельного творчества и любительских объединений, технологии организации семейного досуга и современных этнокультурных технологий) происходит воздействие на сознание и эмоциональную сферу членов семей в процессе их включения в различные формы социально-культурной активности, что делает процесс саморазвития, самореализации, овладения социальными и духовными ценностями возможным с целью сохранения и развития ценностей национальной культуры и укрепления единства российской нации.
3. Социально-культурные условия организации эффективной работы с семьей в центрах национальной культуры:
- комплексное целевое воздействие на личность при ее активной включенности в социально-культурную деятельность центра национальной культуры:
- учет потенциала центра национальной культуры как культурно-исторического контекста для обобщения духовного опыта многих поколений, приобщение семьи к социокультурным ценностям;
- в основе построения деятельности лежит разработанная нами педагогическая модель организации работы с семьей в центрах национальной культуры;
- построение деятельности на основе эмоционально насыщенного взаимодействия, удовлетворяющего потребностям личности в положительных эмоциях;
- педагогическая деятельность строится в соответствии с разработанной педагогической программой «Российская культура», предусматривающей использование различных методов, форм и социально-культурных технологий, позволяющих целенаправленно осуществлять организацию работы с семьей в центрах национальной культуры;
- оценка результативности происходит с помощью разработанных критериев, позволяющих дать объективную оценку проведенной педагогической работе.
4. Педагогическая модель организации работы с семьей в центрах национальной культуры, включающая: цель, задачи, формы, средства, методы, технологии социально-культурной деятельности, а также принципы осуществления деятельности, условия выполнения поставленных целей и задач, функции центра национальной культуры, критерии и результат.
5. Педагогическая программа «Российская культура» по социализации семьи, реализуемая в центрах национальной культуры, которая направлена на:
— сохранение и развитие национальной культуры с целью формирования нового мышления, направленного на уважение культурного своеобразия любой нации, проживающей на территории России;
— расширение представлений об окружающем мире посредством введения семьи в историю и культуру своей, а также других наций;
— развитие коммуникативных навыков членов семьи, дружелюбного поведения, этнической толерантности, стремления делиться собственными впечатлениями, развитие социальных навыков;
— развитие художественного мышления и художественного творчества членов семьи, а также эстетического вкуса, умения видеть, ценить и беречь красоту;
— формирование нравственного поведения членов семьи, являющихся представителями определенного этноса.
6. Критериальный аппарат, позволяющий объективно оценить эффективность проведенной педагогической работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе взаимодействия с педагогическим коллективом Государственного учреждения культуры Омской области «Межрегионального национального культурно-спортивного объединения «Сибирь» (Дом Дружбы)», тесно сотрудничающего с ним Центра встреч омских немцев «Quelle», его участниками, кафедрой социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.
Результативность исследования представлена в сборниках материалов: итогов работы научно-исследовательской лаборатории кафедры педагогики и психологии детства ОмГПУ за 2007-2010 гг., международной научной конференции аспирантов при гуманитарном факультете ОмГАУ (Омск, 2007), II Международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки в XXI веке» (Москва, 2011), всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономическая и политико-культурная жизнь России» (Барнаул, 2011), а так же в ряде научных журналов: в 11 научных публикациях автора в виде научных статей, в том числе, в трех реферируемых журналах ВАК.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 207 источников, и ряда приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, обозначены объект, предмет, цель, гипотеза, определены задачи и методы исследования. Раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, представлены данные об апробации и внедрении результатов работы.
Первая глава «Теоретико-методологические основы организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры» включает два параграфа, в которых обосновываются теоретические положения, составляющие исходные позиции диссертации; представлена модель и раскрываются сущностные характеристики организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры, структура процесса, его содержание и специфика.
В первом параграфе «Сущность и специфика организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры» проведен анализ литературных источников по теме исследования, дано научное обоснование потенциала центра национальной культуры, способствующего социализации семьи, выявлены сущность и специфика организации работы с семьей в центрах национальной культуры.
В диссертации рассмотрены различные подходы к определению понятия «семья» и на основе анализа литературных источников (А.И. Антонов, В.П. Левкевич, Э. Маркарян, В.М. Медков, Б.Б. Пиотровский) сделан следующий вывод: семья - это сложное социальное образование, сочетающее в себе свойства социальной структуры и малой группы.
Поскольку формирование социального самочувствия и ценностных ориентации семьи является составной частью процесса ее социализации в современном обществе, нам необходимо было рассмотреть, что представляет собой этот процесс, его основные концепции. Принимая во внимание особенности определения социализации, мы предложили следующую формулировку понятия «социализация семьи»: это - процесс социально-культурного развития членов семьи, происходящий в сферах деятельности и общения, а также процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей.
Социализация понимается нами как двусторонний процесс: с одной стороны - это усвоение семьей социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства семьей системы социальных связей за счет ее активной деятельности, активного включения в социальную среду. Семья в таком понимании выступает как объект и субъект социальных отношений (A.B. Мудрик, Е.В. Калужских, Д.И. Фельдштейн и др.).
Известно, что процесс социализации семьи проявляется в инкультурации в социальную среду, осознанном владении нормами и ценностями культуры (А.Г. Асмолов, Е.П. Белинская, Е.В. Калужских, А.И. Кравченко, Ю.П. Платонов, В .И. Солодухин, Т.К. Солодухина, Т.Г. Стефаненко, М. Херсковиц и др.). В нашем исследовании ценности - это нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи, языки и диалекты, фольклор, то есть те ценности,
12
которые сохраняются и развиваются в центрах национальной культуры и способствуют успешному процессу социализации современной российской семьи. Более того, национально-культурные традиции имеют решающее значение для формирования ценностных ориентации, поскольку являются воплощением ценностей культуры народа (М.А. Ариарский, В.Б. Власова, A.M. Герштейн, В.М. Каиров, М.Н. Кузнецова, Ю.А. Левада, В.П. Левкевич, Б.Б. Пиотровский! Н.С. Сарсенбаев, И.В. Суханова, Д.М. Угринович и др.).
В исследовании подчеркивается, что социализация не происходит автоматически, а является частью взаимодействующих систем: образования и культуры. Воспитанием, целенаправленной деятельностью, формирующей не только национальное самосознание, но и систему качеств личности, взглядов и убеждений, самостоятельную и независимую индивидуальность, способствующей включению семьи в общество, занимаются центры национальной культуры (A.B. Гапеева, С.Б. Брижатова, Е.Г. Буянкина, В.И. Солодухин, Т.К. Солодухина и др.). Развивая духовно-нравственную сторону личности человека, они способствуют формированию ценностных ориентации в процессе сохранения и развития национально-культурных традиций, а также нового мышления, направленного на уважение культурного своеобразия нации.
В данном параграфе выявлены сущностные и содержательные характеристики организации работы с семьей в центрах национальной культуры, центры национальной культуры рассмотрены как социально-культурное явление, обозначены их главные цели:
- утверждение в межнациональном общении взаимного уважения, интернационализма, толерантности, установление и поддержание культурных связей с родственными национально-государственными образованиями и государствами.
- освоение национального культурного наследия, возрождение и сохранение традиционной национальной культуры;
- содействие полноправной культурной жизни национального меньшинства, свободному выражению и развитию этнической, языковой, культурной самобытности в условиях проживания в инонациональной среде, удовлетворение специфических интересов каждой национальности и национальной группы;
- изучение истории, культуры, традиций, религиозно-философской мысли в диаспоре, вклада ее в многонациональную культуру;
- широкое вовлечение молодежи в активную познавательную деятельность и организация ее досуга;
- помощь престарелым, больным и другая благотворительная деятельность;
- укрепление дружбы и культурных связей между народами, гармонизация национальных отношений.
Сущность организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры определена нами как целенаправленный организованный педагогический процесс, направленный на воспитание и развитие взаимного уважения, культурного плюрализма, этнической толерантности в процессе межнационального общения, а также на установление и поддержание дружеских и культурных связей между разными народами, в результате которого
происходит иикультурация семьи, формирование ценностей и социокультурное развитие и саморазвитие личности членов семьи, реализация их творческого потенциала, передача ценностей культуры определенного этноса в многонациональную культуру России.
Специфика организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры заключается в особом потенциале и возможностях национально-культурных центров, в которых с помощью технологий социально-культурной деятельности (технологии организации самодеятельного творчества и любительских объединений, технологии организации семейного досуга и современных этнокультурных технологий) происходит воздействие на сознание и эмоциональную сферу членов семей в процессе их включения в различные формы реализации социально-культурной активности, что делает процесс саморазвития, самореализации, овладения социальными и духовными ценностями возможным с целью сохранения и развития ценностей национальной культуры и укрепления единства российской нации.
Выявленный в диссертационном исследовании комплекс организационно-педагогических условий позволяет повысить эффективность организации работы с семьей в центрах национальной культуры.
Во втором параграфе «Модель организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры» представлено подробное описание авторской теоретической модели, представляющей собой совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных и способных последовательно и эффективно организовать педагогическую работу с семьями в центрах национальной культуры (рис. 1).
Модель организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры включает в себя несколько блоков.
Целевой блок. Его цель педагогической работы — повышение уровня социализации семьи.
Задачи: сохранение национальной культуры, формирование этнической толерантности, укрепление семьи, развитие художественного мышления и творчества, развитие коммуникативных навыков, формирование нравственного поведения, формирование ценностных ориентации, получение новых знаний и расширение кругозора.
Организагщонно-содержательиый блок включает в себя принципы, формы, методы и средства социально-культурной деятельности; технологии осуществления деятельности, а также функции центра национальной культуры и условия выполнения поставленных целей и задач.
Вся деятельность национально-культурного центра построена в соответствии с принципами культурно-досуговой деятельности (активности, комплексности, эмоциональной насыщенности, добровольности, диалогичности) и направлена на реализацию следующих функций: интеграционных, творческих, просветительских, воспитательно-опекунских.
Формами совместной досуговой деятельности в центрах национальной культуры могут быть: групповые, массовые и индивидуальные.
м Л
3 V
о. а о
5 I
»<5 3
я а 5
ей1« в й "
О о = = н н
£ в
=. 2 ¡3
Рис. 1. Модель организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры
На основании подхода, разработанного В.Е. Новаторовым, а также согласно исследованиям Л.С. Жарковой, Б.Т. Лихачева, П.П. Пидкасистого, В.И. Солодухина, Т.К. Солодухиной, нами были выбраны следующие методы: развитие социально-культурной активности; познавательной, самообразовательной деятельности; побуждение к самовоспитанию, методы делового и межличностного общения, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия, которые включают такие приемы, как убеждение, понимание, доверие, сочувствие, побуждение; методы создания, сохранения и распространения культурных ценностей; формирования общественного сознания; методы стимулирования деятельности членов этнокультурного центра, которые опираются на приемы личного примера, снятие напряжения, обращение к эстетическому и нравственному чувству, упражнение, поощрение и др.
К средствам, используемым для осуществления деятельности в национально-культурном центре и способствующим социально-культурному развитию семьи можно отнести: живое слово, наглядные и технические средства, искусство, литературу и художественную самодеятельность.
Реализация цели, задач посредством определенных форм, методов и средств возможна только при выполнении ряда разработанных нами организационно-педагогических условий.
В процессе деятельности центра национальной культуры реализованы определенные социально-культурные технологии (организации самодеятельного творчества и любительских объединений, организации семейного досуга, этнокультурные технологии), которые внесли существенный вклад в развитие личности при включении ее в культурно-ценностные социально-значимые отношения, объединяя в единстве социально значимые и личностные цели.
Конечным результатом являлось повышение уровня социализации, определяемого нами в соответствии со следующими критериями: социальная адап-тированность, уровень рефлексивности, творческая самореализация личности, направленность личности, активность, способность к саморазвитию. Критерии диагностики уровня социализации семьи и конечный результат отражены в модели в диагностико-результативном блоке.
Полученные в первой главе теоретические результаты послужили основой для проведения экспериментальной части исследования.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры» посвящена описанию организации и результатов опытно-экспериментальной работы, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. На каждом этапе были определены задачи, которые являлись промежуточными на пути к достижению основной цели эксперимента.
В первом параграфе второй главы «Экспериментальное изучение особенностей организации работы с семьей в центрах национальной культуры» дано описание процедуры и изложены результаты констатирующего этапа эксперимента.
Вся экспериментальная работа проводилась с 2008 по 2011 гг. и состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. Базами исследования являлись: Государственное учреждение культуры Омской области «Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение «Сибирь» (Дом Дружбы)», тесно сотрудничающий с ним Центр встреч омских немцев «Quelle», Государственное учреждение культуры Омской области «Центр народного творчества».
Констатирующий этап эксперимента был проведен в 2008 г., в нем принимали участие 115 человек - участники центра немецкой национальной культуры (100 человек) и студенты кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (15 человек). В соответствии с задачами исследования были изучены особенности организации работы с семьями, участвующими в эксперименте, в условиях центра национальной культуры.
Для получения объективных данных были использованы следующие методы: анкетирование, тестирование, математическая обработка полученных данных.
На констатирующем этапе эксперимента мы подробно изучили культурный потенциал Омской области, который может способствовать процессу вхождения семьи в культуру своего народа. Мы выяснили, что в омском регионе насчитывается 189 населённых пунктов, где немецкое население составляет более 20%. Омская область, занимая второе место по численности этнических немцев в России после Алтайского края, располагает самой большой сетью организаций, центров и филиалов немецкой культуры, которые являются центрами возрождения и развития этнической культуры российских немцев, а также основой профилактики межнациональных конфликтов и установления дружеских межнациональных отношений.
Но, несмотря на то, что организации и учреждения культуры Омской области делают все возможное для того, чтобы сохранить и приумножить потенциал каждой нации, проблема заключается в том, что сегодня учреждениям культуры и организации досуга недостаточно только лишь традиционных, обслуживающих функций, необходимо обновление содержания работы культур-но-досуговых объединений, насыщение его творческого процесса теми духовными ценностями, которые сложились за многие века у каждого этноса. Только в этом случае в центрах национальной культуры будет возможным осуществление успешной социализации семей.
В ходе экспериментальной работы, прежде всего, нами было проведено знакомство с семьями — участниками эксперимента с помощью анкетирования. Нам удалось установить контакт с участниками эксперимента, который оказался успешным: все участники приняли активное участие в анкетировании и обсуждении результатов, искренне и достаточно полно ответили на все предложенные вопросы, что помогло нам собрать информацию, необходимую для дальнейшей совместной работы. Так, мы определили, что в экспериментальной работе были задействованы люди разных возрастных категорий; разного уровня образованности; мы также получили информацию о составе семей; о
длительности участия в деятельности центра; об отношении участников к представителям других национальностей, задействованных в деятельности центра и об их отношении к национальной культуре других народов, населяющих нашу область; мы также получили сведения о видах деятельности центра, которым участники отдают предпочтение и о том, какие новые формы им были бы интересны.
Далее нами были определены критерии диагностики уровня социализации семей (социальная адаптированность, высокий уровень рефлексивности, творческая самореализация личности, направленность личности, активность членов семьи в процессе жизнедеятельности, способность к саморазвитию), которые дали объективную оценку эффективности педагогической работы с семьями в ходе реализации разработанной нами программы.
В соответствии с выделенными критериями нами был подобран комплекс методик, с помощью которых мы провели изучение уровня социализации семей, принимающих участие в экспериментальной работе.
Для диагностики уровня социальной адаптированности, активности и способности к саморазвитию мы воспользовались модифицированным вариантом методики (В. Павлов, М.И. Рожков, Н.П. Фетискин). Результаты тестирования по рассматриваемым качествам представлены на рисунке 2.
низкий средний
высокий
□ социальная автономность
■ социальная адаптированность
□ социальная активность
□ способность к саморазвитию
Рис. 2. Диаграмма, отображающая результаты диагностики уровня социальной автономности, социальной адаптированности, активности и способности к саморазвитию (констатирующий этап эксперимента)
Диагностику рефлексивности, то есть способности человека осознавать и произвольно регулировать свою деятельность, мы проводили с помощью методики, разработанной A.B. Карповым. Методика представляет собой опросник, по результатам которого можно судить об уровне рефлексивности. Исследование показало, что большинство испытуемых обладает средним уровнем рефлексивности (68%), низкий уровень показали - 15% и лишь 17% опрошенных обладают высокоразвитой рефлексивностью.
Диагностику направленности личности мы проводили с помощью ориен-тационной анкеты Б. Басса. С помощью данной методики удалось выявить следующие виды направленности личности: 43% всех опрошенных обладают направленностью личности на себя, направленностью на взаимные действия в группе обладают 35% респондентов, деловая направленность присуща 22% всех тестируемых.
Недостаточный уровень полученных результатов показал необходимость повышения у респондентов показателей направленности на общение, взаимные действия и на результат, потенциальные возможности получения которого заложены в деятельности национально-культурного центра.
Для диагностики креативности мы воспользовались вариантом теста вербальной креативности для взрослы (RAT) С. Медника, адаптированным А.Н. Ворониным, направленным на выявление и оценку существующего креативного потенциала участников эксперимента. Для подсчета результатов мы использовали процентильную шкалу (табл. 1), построенную для изучения индекса оригинальности, индекса уникальности и для показателя количества ответов. Определив место каждого тестируемого относительно данной выборки, мы делали вывод о степени развития у него креативности, а затем высчитывали средние показатели в группе, которые, в итоге, оказались невысокими.
Таблица 1.
Процентильная шкала теста вербальной креативности С. Медника для определения степени развития креативности и продуктивности
1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень,
2 - значение индекса оригинальности,
3 - значение индекса уникальности,
4 - количество ответов.
1. 0% 20% 40% 60% 80% 100%
2. 1,00 0,94 0,91 0,86 0,81 0,61
3. 19,00 6,00 4,00 3,00 2,00 0,00
4. 49,00 20,00 15,00 12,00 10,00 1,00
Таким образом, проведя диагностическое обследование, мы сделали вывод о том, что, поскольку критериальные показатели в преобладающем большинстве говорят о низком и среднем уровне рассматриваемого качества, то и общий уровень социализации также не превышает средний уровень. Полученные данные свидетельствуют о необходимости усиления целенаправленной педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры, результатом которой будет повышение средних показателей по каждому качеству, обозначенному нами в критериях, и в целом, социализации семьи. Для достижения данных целей была необходима реализация разработанных нами социально-культурных условий.
Во втором параграфе «Реализация социально-культурных условий организации работы с семьей в центрах национальной культуры» отражены результаты формирующего и контрольного этапов экспериментальной работы.
На формирующем этапе эксперимента приняли участие 115 человек (те же, что принимали участие на констатирующем этапе эксперимента).
Основная цель формирующего этапа эксперимента состояла в апробации социально-культурных условий организации работы с семьей в центрах национальной культуры. При этом решались следующие конкретные задачи: 1) разработка и внедрение педагогической программы, позволяющей целенаправленно осуществлять организацию работы с семьей в центрах национальной культуры, созданной на основе разработанной нами теоретической модели; 2) повторное изучение уровня социализации семьи с целью выявления положительной динамики, что позволит оценить эффективность реализации авторской педагогической программы; 3) проведение сравнительного анализа экспериментальных данных.
Педагогическая программа «Российская культура» по социализации семьи была разработана в целях повышения уровня социализации семьи в условиях деятельности центра национальной культуры, создания возможности обмена духовными и материальными ценностями между различными культурами, существующими на территории нашей страны, а также с целью реального вклада ценностей немецкого народа в культуру России.
В программе рассматривались следующие задачи:
1) повышение уровня: социальной адаптированное™, рефлексивности, творческой самореализации личности, направленности личности, активности, способности к саморазвитию;
2) развитие художественного мышления и художественного творчества членов семьи, а также эстетического вкуса, умения видеть, ценить и беречь красоту;
3) расширение представлений об окружающем мире посредством введения семьи в историю и культуру своей, а также других наций, проживающих на территории области;
4) сохранение и развитие национальной культуры с целью формирования нового мышления, направленного на уважение культурного своеобразия каждой нации, проживающей на территории России;
5) развитие коммуникативных навыков членов семьи, дружелюбного поведения, этнической толерантности, стремления делиться собственными впечатлениями, то есть развитие социальных навыков;
6) формирование нравственного поведения членов семьи, являющихся представителями определенного этноса;
7) воспитание толерантности и коллективизма;
8) формирование ценностных ориентации и выработка жизненной позиции членов семьи, ориентированной не только на возрождение и сохранение национальной культуры, но и на уважение культуры России, на внесение вклада в ее развитие, на сохранение целостности ее культурного пространства
посредством установления достойных доброжелательных межнациональных отношений с народами, проживающими на ее территории.
Все мероприятия, предусмотренные программой, были разбиты на следующие разделы: I. Образовательный: лекции-беседы, экскурсии, тренинги; II. Культурно-творческий: выставки, фестивали, участие в региональных культурных мероприятиях; III. Спортивно-оздоровительный: туристический слёт «Семейный пикник», семейный велопробег Омск-Азово-Омск и др. Разнообразие и рациональное планирование мероприятий дали возможность разумно и интересно организовать досуг всех членов семьи в свободное время.
Следующий этап эксперимента заключался во внедрении разработанной нами программы «Российская культура» в процесс культурно-образовательной деятельности центра национальной культуры. Мероприятия, предусмотренные программой, проводились в течение 12 месяцев с сентября 2009 г. по сентябрь 2010 г., по 1-2 раза в неделю.
Все мероприятия были направлены на выполнение основной цели - социализации российской семьи в условиях деятельности центра национальной культуры и решение частных задач: сохранение национальной культуры, развитие художественного мышления и творчества, развитие коммуникативных навыков, формирование нравственного поведения, формирование ценностных ориентации, получение новых знаний и расширение кругозора. В процессе педагогического эксперимента учитывались все заявленные ранее социально-культурные условия, являющиеся обстоятельствами (внешними и внутренними), которые обеспечивали успешность выполнения цели и задач. Участие в мероприятиях, предусмотренных разработанной программой, способствовало формированию семейных традиций, удовлетворению этнокультурных потребностей, повышению культурного уровня членов семьи, а также давало возможности для самореализации. Посредством образовательной, воспитательной и творческой деятельности, осуществляемой в центре национальной культуры, происходило комплексное воздействие на процесс социализации семей, входящих в экспериментальную группу.
После осуществления педагогической деятельности по программе «Российская культура» было проведено повторное тестирование участников экспериментальной работы для того, чтобы с помощью обозначенных критериев определить произошедшие изменения, что позволило бы оценить эффективность разработанной нами педагогической программы. В исследовании принимали участие те же 115 человек, которые участвовали в констатирующем этапе эксперимента. По тем же критериям, которые использовались нам на констатирующем этапе, было проведено повторное исследование. Изменение уровня социализации семей мы смогли зафиксировать не только с помощью количественных данных, полученных в результате проведения методик, но также и с помощью метода наблюдения за творческой деятельностью центра, за поведением его участников и особенностей взаимоотношений между ними, бесед с преподавателями и участниками деятельности центра национальной культуры.
Формирующий этап эксперимент показал, что у испытуемых, участвующих в экспериментальной работе по авторской программе, значительно возросли показатели уровней социальной адаптированности, социальной автономности, активности и способности к саморазвитию (рис. 3).
□социальная автономность
Шсоциапьная адаптирован Н1
□ социальная аи
□ способность к саморазвитию
Рис. 3. Диаграмма, отображающая результаты повторной диагностики уровня социальной автономности, социальной адаптированности, активности и способности к саморазвитию (формирующий этап эксперимента)
Положительная динамика наблюдалась и в отношении такого важного качества как рефлексивность, количество участников, имеющих высокий показатель изменилось с 17% до 40%.
Была зафиксирована положительная динамика и такого важного качества как направленность личности. Наиболее важными для коллективного творчества являются направленность на взаимные действия и направленность на результат. Повышение уровня направленности на взаимные действия (56 %) определяет усиление потребности в общении и поддержании дружеских отношений с другими участниками центра, а также более активное проявление интереса к совместной деятельности. Повышение уровня деловой направленности (40%) свидетельствует о более активном увлечении процессом деятельности и стремлении овладеть новыми навыками и умениями.
Рассматривая положительную динамику в отношении количества респондентов с высоким уровнем креативности, необходимо отметить, что если до проведения педагогического эксперимента средние показатели индексов оригинальности и уникальности находились между 80% и 100% , то после проведения эксперимента эти показатели поднялись до уровня межу 20% и 40%. Это значит, что уже всего от 20% до 40% людей в данной выборке обладают креативностью выше, чем у участников эксперимента. Это говорит, в первую очередь, о повышении степени продуктивности и работоспособности, а также способности к созданию нового.
Контрольный этап эксперимента заключался в сопоставлении экспериментальных данных, полученных в ходе констатирующего и формирующего этапов с целью определения эффективности применения разработанной нами педагогической программы.
Итак, мы зафиксировали следующие положительные изменения в отношении рассматриваемых качеств (высокий уровень): 1) на 13% вырос уровень социальной адаптированности; 2) на 11% - социальной автономности; 3) на 19% социальной активности; 4) на 27% увеличилась способность к саморазвитию; 5) на 23% вырос уровень рефлексивности; 6) на 21% - направленность на взаимные действия; 7) на 18%-деловая направленность (табл. 2).
Таблица 2.
Динамика социализации семьи (в %)
Качества Результаты —.__ 1 2 3 4 5 6 7
До проведения пед. эксперимента 29 30 15 20 17 35 22
После проведения пед. эксперимента 42 41 34 47 40 56 40
Положительная динамика 13 11 19 27 23 21 18
Зафиксированная в ходе опытно-экспериментальной работы положительная динамика показателей социализации семьи говорит о несомненной эффективности применения разработанной программы «Российская культура» при соблюдении выявленных нами социально-культурных условий, что полностью подтверждает первоначальную гипотезу исследования.
В заключении обобщаются итоги экспериментальной работы и анализируются полученные результаты диссертационного исследования, формируются итоговые выводы, выносимые на защиту:
1. Определена сущность и специфика организации работы с семьей в центрах национальной культуры.
2. Определены и экспериментально обоснованы социально-культурные условия организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры.
3. Научно обоснована, разработана и апробирована педагогическая модель, позволяющая эффективно организовать работу с семьей в центрах национальной культуры.
4. Научно обоснована, разработана и апробирована педагогическая программа «Российская культура», созданная в целях повышения уровня социализации современной российской семьи в условиях деятельности центра национальной культуры.
5. Разработан критериальный аппарат, позволяющий объективно оценить эффективность проведенной педагогической работы.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Дебриян Е.А. Изучение социально-культурного развития семьи в условиях деятельности центров национальной культуры // Современные проблемы науки и образования. 2011. JV« 6. (0,6 пл.).
2. Дебриян Е.А. Модель социально-культурного развития семьи в условиях деятельности центра национальной культуры // Образование и наука. 2012. № 1. (0,4 пл.).
3. Дебриян Е.А. Сущность и специфика организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1 (0,4 пл.).
Прочие публикации по теме диссертационного исследования:
4. Дебриян Е.А. Задачи и методические принципы языкового поликультурного образования // Сборник материалов к российско-польской научной конференции аспирантов и студентов при гуманитарном факультете ОмГАУ. 2007 г. Новосибирск; Омск: Сибирская академия политических наук, 2007. (0,3 пл.).
5. Дебриян Е.А. Формирование культуры межнационального общения // Материалы работы научно-исследовательской лаборатории кафедры педагогики и психологии детства ОмГПУ за 2005-2006 годы. Омск: Полиграфический центр КАН, 2007. (0,2 пл.).
6. Дебриян Е.А. Ценностно-смысловые ориентации современной российской семьи как результата социально-культурного развития под влиянием национально-культурных традиций // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сб. тр. Вып. 5. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. (0,2 пл.).
7. Дебриян Е.А. Центр национальной культуры - школа формирования гражданского самосознания // Социально-экономическая и политико-культурная жизнь России в спектре современного научного поиска: сб. мат-лов всеросс. науч.-практ. конф. / под ред. A.B. Головинова, Д.С. Петрова. Барнаул: Изд-во «Сизиф» Д.С. Петрова, 2011. (0,3 пл.).
8. Дебриян Е.А. Историко-культурный потенциал Омской области в реализации процесса инкультурации в социальную среду немецкого этноса // Новый университет. Сер.: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. Йошкар-Ола: Изд-во «Коллоквиум», 2011. (0,2 пл.).
9. Дебриян Е.А. Основные концепции социализации современной российской семьи как результата ее социально-культурного развития // Гуманитарные науки в XXI веке: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во «Спутник+», 2011. (0,2 пл.).
10. Дебриян Е.А. Социокультурное значение процесса включения семьи в структуру досуга центра национальной культуры // XVI Державинские чтения. Академия культуры и искусств: мат-лы Общерос. науч. конф. / отв. ред. Т.Г. Осадчая. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. (0,2 пл.).
11. Дебриян Е.А., Иванова H.H. Социально-культурные технологии, используемые в работе центра национальной культуры // Наука о человеке. 2012 № 1. (0,5 пл.).
Подписано в печать 18.01.2012 г. Формат 60x84/16. Объем 1,45 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 0021. 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 6. Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общесгво»
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дебриян, Елена Александровна, Тамбов
61 12-13/1021
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ЦЕНТРАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ
13.00.05 - ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-
КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На правах рукописи
ДЕБРИЯН ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент Иванова Надежда Николаевна
Тамбов 2012 1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры...............................................
1.1. Сущность и специфика организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры............................... у^
1.2. Модель организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры........................................... 75
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры..............................................
2.1. Экспериментальное изучение особенностей организации работы с семьей в центрах национальной культуры.......................... д^
2.2. Реализация социально-культурных условий организации работы с семьей в центрах национальной культуры..................
Заключение.....................................................................................157
Список литературы......................................................................................................165
Приложение..........................................................................................................................186
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в области межнациональных отношений в мировом сообществе и в России, в том числе, существует достаточно много проблем. В нынешнем состоянии неуверенности в будущем, неутихающих национальных конфликтов, размытых традиционных национальных ценностей крайне важно не только возродить и сохранить национальную культуру, но и научиться уважать культуру страны, в которой живешь, научиться достойным доброжелательным межнациональным отношениям.
Такие важнейшие государственные документы, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в России» 2000 г. подчеркивают роль самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций, сложившихся в различных регионах страны как одного из факторов преодоления духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития, а выдвинутые в них задачи приобретают особую значимость в свете осуществляемых в России проектов и программ по сохранению самобытных культур народов нашей страны и поддержке этнохудожественного образования как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество (Е.И.Григорьева).
Для многих регионов России в условиях отсутствия острых межнациональных конфликтов ядром программ решения национальных проблем и профилактики межнациональных конфликтов становится социально-культурная проблематика. При этом особого внимания требуют следующие основные задачи: сохранение и развитие имеющегося культурного потенциала; формирование нового механизма культурной преемственности; использование коммерческого потенциала национальных культур; решение проблем преподавания национальных языков; разработка
комплексной программы непрерывного эстетического воспитания подрастающего поколения на традиционной национальной основе; ликвидация этнографической невежественности россиян путем внедрения обязательного этнографического образования в системе средних специальных и высших учебных заведений и расширения преподавания этнографических знаний в школах, создание государственных или общественно-государственных структур в форме национально-культурной автономии (И.В. Лоткин, H.A. Томилов).
Как известно, культуры разных этнических общностей, проживающих на территории нашей страны, составляют одну целую современную культуру, находясь в тесной взаимосвязи и, являясь неотделимыми друг от друга. Именно поэтому в современном мире важно развивать способности к пониманию, признанию и толерантному отношению к чужой культуре (Е.Г. Буянкина, А.М. Герштейн, Ю.А. Серебрякова, В.И. Солодухин, Т.К. Солодухина).
Важнейшую функцию по передаче глубинных культурных традиций народа неизменно выполняет семья, придавая устойчивость и позитивную направленность всему процессу культурного развития и духовного воспитания подрастающего поколения. Современная российская семья, создаваемая и развивающаяся в полиэтническом обществе, оказалась в весьма трудном положении. Сегодняшним кризисом, происходящим во всех сферах жизни, затронуты экономические и социальные основы, а также основные функции, являющиеся основой современной семьи. Значительные изменения происходят и в ценностных ориентациях семьи, а также в ее структуре.
Помогая человечеству выполнять важнейшие функции: репродуктивную, социализации детей, преемственности поколений и др., семья является одним из основных социальных институтов. Именно поэтому в различных отраслях знаний изучаются проблемы семьи, семейных отношений, формирование политики, благоприятствующей развитию и укреплению семьи, возрождение
статуса семьи как социального института общества, направленного на формирование и развития культурного плюрализма и этнической толерантности.
Национально-культурные центры являются фактором стабильности межкультурных отношений в полиэтническом обществе, а также объединяют людей не только разных национальностей, но и разных вероисповеданий: католиков и православных, буддистов и мусульман.
В соответствии с этим проблема определения необходимых социально-культурных условий организации работы с семьей в центрах национальной культуры приобретает особую актуальность.
Степень научной разработанности проблемы. Большое количество научных работ свидетельствует о высоком профессиональном интересе ученых к деятельности центров национальной культуры.
Проблемы института семьи, ее функции, процесс социализации, общепринятые современные ценности, которые находят отражение в формировании и развитии семьи, а также сама семья как ценность, рассматривались такими учеными как, А.И. Антонов, Е.Г. Буянкина, С.Н. Варламова, М.В. Вдовина, В.А. Василенко, С.И. Голод, И.И. Гультяев, О.Г. Дробницкая, О.М. Здравомыслова, Д. Коулман, Ю.П. Лежнина, В.М. Медков, И.С. Нарский, A.B. Носкова, Г.К. Селевко, H.H. Седова, В.В.Тихомирова, Тейяр де Шарден П., В.П. Тугаринов, А.Г. Харчев, Н.З. Чавчавадзе, Е. Шестун, Э. Шпрангер, Paul R. Amato, Aseltine Robert H., E.Mark Cummings, Zeng-yin Chen, Marcie C. Goeke, Horin Adele, Ronald C. Kesster, Ruth X. Liu, Lauren M. Papp, Stacy J.Rogers и др.
Процесс социализации и социального развития семьи, составной частью которого является формирование социального самочувствия и ценностных ориентаций семьи рассмотрен в работах А.Г. Асмолова, Е.П. Белинской, Л.П. Буевой, Б.З. Вульфова, Ф.Г. Гиддинса, Н.Ф. Головановой, Е.В., Калужских, В.А. Караковского, И.С. Кона, A.B. Мудрика, P.C. Немова, A.B. Петровского,
Ю.П. Платонова, В.М. Полонского, A.A. Реан, Х,Ф. Сабирова, В.А. Сластенина, O.A. Тихомандрицкой, Д.И. Фельдштейна, М.Херсковица и др.
Рассмотрением сущности национально-культурных традиций, изучением их роли в процессе социализации и влияния на формирование ценностно-смысловой ориентации современной семьи, занимались такие ученые как Э.А. Баллер, В.Б. Власова, Ю.Н. Давыдова, A.M. Герштейн, Н.С. Злобин, А.Г. Здравомыслов, В.М. Каиров, М.Н. Кузнецова, Ю.А. Левада, В.П. Левкевич, Э.Маркарян, Б.Б. Пиотровский, В.Д.Плахов, Н.С. Сансербаев, В.И. Солодухин, Т.К. Солодухина, А.Г. Спиркина, K.M. Сушков, А.Швейцер и др.
Немалый интерес для нашего исследования имели научные труды, посвященные особенностям современных технологий социально-культурной деятельности И.И.Алпацкого, М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, В.З. Дуликова, A.C. Запесоцкого, К.Н. Измайлова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.Е. Триодина, H.H. Ярошенко и др.
Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, личностно-развивающий и воспитательный потенциал центров национальной культуры изучен недостаточно, здесь имеются перспективы для дальнейших исследований. В частности, проблема организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры до конца пока не решена.
С учетом вышеизложенного нами был выявлен ряд противоречий между:
- необходимостью духовного и культурного оздоровления и развития современного общества и недостаточной разработанностью новых подходов к решению этой проблемы;
- имеющимся личностно-развивающим и воспитательным потенциалом центров национальной культуры и недостаточным их использованием в процессе социализации современной семьи;
- необходимостью создания благоприятных условий для интересного и содержательного семейного досуга в центрах национальной культуры и
недостаточной научной разработкой конкретных социально-культурных условий его организации.
Совокупность указанных противоречий позволила нам сформулировать педагогическую проблему: каковы социально-культурные условия организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры.
В качестве объекта исследования выступает деятельность центров национальной культуры.
Предметом исследования являются социально-культурные условия организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры.
Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной апробации социально-культурных условий организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить основные подходы к организации педагогической работы в центрах национальной культуры и на этой основе определить сущностные характеристики и специфику педагогической работы по данной проблеме.
2. Выявить и обосновать социально-культурные условия эффективного осуществления педагогической деятельности с семьей в центрах национальной культуры.
3. Разработать педагогическую модель процесса организации работы с семьей в центрах национальной культуры.
4. Определить критерии и уровни, позволяющие дать объективную оценку социализации семей, что позволит оценить эффективность реализации авторской педагогической программы.
5. Разработать и апробировать педагогическую программу, позволяющую целенаправленно осуществлять организацию работы с семьей в центрах национальной культуры.
В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что эффективная организации работы с семьей в центрах национальной культуры возможна при следующих социально-культурных условиях:
- комплексное целевое воздействие на личность при ее активной включенности в социально-культурную деятельность центра национальной культуры, с целью обобщения духовного опыта многих поколений, приобщение семьи к социокультурным ценностям;
- в основе построения деятельности лежит разработанная нами педагогическая модель организации работы с семьей в центрах национальной культуры;
- построение деятельности на основе эмоционально насыщенного взаимодействия, удовлетворяющего потребностям личности в положительных эмоциях;
- педагогическая деятельность строится в соответствии с разработанной педагогической программой «Российская культура», предусматривающей использование различных методов, форм и социально-культурных технологий, позволяющих целенаправленно осуществлять организацию работы с семьей в центрах национальной культуры;
- оценка результативности происходит с помощью разработанных критериев, позволяющих дать объективную оценку проведенной педагогической работе.
Теоретико-методологической основой диссертационного
исследования являются концепции социально-культурной деятельности, разработанные в трудах таких известных отечественных ученых как М. А. Ариарский, Т. И. Бакланова, Г.М. Бирженюк, Е. И. Григорьева, А. Д. Жарков, A.C. Запесоцкий, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, В. Е. Новаторов, В.И. Солодухин, Т.К. Солодухина, Ю. А. Стрельцов, В. Я. Суртаев, Н. Н. Ярошенко и др.
Возможности социально-культурной деятельности в формировании и развитии личности анализируются в работах Т.Г.Бортниковой, М.И.
Долженковой, Е.В.Литовкина, В.М. Рябковой, Е.Ю.Стрельцовой, В.Е. Трио дина, В.В. Туева и др.
Большое значение для исследования имеют работы В.К. Бацина, С.Б. Брижатовой, Е.Г. Буянкиной, О.В. Суховой, Т.В. Шех, в которых раскрывается культуросозидетельный потенциал национально-культурных центров.
Мы также обращались к трудам теоретиков, исследующих проблемы института семьи, а также процесс социализации и социального развития:
A.И. Антонова, Е.Г. Буянкиной, С.Н. Варламовой, М.В. Вдовиной,
B.А. Василенко, С.И. Голод, И.И. Гиддинса, Н.Ф. Головановой, Е.В. Калужских, В.А. Караковского и др.
Методы исследования включают: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, культурологической, социологической литературы; опрос, анкетирование, тестирование, беседу; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента; математическую обработку данных.
Опытно-экспериментальные базы исследования: Государственное учреждение культуры Омской области «Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение «Сибирь» (Дом Дружбы)», тесно сотрудничающий с ним Центр встреч омских немцев «Quelle», Государственное учреждение культуры Омской области «Центр народного творчества».
Всего в педагогическом эксперименте приняли участие 115 человек: 100 человек - участников центра немецкой национальной культуры, а также студенты кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (15 человек).
Этапы исследования: На первом этапе - (поисково-аналитическом) (2006-2007 гг.) проводилось определение тематики исследования; в ходе теоретического анализа вопроса было выявлено современное состояние проблемы; изучалась философская, культурологическая, социологическая,
психолого-педагогическая и др. литература по проблеме диссертации; осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. Было дано научное обоснование сущности, определена специфика и разработана модель педагогического процесса организации работы с семьей в центрах национальной культуры.
На втором этапе - (опытно-экспериментальном) (2008-2010 гг.) осуществлялись констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, исследовались различные подходы к данной проблеме на практике, изучалась социально-культурная деятельность национальных общественных объединений г. Омска и Омской области. Устанавливались контакты, планировалось и реализовывалось сотрудничество с национальными общественными объединениями, проводились беседы, интервьюирование с руководителями центров, городской администрацией и министерством культуры Омской области по вопросам сохранения и развития немецкой национальной культуры в области. Была разработана и апробирована программа, позволяющая целенаправленно осуществлять организацию работы с семьей в центрах национальной культуры;
На третьем этапе - (обобщающем) (2010-2011гг.) были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации поставленных целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования и осуществлялась окончательная редакция текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
обоснована сущность и выявлена специфика организации педагогической работы с семьей в центрах национальной культуры;
- выявлены и обоснованы социально-культурные условия эффективного осуществления педагогической деятельности с семьей в центрах национальной культуры;
- разработана и апробирована педагогическая модель процесса организации работы с семьей в центрах национальной культуры, которая позволяет помочь в реализации творческого потенциала через общение и специально организованную деятельность центров национальной культуры с целью укрепления межнациональных связей народов, проживающих на территории России;
- определены критерии и уровни, позволяющие давать объективную оценку социализации семей, что позволит оценить эффективность реализации авторской педагогической программы;
-разработана и апробирована педагогическая программа, позволяющая целенаправленно осуществлять организацию работы с семьей в центрах национальной культуры и воздействовать на формирование ценностных ориентаций и выработку жизненной позиции членов семьи, ориентированной не только на возрождение и сохранение национал�