Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Степанова, Алла Вениаминовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Степанова, Алла Вениаминовна, 2002 год

Глава 1. Теоретические основы социально-художественного развития младших школьников средствами театральной деятельности

1.1. Предмет "Театр" в гфактике школы как компонент понятия "социальное становление личности". с

1.2. Развитие младших школьников в ходе театрального воспитания и образования процесс познания и отражения объективного мира с учетом особенностей детей младшего школьного возраста. с

1.3. Театральное образование детей в нашей стране и за рубежом как фактор социально-художественного формирования личности. с

1.4. Состояние и тенденции развития театрального образования младших школьников в детских учреждениях различного типа. с. 86-124

Выводы к главе 1. с

Глава 2. Театрализованная деятельность как важное условие целенаправленного социально-культурного воспитания младших школьников

2.1. Разработка модели системы детской театрализованной деятельности и проверка эффективности ее влияния на социально-художественное развитие младших школьников в педагогическом эксперименте. с

2.2. Содержание и методы опытно-экспериментальной работы, формирующей социально-художественные качества личности. с

2.3. Результаты театрализованной деятельности младших школьников в социально-художественном развитии, их значимость в учебном процессе. с. 140-153

Выводы к главе 2. с. Заключение. с. 154-155 J, с

Введение диссертации по педагогике, на тему "Социальное и художественное развитие младших школьников средствами театрализованной деятельности"

Глобальные изменения в мире и общий кризис образования на рубеже нового тысячелетия позволили ЮНЕСКО выявить некоторые основные тенденции будущей реформы школы: "Постиндустриальная цивилизация носит гуманистически-ин(|юрмационный характер, она предъявляет повышенные требования к духовному миру человека, разносторонности его развития, широте и гибкости его ква1шфикации, творческому уровню работников, их умению решать нестандартные, постоянно меняющиеся задачи"[119;5].Учеными подчеркивается та сложность ситуации, в которую попал человек 20 столетия: новые социально-экономические условия жизнедеятельности, информацио1шая и компьютерная власть, обидай духовный кризис (В.А. Лекторский, Б.С. Гершунский, В.А. Разумный, Х.Г. Тхагапсоев, Н.Д. Никандров, А.П. Валицкая, В.В. Кумарин, П.Г. Щедровицкий, Н.С. Розов, Б.З. Вульфов, А.А. Пинский, П. Козловски, Л.М. Фридман, Н. Хантингтон и др.).Поэтому современный этап развития российского общества вплотную подвел педагогическую теорию и практику к осознанию важности вопросов воспитания и образования через эстетическое воспитание средствами искусства. В концепции РАО красной нитью прослеживается мысль о том, что "школьное образование в России до последнего времени сохраняло знаниецентристский характер в противовес культурообразующему"[119;40]. Поэтому возросла роль культуры, понимание актуальности ее воспитания и возможности формирования средствами искусства высоко1фавственной, развитой и гармоничной личности, умеющей правильно оце1швать происходящее и верно ориентироваться в любых жизненных ситуациях. "Выход из глобального кризиса образования (разрыв между образованием и культурой, отставание образования от науки) ученые видят в переходе от знаниеценФ тристской к культуросообразной школе, ибо будущее зависит не столько от количества знаний, сколько от уровня культуры и способности человека к ориентации в нестандартных ситуациях. Речь идет о культурологическом смысле содержания образования, где главная задача - развивать способность »• ^ личности во всех сферах ее деятельности путем приближения к достижениям мировой и отечественной культуры, овладения системой знаний о природе, обществе и человеке"[119;40]. Учеными все более подчеркивается, что именно искусство включает в себя те гуманитарно-культурологические, культуротворческие и этико-эстетические начала, которые необходимо воспитывать в личности (А.П. Валицкая, В.В. Кумарин, К.В. Кулаев, П.Г. Щедровицкий, Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский и др.) Известно, что воспитание культуры закладывается в детстве, а от уровня сформ1фованного художественного развития зависит обпщй уровень художественной культуры в целом. Исходя из запросов времени и социального заказа общества, мы решили пересмотреть учебно-воспитательную работу с детьми, подчинив ее программе социально-культурного совершенствования формирующейся личности. Поэтому перед нами встала задача повышения общего уровня образованности учащихся. Решение данной задачи мы видели в больших возможностях предметов художественно-эстетического цикла (таких как литература, изо, музыка, танец, театр), изучение которых должно быть организовано с первого класса.Результаты анкетирования, индивидуальные беседы с детьми, их родителями выявили, что занятия изобразительным искусством, аппликацией, инсцешфование, игры-драматизации, пение находят у каждого ребенка самые положительные отклики: дети любят этим заниматься, любой вид данной деятельности вызывает у них живой интерес, эмоциональный порыв, желание творить.Из всех видов искусства, на наш взгляд, самым интересным является театр, поскольку воспитательные возможности его весьма велики, т.к. театр - это своеобразный способ отражения жизни на сцене. В восприятии театрального искусства (и как воспринимающего, и как творящего, ребенказрителя и ребенка, проявляющего себя в собственной художественной деятельности) принимает участие вся личность: чувства, мысли, воображение.Театр - это творческий процесс, в котором органично соединяются другие •» виды искусства: литературное, искусство слова, музыкальное, изобразительное, пластическое. Поэтому, обучаясь искусству театра, ребенок будет соприкасаться с другими видами искусств.Театр дает возможность воспитывать в детях не пассивных слушателей, а зрителей, понимаюхцих язык театра А поскольку восприятие спектакля глубоко индивидуально и определяется как психологическим складом, темпераментом, так и общим уровнем развития, то восприятие спектакля это процесс, способствующий формированию и психической сферы, и чувственно-эмоциональной отзывчивости, и нравственных качеств, и познавательных интересов. Однако интерес к творчеству другого наиболее полно формируется через собственное творчество (Е.К. Чухман), поэтому воспитание в детях не только зрителей, но и исполнителей является целесообразным. Собственное творчество помогает формированию и развитию чувств, мыслей, воображения, т.е. способствует становлению активной позиции личности, влияя на ее качественные изменения.Собственная театральная деятельность ингересна, любима, наиболее близка и доступна ребенку, поскольку в основе ее лежит игра, которая, по убеждению Л.С. Вьшугского, является корнем всякого детского творчества Игра - это приоритетный вид детского самовыражения, а выражение впечатлений от жизни - необходимая потребность, заложенная в самой природе малыша (Л.С. Выготский, Е.Н. Петрова, Н.Я. Михайленко, Т.С. Комарова, Л.В. Пименова, О.Л. Лившиц и др.). Схватьтая и конкретизируя увиденное в окружающем мире, ребенок пополняет свой жизненный опыт, и на основе полученных впечатлений у него возникает желание к действию. Игра и реализуется в действии (в подражательной форме) и дает возможность перевошютшъся в воображаемый образ, способствуя проявлению чувств, заставляя фантазировать и мыслить.В театральном творчестве соединяются различные виды художественной детальности (изготавливаются костюмы, рисуются декорации, разучиваются роли и проч.), и каждый вид деятельности выступает как само• стоятельное действие, объединенное обпщм замыслом и единой целью. А конечный результат данных действий - их полное и окончательное выражение в театральной постановке, т.е. театральная деятельность сама дает материал и почву для самых разнообразных видов детского творчества.Таким образом, собственная творческая деятельность, и именно театральная, - один из способов, углубляющих восприятие ребенка, а это требует концентрации внимания на мотивах поступков действующих лиц, понимания их, анализа, сравнения, что создает почву для самостоятельных обобщений и выводов. Вместе с тем собственная творческая деятельность заключает в себе возможности приобретения новых знаний, расширение кругозора, накопление художественных впечатлений, проявление интереса к восприятию искусства. В импровизациях, театральных постановках ребенок действенно постигает язык театрального искусства и, играя на сцене, не только закрепляет впечатления, обогащая жизненный опьгг, но и упражняет различные способности, развивает творческое воображение, коммуникативные и нравственно-волевые качества, интеллектуально-познавательную сферу. А это способствует социально-художественному развитию. Ученые отмечают, что для детей младщего школьного возраста это особенно важно; вопросам художественного развития личности через развитие ингеллектуальной сферы, совершенствование познавательных процессов: образного мышления, восприятия, а также творческих способностей, зрительной памяти и пространственных представлений посвящены работы Л.В. Григоровской, Л.В. Александровой, В.П. Мадушевского, В.Д. Остроменского и др.Театр - искусство коллективное. А совместная деятельность, пишут ученые А.П. Ершова, Е.К. Чухман, А.Ю. Гончарук, В.М. Букатов, Л.А. Никольский, М.П. Стуль, Т.е. Комарова и др. по созданию общего спектакля, характеризуется особе1шостью благоприятных условий для общения детей между собой и общим конечным результатом. Это доставляет большее удовлетворение и вызывает более радостные чувства, потому что происходит понимание того факта, что каждый внес свое что-то новое в общее дело.Поэтому коллективная основа театрального воспитания - это эффективное средство решения задач социально-художественного развития.Объединяя в себе различные виды искусства, театр создает благоприятную почву для занятий различными видами художественного творчества во взаимосвязи. А при комплексном воздействии различных видов искусства решение задач эстетического воспита1шя становится более эффективным, что способствует успешному социально-художественному развитию учащихся через художественно-творческую деятельность.Из вышесказанного можно сделать вьшод, что театральное искусство имеет огромные возможности для социально-художественного развития детей. В собственной театральной деятельности происходит развитие каждого ребенка, его чувственно-эмоциональной сферы, нравстве1шых начал, интеллектуальных способностей. В то же время в каждом ребенке заложен огромный потенциал художественно-творческих способностей, и именно театральное воспитание и образование позволяют раскрыть этот потенциал, как так театральное творчество само дает хорошую почву для развития различных способностей, поскольку опирается на синтез разных видов искусств.Социально-художественное развитие, исходя из этого, будет включать в себя следующие компоненты: чувственно-эмоциональную сферу, нравственные качества и интеллектуально-познавательные способности. От уровня сформированности данных трех компонентов будет зависеть уровень социально-художественного развития, так как театральная деятельность предполагает их взаимосвязанность и взаимообусловленность.В педагогической теории и практике вопросам театрального восшггания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего школьного возраста, которое больше сводится к дополнительному образованию, а значит, не охватывает каждого ребенка и предоставляет право выбора в большей степени родителям, которые предпочитают обучение детей предметам искусства, исходя из собственных интересов. Р1менно возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развигия художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития. В младшем школьном возрасте закладываются основы культуры, так как дети наиболее расположены к восприятию мира, и в частности художественного.Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами театрального искусства, развитие творческого потеьшцала в процессе художественно-театральной деятельности рассматривались наукой в исследованиях Е.С. Роговер, Т.Э. Потапова, Г.С. Похмелкиной, М.В. Копосовой, Е.М. Котиковой, А.А. Конович и др. Формированию коммуникативных способностей под влиянием взаимосвязанного использования театрального искусства и музыки посвящены работы Г.Б. Вершинина, А.Г. Генина.Художественно-творческое развитие подростков средствами театрального искусства во внешкольных учреждениях доказано диссертациями А.Ю. Гонч^ука, А.Н. Аверьяновой, В.М. Букатова, Ю.А. Халфина Влияние театрального образования на общий ход художественного развития подтверждено учеными, А.П. Ершовой, Е.К. Чухман, А.Ю. Гончаруком, О.Ю. Акакиевой, Л.А. Никольским, М.П. Стуль и др. История становления и развития театрального искусства и его роли в эстетическом и художественном образовании в школах РСФСР, Белоруссии, Азербайджана освещается в работах Л.В. Остожьевой, Е.М. Котиковой, Ф.А. Г. Султанова ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в изучении возможностей театрального воспитания и образования младших школьников в процессе собственной художественно-творческой деятельности через взаимосвязанное использование предметов искусства в театральной игре. При данном подходе собственная театральная деятельность влияет на качественные изменения личностных свойств учашлхся, их эмоциональное, нравственное и интеллектуальное развитие, а значит, и социально-художественное.ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является социально-художественное развитие младших школьников средствами искусства ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс социально-художественного развития младших школьников в театральной деятельности.ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в разработке модели системы театральной деятельности младших школьников и в определенрш ее возможностей, влияюших на формирование качественных личностных свойств, которые способствуют социально-художественному развитию учащихся в процессе изучения ими предметов искусств (музыки, изо, танца, театра) на основе интегрированного подхода.Цель и предмет определили ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Раскрыть сущность, структуру и место театральной деятельности в учебном процессе начальной школы.2. Обосновать возможности театральной деятельности младших школьников. Определить ее влияние на формирование личности.3. Разработать критерии оценки и показатели уровня социально-художественного развития учащихся в процессе театрализованной деятельности.4. Разработать модель системы театральной деятельности младших школьников и опыгно-экспериментальным путем проверить ее эффективность в социально-художественном развитрш учащихся.В основу исследования положена ГИПОТЕЗА: театральное деятельность младших школьников в рамках предмета "Театр" и внеклассной и внешкольной работы при условии использования в обучении взаимосвязанных единым содержанием предметов искусства будет способствовать достижению нового качественного уровня эмоциональных, нравственных и интеллектуальных свойств личности.Мы считаем, что социально-художественное развитие как чувственноэмоциональное и нравственно-интеллектуальное становлеьше личности младших школьников является интегральным процессом, в структуру которого входят три основных компонента: 1. Чувственно-эмоцгюиальная сфера: способность эмоциональной отзывчивости к предметам и явлениям окружающей действительности, наличие чувства соучастия, сопереживания и взаимной поддержки.2. Нравственные качества: направленность личности, оценка и прогнозирование своих возможностей, сформированных вследствие коллективной деятельности при понимании значимости собстве1шого индивидуального вклада в конечный результат - театральную постановку.3. Интеллектуально-познавательные способности: овладение общими и специальными знаниями, необходимыми для выполнения ролей в собственной театральной деятельности (спектаклях), по которым можно судить об уровне восприятия, постижения и понятия реального мира через познание, приятие и интерес к искусству.При сформированном определенном уровне данных компонентов можно судить об общем уровне социально-художественного развития каждого учащегося.Опираясь на коьщепцию дифференцированного принципа развития в работах Н.И. Чуприковой и Т.А. Ратановой, можно прогнозировать вьщеление критериев чувственно-эмоционального и нравстве1шо-интеллектуального становления личности младших школьников вследствие собственной театральной деятельности, таких, как: 1) Устойчивость личности, по1шмаемую нами как сформированность социально-значимых, нравствеьшых мотивов поведения, эмоциональной стабильности, ответственности и самостоятельности.2) Готовность личности к выполнению различной деятельности, а именно учебной, подразумевающей сформированность интеллектуальнопознавательных систем в ходе индивидуального развития и обучения, выИ полнения тв(^ческих заданий на уровне поискового метода, развитие самокритичности и стремления к стабильности в познаниях.3) Активность личности, рассматривающей включение в творческую деятельность, опирающуюся на интерес, желание, иншдаативность, коммуникативность, динамизм, на ос1юве полученной интеллектуально-познавательной подготовки.Сформированность данных критериев чувственно-эмоционального и нравственно-интеллектуального становления личности младших школьников вследствие собственной театральной деятельности позволит повлиять на повышение качественного уровня офазованности учащихся.Мы предполагаем, что в качестве ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, определяющих эффективность сощильно-художественного развития младших школьников средствами театральной деятельности, будут являться следующие: а) создание необходимой благоприятной эстетической среды в образовательном учреждении и общего эстетического щюстранства, котхфые способствуют эмощюнальному, интеллектуальному и нравственному развитию каждого учащегося и воспшывают художественно-творческую личность средствами собственной театральной деятельности; б) взаимосвязь содеряания урочной и внеурочной работы с младшими школьниками по развитию их художественно-творческих способностей средствами собственной театрализованной деятельности, включающей в себя эффективные формы и методы педагогического воздействия с целью заингересованности каждым учащимся щюцессом обучения различным предметам художественных дисциплин; в) теоретические знания и умения, полученные в процессе изучения предметов искусств, должны стать для каждого учащегося осознанной ценностью, и быть примеьшмы на практике, т.е. в собственной театральной деятельности; г) учебные щюграммы, методические разработки, сцен^ии внеклассных мероприятий, имеющие в основе интегрированное содержание театральной деятельности учащихся; д) понимание педагогами, администращ!ей, родигелями учащихся необходимости театральной деятельности, ее значения и роли в сопиальнохудожественном развитии детей; е) обучение учащихся средствами искусства, натфавленное на общее развитие, должно осуществляться по принципу "не воспитываем профессионалов, но обучаем профессионально"; з) тесная взаимосвязь педагогов и ппсольного психолога с семьей и наличие эмоционально-эстетического сотрудничества с родителями учащихся.МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются положения философии и эстетики об общественно-исторической природе художественной культуры и ее функциях (Н.Г. Чершлпевский, Ю.Б. Ъорев, М.С. Каган, А. Лилов), а также труды психологов в области детского твсфчества (Б.М, Теплов, Е.И. Игнатов, Я.А. Пономарев, А.И. Савенков), исследования ученых в области искусствознания и педагогики, обосновывающие целесообразность использования комплексного взаимодействия искусств в художественном развитии детей (Л.Г. Арчажникова, Г.М. Цыпин, Н.П. Сакулина, Т.е. Комарова, Л.А. Рапацкая, Т.Я. Шпикалова, Б.Н. Цикин), педагогические и психологические положения о роли художественно-тв^)ческой деятельности в формировании и становлении чувственно-интеллектуальных и нравственно-волевых качеств личности (Л.С. Выготский, И.Я. Лфнер, Б.Т, Лихачев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др.), значимость театрального творчества и преподавания театрального искусства в общеобразовательной школе как способных формировать и развивать психические и личностные качества, расширять и углублять художественный и жизненный опыт в процессе общения с искусством и занятий худояжственно-творческой деятельностью, а такхк влиять на эффективность учебно-воспитательного процесса в целом (А.П. Ершова, Т.Г. Пеня, А.Ю. Гончарук, Е.К. Чухман); концепция дифференцированного принципа развития (Н.И. Чуприкова, Т.А. Ратанова); различные аспекты социального становления и развития личности (М.И. Рожков, К.А. Абульханова-Славская, Н.Н. Толстых, М.М Прихожан, И.И, Нагуманова, А.В. Мудрик) элемекгы методики педагогической квалиметрии в оценке эффективности учебновоспитательного процесса через понятие "эффективность", включающее в себя сравнение прогнозируемых показателей социально-художественного развития с полученными в ходе театрализованной деятельности младших школьников (методика Фоминой Н.Б., г. Алексин Тульской области).ИСТОЧНИКАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили философская, психолого-педагогическая, искусствоведческая литература, архивные документы Тульского госудгфственного гфхива, нормативные докуменгы для общеобразовательных школ, материалы совещаний, конференций по вопросам, связанным с темой исследования, педагогический опыт учителей г. Тулы и Тульской области, опытно-экспериментальная работа автора.Для решения задач исследования были использованы следующие МЕТОДЫ: а) теоретический анализ научной литературы, раскрывающей огфеделение "театральное образование"; работа с архивными документами, позволяюпщми щюследить ход становления театрального образования в г. Туле и Тульской области; изучение государственных программ общеобразовательных учреждений по предметам эстетического цикла и составленных на их основе авторских и индивидуальных программ; б) знакомство с состоянием театрального образования учащихся за рубежом (на примере некоторых стран), изучение и обобщение педагогического опыта театрального образования в образовательных учреждениях Российской Федерации, школах г. Тулы, Тульской области; разработка модели системы театральной деятельности в школе, щ)едусматривающей опытноэкспериментальную работу по теме исследования; в) изучение пжольной документащш, беседы с учителями, учащимися, родителями, тестирование и анкетирование; г) педагогические наблюдения, диагноспфование, изучение результатов деятельности младших школьников, определение 1фитериев оценки.НАУЧНАЯ НОВИЗНА и ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в научном обосновании положения о том, что театральное образование в школе выступает как эффективный фактор воспитания личности младшего школьника с учетом тех его особенностей, котфые способствуют качественным изменениям познавательных процессов и влияют не только на социально-художественное развигие ребенка (становление чувственно-эмоциональных и нравственно-интеллектуальных сторон личности), но и способствуют более высокой эффективности овладения рядом учебных предметов. Разработан интегрированный подход при изучении предмета "Театр" и огфеделены педагогические условия (благоприятная эстетическая среда, взаимосвязь урочной и внеурочной работы, интегрированный подход и др.), обеспечивающие эффективность социально-художественного развития каждого ребенка Выделены показатели интеллектуальнохудожественного развития младших школьников средствами театрализованной деятельности.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в использовании его результатов при составлении учебных программ по театральному воспитанию с учетом региональных особенностей, учебных пособий для начальной школы по предметам искусства, учитьтая интегрированный подход, щ)и разработке рабочих учебных программ и планов для школ эстетического нахфавления; в возможности использования выстроенной системы театрального воспитания в работе любого образовательного учреждения при условии изменения и вариативности форм и методов работы, исходя из возможностей и затфосов данного учреждения, не нарушая общего подхода к эстетическому воспитанию и образованию в целом.С целью провфки научной и гфактической ценности методических идей, установленных на основе педагогических, психологических и специальных методик, требований к новому содержанию образования, обобщения педагогического опыта по материалам научной, научно-популярной литературы и бесед автора диссертации с педагогами школ г. Тулы, был проведен педагогический эксперимент в 1992-2000 гг. Исследование проводилось по этапам; 1. Поисково-теоретический этап (1992-1995 гг.) - изучение и анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и научнометодической литературы по проблеме исследования: определение и формулировка цели и задач исследования, его предмета; разработка рабочей гипотезы; анализ состояния проблемы исследования, выявлеьшя положительных сторон и недостатков в театральном воспитании и образовании учапщхся младших классов в практике общеобразовательной школы; составление анкет, тестов и проведение анкетирования и тестирования; разработка критфиев оценки продуктов детской театрализованной деятельности; проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного состояния объекта исследования.2. Опытно-экспериментальный этап (1995-2000 гг.) - составление плана и разработка программы формщзующего этапа эксперимента; выбор форм, методов, содержания учебно-воспитательной работы по социальнохудожественному развитию младших школьников, разработка модели системы детской театрализованной деятельности на основе интегрированного подхода; внедрение разработанной профаммы и определение доступности предложенной системы, содержания эстетических дисциплин, влияния их на эффективность социально-художественного развития.3. Заключительно-обобщающий этап (2000-2001 гг.) - анализ, интерпретация, обобщение и обработка результатов опытно-экспериментального исследования; оформление результатов. • АПРОБАЦИЯ результатов исследования осуществлялась в ходе опытной работы с учащимися начальных классов МОУСШ №24, МОУСШ Хо49 Пролет^ккого района г. Тулы; в разработке и щюведении ав^тором городского семинара по проблеме (^ганизации учебно-воспитательного процесса художественно-эстетического образования в г. Туле (МИАЦ, декабрь, 19% г.); в разработке и проведении гфодской научно-практической конференции "Художественно-эстетический аспект образования" (ГУО^Тула, август, 2000 г.), районной научно-практической конференции "Развитие творческого потенциала обучающих и обучаемых через совершенствование форм и методов реализации проблемы целостности образовательного щюцесса в районе" (МОУДОВ РМК, Тула, ноябрь, 2001 г.); опубликованы по хфоблеме исследования статьи: 1. "Эстетическое воспитание детей и развитие их художественнотворческих способностей средствами народного искусства" // Н.М. Сокольникова. Культура, искусство, школа. - М. 1999. - 164-166.2."Развитие личности ребенка средствами искусств в условиях школы эстетического направления". Материалы научно-практической конференции "Повышение эффектршности управления воспитывающей деятельностью образовательного учрежде1П1я". - Тула, МИАЦ, 1999. - 26.3."Взаимосвязь интеллектуального и художественного развития в процессе изучения предметов эстетического цикла". Сборник научных трудов. - М., Редакционно-издательский центр "Альфа" МГОПУ, 1999. — 100-102.4. "Театральное воспитание младших школьников в общеобразовательной школе". Методическое пособие для учителей. - Тула, МОУДОВ РМК, 2001.-56 с.5. "К вопросу эстетического воспитания школьников через искусство". Сборник научных трудов преподавателей, студентов и аспирантов ' ГУО - Главное управление образования ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - Тула, Редакционно-издательский центр ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2001. - 226-231.6. "Материалы районной научно-практической конференции "Развитие творческого потенциала обучающих и обучаемых через совершенствование ф(^м и методов реализации проблемы целостности офазовательного процесса в районе". - Тула, МОУДОВ РМК, 2001. - 68 с. (в печати).На защиту выносятся следующие ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Театральное образование и художественно-творческая деятельность младших школьников осуществляется в их собственной театральной деятельности и способствует социально-художественному развитию, которое заключается в том, что у детей повышается уровень чувственноэмоциональной, нравственно-волевой и интеллектуально-познавательной сфер. Дети приобщаются к творчеству, у них формируются начала художественной культуры.2. Наиболее эффективно осуществляется социально-художественное развитие младших школьников при интегррфованном подходе к изучению искусства и определеьшых педагогических условиях.3. В зависимости от уровня сформированности компонентов социально-художественного развития (эмоциональной, нравственной и познавательной сфер) можно проследить общекультурный и интеллектуальный уровень развития каждого ребенка, определяемый нами как высокий, достаточный, допустимый и критический. Это позволяет определить уровень формирования и развития художественнотворческих способностей в условиях обучения детей театральному искусству и самостоятельной театральной деятельности.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2.

В ходе опытно-экспериментальной работы по театральному воспитанию и образованию младших школьников был сделан следующий вывод: эффективность социально-художественного развития зависит от обязательности выполнения соответствующих требований к модели системы детской театрализованной деятельности. Преемственность в обучении, интегрированный подход, коллективная деятельность и взаимосвязанное использование внешкольной и внеклассной работы способствуют выстраиванию данной системы в целенаправленной, логической, поэтапной последовательности.

Анализ, обобщение, интерпретация и обработка теоретического и экспериментального исследований позволяют утверждать о доступности предложенного содержания уроков искусства в начальной школе, положительном влиянии их на эффективность общеобразовательного процесса вследствие социально-художественного развития каждого ребенка, о возможности и целесообразности изучения предмета "Театр" в общеобразовательной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведенного теоретического исследования и анализа данных педагогического эксперимента установлено необоснованное отношение к предмету "Театр" в общеобразовательной школе, его незаменимая и обязательная роль и место в общем образовании подрастающего поколения. Полностью подтвердилась гипотеза о возможности достижения средствами театрального воспитания и образования, опирающихся на театральную игру, нового качественного уровня чувственно-эмоциональной (способность эмоциональной отзывчивости к предметам и явлениям действительности, наличие чувства соучастия, сопереживания и взаимной поддержки), нравственно-волевой (направленность личности на ту или иную деятельность, оценка своих возможностей, понимание значимости собственного вклада в конечный результат) и интеллектуально-познавательной (овладение специальными знаниями, позволяющими судить об уровне восприятия, постижения и понятия реального мира через интерес к искусству) сфер личности младшего школьника. Рассматривая формирование данных сфер как интегральный процесс, мы подтвердили положение о том, что от специально организованных условий и при наличии интегрированного подхода каждый учащийся может быть вовлечен в театральную деятельность. Поэтому правильная организация театрализованной деятельности позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, воспитывает интерес и любовь к искусству и различным его видам, развивает творческое начало и художественные способности, тем самым помогает более эффективно формировать эмоциональные, нравственные и познавательные качества. Способствуя приобщению каждого ребенка к творчеству, театральное образование не только влияет на уровень социально-художественного развития, но и воспитывает начатки художественной культуры в целом и формирует элементы осознания необходимости приобретения социального статуса, как первого этапа становления личности.

Проведенное исследование подтвердило эффективность предложенной модели системы эстетического воспитания и необходимость выдвинутых нами педагогических условий, которые способствуют повышению уровня социально-художественного развития младших школьников: необходимая благоприятная эстетическая среда в образовательном учреждении и общее эстетическое пространство, взаимосвязь содержания урочной и внеурочной работы, применение учащимися полученных знаний и умений в собственной театральной деятельности, имеющей интегрированное содержание, понимание педагогами, администрацией и родителями необходимости занятий театром, их значения и роль в развитии детей, профессионализм в обучении. Использование критериев развития чувственно-эмоциональной, нравственно-волевой и интеллектуально-познавательной сфер личности младшего школьника позволило определить общий уровень как социально-художественного, так и общекультурного развития каждого учащегося.

Это дает основание рассматривать предмет "Театр" как общеобразовательную дисциплину, гуманистический характер которой обеспечивает личностно-ориентированный подход. Поскольку обучение искусству театра, построенное на основе собственной театральной деятельности, отвечает общепедагогическим и дидактическим принципам художественного образования, подтверждается актуальность и необходимость данного предмета в общеобразовательной (начальной) школе в качестве обязательной дисциплины.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Степанова, Алла Вениаминовна, Москва

1. Анализ работы Главного управления образования Управы г. Тулы за 2000-2001 учебный год. - Тула: Тульский полиграфист, 2001. -175 с.

2. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. 2000. №2. С. 11-16.

3. Ананьев Б.Г. Теория ощущений СПб: Изд-во Ленинградского университета, 1961. - 456 с.

4. Анализ эффективности учебного процесса (методическое пособие). -Тула: Тульский полиграфист, 2000. 24 с.

5. Антология педагогической мысли России 18 в./ Сост. И. А. Соловков. -М.: Педагогика, 1985.-480 с.

6. Арбузов К.А. Театральные уроки в современной французской школе // Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы: Сб. науч. трудов / Под ред. Е.К. Чухман. М. РАО. 1991. - С. 52-67.

7. Арцибашаева Г.В. Мифологический театр народов мира // Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. -М.: ВЦХТ, 1988. -139 с.

8. Архивные документы. Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф.9.

9. Архивные документы. Там же. Ф. Р-326.

10. Архивные документы. Гам же. Ф. Р-472.

11. Архивные документы. Там же. Ф. Р-1007.

12. Архивные документы. Там же. Ф. Р-3305.

13. Архивные документы. Там же. Ф. Р-3549.

14. Бабашев А.Э. Основные направления развития содержания образования в средней школе США: Дис. канд. пед. наук.- Волгоград, 1997. 191с.

15. Катаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

16. Болотов Андрей Тимофеевич. Избранное. Псков: изд-во ПОИПКРО, 1993.-352 с.

17. Борев Ю.Б. Эстетика. М: Политиздат, 1969. - 350 с.

18. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. СПб, 1873. - Т.З.

19. Борисенков В.П., Фохт-Бабушкин Ю.У. Острова надежды // Педагогика. 1999. №5.-С. 67-71.

20. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. — М.: Просвещение, 1988. 352 с.

21. БСЭ (в 30 томах). Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд-во 3-е. -М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 8.

22. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора //Педагогика 1997. №2. С. 3-8.

23. Витковская Н.С. и др. Формирование эстетической культуры младшего школьника — Киев, 1985. 134 с.

24. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших пед. учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия", 1999. -168 с.

25. Воспитание сказкой: методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1987.-149, 2. с.

26. Восприятие и воображение / Под ред. Е.И. Игнатьева,- М.,1963- 368с.

27. Воскресенская Н. М Основные направления перестройки содержания начального образования в США: Дис. кан. пед. наук. М., 1976. — 206 с.

28. Вульфов Б.З. Воспитание и рынок в переходный период // Педагогика 1993. №2.-С. 3-9.

29. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.

30. Выготский JI.C. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 144 с.

31. Выготский Л.С.// Собр. Соч.: В 6 т. М, 1984.

32. Генералова И.А. Театр / Под ред. Л.В. Тарасова Методическое пособие для учителей начальной школы, дополненное и переработанное. М.: Авангард, 1997.-160 с.

33. Генералова И.А. Интегративный предмет "Театр" или воспитание искусством. М.: Авангард. 1997. -159 с.

34. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века: (В поисках практических ориентаций образовательных концепций) / РАО, Институт теории образования и педагогики. М., 1997. - 697 с.

35. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Из опыта работы учителя. М. . Просвещение, 1978. -160 с.

36. Гончару к А.Ю. Методика преподавания эстетических дисциплин. Теоретический курс авторизованного изложения. М., 1992. - 170 с.

37. Гончарук А.Ю. Педагогика зрелищных искусств в конце века образованности и профессионализма Монография в 2ч. / М.: Ml 11 У, 1997. 221 с.

38. Гончарук А.Ю. Хорошо забытое старое. . .: Монография. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов. 2000. - 340 с.

39. Горланова Н.М. и другие. Авторская программа "Ступени". Пермь. . ОЦХТ, 1998.-60 с.

40. Громов Е.С. Начала эстетических знаний. М.: Советский художник, 1971.-248 с.

41. Государственная программа МО РФ "Театр 1-11 классы". М.: Просвещение, 1995. -196 с.

42. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Под общей редакцией Н.Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 335 с.

43. Детские драматические театры // Педагогическая энциклопедия. М, 1964.-Т.1.

44. Дмитриев Г.Д. Основные направления разработки современной теории содержания школьного образования в развитых капиталистических странах: Дис. докт. пед. наук. М., 1988. - 443 с.

45. Дьянова А.И. Развитие детского театра Болгарии и возможности усиления его воспитательной роли на современном этапе: Дис. .кан. пед. наук. -М., 1977.-190 с.

46. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. - 96 с.

47. Егорцева Н.Н. Народная игра как средство формирования культурного общения у младших подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Курган, 2000.-21 с.

48. Ершова А.П. Размышления в лаборатории театра // Искусство в школе. 1995. №3. С. 10-12.

49. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя // Искусство в школе. М., 1999. №4-5.

50. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя // Искусство в школе. М., 2000. №1-6.

51. Железняк О.Н. Эстетическое воспитание в Японии. Дис. .кан. фил ос. наук. М., 1998. - 160 с.

52. Журнал "Искусство в школе". 1991. №1, 3.

53. Журнал "Искусство в школе". 1993. №3, 4, 6.

54. Журнал "Искусство в школе". 1994. №2.

55. Журнал "Искусство в школе". 1995. №1, 2, 3.

56. Журнал "Искусство в школе". 1996. №3,4.

57. Журнал "Искусство в школе". 1997. №3.

58. Журнал "Искусство в школе". 1998. №1, 3, 5.

59. Журнал "Искусство в школе". 1999. №2, 4.

60. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. JL: Изд-во ЛГУ, 1978. - 108 с.

61. Злотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1966. - 36 с.

62. Игнатьев Е.И. Вопросы психологического анализа процесса рисования // Вопросы психологии труда и искусства Труды института психологии / Отв. ред. Б.М. Теплов, Н.Н. Волков,- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 236с.

63. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 30 с.

64. Иванова Т.Н. Педагогическое руководство формированием эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения интегрированному курсу искусств (изо, литература, музыка): Автореф. дис. . кан. пед. наук. -М., 1995.-20, 1.с.

65. Ильенков Э.В. О специфике искусства // Вопросы эстетики. Вып. 4. -М., 1960.

66. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

67. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / Под общей редакцией Н.Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 252 с.

68. Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе. Автореф. дис. кан. пед. наук. Ростов н /Дону, 1995. - 22 с.

69. Комарова Т.С. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. -152 с.

70. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.

71. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. М.: "Российское педагогическое агентство", 1998. - 106 с.

72. Конович А.А. Театрализация в празднично-обрядовой культуре: Автореф. дис. кан. пед. наук. — Д., 1991. — 40 с.

73. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе // Искусство в школе. 1991. №1. -С. 8-15.

74. Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. - М.: Просвещение, 1989. -158 с.

75. Кулаев К В. Специфика эстетического воспитания в коммерческом колледже (об особенностях эстетического воспитания в условиях рынка) // Педагогика. М., 1998. №1. - С. 49-54.

76. Кравцов Г. Игра как основа детского творчества // Искусство в школе. 1994. №2. С.3-9.

77. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развитая, 1997. - 208 с.

78. Ксерофонтова А.Н. Теоретические основы становления речевой деятельности школьников в образовательном процессе: Автореф. дис. . докт. пед. наук. Оренбург, 2000. - 38 с.

79. Краснова В.А. Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников (на материале сказок): Дис.канд. пед. наук. М., 1999. -162 с.

80. Кумарин В.В. Школу спасет педагогика. Но природосообразная. // Народное образование. М., 1997. №5. - С. 10-20.

81. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.

82. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. - 473 с.

83. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 175 с.

84. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. М.: Просвещение, 1988. - 268 2. с.

85. Любинский И.Л. Театр и дети М: Изд- во АПН РСФСР, 1962. -168 с.

86. Любченко О.Н. Андрей Тимофеевич Болотов. Тула: Приок. кн. изд-во, 1988.-246 с.

87. Материалы научно-практической конференции молодых ученых "Педагогические основы построения многоуровневой системы непрерывного общего среднего образования". М.: ИОСО РАО, 1998. - 120 с.

88. Материалы научно-практической конференции "Театр дети - образование". -М., 1996.

89. Маркс К., Энгельс Ф. М.: Политическая литература. 1974. - Т.42.

90. Мелик-Пашаев А. Способности человека к художественному творчеству // Искусство в школе. 1996. №4. С.30-35.

91. Мелик-Пашаев А. Трансформация детской игры в художественное творчество // Искусство в школе. 1994. №2. С.9-18.

92. Методическое пособие "Былины детям" // Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. - М.: ВЦХТ, 1988.-139 с.

93. Митина Г.В. Психолого-педагогическая поддержка личностного становления школьника в социально-воспитательной работе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Биробиджан, 2000. - 20 с.

94. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. М.: Просвещение, 1989. - 203 3. с.

95. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М.: Просвещение, 1975. - 128 с.

96. Михайлова А.Я. Размышление после спектакля или Тайна вопросов: (Восприятие театрального искусства детьми) // Начальная школа.: Еженедельное прилож. к газете "Первое сентября". 1997. №7. С. 1-4.

97. Михайлова А.Я. Беседы в антракте-2: (Воспитание интереса к театральному искусству у учащихся младших классов) // Начальная школа. Еженедельное прилож. к газете "Первое сентября". 1996. № 43. С.2-3.

98. Михайлова А.Я. Давайте поиграем!: (Как привить детям любовь к театру? Игра в "до-театр") // Начальная школа.: Еженедельное прилож. к газете "Первое сентября". 1997. № 3. С.4.

99. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

100. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

101. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед вузов / Под ред. В.А. Сластеннна. М.: Издательский центр "Академия", 2000. -192 с.

102. Мудрик А.В. Социализация и "смутное время". -М.: Знание, 1991. -80 с.

103. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Изд-во "Российское педагогическое агентство", 1997. - 208 с.

104. Нашхоева С.Р. Нравственно-эстетическое развитие воспитанниц женских учебно-воспитательных заведений закрытого типа в России до начала 20 века: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 239 с.

105. Образовательные учреждения г. Тулы. Тула: "Гриф и К", 1999. -96 с.

106. Орехова ЕЯ. Воспитание в лицеях Франции: Дис. . канд. пед. наук. -Тула, 1999.-148 с.

107. Основы эстетики и искусствознания: Факультативный курс. Пособие для учителей / И. JI. Любинский, В. В. Неверов и др.; Под ред И. Л. Любин-ского, В. К. Скатерщикова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1979.-302 с.

108. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1986. - 238, 1.с.

109. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока: психологические механизмы формирования. Бишкек.: Илим, 1992. - 123 с.

110. Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Книга для учителя / Сост. и авт. вступ. ст. П. В. Алексеев. М.: Просвещение, 1993. -288 с.

111. Подгорная А. Итоги одного урока или о том, как театр учителей учит // Искусство в школе. 2000. №6. С. 67.

112. Пожидаев Г. И снова "Искусство в школе" // Искусство в школе. -М., 1991. №1.-С. 2-7.

113. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Золотой век Екатерины и образование // Педагогика М. 1999. №1. С. 69-74.

114. Привалова Е.П. А.Т. Болотов и театр для детей //18 век. Сб. 3. -М- Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. - 242-261 с.

115. Проблемы эстетического воспитания подростков: Сб. научно-методических статей / Под ред. Л.В. Богомоловой. М: Новая школа, 1994. -96 с.

116. Проблемы эстетического воспитания в современном обществе. Сб. науч. статей. АН СССР. М, 1968. -124 с.

117. Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Афтореф. дис. канд. пед. наук. М., 1978. - 16 с.

118. Развитие содержания общего среднего образования / Под ред. В.А. Полякова и Л.Н. Боголюбова М РАО. 1997. - С.5.

119. Развитие творческой активности школьников / Под ред. Матюшкина A.M. -М.: Педагогика, 1991. -155, 1. с.

120. Разумный В. А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика 1998. №5. С. 17-22.

121. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Общая психология. М.: Альфа, 1996. - 91 с.

122. Революция искусство - дети: Материалы и документы: Из истории эстетического воспитания в советской школе: Кн. для учителя. В 2 ч. 4.1. 1917-1923 / Сост. Н.П. Старосельцева. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.

123. Революция искусство - дети: Материалы и документы: Из истории эстетического воспитания в советской школе: Кн. для учителя. В 2 ч. 4.2. 1924-1929 / Сост. Н.П. Старосельцева. - М.: Просвещение, 1988. - 367 с.

124. Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы: Сб. науч. трудов / Под ред. Е.К. Чухман. М. РАО. 1991. - 130 с.

125. Ришар Е.О. Теория и практика нравственно-эстетического воспитания в современной школе Франции: Дис. .канд. пед. наук.- М, 1991. 197с.

126. Розов Н.С. Философия образования в России: опасности становления и перспективы развития // Педагогика. 1993. №1. — С.21-23.

127. Роль искусства в развитии способностей школьников. М.: Педагогика, 1985. -144 с.

128. Савин М.В. Развитие гуманитарной направленности содержания гимназического образования в России второй половины 19 в. начала 20 в: Дис. .кан. пед. наук. Волгоград., 1998. - 190 с.

129. Сан Н.И. Роль театра для детей и юношества в воспитании подрастающего поколения в духе мира, гуманизма и прогресса. М.: Б.и., 1984. -14 с.

130. Седой Б.М., Ширяева В.Г. Театральный коллектив в школе и во внешкольном учреждении. / Под. ред. В Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-68 с.

131. Сергеева Н. Б. Разработка идей реформаторской педагогики в области эстетического воспитания и их реализация в школах Германии: Дис. . канд. пед. наук. М., 1979. - 201с.

132. Сетин Ф. Детский театр Андрея Болотова // Театр. 1973. №9. С.55-57.

133. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1997. - 192 с.

134. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы психологии. М.: Наука, 1987. - 266, 3. с.

135. Смольянинов И.Ф. Природа в эстетическом воспитании. М: Просвещение, 1984. - 207 с.

136. Старикова JT.M. Театральная жизнь стариной Москвы: Эпоха. Быт. Нравы. М.: Искусство, 1988. - 333 с.

137. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.: Искусство, 1953.-783 с.

138. Степашко JI.A. Феномен советской педагогики // Педагогика. 1998. №6.

139. Столетов В.Н. Становление личности. М.: Мысль, 1987. - 334, 2. с.

140. Сухов Ф. Театр творческое сообщество детей и взрослых // Искусство в школе. 1994. №2. - С. 39-44.

141. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. // Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. М.: Педагогика, 1979. - Т.1. - 560 с.

142. Степанова JI.A. П.В. Каптерев: психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания. К 150-легию со дня рождения // Педагогика 1999. №6.-С. 57-61.

143. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников: Сб. науч. трудов. М.: АПН СССР. 1989. - 126 с.

144. Солнцева Е.А. Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла: Автореф. дис. . кан. пед. наук. -М., 1995. 19 с.

145. Скаггкин М.Н., Лернер И.Я., Краевский В.В. Задачи и содержание общего и политехнического образования // Дидактика средней школы. М., 1975.-С. 7-14.

146. Тебиев Б.К. Тульский театр / Б.К. Тебиев, Э.В. Короткое, Л.С. Морозова. Тула: Приок. кн. изд-во, 1977. - 247 с.

147. Трубайчук Л.В. Интеграция знаний как способ оптимизации начального общего образования: Автореф. дис. . кан. пед. наук. Челябинск, 1996. -19 с.

148. Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. №1. -С.103-110.

149. Театр и образование: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Е.К. Чухман. М.: РАО, 1992. - 178 с.

150. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва - Тула, 1993. Т. 1. - 460 с.

151. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва - Тула, 1993. Т.2. - 389 с.

152. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.

153. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

154. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.

155. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 264 с.

156. Утехина А.Н. Теоретико-методологические основы моделирования гуманитарного содержания народного образования: Автореф. дис. . докт. пед. наук. Ижевск, 2000. - 38 с.

157. Учебно-методическая библиотечка "Я вхожу в мир искусства" // Школа творчества. Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра Сост. Голкин В.В. М. ВЦХТ, 1998. - 139 с.

158. Файнштейн Ф. Самодеятельный театр кукол. М.: НИИ АПН, 1998. -16 с.

159. Футлик Л. И. Я вхожу в мир искусства. Опыт педагога экспериментатора М: ВЦХТ, 1995, -143 с.

160. Ферапонтов Г.А. Становление образовательного пространства школьника средствами культурологической драматизации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. - 22 с.

161. Фридман J1.M. Как предотвратить неуспеваемость? // Завуч школы. 1999. №7. С.54-84.

162. Хамитов Н.В. Искусство как художественное разрешение противоречия человеческой жизни: Автореф. дисс. . канд. фил ос. наук. Киев, 1992.-34 с.

163. Химик И.А. Как преподавать мир художественной культуры: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1992. 160 с.

164. Художественное воспитание советского школьника: Сб. статей и материалов. Вып 1. Институт худ. восп. АПН РСФСР. М, 1947. - 183 с.

165. Цветкова С.Н. Содержание и методика обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США: Дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 212 с.

166. Шапинская К. Некоторые проблемы эстетического воспитания в Индии: традиции и современность И Искусство в школе. 1993. №3. С.66-69.

167. Шацкая В Н. Об эстетическом воспитании // Вожатый. 1945. №9. С. 6-7.

168. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Педагогический центр "Эксперимент". 1993. - 154 с.

169. Щедровицкий П.Г. Пространство свободы: (Тенденции развития образования) И Народное образование. 1997. №1. С. 46-51.

170. Чан Т. Ло. Эстетическое воспитание в современной школе и возможности его применения в ДРВ: Дис. канд. пед. наук. М., 1973. - 206 с.

171. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 1997. - 478, 1. с.

172. Чухман Е. Уроки театра в школе // Искусство в школе. 1995. №5. -С.12-15.

173. Чухман Е. Творчество восприятие - творчество // Искусство в школе. 1993. №6. - С.32-35.

174. Чухман Е. О теоретических и дидактических основах художественного образования // Театр и образование: Сб. науч. трудов. М.: РАО, 1992. -С. 3-10.

175. Чухман Е.К., Акакиева О.Ю. Театр в передовом педагогическом опыте // Современные проблемы театрально-творческого развития школьников: Сб. науч. трудов. М.: АПН СССР. 1989. - С. 76-99.

176. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

177. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Ярославль: Академия развитая, 1997. - 224 с.

178. Эстетическое воспитание в школе. Драматические кружки и театр для детей. / Под ред. В Н. Шащсой. М. . Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 128 с.

179. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Сост. Г.С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

180. Юстус И. Мир глазами театра // Искусство в школе. 1996. №3. -С.20-22.

181. Якобсон П. М. О процессе работы актера над ролью / Вопросы психологии труда и искусства Труды института психологии / Отв. ред. Б. М. Теплов, Н.Н. Волков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 236 с.

182. Якиманская И.С. Технология личностно-ориенгированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000,-176 с.

183. Янчевска Г. Формирование интересов подростков во внешкольной деятельности (ПНР): Дис. канд. пед. наук. Л., 1982. - 198 с.