Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Титович, Зинаида Михайловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Титович, Зинаида Михайловна, 1999 год

Введение.

Глава I СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§1. Социально-экономические, материальные и духовные предпосылки развития основы культурно-досуговой деятельности.

§ 2. Ресурсное обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений Туркменистана.

Глава II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА.

§ 1. Основные направления деятельности культурно-досуговых учреждений по воспитанию и просвещению.

§2. Ликвидация неграмотности — важный фактор разрушения векового уклада и раскрепощения женщин.

§ 3. Национально-художественное творчество в развитии духовной . культуры народов Туркменистана средствами культурно' досуговой деятельности.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане"

Неравномерность развития национальных окраин бывшего СССР в дореволюционный период сказалась на развитии их культуры, в т.ч. туркмен. Изучение культурно-досуговой деятельности страны, многонациональной по своему составу, невозможно без познания генезиса культпросветработы в регионах, в т. ч. Туркменистане, внесшей свой вклад в развитие общей системы культурно-досуговой деятельности. Общеизвестно, что каждое общее состоит из особенных черт единичного, отдельного, каждое отдельное своими особенными чертами входит в общее. Диалектика общего, особенного, единичного прослеживается в раскрытии проблемы взаимоотношения и изучения национальной культуры в свете общей культуры, культурно-досуговой деятельности региона и страны в целом.

Спектр изучения культурно-досуговой деятельности Туркменистана в системе национальной культуры региона раскрывает множественность ее взаимосвязей и взаимозависимостей в различных пространственно-временных рамках.

Стержнем культурно-досуговой деятельности и ее взаимосвязи с внешней средой является личность. Она — выразитель интересов национальной общности, выразитель идей. Исходя из этих позиций в материале диссертации дается определение понятий "туркмен", "Туркестан". Название "туркмен" впервые в мусульманской литературе появляется во второй половине X в. н.э. у географа Макдиси1 ("Туркманенд" —похожий на турок"). Характеризуя "туркмен" как "восточно-средиземноморский тип длинноголовых европеидов", мы

1 Бартолъд В. В. Соч. — Т. 2. — М.: Изд. Вост. лит-ры, 1963. — С. 548. дополняем понятие. Характер становления туркменской нации ярко показывают приведенные М. Дурдыевым1 разноречивые мнения, из которых выясняется, что в самом понятии "туркмены" лежит борьба между оседлыми земледельческими кочевыми и полукочевыми племенами и пришлыми тюркскими. В ходе борьбы местные ираноязычные племена теряли свой язык, религию, элементы культуры. Распадались одни территориальные общности, создавались другие.

Сам процесс расселения туркмен в Туркменистане был довольно длительным и сложным. И лишь на протяжении XVIII—XIX вв. получил то завершение, которое мы наблюдаем в настоящее время" (182. С. 36—37). Анализ показывает, что при этом расселении туркмены сражались не только с коренными обитателями заселяемой ими области, но и друг с другом, причем одно туркменское племя оттесняло другое и заставляло его покидать прежде занятые области. Туркмены до последнего времени вели полукочевой образ жизни.

Выход из создавшихся системных образований территориальной и национальной общности благодаря взаимосвязям предопределил развитие системных образований на более высоком уровне. Новая территориальная общность получила название Туркестан.

Туркестан" (или "Туркэстан") — персидское слово, имеющее значение "страна тюрков". В Советской России слово "Туркестан" постепенно вытесняется из употребления главным образом по этнографическим причинам2.

Туркестан" — историко-географическая область, включающая в XIX—XX вв. территории современной Средней Азии и Казахстана, часть Центральной Азии, населенной тюркскими народностями. С 1886 г. официальное название — Туркестанский край. В апреле 1918 г. на территории Западного Туркестана была образована Туркестанская автономная

1 См. Приложение 1.

2 Бартольд В. В. Соч. —Т. З. — М.: Наука, 1965. —С. 518, 519. советская социалистическая республика1 . ТАССР в составе РСФСР (1918—1924 гг.) провозглашена 30 апреля 1918 г. в Ташкенте 5-м Всетур-кестанским съездом Советов.

7 августа 1921 г. в составе Туркестанской АССР образована Туркменская область.

В связи с государственным размежеванием Республик Средней Азии 27 октября 1924 г. образована Туркменская ССР. Ее площадь — 488,1 тыс. кв.

По материалам Всесоюзной переписи населения начала 1989 г., в Туркменистане проживало 93% туркмен, в странах СНГ — 2729 тыс. Численность населения в 1990 г. в Туркменистане составила 3669 тыс. человек, в Узбекистане — 20500 тыс. чел., в Казахстане 16746 тыс. чел. (2. С. 27—28).

В 1993 г. население Туркменистана составило 4,4 млн. человек, России — 148,4 млн, человек (2. С. 19).

За 1991—1994 гг. из Туркмении в Россию выехало 29,5 тыс. чел. В 1994 году — 20,2 тыс. человек (2. С. 15). В связи с созданием суверенного государства Туркменистан наблюдается тенденция к однородности национального состава.

4/5 территории Туркменистана расположено в пределах Туранской низменности, занятой в основном пустыней Кара-Кумы. В южной части республики протянулись горы Копетдага.

Береговая линия Каспийского моря в пределах Туркменистана на юге изрезана слабо, а на севере имеет извилистые очертания, образуя заливы Туркменский, Красноводский, Кара-богаз-гол. На берегу Кара-богаз-гола, на пустынном месте, построены порт и поселок Бекдаш, который явился экспериментальной базой исследования.

1 Большая Советская энциклопедия. — Т. 26. — С. 338.

2 Там же. — С. 339,341.

В 1986 году, считающемся годом наивысшего подъема развития системы культурно-досуговой деятельности Туркменистана сеть состояла из 1277 клубов, 1500 библиотек, 7 театров, 19 музеев, 1414 киноустановок (137. С. 195). В областном разрезе:

Наименование областей Всего клубов библиотек театров музеев киноустановок г. Ашхабад 18 39 4 5 55

Ашхабадская область 204 217 — — 221

Красноводская область 172 163 — 7 188

Марыйская область 279 302 1 3 300

Ташауская область 288 357 1 2 281

Чарджоуская область 316 422 1 1 399

Ш) Однако в ходе исследования выявлено неудовлетворительное состояние клубных учреждений системы Министерства культуры. Наблюдался рост количества аварийных учреждений культуры. В 1986 г. их было 19, к 1989 г. стало 217. Кроме того, 242 клуба работали в аварийных помещениях. Наибольшее количество аварийных помещений числилось в сельской местности.

Общее количество клубных учреждений системы ТСПС на 1 января 1987 г. выглядело следующим образом: клубов, Дворцов, Домов культуры— 71, в т.ч. детских Дворцов, Домов культуры, подростковых клубов -15, сельских клубных учреждений — 31. Из общего количества к 1989 г. насчитывалось 4 аварийных и 20 клубных учреждений, требующих капитального ремонта.

Положение не улучшилось и в связи с созданием суверенного государства. б актуальность темы:

В связи с распадом бывшего СССР на отдельные независимые национальные государства возникла необходимость объективной оценки прошлого и настоящего с учетом возникших противоречий и требований Человека, Общества и Природы, научного обоснования путей и перспектив развития отдельных регионов, в т.ч. Туркмении.

Демократизация, гласность, духовное раскрепощение людей привели к критике социальных устоев и сложившейся устойчивой системы, обнажили ее негативные стороны. Они показали несовершенство данной системы, требующей углубленного изучения и совершенствования, раскрыли несовершенство отдельных элементов культуры, ее подсистем, в частности утрату национальных традиций, некоторых элементов культуры, что послужило причиной создания движения национального возрождения. Это систематически отражалось на страницах периодической печати, в частности в журнале "Политический собеседник", газетах "Туркменская искра", "Балканские вести", "Марыйская правда", "Карабогаз", "Жумысшы" и др.

А. Карлыева, поднимая вопрос о дальнейшем развитии туркменской литературы и искусства, подчеркивала, что они "развивались в общем содержательном, проблемно-тематическом русле многонациональной литературы, по-своему самобытно решая актуальные вопросы духовной жизни современности"1.

Д. Гошаев, раскрывая негативные стороны развития национальной культуры со второй половины 20-х годов, указывает, что в Туркменистане с 1926 по 1940 гг. не издавались произведения классиков национальной культуры.

1 Карлыева А. Литература в культуре межнационального общения // Туркменская искра. — 1992. —Декабрь.

Он видит задачу в раскрытии и использовании духовного потенциала и культуры, в поиске путей сочетания традиционной национальной культуры с современной реальностью, а в практическом плане — в необходимости учебного пособия на туркменском языке по проблемам культуры (57).

На гребне волн размежевания с созданием правового, демократического светского государства Туркменистан, событием огромной важности и значимости явилось проведение под руководством Президента Туркменистана в мае 1991 г. в Ашгабате1 Конференции туркмен мира, создание Гуманитарной ассоциации туркмен мира, 45 комитетов совета ТАГМ в октябре 1991 г. Основной задачей этой организации считалось сохранение национальной культуры туркменского народа, ее развитие и широкая популяризация, налаживание культурных экономических связей с соотечественниками за рубежом2.

Создано и Балканское отделение гуманитарной Ассоциации туркмен мира3.

Автор считает прогрессивным явлением создание движения национального возрождения "Галкыныш", действующего в рамках Конституции и законов.

Обзор же периодической печати 1992—1994 гг.позволил сделать вывод, что все мероприятия Движения национального Возрождения "Галкыныш" сводятся к "выпрямлению" сознания туркмен в сторону национального самосознания.

Со времени присоединения Туркменистана к России, развиваясь в русле русско-туркменских взаимоотношений, туркменская культура не растворилась в русской культуре, а сохранила свою самобытность,

1 Асхабад переименован приказом ЦИК Туркестана от 13. 03. 1919 г. в Полто-рацк, с образованием ТССР — в Ашхабад, независимого государства Туркменистан — в Ашгабат.

2 Туркменская искра. — 1992. — 28 октября. — № 254.

3 Там же. — 1993. — 5 февраля. развиваясь в единой системе бывшего СССР.

Развитие Туркменистана в системе бывшего СССР, чрезмерное увлечение ростом количества массовых мероприятий в учреждениях культуры с идеей интернационализации привела к игнорированию национальной специфики форм и содержания работы, элементов традиционной культуры туркменского народа.

Существующие отдельные формы работы, возникнув в 20-е годы, сохранились вплоть до 80—90-х гг. Это порождало их несоответствие содержанию, интересам и потребностям личности, в т.ч. коренного населения. Отказ от членства и Устава клуба с успехом применяемый в 20-х гг., внедрение советских обрядов и праздников, вечеров дружбы и их совершенствсР1чМ>рону интернационализации рассматривалось как подрыв национального.

Отраслевая и половозрастная дифференциация учреждений культуры, свойственная Среднеазиатским республикам, утратила свое значение, и к концу 40-х гг. они стали развиваться по российскому образцу.

В связи с этим подвергаются анализу формы и методы работы, степень их соответствия друг другу. Идет поиск новых путей передачи и осмысления действительности.

Актуальность темы заключается в том, чтобы, пересмотрев преданные забвению многие организационные формы просветительной и воспитательной деятельности учреждений культуры, испытанные временем формы и методы работы с отдельными категориями населения, успешно применяемые в 20—30-х гг., возродить и совершенствовать с учетом современных реалий.

Проблема развития национальной культуры, кризис в культурнодосуговой деятельности, кризис системы — не местные проблемы.

Общее развитие страны, цивилизации, исходя из закономерностей раз'' о б ъ s из-/ вития Природы, Общества,1~ Человека (субъекта), взаимодействие субъекта и объекта по-своему преломляются в каждом регионе. Исследование культурно-досуговой деятельности каждого региона, в данном случае Туркмении, органически связанной с общим развитием, вносит свой вклад в общее развитие культурно-досуговой деятельности.

Участие автора в культурной жизни Туркменистана в ходе практической работы, знакомство с мастерицами-ковровщицами, старейшинами, поездки по отдельным районам и аулам Красновод^;ской области (ныне Балканского велаята) и Туркменистана, необходимость углубленного изучения национальных корней и решения проблем возрождения элементов традиционной культуры, повлияли на выбор темы диссертации. степень научной разработанности проблемы

Историю культурно-просветительной работы в национальных республиках бывшего СССР отразили многие исследователи: в Азербайджане — АбдуллаевЗД. Ф., Ахмедова Т. Г., Ахундов В. Д., Муршудова X. И., Халафов А. А.; в Белоруссии — Пациенко А. М., Татищева М. Д.; в Казахстане — Абдулкадиров&М., Адилов Г., Баширова JI. III., Куандыков Е. Ш.; в Киргизии — Шиваза А., Юсупов С. Ю.; в Латвии — Евдокимова И. А.; в Молдавии — Козма В. И.; в РСФСР — Колесова А. К., Мазурицкий М. П., Никитина Г. Я., Киселева Т. Г., Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю.; в Таджикистане — Сафаралиев Б.; в Туркменистане — Ходжакулиев К., Караджаева JI. К., Мурадов А. М. и. др.

Изучение трудов исследователей советского периода позволило выявить общую характеристику истории культурно-просветительной работы в целом, (Андреева М.С»., Гусев Д. И., Ким М. П., Ремизова Т. А., Савченко А. М., Фрид JI. С.).

Частично политико-просветительная работа в Туркменистане в отдельные периоды отражалась в книгах ряда авторов (Самедова Т. П., ю

Репина И., Бердымурадова И., Рейзвих Е., Атамамедова Н. В.), в статье Аллабердыева Г. С., описана в книге "Этапы большого пути", в работе Б. Коюнлиева "Красноводск", в "Хронике истории Ашхабада".

Раскрытию особенностей становления и развития национальной культуры Туркменистана, отдельных ее компонентов, в т. ч. культур-но-досуговой сферы, способствовали труды исследователей Атамамедова Н. В., Аннанурова С., академика В. В. Бартольда, Н. Байрамсаха-това, К. Е. Бендрикова, Я. Р. Винникова, В. А. Иванова, М. X. Довлет-Юсупова, Н. Кулиева, Е. Е. Кузьминой, А. М. Мурадова, С. Муккара-мовой, К. Е. Медынского, JI. А. Рыбак и И. А. Сосонкина, В. А. Успенского и В. М. Беляева, А. Уралова, К. Ходжакулиева, Д. Чершеева.

Наиболее острой была проблема раскрепощения женщин-туркменок, вовлечения их в советы, кружки, женские клубы, которая была раскрыта в работах П. Ильясовой, А. Карлиева, Н. Кулиева, Б. Пальвановой.

Одним из факторов духовного раскрепощения, переустройства быта и образа жизни является ликвидация неграмотности. Эту проблему специфическими формами и методами решали учреждения культуры Туркменистана. В связи с этим анализировались: исследование М. Д. Аннакурдова, архивные материалы, а также исследования и публикации К. Ходжакулиева, Д. Чершеева, Т. Дурдыева, частично отражающие данную проблему.

Круг проблем, решаемых туркменскими исследователями постсоветского периода, ориентирован на возрождение национальной культуры и пересмотр феномена культурно-просветительной работы.

Обращение к историографии позволило раскрыть особенности исторического развития Туркменистана, этапы культурной революции и истории культурно-досуговой деятельности, деятельность коммунистической партии по их созданию и развитию, согласиться

11 с некоторыми выводами туркменских исследователей; выявить причину кризиса и проблемы национального возрождения.

В этом существенную помощь оказали исследования Аннамухамме-дова Н., Аннанепесова М., Аннаклычева Ш., Айдогдыева М., Атаева X., Бабаевой А., Дурдыева М., Дурдыева Т.

Изучение работ Е. В. Антоновой, Ш. А. Атажановой, Б. М. Берн-штейна, И. Бердымурадова, А. О. Вийрес, Ф. В. Гогель, С. М. Дудина, А. С. Каргина, В. Г. Мошковой, А. Н. Пиркулиева, Е. Сарарьян, Г. Сауровой, Э. Д. Меджитовой позволили определить собственную позицию выявления специфических особенностей становления и развития этнохудожественного пласта.

Аналитический обзор трудов А. И. Арнольдова, Т. И. Баклановой, Н. К. Баклановой, С. В. Брижатовой, А. Д. Жаркова, A. JI. Карамыше-ва, М. С. Кагана, Т. Г. Киселевой, Е. М. Юпоско, Ю. Д. Красильнико-ва, Н. П. Лапшина, Б. Г. Мосалева, Г. Я. Никитиной, А. В. Сасыхова,

A. М. Савченко, Ю. А. Стрельцова, Е. Ю. Стрельцовой, С. К. Ткалич, В. Е. Триодина, В. М. Чижикова содействовал исследованию культурно-досуговой деятельности с применением различных методов исследования.

Разработке схем в целях раскрытия предпосылок развития основы культурно-досуговой деятельности способствовал анализ трудов

B. Г. Афанасьева, И. В. Блауберга, Э. М. Мирского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина и публикаций А. И. Берга, Б. В. Бирюкова, В. А. Геловани, Д. М. Гвишиани, В. Гохмана, Ш. А. Гумерова, Р. М. Гриднева, С. В. Дубовского, В. Н. Жиянова и А. Т. Хованского, 3. А. Кучкарева, В. Э. Мильмана, И. А. Новака, В. И. Новоселова, Г. С. Поспелова и В. А. Ирикова, JI. П. Толмашевского.

Объект исследования нистана. культурно-досуговая деятельность Туркме

Предмет исследования ■.— процесс становления и развития культур-но-досуговой деятельности в Туркменистане.

Цель исследования — раскрыть особенности становления и развития культурно-досуговой деятельности Туркменистана во взаимосвязи с основными компонентами общества и личности.

Задачи исследования:

1. Исследовать процесс становления и развития сети учреждений культуры.

2. Определить становление основных направлений деятельности культпросветучреждений по воспитанию и просвещению в исследуемый период.

3. Анализировать проблему подготовки кадров исследуемого периода.

4. Изучить процесс возникновения, внедрения и развития новых форм и методов культурно-досуговой деятельности.

5. Выявить противоречивые стороны объекта исследования в условиях адаптивности новых форм работы российского образца на этнокультурной основе.

6. Показать роль этнокультурного наследия в организации культурно-досуговой деятельности.

Гипотеза исследования предполагает, что культурно-досуговая деятельность Туркменистана, закономерно возникнув и развиваясь, пронизывает все стороны жизнедеятельности и служит совершенствованию общества и личности в рамках существующей идеологии изучаемого периода.

Методологической основой исследования послужили теоретические положения, концепции изучения культурно-досуговой деятельности, разработанные исследователями НИИ, вузов культуры и искусства. Исследование осуществлено с учетом многоаспектности культурно-досуговой деятельности и противоречивого характера ее становления и развития. Поэтому основой явились изучение и использование отдельных положений трудов В. Г. Афанасьева, И. В. Блауберга, Э. М. Мирского, В. Э. Мильмана и др. применительно к теме исследования. Важным для исследования явился критический анализ основных направлений деятельности политпросветучреждений, форм, методов работы, в которых отражены социально-педагогические проблемы воспитания и просвещения. Мы опирались на труды, включающие региональные особенности развития национальной культуры, влияющие на культурно-просветительную работу. В раскрытии проблемы возрождения и преемственности элементов этнокультурного наследия средствами культурно-досуговой деятельности ориентировались на труды российских авторов советского и постсоветского периодов, туркменских исследователей.

Основой исследования послужили также достигнутые успехи в разработке законодательства и права по поставленным вопросам и проблемам диссертации.

Неизученность и неполнота охвата картины духовной культуры народов Туркменистана за исследуемый период, необходимость изучения традиций, обычаев, элементов национальной культуры в рамках движения национального возрождения "Галкыныш", пересмотра клуб

14 ной работы в свете новых требований развития Общества, Природы, Человека предопределили выбор темы диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что

1) воссоздана целостная картина становления и развития культурно-досуговой деятельности в Туркменистане благодаря изучению и анализу архивных материалов; работ, посвященных теме исследования;

2) определены основные направления деятельности учреждений культуры Туркменистана за исследуемый период по воспитанию и просвещению с различными категориями населения (молодежью, детьми, женщинами и т. д.) по ликвидации неграмотности и развитию самодеятельного творчества;

3) изучен процесс возникновения, внедрения, развития и преемственность новых форм и методов культурно-досуговой деятельности в регионе;

4) выявлены особенности становления и развития самодеятельного художественного и прикладного творчества и роль этнокультурного наследия, влияние идеологии общества на указанный процесс;

5) обоснована историческая значимость культурно-досуговой деятельности исследуемого периода и выявлена возможность использования отдельных видов ее деятельности в современных условиях.

Практическая значимость исследования.

1. Материалы диссертационного исследования представляют интерес для практики и могут быть использованы работниками культурно-досуговых учреждений Туркменистана и других

15 республик бывшего СССР.

2. В ходе исследования автором в практической работе с различными категориями населения возрождены и внедрены: а) отдельные формы работы, успешно применяемые в 20-е годы, но запрещенные в 30-е годы; б) отдельные виды самодеятельного и прикладного творчества в КСК им. А. Гриба, О-Ата, Озеро № 6 этрапа Туркменбаши.

3. Основные положения диссертационного исследования по проблемам сохранения и возрождения элементов национальной культуры, традиций, форм, методов культурно-досуговой деятельности с различными категориями населения использованы в учреждениях культуры и образования Туркменистана и в учебном процессе института повышения квалификации работников образования Омской области, Тверского училища — колледжа культуры.

4. Основные положения диссертации могут быть использованы при проведении лекционной работы среди различных категорий населения, на курсах повышения квалификации, на семинарских занятиях, в школах, училищах, вузах культуры при подготовке специалистов социально-культурнсй деятельности.

Пропаганда автором достижений определенных форм работы, видов самодеятельного национально-художественного творчества по телевидению, через периодическую печать, по местному радио способствовала росту активности, интересов, мотиваций различных слоев населения. Выступления на курсах повышения квалификации с рекомендацией внедрения отдельных видов творчества и форм работы помогли выработке системности, приоритетного направления культурно-досуговой деятельности.

Источниковую базу диссертации составили материалы ЦГА России, РЦХИДНИ, ЦГА Туркменистана им. Поладова, Министерства культуры Туркменистана, статистические сборники, воспоминания некоторых очевидцев.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Объективная оценка процесса становления и развития культурно-досуговой деятельности за исследуемый период показала, что с первых дней установления советской власти уделялось внимание подготовке и переподготовке кадров для учреждений культуры Туркменистана и развитию дифференцированных очагов культуры с учетом особенностей региона.

2. Преемственность приоритетных форм культурно-досуговой деятельности и видов самодеятельного художественного творчества служит совершенствованию общества и личности.

3. Эффективность культурно-досуговой деятельности региона возможна при системной целенаправленной работе с различными категориями населения с учетом особенностей края, исторического опыта пройденных этапов ее развития.

4. Возрождение элементов национальной культуры и исследование их в культурно-досуговой сфере эффективно посредством осуществления государственной целевой программы. ь

Достоверность результатов работы обеспечивается анализом теоретического и эмпирического материала, теоретической обоснованностью, проверкой отдельных положений на практике—опытно-экспериментальным путем, применением разнообразных методов исследования.

Методы исследования обусловлены поставленными целями и задачами.

Использованы: метод контент-анализа архивных материалов, монографий, периодической печати; анкетирование, индивидуальные и коллективные беседы и опросы; различные виды наблюдений; метод сравнительного анализа деятельности культур-но-досуговых учреждений Туркменистана, Российской Федерации, частично Узбекистана и Таджикистана

Организация исследования.

Исследование осуществлялось в 3 этапа (с 1992 по 1998 гг.)

На первом этапе (1992-1993 гг.) осуществлены сбор и обработка эмпирического материала, анализ монографий, материалов государственного архива Российской Федерации, Российского ЦХИДНИ,ЦГА Туркменистана им О. Поладова, научных публикаций в области истории, этнографии, философии, педагогики, материалов периодической печати. Определены гипотеза, цель и задачи исследования. Неточности архивных материалов затруднили процесс исследования.

На втором этапе (1993—1994 гг.) определена база исследования, проведены опытно-экспериментальная работа, сравнительный анализ эмпирического материала, обобщены факты, проанализировано описание становления культурно-досуговой деятельности с изучением трудов туркменских исследователей по проблемам национальной культуры. В целях выявления интересов к отдельным формам, успешно применяемым в 20-х годах, и установления творческих контактов с представителями старшего поколения — хранителями старины,опросными листами было охвачено 80 детей, 50 представителей молодежи и комсомольцев,

30 — руководящего персонала, а устным опросом—102 ветерана (в 1982), 38 (в 1993) (из них один человек — первый заведующий клубом п. Бекдаш). По результатам опроса организованы 12 новых кружков, в т.ч. по прикладному творчеству. Результаты анкетирования содействовали организации клуба ветеранов, подросткового клуба, кафе-центра для молодежи, клуба интернационалистов.

В рамках движения национального возрождения "Галкыныш" проведен выборочный опрос 48 руководителей предприятий и общественных организаций. По результатам опроса возрождены национальные праздники, запрещенные в начале 30-х годов.

По результатам устного опроса туркменских семей в КСК п. Бекдаш организованы: ансамбль родственной группы семьи Амано-вых, кружок по изучению туркменского языка, прикладного творчества, возрождены туркменские национальные игры, Дни культуры.

По результатам устного опроса 85 учащихся профтехучилищ Бекдаш (СГПТУ № 17) выявлена необходимость создания кружков национального прикладного творчества, равное соотношение проявления интереса к проводимым национальным и интернациональным (безалкогольным) свадьбам и праздникам.

Фестивали дружбы учреждений культуры Казахстана и Туркменистана на стадионе "Химик", обмен опытом работы с показательным выступлением казахского центра культуры п. Бекдаш (Туркменистан) и г. Шевченко (Казахстан) выявили необходимость изучения национальных корней, возрождения национально-прикладного творчества, систематически0 проведен*? состязания акынов, багши.

По результатам анкетирования, выборочного опроса и наблюдения определены направления деятельности КСК п. Бекдаш: разработана методика сохранения и развития элементов национальной культуры, состоящей из систематической организации кружковой работы, массовой и индивидуальной работы; организованы выступления на семинарах для работников культ-просветучреждений республики по обмену опытом работы; привлечены к работе с детьми мастерицы, представители старшего поколения.

На третьем этапе (1995—1998 гг.) проанализированы теоретические выводы, выявлены источник и механизм становления культурно-досуговой деятельности. Материал конкретизирован, систематизирован, уточнены факты. Доказана результативность поиска новых форм и методов работы исходя из выявления интересов людей и их отношения к национальным корням, с одной стороны, с другой — использования различных областей духовной культуры в деятельности учреждений культуры.

Структура диссертации: согласно поставленным целям и задачам исследование состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель, поставленная в диссертации, достигнута благодаря анализу монографий, изучению архивных материалов, истории становления туркменской нации и ее национальной культуры, Декретов, постановлений партии и правительства (в т. ч. Туркменистана), теоретических положений по проблемам культурно-досуговой деятельности, проверкой отдельных положений на практике опытно-экспериментальным путем.

Исследование показало, что становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане прошло в сложный и противоречивый период.

С одной стороны, создавались и внедрялись новые формы просветительной и воспитательной работы, . виды художественной самодеятельности, истоки которой уходят в седую древность.

Несмотря на утверждение отдельных исследователей об отсутствии у туркмен развлечений и зрелищ (кроме багши, скачек, обрядов, семейных праздников и т. д.)исследованием доказываются факты наличия, угасания, всплеска творческой деятельности, отдельных видов досуговой деятельности в разные исторические периоды.

Ретроспективный анализ позволил выявить влияние ариев, огузов, эллинизма, тюрков, арабов, монголо-татар, Великого торгового шелкового пути, особенностей климатических и природных условий на все виды творческой деятельности, в т. ч. времяпровождения в условиях досуга.

Российско-туркменские взаимоотношения и последующие исторические события, революции 1905—1907 гг., 1917 г., переход к социализму минуя капиталистический путь развития^ сохранения вплоть до 1920 г. средневековой системы взглядов, отношений, решений спорных вопросов, хозяйственного уклада, быта, бесправного положения женщин, параллельного существования старометодных мактабы и т. д. создавали противоречия и проблемы в становлении и развитии основы культурно-досуговой деятельности.

Гражданская война и военная интервенция, политика "военного коммунизма" и "продналог" способствовали развитию агитационной и пропагандистской работы, комментирующей происходящие события.

Мощная система религиозного воспитания и просвещения, идейных течений и воззрений (шиитов, суннитов, панисламизма, пантюркизма, улема, младобухарцев, сартов и т. д.), идея "замыкания в традициях" вели к отчужденности от общественно-политических событий, развитию семейных торжеств, творчества в условиях рода, семьи.

Смена парадигм вела к крайностям.

Негативно сказались на процессе становления и развития разумного отдыха, времяпровождения, свободы самодеятельного творчества параллелизм и разногласие по руководству очагами культуры, по определению сущности, тенденций, функций, принципов, целей культурно-досуговой деятельности.

Сложность и противоречивость заключаются в том, что с созданием единой централизованной командно-бюрократической системы управления, свобода самодеятельного художественного творчества, свобода выбора досуговой деятельности, объект исследования вовлекались в строго определенные рамки.

Однообразие в управлении и руководстве культурно-просветительными учреждениями, сталинские репрессии не могли не сказаться на развитии культурно-просветительной работе во всем ее объеме, в т. ч. культурно-досуговой деятельности.

Вместе с тем, исторический опыт показал, что самореализация возможностей и способностей участников самодеятельного художественного творчества заключается: а) во взаимосвязи профессионального (высокого) искусства с массовым, самодеятельным творчеством и народными промыслами; б) в знании национальных корней и применении отдельных его элементов на практике; в) в вовлечении в процесс воспитания подрастающего поколения и создания мастеров-реципиентов, мастеров-багши с учетом обоюдных интересов с широкой пропагандой результатов их творчества.

На 1 этапе исследования выявлено, что,возникнув на гребне волн развития новой системы общества, следуя за ее развитием и социально-экономическими преобразованиями, куль-турно-досуговая деятельность способствовала укреплению системы, выполнению задач общества. Поэтому в развитии духовной культуры особое внимание уделялось ликвидации неграмотности, проведению массовых, кружковых, наглядных форм работы, агитпропаганды в рамках требований задач общества.

С 1925 года с созданием ТССР начинается подлинный расцвет национальной культуры сформировавшегося туркменского народа.

Периодическая печать того времени широко освещала создание и деятельность очагов культуры.

Достижением считалось вовлечение женщин в общественное и культурное строительство, в систему мероприятий по воспитанию и просвещению по приоритетным направлениям. Процесс развития политической культуры раскрывает новую грань духовной культуры в исследуемых пространственно-временных границах (1917—1953 гг.)

Выпрямление сознания", коммунистическое просвещение и политическая культура, "выравнивание культур" народов национальных окраин и областей, "выработка" единой линии в сознании и психологии масс в соответствии с концепцией "теории раскрытия и развития новой грани духовной культуры" отражались в деятельности очагов культуры Туркменистана в специфических формах.

В диссертации раскрыт поиск путей развития клубного дела на родном языке, методов работы с коренным населением по изучению русского языка.

В исследовании раскрыто, что к 1930 годам наблюдалась тенденция к разрыву между количеством и качеством проводимых мероприятий, между формой и содержанием, соотношениями традиционного и инновационного, ростом сети и проблемой заполненности ее кадрами.

Критерием оценки работы кружков, качества работы руководителей технических кружков и художественной самодеятельности явились концерты, олимпиады, смотры, выставки, в т. ч. прикладного искусства, изо, кино, фото и национальных видов творчества (ювелирных, резьбы по дереву, слоновой кости, изготовлению музыкальных инструментов, разновидностей ковровых изделий, вышивок), развитие которых происходило в мастерских, отдельных учреждениях культуры, во внутрисемейном кругу на фоне чистки, борьбы с басмачеством, кулачеством, ударничеством и образом вождя.

В условиях военного времени расширились рамки культурно-досуговой деятельности. Она была подчинена задачам мобилизации сил и ресурсов на выполнение народнохозяйственных планов, весенне-полевых и уборочных кампаний. Внедрялись выездные формы работы, агитационные бригады, концерты с выступлением багши на открытых площадках и полевых станах. Кампания помощи фронту (сбор теплых вещей и денежных средств бойцам РККА) носила массовый характер. Выпуск облигаций, помощь раненым в госпиталях Чарджоу, выступление детей перед ранеными, участие туркменских деятелей искусств во фронтовой передвижной бригаде, помощь в оборудовании клубным учреждениям освобожденных от фашистской оккупации областей России и Украины —все это способствовало выравниванию сознания к интернационализации, воспитанию чувства патриотизма и дружбы между народами.

Эта идея особенно ярко проявилась в период ликвидации последствий землетрясения 1948 г. В кратчайший период были восстановлены памятники и ценности культуры, стала функционировать система культурно-досуговой деятельности.

Реорганизация учреждений культуры (избы-читальни преобразованы в колхозные и сельские клубы), совершенствование МТБ учреждений культуры, системы подготовки и переподготовки руководителей кружков художественной самодеятельности по жанрам способствовали развитию видов творчества.

С 1953 года (с созданием Министерства культуры) система культурно-досуговой деятельности в Туркмении развивалась в едином русле культурно-досуговой сферы страны с тенденцией к интернационализации.

От мусульманского фанатизма к просветительству, к светскому пути, от сохранения традиционных форм работы к созданию новых форм, привносимых революционными событиями; от разъяснительной, агитационно-пропагандистской работы к широкой пропаганде знаний, коммунистического просвещения, к системной работе по воспитанию и просвещению, плановости системы культурно-досуговой деятельности, к синтезу форм, к исследованию интересов и потребностей, к творчеству, с одной стороны, и массовой культуре, с другой — таков путь становления и развития культурно-досуговой деятельности в Туркменистане.

Взаимодействие традиционного, учет национальных интересов, внедрение форм работы и содержания на родном языке, мероприятия по ликвидации неграмотности, воспитанию и просвещению в соответствии с задачами общества вырвали Туркмению из рамок религиозного фанатизма и направили её развитие в русло общечеловеческого. Мероприятия по выравниванию культур помогли приобщению к европейской и мировой культурам. В то же время сохранились почитание ислама, вера в добрую и "злую" силу, посещение мазаров, местных святынь, чудодейственную силу оберегов до конца исследуемого периода.

На 2 этапе осуществлена проверка рабочей гипотезы на практике опытно-экспериментальным путем. В результате эксперимента выявлено:

1. Формы и методы культурно-досуговой деятельности свойственны тому периоду, в котором они рассматривались, возникали и развивались. Искусственное перенесение форм на современность без учета интересов и потребностей порождает сухость, простоту, неэффективность.

2. В целях вовлечения в процесс духовного возрождения всех категорий населения (по признакам: возраста, пола, образования, отраслям работы) необходимо возрождение дифференцированных учреждений культуры, создание центров культуры.

3. Пробуждению интереса к национальным корням, приведению в соответствие соотношения общественно-необходимой и личностной мотивационной деятельности, привлечению профессиональных коллективов, мастеров старшего поколения к созданию ценностей способствует создание студий, творческих лабораторий с учебной программой.

4. Возрождение национальных праздников, игр, обрядов формирует чувствЬ сопричастности к развитию этнокуль-туры, способствует воспитанию чувства самооценки, самореализации, самоутверждению и установлению творческих контактов с представителями старшего поколения —хранителями старины.

5. Рекламно-информационная работа по пропаганде элементов национальной культуры через периодическую печать ("Карабогаз", "Турменская искра", "Балканские вести") и национальное телевидение способствуют росту активности населения, продуктивности работы учреждений культуры.

На 3 этапе осуществлена апробация основных положений диссертации, выработка схем, разработан ряд положений. Сохранение, развитие, преемственность самодеятельно-художественного и прикладного творчества возможны посредством осуществления государственной целевой программы. В нее должны быть включены:

1. Разработка подпрограммы этнокультурного развития и обучения в школах, на курсах повышения квалификации, спецкурса в вузе культуры и искусства в целях выработки профессионального мастерства.

2. Разработка плана учебно-воспитательной работы кружков и студий для детей и молодежи на основе анкетирования, обмена опытом работы между культпросветучре-ждениями республики.

3. Создание мастерских по прикладному творчеству с соответствующим оборудованием.

4. Во взаимосвязи культурно-досуговой деятельности с внешней средой заключается механизм становления и развития системы.

5. Совершенствование деятельности учреждений культуры с учетом положительных и негативных моментов пройденных этапов их развития способствует идее гармонизации.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Титович, Зинаида Михайловна, Москва

1. Х.Агарин К. Армия просвещения // Набат революции. — 1920. — 30 января. —№ 93.

2. Акимов А. В. Неравномерность экономического с пада // Восток. (Афро-азиатские общества: история и современность). — М.: Наука, 1996. —№5.

3. Аллабердыев Г. С. Повышение культурного уровня трудящихся Туркменской республики (1953—1958) // Вестник Московского университета — М., 1965.— №. 1.

4. Андреевич П. 8 съезд Советов Туркестанской Республики // Известия. — 1919. — 9 сентября. — № 194.

5. Аннамухаммедов Н. Из истории литературы Восточного Туркменистана XIX в. (Зинхари, Аллахи, Шукури): Автореф. дис . . канд. филолог, наук — Ашхабад, 1967. — 23 с.

6. Аннанепесов М. Укрепление русско-туркменских взаимоотношений в XVIII—XIX вв. — Ашхабад: Ылым, 1981.

7. Аннанепесов М. Очерк этнографии населения Южного Туркменистана (XIX- нач. XX вв.): Сб. статей. — Ашхабад: Ылым, 1979. —91 с.

8. Аннаклычев Ш. Быт и культура рабочих туркмен Советского Туркменистана: Автореф. дис. . д-ра ист. наук. — Ашхабад, 1970. — 56 с.

9. Аннакулиев К. Я., Карлиева А. А., Каррыева Р. М., Росляков А. А. Раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана. Из материалов научной конференции. — Ашхабад: Ылым, 1972.

10. Аннакурдов М. Д. Очерки по истории ликвидации неграмотности в Советском Туркменистане: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. — Ашхабад, 1961. — 141 с.

11. Антонова Е. В. К исследованию места сосудов в картине мира первобытных земледельцев // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока / Под ред. Литвинского Б. А. — М.: Наука, 1986. — С. 35—65; 253 с.

12. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). — Изд. 2-е, доп. — М.: Политиздат, 1973. — 392 с.

13. Афанасьев В. Г, Общество: системность, познание и управление. — М.: Политиздат, 1981. — 432 с.

14. Афанасьев В. Г. Системность и общество. —М.: Политиздат, 1980. — 368 с.

15. Бабаева А. Туркмены Афганистана. — Ашхабад.: Билим, 1992.

16. Байрамсахатов Н. Духовная культура народа и атеизм. — Ашхабад.: Туркменистан, 1981.

17. Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство работника культуры. — М.: МГИК, 1994. — 120 с.

18. Бакланова Т. И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности. Учеб. пособие. — М.: МГИК, 1992. — 102 е.

19. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба.

20. М.: Современник, 1985. — 387 с.

21. Басилов Б. Н. Пережитки шаманства у туркмен-гекленов // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. (Историко-этнографические очерки). — М.: Наука, 1986. — С. 94—138.

22. Бауэр Д. Очерки экономической истории ТССР // Туркменоведение. — 1929. — № 6.31 .Белова В. Женотдел в Туркмении // Туркменоведение. — 1928. — NQ 12.

23. Ъ2.Бендриков К. Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1885—1924). — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 512 с.

24. ЪЪЯерезин. Об агитационно-пропагандистской работе // Набатреволюции. — 1920. — 21 октября. — № 165. 34.Бердымуров И. Культура быта и воспитание сельских тружеников.1. Ашхабад, 1970.

25. Вызов Е. Искра культуры в Туркменском ауле // Туркменоведение. — 1928. —№12.

26. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. — М.: Знание, 1969. — 48 с.

27. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования. —М.: Мысль, 1970.

28. Бутенко М. Э. Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России: Автореф. дисс. канд. наук. — СПб., 1997. —С. 10.

29. Васильева Г. П. Магические функции детских украшений у туркмен // Древние обряды, верования и культуры народов Средней Азии. (Историко-этнограф. очерки). / Отв. ред. Б. Н. Басилов. — М.: Наука, 1986. —С. 182—195.

30. Васильева Г. П., Кисляков Н. А. Вопросы семьи и быта у народов Средней Азии.—М., 1962. — 30 с.

31. Василевский. Фазы басмаческого движения // Новый Восток. Кн. 29. — Ашхабад — М., 1930.49 .Веряскин В. Г. Борьба за создание советской культуры в Туркменистане (1917—1920): Автореф. дис. канд. ист. наук. — Ташкент, 1963. — 20 с.

32. Винников Я. Р. Хозяйство, культура и быт сельского населения Туркменской ССР. — М.: Наука, 1969.51 .Владимиров Э. Отделение церкви от государства // Свободный Туркестан. — 1918. — 26 января. — № 10.

33. ЬЪ.Владимиров Э. Реформа русского календаря // Свободный Туркестан. — 1918. — 31 января. — № 14.53 .Владычук. Художественная студия и отдел народного образования. //Набат революции. — 1920. — 26 декабря. — № 199.

34. Гапуров М. Полвека в семье единой. — Ашхабад.: Туркменистан, 1974.

35. Горный. Красноармейский театр // Набат революции. — 1920. — 28 ноября. — № 185.

36. Горный. Что нужно всегда помнить артистам // Набат революции. — 1920. — 28 ноября. — № 185.

37. ЫТошаев Д. Национальная культура. Как мы ее понимаем? // Туркменская искра. — 1993. — 12 января.

38. Гросс К. Культурно-просветительная работа среди рабочих // Набат революции. — 1920. — 5 декабря. — № 189.

39. Гульянц. Как оживить работу // Набат революции. — 1920. — 16 декабря. — № 195.60 .Гумеров Ш. А. Системно-семиотические инварианты культуры // Системное исследование .Ежегодник. — М.Д982. — С. 383—395.

40. Декреты Советской власти. — М.: Политиздат, 1933. — 149 с.

41. Декреты и постановления. 4.2. Вып.2. — 1920. — 120 с.

42. Директивы ВКП(б) и постановления советского правительства о народном образовании: Сб. док., 1917—1947 гг. — М.—Л., 1947.66Днепровский. Культурно-просветительное воспитание // Набат революции. — 1920. — 10 августа. —№ 125.

43. ДурдыевМ. Туркмены. — М.: Харп, 1991.

44. Дурдыев Т. Воспитание руководящих женских кадров в Туркменистане в довоенные годы // Раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана. (Из материалов научной конференции). — Ашхабад: Ылым, 1972.

45. Ельчиев Б. И. О некоторых течениях среди мусульман // Свободный Туркестан. — 1918. — 24 января. — № 8.

46. Ельчиев Б. И. Туркестанская автономия и Ю.-В. союз // Свободный Туркестан. — 1918. — 29 января. — № 13.

47. Исаев И. С. Профсоюзы и политпросветы. (По поводу статьи Мещерякова "Политпросветы и культотделы") // Призыв. Кн. I. Апрель—май. — М., 1923. — № 1—2.

48. История Туркменской ССР. Т. 2. — Ашхабад: АН ТССР, 1957г 394 с.

49. История Советского Туркменистана (1938—1967). Окончательная победа социализма и коммунистическое строительство. Ч. 4. — Ашхабад, 1970.

50. История рабочего класса советского Туркменистана (1917—1965).

51. Ашхабад: Ылым, 1969. — 495 с.

52. История культуры советского Туркменистана (1917—1970). — Ашхабад: Ылым, 1975. — 466 с.

53. История ТССР. — Ашхабад: Ылым, 1988.

54. Итоги чистки и проверки КП(б)Т. 1929 к 5 съезду КП(б)Т. — Ашхабад, 1930. — 56 с.

55. ИтсР. Ф. Введение в этнографию: Учеб. пособие. —JL, 1974.

56. Каган М. С. Закономерности исторического развития искусства в системе этнической культуры // Методологические проблемы исследования этнических культур. (Материалы симпозиума). — Ереван, 1978.

57. Караджаева Л. К. Культурно-просветительная работа в советском Туркменистане. (1960—1985). —Ашхабад: Ылым, 1988.

58. Каценелинбойген А, И. Методологические проблемы управления сложными системами // Проблемы методологии системного исследования. — М.: Мысль, 1970.

59. Кисляков Н. А. Материальная культура народов Средней Азии и Казахстана: Сб. статей. — М.: Наука, 1966. — 172 с.

60. Кодекс законов о браке, семье, опеке и об актах гражданского состояния ТССР. С изменениями и дополнениями на 15/1— 1938. — Ашхабад:Туркменгосиздат, 1938.—40 с

61. Козлов Т. Очаги культурного строительства // Туркменоведение. — 1928. —№10.

62. Колесова А. К Деятельность рабочих клубов по коммунистическому воспитанию трудящихся (1917—1923): Автореф. дис . канд. пед. наук. — М., 1969.

63. Коран. Ч. 1. —М.—ЛлИзд. Нигерия, 1990. — 571 с.

64. Коран. 4.2.— М.—Л.,1990. — 573—1169 с.

65. Костюм народов Средней Азии: Историко-этнографические очерки. — М.: Наука, 1979.

66. КоюнлиевБ. Красноводск. — Ашхабад: Туркменистан, 1987.

67. ЮО.КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций ипленумов ЦК. — Изд.8-е, испр. и доп. —Т. 2, 3, 4, 5. — М.: Политиздат, 1970 — 1971.

68. КПСС о культурно-просветительной работе: Сб. док. Ч. 1. — М., 1981.

69. Крупская Н.К О кружковой работе // Пед. соч. : В 10 т. Т. 9. — М.: АПН РСФСР, 1960. — С. 653—656.

70. Крупская Н. К О культурно-просветительной работе. (Избр. статьи и речи). — М.: Сов. Россия, 1969. — 98 с.

71. Кузьмин А. Автономия и "автономия" Туркестана // Свободный Туркестан. — 1918. — 27 января. — №11.

72. Кузьмина Е. Е. В стране Кавата и Афрасиаба. — М.: Наука, 1977.

73. Кулиев. Борьба с пережитками отсталого прошлого в сознании людей в условиях Советского Туркменистана. — Ашхабад: Изд. АН ТССР, 1955. —71 с.

74. Культурное строительство в ТА ССР в период установления советской власти и гражданской войны (1917—1920). Сб. док. и мат. / Под ред. Дурдыева Т. —Ч. I.-Ташкент: Узбекистан, 1973. — 571 с.

75. Культурное строительство в Туркестанской АССР (1917—1924): Сб. док. Т. I. — Ташкент: Узбекистан, 1973. — 572 с.

76. Культурное строительство в Туркменистане. — Ашхабад: Ылым, 1987.-480 с.

77. Ленин В. И. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию 6—19 мая 1919 г. // Полн. собр. соч. — Т.38. — С.327—372.

78. ИЗ. Ленин В. И. Речь на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры. 31 июля 1919 г. // Полн. собр. соч. — Т.39. — С. 131—138.

79. Ленин В. И. Речь на 3 Всероссийском совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования 25 февраля 1920 г. // Полн. собр. соч. — Т.40. — С.160—165.

80. Ленин В. И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования. 3 ноября 1920 г. // Полн. собр. соч. — Т. 41. — С.398—408.

81. Ленин В. И. Речь на 3 годовщине Октябрьской социалистической революции. 3 ноября 1920 г. // Полн. собр. соч. — Т. 42. — С. 1—5.

82. Ленин В. И. О работе Наркомпроса // Полн. собр. соч. — Т. 42. —С. 322—332.

83. Ломакин А. Обычное право туркмен. (Адат). — Ашхабад: Ылым, 1993, — 170 с.

84. Луначарский А. В. О воспитании и образовании. — М.: Педагогика, 1976. — 636 с.

85. Маркарян Э. С. Методологические проблемы системного исследования общественной жизни: Автореф. дис . д-ра философ, наук. — М., 1967. — 54 с.

86. Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. —Ереван, 1973. — 143 с.

87. Маркс К., Энгельс Ф. Генезис капиталистической земельной ренты // Соч.-Т. 25. — Ч. 2. — 356 с.

88. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. — T.I. — С. 42.

89. Муккарамова С. Культурно-просветительное просвещение трудящихся масс Туркменской АССР в восстановительный период1921—1924): Автореф. дис.канд. ист. наук.—Ташкент, 1971.— С. 4.

90. Ъ2Мурадов Б. Той (Свадьба). Из жизни туркменских иомудов побережья Каспийского моря // Туркменоведение. — 1927. — Декабрь. — № 4.

91. Мусульманские праздники и обряды. (Справочно-методическое пособие). — М., 1987. — 13 с.

92. Народное хозяйство РСФСР за 60 лет.: Стат. ежегодник. —М.: Финансы и статистика, 1982.

93. Народное хозяйство ТССР. 1924—1984. Юбилейный стат. ежегодник. —Ашхабад: Туркменистан, 1984.

94. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный стат. ежегодник. — М.: Финансы и статистика, 1987.

95. Народное хозяйство Туркменской ССР за 70 лет. — Ашхабад: Туркменистан, 1987. — 247 с.

96. Народы мира / Историко-зтнографичеокий справочник/. — М.: Сов. энциклопедия, 1988. — 348 с.

97. Наука и культура Туркменистана. — Ашхабад: Туркменистан, 1974.-47 с.

98. Ниязалиев Ш. Национальный характер в структуре национальной психологии // Вопросы философии и социологии. Вып. 4. — Л.: ЛГУ, 1972. —№ 10.141 .Никитина Г. Я. История культурно-досуговой деятельности: Обзорная лекция. — М.: МГУ К, 1994. — 34 с.

99. Новоселов В. И. Элементы культуры управления. — М.: Экономика, 1971. — 104 с.

100. Облонский А. Кукольный театр // Туркменоведение. — 1928. — №68. —С. 136—137.

101. Окунев. К областному съезду РКП // Набат революции.— 1920.—8 августа. — № 124.145.0чередные задачи работы в ауле. Тезисы к I съезду КП(б)Т. —

102. Древность и средневековье. — М.: Искусство, 1982. — 287 с. 150Лоцелуевский А. П. Собирание туркменского фольклора // Туркменоведение. — 1927. — Сентябрь. — № 1.

103. Работа среди женщин. Тезисы к I съезду КП(б)Т, Оргбюро КП(б)Т. — Полторацк, 1925. — 11 с.

104. Разумов Н; Неделя дехкан // Набат революции. — 1920. — 21 октября. — № 165.

105. Расширенное совещание деятелей культуры и просвещения по вопросу народного просвещения. Стенографический отчет 11 ноября 1923 г. — Ташкент: Центраформ Бюро СНК и Экон. Совета Туркреспублики, 1923.

106. Ревзин В. О ликвидации неграмотности // Призыв. Кн. I.— М., 1923. —№ 1—2.

107. Реджепов А. Деятельность партийных организаций Туркменской области ТССР по вовлечению женщин в советское строительство (1920—1924) // Раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана. (Из материалов научной конференции). — Ашхабад: Ылым, 1972.

108. Резолюции и постановления съездов компартии Туркестана (1918—1924). —Ташкент: Узбекистан, 1968.

109. Репин В. Политпросветительная работа // Набат революции. — 1920. —23 ноября. —№ 181.

110. Рябцев А. Долой театральный профессионализм // Набат революции. — 1920. — 10 декабря. — № 192.

111. Рябцев А. Народные песни и восточные танцы // Набат революции. — 1920. — 30 января — № 93.

112. Сараръян Е. Туркменская музыка и перспективы ее развития // Туркменоведение. — 1929. — № 1—9.

113. Сафаралиев Б. Становление и развитие системы культурно-просветительной работы в Таджикистане. (1924-1941): Автореф. дис . канд. пед. наук. — М., 1991. — 16 с.

114. Скворцов А. Полторацкий детский клуб /'/' Набат революции. — 1920. — 5 декабря. — № 189.

115. Словарь русского языка в 4-х томах. — М.: Русский язык, 1987.

116. Советский энциклопедический словарь. — М.: Сов энциклопедия, 1982.

117. Сосонкин И. Л., Рыбак Л. А. Художественная культура в условиях некапиталистического развития. (На материалах искусства Средней Азии и Казахстана). — Ашхабад: Ылым, 1983. — № 316.

118. Ш.Союнова А. Обряды, связанные с рождением детей у городского населения Туркменистана // Очерк этнографии населения Южного Туркменистана. — Ашхабад: Ылым, 1979. — 'С. 63—75.

119. Стрельцов Ю. А. Научно-методические основы культурно-просветительной работы: Учеб. пособие. — М., 1988. — 74 с.

120. МЪ.Степаненко Г. Лицо просветительных учреждений аула // Туркменоведение. — 1927. —№ 1.-GM08

121. ИА.Степаненко Г. Просветительная работа в Туркмении к 10-летию Октября // Туркменистан. — 1927.— Октябрь-ноябрь. — № 2—3.

122. ТихоновН. Вамбери. — М., 1957.

123. Тулъцева JI А. Современные праздники и обряды народов СССР. — М.: Наука, 1985. — 190 с.

124. Туркменские пословицы и поговорки. — Изд. 3-е. —Ашхабад: Ылым, 1981. — 150 с.

125. Успенский Б. А., Беляев В. М. Туркменская музыка. —М.: Музыкальный центр; Ашхабад: Туркменистан, 1979. — 381 с.

126. Философский словарь. — М.: Политическая литература, 1980.

127. Хроника истории Ашхабада. (1881—1975). — Ашхабад: Ылым, 1981. — 141 с.

128. Чистов К. В. Выражение этнической культуры в фольклоре и место фольклора в этнической культуре (Материалы симпозиума).1. ЕреванЛ978. — С. 66—69.

129. Шнирельман В. Д. Борьба за аланское наследие // Восток. (Афроазиатские общества: История и современность). —М.: Наука, 1996.5.193Шнирельман В. А, Евразийская идея и теория культуры //

130. Этнографическое обозрение. — 1996. — Июль—август. — № 4. 194 Шумский С. Самоопределение Туркестана // Свободный

131. Туркестан. — 1918. — 16 января.—№ 1. 195.Этапы большого пути. — Ашхабад: Ылым, 1979. — 73 с. 196.Юрханов ILL. О. Экономика и культура Туркменистана // Известия Туркменского филиала АН СССР. —Ашхабад: Туркменфан, 1946 — №1.

132. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

133. Ф. 2305 Оп. 2 Ед.хр. 21 Л. 1,2,3

134. Ф. 2306 Оп. 36 Ед.хр. 197 Л. 1

135. Ф. 2306 Оп. 39 Ед.хр. 1 Л. 67200. -«- и Ед.хр. 21 Л.2, 3-6, 8201. Ед.хр. 25 Л.7202. Ед.хр. 44 Л.1

136. Ед.хр. 70 Л.16, 18-19,21, 25

137. Ед.хр. 152 Л. 1,35-37, 179205. Оп.39 Ед.хр. 1179 Л.1-4

138. Ф. 2313 Оп.З Ед.хр 4 Л.77 0-.78,79,92,214(2-14)207. г м н Ед.хр ,26 Л.4,8,9,18,19,23,29.208. Ед.хр,27 Л.6,9,16

139. Ед.хр.47 Л .4,5-12,21,25,48,77,92210. Оп.б Ед.хр. 265 Л.2

140. Ф.2314 Оп.б Ед.хр. 1 Л.9,51. РЦХИДНИ

141. Ф.2 Оп.1 Ед.хр .479 Л.1,7,8,9,23,25

142. Ф.17 Оп.Ю Ед.хр. 138 Л .5,6,9,10,22,69214. п Оп.11 Ед.хр.69 Л.2215. и Оп.13 Ед.хр. 1157 Л. 101,105,106,107,113

143. Ц Г А Туркменистана им. О. Поладова (цгатсср)216. Ф. Р-2 Оп.1 Д.22 Л. 6.8217. Ф. Р-2 Оп.4 Д.224 Л.34218. Ф.Р-6 Оп.4 Д.289 Л.12219. п Оп.б Д.41 Л.46-47

144. Ф. Р-25 Оп.1 Д.161 Л .206,213,258,261234. д. 185 Л.225235. Д.372 Л.8236. Ф.260 Оп. 3 Д.14 Л. 2

145. Оп.6 Д.б Л.35,36,71,73,85,138,202,215203,261,262.

146. Оп.6. Т.2 Д 71.22 Л.221,231,232,233239. Д.22 Л .251, 262, 391240. Д-27 Л.29-32

147. Ф. 691 Оп.1 Д-1 Л.78, 164, 165, 167242. Д.2 Л.16243. Д.20а Л. 1,2,4244. Д.61 Л.52245. Д.98 Л.2246. Д.101 Л. 24,149247. Д. 197 Л.2,4

148. Ф.692 On. 1 Д-1 Л.2,4,8,12,35,40,43,46,59, 63,72,74,140,141,161,162

149. Ф.692 On. 1 Д.З Л.9,12,13,14,17,25,26,40,11 46, 140250. м п Д.5 Л. 13, 20,41251. Д.7 Л.4,27252. Д.8 Л.1,2,5253. Д.15 Л.8,10,33,34,37254. Д-16 Л.1,5,10,11255. Д.21 Л.53256. Д.23 Л .1,7,9,21,48,68,84257. Д.26 Л.59,106, 110258. Д.39 Л.40

150. Д.44 Л.98,99,101,161,194,198,216, 717260. Д. 45 Л.2-6, 11,34,93,98261. Д.57 Л. 12262. Д.67 Л.47,64,65,75263. Д.71 Л.2, 71-81264. Д.74 Л.5

151. Д.121 Л.3,7,8,14,15,53,54,56,67266. Д.101 Л. 15,39267. Д. 126 Л. 142268. Д. 137 Л.50269. Д, 150 Л.70270. Д. 152 Л .23,65,70,71271. Ф.692 On.2 Д-1 Л.5.56272. Д.71 Л.2273. Ф.688 On.l Д-1 Л.22274. п и Д.8 Л,53,54,176

152. Туркмены — люди, подобные тюркам, но еще не тюрки (X—XI вв.).

153. Турецкий этнограф И.Кефесоглу считал, что это слово связано с образованием в Семиречье в 8 в. Карлукской державы; племена, входившие в Карлукскую конфедерацию, получили наименование туркмен — чистокровные, настоящие тюрки.

154. Тюрки (ученые делят на 2 части слово "тюрк", "к" — с древнетюркского — "множество", "тур" — "племя, народ", "Ман", "мен" —"народ, группа племен" (Считается, что эта гипотеза выведена кабинетным способом).

155. JI. Н. Гумилев: "Неправильно разделять на "тюр" и "к", "Тюрк" — сильный, крепкий.

156. Наименование К 1.01. 1896 г. К 1.01. 1906 г.учебных заведений учреждения учащихся учреждения учащихся

157. Мужские гимназии 1 327 5 1623

158. Женскис гимназии 1 377 5 1922

159. Реальные училища 1 102 1 367

160. Учительские семинарии 1 46 1 75

161. Городские училища 10 87В 19 2800

162. Начальные училища 90 . 3047 269 13933

163. Частные училища 2 72 5 179

164. Итого: 706 4849 305 20:$99

165. Школьная сеть Туркестанского края к 1 января 1896 г.2

166. Наименование учебных заведений Всего Русских Местных

167. Мальчиков Девочек Мальчиков Девочек

168. Мужские гимназии 1 317 — 10 —

169. Женские гимназии 1 — 369 — 8

170. Реальные училища 1 97 — 5 —

171. Учительские семинарии 1 40 — 6 —

172. Мариинские училища 2 — 152 — 2

173. Городские училища по Положению 1872 г. 10 740 138

174. Приходские училища 62 1373 956 15 2

175. Русско-ту з ем н ые школы 28 48 3 650

176. Частные начальные училища 2 35 35 2

177. Итого: 108 2650 1515 824 143

178. Название учебных заведений Число школ к 1 января 1917 г. Число школ к 1 января 1918 г.

179. Мужские средние учебные заведения 13 191. Женские гимназии 14 18

180. Высшие начальные училища 28 391. Начальные училища 577 9221,2,3. Бедриков К. Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане. (1865—1924). — М.: АЙН РСФСР, 1960. — С. 116, 1 Щ, 392.

181. Распределение расходов на развитие народного просвещения в ТССР за 1925-1928 гг.по отраслям(в тыс. руб.) 1928 год (выписка) (109. С. 239- 240).

182. Отрасли -о 1924/1925 г. 1925/1926 г. 1926/1927 г. 1927/1928 г.

183. Госбюджет Местный бюджет Итого Госбюджет Местный бюджет Итого Госбюджет Местный бюджет Итого Госбюджет Местный бюджет Итого

184. Расходы на политико-просветительные мероприятия 30.8 30.8 69.9 69.9 125,2 123.3 123.3 76.3 64.9 162.7 227.6 84.6

185. Школы для взрослых ликбеза 147,6 30.8 178.4 = 150.5 75.5 266 26.0 54.4 163.1 222.5 1.5 193.8 193.8 12.9

186. Итого 1748.5 699.2 244.7 1939.3 1380 33.9 35,6 2029.8 2357.3 4387.1 32.2 2800.0 2615.1 5415.1 23.4

187. ДИНАМИКУ РОСТА ПОКАЗЫВАЮТ ПРИВЕДЕННЫЕ ТАБЛИЦЫ:

188. ОТЧЕТ ПО КЛУБАМ ЗА 1947 г. ТССР1

189. Области Всего к. п. учр. В них платных к.п. раб. Жен. Выс. образ. среднее 7-летнее Начальное

190. Чарджоу 116 116 46 3 108 5

191. Марыйск. 103 103 17 13 69 211. Ташаузск. 98 98 13 4 90 4

192. Ашхабад. 176 176 13 6 145 251. По району1. Чарджоу 14 30 1 5 7 21. Марыйск. 6 16 1 1 4 11. Ташаузск. 8 15 3 3 51. Ашхабад. 8 22 - 4 3 1

193. ЦГА ТССР — Р.692. — On. 1. — Д. 53. — Л. 3.

194. Районные Дома культуры 1947 г.1

195. Области Числе» В них Имеют Не имеют Есть Нет Комнаты кроме служебных Не имеетучреждений платных работников собств. здания отдельные помещения нет 1 комната 2 комнаты зрительного зала

196. Чарджоу 14 30 4 3 2 1 3 5 3 1

197. Марыйск. 6 16 2 4 1 3 3 — 1 4

198. Ташаузск. 8 15 2 36 3 3 — • — — —

199. Ашхабадск. 10 24 2 4 3 1 2 7 4 1г.Ашхабад 1 1 1 — — — — 1 — —

200. ЦГА ТССР. Р. 692. — On. 1. —Д.5 3. —Л.З .

201. О состоянии кадров культурно-просветительных учреждений (по материалам республиканского совещания актива работников КПУ)август 1948 г.

202. Всего клубных и библиотечных работников По образованию

203. Высшее Среднее Неок. высшее До 7 лет Начальное1161 15 172 39 935 236

204. Из общего числа работников по стажу:

205. До 6-ти мес. От 6-ти до 1 года От 1 года до 2 лет От 2 до 3-х лет От 3-х до 5 лет От 5 до 10 лет Свыше 10 лет2«7 401 229 147 44 29 24

206. Из общего числа работников по национальности:

207. Туркмен Русских Узбеков Казахов Татар Других Женщин650 268 77 30 46 90 47255% 40%

208. ЦГА ТССР. — Ф. 692. — On. 1. — Д. 23. — Л. 12)1. Сведенияо наличии кадров КПР Комитета по делам КПУ при Совете Министров ТССР на 1 января 1948 года

209. Области Всего КПУ Работников в них Женщин Туркмен О бразование

210. Высш. Неок. высш. Средн. Непол. средн. Начальн.

211. Ашхабадская 265 317 106 268, — 4 30 149 134

212. Марыйская 154 192 71 121 1 — библ. 3 67 94 26

213. Чарджоу 200 249 91 160 — 1 29 66 153

214. Ташаузская 143 193 62 94 — 5 24 110 54

215. Ашхабадская 11 38 26 2 1 — 6/ 9 12

216. Итого: 773 989 356 645 2 13 У§6 428 379

217. ЦГА ТССР, — 692. — On. 1. — Д. 152. — Л. 72.)

218. Клубньн; учреждения по видам и ведомственной принадлежности (на конец года) 1950 г1.

219. Число клубных учреждений (всего) Из них: министерства культуры ТССР РДК гдк сдк и клубы Избы-читальни, клубы и другие кл Колхозные клубы Профсоюзные клубы Клубы других ведомств и организаций1021 500 50 — 30 520 321 68 32

220. План развития сети по клубным учреждениям республики на 1950 г2 .

221. Области Областные ДК Избы-читальни С/клубы ПК и О Профсоюзные клубыплан в наличии план в наличии план в наличии план в наличии

222. Марыйск. 10 10 106 106 6 6 2 2 22

223. Чарджоу 17 17 130 130 10 10 2 2 8

224. Ташаузск. 10 10 109 109 5 5 1 1 —г. Ашхабад — — — — — — 3 3 9

225. Ашхабадск. 13 13 175 175 9 9 1 1 17

226. Туркменистан :ta 50 лет: Сб. стат. — Ашхабад: Туркменистан, 1974. — С. 198—199.

227. ЦГА ТССР. — Р. 692. — On. 1. — Д. 94. — С. 48.1. СПРАВКАо качественном составе кадров культпросветучреждений1на 1 июня 1952 года

228. Наименование областей "О DUJ|JAl. ж Национальность Всего работников20 лет 30 лет 40 лет Выше Туркмен Русский

229. Ашхабадская 58 252 93 12 353 34 415

230. Чарджоу. £>бл.„.- -69 188 76 66 247 67 399

231. Мары обл. 38 147 68 7 166 45 260

232. Гос. библиотека 16 17 15 12 14 28 60

233. Ташауз.обл. 36 109 61 27 134 1 1 233

234. Книжная палата 3 3 3 2 6 .9

235. Республиканская дет/библиотека 2 1 2 1 4 51. Музей Ташауз. 1 2 1 1 2 5

236. Музей Красноводск 2 1 - - ■г -j 41. Комитет 2 8 5 7 5 15 22

237. Наименование Образование Стажобластей Высшее Среднее 7 классов Начальное н/ высшее От 1 до 5 От 5 до 10

238. Ашхабадская 49 248 1 10 7 130 14

239. Чарджоуская 1 50 205 143 147 14

240. Марыйская 51 151 54 4 81 12

241. Ташаузская 63 142 22 5 118 6

242. Гос.биб-ка 6 5 18 7 14 21 5

243. Книжная палата 2 3 3 1 2 11. Респ.д/библ. 2 1 ' 1 1 2

244. Музей Ташаузский 1 1 1 1 3 2

245. Музей Красноводский 2 1 - - 21. Комитет 2 9 5 3 2 3 1

246. ЦГА ТССР.— Ф.692. — Оп. 1, —Д. 159. —Л. 10.W