автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретико-методические основы совершенствования подготовки руководителей коллективов фольклорной самодеятельности
- Автор научной работы
- Ситников, Владимир Иванович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Теоретико-методические основы совершенствования подготовки руководителей коллективов фольклорной самодеятельности"
Министерство культуры Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
На пранах рукописи
СИТНИКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОЛЛЕКТИВОВ ФОЛЬКЛОРНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
специальность i3.00.05. "Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности"
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Санкт-Петербург 1992
Работа выполнена на кафедре прикладной культурологии Санкт-Петербургского государственного института культуры им.Н.К. Крупской.
Научный руководитель
-доктор педагогических наук, профессор Е.И.СМИРНОВА
Официальные оппоненты:
-доктор педагогических наук, профессор А.С.КАРГИН
-кандидат педагогических наук В.И.АКУЛОВИЧ
Ведущая организация - Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Защита состоится _1992г.
на заседании Специализированного Совета Д 0920101 по присуждению ученой степени доктора наук в Санкт-Петербургском государственном институте культуры им.Н.К.Крупской по адресу: 191065, Санкт-Петербург, Дворцовая наб.,2.
С диссертацией можно ознакомйться в библиотеке института.
Автореферат разослан_
Ученый секретарь < " ,
СпециализированногоСовета ¿- ^ А.А.Сукало
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТИ
г Актуальность проблемы исследования. Происходящие в настоящее динамичные процессы преобразований во всех сферах жизни нашего общества приводят к пересмотру устоявшихся жизнеопределяю-щих позиций и ориентиров.
Чрезвычайно обострилась проблема социализации и гуманизации современного человека в связи с утратой доверия к теории коммунистического воспитания и глубокой неудовлетворенностью состоянием советской педагогики в целом.
Обозначившийся поиск истинных ориентиров социально-педагогической деятельности, признание приоритетности всечеловеческих ценностей делают актуальным обращение к фольклору как к одному из таких ориентиров, как к средоточию вековых представлений этноса о человеческой добродетели.
Современная социокультурная ситуация отмечена повышенный вниманием к фольклору. Однако, наряду с признанием его ценности среди большинства приверженцев народного искусства, как любителей, так и специалистов, можно констатировать упрощенное представление о сущности фольклора и фольклоризма, односторонность и ограниченность в осознании этих феноменов художественной культуры. Частью населения фольклорная культура вовсе отвергается, воспринимается как нечто далекое, непонятное, не свое или же считается, что сферой ее функционирования должна быть сельская местность, но не город. Широко распространено мнение о достаточности бытования фольклора в рамках концертно-сценических выступлений профессиональных и самодеятельных коллективов. Имеет место "сувенирное" отношение к фольклору.
Не осознается и социокультурный потенциал фольклора, который сегодня может играть существенную роль в решении задач социализации и гуманизации современного человека. Это делает актуальным изучение педагогического потенциала народной художественной традиции.
Проблема мобилизации педагогического потенциала фольклора с наибольшей остротой стоит перед художественной самодеятельностью, ориентированной на традиционное народное искусство, как уникальной сферой функционирования фольклорных ценностей. Очень важный, например, представляется вопрос о преодолении чисто потребительских стереотипов культурного поведения людей, особенно во взаимодействии с фольклорной традицией. Настоятельного снимания требует
проблема развития культуры воспроизведения народной художественной традиции в рамках самодеятельного фольклорного движения.
Данное исследование адресовано системе подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации,ибо от установок специалистов, от того, какие цели в своей деятельности они преследуют, во многом зависит решение проблемы мобилизации всего ценного, что заложено в фольклорном наследии. Предварительный анализ учебно-методической литературы, программ курсов специальных дисциплин, учебных планов подготовки руководителей данного профиля заставляет сделать вывод о том, что основное внимание здесь уделяется художественно-технологической стороне подготовки будущих специалистов. Возникающая в результате диспропорция художественной и педагогической подготовки (в ущерб последней) оставляет нерешенной проблему использования в практике фольклорной самодеятельности педагогического потенциала фольклора.
Одна из наиболее острых проблем подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов состоит в том, что существующая система обучения будущих специалистов довольно слабо учитывает особенности и многообразие видов профессиональной деятельности, необходимых для руководства различными типами коллективов. Планы и программа обучения отражают одностороннюю нацеленность на оснащение специалиста знаниями и умениями, применимыми в коллективах народно-академического и фольклорно-сценического, но не этно-аутентичпого типов.*
Реальная практика развития самодеятельного фольклорного движения оказывается шире и многообразнее того набора профессиональных знаний и умений, которым способна обеспечить-лидеров-руководителей современная система обучения.
I. Мы опираемся на типологию самодеятельных коллективов фольклорной ориентации, разработанную Ситниковой С.А.- Термином "народно-академические" обозначены коллективы, в которых процессы обучения и исполнительства аналогичны сложившимся в рамках академического -"ученого", профессионального искусства письменной традиции, а репертуар представляет собой особый жанр, своеобразно синтезирующий фольклорные и академические начала. "Фольклорно-сценические -коллективы, стремящиеся адаптировать произведения фольклора к условиям сцены и при этом максимально сохранить их художественную стилистику. "Этно-аутентичные" - коллективы,сохраняющие при воспроизведении не только художественную стилистику фольклора, но и способ функционирования фольклорных ценностей (бытовой, несценический).
Таким образом, проявляющееся несоответствие менду многообразием и многовекторностыо реальной практики самодеятельного фольклорного движения и узостью профессиональной подготовки кадров, признанных осуществлять руководство этим двшхрнием, вызывают необходимость преодоления словивши ся противоречий.
Актуальность проблемы побудила предпринять настоящее исследование, цель которого состоит в-выработке теоретических и методических положений, которые могли бы лечь в основу совершенствования подготовки руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Выявить педагогический потенциал фольклора и художественной самодеятельности соответствующей ориентации, представление о которой выступает теоретической основой деятельности руководителей коллективов.
2. Определить специфику художественно-педагогической деятельности в различных типах самодеятельных коллективов фольклорной ориентации.
3. Изучить состояние подготовки руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации в аспекте социально-педагогической результативности их деятельности.
4. Разработать и экспериментально проверить общие принципы программирования и организации подготовки руководителей коллективов художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор.
Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу, заключающуюся в том, что теоретической основой совершенствования подготовки руководителей коллективов может бить представление о педагогическом потенциале фольклора и самодеятельности соответствующей ориентации. В методическом плане такой основой является опора на овладение руководителями навыками организации деятельности коллектива, характеризующейся синкретичностью.
Чем более синкретичной является жизнь самодеятельного к ллек-тива, тем большими педагогическими возможностями он обладает и тем более эффективно реализуются личностные потенциалы участников.
Обеспечить сишсретичность жизнедеятельности коллектива могут только такие специалисты, чье обучение само построено по принципам синкротичности.
Объект исследования: художественная самодеятельность, ориен-
тированная на фольклор.
П р е дм о т и с о л е. до в ан ия: руководитель коллектива в процессе его профессиональной деятельности и подготовки.
Методологической основой исследования послужили ключевые положения диалег.тико-матерналистпческой философии об определяющей роли окру^ащей действительности в формировании сознания и поведения человека, о влиянии искусства на развитие индивида, о роли деятельности в процессе становления личности.
Еа-яшм для настоящего исследования представлялись труды, в которых рассматриваются функции искусства как общественного, социокультурного, художественно-педагогического явления (1,1.С.Каган, Л.Лилов, Л.Н.Сохор, Ю.УДюхт-Еабушкин). Вместе с тем основное значение для теоретического осмысления исследуемой проблемы имели работы, посвященные изучению полифункциональности фольклора и, в частости, его педагогических функций (П.Г.Богатырев, У.Веском, В.Е.Гусев, К.С.'Давлетов, М.С.Колосов, К.В.Чистов); исследования в области народной педагогики (Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, А.Ш.Га-шимов, А'.Л.Данилов, Л.П.Косарева, У.Н.Мельников, Я.И.Ханбиков и др.; а также труды отечественных и зарубежных этнографов, касающиеся вопросов своеобразия процесса социализации в условиях традиционного уклада кизни различных этносов и о воспитательной роли ритуалов, обрядов, обычаев (В. А.Бачинлн, Ю.В.Бромлей, З.П.Васнльцова, И.С.Виноградов, С.Гордон, Н.А.Ылненко, Ы.Ггад, И.В.Суханов, Е.Эгбливугбе, П.Эрни), Кроме того, при определении социально-культурной значимости народных, традиций для современной культуры опорными явились работы Э.Е.Алексеева, С.Н.Артановского, С.Н.Иконниковой, Т.В.Кузнецовой, Д.С.Лихачева.
Исходными для теоретической концепции данного исследования явились положения теории и методики художественной самодеятельности о роли и месте народного художественного творчества в системе художественной культуры общества, о специфических функциях фольклорной самодеятельности, о педагогических возможностях самодеятельного коллектива. Эти положения нашли свое отражение в работах Т.И.Баклановой, Л.Г.Брылевой, А.С.Каргина, А.П.Маркова, Е.И.Смирг новой, Ю.Е. Соколовского, 1?. А.Соломоника, В. С.Цукермала. Наряду с этим использовались работы по общей педагогике, социальной психологии и худол;естве;шоыу воспитанию (Ю.К.Бабанский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлкнскнй; Г.!,1.Андреева, А.В.Петровский; Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, З.Кодай, К.Орф).
,г3 -
При ШЯЬЛШиН СПеЦИ*ИЧ0СЮ1Х воспитательных возможностей фольклорной самодеятельности пак одной ¡13 форм современного фольк-лоризма учитывались поло.кешш, высказанные видными фольклористами В.Е.Гусевым, И.И.Земцовским, А.С.Кабановым, В.М.[Дуровым. Изучение этой проблемы обусловило обращение к работам специалистов культурно-просветительной деятельности, в которых так или иначе затрагиваются проблемы педагогического потенциала художественной самодеятельности, ориентированной на народное искусство (С.Л.Афанасьев, С.Л.Враз, Э.Ю.Гедрайтене, Н.И.Дорофеев, Н.В.Калугина, А.С.Каргин, Л.Л.Куприянова, И.П.Панкратьев, И.С.Польский, В.М.Си-вова, Т.Н.Скрынник, Б.Д.Тихонов, В.И.Уральская, В.Ф.Чеснокова, Ю.М.Чурко, Л.В.Камина, Л.И.Шулунова).
Решению задач исследования способствовал анализ специальной литературы, в которой рассматриваются вопросы подготовки руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации (Л.А.Ан-типова, Л.А.Климов, Н.К.Метко, А.В.руднева, Л.Л.Христиансен),
В соответствии с поставленными задачами исследования использовались следующие методы: наблюдение за деятельностью этно-аутеи-тичных и фольклорю-сцепических коллективов, а такяе в.ключенноа наблюдение в рамках "народно-академических" коллективов (проводилось с целью определения специфики художественно-педагогической деятельности в объединениях: различных типов); анализ документальных источников (осуществлялся при изучении типовых и экспериментальных учебных программ, курсов специальных дисциплин "фольклорных" специализаций, паспортных данных самодеятельных фольклорных коллективов); анкетный опрос (применялся для выявления качественного уровня подготовки студентов к реальной деятельности в сфера фольклор-юй самодеятельности); формирующе-констатирующий эксперимент (целью которого была проверка отдельных моментов предлагаемой модели подготовки руководителей фольклорных коллективов); лабораторный эксперимент (проводился на практических и семинарских занятиях в .форме деловых игр со студентами ШбГИК).
Базами исследования явились: самодеятельные коллективы фольклорной ориентации, функционирующие в регионах Юдтго Урала (Челябинск, города и села области), Северо-Запада России (города и села Архангельской, Вологодской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Санкт-Петербургской областей и Карелии), а также отдельные коллективы город,ов Екатеринбурга, Москвы, Риги (всего 48 коллективов, где осуществлена паспортизация и опросы участников и руководителей);
а тагам вузы культури и искусства в городах Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Хабаровске, Челябинске (где изучались учебная документация и педагогический опыт; в СПб ГШ проводился формирувще-констатирующий эксперимент). На зал;.иту выносятся:
1. Положение.о педагогическом потенциале фольклора, представляющем собой совокупность факторов и средств, способных оказывать воспитывающее влияние на человека, и проявляющемся не только в идеях добра, нравственности, гуманизма, наполняющих содержание произведений народного искусства, но в большей степени в формах
и способах функционирования фольклора, в частности:
- в синкретизме, способствующем целостному формированию духовного мира личности и выступающем механизмом актуализации ценностного мира личности, условием и средством самопроязления, самореализации человека;
- в устном (rio памяти) способе передачи, распространения и сохранения фольклорного наследия, активизирующем память, мобилизующем творческие задатки, стимулирующем ценностное осмысление духовной культуры парода;
- в традиционности развития народного творчества, побуждающей к соотнесению прошлого опыта с настоящей практикой, формирующей историческую память народа, выступающей основой развития коммуникативных способностей человека;
- в локальности художественной стилистики фольклора, способствующей укреплению чувств собственного достоинства, национальной гордости, патриотизма,
2. Положений о своеобразии педагогического потенциала художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор, заключающемся:
- в единстве процессов созидания - исполнения - восприятия;
- в актуализации синкретичного взаимопереплетения искусства и жизненной практики;
- в полтаанровости, обусловленной синкретичностью фольклора.
Это определяет возможность насыщения деятельности коллективов творческим, познавательным, коммуникативным, ценностно-ориен-тационным содержанием и оказания тем самым формирующего влияния на соответствующие духовные потенциалы участников.
3. Положение о принципах подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации. Признание права
кандого вузовского педагога на создание собственной оригинальной программы и методики не исключает необходимости реализации общих принципов, которыми являются:
- многопрофильность подготовки, обеспечивающая возможность осуществлять руководство коллективами, ориентированными как на концертно-еценические, так и на худоиественно-бытовые форш деятельности;
- сочетание жанрово-доминантной и полихудожественной подготовки, предполагающей как совершенствование высокого уровня исполнительского мастерства в рамках "доминантного" жанра, так и развитие творческих способностей и умений, необходимых для реализации синкретичной фольклорной деятельности;
- комплексность фольклорной подготовки, обеспечивающая глубокую компетентность в вопросах этнографии, фольклористики и народной педагогики;
- полифункциональность подготовки, предполагающая гармоничность развития художественно-творческих и художественно-педагогических навыков;
- региональная ориентированность подготовки, учитывающая и отражающая локальную специфику народной художественной культуры в содержании обучения.
Научная новизна исследования заключается в разработка проблемы педагогического потенциала фольклора, исходя из признания педагогической значимости как художественно-содержательной и художественно-стилистической его сторон, так и форм и способов функционирования народной художественной традиции.
Исследование дает принципиально новую трактовку специфики воспитательных возможностей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации, обусловленной реальностью синкретичной организации жизнедеятельности коллективов.
В результате исследования получены характеристики особенностей художественно-педагогического руководства различными типами самодеятельных коллективов фольклорной ориентации.
В диссертации даются научно обоснованные рекомендации по совершенствованию подготовки кадров руководителей самодеятельных .коллективов фольклорной ориентации с точки зрения направленности обучения, его организации и содержания. Обоснованы и сформулированы принципы данной подготовки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что педагогическое творчество преподавателей, занимающихся подготовкой
кадров руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации, получает ориентир в виде предложений по совершенствованию и расширению учебного плана на базе выдвинутой и обоснованной номенклатуры дисциплин специального цикла, а также рекомендаций по изменению характера учебной педагогической практики студентов.
Материалы исследования могут быть основанием для специального предмета "Психолого-педагогические основы руководства самодеятельным фольклорным коллективом", предназначенного для студентов народно-хоровой, народно-оркестровой и хореографической специализаций институтов культуры.
Данное исследование может быть использовано руководителями-практиками для совершенствования своей работы на основе более глубокого осмысления проблем педагогического потенциала фольклорной самодеятельности и специфики художественно-педагогической деятельности в коллективах различных типов.
Апробация работы осуществлялась путем: а) чтения спецкурса "Организация жизнедеятельности фольклорного самодеятельного коллектива" студентам народно-хоровой специализации СПб ГШ; б) публикации материалов исследования в печати; в) выступлений на научно-практических и научно-теоретических конференциях.
Цель, задачи и логика исследования обусловили структуру диссертации. состоящую из введения, двух глав ("Педагогический потенциал фольклора как теоретико-методическая база деятельности руководителей коллективов фольклорной самодеятельности", "Основные направления совершенствования подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации"), заключения, списка литературы и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель и задачи, методологическая основа, объект и предмет, сформулирована исходная гипотеза.
В первой главе центральной является проблема педагогического потенциала фольклора, рассматриваемого в качестве ватаой теоретико-методической основы деятельности руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации.
Эта проблема раскрывается с позиций деятельностного подхода. При опоре на концепцию основных видов человеческой деятельности,
разработанную М.С.Каганом, и адаптированную У.Ю.Зохт-Бабушкиным применительно к изучению и использованию воспитательного потенциала художественной деятельности в личностном становлении, исследуется влияние фольклора на формирование познавательных, созидательных, ценностно-ориентационных, коммуникативных и художественных способностей личности.
Такой ракурс рассмотрения влияния фольклора на становление личностных качеств человека дает возможность четче определить механизмы и выявить наиболее существенные факторы, имеющие в фольклорной традиции воспитательное значение.
Включение в понятие "фольклор" не только одной устной поэзии, но всей области традиционного народного художественного творчества, реально существующей в народной жизни как "определенный комплекс явлений духовной культуры" (В.Е.Гусев), позволяет наиболее полно отразить педагогический потенциал фольклора в совокупности его полижанровых связей и нерасторжимого единства искусства и жизненной практики.
В рамках данного подхода делается вывод о том, что наиболее полно педагогический потенциал фольклора проявляется в его синкретизме. Синкретичность, касающаяся художественно-содержательной, стилистической стороны фольклора, выражающаяся недифференцирован-ностью элементов духовной культуры народа (народной философии, морали, верований, народного искусства и т.п.) - "слитностью художественного и иных начал" (В.С.Цукерлан), а таклз единством полижанровых связей традиционного народного искусства, способствует, во-первых, целостному формированию духовного мира личности, мировоззрения человека, его политических, философских, религиозных, нравственных, эстетических ориентации, во-вторых, разностороннему художественному развитию, многогранному фор!шрованию художественного потенциала личности. В то яе время синкретизм, проявляющийся в функционировании фольклорной культуры, выражающийся взаимопереплетенностью сфер искусства и жизненной практики, а такяе -единством процессов творчества, исполнительства и восприятия, выступает механизмом актуализации ценностного мира личности, является условием и средством самореализации и самопроявления каждого человека, способствует активизации созидательной, познавательной и коммуникативной деятельности личности.
Во втором параграфе на основе эмпирических наблюдений за жизнедеятельностью фольклорных коллективов различных типов и бесед с
руководителями исследуется проблема педагогического потенциала фольклорной самодеятельности.
Отмечается, что кроме известных уже положений теории художественной самодеятельности о педагогической природе самодеятельного творчества вне его видового и жанрового разнообразия, в отношении коллективов фольклорной ориентации следует говорить о своеобразии воспитательных возможностей, связанных со специфическими для данной сферы творчества факторами фольклорной деятельности.
Здесь же подчеркивается, что педагогический потенциал фольклорной самодеятельности, безусловно, вытекает из педагогического потенциала фольклора, но не может быть отождествлен с ним. Это связано, во-первых, с иными, нетрадиционными для фольклора условиями функционирования, в которых от фольклора как целостного синкретичного явления отсекаются жизненно важные компоненты, входящие в арсенал его средств педагогического воздействия; во-рторых, о неоднородностью фольклорной самодеятельности, в которой различные типы коллективов не в одинаковой мере способны мобилизовать заключенные в фольклоре воспитательные возможности.
В диссертации последовательно проводится мысль о том, что специфика воспитательного потенциала фольклорюй самодеятельности проявляется через своеобразие реализации в деятельности коллективов закономерностей функционирования народной художественной традиции и прежде всего закономерностей, определяемых синкретичностью фольклора. В различных типах фольклорных коллективов возможности претворения, адаптации этих закономерностей колеблются от осуществления подлинных реконструкций (в этно-аутентичных коллективах)до использования лишь неких общих принципов (в фольклорно-сценичес-ких и народно-академических коллективах). Актуализация синкрвтич-ности фольклора {как в аспекте взаимолереплетенности искусства и жизненной практики, жанрово-видовой нерасчлененности, так и в плане недифференцированноети участвующих в творческом акте на артистов и публику), обретающая в каждом типе своеобразные формы проявления, позволяет насытить деятельность коллективов творческим, познавательным, коммуникативным, ценностно-ориентационным содержанием и оказать тем самым формирующее влияние на соответствующие духовные потенциалы участников самодеятельности фольклорной ориентации.
В заключении данного раздела работы (формулируется вывод о том, что ориентация на синкретичные формы деятельности, имеющие
и могущие иметь место со всех типах фольклорных коллективов, способствует обеспечению целостного воспитательного влияния на участников фольклорной самодеятельности и является ключом к раскрытию специфических воспитательных возможностей данной сфера народного творчества. Несмотря на различие и своеобразие воспитательных средств, которыми обладает калдый тип коллективов, применение в художественно-творческой деятельности принципа синкретизма повышает педагогический потенциал любого типа коллектива фольклорной самодеятельности.
Третий параграф посвящен выявлению специфики художественно-педагогической деятельности в различных типах самодеятельных коллективов фольклорной ориентации - в этно-аутентичных, фольклорно-сценических, народно-академических.
Отмечается, что особенности художественно-педагогической деятельности в любом типе самодеятельного коллектива проявляются через своеобразие основных ее видов, а именно - через учебно-художественную, репертуарную, исполнительскую и общественно-организаторскую (социально-культурную) деятельность.
Так, в этно-аутентичных (бытовых, несценических) коллективах учебно-художественную деятельность отличают певыделенность обучо-ния в специализированный этап, слитность обучения с исполнительством. Кроме того, освоение фолыслорюго наследия здесь осуществляется способами, адекватными филогенетической форме обучения традиционному народному искусству. Енекнсгитуциональная форма обучс-ния обуславливает субъект-субъектный, межличностный характер отношений "учителя" и "ученика" на основе равного партнерства.
Подчеркивается, что для исполнительства в этно-аутентичных коллективах характерны неспециализированный с точки зрения эстетической форм характер художественно-творческой деятельности, принципиальная несценичность, вплетенность художественно-творческой деятельности в бит, досуг. В отношении исполнительства в этих коллективах говорится о полиг:анровости, преобладании импровизационно-вариативного начала, а также об ансрмблевсм, индивидуализированном стиле и локальности исполнительской манеры. Подчеркивается, что характерной чертой выступает периодичность исполнительства в соответствии с календарно-аграрными и семейно-бытовсмл обрядовыми циклами.
В данном параграфе показано, что репертуарную работу в этно-аутентичных коллективах отл::чает использование репертуара как
средства астетизации жизни участников; привлечение произведений, принадлежащих одной локальной традиции; объективная обусловленность формирования, освоения и исполнения репертуара в соответствии с народным календарем.
Выявляется, что общественно-организаторская деятельность эт-но-фольклорных коллективов не сводится к формам просветительства, а направлена на сохранение, возрождение и включение фольклорных традиций в контекст современной жизни, в бытовую и праздничную культуру локальной среды, локального социума.
При определении специфичности художественно-педагогической деятельности фольклорю-сценичесних и народно-академических коллективов ( возможность объединенного рассмотрения обоих типов коллективов обоснована общностью способа функционирования - сценического) отмечается, что учебно-художественная деятельность строится аналогично системе обучения, сложившейся в сфере академического исполнительского искусства, для которой характерны выделенность обучения в специализированный этап, опора на методику письменной традиции в соответствии с принципами общей и частной дидактики. Показано, что в данных коллективах вследствие взаимодействий, обусловленных институциональным обучением, доминирует субъект-объектный характер отношений в райках социально предписанного отношения "учитель - ученик".
Говоря о своеобразии исполнительства в "сценических" коллективах, в качестве отличительных черт выделяется специализированный характер формы эстетической деятельности, нацеленность на кон-цертно-сценическое выступление как основу худоаественно-творчес-кой деятельности, узкожанровость или синтез народно-академических видов творчества в разках синтетического жанра, доминирование репродуктивного, воспроизводяще-копирующего типа художественной деятельности, преобладание ориентации на академически унифицированную исполнительскую манеру.
При определении специфики репертуарной работы в данных коллективах отмечается, что характерным здесь является использование репертуара в двух ипостасях: как средство художественного образования, обучения и воспитания участников и как предметная деятельность, посредством которой коллектив осуществляет свою культурно-просветительскую миссию в отношении слушательской аудитории. Кроме того, в качество особых черт выступают привлечение произведений, отличающихся образной многоплановостью, тематически, .ганро-
бш н стилевым разнообразием; субъективная обусловленность формирования, освоения и исполнения репертуара в соответствии с необходимостью решения дидактических задач в коллективе и учета особенностей восприятия публикой концертно-сценических представлений.
Отмечается, что целью общественно-организаторской деятельности в этих коллективах является культурное обслуживание, художественное просвещение населения, пропаганда и популяризация кайра.
Рассмотрение вопросов педагогического потенциала фольклора и фольклорной самодеятельности и особенно вопроса специфики художественно-педагогической деятельности в разнотипных коллективах представляет теоретическую основу, позволяющую осуществить подход к анализу и оценке современной практики руководства коллективами, а также состояния сложившейся системы подготовки специалистов данной сферы народного творчества.
Вторая глава посвящена анализу существующей практики художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор, с точки зрения социально-педагогической результативности деятельности руководителей коллективов. Кроме того, особое внимание уделено формулировке и раскрытию содержания принципов подготовки специалистов фольклорной самодеятельности. Все это а конечном счете позволяет наметить пути совершенствования системы обучения руководителей данного профиля.
Глава открывается материалом (§ I), в котором основное иптма-ние сосредоточено на оценке социально-педагогтеской результативности деятельности современных руководителей коллективов фольклорной ориентации. В качестве показателей социально-педагогической результативности выступают такие как мобилизация педагогического потенциала фольклора и художественной самодеятельности соответствующего яанра и учет типологических особенностей организации жизнедеятельности любительского коллектива. Выбор этих показателей связан, во-первых, с тем, что в условиях разрушенности фольк-- лорной культуры педагогический потенциал фольклора не мо~ет реализоваться самопроизвольно. В работе утверждается, что всзмогшость мобилизации этого потенциала зависит презде всего от руководителя самодеятельного объединения. Во-вторых, современное фольклорной двшенне характеризуется многообразием направлений, в которпх представлены разлг-шие формы воспроизведения фольклора. В связи с этим, от того, насколько четкой и осознанной является ориентация руководителя в вопросах спецнфшш худолественно-педагогкчсс-
кой деятельности в коллективах различных типов, зависит возможность достижения педагогических результатов.
При характеристике деятельности руководителей коллективов втно-аутентичного типа отмечается, что благодаря реализации художественно-стилевой и функциональной сторон фольклорной традиции, специалистам удается привлечь многое из педагогического потенциала фольклора и с помощью этих средств решать серьезные социально-ред&гогические проблемы. Вместе с тем, на основании установления факта обретения необходимых руководителям знаний п умений в основной за счет форы самообразования, на основании получения сведений от специалистов о том, что ни один вуз не дал им в полном объеме всего того, что обеспечивает успешность руководства коллективами данного типа, делается вывод о назревшей потребности совершенство-велия существующей системы подготовки кадров руководителей объединений фольклорной ориентации.
На материале анализа результативности деятельности руководителей фольклорно-сценических и народно-академических коллективов выдоляется недостаточный уровень осмысления специалистами этого профиля типологических особенностей организации жизнедеятельности объединений данных типов. Кроме того, отмечается неспособность большинства руководителей привлечь воспитательные возможности фольклора при построении художественно-педагогической деятельности.
В завершающем разделе диссертации (§2) разрабатывается проблема принципов подготовки кадров руководителей коллективов художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор.
Обоснование принципов вытекает, во-первых, из представлений о "фольклоре как синкретичном явлении, в котором переплетаются сфори художественной и практической жизни народа, а художественная жизнь, в свою очередь, характеризуется полижанровостью, триединством творчества - исполнения - восприятия; во-вторых, из признания правомерности всех направлений современного фольклориз-ма, в которых реализуются различные подходы к претворению фольклора; в-третьих, из учета специфики художественно-педагогической деятельности в коллективах различных типов. (Содержание принципов отражено в положениях на защиту. См.Положение 3, с.6 данного реферата ).
В ходе раскрытия содержания принципов осуществляется анализ сложившейся системы подготовки руководителей коллективов фольк-
лорной ориентации. Источником анализа явилась учебная документация соответствующих специализаций СПб ГШ, МГИК, ЧШС, Краснодарского, Самарского и др. институтов культуры. Отмечается, что с точки зрения направленности подготовки вуз выпускает специалистов узкого профиля, нацеленных, главным образом, на организацию объединений концерхно-сцешпеского типа и не готовых возглавить самодеятельную инициативу той части современников, которые мыслят свое взаимодействие с фольклором не как культурное обслуживание и, соответственно, потребление, а как художественно-бытовое общение приверженцев фольклорной культура.
В результата анализа существующих программ в содержательном' аспекте делается заключение об уэкожанровости подготовки специалистов фольклорной самодеятельности, о том, что автономное существование специализаций народного хора, оркестра и хореографии, набор предметов и дисциплин фиксируют жанровый разрып, не свойственный синкретичной природе фольклорной традиции.
Отмечается, что в содержании обучения собственно педагогической подготовке руководителей не уделяется сколь-нибудь серьезного внимания. Ее организация оказывается малоэффективной. Отсутствует гибкая система учебно-педагогической практики студентов, хотя ясно, что руководитель-педагог не может сфоршроваться в отсутствие систематической самостоятельной педагогической деятельности.
В диссертации представлен материал, посвященный описанию формирующе-констатиругощего эксперимента, целью которого была проверка отдельных моментов предлагаемой модели подготовки руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации.
Итогом рассмотрения теоретико-методических проблем подготовки руководителей коллективов фольклорной самодеятельности является:
- обоснование необходимости многовекторной направленности подготовки, учитывающей многообразие типов самодеятельных фольклорных объединений и ориентирующей руководителей не на усреднешо-унифи-цированнуи однотипную деятельность, а на конкретные специфические ее формы, характерные для того или иного типа коллективов;
- рекомендации по расширению учебного плана, снабявшш его необходимым . набором спеодисциплин, обеспечивающих руководителей знаниями и умениями построения синкретичной художественно-творческой деятельности в коллективах фольклорной ориентации;
- предложения по совершенствованию организации подготовки, связанные. с установлением сквозной, постоянной, систематической самостоятельной педагогической деятельности студентов в рамках учебного процесса.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Юбилей оркестра// Наша жизнь.- 1988.- # II.- С.16 (в соавторстве с Ситниковой С.А.).
2. Наследники В.В.Андреева// Музыка в школе.- 1988.- Ü3 4.-C.3I-34 (в соавторстве с Ситниковой С.А.).
3. Народный самодеятельный коллектив. Оркестр русских народных инструментов челябинских металлургов.- Челябинск, 1989.- 21с. (в соавторстве с Ситниковой O.A.).
4. Воспитательные возможности художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор: Метод.материалы в помощь, руководителям самодеятельных коллективов / ОНМЦ НТ и КНР.- Донецк, 1991.- 22с.
5. Фольклорная самодеятельность как педагогический фактор социализации личности// Культура.Творчество.Человек: Тез.Всерос. респ.науч.конф.- Самара, 1991,- C.I42-I45.
6. Художественная самодеятельность, ориентированная на фольклор, и проблемы искусственной сшшретичности// Актуальные проблемы возрождения духовности, развития народного художественного творчества и подготовки кадров в вузах культуры: Материалы респ. науч.-практ.конф., 24-26 дек. 1991 г;- 4.1.- М.: Изд-во МПИК, 1991.- С.23-26.
¿ЛБГИК. 3>ак,ЗЗ.ТЛ00.2?.01.91.