автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретико-методологические основы совершенствования подготовки руководителей коллективов фольклорной самодеятельности
- Автор научной работы
- Ситников, Владимир Иванович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Теоретико-методологические основы совершенствования подготовки руководителей коллективов фольклорной самодеятельности"
Министерство культуры Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
На прапах рукописи
СИТНИКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛГОТОВКИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОЛЛЕКТИВОВ ФОЛЬКЛОРНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
специальность 13.00.0S. ,
"Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности"
АВТОРЕФЕРАТ
диссертлцин на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
САннт-Петервург 1992
г
Работа выполнена на кафедре прикладной культурологии Санкт-Петербургского государственного института культуры им.Н.К.Крупской.
Научный руководитель
-доктор педагогических наук, профессор Е.И.СМИРНОВА
Официальные оппоненты:
-доктор педагогических наук, профессор А.С.КАРГИН
-кандидат педагогических наук ВЖАКУЛОВИЧ
Ведущая организация - Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Защита состоится "М- 1992г.
на заседании Специализированного Совета Д 0920101 по присуждению ученой степени доктора наук в Санкт-Петербургском государственном институте культуры им.Н.К.Крупской по адресу: 191065, Санкт-Петербург, Дворцовая наб.,2.
С диссертацией можно ознакомйться в библиотеке института.
Автореферат разослан
Ученый секретарь < (" ',
Специализированно го Совепга - " А.А.Сукало
ОЩЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТУ
Актуальность проблемы исследования. Происходящие в настоящее время динамичные процессы преобразований во всех сферах жизни нашего общества приводят к пересмотру устоявшихся лсизнеопределяю-щих позиций и ориентиров.
Чрезвычайно обострилась проблема социализации и гуманизации современного человека в связи с утратой доверия к теории коммунистического воспитания и глубокой неудовлетворенностью состоянием советской педагогики в целом.
Обозначившийся поиск истинных ориентиров социально-педагогической деятельности, признание приоритетности всечеловеческих ценностей делают актуальным обращение к фольклору как к одному из таких ориентиров, как к средоточию вековых представлений этноса о человеческой добродетели.
Современная социокультурная ситуация отмечена повышенный вниманием к фольклору. Однако, наряду с признанием его ценности среди большинства приверженцев народного искусства, как любителей, так и специалистов, -можно констатировать упрощенное представление о сущности фольклора и фольнлоризма, односторонность и ограниченность в осознании этих феноменов художественной культуры. Часть» населения фольклорная культура вовсе отвергается, воспринимается как нечто далекое, непонятное, не свое или же считается, что сферой ее функционирования должна быть сельская местность, но не город. Широко распространено мнение о достаточности бытования фольклора в рамках концертно-сценических выступлений профессиональных и самодеятельных коллективов. Имеет место "сувенирное" отношение к фольклору.
Не осознается и социокультурной потенциал фольнлора, который сегодня молот играть существенную роль в решении задач социализации и гуманизации современного человека. Это делает актуальным изучение педагогического потенциала народной художественной традиции .
Проблема мобилизации педагогического потенциала фольклора с наибольшей остротой стоит перед художественной самодеятельностью, ориентированной на традиционное народное искусство, как уникальной сферой функционирования фольклорных ценностей. Очень важным, например, представляется вопрос о преодолении чисто потребительских стереотипов, культурного поведения людей, особенно во взаимодействии с фольклорной традицией. Настоятельного внимания требует
проблема развития культуры воспроизведения народной художественной традиции в рамках самодеятельного фольклорюго движения.
Данное исследование адресовано системе подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации,ибо от установок специалистов, от того, какие цели в своей деятельности они преследуют, во многом зависит решение проблемы мобилизации всего ценного, что заложено в фольклорном наследии. Предварительный анализ учебно-методической литературы, программ курсов специальных дисциплин, учебных планов подготовки руководителей данного профиля заставляет сделать вывод о том, что основное внимание здесь уделяется худояественно-технологической стороне подготовки будущих специалистов. Возникающая в результате диспропорция художественной и педагогической подготовки (в ущерб последней) оставляет нерешенной проблему использования в практике фольклорной самодеятельности педагогического потенциала фольклора.
Одна из наиболее острых проблем подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов состоит в том, что существующая система обучения будущих специалистов довольно слабо учитывает особенности и многообразие видов профессиональной деятельности, необходимых для руководства различньми типами коллективов. Планы и програшы обучения отражают одностороннюю нацеленность на оснащение специалиста знаниями и умениями, применимыми в коллективах народно-академического и фольклорно-сценического, но не этно-аутентичного типов.^
Реальная практика развития самодеятельного фольклорного движения оказывается шире и многообразнее того набора профессиональных знаний и умений, которым способна обеспечить-лидеров-руново-дителей современная система обучения.
I. Мы опираемся на типологию самодеятельных коллективов фольклорной ориентации, разработанную Ситниковой С.А. Термином "народно-академические" обозначены коллективы, в которых процессы обучения и исполнительства аналогичны сложившимся в рамках академического "ученого", профессионального искусства письменной традиции, а репертуар представляет собой особый жанр» своеобразно синтезирующий фольклорные и академические начала. "Фольклорно-сценические -кол лективы, стрешщиеся адаптировать произведения фольклора к услови ям сцены и при этом максимально сохранить их художественную стилистику. "Этно-аутентичные" - коллективы,сохраняющие при воспроизведении не только художественную стилистику фольклора, но и способ функционирования фольклорных ценностей (бытовой, несценический).
Таким образом, проявляющееся несоответствие мемду многообразием н многовекторностью реальной практики самодеятельного фольклорного движения и узостью профессиональной подготовки кадров, призванных осуществлять руководство этим движением, вызывают необходимость преодоления сложившихся противоречий.
Актуальность проблемы побудила предпринять настоящее исследование, цель которого состоит в выработке теоретических и методических положений, которые могли бы лечь в основу совершенствования подготовки руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Выявить педагогический потенциал фольклора и художественной самодеятельности соответствующей ориентации, представление о котором выступает теоретической основой деятельности руководителей коллективов.
2. Определить специфику художественно-педагогической деятельности в различных типах самодеятельных коллективов фольклортой ориентации.
3. Изучить состояние подготовки руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации в аспекте социально-педагогической результативности их деятельности.
4. Разработать и экспериментально проверить общие принципы программирования и организации подготовки руководителей коллективов художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор.
Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу. заключающуюся в том, что теоретической.основой совершенствования подготовки руководителей коллективов может быть представление о педагогическом потенциала фольклора и самодеятельности соответствующей ориентации. В методическом плане такой основой является опора на овладение руководителями навыками организации деятельности коллектива, характеризующейся синкретичностью.
Чем более синкретичной является жизнь самодеятельного и ллек-тива, тем большими педагогическими возможностями он обладает и тем более эффективно реализуются личностные потенциалы участников.
Обеспечить еиннретичность жизнедеятельности коллектива могут только такие специалисты, чье обучение само построено по принципам синкреточности.
Объект исследования: художественная сачодеятельность, ориен-
тированная на фольклор.
Предмет исследования: руководитель коллектива в процессе его профессиональной деятельности и подготовки.
Методологической основой исследования послужили ключевые положения диалекпгео-материалисгической философии об определяющей роли окружающей действительности в формировании сознания и поведения человека, о влиянии искусства на развитие индивида, о роли деятельности в процессе становления личности.
Вадашм для настоящего исследования представлялись труды, в которых рассматриваются (¡ункции искусства кап общественного, социокультурного, художественно-педагогического явления (LI. С.Каган,
A.Лилов, А.Н.Сохор, С. У.Фохт-Бабушкин). Вместе с тем основное значение для теоретического осмысления исследуемой проблемы имели работы, посвященные изучению лолифункциональности фольклора и, в частности, его педагогических функций (П.Г.Богатырев, У.Веском,
B.Е.Гусев, К.С.Давлетов, '.I.С.Колосов, К.В.Чистов); исследования в области народной педагогики (Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, А.Ш.Га-шимов, A.A.Данилов, Л.П.Косарева, М.П.Мельников, Д.И.Ханбиков и др. а также труды отечественных и зарубежных этнографов, касающиеся вопросоц своеобразия процесса социализации в условиях традиционного уклада жизни различных- этносов и о воспитательной роли ритуалов, обрядов, обычаев (В.А.Бачишш, Ю.В.Брошей, З.П.Васильцова, И.С.Виноградов, С.Гордон, Н.А.ыинешео, М.Мид, И.В.Суханов, Е.Эгбливугбе, П.Эрни). Кроме того, при определении социально-культурной значимости народных традиций для современной культуры опорными лишись работы Э-Е.Алексеева, С.Н.Артановского, С. II.Иконниковой, Т.В.Кузнецовой, Д.С.Лихачева.
Исходными для теоретической концепции данного исследования явились положения теории и методики художественной самодеятельности о роли и месте народного художественного творчества в системе художественной культури общества, о специфических Функциях фольклорной самодеятельности, о педагогических возможностях самодеятельного коллектива. Эти положения нашли свое отражение в работах Т.И.Баклановой, Л.Г.Брылевой, А.С.Каргина, А.П.Маркова, Е.И.Смирг новой, Ю.Е.Соколовского, i>. А.Соломоника, В.С.Цукермана. Наряду с этим.использовались работы по общей педагогике, социальной психологии и художественному воспитанию (Ю.К.Бабанский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский; Г.LI.Андреева, А.В.Петровский; Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойы, Н.А.Ветлугина, З.Кодай, К.Орф).
При выявлении споциУ-ичоских воспитательных возможностей фольклорной самодеятельности как одной из форм современного фолыс-лоризма учитывались положения, высказанные видными фольклористами В.Ё.Гусевш, И.И.Земцовокнм, А.С.Кабановым, В.М.Щуровым. Изучение этой проблемы обусловило обращение к работам специалистов культурно-просветительной деятельности, в которых так или иначе затрагиваются проблема педагогического потенциала художественной самодеятельности, ориентированной на народное искусство (С,Л.Афанасьев, С. Л.Враз, Э. Й.Гедрайтене, Н.И.Дорофеев, Н.В.Калугина, А.С.Каргин, Л.Л.Куприянова, И.П.Панкратьев, И.С.Польский, В.М.Си-вова, Т.П.Скрынник, Б.Д.Тихонов, В.й.Уральская, В.Ф.Чеснокова, Ю.МЛурко, Л.В.Шанина, Л.И.Шулунова).
Решению задач исследования способствовал анализ специальной литературы, в которой рассматриваются вопросы подготовки руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации (Л.А.Ан-типова, А.А.Климов, Н.К.Мешко, А.Б.руднева, Л.Л.Христиансен).
В соответствии, с поставленными задачами наследования использовались следующие методы: наблюдение за деятельностью этно-аутен-тичных и фольклорао-сценических коллективов, а также включенное наблюдение в рамках "народно-анадешческих" коллективов (проводилось с целью определения специфики художественно-педагогической деятельности в объединениях различных типов); анализ документальных источников (осуществлялся при изучении типовых и экспериментальных учебных программ, курсов специальных дисциплин "фольклор-голе" специализаций, паспортных данных самодеятельных фольклорных коллективов}; анкетный опрос (применялся для выявления качественного уровня подготовки студентов к реальной деятельности в сфера фольклорной самодеятельности); фориирующе-констатирукиций эксперимент (целью которого была проверка отдельных моментов предлагаемой модели подготовки руководителей фольклорных коллективов); лабораторный эксперимент (проводился на практических и семинарских занятиях в форме деловых игр со студентами СПбГИК).
Базами исследования явились: самодеятельные коллективы фольклорной ориентации, функционирующие в регионах Шного Урала (Челябинск, города и села области), Северо-Запада России (города и села Архангельской, Вологодской, Мурманской, Новгородской, Псковской,' Санкт-Петербургской областей и Карелии), а также отдельные коллег«-тивы городов Екатеринбурга, Москвы, Риги (всего 48 коллективов, где осуществлена паспортизация и опросы участников и руководителей);
а тснсже вузы культуры и искусства в городах Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге, Санаре, Хабаровске, Челябинске (где изучались учебная документация и педагогический опыт; в СПб ПК проводился фор.шрующе-констатирующий эксперимент). На защиту выносятся:
1. Положение о педагогическом потенциале фольклора, представляющем собой совокупность факторов и средств, способных оказывать воспитывающее влияние на человека, и проявляющемся не только в идеях добра, нравственности, гуманизма, наполняющих содержание произведений народного искусства, но в большей степени в формах
и способах функционирования фольклора, в частности:
- в синкретизме, способствующем целостному формированию духовного мира личности и выступающем механизмом актуализации ценностного мира личности, условием и средством самопроявления, самореализации человека;
- в устном (по памяти) способе передачи, распространения и сохранения фольклорного наследия, активизирующем память, мобилизующем творческие задатки, стимулирующем ценностное осмысление духовной культуры парода;
- в традиционности развития народного творчества, побуждающей к соотнесению прошлого опита с настоящей практикой, формирующей историческую память народа, выступающей основой развития коммуникативных способностей человека;
- в локальности художественной стилистики фольклора, способствующей укреплению чувств собственного достоинства, национальной гордости, патриотизма.
2. Положение о своеобразии педагогического потенциала художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор, заключающемся:
- в единстве процессов созидания - исполнения - восприятия;
- в актуализации синкретичного взаимопереплетения искусства и жизненной практики;
- в полижанровости, обусловленной синкретичностью фольклора.
Это определяет возможность насыщения деятельности коллективов творческим, познавательным, коммуникативным, ценностно-ориен-тационным содержанием и оказания тем самым формирующего влияния на соответствующие духовные потенциалы участников.
3. Положение о принципах подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации. Признание права
каждого вузовского педагога на создание собственной оригинальной программы и методики не исключает необходимости реализации общих принципов, которыми являются:
- многопрофильность подготовки, обеспечивающая возможность осуществлять руководство коллективами, ориентированными как на концертно-сценические, так и на художественно-бытовые формы деятельности;
- сочетание жанрово-доминантной и полихудожественной подготовки, предполагающей как совершенствование высокого уровня исполнительского мастерства в рамках "доминантного" жанра, так и развитие творческих способностей и умений, необходимых для реализации синкретичной фольклорной деятельности;
- комплексность фольклорной подготовки, обеспечивающая глубокую компетентность в вопросах этнографии, фольклористики и народной педагогики;
- полифункциональность подготовки, предполагающая гармоничность развития художественно-творческих и художественно-педагогических навыков;
- региональная ориентированность подготовки, учитывающая и отражающая локальную специфику народной художественной культуры в содержании обучения.
Научная новизна исследования заключается в разработка проблемы педагогического потенциала фольклора, исходя из признания педагогической значимости как художественно-содержательной и художественно-стилистической его оторон, так и форм и способов функционирования народной художественной традиции.
Исследование дает принципиально новую трактовку специфики воспитательных возможностей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации, обусловленной реальностью синкретичной организации жизнедеятельности коллективов.
В результате исследования получены характеристики особенностей художественно-педагогического руководства различными типами самодеятельных коллективов фольклорной ориентации.
В диссертации даются научно обоснованные рекомендации по совершенствованию подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации с точки зрения направленности обучения, его оргэшзации и содержания. Обоснованы и сформулированы принципы данной подготовки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что педагогическое творчество преподавателей, занимающихся подготовкой
- В -
кадров руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации, получает ориентир в виде предложений по совершенствованию и расширению учебного плана на базе выдвинутой и обоснованной номенклатуры дисциплин специального цикла, а также рекомендаций по изменению характера учебной педагогической практики студентов.
Материалы исследования могут быть основанием для специального предмета "Психолого-педагогичеокив основы руководства самодеятельным фольклорным коллективом", предназначенного для студентов народно-хоровой, народно-оркестровой и хореографической специализаций институтов культуры.
Данное исследование может быть использовано руководителями-практиками для совершенствования своей работы на основе более глубокого осмысления проблем педагогического потенциала фольклорной самодеятельности и специфики художественно-педагогической деятельности в коллективах различных типов.
Апробация работы осуществлялась путем: а) чтения спецкурса "Организация жизнедеятельности фольклорного самодеятельного коллектива" студентам народно-хоровой специализации СПбШК; б) публикации материалов исследования в печати; в)-выступлений на научно-практических и научно-теоретических конференциях.
Цель, задачи и логика исследования обусловили структуру диссертации. состоящую из введения, двух глав ("Педагогический потенциал фольклора как теоретико-методическая база деятельности руководителей коллективов фольклорной самодеятельности", "Основные направления совершенствования подготовки кадров руководителей самодеятельных коллективов (фольклорной ориентации"), заключения, списка литературы и приложения.
основное содевшме работы
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель и задачи, методологическая основа, объект и предмет, сформулирована исходная гипотеза.
В первой главе центральной является проблема педагогического потенциала фольклора, рассматриваемого в качестве наглой теоретико-методической основы деятельности руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации.
Эта проблема раскрывается с позиций деятельностного подхода. При опоре на концепцию основных видов человеческой деятельности,
Разработанную М. С.Каганом, и адаптированную У.Ю.Зохт-Бабушкиным трименительно к изучению и использованию воспитательного потенциала художественной деятельности в личностном становлении, исслоду-;тся влияние фольклора на формирование познавательных, созидатель-1ьк, ценностно-ориентационных, коммуникативных и художественных зпособностей личности.
Такой ракурс рассмотрения влияния фольклора на становление тачностных качеств человека дает возможность четче определить ме-санизмы и выявить наиболее существенные факторы, имеющие в фольк-торной традиции воспитательное значение.
Включение в понятие "фольклор" не только одной устной поэзии, ю всей области традиционного народного художественного творчества, реально существующей в народной жизни как "определенный комплекс явлений духовной культуры" (В.Е.Гусев), позволяет наиболее полно отразить педагогический потенциал фольклора в совокупности его полижанровых связей и нерасторжимого единства искусства и шзненной практики.
В рамках данного подхода делается вывод о том, что наиболее полно педагогический потенциал фольклора проявляется в его синкретизме. Синкретичность, касающаяся художественно-содержательной, стилистической стороны фольклора, выражающаяся недифференцирован-ностью элементов духовной культура народа (народной философии, морали, верований, народного искусства и т.п.) - "слитностью художественного и иных начал" (В.С.Цукерлан), а так от единством по-лгаанровых связей традиционного народного искусства, способствует, во-первых, целостному формированию духовного мира личности, мировоззрения человека, его политических, философских, религиозных, нравственных, эстетических ориентации, во-вторых, разностороннему художественному развитию, многогранному формированию художественного потенциала личности. В то же время синкретизм, проявляющийся в функционировании фольклорюй культуры, выражающийся взаимопереплетенностью сфер искусства и жизненной практики, а также единством процессов творчества, исполнительства и восприятия, выступает механизмом актуализации ценностного мира личности, является условием и средством самореализации и самопроявления каждого человека, способствует активизации созидательной, познавательной и коммуникативной деятельности личности.
Во втором параграфе на основе эмпирических наблюдений за жизнедеятельностью фольклорных коллективов различных типов и бесед с
руководителями исследуется проблема педагогического потенциала фольклорной самодеятельности.
Отмечается, что кроме известных уже положений теории художественной самодеятельности о педагогической природе самодеятельного творчества вне его видового и жанрового разнообразия, в отношении коллективов фольклорной ориентации следуем говорить о своеобразии воспитатель»«« возможностей, связанных со специфическими для данной сферы творчества факторами фольклорной деятельности.
Здесь же подчеркивается, что педагогический потенциал фольклорной самодеятельности, безусловно, вытекает из педагогического потенциала фольклора, но не может быть отождествлен с ним. Это связано, во-первых, о иными, нетрадиционными для фольклора условиями функционирования, в которых от фольклора как целостного синкретичного явления отсекаются жизненно важные компоненты, входя-н^ие в арсенал его средств педагогического воздействия; во-рторых, о неоднородностыо фольклорной самодеятельности, в которой различные типы коллективов не в одинаковой мере способны мобилизовать заключенные в фольклоре воспитательные возможности,
В диссертации последовательно проводится мысль о том, что специфика воспитательного потенциала фольклорной самодеятельности проявляется через своеобразие реализации в деятельности коллективов закономерностей функционирования народной художественной традиции и правде всего закономерностей, определяемых синкретичностью фольклора. В различных типах фольклорных коллективов возможности претворения, адаптации этих закономерностей колеблются от осуществления подлинных реконструкций (в этно-аутентичных коллективах)до использования лишь неких общих принципов (в фольклорно-сценичес-ких и народно-академических коллективах). Актуализация оинкретич-ности фольклора (как в аспекте взадаопереплетенности искусства и жизненной практики, жанрово-видовой нерасчлененности, так и в плане недифференцированности участвующих в творческом акте на артистов и публику), обретающая в каждом типе своеобразные формы проявления, позволяет насытить деятельность коллективов творческим, познавательным, коммуникативным, ценностно-ориентационпым содержанием и оказать тем самым формирующее влияние на соответствующие духовные потенциалы участников самодеятельности фольклорной ориентации.
8 заключении данного раздела работы формулируется вывод о том, что ориентация на синкретичные формы деятельности, имеющие
:i могущие иметь место во всех типах фольклорных коллективов, способствует обеспечению целостного воспитательного влияния на участников фольклорной самодеятельности и является ключом к раскрытию специфических воспитательных возможностей данной сферы народного творчества. Несмотря на различие и своеобразие воспитательных средств, которыми обладает каядый тип коллективов, применение в художественно-творческой деятельности принципа синкретизма повышает педагогический потенциал любого типа коллектива фольклорной самодеятельности.
Третий параграф посвящен выявлению специфики худояественно-педагогической деятельности л различных типах самодеятельных коллективов фольклорной ориентации - в этно-аутентичных, фольалорно-сценических, народно-академических.
Отмечается, что особенности художественно-педагогической деятельности в любом типе самодеятельного коллектива проявляются через своеобразие основных ее видов, а именно - через учебно-художественную, репертуарную, исполнительскую и общественно-организаторскую (социально-нультурнуто) деятельность.
Таз:, в этно-аутентичных (бытовых, несценических) коллективах учебно-художественную деятельность отличают невыделенность обучения в специализированный этап, слитность обучения с исполнительством. Кроме того, освоение фольклорюго наследил здесь осуществляется способами, адекватными филогенетической форде обучения традиционному народному искусству. Внеинституциональная форма обучения обуславливает субъект-субъектный, межличностиш! характер отношений "учителя" и "ученика" на основе равного партнерства.
Подчеркивается, чго для исполнительства в этно-аутентичных коллективах характерны неспециализированный с точки зрения эстетической формы характер художественно-творческой деятельности, принципиальная несценичность, вплетенность художественно-творческой деятельности в быт, досуг. Б отношении исполнительства в этих коллективах говорится о полияанровости, преобладании импровизационно-вариативного начала, а также об ансамблевом, индивидуализированном стиле и локальности исполнительской манеры. Подчеркивается, что характерной чертой выступает периодичность исполнительства в соответствии с калеидарно-аграрными и семейно-бытовыми обрядовыми циклами.
В данном параграфе показано, что репертуарную работу в этно-аутентичных коллективах отличает использование репертуара как
средства эстетизации аизни участников; привлечение произведений, принадлежащих одной локальной традиции; объективная обусловленность формирования, освоения и исполнения репертуара в соответствии с народами календарем.
Выявляется, что общественно-организаторская деятельность ат-но-фольклорных коллективов не сводится к формам просветительства, а направлена на сохранение, возрождение и включение.фольклорных 1 традиций в контекст современной жизни, в битовую и праздничную культуру локальной среда, локального социума.
При определении специфичности художественно-педагогической деятельности фольклорио-сценических и народно-академических коллективов ( возможность объединенного рассмотрения обоих типов коллективов обоснована обиростыо способа функционирования - сценического) отмечается, что учебно-художественная деятельность строится аналогично системе обучения, сложившейся в сфере академического исполнительского искусства, для которой характерны выделенность обучения в специализированный этап, опора на методику письменной традиции в соответствии с принципами общей и частной дидактики. Показано, что в данных коллективах вследствие взаимодействий, обусловленных институциональным обучением, доминирует субъект-обгект-ныи характер отношений в рамках социально предписанного отношения "учитель - ученик".
Говоря о своеобразии исполнительства в "сценических" коллективах, в качестве отличительных черт выделяется специализированный характер фарт эстетической деятельности, нацеленность на кон-цертно-сценическое выступление как основу художественно-творческой деятельности, узкожанрэвость или синтез народно-академических видов творчества"в ралках синтетического кайра, доминирование репродуктивного, воспроизводшце-копирующего типа художественной деятельности, преобладание ориентации на академически унифицированную исполнительскую манеру.
При определении специфики репертуарной работы в данных коллективах отмечается, что характерным здесь является использование репертуара в двух ипостасях: как средство художественного образования, обучения и воспитания участников и как предметная деятель- • нооть, посредством которой коллектив осуществляет свою культурно-просветительскую миссию в отношении слушательской аудитории. Кроме того, ь качества особых черт выступают привлечение произведений, отличающихся образной многоплановостью, тематическим, ;канро-
вым и стилевым разнообразием; субъективная обусловленность формирования, освоения и исполнения репертуара в соответствии с необходимостью решения дидактических задач в коллективе и учета особенностей восприятия публикой концертно-сценических представлений.
Отмечается, что целью общественно-организаторской деятельности в этих коллективах является культурное обслуживание, художественное просвещение населения, пропаганда и популяризация канра.
Рассмотрение вопросов педагогического потенциала фольклора и фольклорной самодеятельности и особенно вопроса специфики художест-вонно-педагоппеской деятельности в разнотипных коллективах представляет теоретическую основу, позволяющую осуществить подход к анализу и оценке современной практики.руководства коллективами, а тагсзе состояния сложившейся системы подготовки специалистов данной сферы народного творчества.
Вторая глава посвящена анализу существующей практики художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор, с точки зрения социально-педагогической результативности деятельности руководителей коллективов. Кроме того, особое внимание уделено формулировке и раскрытию содержания принципов подготовки специалистов фольклорной самодеятельности. Все"это в конечном счете позволяет наметить пути совершенствования система обучения руководителей дачного профиля.
Глава открывается материалом (§ I), в котором основное внимание сосредоточено на оценке социально-педагогической результативности деятельности современных руководителей коллективов фольклорной ориентации. В качестве показателей социально-педагогической результативности выступаю® такие как мобилизация педагогического потенциала фольклора л художественной самодеятельности соответствующего жанра и учет типологических особенностей- организации жизнедеятельности любительского коллектива. Выбор этих показателей связан, во-первых, с тем, что в условиях разрушешюсти фолы:--лорной культуры педагогический потенциал фольклора не может реализоваться самопроизвольно. В работе утзорздается, что воэиозюсть мобилизации этого потенциала зависит преззде всего от руководителя самодеятельного объединения. Во-вторых, современное фольклорное движение характеризуется многообразием направлений, в которых представлены разл!таше формы воспроизведения фольклора. Б связи с этим, от того, насколько четкой и осознанной является ориентация руководителя в вопросах специфики художественно-пеДагогкчес-
кой деятельности в коллективах различных типов, зависит возможность достижения педагогшесюк результатов.
Г1рц характеристике деятельности руководителей коллективов втно-аутентичного типа отмечается, что благодаря реализации худо-кественно-стилевой и функциональной сторон фольклорной традиции, специалистам удается привлечь многое из педагогического потенциала фольклора и с помощью этих средств решать серьезные социально-педагогические проблемы. Вместе с тем, на основании установления факта обретения необходимых руководителям знаний и умений в основной за счет форд самообразования, на основании получения сведений от специалистов о том, что ни один вуз не дал им в полном объеме всего того, что обеспечивает успешность руководства коллективами данного типа, делается вывод о назревшей потребности совершенствования существующей системы подготовки кадров руководителей объединений фольклорной ориентации.
На материале анализа результативности деятельности руководителей фольклорно-сценических и народно-академических коллективов вьщплявтсп недостаточный уровень осмысления специалистами этого профиля типологических особенностей организации жизнедеятельности объединений данных типов. Кроме того, отмечается неспособность большинства руководителей привлечь воспитательные возможности фольклора при построении художественно-педагогической деятельности.
В завершающем разделе диссертации (§2) разрабатывается проблема принципов подготовки кадров руководителей коллективов художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор.
Обоснование принципов вытекает, во-пзрвых, из представлений о фольклоре как синкретичном явлении, в которой переплетаются сферы художественной и практической жизни народа, а художественная жизнь, в свою очередь, характеризуется полиханровостью, триединством творчества - исполнения - восприятия; во-вторых, из признания правомерности всех"направлений современного фодьклориз-«а, в которых реализуются различные подходы к претворению фольклора; в-третьих, из учета специфики художественно-педагогической деятельности в коллективах различных типов. (Содержание принципов отражено в положениях на защиту. С«.Положение 3, с.6 данного реферата ).
В ходе раскрытия содержания принципов осуществляется анализ сложившейся системы подготовки руководителей коллективов фольк-
лорной ориентации. Источником анализа явилась учебная документация соответствующих специализаций СПбГИК, М1Ш, ЧГЖ, Краснодарского, Самарского и др. институтов культуры. Отмечается, что с точки зрения направленности подготовки вуз выпускает специалистов узкого профиля, нацеленных, главным образом, на организацию объединений концертно-сценического типа и не готовых возглавить самодеятельную инициативу той части современников, которые мыслят свое взаимодействие с фольклором не как культурное обслуживание и, соответственно, потребление, а как художественно-бытовое общение приверженцев фольклорной культуры.
В результата анализа существующих программ в содержательном аспекте делается заключение об узкогканровопти подготовки специалистов фольклорной самодеятельности, о том, что автономное существование специализаций народного хора, оркестра и хореографии, набор предметов и дисциплин фиксируют жанровый разрыв, не свойственный синкретичной природе фольклорной традиции.
Отмечается, что в содержании обучения собственно педагоги. ческой подготовке руководителей не уделяется сколь-нибудь серьезного внимания. Ее организация оказывается малоэффективной. Отсутствует гибкая система учебно-педагогической практики студентов, хотя ясно, что руководитель-педагог не может сформироваться в отсутствие систематической самостоятельной педагогической деятельности.
В диссертации представлен материал, посвященный описанию формирукще-констатирующего эксперимента, целью которого была проверка отдельных моментов предлагаемой модели подготовки руководителей самодеятельных коллективов фольклорной ориентации.
Итого™ рассмстрспн.™ тссрет^о-метсдпеских проблем подготовки руководителей коллективов фольклорной самодеятельности является:
- обоснование необходимости многовекторной направленности подготовки, учитывающей многообразие типов самодеятельных фольклорных объединений и ориентирующей руководителей не на усредненно-унифи-цированнуга однотипную деятельность, а на конкретные специфические ее формы, характерные для того или иного типа коллективов; .
- рекомендации по расширению учебного плана, снабжению его необходимым . набором спеццисциплин, обеспечивающих руководителей знаниями и умениями построения синкретичной художественно-творческой деятельности в коллективах фольклорной ориентации;
- предложения по совершенствованию организации подготовки, связанные. с установлением сквозной, постоянной, систематической самостоятельной педагогической деятельности студентов в рамках учебного процесса.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Юбилей оркестра// Наша низнь.- IS88.- II.- С. 16 (в соавторстве с Ситниковой СЛ.).
2. Наследники В.В.Андреева// Музыка в школе.- 1988.- № 4.-C.3I-34 (в соавторстве с Ситниковой С.А.).
3. Народный самодеятельный коллектив. Оркестр русских народных инструментов челябинских металлургов,- Челябинск, 1989.- 21с. (в соавторстве с Ситниковой O.A.).
4. Воспитательные возможности художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор: Метод.материалы в помощь- руководителям самодеятельных коллективов / ОНМЦ НТ и КНР.- Донецк, 1991.- 22с.
5. Фольклорная самодеятельность как педагогический фактор социализации личности// Культура.Творчество.Человек: Тез.Всерос. респ.науч.конф,- Самара, 1991.- C.I42-I45.
6. Художественная самодеятельность, ориентированная на фольклор, и проблемы искусственной синкретичности// Актуальные проблемы возрождения духовности, развития народного художественного творчества и подготовки кадров в вузах культур*: Материалы респ. науч.-практ.конф., 24-26 дек. 1991 г.- Ч.1.- М.: Изд-во МГЖ, 1991,- С.23-26.
СЛ5ШК. 3»&K,35.T.1Ü0.27.0L9L
ценноотними ориенгацаямя, социальными установками и другими духовными образованиями,
Лучение коллективного субъекта актуально и с точки зрения "персоналистяческгк" разработок, ставящих в центр внимания личность, индивидуальные формы труда и досуга. Именно в коллективных субъектах личность, попадая в янт атл ектуаль но о л духовное поло других шдлендов, получает новые возможности в реализации своего творческого потенциала»
Клубная аудитория занимает особое место среди коллективно--оргаиизованных общностей. В самых различных формах, будь то любительское объединение, клуб по интересам, массовая аудитория,--клубная ощность развивается согласно определенным закономерностям, которые могут привести либо к позитивным, либо к негативным результатам. Предварительный анализ клубных аудиторий показал, что наиболее успешно развиваются те из них, которые по функциональным признакам проявляют себя как коллективные субъекты социально-культурной деятельности.
В литературе мы встречаем как декларативное провозглашение клубной аудитория коллективным субъектом, так и отказ клубкой общности в обладании субъектными качествами. И. то, и другое указывает на актуальность выяснения сущности коллективного субъекта и маханвзма преобразования клубной аудитории пз объекта в Еоллектяшый субъект социально-культурной деятельности.
Для того, чтобы разрешить существующие в теории и практике культурно-просветительной деятельности противоречия, мы решали провести исследование, цель которого, наметить теоретические к практические путл формирования клубной общности как коллективного субъекта социально-культурной деятельности.
Задача исследования:
1. ОЬЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАШТы
Актуальность ггооблеш.Сошально-политические изменения в общественной жизни ставят перед исследователями новые проблемы. Среди них и те, которые непосредственно связаны с коллективно-организованными общностями людей. Действительно, коллективность человеческой деятельности не историчесхшй реликт, а реальность, существующая независимо от коммунистических или национал-социалистических экспериментов. Возрастание роли коллективов началось не в период сталинской коллективизации, а значительно раньше, достаточно вспомнить о у;акте возникновения крупных производственных коллективов, приходящегося на время появления мануфактуры. Вторжение коллективных форм деятельности в науку, военное искусство, промышленность, культуру привело к проявлен®) феномена коллективного субъекта. Однако существующие исследования о коллективе уделяют в основном внимание организационным,управленческим аспоктам .-¿шнедеягельности групп, оставляют в стороне коллективно-образованное сознание, которое и отличает общность как коллективный субъакг.
Коллективный субъект - это не квазяобразованле, не схоластическая вццумка, его существование фиксируется в результатах групповой научно-дсследовательской деятельности, коллективный субъект проявляется в "мозговых штурмах" какой-либо проблемы, ощущается в массовом патриотическом порыве и эмоциональной атмосфере зрительного зала. Отсутствие научно-обоснованной характеристики коллективного субъекта требует тщательного изучения таких общ- ' ностей людей, члены которых связаны объективными отношениями, складывающимися-презде всего в соответствии с определенной деятельностью и вознпкиошлш на ее основе коллективными мнениями,
-31. Показать сущность клубной аудитории как коллективного субъекта социально-культурной: деятельности, выявив ее определяющие характеристики,
2» Выявить основные аташ формирования клубной общности как коллективного субъекта социально-культурной деятельности,
3. Определить основные психолого-педагогическиэ условия .становления коллективного субъекта социально-культурной деятельности,
4. Обосновать и экспериментально проверить основные подходы к формировании клубной аудитории как коллективного субъёкта»
Объект исследование - клубная аудитория художественно-массового мероприятия.
предмет исследования - процесс становления клубной аудитории в коллективный субъект социально-культурной деятельности,
Предварительный анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволил сформулировать гипотезу.ооотоя-щую из следующих положений;
— становление клубной аудитории как коллективного субъекта монет состоятся, если в основу клубного педагогического процесса Пулет положена целенаправленная деятельность, которая даст возможность клубной аудитории приобрести характеристики коллективного субъекта, а формы, средства социально-культурной деятельности соответствуют интересам, потребностям конкретной аудитории и психолого-педагогическим условиям формирования коллективного субъекта социально-культурной деятельности.
В результате поиска научных и практических путей решения поставленных в исследовании задач мы выдвинули гипотезу-следствие: клубная аудитория в процесса, становления проходит трл стадии - объектную,объектно-субъектную, субъектную,'
. Теоретико-методологической основой исследования послужим
труды в области философии, социологии, социальной психологии, педагогики. Так для понимания сущности коллективного субъекта привлекались работы Н.А.Бердяева, А.Камэ, Э.Фромма. В толе время, выявляя характеристики коллективного субъекта, мы обратились к разработкам философов и социологов Б.Н.Бессонова, Б.А.Грушина, М.К.Горшкова, М. С. Кагана, В.К.Падерина, А.Г.Здравомыслова.
Большую помощь в выявлении псшсолого-педагогических условий становления клубной аудитории как коллективного субъекта оказали трудн исследователей, изучающих социально-психологические проблемы, среди них работы Г.М.Авдреевой, Л.П.Буевой, А.А.Бода-лева, А.И.Доншва, А.А.Леонтьева, А. Н.Леонтьева,' Г.А, Ковалева, Б.Д.Парыгина, Б.Ф.Поршнева.
Исследование обусловило необходимость изучения работ Н.К. Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, П.П.Елонского, B.C. Сухошинского.
Диссертант использовал работы С.Н.Иконниковой, Е.И.Смирновой, А.ГГ.Маркова, В.Е.Триодина, освещающие различные аспекты клубной и досуговой деятельности.
При разработке структурной мэдели клубного мероцриятия были рассмотрены труды А.В.Штоффа, Д.Н.Галенно, К.Е.Морозова, М.Вар-тофского, А. Моля.
Многие аспекты диссертации учитывают разработки М.Бэбкока /США/, Р.Брауна /США/, Д.Гаскела /Англ./, В.Франкла /США/.
Изучался. длссгртацгокны« исследования ü. С,Воловика, Т.А. Вибе, А.Д.Жаркова, Г,А.Евтеевой, А.А.Коновича, Т.В.ПЬпова, В.Е. Триодина, А. И.Соколова.
При разработке теоретических основ программы формирования клубной аудитории привлекались работы К.С.Станиславского, С.М. Эйзенштейна, а также Д.М.Генкина, И.Г.Шароева.
Для понимания сущности выразительных средств рассматривались труды М.М.Бахтина, С.1. Раппопорт а, Л.И.Сголовича, Ю.Б.Еорева.
Научная новизна исследования в том, что выявлена взаивдзави-сиюсть ме?яду характеристиками клубной аудитории как коллективного субъекта социально-культурной: деятельности, психолого-педагогическими условиями аормлровшия клубном аудитории и сущност-ныш характеристиками вырго отельных средств массовой <Хормы культурно-просветительной деятельности, что позволило выПти на модель клубного мероприятия, представляющую из себя совокупность гздулей /художественнюс, педагогичесгак, организационных/, объединенных общим постановочным замыслом.
Практическая значтюсть исследования в том, что предложенная программа •.¡ор1Дировакия клубной аудитории как коллективного субъекта социально-культурно Л деятельности в условиях массовой формы КПР дает практикам, организаторам социально-культурной деятельности, методическое руководство в "конструировании" самых различных ютубннх мероприятий и традиционных, я нестаццартнък, таглк, например, как пресс-митинг, зоиг-лоторея, шоу-диалог и др. Программа предлагает ¡га основе "смыслового каркаса" /включающего кроме общепринята исходных параметров- тьглы, проблемы, педагогической цели /сверхзадачи/ и практическую задачу/ варианты сценарно-режиссерской реализации постановочного замысла, увязывает художественно-эстетический э^ект мероприятия с социально-педагогическим, вызванным превращением клубной аудитории в коллективный субъект, дает оригинальный инструментарий, позволяющий опредаинъ уровень "коллективной субъектности" клубной аудитории в тот или иной момент клубного мероприятия.
Исследование, выполнявшееся в период с 19Й7 по 1991 г.г., соотонло из двух зтгшов, на каждом из гсоторих решались конкрет-
ныв задачи с применением различных исследовательских методов.
- 1-й этап включал подготовку теоретической базы исследования: изучались труды в области философии, психологии, социальной психологии, педагогики, публикация, связанные с проблемами коллектива, зрительской аудитории, рассматривались материалы, отражающие реальное положение в области массовых мероприятий в клубных учреждениях различных регионов страны. На первом же этапе отрабатывались некоторые подходи к формировании клубной аудитории как коллективного субъекта, корректировались задачи и гипотеза исследования.
На 2-м этапе в 18-ти учревдениях культуры Алтайского края, . . Краснодарского края, Псковской, Павлодарской, Новосибирской, Иркутской, Херсонской областей на различных ш форме и жанру клубных мероприятиях проводились формирующие эксперименты, которые включали Предварительное изучение потенциальной аудитории, затем составление модели клубного мероприятия, наблюдение во время мероприятия, я, наконец, после анализа данных, полученных в результате реализации программы формирования клубной аудитории как коллективного субъекта социально-культурной деятельности, подтверждена обоснованность выдвинутой гипотезы.
Апробашя наборы. Основные положения диссертации была изложены на научной конференции "Семейное воспитание и поготовка молодей« в семейной жизни" /Барнаул, 1989г./, республиканской научной конференции "Проблемы культуры в уоловгзг Снйиря в перестройки" /Кемерово, 1Э90г»/, республиканской конференции "Деможра-мя как веянейиее условие развитая культуры* /Барнаул, 1990г. /, довузовской конференции "Инновационные процессы: теория к педагогическая практика" /Краснодар, 1991г./ На запягт выносятся:
1, Теоретическое положение о том, что:
- клубная аудитория как коллективный субъект социально-культурной деятельности обладает радом интегративнкх характеристик, среди них: потребности, интересы, цели, играющие роль исходны!, побудительных сил; активность, свобода, самодеятельность и др., отражающие атрибутивные свойства субъекта, позволяющие наглядно представить субъектносгь той или иной аудитории; общественное мнение, ценностные ориентации, социально-психологический климат- свойства, детерминированные коллективным характером клубной общности;
- становление клубной аудитории в коллективный субъект социально-культурной деятельности протекает в психолога-педагогических условиях клубного общения /на всех трех его уровнях- коммуникативном, интеракционном, дарцепгуалъном/ и самостоятельной деятельности /в ситуациях игровой, художественной, интеллектуальной, комбинированной самодеятельности/ ;
- основные стадии становления клубной аудитории- объектная, объектно-субъектная, субъектная.
,2. Основные пути формирования клубной аудитории как коллективного субъекта^ включающие в себя:
- создание смысловой основы клубного меропрштия с учетом интересов, потребностей, целей потенциальной аудитории с примане-т тем в качестве исходного параметра практической задача;
- построение структурной модели клубного мероприятия на основе характеристик клубной аудитории как коллективного субъекта социально-культурной деятельности и характеристик выразительных средств с учетом психолого-педагогнческих уоловий формирования клубной общности и стадий становления коллективного субъекта.
3. Вывод о том, что эффективность клубного мероприятия '
взаимообусловлена эффективностью становления клубной аудитории как коллективного субъекта социально-культурной деятельности.
Характер поставленных задач, логика исследования предоп-редилили структуру диссертации, состоящую из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы,
Я. ОСНОВНОЕ СОДЕШШИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность исследуемой тема, формулируется цель, задачи, предмет, гипотеза исследования, определяются его основные этапы я метода.
В первой главэ - "Клубная общность как коллективный субъект социально-культурной деятельности" рассматриваются характеристики коллективного субъекта социально-культурной деятельности, дсихолого-педвгоглческие условия формирования клубной общности и стадий становления клубной аудитории как коллективного субъекта, Показана роль потребностей, интересов, целей, побуждают юс клубную аудиторию к социально-культурной деятельности. Подчеркивается, -что цель, которая должна бть реализована в конфетной социальна-культурной деятельности, аккумулирует в себе у отрешенность клубной аудитории в удовлетворении потребностей, интересов, содержит в себе педагогическое "зерно", включает в себя радение конкретнее практических эадач.
Доказывается, что потребности, интересы, цели заставляют клубную аудиторию проявить различные атрибутивные свойства кол-•лзктпгкего субъекта, такие , как активность, свобода, самосознание, вопя, самодеятельность, уникальность и др.
Активность- важнейшее свойство субъекта, главный признак, позволяющий отличить субъект от объекта. Активность, как интег-ратнвное качество, аккумулирует в себе дазивдя и мотивы индивидов состовяяющнх коллективный субъект.
Отсутствие подлинной активности объясняется отсутствием такого атрибутивного свойства, как свобода. Именно свобода обеспечивает проявление высшего показателя активности-' способности к творчеству. Свобода утвередаегся через свои состовляэдпв - выбор, ответственность, волю. Последнее свойство тесным образом связано с другими атрибутивными свойствами, правде всего с самодеятельностью. Внешние признаки воли га гут проявляться только через сопутствующие признаки самостоятельной деятельности» Иначе говоря, сададеягальнэсть - форма, а воля - содерзаняв действенного акта. Самодеятельность, как атрибутивное свойство вира-кается прежде всего в способности субъекта ставить перед собой конкретные цалн и находить средства юс реализация.
Самосознание клубной аудитории, в контекста изучаемой проблемы, заключается в коллективном осознания своей общности, ксшле-нтявиой оценке /самооценке/, коллективном контроле /саг,»контроле/ своей социально-культурной деятельности.
Важнейшие характеристики коллективного субъекта общественное мнение, ценностные ориентация, сопиально-пспгологнческлй кла-«»ат- Обшоственное мнение проявляется на трех уровнях: как духовное отношение /через оценочные суждения/, как духовно-практическое /через эмоциояапьно-волевыо побуждения, стрештпля, намерения и т.д./ и как практическое отношение /через массовые поступки и действия/.
В работе рассматриваются характеристика, которые могут быть лрисушп клубной аудитория как постоянному или временному коллективу, среди них коллективность, сработанность, сплоченность* совместимость, уникалыюсгь.
После анализа ряда мероприятий делается вывод, что для протекания клубного педагогического процесса требуется два обяза-
гельншс условия: общение и самостоятельная деятельность. Развитое общенав вклачает три стороны- коммуникацию; интерак-цва, перцепцию. По превалирующему признаку общения выделяются структурные элементы клубного мероприятия. Коммуникацию содержат инфэрмадаэшша блока театрализованных представлений, реклама, вшгавки, шествия. Йнтеракция, или собственно взаимодействие, в основном реализуется в процессе выполнения практической задачи, существует в таких структурных элементах клубного мероприятия, как конкурс, игровая программа. Вз ниш восприятие /перцепция/, как сторона общения, чаде всего сопутствует тем элементам клубного мероприятия, которые несут наибольшую смысловую нагрузку цо реализации педагогической целя.
Самодеятельность, как псюсолого-педагогичес,ов условие, представляет из себя процесс самореализации, самоусовершенствования 1
личности, группы, коллектива. В основе самодеятельности лежит самоуправление, то есть способность самостоятельно управлять своем» потребностями, интересами, действиями. Структурные элементы клубных мероприятий должны содержать ситуации игровой, художественной, интеллектуальной самостоятельной деятельности.
В дассргацаи утверждается, что го мере становления клубной аудитории как коллективного субъекта социально-культурной деятельности клубная аудитория должна пройти три стадии.
Первая стадия характеризуется том, что клубная аудитория представляет из себя объект воспатательного воздействия. Аудитория иптансгьыо подвергается воздействию со стороны субъекта социально-культурной деятельности /профессиональные работники клуба, клубный актив л др./ На этой стадии интегрируются потребности, интересы, цели. Другие кнтегратишые качества- самосознание, общественное мнение, ценностные ориентации еще не
разбукены. Активность, свобода, естественно, гока не проявляются. В клубной аудитории превалирует исполнительская психология, социально-психологический климат неустойчивый» Объектная стадия перетодит во вторую стадию формирования клубной общности -объектно-субъектную» '
В зависимости от конкретных условий протекания клубной акции, в зазисидасти от темпов становления клубной аудитории, в массовом сознании группы в разные иэментн времени мэгут преобладать как элементы субъекта, так я элементы объекта социально-культурной деятельности. Такие интегративнне качества коллективного субъекта, как потребности, интересы, цели- полностью выработаны общностью» Сада сознание может определенно сложиться. Продолжают интегрироваться такие характеристики, как общественное мнение, ценностные ориентации, формируется социально-психологический климат* На этой стадии формирования коллективного субъекта клубная аудитория уже проявляет активность, но свобода осуществлена. не полностью. Стадия характеризуется не развитым демократизмом, отсвда слабовыраженяаа /на уровне актива/ самоуправление, налаанвается сотрудничество, вэанмопошць» организационная структура заполняется внутренне-осознанным смыслом. Часть аудитории, не превратившаяся ъ субъект, подвергается социально-культурному воздействия а со стороны педагогического субъекта /профессиональные работника клуба/, в со стороны той части аудитории» которая приобрела характеристики коллективного субъекта, а вместе эти, названные нами частя, представляет га себя объектно-субъектное образование.
Третья стадия- субъектная. Эта стадия развития клубной аудитории, в идеале, отвечает воем требованиям, предъявляемым
К коллективному субъекту социально-культурной деятельности. Проявляются все интегративные качества-достигнуто ценностно-©риентационнов единство,создан благоприятный социально-лсихологи-ческий климат,общественное мнение реализуется на всех трех уровнях. /духовном,духовно-нрактическом.лрактическвм/. Коллективный субъект характеризуется развитой активностью,свободой,самосоз- . наниеы,организованностью и т.д.Даке такой идеальный организм должен продолжать развиваться,либо прекратить существование / в зависимости от цели конкретного мероприятия/.Для того.чтвби продолжать существование,требуется обеспечить воспроизводстве основных структурных компонентов внутригруптвой активности. Воснроиаводству подлежат цели,средства,условия грушевой активности, составляющие аз предметное содержание.
Во второй главе-"Программа Армирования клубной аудитории как коллективного субъекта социально-культурней деятельности" ггреддагаегся методика преобразования клубной аудитории в коллективный субъект социально-культурной деятельности в условиях массовой акции культурно-просветительной работы,экспериментально проверяется ввдвинутая в исследовании гипотеза. Программа начинается с выявления смысловой основы клубного ме-роприятия.Кроме известных в литературе параметров-темы,проблемы, педагогической цели /сверхзадачи/,смысловая основа должна,по мнению диссертанта, содержать и практическую задачу. Практическая задача представляет из себя конкретный вопрос,вхо-дядий в "конфликтное ядро" проблемы,раиаемый в течение клубного мероприятия.Практическая задача решается на двух уровнях.Первый-кошсретно-прикдвдной,предполагает получение материально-осязаемого результата /строительство стадиона, сбор средств .создание клуба по интересам и т.д./.Второй .уровень решения практической
задачи лежит в области создания общественного мнения вокруг конфликтного .¿акта,входящего в адро проблемы. Прежде чем формулируется пакет исходных параметров/тема,проблема,педагогическая цель,практическая задача/ в работе проводится ряд предварительны!? исследований,которые включают:составление паспорта социально-экономического и 'культурного уровня развития региона;составление табуляграммы /социально- демографическая группировка выборочной совокупности/ потенциальной клубной аудитории;сбор информации о потребностях и интересах потенциальной аудигории;олредэлелие проблемного "фона" /изучение документов,материалов прессы,интервью, анкетирование/. Весь информационный ¡¡овд,полученный при разработке смысловой основы,используется при построении структурной модели клубного мероприятия.Опираясь на существующие методики составления социологических, моделей,автор предлагает модель клубного мероприятия в основе которой художественные и педагогические модули.Художественный модуль-это сложное образование,состоящее из более простых структурных элементов художнственно-постановоч-ного замысла /выразительных средств/,объединенных образными связями.Образ ныв связи формируются на основе выразительных: средств, которые служат образно-смыеловому монтажу структурных элементов в модуле и монтажу модулей в мод ел а мероприятия.Сам монтаж подчиняется драматургическим закономерностям,а образные связи и структурны в элементы я художественный модуль объекдиняет или езенарно-режиссерскяй ход, йли художественный прием. Модуль вбирает в себя -Существующие - понятия блока,эпизода,номера,так как в соответствующих структурах театрализованных представлений, праздников,концертов и блок,и эпизод,и номер являются,по сути,модулями.Но в структуре синтетических: массовых мероприятий,когда рядом с номером может стоять и выступление писателя,и игровая ситуация,и сбор
юдюсе! под вдеванием, удобнее,на нал взгляд, пользоваться более (идюшш понятием модуля. Причем более крутой модуль может включат» в себя более дробный,так праздник,например,включает такие структурные элементы-модули,как шествие,театрализованное пред став-ленив,игровая програшагкоторие в своп очередь состоят из своих »едзивй-ноуерав,эпизодов, игровых ситуаций.Но и это деление не предел, Эпизод,номер,как модули,включают в себя структуры из различии: видов искусств /танча,музыки,драматического искусства и др./, которые состоят из "элементарных частщ"-шзансцен,австов,тешю-ригмических характеристик и г.д.Диссергант выводит формулы модуля В модели, которые приводят к необходимости выявления выразительных средств мероприятия./Лодель=модуль связь модуль....модуль,где *аэдул*=выраз.ср-во связь выраз.ср-во евязь ,.,.выраз.ср-во/ Анализ литературы приводит к выделению таких характеристик выразительных средств,как "понимающая среда",знаки,информационный код, "худоаественная реальность",образ,символ.Конечно,в полной мера втк характеристики относятся прежде всего к художественный выразительным средствам,принадлежащим различным видам искусств,но, думается,в той или иной степени они присущи и организационным, педагогическим,техническим средствам.В работе соотносятся полученные характеристики выразительных: средств и характеристики клубной аудитории как коллективного субъекта социально-культурной деятельности с учетом психолого-педагогических условий формирования клубной общности.Сам процесс соотнесения названных характеристик представляет из себя процесс отбора выразительных средств,конструирования художественных и педагогических модулей,который,в Яонвчном итоге,приводит к построению модели клубного мероприятия.
Для проверки предлагаемой методики армирования клубной аудиторах был проведен формирующий эксперимент в условиях 32-х массо-
вых мероприятий в 18-ти учраадеяиях культуры различит регионов страны.Чтобы был понятен инструментарий исследования в работе наиболее полно представлены материалы по пресс-митингу "Продай,Афганистан/Барнаул,1988г./В исследовании выводится среднее арифметическое оценки аудиториями структурных элементов всех экспериментальных мероприятий.О,812-величина довольно высокая /макс.=1/, показывает эффективность принятой методики формирования клубной аудитории как коллективного субъекта социально-культурной деятельности. Во время мероприятий распросграниялйсь анкеты,анализ которых позволил составить динамическую картину становления клубной аудитории,для чего были разработаны специальные индексы,величина их лсает изменяться от -1 до +1.Среди них:"ивдекс сопричастности", токазыващий состояние интеграции потребностей,интересов,целей, эго величина по всем экспериментальным мероприятиям а среднем 0,82; ;редняя величина индекса "самосознания" 0,89;иццекс "активности" г среднем равен 0,81}расчетн по индексу "выбора" показывают сред-пгао величину 0,72;а по ивдексу "ответственности" 0,79;пвдокс •удовлетворенности" в среднем весьма высокий 0,89.Особое место з ^следовании отводится индексу "сплоченности".Сплоченность,как 1енностно-ориентацпоннпе единство,является нэ только характердс-'икой внутригрупповых связей,показывшцэй степень совпадения оцэ-:ок,установок, позиций людей по отношении к задачам,целям, пробло-ш,наиболее значимым для аудитории в целом,но сплоченность моа-о воспринимать и как один из критериев эффективности станоплонзя дубноЙ аудитории как коллективного субъекта социально-культурной еятельности.Средний иэдекс сплоченности 0,87.Таким образоы, езультаты наблюдений и результаты анализа опроса респондентов оказывают,что гипотеза,положенная в основу исследования, казалась верна.
-16В заключении определяются основные пути внедрения предложенной методики становления клубной аудитории как коллективного субъекта социально-культурной деятельности в клубную практику и в учебно-воспитательный процесс при подготовке профессиональных работников сфары досуга к культ,ура;предполагаются дальнейшие пути развития поднято! в исследования проблемы,анализируются вопросы,не нашед-иче должного освещения в данном исследовании.
По теме диссертации опубликованы: 1„Молодая семья как объект изучения и воздействия на нее театрализованными формами //Семейное воспитание и подготовка молодежи к семейной жизни.-Тезисы к научной конференции.-Барнаул,1389.-С.72-75
2.Трансформация клубной аудитории в коллективный субъект социально-культурной деятельности //Проблемы культуры в условиях Сибири в перестройки.-Тезисы докладов республиканской научной конференции. Кемаро во, 1390. -С.85-В9
3. Выразительные средства театрализованных форм КПГ как фактор взаимодействия с клубной аудиторией //Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки.-Тезисы докладов республиканской научной конференции.-Кемерово, 1990.-С.167-171 /в соавт./
4.Моделирование клубного педагогического взаимодействуя //Демократия как важнейшее условие развития культуры.-Тезисы докладов научно-практической конференции. -Барнаул, 1990. -С.75-78
5.Программы сквозной практики студентов 1,2,4 курсов специализации "организация массовых праздников" факультета культурно-просветительной раоотн.-Барнаул .Алтайский гос-й институт культуры,— 1990.-Юс.
6.Двнь смеха:Мвтодическяе рекомендации по постановке первоапрельского праздника. -Барнаул:ШЦ нар. творчества и культпросветработы упр.культуры Алтайского крайисп.,1989.-19с.
'СШгаК.Зак.З-1. 100.27.01. л!.