автореферат и диссертация по педагогике 13.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев
- Автор научной работы
- Кергилова, Елена Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.07
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кергилова, Елена Николаевна, 1999 год
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения старших дошкольников к этнокультурным традициям.9
Глава 2. Особенности освоения детьми 5-6 лет традиций и обычаев алтайского народа (по материалам констатирующего эксперимента).
2.1. Задачи и методика констатирующего эксперимента.50
2.2. Особенности представлений дошкольников о традициях и обычаях алтайского народа и эмоциональное отношение к ним.59
2.3. Особенности умений детей 5-6 лет отражать этнокультурные традиции алтайцев в разных видах детской деятельности. 67
2.4. Состояние проблемы воспитания детей на эпгнокультурных традициях алтайцев в практике воспитания семьи и дошкольных учреждений республики Алтай. 73
Глава 3. Освоение детьми 5-6 лет этнокультурных традиций алтайцев.
3.1. Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы. 82
3.2. Организация культурно-пространственной, предметноразвивающей среды в дошкольном учреждении. 88
3.3. Формирование интереса и эмоционально-личностного отношения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев. 92
3.4. Обогащение представлений детей 5-6 лет об этнокультурных традициях алтайцев. 102
3.5. Развитие умений и навыков детей 5-6 лет отражать традиции и обычаи алтайского народа в разных видах деятельности. 120
3.6. Результаты контрольного эксперимента. 125
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев"
Актуальность исследования определяется ростом интереса к духовной культуре народов, развитием национального самосознания. Нивелирование культурных традиций ведет к потере исторической памяти, преемственности поколений и духовного наследия народов (Г.Н.Волков, Д.С.Лихачев, З.И.Равкин и др.).
Признание приоритета национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей требует обоснования аксиологических ориентиров образовательного процесса, определение способов включения в эти ценности с раннего возраста, в период формирования личности ребенка. Важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия играют этнокультурные традиции и обычаи, как наиболее близкие детскому опыту. Усвоение их ребенком обогатит представления об окружающем мире, о культуре не только своего, но и другого народа, вызовет интерес к познанию (Б.Г.Ананьев, Е.В.Бондаревская, Н.Ф.Голованова, Л.А.Христова и др.).
Традиции связаны с мировоззрением, средой обитания, образом жизни, трудом, творчеством народа (Н.П.Денисюк, В.М.Каиров, И.В.Суханов и др.). Эта целостность должна быть сохранена и в сфере современного образования. Использование отдельных компонентов культуры не делает процесс воспитания эффективным, не формирует в сознании и мироощущении личности представления о культурном наследии народа.
Целостное рассмотрение традиций и обычаев алтайцев в воспитании дошкольников позволит показать особенности их освоения. Традиции и обычаи алтайцев (древнего тюркского этноса) занимают достойное место среди других традиционных культур и содержат как своеобразные, так и общечеловеческие духовно-нравственные ценноста, которые могут обогатить современную педагогическую науку. Они опираются на мировоззрение и систему ценностных отношений, в которых мир и человек рассматриваются как единое целое. Главное предназначение традиционного образа жизни алтайцев - сохранение единства и гармонии экомира, обеспечивающей жизнедеятельность этноса и заключающей в себе глубокий экологический и нравственный смысл. В центре воспитательных традиций алтайцев стоит ребенок, который призван постичь эти ценности, сохранить и передать дальше.
Возможность комплексного подхода к проблеме социализации дошкольников на основе этнокультурных традиций, неопределенность эффективных педагогических условий этой работы послужила мотивом выбора нами данной темы исследования. Цель исследования. Теоретический анализ и обобщение опыта приобщения детей к этнокультурным традициям, разработка эффективных педагогических условий их использования в практике дошкольных учреждений и семьи (на примере алтайского этноса). Объект исследования. Педагогические условия приобщения детей 56 лет к традициям и обычаям алтайского народа. Предмет исследования. Освоения старшими дошкольниками этнокультурных традиций алтайцев.
Гипотеза исследования. Приобщение детей к традиционной культуре алтайского народа может протекать успешно, если: определено содержание педагогической работы с учетом воспитательного потенциала прогрессивных традиций и обычаев алтайского народа; разработана методика, обеспечивающая активное освоение детьми 5-6 лет этнокультурных традиций народа в единстве когнитивного, аксиологического и действенно-творческого компонентов жизнедеятельности ребенка; создана обогащенная культурно-пространственная, предметно-развивающая среда, обеспечивающая «погружение» воспитанников в социокультурный опыт народа;
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические аспекты проблемы приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям.
2. Выявить особенности освоения детьми 5-6 лет этнокультурных традиций алтайского народа и состояние практики использования их воспитательного потенциала в дошкольных учреждениях и в семье.
3. Определить эффективные педагогические условия приобщения детей к этнокультурным традициям алтайского народа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- установлена необходимость изучения традиций и обычаев народа как целостного явления, связанного с мировоззрением, образом жизни, трудом, бытом, творчеством этноса;
- разработаны педагогические условия приобщения старших дошкольников к этнокультурным традициям алтайцев;
- доказана их роль в присвоении детьми старшего дошкольного возраста традиций и обычаев алтайцев;
- доказано, что позиция ребенка как субъекта детской жизни позволяет ему становиться сопричастным к традициям близких людей и постигать их с удовольствием.
Практическая значимость исследования:
- разработана и апробирована программа приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайского народа «Росточек». Данная программа и технологии ее реализации могут быть использованы в дошкольных учреждениях тюркоязычных этносов (тувинцев, хакас, шорцев, якутов и др.), которые имеют идентичные этнокультурные традиции в воспитании детей. - методические материалы могут быть применены в профессиональной подготовке педагогических кадров, в системе повышения квалификации воспитателей детского сада. Методологической основой исследования являются философские, историко-педагогические исследования, посвященные изучению этнокультурных традиций как социального феномена, их сущности и значимости в развитии личности и общества; положения психологов об единстве сознания и деятельности; теория культурно-исторического развития личности; данные современной этнопедаго-гики, культурологии, философии, педагогики и психологии этноса. Методы исследования. Использована комплексная методика исследования, включакяцая анализ философской, историко-этнографической, психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта. Разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Анализ и изучение массового опыта использования этнокультурных традиций алтайского народа в практике семейного и общественного воспитания дошкольников, изучение и анализ продуктов деятельности детей, педагогической документации; группа социологических методов: беседы, опросы, анкетирование.
Достоверность результатов исследования определяется исходными теоретическими позициями в области педагогики, психологии, этнографии; использованием комплексной методики, адекватной целям, предмету и задачам исследования; результатами проверки опытно-экспериментальной программы и педагогических технологий ее реализации, соответствие тенденциям развития передового педагогического опыта.
Основные положения, выдвигаемые на защиту:
1. Алтайский народ обладает ценными воспитательными идеями и богатым содержанием традиций и обычаев, которые имеют как специфическое своеобразие, так и общечеловеческие ценности. Они опираются на природу ребенка, направлены на развитие его личности и вводят в мир тех социальных отношений, субъектом и объектом которых они сами постоянно являются, вызывают живой эмоциональный отклик и помогают активно осваивать социокультурный опыт.
2. Освоение детьми 5-6 лет этнокультурных традиций народа вызывает необходимость систематизации детские представлений о них. С этой целью создана Программа приобщения детей 5-6 лет в дошкольном учреждении и семье к традициям: почитание ребенка, как значимой личности; почитание ребенком своих родителей, семьи, рода, предков; познание им окружающего мира и принятие духовно-нравственных ценностей общества как своих собственных.
3. Приобщение дошкольников к этнокультурным традициям осуществляется как в педагогическом процессе дошкольного учреждения, так и в повседневной жизни семьи через комплексное воздействие различных компонентов культуры (творчество и искусство народа, труд, игры и т.д.).
4. Важное значение в освоении этнокультурных традиций имеет создание предметно-развивающей, культурно-пространственной среды для активной реализации детьми своих интересов, возможностей в отражении этнических черт в поведении, общении и в разных видах детской деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, результаты и выводы исследования докладывались на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и Министерства образования республики Алтай, на курсах повышения квалификации воспитателей, методистов, заведующих при республиканском институте повышения квалификации г. Горно-Алтайска (1995-1999гг). Материалы исследования используются на дошкольном отделении Горно-Алтайского педагогического колледжа при проведении спецкурсов и спецсеминаров, а также изучаются студентами при написании курсовых и дипломных работ. Основные выводы и рекомендации внедрены и используются в детских садах республики Алтай. Программа приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев «Росточек» составляет один из разделов республиканской региональной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в республике Алтай.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Содержит 16^ страниц основного машинописного текста, g таблиц. Библиография включает 199 наименований, из них 2 на иностранном и 5 на алтайском языках. В Приложении представлены таблицы, анкеты для воспитателей и родителей, Программа приобщения старших дошкольников к традициям и обычаям алтайского народа «Росточек», детские сочинения, произведения устного народного творчества, методические пособия.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика дошкольного образования"
Удалось добиться эмоционального отклика и бережного отношения детей на все то ценное, что создал алтайский народ на протяжении тысячелетней истории, активности детей в умножении этих богатств, в возрождении забытых национальных ценностей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование в целом подтвердила выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
I .Этнокультурные традиции алтайского народа представляют собой богатейшее содержание для развития духовно-нравственных качеств детей и подготовки их к активной социальной жизни в силу того, что:
- вводит детей в мир тех социальных отношений, субъектом и объектом коих они сами постоянно являются, которые вызывают у них живой эмоциональный отклик;
- традиции и обычаи алтайского народа имеют историческую основу, усвоение которых облегчается благодаря возможности воспринимать их современную модификацию «погружаясь» в этническую среду на примере собственной семьи, ее истории и родословной;
- постижение этнокультурных традиций народа: (почитание ребенка, родителей, семьи, рода, предков, других людей и окружающего предметного и природного мира) идет через комплексное воздействие таких компонентов культуры, как разные виды народного творчества и искусства, игры, праздники и развлечения, обряды, обычаи и ритуалы. Преломляясь через призму личного опыта ребенка, активизирует его мыслительную деятельность, лежащую в основе представлений, эмоционально-положительного отношения и интереса к традициям и обычаям народа и умений отражать их собственной жизни.
2. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие освоение детьми 5-6 лет этнокультурных традиций алтайского народа, которое заключается в следующем:
1-ое условие. Традиции должны рассматриваться как целостное явление в образовательном процессе дошкольного учреждения и в практике воспитании семьи. Определено доступное возрасту детей 5-6 лет содержание этнокультурных традиций и средств их преподнесения с учетом воспитательного потенциала прогрессивных традиций и обычаев алтайского народа, таких как:
- почитание ребенка как значимой личности общества и бережное отношение к нему, как значимой личности и носителю культурного наследия этноса;
- почитание ребенком своей семьи, рода, этноса и его истории, родного дома; выполнение этноэктикета в обществе;
- почитание ребенком окружающего мира (быта, труда людей, творчества народа, природы) как важных жизнеобеспечивающих явлений.
2-ое условие. Разработана методика, обеспечивающая активное освоение детьми 5-6 лет этнокультурных традиций алтайцев. Использование, как народных методов воспитания, так и современного педагогического опыта работы с детьми, обеспечивающей единство познавательного, аксиологического, действенно-творческого компонентов жизнедеятельности личности.
Реализация программы осуществлялась с соответствии с ее задачами в 3 взаимосвязанных этапа:
Цель 1 (подготовительного) этапа - формирование интереса и эмоционально-положительного отношения детей к традициям и обычаям алтайского народа.
Цель 2-го (основного) этапа состояла в обогащении представлений детей о традициях и обычаях алтайцев по последовательно усложняющейся цепочке: «Я - моя семья - мой род, предки, я - в окружающем мире и мир во мне». Воспитание эмоционально-ценностного отношения к традициям и стремление отражать их в деятельности репродуктивного характера. Цель 3-го (заключительного) этапа состояла в закреплении представлений детей о традициях и обычаях народа и ценностного отношения к ним, развитии умений и навыков детей при самостоятельном отражении этнокультурных традиций в разных видах детской деятельности. Воспитание познавательного отношения к традициям, развитие умения анализировать и сравнивать культуру своего народа с культурой других народов, находить общие и особенные черты, принятие общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. 3-ье условие. Создана обогащенная культурно-пространственная, предметно-развивающая среда, обеспечивающая «погружение» воспитанников в социально-культурный опыт алтайцев. Использование среды как носителя информации, средства воспитания. Предоставление детям широких возможностей для активного действенного познания, общения, удовлетворения интересов и творческих возможностей детей в освоении традиций и обычаев народа.
В ходе исследования были выявлены наиболее эффективные приемы, помогающие «погрузить» воспитанников в этническую среду. На всех этапах присутствовал образ взрослых, воплощающих в себе этнические черты (бабушка Кутей, дедушка сказитель, эпический герой Тастаракай и его друзья).
Так, ознакомлению с содержанием традиций и обычаев алтайского народа способствовали следующие методические приемы: слушание народных произведений - (сказок, легенд, алтайских мелодий); общение с Кутей, дедушкой сказителем, Тастаракаем и его друзьями: музыкантами, мастерицами, которые были приглашены на занятия. эмоциональный рассказ об обычае, обряде; рассматривание предметов быта, одежды и узоров на них; вопросы направленные на их анализ, традиционных действий и пр.; дидактические, словесные, подвижные и хороводные народные игры; педагогические игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, театрализации; пение, исполнение народных мелодии.
Проявлению творческих стремлений в создании собственного национального образа способствовали: проблемные ситуации, творческие задания (составление творческих описательных рассказов о предметах декоративно-прикладного искусства, сочинение собственных сказок, окончаний сказок), непринужденная, естественная обстановка в детском саду: привлечение взрослого (бабушка Kyjeft, дедушка сказитель, эпический герой Тастаракай и его друзья).
Исследование показало, что позиция ребенка как субъекта собственной деятельности обеспечивается включением детей в целостный процесс освоения содержания этнокультурных традиций, наличием анализа и поиска средств выразительности национальных образов, развитием у детей способности отражать черты этнического в разных видах детской деятельности.
Проделанная работа позволила выявить пути дальнейшего исследования, связанные с изучением культур народов нашей страны как целостного явления и с определением условий приобщения детей к национальным и общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кергилова, Елена Николаевна, Санкт-Петербург
1. Актуальность проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста /Под ред. Н.В.Ветлугиной и др. -М.,1983. -164 с.
2. Александрова Н.С. Формирование эстетического отношения к дымковскому народному искусству у детей 5-6 лет: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1995. - 15 с.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,1927. -380с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968. - 339 с.
5. Андреева В., Стеркина Р. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе //Дошкольное воспитание. 1991 №4 с.ЗЗ
6. Андрианов А.В. Путешествие на Алтай и Саяны. Записки РГО т.Х1 1888.
7. Аненкова Н.В. Воспитание у детей уважительного и заботливого отношения к родителям: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М.,1991. -18 с.
8. Анохин А.В. Материалы по шаманизму у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-12гг. Горно-Алтайск - 32 с.
9. Артановский С.Н. Историческое единство человека и взаимное влияние культур: Автореф. дисс. канд. фил ос. наук Л.,1967. - 31 с.
10. Ю.Арунюнян В.Х. Идеи воспитания в армянских народных сказках .Автореф. Дисс.канд. педнаук. Ереван., 1962. - 23 с.
11. П.Бабаева Т.И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе обучения: Автореф.дис. . канд.пед.наук. Л.,1973. - 23с.
12. Бабаева Т.И. Подходы к программе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду
13. Теоретические основы программы воспитания в детском саду. С-Пб.,1992. - С. 14-29
14. Бабаназарова X. Использование узбекского прикладного искусства в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф.дисс.кавд.пед.наук. Ташкент.,1974. - 21 с.
15. Бабанский Ю.К. Избр. педагогические труды. М.,1989. - 558 с.
16. Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской традиционной семейной культуре: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., - 1996. - 19с.
17. Бабунова Т.М. Роль народной игры в формировании творчества у дошкольников. В кн.: Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения. Межвуз.сб.научн.тр. Магнитогорск,1995.- с.29-38
18. Баймурзина В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики: Автореф. Дисс.докт.пед.наук. Казань.,1998. - 49 с.
19. Бакиева Д.Д. Воспитание уважительного отношения к старшим у детей 6-7 лет: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М.,1977. - 23 с.
20. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.-292 с.
21. Белинский В.Г. Собр.соч. в 3-х т. /Под ред. Р.М.Головенченко т.1 М.Политиздат, Образование ,1998. 800 с.
22. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизни М.,3нание,1990. - 62 с.
23. Блинов Г.П. Роль национальных обычаев и традиций в сознательной регуляции поведения. М.,Наука, 1989. - 126 с.
24. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.- Изд.» М.: Просвещение,1986. - 207 с.
25. Богатеева З.А. Пути формирования декоративно-орнаментальной деятельности детей дошкольного возраста (на материале аппликации). Дисс.канд.пед.наук. Л., 1973. - 168 с.iux>
26. Богомолова М.И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей нашей страны (старший дошкольный возраст): Автореф. Дисс.канд.пед.наук. М.Д971. - 19 с.
27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение.,1968. 464 с.
28. Болобан М. Ознакомление детей с традициями народов Севера // Дошкольное воспитание № 2.1996. 62-64 с.
29. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика 1995. № 4. - с29-36.
30. Бромлей Ю.В. Очерки истории этноса. М.,Наука,1983. - 412 с.
31. Бугаева A.JI. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Автореф.дисс.доктора, педдаук. Казань.,1977. -43 с.
32. Бурулова М.М. Традиционное воспитание алтайцев (старший школьный возраст): Автореф. Дисс.канд.пед.наук. М.,1996. - 19с.
33. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакассов. Абакан,1996. -180
34. Вавилова Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми: Дисс.канд.пед.наук. СПб.,1993. - 221 с.
35. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. -295с.
36. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М.,1993. - 270 с.
37. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1962. 372 с.
38. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. - 287 с.
39. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений. М.,1883. 321 с.
40. Водовозова Е.Н. Из русской жизни и природы, ч. 1-2,1971-72.
41. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары.,1974. - 376 с.
42. Воспитание детей в семье (Теория и методика) /Под.ред. Т АМарковой. М., 1979.
43. Воспитание детей в семье. Книга для родителей. /Под ред. З.И.Равкина. М., Учпедгиз,1959. - 432 с.
44. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. А.М.Виноградовой. М.,1989. - 95 с.
45. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,АПН СССР, 1960.-500 с.
46. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Сб.соч.: в 6 т. М.,1983 - т.З. -314-336 с.
47. Газеева С.А. Формирование у старших дошкольников справедливого отношения к окружающим на основе узбекского устного народного творчества: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Ташкент,1973. - 19 с.
48. Гогоберидзе А.Г. Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми народных хороводных игр: Автореф.дисс. канд. пед.наук. СПб.,1992. - 16 с.
49. Голованова Н.Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника: Дисс.докт.пед.наук. С-Пб.,1996.
50. Горностай Т.Л. Воспитание у старших дошкольников уважения к человеку труда (на материале произведений белорусского фольклора): Автореф.дисс. .канд.пед.наук. Минск.,1993. -21 с.
51. Грибовская А. А. Воспитание творческой активности у детей 4-7 лет средствами народного декоративного искусства: Автореф.дисс. .канд. пед. наук. М.,1988. - 16 с.
52. Григоренко Г.И. Игры с краеведческим содержанием как средство нравственного воспитания старших дошкольников: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. -М.,1979. 19с.1. Н X.
53. Григорьев В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности: Автореф.дисс.докт.пед.наук. М.,1998. - 66 с.
54. Гришина Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М.,1990. 17 с.
55. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., ИНИ, 1979. 472 с.
56. Гуревич П.С. Философия культуры. М.Д995. - 286 с.
57. Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореф.дисс. канд.пед.наук. Л.1973.-29 с.
58. Гуртуева М.Б. Идеи воспитания в балкарском фольклоре и их отражение в практической деятельности народа: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Баку.,1969. - 25с.
59. Гучене Г. Использование народных сказок в воспитании детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Вильнюс.,1968. - 32 с.
60. Даминова М.Д. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в узбекских семьях. Ташкент., 1963. - с.
61. Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности. Минск. ,Изд-во БГУ, 1979. - 136 с.
62. Детские народные подвижные игры. /Сост. А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., 1995. 222 с.
63. Детство. Программа воспитания и развития в детском саду. СПб.: Аксидент,1996. 224 с.
64. Деятельность и взаимоотношения дошкольников /Под ред. Т.А.Репиной. М.: Педагогика, 1987. - 192 с.
65. Дзинтере Д.О. Педагогические условия трудового воспитания детей дошкольного возраста в семье (на материале Латв.ССР): Автореф.дисс. канд.пед.наук. -М., 1973. 22 с.
66. Дьяконова В.П. Обряды, связанные с детьми у алтайцев. Томск, 1956in з
67. Дыренкова Н.П. Культ огня у алтайцев и телеут. Сб.Музея антропологии и этнографии. Вып.; Л., 1927 - 43с.
68. Запорожец AJB. Значение ранних периодов детства для формирования личности. //Принцип развития в психологии. -М.,1978. С.180-205 с.
69. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность //Вопросы психологии. 1967. - №1. - с.11-17.
70. Иззатова М.М. Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в сельской таджикской семье и пути ее совершенствования. Автореф.канд.пед.наук. М.,1980. - 19 с.
71. Изиева А.М. Формирование культуры межличностного общения старших дошкольников и первоклассников (на традициях этикета народов Дагестана): Автореф.дисс.канд.пед.наук. М.,1995. - 15 с.
72. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.,1991. - 250 с.
73. Ильенко И.П. Использование народных музыкальных инструментов в работе с детьми. Ташкент,1974. И с.
74. Исаенко В.П. Праздник в нашем доме. (Семейные обряды). М.,1996. -133с
75. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.Политиздат,1974. 328 с.
76. Казакова Р.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985. - 192 с.
77. Каиров В.М. Традиции и исторический прогресс: Автореф.дисс. докт.филос.наук. М.: Луч, 1994. - 188 с.
78. Как обносить педагогический процесс в дошкольном образовании. /Составитель И.А.Кутузова. СПб.,1996. - 207 с.
79. Карпинская Н.С. Русская народная сказка в моральном воспитании современного ребенка дошкольного возраста. Б.м.и. 1976. 14 с.
80. Каруновская Е.А. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком. Т.6. Новос-к., 1927 145 с.
81. Ковальская Е.Г. Народное декоративное искусство как одно из основ художественно-педагогического образования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л.,1959. - 19 с.
82. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.,1995. - 120 с.
83. Комарова Т.С. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей. (Сб.научн.трудов). М.: АПН СССР, 1983. - 132 с.
84. Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988. - 269 с.
85. Кон С.И. Культура и мир детства М., Наука, 1988. 429 с.
86. Контаунтене Н.А. Народные детские игры и их педагогическое значение М. 1977. 21 с.
87. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание . № 5,9-1989.
88. Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников среднего дошкольного возраста: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М.,1995. - 18 с.
89. Краткий словарь по социологии /Под.общ.ред. Д.М.Гвишиани, Н. И.Лапина; Сост.Э.М.Коржева, Н.Ф.Наукмова. М. .Политическая литература,1989. - 479с.
90. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности: Автореф. . докт. пед. наук. СПб.,1996. - 41 с.иЛ
91. Курочкина H.A. К проблеме использования художественного восприятия в дошкольное педагогике //Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. Л., 1989 102-115 с.
92. Левченко Т.А., Петелина Р.И. Ознакомление детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством Казахстана. Алма-Ата.,1988. - 103с.
93. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.,1975.- 302 с.
94. Леонтьев АН. Человек и культура. М.,1961.-115 с.
95. Лернер И.Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.,1983. - 337 с
96. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф.докт.пед.наук. -М., 1977-36 с.
97. Лисина М.И. О механизме смены ведущих деятельностей у детей в первые 7 лет //Проблемы периодоизации развития психики в онтогенезе. М.: Педагогика,1976. - С.5-8
98. Лихачев Д.С. Культура, как целостная среда // Новый мир 1994 №8 -7-8 с.
99. Лихачев Д.С. Экология культуры // Прошлое будущему. Л., Наука, 1985. - 575 с.
100. Логинова В.И. Формирование системных знаний у детей дошкольного возраста: Дисс.докт.пед.наук. Л.,1984. - 444 с.
101. Логинова В.И. Теоретические основы программы воспитания ребенка-дошкольника //Теоретические основы программы воспитания в детском саду. СПб., 1992. - С.3-14.нь
102. Лунина Г.В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения дошкольников: Автореф.дисс. кандлед.наук. М.,1995. -22 с.
103. Лыкова И.А. Формирование эстетического отношения в декоративно-прикладному искусству у детей старшего дошкольного возраста (на материале аппликации): Автореф.дисс.канд.пед.наук -. М.Д994. 19с.
104. Маханева М. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка. //Дошкольное воспитание. 1992. № 2 с.43
105. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания образования: Методические рекомендации. М.,1991. 35 с.
106. Молчева А.В. Развитие декоративного творчества у детей 2-7 лет (на материале народного искусства республики Башкортостан: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -М.,1995. 16 с.
107. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Автореф. . канд. пед. наук. Казань.,1990. - 16 с.
108. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1993. 160 с.
109. Новикова Г.П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -М.,1994. 18 с.
110. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. /Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.,Просвещение, 1989.
111. Овечкина Н. Чуть чуть прикоснуться к подлинно народному искусству. //Дошкольное воспитание №4 - 1993 - 5-8 с.
112. Огнева Г.Н. Знакомим дошкольников культурой и искусством алтайского народа. Горно-Алтайск., 1993. - 56 с.1. РГт
113. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М„ 1992.-955 с.
114. Орлова А.П. Преемственность народной и научной педагогики в развитии теории нравственного воспитания (на материале русской, белорусской, украинской народной педагогики): Автореф. .докт. пед. наук. М.,1996. - 34 с.
115. Орлова Л.В. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М.,1996. 15 с.
116. От чистого истока в прекрасное далеко (Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста) Сост. А.Л.Аборткина. -Кемерово.,1993.
117. Пантелеева Л.В. Художественный труд в детском саду СССР и СФРЮ. -М .: Просвещение, 1987. 287 с.
118. Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1989. - 159 с.
119. Петровский В.А. др. Личностно-развивающее взаимодействие. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. 85 с.
120. Петровский В.А., КларинЛм.! L и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.,1993. - с.
121. Потанин Т.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. В 4-х томах. -СПб.,
122. Потапов Л.П. Культ гор на Алтае // Советская этнография 1946 №2- 145-160 с.
123. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. M.JI.,1953 - 444 с.
124. Программа «Наследие» /Под ред. Новицкой М, Соловьевой Е // Дошкольное воспитание 1997. № 11 с 12, №12 - с 11.
125. Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. Васильевой Т.М. МД987. С .k £
126. Прогностическая концепция целей и содержания образования /Под ред. И.Я.Лернера, И.К.Журавлева. М., Педагогика, 1994 - 131 с.
127. Равкин З.й. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. -М.,1994. 280 с.
128. Радина Е.И. Забота о детях в детском саду. М.: Знание,1952. - 32 с
129. Радлов В.В. Из Сибири: Страницы из дневника: Пер.с нем. М.: Наука, 1989.-749 с.
130. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи. СПб., 1866 - 445 с.
131. Радуга.: Программа воспитания и обучения детей в детском саду (старший дошкольный возраст). М., 19^
132. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Сб.научных трудов. СПб.: Аксидент, 1996. - 128 с.
133. Ребенок дошкольник и воспитывающая среда. Сб.ст. /Под ред. Е.И.Тихеевой. Л.,1924 вып.1.
134. Российская педагогическая энциклопедия. /Под ред. В.В.Давыдова и др. М., 1996.
135. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. М.: Педагогика 1989. - т.1 - 485 с; т.2 - 322 с.
136. Руднев В.А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов Л.,Лениздат,1989 - 159 с.
137. Сагалаев A.M. Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск.: Наука Сиб.отд.,1990. - 209 с.
138. Сакулина Н.П. Развитие художественных способностей. М.,1959. - 369 с.
139. Салимханова Х.И. Влияние образцов устного народного творчества на формирование нравственных качеств детейдошкольного возраста: Автореф.дисс. канд.пед.наук. Баку.,1990. -26 с.
140. Саматов Ш.Б. Развитие национальных культур в современных условиях Ташкент.: Узбекистан,1990. - 167 с.
141. Самсонюк Н.Ф. Народные пословицы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М.,1983. - 19 с.
142. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб.,1993. - 19 с.
143. Священное дерево и его атрибуты. В юн.: Национальное наследие и современность. - Горно-Алтайск., 1984. - 44 с.
144. Силистрару Н.В. Этнопедагогика молдаван. (В связи с проблемой взаимодействия народной педагогики с педагогической наукой). М.,1997. 68 с.
145. Смирнова Р.Н. Роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании. (На материале искусства малых народностей Приамурья).: Автореф.дисс.канд.пед.наук.- М.,1978. -21 с.
146. Советский энциклопедический словарь /Под.ред. А.М.Прохорова. М.: Советская энциклопедия,1989. - 678с.
147. Советская историческая энциклопедия.в 12 т. /Под ред. Е.М.Жукова. М.: Советская энциклопедия, 1961.
148. Соколов Ю.М. Русская обрядность. М., 1988.
149. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (19-20вв).: Автореф.дисс. .докт. пед. наук. Чебоксары, 1998. 42 с.
150. Среда-воспитатель и проблема детского сада /Под ред. С.Т.Шацкого. М.,1925. - 191с.
151. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. -206 с.
152. Суразаков А.С. Предание старины глубокой: (О голубых тюрках Алтая). Научно-популярный очерк. Горно-Алтайск., 1985. - 79 с.
153. Суханов В.И. Традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. - 216 с.
154. Тагирова Х.А. Воспитание у дошкольников дисциплинированности на основе идей педагогики народов Дагестана.: Автореф.дисс.канд. пед.наук. М.,1996. - 22 с.
155. Теоретические основы содержания общего среднего образования. /Под ред. В.В. Краевского, И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1983. -337с.
156. Теплицина С.В. Поэтика саамского фольклора в обучении словесному творчеству детей дошкольного возраста. Автореф.дисс.канд.пед.наук. М.,1998. - 18 с.
157. Тихеева Е.И. Современный детский сад, его значение и оборудование. СПб,1914. 3-40с.
158. Тощакова Е.М. Традиционная народная культура алтайцев (19. нач. 20 вв). Новос-к.: Наука.Сиб.отд.,1978. - 160 с.
159. Тюхтенева С.П. Архаические элементы в современном мировоззрении алтайцев.: Автореф.дисс.канд.истор.наук. -М., 1996. -18 с.
160. Угринович Д.М. Обряды. За и против. М.: Политиздат,1975. -175с.
161. Универсальное и национальное в дошкольном детстве. /Под ред. Л.А.Парамоновой М., Центр человеческих ценностей, 1993. - 511 с.
162. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.,1973. 79 с.
163. Усова А.П. Советы родителям в воспитании детей дошкольного возраста. М.,1956. - 144 с.
164. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Соч.т.2 М.Д945 -429 с.
165. Философский словарь. /Под ред. И.П.Фролова. -Изд.5. М.: Политическая литература, 1987. - с.220,225, 300,311,462,487.
166. Философский энциклопедический словарь. /Под ред. С.С.Аверинцева М., Советская экциклопедия.1989. Т.4 - 439 с.
167. Флерина Е.А. Эстетические воспитание дошкольника. М., 1961. -334 с.
168. Фокина Э.Д., Скворцова JI.H. Русский фольклор детям. - СПб.: СПГУПМД993. - 43 с.
169. Фурмина Л.С. развлечения в детском саду. М.: Просвещение, 1975-223 с.
170. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.,1984.
171. Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у дошкольников : Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1984.-21 с.
172. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань.: Татарское изд-во, 1967. - 232 с.
173. Харчевникова Е.В. Формирование интереса к русской народной песне у детей 4-6 лет на занятиях по постановке голоса: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.,1996. - 19 с.
174. Хасанова Ж.С. Подготовка воспитателей к использованию казахской народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников.: Автореф.дисс.канд.пед.наук. А-Ата.,1995. - 20 с.
175. Ховратович Б.М. Нравственный идеал в хакасской народной педагогике. : Автореф.дисс.канд.пед.наук. Новос-к., 1972. - 20 с.
176. Хомякова И.С. Воспитание заботливого отношения к окружающим у шестилетних детей в семье и детском саду: Автореф.дисс.канд. пед.наук. -М., 1991. 17 с.
177. Христова Е.Л. Народная педагогика: историографические и историко-м его дологические проблемы: Автореф.дисс. канд.пед.наук. М.,1988. - 20 с.
178. Чанчибаева Л. О современных религиозных пережитках у алтайцев. В кн. Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Сб.статей. Новосибирск,1978. - 90-103 с.
179. Черник Т.В. Идеи и традиции русской педагогики в воспитании культуры отношений современных дошкольников: Автореф.дисс. канд.пед.наук. М.,1996. - 22 с.
180. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника: Автореф.дисс.докт.пед.наук. Ростов-на-Дону.,1995.-47 с.
181. Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск., 1981. - 180 с.
182. Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Т. 1. Барнаул.,1900.
183. Эдоков В.И. Декоративно-прикладное искусство алтайцев. Ученые записки. Вып. 10. Горно-Алтайск., 1971.
184. Эльконин Д.Б. Детская психология / Развитие ребенка от рождения до 7 лет. М.,1960.
185. Эстетика. Словарь /Под ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат,1989. - 447 с.
186. Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск., 1992.
187. Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Сб.статей. Новосиб.,1978. 221 с.
188. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и семейное положение. СПб., 1891 - 308 с.
189. Литература на английском языке.
190. Bowman В. Т. The callenge of diversity. // Phi Delta kappan 1994 -vol. 76, №3-p. 218-224.
191. Katz L.G. Perspectives on the quality of early childhood programs.// Phi Delta Kappan. 1994 vol.76 №3 p. - 200-205.
192. Литература на алтайском языке.
193. Алтай албатынын алкыштары. (Благопожелание алтайского народа). Горно-Алтайск, 1991. 86с.
194. Алтай кеп-куучындар. (Мифы и предания Алтая). Горно-Алтайск.: АкЧечек, 1994.-415 с.
195. Суразаков С.С. Алтай фольклор. Горно-Алтайск.,1975.
196. Муйтуева В.А. Алтай jaH. (Алтайские принципы и законы). Горно-Алтайск., 1997.-207 с.
197. Огош балдарга кычырар бичик./Под ред. Е.Н.Кергиловой. Горно-Алтайск., 1991. 145 с. (Хрестоматия для детей дошкольного возраста).
198. Алтай тилди уредери ле таскадарынын программазы./Под.ред. Е.Н.Кергиловой. Горно-Алтайск., 1989. 48 с. (Программа обучения детей дошкольного возраста алтайскому языку и ознакомлению с окружающим).